Сколько платят на железной дороге. Обследование заработной платы отдельных профессиональных групп

Монополистом на рынке транспортировки различных грузов по территории России является РЖД. Расшифровка РЖД — Российские Железные Дороги. Сегодня в ОАО трудится до 820 000 человек . Зарплата машиниста локомотива РЖД зависит от множества различных нюансов.

Мастерство, целостность, обновление — такие корпоративные ценности пропагандирует РЖД

В 2019 году средняя зарплата машиниста поезда РЖД составляет 70 000 р./1 мес . На Сахалине труд машиниста РЖД оценивается в 100 000 р./2 мес. В Чеченской республике размер оклада представителей этой профессии составляет 50 000 р./1 мес.

Иные факторы, от которых зависит зарплата РЖД, представлены в табличке.

Как начисляется зарплата

Зарплаты сотрудников РЖД выплачиваются ежемесячно. Рассчитывается размер оклада, исходя из часов, которые отработал сотрудник ОАО. Месячная норма составляет 176 часов.

Средняя зарплата железнодорожников России в сравнении с доходами представителей данной профессии из других стран.

Нередко работники, трудящиеся на железной дороге, соглашаются работать внеурочно. Это учитывается при расчёте з/п. В конце месяца такие сотрудники ОАО получают большую сумму, нежели указано в договоре. Судя по отзывам, за хорошую работу РЖД выплачивает премии даже в условиях кризиса.

Также представители этой специальности имеют право на следующие бонусы:

  • обеспечение жильём иногородних;
  • получение оздоровительных путёвок для всех членов семьи;
  • бесплатный проезд по ж/д даже после выхода на пенсию.

Зависит от квалификации

Российские железнодорожники имеют право на получение максимальной з/п. Для этого они должны соответствовать следующим критериям:

  1. Наличие среднего специального образования.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Успешное завершение стажировки.

Длительность стажировки для всех желающих получить работу в РЖД, варьируется от 90 до 120 дней.

Работа на электропоезде

Сегодня зарплата машиниста электропоезда РЖД выдаётся в соответствии с повременно-премиальной системой. Размер оклада складывается из следующих составляющих:

  • уровень квалификации;
  • количество отработанных лет;
  • работа в ночные часы;
  • выполнение сверхурочной работы;
  • сумма выработанных часов.

Помимо повышения оклада, сотрудник ОАО имеет право на бонусы. Ему полагается лечение за счёт компании в любом медицинском учреждении. Также машинист электропоезда имеет право на премиальные и квартальные. Размер дополнительных выплат составляет 30-40%.

Легко ли работать машинистом? Ответ в следующем видео.

Сколько получают москвичи

В Москве машинист зарабатывает больше, нежели в других российских городах. На уровень з/п влияет вид поезда и разряд сотрудника ОАО.

Средняя зарплата в РЖД у москвичей составляет 50,0 тыс. руб. Опытные железнодорожники получают до 70 000 р./1 мес.

Меньше всех зарабатывает помощник машиниста. Этот уровень считается начальным. Средняя з/п помощника машиниста составляет 45 000 р./1 мес. После окончания вуза молодые специалисты вынуждены работать на нижней планке от 12 до 24 месяцев.

Через 5 лет у специалиста, повысившего свою квалификацию, есть возможность увеличить свою зарплату до 100,0 тыс. руб.

Московские железнодорожники получают больше своих региональных коллег.

Оклады других сотрудников железной дороги

Информация об окладах других сотрудников РЖД представлена в табличке.

Должность Уровень месячной заработной платы
Путеец 18 000-19 000
Инженер 23 000-25 000
Диспетчер 20 000-21 000
Техник 22 000-24 000
Приёмосдатчик 17 000-19 000
Контролер 15 000-17 000
Электромонтёр 21 000-23 000
Дежурный по станции 22 000-24 000
Кассир на вокзале 17 000-19 000
Обходчик 22 000-23 000
Движенец 16 000-18 000
Электрик 22 500-24 600
Механик 24 000-26 000
Вагонник 23 000-25 500
Стрелок 22 500-24 000
Оператор- расшифровщик 21 000-23 500
Инспектор по досмотру 26 000-28 000

Сколько платят проводнику

Зарплата проводника в среднем составляет 46,8 тыс. руб. Размер оклада, который заработал представитель этой профессии, зависит от следующих факторов:

  • вид поезда;
  • управление;
  • дневные часы;
  • ночные часы;
  • сложность пути;
  • дальность пути;
  • время года.

Наибольшие оклады получают специалисты, работающие на новых, улучшенных составах.

В табличке представлена информация о заработных платах проводников по городам.

О тонкостях профессии проводника пассажирского вагона — следующий видеоматериал.


Минимальная ставка для представителей этой профессии составляет 17 000 р./1 мес.

Также для этих специалистов имеется специальный план продаж. Если он выполнен, то вся команда состава, в которую помимо проводника входят инженер, машинист, диспетчер и электромонтёр, получает дополнительные 15% премиальных. В ином случае сотрудникам ОАО приходится выплачивать собственные деньги.

Огромную роль в з/п проводника играет ревизор. Если ревизор находит ошибки в работе, то сотрудник РЖД лишается премиальных. Если проводник теряет имущество компании, то он также обязуется выплатить определённую сумму из собственного кармана.

Сколько платят охранникам

Услуги сотрудников ведомственной охраны оцениваются недостаточно высоко. Информация о вакансиях и зарплате охраны РЖД представлена в табличке.

Город Размер месячной з/п Нюансы
Москва 21000-25000 На собеседовании при себе обязательно иметь УЛЧО
и свидетельство о разряде.
Предполагаются подработки для сотрудников, а также полный социальный пакет. Оформление строго по трудовому кодексу РФ. З/п перечисляется на банковскую карту. Также полагаются разовые премии, мат.помощь. Оплачивается ж/д проезд и путёвка в дом отдыха сотруднику и ребенку, не достигшему четырнадцатилетнего возраста.
22000-24000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника, диплом об окончании школы охраны, медицинские справки формы № 002/0у; №003/0у, свидетельство о присвоении квалификации.

Оформление по ТК РФ. Полагается дополнительный социальный пакет, подработки, квартальные.

Тула 18000-20000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника нового образца, действующий квалификационный разряд, диплом или свидетельство об окончании негосударственной школы. Помимо з/п, сотрудникам положены премиальные, соцпакет и квартальные.
Пятигорск 11000-13000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника. К з/п полагаются премиальные, квартальные, обследование и лечение в НУЗ, полный социальный пакет.
Брянск 14000-16000 Оформление строго по ТК. Помимо заработной платы, сотруднику предоставляется полный социальный пакет, оплачиваемый отпуск, обследование и лечение в любом учреждении здравоохранения, бесплатный проезд на ж/д транспорте, больничный лист, квартальные премии. В будущем возможно повышение оклада.

Предполагается, что в будущем работа ВОХР будет оцениваться выше.

Сотрудники ВОХР делают обход

ОАО «РЖД» и Роспрофжел подвели итоги реализации Коллективного договора в 2016 году. Как отметили представители работодателя и профсоюза, социальные обязательства были выполнены в полном объёме.

По словам главы РЖД Олега Белозёрова, социально ответственное ведение бизнеса, в том числе выполнение обязательств по колдоговору, – один из приоритетов компании. «Мы ставим своей целью укрепление позиций на рынке труда и повышение привлекательности работы в компании. Коллективный договор – один из основных инструментов для достижения этого», – заявил он.

Ключевой показатель для работника – заработная плата. В прошлом году компании впервые за три года удалось проиндексировать её на уровень инфляции, это стало возможным с увеличением объёмов перевозки. В итоге средняя зарплата по РЖД выросла до 46,8 тыс. руб., что на 28% выше, чем в среднем по стране.

«В текущем году впервые, кроме индексации, пошёл реальный рост заработной платы. Кроме того, с 1 мая весь персонал должен быть выведен из режима неполной рабочей занятости», – сообщил Олег Белозёров.

По данным Роспрофжела, в прошлом году в среднем до 18% сотрудников работали в режиме неполной занятости, чтобы, несмотря на экономические трудности, максимально сохранить квалифицированные кадры. Теперь необходимость в этой антикризисной мере отпала.

Вице-президент РЖД Дмитрий Шаханов отметил, что сейчас в компании действуют 17 видов премирования по трём основным категориям: безопасность, эффективность и закрепление персонала. По мнению профсоюза, к этому списку не помешало бы добавить ещё один пункт – поощрение по результатам работы за год, то есть своего рода 13-я зарплата. «Это будет хорошим стимулом как для коллектива, так и для каждого работника», – сказал руководитель Роспрофжела Николай Никифоров.

Свою эффективность, по мнению Дмитрия Шаханова, доказали инструмент точечного управления конкурентоспособности зарплаты через мониторинг сопоставимых профессий в конкретных населённых пунктах и, соответственно, установление надбавок в наиболее проблемных подразделениях с точки зрения укомплектования и текучести.

В прошлом году для этого был зарезервирован в фонде оплаты труда 1 млрд руб. «В этом году предлагаем расширить этот резерв», – заметил он.

Назрела необходимость в изменении порядка выплаты надбавки. По мнению председателя дорпрофжела на Северной дороге Вадима Меджидова, это нужно, чтобы пресечь отток молодых работников из регионов Крайнего Севера. «Молодым работникам РЖД – жителям северных регионов – процентная надбавка к заработной плате в полном размере начисляется пошагово и достигает максимального размера по истечении 2,5 года работы для местных и по истечении 3 лет для приехавших из других областей. Хотелось бы принятия положительного решения о выплате надбавки молодым железнодорожникам, как проживающим в северных районах и приравненных к ним, так и приглашённым, с первого дня работы, в полном размере», – считает Вадим Меджидов.

Пока же ситуация там не слишком оптимистичная: в 2016 году в структурные подразделения ОАО «РЖД» в Архангельской области и Республике Коми приняты 562 молодых работника в возрасте до 30 лет, а уволились 499.

В целом по сети ситуация с молодёжью стабильная: по итогам 2016 года доля молодых сотрудников в компании составляет 42%.

В соответствии с колдоговором в компании были приняты меры по улучшению условий труда. Как сообщил первый заместитель начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Пётр Потапов, в прошлом году были улучшены условия труда на более чем 34 тыс. рабочих мест. За два года – с 2014 по 2016-й – доля «вредных» рабочих мест сократилась на 28%. А рабочих мест с наиболее вредными классами (3.3 и 3.4) условий труда в компании вообще не осталось. «Расходы на мероприятия по улучшению условий охраны труда в пересчёте на одного работника в среднем по РЖД составили 25,3 тыс. руб», – отметил Пётр Потапов.

Однако Николай Никифоров отметил, что медленно улучшаются условия работы на локомотивах: системами кондиционирования оборудовано всего 38% парка. «Неблагополучное положение сложилось в Горьковской, Приволжской, Юго-Восточной, Южно-Уральской, Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Забайкальской дирекциях тяги», – сказал Николай Никифоров.

Представители первичных профсоюзных организаций на дорогах также говорят, что ещё есть немало острых вопросов. Так, по словам председателя дорпрофжела на Юго-Восточной дороге Константина Симонова, значительная часть служебно-технических вагонов Дирекции по ремонту пути и вагонов сопровождения находится в плохом состоянии. «Если эти вагоны будут эксплуатироваться, а они будут, то у работников Дирекции по ремонту пути не будет элементарных условий», – заметил он.

Беспокойство вызывает и состояние служебных переходов железнодорожных путей на станциях ЮВЖД. Дирекция инфраструктуры не взяла их себе на баланс. За прошедшее время они обветшали и стали травмоопасными. «Если не принять мер, то через некоторое время они вообще станут не пригодными для служебных проходов», – заявил Константин Симонов.

Николай Никифоров также обратил внимание на многочисленные претензии к качеству спецодежды, особенно теплозащитной, в частности, у монтёров пути к комплектам «Путеец» и сапогам «Север». Президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров поручил внести все замечания в протокол заседания, проанализировать их и принять меры в кратчайшие сроки.

ОАО «РЖД» - один из крупнейших работодателей страны. Доля работников железных дорог и функциональных филиалов ОАО «РЖД» в численности занятых в экономике страны составляет около 1,3%. Компания удерживает устойчивые позиции по численности занятых на региональных рынках труда 53 регионов (в первую очередь, это Забайкальский край, Иркутская, Амурская, Архангельская области, Хабаровский, Приморский и Красноярский края, Республики Бурятия, Хакасия, Карелия и др.).

Одним из основных принципов работы ОАО «РЖД» является социальная ответственность. Даже в сложных кризисных условиях Компания сохранила статус социально ответственного работодателя, не допустив ни массовых увольнений, ни снижения заработной платы.

Забота о людях является основой системы социальной поддержки в ОАО «РЖД», а Коллективный договор - ключевым элементом обеспечения социальной поддержки всех работников, гарантией уверенности в завтрашнем дне. На протяжении всей своей деятельности Компания выполняет все обязательства, закрепленные в Коллективном договоре.

Для минимизации кадровых рисков в ОАО «РЖД» разработана и реализуется Стратегия развития кадрового потенциала холдинга на период до 2015 г. Компания на долгосрочной основе эффективно сотрудничает с учебными заведениями по вопросам подготовки необходимых специалистов.

Менеджмент Компании прекрасно понимает, что персонал холдинга является определяющим фактором достижения стратегических целей, повышения эффективности и конкурентоспособности ОАО «РЖД». В Компании поддерживается конкурентоспособный уровень заработной платы. Так, в 2012 г. соотношение заработной платы работников ОАО «РЖД», занятых на перевозках, со средней заработной платой в экономике страны составляет 1,4 раза. При этом выдержано экономически обоснованное соотношение между ростом реальной заработной платы и производительности труда. В то время как в экономике страны рост заработной

Рис. 5.3.

платы не обеспечивается соответствующим ростом производительности труда (рис. 5.3).

Конкурентоспособность компании на рынке труда можно оценить местом, которое она занимает в рейтинге среди видов экономической деятельности.

По итогам 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. ОАО «РЖД» снизило свои позиции в рейтинге зарплат среди видов экономической деятельности, переместившись с 11-го на 13-е место (рис. 5.4).

Необходимо отметить, что общая численность работников, занятых в видах деятельности с более высокой заработной платой, чем в ОАО «РЖД», составляет около 3,1 млн чел. (6,5% от общей численности работников по видам экономической деятельности: добыча сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях; финансовое посредничество; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информацион-


Рис. 5.4


Рис. 5.4 (окончание) ных технологий; научные исследования и разработки и др.), в то время как численность работников, с заработной платой уступающей ОАО «РЖД», составляет 43,2 млн чел. (91,9% от общей численности работников по видам экономической деятельности). При этом заработная плата работников 17 видов экономической деятельности, в каждом из которых занято персонала больше, чем в ОАО «РЖД» (численность данной группы работников составляет около 76 % от общей численности работников по видам экономической деятельности), имеют среднемесячную заработную плату существенно ниже, чем в ОАО «РЖД» (на 30,8 %).

Существенное влияние на развитие ситуации на рынке труда страны в среднесрочной перспективе будет оказывать демографическая ситуация. Несмотря на реализацию мероприятий, направленных на снижение смертности, рост рождаемости и активную государственную миграционную политику численность населения страны к 2015 г. возрастет только на 0,5 млн чел. (с 143,0 млн чел. в 2011 г. до 143,5 млн чел. в 2015 г.). При этом произойдут негативные изменения в возрастной структуре населения: численность населения трудоспособного возраста будет сокращаться (-3,9 млн чел. в 2015 г. по сравнению с 2011 г.), а численность населения старше трудоспособного возраста будет расти (+2,7 млн чел. в 2015 г. по сравнению с 2011 г.) (рис. 5.5).

Таким образом, в прогнозном периоде будет наблюдаться тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения, а это в свою очередь будет определять динамику занятости населения. Даже при условии роста экономической активности молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, и пенсионеров ожидается сокращение численности экономически активного населения на 1,1 млн чел. за четыре года (с 72,8 млн чел. в 2011 г. до 71,7 млн чел. в 2015 г.). Численность занятых в экономике также будет сокращаться (-0,3 млн чел. в 2015 г. по сравнению с 2011 г.). Таким образом, дефицит рабочей силы может заметно увеличиться уже в среднесрочной перспективе.

Для минимизации негативных внешних воздействий, связанных с ухудшением демографической ситуации в стране, на деятельность ОАО «РЖД» в Компании ведется активная работа с молодежью. В рамках реализации государственной молодежной политики ОАО


Рис. 5.5.

«РЖД» проводит системную работу по развитию движения студенческих отрядов. Большое значение уделяется профориентационной деятельности. ОАО «РЖД» является учредителем более 300 негосударственных образовательных учреждений. В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» создана система непрерывного образования по схеме: детский сад-школа-вуз- подразделение компании - и налажено взаимодействие с вузами и техникумами железнодорожного транспорта.

Серьезный вклад в формирование перспективного кадрового актива вносит работа детских железных дорог, школ, детских садов. Это все элементы слаженной системы закрепления персонала и его развития.

В современных демографических условиях одной из ключевых задач стратегического развития холдинга «РЖД» в среднесрочной перспективе будет являться обеспечение конкурентоспособности заработной платы работников на рынке ОАО «РЖД» к общероссийскому не ниже 1,4 раза.

Такое соотношение адекватно отражает уровень сложности и специфики условий труда на железнодорожном транспорте, позволяет поддерживать устойчивость кадрового потенциала, именно оно заложено в Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 г. и основных приоритетах его развития на среднесрочный период до 2015 г. Это подтверждается и мировым опытом. Так, в наиболее развитых железнодорожных системах соотношение заработной платы на железных дорогах со средней в экономике страны приближено к 1,4 раза или превышает его (США, Франция, Канада, Китай) (рис. 5.6).

Более низкое соотношение заработной платы железнодорожников со средней в экономике отмечено на большинстве железных дорог стран СНГ и Балтии (рис. 5.7).

Так, например, заработная плата на железных дорогах Азербайджана за весь рассматриваемый период (с 2004 по 2011 г.) была ниже, чем в экономике страны (соотношение составляло 0,55- 0,80 раза). На железных дорогах Армении соотношение заработной платы на железной дороге со средней в экономике страны не превышало 1 раза до 2007 г., однако после создания ЗАО «Южно- Кавказская железная дорога» соотношение начало увеличиваться и к 2011 г. достигло 1,24 раза (рис. 5.8, рис. 5.9).


Рис. 5.6.

Рис. 5.7.

Рис. 5.8.


Рис. 5.9.

На железной дороге Киргизии соотношение заработной платы со средней в экономике с 2007 г. начало снижаться (исключение 2010 г.) и к 2011 г. составило 1,32 раза.

В Молдавии начиная с 2005 г. происходило снижение конкурентоспособности заработной платы (исключение 2007 г.), и к 2009 г. уровень заработной платы на железной дороге стал ниже, чем в экономике страны, в 2010-2011 г. соотношение заработной платы железнодорожников со средней по экономике начало расти, но так и не превысило 1 раза.

В Белоруссии в 2004-2010 гг. соотношение заработной платы на железной дороге со средней в экономике страны находилось в пределах от 1,23 раза до 1,39 раза, существенное снижение соотношения произошло в 2011 г. - до 1,1 раза.

На железных дорогах Казахстана начиная с 2006 г. происходило снижение конкурентоспособности заработной платы (исключение 2008 г.), и к 2011 г. оно снизилось до 1,09 раза.

В Эстонии соотношение заработной платы железнодорожников со средней в экономике снижалось, начиная с 2006 г. (исключение 2009 г.) и к 2011 г. опустилось до 1,06 раза. В Латвии начиная с 2008 г. конкурентоспособность заработной платы увеличивалась, однако в 2011 г. произошло ее существенное снижение, и заработная плата на железной дороге практически сравнялась со средней по экономике (соотношение 1,03 раза). В Литве в 2004-2010 гг. соотношение заработной платы железнодорожников со средней в экономике находилось в пределах 1,14-1,30, однако к 2011 г. оно возросло до 1,38 раза (рис. 5.10).


Рис. 5.10.

В ОАО «РЖД» существенное снижение конкурентоспособности заработной платы было отмечено в 2007-2009 г., однако к 2010 г. соотношение заработной платы железнодорожников со среднероссийской достигло 1,4 раза, а к 2011 г. - 1,43 раза.

При этом в ОАО «РЖД» выдерживается экономически обоснованное соотношением между динамикой реальной заработной платы и производительности труда (исключение 2008 г.), в то время как на железных дорогах стран СНГ это правило не соблюдалось. Исключение составляет 2011 г., когда во всех странах СНГ, за исключением Азербайджана, экономически обоснованное соотношение было выдержано (рис. 5.11).


Рис. 5.11.

Таким образом, конкурентные позиции ОАО «РЖД» на рынке труда по сравнению с железными дорогами стран СНГ, Балтии и некоторых стран мира в настоящее время достаточно стабильные. Однако наметившееся снижение конкурентоспособности заработной платы железнодорожников (за счет отставания темпов роста заработной платы в Компании от средних в экономике) может привести к ослаблению конкурентных позиций ОАО «РЖД» на рынке труда, как по сравнению с российскими предприятиями, так и по сравнению с железными дорогами стран СНГ, Балтии и мира.

Приоритетными задачами, направленными на минимизацию негативного воздействия внешней среды на конкурентоспособность ОАО «РЖД» на рынке труда, являются:

  • - удержание среднего уровня оплаты труда работников Компании на уровне в 1,4-1,5 раза выше, чем в среднем в экономике России;
  • - сокращение числа вредных и опасных рабочих мест, улучшение технической оснащенности рабочих мест;
  • - повышение эффективности системы мотивации в зависимости от общекорпоративных и персональных результатов труда;
  • - совершенствование внутреннего рынка труда в ОАО «РЖД» и системы ротации кадров;
  • - повышение эффективности системы профессионального обучения и повышения квалификации;
  • - повышение привлекательности профессии железнодорожника, в том числе в результате активной работы с молодежью;
  • - повышение производительности труда в ОАО «РЖД».

Романтика дальних странствий и знакомства с новыми городами приводит молодых людей к выбору профессий, связанных с железнодорожными перевозками. Недаром железные дороги разбегаются во все уголки нашей необъятной России на 124 тыс. км.

К слову, РЖД (акционерное общество «Российские железные дороги») — это крупнейшая отраслевая компания страны. Кроме того, работники железнодорожного транспорта выполняют важнейшую функцию по перевозке грузов и пассажиров из самых дальних уголков страны.

Одной из самых необходимых профессий, обеспечивающих бесперебойную работу тепловозов и электровозов, является профессия помощника машиниста. В его непосредственные обязанности входит контроль за исправностью локомотива. То есть, от того на сколько внимательно помощник будет относиться к своим обязанностям, зависит жизнь и здоровья тысяч людей.

Какую же зарплату получает помощник машиниста за такой ответственный труд? Может ли он рассчитывать на доплаты и бонусы? Претендует ли работник на льготную пенсию? Какова будет величина его пенсионного пособия?

Профессиональные обязанности и особенности работы

Стоит отметить, что профессия помощника машиниста является довольно высокооплачиваемой в транспортной отрасли. Но для того, чтобы стать полноправным членом локомотивной бригады электровоза или тепловоза, нужно получить среднее специальное образование в железнодорожном техникуме или колледже по специальности «Движение».

После медкомиссии соискателю должности предстоит 3-4 месячная стажировка, которая завершается экзаменом по специальности. Только после этого он допускается к работе.

В обязанности помощника машиниста входят:

  • осмотр тепловоза (электровоза) и проверка его технического состояния при приемке и сдачи смены;
  • контроль за правильностью сцепление вагонов грузового или пассажирского состава;
  • обеспечение связи между диспетчерской бригадой и машинистом локомотива;
  • контроль за скоростным режимом и световыми сигналами.

Также помощник машиниста обязан в необходимом случае полностью взять на себя все действия основного машиниста. Он должен быть всегда внимателен и дисциплинирован, обладать мгновенной реакцией, физической выносливостью и высокой стрессоустойчивостью.

Необходимо помнить, что технически сложная и ответственная за жизнь людей профессия требует постоянного совершенствования мастерства, т.е. каждый помощник машиниста систематически обязан подтверждать свою квалификацию.

Как начисляется зарплата

Труд всех членов локомотивных бригад на железнодорожном транспорте оплачивается по повременно-премиальной форме. Причем обслуживание пассажирского и грузового движения оплачивается выше, чем работа на маневрах в данных видах движения.

Так, месячная тарифная ставка помощника машиниста в РЖД на пассажирском и грузовом движении составляет 10,43 тыс. руб., а при работе на маневрах – 9,27 тыс. руб.

Если помощник машиниста имеет допуск к управлению тепловозом (электровозом), то ему обязаны доплачивать в размере 10% от тарифной ставки повременщика.

Кроме этого, при расчете заработной платы помощника машиниста учитываются следующие доплаты в расчете от тарифной ставки:

  1. за труд в праздники – 2,2%;
  2. за работу ночью – 40%;
  3. за выслугу лет – от 5 до 30% от средней тарифной ставки по депо;
  4. за труд в условиях Крайнего севера – 30%.

Также в оплату труда помощника машиниста входят премиальные выплаты, например, за проведение пассажирских поездов согласно расписанию – 20% и выполнение месячного плана по производительности локомотива в грузовом движении – 15%.

Дополнительные бонусы

В качестве дополнительных бонусов и льгот помощники машинистов могут рассчитывать на:

  • компенсацию стоимости проезда ж/д пригородного сообщения от места жительства до работы и обратно;
  • компенсацию стоимости проезда один раз в год в поездах дальнего следования;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск — 36 календарных суток;
  • предоставление форменной спецодежды;
  • добровольное медицинское страхование и компенсация за медицинский осмотр;
  • возможность претендовать на льготную пенсию.

Заработные платы в Москве

Сегодня столичный регион имеет незначительную потребность в работниках данной профессии. Открытыми остаются всего 20-30 рабочих мест. Соискателям должности помощника машиниста электропоезда на разные направления Московской железной дороги предлагают вакансии с ежемесячной зарплатой в размере в 45-65 тыс. руб. Труд данной категории работников на тепловозах оценивается ниже – в 35-55 тыс. руб.

В других регионах России

Анализируя данные российского рынка вакансий можно сделать вывод, что найти работу помощника машиниста сегодня не так и легко. Потребность РЖД в таких работниках составляет всего 170-200 вакансий. Работодатели готовы платить помощникам 10,7- 55,5 тыс. руб.

Самые высокие зарплаты помощников машиниста в Екатеринбурге и Череповце – 45-55 тыс. руб. В Рузаевке (Республика Мордовия) готовы трудоустроить сразу 25 работников с оплатой труда в 40531 руб. В Бурятии помощники машиниста зарабатывают 35 тыс. руб., в Волгоградской области от 22,7 до 27 тыс. руб., в Костромской области – от 16,3 тыс. руб.

Средние российские зарплаты у данной категории работников находится в пределах 22-28 тыс. руб.

За рубежом

Помощники машиниста в США и странах Западной Европы зарабатывают ежемесячно порядка 2-2,5 тыс. долларов (130-160 тыс. руб.). Казахские железнодорожники получают за свою работу – 21,6-22,8 тыс. руб., украинские – 19,2-24,5 тыс. руб., беларуские – 16-26 тыс. руб.

Выход на пенсию

Помощники машиниста могут надеяться на ранний выход на пенсию в связи с высоким уровнем сложности труда и психологической нагрузкой. Работники в возрасте 55 лет, могут претендовать на получение пенсионного пособия по старости. При этом берутся во внимание общий стаж и работа в должности. Трудовой стаж не должен превышать 25 лет, а продолжительность специального стажа не должна составлять — 12,5 лет.

Однако, в связи с надвигающимися изменениями в пенсионном законодательстве, точно утверждать, что ждет помощников машинистов предпенсионного возраста, нельзя. Вполне возможно сроки выхода на льготную пенсию могут отодвинуться.

Больших пенсионных пособий тоже ждать не стоит. Исходя из прогнозов правительства, пенсии данной категории граждан составят 11-14 тыс. руб.

Машинист - ответственная профессия. Человек должен быть очень внимательным на этой работе. Уровень дохода у всех отличается, поскольку он зависит от различных нюансов. Но зарплата машиниста достойная, к тому же она постоянно повышается.

Условия на работе

Машинист постоянно несет ответственность за жизни людей. При работе его ничто не должно отвлекать. Водителю нужно иметь отличное здоровье. Женщины не могут претендовать на должность, поскольку они склонны к переменам настроения, а это в профессии недопустимо. Условия труда машиниста следующие:

  1. В кабине разрешено курить.
  2. Машинисты последних поездов ночью находятся в депо, где есть специальные комнаты. Ночевать можно и в квартирах, находящихся недалеко от станций.
  3. При работе водитель выполняет около 55 инструкций.
  4. В 55 лет можно выходить на пенсию.
  5. На открытых железных дорогах во время сильных снегопадов поезда находятся в пробках.
  6. Обедают сотрудники при движении по маршруту.
  7. Двери нужно закрывать после фразы «Осторожно, двери закрываются».
  8. Во время выезда из тоннеля бывают резкие вспышки, что негативно влияет на машиниста.
  9. На работу следует приходить в хорошем настроении, отдохнувшим.
  10. За рабочую смену (8-9 часов) перевозится около 9 тыс. людей.

Такие нормы действуют для всех машинистов. В этой работе важна внимательность, так как сотрудник является ответственным за многое. От него зависит безопасность перевозки людей.

От чего зависит зарплата?

На уровень дохода влияет:

  • количество часов;
  • переработка;
  • работа в ночные смены;
  • выслуга;
  • квалификация.

Регион

Чтобы узнать зарплату машиниста поезда, достаточно посетить сайт РЖД. В Москве такие сотрудники получают до 80 тыс. рублей. А оценивается на 20 тыс. меньше. Зарплата машиниста отличается в зависимости от региона:

  1. Уфа - 40 000.
  2. Улан-Удэ - 45 000.
  3. Махачкала - 38 000.
  4. Нальчик - 50 000.
  5. Волгоград - 30 000.
  6. Мурманск - 45 000.
  7. Пенза - 31 000.
  8. Пермь - 35 000.
  9. Саратов - 22 000.

Информация указана на 2016 год. Зарплата машиниста выше в тех городах, где постоянно большое количество поездов и много пассажиров. Во многих регионах доходы этих работников не изменяются в течение длительного периода. На основе данных средняя зарплата машиниста поезда равна около 35 000 рублей.

Машинист метро

Какова зарплата машиниста метро? Уровень доходов зависит от места работы. В Москве такие сотрудники получают около 50 000 рублей, а в небольших городах - от 20 тыс. Последний показатель и является минимальной оплатой труда, а максимальная составляет 100 тыс. Зарплата машиниста метрополитена в Санкт-Петербурге равна около 50 тыс. рублей, хотя условия труда там ничуть не легче, чем в московском.

Трудоустроиться машинистом метро сложно, поскольку претенденты проходят жесткий квалификационный отбор. К тому же условия труда на этой должности непростые. Работа связана с тяжелыми факторами труда, из-за которых человек рискует получить различные заболевания. Работа машиниста сложна по причине большой ответственности за перевозимых людей.

Стаж

Зарплата машиниста зависит от его стажа. Также она определяется видом управляемого поезда. Категории стажа следующие:

  1. Третий класс можно получить спустя 2 года после учебы. В течение этого времени необходимо водить локомотив или электричку. Обычно выпускникам вузов доверяют небольшие грузовые поезда на маленькие расстояния.
  2. Второй класс выдается спустя 2 года после присвоения третьего. Но для этого необходима постоянная практика. При наличии такой квалификации работник водит но не на дальние расстояния.
  3. Первый класс предоставляется через 2 года после работы со вторым. Тогда сотрудник будет водить пассажирские и остальные поезда на дальние расстояния.

Именно от квалификации зависит зарплата машиниста локомотива. Почти в каждом регионе РФ водитель любого железнодорожного транспорта может иметь доход до 100 тыс. рублей.

Машинист электрички

Такой машинист тоже является востребованной профессией. К тому же она такая же вредная и опасная, как водитель транспорта в метро. Люди данной профессии могут жаловаться на хроническую усталость, так как расстояние между пунктами часто превышает рабочую смену.

Обучиться на машиниста электрички можно в учебно-производственном учреждении. Это займет примерно 6,5 месяцев. Какая зарплата у машиниста электрички? Средний уровень дохода по стране составляет 45 000 рублей, а в Москве он достигает 80 тыс.

Как стать машинистом?

Для получения работы необходимо образование. Кандидаты проходят медкомиссию и сдают экзамен, после чего могут проходить стажировку. Она продолжается четыре месяца. По ее итогам будет составлена рекомендация, или человека могут принять на работу. Только тогда работнику будут присваиваться квалификации.

Перед управлением локомотивом нужно поработать помощником. Зарплата у такого сотрудника ниже, но и обязанностей меньше. Кроме высшего образования, есть и другие требования. Мужчинам обязательно нужно пройти службу в армии. А женщин редко берут на такие должности. На пенсию выходят в 55 лет.

Кто такой помощник?

Это сотрудник, который должен присутствовать в кабине. Он является полноправным членом локомотивной бригады. Помощник считается дублером машиниста, так как выполняется многие виды деятельности. В его обязанности входит:

  • контроль за исправностью тепловоза до отправления;
  • исправное сцепление;
  • контроль за световыми сигналами;
  • связь диспетчера с машинистом;
  • контроль скорости;
  • слежка за показаниями приборов.

Такая работа позволяет научиться самостоятельному управлению составом. Хоть зарплата сотрудника меньше, но это создает стремление к ее увеличению.

Какие качества нужны?

Для работы нужны знания, умения, навыки. Необходима дисциплина, которая требуется в разных ситуациях на дороге. Машинисту и помощнику нужна:

  • быстрая реакция;
  • внимательность, осторожность;
  • выносливость, осмотрительность;
  • отличная зрительная память, тонкий слух;
  • стрессоустойчивость.

Без этих качеств работу выполнять сложно, только при их наличии деятельность будет качественной и эффективной. Все полученные во время обучения знания регулярно перепроверяются. Это работа, где важна теория и практика.

Преимущества

Профессии машиниста и помощника всегда востребованы. Так как объем знаний велик, то перспективы почти неограниченны. Поезд остается надежным транспортом для перевозки людей и грузов.

Совершенствование навыков положительно влияет на эрудированность экипажа. Сотрудники, которые работают на локомотивах, разбираются в последних новинках технического прогресса. У работников обычно нет хронических недугов, поскольку их здоровье постоянно проверяют.

Минусы

Доход у работников достаточно высокий из-за того, что приходится трудиться в тяжелых условиях. Специалисты сталкиваются с постоянным стрессом и ответственностью за жизнь людей. Сотрудники много времени проводят вне дома.

Усталость появляется из-за:

  • замкнутого пространства;
  • напряженности зрения;
  • влияния шума;
  • вибрации локомотива;
  • дорожной пыли.

Зарплата помощника машиниста составляет около 50 тыс. рублей. Выше уровень доходов в Москве, там же и больше вакансий по этой специальности. Зарплата помощника машиниста в Петербурге равна 40-45 тыс. рублей. На Севере сотрудники получают надбавки из-за климата.

Зарплата в других странах

В других странах доходы машинистов намного выше по сравнению с Россией. Например, в Германии получают 3 тыс. евро, а это около 210 тыс. рублей. В США доход равен 3,5 тыс. долларов, что составляет 220 000 рублей. Но в ближайших странах машинисты зарабатывают меньше. Например, на Украине получают 10 тыс. гривен, а это составляет 24 тыс. рублей. В Беларуси показатель равен 10-15 млн белорусских рублей (32-46 тыс. рублей).

Где обучаться?

В метро и РЖД обучают в своих учебно-производственных учреждениях. Важно соответствие по возрасту, крепкое физическое и психологическое здоровье. Обучаться можно молодым людям до 35 лет, которые служили в вооруженных силах. Преимуществом считается наличие технической специальности.

В метро обучают 6,5 месяцев. Половина времени занимает изучение теории, а потом наступает практика. В конце проводятся экзамены. На протяжении обучения платится стипендия. Для учебы в РЖД приглашают людей, которые прошли подготовку в университетах путей сообщения. На основе полученных знаний можно продолжить обучение (2 года) в учебно-производственном учреждении.

Поступить на учебу можно после медосмотра. Также он регулярно проходится во время работы. Если есть какие-либо отклонения в здоровье, то к обучению не допустят. После прохождения подготовки есть возможность трудоустройства с дальнейшим повышением по службе. Со стажем и опытом будет увеличиваться и уровень доходов.