О многом может сказать при общении жестикуляция собеседника.
Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. Интересен тот факт, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, дополняет его, уточняет, а иногда замещает.
Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Ты у меня вот тут сидишь»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий, сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.
В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие,смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрузить пальцем, показать нос.
Жесты.
Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос,
что нужно для хорошего оратора, ответил так; «Жесты»,
В различных риториках, начиная с античных времен, значительное внимание было посвящено жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты
оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают». Кони обращает внимание значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. Следует помнить о жестах, которые производят неблагоприятное впечатление. Если говорящий постоянно повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты (потирает лоб, кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу).Возможно они результат волнения говорящего.. Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию.
В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические,эмоциональные, указательные, изобразительные и символические .
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Если понаблюдать за, журналистами, ведущими телерепортажи, то, часто мы видим, что они в такт речи делают ритмические движения рукой. Ритмические жесты акцентируют внимание на логическое ударение в речевом высказывании, на его замедлении или ускорении, подчеркивают место паузы, то есть то, что создаёт интонационный рисунок речи. Произнесите, например, пословицы: Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами. Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.
Эмоциональные жесты. Речь говорящего часто бывает эмоциональной. Радость, восторг, печаль, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство проявляются не только в соответствующих словах и интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях и стали уже общеизвестными. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.
Указательные жесты Скажите, можно ли выполнить просьбу «Подай, пожалуйста, вон книгу», если она произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В такой ситуациях требуется указательный жест. Говорящий указательнвм жестом выделяет какой-то предмет, показывает место - рядом, наверху, там и т.п.. Способ выражения такого жеста может разниться. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), поворотом тела и др. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий крутит пальцем у виска, говоря: «У него не все дома», то понятно, о чем идет речь.
Бывают случаи, когда толкование жеста определяется ситуацией. Приведем пример. Идет лекция. Один из студентов, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Понятно, что он хочет узнать, сколько времени до конца лекции. Ели же лектору делают тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать».
Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить». Указательные жесты рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях (когда не желательно мешать речевым высказыванием), и тогда, когда есть предмет, вещь, на который можно указать.
Изобразительные жесты. А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите; «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать (толкование слову.: винтовая лестница - лестница, идущая cnupалью, винтообразно; рябь - незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает сам предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным. Изобразительные жесты появляются в случаях:1) если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; 2) если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает); 3) если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.
«Разумеется, можно», - ответят многие из вас. И в качестве примера приведут общение глухонемых между собой с помощью жестов и мимики.
Считается, что жесты - и это вполне логично появились раньше слов. Они и сейчас непременный спутник наших разговоров. Исследователи установили, что 55 процентов той информации, которую получают от вас другие, вы передаете не словами, а позами, жестами, телодвижениями. Когда вы определенным образом сидите, стоите или пожимаете руку, вы выражаете то, что никакие слова выразить не могут. Фактически только 7 процентов информации содержится в самих словах, а 38 процентов - в том тоне, каким они произносятся.
Английский психолог Майкл Арчил во время кругосветного путешествия выяснил, что за то же самое время, когда финн при раз¬говоре использует один жест, итальянец сделает 80, француз - 120, а мексиканец - 180 жестов.
На основе жестов создан международный, общедоступный и понятный язык, который получил название «боди лэнгвидж». Этому языку посвящена книга Аллана Пиза «Язык телодвижений», изданная уже на 20 языках мира тиражом более миллиона экземпляров. И если раньше она адресовалась в качестве пособия агентам по продаже, менеджерам, руководителям производства, то теперь круг ее читателей расширился. Более 1000 невербальных (не словесных) знаков и сигналов составляют «боди лэнгвидж».
Языком жестов издавна пользуются индийские племена в Северной Америке. Здесь каждое племя говорит на своем собственном языке, но, общаясь между собой при встречах, они могут обходиться без посредника с помощью жестов. Различные движения одной или обеих рук либо соответствуют какому-то короткому предложению, либо выражают определенную мысль. Язык жестов полон экспрессии. С его помощью можно не только сообщить о каком-то факте, но и выразить чувства: радость, печаль, восхищение.
Индейцы Северной Америки также разработавшие сложную систему сигнализации - язык костров. При помощи огня и дыма передавали
последние известия на много километров. Пожалуй, самый остроумный способ пере¬дачи сообщений придумали жители Канарских островов. Они нашли средство передавать человеческую речь - именно человеческую речь, а не условные сигналы - на расстоянии до пяти километров при помощи свиста. Каждый отдельный звук речи языка как бы «кодируется», получает особый оттенок свиста подобный тому как в азбуке Морзе каждая буква получает особое обозначение в виде точек и тире. Существует и язык шепота. Он применяются у ведов, живущих в джунглях Шри-Ланки и пигмеев Центральной Африки во время Ночной охоты на слонов и антилоп. Народы Центральной и Южной Америки, тропической Африки, Юго-Восточной Азии, островов Тихого океана, где использование световых сигналов в условиях густого тропического леса невозможно, создали язык барабанов. Звуки инструмента хорошо слышны на расстоянии в три, пять, а порой и целых десять километров. Значит, за несколько секунд можно передать в соседнюю деревню сведения о приближающейся опасности, о появившейся дичи и т.д. А гонцу потребовались бы, возможно, целые сутки, чтобы пробраться через труднопроходимые джунгли.
Чтобы звук был слышен далеко и отчетливо, барабан (диаметр его метр-полтора) ставят на возвышенное место или на берег реки и ударяют по нему специальными палочками. При передаче сообщений различные по тональности удары соответствуют определенным слогам и даже словам. Передавать и принимать такую сигнализацию умеют специально обученные люди. Почти всегда передача бывает крайне лаконична.
И наконец, многие из вас знают о семафорной азбуке, с помощью которой на расстоянии «разговаривают» моряки. Это один из видов зрительной связи, основанный на передаче букв, цифр или служебных сигналов положением и движением рук с флажками. Этот способ позволяет передавать со¬общения со скоростью 60-70 знаков в мину¬ту. Дальность действия - около 2,5 кило¬метров.
Однако флажками моряки редко переда¬ют слово по буквам. Каждый флажок имеет свое значение в шифре (коде), который для всех стран одинаковый. Например, если поднимают один флажок D, это значит: «Держись от меня подальше, мне трудно маневрировать».
Как утверждают психологи, впечатление, которое мы производим, на 80% состоит из невербальной информации, а на 20% — из вербальной. Другими словами, значительно больше внимания мы обращаем на то, как человек с нами разговаривает и как при этом выглядит, на его взгляд и на его голос, чем на то, что именно он говорит. Но что такое мимика и жесты, которые передают наши навыки общения?
Развитие коммуникативных навыков
Для начала разберем, что такое мимика и жесты.
Мимика — это выражение лица человека, в котором проявляются его мысли, настроение, интересы.
Жесты — это движения человеческого тела, передающие текущие эмоции.
Жесты и мимика в совокупности представляет собой невербальную коммуникацию. Что включает в себя невербальная коммуникация рассказывает это видео:
Словами мы передаем только пятую часть всей информации. Даже если мы захотим передать словами больше информации, у нас не получится в силу специфики восприятия информации человеком.
Как ни странно, но нас до сих пор больше заботят слова, которые мы слышим в свой адрес, хотя результат общения на самом деле определяют жесты, мимика, поза, осанка, выражение лица и глаз собеседника. Вот поэтому очень важно.
Поэтому навыки общения нужно развивать с правильной осанки . Именно наша осанка выражает оптимистичное состояние или нашу подавленность, уверенность в себе и своих силах или застенчивость, угрюмость, желание властвовать или способность подчиняться.
Например, уверенные в себе люди всегда держатся прямо, а вот люди безинициативные и находящиеся на позиции подчиненных часто сутулятся.
Если вы заметили за собой, что «спина вас не держит», вам нужно научиться принимать правильную уверенную позу и держать осанку. Умение контролировать свою спину, фиксировать правильную осанку, держать свое тело, может изменить внутреннее состояние, дать заряд уверенности, энергии и позитивный настрой.
Упражнения для развития коммуникативных навыков
Следующее упражнение полезно для тех, кто не всегда держит спину прямо и считает, что над своей осанкой ему необходимо работать.
Упражнение 1 «Выпрямляем спину»
Цель этого упражнения — в течение недели выпрямлять спину, распрямлять плечи и держать высоко голову. Думайте об этом каждый час. Не позволяйте себе унывать, опускать плечи и голову. Смотреть необходимо прямо, глаза не опускать. Через несколько дней эксперимента ответьте себе на некоторые вопросы:
- Ощущаете ли вы после нескольких дней упражнений, что ваше напряжение постепенно проходит?
- Есть ли какие-либо изменения в отношении к вам окружающих людей? Есть ли позитивные изменения?
- Заметили ли окружающие изменения в вашей осанке?
- Какие еще изменения в себе и в поведении окружающих вы ощущаете?
Если вы обычно ходили с опущенными плечами, после выполнения упражнения вы должны почувствовать существенные изменения в жизни и в отношении окружающих. Вполне вероятно, у вас прибавится уверенности в себе и появится оптимистичный настрой. Возможно пару дней выполняя упражнение, вы будете чувствовать напряжение в спине, а затем прямая осанка станет для вас естественным положением и вы станете ощущать себя в этом положении комфортно и естественно.
Поэтому очень важно держать корпус прямо когда стоите, а когда разговариваете или проявляете интерес — немного наклонитесь вперед.
Упражнение 2. «Учимся использовать жесты»
Вам нужно найти такое место, где люди не могут общаться голосом. Это может быть стадион, ресторан, библиотека, стройплощадка или любое другое место. Обратите внимание на людей, как они общаются при помощи жестов а затем ответьте на следующие вопросы:
- На ваш взгляд, насколько эффективно можно использовать жесты и мимику?
- В чем проявляется недостаток общения, когда нельзя использовать голос?
- Какие просьбы и требования лучше всего передавать жестами? А какие сложнее? Какие вообще невозможно выражать жестами?
- Можно ли жестами передавать эмоции?
- Приятен ли вам человек, который часто и активно жестикулирует?
Если вы ответственно отнесетесь к выполнению этого упражнения, вы поймете, насколько много информации можно передать жестами, и именно жестами как раз хорошо передавать свои эмоции и чувства. но жестами можно передать лишь ограниченное количество информации, эмоции, отношения и простые потребности.
Поэтому активную жестикуляцию нужно использовать лишь в общении с близкими людьми. Но в деловых беседах старайтесь не переусердствовать с жестами, а также избегайте закрытых поз, не переплетайте ноги, не скрещивайте руки на груди и не держите их в карманах.
од жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они напрямую связаны с манерами поведения, которые говорят об отношении одного человека к другому или человека к ситуации. Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. Жесты, по меткому наблюдению В.М. Шепеля, «своеобразная аранжировка манер поведения» человека. По физической природе жесты можно разделить на две большие группы головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные. Особую роль в жесте играет кисть руки.Язык жестов один из наиболее древних языков. Человек использует жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказанному.Жесты и позы много значат для общего впечатления, которое человек производит на окружающих его людей. Жест – явление сугубо индивидуальное, самобытное. Он неразрывно связан с ходом мыслей и движением чувств человека. Жесты обычно сопровождают те отрезки речи, в которых мысль достигает кульминации.Выразительные движения язык подсознания. Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова.Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагаемому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слушателями.В общении одновременно воспринимаются и выражение лица, и жест, и поза. Причём реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуации общения жесты могут доминировать или дополнять.Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому очень трудно поддаются внутреннему контролю. Жест сигнал стихийный, спонтанный, неожиданный и непредсказуемый, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.Жест некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мимику, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика – наглядное пособие проявления мысли.Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирования человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».«Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению «немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.
Ответить