Перспективы государственно – общественного управления в школе - Документ. Портал "Экономистъ" - Ваш успех в учебе и работе! Управление и самоуправление

Одним из факторов устойчивого развития общества является уровень развития системы общественного самоуправления, как создание условий для участия человека в управлении обществом, что устраняет кризисы и конфликты «верхов и низов».

Развитие системы общественного самоуправления строится на выстраивании в коллективах красоты единения и построении объединенной энергосистемы. В настоящем каждая система представляется как подсистема, но более высокого уровня по отношению к большей системе. Тогда её специфику определяют те свойства, которые важны именно с точки зрения функционирования системы более высокого уровня - надсистемы. Поэтому самоуправление рассматривается как тройственность взаимообусловленности развития и целевой ориентации: подсистемы-система-надсистема. общественный самоуправление государственный

Система общественного самоуправления является той основой, на которой создаются условия для проявления инициативы прогрессивно мыслящей части населения. Причем проявление инициативы осуществляется при обеспечении согласованности многоуровневых целей и интересов субъектов участвующих в управлении, устранении дублирующих связей, обеспечении адаптации к конкретным условиям.

В настоящее время, для внедрения актуальной на сегодняшний день системы общественного самоуправления, (далее СиОС) необходима поддержка со стороны государства, что обусловит преодоление социальной апатии посредством увеличения числа людей, участвующих в управлении государством через систему общественного самоуправления на разных административно-территориальных и отраслевых уровнях. Поддержка государством может быть проявлена через создание экспериментальных площадок апробации инновации - системы общественного самоуправления.

Для того, чтобы государство успешно и стабильно развивалось, необходимо наличие согласовательной системы, обеспечивающей связь структурных элементов государства и общественный самоконтроль функционирования всех его звеньев и подсистем. Именно общественное самоуправление должно выступить согласовательным механизмом между ветвями власти, стать в будущем третьей вершиной в силовом треугольнике управления государством, что позволит осуществить общественный контроль за исполнением норм морали, нравственности и эволюционных законов, по которым развивается человечество, исключив тем самым возможность правонарушений, раскрывающую всесторонние возможности для включения каждого человека в управление государством посредством коллективного и общественного сотворчества.

Миссия: Достижение наибольшей эффективности национальной социально-экономической системы, на основе стимуляции включенности человека в жизнедеятельность общества и создание народного контроля.

Цель: Создание экспериментальной площадки под названием «Общественное самоуправление» по апробации инновационных управленческих технологий.

Задачи:

  • 1. Сформировать СиОС как 3 ветви самоуправления: 1) производственное; 2) территориальное; 3) социальное (образовательное, здравоохранение, культура) во взаимодействии с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
  • 2. Создать центр общественного самоуправления, как экспериментальную площадку, для объединения усилий общественных организаций, политических партий, представителей производственных и иных коллективов, а также представителей 3-х ветвей государственной власти по привлечению населения к активному участию в местном самоуправлении.
  • 3. Внедрить механизм функционирования СиОС на базе общественных организаций реализующий инициативу людей посредством их вовлечения в систему общественного самоуправления, избрания координационных советов СиОС как постоянно действующих выборных комиссий, обеспечивающих взаимодействие депутатов, коллективов и общественных организаций, а также инициативных представителей населения.
  • 4. Изучить и применить модель согласования госуправления и общественного самоуправления.
  • 5. Разработать и внедрить систему работы с районными службами, городскими, окружными в рамках территориального самоуправления.
  • 6. Создать общественные кадровые агентства в районах, городах.
  • 7. Внедрить систему коллективной стратегии и модель универсального самоуправления в рамках производственного самоуправления.
  • 8. Разработка схемы взаимодействия с учреждениями образования, здравоохранения, культуры для комплексного развития человека в рамках социального самоуправления.

Объект исследования: Модель системы общественного самоуправления

  • 1. Механизм реализации проекта
  • - инновационные модели управления - моделирование успеха;
  • - интегрально-кардинальное обучение;
  • - оздоровительные технологии;
  • - методика коллективной стратегии;
  • - технология работы Совета - 12-ти;
  • - теория и практика интеграционных процессов.

Чтобы будущее вошло в настоящую жизнь человеку нужно научиться мыслить категориями будущего, формируя образ будущего в своем сознании, а затем воплощая этот образ в реальность решения каждодневных вопросов. Если проанализировать, как поступает человек, когда ему нужно решить любую задачу: он строит решение этой задачи на своем прошлом опыте. Но при этом нестандартную задачу, которую человек ранее не решал, он не сможет решить, основываясь на прежнем опыте. И тогда будущее в его жизни не наступит, так как для будущего нужен алгоритм новых решений, а не старых.

Именно с новым, инновационным алгоритмом предлагается ознакомится в реализации проекта. Таким алгоритмом является универсальный природный алгоритм действия Законов Природы.

Но трагедией человека является его нежелание строить новую жизнь по Законам Природы. Отсутствует устремление к новому уровню познания и достижения. Ибо затормозив развитие, человек вступает в конфликт с Законами Природы. И это противоречие связано с воздействием новых энергопотоков, как результат вступления человечества в новую эпоху Водолея стимулирующего человека к групповому творчеству. Человеку надлежит осознанно стремиться к групповому творчеству, обучаясь коллективной ответственности. В противном случае начинается разрушение энергосистемы человека, в том числе и физического тела. В этом случае начнет значительно искажаться сознание и изменяться восприятие окружающего мира. Произойдет самоизоляция, так как развитие будет происходить не по спирали, а по замкнутому личностному кругу.

Структура системы общественного самоуправления (далее СиОС)

СиОС также имеет 3 ветви самоуправления по аналогии с 3-мя ветвями государственного самоуправления:

  • 1. Ученый Совет - создается как законодательная ветвь стратегического планирования. Разрабатывает программы развития, в том числе по конкретным запросам населения, коллективов.
  • 2. Секретариат - создается как вспомогательная ветвь для тактического планирования.
  • 3. Координационный совет - создается как руководящий орган общего собрания СиОС (федерального, регионального, городского, районного, уровней), по наставничеству и подготовке кадров группового сотрудничества.

Для оперативного руководства и согласования действий (стратегии и тактики) трех ветвей СиОС создается согласовательно-экспертная комиссия.

  • 4. Общее собрание представителей прогрессивных сил, партий, предприятий, организаций и т.д.
  • 5. Совет лидеров - представителей предприятий, организаций, учреждений,
  • 6. Предприятия, организации, учреждения.
  • 7. Члены организаций, предприятий, учреждений.

Описание инновационного предложения: Впервые внедряется научно обоснованная модель системы поэтапного целеориентированного формирования общественного самоуправления позволяющая достичь наибольшей эффективности функционирования государственных структур на основе творчества личности и инициативы общественности (населения). В практической деятельности применяется универсальный алгоритм целеориентированного поэтапного формирования системы общественного самоуправления, стимулирующий ускоренное внедрение инноваций и кадровое обновление государственных структур.

Впервые на государственном уровне 3 ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная взаимообусловлены и взаимодействуют с 3-мя ветвями системы общественного самоуправления, что повышает эффективность управления регионом (государством). И именно народовластие в виде многоуровневой СиОС явит собой гарант стабильности в государстве и благополучия членов общества.

Основным условием поэтапного формирования многоуровневой системы СиОС является обучение будущих членов СиОС методам поэтапного формирования коллективной стратегии. Коллективная стратегия позволяет ускоренно внедрить, доработать или поставить заключение о несовершенстве предлагаемых технологий. Это же является фактором обновления и совершенствования госструктур, науки, образования, производства, культуры, управления и т.д.

Творческий рост личности, члена СиОС, демонстрирует взаимодействие госструктур и общественного самоуправления. Причем СиОС являет собой и целевую установку, и стимулирующий фактор.

Взаимодействие госструктур и общественного самоуправления осуществляется через переходный процесс - 7 уровней структуры в пространстве построения и 12 этапов реализации по времени.

В СиОС происходит разработка и, в основном, апробация на практике результатов теоретических исследований и инноваций. Одним из важных направлений исследовательской работы при построении ОЭС является изучение энергий единения и деления. Поскольку энергия единения значительно превышает энергию деления, то эволюция предполагает постепенный отказ от разделения, как первостепенного условия развития.

Синтез и единение становятся основным источником поддержания жизненной активности человека в групповом организме, где личность является его неотъемлемой частью. Процесс анализа и деления используется лишь для замены устаревших для последующей эволюции частей общей Системы Жизни.

На духовном, эволюционном этапе энергия развития созидается при единении разрозненных ранее Систем Жизни в объединенную большую Систему. В результате единения выделяется энергия связи (по принципу дефекта масс - Мп + Мн = Мя + Есв / С в квадрате) значительно большая, нежели при делении на составляющие части (как в случае, например, ядерного распада). Известно, что реакция деления атомных ядер хотя и связана с выделением огромной энергии, но все же менее энергоемка нежели термоядерный синтез, то есть слияние ядер атомов. Поэтому энергия разделения *анализа) всегда меньше энергии единения (синтеза).

Именно это и определяет Путь всеобщего Развития - Путь движения от меньшего единства к большему, при котором организация системы упорядочивается, степень Хаоса уменьшается, а следовательно, понижается энтропия.

Таким образом, выбор эффективного Пути развития и есть высшая Мудрость, и в то же время это есть свободный выбор определения направления движения.

Структура формирования СиОС (8 структурных подразделений):

  • 1. Центр непрерывного образования : «Школа системного мировоззрения» в образовательном самоуправлении создается с целью научить человека коллективному сотрудничеству. Переход к демократическому обществу и системе самоуправления возможно осуществить через подготовку населения на основе концепции коллективной стратегии, активизации творчества людей по месту жительства, вовлечение их в социально значимую деятельность. Это способствует решению вопросов объединения людей, профилактике правонарушений, устранению социальной апатии, кризисов, стрессов, конфликтов.
  • 2. Центр Здорового образа жизни . Устранение искажений в образе жизни - это насущная задача сфер культуры, образования и профилактической медицины. И это то общее, что объединяет медицину, образование и культуру в системе социального самоуправления. В области здравоохранения система здорового образа жизни способна стать надежной системой профилактики на основе: 1) причинно-системной профилактики и методологии ранней диагностики заболеваний; 2) определения отклонений в образе жизни от нормы; 3) обучения людей причинности развития, эволюционным ориентирам и целям при формировании всесторонности жизни.
  • 3. Кадровое агентство . Организуется с целью решения проблемы занятости населения. Проводятся консультации по профессиональной ориентации не трудоустроенного населения. Предоставляется возможность активизации людям пенсионного возраста в социальной адаптации (нужности, значимости, реализации богатого накопленного опыта).
  • 4. Бизнес-инкубатор . Организуется с целью привлечения молодежи обучению организации малого бизнеса. Кадровый менеджмент рассматривается в бизнес-инкубаторе как в широком смысле этого понятия - как социально-экономическая политика государства по стимулированию всестороннего развития личности, в том числе и эволюции сознания человека, так и в узком смысле - как подготовка молодых людей к успешной и эффективной деятельности на производстве и открытии малого бизнеса.
  • 5. Центр социального прогнозирования . Организуется с целью рассмотрения перспектив развития системы общественного (социального, территориального, производственного) самоуправления и стратегии управления районом, городом, областью, государством.
  • 6. Территориальное самоуправление.
  • 7. Производственное самоуправление
  • 8. Социальное самоуправление

Модель общественного сотрудничества

Модель общественного сотрудничества (далее МОС) и СиОС строится на основе универсальных моделей № 1, 2, 3, 4. Модели иллюстрируют процесс поэтапного формирования общественных организаций, систему их взаимодействия и совместной деятельности в том числе созданию экспериментальных площадок, апробации и воплощению новаторских идей, по раскрытию инициативы людей, их трудоустройства и профилактики правонарушений.

МОС и СиОС создают условия для достижения наибольшей эффективности будущего устройства национальной и международной системы общественного самоуправления. Модели СиОС, программа СиОС основаны на теории эволюции человечества, движущей силой которой есть стремление человека к наиболее эффективному управлению пространством жизни посредством познания, адаптации, сотрудничества, кооперировании и интеграции с окружающим миром. Поэтому эволюция определяется как поэтапное формирование сознания личности, коллектива, общества в системе непрерывного в течение жизни обучения. Следовательно, МОС и СиОС открывают для человечества и государств осознаваемые горизонты развития и демонстрируют систему ценностных ориентиров во имя которых Жизнь на Земле и осуществляется.

МОС и программа СиОС описывается формулой совместного развития - СиОС + коллективное сотворчество + универсальные модели, то есть система общественного самоуправления, проявляемая посредством коллективной стратегии, создана на основе универсальных закономерностей развития систем и воплощаемая во всех сферах жизнедеятельности общества. Это позволяет раскрыть движущие и созидательные силы построения новой общественно-экономической формации, а также дает возможность открыть систему и механизм целеориентированного и поэтапного формирования новых более эффективных укладов жизни человека и цивилизации в целом.

Используемые универсальные модели позволяют прогнозировать и моделировать процессы на производстве и в социальной сфере, устраняя конфликтность развития и обеспечивая рост эффективности не только производства, но и развития человека, семьи, коллектива, общества.

2. Модель СиОС

Общественные организации объединяются на экспериментальных площадках для апробации инноваций в обществе.

В настоящее время для достижения обществом (человечеством) качественно нового уровня развития необходимым этапом является преодоление социальной апатии посредством увеличения количества людей участвующих в управлении государством и общественном самоуправлении на разных административно-территориальных и отраслевых уровнях. Для преодоления социальной апатии у людей необходимы следующие основные меры:

  • 1. Со стороны государства - поддержка самодеятельности людей, создание экспериментальных площадок для апробации актуальности и эффективности инициатив и идей, а также разработка механизма их дальнейшего воплощения.
  • 2. Формирование многоуровневой системы общественного самоуправления (СиОС) как механизма воплощения инициативы людей.

Идея, сформированная у человека, вначале должна найти поддержку единомышленников через СиОС - то есть вначале идея должна овладеть массами и на её основе должен быть сформирован носителем идеи творческий коллектив. Творческий коллектив входит в СиОС. СиОС помогает определить эффективность идеи и создать проект внедрения. Далее образованный творческий коллектив у местного совета и администрации (в том числе на производстве) должен получить поддержку для создания экспериментальной площадки с целью разработки и последующего внедрения новации. Это и есть взаимостимулирование деятельности госуправления и общественного самоуправления.

Однако основной проблемой для общества является пробуждение у человека на начальном этапе стремления к активному образу жизни, принятию ответственности за судьбы людей в семье, коллективе, предприятии, обществе.

3. Формирование причинно-системного мировоззрения. Мировоззренческая глубина человека является основой для адекватного расширения в жизненном пространстве. Чем глубже человек, тем шире пространство жизни и эффективнее связи в нем. А потому поверхностный человек рождает поверхностные и малоэффективные отношения. Глубокий человек рождает многоуровневые и высокоэффективные взаимосвязи людей. Однако поверхностные отношения формируются быстрее, но они кратковременны и неустойчивы. Глубокие отношения формируются по времени дольше, но они будут устойчивыми, являющими красоту, чистоту и счастье полноты жизни.

Таким путем создаются условия для развития людей и привлечения их к общественно полезной деятельности, в том числе через предпринимательство, что способствует устранению напряженности, профилактике правонарушений и иных недугов в обществе. В этом случае общественные организации могут выполнять функции кадровых агентств, которые будут решать задачи:

Обучать: 1) более эффективным способам деятельности, коллективной ответственности и сотворчеству; 2) создавать гармонию личной жизни и межличностных отношений, обеспечивая полноту включенности человека в окружающий мир, что компенсирует односторонность развития, которая есть у каждого человека, как причина его болезней, стрессов, неудовлетворенности, нереализованности.

Трудоустраивать как уже ценных специалистов, способных устанавливать бесконфликтные и взаимовыгодные коллективные отношения в труде.

Модель системы госуправления и СиОС

В государстве существует 3 ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная. Для повышения эффективности управления государством деятельность 3-х ветвей власти должна быть согласована с общественным самоуправлением. Общественное самоуправление должно постепенно стать третьей ветвью власти посредством самоуправления, то есть подлинной судебной системой народовластия, формирующей законы, основанные на высокой культуре отношений, ответственности, высших ценностных ориентирах и нравственности идеалов мирового сообщества. Неразвитость же третьей системы власти и её проявление через судебную ветвь обусловлено низким уровнем развития культуры социально-экономических отношений мирового содружества. И именно народовластие в виде многоуровневой СиОС явит собой гарант стабильности в государстве и благополучия членов общества.

В науке управления было доказано, что человечество и другие царства природы развиваются по универсальной схеме 12-ти этапов циклического формирования 7-ми уровней структуры любой системы жизни. В этом проявлена всеобщая схема развития. Модель СиОС - это эффективный механизм всестороннего развития общества посредством согласования межведомственных и территориальных интересов регионов, отраслей и населения при создании условий раскрытия способностей и инициативы человека и его включения в систему многоуровневого управления государством.

Организация работы системы по методике Совета - 12-ти (по 12-ти этапам, блоков организационных задач)

В процессе поэтапной работы происходит поэтапное преобразование материальных и иных ресурсов (элементов) в готовый продукт (реализация цели). В результате периодичности повторения смены 2-х фаз на 7-ми уровнях системы происходит формирование производственного цикла 12-ти этапов, адекватных поставленной цели. В то же время на каждом этапе производственного цикла происходит повторение в малом цикле 2-х фаз (от общего к частному и от частного к общему). Такой малый цикл, состоящий из 2-х фаз, проявленный на одном из 7-ми уровней системы, есть детерминанта системы. Детерминанта системы определяет один из этапов производственного цикла и его сущностную характеристику, при этом включая в работу предшествующие этапы.

  • 1-й этап. Управление и конструирование идеи, проекта. Управляющая структура, стимулирующая активность воплощения проекта. Общественное самоуправление. Дирекция, Администрация, Совет общественного самоуправления.
  • 2-й. (включая предшествующий . Обеспечение деятельности. Форма, через которую проявляется цель создаваемой системы, материальные факторы, кадры, социальное обеспечение проекта. Ресурсы: основные и оборотные фонды. МТС. Отдел кадров. Социальное обеспечение.
  • 3-й. (включая предшествующие. Планирование, распределение ресурсов в предстоящей деятельности и кооперация подразделений. Структуризация технологического процесса. Планово-производственный отдел. Отдел маркетинга. Создание рынка услуг.
  • 4-й. (включая предшествующие. Технология и образец. Технология выполнения действий. Технологическая подготовка. Подготовка кадров к специфике данного производственного цикла. Изготовление образца продукции.
  • 5-й. (включая предшествующие. Комплектация и подготовительное производство. Комплектующие. Отдел главного механика. Управление элементами формы для подготовки исходных для сборки элементов и воплощения замысла.
  • 6-й. (включая предшествующие. Контроль качества комплектации. Структуризация, систематизация и оптимизация процессов как вынашивание (тактико-стратегический поиск) нового качества при синтезе исходных материалов. ОТК. Входной и промежуточный контроль, в том числе социальной инфраструктуры. Контроль социального обеспечения проекта.
  • 7-й. (включая предшествующие. Интеграция элементов комплектациив соответствии с требованиями проекта. Адаптация к применению. Производство: обслуживающее (склад, транспорт и т.д. Диспетчерские.
  • 8-й. (включая предшествующие . Сборочный процесс. Преобразование посредством интеграции исходных подсистем в новую систему заданного качества. Основное производство (сборочное)
  • 9-й. (включающая предшествующие. Наладка и испытания, регулировка, Служба проверки, доводки качества в соответствии с требованиями проекта. Адаптация к применению. (ОТК и т.д.).
  • 10-й. (включая предшествующие. Контроль и приемка результатов деятельности со стороны надсистемы (общества). Образование новой системы и включение её в другие иерархические и синергетические системы Службы приемки заказчика, сбыта, транспортировка.
  • 11-й. (включая предшествующие. Служение во благо обществу. Применение полученной системы в целях развития окружающего мира. Распределение и реализация. Службы распределения, поставки, сбыта, торговли.
  • 12-й. (включая предшествующие. Результаты деятельности по воплощению проекта. Подготовка к новому, еще более совершенному процессу. Синтез предшествующего опыта жизни обретенного в настоящем цикле, что позволит начать новый процесс на качественно более совершенном уровне как суть спиралевидного восхождения. Бухгалтерия. Анализ резервов реализации, внедрения, определение путей совершенствования завершенного цикла

Ученическое самоуправление

как компонент государственно – общественного управления

КГКП «Электротехнический колледж »

Республика Казахстан, г. Семей

Проблемы современного образования обусловлены внешними факторами, которые связаны с социально – экономическими проблемами , социальной дизодаптацией человека к изменившимся условиям и внутренними факторами – элементами самой системы колледжа: субъектно - объектными отношениями учителя и учащихся, процессом обучения. Увлечение фактологией вытеснило знание о методах познания, имеется отставание в правовом, экологическом и экономическом образовании. К негативным фактором и другие относят потерю идеалов, снижение роли ученических организации. Вещизм, наркоманию и др.

Основной задачей системы образования на современнном этапе является организация воспитательно – образовательного процесса с развитием отношений в русле сотрудничества, с переходом от авторитарного стиля управления к самоуправлению. Самоуправление, по мнению, делегирование многих полномочий и ответственности за результаты учебы и труда самим участникам педагогического процесса.

Необходимым условием развития ответственности и нравственности является самоуправление, как возможность накопления личного опыта выбора способов поведения. Нельзя не согласиться, что «человек чувствует себя ответственным только за те процессы и действия, в которых он принимает более или менее активное участие и имеет возможность выбора. Единственный способ повысить чувство социальной ответственности – расширение реальной, действенной демократии и самоуправления». И, конечно же, управлять колледжем, делами колледжа только тогда, когда человек способен управлять собой.

На всех этапах развития система ученического самоуправления формируется под руководством членов педагогического коллектива на основании следующих принципов: каждому коллективу учащихся - свой орган самоуправления; самоуправлению колледжа - систему исполнительных органов; каждому направлению работы орган - самоуправления; каждому делу - свой организатор; каждому учащемуся - конкретное поручение; всем членам исполнительных органов - действенные права и обязанности; всем активистам - школу организаторов; всем органам самоуправления - единство действий и взаимодействие.

С целью координации деятельности органов самоуправления и обеспечения их более тесного взаимодействия разработана структура самоуправления:

Учебной группы;

- отделения;

Все структурные компоненты системы самоуправления выполняют следующие функции:

1. Контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся.

4. Информирование, идейно-воспитательная и идеологическая работа среди учащихся.

Культмассовый сектор планирует, помогает в организации и проведении общих мероприятий колледжа. Творческая группа ищет материалы для сценариев мероприятий, оказывает содействие в проведении репетиций; организационная группа составляет графики проведения мероприятий, дежурств на мероприятиях, курирует проведение мероприятий.

Информационно-пропагандисткий сектор обеспечивает информационную поддержку всех секторов.

· Редакционная группа освещает деятельность колледжа через печатные издания.

· Выпускает стенные газеты к праздникам, вывешивает объявления о предстоящих мероприятиях.

· Работают в пресс-центре, издают газету «Вестник ЭКО», организуют акции «Милосердия»

Правовой сектор призван способствовать разрешению конфликтов между учащимися и преподавателями, между учащимися и родителями, между учащимися. Сектор способствует правовому всеобучу. В колледже организован отряд «Сақшы». Работа с сотрудниками Затонского ОП УВД г. Семей и правоохранительными органами г. Семей.

Сектор спорта п омогает в организаций спортивных мероприятий, способствует пропаганде ЗОЖ, вовлекает в спортивные секции.

Трудовой сектор помогает в организации дежурства, субботников, уборки территории, способствует сохранности имущества колледжа.

Сектор по связям с общественостью п омогает в профориентационной работе и работе с молодежными организациями города, работа с ОО «Исток», «Жасыл ел», «Салауат», «Ассамблеей народов Казахстана», Музеем боевой славы, краеведческим музеем, музеем Абая, дом-музеем Достоевского, музеем имени семьи Невзоровых

Таким образом, небольшой опыт работы колледжа по формированию навыков самоуправления у учащихся показывает, что:

1. Самоуправление - необходимый компонент современного воспитания.

2. Самоуправление - радикальное средство, обеспечивающее условие для совершенствования идеологической и идейно-воспитательной работы по всем направлениям.

3. Самоуправление - условие, способствующее социализации будущих специалистов.

4. Самоуправление - средство выражение личностных, творческих задатков.

5. Самоуправление - фактор, обеспечивающий развитие профессионально-педагогических качеств личности

Структура Совета учащихся


Список литературы:

2. Быкова, материалы к анализу и планированию работы в учебных заведениях среднего профессионального уровня. // завуч, № 1, 2001.

3. Гершунский диагностика. Киев, 1986.

4. Никитина ценностного сознания учителя. Педагогика,


Перспективы государственно – общественного управления в школе.

Кравченко Ирина Игоревна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»

– это такое управление школой, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, а именно обучающиеся, их родители, работники образовательного учреждения и общественность.

Одной из форм государственно - общественного управления является ученическое самоуправление. Достойное образование наших детей - главная задача каждого из нас. Актуальным является развитие и поддержка лидеров в школе. Во многих образовательных учреждениях успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, которое способствует более успешной социализации выпускников, так как наши школьники осваивают разные социальные роли, учатся руководить и подчиняться.

В настоящее время большинство учреждений находится на этапе мотивационно - ценностного осознания необходимости создания органа государственно-общественного управления в школе. Обойти этот этап нельзя, он логичен в череде действий, ведущих к созданию и эффективному функционированию Управляющего совета.

В течение последующих лет идея государственно-общественного управления переходила из одного нормативно-правового документа в другой и достаточно полно отражена в современных законодательных и нормативных документах и локальных актах. Так, в ныне действующем Законе Российской Федерации «Об образовании» демократический, государственно-общественный характер управления образованием определен в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения, что должно придать управлению образовательными учреждениями государственно-общественный характер, демократизировать его.

В «Концепции государственно-общественного управления школой» , разработанной лабораторией государственно-общественного управления образованием Института управления образованием РАО под руководством В. Бочкарева дается определение понятия ГОУО:

Государственно-общественное управление – это такое управление школой, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы.

Цель государственно-общественного управления образованием – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.

Система государственно-общественного управления образованием включает в себя :

    всех участников образовательного процесса,

    органы управления образовательного процесса

    органы государственного управления образованием;

    нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;

    процедуры и механизмы их взаимодействия.

«Главная задача государственно-общественного управления образованием – помочь школе организовать достойный уклад жизни».

Современная образовательная политика нацеливает школу на выстраивание партнерских отношений с родителями и сообществом с целью максимального включения всех участников образовательного процесса в деятельность по управлению образовательным учреждением.

По словам министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, «Российское образование вышло на новый уровень, и теперь важно добиться, чтобы заложенный потенциал проявился в полной мере: образование стало открытым для общества».

Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций муниципалитета.

Мы понимаем – без общественного участия жизнь и развитие нашей системы образования будут весьма проблематичными. Более того, все чаще мы говорим о необходимости открытости (прозрачности) всех институтов общества.

Можно говорить о двух направлениях развития государственно – общественного управления:

Первое – его организация в каждом образовательном учреждении с помощью профессионального сообщества и ученического самоуправления.
Второе – взаимодействие с внешними заинтересованными структурами (или окружающей средой) – это представители родителей, общественные организации (объединения), шефы, фонды, ассоциации выпускников, средства массовой информации и другие.

На сегодняшний день во всех учреждениях образования действует структура управления, где в той или иной мере представлена общественная составляющая. Подтверждением сказанному являются педагогические советы, методические объединения, творческие группы – эти формы государственно-общественного управления учреждением действуют вполне эффективно: имеют конкретные планы, программы, результаты.

Работа по созданию системы государственно-общественного управления образованием в школе ведется с 2005 года.

Наша школа активно взаимодействует с различными социальными институтами: учреждениями дополнительного образования, советом ветеранов центрального района, психологическими центрами, постоянное сотрудничество осуществляется с детскими садами, которые являются залогом успешных первоклассников на начальном этапе и социально адаптированных выпускников на завершающем.

Хотелось бы подробней остановиться на таком государственно - общественном органе управления как ученическое самоуправление.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Кроме того, для любой школы одной из важных задач является вырастить социально адаптированного гражданина.

Альберт Эйнштейн заметил: «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали».

Сегодня важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для того чтобы он мог адаптироваться в социуме, быть успешным, ему необходимы определенные знания и умения, с помощью которых он сможет определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи. Актуальность развития ученического самоуправления на сегодняшний день бесспорна. Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с пунктом 4 статьи 50 закона РФ «Об образовании». Администрация и педагогический коллектив нашей школы делает ставку на воспитание лидеров, в процессе воспитательной деятельности происходит формирование социальной компетентности школьников, именно поэтому мы встали на ступень формирования ученического самоуправления.

Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности, ее организации, анализе работы, подведении итогов и принятии соответствующих решений. Участие в этом процессе, исходя из опыта других школ, развивает в детях инициативу и творчество, лидерские и организаторские качества, поддерживает постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое, интересное, улучшающее его существование. В практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как ученическое самоуправление должно стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемого в общеобразовательном учреждении. Оно открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Во многих образовательных учреждениях успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.

В нашей школе ведется работа над выбором модели ученического самоуправления, где единоначалие, сочетающееся с самоуправлением всех участников образовательного процесса, обеспечивает государственно-общественный характер управления им. Мы рассматриваем самоорганизацию как организацию себя (какого-либо коллектива, команды) на решение жизненных задач, стоящих перед коллективом. Самоорганизация играет важное значение в школьном ученическом самоуправлении - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл нашего ученического самоуправления в обучении ребят управлять собой, своей жизнью в обществе; в обучении детей основам демократических отношений в обществе.

Главной целью в развитии мы считаем создание условий для ученического самоуправления в классе и школе как фактора формирования инициативной, самостоятельной, творческой личности с активной гражданской позицией.

Роль ученического самоуправления как фактора рождения инициативы и развития лидерских качеств в государственно-общественном управлении заключается в том, что часть коллектива занимает активные позиции, руководит остальными, организовывает процесс и устанавливает отношения, тогда как некоторые ребята оказываются в подчиненной роли, иногда это происходит вследствие каких-то личностных качеств или отсутствия ниши востребованности. Поэтому важно, чтобы почти каждый смог побывать в роли лидера, успешно возглавить, организовать какое-либо дело. Самоуправление является частью создаваемого гражданского общества, которое способствует более успешной социализации выпускников, так как наши школьники осваивают разные социальные роли, учатся руководить и подчиняться.

Нашему обществу нужны грамотные, инициативные люди - лидеры, которые могут в дальнейшем построить демократическое общество, а для ребят, прошедших школу лидера, необходим успех. Ю.Е. Лукьянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы». Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, ощущениях ими своего роста и движения вперед, овладении социальной компетентностью, связанной с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.

Можно сказать, что в настоящее время большинство учреждений находится на этапе мотивационно-ценностного осознания необходимости создания органа государственно-общественного управления в школе. Обойти этот этап нельзя, он логичен в череде действий, ведущих к созданию и эффективному функционированию Управляющего совета. Вспомним строки из книги «Фрунзенская коммуна», книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанной ими самими: «Самоуправление нельзя «дать», нельзя «взять», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать».

Список использованной литературы

1. Вестник образования. - 2001. - № 5. - С. 14-32.

2. Герасимова Е.В. Школьная демократическая республика «Мир» // Классный руководитель. 2008. № 4.

3. Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Хочу быть лидером! (Детское общественное движение «Ученическое самоуправление»). Вып. № 2. – Нижний Новгород, 2002.

4. Колышкина Л.П., Солдатенко Е.Н. Что дает государственно-общественное управление образовательному учреждению и местному сообществу? / Информационно-методический журнал «Национальный проект «Образование». - №5. 2007. – с. 37 – 38

5. Оськина С. Ученическое самоуправление: от теории к практике // Воспитание школьников. 2009. № 5.Белокуриха»)

Понятия: «самоорганизация», «управление», «местное самоуправление», «самоуправление»; самоорганизация в ранних человеческих обществах; закономерности развития управления, МСУ и самоуправление; причины возникновения МСУ и тенденции развития; Европейская хартия местного самоуправления; место современного МСУ в системе социального управления.

Существует три вида форм организации коллективной жизни людей:

Самоорганизация - это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация воли биосоциальной целостности (рода, община)

Управление - это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является навязывание воли субъектом объекту.

Самоуправление - это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация индивидуальной воли человека.

Категория «МСУ» (местное самоуправление) представляет собой один из этапов становления самоуправления, характеризующийся участием индивидов местного сообщества в решение вопросов местного значения. МСУ имеет локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это - власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных Конституцией и законом, публичная негосударственная власть. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (выборы, референдум и др.) и через избираемые органы (советы, мэры).

Самоорганизация в ранних человеческих обществах: самоорганизация общества на самых ранних стадиях своего развития реализовывалась в форме МСУ на основе принципов, близких к современным его моделям, т.е. МСУ было одной из первых форм самоорганизации общества задолго до образования государства. Примитивные формы самоуправления сформировались в результате выделения общественных полезных дел, которые было выгоднее и эффективнее решать не всем членам сообщества: племенем, родом, общиной, - а доверить их решение отдельным членам сообщества. Вследствие усложнения общественной жизни стали образовываться государства. Наиболее общая причина возникновения и гос., и муниципального управления - необходимость регулирования отношений в коллективе: выполнение «общих дел» и преодоление конфликтов. На определенной стадии общественного развития прежняя социальная родоплеменная организация перестала удовлетворять потребности общества в способах решения «общих дел» и преодоления конфликтов. В результате перехода к оседлому способу жизни появились общины. В них были выборные старейшины и другие «управленцы». Они образовали зачатки муниципальной организации на местах.


Закономерности развития управления, МСУ, и самоуправления: с возникновением господства социальных взаимосвязей возникает управление, которое прежде всего является навязыванием воли. Основными причинами возникновения управления являются разделение труда, появление собственности. Управление обществом при его развитии проходит определенный цикл и обнаруживает свою ограниченность в связи с увеличением многогранности социокультурных взаимосвязей и развитием человека.

В современных условиях необходимость в государственном и муниципальном управлении не только сохраняется, без этого невозможно современное общество. В связи с усложнением проблем общественной жизни, разрастанием сферы «общих дел» (в том числе на местах) роль управленческого труда возрастает, его специализация становится разностороннее, нередко публичное управление проникает и в те сферы, которые ранее считались исключительно частным делом (некоторые вопросы семейной жизни, духовная сфера личности). Гос. и муниципальный аппарат растет, он увеличивается в пропорции к численности населения, занятого другим трудом.

Продолжает действовать и вторая причина - социальная асимметрия общества и связанные с нею конфликты, приобретающие публичное значение (есть и конфликты, не имеющие общественно значимого характера). Хотя в условиях современного общества происходит улучшение качества жизни всех слоев населения, но социальное неравенство существует, а иногда и углубляется. Есть множество других различий в обществе, связанных с разновидностями труда, профессиями, возрастными, половыми и другими особенностями различных групп людей. Различия порождают противоречия, становятся формой противоречий. Их необходимо регулировать, не позволяя дойти до крайней черты. Можно считать, что государства вырастали из самоуправляемых сообществ путем их объединения и преобразований. Другими словами, примитивная форма самоорганизации, основанная на общественном характере регулирования социальных и хозяйственных процессов, уже на ранней стадии несла в себе признаки современной гос. структуры. Из этого следует очевидный вывод: эволюция примитивных форм территориального самоуправления в результате усложнения общественных отношений объективно должна привести к образованию государств, в которых властные институты уравновешенны общественными. В современном обществе всегда будет нужен какой-то регулятивный институт, действующий от имени общества, для решения «общих дел» и урегулирования общественно значимых конфликтов. По традиции он, видимо, будет называться гос-вом, хотя сфера и методы его деятельности могут принципиально измениться. Сохранится и муниципальное управление для регулирования отношений в территориальном коллективе. Его организация и способы деятельности также могут стать иными. С использованием новой техники, информатики государственное и муниципальное управление будет становиться все ближе к населению, приобретать непосредственный характер. Однако они вряд ли будут заменены простым голосованием населения по каждому случаю принятия решений.

Причины возникновения МСУ и тенденции развития: МСУ возникает на основе последовательно существующих причин: 1) развитости человека, т.е. при определенном уровне его культуры; 2) исчерпанности форм управления в связи с усложнением и многократным увеличением количества вопросов местного значения; 3) наличие тенденции устранения разделения труда в формах организации коллективной жизни внепроизводственной сферы; 4) наличие общественной формы собственности.

Место современного МСУ в системе социального управления: концепция МСУ исходит из того, что существуют разные виды публичной власти. Государственная власть РФ распространяется на всю территорию государства, государственная власть субъекта РФ - на его территорию. МСУ имеет локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это - власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных Конституцией и законом. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (выборы, референдум и др.) и через избираемые органы (советы, мэры и др.). МСУ - это один из видов управления определенными (установленными законом) общественными делами локального сообщества людей. Оно представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. МСУ организуется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно автономно: его органы не входят в систему органов гос. власти и не подчинены иерархически друг другу.