Дифференциал финансового рычага показывает. Финансовый леверидж (финансовый рычаг)

Закрепленная Конституцией РФ, республиканская форма правления стала предметом научных дискуссий о том, к какому виду республик следует относить современную отечественную форму государственного устройства. Юридическая неопределенность конституционной формулировки обусловила остроту споров относительно квалификации установленной Конституцией 1993г. модели организации государственной власти в Российской Федерации. В специальной литературе, политической практике обнаружились разные подходы к проблеме. Одни авторы оценивают форму правления Российского государства как смешанную (полупрезидентскую) республику ; другие рассматривают ее как неопрезидентскую. Во многих научных публикациях стала характеристика российской формы правления как «сверхпрезидентства», «суперпрезидентства» и «выборной ненаследуемой монархии».

Очевидно, что вывод о конкретной разновидности формы правления Российского государства возможен на основе систематического истолкования положений статей 1, 10, 11 Конституции РФ, а также положений ее глав 4-6.

В Конституции Российской Федерации, принятой 12.12.1993г. всенародным голосованием, из текста ст. 1 следует, что Россия есть правовое государство с республиканской формой правления.

В Российской Федерации законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется органами, порядок формирования и полномочия которых определяется ее Конституцией и законами. Так, ст. 11 Конституции РФ является непосредственным продолжением содержания ст. 10, в которой, как мной было сказано выше, закреплен принцип разделения властей. В ст. 11 названы федеральные органы государственной власти. Эти органы -Президент, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации. Их "роль" раскрывается в гл. 4-7 Конституции. Особая роль в этой системе органов государственной власти принадлежит Президенту.

Президент Российской Федерации выступает в качестве

системообразующего фактора. Он является гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Само понятие "президент" в конституционно-правовом смысле означает главу государства. Ради этого данный институт и был создан в мировой практике.

Институт президентства призван обеспечивать устойчивость

Главная задача президента заключается в том, чтобы олицетворять государство внутри страны и вовне. Именно поэтому президенты наделяются полномочиями верховного командования вооруженными силами, награждения орденами и другими знаками отличия. В ч. 2 ст. 80 российская конституция исходит из того, что современная цивилизация не может отказаться от древнего принципа единоличного охранителя основ существующего порядка. Поэтому Президент обеспечен полномочиями, необходимыми ему для выполнения функций, направленных на охрану существенных ценностей общества, которые перечислены в ст. 80.

Президент Российской Федерации является вершиной государственной власти. Хотя Президент, в силу ряда его полномочий, и по традиции, и в реальности наиболее близок к правительству, чем к другим органам власти, тем не менее юридически он дистанцирован от всех ветвей власти. В правовом отношении Президент стал более защищён, что позволяет, в свою очередь укрепить авторитет федеральной государственной власти в целом.

Президент в России, как и во Франции и в США, фактически возглавляет исполнительную вертикаль.

Президент является ключевой, могущественной фигурой во властных структурах Российской Федерации. Уже одно то, что "Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства" (ч. 3 ст. 80) говорит само за себя.

Президент осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, представляет Россию на международном уровне. Кроме того, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями, которые формулируют основные направления внешней и внутренней политики страны, являясь обязательными для исполнительной власти и задавая ориентиры для деятельности других ветвей власти. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом России и состоит из двух палат - Совета Федерации (по два представителя от каждого субъекта РФ) и Государственной Думы (450 депутатов), которые заседают отдельно. Федеральное Собрание приступило к работе с начала 1994г., после того, как вместе с голосованием по Конституции 12.12.1993г., прошли выборы в Государственную Думу. Государственная Дума дает свое согласие на назначение и высвобождение от занимаемой должности основных ключевых государственных должностей (председатель правительства, судей Конституционного Суда, Генерального Прокурора РФ), а также решение о доверии правительству. Согласно Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Правительстве Российской

Федерации" статьи 7 Председатель правительства (премьер-министр) назначается и освобождается от должности Президентом РФ, Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения. Это означает, что освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

Правительство подотчетно Президенту и Федеральному Собранию (ст. 38 ФКЗ «О правительстве РФ» гласит, что «члены правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат»). Но в силу того, что Правительство не несет по Конституции прямой ответственности перед парламентом, все те «выпады», на которые отваживалась Государственная Дума, повисали в воздухе. Законодательная власть имеет правом импичмента по отношению к Президенту.

К одному из важнейших составляющих элементов формы правления России является отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти. Основные аспекты этих взаимоотношений, это конечно же участие президента и правительства в законодательном процессе, политическая ответственность правительства и роспуск Государственной Думы.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации Президент и Правительство наряду с другими субъектами обладают правом

законодательной инициативы. При этом в последние годы Президент вносит в Государственную Думу законопроекты по ключевым вопросам социальнополитической и экономической жизни страны. Проведенный анализ показал, что в течение 2008-2010 гг. удельный вес законодательных инициатив Президента РФ составил более 8%. При этом все законодательные инициативы главы государства получили воплощение в принятых парламентом федеральных конституционных и федеральных законах.

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации Президент имеет право вето, или право отлагательного вето, которое может быть преодолено только лишь 2/3 голосов каждой из палат парламента.

Конечно, невозможно отрицать, что Президент имеет ключевое значение в механизме применения конституционной ответственности как в отношении Правительства, так и Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением нижней палаты парламента (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). Точно также, если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству, то Президент принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). Таким образом, невозможно отрицать, что правительство в России несет ответственность перед президентом.

С учётом всего выше сказанного можно сделать вывод, что институт парламентской ответственности правительства в России на самом деле отсутствует, как следствие, не является актуальным в условиях российской действительности. Институт парламентской ответственности характерен для стран с парламентским правлением и в некоторой степени для смешанных республик. Отнесение Российской Федерации к парламентским республикам достаточно проблематично.

Также, можно говорить, что по ряду характерных форме правления Российской Федерации характеристик ее нельзя отнести и как смешанную, то есть полупрезидентскую. Правительство РФ формируется и несет ответственность главным образом перед Президентом и в гораздо меньшей степени перед Государственной Думой, это и будет являться главным отличием Российской Федерации от такой формы правления. Отсюда, можно говорить о том, что Государственная Дума не имеет достаточного количества властных полномочиями для конкурирования с Президентом по вопросу о формировании Правительства. Но все таки, внесение Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» в пункт «а» ст. 114 Конституции РФ изменений усиливает основополагающие полномочия Государственной Думы. Соответственно нововведениям Правительство РФ «представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой». Таким образом, Правительство конституционно обязано ежегодно отчитываться перед одной из палат Федерального Собрания РФ.

В связи со всем выше сказанным, логичен был бы вывод о том, что российская модель организации государственной власти в силу своего фактического отсутствия парламентской ответственности Правительства предполагает функционирование государства именно по образцу президентской республики. Однако, стоит принимать во внимание, что у Президента имеется права роспуска одной из палат российского парламента, что противоречит классическим представлениям о данной форме правления. Таким образом, проведенный анализ показывает, что российская форма правления отличается существенными особенностями. При этом критика российской формы правления идет с двух позиций, а именно правовой и политологической. Юристы обращают внимание на сугубо правовые аспекты организации верховной власти в стране: право президента издавать указы, фиксация в Конституции РФ нормы об определении президентом основных направлений внутренней и внешней политики, процедура импичмента, процедура «преемственности» власти.

Политологи делают акцент на влиянии конфигурации власти на социальные и политические процессы. В частности, утверждается, что российская форма ведет к неразвитой партийной системе, подрывает стимулы к партийной деятельности, влечет коррупцию, разбухание государственного аппарата, рост неформальных процедур принятия решений и другие пагубные последствия.

Большинство исследователей, оценивающих российскую форму правления, полагает, что основной ее недостаток - склонность к авторитаризму. Многие авторы обращают внимание на тяготение России к «чистой» президентской системе, учитывая и конституционно-правовые, и фактические ее характеристики.

В то же время при анализе особенностей российской формы правления, обращается внимание на следующее: во-первых, не следует все недостатки организации и функционирования власти приписывать только форме правления. Дело в том, что в России большую роль играют неформальные практики в процессе принятия решений. Многое определяет «теневая» борьба заинтересованных групп в администрации президента и правительстве, а также влияние групп интересов на исполнительную власть; во-вторых, у российской формы правления есть и преимущества. К их числу обычно относят: сильную президентскую власть, которая необходима в «переходных» условиях; президента как гаранта Конституции, прав и свобод, стабильности в стране; демократичность прямых президентских выборов; ясный выбор электората при неразвитой партийной системе; преемственность и последовательность политического курса; малый риск прихода к власти экстремистов и радикалов.

Следует согласиться с мнением А. Н. Медушевского, который считает, что основным и решающим ее преимуществом является «обеспечение политической стабильности в условиях переходного периода»; в- третьих, критика существующей в России формы правления отнюдь не означает предложения ввести парламентскую или иную систему. Проблематично, что достоинства этих форм будут реализованы в российских условиях, к тому же, сами эти формы не лишены недостатков.

В политологии обращается внимание и на такое достоинство формы правления современной России, как ее соответствие определённой общественной формации, при этом отмечается, что уровень ее институционализации не является низким. В пояснение к этому подчеркивается, что после 1993г. в стране не было ни конституционного кризиса, ни дисфункции или паралича власти, ни делегитимации государственной системы в целом. Вопреки печальным прогнозам 1993г. форма правления продемонстрировала высокую живучесть и, несмотря на очевидные дефекты, выстояла, сохранила свою работоспособность, стала определенным стабилизатором государства и политической системы в целом. Адаптивность российской системы правления проявилась и в том, что она осталась прежней при смене политического лидера и правящих элит. Отмечается, что российская форма правления адаптировалась к изменениям среды и политического курса.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что форма правления Российского государства приближена к близкой по своим типологическим характеристикам модели организации государственной власти, квалифицируемой как президентская форма правления.

Вместе с тем, сохраняющие принципиальные отличия от этой модели государственного устройства, указывает на несовпадение конституционно установленной формы правления с типологическими характеристиками президентарной формы правления. С учетом этого, представляется обоснованным мнение российских ученых, квалифицирующих форму правления Российского государства квазипрезидентской республикой, или субпрезидентской, то есть близкой (сходной) по своему значению с президентской формой правления. Сформулированный в начале 2000-х гг. этот вывод, думается, остается наиболее точным в оценке организации государственного устройства современной России. Представляется, что и в практическом значении вывод о президентальной форме правления в современной России является перспективным, в наибольшей мере отвечающим практике российского конституционализма.

  • Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном мире / Государство и право. 1994. № 1.С. 23.
  • Варнавский А.Г. Форма правления современного Российского государства как объект Конституционного регулирования// Журнал социально-экономические явления и процессы, 2011, №1-2

Для любого предприятия приоритетное значение имеет правило, при котором как собственные, так и заемные средства должны обеспечивать отдачу в форме прибыли (дохода). Действие финансового рычага (левериджа) характеризует целесообразность и эффективность использования предприятием заемных средств как источника финансирования хозяйственной деятельности.

Эффект финансового рычага заключается в том, что предприятие, используя заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств. Данный эффект возникает из расхождения между рентабельностью активов (имущества) и «ценой» заемного капитала, т.е. средней банковской ставкой. При этом предприятие должно предусмотреть такую рентабельность активов, чтобы денежных средств было достаточно на уплату процентов за кредит и уплату налога на прибыль.

Следует иметь в виду, что средняя расчетная ставка процента не совпадает с процентной ставкой, принимаемой по условиям кредитного договора. Среднюю расчетную ставку устанавливают по формуле:

СП = (ФИк: сумма ЗС) х 100,

СП – средняя расчетная ставка за кредит;

Фик – фактические финансовые издержки по всем полученным кредитам за расчетный период (сумма уплаченных процентов);

сумма ЗС – общая сумма заемных средств, привлеченных в расчетном периоде.

Общая формула для расчета эффекта финансового рычага может быть выражена:

ЭФР = (1 – Нс) х (Ра – СП) х (ЗК: СК),

ЭФР – эффект финансового рычага;

Нс – ставка налога на прибыль в долях единицы;

Ра – рентабельность активов;

СП - средняя расчетная ставка процента за кредит в %;

ЗК – заемный капитал;

СК – собственный капитал.

Первая составляющая эффекта – налоговый корректор (1 – Нс), показывает, в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с различным уровнем налогообложения. Он не зависит от деятельности предприятия, т. к. ставку налога на прибыль утверждают в законодательном порядке.

В процессе управления финансовым рычагом дифференцированный налоговый корректор может быть использован в случаях, если:

    по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения;

    по отдельным видам деятельности предприятия используют льготы по налогу на прибыль;

    отдельные дочерние подразделения (филиалы) предприятия осуществляются свою деятельность в свободных экономических зонах, как своей страны, так и за рубежом.

Вторая составляющая эффекта – дифференциал (Ра – СП), является основным фактором, формирующим положительное значение эффекта финансового рычага. Условие: Ра > СП. Чем выше положительное значение дифференциала, тем весомее при прочих равных условиях значение эффекта финансового рычага.

В связи с высокой динамичностью этого показателя, он требует систематического мониторинга в процессе управления. Динамизм дифференциала обусловлен рядом факторов:

    в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка стоимость привлечения заемных средств может резко возрасти и превысить уровень бухгалтерской прибыли, генерируемой активами предприятия;

    снижение финансовой устойчивости, в процессе интенсивного привлечения заемного капитала, приводит к увеличению риска банкротства предприятия, что вынуждает повышать процентные ставки за кредит с учетом премии за дополнительный риск. Дифференциал финансового рычага тогда может быть сведен к нулю или даже к отрицательному значению. В результате, рентабельность собственного капитала снизится, т.к. часть генерируемой им прибыли будет направлена на обслуживание долга, полученного под высокие процентные ставки;

    в период ухудшения ситуации на товарном рынке, сокращения объема продаж и величины бухгалтерской прибыли отрицательное значение дифференциала может формироваться даже при стабильных процентных ставках за счет снижения рентабельности активов.

Таким образом, отрицательная величина дифференциала приводит к снижению рентабельности собственного капитала, что делает его использование неэффективным.

Третья составляющая эффекта – коэффициент задолженности или плечо финансового рычага (ЗК: СК) . Он является мультипликатором, который изменяет положительное или отрицательное значение дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента задолженности будет приводить к еще большему повышению рентабельности собственного капитала. При отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента задолженности будет приводить к еще большему падению рентабельности собственного капитала.

Итак, при стабильном дифференциале коэффициент задолженности является главным фактором, влияющим на величину доходности собственного капитала, т.е. он генерирует финансовый риск. Аналогично, при неизменной величине коэффициента задолженности, положительное или отрицательное значение дифференциала генерирует как увеличение суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.

Соединив три составляющих эффекта (налоговый корректор, дифференциал и коэффициент задолженности), получим значение эффекта финансового рычага. Данный способ расчета позволяет предприятию определить безопасный объем заемных средств, то есть допустимых условий кредитования.

Для реализации этих благоприятных возможностей необходимо установить наличие взаимосвязи и противоречия между дифференциалом и коэффициентом задолженности. Дело в том, что при увеличении объема заемных средств финансовые издержки по обслуживанию долга возрастают, что, в свою очередь, приводит к снижению положительного значения дифференциала (при неизменной величине доходности собственного капитала).

Из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

    если новое заимствование приносит предприятию рост уровня эффекта финансового рычага, то оно выгодно для предприятия. При этом необходимо контролировать состояние дифференциала, поскольку при увеличении коэффициента задолженности коммерческий банк вынужден компенсировать возрастание кредитного риска повышением «цены» заемных средств;

    риск кредитора выражают величиной дифференциала, т.к. чем выше дифференциал, тем меньше кредитный риск у банка. И наоборот, если дифференциал станет меньше нуля, тогда эффект рычага будет действовать во вред предприятию, то есть произойдет вычет из рентабельности собственного капитала, и у инвесторов не будет желания покупать акции предприятия-эмитента с отрицательным дифференциалом.

Таким образом, задолженность предприятия коммерческому банку – это и не благо и не зло, но это его финансовый риск. Привлекая заемные средства, предприятие может более успешно выполнять стоящие перед ним задачи, если вложит их в высокодоходные активы или реальные инвестиционные проекты с быстротой окупаемостью капиталовложений.

Основная задача для финансового менеджера состоит не в том, чтобы исключить все риски, а в том, чтобы принять разумные, заранее рассчитанные риски, в пределах положительного значения дифференциала. Это правило важно и для банка, т.к. заемщик с отрицательной величиной дифференциала вызывает недоверие.

Финансовый рычаг – это механизм, овладеть которым финансовый менеджер может только в том случае, если располагает точной информацией о рентабельности активов предприятия. В ином случае, ему целесообразно обращаться с коэффициентом задолженности очень осторожно, взвешивая последствия новых заимствований на рынке ссудного капитала.

Второй способ расчета эффекта финансового рычага можно рассматривать как процентное (индексное) изменение чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию, и вызываемое данным процентным изменением колебание валовой прибыли. Иначе говоря эффект финансового рычага определяется по следующей формуле:

сила воздействия финансового рычага = процентное изменение чистой прибыли на одну обыкновенную акцию: процентное изменение валовой прибыли на одну обыкновенную акцию.

Чем меньше сила воздействия финансового рычага, тем ниже финансовый риск, связанный с данным предприятием. Если заемные средства не привлекаются в оборот, то сила воздействия финансового рычага равна 1.

Чем больше сила воздействия финансового рычага, тем выше у предприятия уровень финансового риска в этом случае:

    для коммерческого банка возрастает риск непогашения кредита и процентов по нему;

    для инвестора увеличивается риск снижения дивидендов на принадлежащие ему акции предприятия-эмитента с высоким уровнем финансового риска.

Второй способ измерения эффекта финансового рычага дает возможность выполнить сопряженный расчет силы воздействия финансового рычага и установить совокупный (общий) риск, связанный с предприятием.

В условиях инфляции, если задолженность и проценты по ней не индексируются, эффект финансового рычага увеличивается, поскольку обслуживание долга и сам долг оплачиваются уже обесцененными деньгами. Отсюда следует, что в условиях инфляционной среды даже при отрицательной величине дифференциала финансового рычага эффект последнего может быть положительным за счет неиндексации долговых обязательств, что создает дополнительный доход от применения заемных средств и увеличивает сумму собственного капитала.

Предположим, что существуют два предприятия с аналогичным уровнем экономической рентабельности и одинаковой стоимостью активов. Однако в качестве источников финансирования первого предприятия используются только собственные средства, а второго - собственные и заемные.

Складывается такая ситуация, в которой при одинаковой экономической рентабельности из-за различий структуры финансирования получаются разные значения рентабельности собственных средств (РСС). Эта разница данных показателей эффективности двух организаций и называется "эффект финансового рычага".

Как источники финансирования деятельности влияют на рентабельность

Эффект финансового рычага (ЭФР) - это увеличение значения рентабельности собственных средств, которое возникает вследствие использования кредитов, несмотря на их платность. Отсюда следует два вывода:

1) Предприятие, которое в своей деятельности использует только собственные средства, не прибегая к услугам кредитных организаций, держит их рентабельность в пределах величины РСС=(1-Т)*ЭР, где Т - значение процентной ставки налога на прибыль.

2) Предприятие, которое использует средства, полученные в кредит для осуществления своей деятельности, изменяет РСС - увеличивает или уменьшает ее в зависимости от размера процентной ставки и соотношения долей заемных и собственных средств. В подобных ситуациях и возникает такое явление, как эффект финансового рычага.

РСС=(1-Т)*ЭР+ЭФР

Для определения значения ЭФР необходимо найти значение показателя, называющегося среднерасчетной ставкой процента (СРСП). Данный показатель находится как отношение существующих финансовых издержек по кредитным средствам к общей сумме средств, взятых в кредит предприятием.

Составляющие элементы эффекта финансового рычага

Эффект финансового рычага образуется двумя составляющими:

1. Дифференциалом: (1-Т)*(ЭР-СРСП).

2. Плечом финансового рычага, которое находится как отношение заемных денежных средств к собственным.

Формула расчета ЭФР определяется произведением этих двух составляющих.

Основные правила

1. Эффект финансового рычага показывает, выгоден ли будет кредит для предприятия. Положительное значение показателя ЭФР означает, что привлечение заемных средств будет выгодно для организации и целесообразно.

2. Привлечение дополнительного кредита увеличивает значение показателя плеча финансового рычага, соответственно, увеличивается и риск невозврата заемных средств. Это компенсируется за счет возрастания процентной ставки по кредитам. Следовательно, среднерасчетная ставка процентов также возрастает.

3. Эффект финансового рычага определяет и то, есть ли у предприятия возможность в экстренном случае привлекать дополнительные кредитные средства. Для этого необходимо следить за значением одной из его составляющей - дифференциалом. Дифференциал должен быть положительным, а также должен сохраняться некоторый запас прочности по этому показателю.

На основании данных таблицы 11 провести расчет эффекта финансового рычага.

Эффект финансового рычага (Э фр) - показатель, определяющий, насколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала (Р ск) за счет привлечения заемных средств (ЗК) в оборот предприятия. Эффект финансового рычага возникает в тех случаях, если экономическая рентабельность капитала выше процента по кредиту.

Э фр = [Р ик (1 – К н) – С пк ]

Э фк – эффект финансового рычага

Р ик - рентабельность инвестированного капитала до уплаты налогов (SП:SИК)

К н - коэффициент налогообложения (Sналогов:SП)

С пк - ставка процента по кредиту, предусмотренного договором

ЗК - заемный капитал

СК - собственный капитал

Таким образом, эффект финансового рычага включает в себя две составляющие:

    Разность между рентабельностью инвестированного капитала после уплаты налогов и ставкой за кредиты:

Р ик (1 – К н) - С пк

    Плечо финансового рычага:

Положительный Э фр возникает в случае, если Р ик (1 – К н) – С пк > 0

Если Р ИК (1 - К Н) – С пк < 0, то создается отрицательный Э ФР (эффект «дубинки»), в результате чего происходит «проедание» собственного капитала и последствия могут быть резко негативными для предприятия. В этом случае рискованно увеличивать плечо финансового рычага, т.е. долю заемного капитала.

Эффект финансового рычага зависит от трех факторов:

а) разности между общей рентабельностью инвестированного капитала после уплаты налога и контрактной процентной ставкой:

Р ИК (1-К Н) – С пк = +, - … %

б) сокращения процентной ставки, скорректированной на льготы по налогообложению (налоговая экономия):

С пк = С пк (1 – К Н) = + … %

в) плеча финансового рычага:

ЗК: СК = … %

По результатам факторного анализа сделать вывод о степени влияния каждого фактора; выгодно ли предприятию в сложившихся условиях использовать заемные средства в обороте предприятия, повышается ли в результате этого рентабельность собственного капитала. Следует иметь в виду, что привлекая заемные средства, предприятие может быстрее и масштабнее реализовать свои цели, идет на экономически обоснованный риск.

Анализ ликвидности и оценка платежеспособности.

Ликвидность хозяйствующего субъекта – это способность его быстро погашать свою задолженность. Определить ликвидность хозяйствующего субъекта оперативно можно с помощью коэффициента абсолютной ликвидности.

Платежеспособность предприятия – возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Анализ платежеспособности необходим и для предприятия (оценка и прогноз финансовой деятельности) и для внешних инвесторов (банков), которые прежде чем выдать кредит, должны удостовериться в кредитоспособности заемщика. Это касается и тех предприятий, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом.

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассирования данного актива, тем выше его ликвидность.

Ликвидность баланса – возможность предприятия обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства (степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств). Ликвидность баланса зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия, при этом оно может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, (сгруппированы по степени убывающей ликвидности) с краткосрочными обязательствами по пассиву (сгруппированы по степени возрастания сроков погашения). Провести соответствующую группировку в таблице 12.

В зависимости от степени ликвидности активы хозяйствующего субъекта распределяются на следующие группы:

А 1 – наиболее ликвидные активы

(денежные средства и краткосрочные финансовые вложения);

А 2 – быстрореализуемые активы

(дебиторская задолженность, НДС, прочие оборотные активы);

А 3 – медленно реализуемые активы

(запасы, исключая расходы будущих периодов; долгосрочные финансовые вложения);

А 4 – трудно реализуемые активы

(нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, прочие внеоборотные активы, расходы будущих периодов).

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П 1 – наиболее срочные пассивы

(кредиторская задолженность);

П 2 – краткосрочные пассивы

(без кредиторской задолженности, т.е. заемные средства, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные пассивы);

П 3 – долгосрочные пассивы

(долгосрочные заемные средства и прочие долгосрочные пассивы);

П 4 – постоянные пассивы

(капитал и резервы)

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия:

А 1 ³П 1 А 3³П 3

А 2 ³П 2 А 4£П 4

Ликвидность хозяйствующего субъекта оперативно можно определить с помощью коэффициента абсолютной ликвидности, который представляет собой отношение денежных средств, готовых для платежей и расчетов, к краткосрочным обязательствам. Этот коэффициент характеризует возможность хозяйствующего субъекта мобилизовать денежные средства для покрытия краткосрочной задолженности. Чем выше данный коэффициент, тем надежнее заемщик.

Оценка структуры баланса

и диагностика риска банкротства предприятия

В качестве критериев для диагностики риска банкротства используются показатели оценки структуры баланса. Для целей признания сельскохозяйственных организаций неплатежеспособными анализируется структура бухгалтерского баланса за последний отчетный период (таблица 13 ):

    Коэффициент текущей ликвидности (К ТЛ);

    Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К ОСС);

    Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (К В (У) П).

Структура баланса признается неудовлетворительной, а организация неплатежеспособной, при наличии одного из следующих условий:

    К ТЛ на конец отчетного периода имеет значение меньше 2.

    К ОСОС на конец отчетного периода меньше 0,1.

По балансу организации коэффициент текущей ликвидности(К ТЛ) определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия (организации) оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (раздел II актива баланса) (ТА) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и кредиторской задолженности (ТП):

К 1 = Текущие Активы (без расходов будущих периодов) : Текущие Пассивы (без доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей), где

ТА – итого по разделу II "Оборотные активы";

ТП – итого по разделу V "Краткосрочные обязательства"

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К ОСС) определяется:

К 2 = Наличие собственных источников (III П - I А) : Сумма оборотных средств (II А), где

III П стр. 490 – итого по разделу Ш "Капитал и резервы";

I А стр. 190 – итого по разделу I "Внеоборотные активы";

II А стр. 290 – итого по разделу II "Оборотные активы";

В том случае, если коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (хотя бы один) имеют значение ниже нормативных значений, то структура баланса оценивается как неудовлетворительная и затем рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, равный 6 месяцам.

В том случае, если оба коэффициента соответствуют либо превышают уровень норматива: коэффициент текущей ликвидности ≥ 2и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ≥ 0,1, то структура баланса оценивается как удовлетворительная и затем рассчитывается коэффициент утраты платежеспособностиза период, равный 3 месяцам.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (К В (У) П) определяется с учетом коэффициентов текущей ликвидности, рассчитанных по данным на начало и на конец года:

КЗ = [К тл.конец года + (У: Т) (К тл.конец года – К тл начало года)] : К норматив. , где

К тл.конец года - фактическое значение коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное по бухгалтерскому балансу на конец года;

К тл начало года - значение коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное по бухгалтерскому балансу на начало года;

К норматив. – нормативное значение, равное 2;

Т – отчетный период, равный 12 мес.;

Упериод восстановления платежеспособности, равный 6 мес. (утраты платежеспособности – 3 мес.).

Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение менее 1, свидетельствует о том, что организация в ближайшее время утратит свою платежеспособность. Если коэффициент утраты платежеспособности больше 1, то угроза банкротства в ближайшие 3 месяца отсутствует.

Выводы о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным, делаются при отрицательной структуре баланса и отсутствии у него реальной возможности восстановить свою платежеспособность.

В процессе последующего анализа должны быть изучены пути улучшения структуры баланса предприятия и его платежеспособности.

В первую очередь следует изучить динамику валюты баланса. Абсолютное уменьшение валюты баланса свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота, что и является одной из причин его неплатежеспособности.

Установление факта свертывания хозяйственной деятельности требует тщательного анализа его причин. Такими причинами могут быть сокращение платежеспособного спроса на продукцию и услуги данного предприятия, ограничение доступа на рынки сырья, постепенное включение в активный хозяйственный оборот дочерних предприятий за счет материнской компании и др.

В зависимости от обстоятельств, вызвавших сокращение хозяйственного оборота предприятия, могут быть рекомендованы различные пути вывода его из состояния неплатежеспособности.

При увеличении валюты баланса за отчетный период следует учитывать влияние переоценки фондов, удорожание производственных запасов, готовой продукции. Без этого трудно сделать заключение о том, является ли увеличение валюты баланса следствием расширения хозяйственной деятельности предприятия или следствием инфляционных процессов.

Если предприятие расширяет свою деятельность, то причины его неплатежеспособности следует искать в нерациональном использовании прибыли, отвлечении средств в дебиторскую задолженность, замораживании средств в сверхплановых производственных запасах, ошибках при определении ценовой политики и т.д.

Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин неплатежеспособности предприятия – слишком высокую долю заемных средств в источниках финансирования хозяйственной деятельности. Тенденция увеличения доли заемных средств, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой устойчивости предприятия и повышении степени его финансового риска, а с другой – об активном перераспределении в условиях инфляции доходов в пользу предприятия – заемщика.

Активы предприятия и их структура изучается как с точки зрения их участия в производстве, так и с позиции их ликвидности. Изменение структуры активов в пользу увеличения оборотных средств свидетельствует:

    о формировании более мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств предприятия;

    об отвлечении части текущих активов на кредитование покупателей, дочерних предприятий и прочих дебиторов, что свидетельствует о фактической иммобилизации оборотного капитала из производственного процесса;

    о свертывании производственной базы;

    о запаздывающей корректировке стоимости основных фондов в условиях инфляции.

При наличии долго- и краткосрочных финансовых вложений необходимо дать оценку их эффективности и ликвидности ценных бумаг, находящихся в портфеле предприятия.

Абсолютный и относительный рост текущих активов может свидетельствовать не только о расширении производства или воздействия фактора инфляции, но и о замедлении оборачиваемости капитала, что вызывает потребность в увеличении его массы. Поэтому нужно изучить показатели оборачиваемости оборотного капитала в целом и на отдельных стадиях кругооборота.

При изучении структуры запасов и затрат необходимо выявить тенденции изменения производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров.

Увеличение удельного веса производственных запасов может быть следствием:

    наращивания производственной мощности предприятия;

    стремления защитить денежные средства от обесценивания в условиях инфляции;

    нерационально выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть оборотного капитала заморожена в запасах, ликвидность которых может быть невысокой.

При изучении структуры текущих активов большое внимание уделяется состоянию расчетов с дебиторами. Высокие темпы роста дебиторской задолженности свидетельствуют о том, что данное предприятие активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время, если платежи за продукцию задерживаются, предприятие вынуждено брать кредиты для обеспечения своей деятельности, увеличивая собственные финансовые обязательства перед кредиторами. Поэтому основной задачей ретроспективного анализа дебиторской задолженности является оценка ее ликвидности, т.е. возвратности долгов предприятию, для чего нужно ее расшифровка с указанием сведений о каждом дебиторе, сумме задолженности, давности образования и ожидаемых сроках погашения. Необходимо также оценить скорость оборота капитала в дебиторской задолженности и денежной наличности, сопоставляя ее с темпами инфляции.

Необходимым элементом анализа финансового состояния неплатежеспособных предприятий является исследование финансовых результатов деятельности и использование прибыли. Если предприятие убыточно, то это свидетельствует об отсутствии источника пополнения собственных средств и о «проедании» капитала. Отношение суммы собственного капитала к сумме убытков предприятия показывает скорость его «проедания».

В том случае, если предприятие получает прибыль и является при этом неплатежеспособным, нужно проанализировать использование прибыли. Необходимо также изучить возможности предприятия по увеличению суммы прибыли за счет наращивания объемов производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, улучшения качества и конкурентоспособности. Большую помощь в выявлении этих резервов и может оказать анализ результатов деятельности предприятий – конкурентов.

Одна из причин несостоятельности объектов хозяйствования - высокий уровень налогообложения, поэтому при анализе целесообразно провести расчет налоговой нагрузки предприятия.

Уменьшение суммы собственного капитала может произойти и вследствие отрицательного эффекта финансового рычага, когда полученная прибыль от использования заемных средств меньше суммы финансовых издержек по обслуживанию долга.

По результатам анализа должны быть приняты конкретные меры по улучшению структуры баланса и финансового состояния неплатежеспособных субъектов хозяйствования.