Какие бывают виды планов. Виды планов, формы планирования, экономика предприятия

Существует несколько теорий, объясняющих причины межэтнических конфликтов на основе изучения опыта, накопленного в различных регионах мира. Различаясь по масштабам, социальному значению, происхождению, «возрасту», напряженности, межэтнические конфликты имеют одну «конечную природу», способствующую этнической мобилизации. Их глубинные корни – нарушение прав того или иного этноса, этнической группы, отсутствие справедливости и равноправия в межэтнических отношениях.

Непосредственными причинами возникновения этнического конфликта могут являться территориальные, экономические, политические, социальные, психологические и иные противоречия . Нередкое явление для возникновения конфликта – наличие нескольких причин. Следует также отметить, что субъективный фактор играет важнейшую роль в возникновении конфликта, значительно усложняет его течение и урегулирование. Именно субъективный фактор делает межэтнический конфликт взрывным и интенсивным.

Особую окраску приобретает межэтнический конфликт, испытывающий влияние религиозного фактора. Анализ конфликтов дает основание считать, что роль религиозного фактора в идеологическом обеспечении очень велика и довольно часто является непосредственным руководством в столкновениях конфликтующих сторон.

Основой межнациональных конфликтов являются проблемы и противоречия, которые возникают в процессе взаимоотношений этносов. В многонациональном государстве любой вопрос, чего бы он ни касался – экономики, политики, культуры – неизменно приобретает и национальное выражение . Возникновение межнациональных конфликтов и их острота во многом зависят от формы построения многонационального государства, ее национальной политики.

Одна из главных причин межэтнических конфликтов – территориальная проблема, территориальные споры . Суть проблемы обычно состоит в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса в прошлом неоднократно менялась, и менялись границы государства. В связи с этим возникают территориальные претензии, а в качестве аргументов выдвигается утверждение о принадлежности той или иной территории определенному этносу в прошлом. Причем время, от которого производится отсчет этнической принадлежности спорной территории, стороны выбирают произвольно, в зависимости от целей спорящих сторон. В силу своей запутанности и субъективности территориальные споры являются самыми сложными и практически неразрешимыми.

С этнотерриториальными проблемами связаны политические причины конфликтов . Речь идет, прежде всего, о проблеме создания этносами независимых территориально-государственных образований. Большая часть этносов на планете не имеет собственных независимых национально-государственных образований. По мере развития экономики и культуры этносов, роста их этнического самосознания в их среде возникают движения, имеющие своей целью создание независимого национального государства. Подобное движение обычно возникает в том случае, если этнос на каком-то этапе своей истории уже имел государственность и впоследствии утратил ее. Политические причины конфликтов возникают и тогда, когда происходит ограничение или лишение части группы (и даже целых народов) политических и личных прав и свобод по признаку национальной (этнической) принадлежности. Деление этносов на «коренные» и «некоренные», «титульные» и «нетитульные» также порождает политико-правовое неравенство, а, следовательно, может являться причиной межэтнических конфликтов.

Разнообразны экономические причины этнических конфликтов . Прежде всего, это борьба этносов за обладание материальными ресурсами и собственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Суть конфликта сводится к тому, что каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Межэтнический конфликт может быть результатом обделенности этнических периферийных групп, неравномерного развития, неравномерной модернизации «ядра» и этнонациональной «периферии» в многонациональном полиэтническом государстве. В этих случаях экономическое неравенство между различными этническими группами, осознаваемое как коллективное этнонациональное ущемление, становится причиной формирования и проявления этнической солидарности.

Этнические конфликты могут возникать вследствие социальных причин, социальной напряженности . Чаще это происходит в условиях кризисного состояния общества, когда складываются предпосылки социально-политического противостояния и конфликтов, в том числе и по этническому признаку. Подобные конфликты наблюдаются в полиэтнических государствах, когда складывается социальная неоднородность в экстерриториальном аспекте. И тогда проблемы социальной необеспеченности, безработицы, этнодемографии и другие приобретают зримо выраженный этнический характер. В престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и нетитульными этносами. Бывает и так, когда этнический конфликт может стать эффективным способом «слива» социального взрыва в русло межэтнического противоборства.

Еще одной из причин этнических конфликтов могут стать этнокультурные, в том числе языковые, проблемы . Когда не удовлетворяются этнокультурные запросы той или иной этнической группы, не обеспечиваются условия для изучения и использования родного языка или даже явно проявляется языковой шовинизм, это ведет к межэтнической напряженности и потенциальному конфликту. Следует, однако, отметить, что речь не идет о «чисто» этнокультурных проблемах, за ними просматриваются социальные интересы. Так, придание государственного статуса языку только титульной нации в полиэтническом государстве ущемляет значение языков других этносов и становится средством, чтобы занять ключевые посты в обществе, т.е. обеспечивает представителей титульной нации определенными привилегиями.

В формировании межэтнической напряженности большую роль играют социально-психологические факторы . Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. В исторической памяти особенно долго сохраняются национальные обиды и несправедливости. Межэтническая напряженность характеризуется и таким психическим состоянием, как массовая невротизация. Это состояние отличается повышенным эмоциональным возбуждением, вызывающим различные негативные переживания: тревогу, беспокойство, раздражительность, растерянность, отчаяние. Еще резче поляризуются отношения «свои – чужие»: своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие – более негативно. Психологическую напряженность могут создать этнические проблемы – подлинные и мнимые, – основанные на слухах, ложной информации, провокациях.

Конечно, этнические конфликты вызваны не только отмеченными выше причинами. Анализируя этнические конфликты на постсоветском пространстве, можно выделить причины самого разнообразного характера. Если объединить эти причины в несколько групп, то получится следующая картина:

социально-экономические – неравенство в уровне жизни, безработица, различное количественное представительство в престижных профессиях;

административно-политические – иерархия народов (союзные, автономные республики, автономные области и округа), представительство в органах власти, вхождение одной формы национальной государственности в другую;

культурно-языковые
– недостаточное с точки зрения нерусских народов внимание к национальной культуре и языку, вытеснение русским языком национальных языков из общественной жизни;

этнодемографические и этномиграционные – быстрое изменение соотношения численности контактирующих этносов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

этнотерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, произвольная перекройка межреспубликанских границ, необоснованная передача территорий;

конфессиональные – не только полиэтничность национальных республик и областей, но и многоконфессиональность населения, накладывающиеся и переплетающиеся друг с другом;

исторические – влияние прошлых взаимоотношений народов (не только мирные, но и конфликтные, неравноправные, войны и т.д.).

В конфликтных ситуациях обнажаются противоречия, которые существуют между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Однако далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, группа, которая ощущает на себе противоречия, ведущие к конфликту. Так, большинство этнотерриториальных споров идет от имени политических элит, правительств, движений. И далеко не всегда такие споры захватывают значительные группы какого-то этноса.

По срокам различают следующие виды планирования:
1) перспективное планирование – основывается на прогнозировании, его иначе называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Стратегическое планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10–15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывает долгосрочные планы сроком на пять лет, среднесрочные – на 2–3 года;
2) текущее (годовое) планирование – разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные;
3) оперативно-производственное планирование – уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчерование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование. Кроме того, планы классифицируются и по другим признакам:
1) по содержанию планов (технико-экономический, организационно-технологический, социально-трудовой, финансово-инвестиционный и т. д.);
2) по уровню управления (фирменное, корпоративное, заводское планирование);
3) по методам обоснования (рыночное, индикативное, административное или директивное планирование);
4) по сфере применения (межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное);
5) по стадиям разработки (предварительное и окончательное);
6) по степени точности (укрупненное и уточненное). По типу составления выделяют целевое и поисковое планирование. Целевое планирование предполагает сначала установку желаемых целей, а затем определение необходимых для достижения этих целей ресурсов. Поисковое планирование противоположно – определяются наличные ресурсы, а затем ищутся те цели, которые будет возможно достичь с данными ресурсами.

    Стратегический план – план, в котором формируются главные экономические и социальные цели предприятия, конкретные задачи, привязанные по времени к ресурсам (3 и более лет).

    Среднесрочные планы составная часть стратегического плана; нацелены на решение самостоятельных экономических проблем стратегии предприятия (2-3 года).

    Текущие планы – увязывают все направления деятельности предприятия и работу всех функциональных подразделений на текущий финансовый год (составляются для внутреннего пользования).

    Оперативные планы детальные планы решения конкретных вопросов хозяйственной деятельности предприятия в краткосрочном периоде (сутки, декады, месяцы). Имеют узкую направленность и высокую степень детализации.

При этом как по срокам исполнения, так и по уровням управления и по назначению полный эффект достигается, когда все эти планы разрабатываются не каждый сам по себе, а как единая система, которая должна быть сбалансирована по вертикали («сверху-вниз» по нисходящей, «снизу-вверх» «по восходящей») и по горизонтали («на одном уровне»).

Таблиця 6.1

Виды планов предприятия

Признак классификации

Виды планов

По срокам исполнения

Стратегический план

3 и более лет

Среднесрочные планы

2-3 года

Текущие планы

текущий

финансовый год

Оперативные планы

сутки, декады, месяцы

По назначению

план производства и реализации

план по труду

финансовый план

план по прибыли

бизнес-план и др.

По уровням управления

общефирменные

Функциональных (структурных) подразделений

Индивидуальные (для отдельных исполнителей)

Рис. 6.12 - Виды временной ориентации составления|сдает,складывает| планов

Реактивное планирование (ориентация на прошлое) – базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития предприятия. Такое планирование часто приводит к вытеснению продуктов и услуг предприятий не только с внешнего, но и с внутреннего рынка, т.к. другие предприятия планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию

Инактивное планирование (ориентация на настоящее) – ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Такое планирование не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий

Преактивное планирование (ориентация на будущее) – направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятия, опирается на все достижения науки и техники, широко применяется эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Основная проблема такого вида планирования – чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятна ошибка. Поэтому оно может быть эффективно только для относительно короткого периода

Интерактивное планирование (ориентация на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего как различных, но не разделимых видов планирования) – заключается в проектировании желаемого будущего и поиска путей его построения и сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Это планирование направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей

Планированием называется разработанная и установленная руководителем предприятия система количественного и качественного показателя, где определяется темп, пропорции и тенденции развития на текущий период или перспективу. Для хорошего темпа развития каждому предприятию необходимо регулярное составление проекта.

Этапы планирования

На сегодняшний день можно выделить следующие этапы планирования работы предприятия:

  • постановка целей и задач;
  • составление программы действий (проектирование);
  • подготовка вариантной программы действий («план Б»);
  • выявление необходимых источников и ресурсов;
  • определение исполнителей и оповещение их о плане;
  • фиксирование результата планирования письменно, в виде карты, проекта, презентации, приказа.

Основные виды планирования

В зарубежной практике для этого термина, а также для административного управления и контроля существует одно понятие - «менеджмент». Планирование - это центральное звено механизма урегулирования производственной системы. С его помощью руководство контролирует темпы развития предприятия.

Виды планирования по назначению:

  • определение стратегии развития предприятия ;
  • разработка нового производства, продукции, проекта;
  • составление тактики деятельности предприятия на определенный период времени.

Что такое план? Это документ или его часть, которая охватывает весь производственный, хозяйственный и финансовый комплекс предприятия за определенный период времени. Это нескончаемые процессы, сменяющиеся один за другим.

Виды планирования по содержанию:

  • основное направление развития предприятия;
  • отдельная проблема;
  • детальная программа производственной деятельности.

Планы бывают составлены на разные временные отрезки: краткосрочные перекрываются долгосрочными и наоборот. Это непрерывный процесс, который обусловлен динамикой производства и непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме этого, в планах также могут быть ошибочные решения, которые в процессе их выполнения необходимо исправлять и корректировать. Предприятия не всегда следуют намеченному проекту.

К этому виду планирования относится также сетевой метод. С его помощью моделируют параллельное выполнение нескольких функций, например рабочую смену по производству чего-либо и одновременный ремонт цеха.

Программно-целевой метод

С помощью этого метода план составляют в виде программы. В нее входит комплекс задач и мероприятий, которые объединены одной целью и датируются определенными сроками.

Отличительной чертой программы выступает ее нацеленность на достижение результатов. Главный стержень здесь - генеральная цель. Для ее достижения назначаются конкретные исполнители, которых руководство наделяет всеми необходимыми ресурсами.

В зависимости от сроков встречается такой вид планирования:

  • перспективный;
  • текущий;
  • оперативно-производственный.

Основой перспективного планирования является прогнозирование. С его помощью анализируются перспективы потребности в новой продукции, товарных и сбытовых стратегиях. Основные виды планирования по периодам действия планов бывают: долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

С помощью текущего или годового планирования разрабатывают среднесрочный план и уточняют его показатели. В зависимости от объекта этот метод бывает заводским, цеховым или бригадным.

Оперативно-производственный план разработан с целью уточнения текущего годового плана по менее длительным отрезкам времени (месяц, смена, час) и по отдельным рабочим подразделениям (цех, бригада, рабочее место). Этот документ доводит суть необходимых заданий до их непосредственных исполнителей.

При помощи перспективного, текущего и оперативно-производственного методов планирования образуется единая система.

Директивное планирование

Этот вид обуславливается тем, что в обязательном порядке принимаются и выполняются плановые задания, которые устанавливает вышестоящее руководство для своих подчиненных.

Директивный метод пронизывает все уровни системы централизованного планирования (предприятия, его отраслей, регионов, экономику в целом) и сковывает инициативу организации.

Индикативное планирование

Такой метод характеризуется формой государственного регулирования и контроля над ценами, тарифами, ставками налогов, банковскими процентными показателями. Задания этого плана называют индикаторами - параметрами, которые характеризуют состояние и направление экономики. В их составе могут быть обязательные задания государства, однако их число ограничено.

Индикативное планирование носит исключительно направляющий характер. По отношению к организациям или предприятиям такой метод применяется во время разработки перспективных планов.

Стратегическое планирование

Этот вид направлен на постановку перспективных целей и выработку средств для их достижения, а также предназначен для определения основных направлений развития и формирования миссии предприятия, которая идет на реализацию общей цели. Данная миссия характеризирует статус организации и обеспечивает ориентир для целей и стратегий.

Виды планирования учебной деятельности

При подготовке к новому учебному году учитель должен составить план для каждого класса, в котором он читает свой предмет. То же самое касается и преподавателей в университетах.

Основой этого плана является программа учебного предмета. Содержащиеся в программе положения и аспекты приобретают более конкретную форму. Обязательно учитываются условия работы в определенном классе/группе. Особенное внимание уделяется таким факторам:

  • уровень знаний учеников;
  • количество уроков/пар;
  • тип и объем дидактических материалов;
  • степень продвинутости класса/группы;
  • объем глав и параграфов в пособиях;
  • наличие или отсутствие внеклассовых экскурсий/практических занятий в лабораториях и других местах;
  • количество часов, отведенных на проверку знаний;
  • контроль или повторение материла.

Обязательным является вписывание годового учебного плана в журнал класса. Он включает в себя перечень тематических групп, которые составляют из тех тем, что относятся к отдельным методическим единицам. Четвертные планы являются более эффективными благодаря тому, что составляются чаще и имеют большие объемы, нежели годовые. Они позволяют подробнее определиться с дидактическими задачами, учитывая изменения, которые происходили в течение предыдущей четверти.

Внешнее выражение такого дидактического планирования - это конспект урока/пары. Здесь план включает в себя такие обязательные пункты:

  • тема урока или лекции;
  • воспитательные цели, выраженные объяснениями преподавателя или демонстрацией какого-либо визуального материала;
  • порядок урока: подготовительные действия, проверка наличия учеников на местах, контроль выполнения домашнего задания и подготовки к уроку, основные действия (вычитывание новой темы, решение более сложных задач, лабораторная работа), завершающий этап, к которому зачастую относится закрепление материала и выдача задания на дом.

Конспект - это подробное развитие такого плана. Обычно в него входит тема урока или лекции, цели и задачи, порядок урока, материал, распределяющийся отдельными этапами (для удобства используются таблицы, списки, чертежи), а также задание для домашней работы. Помимо этого в конспект записывается перечень методов, а также дидактических средств, которые были использованы на определенных этапах урока.

Виды планирования в школе зависят от многих факторов, например, от уровня успеваемости, объема программы и предпочтений преподавателя.

Если на уроке используются программированные тексты, то в конспекте должны учитываться дополнительные материалы, к примеру, подборка более трудных заданий для учеников, которые усваивают информацию лучше и работают быстрее остальных.

Виды планирования в ДОУ

Для того чтобы создать систему обучения в дошкольном образовательном учреждении, следует использовать сразу несколько видов планирования:

  • перспективный план или программа развития ДОУ (его составляют на 3 года вперед);
  • план ДОУ (на один год);
  • тематический план (по видам деятельности);
  • индивидуальный план, составленный специалистами и администрацией;
  • календарно-тематическое планирование в определенной возрастной группе.

Самый популярный среди них - последний. Так, календарно-тематическое планирование способно структурировать содержание процесса образования. Оно весьма удобно и просто для любой возрастной группы. Для разработки вам понадобится:

  • определиться с объемом плана в учебных часах ;
  • придумать тематику, содержание, разработать схему занятий на каждый день;
  • установить оптимальные формы проведения занятий, методы обучения (для ДОУ лучше всего подойдет игровой вариант);

проверить, не получилась ли программа перенасыщенной для ребенка, ведь от избытка деятельности может быть мало пользы.

Мы рассмотрели понятие и виды планирования. Подводя итог, можно сказать, что это сложный процесс, на который влияет множество факторов, начиная от сроков работы предприятия и заканчивая его размерами. Для того чтобы организация хорошо функционировала и приносила доход, неотъемлемой частью является составление грамотного плана. В случае успешной разработки и дальнейшего следования программе компании гарантирован успех.