Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой. Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках - цветочная пыльца.
Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:
Да ну вас, в самом деле...
Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
"Вот так влип!" - подумал Буратино.
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.
"Здорово птиц гоняет", - с завистью подумал Буратино.
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.
А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, - сказала девочка.
Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм.
Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.
Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела.
Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
Врете, ни одного...
Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, - так здорово подумал.
Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка.
Займемся диктантом.
Она подняла к потолку хорошенькие глаза.
Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.Девочка сказала: "Пишите", - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.
Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко:
Артемон, отведи Буратино в темный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в темном чулане:
Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:
Слушай, слушай...
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.
Тебе чего?
Дождись ночи, Буратино.
Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек...
Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.
Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, - ему ничего...
Летучая мышь опять пискнула:
Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.
title: Купить:
feed_id: 3854
pattern_id: 1079
book_author: Цикл "Сказки о Деревянном человечке"
book_name: Золотой ключик, или Приключения Буратино (Алексей Толстой)
Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:
- Да ну вас, в самом деле...
Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела
ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он
запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасы-
вал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жу-
желице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся,
пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
- Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками,
для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
- Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
- Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
"Вот так влип!" - подумал Буратино.
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками.
Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с
подвыванием.
"Здорово птиц гоняет", - с завистью подумал Буратино.
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с
носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за
руку и повела в дом - заниматься воспитанием.
А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не
боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
- Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, -
сказала девочка.
Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел
с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных
платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом про-
тыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегры-
зала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-та-
ки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре зо-
лотые монеты.
- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала
девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кар-
мане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
- Врете, ни одного...
- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в
кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось
яблок?
- Два.
- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, - так здорово подумал.
- Два...
- Почему?
- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала
девочка. - Займемся диктантом.
Она подняла к потолку хорошенькие глаза.
- Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту
волшебную фразу наоборот.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чер-
нильницы.
Девочка сказала: "Пишите", - и он сейчас же сунул в чернильницу свой
нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.
- Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко:
- Артемон, отведи Буратино в темный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил
Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине
висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать,
и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого,
что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж
взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в темном чулане:
- Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой
фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими
зубами:
- Слушай, слушай...
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под
потолком вниз головой летучую мышь.
- Тебе чего?
- Дождись ночи, Буратино.
- Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не
отпугивайте наших мушек...
Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и
похуже этой, но возмущала несправедливость.
- Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так
не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она
сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, -
ему ничего...
Летучая мышь опять пискнула:
- Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут
тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.
БУРАТИНО ПОПАДАЕТ В СТРАНУ ДУРАКОВ
Девочка с голубыми волосами подошла к двери чулана.
- Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь наконец?
Он был очень сердит, к тому же у него совсем другое было на уме.
- Очень нужно мне раскаиваться! Не дождетесь...
- Тогда вам придется просидеть в чулане до утра...
Девочка горько вздохнула и ушла.
Настала ночь. Сова захохотала на чердаке. Жаба выползла из подполья,
чтобы шлепать животом по отражениям луны в лужах.
Девочка легла спать в кружевную кроватку и долго огорченно всхлипыва-
ла засыпая.
Артемон, уткнув нос под хвост, спал у дверей ее спальни.
В домике часы с маятником пробили полночь.
Летучая мышь сорвалась с потолка.
- Пора, Буратино, беги! - пискнула ему над ухом. - В углу чулана есть
крысиный ход в подполье... Жду тебя на лужайке.
Она вылетела в слуховое окно. Буратино кинулся в угол чулана, путаясь
в паутиновых сетях. Вслед ему злобно шипели пауки.
Он пополз крысиным ходом в подполье. Ход был все уже и уже. Буратино
теперь едва протискивался под землей... И вдруг вниз головой полетел в
подполье.
Там он едва не попал в крысоловку, наступил на хвост ужу, только что
напившемуся молока из кувшина в столовой, и через кошачий лаз выскочил
на лужайку.
Над лазоревыми цветами бесшумно летала мышь.
- За мной, Буратино, в Страну Дураков!
У летучих мышей нет хвоста, поэтому мышь летает не прямо, как птицы,
а вверх и вниз - на перепончатых крыльях, вверх и вниз, похожая на чер-
тика; рот у нее всегда открыт, чтобы не теряя времени, по пути ловить,
кусать, глотать живьем комаров и ночных бабочек.
Буратино бежал за ней по шею в траве; мокрые кашки хлестали его по
щекам.
Вдруг мышь высоко метнулась к круглой луне и оттуда крикнула кому-то:
- Привела!
Буратино сейчас же кубарем полетел вниз с крутого обрыва. Катился,
катился и шлепнулся в лопухи.
Исцарапанный, полон рот песку, с вытаращенными глазами сел.
- Ух, ты!..
Перед ним стояли кот Базилио и лиса Алиса.
- Храбренький, отважненький Буратино, должно быть, свалился с луны, -
сказала лиса.
- Странно, как он жив остался, - мрачно сказал кот.
Буратино обрадовался старым знакомым, хотя ему показалось подозри-
тельным, что у кота перевязана тряпкой правая лапа, а у лисы весь хвост
испачкан в болотной тине.
- Нет худа без добра, - сказала лиса, - зато ты попал в Страну Дура-
ков...
И она лапой указала на сломанный мост через высохший ручей. По ту
сторону ручья среди куч мусора виднелись полуразвалившиеся домишки, чах-
лые деревья с обломанными ветвями и колокольни, покосившиеся в разные
стороны...
- В этом городе продаются знаменитые куртки на заячьем меху для папы
Карло, - облизываясь, пела лиса, - азбуки с раскрашенными картинками...
Цели:
- Подвести итоги недели Вежливости:
знание и применение в жизни вежливых слов, правил личной гигиены, правильного поведения в транспорте и за столом; - Воспитание чуткости, тактичности учащихся друг к другу, чувства коллективизма;
- Способствовать развитию речи учащихся, учить обосновывать свои ответы.
Оформление:
- плакаты: план города “Добро пожаловать”;
- стрелки – указатели улиц, изображение рыцаря в доспехах со словами:
- “Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”
- М. Сервантес;
- костюмы Мальвины, Буратино, кота Базилио, лисы Алисы,
- мушкетёров, Мойдодыра, королевы Вилки;
- музыка из к/ф “Приключения Буратино”, запись песни “Настоящий друг”;
- наборы для сервировки стола: тарелки, вилки, ложки, ножи, стаканы, салфетки;
- мыльные пузыри;
- необходимые предметы для сценки.
1. Сценка “Мальвина и Буратино” (под тихую музыку).
Ученик. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, схватил кофейник и выпил всё из носика, поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Мальвина. Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Буратино. Когда папа Карло, а когда никто.
Мальвина. Теперь я займусь вашим воспитанием. (Буратино показывает язык).
(Герои переходят к другому столу.)
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь.
– Мы займёмся арифметикой... У вас в кармане 2 яблока...
Буратино. Врёте, ни одного...
Мальвина. Я говорю, – предположим, что у вас в кармане 2 яблока. Некто взял у вас 1 яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино. Два.
Мальвина. Подумайте хорошенько.
Буратино. Два.
Мальвина. Почему?
Буратино. Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
Мальвина. У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом. Пишите: “А роза упала на лапу Азора”. Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
(Буратино сунул нос в чернила и сделал кляксу.)
– Вы гадкий шалун и должны быть наказаны. Я отправляю вас учиться в город Вежливых Наук.
Учитель. Дорогие ребята! Вы хотите помочь Буратино? Тогда мы отправимся за ним в город Вежливых Наук и постараемся помочь ему и сами узнаем много интересного и полезного.
–В нашем путешествии будет цениться дружба, сплочённость, уважение. Счастливого вам пути!!!
(Напевая 1 куплет песни “Буратино”, герой отправляется в путешествие, взяв за руки одну команду, а Мальвина – другую команду.)
(Ребята пускают мыльные пузыри на сцену.)
2. Переулок Мойдодыра.
Буратино.
Переулок в мыльной пене.
И хоть чисто тут, но сыро,
Потому он и зовётся
Переулок Мойдодыра. (На карте показывает.)
(Выходит и испуганно оглядывается чумазый мальчик.)
Грязнуля.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Боже, Боже, что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом? (Разводит руками, плачет.)
Буратино. Не переживай, вернутся!
(Под пускающие ребятами мыльные пузыри, выходит Мойдодыр и обращается к Грязнуле.)
Мойдодыр.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам, стыд и срам. (Обращается к классу.)
Я – великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
– Я вижу: здесь и грязнули, и чистенькие ребятки. Хочу проверить, как вы выполняете мои требования.
Загадки Мойдодыра командам.
- Гладко, душисто, моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было... (мыло) - Костяная спинка.
На брюшке – щетинка.
По частоколу попрыгал –
Всю грязь повыгнал... (Зубная щётка) - Зубаста, а не кусается.
Как она называется? (Расчёска)
(Буратино даёт неправильные ответы, пытаясь запутать ребят.)
Вопросы Мойдодыра командам.
– Сколько раз в день надо чистить зубы?
– Как правильно их чистить? (Показать на макете.)
– А как называется разрушитель зубов, с которыми водят дружбу сладости?
– Как называют врача, лечащего зубы?
Учитель. Ну что, Буратино и Грязнуля, вы поняли, как надо следить за чистотой и выполнять правила гигиены? (Герои повторяют правила.)
– Молодцы! (Напевая 2-й куплет песни, Буратино и Мальвина спешат дальше и встречают лису Алису.)
3. Улица Вежливости.
Алиса.
Солнце красное нам вслед
Пусть улыбкой жмурится,
Потому что на пути
Вежливости улица. (Показывает на карте.)
Буратино. Уж быть вежливым я умею!
– Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов “пожалуйста, “спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Учитель. Прав Буратино или нет?
– Вежливо ли он поступил?
– Какие ошибки допустил? (Дети отвечают.)
Мальвина. Ребята. А вы готовы сдать маленький экзамен на знание вежливых слов?
– Растает даже глыба от слова тёплого... (спасибо).
– Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день).
– Когда больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо).
– Где бы ни были, везде на прощание говорим... (до свидания).
(Ребята называют слова вежливости по командам.)
Сценка “Вежлив Витя или нет?”
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю
Витя просит:
– Извините, я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.
– Тихомиров! Покажите нам
На карте город Псков.
– Извините, – шепчет Витя,-
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.
Учитель. Буратино, вежлив Витя или нет?
Буратино. Конечно, я таких вежливых ещё не встречал.
Учитель. А что думают ребята? (Ответы детей.)
Мальвина проводит конкурс. Как спросить у товарища ручку?
– Как спросить время?
– Если в дверях столкнулись девочка и мальчик, кто должен уступить?
– Если столкнулись два мальчика, кто должен уступить?
Учитель. Буратино, чему ты научился на этой улице?
(Выходит кот Базилио.)
4. Бульвар Весёлой Переменки.
Базилио.
– Что такое? Что за шум?
Смех и топот – дрожат стенки...
Потому что мы нашли
Бульвар Весёлой Переменки.
Учитель. Что милее для тебя, мальчишка?
Буратино.
– В хлебе – горбушка.
В капусте – кочерыжка.
В варенье– пенка,
А в школе – переменка!
Мальвина проводит игру “Пожалуйста”.
(Мальвина показывает движения, а ребята должны их выполнять только тогда, когда названо будет слово “пожалуйста”.)
Учитель. Дорогой Буратино, послушай весёлые частушки, а потом ответь – все ли ученики правильно ведут себя в школе.
Частушки. (Исполняют учащиеся).
- Мы немножко пошумели,
В окнах стёкла зазвенели.
Мы сказали: “Тишина”,
В школе треснула стена. - Мой дневник, как верный друг,
Для меня старался.
Я не выучил урок –
Дома он остался. - Дал списать я на контрольной
Все задачки Колечке.
И теперь у нас в тетрадях
У обоих двоечки. - Буквы в Машиной тетради
Не стоят как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Маша хвостиками машут. - Мы таблицы все сложенья
Взяли и попрятали.
Дайте нам для ускоренья
Микрокалькуляторы. - Оля мучила расчёску,
В школе делала причёску.
Мучила то, мучила,
Да получилось чучело. - Даже в Танин День рожденья
Юра по привычке
Таню вместо поздравленья
Дёрнул за косички. - Форма новая надета,
Белая рубашечка.
Посмотрите на меня –
Какой я первоклашечка.
(Буратино отвечает на вопрос, немного путаясь, дети помогают.)
5. Шоссе Королевы Вилки.
Алиса.
– Налегке шагаем бодро.
Много встреч ждёт впереди.
Имя Королевы Вилки
На шоссе, где нам идти. (Выходит Королева Вилка.)
Королева. Моё острейшее величество знали ещё в Древнем Риме. К сожалению, на Рим напали дикие варвары и сожгли город. Богатый Патриций, на кухне у которого жила моя прапрапрапрабабушка, спешно сбежал из разорённого Рима. Слуги, сбежав вслед за ним, забыли мою прародительницу. Ведь она была незаметная: плоская и всего с двумя зубцами. Обо мне вспомнили через несколько столетий в Х1 веке. Кое – кто меня сразу полюбил. Но некоторые относились ко мне как к излишеству и ненужной вещи, даже высмеивали. Чего я только не натерпелась. Странные люди считали, что брать пищу пятернёй удобнее.
Учитель. И в наше время есть такие странные люди, правда, Буратино?
(Буратино смущается, пожимает плечами.)
Частушка.
Дед вилами за косилкой
Ворошит траву, спеша...
Так же Витя машет вилкой –
Со стола летит лапша.
Учитель. Вспомните сцену, когда Буратино завтракает.
– Какие ошибки он допустил? (Ответы детей.)
Буратино. Я обязательно исправлюсь!
Конкурс для команд (выбираются по одному человеку, третий – Буратино).
– Надо правильно накрыть на стол,
Посадить свою спутницу.
Стихотворение.
Что такое этикет?
Это – можно,
Это – нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике –
У людей на языке...
Очень просто жить культурно.
Всё прекрасно, что не дурно.
Буратино. Как много я узнал, нашёл новых друзей!
6. Проспект Рыцарей.
Базилио.
– Как вы думаете сами –
Где уступят место даме?
А где знают этикет?
Это Рыцарей проспект!
Конкурсы среди команд.
1. Кого раньше называли рыцарем?
2. Кого сейчас называют рыцарем?
3. Откуда к нам пришёл обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
4. Откуда пришёл обычай – здороваясь, снимать перчатки?
5. Как воспитанному мальчику вести себя в автобусе?
Стихотворение.
Еже ли вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старушке.
6. Кто первым заходит в автобус, а кто первым выходит?
Стихотворение.
Еже ли вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
7. Как себя вести, если взрослые разговаривают друг с другом?
Стихотворение.
Еже ли вы вежливы,
То в разговоре с тётей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
8. Как надо поступить, когда мама просит вас помочь ей?
Стихотворение.
Еже ли вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
Учитель. Как много вы узнали на Неделе Вежливости.
– Как многому научили Буратино в вашем городе Вежливых Наук!
– Кто же из вас, мальчики, хочет быть настоящим рыцарем современности?
(Выходят все мальчики и Буратино.)
Мушкетёр 1.
Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день и до свиданья –
Нет в мире выше званья.
Все. Клянёмся!
Мушкетёр 2.
Клянёмся рыцарями быть,
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету,
Науку помнить эту!
Все. Клянёмся!
Мушкетёр 1.
Клянёмся рыцарями быть,
В борьбе со злом добро добыть,
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
(Мальчики дарят девочкам сердечки с красным отпечатком большого пальца, Буратино дарит Мальвине.)
7. Подводятся итоги соревнований.
(Команды получают медали “Почётного гостя города Вежливых Наук”.)
Буратино. Вот и подошло моё путешествие к концу.
Спасибо вам, ребята! Я научился многому у вас. Правда, Мальвина? Нашёл много прекрасных друзей!
– Желаю и вам иметь много друзей, каждому быть настоящим другом и уметь по-настоящему дружить!
Всеми исполняется песня “Настоящий друг”.
– Один сааааахар дайте…
– Да пойми же – если не выпьешь лекарства, ты можешь умереть…
– Лучше умру, чем буду пить касторку…
– Зажми нос и гляди в потолок… Раз, два, три.
Она влила касторку в рот Буратино, сейчас же сунула ему кусочек сахару и поцеловала.
– Вот и всё…
Благородный Артемон, любивший всё благополучное, схватил зубами свой хвост, вертелся под окном, как вихрь из тысячи лап, тысячи ушей, тысячи блестящих глаз.
Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино
Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.
Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках – цветочная пыльца.
Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:
– Да ну вас, в самом деле…
Оглядела деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
– Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. – От возмущения она хлопала ресницами. – Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
«Вот так влип!» – подумал Буратино.
На траве вокруг дома носился за маленькими птичками пудель Артемон. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.
«Здорово птиц гоняет», – с завистью подумал Буратино.
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом – заниматься воспитанием.
А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистели; ветерок весело летал над деревьями.
– Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, – сказала девочка.
Четверо портных – мастер-одиночка угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта – шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил, Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё-таки переодеться.
Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займёмся арифметикой… У вас в кармане два яблока…
Буратино хитро подмигнул:
– Врёте, ни одного…
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
– Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился – так здорово подумал.
– Почему?
– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
– У вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала девочка. – Займёмся диктантом. – Она подняла к потолку хорошенькие глаза. – Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.
Девочка сказала: «Пишите», – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.
– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко.
– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в тёмном чулане:
– Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:
– Слушай, слушай…
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.
– Тебе чего?
– Дождись ночи, Буратино.
– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек…
Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.
– Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание… Так не сиди да так не ешь… Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за чернильницу хватается… А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего…
Летучая мышь опять пискнула:
– Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.
Артемон подхватил передними лапами падающего Буратино и отнес его в дом... Положив Буратино на кровать, собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола, похожего на сухой сучок.
Сова приложила ухо к груди Буратино.
- Пациент скорее мертв, чем жив, - прошептала она и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.
Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами сразу в разные стороны. Прошлепала большим ртом:
- Пациент скорее жив, чем мертв...
Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино.
- Одно из двух, - прошелестел он, - или пациент жив, или он умер. Если он жив - он останется жив или он не останется жив. Если он мертв его можно оживить или нельзя оживить.
- Шшшарлатанство, - сказала Сова, взмахнула мягкими крыльями и улетела на темный чердак.
У Жабы от злости вздулись все бородавки.
- Какакокое отвррратительное невежество! - квакнула она и, шлепая животом, запрыгала в сырой подвал.
Лекарь Богомол на всякий случай притворился высохшим сучком и вывалился за окошко.
Девочка всплеснула хорошенькими руками:
- Ну, как же мне его лечить, граждане?
- Касторкой, - квакнула Жаба из подполья.
- Касторкой! - презрительно захохотала Сова на чердаке.
- Или касторкой, или не касторкой, - проскрежетал за окном Богомол.
Тогда ободранный, в синяках, несчастный Буратино простонал:
- Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую!
Девочка с голубыми волосами заботливо наклонилась над ним:
- Буратино, умоляю тебя - зажмурься, зажми нос и выпей.
- Не хочу, не хочу, не хочу!..
- Я тебе дам кусочек сахару...
Тотчас же по одеялу на кровать взобралась белая мышь, она держала кусочек сахару.
- Ты его получишь, если будешь меня слушаться, - сказала девочка.
- Один сааааахар дайте...
- Да пойми же, - если не выпьешь лекарства, ты можешь умереть...
- Лучше умру, чем пить касторку...
Тогда девочка сказала строго, взрослым голосом:
- Зажми нос и гляди в потолок... Раз, два, три.
Она влила касторку в рот Буратино, сейчас же сунула ему кусочек сахару и поцеловала.
- Вот и все...
Благородный Артемон, любивший все благополучное, схватил зубами свой хвост, вертелся под окном, как вихрь из тысячи лап, тысячи ушей, тысячи блестящих глаз.
ДЕВОЧКА С ГОЛУБЫМИ ВОЛОСАМИ ХОЧЕТ ВОСПИТЫВАТЬ БУРАТИНО
Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.
Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках - цветочная пыльца.
Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:
- Да ну вас, в самом деле...
Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
- Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
- Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
- Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
"Вот так влип!" - подумал Буратино.
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.
"Здорово птиц гоняет", - с завистью подумал Буратино.
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.
А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
- Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, сказала девочка.
Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.
- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
- Врете, ни одного...
- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
- Два.
- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, - так здорово подумал.
- Два...
- Почему?
- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом.
Она подняла к потолку хорошенькие глаза.
- Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.
Девочка сказала: "Пишите", - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.
- Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко:
- Артемон, отведи Буратино в темный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в темном чулане:
- Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:
- Слушай, слушай...
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.
- Тебе чего?
- Дождись ночи, Буратино.
- Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек...
Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.
- Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, - ему ничего...
Летучая мышь опять пискнула:
- Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.