Предпринимательское право россии. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

  • 2.Хозяйственные общества и товарищества, кооперативы
  • 3.Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  • 4.Малые предприятия. Предпринимательская деятельность гражданина
  • Глава 3.Правовые вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
  • 1.Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
  • 2.Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов а) Основы налоговой системы. Виды налогов
  • Б) Функции органов, контролирующих соблюдение налогового законодательства
  • В) Права и обязанности предпринимателей-налогоплательщиков
  • 3.Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
  • 4.Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг
  • 5.Правовое регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги
  • 6.Правовое регулирование кредитования и расчетов в народном хозяйстве
  • Глава 4.Правовое регулирование приватизации и разгосударствления государственных и муниципальных предприятий
  • 1.Понятие и юридическая основа приватизации в россии
  • 2.Органы, осуществляющие приватизацию государственных и муниципальных предприятий
  • 3.Порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий
  • 4.Договор купли-продажи при приватизации
  • 5.Иные способы разгосударствления государственных и муниципальных предприятий
  • 6.Правовые проблемы приватизации на транспорте
  • Глава 5.Правовой режим имущества субъектов предпринимательства
  • 1.Право собственности как основа предпринимательства
  • 2.Право хозяйственного ведения и оперативного управления в предпринимательской деятельности
  • 3.Право арендатора как вещное право предпринимателя
  • 4.Право внутрихозяйственного ведения имуществом
  • 5.Общая характеристика правового режима имущества предпринимательских структур
  • 6.Классификация и правовой режим имущества хозяйствующих субъектов
  • Глава 6.Гражданско-правовые обязательства и договоры в предпринимательской деятельности
  • 1.Понятие и система предпринимательских обязательств и договоров
  • 2.Производственно-оперативные договорные и недоговорные обязательства
  • 3.Управленческие обязательства и договор в предпринимательской деятельности
  • III. В системе управленческих обязательств в предпринимательстве формируется группа обязательств, возникающих из причинения ущерба в результате выполнения управленческих функций.
  • 4.Внутрипроизводственные обязательства и договор
  • Глава 7.Ответственность за нарушения в предпринимательской деятельности
  • 1.Понятие, значение, виды и функции ответственности в предпринимательских отношениях
  • 2.Санкции в предпринимательских отношениях
  • 3.Основания ответственности
  • 4.Ответственность в управленческих и внутрипроизводственных отношениях предпринимательства
  • Глава 8.Правовые формы хозяйственного расчета и экономического стимулирования
  • 1.Значение, понятие и виды хозрасчета
  • 2.Правовые формы хозрасчета
  • 3.Правовая природа и формы экономического стимулирования
  • 4.Правовая организация фондов экономического стимулирования
  • Глава 9.Защита прав и законных интересов предпринимателей
  • 1.Сущность хозяйственных (экономических) споров в условиях рынка. Общие принципы защиты прав предпринимателей
  • 2. Претензионный порядок урегулирования споров
  • 3.Рассмотрение споров арбитражным судом а) Система арбитражных судов рф
  • Б) Основные принципы организации и деятельности арбитражных судов
  • В) Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам
  • Г) Оформление исковых заявлений
  • 4.Рассмотрение споров в международном коммерческом арбитраже
  • 5.Рассмотрение споров третейским судом
  • Часть II введение
  • Глава 1.Правовое регулирование предпринимательской деятельности
  • 2.Планирование промышленного производства
  • 3.Правовые формы реализации товаров
  • Глава 2.Правовые основы предпринимательства в строительстве
  • 1.Правовые аспекты предпринимательства в строительстве
  • 2.Государственное регулирование строительной деятельности
  • 3.Правовые основы инвестиционного обеспечения строительства
  • 4.Порядок заключения договора строительного подряда
  • Глава 3.Правовое регулирование хозяйственной деятельности агропромышленного комплекса
  • 1.Понятие сельскохозяйственной деятельности
  • 2.Правовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • 3.Правовое регулирование реформ в агропромышленном комплексе
  • 4.Договор контрактации сельхозпродукции
  • 5.Правовое регулирование материально-технического обеспечения апк
  • Глава 4.Правовое регулирование предпринимательских отношений по перевозкам
  • 1.Законодательство о транспортной системе
  • 2.Правовые формы реализации транспортных услуг
  • 3.Понятие, порядок заключения, форма и виды договоров перевозки груза
  • 4.Заключение договоров, связанных с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договоров, связанных с подачей и уборкой вагонов
  • Глава 5.Правовое обеспечение реализации услуг
  • 1.Понятие и виды услуг в различных сферах предпринимательства
  • 2.Правовые формы реализации услуг связи
  • 3.Услуги по хранению имущества
  • 4.Бытовой подряд, как форма оказания бытовых услуг населению
  • 5.Услуги в сфере торговли и общественного питания
  • Глава 6.Правовое регулирование банковской деятельности
  • 1.Банковская система: понятие, правовое положение кредитных организаций и правовое регулирование их деятельности
  • 2.Порядок создания и ликвидации кредитных организаций
  • 3. Банковский счет
  • 4.Банковский вклад
  • 5.Кредитный договор
  • Глава 7.Правовое регулирование страховой деятельности
  • 1.Понятие, содержание и государственное регулирование страховой деятельности
  • 2.Участники страховой деятельности
  • 3.Виды страхования
  • 4.Форма и содержание договора страхования
  • Содержание
  • Глава 4. Правовое регулирование приватизации и разгосударствления государственных и муниципальных предприятий 87
  • Глава 1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности 185
  • 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
  • 214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1.
  • 3.Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

    Характерной чертой современной экономики стала ее демонополизация. Правовой основой этого процесса является антимонопольное законодательство.

    Известный закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1 от 22 марта 1991 г., в редакции Закона от 25 мая 1995 г. определил юридические правила конкуренции, т.е. состязательности предпринимателей на товарных рынках. Именно конкуренция ограничивает возможности каждого отдельного предпринимателя негативно воздействовать на общие условия товарного рынка, стимулирует производство тех товаров и услуг, которые требуются потребителю.

    Антипод конкуренции - монополистическая деятельность, т.е. действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение или устранение конкуренции, повышение цен.

    Закон определяет доминирующее положение как исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, устанавливаемую ежегодно Антимонопольным комитетом.

    Закон установил, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов. Однако с июля 1994 г. Антимонопольным комитетом этот уровень установлен в пределах 65% или от 35 до 65%, если он доказан территориальными органами ГКАП 1 .

    Действующее законодательство Российской федерации устанавливает для предприятий-монополистов целый ряд ограничений и неблагоприятных последствий, в том числе регулирование цен на их продукцию и ее сбыта.

    Предприятие признается монополистом с момента включения его в Государственный реестр предприятий-монополистов, составление, утверждение и ведение которого поручено антимонопольному комитету Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 20 января 1992 г. №2218-1 «О государственном регулировании деятельности предприятий-монополистов» 2 .

    Закон об антимонопольной деятельности не определил порядок и критерий включения в Госреестр предприятий. Этот порядок определен Положением «О государственном реестре РСФСР объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарном рынке», утвержденным Антимонопольным комитетом Российской Федерации. За критерий отнесения предприятий к предприятиям-монополистам принято лишь доминирующее положение предприятия на республиканском или местном товарном рынке. Под местным товарным рынком понимается территория (сфера обращения товаров) республики в составе РФ, автономных образований, края, области либо группа населенных пунктов, где есть возможность приобрести тот или иной товар (услуги, работы).

    Представляется, что одного критерия - доминирующего положения предприятия на товарном рынке - для включения в реестр монополистов недостаточно. Предприятие может занимать доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, но не злоупотреблять им. Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан. В числе таких действий закон называет: изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, в том числе в иностранной валюте, сырья, материалов, изделий, жилых домов, квартир, рабочей силы контрагента и др.); включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Если эти действия предприятием, занимающим доминирующее положение на рынке, не осуществляются, то оно и не может быть признано монополистом.

    Кроме того, предусмотрена ответственность и последствия за нарушения норм Закона об антимонопольной деятельности: в соответствии с предписаниями Антимонопольного комитета или его территориального управления прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть или изменить договор, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием, а также возместить причиненные убытки и уплатить штраф.

    Именно когда хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке товаров, допускает запрещенные действия и не выполняет предписание антимонопольного органа о прекращении этих действий и должен решаться вопрос о включении такого предприятия в реестр предприятий-монополистов. Таким образом, основаниями для включения предприятий в Государственный реестр предприятий-монополистов (республиканский или местный) должны быть:

    Доминирующее положение предприятия на соответствующем товарном рынке;

    Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, т.е. совершение запрещенных действий;

    Невыполнение предписаний антимонопольных органов о прекращении запрещенных действий.

    Для проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства созданы специальные органы исполнительной власти - Государственный антимонопольный комитет РФ и его территориальные управления, которые составляют единую систему и не входят в структуру исполнительных органов и независимы от них.

    Название антимонопольного органа России отражает двуединую цель антимонопольного законодательства: борьба с монополизмом и поддержка, развитие конкуренции.

    Антимонопольные органы созданы для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.

    Антимонопольный комитет является одним из центральных органов управления. Его полномочия определены Антимонопольным законом исчерпывающе. В соответствии со ст. 3 этого Закона Антимонопольный комитет сам образует территориальные управления и устанавливает их полномочия в пределах компетенции, определенной Законом.

    В полном объеме полномочия территориальных управлений определены Типовым положением о территориальном управлении, утвержденном 17 октября 1991 г. Антимонопольным комитетом РФ.

    Задачи антимонопольных органов определяют две стороны их деятельности: репрессивную и созидательную. Репрессивная сторона деятельности заключается в осуществлении предварительного и текущего контроля за деятельностью предпринимателей (хозяйствующих субъектов), органов государственной власти и управления, их должностных лиц; привлекают нарушителей к ответственности, применяя санкции, предусмотренные законодательством. К созидательной деятельности относится содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, развитию малого и среднего предпринимательства. (В 1998 г. создан самостоятельный Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства).

    Закон отграничивает полномочия антимонопольных органов от полномочий иных органов государства, основываясь на принципе разделения властей. Так, Антимонопольный комитет и его территориальные управления вправе давать предпринимателям (хозяйствующим субъектам), органам государственной власти и управления, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о восстановлении первоначального положения, расторжении или изменении договоров, не соответствующих законодательству, об отмене либо изменении актов, принятых с нарушением законодательства. В то же время антимонопольные органы не могут принять решения о признании гражданско-правового договора или актов органов власти и управления недействительными, взыскивать убытки, причиненные нарушением антимонопольного законодательства или недобросовестной конкуренцией, поскольку в соответствии с законодательством такие решения полномочны принимать лишь судебные органы.

    Антимонопольные органы имеют в распоряжении такие средства воздействия, как выдача соответствующих предписаний предпринимателям, органам власти и управления, а при их невыполнении - наложение административных взысканий (предупреждений и штрафов). Процедура применения этих мер воздействия определена Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Антимонопольным комитетом Российской Федерации 2 июля 1991 года 1 .

    Предпринимателям, органам власти и управления, их должностным лицам Закон предоставляет право обжаловать предписания и решения антимонопольных органов о наложении штрафов в судебном порядке. Закон прямо не предусматривает возможность обжалования решения антимонопольных органов о включении предприятия в реестр предприятий-монополистов, т.е. решений о признании предприятия монополистом. Однако Гражданский кодекс РФ, а также Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривают возможность предприятий и других организаций обращаться в арбитражный суд с иском о признании недействительным полностью или частично решения любого государственного органа власти и управления, каковыми и являются эти органы.

    Судебные органы, рассматривая соответствующие заявления, осуществляют контроль за деятельностью антимонопольных органов (как и других органов государственной власти и управления и их должностных лиц) и вправе признать полностью или частично недействительным решение или предписание антимонопольного органа, если оно не соответствует законодательству. Рассмотрим это на примере.

    Так, Воронежское территориальное управление Антимонопольного комитета своим решением включило в местный (региональный) реестр предприятий-монополистов АО «Втормет» как предприятие, занимающее доминирующее положение в области по сбору и сдаче в переработку металлолома. Решение обосновывалось тем, что объем указанных услуг (работ) этого предприятия на территории области, на местном товарном рынке составляет в году более 35%.

    Обоснование своих выводов о доминирующем положении АО «Втормет» на местном товарном рынке антимонопольный орган арбитражному суду не представил. В то же время предприятие представило в судебном заседании доказательства того, что объем его производства (заготовки и сдачи металлолома) составляет менее 30% от объема заготовки лома в целом по области. Кроме того, доминирующее положение предприятия определяется по отдельным видам товаров. АО «Втормет» заготавливает (собирает) лом цветных и черных металлов самых различных наименований. Территориальный антимонопольный орган указал лишь общий объем заготовки всех. видов металлолома.

    Не было представлено антимонопольным органом доказательств злоупотребления предприятием своим доминирующим положением, применения к нему мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

    При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно признал решение антимонопольного органа о включении предприятия в региональный реестр предприятий-монополистов недействительным.

    В другом случае арбитражный суд признал недействительным решение антимонопольного органа о включении в региональный реестр предприятий-монополистов кинотеатра «Пролетарий». Довод территориального антимонопольного органа основывался лишь на том, что объем услуг этого кинотеатра составляет 40% от объема услуг, оказываемых всеми кинотеатрами Центрального района Воронежа. Арбитражный суд не согласился с мнением антимонопольного органа об установлении территории товарного рынка в пределах административного района города.

    #

    Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

    Различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Основными признаками свободной конкуренции являютсянеограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него; продукты определенного назначения, одинаковые по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов); неучастие хозяйствующих субъектов в контроле за рыночными ценами (неценовые методы не практикуются); полная информированность каждого участника конкуренции.

    Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта (например, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России»). Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большего числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Данный вид конкуренции преобладает на современных рынках. Олигополия означает немногочисленность участников конкуренции, когда несколько крупных производителей господствуют на рынке (например, предприятия металлургического комплекса).

    Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную. Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении коммерческой (предпринимательской) деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. На практике недобросовестная конкуренция выражается в следующих формах: в демпинговых ценах, в злоупотреблении монопольным положением на товарном рынке, в установлении дискриминационных цен и др.



    Субъекты конкуренции. Закон о защите конкуренции использует понятия «хозяйствующий субъект», «финансовая организация», «группа лиц». Под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. Закрытый перечень их приведен в Законе о защите конкуренции: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд и др.

    Группа лиц - совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка. Аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих коммерческую (предпринимательскую) деятельность. Способы влияния (контроля):1) организационно-управленческий, связанный с участием тех или иных лиц в органах управления юридических лиц; 2) имущественный, основанный на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица; 3) договорный - применяется в случае, когда лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора определять решения, принимаемые другим лицом (или лицами); 4) родственный - он возникает между супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами. 5) смешанный - в нем сочетаются элементы разных способов.

    С учетом критерия защищенности монополии можно подразделить на защищенные от конкуренции (государственные монополии и естественные монополии) и незащищенные.

    Сферы деятельности,в которых действует исключительный режим естественной монополии: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии.

    Монополистическая деятельность субъектов конкуренции - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

    Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере защиты конкуренции. Отношения в рассматриваемой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

    В настоящее время функции антимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами.

    Рассмотрим антимонопольные правила, установленные Законом о торговле для хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью. Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, например, запрещается:

    1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

    а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

    б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

    2) навязывать контрагенту условия:

    а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

    б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

    в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

    г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

    д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

    е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

    ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

    з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

    и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

    Санкции за нарушение антимонопольного законодательства.

    Административная ответственность предусмотрена за нарушение порядка ценообразования; з а нарушение прав потребителей, связанных с получением необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы; за действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли; за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа; за непредставление ходатайств, уведомлений(заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий

    Уголовная ответственность предусмотрена за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

    Гражданско-правовые санкции за нарушение антимонопольного законодательства:

    а) признание недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ;

    б) признание недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;

    в) признание торгов недействительными.

    г) возмещение убытков.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте характеристику конкуренции как объективно необходимому регулирующему фактору рыночной экономики.

    2. Какие положения Конституции РФ гарантируют поддержку конкуренции?

    3. Что такое монополистическая деятельность?

    4. Условия признания положения субъекта доминирующим.

    5. Назовите составы недобросовестной конкуренции, приведенные в Законе о конкуренции.

    6. Перечислите виды монополий.

    7. Какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение правил конкуренции?

    Нормативные правовые акты и литература

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 1993.

    2. ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.

    3. ФЗ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // СЗ. 1995. № 48. Ст. 4553.

    5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. -2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 1.

    6. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

    7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

    8. Указ Президента РФ от 28.02.1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» // СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 859.

    9. Постановление Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СЗ РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 997.

    10. Положение о федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3259.

    11. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. - 2006. - № 6. - Ст. 700.

    12. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. - Е.А. Суханов). - М.: "Волтерс Клувер", 2008.

    13. Губин Е.П., Лахно П.Г. и др. Предпринимательское право Российской Федерации Учебник М.: Юристъ, 2004 Гриф Мин-ва образования РФ

    14. Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В. С. Белых. - М.: Проспект, 2009.

    15.Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.: Зерцало, 2008.

    Нередки случаи, когда предприниматели сталкиваются с ограничениями или трудностями, которые препятствуют развитию их бизнеса и выходу на рынок, а также разносторонним ущемлением их прав. Что делать, если интересы хозяйствующих субъектов «притесняются» другими организациями, монополистами или органами государственной власти? Подробнее о такой важной теме, как антимонопольное регулирование рынка, читайте в нашей статье.


    Борьба с монополизмом и поддержка конкуренции

    Эффективное развитие предпринимательской деятельности в нашей стране сегодня невозможно без обеспечения добросовестной конкуренции. Основным органом, отвечающим за проведение политики развития конкуренции в России, является Федеральная антимонопольная служба, а основным документом антимонопольного законодательства в нашей стране является Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции». Антимонопольное государственное регулирование ФАС осуществляется в различных отраслях, начиная от электроэнергетики, заканчивая сферой информационных технологий. Основной задачей Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных управлений в регионах страны является развитие рынка, здоровой конкуренции предприятий, ограничение монополизма.

    Федеральный закон «О защите конкуренции» внес ряд значительных ограничений в сферу монополистической деятельности организаций, пояснил понятия «недобросовестная конкуренция», а также сформулировал полномочия государственного антимонопольного ведомства – ФАС в части выдачи предписаний и установлении наказаний за нарушения антимонопольного законодательства.

    Сегодня рыночная экономика немыслима без конкуренции – каждый хозяйствующий субъект должен иметь возможность вести честную борьбу с другими участниками рынка, соперничать, предлагая потребителям лучшие условия оказания услуг, продукцию лучшего качества по лучшей цене. И основная цель такого соперничества фирм в процессе их предпринимательской деятельности – это получение прибыли. Большинство «игроков» этой цели достигают честным путем, но есть и те «игроки», которые состязаются с конкурентами, используя незаконные средства и недобросовестную конкуренцию.

    Переоценить значение конкуренции сегодня невозможно, так как на нее «возложен» сразу ряд функций. Во-первых, конкуренция мотивирует предпринимателей делать товары лучшего качества по лучшей цене. Это, безусловно, выгодно также потребителям. Во-вторых, конкуренция выполняет функцию «распределения» прибыли – наибольшую выгоду и доход на рынке получают наиболее успешные фирмы. В-третьих, конкуренция «контролирует» игроков рынка, предоставляя покупателям возможность выбора, исключая монополии. В целом же конкуренция – это сложный механизм, своеобразный двигатель» современной экономики, право всех хозяйствующих субъектов на конкуренцию закреплено законодательно. И именно на поддержку конкуренции направлены все действия антимонопольной службы и правовые средства антимонопольного регулирования.

    Государственное антимонопольное регулирование

    Для всех «игроков» рынка исполнительные и законодательные органы власти устанавливают некие правила. Они касаются цен, объемов продаж, производства товаров и торговли ими. Но в целом на рынке «властвуют» хозяйствующие субъекты, а государственные органы только помогают обеспечивать стабильное функционирование рынка. Достигается это, при реализации сразу несколько задач, главная из которых – это правовое государственное регулирование предпринимательской деятельности в рамках рыночных отношений. На законодательном уровне принимаются нормативные документы, законы, регламентирующие «правила игры» на рынке для всех его участников; конкуренция поддерживается, монополизация – не допускается, а нарушение прав хозяйствующих субъектов может повлечь судебное разбирательство. Второй путь государственного регулирования предпринимательской деятельности – это правильная экономическая политика. Она выражается в помощи бизнесу справиться с кризисными явлениями, стимулирование спроса и предложения на рынке, оказание влияние на цены – и, при необходимости, их принудительное снижение. Также в рамках регулирования предпринимательской деятельности государство может стать серьезным «конкурентом» – создать предприятие, либо скупить долю уже существующей организации, и быть крупным игроком рынка.

    Безусловно, рыночная экономика развивается самостоятельно, но сегодня ее формирование и функционирование без участия, а иногда и воздействия государства, невозможно. То есть без стимуляции предпринимательства, его защиты и государственного регулирования отношений в нем ведомствами и структурами, стабильное развитие экономики сегодня не мыслимо. «Вмешивается» сферу предпринимательской деятельности государство может и в случае появления негативных тенденций – нарушений закона, появлении монополистов (для их устранения) и позитивных тоже – для поддержания положительных явлений в экономике.


    Сейчас государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется всесторонне: происходит проверка качества продукции – производимой и реализуемой, внедряются стандарты качества, устанавливаются налоги, в случае возникновения финансовых трудностей бизнесменам предоставляются субсидии и займы, льготы; создаются условия для свободной конкуренции; защищаются права предпринимателей. Все данные формы господдержки действуют строго в рамках закона и направлены исключительно на повышение эффективности экономической политики в нашей стране.

    Государственное антимонопольное регулирование: ФЗ «О защите конкуренции»

    Напомним, основным законом в нашей стране, защищающим конкуренцию является ФЗ «О защите конкуренции». Его цель – предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, монополистической деятельности и ограничения конкуренции органами власти в нашей стране. Данный Федеральный закон подробно объясняет функции и полномочия государственного антимонопольного органа (в России им является Антимонопольная служба РФ) и подробно расписывает виды нарушений антимонопольного законодательства, а также способы привлечения к ответственности нарушителей.

    1. В нашей стране запрещены действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, положение которых на товарном рынке признано доминирующим – то есть в том случае, если доля на рынке определенного товара данной организации составляет более 35%. Это связано с тем, что такие «доминанты» оказывают большое, а порой и решающее влияние на условия обращения товара, рост цен, и при этом, соответственно, доступ другим предприятиям на рынок усложняется, интересы их ущемляются.
    2. Запрещено в нашей стране монопольное завышение или занижение цен товаров, а также согласованные действия хозяйствующих субъектов (в формах т.н. картелей), ограничивающие конкуренцию. Это, например, поддержание определенных цен на товары или «вытеснение» с рынка других предприятий по «сговору» нескольких крупных фирм. Доказать, что действия компаний согласованы действительно сложно, так как документально такие «соглашения» сторон, естественно, не подкреплены.
    3. В сферу антимонопольного регулирования рынка входит запрещенная и наказуемая в нашей стране недобросовестная конкуренция. Она может проявляться в том, что одна фирмы «клевещет» на компанию-конкурента, распространяет ложную или искаженную информацию о ней, что затем может нанести ущерб репутации организации. Также недобросовестной конкуренцией считается распространение ложной информации о способах производства той или иной продукции, и тем самым обман покупателей товара; запрещено в нашей стране «принижение» качества товаров или услуг конкурирующих фирм, всяческие некорректные сравнения, хищение интеллектуальной собственности фирмы-конкурента и использование ее в своей деятельности; разглашение коммерческих тайн других фирм, а также незаконное использование чужих товарных знаков, копирование упаковок товаров, внешнее оформление продукции и другие аспекты.
    4. Запрещено и наказуемо в нашей стране любое ограничение конкуренции органами государственно власти. Это также антимонопольное регулирование рынка и касается оно производства товаров или препятствия осуществления предпринимательской деятельности различными способами. Это, например, введение неких требований к товарам (которые не закреплены законодательно) или к фирмам; введение ограничений на продажу, покупку, обмен товаров той или иной фирмой; разрешение на заключение договоров каким-либо фирмам в приоритетном порядке по сравнению с другими хозяйствующими субъектами или ограничение выбора фирм для потребителей; предоставление каких-либо незаконных преференций фирме или наоборот, дискриминация тех или иных компаний; установление непредусмотренных законом платежей при предоставлении государственных услуг и другие способы ограничения конкуренции. Все они недопустимы. Согласованные действия органов власти, которые ведут к ограничению конкуренции, повышению или повышению цен, разделу товарного рынка, недопущению выхода на рынок фирм или предприятий также запрещены в рамках антимонопольного законодательства.
    5. ФЗ «О защите конкуренции» подробно разъясняет государственные антимонопольные требования к проведению торгов, в том числе если заказчиками торгов являются органы власти Российской Федерации для обеспечения государственных и муниципальных нужд и заключение договоров по результатам торгов. Так, согласно закону, запрещено ограничение конкуренции среди участников, сокрытие информации о проведении торгов или «подтасовка» их результатов и др.

    Также, согласно федеральному закону, все руководители организации, все представители органов государственной власти и местного самоуправления на территории нашей страны, а также индивидуальные предприниматели и физические лица, по требованию Антимонопольного ведомства обязаны представить все необходимые документы для исполнения антимонопольным органом возложенных на него обязанностей. Разрешены на территории нашей страны плановые и внеплановые проверки государственной антимонопольной службой предприятий и госорганов, в случае получения жалоб на нарушения антимонопольного законодательства или при обнаружении признаков его нарушения.

    Примечание
    Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

    Согласно ФЗ «О защите конкуренции» в некоторых случаях хозяйствующим субъектам необходимо получать предварительное согласие Антимонопольной службы при заключении определенных сделок. Регулирование антимонопольное подразумевает, например, запрет на «слияние» коммерческих организаций если суммарная стоимость их активов или выручка превышает семь и десять миллиардов рублей, соответственно; присоединение одной или нескольких фирм, а также одной или нескольких финансовых организаций к другой, а также сделки с акциями фирм, если стоимость активов приобретателя превышает определенную сумму и т.д. Несоблюдение данного требования может повлечь ликвидацию или реорганизацию фирмы в судебном порядке, особенно в том случае, если подобные действия приведут к ограничению конкуренции. Антимонопольное регулирование это тоже предусматривает.

    Исполнять решения и предписания антимонопольного ведомства РФ по фактам выявленных нарушений в обязательном порядке должны все организации на территории нашей страны.

    Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности: цели

    Основных целей антимонопольной политики и регулирования товарного рынка в нашей стране сразу несколько.

    Первая – это обеспечение функционирования на территории всех субъектов страны единых правил, правовых норм, механизмов регулирования и стимулирования экономики, а также проведение единой торговой, денежной, валютной, налоговой, финансовой политики. Все принципы Единого экономического пространства закреплены конституцией нашего государства.

    Антимонопольное правовое регулирование преследует еще одну цель – это постоянное и эффективное снижение препятствий входа субъектов предпринимательской деятельности на товарные рынки и поддержка конкурентоспособных организаций.

    Третья цель, которую преследует регулирование антимонопольное в нашей стране – это обеспечение открытости деятельности организаций, которые занимают доминирующее положение в рамках определенного рынка. Слияние или присоединение фирм друг к другу, приобретение контрольного пакета акций или деятельность предприятий, стремящихся занимать доминирование положение на рынке – все эти процессы должны быть «прозрачны» для государства и других «игроков» рынка.

    Все мы знаем о том, что правовые нормы нашего государства запрещают представителям органов власти ведение любого вида предпринимательской деятельности, в том числе используя для этого государственные или муниципальные организации. Поэтому еще одна цель антимонопольного регулирования в России – это контроль над соблюдением данного закона.

    Пятая важная задача антимонопольного регулирования – это предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, которое достигается различными способами и наложение ответственности за данный вид нарушения законодательства.

    Для того, чтобы эффективно достигать поставленных целей, в нашей стране «комплексно» применяются определенные методы, которые давно доказали свою эффективность в общемировой практике.

    Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности: методы

    Один из правовых средств антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности на государственном уровне – это применение к субъектам хозяйственной деятельности разного рода ограничений. Обо всех из них подробно расписано в ФЗ «О защите конкуренции». Наиболее распространенным нарушением антимонопольного законодательства является злоупотребление фирмами своим доминирующим положением в рамках того или иного рынка товаров. Следом идут такие виды нарушений, как намеренное завышение цен и согласованные действия нескольких предприятий, ведущие к ограничению конкуренции.

    Незаконным в нашей стране является также изымание продукции с рынка для того, чтобы стимулировать развитие дефицита и, соответственно, повышения цен.

    Еще один метод правового антимонопольного регулирования деятельности предприятий – это контроль за так называемой «Экономической концентрацией». Это некие намеренные действия хозяйствующих субъектов, которые могут оказать влияние на конкуренцию в той или иной сфере. Это, как правило, злоупотребление компаниями своим доминирующим положением, а значит основная задача антимонопольных органов на рынке – недопущение возникновения такого положения. Государственный контроль в этой сфере может быть двух видов – предварительный и последующий.

    Первый вид предшествует совершению сделки, и состоит в том, что антимонопольный орган рассматривает возможность совершения сделки и дает согласие на ее проведение. Предварительно согласовать необходимо присоединение или создание крупных коммерческих организаций, так как это может повлечь за собой появление предприятия, доля которого на товарном рынке будет значительной. Последующий государственный контроль за экономической концентрацией предполагает рассмотрение законности сделок между компаниями «постфактум» - то есть после их совершения. Правила их согласования также закрепляет ФЗ «О защите конкуренции».

    Важным методом регулирования антимонопольного является именно запрет недобросовестной конкуренции в самых различных ее проявлениях. В последнее время в нашей стране участились случаи судебных разбирательств именно в данной сфере – предприниматели подают в суд на конкурентов, которые используют схожие товарные знаки или рекламируют свой товар за счет «принижения» качеств продукции другой компании. Сохранение деловой репутации фирмы сегодня является действительно важным условием эффективного ведения бизнеса. От неправомерных действий конкурентов испорченная хотя бы один раз репутация фирмы может повлечь за собой не только денежные убытки, снижение покупательского спроса, но и банкротство компании. В этой связи регулирование деятельности на рынке различных его «игроков» также играет важную роль.


    Примером недобросовестной конкуренции может быть использование идентичного оформления книг одним издательством и тем самым «копирование» изданий другой, более «раскрученной» фирмы. Или использование фирменного наименования одной компании, которая была зарегистрирована ранее, в работе другой организации, которая предоставляет населению схожие услуги. К примеру, медицинские. Тем самым, в заблуждение вводятся клиенты фирмы и контрагенты. Подобные действия в судебном порядке признаются актами недобросовестной конкуренции и пресекаются по средствам антимонопольного регулирования. Примеров недобросовестной конкуренции по итогам судебных разбирательств выявляется сегодня сотни и тысячи. И многое зависит от того, насколько своевременно и оперативно фирма подаст заявления в ФАС на нарушение антимонопольного законодательства нечестным конкурентом.

    Еще одним методом антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов является запрет на вмешательство в их работу органов государственной (в том числе исполнительной) власти. Сюда относится, создание благоприятных условий для работы одних компаний и дискриминация других, введение запретов на функционирование тех или иных фирм, препятствие входу на рынок фирм из других регионов или предоставление льгот компаниям без обоснования необходимости этого. Большое распространение получили сегодня нарушения законодательства в сфере госзакупок. Как известно, эта сфера для предприятий является прибыльной, и «помощь» госструктур в ходе торгов затем щедро оплачивается компаниями, победившими в тендерах. Обо всех нарушениях в ходе процедуры госзакупок также следует сообщать в Федеральную антимонопольную службу. Это поможет правовому регулированию в этой сфере.

    Ведение ФАС России Реестра хозяйствующих субъектов, которые имеют долю на рынке свыше 35%, также является эффективным методом антимонопольного регулирования рынка. Данные компании занимают доминирующее положение на рынке, но оно признано законным. Благодаря данному реестру контролировать фирмы в части соблюдения ими антимонопольного законодательства становится легче. В реестре числятся крупные компании, в том числе промышленные, которые в нашей стране являются единственными производителями той или иной продукции – значимой для экономики или структурообразующей.

    Все вышеперечисленные методы антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности в нашей стране применяются комплексно, но, по оценкам независимых специалистов, пока с разной степенью эффективности.

    Что делать если права предпринимателя нарушаются

    Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные Управления в нашей стране принимают обращения от физических и юридических лиц о нарушениях антимонопольного законодательства. Виды обращений могут быть разные: это и предложение (пишется гражданами страны с целью совершенствования деятельности службы), заявление (пишется в случае нарушения закона в отношении физического или юридического лица), жалоба (просьба в защите и восстановлении нарушенных прав гражданина) и другие.

    Для рассмотрения дел в части нарушения антимонопольного законодательства создается специальная комиссия, участвуют в рассмотрении дел заявитель и ответчик, после чего принимается решение о наличии или отсутствия нарушения законодательства. Затем в адрес нарушителя выносится предписание. Решения ФАС могут быть обжалованы в суде. Рассматривается обращение в территориальный орган ФАС в срок от месяца.

    Обращаться в Федеральную антимонопольную службу можно как лично, так и направлять обращения в письменном или электронном виде через официальный сайт ФАС России.

    Конкурентное право (антимонопольное право ) - совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

    По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

    Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон РФ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

    Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

    1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

    2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

    3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

    4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

    5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

    6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

    7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

    8) создание дискриминационных условий;

    9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

    10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

    Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

    №19.Дееспособность гражданина: понятие и содержание. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Эмансипация.

    Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п.1 ст.21). Дееспособность включает в себя: сделкоспособность (способность к совершению сделок) и деликтоспособность (способность нести ответственность за неправомерные действия). Дееспособность не является естественным свойством человека, она предоставляется законом и является юридической категорией. ГЗ устанавливает ее неотчуждаемость и невозможность ее ограничения по воле гражданина (ч.3 ст.22). Принудительное ограничение дееспособности может происходить только в случаях и в порядке установленном законом (ч.1 ст. 22).

    Дееспособность, как и правоспособность, является субъективным правом гражданина. Если правоспособность составляет права и обязанности, которые ФЛ может иметь, то дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями.

    В отличии от правоспособности, которая в равной степени принадлежит всем гражданам, дееспособность граждан не может быть одинаковой. Для того чтобы приобретать права, осуществлять их собственными действиями, принимать на себя и исполнять обязанности человек должен достичь определенного возраста и обладать психическим здоровьем. ГЗ различает несколько видов дееспособности:

    а) полная дееспособность – способность гражданина в полном объеме своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые законом ГП, принимать на себя и исполнять любые ГО. Наступает по достижении гражданином 18 лет (п.1 ст.21). Имеется 2 исключения: лицо, вступившее в порядке исключения в брак до достижения 18 лет, приобретает полную дееспособность со времени вступления в брак (п.2 ст.21); эмансипация.

    б) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет – ее объем достаточно широк. Они могут приобретать ГП и создавать для себя ГО самостоятельно (в указанных законом случаях), либо с письменного согласия своих представителей (родителей, усыновителей или попечителей). Согласие может выражаться и в последующем одобрении сделки. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет праве самостоятельно (п.2. ст.26): распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки (п.2. ст.28). По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с законом. Они считается деликтоспособными, т.е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями. Обладают правом составлять завещания (ст.534).

    в) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет – малолетние вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Другие сделки от их имени осуществляют их родители, усыновители или попечители. За вред причиненный малолетним отвечают их представители, если не докажут, что вред возник не по их вине, то есть малолетние не признаются деликтоспособными. До 6 лет дети полностью недееспособны.

    Несовершеннолетний, достигший 16 лет, согласно ст.27, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей, занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в качестве предпринимателя. Юридический акт объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным называется эмансипацией, и производится по решению органа опеки и попечительства, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, а при отсутствии согласия – по решению суда.


    Похожая информация.


    Конкуренция означает состязательность участников рынка, когда их действия позволяют ограничивать возможность каждого из них односторенное воздействовать на рынок.

    Противоположностью конкуренции выступает монополия, когда действия узкого круга участников рынка позволяют ограничивать и препятствовать конкуренции на рынке.

    Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена, по϶ᴛᴏму на поддержание конкуренции и ограничение монополии и направлена политика антимонопольного законодательства.

    Основные нормы антимонопольного регулирования экономики содержатся в федеральном законе "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", а также в нормативных актах Центрального банка РФ и федеральных органов исполнительной власти.

    Виды монополистической деятельности

    Монополистическая деятельность — ϶ᴛᴏ злоупотребление хозяйствующим субъектом ϲʙᴏим доминирующим положением на рынке или нарушение установленных норм антимонопольного законодательства.

    1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке аналогичных товаров, если доля его товаров превышает 50% .

    Злоупотребление доминирующим положением пробудет в:
    • Изъятии товаров из обращения для создания дефицита
    • Навызывание контагенту невыходных условий договора, и включение в договор дискриминирующих условий и положений.
    • Создание препятствий для выхода на рынок других хозяйствующих субъектов

    2. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

    Запрещаются и признаются недействительными соглашения хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашение ведут к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: установление цен, тарифов, скидок и надбавок, раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или кругу продавцов.

    3. Акты , действия и согласованные действия органов власти , направленные на ограничение конкуренции.

    Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Ценратральному банку РФ и государственным внебюджетным фондам запрещено осуществлять действия по ограничению или устранению конкуренции, такие как: введение ограничений на деятельность хозяйствующих субъетов в какой-либо сфере и установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или препятствие ϲʙᴏбодному перемещению товаров по территории РФ.

    Формы недобросовестной конкуренции

    1. Распространение ложных или искаженных сведений, способствующих причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

    2. Введение потребителя в заблюждение относительно потребительских качеств товара, места и способа его изготовления.

    3. Незаконное получение, использование и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну.

    Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом — Федеральной антимонопольной службой .

    Предварительный контроль

    Требуется согласие антимонопольного органа:

    1. На создание, реорганизацию или слияние коммерческих организаций если при слиянии суммарная стоимость активов превысит 3 млрд.руб или суммарная выручка за прощедший год превышает 6 млрд.руб либо если одна из организаций включена в реестр.

    2. На совершение сделок с акциями, имуществом или другими правами, если суммарная стоимость активов по группе лиц, приобретающих акции, права или имущество первышает 3 млрд.руб или если их суммарная выручка превышает 6 млрд.руб за последний год.

    Последующий контроль

    Предусматривает направление в антимонопольный орган сведений при создании путем слияния коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка за календарный год, предшествующий слиянию превышает 200 млн.рублей.