От чего зависит работоспособность человека. Большая энциклопедия нефти и газа

Сегодня мы с вами поговорим про работоспособность человека . Я расскажу вам о том, что такое работоспособность, от чего она зависит, каковы основные факторы работоспособности человека, а также остановлюсь на том, в какое время человек наиболее работоспособен, исходя из своих биологических особенностей. Думаю, что это будет полезно знать для своей работы.

Что такое работоспособность?

Начнем с определения. Если мы обратимся к словарям, то прочитаем там примерно следующее.

Работоспособность человека – это его способность выполнить определенную работу с заданными параметрами качества в установленный промежуток времени. Несмотря на кажущуюся простоту, это понятие достаточно сложное, и вот почему. С одной стороны работоспособность – это показатель определенных биологических функций человека, а с другой – показатель его умственных способностей, профессионализма в конкретном деле, наличия определенных знаний, навыков и деловых качеств.

Факторы работоспособности человека.

Давайте выделим основные факторы, влияющие на работоспособность человека.

  1. Физические и физиологические особенности. Чем лучше человек развит физически, тем выше его работоспособность. Также играют роль особенности его физиологии, которые могут мешать выполнять определенную работу, текущее состояние здоровья человека в целом или отдельных его органов.
  2. Психологические особенности. В частности, стрессоустойчивость, целеустремленность, уровень мотивации, и т.д., вплоть до настроения. Чем более развиты все эти качества – тем выше работоспособность человека, и наоборот.
  3. Уровень умственного и интеллектуального развития. Развитость творческого и логического мышления, находчивость. Работоспособность человека во многом зависит и от того, насколько он развит интеллектуально. Причем, даже если он выполняет физическую работу: умный человек может найти способ, как делать ее быстрее и с меньшими усилиями.
  4. Рабочая обстановка. Например, оборудование рабочего места, наличие всех необходимых аксессуаров для работы и их качество, освещение рабочего помещения, температура воздуха, уровень шума, и т.д. Все это тоже факторы работоспособности человека.
  5. Знания, навыки, умения. Уровень профессионализма в той работе, которую человек выполняет, естественно, тоже оказывает свое влияние на его работоспособность.
  6. Самодисциплина и самоорганизованность. Немаловажными факторами работоспособности человека являются его умение организовать себя и свой рабочий процесс.
  7. Утомление. Ну и, наконец, нужно признать, что работоспособность человека снижается пропорционально его усталости, утомлению. Чем сильнее человек устает, выполняя ту или иную работу, тем ниже падает его работоспособность.

Время максимальной работоспособности человека.

Теперь давайте поговорим про время наивысшей работоспособности человека. Оно определяется физиологическими функциями организма, которые заложены в него природой. Как известно, по характерному биологическому образу жизни людей делят на 2 типа: “совы” и “жаворонки”, и время максимальной работоспособности у этих типов людей тоже будет разным.

Для “жаворонков” часы наивысшей работоспособности совпадают с первой половиной традиционного рабочего дня – с 9 до 14 часов, далее их работоспособность постепенно снижается, и к 17-18 часам становится уже максимально низкой. У “сов” все по-другому: время их наивысшей работоспособности существенно сдвигается пропорционально часам сдвижения их сна в сравнении с “жаворонками”. У самых отъявленных “сов” время наивысшей работоспособности – с 18 до 24 часов. Но, обращаю ваше внимание, ночные часы с 0 до 5 часов утра не являются работоспособными ни для кого.

Далее хочу предложить вашему вниманию еще несколько интересных наблюдений, полученных учеными, которые исследовали работоспособность человека (они актуальны для людей, ведущих традиционный образ жизни: ночью спать, днем бодрствовать).

  • С 6 до 7 часов утра у человека наступает “час долговременной памяти” – в это время он способен запоминать полученную информацию на наиболее длительный период времени;
  • С 8 до 9 часов утра у человека максимально функционирует логическое мышление, поэтому этот час оптимально использовать для проведения каких-то аналитических действий, активного мышления, составления планов;
  • С 9 до 12 часов утра – оптимальное время для занятия активной умственной работой, в эти часы работоспособность человека в интеллектуальном труде наивысшая.
  • С 14 до 18 часов – наоборот, идеальное время для занятия физическим трудом, в котором не нужно много думать. Конечно же, если вы не выполняете эту работу уже с утра, и не устали к этому времени. Планировать тяжелый физический труд лучше на послеобеденное время.

Этапы работоспособности человека.

Как вы видите, на протяжении рабочего дня работоспособность человека неодинакова. Поэтому можно выделить несколько этапов работоспособности, которые проходит любой человек на протяжении своего рабочего дня:

  1. Вхождение в рабочий процесс. Этот период длится первые полчаса-час с момента начала работы, реже – 2 часа. Это время необходимо, чтобы человек “активировал” свою работоспособность и подготовился к ее максимальному этапу.
  2. Максимальная работоспособность (1 этап). Последующие 2-3 часа работоспособность человека максимальная, и в это время он способен эффективно выполнять наиболее сложную работу.
  3. Снижение работоспособности (1 этап). Далее работоспособность начнет снижаться, и будет падать до нуля или до того момента, пока человек не отдохнет от работы. Таким отдыхом обычно является перерыв на обед.
  4. Перерыв на обед. Для нормализации работоспособности человеку требуется прием пищи и отдых не менее часа.
  5. Максимальная работоспособность (2 этап). После перерыва человек возвращается к работе с новыми силами, и снова может трудиться достаточно эффективно, однако, его работоспособность тут будет немного ниже, чем на первом, утреннем этапе, а также этот этап будет короче по времени (1-2 часа).
  6. Снижение работоспособности (2 этап). Далее, примерно через 1-2 часа, работоспособность человека вновь начнет падать.
  7. Выход из рабочего процесса. Последние полчаса-час рабочего времени работоспособность человека будет минимальной, поскольку он психологически уже будет ожидать окончания рабочего дня, да и усталость к этому времени будет максимальной.

Работоспособность человека на протяжении недели.

Еще следует отметить, что на протяжении рабочей недели работоспособность человека тоже разная, что также связано с вхождением в рабочий процесс, выходом из него и уровнем общей утомляемости организма.

  • Понедельник – в разрезе недели является днем вхождения в рабочий процесс. Работоспособность человека в этот день не самая высокая, он только “разгоняет”, “активирует” ее.
  • Вторник, среда – дни максимальной работоспособности человека, на эти дни лучше всего планировать решение самых важных рабочих задач.
  • Четверг – начинается падение работоспособности, “экватор” недели пройден, возрастает утомляемость, приближаются выходные.
  • Пятница – день наименьшей работоспособности человека, этот день он уже “доживает” на работе с мыслями о выходных.

Какой из этого всего можно сделать вывод?

При и рабочей недели необходимо учитывать время суток и дни наивысшей работоспособности человека. То есть, все самые важные дела нужно обязательно планировать на период своей наивысшей работоспособности, и следовать этому плану. Так эффективность вашего труда всегда будет максимальной. И ни в коем случае не нужно тратить часы своей наивысшей работоспособности на – это будет самой большой ошибкой.

Теперь вы имеете определенное понятие о том, что такое работоспособность человека, каковы основные факторы работоспособности, в какое время суток и какие дни работоспособность человека максимальная. В следующей статье мы поговорим о том, как повысить работоспособность.

Оставайтесь на и следите за обновлениями. До новых встреч на страницах сайта!

Cтраница 1


Работоспособность человека подвержена изменениям и в течение недели. Как показали исследования, здесь также имеет место период врабатываемости, устойчивой работоспособности и ее снижения.  

Работоспособность человека в течение дня не остается одинаковой. С утра необходим какой-то период врабатываемости, который переходит в период максимальной устойчивой работоспособности. Через три часа наступает спад, утомление. После обеденного перерыва опять необходим период врабатываемости, а ближе к концу рабочего дня появляется более глубокое утомление, чем перед обедом. Для большинства работников службы делопроизводства характерны ограничение двигательной деятельности, работа в сидячем положении. Часть персонала испытывает физические перегрузки (работники экспедиций, архива), на работников машинописных бюро влияют повышенный уровень шума, в копировальных службах - пыль, химические вещества, на тех, кто работает за компьютером - электромагнитное излучение. Поэтому для каждой отдельной категории необходимо предусматривать свой собственный режим работы, но с учетом выполнения общей задачи функционирования службы.  

Работоспособность человека в течение трудового дня неодинакова. Первый этап - вход в работу или врабатывание приходится, как правило, на первый час (реже на два часа) от непосредственного начала работы. За это время происходит полный выход организма из сна. Второй этап - устойчивой работоспособности длится последующие 2 - Зч. Третий этап - этап некомпенсированного утомления, когда работоспособность вновь снижается. Эти три этапа повторяются ДВАЖДЫ за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.  

Работоспособность человека в трудовой деятельности имеет рефлекторную природу и проявляется как реакция всего организма на раздражения, поступающие из внешнего мира.  

Работоспособность человека снижается в результате утомления, возникающего в процессе труда на рабочем месте. Тем самым определяются требования к организации труда: все зависящие от нее факторы должны обеспечивать снижение трудоемкости работы и минимальное утомление работающего, способствовать повышению производительности труда и качеству работы.  

Работоспособность человека в течение дня неодинакова: 1 - й этап - врабатывание - приходится, как правило, на первый час от начала работы. За это время происходит полный выход организма из сна и восстановление динамического стереотипа; 2 - й этап - устойчивая работоспособность - длится Последующие 2 - 3 ч; 3 - й этап - снижение работоспособности.  

Работоспособность человека в течение рабочего дня меняется проходя в своих изменениях три фазы: врабатывания, устойчивого рр. Специфика фазы врабатывания заключается в том, что в этот период организм приспосабливается к производственной деятельности. Фааа устойчивого рабочего состояния характеризуется тем, что координация движений, восприятия, рабочая поза, функционирование систем дыхания и кровообращения в наибольшей для данного человека мере соответствует требованиям производственной деятельности. К исходу первой половины рабочего дня работоспособность начинает снижаться. К этому времени обычно приурочивают обеденный перерыв. После обеденного перерыва работоспособность человека проходит те же три стадии, однако первая и вторая из них уже длятся меньше, чем в первой половине дня. Период утомления наступает быстрее.  

Изменение работоспособности в течение рабочей смены.  

Работоспособность человека зависит от многих факторов. Изменения работоспособности обусловлены физиологическими и психическими процессами в организме работника. Затем следуют периоды максимальной устойчивой работоспособности, появления и нарастания усталости.  

Работоспособность человека в течение недели также подвержена циклическим изменениям. В первые дни недели она нарастает, что соответствует периоду врабаты-вания. В недельной динамике фаза высокой работоспособности приходится на второй - четвертый дни недели, поэтому они должны максимально использоваться в интересах производства.  

Работоспособность человека.

Работоспособность – это способность к работе в определенном ритме определенное количество времени. Характеристиками работоспособности являются нервно-психическая устойчивость, темп производственной деятельности, утомляемость человека.

Предел работоспособности как величина переменная зависит от конкретных условий:

– здоровье,

– рациональное питание,

– возраст,

– величина резервных возможностей человека (сильная или слабая нервная система),

– санитарно-гигиенические условия труда,

– профессиональная подготовленность и опыт,

– мотивация,

– направленность личности.

Среди обязательных условий, обеспечивающих работоспособность человека, предупреждающих переутомление, важное место занимает правильное чередование труда и отдыха. В связи с этим одна из задач руководителя заключается в создании для персонала оптимального режима труда и отдыха. Режим следует устанавливать с учетом особенностей конкретной профессии, характера выполняемой работы, конкретных условий труда, индивидуально-психологических особенностей работников. Прежде всего, от этого зависят частота, длительность и содержание перерывов. Перерывы на отдых в течение рабочего дня обязательно должны предшествовать началу ожидаемого снижения работоспособности, а не назначаться позднее.

Психофизиологами установлено, что психологическая бодрость начинается с 6 часов утра и удерживается в течение 7 часов без особых колебаний, но не более. Дальнейшая работоспособность требует повышенного волевого усилия. Улучшение суточного биологического ритма начинается вновь около 15 часов дня и продолжается в течение двух последующих часов. К 18 часам психологическая бодрость постепенно уменьшается, а к 19 часам происходят специфические изменения в поведении: снижение психической стабильности порождает предрасположенность к нервозности, повышает склонность к конфликтам по незначительному поводу. У некоторых людей начинаются головные боли, это время психологи называют критической точкой. К 20 часам вновь активизируется психика, время реакций сокращается, человек быстрее реагирует на сигналы. Такое состояние продолжается и далее: к 21 часу особенно обостряется память, она становится способной запечатлеть многое, что не удалось днем. Далее происходит падение работоспособности, к 23 часам организм готовится к отдыху, в 24 часа тому, кто лег спать в 22 часа, уже снятся сны.

В послеобеденное время есть 2 наиболее критических периода: 1 – около 19 часов, 2 – около 22 часов. Для сотрудников, работающих в это время, требуется особое волевое напряжение и усиление внимания. Наиболее опасный период – 4 часа утра, когда все физические и психические возможности организма близки к нулю.

Работоспособность колеблется и в течение недели. Хорошо известны издержки производительности труда в первый, а иногда и во второй день рабочей недели. Работоспособность претерпевает также сезонные изменения, связанные со временами года (весной она ухудшается).

Во избежание вредного переутомления, для восстановления сил, а также для формирования того, что можно назвать готовностью к работе, необходим отдых. Для предупреждения переутомления сотрудников целесообразны так называемые «микропаузы», т. е. кратковременные, продолжительностью 5–10 минут, перерывы во время работы. В последующее время восстановление функций замедляется и менее эффективно: чем однообразнее, монотоннее труд, тем чаще должны быть перерывы. При разработке режима труда и отдыха менеджеру следует стремиться к замене небольшого числа длительных перерывов более короткими, но частыми. В сфере обслуживания, где требуется большое нервное напряжение, желательны короткие, но частые 5-минутные перерывы, Причем во второй половине рабочего дня в связи с более выраженным утомлением время на отдых должно быть больше, чем в дообеденный период. Как правило, такие «передышки» в современных организациях не приветствуются. Парадоксально, но факт: в более благоприятном положении оказываются курильщики, которые прерываются, как минимум, каждый час. сосредоточиваясь на сигарете. Видимо поэтому так сложно изжить курение в учреждениях, потому что ему пока нет альтернативы для восстановления сил при кратковременном отдыхе, который никто не организовывает.

В середине рабочего дня не позднее чем через 4 часа после начала работы вводится перерыв на обед (40–60 минут).

Существует три вида продолжительного отдыха для восстановления сил после работы:

1. Отдых после рабочего дня. Прежде всего – достаточно продолжительный и крепкий сон (7–8 часов). Недостаток сна не может компенсироваться никаким другим видом отдыха. Кроме сна рекомендуется активный отдых, например, занятия спортом в нерабочее время, который весьма способствует сопротивляемости организма усталости на работе.

2. Выходной день. В это день важно запланировать такие мероприятия, чтобы получить удовольствие. Именно получение удовольствия наиболее хорошо восстанавливает организм от физических и психических перегрузок. Если такие мероприятия не планируются, то способы получения удовольствия могут быть неадекватными: алкоголь, переедание, ссоры с соседями и т. п. Но роль руководителя здесь сводится только к ненавязчивым советам, так как данное время работники планируют самостоятельно.

3. Наиболее длительный отдых – отпуск. Сроки его устанавливаются руководством, но планирование также остается за сотрудниками. Руководитель (профсоюзный комитет) может лишь дать совет по организации отдыха и помочь с приобретением путевок на санаторно-курортное лечение.

Для восстановления работоспособности используются также такие дополнительные методы как релаксация (расслабление), аутогенная тренировка, медитация, психологические тренинги.

Вся трудовая деятельность протекает по фазам (рис. 2.1):

I . Предрабочее состояние (фаза мобилизации) - субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы (идеомоторный акт), вызывает определенные предрабочие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующие характеру предстоящей нагрузки.

Рис. 2.1. Фазы работоспособности человека в течение рабочего дня

II . Врабатываемость или стадия нарастающей работоспособности (фаза гиперкомпенсации) - период, в течение которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, т.е. преодоление инертности покоя системы и налаживание координации между участвующими в деятельности системами организма. Длительность периода врабатываемости может быть значительной. Например, утром после сна все характеристики сенсомоторных реакций значительно ниже, чем в дневные. Производительность труда в эти часы ниже. Период может занять от нескольких минут до двух-трех часов. На длительность сказываются: интенсивность работы, возраст, опыт, тренированность, отношение к работе.

III . Период устойчивой работоспособности (фаза компенсации) - устанавливается оптимальный режим работы систем организма, вырабатывается стабилизация показателей, а его длительность составляет ко всему времени работы примерно 2/3. Эффективность труда в этот период максимальная. Период устойчивой работоспособности служит важнейшим показателем выносливости человека при данном виде работы и заданном уровне интенсивности.

Выносливость обусловливается следующими факторами:

1. Интенсивностью работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивой работоспособности.

2. Спецификой работы. Например, динамическая работа может продолжаться без признаков утомления в десятки раз дольше, чем статическая. Имеет значение то, какой орган включен в действие. Для мышц ног выносливость в 1,5...2 раза больше, чем для мышц рук. Среди мышц рук выносливее сгибатели, а среди мышц ног - разгибатели.

Влияние специфики выполняемой работы характеризует рис. 2.2, где a - легкая физическая нагрузка и рациональная скорость выполнения операций; б - обслуживание сложного пульта управления; в - средняя физическая нагрузка; г - значительная физическая нагрузка при большой концентрации внимания и выполнения быстрых и точных движений; д - простые зрительные работы; е - сложные зрительные работы.

3. Возрастом. В юношеском и молодом возрасте выносливость увеличивается, в пожилом - снижается.

4. Полом. При нагрузке, равной половине максимальных возможностей, выносливость при статической и двигательной деятельности у мужчин и женщин одинакова. При больших нагрузках мужчины выносливее.

5. Концентрацией внимания и волевым напряжением при интенсивной работе снижают показатели выносливости.

6. Эмоциональным состоянием. Положительное - уверенность, спокойствие, хорошее настроение - активизируют деятельность, удлиняя период устойчивой работоспособности. Отрицательные - страх, неуверенность, плохое настроение - оказывают угнетающее действие, снижая период устойчивой работоспособности.

7. Наличием умений, навыков, тренированностью - снижают волевое и эмоциональное напряжение, повышая работоспособность.

8. Типом высшей нервной деятельности (индивидуальные природные возможности нервной системы). Сила нервной системы характеризует работоспособность и надежность работы оператора особенно в экстремальных ситуациях.

IV . Период утомления (фаза декомпенсации). Характеризуется снижением продуктивности, замедляется скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость. Утомление может быть мышечным (физическим), умственным (психическим). Утомление - временное снижение работоспособности из-за истощения энергетических ресурсов организма.

V . Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения.

VI . Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения.

VII . Период восстановления. Необходим организму для восстановления работоспособности. Продолжительность этого периода определяется тяжестью проделанной работы, величиной кислородного долга, величиной сдвигов в нервно-мышечной системе. После легкой однократной работы период может длиться 5 мин. После тяжелой однократной работы - 60...90 мин, а после длительной физической нагрузки восстановление может наступить через несколько дней.

Рис. 2.2. Изменение работоспособности человека в течение рабочего дня в зависимости от вида выполняемой работы

В каждом из рассмотренных периодов работоспособности используются определенные возможности организма. Периоды I-III используют максимальные энергетические возможности организма. В дальнейшем поддержание работоспособности происходит за счет эмоционально-волевого напряжения с последующим прогрессивным снижением продуктивности труда и ослаблением контроля за безопасностью своей деятельности.

Понятие работоспособности. Факторы работоспособности. Работоспособность в течение суток и дневной смены. Регулирование работоспособности. Оптимизация режима труда и отдыха.

Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Работоспособность человека – его способность формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т.е. изменять течение физиологических функций (функций мышечной и нервной системы, дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.), с тем, чтобы обеспечить высокий уровень производительности.

С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой – выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические и физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

Работоспособность – величина непостоянная: она меняется на протяжении рабочего дня, недели, года под влиянием различных факторов, для нее характерно фазное развитие.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы :

1-я – физиологического характера – состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;

2-я – физического характера – степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума, вибрации, запыленности, загазованности и другие;

3-я – психического характера – самочувствие, настроение, мотивация и др.

В определенной мере работоспособность зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения и преобладание процесса возбуждения. Наряду с этим работоспособность может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием торможения.

Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют люди, которые обладают слабой нервной системой спреобладанием торможения или уравновешенностью обоих нервных процессов, а также их инертностью.

Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у лиц со слабой нервной системой.

Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучили большой объем материала при подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко выраженный спад.

В психологии труда под работоспособностью понимают потенциальную возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Показатели работоспособности могут быть:

Качество работы, продукции, выраженное в единицах измерения за определенный отрезок времени;

Качество труда за определенный отрезок времени;

Уровень изменения психических процессов или функций;

Травматизм, прогулы, текучесть кадров и др.

Работоспособность может быть обусловлена следующими факторами: субъективными, объективными, техническими, социально-экономическими.

Субъективные факторы:

1. Физические показатели (физические возможности, состояние здоровья).

2. Профессиональные возможности (образование, опыт, степень мотивации, готовность и др.).

3. Интеллектуальные возможности.

4. Нервно-психическая устойчивость, темп пpоизводственной деятельности, yrомляемость.

5. Личностные качества (особенности характера, интересы, мотивация).

6. Адаптация (профессиональная, правовая, психологическая).

Объективные и технические факторы:

1. Производственная среда (физические, химические воздействия).

2. Орудия и средства труда.

3. Технология производства.

4. Способ выполнения работы и производственный процесс (свободный, прерывный и непрерывный).

5. Влияние климатических факторов.

Социально-экономические факторы:

1. Социально-психологический климат в коллективе организации.

2. Стиль управления организацией.

3. Способы оценки и вознаграждения работников.

4. Внеслужебные факторы (проезд до работы, жилье, семья, проведение свободного времени и т. п.).

Анализ практической деятельности человека показывает, что работоспособность изменяется в зависимости от продолжительности рабочего дня, времени суток и др. Изменение работоспособности в течение суток обусловлено физиологической и психологической приспособленностью организма к 24-часовому биологическому ритму. В соответствии с биологическим ритмом организма в течение суток меняются физиологические показатели: кровяное давление, пульс, температура, электропроводимость кожи и т.п.; из психологических функций – скорость реакций, свойства внимания, эмоциональные показатели.

В связи с пpоблемой физиологической работоспособности возникает вопрос: возможно ли перестроить биологический ритм человека?

Так, для растений достаточно переменить время поступления солнечных лучей, а для животных – время поступления солнечных лучей и кормления - и суточные биоритмы существенно перестраиваются. Для человека же необходимо изменить вид деятельности, социальную среду. И здесь возникают трудности, которые влияют на перестройку суточных биоритмов. Это прежде всего кoнтaкты с социальной средой, которые рассчитаны на дневное время (семья, спорт, культура). Кроме этого действуют такие факторы, как дневной свет, шум и т. д. В связи с этим перестройка организма для работы в ночное время возможна при следующих условиях:

– полноценный сон в дневное время (7-8 часов без света, шума и т. д.);

– образ жизни остальных членов коллектива, где он работает и живет, будет таким же;

– более продолжительный период адаптации будет достаточно продолжительным.

Деятельность человека в течение дневной смены можно рассматривать, исходя из следующих состояний: предрабочее состояние, врабатываемость, устойчивый период работоспособности, утомление. В психологии труда эти периоды называют фазами работоспособности.

1. Фаза предрабочего состояния.

Человек может заблаговременно подготовить себя к предстоящей работе при помощи представлений о будущих действиях. В основе этого состояния лежат «идеомоторные процессы», которые могут стимулировать нервно-мышечную систему, которая соответствует характеру предстоящей работы. Эта фаза мобилизации, которая характеризуется предстартовым состоянием.

2. Фаза врабатываемости.

Известно, что начало всякой работы протекает в условиях недостатка кислорода, так как органы дыхания не достигли своей максимальной работоспособности. В этот период также происходит налаживание координационных связей между нервными центрами и рабочими органами. На продолжительность этого периода влияет ряд факторов:

1. Интенсивность работы. Чем интенсивней работа, тем этот период короче.

2. Возраст. Период врабатываемости короче у молодых, чем у среднего и пожилого возраста.

3. Опыт, тренированность. У тренированных лиц период врабатываемости короче.

4. Отношение человека к предстоящей работе.

Положительные эмоции ускоряют активизацию физиологических функций.

3. Фаза устойчивой работоспособности.

Этот процесс характеризуется равновесием, между образованием и устранением продуктов обмена веществ, т.е. кислородный запрос равен кислородному потреблению.

Период устойчивой работоспособности определяется различными факторами:

1. Интенсивность работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивой работоспособности.

2. Специфика работы, например, динамическая работа может продолжаться без признаков утомления в десятки раз дольше, чем статическая. Мышцы ног выносливее в 1,5-2 раза больше, чем мышцы рук.

3. Возраст. В молодом возрасте выносливость увеличивается, в пожилом снижается.

4. Эмоциональные состояния. Положительные эмоции активизируют и удлиняют период устойчивой работоспособности. Страх, неуверенность, плохое настроение снижают работоспособность.

5. Опыт. Наличие правильных навыков за счет автоматизации действий повышает работоспособность.

6. Тип высшей нервной деятельности. Важнейший показатель, характеризующий рaботоспособность – сила нервной системы. Люди с сильной нервной системой проявляют высокую работоспособность и большую выносливость к сильным раздражителям в экстремальных ситуациях. Слабый тип имеет малую выносливость в работе с сильными раздражителями, в тоже время имеются данные, что при работе с однообразными слабыми раздражителями, например (монотонность), слабый тип оказывается продуктивнее сильного.

4. Фаза утомления.

Этот период характеризуется снижением продуктивности работы за счет изменений в физиологических процессах организма. Утомление это временное сниженuе работоспособности, наступающее вследствuе нарушения регуляторных процессов. В ходе работы энергетические ресурсы организма начинают истощаться и нервная система не может обеспечить нормальную регуляцию физиологических и психических процессов. Усталость субъективное переживание утомления.

Важнейшими показателями стадии утомления являются физиологические и психические компоненты:

1. Изменение вегетативных функций: частоты пульса, дыхания, давления.

2. Изменение в работе сенсорики. Так, тактильная, слуховая, зрительная чувствительность может снижаться до 20-40% исходного уровня.

3. Увеличение времени двигательной реакции на световые и звуковые раздражители.

4. Нарушение зрительно-моторной координации.

5. Появление «рассеянного» внимания или неадекватного концентрированного внимания.

6. Наступление сонливости.

7. Ослабление памяти, продуктивности мышления.

8. В области эмоциональной под влиянием утомления возникает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость.

9. Утомление создает помехи для деятельности нервных функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в результате этого время реакции усталого человека увеличивается и становится импульсивным.

На процесс утомления влияет:

1. Специфика деятельности. В зависимости от того, какая анализаторная система находится под нагрузкой (зрительная, слуховая, двигательная) или напряжение интеллектуальных функций – все это может сказаться на развитии утомления. Так, монотонность в работе вызывает ускорение утомления.

2. Отношение к работе. Сильное возбуждение, интерес, желание может изменить время появления усталости.

3. Влияние типа нервной деятельности. Индивидуальные различия по силе нервных процессов сказываются на скорости развития утомления.

4. Организация рабочего места. Важное значение имеет построение пультов управления, факторы рабочей среды, эстетическое оформление, наличие регламентированных перерывов.

Утомление можно разделить на первичное и вторичное. Первичному свойственно быстрое развитие и столь же быстрое исчезновение после прекращения работы.

Вторичное утомление характеризуется медленным развитием и медленным исчезновением, вследствие застойного очага, неглубокого торможения. На этом фоне может возникнуть переутомление, которое характеризуется функциональным расстройством центральной нервной системы. Переутомление требует продолжительного отдыха или медицинской коррекции для снятия процесса возбуждения.

Продолжительность восстановительного периода может быть от 3-5 мин. после легкой работы, после тяжелой работы она может длиться 60-90 мин. или несколько дней.

Перед окончанием работы, при наличии достаточно сильного мотива к деятельности, может наблюдаться также фаза «конечного порыва», благодаря волевым усилиям. Иногда может наблюдаться и фаза срыва. Она выражается в резком падении производительности труда, вплоть до невозможности продолжать работу, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки.

При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда, колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими.

Основываясь на знании изменений недельной кривой работоспособности, можно решать ряд практических вопросов. Характер недельной работоспособности служит обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней.

При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье характер изменений работоспособности сохраняется. Однако в связи с двухдневным перерывом в работе может происходить некоторое нарушение динамического стереотипа, и период врабатывания в начале недели может быть более значительным.

В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается.

Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. Поддержание работоспособности на оптимальном уровне – основная цель рационального режима труда и отдыха. Режим труда и отдыха – это устанавливаемые дня каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность.

Рациональный режим – такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Установление общественно необходимой продолжительности рабочего времени и распределение его по календарным периодам на предприятии достигаются при разработке правил, в которых предусматривается порядок чередования и продолжительность периода работы и отдыха.

Внутрисменный режим труда и отдыха проектируется на основе следующих общих требований:

Рациональное чередование работы и перерывов для отдыха как одно из средств профилактики.

Совершенствование режимов труда и отдыха проводится с учетом воздействия условий труда на организм человека, его работоспособность.

Принципы и методика определения количества и продолжительности перерывов на отдых независимо от регламентированного периода работы едины. При сокращенной длительности рабочего дня (при 6-7 часовой рабочей смене) потребность в отдыхе может возрастать, поскольку, как правило, повышается интенсивность труда.

Перерывы на отдых должны быть строго регламентированы, что повышает их эффективность. Перерывы по усмотрению рабочих и простои из-за недостатков в организации труда не являются полноценным отдыхом, так как вызывают нарушения рабочего динамического стереотипа и отрицательные эмоции.

В соответствии с естественным суточным ритмом природных процессов, может осуществляться и порядок чередования смен: утренняя, вечерняя, ночная. Однако при этом нужно учитывать, что за ночной сменой обязательно должен следовать выходной. Иначе такое чередование смен может приводить к тому, что работник, отработав ночную смену, должен сразу же выходить в утреннюю, т.е. должен непрерывно работать две смены, что естественно не допустимо. На ряде предприятий, широко использующих труд женщин, хорошо зарекомендовал себя обратный порядок чередования смен, который, во-первых, позволяет исключить возможность выхода работника подряд в две смены, и, во-вторых, позволяет удлинить еженедельный отдых (выходной) после ночной смены: бригада из ночной смены заступает на работу в вечернюю, а потом в утреннюю смену. Разрабатывать новые режимы труда и отдыха и совершенствовать существующие следует, исходя из особенностей изменения работоспособности. Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, то работник сможет выполнить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении.

Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых необходим, потому что ежедневный и еженедельный отдых не предотвращает полностью, накопленного утомления. Ежегодный отпуск устанавливается в законодательном порядке. Продолжительность eгo зависит от тяжести труда, но не может быть менее 15 календарных дней. Отпуск продолжительностью до 24-х дней и более целесообразно использовать единовременно, а при большей длительности – в два этапа.

При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие десять производственных факторов, вызывающих утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение (поза), монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

При установлении обеденного перерыва рекомендуется руководствоваться следующими требованиями: предоставлять обеденный перерыв в середине рабочей смены или с отклонением до одного часа; продолжительность обеденного перерыва устанавливать в 40-60 мин., с тем, что бы работник использовал не менее 20 мин. для приема пищи, а остальное время – на отдых. Она складывается, с одной стороны, из количества времени, необходимого для восстановления физиологических функций до определенного уровня, обеспечивающего снятие утомления, а с другой стороны, из количества времени, необходимого для нормального приема пищи. Если обеденный перерыв устанавливается вскоре после начала рабочего дня (во время фазы врабатывания или в фазе высокой устойчивости работоспособности), то он не приносит пользы и даже вреден, так как препятствует нормальному формированию рабочей установки организма.

Отдых может быть активным и пассивным. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с постоянными переходами или выполняемых стоя, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда. Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее.

После прекращения работы организм сам пытается восстановить работоспособность. Дыхательная система человека после физической нагрузки восстанавливается за 20-30 минут. После кратковременной нагрузки (например, 20 приседаний) частота сердечных сокращений у здорового человека нормализуется за несколько (3-5) минут. Но для полного восстановления после длительной и тяжелой нагрузки сердечно-сосудистой системе требуется много часов, суток.

Нервная система полностью восстанавливается тоже очень долго. Правда, 12 часовой непрерывный сон может восстановить нервную энергию и после очень сильного кратковременного утомления. Эффективен и отдых с применением аутогенной тренировки.

Рекомендации по преодолению утомления: активный отдых, физкультура, спорт, водные процедуры, баня, массаж, природа, искусство, хорошее питание. Самое простое на словах, а не на деле, конечно, это взять в жизни тайм-аут. Передохнуть. Отсечь все лишнее. Сократить нагрузку, упорядочить образ жизни, сделать его разумным. Очень важен положительный эмоциональный фон для борьбы за восстановление сил, ибо давно замечено, что раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных.

Как восстанавливать силы, не прекращая работу? Микроперерывы, короткие остановки, краткий активный отдых, физкультпаузы. Они очень помогают сохранить работоспособность. Тем боле, если утомление только начинается, когда только наметился спад работоспособности. Поэтому, предупреждая утомление, хорошо заранее выполнить несколько физических упражнений, потереть уши, нос, затылок, сделать массаж лица, шеи воротниковой зоны, умыться холодной водой.

После такой встряски работоспособность опять повысится. Хотя бы на полчаса. Еще лучше, если можно позволить себе короткий сон или сеанс аутогенной тренировки. Это основательно восстановит работоспособность за 15-20 минут. За столом поможет напряжение и расслабление групп мышц спины, брюшного пресса, ног, рук. В выходные дни – спортивные игры (волейбол, бадминтон, теннис), лыжи, бег, плавание, дыхательные упражнения.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие работоспособности.

2. Назовите основные факторы, влияющие на работоспособность человека.

3. Перечислите фазы работоспособности.

4. Назовите основные показатели стадии утомления.

5. В чем сущность внутрисменного режима труда и отдыха?

. Работоспособность - это функциональные возможности организма, которые характеризуются количеством и качеством выполненной работы при максимальной ее интенсивности или продолжительности

Различают работоспособность человека неспецифическую (общую) и специфическую, т.е. способность выполнять определенный вид деятельности

Работоспособность человека обусловлена??состоянием здоровья, возрасту, полу и уровню функционального состояния всех систем организма. Оценивают ее часто по производственным показателям (время выполнения операции, количество раб бочих движений за единицу времени, продолжительность микропауз, наличие брака в работе и т.п.). Однако следует помнить, что на эти показатели влияют факторы, связанные с организацией трудового процесса (механизация и автоматизация, конструкция оборудования, режим труда и отдыха , оборудование рабочего места и т.д.). Поэтому наиболее информативными являются показатели функционального состояния. ЦНС,. ССС,. ДС, системы крови, мышечно й ткани, эндокринных органов тощощо.

Изменение работоспособности в течение рабочего дня проходит три стадии (см. рис 33). Первая называется стадией втягивания в работу, которая заключается в переходе функциональных систем организма в рабочее состояние и х характеризуется повышением работоспособности. Начало любой работы проходит в условиях недостатка кислорода, поскольку органы дыхания и сердечно-сосудистая система еще не достигли рабочего уровня и не поставляют ро бочий органы достаточным количеством кислорода. Для обеспечения необходимого уровня активности вегетативных функций также нужно время. Кроме того, переход организма из состояния покоя в деятельное состояние сопровождается я налаживанием координационных связей между нервными центрами и рабочими органами функциональной системсистеми.

Следует отметить, что в механизме физиологических изменений на стадии втягивания в работу определяющая роль принадлежит условным рефлексам, которые входят в состав рабочего динамического стереотипа и осуществляются под оп течением таких раздражителей, как время начала рабочего дня, условия для работы, шум оборудования, которое работает, тощ.

Система условных рефлексов, которые предшествуют работе, называется предохранительной иннервацией. Значение ее состоит в облегчении втягивания в работу

Внешним проявлением стадии втягивания в работу является повышение производительности, снижение времени выполнения операций, увеличение скорости рабочих движений. Физиологические изменения характеризуются повышением работоспособности тности, обменных процессов, усилением процесса возбуждения в. ЦНС, активизацией деятельности. ССС и. ДС.

Вторая стадия динамики работоспособности в течение рабочего дня называется стадией устойчивой работоспособности, которая характеризуется высоким постоянным уровнем. Двигательные и сенсорные функции характеризуются относительно ной стабильностью. Уровень колебаний отдельных функций составляет. В-16% для двигательного и сенсорного аппарата, 20-30% - для. ССС и. ДДС.

Рис 33. Динамическая работоспособность токаря ремонтной мастерской с учетом психофизиологических функций:

А - зрительно-моторная реакция;. Б - координация движений. В - кривая работоспособности, а - устойчивая работоспособность б - низкая работоспособность на стадиях втягивания в работу и развития утомления

Стадия устойчивой работоспособности заменяется стадией ее снижение вследствие разложения усталости (третья стадия - стадия разложения усталости). При этом снижается производительность труда , появляется субъективное нач чувств усталости. Проявление усталости может наступить уже в первой половине рабочего дня протяжении обеденного перерыва работоспособность может восстановиться полностью или частично, в зависимости от организации перерыва. Восстановление работы после перерыва сопровождается развитием стадии втягивания в работу, сменяется стадией устойчивой работоспособности, переходит в стадию разложения усталости (см. рис 33). Продолжительность этих стадий и уровень, на котором устанавливается работоспособность в первой и второй половинах рабочего дня, отличаются и часто характеризуются низкой работоспособностью и быстрее развитием втомям втоми.

В конце смены в некоторых случаях может наблюдаться небольшое повышение работоспособности, которое получило название конечного порыва, в результате психологического воздействия, связанного с окончанием работы и. Майбах утним отдыха.

Каждая стадия динамики работоспособности может изменяться по продолжительности в больших пределах в зависимости от характера выполняемой работы и условий, в которых она проходит. Так, стадия втягивания в работу может составляла ити 15-30 мин для легкой работы и работы средней тяжести, а может затягиваться более 2,5 ч при напряженной творческой, умственной деятельности. При тяжелой и нерационально организованной работе стадия втянул ування в работу может переходить в стадию усталости. При рациональному построению режима труда и отдыха стадии утомления может не быть или она может наступать только в конце рабочего дндня.

Работоспособность человека может изменяться в соответствии с природными (биологических) ритмов психофизиологических функций (суточные, недельные, месячные, годовые). Так, в течение суток (суточный, или циркадный ритм) простое ежуються два периода высокого уровня физиологических функций: между 8 - 12-й и 16-18-й часами.

Установлено, что зона биоритмических оптимума для трудовой деятельности имеет индивидуальные колебания. Так, большинство людей обладают более высокой работоспособностью в утреннее время (утренний тип,"жаворонки"). Однако есть определенный процент лиц, имеющих высокую работоспособность вечером и ночью (вечерний тип, или"совы"або "сови").

течение рабочей недели (рис 34) наблюдаются низкие уровни работоспособности в первые дни и особенно в последние (понедельник, пятница, суббота) длительные биологические ритмы (месячные, годовые, сезонные) имеют р разные периоды колебания относительно различных функциональных нагрузок (физических, эмоциональных и интеллектуальных) и отличаются высокой индивидуальностью. Данные о месячные, годовые и многолетние ритмы имеют практический интерес при планировании индивидуальной работы, например в научных работников, работников литературы, искусства, спортсменыенів.

При регламентировании работы трудового коллектива они могут учитываться при организации длительных экспедиций

Работоспособность также может изменяться во время обучения, тренировки, вследствие изменения характера трудового процесса (внедрение нового оборудования, рабочей мебели, средств механизации и автоматизации то ощо), факторов, определяющих состояние внешней среды (шум, микроклимат, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зовы.

Усталость - это состояние, вызываемое интенсивным и длительной работой, характеризуется временным уменьшением трудоспособности, выражается снижением количества и качества работы и ухудшением координации рабо очих функции.

Проблема усталости охватывает решение трех кардинальных вопросов: а) выяснение природы усталости (механизм и причины развития), б) диагностика усталости и оценка работоспособности в) разработка мер борьбы с ут. Томо.

Рис 34. Кривая работоспособности в течение недели

Изучение механизма разложения усталости привело к нескольким теорий. Первая теория усталости - гуморально-локалистична. На первых этапах исследования усталость рассматривалась как процесс, который происходит в ро обочь органе (мышце). Сторонники этой концепции объясняли снижение работоспособности за счет истощения энергетических веществ, недостатка кислорода или отравление мышечной ткани продуктами обмена. Суть конц епции отравления заключалась в том, что метаболиты энергетических процессов при накоплении в мышце, который работает, вызвавших отравление, что приводило к снижению его работоспособности. Некоторые сторонники этой конце пции выдвигали положения о выработке в мышце кенотоксинив, которые отравляют организм и снижает его работоспособностьність.

гуморально-локалистична теория основана на тщательно проведенных исследованиях и имела убедительные подтверждения в эксперимент альных условиях. Недостатком этих исследований было то, что они проводились на. Изола ьованому нервно-мышечном препарате без учета особенностей организма в целом и регулирующей функции. ЦНС.

Диалектико-материалистическое мировоззрение школы русских физиологов (ИМ. Сеченов и его ученики) определил центрально-нервный механизм усталости, согласно которому усталость развивается в нервных центрах, прежде д коры большого мозга, принимающих участие в работеті.

Согласно современным взглядам разложения усталости осуществляется по механизму рефлексов, возбудителем которых являются изменения, которые наступают в органах, которые работают. Так, при интенсивных силовых нагрузках, когда кислородная й запрос превышает фактическое потребление кислорода, работа мышц осуществляется в анаэробных условиях на фоне гликолитического фосфорилирования. При этом в мышцах накапливается большое количество недоокисленных продук тов. Усталость в этих случаях возникает под воздействием мощных центростремительных импульсов от проприо-и хеморецепторов мышц и сосудов, которые создают условия для истощения физиологического потенциала в соответствующих нервных центрах с последующим развитием в них торможениення.

Если физические нагрузки умеренные, кислородный запрос, как правило, удовлетворяется, а продукты окисления накапливаются в незначительном количестве в этих случаях в возникновении усталости играет роль продолжительность возбуждения ния корковых центров, которые регулируют работу мышц и вегетативные функции, что приводит к истощению энергетических ресурсов в функциональной системе. В конечном итоге меняется лабильность ок ремих звеньев функциональной системы, участвует в работе, что приводит к затягиванию физиологического интервала преобразования импульсов, дискоординации отдельных функций со снижением деятельности всей системы, которая работает на основе изучения особенностей проявления усталости в различных условиях трудовой деятельности. МИ. Виноградов выделил два типа усталости: усталость с быстрым развитием, которая обусловлена??возникновением централ ьного надпороговый торможения, и усталость с медленным развитием, в основе которой лежит истощение физиологических ресурсов всей функциональной системы с развитием охранительного торможениявання.

Торможение является одним из основных проявлений усталости. Однако отождествлять понятия торможения и усталости нельзя. Основой усталости является прежде всего истощение физиологического потенциала, и является возбудителем торможения. ЮВ. Фо ольборт отмечал, что параллельно процессу истощения в органе, который работает, уже в процессе работы, а затем в период отдыха начинаются процессы восстановления. И чем больше выражен процесс истощения, ты м интенсивнее идут процессы восстановления, которым, в свою очередь, способствует процесс торможения. При росте процессов усталости углубляются процессы торможения и на определенном этапе может наступить их истощения, проявляется, прежде всего, замедлением процесса восстановленияовлення.

Проявление усталости начинается с нарушения рабочего динамического стереотипа - снижается точность и скорость рабочих движений, замедляется выполнения операции и ее отдельных элементов, появляются лишние движения ошибки в работе. В связи с этим изменяются производственные показатели - снижается производительность, увеличивается количество брака, ухудшается качество продукцииї.

Анализ функциональных изменений в. ЦНС указывает на нарушение силовых отношений, развития фазовых состояний, удлинение сенсомоторных реакций, снижение памяти, внимания и т.д.. На. ЭЭГ усиливаются ляються и начинают преобладать медленные ритмы. Отмечаются изменения мышечной силы, снижение выносливости, показателей работоспособности, нарушение координации движений. Наблюдается стимуляция деятельности суд инно-двигательного и дыхательного центров, увеличение энергозатрат в связи с накоплением кислых продуктов обмена и необходимостью включаться в работу дополнительным группам мышц. При усталости могут произойти сми ни морфологического и химического состава крови: увеличение количества эритроцитов, лейкоцитов, содержания метаболитов снижение основных резервов крови, содержания глюкозы, давления кислорода тощтощо.

Производственные вредности могут ускорять и углублять процесс торможения. Химические вещества, пыль, неблагоприятный микроклимат, производственный шум , вибрация,. ЭМП диапазона радиочастот, нерациональное освети ления негативно влияют на работоспособность человеки.

С усталостью тесно связан состояние перенапряжения. Некоторые исследователи рассматривают состояние усталости как начальную стадию перенапряжения, не исключая возможности прямого возникновения перенапряжения в различных структурах х и органах, участвующих в трудовом процессеі.

Термин"перенапряжение"определяет неблагоприятный, предельный между нормой и патологией функциональное состояние организма, вызвано чрезмерным по продолжительности или величине нагрузкой. Длительное перенапруже ения может вызвать нарушения здоровья человека, выступая в качестве этиологического фактора профессиональных форм заболеваемости. Кроме того, перенапряжение может способствовать снижению общей реактивности организма повышению неспецифической заболеваемостихворюваності.

Одной из основных причин перенапряжения аппарата опоры и движения является вынужденная рабочая поза. Неудобные позы вследствие перенапряжения могут вызвать проявление остеохондроза, растяжения и ослабления межпозвонковых х связей, изменение нормальной конфигурации позвоночника, ослабление мышц брюшного пресса, тазового дна, ослабления и деформацию свода стопы и т.д.. Наряду с изменениями в аппарате опоры и движения нерациональная рабочая поза может вызвать перенапряжение в системе периферического кровообращения, возникновения варикозного расширения веен.

Перенапряжение функциональных систем, которые длительное время обеспечивают высокий уровень интенсивности и концентрации внимания, памяти, аналитического мышления, может быть одним из существенных факторов риска вине икнення невротических состояний и заболеваний. То же самое можно сказать о таких факторах, как монотонность, эмоциональное перенапряжение тощо.

перенапряжения и перехода его в заболевания способствуют хронические или инфекционные заболевания, климактерический период, недостаточная двигательная активность , неблагоприятные факторы и т.д.

Разрабатывая меры целенаправленной профилактики утомления и перенапряжения, очень важно установить конкретные факторы трудового процесса, способны вызвать эти процессы, и оценить их уровень по критериям эти инки тяжести и напряженности робот.

Физиолого-гигиеническая проблема усталости и перенапряжения, несмотря на то, что она связана с работоспособностью работающих, а следовательно, с производительностью труда, является важной социальной проблемой. Поэтому борьба с вто омою и перенапряжением должна проводиться комплексно, включая технические, организационные, гигиенические и психофизиологические меры. Основными из них являются: широкая механизация и автоматизация производственных опе раций, организация рационального режима труда и отдыха; оптимизация санитарно-гигиенических условий труда, совершенствование рабочих движений и рабочей позы, оборудование рационального рабочего места и обору ковки с учетом антропо-физиологических особенностей организма; правильное, рациональное производственное обучение, ослабление неблагоприятного воздействия монотонности, меры по предотвращению гиподинамии; фор ния добросовестного отношения к труду в трудовых коллективах (осознание полезности труда, благоприятный психологический микроклимат, широкая гласность, материальная заинтересованность, соревнования и т.д.); эстетическое о формлення рабочей обстановки организация и проведение профотбора и профориентационныеії.