Ядерный крейсер. Атомные крейсеры: оценки и перспективы

40 лет назад, 27 декабря 1977 года, на Балтийском заводе в Ленинграде был спущен на воду первый отечественный надводный боевой корабль с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) - тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» проекта 1144 «Орлан». В строй он вступил ровно через три года и три дня.

Понятие «атомный флот» в массовом обычно ассоциируется с подводными лодками. Это понятно - ведь морская ядерная энергетика наибольшее распространение получила именно на субмаринах. Но и создатели надводных боевых кораблей не обошли ее вниманием. Гонка морских вооружений между США и СССР привела, пусть и с большим разрывом во времени, к появлению в составе флотов сверхдержав крупных надводных боевых кораблей с ЯЭУ.

Первым в истории стал американский ракетный крейсер «Лонг Бич» с двумя ядерными реакторами C2W, обеспечивавшими этой громадине механическую мощность 80 тысяч лошадиных сил. Он вступил в строй в 1961 году, и почти одновременно военно-морские силы США пополнились первым в мире атомным авианосцем «Энтерпрайз». При водоизмещении около 90 тысяч тонн он имел восемь реакторов типа А2W суммарной мощностью турбин 280 тысяч лошадиных сил.



В следующем году Пентагон получил еще один атомоход. Ракетный фрегат «Бейнбридж» имел водоизмещение почти вдвое меньше, чем «Лонг Бич», но все равно это была крупная боевая единица, оснащенная двумя реакторами типа D2G при мощности турбозубчатых агрегатов 60 тысяч «лошадей». Так командование ВМС США сформировало первое полностью атомное авианосное ударное соединение в составе «Энтерпрайза» с сопровождением из крейсера и фрегата.

В дальнейшем США построили еще десять тяжелых атомных авианосцев типа «Нимитц», последний из которых, «Джордж Буш», был принят в состав флота в 2008 году («Битва авианосцев»). На этих кораблях при «энтерпрайзовской» мощности механизмов количество реакторов за счет более высокой тепловой мощности сокращено до двух - типа А4W. А старина «Энтерпрайз» продемонстрировал удивительное (в сравнении, увы, с крупными российскими боевыми кораблями) долголетие. Он был официально исключен из состава флота только в 2017-м.

Программа строительства атомного авианосного флота США продолжается. В нынешнем году ВМС получили авианосец «Джеральд Форд». На очереди - еще три таких гиганта, один из которых, «Джон Кеннеди», уже строится.

В 1967-1980 годах США обзавелись семью атомными ракетными фрегатами типа «Тракстан», «Калифорния» и «Вирджиния», продолжающими родословную «Бейнбриджа». Впоследствии они были переклассифицированы в ракетные крейсеры, сравнявшись в ранге с «Лонг Бичем». Таким образом, всего США имели девять атомных крейсеров, вооруженных в разной комплектации зенитными (TALOS, «Терьер», «Тартар», «Стандарт»), противолодочными (ASROC) и ударными («Гарпун», «Томагавк») ракетными комплексами, причем часть их ракет, включая некоторые ЗУР, имела ядерное снаряжение.

Однако продолжительность их службы оказалась не столь длинной, как у атомных авианосцев, для охраны которых эти крейсеры, собственно, и строились. Все они были выведены из боевого состава ВМС в середине 90-х. В принципе для кораблей океанской эскортной группы таких размеров и водоизмещения (у большинства порядка 10 тысяч тонн) ЯЭУ давали только одно преимущество - отсутствие необходимости частой заправки топливом. Но что касается скорости хода, из-за большой удельной массы таких установок (в значительной мере обусловленной наличием биологической защиты) она оказалась даже ниже, чем у кораблей такого же класса с газотурбинной энергетикой. И теперь американцы сопровождают свои авианосцы газотурбинными крейсерами и эсминцами, включая в такие соединения эскадренные танкеры-заправщики.

Однако применительно к тяжелым оперативно-стратегическим (позволю себе с учетом многообразного спектра решаемых ими боевых задач такое определение) авианосцам, учитывая их колоссальные размеры, американцы альтернативы ЯЭУ не видят. Здесь параметр «стоимость/эффективность» действует однозначно в пользу авианосцев, доказывая с точки зрения штатовской военно-морской мысли справедливость тезиса о том, что в надводном флоте атом выгоден для кораблей-гигантов, а не для середнячков. И в обозримом будущем авианосцы типа «Нимиц» и «Форд» останутся основой надводной боевой мощи американских ВМС, инструментом быстрого проецирования силы в любой район земного шара, находящийся в пределах радиуса действия палубной авиации.

Как известно, свой атомный авианосец водоизмещением 40 тысяч тонн с хвостиком, названный «Шарль де Голль» , в 2001 году построили и французы, но ему до американских монстров далековато. Англичане же так и не решились применить ЯЭУ на своем новейшем «Куин Элизабет» («Кто против «королевы») из-за бюджетных ограничений.


Спасите наши туши

В США вовсю шло строительство боевых атомных надводных кораблей, а Советский Союз уже дал на это свой ответ, передав гражданскому флоту в декабре 1959-го линейный ледокол «Ленин» («Мечта полярника»). Гласность при его строительстве была для нашей страны беспрецедентной - после спуска на воду смотреть на атомоход водили на Адмиралтейский завод экскурсии ленинградских школьников. Еще бы - ведь он стал таким же узнаваемым в мире отечественным корабельным брендом, как и крейсер «Аврора». Собственно, «Ленин» хронологически был первым в истории техники надводным судном с ЯЭУ. Но мирным. С одним, правда, неафишировавшимся «но» - на случай войны предусматривалась возможность вооружения «Ленина» по мобилизационному варианту, в частности 45-мм счетверенными зенитными автоматическими зенитными установками СМ-20.

Затем была серия из шести построенных на Балтийском заводе более совершенных атомных ледоколов типа «Арктика» (проект 1052, головной принят в эксплуатацию в 1975 году). Разведка НАТО засекала эти ледоколы во время ходовых испытаний, что называется, во всеоружии. Например, ледокол «Россия» шел, ощетинившись универсальной артиллерией (76-мм АУ АК-176) и зенитными автоматами (30-мм АК-630). После испытаний средства обороны, разумеется, сняли, но сомнений в том, что отечественный атомный ледокольный флот (развитие которого продолжается) готов при необходимости поднять военно-морской флаг, подкрепленный соответствующими аргументами, нет.

Корпус еще одного советского боевого атомохода - тяжелого авианесущего крейсера «Ульяновск» проекта 11437, строившегося в Николаеве, в 1992-м был порезан на металлолом по решению правительства незалежной. Будь он построен, Советский Союз (если бы не оказался развален стараниями высшей партноменклатуры) становился бы обладателем тяжелого атомного авианосца (а планировался и второй такой корабль), весьма близкого по своим тактико-техническим элементам атомным авианосцам США. На нем были предусмотрены даже аналоги американских самолетов ДРЛО Е-2 «Хокай» - Як-44. Но не судьба.

Предпосылки к созданию атомных ракетных крейсеров

В начале 1950-х годов военных и конструкторов ведущих стран охватила «ядерная» эйфория. Несмотря на скромные удельные характеристики тогдашних ЯЭУ, ядерные реакторы планировались к установке на самолёты , локомотивы и даже автомобили . Естественно первыми кандидатами на звание «атомных» стали военные корабли. В 1955 году вошла в строй первая в мире атомная ПЛ «Наутилус» . Однако если целесообразность установки ЯЭУ на ПЛ была вполне очевидной, то выгоды подобной энергетики для надводных кораблей представлялись не столь однозначными. В 1950-х - начале 1960-х годов в США развернулась открытая дискуссия о применении атомных надводных кораблей. Сторонники ядерной энергетики, которых возглавлял «отец атомного флота» адмирал Хайман Г. Риковер , выдвигали следующие аргументы в пользу ЯЭУ:

  • Очень большая автономность по дальности плавания;
  • Способность пpактически неогpаниченно длительного поддеpжания высокой скоpости без влияния на pесуpс главных механизмов;
  • Отсутствие pазвитых газоходов, упpощающее внутpеннее pасположение и аpхитектуpу надстpойки.

Противники атомного флота в свою очередь указывали на следующие проблемные моменты:

  • Чрезвычайно большая стоимость, что неизбежно приведёт к сокращению численности флота;
  • Возможности более традиционных энергетических установок ещё не исчерпаны;
  • Пресловутая высокая автономность кораблей с ЯЭУ достигается только по дальности плавания, но отнюдь не по боезапасу, провианту и прочим видам снабжения.

Следует заметить, что в США не проводилось открытых дискуссий по совершенно очевидной проблеме - боевой живучести атомных кораблей.

Несколько странным… явилось отсутствие (во всяком слу­чае, в открытой прессе) дебатов по пово­ду боевой живучести атомных НК. Воп­рос этот, действительно, лежит на поверх­ности: что же будет с атомным кораблем при даже незначительном поражении, ска­жем, систем 1 -го контура? Для кого опас­нее станет корабль - для противника или для своего экипажа?

Первое поколение атомных ракетных крейсеров

Атомные ракетные крейсеры США

Атомный ракетный крейсер «Лонг Бич»

К проектированию первого атомного ракетного крейсера «Лонг Бич» (CGN-9 Long Beach ) в США приступили в году. Следует заметить, что американцы вовсе не стремились создать именно «крейсер». Основной задачей будущего корабля виделась ПВО авианосного соединения во главе с первым атомным авианосцем «Энтерпрайз» . Таким образом предполагалось создать фактически эскортный корабль. Однако в тот момент американские судостроители ещё не располагала достаточно компактными ЯЭУ. Энергетическая установка «Лонг Бич» C1W создавалась на базе реактора S5W, применявшихся на первых серийных ПЛ ВМС США . Мощность оказалась недостаточной и на крейсере пришлось установить два таких реактора, причём общий вес энергетической установки оказался в 5 раз больше, чем такой же по мощности котлотурбинной. Результатом этого стал резкий рост размеров и водоизмещения корабля.

Вооружение корабля отражало его эскортную сущность - 1 спаренная ПУ ЗРК «Талос» (Talos), 2 спаренных ПУ ЗРК «Терьер» (Terrier) и восьмизарядная ПУ противолодочных ракето-торпед ASROC . Для самообороны от ПЛ предназначались 2 трёхтрубных ТА для 324-мм. противолодочных торпед . «Лонг Бич» первоначально не имел ни одного артиллерийского орудия и не случайно классифицировался двойственно - и как Fleet escort и как Missile cruiser .

Атомный ракетный крейсер «Бейнбридж»

Следующим представителем атомных ракетных крейсеров ВМС США стал «Бейнбридж» (CGN-25 Bainbridge ), вошедший в строй в 1962 году. К моменту начала строительства этого корабля удалось разработать заметно более компактный реактор D2G. что позволило разместить две такие установки в корпусе крейсера типа «Леги» , чьим атомным вариантом и являлся «Бейнбридж». Вооружение атомного крейсера полностью соответствовало «Леги» - 2 спаренных ПУ «Терьер», восьмизарядная ПУ ASROC и 2 трёхтрубных 324-мм. торпедных аппарата. В отличие от «Лонг Бич», «Бейнбридж» изначально получил артиллерию - 2 спаренные 76-мм. установки, разработанные ещё в годы Второй мировой войны .

В итоге американский флот получил небольшое соединение атомных кораблей в составе «Энтерпрайза», «Лонг Бича» и «Бейнбриджа», которое рассматривалось командованием флота как экспериментальное. Предполагалось, что следует накопить опыт эксплуатации атомных кораблей и лишь потом принимать решение о развитии атомных надводных сил. В связи с этим американское военно-морское ведомство намеревалось сделать паузу в строительстве атомных крейсеров. Оценки эффективности атомного надводного флота были крайне осторожными. Так в году оперативное управление штаба ВМС представило Конгрессу доклад, где в частности утверждалось:

1. Фактоp увеличения дальности плавания на максимальных скоpостях для HК имеет существенно большее значение, чем для ПЛ. АЭУ такое увеличение может обеспечить pадикальным обpазом.

2. HК с АЭУ действительно имеют более высокую стоимость, чем таковые с обычными ГЭУ (в 1,3-1,5 pаза). Тем не менее, конкpетные цифpы pасчетов нельзя считать точными. Hаиболее надежные данные - по содеpжанию и pемонту, самые неопpеделенные - по эксплуатации (нет опыта), по новому вооpужению, содеpжанию и подготовке личного состава.

3. АЭУ по весу и габаpитам пpевышает обычные ГЭУ. Сосpедоточенные нагpузки и более значительные pазмеpы энеpгетических отсеков тpебуют иного общего pасположения помещений и существенного изменения констpукции коpпуса. Существующие АППУ огpаничивают эффективную мощность ГЭУ, что в сочетании с ГТЗА на пониженных паpаметpах паpа пpи пpочих pавных условиях понижают максимальную скоpость атомных HК по сpавнению с обычными.

4. АЭУ тpебует большее количество обслуживающего личного состава, пpичем значительно более высокой квалификации. Это влечет за собой еще большее увеличение водоизмещения и стоимости эксплуатации.

5. Автономность коpабля по запасам топлива - это еще не все. Существует автономность по пpовизии, по запасным частям и матеpиалам (масла, смазки и т.п.), по боезапасу. По этим статьям атомный HК пpеимуществ пеpед неатомным не имеет .

Атомный ракетный крейсер «Тракстан»

В 1955-56 годах руководство советского ВМФ выдало два задания на проектирование надводных кораблей с ЯЭУ. Предполагалось разработать лёгкий крейсер проекта 63, вооружённый стратегическими и противокорабельными ракетами , а также ЗРК ближнего действия М-1 (зенитно-ракетный комплекс). Одновременно разрабатывался корабль ПВО проекта 81, оснащённый ЗРК дальнего действия М-3. В начале года обе разработки были объединены на базе крейсера проекта 63.

Предполагаемые ТТХ были следующими: водоизмещение 15 - 16 тысяч тонн, скорость - 32 узла, вооружение включало ПКРК П-40 или П-6, ЗРК М-1 и М-3, кроме того устанавливались две 76-мм. артустановки АК-726 и два РБУ-2500 . Планировалось построить до 7 кораблей этого проекта.

Разработка крейсера была поручена ЦКБ-17, но фактически дело не пошло дальше эскизного проекта, который оказался весьма приблизительным, так как большая часть запланированного вооружения и оборудования существовала только на бумаге. Кроме того вызывала большие сомнения боевая устойчивость кораблей проекта в открытом океане, особенно при воздушном нападении. В результате работы были прекращены в марте года.

Второе поколение атомных ракетных крейсеров

Атомные ракетные крейсера США

Атомный ракетный крейсер «Саут Кэролайн» типа «Калифорния»

После некоторой паузы американские ВМС возобновили строительство атомных крейсеров. Это было связано как с накопленным опытом, так и с закладкой первого атомного авианосца типа «Нимиц». В году были заложены два корабля типа «Калифорния» . Их основное вооружение вновь оказалось зенитным - 2 ПУ ЗРК «Тартар» . Имелся также стандартный набор противолодочных средств, а артиллерия усилилась за счёт установки двух автоматизированных орудий калибра 127 мм . Энергетическая установка была значительно улучшена и появилась возможность брать на борт вертолёт, но лишь на посадочную площадку. Водоизмещение крейсеров этого типа превысило 10 000 тонн . Предполагалось построить 5 крейсеров типа «Калифорния», но от дальнейшего развития проекта отказались в пользу крейсеров типа «Вирджиния».

Атомный ракетный крейсер «Вирджиния»

Крейсера типа «Вирджиния» были усовершенствованным типом атомных крейсеров. В отличие от типа «Калифорния» на них установили ПУ для более дальнобойных ракет «Терьер», а также ангар для вертолёта. В перегруз можно было взять две винтокрылых машины. Крейсера вступили в строй в период между 1976 и 1980 годами.

В 1980-х годах крейсера типа «Калифорния» и «Вирджиния» прошли серьёзную модернизацию. Устаревшие зенитные ракеты были заменены на «Стандарт SM-2ER» , ближнюю обороны обеспечивали 20-мм. зенитные комплексы «Вулкан-Фаланкс». Крейсера получили также и ударное оружие - КР «Томагавк» и ПКР «Гарпун» , превратившись таким образом в многоцелевые корабли. Следует заметить, что по возможностям ПВО они даже после модернизации серьёзно уступали крейсерам типа «Тикондерога» , оснащённым системой «Иджис» . Все они были списаны во второй половине 1990-годов.

В 1970-х годах в США велись проектные работы над атомным крейсером нового поколения CSGN (Cruiser strike, guided missile, nuclear ). При водоизмещении близком к «Лонг Бич» этот корабль должен был нести ПУ для перспективных крылатых ракет SLCM , впоследствии принятую на вооружение как «Томагавк» (Tomahawk ), ПУ ПКР «Гарпун», зенитную систему «Иджис», а также 203-мм. артустановку и вертолёты. До строительства дело не дошло - американский флот предпочёл строить относительно недорогие, но многочисленные

Атомный ракетный крейсер, бортовой номер 015, «Адмирал Лазарев» относится к четверке самых крупных надводных военных кораблей проекта 1144, построенных на советских верфях. Суда этого проекта строились на Балтийском заводе в Ленинграде и должны были ознаменовать своим появлением господство Советского ВМФ на океанских просторах. Ни до, ни после в отечественном флоте и за рубежом не строились корабли подобного класса таких размеров. По своей мощности и водоизмещению эти советские корабли — последние самые крупные суда в Советском ВМФ. Ракетные крейсера с ядерной энергетической установкой открыли новую страницу в истории современных флотов — эру новых атомных линкоров.

Атомные крейсеры, на которые делало ставку Высшее военно-морское командование СССР, должны были стать самыми мощными ударными надводными кораблями на море, не считая авианосцев. С водоизмещением в 25 тыс. тонн и при длине корпуса в 250 м – эти стальные монстры должны были нестись по океанской глади со скоростью 31 узел. Огромная огневая мощь и безразмерная автономность плавания делали эти корабли по-настоящему хозяевами морей. Недаром американцы отнесли советские атомоходы к классу «линейных крейсеров». В Советском ВМФ – корабли проекта 1144 относились к классу тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРКР). По названию головного корабля серии ТАРКР «Киров» корабль получил в классификации НАТО обозначение «Kirov- class battlecruiser».

Экипаж этой махины составлял 750 человек, а энергообеспечение обеспечивала ядерная установка мощность 150 тыс. л.с. Мощности одного реактора, установленного на советские крейсера, было достаточно для обеспечения электричеством целого города.

Появление в составе американских ВМС крейсера УРО «Лонг Бич» с атомной силовой установкой застало Советский флот врасплох. На тот период, к началу 60-х годов в составе ВМФ СССР находились старые крейсера проекта 68-бис, несшие артиллерийское вооружение и ракетные крейсера проекта 58. Первые выполняли представительскую роль и добавляли советскому флоту только количественный аспект. Вторые могли вести борьбу с надводными кораблями противника на ограниченном морском театре. Основной акцент в строительстве надводных кораблей в те времена делался на создание противолодочных и противоминных судов, эсминцев и БПК. Полноценными ракетными крейсерами можно считать военные корабли проекта 1134, однако они так остались причисленными к классу БПК.

Можно сказать, что спуск на воду за океаном надводного корабля с ядерной энергетической установкой и послужил толчком к началу проектирования в СССР ударных кораблей нового класса. Новые корабли, получив еще на стадии разработки технического задания мощное противокорабельное ракетное вооружение и ядерный реактор, были переведены в класс крейсеров. Советский флот вступал в эпоху бурного развития и поэтому остро нуждался в кораблях океанского класса, способных действовать на большом удалении от родных баз. В 1964 году начались научные изыскания и технические работы по созданию проекта нового атомохода. Первоначально тактико-техническое задание предполагало строительство корабля, идентичного по водоизмещению американским крейсера УРО типа «Лонг Бич». В дальнейшем было принято решение внести изменения в будущий проект, ориентируясь на создание корабля превосходящей огневой мощи.

Рождение проекта

Атомный крейсер, исходя из этапов проектирования, должен был получиться больше и мощнее американского крейсера. Основным критерием, на который опирались советские конструкторы при разработке проекта, считалась достаточная боевая устойчивость. Корабль должен был иметь средства для борьбы на море и вооружение, способное обеспечить отражение ударов авиации. Будущий крейсер должен был иметь эшелонированную ПВО, обеспечивающую защиту всех наиболее важных боевых частей и отделений корабля.

Первоначально возникли трудности с желанием вместить в один корпус мощное противокорабельное оружие, средства противолодочной борьбы и развитую систему ПВО. Высказывались теории о создании двух кораблей, которые должны были действовать в паре. Одна боевая единица выполняла функции ударного корабля. Другая боевая единица обеспечивала противолодочное прикрытие. Средства ПВО двух кораблей, действующих в паре, могли обеспечить эшелонированную оборону по всем горизонтам. Выиграло окончательное решение в пользу того, что атомный крейсер должен быть универсальным кораблем, в котором в одинаковой мере сочетались бы ударные функции и имелись средства для противолодочной борьбы.

Постоянно растущие требования к боевому обеспечению будущего корабля и его техническим возможностями привели к тому, что сильно увеличилась номенклатура вооружения корабля. Существенно выросло количество оборудования. Корабль заметно добавил в водоизмещении. Проектные параметры водоизмещения в 8000 тонн остались далеко позади. В конечном итоге стали вырисовываться контуры универсального многоцелевого корабля с ядерной силовой установкой. Водоизмещение корабля в проектном варианте составляло, ни много, ни мало, 25 тыс. тонн. Боевой корабль уже на этом этапе отличался от всех существующих до сих пор боевых судов. В 1972 году Северное Конструкторское Бюро закончило проект, который получил шифр 1144. Планировалось построить пять судов этого класса. Корабли получили название «Орлан» и закладывались как Атомные Противолодочные Корабли. Однако уже в процессе постройки головного судна стало ясно, что корабль выходит далеко за рамки противолодочного корабля. Военно-морское командование было вынуждено под новый проект создать новый класс кораблей — тяжелый атомный ракетный крейсер.

Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой

Головной корабль серии, получивший название «Киров», был заложен весной 1973 года. Строительство атомохода длилось неполных четыре года. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии атомный крейсер «Фрунзе» был заложен в 1978 году, в период, когда головной корабль еще только оснащался машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» вошел в строй Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 на корабль были установлена головная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов к приему экипажа, который заранее формировался на базе 10-й эскадры ТОФ. После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле были опробованы двигательная установка во всех режимах и проведены стрельбы из всех видов корабельного вооружения.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», ныне крейсер проект 1144 «Адмирал Лазарев», стал гордостью Тихоокеанского флота СССР. Свое новое название корабль получил в 1992 году в честь известного российского флотоводца Михаила Петровича Лазарева.

Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии ТАРКР «Киров». Новый боевой корабль Тихоокеанского флота, появившись на Дальнем Востоке, сразу изменил соотношение сил. Имея высокую автономность и мореходные качества, мощный корабль смог взять под контроль обширные акватории Тихого океана, от Камчатки и до Южно-Китайского моря.

Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»

В целом конструкция второго корабля серии была идентична конструкции головного крейсера, однако когда головной корабль еще находился на стапеле, проект был дополнен, получив новый индекс 11442. Главным образом изменения коснулись оборонительного комплекса. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо башенных установок шестиствольных автоматов на судне были установлены орудия ЗАК «Кортик».

Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» привели в более совершенный вид, вместо противолодочного комплекса «Метель» на судне установили новый комплекс «Водопад». Противолодочную оборону усилили реактивными бомбометами РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили спаренную артиллерийскую установку АК-130.

Имея большой технологический ресурс по вооружению, не все советские атомные крейсера смогли получить одинаковое вооружение. Каждый последующий корабль, даже по улучшенному проекту 11442, оснащался в индивидуальном порядке.

Второй и третий корабль серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, в сравнении с первым кораблем серии и с последним ТАРКР «Петр Великий».

На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм автоматов были убраны в район надстройки. На их месте установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер прослужил меньше всего из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем так и не проявились. Изменения с основной и с зенитной артиллерией затронули кормовую часть корабля и надстройку, однако и носовая часть корабля претерпела некоторые изменения. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабль установили компактные стандартные торпедные аппараты комплекса «Водопад», рассчитанного под ракето-торпеды.

Радиолокационное оборудование на крейсере так же претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оснащении ТАРКР «Адмирал Лазарев» установили ЛПК МР-800 «Флаг», которая состояла из двух радиолокационных станций МР-600 и МР-700, «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Коралл-БН».

История службы крейсера «Адмирал Лазарев»

После вступления в строй атомный ракетный крейсер «Фрунзе», нынешний ТАРКР «Адмирал Лазарев», не имел флага. Подъем флага на корабле приурочили к годовщине, к 100-летию со дня рождения М.В. Фрунзе, которое приходилось на 2 февраля 1985 года.

Весной 1985 года корабль вышел в море, где были осуществлены пуски ракет из главного ударного противокорабельного комплекса «Гранит». Местом постоянной приписки корабля стал залив Стрелок на внешнем рейде залива Петра в районе Владивостока. Основная боевая служба корабля началась с 1986 года, когда корабль впервые вышел в боевой поход. Зона ответственности корабля включала акваторию Тихого океана восточнее Курильских и Японских островов. Основная цель похода заключалась в слежении за маршрутами следования авианосных групп 7 –го флота США. Атомный ракетный крейсер в этом походе тесно взаимодействовал с другими кораблями ТОФ, авианесущим крейсером «Новороссийск» и большим противолодочным кораблем «Ташкент».

На протяжении 1987 и следующего 1988 года корабль во время боевых походов осуществил очередные пуски ПКР «Гранит». За время активной службы атомный крейсер «Фрунзе» прошел более 65 тыс. морских миль. Развал Советского Союза застал мощнейший корабль Тихоокеанского флота на флотской базе в заливе Стрелка. Приказом Министра Обороны РФ корабль получил весной 1992 года новое имя — тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» — и новый бортовой номер.

С этого момента активная боевая жизнь судна прекратилась. Из-за нехватки финансирования в середине 90-х, корабль оставался у причальной стенки, теряя свои уникальные характеристики и боевые возможности. Неясная ситуация с кораблем затянулась на 8 лет. Только в 1999 году было принято вывести боевую единицу из состава Тихоокеанского флота в боевой резерв, присвоив кораблю 2 категорию. Результатом этих решений стала консервация корабля. Со снятым вооружением, обездвиженный крейсер был оставлен у своего причала в поселке Фокино.

Состояние, в котором пребывает корабль сегодня

Корабль, который простаивает долгие годы у причальной стенки, сегодня представляет печальное зрелище. Новости, просачивающиеся в прессу о состоянии ракетного крейсера, крайне противоречивы. ТАРКР «Адмирал Лазарев» на данный момент утратил свою боеспособность. Все основные системы жизнеобеспечения и вооружения на судне приведены в негодность или разворованы. На фоне общего хаоса во внутренних помещениях хорошо видны следы пожара, который вспыхнул на корабле 6 декабря 2002 года. Огонь полыхал четыре часа, затронув не только жилые палубы, но и пробрался в командирский пост. Тушили огонь на протяжении четырех часов.

Сразу после пожара было принято решение удалить с корабля остатки ядерного топлива, сохранившееся в активной зоне реактора. Практические работы по выгрузке ядерного топлива были начаты на Судоремонтном заводе «Звезда» только в 2004 году. Процесс растянулся на целый год, после чего на судне было демонтировано оставшееся вооружение. Последующие десять лет о корабле практически ничего не было слышно. В 2014 году пришли новости о том, что бывший ракетный крейсер собираются доковать. Вместе с доковым осмотром корабль в эти же сроки прошел и доковый ремонт, в ходе которого было установлено состояние корпуса корабля. Наконец-то было принято решение модернизировать корабль с последующим его введением в строй.

Судостроительных мощностей на Дальнем Востоке было явно не достаточно для того, что бы полностью провести комплексную модернизацию боевого корабля такого класса, каким является ТАРКР «Адмирал Лазарев». Чтобы начать ремонт сейчас, крейсер нужно перевести на Северный флот по Северному морскому пути. Самостоятельно выдержать такой длительный и трудный переход старый и потрепанный крейсер не в состоянии. Принято решение дождаться ситуации, когда на судостроительном заводе «Звезда» будут введены в строй два крупнейших сухих дока.

Будущее атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан»

На сегодняшний день приняли масштабную государственную программу по модернизации и восстановлению атомных крейсеров проекта 11442 типа «Орлан». В настоящее время в боевом строю пребывает последний из четырех введенных в строй кораблей этого проекта, ТАРКР «Петр Великий».

На повестке дня восстановление и модернизация атомных крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев». По мнению экспертов, технологический ресурс конструкции кораблей до конца не исчерпал себя. В планах Высшего военно-морского руководства не предусмотрено строить новые суда подобного класса. Однако восстановить старые атомоходы и вдохнуть в них новую жизнь, задача вполне осуществимая. Планируется иметь в составе флота три корабля подобного класса: два крейсера на Северном флоте и один на Тихом океане. Все работы по модернизации кораблей планируется провести в течение 5 лет. Ввод модернизированных атомных крейсеров запланирован на 2020 год. Одно дело проекты, другое дело реализация задуманного.

По последним данным сегодня ремонт идет только на ТАРКР «Адмирал Нахимов» . Модернизация затронула все основные узлы и агрегаты судна. Меняется и вооружение корабля. Вместо пусковых установок для ПКР «Гранит», корабль оснащается пусковыми контейнерами для ПКР П-800 «Оникс» (экспортный вариант ПКР «Гранит»).

С его старшим братом, с крейсером «Адмирал Лазарев» ситуация в лучшую сторону не меняется. Ремонтные работы на корабле до сих пор не начаты. Вероятно, корабль пойдет в утилизацию. Два действующих крейсера после модернизации составят костяк надводных сил Объединенного стратегического командования в Арктическом регионе.

В итоге

Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» прочно занял свое место в истории советского и российского военно-морского флота. Этот корабль, как и все его собратья по проекту 1144, имел короткую и красивую боевую жизнь. Корабли появились слишком поздно. Исторические перемены, затронувшие экономику страны не пожалели стальных монстров. Созданные еще во времена Советского Союза, ракетные крейсера продолжают оставаться самыми крупными ударными надводными кораблями российского флота. После ввода в строй последнего корабля серии ТАРКР «Петр Великий» на российских верфях больше не строились корабли таких размеров и такого класса.

Следует отметить, что атомные ракетные крейсера были и самыми дорогостоящими кораблями сначала в Советском флоте, а позже и в российском. По своим боевым характеристикам атомоходы уступали атомным ударным подлодкам проектов 949 и 949А. К тому же атомные подлодки были значительно дешевле атомных крейсеров. Можно сравнивать боевую эффективность надводного корабля с подводной лодкой, однако надводные корабли являются держателями флага государства на море, поэтому время сбрасывать со счетов значение крупных надводных кораблей еще не пришло.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В связи со значительной сложностью и чрезвычайно высокой стоимостью атомные крейсеры имелись лишь в составе флотов двух сверхдержав - Советского Союза и США. И если, атомные субмарины и авианосцы ни у кого не вызывают сомнений в их боевой эффективности, то с атомными крейсерами все намного сложнее. До сих пор ведутся дискуссии о необходимости ядерных энергетических установок для надводных неавианесущих кораблей.
Атомные подводные лодки стали действительно «подводными», а не «ныряющими» лодками. Применение ядерных энергетических установок позволило субмаринам 90% своего времени в боевом походе находиться в подводном положении. Разумеется, это резко повысило скрытность и защищенность подводных лодок.

С атомными авианосцами сложилась несколько парадоксальная ситуация. Не секрет, что классические ударные авианосцы ВМС США оснащаются стартовыми паровыми катапультами. Применение паровых катапульт позврляет увеличить взлетный вес самолетов (а следовательно и боевой нагрузки) и обеспечивает уверенный взлет в любых погодных условиях (это очень важный момент – например, авиагруппа российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» не может выполнять полеты в северных широтах в зимний период из-за обледенения носового трамплина).

Но паровым катапультам требуется огромное количество водяного пара - и это было главным препятствием для разработчиков катапульт. При интенсивных полетах расход водяного пара настолько велик, что авианосец с обычной энергетической установкой резко замедляет ход вплоть до полной остановки. Появление ядерных реакторов и их непременных спутников - мощных паропроизводящих установок – позволило радикально решить проблему. Теперь пару хватало всем – и летчикам, и морякам. Только ядерная энергетическая установка способна обеспечить авианосец необходимым количеством пара. Собственно, именно это стало причиной появления ЯЭУ на авианосцах, а не пресловутая «неограниченная дальность хода».
Первый атомный авианосец «Энтерпрайз» смог обеспечить 160 самолето-вылетов в день, тогда как его неатомные коллеги типов «Форрестолл» и «Китти Хок» - не более 100. Все это говорило о несомненной необходимости ЯЭУ для авианесущих кораблей.

Атомные крейсеры

В годы Второй Мировой, когда морские сражения происходили на огромных пространствах Атлантики и Тихого океана, все американские эсминцы, например, типа «Гиринг» или типа «Форрест Шерман», рассчитывались на океанскую дальность хода 4500 - 5000 морских миль при скорости хода 20 узлов (для примера: советский ракетный крейсер пр. 58 «Грозный», 1960-й год, имел дальность экономического хода 3500 миль). Но, по-прежнему, самой насущной проблемой эскадренных миноносцев была их малая автономность.

Именно поэтому, когда в послевоенные годы встал вопрос о внедрении атомных энергетических установок на надводных кораблях, первыми были рассмотрены проекты атомных эсминцев.
Расчёты показывали, что применение комбинированной котлотурбинной и газотурбинной установки COSAG позволяло получить дальность 6000 миль. Недостатком этого варианта была сложность двигательной установки и необходимость применения сразу двух видов топлива, так как газовая турбина не могла работать на бункерной нефти.

В виду всего вышеперечисленного, в августе 1953 года специалисты ВМС начали разработку проекта атомного эсминца DDN. Однако вскоре выяснился неприятный момент – даже применение самого мощного на тот момент перспективного реактора типа SAR (Submarine Advanced Reactor) не может решить проблему с силовой установкой эсминца. SAR обеспечивал на валу 17 000 л.с., тогда как эсминцу требовалось не менее 60 000 л.с. Для получения необходимой мощности требовалось 4 реактора, суммарным весом 3000 т, что превышало стандартное водоизмещение эсминца типа «Форрест Шерман». Уже в сентябре проект был закрыт.

17 августа 1954 года начальником штаба ВМС США стал адмирал Орли Берк, получивший солидный опыт командования эсминцами во время Второй Мировой. На следующий день после вступления в должность он послал в Бюро кораблестроения запрос о возможности установки ядерного реактора на эсминце, крейсере и авианосце. Ответ по эсминцу был отрицательным. Минимальное полное водоизмещение корабля с атомной энергетической установкой было оценено в 8500 т.

Активным сторонником атомных эсминцев был контр-адмирал Джон Дэниэл, занимавший должность командующего атлантическими миноносными силами. Он посылал Бёрку еженедельные доклады, склоняя его на свою сторону. Его поддерживал легендарный Хайман Д. Риковер, начавший в своем ведомстве разработку лёгкого реактора D1G. И хотя создать реактор для 4000-тонного эсминца не удалось, результатом этих разработок стал реактор D2G, установленный на всех последующих американских атомных фрегатах.

В 1957 году началось параллельное проектирование сразу двух атомных кораблей: эсминца DDN (в корпусе и с вооружением эсминца «Форрест Шерман») и фрегата DLGN (в корпусе и с вооружением эскортного крейсера УРО типа «Леги», водоизмещением 6000 тонн).

Для атомного эсминца была предложена следующая схема энергетической установки: при стандартном водоизмещении 3500 тонн корабль оснащался одним реактором типа SAR, обеспечивающим неограниченную дальность плавания 20-узловым ходом. В режиме полного хода задействовались 6 газовых турбин мощностью 7000 л.с. каждая, обеспечивающих ход в 30 узлов при дальности плавания 1000 миль (подобная схема применяется на современных российских тяжелых атомных крейсерах).

В дальнейшем проект DDN был прекращён как неосуществимый, а проект DLGN лег в основу легкого атомного крейсера «Бейнбридж» (DLGN-25, в дальнейшем - CGN-25).
Стоимость постройки «Бэйнбриджа» оценивалась в 108 млн. долларов, хотя в процессе строительства сумма увеличилась еще в полтора раза, достигнув значения 160 млн. долларов. (для сравнения: стоимость постройки эскортных крейсеров типа «Леги», идентичных «Бэйнбриджу» по размерам, конструкции и вооружению, составляла 49 млн. долларов)


К проектированию первого атомного ракетного крейсера «Лонг Бич» (CGN-9) в американцы приступили в 1955 году. Предполагалось создать эскортный ракетный крейсер для взаимодействия с атомным авианосцем «Энтерпрайз». Энергетическая установка «Лонг Бич» C1W создавалась на основе реактора типа S5W, применявшегося на первых атомных подводных лодках. Ввиду постоянного недостатка мощности на крейсере пришлось установить два таких реактора, причём общий вес ЯЭУ оказался в 5 раз больше, чем такой же по мощности котлотурбинной. В результате крейсер резко увеличился в размерах, а его полное водоизмещение достигло 18 тысяч тонн. Несмотря на мощное вооружение и долгую безаварийную службу, «Лонг Бич» остался единственным кораблем своего типа, «белым слоном» американского флота.

Блатной крейсер

Учитывая запредельные цены проектов и проблемы, с которыми столкнулись американские моряки при создании первых атомных крейсеров, легко понять их реакцию на предложение Конгресса построить еще один крейсер с ЯЭУ. Моряки отшатнулись от этой идеи, как от прокаженной, хотя американское общественное мнение хотело видеть в составе ВМС новые атомные корабли, олицетворявшие в те годы военную мощь флота. В итоге по инициативе Конгресса были выделены средства и 27 мая 1967 года ВМС США получили третий по счету атомный крейсер. Удивительный случай, ведь обычно все происходит с точностью до наоборот – командование военно-морских сил клянчит у конгрессменов деньги под новый проект супероружия.


Атомный крейсер «Тракстан» (CGN-35) технически представлял собой копию легких эскортных крейсеров УРО типа «Белкнап» с однотипными электронными системами и вооружением. «Тракстан», стандартное водоизмещение которого было чуть более 8000 тонн, стал самым маленьким в мире крейсером с ЯЭУ.

Новое поколение

Атомный авианосец «Энтерпрайз» напугал весь мир, став головной болью для советских адмиралов. Но, несмотря на отличные боевые качества, он напугал своих создателей непомерной ценой. Еще бы, в движение его приводили 8 ядерных реакторов! Поэтому в 60-е годы американцы предпочли построить свои последние 4 авианосца типа «Китти Хок» с обычной силовой установкой.

И все же, по результатам войны во Вьетнаме, американским морякам пришлось вновь вернуться к авианосцам с ЯЭУ – как мы уже говорили, только мощная атомная паропроизводящая установка может обеспечить катапульты необходимым количеством пара. ВМС США настолько разочаровались в «Китти Хоках», что даже последний корабль серии – «Джон Ф. Кеннеди» планировалось модернизировать, установив на нем ЯЭУ.

22 июня 1968 года был заложен новый авианосец «Честер У. Нимитц», оснащенный 2 ядерными реакторами «Вестингауз» А4W. Головной корабль в серии из 10 многоцелевых авианосцев. Новому кораблю понадобился новый эскорт. Усиливающаяся мощь ВМФ СССР заставила забыть о стоимости кораблей и вновь тема атомных крейсеров стала актуальной.

Первые два атомных крейсера были заложены по проекту «Калифорния» в начале 70-х годов. «Калифорния» (CGN-56) и “Южная Каролина» (CGN-57) оснащались двумя однобалочными пусковыми установками Мк-13 (боекомплект 80 зенитных ракет Stadard-1 Medium Range), новыми морскими пятидюймовыми пушками Мк-45, «коробкой» противолодочного комплекса ASROC и вспомогательными системами, в числе которых были установленные в ходе модернизации 20-мм шестиствольные системы «Фаланкс» и ПКР «Гарпун». Для чего я так долго перечислял системы, входящие в комплекс вооружения крейсеров? Как видите, никаких необычных систем вооружения «Калифорния» не несла, необычно высокой была лишь цена маленького крейсера полным водоизмещением 10 000 тонн.

Следующие 4 крейсера были заложены по усовершенствованному проекту «Вирджиния». Корабль «подрос» в размерах – полное водоизмещение увеличилось до 12 000 тонн. «Вирджинии» получили универсальные пусковые установки Мк-26, предназначенные для запуска новой ЗУР Standard-2 всех модификаций, вплоть до «Extended Range» и ПЛУР ASROC. В дальнейшем, на вертолетной площадке были установлены 2 четырехзарядных контейнера ALB (Armoured Launch Box) для запуска КР «Томагавк». Основной упор при проектировании «Вирджиний» делался на развитие электронных средств, боевой информационно-управляющей системы и повышении живучести кораблей.


В 80-е годы обсуждались проекты модернизации американских атомных крейсеров, но с появлением Иджис-эсминцев типа «Орли Берк», их судьба была окончательно решена - все 9 кораблей с ЯЭУ отправились на слом, причем многие из них не прослужили и половину запланированного срока. По сравнению с перспективным Иджис-эсминцем, они имели на порядок большую стоимость эксплуатации, и никакая модернизация не могла и близко приблизить их возможности к возможностям «Орли Берка».

Причины отказа американцев от использования атомных крейсеров

1. Ядерные энергетические установки имеют колоссальную стоимость, что еще более усугубляется стоимостью ядерного топлива и его дальнейшей утилизации.
2. ЯЭУ по размерам значительно пpевышают обычные ГЭУ. Сосpедоточенные нагpузки и более значительные pазмеpы энеpгетических отсеков тpебуют иного pасположения помещений и существенной перепланировки констpукции коpпуса, что повышает затраты при проектировании корабля. Помимо самого реактора и паропроизводящей установки, ЯЭУ в обязательном порядке требуются несколько контуров со своей биологической защитой, фильтрами и целый завод по опреснению забортной воды. Во-первых, бидистиллят жизненно необходим реактору, во-вторых не имеет смысла увеличивать дальность плавания по топливу, если экипаж имеет ограниченные запасы пресной воды.
3. Обслуживание ЯЭУ тpебует большего количество личного состава, пpичем более высокой квалификации. Это влечет за собой еще большее увеличение водоизмещения и стоимости эксплуатации.
4. Живучесть атомного крейсера значительно меньше аналогичного крейсера с ГЭУ. Поврежденная газовая турбина и поврежденный контур реактора – принципиально разные вещи.
5. Автономность коpабля по запасам топлива - это явно недостаточно. Существует автономность по пpовизии, по запасным частям и матеpиалам и по боекомплекту. По этим статьям атомный надводный корабль пpеимуществ пеpед неатомным не имеет.

Ввиду всего вышесказанного, постройка классических атомных крейсеров не имеет смысла.

Русский путь

Создается впечатление, что советские генералы придавали значение вещам, мягко говоря, странным. Несмотря на очевидные просчеты американцев, наши флотоводцы долго думали, глядя на атомные крейсеры «вероятного противника», и наконец, в 1980 году их мечта сбылась – в состав ВМФ СССР вошел первый тяжелый атомный ракетный крейсер проекта «Орлан». Всего успели заложить 4 ТАРКРа пр. 1144, каждый из которых нес весь спектр вооружений ВМФ – от гигантских сверхзвуковых ракет с ядерными головными частями до реактивных бомбометов и артиллерийских 130-мм орудий.

Основное предназначение этих кораблей не ясно до сих пор: для противодействия АУГ намного лучше подходят АПЛ пр. 949А. У лодки больший боекомплект (24 П-700 «Гранит» протии 20 у ТАРКРа пр. 1144), выше скрытность и защищенность, а следовательно и вероятность выполнения задачи. А гонять гигантский 26 000-тонный корабль к берегам Сомали, чтобы пострелять из 130-мм пушки по пиратским лодкам… Как говорится, решение найдено. Остается найти задачу.

Заключение

На 2012 год в США запланирована закладка первых атомных крейсеров по проекту CGN(X). Но не стоит обольщаться, американцы не планируют повторять свои былые ошибки. CGN(X) ничем не похож на крейсер. Это плавучий остров, пусковая платформа водоизмещением 25000 тонн, способная годами находиться в удаленном районе Мирового Океана. Главная и единственная задача – противоракетная оборона. Вооружение – 512 противоракет с кинетической боевой частью.

40 лет назад, 27 декабря 1977 года, на Балтийском заводе в Ленинграде был спущен на воду первый отечественный надводный боевой корабль с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) – тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» проекта 1144 «Орлан». В строй он вступил ровно через три года и три дня.

Понятие «атомный флот» в массовом обычно ассоциируется с подводными лодками. Это понятно – ведь морская ядерная энергетика наибольшее распространение получила именно на субмаринах. Но и создатели надводных боевых кораблей не обошли ее вниманием. Гонка морских вооружений между США и СССР привела, пусть и с большим разрывом во времени, к появлению в составе флотов сверхдержав крупных надводных боевых кораблей с ЯЭУ.

Первым в истории стал американский ракетный крейсер «Лонг Бич» с двумя ядерными реакторами C2W, обеспечивавшими этой громадине механическую мощность 80 тысяч лошадиных сил. Он вступил в строй в 1961 году, и почти одновременно военно-морские силы США пополнились первым в мире атомным авианосцем «Энтерпрайз». При водоизмещении около 90 тысяч тонн он имел восемь реакторов типа А2W суммарной мощностью турбин 280 тысяч лошадиных сил.

В следующем году Пентагон получил еще один атомоход. Ракетный фрегат «Бейнбридж» имел водоизмещение почти вдвое меньше, чем «Лонг Бич», но все равно это была крупная боевая единица, оснащенная двумя реакторами типа D2G при мощности турбозубчатых агрегатов 60 тысяч «лошадей». Так командование ВМС США сформировало первое полностью атомное авианосное ударное соединение в составе «Энтерпрайза» с сопровождением из крейсера и фрегата.

В дальнейшем США построили еще десять тяжелых атомных авианосцев типа «Нимитц», последний из которых, «Джордж Буш», был принят в состав флота в 2008 году («Битва авианосцев»). На этих кораблях при «энтерпрайзовской» мощности механизмов количество реакторов за счет более высокой тепловой мощности сокращено до двух – типа А4W. А старина «Энтерпрайз» продемонстрировал удивительное (в сравнении, увы, с крупными российскими боевыми кораблями) долголетие. Он был официально исключен из состава флота только в 2017-м.

Программа строительства атомного авианосного флота США продолжается. В нынешнем году ВМС получили авианосец «Джеральд Форд». На очереди – еще три таких гиганта, один из которых, «Джон Кеннеди», уже строится.

В 1967–1980 годах США обзавелись семью атомными ракетными фрегатами типа «Тракстан», «Калифорния» и «Вирджиния», продолжающими родословную «Бейнбриджа». Впоследствии они были переклассифицированы в ракетные крейсеры, сравнявшись в ранге с «Лонг Бичем». Таким образом, всего США имели девять атомных крейсеров, вооруженных в разной комплектации зенитными (TALOS, «Терьер», «Тартар», «Стандарт»), противолодочными (ASROC) и ударными («Гарпун», «Томагавк») ракетными комплексами, причем часть их ракет, включая некоторые ЗУР, имела ядерное снаряжение.

Однако продолжительность их службы оказалась не столь длинной, как у атомных авианосцев, для охраны которых эти крейсеры, собственно, и строились. Все они были выведены из боевого состава ВМС в середине 90-х. В принципе для кораблей океанской эскортной группы таких размеров и водоизмещения (у большинства порядка 10 тысяч тонн) ЯЭУ давали только одно преимущество – отсутствие необходимости частой заправки топливом. Но что касается скорости хода, из-за большой удельной массы таких установок (в значительной мере обусловленной наличием биологической защиты) она оказалась даже ниже, чем у кораблей такого же класса с газотурбинной энергетикой. И теперь американцы сопровождают свои авианосцы газотурбинными крейсерами и эсминцами, включая в такие соединения эскадренные танкеры-заправщики.

Однако применительно к тяжелым оперативно-стратегическим (позволю себе с учетом многообразного спектра решаемых ими боевых задач такое определение) авианосцам, учитывая их колоссальные размеры, американцы альтернативы ЯЭУ не видят. Здесь параметр «стоимость/эффективность» действует однозначно в пользу авианосцев, доказывая с точки зрения штатовской военно-морской мысли справедливость тезиса о том, что в надводном флоте атом выгоден для кораблей-гигантов, а не для середнячков. И в обозримом будущем авианосцы типа «Нимиц» и «Форд» останутся основой надводной боевой мощи американских ВМС, инструментом быстрого проецирования силы в любой район земного шара, находящийся в пределах радиуса действия палубной авиации.

Как известно, свой атомный авианосец водоизмещением 40 тысяч тонн с хвостиком, названный «Шарль де Голль» , в 2001 году построили и французы, но ему до американских монстров далековато. Англичане же так и не решились применить ЯЭУ на своем новейшем «Куин Элизабет» («Кто против «королевы») из-за бюджетных ограничений.

Спасите наши туши

В США вовсю шло строительство боевых атомных надводных кораблей, а Советский Союз уже дал на это свой ответ, передав гражданскому флоту в декабре 1959-го линейный ледокол «Ленин» («Мечта полярника»). Гласность при его строительстве была для нашей страны беспрецедентной – после спуска на воду смотреть на атомоход водили на Адмиралтейский завод экскурсии ленинградских школьников. Еще бы – ведь он стал таким же узнаваемым в мире отечественным корабельным брендом, как и крейсер «Аврора». Собственно, «Ленин» хронологически был первым в истории техники надводным судном с ЯЭУ. Но мирным. С одним, правда, неафишировавшимся «но» – на случай войны предусматривалась возможность вооружения «Ленина» по мобилизационному варианту, в частности 45-мм счетверенными зенитными автоматическими зенитными установками СМ-20.

Затем была серия из шести построенных на Балтийском заводе более совершенных атомных ледоколов типа «Арктика» (проект 1052, головной принят в эксплуатацию в 1975 году). Разведка НАТО засекала эти ледоколы во время ходовых испытаний, что называется, во всеоружии. Например, ледокол «Россия» шел, ощетинившись универсальной артиллерией (76-мм АУ АК-176) и зенитными автоматами (30-мм АК-630). После испытаний средства обороны, разумеется, сняли, но сомнений в том, что отечественный атомный ледокольный флот (развитие которого продолжается) готов при необходимости поднять военно-морской флаг, подкрепленный соответствующими аргументами, нет.

А еще ведь был атомный лихтеровоз и вообще тогда атомные реакторы на торговых судах считались очень актуальными.

Любопытно, что на рубеже 50–60-х в СССР рассматривался вопрос об оснащении ядерными энергоустановками китобойных баз, что обеспечило бы им беспрецедентную автономность. Но тут советские ученые, несмотря на заинтересованность моряков, озадачились тем, что радиоактивные изотопы, оказавшиеся в атмосфере из-за испытаний ядерного оружия, могли попадать на туши китов, разделываемые на палубах китобаз. Недоброжелатели Советского Союза, включая конкурентов по китобойному промыслу, не преминули бы обвинить в этом ядерную энергетику такого судна. Это было чревато серьезными политико-экономическими издержками. От идеи атомных китобаз отказались.

«Фугасом» по мордасам

В советских судостроительных КБ работали над проектами не только гражданских атомоходов. Предложения о строительстве авианосцев не находили понимания у Хрущева, а над атомными крейсерами-ракетоносцами уже тогда трудились всерьез.

В 1956 году советское руководство приняло новую программу военного кораблестроения, которая предусматривала, среди прочего, создание атомного ракетного крейсера КРЛ-Р по проекту 63. Корабль, превосходящий американский «Лонг Бич» по водоизмещению и боевой мощи, должен был вступить в строй одновременно с ним – в 1961-м. Всего предусматривалось построить к середине 60-х семь таких крейсеров. Но на стадии согласования проекта возникли сомнения относительно устойчивости КРЛ-Р к массированным ударам авиации противника в удаленных районах океана, в результате чего в 1959 году проект закрыли. Действительно, если американский «Лонг Бич», охраняя авианосец, сам был прикрыт его истребителями от ударов советских дальних бомбардировщиков-ракетоносцев берегового базирования Ту-16К и Ту-95К, то у КРЛ-Р такой защиты не было (что, впрочем, не помешало построить четыре паротурбинных ракетных крейсера проекта 58 типа «Грозный»).

Однако задумка не умерла, и после удаления с политической сцены Хрущева, негативно относившегося к крупным надводным кораблям, в СССР вновь стали прорабатывать проекты на основе ЯЭУ. Начали, однако, со сторожевого корабля, трансформировавшегося затем в большой противолодочный. Постепенно он, наращивая «проектные мускулы», переклассифицировался в тяжелый атомный ракетный крейсер. Проект назвали «Фугас». В дальнейшем он получил наименование «Орлан» и номер 1144. По нему на Балтийском заводе в Ленинграде заложили пять кораблей – «Киров», «Фрунзе», «Калинин», «Юрий Андропов» и «Дзержинский». Пятый корпус, впрочем, решили не достраивать и разобрали, а «Юрий Андропов» вступил в строй уже после распада СССР, в 1996 году, под хорошо известным ныне названием «Петр Великий». На каждом таком крейсере установлены по два 300-мегаваттных реактора КН-3.

Первые три крейсера, вступившие в строй в 1980–1988 годах, впоследствии в процессе протекавшей параллельно с закатом ВМФ бывшего СССР его десоветизации были переименованы в «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов». Ныне в боевом строю реально находится только «Петр Великий».

Появление в ВМФ СССР тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Орлан» вызвало на Западе понятную обеспокоенность. Два десятка дальнобойных КР «Гранит», в том числе с ядерными боевыми частями, мощнейшее зенитное ракетное и противолодочное вооружение (тоже в ядерном оснащении), три вертолета на борту и высокая живучесть этих плавучих крепостей произвели на военно-морские штабы НАТО неизгладимое до сих пор впечатление. Учитывая высокий ударный и оборонительный потенциал новых русских кораблей, их размеры (длина – четверть километра) и водоизмещение (28 тысяч тонн), противник классифицировал их как линейные крейсеры, считая проект «Орлан» качественно новой реинкарнацией линкоров Второй мировой. «Лонг Бич» и его «одноклассники» в сравнении с «Орланами» выглядели бледновато.

Однако крупнейшими в отечественном флоте атомными боевыми кораблями эти наши крейсеры числились недолго. В конце 1988-го был завершен невиданный ни в одном из других флотов мира большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» проекта 1941 «Титан». Водоизмещение «Урала», предназначенного для многофункциональной разведки и слежения за космическими объектами автономно в течение почти года, достигло 35 тысяч тонн. Собственно, заказал корабль не флот, относившийся к титану довольно прохладно, а Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Флотское командование, как утверждают некоторые историки, как раз добилось, чтобы второй такой корабль (на чем якобы настаивало ГРУ) не закладывали, ибо он препятствовал бы достройке серии тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 и атомных ледоколов.

Судьба самого «Урала» в связи с распадом СССР оказалась незавидной – так толком и не послужив Отечеству, он по прибытии на Тихоокеанский флот был вскоре поставлен на прикол и тихо умер, оказавшись списанным в 2002 году.

Корпус еще одного советского боевого атомохода – тяжелого авианесущего крейсера «Ульяновск» проекта 11437, строившегося в Николаеве, в 1992-м был порезан на металлолом по решению правительства незалежной. Будь он построен, Советский Союз (если бы не оказался развален стараниями высшей партноменклатуры) становился бы обладателем тяжелого атомного авианосца (а планировался и второй такой корабль), весьма близкого по своим тактико-техническим элементам атомным авианосцам США. На нем были предусмотрены даже аналоги американских самолетов ДРЛО Е-2 «Хокай» – Як-44. Но не судьба.