Событием в социальной сфере общества является. Социальная сфера и ее структура

Развитие любого общества напрямую зависит от деятельности его членов в любой из сфер – экономической, социальной, культурной, духовной, бытовой, научной, политической, производственной или других. В зависимости от того, к какой отрасли принадлежат люди, они состоят во взаимоотношениях друг с другом, находясь в рамках своего социального пространства.

В результате этого взаимодействия образуется социальная сфера общества. В прошлом каждый ее слой отгораживался от других своими традициями, правилами или правами. Например, попасть в знатные слои общества ранее можно было только по праву рождения.

Социальная система

Каждое общество развивается по системам, свойственным непосредственно ему. Оно состоит не только из социальных субъектов, но и вмещает все формы человеческой жизнедеятельности. Общество – очень сложная организация, включающая в себя многочисленные подсистемы, которые в совокупности представляют сферы социальной деятельности его членов.

Когда между его субъектами налаживаются устойчивые отношения, формируется общественная жизнь, включающая в себя:

  • многочисленные виды человеческой деятельности (религиозную, образовательную, политическую и другие);
  • социальные институты, например, партии, школы, церкви, семьи и т.д.;
  • различного направления связи между людьми, например, в экономической, политической или других сферах;

Современный человек может находиться в разных социальных областях одновременно и соприкасаться с другими людьми какими-либо сторонами жизни.

Например, официант (низкая социальная ступень) в дорогом ресторане связан с представителями знатной элиты, обслуживая их за столом.

Сферы общественной жизни

Видов человеческой деятельности много, но всех их можно условно поделить на 4 основные категории:

  • социальная сфера касается взаимоотношений различных слоев общества;
  • экономическая – имеет отношение к действиям, связанным с материальными благами ;
  • политической сфере присущи движения различных классов в рамках их гражданских прав и предпочтений;
  • духовная складывается из отношений людей к различным видам материальных, интеллектуальных, религиозных и моральных ценностей.

Каждая из этих категорий подразделяется на свои сферы, в каждой из которой происходит человеческая деятельность, ограниченная ее рамками. В современном обществе нет резких границ между разными социальными областями, поэтому один и тот же индивидуум может находиться сразу в нескольких из них.

Например, во времена рабства или крепостного права эти грани существовали, и то, что мог господин, не позволялось смерду. Сегодня человек может работать в разных сферах, придерживаться определенных политических взглядов, выбирать религию и иметь противоречивое мнение о материальных благах.

Экономическая область общественной деятельности

Социально-экономическая сфера занимается производством, обменом, распределением и потреблением различных материальных благ. Человеческая деятельность при этом направлена на претворение в жизнь научно-технических достижений путем межпроизводственных отношений людей, обмена опытом и информацией и перераспределения ценностей.

Эта сфера является пространством, в рамках которого формируется хозяйственная жизнь общества, основанная на взаимодействии всех отраслей как внутренней, так и международной экономики. В этой области реализуются как материальная заинтересованность индивидуума в результатах своего труда, так и его творческие способности под руководством институтов управления.

Без этой сферы невозможно развитие ни одной страны. Как только экономика приходит в упадок, тот час начинают разрушаться другие области общественной жизни.

Политическая сфера

В любом обществе, на какой бы ступени развития оно не находилось, происходят политические противостояния. Они являются результатом того, что различные партии, социальные группы и национальные общности стремятся занять главенствующую ступень на политической лестнице.

Каждый индивидуум в отдельности стремится оказать влияние на процессы, которые происходят в стране. Чтобы это можно было осуществить, они объединяются в партии, соответствующие их гражданской позиции и воплощают свою политическую волю.

Эта сфера общественной жизни играет важную роль в формировании здоровой конкуренции между различными партиями, и тем самым влияет на демократическое развитие стран, где люди открыто высказывают свое мнение.

Область духовной деятельности

Духовная сфера представляет собой отношение людей в обществе к тем ценностям, которые создаются, распространяются и усваиваются всеми его членами. К ним относятся не только материальные объекты (живопись, скульптура, архитектура, литература), но и интеллектуальные (музыка, достижения науки, человеческие знания и моральные нормы).

Духовная сфера сопровождала человека на всем пути развития цивилизаций и проявлялась в искусстве, воспитании, религиях и многом другом.

Человек в структуре общества

Социальная сфера – это область взаимоотношения людей, входящих в различные классовые и национальные группы. Их целостность определяется демографическими (старики, молодежь), профессиональными (врачи, юристы, учителя и т. д.) и другими признаками, чье социальное обеспечение должно соблюдаться с учетом прав всех членов общества.

Основным направлением в этой сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения, какое бы классовое разделение ни существовало в стране.

В зависимости от того, насколько удовлетворены потребности каждого индивидуума в отдельности, а также семей, нацменьшинств, религиозных и рабочих коллективов, можно судить о благосостоянии общества в целом.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Бюджет любой страны состоит из множества статей, регламентирующих куда направляются и как распределяются деньги налогоплательщиков, но только в высокоразвитых обществах большая часть этих средств идет на социальные программы.

Основные статьи расходов, которые должны быть заложены в бюджете, это:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • культура;
  • жилищно-коммунальные объекты;
  • социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

С появлением первых общин, а в дальнейшем государств, образовались примитивные системы по защите и поддержки бедных слоев населения.

Например, в некоторых странах древности было принято отдавать часть урожая или произведенных товаров в общую казну. Эти средства распределялись между бедняками в трудные времена, например, в неурожайные годы или во время войны.

Социальные модели стран мира

В зависимости от того, насколько государство имеет или не имеет влияние на процессы распределения благ во всех слоях общества, оно разделяется на несколько моделей:

  1. Патерналистская система, при которой население полностью зависит от государства и подчиняется его воле. Социальная сфера жизни людей в такой стране может быть крайне низкой (Куба, Россия, Северная Корея и другие), а люди воспринимаются как «винтики» в системе, которые можно наказывать, уничтожать, поощрять. В этой модели общества население полностью перекладывает ответственность за свою жизнь на правительство.
  2. Шведская модель считается одной из самых прогрессивных в мире, так как экономика в ней на 95% строится на частном капитале, но социальная сфера полностью контролируется государством, которое распределяет большую часть бюджета в здравоохранение, образование и социальные программы. В Швеции бесплатные не только школы и высшие учебные учреждения, но и медицина для детей и молодежи до 21 года. Поэтому в этой стране одни из самых высоких налогов в мире (60%) и лучшее качество жизни.
  3. Социально настроенные модели характеризует достаточно большое влияние государства на поддержку и регулирование социальных программ. В таких странах создают особые условия для ведения малого и среднего бизнеса, вводятся налоговые льготы для предпринимателей, так как основным направлением развития подобной модели является поощрение людей брать инициативу по улучшению качества жизни в свои руки. Ярким примером подобных обществ являются Германия, Австрия, Франция, Италия, Испания и Португалия.

Развитие социальной сферы в любой из этих моделей напрямую зависи строя и состояния экономики, которые существуют в стране.

Сфера культуры

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно в целом судить о благосостоянии ее граждан. Именно в этой области находятся все важные для качественной жизнедеятельности людей отрасли:

  • здравоохранение – количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием и его качество;
  • культура – посещение объектов с предметами достояния народа должен быть доступно всем слоям населения. Так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
  • образование – доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
  • спорт и физическое воспитание – это область культуры, главной задачей которой является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения;
  • социальное обеспечение – это программы, направленные на помощь малоимущим людям или многодетным семьям.

Если во внутренней политике государства, как культурная, так и социальная сфера занимают ведущее место, то его население процветает.

Цель социальной деятельности

Управление социальной сферой осуществляется институтами власти и находящимися в их ведомствах учреждениями. Объекты, производящие контроль по организации и выполнению программ, необходимых для улучшения качества жизни членов общества, делятся на региональные, областные или местные.

Цель социальной деятельности этих учреждений:

  • охрана здоровья и жизни людей;
  • обеспечение их жильем;
  • равные права для всех на образование и работу;
  • обеспечение после выхода человека на пенсию;
  • право на самовыражение и творческое развитие.

Экономика социальной сферы напрямую зависит от того, как осуществляется распределение товаров и услуг различными органами управления. В развитых странах этим занимается государство, прослеживая уровень жизни всех слоев населения.

Назначение социальной деятельности

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

  • в развитии человеческих ресурсов ;
  • обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;
  • социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Особое внимание и поддержка должна уделяться тем органам власти и организациям, которые занимаются распределением социальных благ в обществе.

Приобретение территориальной общности устойчивого характера непосредственно связано с социальной жизнью людей в определённом пространстве. Например, это означает связанность форм собственности с селом, посёлком и городом, организацией власти и деятельностью разнообразных инфраструктур.

Демографическая

В демографический фактор социальной сферы входят рождаемость, смертность, соотношение полов, изучение половозрастного состава, учёт степени увеличения населения, а также деятельность институтов управления в этой сфере.

Этническая

Этнические формы, начиная с рода, как первая орга-низационная форма Социума, охватывают племя, народ-ность, нацию, а в современных условиях формируемую общность народа.

В составе социальной сферы этнические формы сами образуют относительно большую сферу. Из них род являлся первой социальной общностью и имел длительную историю всего периода первобытного строя . В результате эволюции родов появляется племенная общность, а в дальнейшем и союз племён. Те, в свою очередь, создают предпосылку появления следующих общностей — народностей и наций. В современных условиях, когда наблюдается ускоренный процесс сближения в межнациональных и межгосударственных отношениях, стал формироваться народ как особая общность.

Классовая

Классовое расслоение общества (типично организационно проявилось в Европе) занимает важное место в социальной сфере.

Классы— это характеристика больших групп людей по ряду основных показателей. Существование классов, прежде всего, связано с формами собственности и разделением труда. В современных развитых странах классовое различие все более теряет прежние свои показатели. Место классов занимают социальные группы, у которых иное отношение к существующим социальным государствам , высокий уровень образованности, общий образ жизни и т.д.

Профессионально-образовательная

Различение людей по степени образованности (например, начальная, средняя или высшая школа) и характеру социально--профессиональных признаков (конкретная профессия, люди умственного или физического труда), также относится к социальной сфере, ибо здесь выражается качественное сос-тояние определённой части населения.

Экономическая

Экономическая структура общества основывается на степени доходов людей (в рамках прожиточного минимума, средний или высокий доходы). Она также является составной частью социальной сферы.

Семейно-брачная

Говоря о составе социальной сферы в жизни общества, нельзя не упомянуть о браке и семье . Потому что брак, являясь юридическим договором, регулирует отношения между мужем и женой, детьми и родственниками. А семья, как малая группа и как , основывается на браке, родственности, общности бытовой жизни, нравственности и ответственности, взаимопомощи. Материал с сайта

Если рассматривать социальные группы по социально значимым критериям человеческой общности, то можно различать социальный статус — положение, место человека в обществе. Это видно в следующем примере: одного и того же человека можно рассмотреть по профессии — учитель, наёмный работник , получающий зарплату — экономический признак, мужчина 50 лет — демографический показатель, член политической партии — социальная позиция и т.д.

Исходя из социального статуса можно, например, выделить трудовые коллективы — люди, ра-ботающие в определённых отраслях производства, такие, как фермеры , брокеры , разного рода съёмщики и др.

Социальная сфера общества может рассматриваться в двух аспектах .

Во-первых, социальная сфера общества – это сфера, где удовлетворяются социальные потребности человека в жилье, пище, одежде, образовании, поддержании здоровья (медицинском обслуживании), пенсионном обеспечении, в защите от опасных для жизни явлений природы. Благосостояние общества и личности тесно связано с уровнем и качеством развития социальной сферы общества. Политика современного российского государства направлена на развитие социальной сферы общества через разработку специальных социальных программ, национальных проектов: «Образование», «Доступное жилье», «Здравоохранение».

Во-вторых, социальная сфера общества связана с выделением различных социальных общностей и их взаимосвязей. На этом втором аспекте остановимся подробнее. В учебной литературе он зачастую рассматривается в рамках темы «Социальная структура общества».

Социальная общность – это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. В основе социальных общностей лежит объективная (экономическая, территориальная и др.) связь между ее членами, сложившаяся в их реальной жизни. Вместе с тем, основой социальной общности могут быть и факторы духовного порядка: общий язык, традиции, ценностные ориентации и т.д. Для социальной общности характерна также ее качественная целостность, позволяющая отличать данную общность от других объединений людей. И наконец, социальная общность выражается в общности исторических судеб людей, общих тенденций, перспектив их развития.

Различные по характеру, масштабу, общественной роли и т.д. социальные общности входят в состав социальной структуры общества. Социальная структура общества – это исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого. Принято считать основными элементами социальной структуры общества:

Индивидов с их статусом и социальными ролями (функциями);

Социально-этнические общности (род, племя, народность, нацию);

Народ как социальную общность;

Классы как социальные общности, а также такие большие социальные общности как касты, сословия;

Малые социальные группы (трудовые и учебные коллективы, воинские подразделения, семья и др.).

Первой, специфически человеческой формой общности, был род – кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций.

Объединение двух и более родов составляло племя . Как и род, племя является этнической общностью, так как в основе его продолжают находиться кровнородственные связи.

Распад родоплеменных связей и обособление кровнородственных ведет к образованию новой общности – народности. Это уже не сугубо этническая, а социально-этническая общность, в основе которой не кровнородственные, а территориальные, соседские связи. Народность – это исторически сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Она является относительно неустойчивой общностью. По сравнению с племенем здесь налицо новый уровень хозяйственных связей, но вместе с тем нет еще той целостности и глубины экономической жизни, которая возникает у нации.

Нации характерны для периода развертывания капитализма и формирования товарно-денежных рыночных отношений. Нация – это исторически сложившаяся устойчивая форма объединения людей, имеющих общность территории, экономики, языка, культуры и психологического склада. В отличие от народности нация – более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубокие экономические связи. Но условием формирования нации стали не только объективные (природно-территориальные, экономические) факторы, но и субъективные – язык, традиции, ценности, общность психологического склада. К числу скрепляющих нацию факторов можно отнести сложившиеся этнические особенности трудовой деятельности, одежды, пищи, общения, жизненного и семейного уклада и т.д. Общее историческое прошлое, своеобразие экономики, культуры, быта, традиций формируют национальный характер. В истории мы наблюдаем многообразие наций и каждая обладает своим уникальным ароматом, вносит свой вклад в развитие мировой цивилизации и культуры.

Важнейшей характеристикой нации является национальное самосознание. Национальное самосознание – это осознание духовного единства своего народа, общности исторической судьбы, социально-государственной общности, это приверженность к национальным ценностям – языку, традициям, обычаям, вере, это патриотизм. Национальное самосознание обладает огромной регулятивной и жизнеутверждающей силой, оно способствует сплочению людей, сохранению социокультурной идентичности, противодействует факторам, ее разрушающим.

Здоровое национальное сознание следует отличать от национализма. Основу национализма составляют идея национального превосходства и национальной исключительности. Национализм – это форма проявления национального эгоизма, ведущего к возвеличиванию собственной нации над всеми другими, основанному не на действительных преимуществах и успехах нации, а на тщеславии, чванстве, самомнении, слепоте по отношению к собственным недостаткам. Есть простая истина: чем выше национальное самосознание народа, чем сильнее чувство национального достоинства, с тем большим уважением и любовью он относится к другим народам. Любой народ становится духовно богаче и краше, когда он уважает другой народ.

Понятие «народ» употребляется в литературе в разных смыслах. Им может обозначаться население той или иной страны (например, народ Франции, России и т.д.). В этом случае – это не просто внешнее обозначение всего населения общества, а качественно определенная социальная реальность, сложный социальный организм. Этот смысл сближает понятия народа и нации.

Как социальная общность народ – это объединение людей, прежде всего занятых в общественном производстве, осуществляющих решающих вклад в общественный прогресс, имеющих общность духовных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика. Таким образом, не только объективные факторы (совместная трудовая деятельность и общий вклад в осуществление прогрессивных преобразований в обществе), но и субъективно-сознательные, духовные факторы (традиции, нравственные ценности) интегрируют такую социальную общность как народ.

Единство сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок, присущее народу, его представителям, находит воплощение в менталитете. Менталитет обеспечивает традиционность жизни и деятельности членов социальной общности, формирует у них чувство солидарности, лежит в основе различения «мы – они». В качестве характерных черт русского народа, представляющих его менталитет, в литературе указываются: соборность, общинность (коллективизм), патриотизм, стремление к социальной справедливости, приоритет служения общему делу перед личными интересами, духовность, «всечеловечность», государственность и др.

Классы – это большие социальные общности, которые стали формироваться в период разложения родового строя. Заслуга открытия классов принадлежит французским историкам 19в. Ф.Гизо, О.Тьерри, Ф.Минье. Детально роль классов и классовой борьбы в истории развития общества проанализирована в марксистской философии.

Развернутое определение класса дано В.И.Лениным в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которым они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Для марксистской трактовки класса характерно понимание материального производства как важнейшего объективного фактора конституирования классов. При выделении класса как социальной общности акцент делается на специфической роли классов в общественной организации труда, а не просто на их трудовой деятельности как таковой. Вместе с тем классовую общность, как и всякую другую социальную общность, можно и нужно рассматривать не только в плане объективно-экономических, но и в плане сознательно-духовных характеристик. Это означает, что к признакам классов можно отнести определенные социально-психологические черты, установки, ценностные ориентации, предпочтения, образ жизни и т.д., характерные для данной группы людей. Многими авторами классовое самосознание рассматривается как особая характеристика класса, предполагающая превращение «класса в себе» в «класс для себя».

В современной литературе, помимо марксистской, существуют и иные трактовки классов и классовой дифференциации общества, отражающие реальность ХХ – ХХI вв. (Р.Дарендорфа, Э.Гидденса и др.). Так, М.Веберу принадлежит классово-статусная модель социальной дифференциации общества. Под классами Вебер понимает группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги (собственники, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, «беловоротничковые» служащие). Наряду с классами Вебер выделяет статусные группы , различающиеся образом жизни, престижем, а также партии , существование которых основано на распределении власти.

В настоящее время многими западными и российскими философами в социальной структуре экономически развитых стран выделяются три больших социальных группы: высший (правящий) класс , куда входят собственники основных средств производства и капитала, класс производственных и непроизводственных работников , объединяющий лиц наемного труда, не имеющих собственности на средства производства и занятых преимущественно исполнительским трудом в различных сферах материального и нематериального производства, средний класс, к числу которого относятся мелкие предприниматели, подавляющая часть интеллигенции и средняя группа служащих.

Историческое развитие общества свидетельствует, что тенденцией развития социальной структуры общества является ее постоянное усложнение, возникновение новых общностей в зависимости от уровня технико-технологического базиса и типа цивилизации. В современной философской и социологической литературе при анализе социальных общностей широко используются такие понятия как «маргинальная группа», «элитарный слой» и др.

Большой вклад в изучение социальной структуры общества внес русский философ и социолог П.А.Сорокин (1889-1968), родоначальник теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация – понятие, обозначающее существование в обществе социального неравенства, иерархии, разделение его на страты (слои ), выделяемые на основании какого-либо одного или ряда признаков. Большинство современных исследователей придерживается концепции «многоизмеримой стратификации», по которой слои выделяются на основе многих критериев (род занятий или профессия, доход, образование, уровень культуры, тип жилища, район проживания и др.).

П.А.Сорокин детально проанализировал три основные формы стратификации : экономическую, политическую, социальную (профессиональную) и в каждой из них выделил по несколько страт, показал взаимопереплетение трех основных форм. Под социальной мобильностью Сорокин понимал любой переход индивида из одной социальной позиции в другую. Выделил два основных типа социальной мобильности : горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной мобильностью подразумевался переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне (напр., перемещение индивида с сохранением своего профессионального статуса с одного предприятия на другое). Вертикальная мобильность связана с перемещением индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направленности перемещения существует два вида вертикальной мобильности: восходящая – движение из нижнего пласта в более высокий, т.е. социальный подъем, и нисходящая – перемещение с более высокой социальной позиции на более низкую, т.е. социальный спуск.

Концепция социальной стратификации и социальной мобильности не устраняет, а дополняет концепцию классового подразделения общества. Она способна конкретизировать макроанализ структуры общества и более точно определять изменения, происходящие в обществе.

При анализе социальных общностей по количественному параметру выделяют большие социальные общности - макроуровень социальной структуры общества (расы, нации, касты, сословия, классы и др.) и микроуровень социальной структуры общества – это малые социальные группы, среди которых особое место занимает семья.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Юридической основой семьи служит оформление брачных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами. Однако высшим нравственным законом для супружества является любовь. Важнейшей функцией семьи является продолжение рода и воспитание детей.

Семья – явление историческое, она видоизменялась в процессе развития общества (групповая, парная, моногамная). Брачно-семейные отношения испытывают на себе влияние не только социально-экономических, политических, правовых факторов, но и культурных (нравственных, эстетических ценностей и традиций). Нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, преобладает в нашу эпоху, отношения в ней характеризуются неформальностью межличностных отношений, ослаблением экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью и все большим весом морально-психологических уз.

В любом обществе помимо социальной структуры существует природная дифференциация людей, т.е. деление людей по природным критериям. Это деление на расы – исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах. Существует деление людей по половым признакам – на мужчин и женщин, по возрастным критериям – на детей, молодежь, людей зрелого возраста, стариков. Между социальной и природной дифференциацией людей существует связь, взаимодействие. Так, в любом обществе имеются люди преклонных лет, но в определенных общественных условиях эти люди образуют группу пенсионеров. Различия мужского и женского организмов сказываются в общественном разделении труда. Примеры можно продолжить, но все они будут свидетельствовать о том, что общество, его социальная структура, не отменяя природных дифференциаций, наделяет их определенными социальными качествами.

Социальная сфера, таким образом, представляет собой взаимосвязь различных макро- и микросоциальных общностей. Эта взаимосвязь проявляется во взаимопроникновении, взаимопереплетении социальных общностей: национальная общность может включать в себя народ, классы, один и тот же класс может состоять из представителей различных наций и т.д. Но взаимопроникая, общности сохраняются как качественно устойчивые социальные образования. Между общностями существуют многообразные типы, виды отношений (классовые, национальные и др.), которые также взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. И вся эта сложная совокупность социальных общностей, их отношений образует социальную сферу в ее целостности.

Социальная сфера -- это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии -- это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении -- это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Сферу социальной жизни общества - можно характеризовать как системно - организованную часть общества, где исторические и социальные группы людей взаимодействуют по поводу общественного положения, места и роли в жизнедеятельности общества. Она охватывает: интересы классов и социальных слоев, групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства людей по их положения в обществе.

Известно, что любое общество состоит из конкретных личностей (субъектов). Но это не простая совокупность отдельных личностей. Люди в обществе взаимодействуют, обособляются, образуя устойчивые социальные группы. Последние обладают различной степенью общности, отличаются друг от друга размерами, специфическими потребностями и интересами, находятся в различных по своему характеру, содержанию и сложности связях и отношениях. В первом приближении можно сказать, что жизнедеятельность социальных общностей, их функционирование, развитие и представляют собой социальную сферу. Но ведь они одновременно функционируют и в материально - производственной, и в политической, и в духовной сферах, не принадлежат только социальной жизни. Что же тогда позволяет выделять социальную сферу как одну из основных подсистем общества? Представляется важным в методологическом отношении утверждение В.С. Барулина о том, что в решении вопроса о существовании той или иной общественной сферы необходимо исходить не из того, каковы составные части этой сферы, а из того, насколько развились, констатировались, обрели свою качественную специфику определенные общественные законы. Если законы сформировались, отделились от других законов, то можно утверждать и о наличии соответствующей сферы.

Следовательно, одним из первых и самых важных оснований, критерием выделения социальной сферы является наличие в ней своих специфических законов, которые, как показывает практика жизни, тесно связаны с законами материально - производственной, политической и духовной сфер. Вместе с тем следует помнить, что они имеют свою специфику, свое место в системе общественных законов. Наличие таких законов и позволяет сделать вывод о существовании социальной сферы общества. Вторым критерием для выделения и определения является наличие в ней особых, присущих только ей социальных отношений. В чем состоит их специфика? Понятие «социальное», «социальные отношения» многозначны.

К собственно социальным философы относили такие отношения, которые возникают при взаимодействии социальных групп, коллективов, личностей и т.д., по поводу их положения в системе общественной жизни и которые необходимо ограничивать от других общественных отношений. Социальные отношения представляют собой вид общественных отношений. Они складываются между людьми в связи с необходимостью воспроизводства своей собственной непосредственной жизни. В их содержание входят удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей по поддержанию жизни, воспроизводство индивидов, прежде всего как главной производительной силы общества, передача от поколения к поколению производственного опыта и т.д. Таким образом, социальные отношения являются одной из ведущих основ становления социальной сферы, формирования ее качественной определенности, относительно самостоятельного функционирования и развития.

Третьим основанием для выделения социальной сферы является то, что характеризуется собственным видом деятельности. По своей сущности социальная деятельность проявляется в действиях индивидов или социальных групп как представителей тех или иных общностей людей (наций, классов и др.), направленных на удовлетворение их потребностей и интересов. Удовлетворение потребностей в процессе социальной деятельности в конечном итоге так или иначе способствует воспроизводству и развитию человека как конкретно - исторического субъекта, представителя определенного класса, нации, группы, коллектива. Специфические законы развития, социальные отношения и социальная деятельность образуют в своем единстве целостность, качественно определенное социальное образование, которое и принято называть сферой социальной жизни общества.

Выделенные сущностные характеристики сферы социальной жизни общества позволяют дать более полное определение социальной сферы общества. Сфера социальной жизни общества - это относительно самостоятельная, целостная подсистема общества, характеризующаяся деятельностью людей, как членов определенных социальных общностей, и отношениями, возникающими между ними, по поводу равенства и неравенства их положения в обществе.

Важная роль сферы социальной жизни среди других сфер общества определяется тем, что в социальной деятельности и отношениях реализуется мера равенства или неравенства в жизненном положении различных социальных общностей. Это находит непосредственное отражение в степени реализации принципа социальной справедливости. Вот почему дальнейшее развитие сферы социальной жизни выступает одной из главных задач совершенствования нашего общества, вступившего на путь глубинных преобразований.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Социальная сфера тесно связана с экономической сферой.

Туишева Марьям Равильевна , аспирант, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Андреев Ю.П. и др. Социальные институты: содержание, функции, структура. Изд-во Уральского университета, 1989.
2. Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования. ‒ № 4. ‒ 2003. ‒ С. 40.
3. Гуляева Н.П. Лекции. Социальная сфера как объект управления и социальное развитие. ‒ Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/n/natalxja_p_g/.
4. Добрынин С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.,1999. – С. 295.
5. Иванченко В.В. и др. Общая экономика: учебное пособие. Барнаул, 2001. ‒ Режим доступа: http://www.econ.asu.ru/old/k7/economics/index.html.
6. Осадчая Г.И. Социальная сфера: теория и методология социологического анализа. М.,1996. С. 75.
7. Острая Т.Б. Институциональные преобразования в социальной сфере как условие экономического развития России, дис. к.э.н. С. 11.
8. Социальная политика. ‒ Режим доступа: http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm.
9. Янин А.Н. Социальная сфера в экономике Тюменской области. ‒ Режим доступа: http://www.zakon72.info/noframe/nic?d&nd=466201249&prevDoc=466201243.
10. http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm