Палубные штурмовики вмс сша.

Grumman A-6E Intruder - палубный всепогодный штурмовик, который был спроектирован в США еще в конце 1950-х годов и предназначался для вооружения ВМС и Корпуса морской пехоты. Самолет состоял на вооружении три с половиной десятка лет и может быть отнесен к самолетам-долгожителям. Последние Grumman A-6E Intruder сняли с вооружения только в 1997 году. На смену им постепенно пришли палубные истребители-бомбардировщики F/A-18 Hornet.

Вариант A-6E представляет собой позднюю модификацию А-6. Первый полет данная машина совершила 27 февраля 1970 года. Всего ВМС США получили 445 таких самолетов, в том числе 240 было переоборудовано из ранее выпущенных версий штурмовика. На самолете A-6E была установлена многофункциональная РЛС AN/APQ-148, а также более совершенная навигационная система. Начиная с 1979 года, на всех самолетах начали ставить лазерный целеуказатель, который позволял применять бомбы с лазерной системой наведения.


Данные самолеты никогда не поставлялись на экспорт. В Америке они состояли на вооружении эскадрилий ВМС и КМП, получив признание экипажей, свидетельством чему стали многочисленные прозвища, данные машине: «Двойной гадкий» (Double Ugly), «Железный головастик» (Iron Tadpole), «Могучий Альфа-Шесть» (The Mighty Alpha Six), Беременная гуппи» (Pregnant Guppy). Несмотря на обозначение модели A-6E (литерой «А» в авиации США обозначают штурмовики), «Интрудер» не являлся штурмовиком в классическом понимании. По набору своих характеристик он скорее был палубным бомбардировщиком, обладавшим большой бомбовой нагрузкой и дальностью полета. На его борту находился набор оборудования, который позволял самолету достаточно точно совершать бомбометание.

Самолет представлял собой моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом (25°) со складывающимися частями консолей и однокилевым хвостовым оперением. Корневые части крыла обладали большим углом стреловидности и специальными пластинами, которые должны были предупреждать пилота о выходе самолета на критические углы атаки. Крыло имело закрылки и предкрылки по всему размаху, элеронов на «Интрудере» не было. Для управления самолета по крену применялись интерцепторы. При размещении штурмовика в ангаре авианосца консоли крыла складывались. Начиная с 26-го самолета, на концах крыла появились специальные расщепляющиеся воздушные тормоза. Хвостовое оперение машины состояло из цельноповоротного стабилизатора и киля с рулем направления. В хвостовой части фюзеляжа самолета изначально находились перфорированные поверхности воздушных тормозов. Однако в ходе эксплуатации самолета выяснилось, что отклонение фюзеляжных тормозов уменьшает тягу двигателей, и поэтому, начиная с самолета №310, тормоза на фюзеляже перестали устанавливать.

Самым «слабым» местом машины считалось крыло. Его разработкой занималась компания Boeing, обладающая богатым опытом в использовании композиционных материалов. Крыло на A-6E Intruder было изготовлено целиком из углепластиков, за исключением узлов крепления к фюзеляжу, которые были выполнены из титановых сплавов. Сверху крыло было покрыто специальным токопроводящим слоем, который должен был защитить конструкцию крыла в случае удара в нее молнии.

Силовая установка штурмовика A-6E Intruder была представлена парой турбореактивных двигателей J52-P-8A компании Pratt & Whitney с максимальной тягой по 4200 кгс. Данные двигатели были расположены в гондолах по бокам фюзеляжа. Длина двигателя составляла 3,01 м, диаметр - 0,8 м. Воздухозаборники двигателей были выполнены нерегулируемыми, с вертикальными отсекателями пограничного слоя. Во внутренних баках самолета имелся запас топлива в размере 8870 литров, а в пяти подвесных баках можно было разместить еще 7570 литров топлива. При этом самолет также получил систему дозаправки топливом в полете.

Шасси штурмовика было выполнено трехстоечным. Основные стойки шасси убирались вперед в специальные наплывы корневой части крыла. Передняя стойка шасси имела два колеса. На створке ниши передней стойки шасси самолета была размещена рулежная фара, а также проблесковый маяк красного цвета. По обеим сторонам фюзеляжа штурмовика (на воздухозаборниках) располагались складные лесенки, предназначенные для членов экипажа.

В кабине экипажа были смонтированы два катапультных кресла производства английской компании «Мартин-Бейкер». Данные кресла гарантировали экипажу самолета безопасное катапультирование через закрытый фонарь кабины, что и было доказано на ранних версиях штурмовика еще во Вьетнаме. Подвижную часть фонаря кабины можно было сдвинуть назад. На приборной доске пилота были размещены два крупных индикатора (вертикальной и горизонтальной обстановки) и порядка двух десятков традиционных стрелочных приборов. У штурмана имелся крупный индикатор радиолокационной станции, при этом органов управления штурмовиком на рабочем месте штурмана не было.

Оборудование Grumman A-6E Intruder было представлено наиболее мощным на тот момент комплексом ударной палубной авиации. Основу его составляла бортовая РЛС APQ-156, которая ставилась на последние серии А-6Е. Данная РЛС могла находить и сопровождать цели на земле и поверхности океана. Она обеспечивала обзор земной поверхности с селекцией движущихся целей и данными о рельефе местности, что позволяло обеспечить самолету полет на малых высотах с огибанием рельефа местности. Радиолокационную станцию самолета дополняла оптикоэлектронная система TRAM, которая на ранних машинах компенсировала ее низкую разрешающую способность. Также каждый самолет оборудовался станцией РЭБ индивидуальной защиты. Антенны данной станции были смонтированы на внешних пилонах для подвески вооружения.

Оптикоэлектронная система обеспечения распознавания и поражения целей TRAM (Target Recognition and Attack Multisensor) появилась на борту самолетов «Интрудер» в 1979 году. Она была ближайшей родственницей контейнера Pave Task ВВС США. Данная система была предназначена для обнаружения и сопровождения наземных целей в любое время суток и в любых атмосферных условиях, а также для автономного боевого применения управляемых бомб, оснащенных лазерной головкой самонаведения на цель. Датчики системы TRAM были расположены под носовой частью фюзеляжа штурмовика в специальном шаровом обтекателе на стабилизированной платформе. Подобное расположение TRAM оказывает меньшее влияние на аэродинамические характеристики самолета, чем подвеска громоздкого контейнера с тем же оборудованием. Летные испытания системы TRAM стартовали в 1974 году и закончились в 1979 году. Первый самолет А-6Е, оснащенный новой системой, поднялся в небо 22 марта 1974 года. До 1985 года все выпущенные штурмовики А-6Е получили систему TRAM.

Получил распространение и специальный самолет радиоэлектронной борьбы, получивший индекс ЕА-6В. Его основным оборудованием была система радиоэлектронного подавления РЛС противника. Данная система включала в себя подвесные контейнеры (до 5 штук, по количеству точек подвески), антенную систему на киле самолета и две бортовых ЭВМ. Помимо системы подавления РЛС на самолете имелась система постановки помех средствам связи противника. Один такой самолет последних серий мог подавить работу 8 РЛС противника, а также нарушить его систему связи между подразделениями или самолетами в районе нанесения удара.

Встроенного вооружения штурмовики А-6Е не имели совсем, все вооружение располагалось на 5 узлах подвески (максимальная нагрузка узла - 1633 кг). В перегрузочном варианте и при неполной заправке самолета топливом боевая нагрузка достигала 8160 кг. В состав вооружения самолета входила широкая номенклатура различных ракет и бомб: ПКР «Гарпун» (до 4-х ракет одновременно), противорадиолокационные УР HARM, УР «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух», управляемые авиабомбы (УАБ), НАРы, а также фугасные бомбы - три 2000-фунтовые или 28 500-фунтовых. Вместо бомб можно было взять подвесные топливные баки емкостью 1130 литров каждый. Радиус действия штурмовика с двумя противокорабельными ракетами «Гарпун» составлял более 800 км. Также на базе штурмовика были созданы упоминавшийся выше палубный самолет РЭБ ЕА-6В «Проулер» и самолет-заправщик KA-6D «Интрудер».

Штурмовики Grumman A-6E Intruder успели поучаствовать во многих боевых операциях США в конце XX века. Так в 1983 году они приняли участие в поддержке американского десанта на Гренаде. В декабре того же года во время совершения налета на позиции сирийских войск на территории Ливана один штурмовик был сбит (один летчик погиб, второй был взят в плен сирийцами и освобожден только через месяц). В марте 1986 года данные самолеты с помощью противокорабельных ракет AGM-84 смогли потопить два патрульных катера, принадлежащих ВМС Ливии, а в ночь на 15 апреля в рамках проведения операция «Каньон Эльдорадо» совершили налет на военные объекты Ливии, расположенные в пригородах Бенгази. В апреле 1988 года самолеты A-6E приняли участие в потоплении иранского фрегата «Саханд» в рамках операции «Богомол».

Последним крупным эпизодом в боевой биографии «Интрудеров» стало их участие в масштабной операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Тогда ВМС и КМП США использовали более сотни штурмовиков для нанесения ударов по промышленным и военным объектам Ирака, а также непосредственно по воинским частям. Через два года после этого самолеты A-6E приняли символическое участие в миротворческой операции ООН, проводимой в Сомали. Помимо этого они использовались для патрулирования неполетных зон, организованных над Боснией и Ираком.

В конце 1980-х годов предложение компании Grumman о проведении коренной модернизации парка выпущенных штурмовиков А-6 было отвергнуто представителями ВМС США. Хотя планируемый на замену «Интрудеру» новый палубный штурмовик А-12 так и не был построен, А-6 начали снимать с вооружения. Окончательно данный процесс был закончен в начале 1997 года. При этом некоторое количество данных самолетов было даже затоплено у берегов Флориды для создания так называемого «рифа Интрудеров».

Grumman A-6E Intruderиз музея морской авиации США в Пенсаколе:

Летно-технические характеристики Grumman A-6E Intruder:
Габаритные размеры: длина - 16,64 м, высота - 4,93 м, размах крыла - 16,15 м (сложенного - 7,72 м), площадь крыла - 49,1 м2.
Масса пустого самолета - 11 625 кг.
Максимальная взлетная масса - 27 397 кг (взлет с аэродрома), 26 580 кг (взлет с катапульты).
Силовая установка - 2 ТРД Pratt & Whitney J52-P-8A тягой 2х4200 кгс.
Максимальная скорость полета - 1043 км/ч.
Крейсерская скорость полета - 776 км/ч.
Практическая дальность полета - 3482 км (без подвесок).
Практический потолок - 13 595 м.
Длина разбега - 802 м.
Длина пробега - 640 м.
Вооружение - 5 точек подвески (по 1633 кг нагрузки на каждую), боевая нагрузка - 7833 кг. Вооружение УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», неуправляемые ракеты (70 или 127 мм), бомбы: управляемые, фугасные, ядерные, кассетные.
Экипаж - 2 человека.

Источники информации:
http://igor113.livejournal.com/583627.html (фото)
http://www.brazd.ru/a6.html
http://www.airwar.ru/enc/attack/a6e.html
http://airspot.ru/catalogue/item/grumman-a-6e-intruder
Материалы из открытых источников

Grumman A-6 Intruder - американский палубный всепогодный штурмовик, спроектированный в конце 1950 годов и состоявший на вооружении три с половиной десятилетия.
А-6Е - самая современная серийная модификация самолета Intruder. Фирменное обозначение этой версии G-128S. Его история началась летом 1967 года, когда Grumman предложила флоту усовершенствовать Intruder с использованием последних достижений электронной техники и заменой двигателей на более мощные. А мы посмотрим на два самолета из разных музеев.
155610 – National Naval Aviation Museum

155713 – Pima Air & Space Museum

Pima air museum,Tucson,Arisona.
Naval museum, Pensacola Fl

Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

В ходе эксплуатации штурмовиков A-6A Intruder выявились такие серьезные недостатки, как появление трещин в различных элементах планера и особенно крыла. По этой причине были запрещены полеты на 76 машинах, а на 113 введены соответствующие ограничения по скорости полета и маневренности (перегрузке).Поэтому самолеты A-6A Intruder обладали недостаточной надежностью и требовались большие трудозатраты на их техническое обслуживание.
В 1969 году серийный А-6А вернули фирме на переделку в А-6Е. Первый полет прототип совершил 27 февраля 1970 года. На нем установили новую ЭВМ фирмы IBM ASD-133 от F-111. Вместо двух бортовых РЛС поставили одну многоцелевую Norden AN/APQ-148. Первые серийные А-6Е поступили в эскадрилью VA-42 для тренировки летчиков в 1971 году.

С появлением нового Intruder серийное производство А-6А прекратили. Стремясь поддерживать постоянную численность ударных самолетов на флоте (300 машин), Grumman начала переделку всех А-6А, В и С в Е(около 200 самолетов). В сентябре 1972 года первая боевая эскадрилья А-6Е VA-85 перебазировалась на авианосец USS Forrestal (CV-59).

В 1979 году на борт самолета установили оптикоэлектронную систему обеспечения распознавания и поражения целей TRAM (Target Recognition and Attack Multisensor). Она является ближайшей родственницей контейнера Pave Task ВВС США. Система предназначена для обнаружения и сопровождения наземных целей в любых атмосферных условиях, днем и ночью, а также для автономного боевого применения управляемых бомб с лазерной ГСН.

Датчики системы разместили под носовой частью фюзеляжа в шаровом обтекателе на стабилизированной платформе.

Такое расположение TRAM оказывает меньшее влияние на аэродинамические характеристики Intruder , чем подвеска громоздкого контейнера TRAM. Летные испытания TRAM начались в 1974 году и завершились в 1979 году.

До 1985 года все Intruder были оснащены системами TRAM.

Была так же произведена программа расширения номенклатуры применяемого вооружения - Systems Weapons Improvement Program (SWIP).

Благодаря этому, кроме свободнопадающих бомб, УР "Буллпап" и УАБ, А-6Е стал носителем противокорабельных ракет AGM-84A Harpoon, ПРЛ ракет HARM и УР AGM-65F Maverick.

Для самозащиты от истребителей противника Intruder вооружается двумя УР AIM-9 Sidewinder.

К идее модернизации Intruder вернулись в начале 90 годов. Недостаток финансовых средств заставил отказаться от обновления оборудования и сосредоточить усилия на продлении ресурса конструкции

Самым слабым местом считается крыло самолета.

Разработкой крыла занялась фирма Boeing, имеющая богатый опыт в использовании композиционных материалов. Новое крыло изготовлено целиком из углепластиков, за исключением титановых узлов крепления к фюзеляжу.Сверху оно покрыто тонким токопроводящим слоем, защищающим конструкцию при ударе молнии.

Первый А-6Е с новым крылом взлетел в апреле 1989 года.

Все имеющиеся А-6 постепенно заменили свои крылья. Самые старые штурмовики, которых уже не спасет установка нового крыла, сняты с вооружения и заменены истребителями-штурмовиками F/A-18 Hornet.

Самолет был оснащен современным (по тому времени) бортовым оборудованием. К нему относится многофункциональная РЛС AN/APQ-148, которая обладает высокой надежностью, но имеет низкую разрешающую способность.

Она обеспечивает обзор земной поверхности с селекцией движущихся целей и данными о рельефе местности для полета на малых высотах с его огибанием.Цифровая ЭВМ AN/ASQ-133, выполненная на твердотельных элементах, работает совместно с инерциальной навигационной системой, радиосвязной аппаратурой, автоматическими системами управления полетом и встроенного контроля за работой бортового оборудования. Информация в аналоговой форме поступает в ЭВМ примерно от 60 датчиков и преобразуется в цифровую форму для отображения на соответствующих индикаторах летчика и штурмана.

Самолет A-6E Intruder имеет два турбореактивных двигателя J52-P-8A фирмы Pratt & Whitney максимальной тягой по 4200 кг и оборудован системой дозаправки топливом в полете.

Основным индикатором является многофункциональный AN/AYA-1, с помощью которого осуществляются навигация, выход самолета в район нахождения авианосца, заход на посадку, а с использованием устройства управления прицельно-навигационной системой оружия - выбор оружия и бомбометание или пуск ракет.

На индикаторе обстановки в вертикальной плоскости (размер по диагонали 20,3 см) отображаются данные, необходимые для выполнения полетов со следованием по рельефу местности. Для повышения точности поражения морских и береговых целей была разработана комбинированная система управления оружием TRAM (Target Recognition Attack Multisensor), состоящая из ИК станции переднего обзора и лазерного дальномера-целеуказателя.

Носовая стойка вид сзади

Вид справа сзади

Двигатель Pratt Whitney J52-P-8B

Вертикальное оперение самолета. Высота самолета 4,6 метра.

Пилоны для подвески вооружения

Так он выглядит гораздо изящнее

Общий вид справа на самолет.

Законцовка крыла

Общий вид спереди

Наш самолет это Grumman A-6E Intruder 155713 C/N I-439 155713 NJ-562 в малозаметной цветовой схеме VA-128 (Navy Attack Squadron 128) Whidbey Island
NAS, Washington, 1990

А теперь самолет из музея морской авиации США в Пенсаколе: это тоже Grumman A-6E Intruder

Grumman A-6E Intruder C/N I-336 1968 года выпуска 155610 AA-500 в цветовой схеме VA-196 где он прослужил 10 лет на Enterprise (CVN-65) и Ranger (CVA-61).
Самолет был поставлен Navy 8 августа 1968 года и попал в музей в 1994 году.

Вооружение штурмовика A-6E Intruder размещается на пяти узлах подвески - четырех подкрыльевых и одном подфюзеляжном, каждый из которых рассчитан на максимальную нагрузку 1633 кг.

Типовыми вариантами бомбового вооружения считаются: 30 фугасных бомб Mk82 калибра 500 фунтов, подвешиваемых на трехзамковые держатели, или три фугасные бомбы Mk84 калибра 2000 фунтов и два подвесных топливных бака емкостью по 1135 л.

Кроме того, на самолет подвешивают УР «Буллпап». Возможно снащение его более современными противокорабельными ракетами (ПКР).

Механизм складывания крыла.

Хвостовое оперение. Что означает надпись на нем: "Последний из Интрудеров"?

Новый ангар музея в Пенсаколе

Правый двигатель

На подвеске похоже только свободнопадающие бомбы?

Основная стойка.

Самолет стоит на улице под палящим солнцем между ангарами.

Но на всякий случай прочно прикреплен к бетону цепями.

Состояние его получше чем у предыдущего экземпляра из музея Pima.

Левая сторона.

Крыло и бомбы.

Двухместная кабина

Королевство кривых зеркал.

Общий вид спереди.

Лобовое стекло кабины. Видна табличка на катапультном кресле: "разряжено"

Самолет запачкан сотнями рук.

Носовая стойка.

Варианты:
A2F-1(Grumman G-128) - опытный образец самолета А-6.
А-6А - первая серийная модификация. Выпущено 488 машин (включая 6 предсерийных).
А-6B - модификация, предназначенная для подавления ПВО противника. Несла противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк» и AGM-78 «Стандарт ARM». В 1967-1970 годах переоборудовано 19 самолётов из А-6А. Позднее они были переоборудованы в А-6Е.
А-6C - создан специально для ударов по целям на «тропе Хо Ши Мина» в тёмное время суток. 12 самолётов переоборудованы в 1970 году; на них была установлена аппаратура для обнаружения наземных целей ночью. После войны все А-6С были переоборудованы в А-6Е.
А-6E - основная поздняя модификация А-6. Первый полёт совершён 27 февраля 1970 года. Всего ВМС получили 445 самолётов, в том числе около 240 были переоборудованы из более ранних модификаций. На А-6Е установлена многофункциональная РЛС AN/APQ-148 и новая навигационная система. На всех самолётах с 1979 года устанавливался лазерный целеуказатель, позволивший использовать бомбы с лазерным наведением.

А-6F Intruder II - вариант радикальной модернизации А-6, предложенный в середине 1980-х годов. Первый полёт в августе 1987 года. Самолёт должен был иметь новые двигатели Дженерал Электрик F404, новую РЛС, цифровую авионику и возможность нести ракеты «воздух-воздух» AIM-120. ВМС отказались от этого варианта, предпочтя ему разрабатывавшийся по технологии «стелс» перспективный штурмовик А-12 «Эвенджер II» (программа А-12 была закрыта в 1991 году).
А-6G - более дешёвый вариант А-6F, сохранявший двигатели J52. Серийно не выпускался.
ЕА-6A - первая модификация Intruder, предназначенная для постановки радиоэлектронных помех. Первый полёт состоялся 26 апреля 1963 года. Выпущено и переоборудовано из А-6А 28 самолётов.
ЕА-6B Prowler - значительно улучшенный ЕА-6А с более мощной системой радиоэлектронной борьбы. Экипаж увеличен до 4 человек. Построено 170 самолётов.
КА-6D - «летающий танкер». В начале 1970 годов в эту модификацию было переоборудовано около 90 Intruder, распределённых между всеми боевыми эскадрильями А-6 для обеспечения дозаправок в воздухе.

ЛТХ:
Модификация А-6Е
Размах крыла, м 16.15
Длина самолета,м 16.64
Высота самолета,м 4.60
Площадь крыла,м2 49.10
Масса, кг
пустого самолета 11785
нормальная взлетная 24675
максимальная взлетная 27400
Топливо, кг
внутренние топливо 7230
внешнее 4558 (5 ПТБ по 1514.2 л)
Тип двигателя 2 ТРД Pratt Whitney J52-P-8B
Тяга нефорсированная, кН 2 х 41.37
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость, км/ч 890
Перегоночная дальность, км 5311
Практическая дальность, км 3700
Боевой радиус действия, км 1625
Максимальная скороподъемность, м/мин 2580
Практический потолок, м 13600
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 8165 кг на 5 узлах подвески
Бомбовая нагрузка: Mk-77 Napalm, 28 Mk-81, 28 Mk-82 Snakeye, 13 Mk-83, 5 Mk-84, 20 Mk-117
кассетные 28 Mk-20 Rockeye, 28 CBU-78
УАБ GBU-10E, GBU-12D, GBU-16B
УРВП AGM-123A Skipper II, AGM-62 Walleye, AGM-84A Harpoon, AGM-84E SLAM, AGM-65F Maverick
ПРЛУР AGM-45 Shrike, AGM-88 HARM
УРВВ AIM-9 Sidewinder, AIM-120A AMRAAM
ПУ 10х70-мм или 5х127-мм Zuni НУР

Спроектированный в конце 1950-х годов и состоявший на вооружении три с половиной десятилетия.

История создания

Генеральный подрядчик работ

  • Самолёт в целом - Grumman Aircraft Engineering Corp. , Бетпейдж , Лонг-Айленд , Нью-Йорк .
Субподрядчики первой очереди
  • Электромеханические приводы основной системы управления полётом - Western Hydraulics, Ltd., Ван-Найс , Калифорния ;
  • Шасси - Cleveland Pneumatic Tool Co., Кливленд , Огайо ;
  • Аэродинамический тормоз - Aeronca Manufacturing Corp. , Мидлтаун ;
  • Головной обтекатель - Brunswick Corp. , Марион , Виргиния ;
  • Система регулирования температуры в кабине - United Aircraft Corp. , Hamilton Standard Division, Виндзор-Локс , Коннектикут ;
  • Катапультируемые кресла - Martin-Baker Aircraft Co. , Мидлсекс , Лондон ;
  • Привод управления катапультированием - Western Gear Corp., Precision Products Division, Лайнвуд , Калифорния.
Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика (CFE )
  • Стартер /Привод постоянных оборотов - Garrett Corp., AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес , Калифорния;
  • Система воздушных сигналов - Conrac Corp., Колдуэлл , Нью-Джерси ;
  • Инерционная навигационная система AN/ASN-31, бортовая цифровая вычислительная машина AN/ASQ-61 - Litton Systems, Inc. , Вудленд-Хиллз , Лос-Анджелес , Калифорния ;
  • Бортовая радиолокационная станция обнаружения воздушных целей AN/APQ-92, радиолокационная станция сопровождения целей AN/APQ-88/112 - United Aircraft Corp. , Norden Division, Милфорд /Норуолк , Коннектикут;
  • Система управления полётом AN/ASW-16, плановый навигационный прибор - Sperry Rand Corp. , Sperry Gyro Division, Финикс , Аризона ;
  • Командно-пилотажный прибор /корректор высоты AN/AVA-1 - Kaiser Industries, Inc. → Kaiser Aerospace & Electronics Corp., Electronic Division, Пало-Альто , Калифорния.
Поставщики бортового оборудования по госзаказам (GFAE )
  • Авиадвигатель - United Aircraft Corp. , Pratt & Whitney Division , Ист-Харфорд , Коннектикут;
  • Радиолокационный навигационный комплекс AN/APN-153 - Singer Corp. , General Precision Laboratories, Плезантвиль , Нью-Йорк;
  • Станция предупреждения об облучении AN/ALR-15 - American Electronics Laboratories Inc., Кольмар , Пенсильвания ;
  • Станция радиоэлектронного подавления AN/ALQ-41 - Sanders Associates, Inc., Нашуа , Нью-Гэмпшир ;
  • Интегрированная система управления электронными средствами AN/ASQ-57 - Collins Radio Co., Сидар-Рапидс , Айова ;
  • Станция радиоэлектронного подавления AN/ALQ-51 - Raytheon Co. , Бедфорд , Массачусетс ;
  • Радиовысотомер AN/APN-141 - Bendix Corp. , Bendix-Pacific Division, Северный Голливуд , Калифорния; Laboratory for Electronics Corp., Бостон , Массачусетс.
  • Бортовое радиоэлектронное оборудование - Applied Technology Inc., Пало-Альто, Калифорния; Magnavox Corp. , Форт-Уэйн , Индиана ; United Telecontrol Electronics, Inc., Эшбери-Парк , Нью-Джерси.

Варианты

A-6E в полёте

  • A2F-1 - обозначение опытных самолётов.
  • А-6А - первая серийная модификация. Выпущено 488 машин (включая 6 предсерийных).
  • А-6B - модификация, предназначенная для подавления ПВО противника. Несла противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк» и AGM-78 «Стандарт ARM». В -1970 годах переоборудовано 19 самолётов из А-6А. Позднее они были переоборудованы в А-6Е.
  • А-6C - создан специально для ударов по целям на «тропе Хо Ши Мина » в тёмное время суток. 12 самолётов переоборудованы в 1970 году ; на них была установлена аппаратура для обнаружения наземных целей ночью. После войны все А-6С были переоборудованы в А-6Е.
  • А-6E - основная поздняя модификация А-6. Первый полёт совершён 27 февраля 1970 года . Всего ВМС получили 445 самолётов, в том числе около 240 были переоборудованы из более ранних модификаций. На А-6Е установлена многофункциональная РЛС AN/APQ-148 и новая навигационная система. На всех самолётах с 1979 года устанавливался лазерный целеуказатель, позволивший использовать бомбы с лазерным наведением.
  • А-6F «Интрудер II» - вариант радикальной модернизации А-6, предложенный в середине 1980-х годов. Первый полёт в августе 1987 года . Самолёт должен был иметь новые двигатели Дженерал Электрик F404 , новую РЛС, цифровую авионику и возможность нести ракеты «воздух-воздух» AIM-120 . ВМС отказались от этого варианта, предпочтя ему разрабатывавшийся по технологии «стелс» перспективный штурмовик А-12 «Эвенджер II» (программа А-12 была закрыта в 1991 году).
  • А-6G - более дешёвый вариант А-6F, сохранявший двигатели J52. Серийно не выпускался.
  • ЕА-6A - первая модификация «Интрудера», предназначенная для постановки радиоэлектронных помех. Первый полёт состоялся 26 апреля 1963 года . Выпущено и переоборудовано из А-6А 28 самолётов.
  • ЕА-6B «Праулер» - значительно улучшенный ЕА-6А с более мощной системой радиоэлектронной борьбы. Экипаж увеличен до 4 человек. Построено 170 самолётов.
  • КА-6D - «летающий танкер». В начале 1970-х годов в эту модификацию было переоборудовано около 90 «Интрудеров», распределённых между всеми боевыми эскадрильями А-6 для обеспечения дозаправок в воздухе.

Служба

A-6E садится на палубу авианосца

Обломки американского A-6 Intruder, уничтоженного во время войны во Вьетнаме

Самолёты А-6 не поставлялись на экспорт. В США они состояли на вооружении эскадрилий ВМС и корпуса морской пехоты три с половиной десятилетия, получив признание экипажей, о котором свидетельствует многочисленность данных ему прозвищ - «Вдвойне уродливый» (Double Ugly) , «Могучий Альфа -Шесть» (The Mighty Alpha Six) , «Железный головастик » (Iron Tadpole) , «Беременная гуппи » (Pregnant Guppy) . Несмотря на обозначение (литерой А в американской военной авиации обозначаются штурмовики), «Интрудер» не был штурмовиком в классическом понимании, по характеристикам являясь палубным бомбардировщиком - он имел значительную бомбовую нагрузку, большую дальность полёта, нёс оборудование, позволявшее производить очень точное бомбометание.

В 1980-е годы «Интрудеры» участвовали в ряде небольших вооружённых акций США. В 1983 году они поддерживали высадку десанта на Гренаде . В декабре того же года во время налёта на позиции сирийских войск в Ливане был сбит один А-6 (один пилот погиб, второй попал в сирийский плен и был освобождён через месяц).
В марте 1986 года «Интрудеры» при помощи противокорабельных ракет AGM-84 потопили два патрульных катера ВМС Ливии , а в ночь на 15 апреля в рамках операции «El Dorado Canyon » совершили налёт на военные объекты в пригородах Бенгази .

Последним крупным эпизодом в боевой биографии А-6 было их участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году . Более сотни А-6Е использовались ВМС и КМП для нанесения ударов по военным и промышленным объектам Ирака , а также по иракским войскам.

Через два года А-6 приняли символическое участие в миротворческой операции ООН в Сомали .

Также они выполняли патрулирование неполётных зон над Ираком и Боснией .

Предложение фирмы Грумман провести коренную модернизацию парка самолётов А-6 было отвергнуто ВМС США в конце 1980-х годов. Хотя планировавшийся на замену «Интрудеру» штурмовик А-12 так и не был построен, А-6 всё же стали снимать с вооружения; окончательно этот процесс был завершён в начале 1997 года . Некоторое число самолётов было затоплено у берегов Флориды для создания так называемого «рифа „Интрудеров“».

След в искусстве

В 1986 году Стивен Кунц , бывший пилот А-6 во время войны во Вьетнаме, написал ставший бестселлером роман «Полёт „Интрудера“» (Flight of the Intruder) , сюжет которого развивается вокруг пилотов А-6, участвующих в боевых действиях. На основе романа в начале 1990-х был снят одноимённый фильм и создана компьютерная игра для ряда платформ. А-6 также присутствует в ряде других фильмов (например, «Top Gun », «Мы были солдатами ») и компьютерных игр на разных платформах.

Особенности конструкции

Самолёт A-6 представляет собой моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом (угол стреловидности - 25°), двумя двигателями и однокилевым хвостовым оперением. Два члена экипажа сидят рядом, лётчик слева, штурман справа. На рабочем месте штурмана нет органов управления самолётом. Крылья самолёта складываются при размещении в ангаре авианосца. Двигатели расположены в гондолах по бокам фюзеляжа. Шасси трёхстоечное, передняя стойка двухколёсная.

Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации A-6E . Источник данных: Jane"s, 1975; Loftin L. K., Jr., 1985.

Технические характеристики

  • Экипаж : 2 пилота
  • Длина : 16,64 м
  • Размах крыла : 16,15 м
    • сложенного: 7,72 м
  • Площадь крыла: 49,1 м²
  • Стреловидность по линии 1/4 хорд: 25°
  • Коэффициент удлинения крыла: 5,31
  • Профиль крыла : NACA 64A005.9 mod - законцовка, NACA 64A009 mod - корень крыла
  • Колея шасси: 3,32 м
  • Масса пустого: 11 625 кг
  • Максимальная масса без топлива: 20 166 кг
  • Максимальная взлётная масса :
    • при взлёте с катапульты: 26 580 кг
    • при взлёте с аэродрома: 27 397 кг
  • Максимальная посадочная масса:
    • при посадке на авианосец: 16 329 кг
    • при посадке на аэродром: 20 411 кг
  • Силовая установка: 2 × ТРД Pratt & Whitney J52-P-8A
  • Тяга : 2 × 41,37 кН (4218 кгс)
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0144
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,71 м²
Лётные характеристики
  • Максимально допустимая скорость: 1285 км/ч
  • Максимальная скорость: 1043 км/ч
  • Крейсерская скорость : 776 км/ч
  • Скорость сваливания: 171 км/ч (с выпущенными закрылками)
  • Боевой радиус:
    • с 1 × 944 кг ядерной бомбой Mk43 и 4 × 1135 л ПТБ: 1432 км
    • с 4670 кг боевой нагрузки и 2 × 1135 л ПТБ: 724 км
  • Практическая дальность: 3482 км (без подвесок)
    • с максимальной боевой нагрузкой: 1733 км
  • Перегоночная дальность: 5311 км
  • Практический потолок : 13 595 м
  • Скороподъёмность : 43,68 м/с
  • Длина разбега: 802 м
  • Длина пробега: 640 м
  • Аэродинамическое качество : 15,2
Вооружение
  • Точки подвески: 5 (по 1633 кг нагрузки у каждого)
  • Управляемые ракеты:
    • ракеты «воздух-воздух» : AIM-9
    • ракеты «воздух-земля» : AGM-45 , AGM-65 , AGM-84 , AGM-88 , AGM-123
  • Неуправляемые ракеты : блоки с 70 мм или/и 127 мм ракетами
  • Бомбы :
    • фугасные бомбы: 28 × Мк.81 или Мк.82 , 13 × Мк.83 , 5 × Мк.84 , 20 × M-117
    • управляемые бомбы: AGM-62 , GBU-10 , GBU-12 , GBU-16
    • кассетные бомбы : 28 × CBU-78 или Mk.20
    • зажигательные бомбы : Mk.77 (с напалмом)
  • Подвесные топливные баки : до 5 × 1 135 л

Сравнение с аналогами

Су-17 МиГ-27 LTV A-7 Corsair II Grumman A-6 Intruder Mitsubishi F-1





Первый полёт 2 августа 1966 года 17 ноября 1972 года 27 сентября 1965 года 19 апреля 1960 года 3 июня 1975 года
Принят на вооружение 1970 год 1975 год 1967 год 1963 год 1978 год
Годы производства 1969 - 1990 1973 - 1994 1965 - 1984 1962 - 1990 1977 - 1987
Единиц произведено 2 867 1 412 1 569 693 77
Статус Состоит на вооружении Состоит на вооружении Снят с вооружения в 2014 году Снят с вооружения в 1997 году Снят с вооружения в 2006 году

Grumman A-6 Intruder - американский палубный всепогодный штурмовик, спроектированный в конце 1950 годов и состоявший на вооружении три с половиной десятилетия.
А-6Е - самая современная серийная модификация самолета Intruder. Фирменное обозначение этой версии G-128S. Его история началась летом 1967 года, когда Grumman предложила флоту усовершенствовать Intruder с использованием последних достижений электронной техники и заменой двигателей на более мощные. А мы посмотрим на два самолета из разных музеев.
155610 – National Naval Aviation Museum

155713 – Pima Air & Space Museum




Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

В ходе эксплуатации штурмовиков A-6A Intruder выявились такие серьезные недостатки, как появление трещин в различных элементах планера и особенно крыла. По этой причине были запрещены полеты на 76 машинах, а на 113 введены соответствующие ограничения по скорости полета и маневренности (перегрузке).Поэтому самолеты A-6A Intruder обладали недостаточной надежностью и требовались большие трудозатраты на их техническое обслуживание.
В 1969 году серийный А-6А вернули фирме на переделку в А-6Е. Первый полет прототип совершил 27 февраля 1970 года. На нем установили новую ЭВМ фирмы IBM ASD-133 от F-111. Вместо двух бортовых РЛС поставили одну многоцелевую Norden AN/APQ-148. Первые серийные А-6Е поступили в эскадрилью VA-42 для тренировки летчиков в 1971 году.

С появлением нового Intruder серийное производство А-6А прекратили. Стремясь поддерживать постоянную численность ударных самолетов на флоте (300 машин), Grumman начала переделку всех А-6А, В и С в Е(около 200 самолетов). В сентябре 1972 года первая боевая эскадрилья А-6Е VA-85 перебазировалась на авианосец USS Forrestal (CV-59).

В 1979 году на борт самолета установили оптикоэлектронную систему обеспечения распознавания и поражения целей TRAM (Target Recognition and Attack Multisensor). Она является ближайшей родственницей контейнера Pave Task ВВС США. Система предназначена для обнаружения и сопровождения наземных целей в любых атмосферных условиях, днем и ночью, а также для автономного боевого применения управляемых бомб с лазерной ГСН.

Датчики системы разместили под носовой частью фюзеляжа в шаровом обтекателе на стабилизированной платформе.

Такое расположение TRAM оказывает меньшее влияние на аэродинамические характеристики Intruder , чем подвеска громоздкого контейнера TRAM. Летные испытания TRAM начались в 1974 году и завершились в 1979 году.

До 1985 года все Intruder были оснащены системами TRAM.

Была так же произведена программа расширения номенклатуры применяемого вооружения - Systems Weapons Improvement Program (SWIP).

Благодаря этому, кроме свободнопадающих бомб, УР "Буллпап" и УАБ, А-6Е стал носителем противокорабельных ракет AGM-84A Harpoon, ПРЛ ракет HARM и УР AGM-65F Maverick.

Для самозащиты от истребителей противника Intruder вооружается двумя УР AIM-9 Sidewinder.

К идее модернизации Intruder вернулись в начале 90 годов. Недостаток финансовых средств заставил отказаться от обновления оборудования и сосредоточить усилия на продлении ресурса конструкции

Самым слабым местом считается крыло самолета.

Разработкой крыла занялась фирма Boeing, имеющая богатый опыт в использовании композиционных материалов. Новое крыло изготовлено целиком из углепластиков, за исключением титановых узлов крепления к фюзеляжу.Сверху оно покрыто тонким токопроводящим слоем, защищающим конструкцию при ударе молнии.

Первый А-6Е с новым крылом взлетел в апреле 1989 года.

Все имеющиеся А-6 постепенно заменили свои крылья. Самые старые штурмовики, которых уже не спасет установка нового крыла, сняты с вооружения и заменены истребителями-штурмовиками F/A-18 Hornet.

Самолет был оснащен современным (по тому времени) бортовым оборудованием. К нему относится многофункциональная РЛС AN/APQ-148, которая обладает высокой надежностью, но имеет низкую разрешающую способность.

Она обеспечивает обзор земной поверхности с селекцией движущихся целей и данными о рельефе местности для полета на малых высотах с его огибанием.Цифровая ЭВМ AN/ASQ-133, выполненная на твердотельных элементах, работает совместно с инерциальной навигационной системой, радиосвязной аппаратурой, автоматическими системами управления полетом и встроенного контроля за работой бортового оборудования. Информация в аналоговой форме поступает в ЭВМ примерно от 60 датчиков и преобразуется в цифровую форму для отображения на соответствующих индикаторах летчика и штурмана.

Самолет A-6E Intruder имеет два турбореактивных двигателя J52-P-8A фирмы Pratt & Whitney максимальной тягой по 4200 кг и оборудован системой дозаправки топливом в полете.

Основным индикатором является многофункциональный AN/AYA-1, с помощью которого осуществляются навигация, выход самолета в район нахождения авианосца, заход на посадку, а с использованием устройства управления прицельно-навигационной системой оружия - выбор оружия и бомбометание или пуск ракет.

На индикаторе обстановки в вертикальной плоскости (размер по диагонали 20,3 см) отображаются данные, необходимые для выполнения полетов со следованием по рельефу местности. Для повышения точности поражения морских и береговых целей была разработана комбинированная система управления оружием TRAM (Target Recognition Attack Multisensor), состоящая из ИК станции переднего обзора и лазерного дальномера-целеуказателя.

Носовая стойка вид сзади

Вид справа сзади

Двигатель Pratt Whitney J52-P-8B

Вертикальное оперение самолета. Высота самолета 4,6 метра.

Пилоны для подвески вооружения

Так он выглядит гораздо изящнее

Общий вид справа на самолет.

Законцовка крыла

Общий вид спереди

Наш самолет это Grumman A-6E Intruder 155713 C/N I-439 155713 NJ-562 в малозаметной цветовой схеме VA-128 (Navy Attack Squadron 128) Whidbey Island
NAS, Washington, 1990

А теперь самолет из музея морской авиации США в Пенсаколе: это тоже Grumman A-6E Intruder

Grumman A-6E Intruder C/N I-336 1968 года выпуска 155610 AA-500 в цветовой схеме VA-196 где он прослужил 10 лет на Enterprise (CVN-65) и Ranger (CVA-61).
Самолет был поставлен Navy 8 августа 1968 года и попал в музей в 1994 году.

Вооружение штурмовика A-6E Intruder размещается на пяти узлах подвески - четырех подкрыльевых и одном подфюзеляжном, каждый из которых рассчитан на максимальную нагрузку 1633 кг.

Типовыми вариантами бомбового вооружения считаются: 30 фугасных бомб Mk82 калибра 500 фунтов, подвешиваемых на трехзамковые держатели, или три фугасные бомбы Mk84 калибра 2000 фунтов и два подвесных топливных бака емкостью по 1135 л.

Кроме того, на самолет подвешивают УР «Буллпап». Возможно снащение его более современными противокорабельными ракетами (ПКР).

Механизм складывания крыла.

Хвостовое оперение. Что означает надпись на нем: "Последний из Интрудеров"?

Новый ангар музея в Пенсаколе

Правый двигатель

На подвеске похоже только свободнопадающие бомбы?

Основная стойка.

Самолет стоит на улице под палящим солнцем между ангарами.

Но на всякий случай прочно прикреплен к бетону цепями.

Состояние его получше чем у предыдущего экземпляра из музея Pima.

Левая сторона.

Крыло и бомбы.

Двухместная кабина

Королевство кривых зеркал.

Общий вид спереди.

Лобовое стекло кабины. Видна табличка на катапультном кресле: "разряжено"

Самолет запачкан сотнями рук.

Носовая стойка.

Варианты:
A2F-1(Grumman G-128) - опытный образец самолета А-6.
А-6А - первая серийная модификация. Выпущено 488 машин (включая 6 предсерийных).
А-6B - модификация, предназначенная для подавления ПВО противника. Несла противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк» и AGM-78 «Стандарт ARM». В 1967-1970 годах переоборудовано 19 самолётов из А-6А. Позднее они были переоборудованы в А-6Е.
А-6C - создан специально для ударов по целям на «тропе Хо Ши Мина» в тёмное время суток. 12 самолётов переоборудованы в 1970 году; на них была установлена аппаратура для обнаружения наземных целей ночью. После войны все А-6С были переоборудованы в А-6Е.
А-6E - основная поздняя модификация А-6. Первый полёт совершён 27 февраля 1970 года. Всего ВМС получили 445 самолётов, в том числе около 240 были переоборудованы из более ранних модификаций. На А-6Е установлена многофункциональная РЛС AN/APQ-148 и новая навигационная система. На всех самолётах с 1979 года устанавливался лазерный целеуказатель, позволивший использовать бомбы с лазерным наведением.

А-6F Intruder II - вариант радикальной модернизации А-6, предложенный в середине 1980-х годов. Первый полёт в августе 1987 года. Самолёт должен был иметь новые двигатели Дженерал Электрик F404, новую РЛС, цифровую авионику и возможность нести ракеты «воздух-воздух» AIM-120. ВМС отказались от этого варианта, предпочтя ему разрабатывавшийся по технологии «стелс» перспективный штурмовик А-12 «Эвенджер II» (программа А-12 была закрыта в 1991 году).
А-6G - более дешёвый вариант А-6F, сохранявший двигатели J52. Серийно не выпускался.
ЕА-6A - первая модификация Intruder, предназначенная для постановки радиоэлектронных помех. Первый полёт состоялся 26 апреля 1963 года. Выпущено и переоборудовано из А-6А 28 самолётов.
ЕА-6B Prowler - значительно улучшенный ЕА-6А с более мощной системой радиоэлектронной борьбы. Экипаж увеличен до 4 человек. Построено 170 самолётов.
КА-6D - «летающий танкер». В начале 1970 годов в эту модификацию было переоборудовано около 90 Intruder, распределённых между всеми боевыми эскадрильями А-6 для обеспечения дозаправок в воздухе.

ЛТХ:
Модификация А-6Е
Размах крыла, м 16.15
Длина самолета,м 16.64
Высота самолета,м 4.60
Площадь крыла,м2 49.10
Масса, кг
пустого самолета 11785
нормальная взлетная 24675
максимальная взлетная 27400
Топливо, кг
внутренние топливо 7230
внешнее 4558 (5 ПТБ по 1514.2 л)
Тип двигателя 2 ТРД Pratt Whitney J52-P-8B
Тяга нефорсированная, кН 2 х 41.37
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость, км/ч 890
Перегоночная дальность, км 5311
Практическая дальность, км 3700
Боевой радиус действия, км 1625
Максимальная скороподъемность, м/мин 2580
Практический потолок, м 13600
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 8165 кг на 5 узлах подвески
Бомбовая нагрузка: Mk-77 Napalm, 28 Mk-81, 28 Mk-82 Snakeye, 13 Mk-83, 5 Mk-84, 20 Mk-117
кассетные 28 Mk-20 Rockeye, 28 CBU-78
УАБ GBU-10E, GBU-12D, GBU-16B
УРВП AGM-123A Skipper II, AGM-62 Walleye, AGM-84A Harpoon, AGM-84E SLAM, AGM-65F Maverick
ПРЛУР AGM-45 Shrike, AGM-88 HARM
УРВВ AIM-9 Sidewinder, AIM-120A AMRAAM
ПУ 10х70-мм или 5х127-мм Zuni НУР

Милитаристские круги рассматривают ВМС как один из важных инструментов осуществления своей агрессивной политики. Они считают, что силы флота, особенно авианосцы с базирующейся на них авиацией, способны мобильно и гибко вести боевые действия, эффективно применять разнообразные средства поражения целей, в том числе ракетно-ядерное оружие. Авианосцы могут перебрасывать самолёты на значительные расстояния и в короткие сроки создавать в различных районах Мирового океана мощную авиационную группировку для прикрытия с воздуха корабельных соединений флота и оказания авиационной поддержки сухопутным войскам или морской пехоте, действующим на данном ТВД.

На вооружении авианосцев находятся дозвуковые штурмовики А-4 , А-6 «Интрудер» и А-7 2, а также сверхзвуковой штурмовик-разведчик , разработанные ещё в конце 50-х - начале 60-х годов. Все они участвовали в боевых действиях во Вьетнаме, и уже на первом этапе этой войны были выявлены их серьёзные недостатки. В частности, по мнению американских военных специалистов, штурмовики А-4А и А-6А показали низкую эффективность при нанесении ударов по объектам, и в особенности по малоразмерным целям. Поэтому американское командование вынуждено было в ходе боевых действий принять меры по модернизации этих самолётов и ускорению создания более совершенного штурмовика А-7А «Корсар» 2. Одновременно разрабатывались и испытывались новые виды вооружения и бортовые радиоэлектронные системы.

Как сообщает зарубежная печать, модернизация палубных штурмовиков с целью продлить срок их эксплуатации в частях продолжается и до настоящего времени. В ходе её самолёты оснащаются современными бортовыми комплексными навигационно-бомбардировачными системами, радиолокационными, инфракрасными, телевизионными и лазерными станциями, цифровыми ЭВМ, аппаратурой индикации данных и другим оборудованием, обеспечивающим возможность атаковать цели а любых метеорологических условиях с применением более эффективных видов оружия. За последнее десятилетие из вооружение авианосной авиации не был принят ни один палубный штурмовик нового типа.

Основные тактико-технические характеристики штурмовиков приведены в таблице.

Штурмовик А-4 «Скайхок» относится к лёгким машинам, спроектированным с учётом опыта использования штурмовиков «Скайрейдер» в агрессивной войне США в Корее. В процессе эксплуатации его боевые возможности улучшались за счёт оснащении более мощным двигателем, внедрения современного бортового радиоэлектронного оборудовании и небольших конструктивных новшеств. Выпущено шесть модификаций самолёта А-4 «Скайхок», которые по внешнему виду незначительно отличаются друг от друга.

Самолёт А-4А представляет собой одноместный моноплан с низкорасположенным крылом стреловидностью по хорде 35°. Силовая установка состоит из ТРД (максимальная тяга 3490 кг). Вооружён двумя встроенными 20-мм пушками Мк12. На подфюзеляжном и двух подкрыльевых узлах могут подвешиваться обычные бомбы различного назначения, напалмовые баки, НУР и другие виды боеприпасов. Максимальная боевая нагрузка около 3000 кг. Начал выпускаться серийно в 1956 году, всего построено 166 машин.

Самолёт А-4В имеет аппаратуру наведения УР класса «воздух-земля» и устройство дозаправки самолёта топливом в полёте. Усовершенствовано навигационное оборудование. Всего выпущено 542 машины.

Самолёт А-4С имеет удлинённый фюзеляж, позволяющий разместить аппаратуру, которая обеспечивает полёт в любых метеорологических условиях днем и ночью, в том числе на малых высотах с огибанием рельефа местности. До 1962 года было построено 638 таких машин.

Самолёт А-4Е оснащён более мощным, чем предшествующие модификации, двигателем (тяга 3855 кг), увеличена дальность полёта на 27% за счёт установки дополнительного топливного бака, смонтировано пять (вместо трёх) узлов подвески вооружения (максимальная боевая нагрузка 3700 кг). Всего построено 439 самолётов, из них 43 для Израиля.

Самолёт A-4F (рис. 1) имеет двигатель тягой 4200 кг и улучшенную механизацию крыла, обеспечивающие длину разбега около 305 м. В 1967-1968 годах выпущено 146 самолётов.


Рис. 1. Палубный штурмовик A-4F «Скайхок»

Самолёт А-4М. Благодаря более мощному двигателю (тяга 5080 кг) манёвренность его повысилась на 30%, по сравнению с предшествующими модификациями. Увеличены размеры кабины и улучшен обзор для лётчика. Поставки самолёта для морской пехоты начались и 1970 году. На нем установлены протектированные крыльевые и фюзеляжный баки (вес топлива 3028 кг). На наружных узлах подвески могут размещаться: под фюзеляжем - баки ёмкостью 568, 1136 или 1514 л; внутренних подкрыльевых пилонах - по 568 или 1136 л.

Вооружение самолёта находится на пяти подкрыльевых узлах подвески. Подфюзеляжный узел рассчитан на подвеску боеприпасов весом до 1590 кг, внутренние подкрыльевые узлы - 1020 кг, наружные - 450 кг. Самолёт может брать как обычные, так и ядерные бомбы, УР «Булллап» («воздух - эемля>} и (»воздух - воздух»). Кроме того, самолёт вооружён 20-мм пушками Мк32 (боекомплект по 200 патронов). Предусмотрена возможность замены 20 мм пушек 30-мм пушками типа (боекомплект по 150 патронов). На подкрыльевых пилонах могут подвешиваться контейнеры со средствами постановки пассивных и активных помех.

По мнению американских специалистов, самолёт хорошо управляем и надёжен в полёте. Оснащён индикатором лётчика на лобовом стекле типа 546 (фирма «Эллиот»), РЛС для обеспечения полёта с огибанием рельефа местности AN/APG-53A, навигационными системами AN/ASN-41, AN/APN-153 (V) и , радиовысотомером типа AN/APN-141, средствами создания пассивных и активных помех и современной аппаратурой радиосвязи.

Штурмовик А-6 «Интрудер» начал выпускаться серийно в различных модификациях с 1963 года.

Самолёт А-6А широко использовался в агрессивной войне США во Вьетнаме. В течение 1963-1969 годов в ВМС было поставлено 482 машины. На его базе создан самолёт радиоэлектронного противодействия ЕА-6А (см. ). Построено 27 таких машин.

Самолёт А-6В имеет аппаратуру управления противорадиолокационой УР «Стандарт-ARM». Всего изготовлено 19 самолётов.

Самолёт А-6С имеет ИК разведывательную станцию, смонтированную под фюзеляжем на турельной установке, и ТВ станцию, обеспечивающую ведение боевых действий при низких уровнях освещённости. Всего сделано 12 самолётов.

Самолёт А-6Е - современный штурмовик с мощным вооружением и совершенным радиоэлектронным оборудованием. При его создании учитывался опыт боевого использования штурмовиков в Юго-Восточной Азии. На начало 1976 года построено 58 таких самолётов и 119 были переоборудованы из штурмовиков А-6А. Планируется иметь в составе флота 318 самолётов этой модификации.

Самолёт представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом стреловидностью 25°. Силовая установка состоит из двух ТРД тягой по 4200 кг. Топливо размещается во внутренних (7250 л), подвесных (3660 л) баках. Оснащён системой дозаправки топливом в полёте.

По данным зарубежной прессы, вооружение самолёта включает бомбы различного назначения, в том числе ядерные (максимальный калибр до 2000 фунтов). Вооружение подвешивается на пяти пилонах: подфюзеляжном и четырёх подкрыльевых. Каждый узел рассчитан на максимальную нагрузку 1630 кг (с учетом перегрузки). Типовой вариант загрузки самолёта - 30 фугасных бомб калибром по 500 фунтов (с подвеской на многозамковые держатели), три бомбы калибра 2000 фунтов и два топливных подвесных бака ёмкостью по 1135 л. Самолёт имеет оборудование для пуска противокорабельных ракет «Кондор».

Как сообщает иностранная печать, в отличие от предшествующих модификаций он оснащается более совершенным оборудованием, позволяющим успешно преодолевать средства ПВО и эффективно выполнять боевые задачи в любых метеорологических условиях днем и ночью, Основой этого оборудования является многофункциональная РЛС AN/APQ-148. Благодаря ей лётчик при полёте и район цели и обратно осуществляет самолётовождение, поиск, опознавание и сопровождение как стационарных, так и подвижных целей и атакует их с больших и малых высот. Кроме того, она даёт возможность обнаруживать, определять местоположение и следить за радиолокационными маяками, установленными на самолётах наведения при авиационной поддержке сухопутных войск. РЛС сопряжена с автоматической системой для обеспечения полёта с огибанием рельефа местности. В кабинах лётчика и штурмана-бомбардира есть свои индикаторы отображения тактической обстановки. В систему включена аппаратура автоматического определения неисправностей, которые устраняются техническим персоналом эскадрильи в короткие сроки.

Выполненная на твердотельнык элементах цифровая ЭВМ AN/ASQ-133 сопряжена с РЛС, инерциальной доплеровской навигационной системой, автоматической системой управления полётом и средствами радиосвязи.

Вычислительное устройство управления оружием самолёта позволяет оптимально выбирать тип вооружения и способы его применения (одиночно, серией или залпом). Вертикальный индикатор отображения данных AN/AVA-1 выдаёт лётчику сведения по навигации, заходу и осуществлению посадки, а также необходимые данные для атаки цели. С 1973 года началось оснащение самолётов А-6Е комбинированной электронно-оптической системой обнаружении и подсветки целей TRAM (Target Recognition Attack Multisensor). Она сопряжена с многофункциональной РЛС, системой управления оружием и ЭВМ, что позволяет автоматически сопровождать цели. В кабине имеются индикаторы отображения данных для электронно-оптической системы и собственно РЛС, На первом этапе сопровождение пели осуществляется РЛС, а после захвата и опознавания цели - электронно-оптической системой.

Штурмовик А-7 «Корсар» 2 имеет несколько модификаций, отличающихся двигателями и составом бортовой аппаратуру.

Самолёт А-7А (рис. 2) оснащён турбореактивным двух контурным двигателем максимальной тягой 5050 кг. Начал поступать на вооружение частей в 1965 году. За два года было выпущено 199 самолётов.


Рис. 2. Штурмовик А-7 «Корсар» 2 с 24 бомбами калибра 250 фунтов и двумя подвесными топливными баками

Самолёт А-7В выпускался с 1968 года (имеет двигатель максимальной тягой 5430 кг). С марта 1969 года применялся в боевых действиях во Вьетнаме. Всего было поставлено флоту 196 самолётов.

Самолёт А-7Е - наиболее совершенный штурмовик, оснащённый мощным двигателем и совершенным вооружением. Первый самолёт был изготовлен в 1969 году, а с мая 1970 года использовался в боевых действиях во Вьетнаме с авианосца «Америка».

Его аэродинамическая схема аналогична схемам предшествующих модификаций: моноплан с высокорасположенным крылом стреловидностью 35°. Компоновка самолёта и ТРДД максимальной тягой 6300 кг обеспечивают самолёту высокую маневренность, что имеет важное значение при нанесении ударов по наземным и морским целям. Эксплуатационные перегрузки самолёта лежат в пределах от -3 и до +7, а скорость по крену 90 град/с. Топливо размещается во внутренних (5673 л) и подвесных (4542 л) баках.

Вооружение самолёта, как сообщает зарубежная печать, размещается на шести подкрыльевых пилонах и двух пилонах, расположенных по бокам фюзеляжа. Подкрыльевые пилоны рассчитаны на следующую максимальную нагрузку: внешние по 1537 кг, внутренние и средние по 1134 кг и бортовые фюзеляжные по 227 кг. На подкрыльевые пилоны могут подвешиваться практически все виды бомб, находящиеся на вооружении авиации ВМС (калибр до 2000 фунтов), а также УР «Буллпап», противорадиолокационные ракеты и НУР. С усовершенствованием системы управления оружием планируется использовать новые виды вооружения, включая управляемые бомбы и противокорабельные ракеты. На бортовых фюзеляжных пилонах подвешиваются УР «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух». Кроме того, исходя из опыта боевых действий других штурмовиков во Вьетнаме на самолёте А-7Е была установлена встроенная 20-ми шестиствольная пушка М61 »Вулкан» (скорострельность 4000-6000 выстр./мин. боекомплект 1000 патронов).

Броневую защиту имеют жизненно важные части самолёта: силовые приводы, компрессор и агрегаты двигателя, топливные баки, основной трубопровод подачи топлива к кабина лётчика. Общий вес брони (205,2 кг) распределяется следующим образом: двигатель - 155 кг, кабина лётчика - 39,3 кг, силовые приводы - 10,9 кг. Кроме того, гидравлические и электрические проводки проходят внутри элементов конструкции самолёта, что обеспечивает их максимальную защиту. В гидросистеме имеется специальный клапан, который при её повреждении отключает вспомогательное оборудование и переключает её на питание только системы управления полётом.

По высказыванию американских специалистов, вероятность попадания авиабомб в цель с самолёта А-7Е в два раза выше, чем с любого другого палубного самолёта. Средняя круговая вероятная ошибка при бомбометании со штурмовика А-4, которое совершали опытные лётчики, составляла 29-31 м, тогда как у неопытных лётчиков, выполнявших бомбометание с самолёта А-7Е, она равнялась 7-8 м (в полигонных условиях).

Самолёт имеет автоматическую систему управления полётом AN/ASW-30 и современные средства радиосвязи. Часть подкрыльевых узлов подвески может быть использована для размещения контейнеров со средствами РЭБ.

В 1976/77 финансовом голу самолёты A-7E начали оснащать электронно-оптической системой TRAM, аналогичной системе самолёта А-6Е, но работающей с меньшим количеством сопряжённого оборудования.

Самолёт А-7Е планируется использовать также и в варианте разведчика. Кроме того, на его базе строится двухместный вариант учебно-тренировочного самолёта, получившего обозначение А-7Н.

(рис. 3). К концу 50-х годов по заданию командования ВМС был разработан сверхзвуковой тяжелый штурмовик А-5А «Виджилент». Он предназначен для нанесения ударов ядерными и обычными бомбами. Серийное производство его началось в 1960 году. Всего было заказано 59 машин. самолёт принят на вооружение авианосца в 1962 году. В ходе эксплуатации были обнаружены серьёзные недоработки в бомбардировочном оборудовании. По данным зарубежной прессы, в 1961 году было принято решение разработать па базе этого штурмовика разведывательный вариант (RA-5C), оснастив его соответствующим оборудованием. При этом на самолёте оставалась навигационно-бомбардировочная система и другая аппаратура, позволяющая одновременно использовать его в качестве штурмовика и разведчика. Модернизированный вариант был принят на вооружение авианосца «Рэнджер» в 1964 году. Тогда же самолёты были направлены в Юго-Восточную Азию для ведения воздушной разведки. Они совершили 150 самолёто-вылетов и согласно отзывам американского командования показали хорошие результаты по разведке объектов. Хотя серийное производство этих самолётов закончилось в 1970 году, оснащение их новейшими бортовыми радиоэлектронными системами продолжалось до 1974 года. По данным иностранной печати, в настоящее время на вооружении американской палубной авиации состоят только самолёты RA-5C, так как все ранее выпущенные самолёты A-5 были переоборудованы, получив обозначение RA-5C. Всего имеется 138 таких самолётов.


Рис. 3. Штурмовик-разведчик RA-5C «Виджилент»

Самолёт RA-5C оснащён двумя турбореактивными двигателями максимальной статической тягой по 8100 кг при включенной системе дожигания, что обеспечивает ему высокие тактико-технические характеристики (скорость, потолок и маневренность). Общий запас топлива 13 630 л.

Разведывательное оборудование самолёта выполнено в виде девяти самостоятельных модулей, размешенных под фюзеляжем и закрытых снизу обтекателем. Часть оборудования смонтирована в фюзеляже.

При применении самолёта в варианте штурмовика каждый из четырёх подкрыльевых пилонов может нести по ядерной бомбе Мк28 или Мк43, либо по фугасной бомбе Мк82, Мк83 или Мк84 калибра 500, 1000 или 2000 фунтов соответственно.

В настоящее время часть самолётов RA-5C, не прошедших модернизацию и имеющих устаревшее оборудование, выводится в резерв. Как сообщает зарубежная печать, командование ВМС изучает возможность замены в начале 80-х годов этих самолётов самолётами ЕА-7Е, разведывательное оборудование которых будет размещаться в подвесном контейнере.

Судя по сообщениям иностранной прессы, до середины 80-х годов основными палубными штурмовиками ВМС будут самолёты А-6Е и А-7Е. Штурмовики А-4Е выводятся в резерв и заменяются штурмовиками А-7Е. К середине 80-х годов планируется разработать палубный штурмовик А-18 - вариант находящегося в стадии окончания постройки истребителя F-18. Ими планируется заменить штурмовые А-7 «Корсар» 2.