Метод мозгового штурма, или мозговой атаки: суть, правила и этапы проведения. Обратный мозговой штурм

Теоретические предпосылки. В основе обратной мозговой атаки лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции. По этому закону переход к новым решениям происходит через выявление и устранение недостатков в существующих условиях.

Поэтому при создании любого нового значительно улучшенного проекта решаются две задачи:

1) выявление в существующих изделиях максимального числа недостатков;

2) максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом.

Первая задача относится к постановке новых задач, вторая - к синтезу нового решения. Первая задача оказывается не менее простой, поскольку необходимо выявить полный список недостатков.

Таким образом, методы решения первой задачи должны обеспечивать не только выявление всех известных недостатков, но и прогнозировать все будущие недостатки.

Гипотетически существует некоторый идеальный полный список недостатков, каждый из которых может быть устранен или учтен в новом изделии, в результате чего новое решение будет реализовывать максимально возможный скачок для существующего уровня. Поэтому наилучшее решение первой творческой задачи соответствует наибольшему приближению к такому идеальному списку недостатков.

Говоря иначе, полный список недостатков (независимо от причины их возникновения) должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого.

Область применения метода.

Метод обратной МА ориентирован на решение первой творческой задачи, т. е. цель обратной МА заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. Объектом обратной МА может быть конкретное изделие или его узел, технологический процесс или его операция, сфера обслуживания и т. д.

Обратная МА может быть использована при решении, например, следующих вопросов и задач:

уточнение постановки задач;

разработка технического задания или технического предложения;

экспертиза проектной документации на любой стадии разработки (техническое задание, техническое предложение, эскизный, технический или рабочий проект, экспериментальный или опытный образец);



оценка эффективности закупаемых изделий.

Формулировка задачи . Формулировка задачи для обратной МА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

а) Что представляет собой объект, который требуется улучшить?

6) Какие известны недостатки объекта, связанные с его изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и т. д.?

в) Что требуется получить в результате МА?

г) На что нужно обратить особое внимание? Изложение по п. а) желательно сопроводить наглядным эскизом, слайдами, кинофильмом, показом макета и натурного образца («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Наиболее полно и объективно информация по п. б) может быть собрана у изготовителей, пользователей, наладчиков и ремонтников.

По п. в) МА должна дать максимально полный список недостатков и дефектов у рассматриваемого объекта. Во время сеанса МА мы должны прозорливо угадать все будущие недостатки на 10-20 лет вперед, чтобы полученный полный список недостатков обеспечивал наиболее длительную конкурентоспособность созданного объекта.

По п. г) нужно указать, в каком направлении особенно нетерпимы недостатки и дефекты (например, прочность определенных деталей, надежность работы системы, экономия жидкого топлива, охрана окружающей водной среды и т. п.).

В творческую группу необходимо включить технологов, наладчиков, ремонтников, эксплуатационников, работников по сбыту и продаже.

Правила для участников сеанса МА . Эти правила совпадают с правилами проведения прямой МА. Для обеспечения непрерывности высказывания идей и полноты формируемого списка недостатков ведущему рекомендуется использовать следующий список вопросов;

У каких параметров объекта или его элемента ожидаются отклонения от нормы?

Какие ожидаются трудности изготовления, сборки, контроля изделия или его отдельных узлов?

Какие могут возникнуть затруднения с материалами и комплектующими деталями и узлами в настоящее время и через 10-20 лет?

Какие ожидаются трудности энергоснабжения в данное время и через 10-20 лет?

Какие неудобства в обслуживании или какие могут возникнуть ошибки оператора?

Могут ли возникнуть опасные моменты для пользователей и обслуживающего персонала?

Какие возможны трудности доставки и транспортирования в настоящее время и через 10-20 лет?

Для стимулирования мышления на экране показывают отдельные предложения из межотраслевого, проблемно и объектно ориентированных списков недостатков изделий и списков их параметров.

Запись и оформление результатов МА. Проводится аналогично прямой мозговой атаке. В дополнение выполняется классификация недостатков по родственным группам. Могут быть выделены, например, следующие группы: основные функциональные требования, производство, сбыт, эксплуатация, защита окружающей среды. Проводится ранжирование недостатков от самых больших (главных) до малых (второстепенных). Ранжирование можно выполнить также путем отнесения каждого недостатка к главным, средним или второстепенным недостаткам.

Если список недостатков составляется с целью последующего его использования в постановке и решении изобретательских или рационализаторских задач, то желательно еще составить таблицу анализа недостатков (табл. 1).

Таблица 1

Анализ недостатков

При составлении табл. 7 время, отведенное на составление отредактированного списка идей может быть увеличено до 1-1,5 ч, а заполнение столбцов по следствиям проявления и причинам недостатков можно проводить с помощью дополнительной мозговой атаки

Многие люди часто сталкиваются с задачами, которые отнимают у них немало драгоценного времени. Приходится вычитывать массу литературы, смотреть видеоматериалы, спрашивать совета у друзей и т.д. Для быстрого решения проблемы проводят метод мозговой атаки.

Правила проведения мозговой атаки

1. Задача четко формулируется и записывается. Она выглядит в виде одного или нескольких предложений. Иногда ее разбивают на подзадачи. При этом используют специальные вопросы:

  • почему необходимо решить проблему;
  • кто и где должен это сделать;
  • каким образом и т.д.

2. Участники делятся на две группы: создателей идей и экспертов. Последние не предлагают решения, а оценивают уже предложенные. Это квалифицированные специалисты, которые обладают аналитическим складом ума.

3. Во время представления идеи ее генератора запрещено критиковать. Вместо этого создается дружеская атмосфера с шутками и простой формой изложения. За 30-45 минут участники должны получить максимальное количество идей.

4. Все предложения записываются на бумаге. Иногда для фиксации используют аудио, видеозапись. Эксперты сразу же или после перерыва проводят анализ предложенных идей и останавливаются над наиболее приемлемыми.

Метод обратной мозговой атаки

Данный метод очень часто используется на . Он осуществляется через выявление и устранение проблем уже существующих идей и решений. В роли объекта мозговой атаки может выступать изделие, сфера обслуживания, процесс и т.д. Задача обратной мозговой атаки должна содержать четкие ответы на вопросы, к примеру:

Составляется наиболее полный список недостатков рассматриваемой , которая подвергается критике. После этого участники размышляют над тем, как можно устранить каждый недостаток и каким путем это необходимо сделать.

Стоит отметить, что метод мозгового штурма и мозговой атаки позволяет отразить недостатки в полном объеме и полностью их устранить, отыскав наилучшие пути для усовершенствования исследуемой предметной области.

Мозговая атака позволяет разрешить существующую проблему в довольно сжатые сроки. При этом собираются наиболее активные и опытные участники. Общими усилиями они выявляют проблему и генерируют множество идей для ее разрешения.

Этот метод поможет вам найти решения проблем при помощи комбинирования и так называемых обратных техник. Он расширит возможности мозгового штурма и позволит найти еще больше интересных идей.

Чтобы использовать эту технику, используйте два «обратных» вопроса: вместо того, чтобы спросить себя «Как можно решить или избежать возникновение проблемы?» спросите «Как я могу вызвать проблему?». А вместо вопроса «Как я могу достичь этих результатов?», задайте вопрос «Как я могу достичь противоположного эффекта?».

Как использовать технику обратного мозгового штурма

  1. Четко определите проблему, запишите ее.
  2. Переверните проблему и спросите себя «Как вызвать проблему и как вместо ее решения наоборот ухудшить?».
  3. Проведите мозговой штурм и найдите самые разные варианты ухудшения ситуации. Это достаточно веселый и свободный процесс, потому что внутренне вы будете ломать, а не строить. Не отвергайте никакие идеи на данном этапе, сгодится абсолютно все.
  4. Когда составлен список ухудшения проблемы, переверните их.
  5. Оцените свои идеи. Видите ли вы потенциальное решение? Видите ли вы признаки возможного решения?

Эта техника крайне эффективна в том случае, когда вы не видите очевидного решения проблемы.

Пример

Вы работаете в клинике и вам нужно найти способы повышения удовлетворенности ваших пациентов. Возможно, вы уже пытались найти эти способы в прошлом, но все это приводило к скепсису от ваших подчиненных относительно очередного собрания на предмет решения этой проблемы. Команда была перегружена работой, ваши сотрудники старались изо всех сил и теперь они считают, что это все пустая трата времени.

Поэтому теперь проблемой становится даже не удовлетворение пациентов, а подчиненных. Вам нужно вовлечь их в процесс совершенно иным способом.

До того, как вы решите собрать свою команду, вы выписываете проблему на лист бумаги: «Как можно повысить ожидания и удовлетворенность пациентов?». Переворачиваем проблему: «Как вызвать у пациентов максимальное недовольство клиникой и ее услугами?». Теперь вы начинаете замечать, как новый взгляд на проблему приводит к появлению самых неожиданных идей.

Согласитесь, сама постановка вопроса вполне способна вызвать живой интерес у членов вашей команды. Каждый в душе ребенок, поэтому на собрании принимается за этот процесс с большой увлеченностью. Они используют свой опыт работы с пациентами и свой личный опыт в виде пациентов вашей или других клиник. Вам нужно донести до своих подчиненных мысль о том, что любая идея может помочь, причем чем экстравагантнее она будет, тем лучше. Это полностью исключает личную ответственность и позволяет относиться к процессу, как к игре.

Пример таких идей:

  • Удвойте количество приемов у специалиста.
  • Уберите стулья из приемной.
  • Когда потенциальный или реальный пациент вам звонит, удерживайте его в режиме ожидания как можно дольше, а то и вовсе забудьте о нем.
  • Пускай пациенты вас ждут не в приемной, а на улице.
  • Обсуждайте проблемы пациентов публично.

В то время, как при мозговом штурме количество идей иссякает, обратный мозговой штурм помогает удвоить или даже утроить количество «решений».

Настало время рассмотреть каждое такое «решение» и и увидеть потенциально реальное решение. При обсуждении возможны такие фразы участников:

  • «Мы не оставляем своих пациентов на улице».
  • «Да, но как насчет утреннего времени, когда наши пациенты ждут на улице и дожидаются времени открытия?».
  • «Это правда. Первые утренние клиенты клиники обычно бывают раздражены именно потому, что проводят время в ожидании приема на улице».
  • «Тогда как насчет того, чтобы открывать приемную на 10 минут раньше? Тогда пациенты смогут присесть, почитать журналы и успокоиться».
  • «Отлично, так и сделаем уже завтра, тем более что некоторые члены клиники находятся в ней всю ночь и могут открыть приемную раньше».

Как видим, мы нашли крайне простое, но эффективное решение, которое поможет снизить раздражительность пациентов. Это притом, что по сути мы взяли только одну «обратную» идею и довели ее до ума. Раздражительность пациентов не является той проблемой, которую не нужно решать. Ведь это приводит к стрессу врачей, которые вследствие этого вполне могут поставить неверный диагноз и назначить неправильное лечение.

Если пациенты вашей клиники находятся в хорошем настроении, это повышает качество работы вашей команды. Поэтому не забывайте о таких простых решениях - они способны творить чудеса.

Применяйте эту технику в любой сфере:

  • Веб-дизайн. Как создать максимально неудобный сайт?
  • Бизнес. Как создать самый ужасный продукт в мире?
  • Искусство. Как снять самый неинтересный фильм?
  • . Как преподавать так, чтобы ничему не научить?
  • . Как так ужасно подать свой материал, чтобы никто ничего не понял? Как заставить людей скучать при этом? Как объяснять простые вещи сложными и непонятными словами?
  • . Как переигрывать и недоигрывать свою роль?

Как видим, дело не только в том, чтобы найти решение, но и в элементе игры. Что может быть лучше, чем придумывать самые худшие способы решения проблемы? Психологически такой способ является наиболее эффективным, потому что убирает ответственность и позволяет вашему творческому мышлению литься свободно. Желаем вам удачи в освоении данной техники!

Метод обратной мозговой атаки. Теоретические предпосылки.

В основе обратной мозговой атаки лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции. По этому закону переход к новым решениям происходит через выявление и устранение недостатков в существующих условиях.

Поэтому при создании любого нового значительно улучшенного проекта решаются две задачи: 1) выявление в существующих изделиях максимального числа недостатков; 2) максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом. Первая задача относится к постановке новых задач, вторая - к синтезу нового решения. Первая задача оказывается не менее простой, поскольку необходимо выявить полный список недостатков. Таким образом, методы решения первой задачи должны обеспечивать не только выявление всех известных недостатков, но и прогнозировать все будущие недостатки.

Гипотетически существует некоторый идеальный полный список недостатков, каждый из которых может быть устранен или учтен в новом изделии, в результате чего новое решение будет реализовывать максимально возможный скачок для существующего уровня. Поэтому наилучшее решение первой творческой задачи соответствует наибольшему приближению к такому идеальному списку недостатков. Говоря иначе, полный список недостатков (независимо от причины их возникновения) должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого.

Область применения метода. Метод обратной МА ориентирован на решение первой творческой задачи, т. е. цель обратной МА заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. Объектом обратной МА может быть конкретное изделие или его узел, технологический процесс или его операция, сфера обслуживания и т. д. Обратная МА может быть использована при решении, например, следующих вопросов и задач: уточнение постановки задач; разработка технического задания или технического предложения; экспертиза проектной документации на любой стадии разработки (техническое задание, техническое предложение, эскизный, технический или рабочий проект, экспериментальный или опытный образец); оценка эффективности закупаемых изделий.

Формулировка задачи.

Формулировка задачи для обратной МА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы: а) Что представляет собой объект, который требуется улучшить? 6) Какие известны недостатки объекта, связанные с его изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и т. д в) Что требуется получить в результате МА? г) На что нужно обратить особое внимание? Изложение по п. а) желательно сопроводить наглядным эскизом, слайдами, кинофильмом, показом макета и натурного образца («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Наиболее полно и объективно информация по п. б) может быть собрана у изготовителей, пользователей, наладчиков и ремонтников.

По п. в) МА должна дать максимально полный список недостатков и дефектов у рассматриваемого объекта. Во время сеанса МА мы должны прозорливо угадать все будущие недостатки на 10-20 лет вперед, чтобы полученный полный список недостатков обеспечивал наиболее длительную конкурентоспособность созданного объекта. По п. г) нужно указать, в каком направлении особенно нетерпимы недостатки и дефекты (например, прочность определенных деталей, надежность работы системы, экономия жидкого топлива, охрана окружающей водной среды и т. п.). В творческую группу необходимо включить технологов, наладчиков, ремонтников, эксплуатационников, работников по сбыту и продаже. Правила для участников сеанса МА. Эти правила совпадают с правилами проведения прямой МА. Для обеспечения непрерывности высказывания идей и полноты формируемого списка недостатков ведущему рекомендуется использовать следующий список вопросов; У каких параметров объекта или его элемента ожидаются отклонения от нормы? Какие ожидаются трудности изготовления, сборки, контроля изделия или его отдельных узлов? Какие могут возникнуть затруднения с материалами и комплектующими деталями и узлами в настоящее время и через 10-20 лет? Какие ожидаются трудности энергоснабжения в данное время и через 10-20 лет? Какие неудобства в обслуживании или какие могут возникнуть ошибки оператора? Могут ли возникнуть опасные моменты для пользователей и обслуживающего персонала? Какие возможны трудности доставки и транспортирования в настоящее время и через 10-20 лет? Для стимулирования мышления на экране показывают отдельные предложения из межотраслевого, проблемно и объектно ориентированных списков недостатков изделий и списков их параметров.

Запись и оформление результатов МА. Проводится аналогично прямой мозговой атаке.

В дополнение выполняется классификация недостатков по родственным группам.

Могут быть выделены, например, следующие группы: основные функциональные требования, производство, сбыт, эксплуатация, защита окружающей среды.

Проводится ранжирование недостатков от самых больших (главных) до малых (второстепенных). Ранжирование можно выполнить также путем отнесения каждого недостатка к главным, средним или второстепенным недостаткам. Если список недостатков составляется с целью последующего его использования в постановке и решении изобретательских или рационализаторских задач, то желательно еще составить таблицу анализа недостатков (табл. 1). Таблица 1 Анализ недостатков Наименование недостатка Фактические или возможные следствия проявления недостатка Фактические или возможные причины возникновения недостатка При составлении табл. 7 время, отведенное на составление отредактированного списка идей может быть увеличено до 1-1,5 ч, а заполнение столбцов по следствиям проявления и причинам недостатков можно проводить с помощью дополнительной мозговой атаки 4.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

МОЗГ

В таких экстремальных ситуациях капитан судна проводит со всей оставшейся командой непродолжительный корабельный совет, на котором каждый должен.. При этом соблюдался строгий порядок выступавших. Сначала высказывались юнги и младшие матросы, затем старшие матросы и т. д. до капитана.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Метод обратной мозговой атаки

1. Задача «Скрытые свойства объекта».

Какими скрытыми и явными свойствами обладает бумага? Составить список свойств, проанализировать на предмет полноты и оригинальности. Пример: скрытые и явные свойства обычной спички.

Явные свойства — создание пламени, температуры, наличие геометрических размеров. Скрытые свойства — плавучесть, ядовитость, изменение цвета и веса при горении.


2. Задача «Юный аналитик

Дана ситуация и нереальная идея, поданная на этапе генерации. Ситуация. Для приготовления бумаги нужна деревянная щепа. Чтобы ее приготовить, берут дерево, отделяют нижнюю часть ствола и с этой части на специальных станках снимают кору. Древесину потом измельчают. Конечно, экономнее было бы использовать для приготовления щепы не нижнюю часть ствола, а верхнюю, где сучья и ветки. Но сучья и ветки — кривые, неровные, а машины, которые могли бы сдирать с них кору, пока не существует. Необходимо предложить новый, универсальный принцип очистки коры от древесины. Идея. Предложено воздействовать на микроорганизмы, живущие между корой и древесиной, реагентами, вызывающими их усиленный рост. Увеличение объема микроорганизмов позволит отделить кору от древесины изнутри. Необходимо проанализировать предложенную идею и найти в ней рациональную основу.

Важная черта новатора, изобретателя — видение окружающего мира в ключе его совершенствования, отрешение от «привыкания» к недостаткам. Этому способствует рассматриваемый метод, привлекающий при поиске оптимальных решений анализ и синтез.

Суть метода обратной МА: поиск недостатков — ключ к совершенству. То есть цель метода заключается в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.

Разновидность обратной МА — «диверсионный» метод, который помогает обнаружить скрытые задачи.

Вот новая машина. Допустим, мы не можем ее улучшить. А ухудшить можно? Давайте представим, как ее сломать. Что нужно испортить при изготовлении, чтобы получился брак? Или как испортить ее, чтобы никто этого не заметил, чтобы она сломалась уже на объекте, а к нам нельзя было предъявить никаких претензий? Если такое диверсионное задание можно выполнить, значит, нужно найти контрмеры: как предотвратить поломку машины, навсегда избавиться от дефекта.

Пример. Американцы при создании новой военной техники организуют так называемые группы противодействия. Такая группа, составленная из лучших специалистов, получает все данные по новому оружию, и ее задача — придумать, как с ним бороться, как защищаться. Результаты работы группы противодействия передают разработчикам нового оружия, чтобы сразу принять меры. Потом цикл повторяется.

Теперь становится очевидным, что обратная МА преследует цель поиска и устранения возможных недостатков. Если выразить смысл метода в шутливой форме, то нужно, чтобы большая группа людей с «мухоморным» характером да еще в плохом расположении духа пыталась доказать, что в машине, процессе, конструкции есть недостатки, слабые узлы, звенья.

Метод имеет, однако, ограниченные возможности применения. Обратная МА исключает управление поиском. Метод помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знание об объекте), сдвинуть мысль с «мертвой точки».

Психологическая инерция проявляется в том, что человек выдвигает тривиальные, стереотипные (заученные на память) варианты решения. Действие психологической инерции, с одной стороны), тормозит появление наиболее оригинальных неожиданных идей во время решения сложных задач или же направляет исследователя в иную сторону поиска. С другой стороны, инерция в мышлении и действиях человека помогает реагировать быстро, не раздумывая. Например, когда видим красный свет светофора, то, как правило, останавливаемся - это пример положительного действия психологической инерции.

Практическая часть

Несколько простых тренировочных задач. Решая эти задачи, можно увидеть проявление действия психологической инерции мышления и примерно оценить её уровень. Обязательное маленькое условие, необходимое для чистоты эксперимента — решения надо предлагать сразу, без долгих раздумий и анализа. Запишите первое, что пришло вам в голову в первые 2-3 секунды.

Задача 1

На двух руках 10 пальцев? А сколько на десяти руках?

Задача 2

Сколько будет два в квадрате?

А четыре в квадрате?

А угол в квадрате?..

Задача 3

Всем хорошо известно, что в поездах стоп-кран ярко-красного цвета. А какого цвета в самолете? Ярко-голубого как небо? Синего? Зеленого?
Оранжевого?

Задача 4

Глухонемой зашел в магазин, чтобы купить молоток. На витрине
молотков нет. Как он объяснит продавцу, что ему нужен молоток? Сделает движение, имитирующее забивание гвоздя молотком? Правильно. Следом за ним в магазин заходит слепой, чтобы купить ножницы. Как ему объяснить продавцу, что ему нужны ножницы?..

Задача 5

К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег, если имеется только одна маленькая одноместная лодка? Река глубокая и вода в реке очень холодная, если вплавь — смертельно простудишься.

Примечание: бревен и досок на берегу нет, лес не растет — "степь да степь кругом..."

Задача 6

Есть две комнаты, в одной три лампочки, а в другой три выключателя, по одному для каждой лампочки. Человек находится в комнате с выключателями. Какие действия нужно произвести с выключателями, чтобы потом зайти в комнату с лампочками и точно сказать, какой выключатель управляет каждой из лампочек? Перейти из комнаты в комнату можно только один раз.