Как завязать самый сложный узел. Как вязать шкотовый узел и удавку на веревке

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.


Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend - узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch - узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.


Основные морские узлы

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел :

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.



Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка :

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

– более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Искусство вязания узлов может пригодиться во многих случаях. Существует множество нюансов при работе с веревкой, бечевкой, канатом, фалом и тросом из-за различной толщины материала и прочности, от которой, в конечном счете, может зависеть ваша безопасность и даже жизнь. Веревка всегда должна находиться в снаряжении туриста, охотника или рыбака.

При необходимости выживания в природе, с ее помощью можно изготовить: одежду, обувь или «болотоступы» для преодоления заболоченной местности; переправиться через реку и горную расщелину; перевязать рану и наложить шину; сделать плот; шалаш и т.д.

Узлы и обвязки при передвижении и преодолении препятствий

При передвижении и преодолении препятствий наиболее распространено применение капроновых веревок основных (толщина 9-11 мм, длина 30-40 м) и вспомогательных (толщина 5-7 мм, длина 30-40 м и 4,5-5 м). Их используют при наведении различных переправ, организации подъема или спуска по крутому склону, при страховке на опасных скальных, снежных и других участках маршрута.

Успешность применения веревки во многом определяется умением правильно вязать узлы и обвязки.

Узлы для связывания двух веревок

Если веревки одинакового диаметра, то их связывают узлом прямым («морским») или ткацким (фото 1, 2) . При разной толщине веревок применяют прямой (фото 3, 4) и брамшкотовый узел (фото 5, 6, 7) .

При вязке узлов не следует забывать о том, что на концах связанных веревок необходимо делать дополнительные страховочные (контрольные) узлы, при больших нагрузках на веревку они будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.

Надо также помнить о другой особенности узлов: они должны не только крепко держаться, но и легко развязываться, когда в этом есть необходимость. Узлы в саморазвязывающемся варианте вяжутся с дополнительной петелькой одного из концов веревки в узле или с палочкой, предварительно вставленной в узел.

Фото 2 Фото 3 Фото 4
Фото 5 Фото 6 Фото 7

Узел для петель и обвязки.

Применяется для привязывания веревки петлей к неподвижному предмету (дереву, скале) и для обвязывания человека при организации страховки.

Наиболее распространенный узел «проводника» (фото 8, 9) . Данный узел прост, может быть сделан как на конце, так и в середине веревки, но после натяжения с трудом развязывается.

При страховке эти узлы используются обычно в сочетании с подтяжками, получая так называемую грудную обвязку.

Обвязка-седло вяжется из короткого конца вспомогательной веревки и применяется при навесной переправе.

Фото 8
Фото 9

Вспомогательные узлы

«Схватывающий» узел (фото 10, 11) вяжут из вспомогательной веревки на основной и используют при страховке, подъемах, натягивании веревки на переправе и т.п. Своеобразие узла состоит в том, что будучи ослаблен, он легко передвигается рукой по основной веревке, а при резком натяжении вспомогательной веревки сразу же затягивается. Вяжется на конце веревки или петлей. При вязке узла на обледенелой веревке, вторую половину узла следует закончить лишь одним оборотом, т.е. сделать узел асимметричным.

Узел «удавка» (фото 12, 13) может быть использован для быстрого и надежного крепления веревки к дереву, камню, выступу. Вяжется на конце веревки.

Фото 10
Фото 11

Фото 12
Фото 13

Узлы для прочего использования

Трос, продетый в небольшое отверстие, нередко приходится утолщать с одной стороны, чтобы избежать проскальзывания. С такой необходимостью можно столкнуться при крепеже веревки к саням, при изготовлении поводка для собаки и т.д. При буксировке автомобиля вручную, этот узел станет хорошим упором для рук.

Очень быстро вяжется, но развязать его довольно затруднительно, особенно если он туго затянут. Кроме того, он нередко портит трос. Если же трос обрывается, то обычно именно в том месте, где был узел (фото 14, 15) .

Фото 14
Фото 15

Если лишний раз продеть конец троса в петлю, получится узел восьмерка . Он развязывается гораздо легче предыдущего. Он надежен везде: на струне гитары, на ручке к ведру и т.д., его вполне можно использовать и как стопор в блоке. При этом он значительно меньше портит трос (фото 16, 17) .

Фото 16
Фото 17

Многократная восьмерка получится, если сложить трос вдвое, несколько раз обвив его поперек узором восьмерки. Он пригодится в качестве ручки к собачьему поводку и т.п. (фото 18, 19, 56, 57) .

Фото 18
Фото 19

Фото 56
Фото 57

Как и простой, быстро вяжется, но трудно развязывается. Хорошо держится на растительных тросах, а на синтетических тросах и леске «ползет» (фото 20, 21) .

Фото 20
Фото 21

Вяжется на основе восьмерки. Он надежен, не портит трос, хорошо развязывается. Крепко держит даже на рыболовной леске.

Выполнив одним тросом восьмерку, концом второго повторите первое сплетение, но навстречу ему, затяните (фото 22, 23) .

Фото 22
Фото 23

Рифовый узел (прямой) повсеместно применяется в быту для связывания двух веревок. Вяжут его несколькими способами: бытовым, морским и ткацким.

В быту Рифовый узел вяжется поочередно. Так удобнее крепить бинт на ране или стягивать бечевку. В морском варианте трос продевается вовнутрь и по кругу назад. Недостаток этого узла является то, что он плохо держит на леске (фото 24, 25) .

Фото 24
Фото 25

Имеет восемь переплетений и не портит даже стальные тросы, не затягивается и не ползет. Перед приложением сильной нагрузки сначала затяните его руками, чтобы в дальнейшем он не перекручивался (фото 26, 27) .

Фото 26
Фото 27

Прочно держит две поперечные рейки даже без помощи гвоздей. Используется для удержания округлых стержней, полок, поднятия тяжестей, для упаковки емкостей (фото 28, 29) .

Фото 28
Фото 29

Удавка (с полуштыками) при всей своей незатейливости с успехом применяется для подъема значительных тяжестей – рельс, бревен и т.д. Сначала вяжутся два полуштыка, затем трос обносится вокруг предмета и 3-4 витка укладываются внутри петли, способствуя самофиксации удавки. Сам узел укладывается в стороне от середины бревна. Без полуштыков подъем тяжестей недопустим (фото 30, 31, 54, 55) .

Фото 30
Фото 31

Фото 54
Фото 55

Проста и надежна. Сложенный вдвое трос вяжется одним быстрым движением простым узлом. Петля не ползет даже на синтетической леске, но затягивается слишком туго и ослабляет трос, перегибая его.

Дубовая петля, связанная в середине троса, используется как петля проводника у альпинистов, для прикрепления к одному тросу нескольких человек в связку. Она удобна и для уменьшения длины троса в случае сомнения в его прочности (фото 32, 33) .

Фото 32
Фото 33

Вяжется на основе восьмерки. И хотя она немного сложнее, но зато развязывается гораздо легче и не ослабляет трос (фото 34, 35) .

Фото 34
Фото 35

Бурлацкие петли вяжутся, когда надо впрячься в трос, сделать деревянную лестницу и т.д. Сделав виток, подвиньте один из его краев на трос. Просунув ладонь под трос, вытяните верхний конец на себя. Перед использованием петли проверьте ее, натягивая, так как бурлацкая петля может немного ползти вдоль, пока не зафиксируется (фото 36, 37) .

Фото 36
Фото 37

Беседочный узел (булинь) удобен для спуска с высоты и широко используется альпинистами. Вяжется за несколько секунд, даже в полной темноте, разными способами. Например, оберните себя по талии тросом и проденьте в петлю свободный конец снизу вверх. Обведя ходовой конец вокруг коренного, заведите его снова в петлю вниз и к себе. Потянув за концы одновременно вверх и вниз, зафиксируйте узел (фото 38, 39) .

Фото 38
Фото 39

Внизу (фото 59-64) изображена пошаговая хронология вязания «беседочного узла» . Данный узел идеально подходит при завязывании на тросах, в том числе не толстых стальных, когда необходимо буксировать транспортное средство. «Беседочный узел» также легко развязывается, как и вяжется.

Фото 59 Фото 60 Фото 61
Фото 62 Фото 63 Фото 64

Применяется для спуска или подъема даже безвольно обвисшего, потерявшего сознание человека. Одну из петель можно сделать больше другой, тогда в одной можно будет сидеть, а другая будет находиться под мышками, не сковывая движение рук. Если обе петли одинаковы, то тогда в них опускаются обе ноги, а под мышками вяжется один или два полуштыка. Этот же узел можно использовать и для переноски длинных предметов (фото 40, 41) .

Фото 40
Фото 41

Если на тросе необходимо завязать петлю, не используя самого троса, вяжется лиановый узел . Он хорошо держится под нагрузкой на сухом тросе, особенно, если завязан веревкой немного меньшего диаметра, чем основной. Но на обледенелом или мокром тросе он может соскользнуть. Связанную вкруговую веревку вяжут глухой петлей, оборачивая вокруг троса дважды. Далее остается лишь вывести петлю и зафиксировать узел в нужном месте. В петлю навешивают груз или используют ее как ступеньку (фото 42, 43) .

Фото 42
Фото 43

Для простейшей затягивающейся петли одним круговым движением вяжется бегущий простой узел . Проведите трос сквозь петлю и получите простой узел для крепления конца троса, связывания тюков и т.д.

Более надежен бегущий узел на основе восьмерки . Он затягивается плавно и развязывается проще, чем предыдущий. Ходовым концом просто «нарисуйте» восьмерку (фото 44, 45) .

Фото 44
Фото 45

В случае, когда петля должна быть переброшена на какое-то расстояние (на берег, лодку, через расщелину), то ее утяжеляют эшафотным (висельным) узлом . Если масса петли все равно окажется маловатой, достаточно будет вымочить ее в воде. Сложите веревку втрое и обвейте круговым движением вверх на нужное количество «этажей». Конец проденьте в петельку и потяните за правое крыло петли, фиксируя его (фото 46-49).

Фото 46
Фото 47

Фото 48
Фото 49

Для быстрого развязывания двух тросов используют двойной рифовый или фалевый узел (фото 50, 51) . Он широко используется в быту под названием двойной бантик .

Фото 50
Фото 51

Если вам на привале придется стреножить лошадь, пригодится специальный стреножный узел . Он состоит из трех сплетений рифового узла. Для стреноживания узлы не затягиваются слишком туго, чтобы конь мог немного двигать передними ногами. Для вязки в этом случае практичнее использовать мягкий поясок из натуральной кожи (фото 52, 53) .

Фото 52
Фото 53

В конце статьи добавлены ссылки на два видео. На видео слева Владислав демонстрирует использование узлов и »Многократная восьмерка» . С их помощью перетаскивается полено весом около 70 кг. А на втором видео (справа) демонстрируется завязывание и развязывание ‘‘беседочного узла» для буксировки транспортного средства.

С уважением, Владислав Зверев.

E-mail: [email protected]

Продолжаем нашу традиционную рубрику Советы бывалых рыбаков - "на рыбалке":

Узел будет надежнее

Нередко леска перетирается в месте привязывания ее к колечку или лопаточке крючка или мормышки. Чтобы избежать этого, перед привязыванием наденьте на цевье крючка 1-2-мм отрезок красной изоляционной оболочки от телефонного провода. Выгода двойная: узел держится более надежно, красный цвет привлекает рыбу.

Узлы на леске будут более надежными, если соединяемые концы связывать вместе с куском швейной нитки.

Опасные узелки

Рыбаловы при осмотре своих снастей часто находят на леске узелки. Что делать. На самом деле все просто, и только на первый взгляд кажется что развязать их совсем невозможно. Все очень просто:

  1. Узел смазывается вазелином (НЕ борным), или даже просто слюной.
  2. Затем потерев между пальцами его можно достаточно легко распустить тонкой иглой.

Даже крепкие узлы на леске можно растянуть, а затем и развязать, пользуясь двумя маленькими крючками. Зажав узел пальцами, надо воткнуть жало крючка между витками, а затем навстречу вставить второй крючок. Потяните крючки в разные стороны, и узел распустится.

Простые и надежные узлы - способы сращивания концов лески

О привязывании поводков к леске, крючков к поводкам уже неоднократно рассказывалось. Рассмотрим теперь способы сращивания концов лески.

Наиболее простыми и достаточно надежными являются три способа, представленные на рис. 1.

  • Первый. Концы складываются вместе и завязываются двойной петлей, которая крепко затягивается.
  • Второй. На конце одной лески делается простая одинарная петля, в нее пропускается конец второй лески, им обвязывают первую тоже одинарной петлей. Петли нужно затянуть, концы лесок растянуть в противоположные стороны до окончательной затяжки всего узла.
  • Третий. Концы связываемых лесок складываются вместе, скручиваются 5 - 7 раз. В середине скрутки лески разъединяются, и в образовавшийся просвет пропускаются концы лесок навстречу друг другу или в одну сторону. Узел крепко затягивается.

Хочу познакомить рыболовов еще с одним узлом, который незаменим при привязывании кукана к шесту, колу садка к уключине лодки и т. д. (рис. 2).

Порядок манипуляций со шнуром (2) ясен из рисунка. Узел надежен, самопроизвольно и при рывках рыбы на кукане никогда не развяжется, легко освобождается за кончик петли (3).

Лучший узел - самые распространенные узлы

Среди множества простых и мудреных узлов для привязывания крючка к леске хочу выделить один. По-моему, он является самым надежным и не требует много времени, чтобы его освоить, так как в нем нет хитроумных сплетений. Сначала на конце лески (поводка) делаем петлю (рис.1) и зажимаем правой рукой, большим и указательным пальцами. А левой рукой, также большим и указательным, берем крючок за поддев таким образом, чтобы жало было внизу.

Далее накладываем петлю на цевье крючка и зажимаем ее пальцами левой руки вместе с крючком. А правой берем короткий конец лески, делаем 3-4 оборота вокруг цевья и продеваем в петлю (рис.2). Потом узел затягиваем двумя руками, как показано на рисунке стрелками. Надо только следить, чтобы узел получился плотным и компактным. Для этого затягивать следует равномерно, сдвигая узел, если это требуется, к головке крючка. Независимо от формы головки (обычно ее называют - ушко крючка), будь то лопаточка или колечко, такое крепление считаю очень прочными и надежным.

При привязывании таким способом крючков к леске диаметром от 0,4 мм и толще концы лески надо размягчить. Для этого их опустить на 2-3 минуты в горячую воду. Если сделать так, узел будет плотным, долговечным. Таким же способом можно привязать и мормышку. Только сперва леску пропускают через отверстие в мормышке, а далее все выполняется так же, как описано выше (рис.3). Советую начинающим рыболовам освоить этот узел. Крючки будут отрываться реже.

Д. ГРЕБЕНЩИКОВ г. Липецк

Умей вязать узлы - привязывания крючка за цевье

Для привязывания крючка за цевье нужен сильно затягивающийся "мертвый" узел который не требуется развязывать. Известны два таких узла: "удав" (рис. 1) и "питон" (рис. 3) . Для повышения надежности их следует вязать в три петли (рис. 2 и рис. 4). Узел "удав" в три петли можно формировать и без участия концов лески (рис. 5). С его помощью можно привязать поводок к крючку с лопаточкой на конце, если нужно, чтобы поводок был перпендикулярен цевью (рис. 6).

Умей вязать узлы - привязывания крючка с колечком

Для привязывания крючка с колечком больше подойдет узел "питон" с расположением концов лески вдоль цевья (рис. 7). Этот узел хорошо известен рыболовам под названием "восьмерка в три петли".

Для привязывания мормышки и тройника к тонкой леске очень надежный узел "затягивающаяся петля" (рис. 8) .

Для связывания лесок одного диаметра хорош узел "двойной рыбацкий" (рис. 9) . После его затягивания концы надо коротко обрезать.

Для связывания лесок разного диаметра подойдет узел "змейка" (рис. 10) . После затягивания узла концы лески надо коротко обрезать. Чтобы правильно завязать этот узел, ходовые концы лесок нужно обносить вокруг коренных концов в одну сторону. Это очень важно.

Еще один надежный и самый компактный из всех известных узлов для связывания лесок как одного, так и разных диаметров (рис. 11) . Он очень прост, легко развязывается, для чего достаточно откинуть крайнюю петлю на коренной конец лески. Узел не скользит и надежно держится на синтетической леске.

Для завязывания концевой петли на леске и поводке лучше применить "жилковую петлю" (рис. 12) . Она надежна, так как не имеет крутых перегибов. Используется при соединении лесок способом "петля в петлю".

А. ГРИЦЕНКО

Рыбак - рыбаку: Узел - основа прочности - шесть вариантов узлов

По факту узел - является наиболее слабым свеном всей снасти. Прочность каждого узла на растяжение имеет значительные расхождения. Приведенные рядом с изображением узлов проценты показывают степень прочности узла по отношению к леске. Например, если леска выдерживает 10 килограммов, а прочность узла равна 80 процентам, это означает, что он не выдержит (оборвется или развяжется) при нагрузке в 8 килограммов.


См также:


Удачи в честной рыбалке. Приведенные советы, заметки дейсвительно работают.

Эта страница — сборник самых прочных рыболовных узлов для любого из видов снастей и оснасток. Поехали! В комментариях пишите свои отзывы, тесты и критику к этим узлам, а также каким-то своим, более надежным методам крепления лески.

Узлы для соединения лесок

Для крепления двух лесок используют множество соединений, некоторые из них универсальны.

Водяной узел , известен давно, гарантирует крепость соединения и легко вяжется. Он известен еще с 1425 г, что говорит о его универсальности и профпригодности. Данный узел используется при соединении лесок, и для того, чтобы привязать поводок к основной леске.

Узлы для флюрокарбона

Улучшенный клинч (Improved clinch knot) , посредством которого соединяют колечко крючка с поводком, вертлюжку с основной леской. Более всего он применим для монофильных лесок до 0,4 мм. По своей прочности он работает на 95% и является самым популярным и универсальным среди используемых рыболовами. Но его лучше не использовать на крупных заводных кольцах или толстой проволоке.

Узлы для флюрокарбона

Флюрокарбон используется в поводковых узлах. Тонкая леска соединяется с более толстой и узел должен обладать высокой прочностью, но в то же время не травмировать тонкую леску. Рассмотрим самые популярные.

Петля в петлю (Double Loop Junction) — классика, которая отлично подойдет для привязывания флюрокарбонового поводка, например, в фидерной оснастке.

Подходит для лесок с разностью в диаметре до 40% при этом сохраняет до 90% грузоподъемности. На схеме показаны веревки одинаковой толщины, но узел отлично подходит для разных диаметров лесок.

Узел двойной скользящий «Гриннер» (double grinner knot) подходит для плетенок и монофильных лесок до 1/5 разности диаметров.

Для того чтобы соединить лески, с разницей в диаметре, и соединить подлесок и нахлыстовый шнур — советуем немного сложный, но очень прочный узел «Олбрайт» (albright knot) . «Олбрайт» получается довольно компактным, легкопроходимым через пропускные кольца удилища.

Узлы для шок-лидера

Позволяет привязать крючок в петлю посередине лески. Часто применяется в морской рыбалке. Легко менять один крючок на другой, или приманку на приманку.

Узел Centauri Knot практически не деформирует леску и увеличивает надежность всей вашей снасти.

Дубовый узел . Этот морской узел моряки применяют в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать два троса. Он имеет серьезный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно потом развязать, особенно если он намок. Кроме того, завязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-нибудь зацепиться при своем движении. Единственные его положительные качества - это скорость, с которой его можно завязать. Чтобы соединить два троса, их концы нужно сложить вдоль вместе и, отступив 15-20 сантиметров от краев, завязать простым узлом оба конца как одно целое. Не пытайтесь связывать этим узлом синтетические тросы и леску: на них он ползет. (рис. 20)

Фламандский узел . Это один из древнейших морских узлов , который применяли на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Существует два способа вязки этого узла . Сначала на конце одного из связываемых вместе тросов сделайте восьмерку. Навстречу выходу из нее ходового конца введите ходовой конец второго троса и повторите фигуру 8, завязанную на первом тросе. После этого, ухватившись за каждые два конца, слева и справа, равномерно начинайте затягивать узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла тяните за коренные концы тросов. Чтобы соединить два троса фламандским узлом вторым способом, ходовые концы связываемых тросов положите параллельно навстречу один другому так, чтобы они примерно по длине одного метра касались друг друга. На этом месте двумя сложенными вместе тросами завяжите восьмерку. При этом вам придется обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тросов и длинный коренной. Именно в этом и состоит неудобство второго способа вязки фламандского узла. Соединение двух тросов фламандским узлом считается очень прочным. Этот узел , даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. Кроме того, он обладает превосходным качеством - не скользит и надежно держит на синтетической рыболовной леске. (рис. 21)

Водяной узел . Не менее прочным считается соединение двух тросов водяным узлом. Чтобы завязать его, положите связываемые тросы концами навстречу друг другу так, чтобы их концы шли параллельно и касались один другого. Держа в одной руке ходовой и коренной концы двух разных тросов, начинайте вязать ими дубовый узел, но вместо одного обноса коренного конца сделайте два. Прежде чем окончательно затянуть узел, проверьте, чтобы одна пара концов выходила из петли сверху, а вторая - снизу, как это показано на схеме. Водяной узел прост и надежен. (рис.22)

Бабий узел . Этот узел не должны завязывать моряки - он очень примитивный. Флотский человек, незадачливо завязавший бабий узел даже на берегу, будет наверняка осмеян своими коллегами. Но среди людей сухопутных этот узел - универсал. Тем не менее этот узел предатель. За всю историю человечества он наделал много бед и даже унес немало человеческих жизней. Бабий узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может соскользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые веревки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться. У славян свое название этот узел получил в связи с тем, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков. При рывке за коренную часть швартова бабий узел превращается в простой штык. (рис. 23)

"Тещин" узел . Этот узел похож на бабий и так же не совсем надежный. Если у последнего ходовые концы выходят из узла с одной стороны, то у тещиного узла они выходят с разных сторон по диагонали. (рис. 24)

Прямой узел . Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другом в разные стороны. Существуют несколько способов вязки этого морского узла . (рис. 25)

Воровской узел . Пользоваться этим узлом не рекомендуется, так как он совсем надежен для связывания двух тросов. Существует интересная версия происхождения названия: чтобы доказать акт хищения из мешка, владелец умышленно завязывал его на похожий прямой узел, а вор, не обратив внимания на подвох, завязывал ограбленный мешок прямым узлом. (рис. 26)

Хирургический узел . Применяется хирургами для завязывания нитей лигатур при остановке кровотечения и для сшивания тканей и кожи. При завязывании хирургического узла сначала делают один за другим два полуузла двумя концами, которые после этого тянут в разные стороны. Затем сверху завязывают, но уже в другую сторону, еще один полуузел. В результате получается узел, очень схожий с прямым. Принцип узла состоит в том, что первые два полуузла не дают двум концам разойтись в разные стороны, пока вяжут сверху еще один полуузел. Этим узлом удобно воспользоваться, когда есть необходимость стянуть и обвязать веревкой какую-нибудь ношу. (рис. 27)

Академический узел . Он очень схож с хирургическим узлом, отличается лишь тем, что вместо одного полуузла он имеет два. Это дает преимущество в том, что при большой нагрузке на трос он не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать обычным способом. (рис 28)

Плоский узел . Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы . После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей. В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах (а) и без такой прихватки, когда узел затягивается (б). Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при буксировке тяжелого грузовика). (рис. 29)

Кинжальный узел . В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 поверх коренного. После этого вытянуть ходовой конец второго троса и продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель. (рис. 30)

Травяной узел . Он легко развязывается при отсутствии тяги. Применяется для связывания двух ремней или двух лент. Для этой цели "травяной" узел очень удобен (рис. 31).

Пакетный узел . Его название говорит о его применении. Простой, оригинальный и рассчитан на быструю вязку. По своей прочности он не уступает травяному узлу. (рис. 32)

Рыбацкий узел . Он представляет собой комбинацию двух простых узлов, завязываемых ходовыми концами вокруг чужих коренных концов. Чтобы связать два троса рыбацким узлом, нужно положить их навстречу друг другу и одним концом сделать простой узел, а второй конец пропустить через его петлю и вокруг коренного конца другого троса и тоже завязать простой узел . Потом нужно сдвинуть обе петли навстречу друг другу, чтобы они сошлись вместе, и затянуть узел. Рыбацкий узел, несмотря на его простоту, безбоязненно можно применять для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. Применяется для связывания лески (не синтетической) и для крепления к леске поводков. (рис. 33)

Змеиный узел . Этот узел считается одним из самых надежных узлов для связывания синтетических рыболовных снастей. Он имеет достаточно много переплетений, симметричен и сравнительно компактен, когда затянут. При определенном навыке им можно даже связывать струны рояля. Змеиный узел можно с успехом применять для связывания двух тросов, изготовленных из любых материалов, в случае, когда требуется прочное, надежное соединение. (рис. 34)

Ткацкий узел . Некоторые ткацкие узлы уже давно были заимствованы моряками в своем первозданном виде и надежно им служат. Ткацкий узел, можно назвать "родным братом" шкотового узла. Отличие лишь в способе его завязывания и в том, что последний ввязывают в кренгельс или в огон паруса, в то время как ткацкий узел вяжется двумя тросами. (рис. 35)

Разносторонний узел . Этот узел похож на ткацкий, по своему принципу. Разница лишь в том, что в завязанном виде ходовые концы смотрят в разные стороны - это очень важно при связывании. Этот узел знаменит тем, что на его основе можно завязать "король узлов " - беседочный узел. (рис. 36)

Шкотовый узел . Свое название он получил от слова "шкот" - снасть, которой управляют парусом, растягивая его один нижний угол, если он косой, и одновременно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шкоты носят названия того паруса, к которому они прикрепляются. В парусном флоте этот узел применяется, когда есть необходимость ввязать снасть, в огон паруса. Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение - надежно держит шкот в кренгельсе паруса. (рис. 38)

Брамшкотовый узел . Этим морским узлом завязывают брамшкоты и бом-брам-шкоты, брам-фалы и бом-брам-фалы, а также брам-гитовы. Брамшкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От предыдущего морского узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной конец пропускают дважды. Во времена парусного флота брамшкотовый узел находил широкое применение при работе со снастями. Он применялся тогда, когда нужно было снасть взять концом в огон. (рис. 39)

Докерский узел . В морской практике нередко возникает необходимость прикрепить к толстому канату намного более тонкий по сравнению с ним трос. Такая необходимость всегда есть во время швартовки судна к причалу, когда с палубы нужно подать один или сразу несколько швартовных концов. Чтобы завязать этот узел, ходовой конец толстого троса, к которому надо прикрепить тонкий трос, сложить вдвое. В образовавшуюся петлю снизу ввести тонкий трос, сделать им один обнос вокруг коренной части толстого троса, пропустить под тонкий, потом над ходовым концом толстого троса, и затем под тремя тросами, ввести в петлю. Этот морской узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом вытянуть тяжелый швартов. (рис. 40)

Скорняжный узел . Он сравнительно прост, имеет много пересеченных концов и довольно компактен. Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойством: рассчитанный для сильной тяги, он крепко затягивается и без особого труда развязывается. Этот узел с успехом можно применять для связывания синтетических тросов и рыболовных лесок. (рис. 41)

Лиановый узел . Этот узел не получил распространения на флоте , но относится к числу оригинальных и надежных узлов для связывания тросов. Он при очень простом переплетении каждого конца в отдельности крепко держит при очень сильной тяге и, более того, очень легко развязывается после снятия нагрузки на трос. Он не скользит на синтетической леске и может с успехом применяться рыболовами. (рис. 42)

Охотничий узел . В наше время изобрести новый узел - дело непростое, так как за пять тысячелетий их придумано более 500. Поэтому не случайно изобретение английским врачом Эдвардом Хантером в 1979 году нового узла вызвало в морских кругах сенсацию. По существу охотничий узел представляет собой удачное сплетение двух простых узлов, завязанных на концах тросов. Он отлично держит на всех тросах, включая самые тонкие синтетические лески. Поскольку Хантер в переводе с английского означает "охотник", то и узел был назван охотничий. (рис. 43)

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian