Значение машиностроительного комплекса рф в народном хозяйстве. Значение машиностроения в отраслевой структуре промышленности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль машиностроения в развитии экономики Российской Федерации. Подотрасли общего, тяжелого и среднего машиностроения, выпускаемое оборудование. Производство металлических изделий и заготовок. Ведущие отрасли точного машиностроения, их продукция.

    презентация , добавлен 19.02.2013

    Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Значение машиностроения в экономике Украины. Современный уровень развития и характеристика размещения отрасли. Структура машиностроительного комплекса Украины. Основные проблемы, перспективы развития и территориальной организации машиностроения.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2007

    Ведущая роль машиностроения в национальной и региональной экономике. Состояние машиностроения в Вологодской области, основные предприятия отрасли в области, перспективы развития. Задачи правительства Вологодской области в развитии машиностроения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Отраслевая структура и характерные нюансы размещения машиностроения РФ, предпосылки развития. Транспортный комплекс: главные направления развития на перспективу. Фактор импортозамещения в машиностроении. Проблемы машиностроения и его тенденции в 2014 г.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2017

    Место машиностроения в едином народном хозяйстве России. Размещение отраслей комплекса. Факторы, определяющие развитие и особенности размещения тяжелого машиностроения и приборостроения. Развитие производства станков и кузнечно-прессового оборудования.

    реферат , добавлен 21.04.2011

    Отрасль машиностроения как один из самых главных элементов развития производительных сил. Основные угрозы для развития машиностроения на внутреннем и внешних рынках. Причины кризисного состояния машиностроения в Украине на примере отдельных производств.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Важная особенность красноярского машиностроения - высокий удельный вес оборонных производств. Радиопромышленность, производство средств наземной и космической связи. Характеристика отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития отрасли.

    Понятие о машиностроительном комплексе и формах организации производства

    Определение 1

    Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей и производств, которые занимаются производством машин и механизмов.

    В состав комплекса входит примерно $19$ крупных отраслей и подотраслей, которые производят как средства производства, так и предметы широкого потребления, бытовую технику. Машиностроение принадлежит к тройке отраслей, определяющих характер и темпы НТР. Чем совершеннее средства производства (машины и механизмы), тем эффективнее производство.

    Для машиностроения характерны такие формы организации производства, как специализация, кооперирование, концентрация.

    Определение 2

    Специализация – это выпуск предприятием однородной продукции или выполнение подобных операций.

    Специализация бывает предметная и постадийная (поэтапная, операционная). Благодаря специализации происходит увеличение производства количества продукции, улучшение ее качества и снижение себестоимости.

    Определение 3

    Кооперирование – это такая форма организации производства, при которой для выпуска готовой продукции объединяется несколько предприятий на основе специализации.

    Оно широко применяется в автомобилестроении, авиастроении.

    Определение 4

    Концентрация – это такая форма организации производства, при которой на одном предприятии происходит сосредоточение многих видов производства, укрупнение предприятий.

    Структура машиностроительного комплекса России

    Машиностроительный комплекс России имеет сложную разветвленную отраслевую структуру. Географии предприятий машиностроения зависит от многих факторов и определяется особенностями готовой продукции.

    Сырьем для машиностроительного комплекса служит продукция металлургии. Сам комплекс делится на собственно машиностроение и металлообработку.

    Продукция машиностроения делится на две группы – группа «А» - средства производства и группа «Б» - предметы потребления.

    Наиболее известными и главными составляющими машиностроительного комплекса являются:

    Отраслевая структура претерпевает изменения под влиянием НТР и общественно-политических процессов.

    Особенности и значение машиностроительного комплекса России

    Большая доля продукции машиностроения России предназначена для военно-промышленного комплекса и АПК. Важную роль играют отрасли электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

    Значение машиностроительного комплекса и его структура

    Машиностроительный комплекс - это сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает в себя много специализированных отраслей, схожих по технологии и используемому сырью и создающих машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте и т.д. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит "малая металлургия" - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.

    Машиностроение - необходимое звено любого промышленного комплекса. Недаром оно занимает ведущие позиции в структуре мирового хозяйства. Современную жизнь вряд ли можно представить без использования продукции машиностроительной отрасли, весьма разнообразной по своему содержанию и включающей как выпуск элементарной продукции массового потребления, вроде калькуляторов, станков и бытовых приборов, так и производство различных высокоскоростных суперкомпьютеров, спутников, элитных автомобилей и авиалайнеров.

    Современное машиностроение развивается все более стремительными темпами и затрагивает уже практически все сферы экономической и производственной деятельности человека, глубоко укореняясь в повседневную жизнь. Постепенно все большее значение в структуре отрасли приобретают электроника, роботостроение, автомобильная и авиаракетно-космическая промышленность.

    Машиностроение по праву можно считать двигателем прогресса, так как достижения именно этой отрасли, в частности электроники, во многом способствуют вступлению человечества в эпоху информационного общества, на пороге которого мы сейчас находимся.

    Все это еще раз доказывает огромную значимость современного машиностроительного комплекса в структуре мирового хозяйства, а также подтверждает необходимость его дальнейшего изучения, развития и модернизации.

    Структура машиностроения очень сложна. В настоящее время в структуре машиностроительного комплекса насчитывается 20 крупных комплексных отраслей куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническая, станко-инструментальная и инструментальная промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильная, подшипниковая промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационная промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио - и электронная промышленность.

    В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4% приходится на автомобилестроение, 12,3% - на электротехнику и приборостроение, 10,3% - на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, 6% - на химическое и нефтехимическое машиностроение, 2,4% - на машиностроение для легкой и пищевой промышленности, 2,1% - на строительно-дорожное машиностроение, 1,9% - на станкоинструментальную промышленность, 1,8% - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, свыше 35% - на оборонные и другие подотрасли.

    Структура отечественного машиностроения характеризуется тем, что преобладает производство средств производства для тяжелой промышленности, а также характеризуется высокой степенью милитаризации, т.е. высока доля военной техники при заметном отставании выпуска потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.

    Особенностью отраслевой структуры машиностроительного комплекса является то, что за годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу “натурального хозяйства”, c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов, насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, что в конечном счете, приведет к дальнейшему экономическому росту страны, повышению эффективности и производительности общественного труда и роста благосостояния населения.

    Классификация отраслей машиностроения в зависимости от особенностей технико-экономической спецификации и значения в экономике

    Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно подразделяется на:

    - энергетическое;

    - транспортное;

    - сельскохозяйственное;

    - строительно-дорожное;

    - производство технологического оборудования для промышленности;

    - железнодорожное;

    - станкостроительное и инструментальное;

    - автомобильное машиностроение и др. группы.

    В отраслевой структуре машиностроения все отрасли подразделяются на:

    1.старые - это отрасли, которые стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке;

    2. новые - отрасли, которые обнаруживают некоторый рост производства;

    3. новейшие - отрасли, являющиеся главными "катализаторами" НТР, демонстрируют быстрый и устойчивый рост.

    Новейшие отрасли машиностроения отличаются наукоемкостью. К ним, в первую очередь, относятся электроника, ракетостроение, роботостроение, атомное машиностроение, сенсорное оборудование, системы автоматизированного проектирования и т.п. Опережающими темпами растет производство вычислительной техники, микропроцессоров, промышленных роботов, средств связи.



    В настоящее время из электротехнической промышленности выделяется практически вполне самостоятельная отрасль машиностроения - электронная промышленность. Это важнейшее макроструктурное изменение всего машиностроения. Заметные сдвиги произошли в мезоструктурах отраслей машиностроения: в транспортном резко возросло значение автомобильной и авиационной промышленности, резко потеснивших судостроение и производства подвижного состава для железных дорог. В самостоятельную отрасль превращается ракетно-космическая, пока находящаяся в составе авиационной. Очень большие изменения идут в микроструктурах всей отрасли. Новые направления обеспечивают и создание новых технологических процессов, в том числе заводов-автоматов, работающих по "безлюдной" технологии.

    Отрасли машиностроения подразделяются так же в зависимости от размещения производства и особенностей технологического процесса на.

    Сущность, структура и характерные особенности машиностроительной отрасли в России.

    Москва 2004

    1. Сущность, структура и характерные особенности машиностроительной отрасли в России…………………………………………………………...4

    1.1. Значение машиностроения в отраслевой структуре промышленности…………………………………………………………...4

    1.2. Факторы отраслевой структуры, специализации и формы организации машиностроительного производства………………………8

    1.3. Динамика пропорций и тенденции совершенствования отраслевой структуры…………………………………………………….19

    2. Управление формами общественной организации и размещением предприятий……………………………………………………………….29

    2.1. Сущность, формы и показатели концентрации производства…..29

    2.2. Централизация, децентрализация и делегирование полномочий в управлении………………………………………………………………...33

    2.3. Департаментизация и кооперация………………………………...39

    2.4. Централизация и децентрализация………………………………..48

    2.5. Дифференциация и интеграция……………………………………51

    2.6. Экономическая эффективность концентрации производства в промышленности……………………………………………………….. 56

    2.7. Оптимальные размеры предприятий и размещение отраслей промышленности………………………………………………………….62

    2.8. Показатели эффективности размещения предприятий машиностроительной отрасли…………………………………………...71

    3. Функционирование машиностроительной отрасли и ее субъектов в рыночной экономике…………………………………….………………..74

    3.1. Классификация продукции машиностроительной отрасли…………………………………………………………………….74

    3.2. Количественная оценка конкурентоспособности машиностроительной продукции………………………………………..82

    3.3. Рыночная конъюнктура и конкурентоспособность продукции…90

    4. Отрасль, фирма, предприятие в различных типах конкурентной среды……………………………………………………………………….92

    4.1. Совершенная конкуренция………………………………………...92

    4.2. Монополистическая конкуренция и эффективность фирмы……94

    4.3. Поведение фирмы на олигополистическом рынке……………..103

    4.4. Ценовая дискриминация…………………………………….……115

    4.5. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта………………………………………………………………….121

    4.6. Показатели монопольной власти…………………………...……128

    5. Организационно – производственные основы выпуска продукции…132

    5.1. Основные организационно – правовые формы предприятий….132

    5.2. Производственная структура предприятий машиностроительной отрасли..………………………………………………………………….140

    5.3. Структура и организация производственного цикла………..….146

    5.4. Организация поточных и автоматизированных методов производства……………………………………………..………………152



    6. Тенденции и перспективы развития машиностроительной отрасли...159

    6.1. Научно-технические перспективы развития машиностроения..159

    6.2. Планирование технического развития предприятий в отрасли..163

    6.3. Инновационная и инвестиционная политика…………….……..167

    6.4. Совершенствование системы оплаты труда как фактора социальной стабильности……………………………………………….174

    6.5. Промышленная политика – инструмент перехода к экономическому росту…………………………………………………..179

    Список использованных источников……………………………………...189

    За последние годы в России проделана огромная работа по перестройке всей политической и экономической жизни, осу­ществлению радикальной реформы хозяйственного механизма. К сожалению, непродуманность осуществления этой реформы привела экономику страны к затяжному кризису. Этот кризис затянулся на долгих девять лет и лишь начиная с 1999 года ситуация стала меняться в лучшую сторону. ВВП страны в 1999 г. вырос на 5,4 %, в 2000 г. - на 9, в 2001 г. - на 5, в 2002 г. - на 4,3 %, т.е. за четыре последних года ВВП увели­чился примерно на 1/4. Если к этому прибавить прирост около 6 % в 2003 г., то за 1999-2003 гг. ВВП страны должен возрасти примерно на 32 %. Но даже с учетом его роста к концу 2003 г. мы достигли лишь 70% уровня ВВП 1990 г.

    Достигнутые в течение последних пяти лет успехи в экономическом развитии позволили отодвинуть нашу страну от края, на котором мы оказались в результате беспрецедентного для мир­ных лет российской истории падения производства в 90-е гг.

    Машиностроение по праву считается ведущей отраслью про­мышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии - 50 % , в Германии - 48, в Швеции - 42, в США - 40, во Фран­ции - 38, в Великобритании - 36 %. Машиностроительный ком­плекс России производит лишь около 21 % промышленной про­дукции. Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремон­тное производство, а также малую металлургию, является мате­риальной базой технического перевооружения. От него в реша­ющей степени зависит производительность общественного тру­да, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отрас­лей хозяйства. Главная задача машиностроения - обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными маши­нами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рын­ке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поко­лений машин и механизмов, способных обеспечить многократ­ный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий про­изводственной разработки образцов до массового выпуска гото­вых изделий.

    Актуальны также углубление специализации и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого и ме­жотраслевого назначения; ускорение обновления основных про­изводственных фондов; повышение эффективности использова­ния действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей

    Большинство задач, поставленных жизнью пе­ред этим стержневым, структурообразующим сектором эконо­мики, не было выполнено. Как и в других отраслях, в МК в 1990-2002 г. произошел значительный спад производства боль­шинства видов станков, электромашин, электродвигателей, ав­томобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, оборудо­вания для легкой и пищевой промышленности, медтехники, запчастей к машиностроительной продукции. По оценкам Гос­комстата России, сокращение физических объемов машиностро­ительной продукции в 2002 г. по сравнению с 1990 г. составило 43 %.

    Среди основных причин падения научно-технического уровня продукции машиностроения:

    Отказ от государственной поддержки передового производства в рамках соответствующих программ, снятие государствен­ных дотаций;

    Сокращение госзаказов на эти виды оборудования. Сейчас за­метно снижение и до этого невысокой доли экспорта машин и оборудования (в 80-е годы экспортировалось только 3 % из­делий машиностроения, да и то по демпинговым ценам, чаще всего в страны третьего мира).

    Все это говорит о чрезвычайно низком научно-техническом уровне нашего машиностроения.

    В 1997-2002 гг. осуществлялось:

    Расширение производства современного технологического обо­рудования, в первую очередь для отраслей ТЭК и обрабатыва­ющих отраслей;

    Совершенствование структуры выпуска автомобилей;

    Развитие производства конкурентоспособного оборудования и инструментов;

    Расширение ассортимента транспортных средств, строитель­но-дорожных машин, сельскохозяйственной техники;

    Снижение издержек во всех отраслях машиностроительного производства.

    В результате реализации этих мероприятий правительством, произошла стабилизация производства в 2000 г. и начало роста по целому ряду видов продукции.

    Один из основных путей решения многих проблем машино­строения - это развитие внутреннего рынка машиностроитель­ной продукции. Особенность российского производственного сектора состоит в том, что в нем доминируют естественные монополии или оли­гополии, в основном сырьевой направленности, которые являют­ся одновременно и финансовыми монополистами в силу разви­того у них экспортного потенциала. Без их заказов машиностроение России не может развиваться нужными темпами.

    Основными направлениями технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса на ближайшее время будут:

    Развитие новых технологий, в первую очередь, энерго- и ре­сурсосберегающих, способствующих повышению конкурен­тоспособности машин и оборудования;

    Приведение структуры производства в соответствие с требова­ниями рынков;

    Формирование крупных структурообразующих объединений, холдингов и корпораций, имеющих повышенную финансо­вую устойчивость и способных к саморазвитию;

    Увеличение темпов обновления и ввода новых основных фон­дов на устойчиво работающих предприятиях;

    Создание федеральных научных центров высоких технологий, объединяющих вокруг себя научные, производственные и финансовые организации для образования самоподдерживающихся и саморазвивающихся корпоративных систем.

    Ниже (таблица 1) представлены некоторые результаты ра­боты машиностроения и металлообработки.

    Таблица 1.

    Основные показатели работы машиностроения и металлообработки

    Число действующих предприятий (на конец года), тыс. 5,3 47,7 57,8 56,6 54,7 51,8 45,4
    Объем промышленной продукции, млрд. руб. (до 1998 г. - трлн, руб.)
    Индекс промышленного производства, в про­центах к предыдущему году
    Среднегодовая числен­ность промышленно-производственного пер­сонала, тыс. человек
    Сальдированный фи­нансовый результат (прибыль минус убы­ток)*, млн. руб. (до 1998 г. - млрд. руб.) -10492
    Уровень рентабельно­сти продукции*, процентов 21,2 10,3 18,4 14,1 14,5 12,7

    * С 1995 г. - по данным бухгалтерской отчетности.