Хохломские мастера. Сообщение "история хохломы"

Известная каждому россиянину яркая «золотая» роспись на деревянной посуде неизменно привлекает внимание. Сложно представить себе традиционную русскую культуру без таких ярких элементов национального декора. Изделия, украшенные замысловатыми узорами, популярны и за рубежом. Это визитная карточка нашего национального русского промысла.

История хохломской росписи, а также ее распространение и значение в современной жизни страны описаны в нашей статье.

Виды росписей

Народные промыслы не зря так называют, ведь они придуманы простыми людьми. Почти каждый уголок России славится своими особыми чертами и неповторимым стилем в творчестве умельцев.

История возникновения и развития хохломской росписи весьма интересна. Однако есть и другие виды. Представляем самые яркие, узнаваемые художественные промыслы, практикующиеся в России:

  • Гжель. Пожалуй, самый узнаваемый элемент декора в мире. Синие, воздушные, тонкие узоры на белом фоне пришли к нам из 14 века. Этот вид народного творчества уже сотни лет является неотъемлемым атрибутом русской культуры.
  • Жостовская. Это, пожалуй, самая красивая роспись на металлических предметах быта. Трудно себе представить русский купеческий дом без красочного подноса или самовара. Нашему взору предстают на черном фоне целые произведения искусства - яркие цветы и сказочные жар-птицы. Кажется, они готовы слететь с нарисованных веточек.
  • Хохломская роспись. Также весьма узнаваемый русский промысел. Яркие золотистые листочки, рябиновые гроздья, спелые красные ягодки клубники, рябины, крыжовника на деревянной утвари нравятся людям не только в России, но и далеко за ее пределами.
  • Городецкая роспись из городка Городец узнаваема благодаря своим позитивным фигуркам, изображающим простых русских людей. Игрушки и красочные человечки в нарядных сарафанах и рубахах всегда поднимают настроение. Это особый жанр русского прикладного искусства.
  • Федоскинская лаковая миниатюра - это веселое отражение русской жизни. Роспись на шкатулках и табакерках возвращает нас в мир кутежа, базаров и праздников. Тройки лошадей мчат красиво одетых мужчин и женщин прямо в центр народного гулянья.

Хохломская роспись

Ее два неотъемлемые элемента - дерево и «золото». Сегодня такая посуда - это, прежде всего, элементы декора. Удивительной красоты мебель, шкатулки, панно и картины тоже гармонично вписались в современные интерьеры наших квартир.

История хохломской росписи насчитывает не одну сотню лет. Однако и сейчас этот вид народного творчества не теряет своей актуальности. Как же появилось такое удивительное искусство в России?

Краткий экскурс в историю

Раньше крестьяне пользовались только деревянной посудой. Ложки, миски, кувшины и ковши были стандартной кухонной утварью в любой семье. Как же простая деревенская посуда вдруг стала произведением искусства? История возникновения хохломской росписи уходит своими корнями в далекий 17 век. Существовавшее в Поволжье одноименное село Хохлома стало ее родиной.

Поволжье - богатый лесами и живописными пейзажами край. Именно этот уникальный колорит стал предметом вдохновения. Бывшая Нижегородская губерния всегда славилась своими мастерами.

История хохломской росписи неразрывно связана с другими ремеслами Поволжья. Этот край славился своей резьбой по дереву и изготовлением различных деревянных предметов. Знаменит он и иконописцами. Есть предположение, что золотой цвет посуды позаимствован у этих мастеров из технологии золочения рам для икон. Тогда умельцы использовали серебряный порошок, которым покрывали отдельные детали на своих творениях. При взаимодействии с огнем серебро превращалось в «золото», то есть меняло свой цвет. Именно эту технологию стали использовать художники, расписывая деревянную посуду.

Техника нанесения хохломской росписи достаточно сложная. Серебряный порошок впоследствии заменили на более доступный материал - олово. Роспись делали раньше и выполняют сейчас вручную стойкими красками, которые выдерживают термическую обработку. Сначала наносятся контуры будущего узора. Затем заполняется краской фон, по которому тонкой кистью выводят стебли цветков, ставят яркие штрихи и точки. После нанесения рисунка красными, черными, коричневыми и зелеными красками изделие покрывают лаком и отправляют в печь. Лаком работу покрывают 5-6 раз, каждый слой тщательно просушивают.

Этапы развития

Как отмечено выше, в Поволжье было множество мастеров. Их секреты предавались из поколения в поколение, способствуя появлению новых профессионалов своего дела. История хохломской росписи, зародившись в 17 веке, начала активно развиваться. Этому способствовало большое количество мастеров и постоянное взаимодействие промыслов. Удачное расположение региона собирало на ярмарках огромное количество людей из разных городов. "Золотая" посуда с красными ягодами расходилась очень быстро, ее популярность росла во всех регионах страны.

История развития хохломской росписи не обошлась и без легенды. Она повествует, что в 17 веке бежал из столицы в Хохлому славный мастер Андрей Лоскут. Он писал иконы, но после введения канонов патриарха Никона решил оставить стольный город, так как ему не нравились новые порядки. В глуши Поволжья он занялся росписью посуды. Никон узнал об этом и послал солдат, чтобы те арестовали Андрея. Мастер заперся в избе и сжег себя, а перед смертью завещал беречь его искусство.

Сперва в Хохломе и близлежащих селениях делали посуду не такую красочную и яркую, какую мы видим сейчас. Дело в том, что серебряный порошок, который в процессе обработки становился «золотым», стоил очень дорого. Как правило, он наносился только в качестве окантовки изделий, так называемых, поясков. Объемность посуде придавали с помощью белил. В 19 веке научились делать золотистый фон из оловянного порошка. Этот материал стоил достаточно дешево. Поэтому его начали использовать для нанесения на все изделие. По нему рисовали всевозможные узоры. Белила применять перестали. В это время наметилось разделение труда. В одних селах заготавливали древесину, в других из нее вырезали предметы, а в третьих (в основном, в Хохломе) их раскрашивали, придавая конечный вид изделиям.

С массовым развитием промышленности посуда ручной работы была вытеснена заводскими товарами, которые стоили гораздо дешевле. Возродилась хохломская роспись в 20-е годы прошлого века. В это время были созданы школы, где обучали обработке дерева и нанесению рисунка. Мастера хохломской росписи не раз принимали участие в международных выставках. Благодаря их искусству у людей всего мира утвердилось мнение о том, что на Руси живут талантливые люди.

Современность

Золото на черном фоне, украшенное алыми ягодками и незамысловатыми ветками, так полюбилось русскому человеку, что сегодня популярно так же, как в прошлые времена. Некоторые мастера рисуют яркие узоры на красном фоне или на золотистом. Тематика сюжетов всегда посвящена природе. Это могут быть не только растения, но и птицы с ярким оперением. Часто в сюжетах используются гроздья спелых ягод или колосья, говорящие о богатстве родной земли. Делают нынче не только такую красивую посуду. На выставках мы можем видеть даже автомобили, расписанные хохломскими узорами.

Примеры работ

Историю хохломской росписи кратко можно рассмотреть в предметах быта, демонстрирующихся в музеях. Они дают ясное представление, как начинался этот народный промысел, как он развивался и менялся. Всегда поражает воображение богатый ассортимент посуды. Нашему взору предстают расписные чашки и кружки, тарелки разных диаметров и глубокие миски, солонки, бочонки и кувшины.

В настоящее время хохломская роспись стала элементом высокой моды. Это не только мужская и женская одежда, но и всевозможные элементы декора. Яркие хохломские узоры можно увидеть на чехлах для телефона, на женских украшениях и разных предметах интерьера.

Хохломские мотивы в текстиле также занимают не последнее место. Мастера используют современные технологии нанесения любимого рисунка практически на любые предметы. Желающие могут приобрести шторы, покрывала и постельное белье в "хохломском" стиле.

Хохломская роспись активно используется в мебельном производстве. Многие помнят детские столики и стульчики, украшенные знакомым рисунком. Сегодня шкафы, столы, комоды и стеллажи стали элементами "русского" интерьера.

Для детей

История возникновения хохломской росписи для детей весьма интересна. Незамысловатость и витиеватость элементов может быть очень познавательной для молодого поколения. Изучение основ народного мастерства с успехом осуществляется в кружках для детей. Малышам крайне интересно выводить яркие листочки и ягодки на черном фоне.

В росписи используется ряд элементов, которые развивают не только навыки рисования, но и фантазию маленьких художников. Орнаменты меняются. В итоге получаются красивые картинки. Дети не только рисуют узоры, но и непосредственно расписывают предметы, что значительно интереснее для развития творчества.

История хохломской росписи для детей содержит пояснения, как раньше люди представляли себе природу, как ее изображали. Малышей учат рисовать травку, капельки, кустики, ягодки, завитки, усики, кружочки. Из этих деталей они составляют узоры, расписывая бумажные ложки, тарелки, блюда.

Заключение

За триста лет своего существования хохломская роспись не только не потеряла своей актуальности, но и стала значительно разнообразнее. Замысловатые орнаменты и рисунки уникальны. Это наша история, наш отличительный знак. Красивая яркая посуда с хохломской росписью на современной кухне всегда уместна. Она создает ощущение уюта, наполняет атмосферу теплом и позитивом.

Хохломская роспись (Хохломам) -- старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. хохлома роспись искусство

На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо - оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон.

Для создания рисунка используются такие краски, как - красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой.

Традиционные элементы Хохломы -- красные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

История возникновения и развития росписи

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, ниже приведены две наиболее распространенные:

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам. Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы.

На рубеже XVII--XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев -- живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Но есть документы, свидетельствующие о другом.

Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640--1650 годах, до появления старообрядчества.

В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов -- один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда -- братины, ковши, блюда для праздничного стола -- окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.

Издавна в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды.

Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи. Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны.

Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски.

Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.

Самые близкие к хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.(рис.1)

С первой половиной XIX века связаны большие изменения в искусстве хохломской росписи. В это время вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. В истории промысла наступил новый период. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц, поставцов в золотистый цвет.

Рисунки хохломской травки, позволявшие наиболее эффектно использовать "золотую" окраску, получают в это время еще большее развитие. Мастера Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов, наиболее соответствующие живописи по золотому фону. В росписи исчезают разживки белилами, создававшие впечатление объемности формы. Происходит ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то теперь основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой. (рис.2)

Получавшийся у мастеров золотистый цвет уступал цвету золота по яркости и не имел желаемого оттенка теплоты.Этот недостаток мастера стремились сделать, менее заметным, нанося роспись красной и черной краской, создававшими с золотистым фоном звучный цветовой аккорд. Огненно-яркая киноварь придавала большую теплоту золотистому фону, а черная краска способствовала тому, что он казался светлее и ярче.

Исполнение орнамента по золотистому фону привело к утверждению характерного для травной росписи типа композиции с ажурным узором, покрывающим значительную часть поверхности вещи. Поддельный золотой фон было невыгодно обнажать большими участками гладкой поверхности. Заметив это, мастера стали исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в промежутках между мотивами. (рис.3)

Для формирования хохломского орнамента большое значение имело его исполнение свободно от руки кистью.

Более ярко проявиться свойственная темпераменту русского орнамента листа склонность к широте письма. Смелый кистевой мазок становится одним из основных элементов травного узора. По-разному сочетая удлиненные мазки красной и черной краски, мастера создавали мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой.

Рисунок дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися с помощью тычка, тампона или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденность орнаментального почерка мастера становятся критерием художественных достоинств произведения. Исполнение росписи от руки кистью вырабатывало у мастеров привычку свободно варьировать орнамент. На особенности травных узоров влияли и формы точеной деревянной посуды. В процессе их работы для каждого вида изделий в Хохломе были найдены типовые композиции росписи, наиболее соответствующие характеру их формы и размерам.

Рисунки на чашах и блюдах основаны на тонком понимании приемов композиции орнамента в круге. Расписывая чашки и блюда, мастера четко выделяли их дно, помещая на нем розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам. На более крупных вещах вокруг розетки рисовали квадрат или ромб с мягко закругленными углами, который называли пряником, благодаря его сходству с настоящим узорным пряником, положенным в чашку. Вокруг центра чашки исполняли узор, связанный с движением кисти по кругу. Самый простой рисунок при этом состоял из вертикальных или наклонных красных и черных мазков. Усложняя его, мастера помещали рядом по два или по три красных и черных удлиненных мазка, соединяя внизу их концы. Получался мотив так называемой "лапки", напоминающий птичий след на снегу.(рис.4)

На крупных чашках и блюдах мастера часто исполняли один из видов травного орнамента - "осочку". Это рисунок стеблей и удлиненных листьев травы, как бы склоненных порывом ветра.

"Осочки" располагались по бортам чашек и блюд, обрамляя розетку с "пряником". Динамический ритм стеблей и трав на вогнутой сферической поверхности чаши был особенно ощутим благодаря статичному узору "пряника".(рис.5)

На поставцах и солоницах, имевших цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки на четыре "цветка" или "древа", изображая поднимающиеся от земли побеги. На золотистом фоне они размещали по два красных и два черных стебля с узорной листвой на ветвях, как бы простирающихся к свету и солнцу.(рис.6)

Зная традиционные мотивы и типовые композиции, даже рядовые исполнители росписи могли создавать высокохудожественные произведения. Их работа, и это, пожалуй, самое ценное, никогда не превращалась в труд копииста. Типовые композиции служили лишь ориентирами, облегчавшими работу.

Растительный орнамент в технике "под фон" и рисунки "кудрины" в XIX веке исполнялись мастерами значительно реже, чем травные узоры, поэтому в этой области художественное наследие Хохломы намного беднее.

Оба эти вида росписи были более трудоемки, чем травное письмо, и ими долгое время владели лишь самые опытные мастера.

Лишь во второй половине XIX века, в связи с развитием в Хохломе производства мебели, техника росписи "под фон" получает более широкое распространение. Орнаменты с золотыми цветами и птицами на черном фоне, исполнявшиеся особенно часто на детских столиках и стульях, привлекают внимание красотой узора, нанесенного свободными движениями кисти. Как и в травных рисунках, в росписи "под фон" появляются свои четко выработанные приемы орнаментальной скорописи. Композиции становятся строже, лаконичнее и вместе с тем эмоционально выразительнее.(рис.7)

Приемы исполнения орнамента "кудрины" менее трудоемки, чем роспись "под фон". С середины XIX века ими уже широко владели многие хохломские мастера. Рисунки "кудрины" писали на чашках и на больших "артельных" блюдах. Своими крупными монументальными формами они напоминали узоры поволжской домовой резьбы. Во второй половине XIX века мотивы "кудрины" часто исполнялись и в росписи ложек. В каждой мастерской их писали самые умелые мастера на так называемых ложках с "лицом", клавшихся по одной сверху в короб с дешевыми простыми ложками, чтобы показать способности и умение "писарей".(рис.8)

Мастерам росписи приходится долго учиться, чтобы уловить особенности этих легких штрихов, изящных травинок и потрясающих воображение птиц. Тем не менее, научиться хохломской росписи можно. Необходимо отточить владение основными элементами, а остальное придет с опытом.

Немного о хохломе

Как известно, хохлома - это декоративная роспись по дереву. Данный художественный народный промысел зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX же веке промысел "переместился" в село Семино и город Семенов, где по сей день хохломской росписью занимаются в фабричных масштабах.

Отличительная черта хохломы - растительный орнамент, выполненный черной и красной краской на золотом фоне. Естественно, это не настоящее золото. Подоный эффект достигается, когда на посуду наносят оловянный порошок, а потом обжигают в печи.

Хохломская роспись может осуществляться двумя способами. Первый - это "верховая" роспись, когда сначала закрашивают фон, а сверху наносят рисунок. Второй - роспись "под фон", когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется черной краской.

Хохломская роспись выполняется тонкой кистью и только вручную. Поэтому двух абсолютно одинаковых орнаментов быть не может. Расписывают самые разные вещи: посуда, ложки, подносы и даже некоторые элементы мебели.

Основные элементы хохломской росписи

Есть несколько "фирменных" элементов, присутствие которых обязательно в хохломском узоре. Из этих элементов и складываются более сложные фигуры.

-"Осочки" (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз)

-"Травинки" (мазки с небольшим плавным утолщением)

-"Капельки" (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия)

-"Усики" (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль)

-"Завитки" (то же, что и "усики", но с легким нажимом-утолщением в середине элемента)

-"Кустик" (комбинация симметрично расположенных "осочек", "травинок", "капелек", "усиков" и "завитков")

-"Ягодки" (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью, а после подсыхания "разживляются" желтым цветом.

Обучение

Простыми словами невозможно объяснить, как же создаются эти элементы узора и как они складываются в готовый узор. Поэтому предлагаем посмотреть несколько видео с мастер-классами по рисованию некоторых элементов хохломского узора. Смотрите, учитесь, пробуйте. И помните, что без практики никакое мастерство не возможно.

Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного искусства в России является хохломская роспись. Более трехсот лет умельцы изготавливают невероятно красивую посуду, которую уже можно назвать визитной карточкой русского народа. Процесс создания шедевра достаточно сложный, включает как создание заготовок и их обработку, так и дальнейшая роспись. Но освоить это мастерство сможет каждый, достаточно лишь узнать об характерных особенностях творческого процесса.

Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного искусства в России является хохломская роспись

Сложные орнаменты принято наносить на изделия с помощью трафарета, которые можно купить или распечатать, но для того, чтобы научиться этой разновидности росписи, необходимо освоить азы. Самые простые узоры наносятся кистью.

Новичкам лучше освоить сначала следующие из них:

  • травинка. Узор представляет собой выгнутую вбок линию. Кисть прижимается в центре, а с краев нажим сводится к минимуму. Отмечается плавное, но сильное утолщение;
  • завиток. Элемент более сложный. Кисть проводится с одинаковой степенью нажима, при этом линия должна быть скручена, как улитка;
  • капелька. Идеально подходит для тренировки нажима. Кисть при этом нужно ставить основанием ворсинок и проворачивать на 180 градусов, медленно убирая с поверхности т протягивая вперед;
  • кустик. Капельки рисуют в виде веера, а в их основании ставят н6ебольшую точечку;
  • листик. Рисование этого узора достаточно простое. Необходимо просто в зеркальном отражении вывести травинки, выгнув их наружу, а пустоту внутри заполнить краской аналогичного цвета.

Галерея: хохломская роспись (25 фото)


















Мастер-класс по хохломской росписи (видео)

Элементы хохломы для детей-дошкольников: поэтапные шаблоны

Даже маленький ребенок может своими руками создать узор под хохлому, освоив элементарные навыки . Детские рисунки всегда ценились и радовали глаз родителей. Часто такое занятие, как аплликация проводят в старшей или подготовительной группе детского сада. Чтобы создать узор, достаточно изготовить штамп из трубочки и бумаги, в который и будет обмакиваться краска. Более мелкие элементы уже рисуют кистью, как на картинки.

Даже маленький ребенок может своими руками создать узор под хохлому, освоив элементарные навыки

Рисуем с детьми:

  • брусничка. С помощью штампа рисуются красные кружочки, дополнять которые другими элементами нет необходимости;
  • смородина. Возле травинки собираются ягодные кружки, на которых кистью необходимо расставить золистые точки;
  • рябина. Штампом рисуются ягоды, а кисточкой добавляются достаточно узкие и вытянутые капельки, а также листики в основании получившейся грозди. Дополнительно нужно сделать вкрапления золотого цвета;
  • малина. Штампом рисуются шесть кругов, не соблюдая при этом определенного расстояния, но немного накладываясь один на один. Блики добавляются используя технику травинок. Дополнительно кистью ставятся точки;
  • чашелистик. Вместе собираются травинки, рисуется веточка и листочки.

Украшаем кухонную доску: роспись под хохлому по дереву поэтапно

Хохломская роспись чаще используется при нанесении рисунка по дереву . Нередко умельцы прибегают к украшению классическими узорами кухонных досок. Такое изделие можно преподнести в качестве сувенира гостям, либо же украсить собственную кухню.

Что понадобится:

  • разделочная доска;
  • клей;
  • гуашь;
  • яичный белок;
  • бумага;
  • карандаш;
  • кисти для рисования;
  • малярная кисть.

Хохломская роспись чаще используется при нанесении рисунка по дереву

Ход работы:

  1. Доску промазать яичным белком и оставить высыхать.
  2. Взять бумагу и на ней карандашом нарисовать эскиз.
  3. На доску теперь нанести золотую краску и дать время ей высохнуть.
  4. Рисунок перевести на доску.
  5. Цветочные орнаменты и ягоды раскрасить в красный цвет.
  6. Прорисовать стебельки и прожилки тонкими полосками.
  7. Обвести тонко кисточкой все контуры.
  8. Раскрасить доску таким образом, чтобы рисунок получился на черном фоне.
  9. После высыхания краски продолжить раскраску.
  10. Добавить зеленую травку.

После полного высыхания доски нанести на всю ее плоскость лак.

Хохломская роспись на тарелке: пошаговое описание

Украсить тарелку или деревянной ложки орнаментом совершенно не сложно, главное знать основные принципы. Нарисованные элементы выглядят красочно, торжественно. Справится с этой задачей даже школьник.

Что понадобится:

  • акриловые краски;
  • карандаш;
  • кисточки;
  • палитра;
  • одноразовая тарелка;
  • баночка;
  • орнамент.

Украсить тарелку орнаментом совершенно не сложно

Ход работы:

  1. Выбрать узор, который будет наноситься на тарелку. Это может быть петух, птица или простые ягоды.
  2. Перенести орнамент на тарелку.
  3. Бон сделать красным.
  4. Аккуратно раскрасить все остальные элементы.
  5. Обязательно сделать ободок черного цвета как по внутренней стороне тарелки, так и по краю.
  6. Добавить по ободку капельки.
  7. Оставить тарелку до полного высыхания в подходящем месте.
  8. Нанести лак и дать изделию высохнуть.

Расписная шкатулка под хохлому: мастер-класс

Само название этого изделия указывает на его благородство и изящество. Шкатулка получается сказочной, традиционно красочной, но весьма необычной.

Что понадобится:

  • краски;
  • фоновая краска (бронза или медь);
  • малярный скотч;
  • беличьи кисти;
  • кисточка для лака;
  • карандаш;
  • калька;
  • наждачная бумага;
  • шкатулка из дерева.

Шкатулка получается сказочной, традиционно красочной, но весьма необычной

Ход работы:

  1. Все неровности на шкатулке заштукатурить. Только после того, как поверхность станет гладкой, можно приступать к работе.
  2. Покрыть поверхность изделия фоновой краской и подождать, пока она высохнет.
  3. На бумаге нарисовать рисунок, который в дальнейшем будет нанесен на шкатулку.
  4. После того, как шкатулка высохнет, карандашом перенести на нее подготовленный эскиз. Для этого прикрепить бумагу к самой шкатулке с помощью скотча.
  5. Обвести контур рисунка черной краской, используя самую тонкую кисть.
  6. Закрасить и более крупные элементы черным цветом.
  7. Подождать, пока черная краска просохнет.
  8. После этого разукрасить все остальные элементы и дать краске еще время просохнуть.
  9. Дополнительно украсить изделие усиками, капельками.

Нанести на шкатулку лак (не менее двух слоев) и дать ему просохнуть.

Самые популярные орнаменты хохломской росписи

Перед тем, как приступить к столь оригинальному крашению кувшина или тарелки, необходимо узнать, какие из орнаментов чаще всего используются в процессе творчества.

В большинстве случаев мастера прибегают к нанесению следующих из них:

  • травяной узор. Трава в данном случае лишь отдаленно напоминает растущую на лугу осоку. Наносят ее на изделия лишь в черном либо красном цвете, но тем не менее воспринимается этот узор травяным;
  • рыжик. Это узор из отдельных травинок. Его используют в процессе обрамления различной кухонной утвари;
  • Кудрина. Для орнамента характерны всевозможные завитки, колечки, ненавязчиво огибающие ягоды и цветы. Применим при росписи округлых предметов, а также плоских, таких как стулья и столы;
  • Пряничный. Это геометрическая фигура, которая вписывается в ромб либо же квадрат. В центре орнамента рисуют солнца с закрученными лучами.

Р усский народный художественный промысел по изготовлению золоченой деревянной посуды возник во второй половине XVII века в заволжских деревнях. Свое название промысел получил по одному из центров сбыта изделий - селу Хохлома.
Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы грунтовались раствором глины, покрывались олифой и порошком олова, по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла и закалялись при высокой температуре в печи.
Распространены два основных типа росписи - «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).


Хохломская роспись по дереву, как предполагают, возникла в XVII веке в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги, а наивысшего расцвета достигла в XVIII веке. Деревня Хохлома, по документам известная с XVII века и давшая название росписи, была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области.


Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само возникновение хохломского промысла нередко связывают со старообрядцами, которые, спасаясь от преследований за «старую веру», поселились в этих глухих и труднодоступных местах. Староверы привезли с собой древние иконы и рукописные книги. Среди них были иконописцы и мастера книжной миниатюры, владевшие тонким живописным кистевым письмом. А местное население владело токарным мастерством, навыками изготовления деревянной посуды, которые передавались из поколения в поколение. На стыке этих двух традиций и родился хохломской промысел, сочетающий живописную культуру, унаследованную от иконописцев, с традиционными формами токарной посуды заволжских мастеров и сохранивший секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.


Однако имеются документы, согласно которым технология имитации позолоты на дереве была известна нижегородским ремесленникам еще до раскола. Они пользовались ею в 1640–1650-х годах. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, «селишке Семеновское» (ныне город Семенов) изготавливались деревянные братины, ковши, блюда и др., окрашенные «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.


Существует и народная легенда, объясняющая появление хохломской росписи. В ней повествуется о выдающемся иконописце Андрее Лоскуте, который был недоволен реформой патриарха Никона и бежал из столицы. Поселившись в глухих заволжских лесах, он стал писать иконы по старому образцу и расписывать деревянную посуду. Однако кто-то донес патриарху о местонахождении Андрея Лоскута, и он послал за ним солдат. Спасаясь от преследования, Андрей добровольно сжег себя в огне, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство.

Дороговизна привозного олова долгое время тормозила производство хохломской посуды, ведь только очень богатый заказчик мог снабдить мастеров оловом. И таким заказчиком выступил Троице-Сергиев монастырь. Документы монастыря свидетельствуют о том, что крестьян из сел Хохлома, Скоробогатово и около 80 других селений по рекам Узоле и Керженцу с XVII века привозили для работы в мастерских Лавры. Этим, видимо, и объясняется тот факт, что именно эти села и деревни стали родиной «золотой» росписи, а их жители по сей день сохраняют секреты своего мастерства.


Название «хохломская роспись» или просто «хохлома» возникло благодаря тому, что изготавливавшие расписную деревянную посуду крестьяне везли ее для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии. Через Нижегородскую ярмарку хохломские изделия расходились по всей России, их вывозили в страны Азии и Западной Европы.


Развитию промысла способствовала близость Волги, в то время главной торговой артерии, связывавшей приволжские города, которые славились своими торжищами. Именно по Волге, а затем через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Европейские купцы покупали ее в Архангельске.


Хохломская роспись - это уникальный русский народный промысел, существующий уже более трехсот лет. Благодаря старообрядцам-иконописцам, владевшим древним секретом «вызолачивания» икон, в Заволжье распространился своеобразный способ превращения простой деревянной посуды в «золотую» без использования драгоценного металла. Однако хохломские изделия ценят не только за красоту, но и за прочное лаковое покрытие, благодаря которому их можно использовать в повседневной жизни. Хохломская посуда сделает нарядным любой стол, а поданные в ней блюда не причинят ей вреда.


Набор традиционных форм хохломских изделий сформировался давно. Это резные деревянные ложки и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы. В настоящее время ассортимент изделий значительно расширился. Мастера создают деревянные сервизы, кухонные полки, декоративные блюда и панно и многое другое.


Изготавливают хохломскую посуду из древесины местных лиственных пород – липы, осины, березы. Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из просушенного дерева. Из тонкомерных «стульчиков», а также распиленных на толстые плахи «кряжей» вытесывают болванки и «чураки». Затем на токарном станке заготовке придают нужную форму. Выточенные изделия еще раз сушат при температуре 22–28 градусов в течение 3–20 дней в зависимости от размера изделия. Сушка заканчивается тогда, когда влажность древесины не будет превышать 6–8%. Если влажность окажется больше, изделие может получиться с пузырьками – разрывами лаковой поверхности.


Потом изделия передают отделочникам, которые подготавливают их к росписи. Нерасписанные резные ковши и ложки, поставцы и чашки называются «бельё».


После сушки «бельё» шпаклюют вапой. Вапа - мелкозернистая отмученная глина, из которой делают очень жидкий раствор, добавляя в него от 25 до 50 процентов мела. Затем куском шерстяной ткани, смоченным в растворе, обмазывают изделие. После просушки операцию повторяют снова. После грунтовки изделие на четыре-шесть часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40–50 градусов. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30–120 градусов. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.


Следующий важный этап - покрытие изделия олифой, сваренной из льняного или конопляного масла. От этой операции зависят качество деревянной посуды и прочность росписи. Покрывают изделие несколькими слоями олифы обязательно вручную. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. После сушки в течение двух-трех часов при температуре 22–25 градусов, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Если древесина впитывает много олифы, как, например, осина, то весь процесс повторяют еще раз, если мало - достаточно проолифить изделие два раза. Последний слой высушивают до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.


Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия оловянного (а в настоящее время - алюминиевого) порошка. Для нанесения полуды применяют особые приспособления - куколки, представляющие собой тампон из овечьей кожи, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.


В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность. Такой способ держания расписываемого предмета позволяет легко поворачивать его в какую угодно сторону с любым наклоном. На столе удобно располагают кисти, краски, палитру и находящиеся в работе вещи.


К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски - охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень, разбавляют их очищенным скипидаром. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, зелёный светлого тона и жёлтый.


Рисунок в хохломских изделиях основан на использовании растительного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету исключительную нарядность. На одних предметах стебли цветков вытягиваются вверх, на других - завиваются или бегут по кругу.


Растительный узор выполнялся в свободной кистевой манере письма. Кисти для росписи изготавливаются из беличьих хвостов так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях. Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.


Многие виды орнаментов имеют свои названия: «пряник» - украшенная травкой, ягодами, цветами геометрическая фигура (квадрат или ромб), располагаемая обычно внутри чашки или блюда; «травка» - узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне и проч. Используют мастера и упрощённые орнаменты, например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, шляпного войлока и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. При выполнении мотивов «ягодка» или «цветок» часто используют круглые «тычки» из свернутой капроновой ткани.


Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Хохломская роспись представлена двумя типами письма - «верховым» и «фоновым», каждому из которых соответствуют свои разновидности орнаментов. «Верховая» роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. При этом на основную линию композиции - криуль - «насаживают» такие элементы, как осочки, капельки, усики, завитки т.д.


Классическим примером верхового письма является «травка», или «травная роспись», с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне. «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.


Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи «под листок» составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют более крупные мотивы – вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями, поскольку она многоцветнее «травки». Если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёным в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется зелёной, красной, коричневой красками.


К верховому письму относится ещё одна, более простая и условная, разновидность росписи - «пряник», где в центре геометрической фигуры - квадрата или ромба - помещается солнце с завитыми по кругу лучиками.


Для «фоновой» росписи («под фон») характерно применение черного или цветного фона, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность предварительно наносят контуры мотивов. Роспись «под фон» начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» – ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.


Более сложным типом фонового письма является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Других красок в этом виде письма не используют. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия.


Расписанные изделия четыре-пять раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение трех-четырех часов в печи при температуре +150–160°. После «закалки» - завершающего этапа отделки изделия - под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый оттенок. Ее сочетание с просвечивающим металлизированным слоем дает золотистый эффект.


Угасавший в начале ХХ века промысел возродился в советское время, когда в 1920-х – начале 1930-х годов мастера стали объединяться в артели. В 1960-х годах были созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в Семёнове, ставшие центрами, выпускающими посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.


В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. В Сёмино расположено также предприятие (ООО «Промысел»), занимающееся выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью. Семинские мастера, продолжатели традиций коренной хохломы, расписывают преимущественно традиционную, старинной формы посуду, они тонко чувствуют красоту луговых трав, лесных ягод. Семеновские художники, горожане, чаще применяют в росписи богатые формы садовых цветов, предпочитая технику росписи «под фон». Они широко используют точный контурный рисунок и разнообразные штриховки для моделирования мотивов.