Профессиональная подготовка и повышение квалификации. Кушнир И.В

Что такое повышение квалификации персонала? Как провести переподготовку работников? Где заказать программу повышения квалификации персонала?

Приветствую вас, уважаемые читатели онлайн журнала «ХитёрБобёр»! С вами Алла Просюкова, эксперт и автор публикаций проекта.

Высокопрофессиональные сотрудники - это золотой запас любой компании. Чтобы запас не терял своей ценности, его необходимо постоянно развивать и обучать.

Моя новая статья посвящается повышению квалификации персонала. Это один из самых эффективных способов поддерживать развитие компании на должном уровне, а профессиональные знания сотрудников - в актуальном состоянии.

Изучив материал, вы сможете не только грамотно организовать обучение персонала вашей компании, но и правильно оценить результаты этого мероприятия.

1. Что такое переподготовка и повышение квалификации персонала?

Вы знаете, в чём разница между профподготовкой и повышением квалификации?

Или для вас разницы никакой, как и для моих коллег?

Пример

Иду я как-то раз у себя на работе по коридору и слышу, как мои коллеги, Аня и Даша, разговаривают о предстоящем обучении:

Да, мы с тобой в одной группе - отвечает Даша.

Я же видела приказ и знаю точно, что они направляются на повышение квалификации.

Поравнявшись с ними, я говорю им об этом. А они мне отвечают, что разницы в этом нет никакой.

На самом деле девушки ошибаются, разница - значительная.

Давайте разбираться!

Ниже в таблице я привела основные характеристики этих 2 видов обучения.

Профпереподготовка и повышение квалификации персонала - основные особенности:

Мы видим, что и переподготовка, и повышение квалификации направлены на обучение и развитие персонала. Однако в первом случае обучение позволяет получить дополнительную профессию, во втором же только актуализировать навыки и знания по «старой» специальности.

Пройдя переподготовку, специалист может в корне поменять сферу своей деятельности. Например, работал человек учителем, а после обучения стал психологом. По окончанию обучающийся получает диплом, равноценный диплому о втором высшем образовании.

Цели могут быть самые разные. Рассмотрим некоторые из них.

Цель 1. Повышение производительности труда

Производительность труда важна для любого предприятия, компании, организации.

Производительность труда - это наиважнейший показатель в экономике. Он характеризует эффективность труда как отдельно взятого работника, так и всей фирмы в целом.

Чем выше производительность, тем больше продукции выпущено, товаров продано, услуг оказано, работ выполнено.

Практикой доказано, чем выше квалификация сотрудников, тем производительнее труд. Чтобы добиться роста эффективности труда, увеличения дохода, необходимо постоянно повышать профессиональный уровень персонала.

А значит, курсы повышения квалификации и - это то, что нужно!

Цель 2. Снижение текучести кадров

От вас бегут кадры? Текучесть растет день ото дня? Вы пытаетесь решить проблему периодическими премиями, но это дает лишь временный результат?

Согласно исследованиям агентства Acsour, 56% работодателей считают наиболее эффективным способом борьбы с текучкой повышение квалификации за счет работодателя.

Попробуйте внедрить этот способ обучения. Однако подходить к этому процессу надо грамотно. Как это сделать, читайте ниже.

Цель 3. Формирование и развитие персонала

Современные работодатели понимают, что «Кадры решают все» - это не просто красивый лозунг, а современные реалии.

От уровня профессионализма персонала, стабильности коллектива зависит результативность деятельности всей компании.

Выбор метода зависит в большей степени от целей обучения. Кроме того, важно определиться и с его формой: очная, заочная, дистанционная, группы выходного дня и т.д.

Этап 4. Выбор тренера по обучению

Выбирая тренера для обучения персонала вашей компании, ознакомьтесь с опытом его работы. Изучите документацию, позволяющую сделать выводы об уровне его образования, профессионализма.

Не пренебрегайте отзывами. Кто расскажет лучше о преподавателе, чем его бывшие ученики!

К выбору относитесь ответственно. Помните: по статистике 90% успеха обучения зависит от преподавателя - его профессионализма, опыта, личностных качеств.

Этап 5. Разработка и утверждение программ повышения квалификации

Если планируете обучать своих сотрудников внутри компании, предварительно разработайте и утвердите программу.

Если воспользуетесь услугами учебного центра, то вам предложат на выбор несколько готовых программ. Внимательно изучите их и выберите то, что нужно именно вашим сотрудникам.

Этап 6. Реализация разработанных методов

В зависимости от выбранного метода принимается и дальнейшее решение по его реализации.

Способа здесь, как правило, три:

  1. Организовать обучение собственными силами в самой компании.
  2. Обучать персонал в своем офисе с привлечением приглашенных тренеров.
  3. Обучаться в сторонних учебных центрах.

Исходя из собственного опыта, скажу, что первый способ самый сложный. Сэкономить на нем не получится, а вот потратить деньги и получить не тот результат, который ожидали - вполне возможно. Взвесьте все «за» и «против», рассчитайте свои силы и только потом принимайте решение!

Этап 7. Анализ полученных результатов

После окончания обучения обязательно проверьте уровень знаний обучившихся сотрудников. О том, как это сделать правильно, читайте в конце статьи.

4. Профессиональная помощь в повышении квалификации персонала - обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Повышение квалификации имеет смысл поручить высококлассным специалистам в хорошо оснащенных лицензированных образовательных центрах.

Именно с 3 такими учебными центрами я хочу вас сегодня познакомить.

ЦНТИ «Прогресс» - это питерская многопрофильная обучающая организация, ведущая свою деятельность более 20 лет. Компания имеет филиалы в Москве и Новосибирске.

За время своей деятельности преподавательским составом центра обучены представители из 86 российских регионов, 14 государств СНГ, 5 государств Европы и Северной Америки.

50 тыс компаний доверили обучение своего персонала ЦНТИ «Прогресс». Благодаря высокому качеству представляемых центром услуг, большинство из них стали постоянными клиентами.

Ежегодно повышение квалификации проходят более 20 тыс. сотрудников таких компаний как «Мегафон», «АвтоВаз», «КАМАЗ», «Северосталь», «Газпром», «Лукойл» и др.

«Прогресс» предлагает широкий спектр услуг:

  • проведение семинаров и тренингов;
  • переподготовка и повышение квалификации;
  • корпоративное обучение;
  • специальные программы для директоров;
  • вебинары.

Хотите посетить учебные аудитории и ознакомиться с оснащением? Компания предоставляет вам такую возможность с помощью виртуального тура на сайте центра.

2) Специалист

«Специалист» - это учебный центр с боле 25 летней историей, созданный при МГТУ им. Баумана. 850 тыс. человек и 30 тыс. компаний уже прошли здесь обучение.

Преимущества образовательного процесса:

  • комфортные, просторные аудитории с полной шумоизоляцией;
  • бауманская методика преподавания;
  • самая современная компьютерная техника;
  • класс видеомонтажа.

3) Международная академия экспертизы и оценки

«Международная Академия Экспертизы и Оценки» (МАЭО) создана в 2013 году. На сегодняшний день обучение прошли более 2 тыс человек.

Ведется полностью с применением дистанционных технологий.

Учебные курсы, предлагаемые образовательным учреждением, не содержат теории, в них только знания и навыки, которые необходимы обучающимся на практике.

Некоторые особенности обучения в Академии:

  • доступные цены;
  • высокое качество;
  • рассрочка платежа по схеме: половина суммы предоплата, половина - по окончанию обучения;
  • возможность ускоренного обучения;
  • доступные для понимания обучающие материалы.

5. Как правильно оформить повышение квалификации сотрудника - порядок действий работодателя

Ваш сотрудник повысил квалификацию, а вы не знаете, что с этим делать дальше?

Изучите нашу инструкцию по этому вопросу. Она поможет правильно и быстро оформить результат пройденного обучения.

Действие 1. Примите заявление от сотрудника и определите состав квалификационной комиссии

Успешное прохождение обучения - это еще не повод для автоматического повышения категории, разряда, класса конкретного сотрудника.

Изначально работник должен подать заявление в кадровую службу с просьбой переосвидетельствовать его профессиональный уровень на основании удостоверения о повышении квалификации.

После получения заявления создается квалификационная комиссия (при условии, что на предприятии нет такой структуры).

Действие 2. Пригласите сотрудника на заседание комиссии и проверьте его знания

Комиссия создана, дата заседания назначена, заинтересованные стороны оповещены. В назначенный день и время комиссия проверит уровень знаний работника, претендующего на более высокий разряд (категорию).

Нередко человек понимает, что работает не на своем месте. Вместо того чтобы делать фотосессии, он сидит в душном кабинете и начисляет заработную плату. В большинстве случаев человек выбирает профессию не по желанию, а по необходимости. То есть мы работаем там, где больше платят. Профессиональная переподготовка - это шанс изменить жизнь и наконец получить ту работу, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.

Определение

Профессиональная переподготовка - это развитие новых знаний и умений, формирование специальных навыков для получения дополнительного образования. Иными словами, для тех, кто уже имеет высшее образование и хочет освоить новую специальность.

Переподготовка существенно отличается от получения второго высшего образования, так как конкретный курс охватывает узкий набор предметов, необходимых для его изучения. Качество знаний от этого не страдает, а, наоборот, учащийся целенаправленно изучает конкретную специальность и ее специфику. Такое обучение намного удобнее, быстрее и, самое главное, не бьет по карману.

Отличие от повышения квалификации

Некоторые путают понятия и "профессиональная переподготовка", считая, что это одно и то же. Это не так. Эти два понятия имеют существенные различия.

Под повышением квалификации следует понимать обучение тех лиц, которые имеют профессию в определенной сфере и хотят усовершенствовать профессиональные навыки, знания и умения, не повышая при этом образовательный уровень.

Под профессиональной переподготовкой следует понимать обучение тех лиц, которые уже имеют определенную должность или профессию, но хотят получить новую, в собственных интересах или с учетом потребностей на производстве.

Получается, что программы профессиональной переподготовки более обширны и дают учащимся больше свободы выбора и деятельности.

Преимущества переподготовки

К основным преимуществам профессиональной переподготовки можно отнести:

  • полное соответствие существующему российскому законодательству;
  • разработка программ обучения с учетом профстандартов и квалифицированных требований;
  • максимально сжатые сроки обучения;
  • возможность расширения знаний по базовой специализации и получения дополнительной профессии, смежной с основной;
  • увеличение конкурентоспособности на рынке вакансий;
  • более высокий уровень практической подготовки специалистов;
  • возможность обучаться дальше в аспирантуре или защищать кандидатскую диссертацию;
  • возможность развивать личностные качества, которые необходимы для карьерного роста;
  • доступность обучения с финансовой стороны;
  • отсутствие общих предметов, не относящихся к изучаемому предмету;
  • удобная форма для вечерняя.

Виды

Программы профессиональной переподготовки бывают нескольких видов:

  1. С целью усовершенствовать уже имеющуюся профессиональную деятельность. Такая переподготовка рекомендована специалистам в рамках конкретно их профессии. Пройденное обучение может усовершенствовать или дополнить уже имеющиеся знания и умения для дальнейшей компетентной работы. Учебные программы такого курса разрабатываются под конкретные профессии и учитывают квалифицированные требования. В данном случае обязательно наличие законченного среднего профессионального или высшего образования. Обучение длится полгода, после которого специалист получает диплом установленного образца о пройденной профессиональной переподготовке.
  2. С целью получить допквалификацию. Дополнительная профессиональная переподготовка в данном случае может служить хорошей альтернативой второму высшему образованию. Получить допквалификацию могут специалисты, имеющие полное высшее или образование. Если учащийся еще студент, то результаты по пересекающимся дисциплинам будут учтены. Обучение обычно длится около двух лет, после чего студенты получают дипломы гособразца о дополнительном образовании.

Особенности

Профессиональная подготовка, переподготовка имеют свои особенности. Принципиального различия между этими понятиями нет. Помимо, собственно, развития есть еще несколько нюансов, почему требуется получить дополнительную квалификацию:

  • необходимость переподготовки связана с процессом высвобождения сотрудников, их продвижением по служебной лестнице, внутрипроизводственной текучкой, обусловленной поиском работы с лучшими условиями;
  • переподготовка должна быть связана с профессиональным и квалифицированным продвижением сотрудников, основной формой которых является получение смежной или второй профессии. Это получило свое развитие из-за развития коллективной формы организации труда, где важным условием является реализация принципа взаимозаменяемости;
  • часто переподготовку проходят те категории сотрудников, которые занимают свои должности довольно давно и их знания и навыки несколько устарели либо неактуальны.

Обучение

Хорошим аналогом второму высшему образованию является профессиональная переподготовка. Обучение по заданным курсам значительно короче, чем в высшем учебном заведении. А все потому, что переподготовка не предполагает изучение общих предметов. Изучаются только те предметы, которые касаются специализации.

Период обучения по программам составляет 250-2000 часов.

К примеру, профпереподготовка медработника предполагает не меньше 576 часов обучения.

В большинстве случаев обучение не предполагает посещение учебного заведения. Все чаще это дистанционное изучение материала. Поэтому профессиональная переподготовка - это отличный шанс получить еще одну специальность, не отрываясь от основной работы.

Документы

Слушатели курсов после аттестации получают:

  • диплом о профессиональной переподготовке (подготовке): выдается тем слушателям, которые отучились больше 1000 часов;
  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации: выдается студентам, прослушавшим лекции до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации: выдается слушателям, отучившимся более 100 часов.

Все документы имеют установленный образец и являются настоящим документом, подтверждающим квалификацию и специальность.

Как выбрать профессию

Среди огромного количества специализаций можно легко растеряться и сделать неправильный выбор. Чтобы этого избежать, нужно придерживаться следующих советов:

  1. Выбирать вторую профессию надо только исходя из своих предпочтений и умений (желание работать с детьми - воспитатель, педагог, социальный работник; логический склад ума - экономист, финансист; умение и желание разговаривать - менеджер).
  2. При отсутствии определенных навыков или творческих способностей следует избегать узконаправленных специальностей, а остановить выбор на нейтральных профессиях - секретарь, администратор.
  3. При отсутствии желания и уверенности в своем потенциале лучше остановиться на тех специальностях, которые требуют минимальных трудозатрат: оператор, санитар, продавец, телефонист и т. д.

Данные советы помогут быстро и правильно подобрать ту специальность, которая принесет не только деньги, но и удовольствие.

Профессиональная переподготовка - это эффективный инструмент для улучшения собственных профессиональных умений и навыков, дающий возможность получить дополнительную квалификацию и повысить свою конкурентоспособность на рынке вакансий.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров без отрыва от производства включают ряд видовых отношений. Это отношения по ученичеству, повышению квалификации, руководству обучением.

Первые правоотношения возникают на основе договора между гражданином - будущим работником и работодателем. Содержанием этой правовой связи является обязательство работодателя организовывать индивидуальное, бригадное, курсовое обучение с целью получения гражданином новой специальности. Ему корреспондирует обязанность работника овладеть специальностью и выполнять трудовые функции на этом предприятии. Данные правоотношения предшествуют трудовым.

Вторая группа правоотношений возникает в связи с повышением квалификации работников. Они существуют наряду и параллельно с трудовыми и дополняют их.

Третьи правоотношения связывают опытных квалифицированных работников, которые обязуются наряду с выполнением своих трудовых обязанностей выполнять обучающие функции с работодателем. Эти правоотношения выступают в качестве дополнительных к трудовым и носят временный (срочный) характер на период обучения.

Статья 196 ТК в качестве видов профессионального обучения кадрового состава организации закрепляет подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников - это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых в организации и ранее не имевших профессии.

Переподготовка - это переобучение, организуемое с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации - это обучение, предназначенное последовательно совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки работников, повышать их мастерство по имеющимся профессиям.

Обучение вторым профессиям - это обучение работников, имеющих одну профессию, другой - с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Оно осуществляется в целях расширения их профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Буянова М.О. «Трудовое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: ООО «ТК Велби», 2004г.

Согласно п.2 ст. 196 ТК РФ он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку в повышение квалификации, включая обучение новым профессиям в специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

В настоящее время любой работник должен владеть не только знаниями непосредственно по своей специальности, но и разбираться в других различных вопросах. Обладать, так сказать, универсальностью, чтобы быть полезным и незаменимым на предприятии!

§ 1. Общие положения

§ 2. Ученический договор.

§ 3. Формы и виды профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников

Общие положения

В условиях рыночной экономики, при наличии безработицы работникам необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, быть конкурентоспособными на рынке труда. Современный работодатель - это, как правило, предприниматель, хозяйствующий субъект, отвечающий за конечный результат экономической деятельности, - заинтересован в обеспечении своего производства квалифицированными кадрами, способными выполнять поставленные задачи. Именно работодатель определяет, работники какой профессии, специальности и квалификации ему нужны. Политика государства должна быть направлена на сочетание интересов этих экономически неравных субъектов трудового права. Государство должно обеспечить условия, в том числе, и путем создания соответствующей законодательной базы, при которых работники могли бы совершенствовать профессиональные навыки, а работодатели профессионально подготавливать работников с учетом специфики конкретного производства.

В Конвенции МОТ № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 г.1 (Конвенция ратифицирована СССР в 1979 г.) сказано, что каждый член организации разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее; постепенно расширяет, приспосабливает и гармонизирует свои системы профессиональной подготовки с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности .



Одной из основных целей и задач образования, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" являетсянепрерывность образования в течение всей жизни человека. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается, в частности, на принципах конкурсности и гласности при определении приоритетных направлений переподготовки и повышения квалификации работников (подп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ).

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, обеспечение равенства возможностей работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации признается одним из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ).

Основные права работника и работодателя в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации закреплены в ст. 21, 22 и статьях 196-208 глав 31 и 32 раздела IX ТК РФ.

Работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Работодатель, испытывающий потребность в квалифицированных кадрах, проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, определенных коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В некоторых случаях, в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами предусматривается обязанность работодателя проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения последними определенных видов деятельности. Так, например, согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" федеральный орган в области государственной регистрации обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов по государственной регистрации. Обязанность повышать квалификацию установлена для судей.

В Законе РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (подп. 4 п. 2, подп. 1 п. 3 ст. 32) закреплено, что работодатели (образовательное учреждение) несут ответственность за уровень квалификации работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях. В п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об образовании» сказано, что профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Согласно ст.196 ТК РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Учет мнения представительного органа работников является ничем иным, как проявлением одной из форм социального партнерства (в ст. 27 ТК РФ к формам социального партнерства отнесено участие работников, их представителей в управлении организацией). Учитывая данный факт, можно говорить о том, что работники и работодатели имеют право определять формы профессиональной подготовки, а также перечень необходимых профессий и специальностей. Данное право работники реализуют через своих представителей.

Работодатель создает работникам, проходящим профессиональную подготовку, необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставляет гарантии, установленные ТК РФ, иными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст.187 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности", согласно которому устанавливается порядок лицензирования образовательной деятельности как образовательных учреждений, научных организаций, так и иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки. В настоящее время отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации в части, не противоречащей действующему законодательству, регулируются также Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22)."

Ученический договор

Ученичество как форма профессиональной подготовки и переподготовки работников непосредственно у работодателя давно известна отечественному законодательству. Однако ТК РФ является первым кодифицированным актом о труде, содержащим отдельную гл. 32 «Ученический договор», непосредственно посвященную регулированию ученических отношений.

КЗоТ РСФСР 1918 г. не содержал норм об ученичестве. В КЗоТ РСФСР 1922 г. появилась гл. XII «Об ученичестве». В статьях данной главы были обозначены лишь наиболее важные положения, имеющие отношение к регулированию ученических отношений. Так, в ст. 121 перечислялись категории лиц, которые признавались учениками: лица, состоящие в школах ученичества, учебных бригадах и мастерских, а также проходящие индивидуальное обучение в процессе производства, под руководством квалифицированных рабочих.

В КЗоТ РСФСР 1971 г. в гл. XIII «Льготы для работников, совмещающих работу с обучением», содержалось несколько статей, посвященных ученическим отношениям. В ст. 184 было закреплено, что для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.

ТК РФ не содержит определения понятия ученического договора, как это сделано применительно к трудовому договору. В ст. 198 ТК РФ говорится о том, что работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на обучение или переобучение без отрыва от работы.

Ученический договор того и другого вида является дополнительным к трудовому договору.

Наука трудового права давно пытается осмыслить место ученического договора в отрасли трудового права. В литературе 50- б0-х гг. прошлого века имела место дискуссия по данному вопросу. Правовая природа этого договора и ныне четко не определена. Поскольку он трактуется законодателем как дополнительный, то есть, как следует понимать, могущий заключаться наряду с трудовым договором, многие авторы приходят к выводу о его самостоятельном характере как разновидности договоров в сфере трудового права. «Ученический договор, во-первых, имеет самостоятельный предмет и, во-вторых, является основанием возникновения между его сторонами (работником, выступающим в качестве ученика, и работодателем) особых, сопутствующих трудовым отношений по профессиональной подготовке и переподготовке непосредственно у работодателя. Указанные отношения, так же как и отношения по профессиональной подготовке лица, ищущего работу, входят в предмет трудового права и регулируются трудовым законодательством».

Ученический договор заключают, с одной стороны, работодатель - юридическое лицо, который осуществляет обучение в процессе производства, имеющий в необходимых случаях лицензию на осуществление образовательной деятельности, и, с другой стороны, ученик - физическое лицо (работник или лицо, ищущее работу), обладающее ученической правоспособностью. Моментом возникновения правоспособности ученика следует признать достижение определенного законом возраста. Ученик может быть принят на обучение профессии, работа по которой не будет противопоказана его здоровью.

Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации.

Содержание ученического договора составляют все его условия, по которым достигнуто соглашение сторон договора, а содержание ученического правоотношения - права и обязанности субъектов, определяемые ученическим договором и трудовым законодательством. Таким образом, ученическое правоотношение по своему содержанию шире, чем ученический договор. Оно включает в себя не только права и обязанности, вытекающие из договора, но права и обязанности, которые закреплены в законодательстве.

Статья 199 «Содержание ученического договора» ТК РФ не называет обязательные условия ученического договора, как это сделано в ст. 57 ТК РФ применительно к содержанию трудового договора, а говорит лишь о том, какие условия должен содержать ученический договор. Так, любой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией; проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать и иные условия, определенные соглашением сторон.

Срок ученического договора – время, необходимое для обучения данной профессии, специальности, квалификации (ч.1 ст. 200 ТК РФ). Минимальные сроки обучения по программам профессиональной подготовки устанавливаются согласно Перечню профессий профессиональной подготовки. Сроки обучения определены, исходя из сложности профессии, объема профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся, и составляют от одного до шести месяцев. По отдельным профессиям рабочих с учетом сложности технологического процесса, мощности обслуживаемого оборудования и др. в Перечне указаны сроки обучения, превышающие 6 месяцев.

Условия заключаемого ученического договора должны соответствовать действующему законодательству и не ухудшать положение ученика. Условия, противоречащие ТК РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.

Ученический договор действует со дня, указанного в договоре, в течение предусмотренного им срока. В период действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон. На время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных законодательством, действие ученического договора продлевается (ст. 201 ТК РФ).

Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени. В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством (ст. 203 ТК РФ).

На учеников в период ученичества распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст. 205 ТК РФ), а основаниями расторжения ученического договора являются основания, предусмотренные этим договором (ст. 208 ТК РФ).

В ч. 1 ст. 204 ТК РФ сказано, что ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Из указанного положения закона следует, что стипендия выплачивается независимо от выполнения учеником работы. Размер стипендии определяется ученическим договором и носит постоянный характер, он не зависит от выполнения норм выработки, как заработная плата в трудовых отношениях. На размер стипендии сказывает влияние профессия, специальность, квалификация, которую приобретает ученик. В отличие от оплаты ученичества, которая осуществляется в форме стипендии, работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам (ч. 2 ст. 204 ТК РФ). Оплата выполненной в процессе обучения работы не означает, что ученику выплачивается заработная плата, как в трудовом договоре. Необходимость оплаты выполняемой работы в период ученичества обосновывается тем, что на практических занятиях ученик выполняет работу по заданию работодателя, которая может приносить ему (работодателю) экономическую выгоду.

Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается (ч.1 ст.207 ТК РФ).

В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе, не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством (ч. 2 ст. 207 ТК РФ). Это единственная норма в ТК РФ, в которой говорится об ответственности за нарушение ученического договора. Статью 249 ТК РФ нельзя принимать во внимание при решении вопроса об ответственности сторон ученического договора, так как в данной норме говорится об ответственности за нарушение другого договора - договора об обучении за счет средств работодателя.

Обращает на себя внимание то, что ответственность за невыполнение обязательств по ученическому договору в ст. 207 ТК РФ устанавливается только в отношении ученика; об ответственности работодателя перед учеником за нарушение обязательств ничего не говорится. По окончании ученичества ученик обязан проработать по трудовому договору определенный в ученическом договоре срок. За неисполнение или ненадлежащее исполнение ученического договора в период обучения ответственность в ТК РФ не установлена. В литературе по трудовому праву обращают внимание на отсутствие должной правовой регламентации ответственности сторон ученического договора.

Согласно ст. 208 ТК РФ ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором. Поскольку в ст. 199 «Содержание ученического договора» нет указания на обязательность этого условия, а ст. 205 распространяет на учеников трудовое законодательство, прекращение трудового договора с ними возможно прежде всего по тем основаниям ТК РФ, которые могут быть применены к ученикам.

§ 1. Право работника на профессиональную подготовку,

переподготовку и повышение ϲʙᴏей

квалификации на производстве

Отметим тот факт - что в современных условиях конкурентоспособность на рынке товаров, работ и оказываемых услуг зависит от многих факто­ров, в т.ч. от квалификации работников. По϶ᴛᴏму работо­датель должен осуществлять процесс профессиональной подго­товки, повышения квалификации работников.

В ст. 21 ТК закреплено право работников на профессиональ­ную подготовку, переподготовку и повышение ϲʙᴏей квалифика­ции. Это право будет одним из основных прав работников. Отношения, возникающие в связи с его реализацией, всегда со­путствуют трудовым отношениям, поскольку каждый работник в наш век научно-технического прогресса должен систематически совершенствоваться, повышать качество продукции, а следова­тельно, и ϲʙᴏю квалификацию.

Эти отношения регулируются разд. IX ТК (ст. 196-208), ко­торый предусматривает данное право работника, включая обуче­ние новым профессиям, специальностям (ст. 197)

§ 2. Права и обязанности работодателя по реализации права

работников на профессиональную подготовку,

переподготовку и повышение квалификации

Сегодня отдельные организации испытывают недос­таток в квалифицированных работниках. Реализация работником права повышать ϲʙᴏю квалификацию непосредственно на произ­водстве работодателя помогает последнему в подборе квалифици­рованных кадров, отвечающих новым технологическим процессам. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК) Кодекс предусмотрел его права и обязанности по ϶ᴛᴏму во­просу. Работодатель проводит (организует) профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работни­ков, обучение их вторым профессиям на производстве, а при не­обходимости - и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образо­вания на условиях и в порядке, определяемых коллективным до­говором, соглашениями и трудовым договором.

При ϶ᴛᴏм формы профессиональной подготовки, переподго­товки и повышения квалификации работников, а также перечень необходимых профессий и специальностей определяет работода­тель с учетом мнения представительного органа работников.

Профессиональная подготовка работников означает, что работ­ник, не имеющий специальности, путем ученичества на производ­стве получает специальность с определенной ее квалификацией (слесарь 2-3-го разряда, токарь, сверловщик и др.),

Профессиональная переподготовка производится, когда спе­циальность, профессия работника для данного производства с установлением нового оборудования, внедрением новых техно­логий или будет не нужна и надо оϲʙᴏить новую специальность, или требует переподготовки.

Повышение квалификации означает получение новых знаний по данной специальности, новых по ней навыков в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с новыми технологиями.

Работодатель определяет, по какой форме подготовки, пере­подготовки или повышения квалификации будет проходить каж­дый работник. Так, повышение квалификации работников и их переподготовка возможны на курсах подготовки и переподготов­ки как по месту работы, так и в образовательных учреждениях по договору работодателя с ними. Стоит сказать - получение же специальности или второй смежной специальности возможно на базе индиви­дуального или бригадного обучения на производстве путем при­крепления таких учеников для обучения к квалифицированным работникам.

В отличие от Кодекса законов о труде, кᴏᴛᴏᴩый устанавливал производственное обучение и в рабочее время (ст. 185), Трудо­вой кодекс предусмотрел ученический договор.

§ 3. Ученический договор

Статья 198 ТК различает два вида ученического договора, [кᴏᴛᴏᴩый может заключить работодатель:

1) с лицом, ищущим работу;

2) с работником данной организации.

Первый вид договора будет гражданско-правовым, т. е. он I регулируется гражданским законодательством, а второй вид - уче­нический договор с работником данной организации, дополни­тельным к его трудовому договору и регулируется трудовым | правом.

Ученический договор заключается на срок, необходимый для (обучения данной профессии, специальности, квалификации. Чем

сложнее специальность и выше квалификация, тем большего срока обучения они требуют.

Он заключается работником с работодателем в письменной форме в двух экземплярах и должен содержать: наименование сторон; указание на приобретаемую учеником профессию, специ­альность, квалификацию; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ученическим договором; обязанность работника пройти такое обучение и в со­ответствии с полученной профессией, специальностью, квалифи­кацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, указанного в ученическом договоре1. В нем так­же указывается размер оплаты работника в период ученичества.

Время ученичества Трудовым кодексом ограничено. Стоит заметить, что оно не должно превышать в течение недели нормы рабочего времени, установленной для работников ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих возраста, про­фессии, специальности при выполнении ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих работ (ст. 203)

Работники, проходящие обучение в организации, по соглаше­нию с работодателем могут быть полностью оϲʙᴏбождены от вы­полнения работы по трудовому договору или выполнять эту ра­боту на условиях неполного рабочего времени.

В период действия ученического договора работник не может направляться в командировку, не связанную с обучением, и при­влекаться к сверхурочным работам, т. е. работодатель создает для него нормальный режим рабочего времени.

В период обучения работнику-ученику выплачивается стипен­дия, размер кᴏᴛᴏᴩой определяется ученическим договором, но не должен быть ниже минимального размера оплаты труда, а рабо­та, выполняемая им на практических занятиях по обучению, оп­лачивается по установленным расценкам дополнительно.

Условия ученического договора, противоречащие Кодексу, коллективному договору, соглашениям, будут недействитель­ными и не должны применяться. В период обучения на учени­ков распространяется трудовое законодательство и ученический договор может быть расторгнут по тем же основаниям, что и трудовой.

Этим, по существу, вводится новый вид срочного трудового договора, за­ключаемого по окончании обучения по ученическому договору, чем расширяется и сфера срочных трудовых договоров.

Как правило, по окончании обучения ученик сдает квалифика­ционные экзамены и ему присваивается полученная им специаль­ность с определенной ее квалификацией, по кᴏᴛᴏᴩой он (без ис­пытания) заключает с работодателем срочный трудовой договор. В случае если по окончании обучения работник (ученик) не реализует ϲʙᴏи обязательства по договору без уважительных причин, в т.ч. не приступает к работе, то он по требованию работодателя возвращает полученную за время обучения стипендию и возмеща­ет расходы в связи с ученичеством (ст. 207 ТК)

Практика показывает, что многие работодатели направляют ϲʙᴏих работников в высшие и средние профессиональные учет­ные заведения, выплачивая за время их обучения стипендии или даже сохраняя им полностью или частично заработную плату. В таких случаях Кодекс не запрещает использовать ученический договор, так как его ранее указанное содержание отвечает инте­ресам как работника, так и работодателя.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте общую характеристику права работника на профессиональную под­готовку, переподготовку и повышение квалификации.

2. Какое законодательство регулирует отношения работника и работодателя по подготовке и повышению квалификации на производстве?

3. Каковы права и обязанности работодателя по реализации права работни­ков на повышение квалификации на производстве?

4. Что из себя представляет ученический договор?

6. Раскройте права и обязанности учеников по окончании ученичества.