Что можно передать жестами. Язык жестов

О многом может сказать при общении жестикуляция собеседника.

Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. Интересен тот факт, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, дополняет его, уточняет, а иногда замещает.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Ты у меня вот тут сидишь»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий, сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие,смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрузить пальцем, показать нос.

Жесты. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос,
что нужно для хорошего оратора, ответил так; «Жесты»,
В различных риториках, начиная с античных времен, значительное внимание было посвящено жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают». Кони обращает внимание значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. Следует помнить о жестах, которые производят неблагоприятное впечатление. Если говорящий постоянно повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты (потирает лоб, кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу).Возможно они результат волнения говорящего.. Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию.


В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические,эмоциональные, указательные, изобразительные и символические .

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Если понаблюдать за, журналистами, ведущими телерепортажи, то, часто мы видим, что они в такт речи делают ритмические движения рукой. Ритмические жесты акцентируют внимание на логическое ударение в речевом высказывании, на его замедлении или ускорении, подчеркивают место паузы, то есть то, что создаёт интонационный рисунок речи. Произнесите, например, пословицы: Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами. Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты. Речь говорящего часто бывает эмоциональной. Радость, восторг, печаль, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство проявляются не только в соответствующих словах и интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях и стали уже общеизвестными. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты Скажите, можно ли выполнить просьбу «Подай, пожалуйста, вон книгу», если она произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В такой ситуациях требуется указательный жест. Говорящий указательнвм жестом выделяет какой-то предмет, показывает место - рядом, наверху, там и т.п.. Способ выражения такого жеста может разниться. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), поворотом тела и др. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий крутит пальцем у виска, говоря: «У него не все дома», то понятно, о чем идет речь.

Бывают случаи, когда толкование жеста определяется ситуацией. Приведем пример. Идет лекция. Один из студентов, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Понятно, что он хочет узнать, сколько времени до конца лекции. Ели же лектору делают тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать».

Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить». Указательные жесты рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях (когда не желательно мешать речевым высказыванием), и тогда, когда есть предмет, вещь, на который можно указать.

Изобразительные жесты. А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите; «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать (толкование слову.: винтовая лестница - лестница, идущая cnupалью, винтообразно; рябь - незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает сам предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным. Изобразительные жесты появляются в случаях:1) если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; 2) если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает); 3) если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Занятие 1. Учимся говорить.

Материалы и оборудование:

Записи спокойной легкой музыки,

Стулья по числу участников,

Бумага для записей

Ход занятия:


  1. Настрой на занятие: тренинг «Я все могу» на повышение уверенности в своих силах , стремлении научиться новому позитивному мышлению.
--Запишите на листе бумаги формулу «Я все могу» в центре 7 раз.

Сделайте три глубоких вдоха т выдоха. Повторите формулу семь раз. Если у вас возникают посторонние мысли или сомнения-это нормально. Улыбнитесь прошлому, при стабильных упражнениях это скоро уйдет само собой. Просто на каждую отрицательную мысль или сомнение с улыбкой вслух или про себя произнесите «Это все в прошлом, я верю в себя, я все могу! Сейчас и всегда!».

Эти убеждения необходимо повторять семь раз утром и вечером перед сном в течение месяца . Несмотря на простоту этой техники, она приносит огромную пользу для вашего благополучия.

1 . По самым приблизительным оценкам, мнение, которое складывается о человеке , примерно на пять шестых определятся тем, как он говорит, а не что он произносит. На слова остается всего одна шестая передаваемой информации. А говорящего традиционно больше заботят слова, в то время как мимика, жесты, поза, осанка, глаза, лишенные даже минимального контроля, определяют исход общения, которое может закончиться и конфликтом…


  • Упражнение «Повседневная жестикуляция»: вспомните, какие
жесты используют собеседники при разговоре, какие жесты используете вы сами? Проанализируйте эти движения:

Насколько эффективным средством являются жесты?

В чем проявляются их недостатки и ограниченность?

Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами?

Какие – труднее всего?

Какие из них вообще невозможно?

Могут ли жесты передать эмоции?

Тот, кто активно жестикулирует, вам приятен?


  • Упражнение-эксперимент «Игра-шарада»:
В ходе игры участники должны угадать название фильма, телепередачи, книги и т.п., переданное жестами. За каждый правильный ответ начислять баллы, а время на раздумья ограничить, например, двумя минутами. В итоге нужно ответить на вопросы:

Какого рода ситуации или названия легче всего поддаются передаче жестами?

Какого типа люди лучше всего общаются посредством жестов?

Как определить ключевые моменты ситуаций или названий, которые можно передать жестами?

Комментарии к упражнению:

Жесты несут большой объем информации, иллюстрируют речь, подтверждают, что человек слушает говорящего, способны внести в беседу дополнительную экспрессию. Лучше всего жесты выражают отношения и эмоции . Легче передать жестом ситуацию или словосочетание, в котором есть движение, а не абстрактные понятия.

Активно жестикулирующие люди воспринимаются окружающими как доброжелательные, энергичные, сердечные, но если эта жестикуляция без карикатурности. Поэтому активно и уверенно жестикулируйте в беседе, но не усердствуйте, избегайте закрытых поз: не перекрещивайте ноги, не скрещивайте на груди руки, раскрывайте ладони, не держите руки в карманах.

2. Признайтесь, что приятнее строить личные и деловые отношения с людьми улыбчивыми, доброжелательными. Поэтому непростой путь к правильному безконфликтному общению мы украсим улыбкой.

Как не богаты оттенками наши улыбки, но их можно разделить на легкую, обычную и широкую. Обычно улыбкой мы пользуемся при приветствиях, а также для выражения различной степени удовольствия, веселья или радости, хотя при определенных обстоятельствах улыбка может выражать и негативные эмоции (оскал, ухмылка).


  1. Упражнение-эксперимент на будущее «Улыбайся, даже если совсем не хочется!»
Поэкспериментируйте. В течение нескольких дней старайтесь приветствовать приятной улыбкой всякого, с кем придется встретиться по работе , словно действительно искренне рады видеть каждого. Гримаса ликования излишня, вполне достаточно легкой улыбки. Уверена, что ваш общий позитивный настрой повысится, то вы сможете общаться с теми, кто не вызывал ранее вашей симпатии.

В итоге ответьте на вопросы:

Отмечайте про себя реакцию людей. Отвечают ли они улыбкой на улыбку?

Ваша улыбка удивляет сослуживцев?

Может они выражают некоторое недоверие?

Стали ли ваши беседы длительнее или, напротив, короче, чем обычно?

Существуют ли различия в реакции на вашу улыбку у мужчин и женщин, молодого и старшего поколения?

Как на ваш стиль приветствия реагирует начальник, равные вам по положению, ваши подчиненные?

Кажется ли вам, что вы выглядите глупо?

Изменилось ли ваше отношение к тем, кто вам не симпатичен?

Вам приятно, когда улыбаются в ответ?


  • Комментарии к упражнению:
Вероятно:

  1. Большинство людей ответит вам на приветственную улыбку улыбкой.

  2. Те, с кем у вас сложились натянутые отношения, будут удивлены произошедшей перемене, вероятно приятной. И все же некоторые ответят подозрением и подумают про себя нечто вроде: «К чему бы это?»

  3. Общение станет занимать больше времени, так как люди тянутся к позитиву.

  4. Если вы мужчина, то более восприимчивы к переменам будут женщины и наоборот.

  5. Молодежь тоже более восприимчива, чем старшее поколение.

  6. Подчиненные и равные по положению коллеги в большинстве своем будут рады перемене в вас, а начальство может и не заметить.
Люди улыбаются вам-это очень приятно, правда? Всем льстит ваша приветливая улыбка. Очень трудно ответить негативом на добрую улыбку. Поэтому улыбайтесь чаще, больше жизни! Пусть интерес к собеседнику и к людям вообще будет написан на вашем лице.

3. Теперь давайте рассмотрим нюансы зрительного общения.


  • Упражнение «Глаза в глаза».
Разбейтесь на пары, сядьте напротив. В течение нескольких минут безотрывно смотрим друг другу в глаза.

  1. Комментарии к упражнению:
Порой взгляд может все объяснить лучше слов. Сила и власть человеческих глаз огромна и до сих пор необъяснима. Полагают, что столь завораживающее действие глаз связано с ранним детством, когда глаза являются первым доступным средством общения. Выполняя упражнение вы заметили, что:

  1. Чрезмерный зрительный контакт (назойливое разглядывание или частые поглядывания) обычно воспринимаются как отсутствие уважения, угроза или скрытая агрессия.

  2. Эпизодические взгляды расцениваются как невнимание, неискренность собеседника, наличие у него нечистых помыслов или проявление застенчивости.

  3. Уклонение от зрительного контакта, опускание глаз расценивается обычно как покорность.

  4. Большое зрительное внимание бывает обычно: когда человеку интересен собеседник, его мнение и его реакции; когда человек относится к своему собеседнику с симпатией или питает чувство; когда пытаются подавить собеседника; когда человек – экстраверт.

  5. Человек сведет к минимуму зрительный контакт, если: он относится к собеседнику без симпатии; имеет более высокий статус; является интровертом.
Люди предпочитают иметь дело с теми, кто охотно смотрит на собеседника, а не отводит глаза. Поэтому одаривайте людей своим взглядом в таком объеме , в котором они , по вашим ощущениям, готовы его принять.

4. Мы говорили, что порядка пяти шестых информации передается формой и только одна шестая содержанием разговора. Поговорим именно о том, что вы говорите.

Независимо от того, беседуете ли вы с любимым человеком, общаетесь с сотрудниками, произносите речь, говорить надо ясно , избегая двусмыслицы и путаницы. В сущности, мы можем увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или дотронуться до того, что обозначают конкретные слова. Сравните два высказывания:


  1. Какой-то псих недавно чуть не врезался в меня.

  2. Пожилой мужчина на старенькой «копейке» врезался в фонарный столб, чуть не задев меня.
Второе высказывание делает картину предельно ясной. Именно благодаря своей конкретности и ясности.

Часто, когда люди пытаются выразить свои мысли, в голову почему-то приходят абстрактные и неточные слова («псих», «недавно» и т. д..). Они заставляют слушателя выбирать не единственный образ, а один из многих образов в его сознании. Чем больше слушатель обращается к своим образам, тем больше вероятность, что он неточно или даже неправильно поймет собеседника.


  • Следующее упражнение поможет развить конкретность и точность речи.

  1. Запишите близкие по значению слова к слову счастливый. Закончив перечень, произнесите их вслух. Теперь обратимся к словарю синонимов…

  2. Подберите синонимы к слову говорить. Произнесите их громко. Проверьте по словарю.

  3. Найдите как можно больше продолжений предложения Листья бывают…

  4. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось предложение:
есть, соль, любовь, жизни.

  1. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл. Какие?
Держать нос по ветру.

Пустой мешок не стоит.

Трое докторов не лучше одного.

Не все то золото, что блестит.

У семи нянек дитя без глаза.


  1. Комментарии к упражнению.
Успехи в выполнении подобных заданий придут не сразу. Но чем больше ваш активный словарь, тем больше шансов у вас ясно выразить свою мысль и точно понять собеседника. Для увеличения словарного запаса стоит больше читать, заглядывать в словари, брать с полки толковый словарь и просто изучать незнакомые слова, пытаться использовать их в разговоре.

Даже имея большой словарный запас, вы не станете говорить лучше, если не будете на практике использовать содержимое своей памяти. Поэтому при первой же возможности пытайтесь заменить неуместное,

на ваш взгляд, слово в письменной или устной речи на достойный синоним, заменить нейтральное выражение образным.

9. Иногда собеседник переспрашивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

10. Собеседник, не дослушав до конца. Перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

11. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирет стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

12. Собеседник делает выводы за меня.

13. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

14. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.

15. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

16. Когда я предлагаю что-то новое, собеседник говорит, что он думает так же.

17.Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

18. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

19. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

20. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Подведем итоги. За каждый утвердительный ответ – 1 балл. Итак, количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет:

14-20 . Вы плохой собеседник, и вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.

8-14 . Вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам еще не достает некоторых достоинств хорошего собеседника. Избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить. Не притворяйтесь, ищите смысл сказанного. Не монополизируйте разговор.

2-8 . Вы хороший собеседник. Но иногда отказываетет партнеру в полном внимании . Повторяйте вежливо его высказывания, дайте время высказать свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0-2. Вы готличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Даже если результаты теста лестны для вас, то все равно нет предела совершенству. В противном же случае, будем учиться слушать собеседника.

Чему тут учиться?, – можете спросить вы. Но как бы не так. Умение слушать собеседника – это навык, который включает в себя сосредоточение, запоминание, оценку и реагирование . Начнем этот навык тренировать.

Человек обращает внимание только на ту информацию, которая ему интересна. А вот чтобы стать хорошим слушателем, вам придется научиться фиксировать внимание на том, что говорят люди. Причем вне зависимости от ваших интересов и потребностей.

Чтобы сосредоточить свое внимание , необходимо:

1.Подготовиться к слушанию: принять позу заинтересованного слушателя, отстраниться от проходящих сквозь сознание мыслей.

2. Полностью переключиться с роли говорящего на роль слушающего. Если вместо того, чтобы слушать, вы будете тратить время на продумывание ответа, то ничего так и не услышите.

3. Выслушать, прежде чем реагировать. Дослушайте, даже если знаете, что человек намерен сказать. Ваше «знание» не больше. Чем предположение или проекция собственных мыслей.

4. Слушай разумом, а не эмоциями. Старайтесь слушать, что говорит собеседник, а не раздражаться на его манеру говорить или убеждения.
Внимание сосредоточили, информацию уловили, теперь надо правильно ее расшифровать, иными словами, понять то, что человек признес.

Понимание имеет место, когда мы переживаем эмоции, которые ждет от нас собеседник, проявляем соучастие, сострадание.

По сути дела, речь идет о способности предугадать и ответить своим участием на потребности собеседника.

Чтобы проявить сопереживание (эмпатию) к собеседнику необходимо научиться:


  1. относиться к нему с уважением ,

  2. сконцентрироваться на понимании его речевых сигналов и неречевых сигналов,

  3. использовать для выяснения его эмоционального состояния поведенческие сигналы,

  4. попробовать прочувствовать ситуацию вместе с собеседником или представить себе, что бы вы ощущали, почувствовали в подобной ситуации. Попытайтесь понять, насколько ему сейчас плохо, чтобы суметь вызвать в себе чувство сострадания по отношению к нему.
Если человеку нужны ваши глаза, большая пространственная близость и прикосновения, дайте ему это. Включите интуицию и решите сами, что будет наиболее приемлемым.

  • Давайте проверим наши способности к эмпатии.
Прочитайте утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие «+» или «-» с каждым из них .

1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.

2 Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.

2. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

3. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

4. Когда со мной кто-то рядом нервничает, ятоже начинаю нервничать.

5. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

6. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.

7. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.

8. Я сильно волнуюсь, когда должен сообщить людям неприятное для них известие.

9. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

10. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

11. Мне хотелось бы получить профессию, ориентированную на общение с людьми.

12. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

13.Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

14. По-моему, одинокие люди часто бывают недоброжелательными.

15. Когда я вижу плачущего человека, то и сам расстраиваюсь.

16.Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым.

17.Когда я читаю книгу (роман, повесть), то так переживаю, как будто то, о чем я читаю , происходит на самом деле.

18.Когда явижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.

19. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг волнуются.

20. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другие темы.

21. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.

22. Чужой смех меня не заражает.

23. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.

24. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

25. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.

26. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

27. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или в книге.

28. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

29. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.

30. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

31. Я могу оставаться равнодушным к любому волнению вокруг.

32. Маленькие дети плачут без причины.

Сопоставим свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.

Согласен 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 =_________________________

Не согласен 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 13, 24, 28, 30, 32, 33 =_____________

___________________________________________________________________

Общая сумма совпадений _____________________________

Общее количество совпадений сравните с таблицей


Пол

Уровень эмпатических способностей

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

мужской

33-26

25-17

16.08.13

01.07.00

женский

33-30

29-23

22-17

16-0

Своими эмпатическими способностями можно и нужно пользоваться. Понимая чувства, вы можете помочь собеседнику совладать с ними. Поддерживать – это не значит говорить людям то. Что они хотят услышать. Сложнее всего поддержать человека. Если он находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Иногда лучшей реакцией будет неречевая – кмвки, жесты, поглаживания.

Иногда люди думают, что сочувствие – это женское искусство. Но психологи установили, что и мужчины и женщины одинаково чутки и эффективны в эмоуиональной поддержке .

Только по-разному осуществляют эту поддержку. Мужчины больше сосредоточены на поступках, женщины – на чувствах.


Таким образом, чтобы поддержать собеседника, надо научиться:

  1. Внимательно слушать. Что он говорит.

  2. Попытаться отреагировать эмпатией на главную эмоцию.

«Разумеется, можно», - ответят многие из вас. И в качестве примера приведут общение глухонемых между собой с помощью жестов и мимики.
Считается, что жесты - и это вполне логично появились раньше слов. Они и сейчас непременный спутник наших разговоров. Исследователи установили, что 55 процентов той информации, которую получают от вас другие, вы передаете не словами, а позами, жестами, телодвижениями. Когда вы определенным образом сидите, стоите или пожимаете руку, вы выражаете то, что никакие слова выразить не могут. Фактически только 7 процентов информации содержится в самих словах, а 38 процентов - в том тоне, каким они произносятся.
Английский психолог Майкл Арчил во время кругосветного путешествия выяснил, что за то же самое время, когда финн при раз¬говоре использует один жест, итальянец сделает 80, француз - 120, а мексиканец - 180 жестов.
На основе жестов создан международный, общедоступный и понятный язык, который получил название «боди лэнгвидж». Этому языку посвящена книга Аллана Пиза «Язык телодвижений», изданная уже на 20 языках мира тиражом более миллиона экземпляров. И если раньше она адресовалась в качестве пособия агентам по продаже, менеджерам, руководителям производства, то теперь круг ее читателей расширился. Более 1000 невербальных (не словесных) знаков и сигналов составляют «боди лэнгвидж».

Языком жестов издавна пользуются индийские племена в Северной Америке. Здесь каждое племя говорит на своем собственном языке, но, общаясь между собой при встречах, они могут обходиться без посредника с помощью жестов. Различные движения одной или обеих рук либо соответствуют какому-то короткому предложению, либо выражают определенную мысль. Язык жестов полон экспрессии. С его помощью можно не только сообщить о каком-то факте, но и выразить чувства: радость, печаль, восхищение.
Индейцы Северной Америки также разработавшие сложную систему сигнализации - язык костров. При помощи огня и дыма передавали
последние известия на много километров. Пожалуй, самый остроумный способ пере¬дачи сообщений придумали жители Канарских островов. Они нашли средство передавать человеческую речь - именно человеческую речь, а не условные сигналы - на расстоянии до пяти километров при помощи свиста. Каждый отдельный звук речи языка как бы «кодируется», получает особый оттенок свиста подобный тому как в азбуке Морзе каждая буква получает особое обозначение в виде точек и тире. Существует и язык шепота. Он применяются у ведов, живущих в джунглях Шри-Ланки и пигмеев Центральной Африки во время Ночной охоты на слонов и антилоп. Народы Центральной и Южной Америки, тропической Африки, Юго-Восточной Азии, островов Тихого океана, где использование световых сигналов в условиях густого тропического леса невозможно, создали язык барабанов. Звуки инструмента хорошо слышны на расстоянии в три, пять, а порой и целых десять километров. Значит, за несколько секунд можно передать в соседнюю деревню сведения о приближающейся опасности, о появившейся дичи и т.д. А гонцу потребовались бы, возможно, целые сутки, чтобы пробраться через труднопроходимые джунгли.

Чтобы звук был слышен далеко и отчетливо, барабан (диаметр его метр-полтора) ставят на возвышенное место или на берег реки и ударяют по нему специальными палочками. При передаче сообщений различные по тональности удары соответствуют определенным слогам и даже словам. Передавать и принимать такую сигнализацию умеют специально обученные люди. Почти всегда передача бывает крайне лаконична.
И наконец, многие из вас знают о семафорной азбуке, с помощью которой на расстоянии «разговаривают» моряки. Это один из видов зрительной связи, основанный на передаче букв, цифр или служебных сигналов положением и движением рук с флажками. Этот способ позволяет передавать со¬общения со скоростью 60-70 знаков в мину¬ту. Дальность действия - около 2,5 кило¬метров.

Однако флажками моряки редко переда¬ют слово по буквам. Каждый флажок имеет свое значение в шифре (коде), который для всех стран одинаковый. Например, если поднимают один флажок D, это значит: «Держись от меня подальше, мне трудно маневрировать».

Как утверждают психологи, впечатление, которое мы производим, на 80% состоит из невербальной информации, а на 20% — из вербальной. Другими словами, значительно больше внимания мы обращаем на то, как человек с нами разговаривает и как при этом выглядит, на его взгляд и на его голос, чем на то, что именно он говорит. Но что такое мимика и жесты, которые передают наши навыки общения?

Развитие коммуникативных навыков

Для начала разберем, что такое мимика и жесты.

Мимика — это выражение лица человека, в котором проявляются его мысли, настроение, интересы.

Жесты — это движения человеческого тела, передающие текущие эмоции.

Жесты и мимика в совокупности представляет собой невербальную коммуникацию. Что включает в себя невербальная коммуникация рассказывает это видео:

Словами мы передаем только пятую часть всей информации. Даже если мы захотим передать словами больше информации, у нас не получится в силу специфики восприятия информации человеком.

Как ни странно, но нас до сих пор больше заботят слова, которые мы слышим в свой адрес, хотя результат общения на самом деле определяют жесты, мимика, поза, осанка, выражение лица и глаз собеседника. Вот поэтому очень важно.

Поэтому навыки общения нужно развивать с правильной осанки . Именно наша осанка выражает оптимистичное состояние или нашу подавленность, уверенность в себе и своих силах или застенчивость, угрюмость, желание властвовать или способность подчиняться.

Например, уверенные в себе люди всегда держатся прямо, а вот люди безинициативные и находящиеся на позиции подчиненных часто сутулятся.

Если вы заметили за собой, что «спина вас не держит», вам нужно научиться принимать правильную уверенную позу и держать осанку. Умение контролировать свою спину, фиксировать правильную осанку, держать свое тело, может изменить внутреннее состояние, дать заряд уверенности, энергии и позитивный настрой.

Упражнения для развития коммуникативных навыков

Следующее упражнение полезно для тех, кто не всегда держит спину прямо и считает, что над своей осанкой ему необходимо работать.

Упражнение 1 «Выпрямляем спину»

Цель этого упражнения — в течение недели выпрямлять спину, распрямлять плечи и держать высоко голову. Думайте об этом каждый час. Не позволяйте себе унывать, опускать плечи и голову. Смотреть необходимо прямо, глаза не опускать. Через несколько дней эксперимента ответьте себе на некоторые вопросы:

  • Ощущаете ли вы после нескольких дней упражнений, что ваше напряжение постепенно проходит?
  • Есть ли какие-либо изменения в отношении к вам окружающих людей? Есть ли позитивные изменения?
  • Заметили ли окружающие изменения в вашей осанке?
  • Какие еще изменения в себе и в поведении окружающих вы ощущаете?

Если вы обычно ходили с опущенными плечами, после выполнения упражнения вы должны почувствовать существенные изменения в жизни и в отношении окружающих. Вполне вероятно, у вас прибавится уверенности в себе и появится оптимистичный настрой. Возможно пару дней выполняя упражнение, вы будете чувствовать напряжение в спине, а затем прямая осанка станет для вас естественным положением и вы станете ощущать себя в этом положении комфортно и естественно.

Поэтому очень важно держать корпус прямо когда стоите, а когда разговариваете или проявляете интерес — немного наклонитесь вперед.

Упражнение 2. «Учимся использовать жесты»

Вам нужно найти такое место, где люди не могут общаться голосом. Это может быть стадион, ресторан, библиотека, стройплощадка или любое другое место. Обратите внимание на людей, как они общаются при помощи жестов а затем ответьте на следующие вопросы:

  • На ваш взгляд, насколько эффективно можно использовать жесты и мимику?
  • В чем проявляется недостаток общения, когда нельзя использовать голос?
  • Какие просьбы и требования лучше всего передавать жестами? А какие сложнее? Какие вообще невозможно выражать жестами?
  • Можно ли жестами передавать эмоции?
  • Приятен ли вам человек, который часто и активно жестикулирует?

Если вы ответственно отнесетесь к выполнению этого упражнения, вы поймете, насколько много информации можно передать жестами, и именно жестами как раз хорошо передавать свои эмоции и чувства. но жестами можно передать лишь ограниченное количество информации, эмоции, отношения и простые потребности.

Поэтому активную жестикуляцию нужно использовать лишь в общении с близкими людьми. Но в деловых беседах старайтесь не переусердствовать с жестами, а также избегайте закрытых поз, не переплетайте ноги, не скрещивайте руки на груди и не держите их в карманах.

од жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они напрямую связаны с манерами поведения, которые говорят об отношении одного человека к другому или человека к ситуации. Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. Жесты, по меткому наблюдению В.М. Шепеля, «своеобразная аранжировка манер поведения» человека. По физической природе жесты можно разделить на две большие группы головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные. Особую роль в жесте играет кисть руки.Язык жестов один из наиболее древних языков. Человек использует жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказанному.Жесты и позы много значат для общего впечатления, которое человек производит на окружающих его людей. Жест – явление сугубо индивидуальное, самобытное. Он неразрывно связан с ходом мыслей и движением чувств человека. Жесты обычно сопровождают те отрезки речи, в которых мысль достигает кульминации.Выразительные движения язык подсознания. Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова.Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагаемому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слушателями.В общении одновременно воспринимаются и выражение лица, и жест, и поза. Причём реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуации общения жесты могут доминировать или дополнять.Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому очень трудно поддаются внутреннему контролю. Жест сигнал стихийный, спонтанный, неожиданный и непредсказуемый, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.Жест некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мимику, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика – наглядное пособие проявления мысли.Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирования человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».«Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению «немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Преобразуйте сложноподчиненное предложение в простые с обособлением определениями. всегда ли возможно такое преобразование? 1) дорога, которая вела к

школе, показалась мне сегодня особенно длинной. 2) Я отчетливо помню все сказки, которые в детстве рассказывала бабушка. 3) Великая Отечественная война была трагедией, которая унесла тысячи человеческих жизней.4)Вырастут на свете люди, что еще не родились. 5) Слава борцам, что за правду вставали, знамя свободы высоко несли. 6) Быть может, мы - уже последние,кто дышит в Альпах прежней тишиной. 7) И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя. 8)Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали.

Преобразуйте сложноподчиненное предложение в простые с обособлением определениями. всегда ли возможно такое преобразование?

1) дорога, которая вела к школе, показалась мне сегодня особенно длинной.

Можно ли любить не красивого человека? вот по этому тексту:Первый раз я задумался о том, может ли человек любить некрасивого, еще учась в школе.

Однажды меня пригласил в гости на день рождения одноклассник, у которого я до этого ни разу не был дома. Меня поразили его родители. Папа был настоящий красавец, высокий и статный, а мама по моим тогдашним меркам была очень непривлекательна, почти уродлива – толстая, невысокая, с полными губами. Я смотрел на них и не мог понять, как такой мужчина мог жениться на такой женщине. Ладно, когда они женились, возможно, она была красивее, но как можно жить с такой женой сейчас?! Ответить на этот вопрос я тогда так и не смог. То же происходит и с людьми. Пока человек для тебя чужой, единственное, что ты можешь в нем разглядеть, – это внешность. Вспомним известную поговорку: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Внутренний мир чужого человека остается за завесой его внешности. Но в близких нам людях внешность становится «прозрачной», и мы никогда не оцениваем красоту своих родных и близких. Мы видим сразу движение их душ. Это очень важно: чтобы заглянуть в душу человеку, нужно, чтобы его внешняя оболочка стала для нас «прозрачной». Пока мы не полюбим человека так, что наше отношение к нему никак не будет зависеть от его внешнего облика, душа его будет закрыта от нас. Поэтому первый признак того, что мы полюбили человека, – это то, что мы перестаем замечать его внешность. Только много позже я понял, что когда любишь, то не придаешь внешности такого значения, как раньше. Как не замечаешь, красива ли твоя мать, красив ли твой ребенок или красива ли твоя сестра. А если и замечаешь, то это никак не влияет на твои чувства к этим людям. Поэтому на вопрос: «Можно ли любить некрасивого?», отвечу утвердительно. Но скажу больше: любить некрасивого также легко, как и красивого. Просто чем больше внешность влияет на наше отношение к человеку, тем дальше мы удаляемся от настоящей любви. Привлекательная внешность может отвлекать человека от взгляда внутрь души своего избранника и тем самым несколько мешать расти истинной любви. Итак, на вопрос: «Можно ли полюбить некрасивого человека?», я бы ответил следующее: можно, если человек увидит в ближнем помимо непривлекательной внешности внутреннюю красоту и чистоту его души. Конечно, полюбить некрасивого человека может не каждый, и не сразу. Не каждый – потому что только мудрый, духовно зрелый человек, сможет отличить внешнее от внутреннего. Не сразу – потому что разглядеть внутреннюю красоту всегда труднее, чем внешнюю. Если влюбленность во внешность может вспыхнуть после первого взгляда, то внутреннюю красоту так скоро не увидишь. Замечательной иллюстрацией того, как появляется влюбленность к некрасивому человеку, является сказка «Аленький цветочек», рассказанная писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову ключницей Пелагеей. Двенадцать девушек было у чудовища в гостях, но только одна смогла разглядеть его внутреннюю красоту. Сначала привыкала она к голосу чудища, потом к виду его, пока, в конце концов, не полюбила его и не сказала: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!..» Мир устроен так, что не все люди привлекательны внешне: есть не очень красивые, а есть и вовсе некрасивые. Но любить и быть любимыми хотят все. Пусть же те, кто считают себя некрасивыми, украшаются внутренней красотой. А еще пусть молятся, чтобы встретился им тот, кто увидит их красоту и полюбит их всей душой.

найдите в тексте метафору и олицетворение.(1) Нас часто учили, что любят людей с хорошими качествами, такими, как доброта, ум, смелость,

дисциплинированность. (2) Нам часто повторяли, что уважают тех, кто что-то хорошо умеет делать. (3) Значит, если ты сильный, решительный, усидчивый и умеешь хорошо отвечать на уроке, тебя есть за что любить. (4) А если ты слабый, застенчивый, неорганизованный и всё время мямлишь у доски. (5) У тебя противные оттопыренные уши, дурацкий длинный нос, абсолютно заурядные глаза, нескладная долговязая фигура. (6) Разве можно такого любить? (7) Только от одной мысли об этом у тебя портится настроение, опускаются руки. (8) Ты абсолютно уверен в том, что не можешь нравиться другим. (9) А тут приходит мама и возмущённо говорит: «Боже, ты опять не сходил в магазин! (10) На тебя совсем нельзя положиться, какой ты бестолковой… (11) Вот Петя и хорошо учится, и помогает маме. (12) А ты? (13) Что сегодня получил?» (14) И когда ты говоришь, что учительница, как всегда несправедливо, поставила тебе двойку, лицо мамы меняется, и она начинает тебе выговаривать в очередной раз, что ей так трудно с тобой. (15) Ты понимаешь, что мама тысячу раз права. (16) Ты чувствуешь себя виноватым, неорганизованным, да ещё таким непривлекательным внешне. (17) Разве можно любить такого? (18) Но ты решаешь исправиться. (19) Даёшь себе обещание хорошо учиться и помогать маме. (20) Ты открываешь учебник, начинаешь решать задачи… (21) Они слишком сложны! (22) Учебник закрывается и откладывается до лучших времён. (23) И ты видишь, что все твои старания напрасны и у тебя ничего не получится. (24) В этот момент ты ненавидишь себя. (25) Что делать дальше? (26) Неужели вся жизнь – цепь сплошных неудач и промахов? (27) Почему всё получается не так, как хочешь? (28) На эти вопросы часто не могут найти ответы и взрослые. (29) Но можно попытаться помочь себе, хотя это не так легко. (30) Одним из способов является повышение своей самооценки. (31) Что это такое? (32) Самооценка – это наше знание о себе и наше отношение к себе. (33) Если я знаю, что я уверенный и решительный человек, то я и веду себя уверенно и решительно. (34) Если я сам к себе хорошо отношусь, то и другие начинают ко мне хорошо относиться. (35) Ещё Цицерон сказал: «Насколько кто себя ценит, настолько и друзья его ценят». (36) У человека с заниженной самооценкой обычно всё валится из рук, его постоянно преследуют беды и неудачи. (37) Низкая самооценка очень мешает нам жить. (38) Человек, который заранее уверен, что ему не справиться с проблемой, стоящей перед ним, обычно всё делает так, чтобы не справиться с ней. (39) И когда всё не получается, он говорит себе: «Правильно, так и должно быть, мне это не под силу, нечего было даже браться» (40) Те люди, которые не любят себя, часто своим поведением как бы говорят другим: «То, что я говорю, не стоит внимания; то, что я делаю, скорее не правильно». (41) И другие, действительно, относятся к такому человеку несерьёзно. (42) Получается замкнутый круг, из которого нет выхода. (43) Ты не уверен в своих силах – у тебя плохо идут дела; ты плохо к себе относишься – другие относятся к тебе так же. (44) Что может быть хуже! (45) Выход один – поверить в свои силы, полюбить себя.(По А. Барышевой) Найдите в тексте олицетворение,эпитет,перифразы,не осложненные предложения,бессоюзные предложения.
Помогите хоть что нибудь,хотя бы найдите метафоры и олицетворение...

Вы находитесь на странице вопроса "что можно передать жестами всегда ли пригоден такой способ общения ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.