Готовая программа тренинга. Тренинговая программа

Программа тренинга - это и есть сам тренинг. Если тренинг не описан подробно, причем по специальному шаблону , то он остается существующим только в голове тренера. В связи с этим правильное написание программы тренинга - это ключевой фактор эффективности работы тренера в компании.

Программа тренинга - это внутренний корпоративный документ, в котором подробно описан весь готовый к проведению тренинг. Главный ориентир при написании программы - это, как ни странно, другой тренер. Тренинг должен быть описан настолько исчерпывающе, четко и подробно, чтобы любой тренер, прочитавший это описание (программу тренинга), смог провести соответствующий тренинг.

Качественная программа тренинга строится не на основе прочитанных тренером книг или его собственного замысла, хотя бы и очень оригинального, а прежде всего на основе результатов правильно проведенной предтренинговой диагностики. Именно предтренинговая диагностика позволяет выявить все, что снижает эффективность работы сотрудников: проблемы, дефициты навыков, неэффективные способы действий, нерациональные способы выполнения операций, нестандартизированные последовательности шагов, а также зоны роста, реализовав которые, можно достичь новых высот выполнения должностных обязанностей.

Таким образом, первым шагом при создании программы тренинга будет описание на основе данных предтренинговой диагностики всего, чему необходимо обучить сотрудников на тренинге: способам решения выявленных проблем, навыкам, определяющим эффективность работы, эффективным способам действий, рациональным способам выполнения операций, стандартизированным последовательностям шагов, способам реализации выявленных зон роста. Тренер должен разработать и представить в формализованном, алгоритмизированном виде все эффективные способы выполнения должностных обязанностей, которые необходимы сотрудникам для повышения продуктивности их работы.

Затем каждый способ решения выявленных проблем, каждый навык, определяющий эффективность работы, каждый рациональный способ выполнения операций, каждая стандартизированная последовательность шагов, каждый способ реализации выявленных зон роста должны быть представлены в виде отдельной тренинговой сессии. При создании каждой такой тренинговой сессии тренер должен определить:

  • как донести до участников выявленную во время предтренинго-вой диагностики проблему;
  • как убедить их в необходимости ее решения;
  • как донести до участников тренинга способ решения данной проблемы;
  • как обеспечить понимание участниками конкретного алгоритма решения проблемы;
  • как обеспечить освоение участниками этого алгоритма;
  • как привязать конкретный алгоритм действий к конкретной проблеме;
  • как довести применение освоенного алгоритма до автоматизма;
  • какие сложности и вопросы могут возникать у участников в процессе формирования навыка применения соответствующего алгоритма.

Отвечая на эти вопросы, тренер создает тренинговую сессию, подбирая слова, способы взаимодействия с участниками тренинга, методы обучения, наиболее подходящие для формирования конкретного навыка.

Затем все тренинговые сессии необходимо собрать в единую программу тренинга, описать содержание вводной и заключительной частей тренинга.

Таким образом, в самом общем случае описание программы тренинга состоит из трех частей:

  • описание вводной части тренинга;
  • описание основной части тренинга;
  • описание заключительной части тренинга.

В описании вводной части тренинга тренер подробно описывает процедуру знакомства, введения правил тренинга, презентации программы тренинга, общую разминку и другие процедуры, призванные настроить участников на предстоящий тренинг, подготовить их к тематике и формату обучения.

Описание основной части тренинга - это описание последовательности циклов обучения, т.е. тренинговых сессий. Каждая тренинговая сессия в общем случае состоит из вводной части, в которой описываются цель, задачи и сущность того, над чем собираются работать в рамках тренинговой сессии. Затем следует мини-лекция. Ее содержание в программе тренинга должно быть приведено полностью, всегда со ссылкой на слайды и другие обучающие материалы, использующиеся в процессе мини-лекции. Затем описывается стадия освоения алгоритма. После этого описываются методы обучения, выбранные тренером для освоения применения алгоритма. Заключительная часть тренинговой сессии - это общая обратная связь тренера по завершенному циклу обучения, его итогам и результатам.

В описании заключительной части тренинга приводятся такие процедуры завершения обучения, как финальное напутствие, наиболее обобщенная обратная связь тренера по результатам и итогам завершившегося тренинга; в заключительной части обязательно нужно описать, что ждет участников по завершении тренинга - различные формы оценки обучения или иные виды посттренингового сопровождения.

Простейшая программа тренинга, состоящего из одного цикла обучения, приведена в Приложении 2.

Написание программы тренинга всегда предполагает создание расписания этого тренинга. Обучение персонала - это затратный для компании процесс, а все затраты, в том числе и затраты времени, должны учитываться и анализироваться. Поэтому тренер обязан показать заказчику обучения обоснованное распределение затрат времени на разработанную тренером программу тренинга.

Вначале тренер должен рассчитать, сколько времени уйдет у группы с заданным количеством человек* на каждую тренинговую работу, на каждый метод обучения. Для этого можно использовать упрощенный шаблон описания и написания программы тренинга (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Упрощенный шаблон программы тренинга

Чем подробнее описание применяемого тренером метода обучения, тем точнее можно определить затраты времени, необходимые для полноценного применения этого метода.

Затем тренер должен четко расписать каждый день тренинга по часам и минутам в соответствии с затратами времени, отведенными на каждую форму тренинговой работы, реализацию каждого метода обучения. Расписание тренинга может быть включено в текст под

Обратите внимание: продолжительность многих видов тренинговой работы (знакомство и другие виды работы по цепочке, работа в парах, работа в тройках) зависит от количества участников тренинга: одно дело провести работу в парах с обеспечением последовательного взаимодействия каждого с каждым в группе из четырех человек и совсем другое - провести эту же тренинговую работу в группе из 16 человек. - Прим. авт.

названием «Программа тренинга» или может быть представлено в виде отдельного документа для удобства восприятия и постановки акцента именно на временной компоненте тренинга. В общем случае программа тренинга для заказчика (она отличается от базовой программы тренинга гораздо меньшей подробностью описания методов обучения) должна содержать расписание тренинга по дням, часам и минутам, причем описания методов обучения должны быть такими, чтобы у заказчиков не возникало вопросов о целесообразности временных затрат, предлагаемых тренером.

Цели бюджетирования материальных затрат должен служить специальный раздел описания программы тренинга под названием, например, «Материалы». Этот раздел может быть включен в базовую программу тренинга в виде таблицы или может быть представлен только в свернутой программе тренинга, написанной для заказчика обучения. Материальные затраты на подготовку материальной части обучающего материала, в том числе раздаточных материалов, прописываются отдельно. Одни материальные затраты не зависят от количества участников тренинга, другие же четко привязаны к размеру тренинговой группы.

Итак, создание программы тренинга и его описания должно происходить одновременно. При этом лучше избегать тезисности и сокращенных предложений, а писать сразу подробно и четко. Описывая программу в текстовой форме, тренер видит пробелы и недостатки в придуманном им плане обучения и может корректировать их. Кроме того, написание текста способствует нахождению правильных формулировок, уточнению структуры обучающих материалов, попытке предсказать реакцию участников с целью ее использования в интересах обучения и предотвращения сбоев в тренинге. В процессе создания программы тренинга тренер должен проанализировать возможные вопросы участников, проблемы, которые могут у них возникнуть. Тренер должен заранее найти соответствующие ответы и решения.

Написание программы тренинга - это важнейший инструмент подготовки тренера к проведению тренинга. В процессе создания программы тренинга тренер должен думать, как достичь основных целей обучения, а также о многих других аспектах: в каком стиле и в каком ритме проводить тренинг, как позиционировать себя перед участниками тренинга, на что сделать основной упор, как расположить к себе участников тренинга, как исходя из свойств и характеристик участников тренинга настроить их на интенсивное и продуктивное обучение, как расположить их к тематике тренинга и т.д.

Следует помнить, что подробно написанная и ясно изложенная программа тренинга позволяет разговаривать с заказчиками обучения предельно предметно и четко, а это снижает возможность непонимания, недопонимания и возникновения других препятствии и проблем по ходу согласования обучения. В частности, только четко составленная программа позволяет наглядно и убедительно обосновать заложенные в различные формы тренинговой активности временные затраты.

В идеале в компании существует уже готовый и согласованный шаблон описания программы тренинга. В других ситуациях такой шаблон, единый для всех тренеров компании, нужно специально создавать. Согласованная и принятая к реализации программа тренинга - это не просто текст, а корпоративный документ, который должен соответствующим образом фиксироваться, заверяться и храниться. Практическая реализация именно такого отношения к программе тренинга позволяет облегчить решение целого ряда проблем, которые могут возникнуть в связи с проведением тренинга. Написанная программа тренинга - это один из важных и практически значимых материалов, по которым могут проводиться оценка эффективности работы тренера и контроль его деятельности. Кроме того, текстуально оформленная программа тренинга - это мощный инструмент работы тренера, оптимизирующий его деятельность по проведению тренинга. Именно опора на выверенную программу тренинга делает процесс тренинга четким, структурированным и планомерным.

К сожалению, в настоящее время программы пишутся слишком конспективно и тезисно, не привязываются к различным обучающим материалам, отсутствуют единые корпоративные шаблоны описания тренинга и написания его программы. В процессе тренинга тренер следует не программе, а каким-то иным доминантам, в этом случае возникает вопрос, стоило ли тратить рабочее время на написание программы, которая не становится инструментом работы тренера. К программе тренинга не относятся как к документу: хранят только в электронном виде, разбрасывают по тренинговой аудитории, не оформляют должным образом. Каждый тренер, который действительно ценит свой профессионализм и хочет развиваться именно как специалист по обучению и развитию персонала, должен всеми силами и всеми доступными средствами исправлять сложившуюся ситуацию.

Не всегда имеет смысл обсуждать с заказчиком тренинга программу тренинга во всей ее полноте. Иногда стратегия тренера и/или отдела обучения направлена на поддержание профессиональной закрытости. В этом случае заказчику дают не подробное описание всех форм тренинговой активности, а только их тезисы. С одной стороны, это имеет смысл, поскольку заказчик тренинга не должен сам создавать и/или переделывать программу тренинга - это не его обязанности, с другой стороны, такой подход затрудняет достижение взаимопонимания между исполнителем заказа и заказчиком обучения. Конечно, универсальных методов решения этой проблемы не существует, поэтому ее нужно решать, сообразуясь с конкретными условиями в конкретной компании.

В то же время создание определенных обучающих материалов, в частности кейсов и конкретных проблемных ситуаций, невозможно без участия заказчика тренинга, непосредственного руководителя участников тренинга и/или самих участников тренинга. Активное вовлечение в создание обучающих материалов способствует принятию тренинга заказчиками и повышению активности его непосредственных участников. В большинстве случаев для создания эффективных алгоритмов выполнения рабочих операций тоже необходимо привлекать заказчиков обучения, и/или участников тренинга, и/или их непосредственных руководителей.

Итак, программа тренинга выполняет следующие функциональные роли:

  • во-первых, это инструмент создания тренинга. Она позволяет не только спланировать тренинг, не только обеспечить участие в его создании компетентных и заинтересованных лиц, но и предсказать реакции его участников, подготовиться к ним;
  • во-вторых, это ценный инструмент проведения тренинга. Тренер, руководствующийся в процессе проведения тренинга качественной программой, всегда эффективнее и намного профессиональнее тренера, действующего по наитию;
  • в-третьих, это внутренний корпоративный документ и средство оценки и контроля деятельности тренера.

Важен еще один аспект. Программа тренинга не является святыней, не подлежащей переоценке и корректировке. Наоборот, в идеале программа тренинга совершенствуется, дополняется, уточняется после каждого тренинга. Ведь каждый качественно проведенный тренинг, в процессе которого тренер активен, увлечен, дает огромную массу материала, который необходимо осмыслить, творчески переработать и применить на практике. Каждый тренинг в таком случае становится ступенью профессионального роста тренера, а не просто очередным выполненным заданием.

Программа тренинга существует в нескольких ипостасях:

  • текст, структурированный в таблице, представляющей собой корпоративный шаблон описания программы тренинга;
  • описание программы тренинга, созданное для заказчика тренинга. В этом документе особый акцент помимо содержания тренинга должен быть сделан на тех параметрах, с помощью которых обосновываются материальные и временные затраты, необходимые для проведения эффективного тренинга;
  • описание программы тренинга для участников тренинга и для потенциальных участников тренинга. Роль такого описания рекламная и мотивационная: задача создания такого описания - убедить участников в необходимости предлагаемого тренинга, привлечь к нему внимание.

Наконец, тренер может создать свернутое описание программы тренинга, которое станет его подспорьем в процессе проведения тренинга. Такой вариант программы тренинга можно назвать конспектом тренинга. В нем обязательно должны быть тезисные планы мини-лекций, инструкций для участников и группы в целом, и, главное, точные ссылки на номера слайдов, страницы раздаточного материала. Даже очень опытный тренер нуждается в конспекте тренинга, причем, чем опытнее и профессиональнее тренер, тем качественнее используемые им конспекты.

Одновременно с написанием программы тренинга тренер создает и обучающий материал, без которого проведение тренинга невозможно. Порядок, проблемы и задачи создания обучающего материала рассмотрены в п. 4.1.4.

Таким образом, до начала тренинга тренер должен создать его подробное описание, т.е. дизайн тренинга (рис. 4.1).

  • Шаблон написания программы тренинга мы подробнее рассмотрим позже. - Прим. авт.

Программа тренинга — это один из ТРЕХ КИТОВ хорошего тренинга. Вот эти ТРИ КИТА, которые необходимы, чтобы тренинг был успешен:

  1. Качественная программа тренинга
  2. Умение тренера грамотно работать с группой
  3. Личность тренера

От программы тренинга зависит очень многое. Именно от программы зависит, будет ли тренинг обеспечивать результат? Будет ли он интересным для участников? Успеет ли каждый участник получить необходимые умения, за которыми он пришел на тренинг?

От программы тренинга зависит, все ли участники придут на второй день тренинга? Будут ли они опаздывать? И даже, будут ли участники тренинга сопротивляться или же будут ждать ваших рекомендаций затаив дыхание?

Где же тренеру взять хорошую программу тренинга?

У вас есть как минимум два пути:

  • Вы можете купить готовую программу тренинга и не тратить время на её разработку. Покупать программу лучше у профессионалов, там, где вы точно можете быть уверены в качестве программы. Например, на профессиональном портале для тренеров ТРЕНЕРСКАЯ.РУ в разделе «ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА ».
  • Вы можете научиться разрабатывать программу тренинга самостоятельно . Например, мы обучаем этому мастерству на нашем курсе «ТРЕНИНГА ТРЕНЕРОВ », в программе которого идет работа со всеми «тремя китами» успешного тренинга, но больше всего внимания уделяется умению тренера работать с группой и технологии разработки собственной программы тренинга. Традиционно, в рамках «Тренинга тренеров» участники разрабатывают собственную программу и проводят её в качестве «защиты проекта».

Если вы разрабатываете программу тренинга самостоятельно, то вам следует учесть следующие принципы грамотного построения программы :

  1. Программа тренинга должна включать в себя различные типы упражнений . Каждый тип упражнения имеет свои особенные тренерские цели, и именно их сочетание обеспечивает то, что ваш тренинг будет одновременно и полезным, и интересным. Подробнее о типах упражнений в тренинге вы можете прочитать .
  2. В хорошей программе тренинга должны чередоваться различные конфигурации участников. То есть если одно упражнение было в парах, то следующее лучше сделать в тройках или в мини-группах. Повторение одинаковых конфигураций ведет к утомляемости участников тренинга, падению их интереса и мотивации.
  3. В грамотно составленной программе тренинга должна чередоваться умственная и двигательная активность участников. Лекции должны длиться не более 15-20 минут и должны все время чередоваться с упражнениями, с отработкой.
  4. Если вы хотите, чтобы ваш тренинг запомнился надолго, то вам нужно включать в вашу программу тренинга яркие, уникальные, эффектные упражнения . Однообразные, известные всем упражнения утомляют, делают тренинг скучным. Существуют «упражнения-бриллианты», которые наглядно приводят участников к важнейшим выводам, мощным образом вовлекают участников и запоминаются ими надолго. Такие упражнения тренеры-профессионалы собирают годами и тщательно хранят в своей тренерской копилке. В таких упражнениях важна не только сама фактура, но и их качественное проведение . Это под стать тонкому ювелирному мастерству.

Подборку таких профессиональных упражнений-бриллиантов вы можете найти на нашем портале для тренеров ТРЕНЕРСКАЯ.РУ в разделе «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ », где вы можете приобрести профессиональные тренерские методички этих упражнений, раскрывающие все «подводные» тренерские секреты их грамотного проведения.

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Людмила Шепелева

Программы социально-психологических тренингов

Вступление. Ориентация в специфике проведения тренинга

Тренинги – интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных, учебных или профессиональных задач, в сочетании с усилением мотивации личности относительно совершенствования работы.

Преимущества тренингов

Тренинг представляет собой наиболее целенаправленное и экономически выгодное вложение в личность, поскольку в процессе тренинга отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы человеку для достижения конкретных целей.

В тренинге сочетаются различные формы обучения – лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку необходимых навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника.

Сочетание различных форм обучения способствует тому, что материалы тренинга усваиваются намного эффективнее, чем на традиционных занятиях.

Видеозапись деловых игр и аудиозапись упражнений позволяют проанализировать реальные результаты, помогают участникам увидеть себя со стороны, откорректировать свои ошибки, закрепить положительные достижения.

На тренинге происходит сплочение команды, поднимается командный дух.

Участники получают полный комплект материалов тренинга, что позволит им через какое-то время освежить в памяти усвоенные знания и вернуться к приобретенным навыкам, чтобы проконтролировать их применение.

Организационный этап тренинга

Назначение:

Ориентация участников в специфике тренинга как метода обучения;

Первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении;

Выявление и коррекция мотивации участников.

Работе в группе предшествует рассказ консультанта о том, что такое тренинг, каковы его цели и возможности, какие результаты могут быть получены. Также оговариваются организационные вопросы :

Продолжительность работы – от 1,5 часа 2 раза в неделю до 8 часов 3–5 дней подряд;

Количество участников – 10–12 человек;

Периодичность встреч (не менее одного раза в неделю);

Место встречи – на территории участников, на территории организаторов тренинга, на одной из баз отдыха (метод погружения).

Что вы ждете от тренинга?

Есть ли у вас проблемы в общении с детьми, руководством, коллегами по работе?

Хотите ли вы заниматься в тренинговой группе?

Есть ли у вас какие-либо пожелания относительно направленности работы, вопросов, которые должны нами обсуждаться?

Для выявления индивидуально-психологических особенностей возможно использование психологических методик: вопросник Кеттела, тест Люшера, проективные методики.

Подготовка помещения

Помещение должно быть изолированным, чтобы работе ничто не мешало. Следует предусмотреть затемнение помещения. Работа проводится в креслах, поставленных в круг. Необходимо иметь свободное место для проведения психогимнастики, игр, процедур, танцев. Можно оборудовать «интимный уголок» – поставить столик, лампу, самовар, чашки и др.

Обязанности тренера

Обеспечить, чтобы участники не увлекались упражнением настолько, чтобы потерять основную идею.

Уметь заинтересовать участников с помощью других методов и инструкций.

Создать и поддерживать соответствующую учебную атмосферу: включать игры, имитации, ролевые игры, головоломки, ситуации для анализа и другие подобные упражнения.

Проводить структурное упражнение сначала с группой людей, не участвующей в данной презентации. Структурные упражнения должны оцениваться по своей эффективности. Если вы видите, что они не производят ожидаемый эффект, внесите изменения.

Не стоять на месте.

Тестировать все новые упражнения: что подходит одним людям, не всегда подходит другим.

Резюмировать все упражнения, проводимые во время сеанса тренинга:

♦ чтобы вернуть участников в прежнее состояние после окончания упражнения (если участникам не понравилось упражнение, они должны отвлечься от этого, пока продолжается тренинг);

♦ чтобы обсудить результаты упражнения: оправдало ли оно ожидания? повели бы вы себя так же в реальной ситуации? что бы вы делали, если бы это произошло?

Это также позволяет тренеру исправить ошибки.

Быть честным и открытым с другими участниками: не скрывать планы тренинга, не уводить участников в сторону, никого не выделять, не обманывать и не использовать усилия участников в своих личных целях.

Не забывать о том, что упражнения для тренингов могут принести много веселых минут обучающимся и тренеру.

Создать благоприятную атмосферу для обучения.

Обязательные процедуры

Индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятий. Смысл этой работы в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.

Психогимнастические процедуры с релаксационным эффектом.

Ведение дневников участниками группы.

Принципы работы в группе

Искренность в общении.

Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

Неразглашение обсуждаемых проблем за пределами группы.

Право каждого члена группы сказать «стоп» – прекратить обсуждение его проблем.

Каждый участник говорит за себя, от своего имени.

Не критиковать и признавать право каждого на высказывание от своего имени.

Общение между всеми участниками и ведущим на «ты» (по согласованию).

Рефлексия в начале занятия и в конце.

С принципами работы в группе тренер знакомит участников в начале каждого тренинга. Хорошо, если группа сама вырабатывает правила работы.

* * *

Автор выражает особую благодарность за участие в личностном и профессиональном росте Владимиру Ивановичу Голубенко, психотерапевту; Эмилии Васильевне Прушковской, кандидату экономических наук, декану экономичеcкого факультета, заведующей кафедрой экономической теории Запорожского национального университета; Светлане Дмитриевне Гремицкой, директору по работе с персоналом компании «Кронос-Инвест».

Тренинг личностного роста (для молодых педагогов)

Научить ребенка достойному поведению может только тот учитель, для которого подобное поведение выступает стилем жизни. Уважать достоинство ученика способен только такой учитель, который осознает значимость своего труда, видит уважение к этому труду и к себе как к личности.

На мой взгляд, самыми пластичными и готовыми впитать в себя новые знания, технологии, развить необходимые умения и к тому же не обремененными грузом устаревших и неоптимальных подходов являются молодые учителя. Очень часто они приходят в школу, наделенные огромным багажом знаний, но сталкиваются с проблемой предъявления их учащимся, с трудностями формирования коммуникативных навыков. Хотя именно они зачастую свободны от догм и стереотипов, способны к профессиональному и личностному росту, помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря чему ученики идут на уроки с радостью.

Я полагаю, молодым педагогам необходима продуманная программа психологической помощи, направленная на поддержку в преодолении кризисных ситуаций, на формирование эффективного стиля работы, чтобы реализовать свой творческий потенциал.

Цель программы – помочь молодому специалисту найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем.

Данная программа может быть также использована в работе с педагогами по коррекции уже существующего стиля работы.

Проведение программы социально-психологического тренинга

Программа рассчитана на 14 занятий, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее сложных моментов в овладении коммуникативными навыками, на которые следует обратить внимание консультанту.

Построение программы

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником самого себя. Новая встреча логически вытекает из предыдущей и служит в содержательном плане основой для следующей.

Этапы тренинга

Организационный – ориентация в специфике тренинга как метода обучения; первичная диагностика ожиданий участников; выявление и коррекция мотивации участников.

Второй этап – самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая способствовала бы самопознанию и самопроявлению; дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения; актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции.

Третий этап – переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии; расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого; отработка эффективных средств общения.

Четвертый этап – проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения; отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения.

Пятый этап – рефлексия изменений, происшедших в участниках группы за время тренинга; прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.

Каждая встреча обеспечена некоторым набором психотехнических процедур. Однако их применение не является обязательным. Консультант должен чувствовать потребности участников.

Занятие 1. Знакомство

Информирование (от лица ведущего)

Несколько лет назад, остановив свой выбор на учительской профессии, вы вступили в удивительную страну маленьких детей, тем самым согласившись окунуться надолго в необычный мир восхитительного детства. Этот мир – как космос, но расположен он более во времени, чем в пространстве. Как и космос, он всегда близок и далек, и тот, кто смел, мудр, удачлив, да будет вхож в него!

Вы еще сами недавно были детьми, и, казалось, с легкостью найдете общий язык с теми, кого так хорошо понимали. Но, встав по другую сторону парты, вдруг осознали, что уже выросли и слегка подзабыли особенности детского языка. Возможно, вы растерялись. Но пусть вас не пугают первые шаги по тернистой дороге педагогики. У вас все получится.

На наших занятиях мы будем говорить о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Я не буду давать вам рецепты, как правильно себя вести или решать конфликтные ситуации. Только вместе мы сможем ответить на разные сложные вопросы. Мы будем решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства общения.

Знакомство

Можно использовать несколько вариантов или один.

Все сидят в круге. Под два хлопка ладонями всей группой каждый произносит свое имя, пока не представится последний участник. Дальше каждый выбирает себе название животного. Два хлопка ладонями – свое имя, два хлопка по коленям – название животного. Следующий круг можно усложнить при переходе хода: хлопки ладонями – свое имя, хлопки по коленям – имя того, кому хочешь передать ход. Аналогично можно поступить и с названиями животных.

Каждому участнику вручается карточка с написанным на ней названием животного. Карточки должны быть парными. Участники с помощью мимики и жестов изображают свое животное, объединяясь в пары. После того как такие пары будут образованы, они расходятся по комнате, и в течение 10–15 мин два человека, составившие пару, проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого. Участники имеют право задавать любые вопросы.

К одежде участника прикалывается карточка с нарисованным на ней автопортретом, обозначением имени. В течение 15 минут участники тренинга двигаются по комнате под музыку, останавливаясь друг возле друга. После этого все усаживаются в круг и обмениваются впечатлениями.

Игра в первое впечатление . До того момента как участник начал представляться, группа высказывается о том, какое впечатление произвел на них этот человек.

Игра в ассоциации : «Кого или что мне напоминает этот человек?»

Участник называет свое имя и качество, которое лучше всего его характеризует. Следующий участник – имя и качество предыдущего, свое имя и качество и так далее. Последний должен повторить имена и качества всей группы.

Примечания для ведущего.

1. Форма обсуждения должна быть мягкой, ненавязчивой. Желательно задать следующие вопросы: «Что вы сейчас чувствуете?», «Вам трудно быть в центре внимания?», «От чего зависит ваше общение друг с другом в группе?»

2. Особое внимание необходимо уделить тем членам группы, которые имеют психологические особенности, осложняющие общение в группе. По отношению к ним ведущий использует поддерживающий стиль, не торопит в высказывании мнений.

Рефлексия «здесь и теперь»

Эту процедуру следует проводить в начале и в конце каждой встречи.

Предложить каждому участнику выразить свое представление о том, что происходит с ним и в группе.

Оценить степень своей усталости, активности и интереса к происходящему. Можно использовать семибалльную шкалу.

Дать основные понятия рефлексии.

Информирование.

Одним из основных средств, способствующих эффективному общению, служит рефлексия. Можно выделить два ее типа:

1) рефлексия как техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной деятельности и практических действий;

2) рефлексия состояний.

Она направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы.Человек должен понимать причины возникновения у себя раздражения, напряжения, удовлетворения. В этом случае с состоянием легче справиться. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную жизнеспособность.

Проективный рисунок

Предложить участникам нарисовать коллективный портрет группы: каждый имеет право нарисовать только один элемент. Данную процедуру целесообразно провести и на последнем занятии, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы.

Предложите участникам начать дома вести дневник, в котором они должны описывать то, что с ними происходило в тренинге: мысли, переживания, чувства; что бы они хотели сказать самим себе.

Занятия 2, 3. Осмысление понятия «эффективное общение»

Цели :

Актуализация участниками группы своей профессионально-педагогической позиции;

Выработка представления о сущности педагогического общения;

Выработка умения принимать решение в группе.

Рефлексия «здесь и теперь»

Предложить участникам выразить свое состояние на момент начала работы в группе.

Варианты :

Каждый проговаривает свое состояние: «Я чувствую... Я осознаю...»;

Представляет свое состояние в невербальной форме;

Описывает происходящее с участником и в группе на листе бумаги.

Примечания для ведущего .

1. Ведущий стимулирует обсуждение, задавая участникам вопросы: «Как ты себя чувствуешь? Что тебя волнует? Что на тебя произвело впечатление? Что тебе снилось?»

2. Процедура во времени должна занять 10–15 мин. Молчание более 10 с приводит к передаче слова следующему участнику.

3. Ведущий анализирует свое состояние последним.

Дискуссия «Эффективность педагогического общения»

В ходе дискуссии диагностируется уровень развития профессиональных навыков, коммуникативных умений, выявляются проблемы, не позволяющие каждому участнику группы эффективно общаться с детьми.

Дискуссия проводится в три этапа.

1. Обсуждение проблемы в микрогруппах (по 4–5 человек).

2. Защита своей работы в групповой дискуссии.

3. Анализ отснятых на видеомагнитофон материалов.

Первый этап . Группа разбивается на микрогруппы. Они расходятся по разным помещениям и в течение 1,5 ч обсуждают тему дискуссии. Консультант работает с каждой микрогруппой. Его задача – организовать групповую работу, не вмешиваясь в обсуждение. Желательно, чтобы каждая группа наглядно оформила рассматриваемые вопросы.

Примечания для ведущего .

Основные шаги решения проблемы эффективности педагогического общения:

1. Диагностика задачи . Каждый высказывает свое понимание поставленной задачи.

2. Диагностика ситуации . Каждый оценивает свою реальную профессиональную и личную ситуацию, в которой находится. Микрогруппа определяет причины неэффективного общения с детьми и коллегами.

3. Диагностика и постановка проблем , связанных с неэффективным педагогическим общением.

4. Определение целей.

Второй этап . Защита своей работы в групповой дискуссии. Обсуждение предложенного материала, обмен точками зрения, развитие навыков выступления перед аудиторией.

Направленность дискуссии:

Определение целей микрогрупп;

Обозначение общегрупповых целей;

Ориентация на дальнейшую работу.

От каждой микрогруппы выступает в течение 7–10 мин один или несколько человек. После выступления другая группа задает вопросы, направленные на понимание сказанного, выражает свое отношение к этому.

После выступления всех групп ведущий дискуссии вместе с участниками подводит итоги, анализируя все сообщения, выделяя наиболее конструктивные моменты. Обозначаются проблемы, которые будут положены в основу тренинга.

Примечания для ведущего .

1. Цели и правила дискуссии:

♦ не уклоняться от темы;

♦ все усилия направить на проведение общей темы;

♦ не вдаваться в абстрагирование и не интеллектуализировать обсуждение;

♦ работать на понимание изложенных мыслей каждым участником;

♦ содействовать активному участию всех членов группы в работе.

2. Для получения обратной связи участникам можно раздать анкету, в которой содержались бы такие пункты:

♦ Твое отношение к проведенной работе (отрицательное, положитительное).

♦ Что мешало тебе в работе?

♦ Что дала тебе эта работа в содержательном плане?

♦ Сможешь ли ты использовать данную форму работы в своей профессиональной деятельности?

Третий этап. Если есть возможность, материалы желательно снять на видеопленку и проанализировать на следующей встрече. Ведущему при анализе следует обратить внимание на такие аспекты, как:

Ролевая структура группы: лидер, критик, генератор идей, разработчик и т. д.;

Особенности группового взаимодействия и стиль общения;

Способы аргументации и умение донести свою мысль до участников;

Соотношение вербальных и невербальных средств общения.

Информирование

Для того чтобы быть готовым к активному общению, человек должен осознавать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие качества его личности, как открытость и искренность в общении, социальная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы. К работе над образом своего «Я» относится также определение своих профессиональных целей и установок, наиболее типичных способов реагирования в сложной ситуации. Тот же анализ педагог проводит относительно своего партнера по общению.

Средства общения можно разделить на вербальные и невербальные. К наиболее значимым средствам общения относят:

Описание поведения;

Коммуникацию чувств – умение ясно сообщать о своем внутреннем состоянии;

Активное слушание;

Эмпатию – умение вчувствоваться в состояние другого человека и сопереживать ему.

Эффективное общение зависит также от совпадения мотивов сторон.

Предметной областью общения может стать все, что окружает нас, волнует, привлекает или отталкивает. Благоприятные условия общения и их создание приводят к уменьшению помех для понимания друг друга.

Теперь сделаем следующий шаг:

Ты никого не можешь изменить, кроме самого себя;

Проанализируй причины, которые кроются в тебе и не позволяют быть искренним и успешным с теми, кто тебе неприятен.

Рефлексия

Прощание

Проговаривание пожеланий друг другу.

Занятия 4, 5, 6. Невербальные средства общения

Цели :

Формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

Формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения;

Дестабилизация стереотипных представлений о себе, мотивах своего поведения.

Разминка

Упражнения на создание работоспособности.

1. Полукруг . Каждый по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все повторяют.

2. Высказывание пожеланий . Бросают мяч тому, кому хотят пожелать чего-либо.

3. Мяч бросают друг другу, называя имя того, кому его передают . Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, все остальные воспроизводят ее. Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее.

4. Игра «Атомы» . Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам – это «атом». «Атомы» постоянно двигаются и время от времени объединяются в «молекулы». Число «атомов» в «молекуле» может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от этого. Объединяются таким образом: нужно стать лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.

5. Участники сидят в круге. Количество стульев на один меньше, чем участников. Ведущий в центре круга просит поменяться местами тех участников, у которых есть что-то общее. Например: «Поменяйтесь местами те, у кого есть брат». Все, кто обладает этим признаком, а также ведущий должны занять места. Кому места не хватило, продолжает игру.

Для разминки можно взять любые другие игры и психотехнические упражнения, предлагаемые в списке рекомендуемой литературы.

Рефлексия

Процедура 1. Немое кино

Назначение :

Формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

Фиксация внимания участников на своих психологических особенностях;

Выявление реакций участников друг на друга;

Развитие умения творчески относиться друг к другу.

Группа делится пополам. Ведущий дает инструкцию одному из участников: «Ты режиссер. Вам необходимо поставить последний кадр своего фильма. Это – твои герои. Тему фильма выбираешь сам. Размести своих актеров так, как считаешь нужным, пусть они придадут свои лицам то выражение, которое желаешь ты; подумай над ситуацией, в которой находится твой герой». По окончании каждая группа предъявляет свою работу. Задача другой группы – отгадать, каков был замысел, какими чертами наделены герои, что показалось неожиданным.

Процедуру «Немое кино» можно заменить другой – «Скульптура ». Все участники «лепят» изображение каждого, используя ресурсы группы: самих людей, одежду, канцелярские принадлежности, мебель и др. Наиболее выразительная скульптура может стать предметом обсуждения. Прототип также может высказать свое суждение о замысле скульптора.

Примечания для ведущего .

1. Обсуждение вопросов:

♦ Что больше всего характеризует этого человека?

♦ Совпадает ли мнение персонажей о себе с тем, как видит их режиссер?

♦ Какие расхождения были у членов группы?

♦ Какая тема выбрана для фильма (материал для лепки) и что это может значить?

2. Желательно для представления сделать сцену и зрительный зал.

3. При анализе впечатлений сначала высказываются те, кто наблюдал, затем те, кто был участником представления. Ведущий слово берет последним. Целесообразно использовать видеомагнитофон. Это позволит получить обратную связь.

Процедура 2. Пантомима

Назначение :

Выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям;

Формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

1. Задать тему, которую следует выразить пантомимой:

♦ индивидуально: «Какой я есть?», «Каким бы я хотел быть?»;

♦ для пары: «Внести бревно и распилить его», «Внести в комнату ковер и повесить его», «Вручить цветы даме», «Встреча на одной скамейке», «Утешение обиженного», «Перейти по узкой доске через большую лужу», «Пройти по качающемуся мостику через реку», «Передать информацию через окно в автобусе»;

♦ для группы: «Зоопарк» (каждый, взаимодействуя с другими участниками, изображает животное); «Супермаркет» (изобразить какую-либо вещь); «Встреча друзей после многих лет разлуки».

Рефлексия

2. Игра «Видеомагнитофон» . Участники сидят в круге и по очереди передают свое эмоциональное состояние, используя только мимику и жесты. Первый участник передает информацию второму. Остальные сидят с закрытыми глазами. Затем второй просит открыть глаза третьего и невербально объясняет, что он понял. И так далее, пока не завершится круг. По завершении круга первый участник сопоставляет то, что получилось, с тем, что он передавал, отмечая тех из группы, кто более достоверно воспринял информацию.

Информирование

Основными элементами невербальной коммуникации выступают язык тела и манера говорить. Поступки и слова могут обманывать, реакции тела скрывают правду редко. После определенной тренировки можно научиться расшифровывать собственные скрытые социальные, эмоциональные, сексуальные и другие установки, а также лучше узнать других.

К элементам невербального общения относятся:

Расширение и сужение зрачка;

Пространство, разделяющее говорящих;

Частота дыхания;

Жесты, телодвижения;

Выражение лица;

Символы статуса;

Контакт глаз.

Бывает, слова не соответствуют языку тела, и это помогает лучше понять человека. Если, например, придя в класс, вы поднимаете плечи и опускаете голову, проявляете нетерпение, говорите повышенным, раздражительным голосом, то у детей может возникнуть о вас одно из следующих впечатлений:

Вам все надоело;

Вы находитесь в стрессовой ситуации;

Вы не контролируете события;

Вас раздражают дети;

Вам не нравится ваша работа;

Вы недоброжелательны к детям;

Вы не уважаете других.

Правила интерпретации языка тела

Не делать выводы по отдельно взятой детали.

Учитывать национальную специфику.

Не проецировать свое состояние и жизненный опыт на другого человека.

Наиболее важные элементы языка тела

Мимика . Лицо – зеркало души, оно прекрасно передает эмоциональное состояние. Широко распахнутые глаза и приподнятые брови могут выражать удивление; опущенные уголки рта, отсутствующий взгляд – печаль, скорбь, грусть; сжатые зубы и очень сомкнутые губы – подавляемый гнев; сведенные к переносице брови, но при этом расслабленная нижняя часть лица – задумчивость; прищуренные глаза и чуть заметная улыбка – иронию; поднятые брови и опущенные уголки рта – недоверие; поднятые брови и открытая улыбка – простодушие, радость и т. д.

Реакция глаз . По реакции глаз можно узнать, насколько человек искренен с вами. Прежде всего необходимо представлять зависимость взгляда от работы головного мозга, его правого и левого полушарий: репродуктивная функция связана с работой левого полушария, а более сложные процессы конструирования и моделирования – правого. Если человек что-то вспоминает, хочет воспроизвести уже готовую информацию, реакция глаз будет направлена влево вверх. Когда же необходимо быстро что-либо придумать – вправо вверх. Эмоциональное состояние (возбуждение, волнение, стыд и др.) можно проследить по движению глаз вниз.

Примечания для ведущего .

Перед сообщением о реакции глаз целесообразно провести видеосъемку, чтобы наглядно показать участникам роль взгляда в понимании услышанной информации. Процедура проводится следующим образом.

Каждому участнику задается тема. Например: «Расскажите о влиянии магнитного потока на организм человека», «Что вы знаете о дифракции?», «Кто такие капуцины?» и др. В течение 2 мин каждый участник должен сделать небольшое сообщение. Он выходит на середину полукруга и начинает свой рассказ. По окончании процедуры происходит обсуждение отснятого материала с интерпретацией мимики и жестов, анализом реакции глаз. Желательно провести рефлексию.

Величина зрачков . Расширение зрачка может быть реакцией на слово «да», тогда как сужение – «нет».

В подтверждение этого факта можно предложить игру. Участники образуют пары. Один из них прячет в руке мелкий предмет. Второй должен угадать, где находится спрятанная вещь. При этом первый игрок отвечает неправильно, а думает так, как нужно: «да» – рука с предметом, «нет» – без предмета. По изменению величины зрачков партнер должен угадать, где находится предмет.

При истолковании следует учитывать степень освещенности (чем ярче свет, тем ýже зрачки), глазные болезни – у близоруких зрачок всегда больше, чем у дальнозорких; употребление алкоголя или наркотиков – зрачки в таком случае широкие; отсутствие интереса, враждебность, усталость, стресс, похмелье – зрачок маленький. Уровень заинтересованности тоже влияет на величину зрачка: чем выше интерес, тем он шире.

Личностное пространство . Это та территория вокруг человека, которую он признает своей. Если кто-либо входит в это поле, появляется эффект вторжения, ощущается дискомфорт, что влияет на эффективность общения. Чаще всего встречаются люди с личностным пространством 1–1,5 м в диаметре, и если его не нарушать, то всегда можно суметь построить конструктивную беседу, установить добрые дружеские отношения. Люди с большим личностным пространством (2–3 м и более) отличаются тревожностью, аналитическом складом ума, склонны рассматривать себя как отличных от других. Те, у кого маленькое личностное пространство (0–0,5 м), – нетерпеливы, для них характерно чувство соперничества, риска; они трудно расслабляются, постоянно заняты делом, умеют работать в стрессовых условиях; их отличает выраженное «территориальное» поведение: свойственны утверждения «мой стол», «моя комната» и т. д.

В зависимости от того, как строятся отношения, личностное пространство может изменяться:

0–0,5 м – интимное расстояние, на котором общаются люди, находящиеся в близких отношениях;

0,5–1,2 м – межличностное расстояние для разговора друзей, допускающих соприкосновения или без таковых;

1,2–3,7 м – зона деловых отношений (руководитель – подчиненный);

3,7 и более – публичное расстояние, можно обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Примечания для ведущего.

Одежда . Это вторая кожа человека, защищающая его от внешних воздействий. Одежда может рассказать о социальном статусе, эмоциональной сфере, сексуальных потребностях. Манера одеваться отражает внутреннее личностное содержание. Чем строже одевается человек, тем он более официален. Мягкость в одежде располагает к открытому общению.

Составлять текст тренинга следует в соответствии с планом (оглавлением). Тренинг должен быть разделен на части, логично связанные между собой.

Каждая следующая часть должна продолжать предыдущую и вести к общей цели тренинга.

План текста - это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Пункты плана могут иметь вид заголовков или вопросов-тем, в которых участник тренинга поймет смысл будущей темы или игры.

Как научиться составлять план?

Для составления плана необходимо уметь выделить в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этой основе уметь делить текст и подбирать заголовки к ним.

Тезисы - это основные положения (мысли) текста, которые доказываются, объясняются, поясняются в тексте или словах.

Тезисы обычно содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому для осмысления и запоминания текста составление тезисов помогает больше чем составление плана.

Надо заметить, что составление тезисов позволяет обычно более детально расчленить текст, чем запись плана. Даже самые опытные спикеры обычно смотрят в тезисы своего выступления, чтобы не пропустить важную мысль и не сбиться.

Составление конспекта - полное или почти полное изложение изученной литературы вместе со своими мыслями, идеями. Конспект часто является основой тренинга, помогающей раскрыть многие темы наиболее глубоко.

Конспект будет правильным, если он отражает лишь главное в содержании текста, полным - при условии что в нем в той или иной форме представлено все, что является важным с точки зрения содержание текста. Записать текст кратко - значит изложить содержание в значительной мере своими словами. Именно такая запись приносит большую пользу.

Записывая своими словами, тренер лучше осмысливает текст. Невозможно выразить своими словами, то, что не понимаешь. Вместе с тем при такой записи материал прочно закрепляется в памяти, даже если нет установки запомнить его. Наконец, запись своими словами развивает письменную речь. Для того чтобы запись получилась краткой (и конечно содержательной) важно выполнить следующее правило: записать мысль лишь после того, как она уже хорошо осмыслена.

При работе с литературой имеет смысл делать выписки с указанием страницы книги (журнала), на которой Вы нашли нужную Вам информацию. Это необходимо для того, чтобы не иметь проблем с авторскими правами, претензиями со сторны авторов, первыми опубликовавшими определенную мысль, идею, метод и пр.

А нужно ли изучать литературу и вообще готовить лекционную часть в тренинге? Может он не нужна, - достаточно игр и умения взаимодействовать с участниками тренинга?

Есть тренеры, которые стоят на такой точке зрения, что лекционная часть не нужна. Мы с такой позицией не согласны. Если тренер не дает новых знаний, как он сможет привить и закрепить новые навыки?

Вокруг информационного обеспечения тренинга сегодня немало предубеждений. Участники ждут динамичного действия, а не утомительных конспектов, вызывающих глухую тоску со школьной скамьи. Сегодня в практику тренинга прочно вошли формулировки «узнать опыт коллег», «научиться друг у друга». Но не стоит радоваться желанию коллег общаться. К огромному сожалению, за этим часто стоит «научиться хотя бы у коллег».

Принято считать, что лекция выглядит тоталитарно и недемократично. Основная претензия к лекционным формам работы в тренинге — односторонняя передача информации, пассивная роль группы, отсутствие возможности для взаимодействия.

Широкое распространение получил миф, что интерес к лекции падает через 20 минут, а лучшее выступление укладывается в шесть. В профессиональной литературе можно найти даже график падения внимания и призывы ограничиться именно этим периодом. Но тогда совершенно непонятно, как те же люди посещают театры, смотрят кинофильмы и, простите, телевизор? Им просто интересно, и дело не во времени.

Если речь идет о презентации и «продавливании», возможно, скорость подачи информации имеет значение. Однако в процессе обучения ситуация кардинально меняется. В защиту лекции можно сказать: участники приходят на тренинг научиться, и прежде всего — у тренера. Поэтому тренер должен уметь не только организовать увлекательную групповую работу, но и грамотно передавать информацию.

Представления о качестве обучения прочно связаны с получением новой информации, новых знаний. Установочные лекции, просмотр учебных фильмов воспринимаются участниками и как дань традициям, и как проявление подготовки, и как элемент «серьезного подхода». В любой информационной части тренинга вы увидите, с каким уважением относятся участники к лекции или презентации, как старательно записывают основные мысли и положения.

Установочной лекции в тренинге отведена специальная роль. Ее основная задача — обеспечить общее понимание, дать общие инструменты для работы, в том числе общую лексику. В отличие от традиционной академической лекции, которая предлагает готовое решение по схеме «история вопроса — современное состояние», установочная лекция в тренинге призвана показать диапазон решаемых задач, основные причины возникновения и степень влияния на предмет обучения.

Перенос акцентов с готовых решений на их обеспечение делает установочную лекцию интересной, позволяет «выровнять группу», обеспечивает внимание и включенность участников. А соблюдение основных требований к лекции позволяет избежать потерь внимания участников в интервале от 20 до 60 минут.

Одним из требований к содержанию установочной лекции является личная позиция, личное отношение тренера к рассматриваемой проблеме. При подготовке лекции необходимо обратить внимание и ответить на вопросы, которые обязательно возникнут в аудитории:

Почему именно этот тренер представляет тему/проблему?

Что дает основания говорить о том, что тренер разбирается в теме/проблеме?

Какова личная позиция тренера в отношении рассмотренных проблем?

В рамках какого подхода тренер предлагает решение поставленных задач?

Личное отношение к проблематике позволяет преодолеть сомнения в уровне подачи материала (не будет ли тема слишком сложной или слишком простой для участников), определить границы компетентности тренера и обеспечить общий интерес. Кроме того, личное отношение всегда позволяет найти убедительные аргументы и избежать неуверенности перед потенциальными знаниями (или незнаниями) аудитории.

В установочной лекции вместе с регламентом, тематикой и подходами задается общий язык тренинга. Поэтому лекция строится не на чередовании терминов и определений, а сосредоточена на разъяснении смыслов, которые за ними стоят. Например, бессмысленно биться над терминами «организационная» или «корпоративная» культура, если вы вкладываете в эти понятия одинаковый смысл.

Лекцию принято сопровождать визуальными средствами. Однако, по словам Гарри Беквита, спецсредства способны убить любую презентацию — и мы с ни согласны. Если люди хотят посмотреть фильм — они закажут фильм, если Интернет — будут искать сами. Если они пришли на тренинг — они хотят получить знания от живого человека, и их меньше всего интересует тень на белом экране.

Тренинг сензитивности. Программа и методические указания

Андреева О.С., к.пс.н., ст.преп. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ

Дубровина О.И., ст.преп. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ

Лёвкин В.Е., к.филос.н., доц. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ

Введение

Настоящий тренинг предназначен для формирования одного из самых необходимых профессионально важных качеств психолога – сензитивности, которая, в свою очередь, является условием эффективного взаимодействия психолог – клиент и психолог – группа.

Тренинг сензитивности предназначен для студентов психологических факультетов 1-3 курсов и может проводиться на группах, прошедших общий психологический тренинг (СПТ).

Тренинг сензитивности относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально.

Называется множество различных целей, которые могут достигаться в группах тренинга сензитивности. Среди прочих чаще звучат:

1. Повышение самопонимания и понимания других.

2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.

3. Развитие ряда поведенческих навыков.

Кроме того, отечественные авторы выделяют как цели тренинга обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова).

1. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы.

2. Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания.



3. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

На основе указанных теоретических подходов нами была разработана авторская программа тренинга сензитивности.

Цели и задачи тренинга сензитивности

Цель тренинга

Учебная и методологическая – дать развернутое представление об основных понятиях и функциях тренинга сензитивности, о круге решаемых средствами данного тренинга проблем, о возможностях и ограничениях данного тренинга в развитии личности.

Практическая – развитие сензитивности, направленной на себя, партнера по общению и группу в целом.

Задачи тренинга сензитивности

1. Расширение поля рефлексии и интерпретации невербальных личных и групповых проявлений.

2. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы.

3. Помодальностная проработка возможностей восприятия и понижение его порогов.

4. Формирование навыков произвольного контроля "уровня чувствительности".

5. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

Основной сферой воздействия на тренинге выступает поведенческая.

Тематический план тренинга

№ п/п Темы занятий Количество часов
1. Знакомство и включение участников в тренинговую работу.
2. Осознание собственных индивидуальных особенностей восприятия.
3. Развитие визуальной, аудиальной и кинестетической модальности.
4. Развитие интроверсивной сензитивности.
5. Развитие экстраверсивной сензитивности в партнерском взаимодействии.
6. Развитие экстраверсивной сензитивности в групповом взаимодействии. Подведение итогов работы группы.
Всего

Общая схема проведения тренинга

Тренинг рассчитан на 30 академических часов.

Режим работы группы – 6 занятий по 5 акад. часов. Занятия распределяются в течение двух недель.

Количество участников в группе – 12-14 человек.

Каждое занятие включает:

Разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе и включение участников в тренинговую реальность;

Основную часть, непосредственно направленную на реализацию поставленных задач;

Завершающую часть, направленную на снятие эмоционального напряжения;

Домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.

Необходимые материалы

Шарики теннисные (6 шт.);

Листы с двумя столбиками цифр (или букв), от двухзначных до пятнадцатизначных, и картонки к ним;

Листы, заполненные различными геометрическими фигурами разных цветов и размеров (при этом одинаковые по форме и размеру);

Лоскуты ткани;

Мелкие предметы:

Повязки на глаза;

Краски и кисточки.