Заёмный труд запретили. Конфликты с работниками

Заемный труд был узаконен Законом от 05 мая 2014 года №16 –ФЗ. Для заемного труда этот закон установил так много ограничений, что использовать его работодатели могут лишь в двух случаях и лишь максимум на девять месяцев. Вступит в силу этот закон с 1 января 2016 года.

Названный закон ввел новое понятие – «заемный труд» и определил, что это такое: это работа, которую выполняет сотрудник по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем какой-либо другой компании или физического лица. При этом ни компания, ни физическое лицо работодателем данного работника не являются. Подобный заемный труд, как указано в законе, в принципе запрещен. Использовать его можно лишь в строго ограниченных случаях и соблюдая определенные условия. В частности, предоставлять персонал другим компаниям и физическим лицам может только частное агентство занятости, имеющее обязательную госаккредитацию (надо получить ее, выполнив требования закона). А услугами этого персонала пользуются физические лица или организации (в том числе иностранные) в определенных целях.

Что это за цели? Во-первых, физическое лицо может взять «взаймы» персонал для того, чтобы получить помощь по домашнему хозяйству или обеспечить себе личное обслуживание. Во-вторых, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе привлекать «заемных» сотрудников на то время, пока отсутствуют сотрудники, за которыми сохраняется место работы. В-третьих, компаниям и ИП разрешается брать сотрудников «взаймы» на период, когда временно расширяется производство или объем оказываемых услуг. Но есть ограничение: заемных работников можно привлекать на срок не дольше, чем девять месяцев.

Закон установил и некоторые требования к сторонам, участвующим в процессе «займа» персонала. Первое требование – предоставлять сотрудника другой компании можно только с его согласия. Второе требование – сотруднику, направляемому на работу в другую организацию, обеспечить оплату не хуже, чем у штатных сотрудников принимающей компании, выполняющих аналогичные функции. Об этом обязана позаботиться организация-работодатель, которая, собственно, и направляет своих сотрудников на работу в другую компанию.

В законе также говорится, что в Трудовом кодексе должна появиться новая глава 53.1, которая закрепит гарантии оплаты труда «заемных» сотрудников, определит особенности трудовых договоров, заключаемых с ними. Установлено, что будет подписываться договор о предоставлении труда работников (персонала). Правда, российское трудовое законодательство пока не предусматривает такого договора. О предоставлении персонала упоминается лишь в Налоговом кодексе.

Закон о запрете заемного труда существенно осложнит жизнь работодателям и агентствам занятости, а также организациям, которые специализировались именно на предоставлении персонала. Нужно будет заново заключать договоры, когда закончится максимальный срок «займа» персонала – девять месяцев. Кроме того, и количество компаний, предоставляющих сотрудников «взаймы», сократится, так как не все получат госаккредитацию. И наконец, обосновать аутстаффинг будет сложнее, ведь его разрешено использовать только в двух случаях – чтобы заместить временно отсутствующих сотрудников и чтобы поддержать компанию в тот период, когда расширяется производство или возрастает объем услуг.

Когда можно предоставлять труд персонала другому работодателю

Такие формы взаимодействия, как аутстаффинг и лизинг персонала, подпадают под понятие заемного труда. Но как исключение разрешена деятельность по временному предоставлению труда работников другим юридическим или физическим лицам. При этом трудовые отношения возникают только между сотрудниками и работодателем, направившим их к принимающей стороне. Между работодателем и принимающей стороной возникают гражданско-правовые отношения.
Закон предусматривает ряд условий, при которых агентство может предоставить работников. Это возможно, если:
– работодатель и принимающая сторона заключили договор о предоставлении труда персонала;
– отношения работника с принимающей стороной будут иметь временный характер (до девяти месяцев при расширении производства, для временной замены отсутствующих работников и т. д.);
– сотрудник согласен выполнять работу для принимающей стороны;
– работник будет выполнять работу по своей трудовой функции;
– принимающая сторона учла мнение профсоюза, если при временном расширении производства привлекает персонал в количестве более 10 % от среднесписочной численности работников компании.

Чтобы соблюсти права работников и устранить риск злоупотреблений со стороны бизнеса, законодатель ввел особые ограничения. Так, принимающая сторона не сможет привлекать «внешний» персонал в целях замены работников, участвующих в забастовке, приостановивших работу, в случае простоя и др...

Кто может предоставлять персонал

Закон существенно ограничил круг субъектов, которые могут предоставлять труд работников. С 2016 года к ним отнесены только:
– частные агентства занятости, прошедшие аккредитацию на право осуществления деятельности по предоставлению труда персонала (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1165;
– иные лица, если они являются аффилированными либо сторонами акционерного соглашения и т. п.

Условия и порядок предоставления труда работников аффилированными и иными связанными лицами должен установить специальный федеральный закон. Однако такой закон еще не принят. Таким образом, на сегодняшний день только частные агентства занятости могут с соблюдением буквы закона заниматься деятельностью по предоставлению труда персонала.

Как проверить, нарушает ли компания запрет на заемный труд

В первую очередь необходимо проверить все договоры компании, по которым работы выполняет персонал контрагента, и убедиться, в чьих интересах «чужой» персонал выполняет работу, кто контролирует его работу и дает персоналу задания. Если это делает сам заказчик работ, то компания использует заемный труд и нарушает запрет вне всяких сомнений.

Косвенные признаки использования заемного труда

При проверке договоров с контрагентами стоит обращать внимание на следующие признаки (ст. 15, 56 ТК РФ):
– сотрудники исполнителя выполняют работы по должностям, которые есть в штатном расписании компании-заказчика;
– работники исполнителя соблюдают правила внутреннего трудового распорядка компании-заказчика;
– в договорах с исполнителем отсутствует конкретный объем работ, выполняемый последним;
– работники исполнителя включены в производственную деятельность заказчика;
– труд работников исполнителя оплачивает непосредственно заказчик;
– заказчик участвует в подборе исполнителем работников;
– одни и те же работники исполнителя систематически привлекаются к выполнению работ для заказчика в течение длительного периода времени;
– заказчик предоставляет работникам исполнителя гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.
Из этого следует. Готовясь к вступлению в силу закона о запрете заемного труда, многие компании заключили дополнительные соглашения к договорам со своими контрагентами, установив в них, что деятельность своего персонала по договору полностью контролирует исполнитель, а не заказчик. При этом стороны назначают своих уполномоченных представителей для взаимодействия в отношении выполнения работ, и только эти лица вправе контактировать в рамках таких отношений.
Указанное изменение поможет компаниям избежать привлечения к ответственности за нарушение запрета заемного труда. Штрафы могут составлять до 200 000 рублей за каждое нарушение. Однако такое изменение должно быть не только внесено в текст договора, но и применено на практике. Только в случае, если начальник отдела компании-заказчика перестанет давать «руководящие указания» рядовым сотрудникам компании-исполнителя, риск признания отношений использованием заемного труда действительно можно ограничить.
Оценивая риски, нужно помнить, что по требованию работника компании-исполнителя суд также вправе признать отношения компании-заказчика и сотрудника трудовыми (ст. 19.1 ТК РФ). Это может повлечь обязанность принять на работу такого работника и выплатить в его пользу все компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.
У компаний, которым по тем или иным причинам необходим «безрисковый» заемный труд, есть две возможности:
– изменить подход и заключать договоры оказания услуг, по которым работы будут выполняться силами исполнителя и с учетом положений действующего законодательства о запрете заемного труда (перейти от аутстаффинга к аутсорсингу);
– заключить договор о предоставлении труда персонала с частным агентством занятости и использовать внешних работников только по договору с ним в рамках, допускаемых новым законодательством.

Как работать с частным агентством занятости

Работа с агентством позволяет использовать труд предоставленных работников без риска привлечения к ответственности. Выясним, на что принимающая сторона должна обратить внимание при выборе контрагента.
Аккредитации подлежит только деятельность агентства по предоставлению персонала. Она не затрагивает выполнение других функций, например подбора сотрудников.
Аккредитация. Необходимо уточнить, прошло ли агентство аккредитацию в установленном порядке. Такую аккредитацию вправе предоставлять только Роструд не более чем на три года (с возможностью последующего продления). Факт аккредитации агентства подтвердит уведомление, выданное Рострудом. Действительность этого документа можно проверить в реестре, размещенном на сайте госоргана.

Что учесть, заключая договор предоставления труда персонала

Необходимо проанализировать предлагаемый частным агентством занятости проект договора о предоставлении труда персонала. Проверьте его на соответствие требованиям закона. Учитывайте, что ответственность за нарушения будет нести не только частное агентство занятости, но и принимающая сторона.

Например, по обязательствам агентства как работодателя по отношению к направляемым работникам (в части выплаты зарплат, отпускных и др.) принимающая сторона будет нести субсидиарную ответственность. Если средств агентства на выплаты сотрудникам будет недостаточно, работники смогут предъявить соответствующие требования принимающей стороне. Поэтому нужно предусмотреть в договоре обязанность агентства представлять принимающей стороне ежемесячные отчеты о выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся направляемым к ней работникам.

Заемный труд с 2016 года

С 2016 года работники могут трудиться не у своего работодателя только в двух случаях:

1.по договору о предоставлении персонала;

2.по аутсорсингу.

Причем второй вариант является более выгодным.

Заключить договор о предоставлении персонала можно только с кадровым агентством, которое имеет аккредитацию. Но брать внешних сотрудников можно только на временные проекты... Работники будут подчиняться организации-исполнителю, а заказчик - оценивать только конечный результат их работы. При этом совсем не обязательно полностью исключать из своего штата работников, занятых функцией, отданной на аутсорсинг. Работодатель вправе сам решать, хочет он частично сохранить данный объем работ за собой или нет.

Договор о предоставлении персонала

Теперь можно заключать только договоры о предоставлении труда работников (персонала). На практике до 2016 года договоры редко называли именно аутстаффингом, но на «шапку» документа стоит все равно обратить внимание. Также учесть нужно следующее. С января 2016 года оказывать такую услугу допустимо только для работы на временных проектах, то есть, на срок до 9 месяцев и для замещения отсутствующих работников.

Кроме того, в договоре следует прописать данные уведомления о получении агентством аккредитации. Без него оно не вправе предоставлять работников. Для оформления изменений в договор досрочно прекращать его не обязательно, можно заключить дополнительное соглашение. Исключение составляю случаи когда к началу года агентство не успело получить аккредитацию. В этом случае договор лучше расторгнуть по соглашению и заключить новый после получение разрешительных документов.

Есть категории работников, которых агентство имеет право направлять к заказчику без учета сроков их предоставления. Это одинокие и многодетные родители, у которых есть несовершеннолетние дети, студенты-очники и бывшие заключенные (ч. 3 ст. 341.2 ТК РФ). С ними партнер вправе заключить срочный договор по другим основаниям. Главное - чтобы причины срока договора соответствовали ст. 59 ТК РФ.

ФЗ от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не делает исключений для каких-либо видов агентств. В то же время у таких агентств есть другие преимущества. На них не распространяются ограничения по срокам и случаям предоставления персонала (ст. 341.2 ТК РФ). Поэтому и после января 2016 года они могут предоставлять персонал в том же количестве, что и раньше. Никаких важных корректировок договоров с заказчиками не потребуется. Единственное исключение - нужно прописать в нем данные об аккредитации. А вот трудовые договоры с работниками таких агентств придется изменить. Во-первых, в них должны быть условия о работе у принимающей стороны. Во-вторых, каждый раз нужно заключать дополнительное соглашение к трудовому договору о направлении на работу к конкретному заказчику.

Предоставлять персонал могут не только кадровые агентства, но и аффилированные с заказчиком лица. Уже сейчас с такими компаниями можно заключать договоры. Но проблема в том, что нормативная база, которая регулировала бы отношения между сторонами, до сих пор не утверждена. В ТК РФ указано, что все особенности направления работников к принимающей стороне работодателями, которые не являются агентствами занятости, будут прописаны в отдельном законе (ст. 341.3). Этот закон на данный момент даже не внесен в Госдуму. Однако это обстоятельство не мешает заключению с такими компаниями договоров, так как аккредитацию им получать не нужно... Когда закон будет принят, то заключенный договор между сторонами нужно привести в соответствие с его положениями.

Аутсорсинг и аутстаффинг

Аутсорсинг - это предоставление услуг. Аутстаффинг - это предоставление персонала. При аутсорсинге исполнитель отвечает за конечный результат деятельности работников в интересах заказчика. То есть это выполнение некой функции компании силами работников другой организации. На аутсорсинг можно передавать любые функции компании. На аутсорсинг нам передают задачи секретариата и услуги первой и второй линии технической поддержки пользователей. В рамках договора мы формируем проектную команду, разрабатываем системы мотивации для исполнителей, берем на себя полное операционное управление исполнителями. Ответственность за результат работы по проекту лежит именно на исполнителе, то есть на агентстве. Это важный признак договора аутсорсинга. При аутстаффинге такого нет. Исполнитель отвечает только за кадровое делопроизводство, расчет и начисление заработной платы. И закон о запрете заемного труда призван ограничить именно применение аутстаффинга.

Названный закон не имеет отношение к договорам оказания услуг. Исключение составляют услуги именно по предоставлению труда работников.

Ответственность за разную зарплату штатных и внешних сотрудников

По закону в первую очередь отвечать за разную зарплату агентство, так как именно оно является работодателем. Но бывают ситуации, когда агентство нельзя призвать к ответу. Например, оно обанкротилось или его руководство скрывается и не выходит на связь ни с заказчиком, ни с проверяющими органами. В этом случае есть риск, что заказчик будет отвечать за то, что внешним сотрудникам не доплачивали (ст. 341.5 ТК РФ). У легального агентства в подобной ситуации также есть шансы переложить ответственность за это на заказчика. Например, в ходе проверки выяснится, что заказчик предоставил некорректные данные о зарплате сотрудников и тем самым ввел исполнителя в заблуждение. Велика вероятность, что штрафные санкции за это понесет заказчик. Но повышать зарплату сотрудникам все равно придется агентству, так как это его задача как работодателя. Недоплаченные суммы за ранние периоды агентство сможет взыскать с заказчика в порядке регресса. Поэтому при заключении договора лучше все финансовые вопросы подробно проговорить.

Похожих статей пока нет.

Заемный труд в России присутствует (по оценкам разных экспертов) от нескольких лет до нескольких десятилетий, то есть некоторые его проявления были замечены еще в СССР. Так или иначе, эта форма взаимоотношений между работодателем и сотрудником не новая для нас. В научной литературе мнения о полезности заемного труда в России очень сильно отличались, однако большинство экспертов говорили, что нужен отдельный закон о заемном труде. И вот, наконец-то, наш законодатель добрался до того, чтобы принять нужные источники нормативного регулирования этой сферы.

Когда власть не бездействует

В мае 2014 года российским властями был принят федеральный закон, вносящий существенные изменения в правовые акты, касающиеся оформления между работником и работодателем. Поправки вносились в Закон «О занятости населения» (от 1991 года), в Трудовой кодекс РФ и ряд других значимых правовых актов. Сначала его приняла Государственная Дума (в апреле 2014 года), затем он был одобрен Совфедом и наконец подписан Президентом. Часто эти поправки излагаются в единственном числе как «Закон о запрете заемного труда».

Что нового привнес данный в российский бизнес? Будут ли удовлетворены этим законом бизнес-структуры, налоговые инстанции, наконец, иностранные инвесторы, участие которых в развитии экономики России до сих пор остается важным?

Коротко о заемном труде

Согласно общему определению, заемный труд (называемый также аутстаффингом) - это отношения между тремя сторонами: работником, работодателем и посредником между ними (как правило, это специализированное HR-агентство). В каких случаях чаще всего практикуется такой тип взаимоотношений? Например, это могут быть или продажи в какой-то определенный пиковый период. Есть виды товаров, которые покупаются активнее всего летом (мороженое, прохладительные напитки).

Чтобы организовать, скажем, уличную торговлю этими видами продуктов, компания-работодатель нанимает временных продавцов, «занимая» их у HR-агентства. Последнее, в свою очередь, заключает с торговцами полноценные Долгое время заемный труд никак не регулировался законодательством: ТК РФ не содержал каких-либо комментариев на предмет взаимодействия работника и работодателя в данном формате. Но в последние годы внимание к этому типу трудовых отношений наблюдается очень высокое.

Законодатель - против

Госдума России в нескольких чтениях утвердила законопроект о внесении изменений в страны. Некоторые эксперты говорят, что эти поправки не подразумевают как таковой запрет заемного труда, а лишь ограничивают интенсивность его применения и изменяют некоторые условия. В частности, работники, пришедшие из HR-агентства, не могут согласно законопроекту занимать более 10% от штатного персонала компании.

Также этих людей нельзя приглашать, если основные сотрудники фирмы бастуют или отказываются работать в законном порядке (например, при невыплате зарплаты). Кроме того, законом предусмотрено, что заемных работников нельзя допускать к работе на объектах с повышенным уровнем опасности. И самое главное - условия по заработной плате, а также условия труда на одинаковых должностях у штатных сотрудников фирмы и у заемных не должны никак отличаться. Эксперты также отмечают, что нововведения не коснутся фирм, предоставляющих услуги в формате аутсорсинга.

Главное о законе

Многие работодатели и профсоюзы только приветствовали факт, что год законодательного оформления такого явления, как заемный труд, - 2014, так как, по мнению ряда экспертов, именно сейчас экономика России находится в переходной фазе, в которой очень важна роль государства. Согласно подписанному Президентом России нормативно-правовому акту, заемный труд - это работа, выполняемая человеком по распоряжению непосредственного работодателя, но по запросу третьих лиц (физических или юридических). Закон же вводит особые меры, которые препятствуют тому, чтобы работодатели уклонялись от подписания полноправных трудовых контрактов согласно ТК. Те агентства, которые ищут сотрудников по заказу, должны будут проходить аккредитацию госорганами. Создавать подобные структуры (согласно закону) не могут ИП или юрлица, которые платят налоги в льготном режиме. Уставной капитал подобного агентства должен составлять 1 млн рублей минимум, а директор фирмы обязан иметь высшее образование.

Истоки законодательной инициативы

Кто инициировал закон, оформивший запрет заемного труда? Первые шаги в этом направлении были сделано еще в 2011 году. Комитет Госдумы, который заведует вопросами, связанными с социальной политикой и трудовыми отношениями, создал рабочую группу, которая была призвана готовить законодательный акт об отмене такого явления, как аутстаффинг. К обсуждению привлекались различные политические и общественные институты, а также сами работодатели. Изначально законопроект предполагал, что отношения в рамках аутстаффинга будут приводиться к статусу, аналогичному трудовым, государственными органами. Работник сообщал бы трудинспекциям о том, что он работает по условиям, являющим собой заемный труд, а госорган, в свою очередь, предписывал бы работодателю привести контракт в соответствие с нормами ТК. На момент рассмотрения законопроекта эту функцию выполняли суды: депутаты, таким образом, предлагали наделить трудинспекцию дополнительными полномочиями.

Заемный труд за рубежом

Аутстаффинг - явление, пришедшее в Россию из развитых стран. Во Франции, к примеру, заемный труд - это один из популярных форматов отношений между работником и работодателем в строительной сфере. Эксперты полагают, что рынок аутстаффинга в мире уверенно расширяется. Одна из самых высоких долей заемного труда - в ЮАР (порядка 7,1%), в Европе - до 1,8%, в США - в пределах аналогичных значений. Чуть меньше в Японии - порядка 1,5%. Применяется заемный труд и в Латинской Америке. В европейских странах основная часть работников, оформленных по аутстаффингу, - это молодежь в возрасте до 30 лет, трудоустроенная на низкоквалифицированные должности. В США, однако, заемные трудящиеся - это, как правило, люди в более зрелых годах. Некоторые эксперты считают, что аутстаффинг как явление возник в ответ на несовершенное трудовое законодательство. Есть и те, кто имеет противоположную точку зрения, приводя в пример Великобританию - заемный труд там практикуется очень активно, а законы, регулирующие отношения работников и работодателей, довольно мягкие.

Что думают профсоюзы

Эксперты считают, что заемный труд, закон о запрете которого принят в России, должен вызвать положительный отклик в среде профсоюзов. Есть версия, что именно представители профессиональных организаций инициировали рассмотрение данного законодательного акта. Позиция этих общественных институтов, полагают эксперты, достаточно объяснима - представители многих профсоюзов уверены, что использование заемного труда - это лишь инструмент завышения показателей эффективности компании.

В этом случае статистика будет иллюстрировать улучшение производительности сотрудников и увеличение зарплаты. Отсюда преференции для собственника - он получает высокую оценку на рынке, и на него могут обратить внимание, к примеру, инвесторы (или же банки - с выгодными кредитными предложениями). Также некоторые эксперты считают, что многие профсоюзы за рубежом настроены принципиально против аутстаффинга, и этот тренд неизбежно пришел бы в Россию.

Предваряя закон

Прежде чем в России были внесены поправки в трудовое законодательство, касающиеся аутстаффинга, отношения между работником и работодателем в форматах, близких к заемному труду, практически никак не регулировались. И это несмотря на то, что частота их встречаемости была весьма, как полагают многие эксперты, значительной. Рынок заемного труда, считают специалисты по кадровому рынку, в России начал формироваться уже в начале 2000-х годов.

В 2004-м, например, по версии некоторых аналитиков, объем рынка аутстаффинга в РФ превышал 80 млн долларов США. Долгое время российские законодатели отставали от своих европейских коллег в вопросах регулирования заемного труда. Это влекло некоторую неопределенность для трудящихся, которые, с одной стороны, вроде бы и работали, но, с другой - в рамках не вполне привычного статуса.

Где еще запрещался заемный труд?

История знает множество прецедентов, когда государствами мира принимались законы о запрете заемного труда и форматов взаимоотношений между работодателями и работниками, близких к аутстаффингу. Например, в США в 1934 году были законодательно запрещены агентства по трудоустройству (правда, ненадолго - на 3 года). В 1948-м это ограничение было вновь введено и просуществовало в действии до 1997-го. Заемный труд (за некоторыми отраслевыми исключениями) запрещен в Турции. В Намибии, что интересно, законодатели долго думали, что делать с аутстаффингом. В 2007 году в этой африканской стране заемный труд запретили, но уже в 2009-м вновь разрешили.

Некоторые эксперты считают, что в России не исключен подобный сценарий. Сейчас, когда аутстаффинг под запретом, могут найтись игроки рынка, весьма недовольные таким положением вещей, в результате чего законодатель может пойти на уступки. Некоторые эксперты также считают, что, помимо аутстаффинга, есть множество других типов трудовых отношений, которые неплохо бы отрегулировать на уровне федеральных законов.

Неоднозначность закона

Есть у экспертов и такая версия, что заемный труд запрещен государством лишь отчасти - скорее даже, он разрешен, правда неявным образом. Законодатель тем самым дал участникам этой сферы деятельности возможность работать в цивилизованной форме в противовес отсутствию правового регулирования в прошлые годы. Принятый нормативно-правовой акт дозволяет выполнение трудовых функций сотрудниками, которых работодатель временно направляет в другой офис или другой город (в соответствии со статьей 351.3 ТК РФ). Еще одно условие - специалист, оформленный на одно юридическое лицо, может работать на другое, если первая фирма контролируется второй (или наоборот).

Также закон определяет, что в ряде случаев к оформлению трудовых отношений в формате аутстаффинга должны подходить с учетом мнения профсоюзной организации - об интересе к заемному труду данных структур мы уже сказали выше. К примеру, это возможно, если число сотрудников по аутстаффингу в фирме - более 10 процентов от штатных.

Ответственность работодателя

Закон о запрете заемного труда, а точнее поправки к ТК РФ (просто в бизнес-сообществе уже успела устояться формулировка, которая невольно превращает этот нормативно-правовой акт в самостоятельный), определяет ряд критериев ответственности работодателя в областях, связанных с аутстаффингом. К примеру, заемный труд нельзя применять в областях I и II классов опасности, на вредном производстве, а также в корыстных целях, например, для получение какой-либо лицензии или иного разрешительного документа. Условия по зарплате заемных сотрудников должны не уступать таковым для штатных работников компании.

В современных реалиях широкое распространение получил договор аутстаффинга, по условиям которого компания-заказчик получает возможность использовать наемный труд не своих, а чужих работников, оформленных в другой компании. Удобство такой конструкции заключается в снижении нагрузки на кадровую службу, сокращении расходов на содержание персонала, налоговой оптимизации. Нужных работников компания не принимает в свой штат, а просто платит вознаграждение сторонней компании, которая самостоятельно решает все вопросы с привлекаемыми работниками. Однако совсем скоро возможность применения так называемого «заемного» труда будет существенно ограничена. О том, как используется «заемный» труд в настоящее время и к чему следует готовиться в перспективе, мы расскажем в настоящей статье.

Сейчас аутстаффинг используют многие организации, например в сфере гостиничного обслуживания (горничные, грузчики и т.д.), ресторанного бизнеса. Так, если компания оказывает услуги общественного питания (допустим, устраивает банкеты) не на регулярной основе, то ей нет необходимости содержать значительный обслуживающий персонал, поскольку в свободное время работники будут сидеть без дела. В такой ситуации проще и дешевле использовать «заемный» труд.

Немного истории

Отметим, что ранее — до отмены единого социального налога (ЕСН) — договор аутстаффинга нередко использовался недобросовестными работодателями для ухода от налога за счет создания дружественных компаний, в штат которых переводились работники, впоследствии предоставляемые этому же работодателю.

Как правило, компании находились по одному адресу, имели одних и тех же номинальных участников и директоров, одинаковые типовые документы и т.п. Работники увольнялись из основной компании и трудоустраивались во вновь созданные организации, но при этом место работы у них фактически не менялось.

Использование такой схемы было связано с тем, что дружественные компании применяли упрощенную систему налогообложения (УСН), в связи с чем освобождались от уплаты ЕСН. Не платила налог и компания — арендатор персонала, поскольку она никаких выплат работникам не производила (деньги перечислялись дружественной компании по договору аутстаффинга). Однако налоговиков такое положение вещей, естественно, не устраивало, и они доначисляли налог и штрафовали недобросовестные компании (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 N 1229/09 и от 25.02.2009 N 12418/08).

Сейчас в связи с отменой ЕСН использование аутстаффинга для ухода от платежей в бюджет встречается значительно реже. Дело в том, что теперь работодатели отчисляют взносы во внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». А он не предусматривает такого основания для освобождения от уплаты взносов, как применение УСН. Вместе с тем некоторые «упрощенцы» могут применять пониженные тарифы взносов.

Весь упор — на договор

Законодательство не выделяет аутстаффинг в качестве отдельного вида договора. Но по своей природе он относится к договорам возмездного оказания услуг, поскольку по его условиям исполнитель за плату оказывает заказчику услуги, связанные с временным предоставлением персонала для выполнения тех или иных работ на территории заказчика. Следовательно, правовое регулирование аутстаффинга осуществляется по правилам гл. 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса (далее — ГК РФ).

В предмет данного договора входит согласование сторонами условий о специальности и количестве персонала. Как правило, изначально в соглашении оговариваются общие условия, а в процессе исполнения по мере необходимости исполнитель направляет работников в соответствии с заявками заказчика. Размер вознаграждения за услуги исполнителя может быть фиксированным в месяц (если стороны сразу могут определить объем предоставляемых услуг), определяться через ставки за один час работы в отношении каждого направляемого специалиста.

Стороны могут согласовать условие о том, что заказчик помимо выплаты вознаграждения за услуги привлекаемых работников компенсирует исполнителю стоимость командировок и суточных, а также расходы на проживание и проезд, если работникам необходимо выехать в другую местность. Такое условие не будет противоречить закону. Для исполнителя (как работодателя специалистов, отдаваемых «в аренду») данные расходы установлены законодательно (ст. 167 ТК РФ), однако ничто не мешает ему договориться с заказчиком о компенсации таких расходов либо просто учесть их в составе вознаграждения (ст. 421 ГК РФ).

Оформить документы (договор и приложения к нему) на аутстаффинг можно, например, так, как показано в примере.

Пример. Договор аутстаффинга и приложения к нему.

Договор аутстаффинга

г. Москва 10 ноября 2014 г.

ООО «Приоритет», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора Петрова П.Р., действующего на основании Устава, с одной стороны и ООО «Лидер», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице Генерального директора Сидорова А.Н., действующего на основании Устава, с другой стороны, далее по тексту договора именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем.

  1. Существенные условия договора

1.1. В соответствии с условиями настоящего договора Исполнитель обязуется по предварительным заявкам Заказчика (образец заявки приведен в приложении N 1 к настоящему договору) оказывать ему услуги, связанные с временным предоставлением персонала различных профессий и специальностей для выполнения определенных работ или оказания определенных услуг, а Заказчик обязуется эти услуги принимать и оплачивать.

1.2. Исполнитель остается ответственным перед направленными к Заказчику работниками как работодатель и все вопросы, связанные с трудовыми отношениями, разрешает с ними в самостоятельном порядке, без участия Заказчика.

1.3. Стоимость услуг Исполнителя по предоставлению конкретного работника определяется в подписываемом Сторонами прейскуранте услуг (образец прейскуранта приведен в приложении N 2 к настоящему договору). Вознаграждение выплачивается по каждой заявке стопроцентным авансовым платежом не позднее чем за 1 (Один) день до даты предоставления персонала по такой заявке.

1.4. Настоящий договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует в течение 1 года. Если ни одна из Сторон не заявит о своем намерении расторгнуть договор до окончания срока его действия, он автоматически продлевается на такой же срок на тех же условиях. Количество продлений при этом неограниченно.

1.5. Настоящий договор может быть изменен или прекращен по письменному соглашению Сторон, а также в других случаях, предусмотренных законодательством и настоящим договором.

1.6. Любая из Сторон вправе в одностороннем внесудебном порядке расторгнуть настоящий договор с уведомлением другой Стороны в срок не позднее чем за 30 (Тридцать) календарных дней до даты предполагаемого расторжения. При расторжении настоящего договора по инициативе Заказчика Исполнитель вправе получить плату за свои услуги за весь период до даты получения уведомления о расторжении.

  1. Права и обязанности Сторон

2.1. Права Заказчика:

2.1.1. Направлять Исполнителю заявки на предоставление персонала, указывая в них конкретные профессии и специальности, по которым требуются работники, квалификационные требования и срок их предоставления. Заявка обязательна к исполнению только при условии ее подтверждения Исполнителем.

2.1.2. Требовать от Исполнителя предоставления персонала, соответствующего заявке и условиям настоящего договора, предоставления информации о направляемых работниках в части их квалификации, стажа работы, деловых и личностных качеств.

2.1.3. Требовать от Исполнителя замены кого-либо из направленных к нему работников, если он не отвечает необходимым квалификационным требованиям, отказывается выполнять работу (оказывать услуги), замечен в недобросовестном поведении. При этом такая замена должна быть произведена в срок, не превышающий 2 (Двух) рабочих дней с даты заявления требования.

2.1.4. Требовать от Исполнителя полного возмещения убытков, причиненных по вине его работников имуществу Заказчика, его работников или партнеров. Для установления факта и размера ущерба Заказчик приглашает представителей Исполнителя, однако их неявка не является препятствием для документального оформления Заказчиком причиненного ему ущерба.

2.1.5. Давать направленным Исполнителем работникам обязательные к исполнению указания, касающиеся выполнения ими работы или оказания услуги.

2.1.6. По предварительной договоренности с Исполнителем выплачивать его работникам вознаграждения за добросовестный и эффективный труд.

2.2. Обязанности Заказчика:

2.2.1. Своевременно и в полном объеме производить оплату услуг Исполнителя.

2.2.2. Принимать услуги Исполнителя, соответствующие условиям настоящего договора.

2.2.3. Обеспечить работникам нормальные и безопасные условия труда, соответствующие установленным требованиям, ознакомить их с условиями выполнения работ, оказания услуг и провести первичный инструктаж по соблюдению требований техники безопасности и охраны труда с указанием норм и правил, действующих на территории Заказчика.

2.3. Права Исполнителя:

2.3.1. Требовать от Заказчика соблюдения прав направленных работников.

2.3.2. Требовать от Заказчика своевременной выплаты вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги.

2.3.3. По окончании каждого отчетного месяца, в котором предоставлялись услуги по заявкам Заказчика, представить ему акт об оказанных услугах для подписания, который Заказчик в 3-дневный срок рассматривает и при отсутствии возражений подписывает. При ненаправлении подписанного акта или мотивированных возражений услуги считаются принятыми Заказчиком в полном объеме.

2.4. Обязанности Исполнителя:

2.4.1. Вести кадровый учет в отношении всех работников, премировать их и при наличии оснований привлекать к дисциплинарной ответственности, своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату, производить необходимые отчисления в бюджет.

2.4.2. Своевременно производить замену увольняющихся или отстраненных от работы работников, а также производить такую замену по требованию Заказчика в соответствии с п. 2.1.3 настоящего договора.

  1. Ответственность Сторон и порядок разрешения споров

3.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение, в том числе за несвоевременное исполнение своих обязательств, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

3.2. Стороны освобождаются от ответственности за нарушение своих обязательств, если это вызвано действием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), наличие которых должно быть подтверждено заключениями, справками, любыми иными подобными документами со стороны уполномоченных государственных органов.

3.3. За нарушение срока выплаты вознаграждения Исполнителю Заказчик по его требованию выплачивает неустойку в размере 0,7% (Ноль целых семь десятых процента) от суммы долга за каждый день просрочки.

3.4. Ответственность Сторон друг перед другом по настоящему договору ограничена реальным ущербом, упущенная выгода взысканию не подлежит.

3.5. Все споры и разногласия Стороны обязуются разрешить путем переговоров. При недостижении согласия спор подлежит передаче в Арбитражный суд г. Москвы.

3.6. Условия настоящего договора и сам факт его заключения являются конфиденциальными и не подлежащими разглашению любым третьим лицам.

  1. Заключительные положения

4.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

4.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон.

4.3. Стороны признают обязательную силу за перепиской по адресам электронной почты, указанным в настоящем договоре, и пересылаемыми с ее помощью документами (содержимое электронных писем). Простые распечатки (скриншоты) с почтовых ящиков Стороны считают надлежащими и достоверными доказательствами. Обо всех случаях изменения или взлома электронной почты Стороны обязуются незамедлительно ставить в известность друг друга. В отсутствие сведений об обратном направлении писем и иной корреспонденции по указанным в настоящем договоре адресам электронной почты является надлежащим исполнением обязательств.

4.4. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

Приложение N 1

г. Москва 10 ноября 2014 г.

ООО «Приоритет», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора Петрова П.Р., действующего на основании Устава, с одной стороны и ООО «Лидер», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице Генерального директора Сидорова А.Н., действующего на основании Устава, с другой стороны установили следующий образец заявки Заказчика на предоставление персонала.

Образец заявки на предоставление персонала

ООО «Лидер» просит предоставить на период с 9 ч 30 мин. 11 ноября 2014 г. по 12 ч 40 мин. 11 ноября 2014 г. и с 9 ч 30 мин. 12 ноября 2014 г. по 12 ч 40 мин. 12 ноября 2014 г. работников по следующим профессиям: 1 грузчик и 1 уборщик территорий.

Квалификационные требования к работникам

Грузчик должен знать: правила погрузки и выгрузки грузов; правила укладки, крепления, укрытия грузов на складе и транспортных средствах; правила применения простейших погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств транспортировки; условную сигнализацию при погрузке и выгрузке грузов подъемно-транспортными механизмами; допустимые габариты при погрузке грузов на открытый железнодорожный подвижной состав и автомашины, при разгрузке грузов из железнодорожных вагонов и укладке их в штабель; расположение складов и мест погрузки и выгрузки грузов.

Уборщик территорий должен знать: санитарные правила по содержанию улиц; правила безопасности при выполнении уборочных работ.

Приложение N 2

г. Москва 10 ноября 2014 г.

ООО «Приоритет», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора Петрова П.Р., действующего на основании Устава, с одной стороны и ООО «Лидер», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице Генерального директора Сидорова А.Н., действующего на основании Устава, с другой стороны установили следующий образец прейскуранта услуг.

Образец прейскуранта услуг

Отношения заказчика с «заемным» персоналом

Поскольку заказчик только использует услуги привлекаемых работников, но не берет их на работу, он не имеет перед ними никаких трудовых обязанностей, в частности не отвечает за невыплату им заработной платы и иных причитающихся сумм (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 08.11.2012 по делу N 33-11233/2012). Тот факт, что работники выполняли работу непосредственно у заказчика, не означает, что они вправе требовать с него выплат и предъявлять иные претензии, основанные на трудовых отношениях (Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.04.2012 по делу N 33-655/2012).

Вопросы трудоустройства направляемых работников заказчика не касаются, поскольку их решает исполнитель, являющийся для них работодателем. От заказчика требуется только обеспечить на своем предприятии правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарных, эпидемиологических и иных обязательных норм и требований. Работники в процессе труда у заказчика подчиняются указаниям его администрации, однако это не влечет возникновения между ними трудовых отношений. Ознакомление «заемного» работника с внутренней документацией заказчика и подчинение распоряжениям его администрации в процессе труда обусловлены необходимостью контроля за качеством работы и соблюдением установленных требований. Однако это не свидетельствует о возникновении трудовых отношений между «заемными» работниками и заказчиком (Определение Пермского краевого суда от 02.09.2013 по делу N 33-7982).

Если кто-то из привлекаемых работников заболеет, уйдет в отпуск, уволится и т.п., исполнитель обязан предоставить заказчику другого работника с тем, чтобы не создавать препятствий в его текущей хозяйственной деятельности. Вместе с тем и исполнителю будет не лишним включить в договор положение о том, что его услуги заключаются в предоставлении персонала и подлежат оплате именно они, вне зависимости от того, были ли направленные заказчику работники фактически заняты. Отсутствие заявленного фронта работ (например, по причине отмены мероприятия или отсутствия необходимости в работе) не освобождает заказчика от оплаты услуг исполнителя, который, предоставив персонал, выполнил свои обязательства.

Отношения заказчика с исполнителем

Сдача-приемка услуг осуществляется на основании актов по итогам отчетных периодов (месяц, квартал) либо по факту каждого проведенного мероприятия (банкет, уборка и т.д.). При уклонении заказчика от подписания акта исполнителю следует подписывать его со своей стороны и высылать заказчику почтой с уведомлением о вручении и описью вложения.

Свои взаимоотношения с заказчиком исполнитель выстраивает в договорном порядке, устанавливая неустойку и иные способы обеспечения исполнения обязательств, возможность приостановить оказание услуг в случае задержки оплаты и др.

Любая сторона аутстаффинга вправе в одностороннем порядке отказаться от него в соответствии со ст. 782 ГК РФ, однако последствия такого отказа различаются для каждого из контрагентов. Так, заказчик вправе отказаться от договора при условии оплаты фактически понесенных исполнителем расходов, а исполнитель вправе это сделать только при условии полного возмещения заказчику убытков.

Однако в договоре аутстаффинга его стороны могут установить свои «правила игры», например договориться о полном возмещении убытков для каждой из сторон или о выплате определенной денежной суммы (абз. 3 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах»).

В интересах исполнителя по договору аутстаффинга будет согласование в нем условия о том, что в случае отказа заказчика от договора при отсутствии виновных действий (бездействия) исполнителя заказчик выплачивает ему денежную компенсацию в определенном размере. В Постановлении Пленума ВАС РФ «О свободе договора и ее пределах» нет критериев определения вознаграждения, но исходить следует из принципа разумности. Например, при отказе заказчика от услуг исполнителя в начале месяца он должен компенсировать исполнителю не все полученное вознаграждение за этот месяц целиком, а только его часть, скажем 30% или 40%.

Конфликты с работниками

Работники, труд которых используется в рамках договора аутстаффинга, в ряде случаев настаивают на том, что их взял на работу именно заказчик, и пытаются доказать возникновение трудовых отношений с ним. Данный риск компаниям всегда следует учитывать.

Договор аутстаффинга регулирует отношения между исполнителем, который для работников является работодателем, и заказчиком. Непосредственно для самих работников он никаких прав и обязанностей не создает, поэтому работники не вправе на него ссылаться в обоснование своих требований и возражений к работодателю.

Судебная практика. Суд отклонил требование работника о выплате премии, поскольку не усмотрел оснований для ее начисления. При этом не была принята во внимание ссылка работника на то, что его работодатель своевременно и сполна получил вознаграждение от заказчика по договору аутстаффинга. Это обстоятельство, по мнению суда, не свидетельствует о том, что работник вправе получить премию (Кассационное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 20.12.2011 по делу N 33-5622/2011).

Приведем еще один пример.

Судебная практика. Суд не согласился с требованием работника сохранить за ним рабочее место и не увольнять по сокращению. В компании действовал коллективный договор, который предусматривал условие о том, что при сокращении штата или численности работодатель в первую очередь должен освободить от работы «заемных» сотрудников, сохранив рабочие места за основными работниками.

При проведении процедуры сокращения работодатель данное условие выполнил, однако один из сокращенных работников посчитал, что вместо его сокращения работодатель должен был вообще избавиться от всех «заемных» работников с тем, чтобы за ним сохранилось рабочее место.

Суд не поддержал занятую истцом позицию, основанную на расширительном толковании положений коллективного договора. Истец считал, что работодатель был не вправе сокращать его до тех пор, пока у него есть «заемные» работники. Иными словами, если у работодателя возникла необходимость провести оптимизацию и сократить свои издержки, то ему следовало избавиться от «заемных» работников. Однако решение этого вопроса относится к усмотрению работодателя, учитывая, что подобная обязанность не была предусмотрена коллективным договором.

В противном случае работодатель лишился бы возможности самостоятельно принимать необходимые управленческие решения. Оставляя в штате работников, в использовании труда которых организация прямо не заинтересована, она будет вынуждена прекращать отношения с приглашенными в порядке аутстаффинга лицами, труд которых используется на других участках деятельности (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2012 по делу N 11-23117).

«Заемный» труд запретят

В скором времени возможность использовать «заемный» труд будет существенно ограничена. С 1 января 2016 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который кардинальным образом меняет «правила игры».

Впервые в законодательстве появляется определение «заемного» труда. Это труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем другой компании (ст. 56.1 ТК РФ). «Заемный» труд будет запрещен.

В то же время допускается временное направление работодателем своих сотрудников с их согласия в другую компанию для выполнения трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны. Различие между «заемным» трудом и временным направлением персонала по сути одно — наличие или отсутствие воли работника. В случае с «заемным» трудом работник направляется по распоряжению работодателя, а временное направление осуществляется с согласия сотрудника.

К сведению. Трудовой договор между работодателем и сотрудником, который будет предоставляться на время, должен содержать условие о выполнении по распоряжению работодателя трудовой функции в интересах, под управлением и контролем другой организации.

Кто будет предоставлять персонал

Предоставлять персонал смогут далеко не все. Это право будет у частных агентств занятости — компаний, зарегистрированных в России и прошедших аккредитацию.

К частным агентствам предъявляются повышенные требования:

— наличие уставного капитала в размере не менее 1 000 000 руб.;

— отсутствие задолженности перед бюджетом;

— наличие у руководителя агентства высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения не менее двух лет за последние три года;

— отсутствие у руководителя агентства судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

При этом частными агентствами не смогут выступать компании, применяющие специальные налоговые режимы (например, УСН или ЕНВД). Эта оговорка имеет большое значение для целей налогообложения, поскольку ранее конструкция аутстаффинга, как было сказано, нередко использовалась для ухода от уплаты налогов.

Также деятельностью по предоставлению персонала смогут заниматься и другие организации. Это прежде всего материнские компании, которые направляют своих сотрудников в «дочки». Однако порядок и условия направления персонала в любом случае должны регламентироваться специальным федеральным законом, которого на сегодняшний день попросту нет.

Разрешенные случаи

По общему правилу временно направлять персонал можно будет лишь к (ч. 2 ст. 341.2 ТК РФ):

— физическому лицу для личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;

— индивидуальному предпринимателю или в компанию для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы;

— индивидуальному предпринимателю или в компанию для проведения работ, связанных с временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Однако здесь есть одно исключение. Агентство занятости сможет заключить трудовой договор, в который включено условие о временном предоставлении, с лицами, которые не планируют работать постоянно:

— со студентами;

— с одинокими и многодетными родителями, воспитывающими несовершеннолетних детей;

— с освобожденными из исправительных учреждений.

Этих лиц можно направить к принимающей стороне в случаях, если ей требуется сотрудник, с которым она заключила бы срочный трудовой договор (ч. 3 ст. 341.2 ТК РФ). Иными словами, вместо заключения срочного трудового договора компания будет иметь возможность обратиться в частное агентство и взять специалиста по договору о предоставлении персонала.

Схема взаимодействия работника и двух компаний (направляющей и принимающей) такова. Работник оформляется на работу к направляющей стороне (заключается трудовой договор). В каждом случае, когда его направляют к принимающей стороне, направляющая компания заключает дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указывает место работы и иные необходимые сведения.

Законодательные запреты

Пунктами 12 и 13 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) предусмотрено, что направление работников для работы у принимающей стороны не допускается в целях:

— замены бастующих работников;

— выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников;

— замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы (в том числе из-за задержки зарплаты);

— выполнения отдельных видов работ (по перечню, который должно утвердить Правительство РФ) на объектах I и II классов опасности;

— выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых отнесены к 3-й или 4-й степени вредности либо к особо опасным условиям труда;

— замещения тех работников, наличие которых является условием получения лицензии или иного специального разрешения, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ;

— выполнения работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река — море) плавания.

Тем самым созданы специальные гарантии для постоянных работников, которые могут использовать самозащиту своих трудовых прав и отказываться от выполнения той или иной работы. В перечисленных ситуациях применение «заемного» труда могло бы использоваться работодателем для замещения. Дело в том, что предоставленные работники никаких требований к нему предъявить не смогут, поскольку в трудовых отношениях с ним не состоят. Если же кто-то из них будет отказываться от выполнения своих обязанностей, работодатель сможет в рамках договора о предоставлении персонала потребовать от своего контрагента замены работников.

Таким образом, возможность заключения договора о предоставлении персонала строго ограничена. Компания может привлечь специалиста по договору о предоставлении персонала лишь при условии, что поручаемая работа носит временный характер (ст. 342.1 ТК РФ) и при этом нет запретов, предусмотренных п. п. 12 и 13 ст. 18.1 Закона N 1032-1 (т.е. работник не привлекается, к примеру, для замещения бастующих сотрудников).

Субсидиарная ответственность

Для обеспечения гарантий трудовых прав работников в ст. 341.5 ТК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность принимающей стороны.

Фрагмент документа. Статья 341.5 ТК РФ

По обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), в том числе по обязательствам по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, по уплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, субсидиарную ответственность несет принимающая сторона.

Это положение призвано максимально защитить интересы работника. Если непосредственный работодатель нарушит его права, работник сможет предъявить ему свои требования. А при отказе у работника будет возможность привлечь к ответственности субсидиарного должника. Если, к примеру, в отношении работодателя будет возбуждено дело о банкротстве, в рамках которого работник так и не получит никаких выплат, то он сможет попытать счастья, заявив требования к принимающей стороне.

В России действует Федеральный закон №116-ФЗ, в который в 2016 году внесли изменения: запрет на заемный труд в нашей стране. Об основных требованиях нового закона, о понятиях «заемный труд» и «деятельность по предоставлению труда работников» подробнее поговорим в нашей статье.

Заемный труд в различных его проявлениях существовал в нашей стране на протяжении многих лет и даже десятилетий: данный вид взаимоотношений между работником и работодателем в России был довольно распространенным явлением до тех пор, пока серьезными законодательными актами «правила игры» в данной сфере не были отрегулированы.

С 1 января 2016 года в России вступил в силу Федеральный закон No116-ФЗ, который внес ряд важных изменений в Налоговый, Трудовой кодексы Российской Федерации, в Закон «О занятости населения в РФ», в ФЗ No125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В частности, закон внес важные дополнения в Трудовой кодекс РФ: статья 56.1 вводит определение данного понятия: «Заменый труд – это труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника».

Другими словами, заемный труд – это работа, которая выполняется сотрудником одной фирмы по распоряжению своего руководителя, но в интересах другого лица, который не является его начальником, то есть, данную категорию сотрудников можно назвать, «заемный».

За рубежом такие отношения получили название Аутстаффинг от англ. предлога out – «вне» и staff в переводе - «персонал».

В простом виде заемный труд выглядит так: человек заключает договор с неким предприятием, к примеру, кадровым агентством, которое затем, на специальных условиях, передает труд этого человека «в аренду» другой фирме, другому работодателю. При этом с физическим лицом оформляется срочный трудовой договор.

Преимущества для работодателя, принимающего в свою фирму заемных сотрудников, очевидны.
Во-первых, работодатель может в любое время расторгнуть срочный трудовой договор, во-вторых, неоспоримый плюс для компании в том, что такой срочный трудовой договор не регламентирует режим и время работы, условия труда.

Зарплата у сотрудников на аутстаффинге, как правило, значительно ниже, чем у их коллег, трудоустроенных "официально", хуже и условия труда, а если происходили несчастные случаи, человек не мог «найти концы» для того, чтобы потребовать выплат компенсаций со своих работодателей. Другими словами, «заемные» сотрудники не могли в полной мере воспользоваться всеми возможностями действующего трудового законодательства, социального страхования и т.д.

До принятия Федерального закона No116-ФЗ в нашей стране заемным трудом были заняты несколько миллионов человек. Новый Федеральный закон регламентирует данную сферу и говорит о том, что объектом аренды может быть имущество, но никогда – человек. Трудовой кодекс страны дополнен статьей 56.1 первая фраза которого гласит: «Заемный труд запрещен», а труд сотрудников, направленных временно работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда персонала устанавливается главой 53.1 Трудового кодекса РФ.

Почему заемный труд в нашей стране был запрещен законодательно? Потому, что в рамках таких трехсторонних трудовых отношений – «реальный работодатель, формальный работодатель и работник» права граждан в большинстве случаев ущемлялись.
Но, согласно Федеральному закону No116-ФЗ, такая форма занятости населения в нашей стране разрешена, но только в ином виде и при обязательном соблюдении работодателями требований нового закона и основных норм труда.

Федеральный закон116-ФЗ внес изменения в закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и ввел в статью 18.1 «Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)» новые понятия, связанные с такой формой взаимодействия работодателей, как аутсорсинг.

К примеру, такой вид взаимодействия между двумя работодателями, как аутсорсинг, в нашей стране разрешен. Если фирма заключает договор со сторонней организацией на предоставление услуг, к примеру, по уборке помещений, это и является аутсорсингом. То есть, осуществляется передача функций сотрудников, некий «субподряд». Но не стоит путать понятия «аутсорсинг» и «аутстаффинг».

Федеральный закон No116-ФЗ устанавливает определенные ограничения на аутстаффинг и вводит новые положения, которые регулируют труд такой категории граждан. Рассмотрим данные требования.

1. Деятельность по предоставлению сотрудников на аутстаффинг в праве осуществлять:
Частные агентства занятости
Другие юридические лица, в том числе иностранные, если с согласия заемных работников они временно направляются к юрлицу, которое является аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне (то есть, способными оказывать влияние на деятельность юридических или физлиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность), или акционерным обществам, или юрлицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

2. Частные агентства занятости получают право на осуществление деятельности по аутстаффингу только при соблюдении следующих условий:
У агентства занятости не должно быть долгов по налогам, сборам и другим платежам в бюджет страны;
Отсутствие судимости у руководителя фирмы (в частности, экономических и против личности);
Уставной капитал агентства составляет не менее 1 млн рублей;
Наличие высшего образования у главы агентства;
Наличие стажа не менее 2 лет за последние три года работы у руководителя агентства в сфере трудоустройства и занятости населения.

3. Заниматься деятельностью по предоставлению сотрудников на аутстаффинг имеют право только предприятия, не применяющие специальные налоговые режимы.

4. В договор о предоставлении труда заемных сотрудников одной фирмы для другой организации в обязательном порядке должны быть включены условия о соблюдении принимающей стороной обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда, которые прописаны в законах страны.

В начале нового года, а именно 1 января 2016 года, вступает в силу так называемый закон «О запрете заемного труда» (далее – Закон), который вводит существенные ограничения на привлечение и использование «заемного персонала».

Что же такое «заемный персонал» или «заемный труд»? Если руководствоваться понятием как его определяет Закон и, соответственно, Трудовой Кодекс, то он представляет собой труд, осуществляемый физическим лицом (работником) по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны (компании или физического лица), которая не является работодателем такого работника. Иными словами, в сфере бизнеса, «заемный труд» это конструкция, при которой одна компания временно использует человеческие ресурсы другой компании на основании соответствующего договора и за определенную плату.

Что закон разрешает, что закон запрещает?

По сути, с 1 января «заемный труд» будет полностью запрещен, за исключением всего лишь нескольких ситуаций, когда персонал предоставляется кадровым агентством, а также между компаниями одной группы лиц.

Эти ограничения влекут за собой большие изменения в привычный уклад бизнеса, ведь использование «заемного персонала» уже стало для компаний привычным явлением. Этот момент сейчас сильно волнует как коммерческие организации, так и кадровые агентства, что заставляет их в приоритетном порядке обдумывать и решать, какие практические последствия могут наступить, что делать после 1 января, какие действия необходимо предпринять, каким образом в дальнейшем привлекать «заемный персонал» и как перестроить существующую систему взаимоотношений.

Стоит отметить, что конструкция «заемного труда» уже долгие годы активно и успешно используется по всему миру и, по всей видимости, не потеряет ни спроса, ни популярности в ближайшем будущем. При такой тенденции запрет на использование «заемного персонала» в России вызывает, в особенности у иностранных компаний, определенную растерянность и некоторое недоумение. Для сравнения, в европейских странах эта система взаимоотношений урегулирована на законодательном уровне, прекрасно себя зарекомендовала на практике и является выгодной как для компаний, так и для работников.

Одним из главных вопросов, который сейчас стоит как перед бизнесом, так и перед юридическим сообществом – в каких конкретных случаях и при каких обстоятельствах использование «заемного персонала» будет, все-таки, допустимо и законно?

Несмотря на то, что до вступления новых правил в силу остаются считанные дни, многие аспекты регулирования деятельности, связанной с предоставлением персонала, до сих пор остаются под вопросом и требуют уточнения либо в законе, либо, как минимум, в официальных разъяснениях со стороны государственных органов.

Так, на данный момент Закон позволяет в полной мере осуществлять деятельность по предоставлению персонала только частным агентствам занятости.

Предоставление персонала частными агентствами занятости допускается исключительно при направлении работников к:

  • физическому лицу в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;
  • индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы (например, для замещения работницы, находящейся в декрете или работника, находящегося в длительном неоплачиваемом отпуске);
  • индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг;
  • в целях временного трудоустройства ищущих временную работу отдельных категорий лиц (например, лиц, обучающихся по очной форме обучения, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и т.п.).

Как можно заметить, возможность работодателей использовать «заемный персонал» через частные агентства занятости, по сути, ограничена всего лишь тремя случаями, да и последний пункт представляется весьма спорным для применения в привычном деловом обороте. Иными словами, даже сотрудничая с аккредитованными агентствами, бизнес не сможет в полной мере обеспечить свою потребность в «заемных работниках», как это было раньше и как того, все равно, требует и будет требовать деловая обстановка.

Что же касается требований к самим частным агентствам занятости, то ими не могут стать субъекты, применяющие специальные налоговые режимы, у них не должно быть задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей; уставный капитал должен быть не менее 1 миллиона рублей. Дополнительно Закон требует, чтобы руководитель частного агентства занятости имел высшее образование и опыт работы в области трудоустройства не менее 2 лет за последние 3 года, а также не был судим за преступления против личности и в сфере экономике.

Безусловно радует тот факт, что, согласно Закону, помимо частных агентств занятости, предоставление и использование «заемного персонала» возможно между компаниями в рамках одной группы (между аффилированным лицами и сторонами акционерных соглашений, если быть точными). При этом, Закон не устанавливает каких-либо конкретных правил или ограничений в этой связи ни по возможным случаям использования «заемного персонала», ни по сроку его привлечения. Вместе с тем, Закон говорит лишь о том, что отношения в такой ситуации должны регулироваться отдельным специальным законом.

Нам известно, что соответствующий законопроект (о так называемом «секондменте») уже разработан и его текст доступен в открытых источниках. Тем не менее, данный законопроект еще не внесен на рассмотрение в Государственную Думу, то есть, не достиг даже самого первого этапа всех необходимых согласований. При этом, в текущей редакции законопроект выглядит, безусловно, таким, каким его хочет видеть бизнес – без каких-либо ограничений или специальных условий.

Например, как следует из самого Закона, так и из вышеуказанного законопроекта, направлять работников в рамках группы компаний могут, в том числе, иностранные юридические лица (сравните с предоставлением персонала кадровыми агентствами – получить аккредитацию может только юридические лицо, зарегистрированное в России, исключений нет даже для филиалов или представительств иностранных компаний). Что касается обмена «заемным персоналом» между российскими компаниями в рамках одной группы – тут более или менее все понятно. Но неясным остается вопрос – что делать, если иностранная компания направляет в свое российское дочернее предприятие иностранного специалиста?

Инновационного решения или волшебного ответа, пока, на этот вопрос нет ни на уровне Закона, ни законопроекта, ни официальных разъяснений (что, в принципе, логично, поскольку, формально, ни одна из указанных норм пока не действует). Таким образом, на данный момент все придерживаются позиции, что в этом случае, для целей соблюдения применимого российского миграционного законодательства, все равно придется заключать прямой трудовой договор между иностранным специалистом и принимающей его российской компанией, а последней, дополнительно, организовывать получение разрешительных документов для трудоустройства такого специалиста. И это, к сожалению, несмотря на то, что сама идея «заемного труда» и «секондмента» (что, кстати, непосредственно закреплено в Законе и, соответственно, в Трудовом Кодексе) прямо и недвусмысленно исключает возможность возникновения прямых трудовых отношений между «заемным работником» и принимающей стороной, а также необходимость заключения соответствующего прямого трудового договора.

Возможные пути решения или как бизнес готовится к вступлению закона в силу?

В связи с тем, что новые правила в целом, и Закон в частности, сформулированы и структурированы таким образом, что до сих пор имеется большое количество «неотвеченных вопросов», на данный момент существует значительная неопределенность в дальнейших возможных действиях как со стороны работодателей, так и агентств. Но, вместе с тем, даже в такой ситуации, для того, чтобы продолжить свою эффективную работу после новогодних праздников, особенно в этот непростой период, компании вместе с агентствами пытаются найти альтернативные и возможные пути ее разрешения с тем, чтобы привлечение «заемного персонала» извне было законно и максимально безрисково.

В настоящее время компании вместе с агентствами стараются уходить от договоров, предметом которых является именно предоставление персонала (а, порой, и конкретных работников) и использовать договоры на оказание различных услуг. Агентства называют такую схему «аутсорсингом бизнес-функции» или «аутсорсингом бизнес-процессов», что, с юридической точки зрения, по сути, одно и тоже, независимо от названия. Что касается документации, это оформляется довольно обычным гражданско-правовым договором на оказание услуг, предметом которого может являться, например, оказание бухгалтерских услуг, услуг по кадровому делопроизводству, услуг по поддержке ресепшн, юридических услуг и пр. Стоит отметить, что, как правило, на аутсорсинг компании выносят, в основном, свои непрофильные функции, доверяя эти направления независимым профессионалам, несущим в этой области определенную ответственность перед клиентом. Это позволяет сконцентрироваться на своей основной, «зарабатывающей» деятельности.

Последнее время мы довольно часто сталкиваемся с таким вопросом от разных компаний: «Можем ли мы внести изменения только на бумаге, без перестроения фактических отношений с «арендованным персоналом»? То есть мы, как компания, будем продолжать сами управлять привлеченным персоналом, напрямую давать задания, сами отслеживать их выполнение и качество работы, а также делать замечания если что-то сделано не качественно»?

Дело в том, что, по нашему мнению, просто поменять название договора без перестроения и реорганизации фактических отношений компания-агентство-персонал, является довольно рискованным. Мы понимаем, что в данной ситуации, на одной чаше весов, находится привычное удобство, уже отлаженные бизнес процессы и схемы коммуникации. Но, при этом, мы также осознаем, что на другой чаше весов находится правовое спокойствие фирмы, то есть отсутствие правовых рисков, связанных с наложением штрафов на компанию и ее руководителя за каждого неправильно привлеченного работника, возможной дисквалификацией руководителя в случае, если нарушение будет выявлено повторно, а также, что самое опасное, признанием прямых трудовых отношений между компанией и непосредственно привлеченным персоналом, особенно если его количество представляется внушительным.

Пока мнение бизнеса на этот счет условно разделилось на «два лагеря». Одна группа работодателей в целях обеспечить соответствие требованиям нового Закона готова и полным ходом занимается перестроением как договорных, так и фактических отношений с «заемным персоналом» и кадровым агентством. Другая группа работодателей пока ограничивается лишь перезаключением договора со сменой названия – из аутстаффинга в аутсорсинг. Как ни странно, существует и третья группа работодателей, которая пока выбрала для себя «режим ожидания», то есть сейчас они не предпринимают каких-либо действий и ожидают первого опыта применения нового закона с тем, чтобы окончательно для себя определиться с дальнейшими шагами. К счастью, таких компаний очень мало.

Действительно, стоит отметить, что, формально, договор на оказание услуг (аутсорсинг) не подпадает под те ограничения, которые устанавливает новый Закон. Как на такие изобретения работодателей будут реагировать контролирующие органы и где именно будет окончательно проведена та тонкая грань между законным оказанием услуг и недозволительным использованием «заемного персонала», станет известно лишь с вступлением Закона в силу и появлением первой судебной и административной практики, которую, основываясь на опыте прошлых лет, стоит ожидать не ранее, чем через 6 – 8 месяцев после начала действия Закона. В настоящий момент бизнесу приходится ориентироваться и руководствоваться лишь общим смыслом Закона, собственным здравым смыслом и практикой, сложившейся ранее по схожим ситуациям, а также надеяться на скорое появление разъяснений или инструкций от государственных органов по актуальным вопросам.

P.S. В качестве отдельного заключительного комментария хотелось бы отметить, что, по информации, полученной из различных источников, ходят слухи о том, что вступление в силу этого закона будут переносить. При этом, по разным версиям это совершенно разный срок. Кто-то утверждает, что вступление будет отложено на 4 месяца, по другим данным это будет 6 месяцев, а по третьим – 3 года. Вместе с тем, на момент написания настоящего материала, пока, не существует каких-либо официальных предпосылок к переносу даты вступления, поэтому, пока, бизнес готовиться именно к 1 января 2016 года.

Надежда Илюшина, руководитель практики трудового права Goltsblat BLP