Большая советская энциклопедия - сельскохозяйственное машиностроение. Рынок продукции сельскохозяйственного машиностроения

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение - отрасль машиностроения, осуществляющая техническое перевооружение сельского хозяйства. Главная задача С. м. -- обеспечить комплексную механизацию с.-х. производства, т. е. применение машин не только на основных, но и на всех промежуточных операциях при возделывании таких важнейших культур, как зерновые, кукуруза, сахарная свёкла, картофель, хлопок, при заготовке и приготовлении кормов на животноводческих и птицеводческих фермах.

История развития машиностроения

Машиностроение как отрасль промышленности возникла в XVIII веке. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, паровой машины, как универсального двигателя и других машин повлекло создание машин для производства машин. Это было связано с изобретением суппорта, совершенствованиемметаллорежущих станков и появлением других металлообрабатывающих машин. Переход от мануфактуры к машинному производству открыл эпоху крупной машинной индустрии, промышленного капитализмаознаменовал полный технический переворот и общее ломка общественных отношений производства.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения: общее машиностроение (производство средств производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

  • - производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
  • - производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

В апреле 1921 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет «О сельскохозяйственном машиностроении», в котором говорилось: «Признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности». Первый серийный советский трактор был выпущен в 1923 г. на заводе «Красный путиловец». В 1932 г. наша страна отказалась от покупки тракторов за границей, а в 1960 г. вышла на первое место в мире по их производству.

В 1928 г. Запорожским заводом «Коммунар» выпущен наш первый зерноуборочный комбайн. В 1930 г. вступили в строй Сталинградский тракторный завод и завод «Ростсель- маш», а следующие годы ознаменовались рождением ряда крупнейших заводов сельскохозяйственных машин. Это были Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Ташкентский завод сельскохозяйственного машиностроения, Саратовский завод комбайнов.

Ныне производство техники для села - крупнейшая отрасль отечественного машиностроения. У колхозов и совхозов сегодня более 24 млн. различных сельхозмашин: свыше 2,75 млн. тракторов, более 800 тыс. зерноуборочных комбайнов, около 1,2 млн. тракторных плугов, около 1,5 млн. сеялок, более 120 тыс. картофеле- и свеклоуборочных комбайнов, 230 тыс. машин для разбрасывания минеральных удобрений, около 400 тыс. доильных установок и агрегатов, около 700 тыс. тракторных косилок и т. д.

Производство сельскохозяйственных машин приближено к основным районам их работы: хлопкоуборочных - в Средней Азии, для горного земледелия - в Закавказье, картофелеуборочных - в Нечерноземной зоне и т. д. Техника непрерывно обновляется - ежегодно снимаются с производства десятки устаревших моделей, появляются новые машины. У нас полностью механизированы основная обработка почвы, посев и уборка зерновых культур, посев сахарной свеклы и хлопчатника. Но все же более 300 производственных операций в сельском хозяйстве выполняется пока вручную. Отсюда нехватка рабочих рук в страдную пору.

Основа индустриализации сельскохозяйственного производства - комплексная механизация. Совершается переход от выпуска отдельных машин к производству наборов (комплексов) машин. Каждый такой комплекс способствует ликвидации ручного труда на возделывании определенного культурного растения от его посадки до уборки урожая. Например, в комплекс для возделывания пшеницы, ржи и других зерновых культур входят широкозахватные сеялки, самоходные жатки, зерноуборочные комбайны новейших моделей, подборщик-уплотнитель соломы, зерноочистительно-сушильные агрегаты.

Комплекс для возделывания сахарной свеклы - одной из самых трудоемких культур - это большое число машин, призванных механизировать более 30 операций всего процесса выращивания сладких корней. Здесь и многорядные сеялки, автоматический прорежи- ватель всходов, культиваторы-растениепитате- ли, корнеуборочные и ботвоуборочные машины, свеклопогрузчик. Комплекс для уборки льна, по производству которого наша страна занимает первое место в мире, составляют комбайн, льнотеребилка, оборачиватели ленты льна, молотилка-веялка и т. д. От тяжелого ручного труда при выращивании хлопчатника (технология выращивания включает около 100 операций) освобождает земледельца комплекс машин самого разнообразного назначения: сеялки точного высева, культиваторы, хлопкоуборочные машины, ворохоочистите- ли и др.

И подобные комплексы выпускаются для многих культур, для работы в теплицах, в садах, на виноградниках. Комплексная механизация сельского хозяйства все время развивается и совершенствуется.

На орошаемых и осушаемых землях нашей страны сейчас получают около 40% всего сбора зерна, кукурузы, около половины фруктов и винограда, 75% овощей, хлопка и риса. Значит, надо выпускать высокопроизводительную и экономичную землеройную и мелиоративную технику. Мелиорация - (от латинского melioratio - улучшение) - коренное улучшение земель. Главным образом - орошением засушливых земель и осушением их в районах избыточного увлажнения. Поэтому выпускают мощные тракторы, бульдозеры, дорожно-строительные машины для тяжелых работ на строительстве каналов, для планировки земли, для рыхления мерзлых и скальных грунтов. Мелиоративные работы требуют самой разнообразной техники. Это - камнеуборочные машины, почвенные фрезы, корче- ватели^пней, болотные плуги, дождевальные машины разных типов и назначений.

Все больше процессов управления машиной берет под свой контроль электроника. Снижаются физические усилия при вождении мащин, рычаги и рукоятки заменяются клавишами на панели управления. Уровень шума и вибраций в кабине тракториста удалось снизить в 2-3 раза.

Наша промышленность выпускает машины, оборудование и для комплексной механизации животноводства и птицеводства. Для доения коров, транспортировки выдоенного молока по трубопроводам, его фильтрации и охлаждения служат доильные автоматизированные установки типа «Тандем» или «Елочка». На такой установке работает всего 1 человек, причем за час с ее помощью можно выдоить 60-70 коров. Кроме основных операций предусмотрена автоматическая выдача концентрированных кормов в зависимости от индивидуальных надоев молока от каждой коровы.

Для телят «молочного периода» выпускают комплекты оборудования, которое позволяет механизировать и даже автоматизировать процесс приготовления жидкой молочной смеси и раздачу ее телятам. Каждый комплект одновременно обслуживает более 700 телят. Для взрослых животных предназначено оборудование, которое готовит сложные смеси кормов, транспортирует их по пневмопроводам и раздает в кормушки. Один комплект такого оборудования может обслужить от 2 до 6 тыс. голов крупного рогатого скота.

На птицефабриках применяют полностью автоматизированные инкубаторы, где автоматически поддерживаются постоянные температура и влажность воздуха и яйца периодически переворачивают с боку на бок специальные механизмы. Вместимость каждого инкубационного шкафа от 30 до 80 тыс. яиц. Автоматические линии обработки яиц моют, сушат, сортируют, маркируют, укладывают в удобную ячеистую тару от 8 до 20 и более тысяч яиц в час.

Выращивание цыплят на мясо (бройлеров) - очень трудоемкое дело. Для механизации этих работ (раздача кормов и воды, местный обогрев цыплят) выпускают комплекты оборудования, с помощью которых можно обслужить одновременно более 20 тыс. бройлеров. На свиноводческих комплексах и фермах автоматические устройства приготовляют и раздают корма, убирают навоз, обеспечивают благоприятный микроклимат и ультрафиолетовое облучение молодняка. Полностью автоматизированы системы водоснабжения, вентиляции и отопления.

Выпускаются комплекты оборудования для кролиководческих ферм, для выращивания ягнят, стрижки овец. Так в животноводстве осуществляется комплексная механизация и автоматизация тяжелого ручного труда. Животноводам помогают также разнообразные автомобильные и тракторные раздатчики-смесители кормов, транспортеры, скреперные установки для уборки навоза, передвижные и стационарные водоподъемники.

Машины для животноводства непрерывно совершенствуются, в частности, за счет применения различных современных материалов, стойких к неблагоприятному воздействию среды, гигиеничных. Все шире будут применяться электронные средства контроля и управления технологическими процессами, робототехника.

отрасль машиностроения, производящая тракторы и др. сельскохозяйственные машины, в т.ч. комбайны, пресс-подборщики, оборудование для внесения в почву удобрений и борьбы с вредителями растений, для животноводческих и птицеводческих хозяйств, транспортировки сельскохозяйственной продукции и др.

Сельскохозяйственное машиностроение

отрасль машиностроения, осуществляющая техническое перевооружение сельского хозяйства. Главная задача С. м. ≈ обеспечить комплексную механизацию с.-х. производства, т. е. применение машин не только на основных, но и на всех промежуточных операциях при возделывании таких важнейших культур, как зерновые, кукуруза, сахарная свёкла, картофель, хлопок, при заготовке и приготовлении кормов на животноводческих и птицеводческих фермах. С. м. возникло в начале 19 в. в Великобритании, а вскоре и в США, где дороговизна и недостаток рабочих рук вызывали необходимость внедрения машин, особенно в районах экстенсивного земледелия западных штатов. К концу 19 в. развитое С. м. имели также Франция, Швеция, Германия. В дореволюционной России подавляющая часть крестьянства пользовалась примитивным с.-х. инвентарём. По переписи 1910, в крестьянских хозяйствах насчитывалось 7,8 млн. сох и косуль, 7 млн. конных плугов и 752 тыс. конных жаток. В 1913 было изготовлено всего 180 паровых молотилок. Первые предприятия по производству с.-х. инвентаря появились в 19 в. (главным образом ремонтные мастерские иностранных торговых фирм). После Октябрьской революции 1917 начало планомерному развитию С. м. положил Декрет СНК от 1 апреля 1921, в котором указывалось, что производство с.-х. машин и орудий ≈ дело чрезвычайной важности для решения задач по укреплению сельского хозяйства. Сов. государство создало собственную индустриально-техническую базу для коренной реконструкции всех отраслей сельского хозяйства (см. также Тракторостроение). С 1926 начат выпуск тракторных культиваторов для сплошной обработки почвы (завод «Красный Аксай»), с 1928 ≈ тракторных плугов (Одесский завод им. Октябрьской революции), с 1930 ≈ зерноуборочных комбайнов, с 1932 ≈ тракторных картофелеуборочных машин. Уже к 1937 СССР по годовому производству зерноуборочных комбайнов вышел на 1-е место в мире ≈ 44 тыс. шт. против 29 тыс. в США; практически произошёл переход к выпуску машин механической тяги. В 1928 их удельный вес (в %) в выпуске составил 2,6; в 1929≈9,2, в 1930≈19, в 1937≈91,2. Во время Великой Отечественной войны 1941≈45 большая часть заводов С. м. переключилась на производство оборонной продукции; на Востоке была создана новая база производства с.-х. машин. Построены заводы на Алтае, в Узбекской ССР, Казахской ССР и др. Особенно развилось С. м. после войны (см. табл. 1). С. м. имеет такие специализированные предприятия, как «Ростсельмаш», «Алтайсельмаш», «Ташсельмаш», «Рязеельмаш», «Львовсельмаш», им. Октябрьской революции (Одесса), «Красная звезда» (Кировоград), Таганрогский комбайновый завод, Херсонский завод им. Петровского и др. Если в 1940 было выпущено машин на 50 млн. руб. (в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955), то в 1950 ≈ на 286 млн. и в 1965 ≈ на 1461 млн. руб. Высокие темпы роста С. м. позволили к 1962 превзойти уровень производства с.-х. техники США. В 1973 в СССР изготовлено зерноуборочных комбайнов в 3,4 раза больше, чем в США, тракторных плугов в 2,5, тракторных сеялок в 4,2 раза. Наряду с количественным ростом производства проводилась работа по созданию и освоению новых конструкций, что позволило более полно механизировать различные отрасли сельского хозяйства с учётом климатических зон. В 1971≈74 значительно расширена номенклатура, освоено более 300 новых моделей с.-х. техники. Отраслью решены крупные технические проблемы. Созданы машины для возделывания сельскохозяйственных культур на почвах, подверженных ветровой эрозии, для внесения минеральных удобрений, почвообрабатывающие и др. машины. Производительность новых моделей плугов, сеялок, разбрасывателей удобрений, машин для защиты растений от вредителей повышена в 1,2≈1,5 раза, комбайнов для уборки картофеля, хлопкоуборочных машин, пресс-подборщиков, машин для орошения в 1,4≈2 раза. Улучшены технико-экономические показатели машин для уборки и обработки зерновых культур. На производство поставлены новые зерноуборочные комбайны ≈ «Сибиряк», «Нива» и «Колос». Ежегодно обновляется 10≈13% номенклатуры выпускаемых машин. Происходит переход от индивидуального проектирования отдельных образцов машин к созданию семейства однотипных машин на основе базовых моделей и модификаций. Большое внимание уделяется улучшению условий труда механизаторов. Комбайны имеют удобные кабины, гидравлические и автоматические устройства, специальные приборы для контроля за работой рабочих органов. Время на техническое обслуживание с.-х. машин снижено в 1,5 раза (за 1971≈73). Повышение производительности машин и их технического уровня позволило высвободить за 60-е гг. из сферы сельского хозяйства 2,5 млн. человек. Высокими темпами развивается С. м. в других социалистических странах (см. табл. 2). Объединение усилий специалистов СССР, ГДР, НРБ, ВНР позволило создать высокопроизводительные самоходные машины для уборки сахарной свёклы, винограда, томатов, а также другие машины. Среди капиталистических государств наибольшее развитие получило С. м. в США, где выпускается более 50% с.-х. машин от суммарного выпуска в капиталистических странах (см. табл. 3). Крупнейшие фирмы С. м. США ≈ «Интернэшонал харвестер» (International Harvester), «Масси-Фергюсон» (Massey-Ferguson), «Аллис-Чалмерс» (Allis Chalmers); Великобритании ≈ «Мотор корпорейшен» (Motor Corporation), «Бритиш Лейленд» (British Leyland); Франции ≈ «Рено» (Renault); ФРГ ≈ «Клёкнер-Гумбольдт-Дёйц» (Klöckner-Humboldt-Dcutz). Табл.

    ≈ Производство основных сельскохозяйственных машин в СССР, тыс. шт.

    Всего наименований (видов), шт.

    Плуги тракторные

    Сеялки тракторные

    Комбайны зерноуборочные

    Комбайны свеклоуборочные

    Комбайны картофелеуборочные

    Машины хлопкоуборочные

    Комбайны кукурузоуборочные

  1. ≈ Производство основных сельскохозяйственных машин в странах ≈ членах СЭВ (1973), шт.

    Плуги тракторные

    Сеялки тракторные

    Комбайны зерноуборочные

    Комбайны силосоуборочные

    Болгария

  2. ≈ Производство основных видов сельскохозяйственных машин в развитых капиталистических странах (1973), тыс. шт.

    Плуги тракторные

    Сеялки тракторные

    Комбайны зерноуборочные

    Комбайны силосоуборочные

    Великобритания

  3. 1 Оценка. 2 197

    1. 3 Сеялки зерновые и хлопковые всех видов в 197

      Лит.: Государственный пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1971≈1975 годы. [Сборник], М., 1972; Статистический ежегодник стран ≈ членов Совета Экономической Взаимопомощи, 1974, М., 1974.

      А. И. Нилюбов.

Википедия

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение - отрасль машиностроения, обеспечивающая механизацию перевооружение сельскохозяйственного производства. В число задач отрасли входит механизация не только ключевых, но и промежуточных операций при возделывании культур.

Возникло в первой половине XIX века в Великобритании, затем получило распространение в США.

2017-02-17 Игорь Новицкий


Хотя в современном мире роль сельского хозяйства перестала быть доминирующей в национальной экономике, оно по-прежнему остается очень важным ее сегментом. Без агропромышленного комплекса невозможно было бы обеспечить продовольственную безопасность страны, а это уже очень серьезная проблема. В свою очередь эффективность сельского хозяйства напрямую зависит от того, насколько хорошо развито сельскохозяйственное машиностроение в стране.

Сельскохозяйственная отрасль машиностроения и ее место в экономике

Современное сельское хозяйство разительно отличается от того, каким оно было еще сотню лет назад. Высочайший уровень механизации, который сегодня стал нормой в данной отрасли, значительно преобразил ее, на порядки повысив производительность труда. Благодаря этому, даже небольшой процент занятых в сельском хозяйстве способен успешно прокормить остальное население, занятое в других отраслях.

Россия является уникальным государством с точки зрения ее аграрного потенциала. Мы располагаем десятой частью мировой пашни, половиной мировых черноземов и пятой частью запасов пресной воды. Имея всё это, наша страна просто обязана быть крупнейшим игроком на мировом рынке продовольствия и технических сельхозкультур.

Однако на пути развития отрасли стоит множество проблем, в числе которых не последнее место занимает недостаточная оснащенность современной сельхозтехникой. Сельскохозяйственное машиностроение России даже в советские времена могло впечатлить разве что количественными показателями, тогда как технологический уровень производимых тракторов, комбайнов и прочей техники значительно уступал западным аналогам. С распадом СССР ситуация усугубилась и приобрела катастрофический характер.

Оправившись от потрясений 1990-х годов, аграрии начали наращивать объемы производства, но быстро столкнулись с нехваткой сельхозтехники. Отечественные заводы могли предложить им лишь морально устаревшие образцы, как правило, спроектированные еще в советские времена. Их низкая продуктивность, неудовлетворительная надежность и высокие расходы на эксплуатацию буквально вынуждали аграриев покупать технику в Европе и даже Америке.

Сегодня российские предприятия сельскохозяйственного машиностроения приносят лишь около десятой доли процента от ВВП, что самым прямым образом свидетельствует о состоянии этой отрасли и ее месте в структуре экономики. В силу экономических и других причин российские фермеры либо не могут себе позволить регулярно обновлять парк сельхозмашин, либо предпочитают использовать импортную технику. Результатом этого становится низкая загрузка производственных мощностей на отечественных заводах.

В то же время эксперты уверены, что потенциал сельскохозяйственного машиностроения в России просто огромен. АПК нашей страны растет и развивается, а вместе с ним растет и внутренний спрос на комбайны и трактора. Для всех иностранных производителей техники Россия является очень важным рынком, то есть потребность в данной продукции существует и весьма большая.

Также не следует забывать, что, как и всякое другое машиностроение, производство тракторов и прочей агротехники - это длинная цепочка смежных производств. Здесь задействованы буквально все отрасли экономики: металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, энергетика, горная промышленность, приборостроение, легкая и даже пищевая промышленность.

Мультипликативный эффект от одного рубля, инвестированного в сельскохозяйственную отрасль машиностроения, составляет целых 3 рубля. Иными словами, увеличив выпуск тракторов и комбайнов в России на 1 млрд. рублей, мы увеличим объем ВВП сразу на три миллиарда за счет того, что были задействованы многочисленные смежные отрасли.

Оснащенность АПК РФ продукцией сельскохозяйственного машиностроения

Даже в «золотые» советские годы уровень оснащения агропромышленного комплекса сельхозтехникой был на неудовлетворительном уровне. Особенно, если сравнивать с сельским хозяйством Западной Европы и Северной Америки. При этом давало о себе знать еще и технологическое отставание, которое проявляло себя в низкой эффективности сельхозмашин.

Распад Советского Союза усугубил и без того далекую от оптимума ситуацию. В течение первых пятнадцати постсоветских лет отечественный парк сельскохозяйственной техники сократился более, чем в 4 раза. Аграриям остро не хватало даже тракторов и комбайнов, не говоря уже о более узкоспециализированной продукции сельскохозяйственного машиностроения. Причем сокращение парка в общенациональном масштабе продолжается до сих пор, хотя и уже гораздо более низкими темпами, чем раньше.

По данным Росстата, в 2014 году в сельхозпредприятиях России насчитывалось 247 тыс. тракторов и 64 тыс. зерноуборочных комбайнов. Для сравнения в 2000 г. эти показатели были на уровне 746 тыс. и 198 тыс. соответственно. При этом сама техника, которой в настоящий момент располагают аграрии, по данным экспертов, на 2/3 является изношенной физически и на 80-90% устаревшей морально.

Использование изношенной и устаревшей сельхозтехники сказывается на рентабельности агропредприятий. Старые трактора и комбайны требуют больше расходов в процессе эксплуатации, а уровень потерь урожая из-за них выше, чем при использовании новой техники. Причем уровень развития сельскохозяйственного машиностроения в стране таков, что новая отечественная техника не намного лучше себя показывает, чем «бэушная» импортная.

Наиболее наглядно об уровне обеспеченности отечественного АПК сельхозтехникой свидетельствует такой показатель, как количество тракторов в расчете на 1 тыс. гектар пашни. По этому показателю мы очень существенно отстаем от других стран. Например, в Аргентине на эту площадь приходится в среднем 8 тракторов, в Канаде - 16, в Германии - 64. Для сравнения в России на 1000 га посевов приходится всего 3(!) трактора. Схожая ситуация и по комбайнам.

Состояние сельскохозяйственного машиностроения России

Хотя сокращение общего количества тракторов в сельскохозяйственной отрасли России продолжается, эксперты отмечают постепенное обновление парка машин. Важную роль в этом процессе сыграли государственные программы развития АПК. Одной из самых последних в этой цепочке стала начатая в 2016 году программа развития сельскохозяйственного машиностроения.

Не смотря на то, что уровень импорта сельхозтехники в России остается одним из самых высоких в Европе, машиностроители постепенно наращивают производство своей продукции и успешно конкурируют с западными производителями. К сожалению, главным конкурентным преимуществом остается низкая стоимость отечественных тракторов, а вовсе не их технологичность.

Крупнейшими производителями сельхозтехники в России являются комбайновый завод «Ростсельмаш», концерн «Тракторные заводы» и Петербургский тракторный завод. Примечательно, что эти предприятия используют минимум импортных комплектующих: уровень локализации их продукции составляет более 90%.

Среди производителей из стран СНГ наиболее успешно в России торгуют своей техникой «Минский тракторный завод», «Гомсельмаш» (Гомель) и «Харьковский тракторный завод». За последние десятилетия очень хорошо укрепились в нашей стране и заводы сельскохозяйственного машиностроения из дальнего зарубежья, работающие под марками «John Deere», «CNH», «Claas», «AGCO», «SDF» и др.

Если рассмотреть отдельные сегменты отрасли, то наиболее критична ситуация, сложившаяся в производстве сельскохозяйственных тракторов. Можно без преувеличения сказать, что тракторостроение в России практически отсутствует. Одни предприятия прекратили выпуск традиционной продукции (так, например, произошло с Липецким тракторным заводом), другие и вовсе полностью ликвидированы и более не существуют (Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения). Более-менее стабильно работают лишь предприятия, входящие в состав концерна «Тракторные заводы».

В 2014 году в России было выпущено всего лишь около 6,7 тыс. тракторов сельскохозяйственного назначения, в 2015-м - 5,2 тыс., в 2016-м - 6,7 тыс. Причем даже из этого мизерного количества отечественными являются лишь около половины тракторов. Так, по данным за 2016 год 52% произведенных в России тракторов были собраны из импортных тракторокомплектов иностранных брендов. Особенно много тракторов по этой технологии произвели российские филиалы МТЗ - более 38%.

В то время как тракторное сельскохозяйственное машиностроение в России хромает на обе ноги, ситуация в сегменте зерноуборочных комбайнов складывается значительно лучше. В 2014 году в нашей стране было произведено 5,5 тыс. этих машин, в 2015-м - 4,6 тыс., в 2016-м - 6,4 тыс. Этого вполне достаточно, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка и даже экспортировать технику за рубеж.

Главным российским комбайностроителем является концерн «Ростсельмаш», в состав которого входит больше дюжины заводов в разных регионах. Кроме того, на территории России методом крупноузловой сборки производят комбайны иностранных брендов - «Claas», «Гомсельмаш», «CNH», «John Deere», «AGCO» и др.

Хотя производство комбайнов является самым успешным сектором отечественного сельхозмашиностроения, за последние годы прекратили выпуск этой техники (а порой и свое существование) многие профильные предприятия. В частности комбайны больше не выпускают Тульский комбайновый завод, Рязанский завод сельскохозяйственного машиностроения, Таганрогский комбайновый завод, Красноярский комбайновый завод и другие.

Торговый баланс сельскохозяйственного машиностроения РФ

Достаточно неплохо общую ситуацию в отечественном машиностроении сельхознаправления характеризует баланс импорта/экспорта. Еще несколько лет назад сальдо было резко отрицательным: в 2014 году на экспорт продано 589 зерноуборочных комбайнов и 5,2 тыс. тракторов всех типов (к сожалению, не удалось найти статистику отдельно по сельхозтракторам); в тот же год импорт комбайнов составил 2118 единиц, а тракторов - 82,8 тыс.

Однако с 2013 года наметилась стойкая тенденция по выравниванию диспропорции между импортом и экспортом. По итогам первых восьми месяцев 2016 года российские производители увеличили продажи на внутреннем рынке:

  • полноприводных тракторов - на 80%,
  • комбайнов - на 35%,
  • посевной техники - на 15%,
  • почвообрабатывающей - на 35%,
  • машин для послеуборочной обработки урожая - на 20%.
Об увеличении лимитов суммарного объёма субсидий производителям сельскохозяйственной техники Постановление от 18 января 2019 года №8. В Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники внесены изменения, которыми, в частности, скорректированы лимиты суммарного объёма субсидий (в процентах от общего объёма субсидий на финансовый год), предоставляемых производителю в зависимости от численности персонала, участвующего в производстве сельхозтехники. Для производителей с численностью персонала от 75 до 500 человек суммарный объём субсидий увеличен с 5% до 15%, а для производителей с численностью персонала от 500 до 1000 человек – с 12,5% до 20%.

18 января 2019 , Доклад Дениса Мантурова на совещании о развитии производства отечественной сельскохозяйственной техники в рамках реализации национальных проектов Об увеличении производства и повышении конкурентоспособности российской сельскохозяйственной техники.

18 января 2019 , Сельскохозяйственное машиностроение Председатель Правительства встретился с работниками и стажёрами предприятия.

22 ноября 2018 , Сельскохозяйственное машиностроение В ходе встречи обсуждались, в частности, вопросы развития производства сельхозтехники в России и модернизации отечественного агропромышленного комплекса.

2 октября 2018 , Сельскохозяйственное машиностроение О некоторых вопросах государственной поддержки производителей самоходной и прицепной техники Постановление от 27 сентября 2018 года №1148. В целях повышения эффективности субсидий, предоставляемых российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной сельскохозяйственной самоходной и прицепной техники, и затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, расширен перечень не облагаемых НДС затрат предприятий – производителей такой техники.

24 сентября 2018 , О правилах предоставления субсидий из федерального бюджета на формирование системы послепродажного обслуживания Сообщение Дмитрия Козака на совещании с вице-премьерами 24 сентября 2018 года.

24 сентября 2018 , Поддержка несырьевого экспорта О субсидировании организаций машиностроения для создания системы послепродажного обслуживания Постановление от 20 сентября 2018 года №1116. Утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного и железнодорожного машиностроения на компенсацию части затрат, связанных с созданием системы послепродажного обслуживания. Предусматривается создание не менее 30 сервисных центров по послепродажному обслуживанию продукции этих отраслей машиностроения.

17 сентября 2018 , Сельскохозяйственное машиностроение Об изменениях в порядке предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники Постановление от 12 сентября 2018 года №1085. В Правила предоставления субсидии производителям сельскохозяйственной техники внесены изменения, которыми, в частности, размеры предоставляемых скидки и субсидии увеличены с 15% и 20% до 25% и 30% (в зависимости от субъекта Федерации, в который планируется поставка техники).

11 апреля 2018 , Сельскохозяйственное машиностроение Производство сельхозтехники за 6 лет выросло (в денежном выражении) почти в 3 раза. Доля российской продукции на внутреннем рынке сейчас составляет 56%. Экспорт вырос на 16,2%.

11 апреля 2018 , Сельскохозяйственное машиностроение В 2017 году запущен в серийное производство новейший сельскохозяйственный трактор «Кировец» 4-го класса серии «К-4» («Кирюша») с автоматизированной трансмиссией (180–240 л.с.). Продолжилась разработка зерноуборочного комбайна 3-го класса повышенной производительности и комфортабельности рабочего места оператора NOVA с набором адаптеров. Заканчиваются испытания и начата подготовка к серийному производству высокоэффективного кормоуборочного комбайна РСМ-2650, высокопроизводительной машины с мощностью двигателя до 650 л.с.

22 февраля 2018 , Сельскохозяйственное машиностроение О субсидировании приобретения сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной техники, оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности Постановление от 17 февраля 2018 года №163. Утверждены Правила предоставления субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным на приобретение сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной техники, а также оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. Такой механизм господдержки позволит реализовать не менее 4000 единиц сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной техники, а также оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе не менее 600 единиц инновационной техники.

12 декабря 2017 , Транспортное машиностроение О перераспределении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства России на поддержку отдельных отраслей промышленности Распоряжение от 9 декабря 2017 года №2747-р. В соответствии с планом действий в отдельных отраслях экономики в 2017 году. Выделены дополнительные бюджетные ассигнования на предоставление субсидий покупателям вагонов в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава, производителям сельскохозяйственной техники в целях модернизации парка такой техники, организациям промышленности на пополнение оборотных средств и финансирование текущей производственной деятельности за счёт соответствующей корректировки объёмов финансирования по ряду других направлений.

7 декабря 2017 , Сельскохозяйственное машиностроение О порядке предоставления субсидий производителям тракторов на приобретение двигателей внутреннего сгорания Постановление от 5 декабря 2017 года №1472. Утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям тракторов на компенсацию части затрат, связанных с использованием двигателей внутреннего сгорания при производстве самоходной тракторной техники. Реализация такого механизма государственной поддержки направлена на компенсацию производителям самоходной тракторной техники 50% затрат на приобретение двигателей внутреннего сгорания. В рамках этого механизма государственной поддержки планируется реализовать около 1000 двигателей внутреннего сгорания. Это будет способствовать стабилизации финансовой ситуации и дополнительной загрузке производственных мощностей предприятий сельскохозяйственного машиностроения, сохранению рабочих мест, в том числе в смежных отраслях. 11 июля 2017, вторник

1