(1)Я не любила эту куклу.
(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали смоими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – это лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.
(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила:
– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, – возразила я.
– (27)Чем?
– (28)Подчиняются.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.
15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения» .
Комментарий к цитате. Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений.
15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: .
15.3Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека».
План сочинение 15.2
1. Введение
Цитата + комментарий
«Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом» , - раскрывает А.Алексин мысли шестилетней девочки. Автор показывает формирование внутреннего мира девочки, ее характера и души. Маленькая и хрупкая героиня рассказа с детства мечтает повелевать и командовать. Она наслаждается властью над игрушками, наказывает их, пользуется их беспомощностью. На мой взгляд, в девочке закладываются плохие качества: жестокость и жажда власти.
2. Аргумент 1
Игры с игрушками, где она – хозяйка положения. В то же время в жизни ей никто не подчинялся
3. Аргумент 2
Кукла Лариса – единственная игрушка, которая не подчинялась героине. За это девочка безжалостно наказывает куклу. Она не может отказаться от абсолютной власти над игрушками.
4. Вывод
В детстве закладывается фундамент всей жизни человека. Если вовремя не развить в ребенке чувства любви, доброты, жалости и сострадания, то неудивительно, что вырастет бесчувственный человек. Он будет стремиться только к полному подчинению себе людей и радоваться своей безнаказанности.
Сочинение 15.2.
«Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом» , - раскрывает А.Алексин мысли шестилетней девочки. Автор показывает формирование внутреннего мира девочки, ее характера и души. Маленькая и хрупкая героиня рассказа с детства мечтает повелевать и командовать. Она наслаждается властью над игрушками, наказывает их, пользуется их беспомощностью. На мой взгляд, в девочке закладываются плохие качества: жестокость и жажда власти.
Девочка очень любила командовать. Ей нравилось ощущать себя хозяйкой положения, обращаться с игрушками так, как она хочет. «Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась» (предложение 15). В жизни девочка была очень слабой и низкорослой, а с игрушками чувствовала себя всемогущей .
Девочка невзлюбила новую куклу за то, что Лариса была выше ростом. «Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими» (предложение 2). Девочка безжалостно наказывает игрушки. Мама пытается объяснить, что нельзя так обращаться с теми, кто не может ответить и как-то себя защитить. « Это оскорбительно. Не для них... Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама» (предложения 29-31). Но девочка не может отказаться от абсолютной власти над игрушками.
В детстве закладывается фундамент всей жизни человека. Если вовремя не развить в ребенке чувства любви, доброты, жалости и сострадания, то неудивительно, что вырастет бесчувственный человек. Он будет стремиться только к полному подчинению себе людей, и радоваться своей безнаказанности.
Я согласен с высказыванием современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: "При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения". Действительно, автор, оперируя смысловой многогранностью, всегда выделяет то, на что читателю следует обратить внимание.
Попытаю это доказать.
В глаза сразу бросается первый абзац, который состоит всего из одного предложения:"Я не любила эту куклу".
Так, ещё до раскрытия сюжетной линии мы понимает, что она будет построена на чувствах девочки к игрушке.
Теперь заметим, последний и предпоследний абзацы обособляются друг от друга смысловой лентой, вьющийся от отношения матери к поведению дочери до изменения мировоззрения девочки, что создаёт целостную, гармоничную картину разных, но важных событий.
Таким образом, разделение текста на части позволяет направить внимание читателя на более значимые детали. Этот приём позволяет создать красивый композиционный механизм, наполненный смыслом.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-06-16
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
2013-05-31 15:45:52 - Долаана Тарасовна ОндарНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Текст: (1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною. (4)Кто из вас девочка, а кто кукла трудно понять! восклицали они. (5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её изяществом, а меня статуэткой, мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что статуэтка этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: замыкающая. (10)Не огорчайся: конец делу венец! услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила. (12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать я сообразила уже тогда очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом. (17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками. (22)Любишь наказывать? вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло. (26)На зло отвечают, возразила я. (27)Чем? (28)Подчиняются. (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! уже совсем серьёзно сказала мама. (32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала. (35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали толькоЛарисой. (По А. Алексину) помогите пожалуста
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л. Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. Ю. Максимова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
На что нужно обратить внимание:
- любое сочинение 15.1 целиком и полностью о языковых явлениях . Здесь будут идти рассуждения об абзацном членении текста, о предложениях и их соединениях, о знаках препинания, о тропах (метафора, эпитет, сравнение и пр.), о синтаксических фигурах (анафора, эпифора и пр.), о лексических средствах выразительности (экспрессивной лексике, лексический повтор, просторечные слова, книжные слова, жаргонизмы и пр.). Вот почему это сочинение называют сочинением "на лингвистическую тему";
- сочинение пишется по высказыванию, которое Вы должны подтвердить. Всё Ваше сочинение должно быть направлено на такую мысль: "Да, автор высказывания абсолютно прав. Примеры тому мы видим почти в каждом предложении. Вот это предложение подтверждает, что данное языковое явление действительно служит тому-то. Другое предложение также говорит нам о том, что языковое явление такое-то помогает достичь того-то";
- рекомендованное количество абзацев - 4:
1 - вступление, тезис;
2 - первый аргумент;
3 - второй аргумент;
4 - вывод; - аргумента в доказательство нужно приводить два ;
- оба аргумента нужно приводить из текста . Находите предложение, в котором есть языковое явление, о котором сказано в цитате, и пишете его в качестве первого аргумента вместе с конкретным словом или словосочетанием. Если нас просят доказать, что метафора служит построению особенных образов, мы не только пишем, что "метафора представлена в предложении 7", но еще и указываем, что "перед нами метафора "план лопнул";
- кроме предложения с конкретным примером Вы должны указать еще и функцию этого примера. Зачем в этом предложении стоит эта метафора, к примеру? Чего с помощью неё автор хочется добиться? Чему она служит? Какой эффект создает? Чей образ передает?
- сочинение должно иметь не менее 70 слов. Рекомендуем писать его объёмом от 70 до 95, ведь чем больше слов, тем более велик шанс совершить ошибку.
Структура сочинения 15.1:
(1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла - трудно понять! - восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня - «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» - этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец - делу венец! - услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать - я сообразила уже тогда - очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала - они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.(18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? - вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: - (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, - возразила я.
– (28)Подчиняются.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! - уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
(По А. Алексину) *
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) - писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.
1 абзац
Это вступление. В нём же должен обозначиться тезис, который Вы далее будете доказывать. Тезис, правда, уже обозначен за Вас: это то самое высказывание, та цитата, по которой Вы пишете сочинение. Именно поэтому в самом задании Вам рекомендуют начать именно с неё. Мы так и поступим. Подать её мы можем двумя способами: переписать прямо так, как она дана, с помощью прямой речи или использовать речь косвенную. Мы воспользуемся вторым способом.
Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Докажу это на примерах из прочитанного текста.
Абзац состоит всего из двух предложений. Это нормально. Но здесь могло быть и 3 предложения. Между первым и вторым здесь можно было добавить собственный комментарий по теме. Получилось бы примерно так:
Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Действительно, абзацное деление текста помогает читателю правильно воспринимать события текста, обращать своё внимание на отдельные моменты. Докажу это на примерах из прочитанного текста.
Такое второе предложение можно писать, а можно и не писать, это не возбраняется. А вот первое и третье в Ваших сочинениях должны быть максимально похожи на те, что Вы видите в примере выше. Их выкидывать нельзя, но можно в них менять слова.
2 абзац
Это 1 аргумент. Так как в данном примере сочинения речь идет об абзацах, мы будем указывать для аргумента не предложение, а группу предложений: какой-то конкретный абзац из текста. Это может быть абсолютно любой абзац, так как каждый из них - скопление группы важных мыслей. Помним, что мы должны указать не просто абзац, но и его функцию, то есть: почему эти предложения объединены в абзац, какая мысль в них заключена, на чем содержание этого абзаца заостряет наше внимание? Абзац может состоять из 2-3 предложений. 1 предложение - указание на сам пример, в нашем случае на абзац, 2 и последующие - на его функцию. Получается так:
Предложения 12-16 объединены в один абзац не случайно. Этот отрывок концентрирует внимание читателя на внутреннем мире девочки и на том, как он находил своё отражение в её мире игрушек.
3 абзац
Это 2 аргумент. Логика рассуждений точно такая же, как и в предыдущем аргументе. Выбираем понравившийся абзац, рассказываем о его функции. Получается:
Абзац, начинающийся с предложения 17 и заканчивающийся предложением 20, также несет особую смысловую нагрузку. Он знаменует начало нового этапа в жизни главной героини, резкую смену её привычного мироощущения: теперь кукла, какая-то кукла, лучше, выше и красивее неё.
4 абзац
Это вывод. Мы доказали, что высказывание автора - чистая правда. Именно это мы и должны написать. Можно этим и ограничиться. Тогда вывод будет выглядеть так:
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо.
Но мы рекомендуем пояснить, в чем именно автор цитаты был прав. Ваш вывод будет очень похож на тезис по смыслу, но слова одни и те же лучше не употреблять. Ваш вывод - это измененный, краткий тезис. Дополняем предыдущее предложение:
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо. Красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.
Можно поступить и по-другому: убрать первое предложение, так как оно не несет особого смысла. Получится так:
Таким образом, красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.
Данный материал представляет собой экзаменационную работу в двух вариантах с использованием материалов ФИПи. Также представлена аудиозапись изложения, текст изложения с микротемами и ответы по тестовой части работы.
«вариант 1»
Материалы к экзамену
Вариант 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего
текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.
Часть 2
(1)Я не любила эту куклу.
(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке.
(19) Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.
(20) Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21) Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22) Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она.
(23) И вполусерьёз добавила:
– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26) На зло отвечают, – возразила я.
– (27) Чем?
– (28) Подчиняются.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34) Но я к этому отвращения не питала.
(35) С появлением Ларисы многое изменилось. (36) Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37) Так смотрела на Ларису и я. (38) Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39) Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.
В каких предложениях текста содержится ответ на вопрос: «Почему девочка болезненно относилась к своей хрупкости и малому росту»?
1) 1–4
2) 5–7
3) 12–13
4) 35–37
Ответ: ____________________
В каком предложении средством выразительности речи является сравнение?
1)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.
2)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
3)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
4)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.
Из предложений 21–25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного .
Ответ: ________________
Из предложений 12–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
Ответ: ______________
Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом . Напишите его.
Ответ: _________________
Замените словосочетание «фарфоровые собаки» (предложение 7), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите
получившееся словосочетание .
Ответ: ______________
Выпишите грамматическую основу предложения 35.
Ответ: __________________________
Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством .
Ответ: ____________________
Игрушечное царство, (1) казалось, (2) послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была более необычной, (3) поражающей воображение, (4) чем я как человек.
Ответ: ____________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 7 . Ответ запишите цифрой.
Ответ: ____________________
сочинительной связью.
Венца на моей голове, (1) увы, (2) не было, (3) а венценосные замашки имелись, (4) и командовать я очень любила. Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, (5) никого не унижая, (6) а меня возвышая.
Ответ: ____________________
Среди предложений 2–6 последовательным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: _______________________
Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной
сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского
лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки)
выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или
отдельные предложения» .
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.Ю. Максимова.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне
подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным
образом» .
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ?
Взяв
2 (два)
примера-аргумента один пример-
аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Просмотр содержимого документа
«вариант 2»
Материалы к экзамену
Вариант 2
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
(1) В детстве у меня была любимая мягкая игрушка размером примерно с небольшую диванную подушку. (2) Это был медведь. (3) Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним. (4)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним. (5)В общем, я вырос, стал дядькой с большой бородой и татухами и вместо плюшевых медвежат полюбил мотоциклы.
(6) И вот однажды мне приснился медвежонок из детства. (7) Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8) Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то.
(9)Я не придал значения сну. (10)Однако на следующий день я ехал в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги. (11)Именно она меня и спасла. (12)Я получил ушибы, небольшой вывих плеча, а мотоцикл серьёзно пострадал и требовал дорогого ремонта.
(13)Через неделю всё повторилось. (14)Всё в той же комнате при мерцающем свете и надвигающемся урагане. (15)Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, а в некоторых местах была порезана, и оттуда торчала вата. (16)Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.
(17)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. (18)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.
(19)Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом», затем – тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. (20)Ещё час я потратил, чтобы найти в мелком мусоре на дне мешка пропавший шарик глаза, но так и не нашёл.
(21)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. (22)Я постирал, набил его новой ватой, аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом, на место потерянного глаза я приделал чёрную повязку, как у пирата. (23)А позже с помощью знакомой из ателье медведь оделся в кожаную косуху с маленькими заклёпками.
(24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. (25) Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом.
(26) У меня давно была мечта – свой клуб для байкеров, и я его открою.
(27) Я даже придумал ему название – «Одноглазый медведь».
(По Остромиру)* * Остромир –современный молодой блоггер .
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему герой-рассказчик забрал с дачи свою детскую игрушку?»
1)Герой-рассказчик вспомнил, как любил эту игрушку в детстве, и ему захотелось
вернуть те радостные ощущения.
2)Герой-рассказчик любил самостоятельно чинить старые игрушки, и ему приятно было
видеть, как они обретают новую жизнь.
3)Герой-рассказчик поверил в то, что старая детская игрушка, возвращаясь к нему во сне,
предостерегает его от опасности и отводит беду.
4)Герой-рассказчик, одев медведя в кожаную косуху, решил сделать его талисманом
собственного клуба для байкеров.
Ответ: ____________________
В каком предложении средством выразительности речи является фразеологизм?
1)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на
чердаках-подвалах медвежонка среди барахла.
2)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки
нашёл игрушку.
3)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.
4)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не
было.
Ответ: ___________________________
Из предложений 22–25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её
значением – «присоединение» .
Ответ: ________________
Из предложений 10–15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
Ответ: ______________
Замените разговорное слово «таскал » в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом . Напишите его.
Ответ: _________________
Замените словосочетание «диванная подушка» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание .
Ответ: ______________
Выпишите грамматическую основу предложения 13.
Ответ: __________________________
Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным распространённым
согласованным определением
Ответ: ____________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Я отвёз медведя домой и самолично его починил,
(1)
хотя навыка такого
у меня,
(2)
конечно,
(3)
не было. Я постирал,
(4)
набил новую вату,
(5)
аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом. На место потерянного глаза я приделал чёрную повязку,
(6)
как у пирата.
Ответ: ____________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 26 . Ответ запишите цифрой.
Ответ: ____________________
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, (1) а в некоторых местах была порезана, (2) и оттуда торчала вата. Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.
Я решил съездить на дачу, (3) которая была практически заброшена, (4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. Перерыв там всё вверх дном, (5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.
Ответ: ____________________
Среди предложений 7–12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: _______________________
Среди предложений 21–27 найдите бессоюзное сложное предложение.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога
Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей
личности, нашей души» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на
лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.С. Сухорукова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала
текста: «Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я
устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах.
Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором
роде стала нашим талисманом» .
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши
рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека» , взяв
в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Просмотр содержимого документа
«Ответы и нормы оценивания»
Таблица 1
№ абзаца | Микротема |
У каждого человека в детстве были любимые игрушки, с которыми связано бережно хранимое в сердце яркое, светлое и нежное воспоминание. |
|
В нашем высокотехнологичном веке реальная игрушка не столь привлекательна, как электронная или виртуальная. Но несмотря на это, игрушка всё же остаётся незаменимой для детей. Ведь, играя, ребёнок развивается, учится общаться и приобретает жизненный опыт. |
|
Игрушка-это ключ к сознанию ребёнка. И чтобы развить в нём только положительные качества и вырастить полноценного человека, необходимо тщательно и внимательно выбирать игрушку, помня о том, что игрушка оказывает очень сильное влияние на маленького человека. Нельзя воспитать хорошего человека с помощью «плохих» игрушек, имеющих негативную направленность. |
Часть 2
Проверка заданий 2–14
За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы
экзаменуемый получает по одному баллу за каждое задание. За неверный
ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Таблица 2
Номер задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
бессловесные | приделал |
|
порезана |
||
вмешиваться | носил, брал |
|
собаки из фарфора | подушка дивана |
|
многое изменилось | всё повторилось |
|
За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по
пятибалльной шкале.
Отметка «2» не более
14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей
экзаменационной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей
экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее
4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4
учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей
экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее
6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4) . Если по критериям ГК1–ГК4
учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Просмотр содержимого документа
«Текст для прослушивания»
Часть 1
Текст для прослушивания
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка - это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.