Как расширить мировоззрение человека. Принципы Мировоззрения человека

Это то, без чего человечество не достигло бы таких высот в современности, - до наших дней попросту бы не дошли познания предков, опыт которых передавался из поколения в поколение. Структура мировоззрения сама по себе достаточно сложна, она сочетает в себе совокупность информации о мире, окружающем человека, а также ее восприятие; отношение личности к своему "Я"; жизненные устои и принципы; мораль, этику и духовный мир каждого отдельного человека.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. На то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияют различные факторы:

  • Окружение человека с первых дней его жизни. Семейные традиции и то, как родственники общаются между собой, ребенок перенимает, считая нормой. Это первые ступени в образовании мировоззрения. Общение в детском саду, школе со сверстниками, а затем студенческая, взрослая жизнь даруют новый опыт и цели.
  • Местность, где человек появился на свет. Страна, в которой родился новый член общества, ее история, обычаи народа, населяющего данную территорию, - структура мировоззрения все это объединяет в единое целое, в будущие достижения человека.
  • Вероисповедание. Мировых религий достаточно много, и они значительно влияют на восприятие личностью происходящего вокруг. Каждая вера обогащает духовную жизнь человека, предохраняет от неправильных и опасных поступков. Каноны некоторых признанных религиозных организаций направлены на объединение людей, поддержку близких и нуждающихся.

"Подкормка" мировосприятия свежими эмоциями, историей, способствует быстрому формированию индивидуальности личности. В зависимости от факторов, воздействующих на повседневную жизнь человека и эмоций, испытываемых обществом и непосредственно им самим, видение мира может быть как оптимистичным, так и пессимистичным.

Пути формирования

Существует всего 2 варианта развития мировоззрения:

  1. Активный (осознанный) . Человек использует дополнительные возможности для получения информации, дабы создать свой собственный, индивидуальный взгляд на жизнь. В этом ему помогают различные исторические документы, психологические тренинги, философские издания. Индивидуум прилагает все свои внутренние силы, изучая особенности мировоззрения и разрабатывая для себя новые цели, устои и идеалы.
  2. Пассивный (стихийный) . Большая часть современного общества использует данный путь формирования мировоззрения, получая информацию из легкодоступных источников, подстраиваясь под окружающие их условия. Как итог - человек, избравший пассивный вариант роста восприятия мира, в стремлении стать таким, как все, теряет свою индивидуальность.

Структура

Структура мировоззрения - это несколько аспектов, взаимосвязанных между собой:

  • Знания . Данная часть включает в себя информацию, получаемую с первых моментов понимания окружающей обстановки. Знания играют важнейшую роль в жизни человека - именно благодаря им индивидуум легко ориентируется в пространстве. Чем больше объем усвоенной информации, тем тверже и устойчивей жизненная позиция. Знания, образующие мировоззрение, могут быть научными, практическими и профессиональными.
  • Эмоциональность . То, как реагирует человек на различные жизненные ситуации, также является компонентом мировосприятия. Отрицательные и положительные эмоции, а также нравственность и чувство долга впоследствии формируют у индивидуума собственный взгляд на окружающий мир.
  • Ценности . Отношение человека к происходящему вокруг него, согласно его пониманию собственных стремлений, потребностей, смысла жизни и интересов. Ценности в мировоззрении бывают трех видов: значимые (предметы, события и люди, вызывающие сильные эмоции); полезные (практическая сторона жизни, одежда, еда, кров, знания, навыки); вредные (негативное отношение к чему-либо или кому-либо, к поступкам, ситуациям, к примеру, к убийству, насилию).
  • Поступки . Осуществление человеком на практике собственных идей и взглядов. Могут быть как положительные (помощь людям, благотворительность), так и отрицательные (экстремизм, неприятие людей с физическими недостатками, военные действия, преступления разного рода).
  • Убеждения . Собственные взгляды индивидуума и общества на жизнь. Они объединяют людей и являются жизненно необходимыми для фанатиков, беспринципно следующих своим ценностям. Убеждения могут быть твердыми, истинными, не поддающимися каким-либо изменениям, а также волевыми, воодушевляющими, заставляющими бороться с препятствиями.
  • Характер . Структура мировоззрения также включает в себя личностные качества индивидуума, без которых формирование устойчивых взглядов на жизнь не представляется возможным. Черты характера, способствующие росту и развитию мировоззрения: воля (достижение поставленных задач), вера (уверенность в собственных силах, доверие к другим людям), сомнения ("самобичевание" в отношении новых знаний или ценностей).


Уровни

Уровни мировоззрения, согласно интеллектуальному, духовному развитию человека, а также наличию у него логического и философского мышления, подразделяются на обыденное восприятие (уровень № 1), профессиональное (№ 2) и философское (№ 3).

Обыденное мировоззрение, оно же бытовое, формируется стихийно, за счет повседневной жизнедеятельности индивидуума. Люди, чье миропонимание "застряло" на первом уровне и не развивается дальше, обычно не в силах логически объяснить какое-либо явление, а также сдержать эмоции в конфликтных ситуациях, - в такие моменты чувства преобладают над здравым смыслом. Данный уровень является базовым, тогда как другие уровни мировоззрения считаются приобретенными. Образуется обыденное видение мира на традициях и обычаях, принятых в обществе, окружающем индивидуума, а также на опыте и инстинктах. Благодаря ему человек может свободно общаться, анализировать, учиться.

Профессиональное понимание мира представляет собой обретение навыков и опыта в определенной сфере деятельности: политике, науке, философии, творчестве, культуре. Человек, обладающий профессиональным мировоззрением, может делиться собственными идеями и мыслями - информация такого рода передается от индивидуума к индивидууму, из поколения в поколение. Стоит отметить, что многие известные политические фигуры, а также философы и деятели культуры имели данный уровень.

Философское (теоретическое) мировоззрение считается наиболее развитым этапом. Достигнув его, человек изучает, критикует, анализирует отношение, принятие/непринятие окружающего мира и своего "Я" как такового. Интересен тот факт, что лишь немногие могут достигнуть данного уровня - философское мировосприятие доступно лишь некоторым выдающимся теоретикам и философам.

Формы

Жизнедеятельность предыдущих поколений налагает свой отпечаток на современное общество. Формы мировоззрения впитали в себя опыт предков, их историю, мифы и легенды, моральные принципы и устои. То, во что верили наши праотцы, также повлияло на создание мировосприятия современных индивидуумов. Чувство и взгляды древних людей на окружающий мир продолжают жить, несмотря на значительные временные промежутки. На сегодня существуют такие формы мировоззрения: общественная, групповая, индивидуальная.

Типы

Существует несколько типов восприятия мира, каждый из которых присущ определенному человеку, с его уровнем развития взглядов, особенностями, эмоциями, поступками, ценностями, чувствами. Типы мировоззрения все без исключения затрагивают каждый жизненный аспект человека, его духовный мир, чувства и мысли. Все они помогают адаптироваться в той или иной ситуации, способствуют получению новых навыков и умений. В некоторых случаях один индивидуум может обладать сразу несколькими видами миропонимания - все зависит от его желания самосовершенствоваться.

Типы мировоззрения, различаемые в современном мире: житейское, мифологическое, научное, гуманистическое. Также выделяются философское и историческое. И еще один тип существует, который мы рассмотрим подробнее, - это религиозное мировоззрение.

Религия - неотъемлемая часть миропонимания

Издавна происходит незримая борьба между религией и наукой. Научные изыскания позволяют человечеству развиваться и побеждать болезни, тогда как религиозные познания обогащают внутренний мир, помогают пережить негативные жизненные моменты. Религиозное мировоззрение является одним из сильнейших и действенных типов восприятия мира. Это объясняется тем, что вера в сверхъестественное, сильное существо, обладающее безграничными познаниями, а также управляющее моральными, нравственными нормами, волей, знаниями и физическими возможностями человека, позволяет сбросить с плеч некоторую часть ответственности за свои поступки. Помимо этого, вера заставляет индивидуума бороться со сложностями и двигаться вперед, собирая группы единомышленников.

Гуманистическое видение мира

Структура мировоззрения гуманистически настроенных личностей представляет собой обобщение принципов гуманизма, а именно человеколюбия:

  • Самое ценное в мире - человек.
  • Каждый индивидуум является самодостаточной личностью.
  • Все люди обладают безграничными силами для самосовершенствования, развития в любых отраслях жизни, а также имеют право проявлять свои возможности и таланты.
  • Любой индивидуум, являющийся частью общества, в состоянии самостоятельно изменить свое мышление, манеру общения, характер.
  • Каждый человек способен саморазвиваться и благоприятно воздействовать на окружающее его общество.

История - часть каждого из нас

Историческое мировоззрение включает в себя мифологическое, религиозное и философское восприятие мира, так как на каждом этапе их развития затрагивались отдельные моменты истории. Мифы, легенды, древние философы, и даже библейские рассказы - все это существовало много столетий назад, а значит, оставило свой след в миропонимании наших предков, так как понятие мировоззрения объединяет не только опыт праотцов, но и их историю.

Мифологическое восприятие

Данный тип видения подразумевает отсутствие разграничений между объективным и субъективным. Мифология позволяет разным поколениям взаимодействовать между собой, несмотря на временные преграды. Для людей, обладающих мифологическим мировоззрением, легенды и мифы народов считаются реальностью, они помогают формироваться моральным и этическим устоям человека.

Житейское видение мира

Житейское или обыденное восприятие базируется на информации об опыте близких родственников, передающейся из поколения в поколение. Образуется житейское понятие мировоззрения благодаря повседневной жизни, обозначению предметов и их роли в окружающем мире.

Научное восприятие

Данный тип полностью опирается на точные мысли, конкретику, факты, лишенные субъективности. Человек, которому присуще научное мировоззрение, рационален, расчетлив и холоден. Так сложилось, что наука, философия и история имеют неразделимую связь и многочисленные общие аспекты. Однако научный тип видения мира на каждое необъяснимое явление позволяет найти обоснованные ответы, в отличие от исторического, включающего в себя мифы и легенды.

Философские взгляды на жизнь

Философия и мировоззрение являются практически неразделимыми понятиями. Видение мира, согласно данному типу, базируется на теории, подкрепленной научными и природными обоснованиями, а также на логически объяснимых реальных (как личных, так и общественных) явлениях. И философия, и мировоззрение любого типа не имели бы место в современности, если бы они не были тесно связаны с историей. Философские учения гласят, что человек, обладающий таким видением, обязан посвятить свою жизнь изучению мира и бесконечному поиску истины.

Что собой представляет мировоззрение? Краткое определение

Обобщение поступков человека, его желания, отношение к людям, бесценный опыт предыдущих поколений, повседневная деятельность, работа над собой - все это включает в себя мировоззрение. Кратко описать своеобразное мировосприятие отдельного человека не представляется возможным, так как все личности индивидуальны, а значит, у каждого свое собственное, сложившееся понимание мира. Дословно мировоззрение расшифровывается как "взирать на мир", смотреть на него и испытывать определенные эмоции, принимать его таким, каков он есть, либо отвергать, создавая собственный внутренний мир.

Роль мировоззрения в существовании человечества

Перенимая опыт от поколений, ушедших в прошлое, никто не задумывается, как именно он усваивается и позволяет двигаться человеческому обществу дальше. Красивое слово "мировоззрение" для некоторых личностей является пустым звуком, а для многих данный термин обозначает одновременно историю, науку, внутренний мир человека, духовность, надежное подспорье в достижении поставленных целей.

Что же дает индивидууму мировоззрение? Сложившееся, устойчивое и здоровое мировосприятие позволяет человеку легко адаптироваться в социуме, самосовершенствоваться. Благодаря этому он не видит преград в решении задач, добивается повышения на службе, быстро находит объяснение происходящему. Мировоззрение дарит своему обладателю возможность правильно расставлять приоритеты и определять жизненные ценности. Видение мира - это нечто большее, чем просто взгляды одного человека. Мировоззрение - это мысли и возможности всего общества, "двигатель", толкающий эволюцию вперед.

Сегодняшние дети растут в мире глобализации. Но чему вы их научите, и как будете советовать ориентироваться среди многих культур планеты — от Европы до Азии?

Очевидный ответ — это путешествия. Но частые и дальние поездки, возможно, не соответствуют вашему бюджету. Воспитание «глобальных детей» (так их назовем), не должно обходиться в кругленькую сумму. Вместо путешествий можно заняться забавным исследованием, и с уникальной возможностью изучать, обладать, исследовать, и вообще расти.

Вот семь способов начать воспитание глобального ребенка:

  1. Весь мир – в домашних условиях.

Повесьте карту мира на освещённом, легко доступном месте. Таким образом, карта становится для детей любопытным предметом, и дети начинают знакомиться со странами и названиями городов, их местоположением, и с вашей помощью – культурой и языками. Поместите земной шар – глобус в доступном месте, куда они могут беспрепятственно подойти. У детей возникает объёмное воображение об отдалённых местах.

Рассмотрите другие декоративные предметы, в которых присутствует некоторая информация о мире. Например, коврик, который соткали женщины различных стран, чтобы улучшить быт в своей жизни, это связано с историей и бытом конкретной страны. Ищите иллюстрированные книги, в которых изображены здания, сады, рецепты, или спортивные состязания. У вас есть примеры образцов иностранной валюты? Если нет, создайте их и повесьте на стене, это будет являться частью беседы с вашим ребенком.

  1. Способствуйте общению с детьми других стран.

Сообщения о событиях за рубежом полны трудных пониманий, но вы можете найти более простые способы начать беседу. Хорошо, если у знакомых проводятся этнические празднования, в которых участвуют дети из другой страны. Хорошо, если в школе вашего ребёнка появились дети из другой страны или из другой этнической группы.

Проверьте свои лейблы одежды. Ваша футболка была сделана в Перу, Бангладеш, или Китае? Найдите те места на своей карте и продолжите разговор о том, на что могла бы походить жизнь в этой стране.

Вы не должны быть экспертом. Только ваш искренний интерес служит сильным примером и свидетельствует о том, что вас заботит информация о большом мире.

  1. Позвольте музыке участвовать в воспитании.

Если вы чем-то заняты, вы не должны останавливать ваши дела для того, чтобы объявить «Мы собираемся слушать мировую музыку!» Только подсуньте эту музыку в определённое время, в определённом месте, слушайте, например, занимаясь приготовлением обеда, или пританцовывайте, двигаясь, или включите успокоительную музыку перед сном. Вы и ваши дети можете слушать лирические песни на иностранных языках, и вы также услышите английский язык, спетый с различными акцентами.

  1. Семейная ночь с кино.

Попробуйте включить благоприятный для семьи, хороший иностранный фильм, особенно с точки зрения ребёнка. Где хотели бы вы находиться сегодня вечером – в Монголии, Ирландии или Индии?

Также найдите этнический продуктовый магазин недалеко от вас и попросите, чтобы продавец магазина порекомендовал вам продукты, пользующиеся спросом, это будет дополнением к вашему кино.

  1. Дарите подарки мира.

Искусство ручной работы и народные ремёсла производят потрясающие подарки. Ещё лучше, когда ремесленник извлёк выгоду непосредственно от продажи результатов своего труда. Рассмотрите возможность покупки предметов ремесла на праздник, или сделайте подарок на день рождения, купив их в торговом магазине вашего города. Дети могут придавать большую значимость и ощущать гордость от покупки, которая соединяет их с большим миром.

  1. Сделайте ударение на иностранный язык.

Узнайте, преподаёт ли школа, где учится ваш ребёнок, какие-нибудь иностранные языки. Вам необходимо поддержать ребёнка в его стремлении по изучению иностранного языка, так как надо приложить немалое усилие в этом вопросе, предложить помощь в виде программы. Дома попытайтесь онлайн изучить языковое программное обеспечение и программы. Проводите игры с вашими детьми, чтобы практиковать их навыки в иностранном языке, или предложить помощь путём посещения школьного клуба (кружка) по иностранному языку.

Если вы знаете друга или товарища, кто говорит на иностранном языке, который вы и ваши дети хотели бы изучить, не препятствуйте общению с ним. Возможно, вы можете устроить неофициальное обучение.

  1. Будьте примером для своих детей

Приложите свое время и силы, чтобы быть примером подражания. Это повышает значимость, побуждение, и смысл глобальной связи. Постарайтесь работать в компании с мировым именем или в том месте, работая в котором, плоды ваших трудов значительно влияли на человечество.

Как начать? Посоветуйтесь со своими друзьями, родственниками и теми людьми, мнение которых для вас имеет вес. Они наверняка вам подскажут, где можно применить свой талант и навыки.

Таким образом, перспектива воспитания глобального малыша может обеспечить семейное приключение, которое соединит нас с разнообразными сообществами и поможет нам видеть вне наших непосредственных обстоятельств. Это воспитание также готовит детей к преуспеванию в законах экономики и имеет определённое место в обществе. В местном масштабе и глобально, это – победа.

Мировоззрение представляет собой субъективное миропонимание, личную идеологию, систему представлений, которую мы используем, чтобы разбираться в жизни. Когда мы вступаем на «путь», одна из основных идей, с которыми мы сталкиваемся – это идея о том, что все идеи ложны. Любое учение – это система взаимодействия идей. Ни одна идея на деле не отражает . Все это не более чем , игры разума, которые необходимы, как ступени на обусловленных этапах развития.

Развитие индивида неизбежно ограничивается мировоззрением, рамками представлений, создает иллюзию информированности, за пределами которой личность беспомощна, несостоятельна. Для расширения сферы своего развития, порой, просто необходимо разоблачать собственные убеждения, разрушать эти иллюзорные опоры эго, чтобы они не препятствовали переходу на последующие и самопознания.

Любые убеждения изначально иллюзорны и являются временной ментальной платформой, чтобы удерживаться на текущем этапе развития, и не скатываться ниже. Мировоззрение – это взаимодействие иллюзорных опор личности – наших осмыслений происходящего. Одна мысль отражает другую, порождая иллюзорную бесконечность ментальных отражений.

По мере развития личности ее вчерашние убеждения сталкиваются с пониманием текущего уровня. Между убеждениями разных уровней возникает трение, и вырабатываются новые связующие звенья мировоззрения. При этом разоблачаются старые взгляды, вскрывается их иллюзорная природа. В этом ключ к .

Личность ощущает страх и тотальную несостоятельность перед неизвестным, поэтому цепляется за собственные убеждения, как за спасительные опоры. Личности комфортно лишь в рамках собственного мировоззрения. Любые – это столкновение иллюзорных миров мировоззрений, каждый из которых пытается сохранить свои шаткие основания. Когда человек навязывает свое мнение, он таким образом пытается утвердиться в собственных убеждениях, на которых в настоящий момент жизни удерживается его мировоззрение. Самоутверждение – это попытка укрепиться прочнее на иллюзорных опорах текущего этапа развития. .

Если собеседник высказывает какую-то важную для себя идею, какой бы нелепой она ни казалась, можете быть уверены – в его уме существует целая система доказательств и обоснований своей точки зрения. Если человек склонен обращаться в бегство при столкновении с вашими убеждениями, догнать и причинить «добро» – это точно такое же утверждение собственных взглядов за чужой счет.

Даже если человек говорит очевидные глупости, нет особого смысла рушить его иллюзии. Когда нет готовности к мировоззрению нового порядка, разрушение иллюзорных опор, на которых держится личность, может привести к помешательству. Подобное случается редко – от истины нас спасают защитные механизмы психики. Основные среди них: искажение неудобной правды, забытье, привычные шаблонные действия, отрицание и др. Так, например, атеист, придерживающийся веры в отсутствие Бога и каких-либо чудес, будет искать всему «научное» объяснение, соответствующее его мировоззрению.

Духовное мировоззрение, также, – всего лишь набор утонченных иллюзий, на которые покупаются начинающие искатели. По мере душевного роста приходит понимание беспомощности всех идей. Концепции не могут выразить реальность. Лучшее, на что способна теория – заставить искателя обратить внимание на практические аспекты происходящего. Иногда, чтобы пресытиться словами, и обратить внимание на жизнь, требуются долгие годы. Мы слышим одно и то же: «быть здесь и сейчас, осознавать, созерцать момент между прошлым и будущим». И вдруг каким-то чудом начинаем пробовать осуществить на практике то, о чем говорят тексты и учителя.

Как правило, мощнейшими стимулами к развитию личности, являются неудовлетворенность текущим положением дел и столкновение с нешаблонными ситуациями. Эти факторы вытаскивают из привычной , и побуждают искать новый уровень равновесия с жизнью.

Когда человек сам перерастает свое мировоззрение, просыпается жажда знаний. Если открывается информационный канал, способный утолить эту жажду, человек впитывает знания, как «губка». Новое мировоззрение нарабатывается столь стремительно, что фильтры разума не всегда успевают срабатывать, и мировоззрение может принять идеи весьма сомнительного характера и содержания. Подобное случается сплошь и рядом – особенно на духовном пути.

Нешаблонные ситуации расширяют сознание, побуждают личность интегрироваться с новым уровнем понимания, и выражать в мыслях все более тонкие аспекты знания. Когда человек открыт к реальной жизни, он не отстаивает свои убеждения как окончательную истину, не цепляется за окаменевшие догматы, и не сбегает от страха перед неизвестным, а переживает интерес к новым сферам, расширяющим его сознание.

Убеждения имеют свою относительную ценность, но в устремлении к истине, упор необходимо делать на практике. Все мысли ложны, все учения – лишь способ общаться о том, что пребывает за пределами слов. Все это – сны разума. Мы изначально свободны от учений и догматов, но любое мировоззрение заслуживает уважительного отношения, хотя потому, что для кого-то является временным пристанищем души. Различные мировоззрения создают видимость порядка посреди безбрежного космического хаоса. Наверное, в каком-то смысле, и наш мир – это грань мировоззрения самого Творца.

Каждый из нас желает наслаждаться жизненными переменами, которые способны принести в повседневную жизнь положительное мировоззрение, однако порой негатив, может прочно присоединиться к нам, избавиться от него достаточно трудно, если человек не имеет эффективного плана действий, итак, рассмотрим как расширить мировоззрение человека .

Опытные садовники знают, что незначительный сорняк, способен уничтожить весь сад за несколько дней. Поэтому они внимательно следят за садом и бурятся с сорняками. Давайте представим, что ваша жизнь - прекрасный, ухоженный сад, а вы в ней - садовник, итак, развиваем мировоззрение при помощи 5 ти методов позитивного мышления:

1. Расширяйте мировоззрение с помощью оценки ситуации.
Подобно садовнику, который оценивает ущерб своего сада, после сорняков, посмотрите на свою жизнь с другой стороны, как негатив способен на нее повлиять. Некоторые негативные вещи, могут быть прямо перед вашими глазами, а вы их упорно не замечали ранее. Может быть, вы не очень в себе уверенны, в результате чего, часто срываетесь на близких людях. Некоторые негативные установки спрятаны достаточно глубоко в наше подсознании или сознании. Может быть, ваши родители твердили изо дня в день, что вы не достигнете в жизни успеха. В таком случае, негативные убеждения берут свое начало еще с детских лет.

2. Выясните, чем данный негатив мог быть вызван.
Все садовники знают, что сильный ветер, дождь или новые удобрения, способны принести в садовый участок новые сорняки. Они ежедневно смотрят за участком, наблюдая не появился ли новый вредитель. А что же вас могло заставить думать негативно? Может быть вы испытали стресс в долгой очереди или в дорожной пробке, а может быть, вы боитесь появления начальника в своем кабинете. В любом случае, оставайтесь внимательны и спокойны, чтобы быть готовым к возможному появлению нового негатива.

3. Расширенное мировоззрение поможет избавиться от негативных мыслей.
Внимание, которое вы потратите обязательно окупиться! Все садовники чувствуют сильнейшее удовлетворение, когда побеждают особо навязчивого сорняка. Как только вы почувствовали, что вас одолевают негативные мысли, сию же минуту избавляйтесь от них. Попробуйте заменить их на положительные эмоции, переместите свое внимание на что-то другое, сконцентрируйтесь на дыхании. Выберите какое-то фото, которое способно вызвать у вас положительные мысли, например, море или ваши дети, поставьте его на рабочий стол и при возникновении отрицательных эмоций, чаще смотрите на него.

4. Используйте положительные аффирмации для развития мировоззрения.
Чтобы покончить с негативом и мыслить позитивно, необходимы жизненные перемены, которые дают нам возможность двигаться вперед. Для того, чтобы достичь этого, можно воспользоваться - позитивными аффирмациями.

Позитивная аффирмация - это некоторое словосочетание, которое для каждого человека, имеет особенное значение, при его частом повторении, человек способен почувствовать прилив сил и энергии. При помощи положительных , вы может кардинально изменить собственное психическое состояние, сменить фокус сознания и внимания.

5. Учите других людей испытывать позитивные мысли.
Может быть это вас рассмешит, однако не стоит относиться к данному предложению скептически. Если вы развиваете в себе новые знания, один из наиболее лучших методов достижения профессионального уровня - обучение этому умению других людей. Не забывайте о великой силе медитации, она способна расширить мировоззрение человека, если ее практиковать ежедневно.

Мировоззрение изучается различными науками: философией, историей, этнологией, теологией, педагогикой, психологией, социологией и т.д. В его изучении участвует многочисленная армия исследователей. Оно изучается в течение нескольких веков. Однако парадокс в том, что о нем ясного представления до сих пор нет. В его объяснении допускаются следующие ошибки.

1. Мировоззрение объясняется как совокупность знаний. «Необходимо различать общественное мировоззрение как систему научных понятий и представлений о мире», - писал доктор педагогических наук, профессор Т.А. Огородников .

2. «Мировоззрение – устойчивая система взглядов и отношений человека к тому, что происходит в окружающем мире», - говорится в словаре-справочнике по психологии . Данное определение не раскрывает суть вопроса. Мировоззрение, во-первых, не состоит только из взглядов и отношений. В его формировании участвуют и знания, убеждения, эмоции, идеалы и т.д. С другой стороны, мировоззрение нельзя считать простой механической суммой отдельных элементов, участвующих в его формировании. Мировоззрение – не знание, не взгляд, не убеждение, не отношение, не эмоция, а самостоятельное «суверенное» образование. В-третьих, мировоззрение нельзя считать «устойчивой системой взглядов и отношений». Оно способно меняться, развиваться, изменяться на 180 градусов. Многие атеисты превратились в верующие после перестройки в СССР.

3. Мировоззрение объясняется как «система упорядоченных и внутренне организованных убеждений личности» . «Мировоззрение – это система убеждений личности, сформированная в определенных условиях ее жизнедеятельности», - говорится в «Психологическом энциклопедическом словаре» .

Однако убеждение и мировоззрение не тождественны. Между ними знак равенства ставить нельзя. Мировоззрение шире убеждения. Оно возникает не только на основе убеждений, нужны для этого еще знания, взгляды, эмоции и др. Если бы мировоззрение состояло из убеждений, то оно не подвергалось бы к изменениям, стало бы устойчивым, стабильным. Ведь убеждения – доказанные истины. Они сравнительно стабильны. А мировоззрение гибкое, мобильное, развивающее образование. Оно постоянно расширяется, углубляется, совершенствуется. Это объясняется тем, что в мировоззрении, кроме убеждений есть другие составляющие, которые по сравнению с ним являются более гибкими, меняющимися. Среди них, например, можно выделить гипотезы, интуитивные (недоказанные) знания.

4. Некоторые ученые «совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей» называют мировоззрением. . Идеал в состав мировоззрения не входит, а находится за его пределами, т.е. он определяется мировоззрением, вытекает из него, им обуславливается.


5. «В философской и педагогической литературе мировоззрение определяется как совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношения к действительности отдельного человека, социальной группы, класса, общества» . Принципы в составе мировоззрения не находятся. Они, как и идеалы, определяются мировоззрением. А одни взгляды и убеждения для возникновения хорошего мировоззрения недостаточны.

6. Мировоззрение характеризуется как совокупность жизненных смыслов личности. «Совокупность жизненных смыслов личности составляет ее мировоззрение», - утверждается в книге «Философия» . Если считать, что «личностный смысл - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение – для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы» , то приходишь к выводу о том, что мировоззрение не является отражением отношений личности, а скорее, наоборот, отношение, как было сказано выше, отражает мировоззрение. Мировоззрение определяет и идеалы, эмоции.

Таким образом, вышеназванные ошибки свидетельствуют об отсутствии ответа на вопрос: что такое мировоззрение? В результате поиска ответа на него, мы пришли к выводу о том, что мировоззрение – это целостное, обобщенное субъективное понимание и восприятие человеком действительности: природных и социальных явлений, процессов и т.д.

Для того чтобы понять мировоззрение, необходимо определить его структуру, т.е. ответить на вопрос: из чего оно состоит?

Говоря о структуре мировоззрения, мы должны вести речь о тех элементах, без которых мировоззрение не возникает. К ним относятся: знания, взгляды, убеждения. Знания играют важную, первичную роль в формировании и развитии мировоззрения. Как справедливо указывают Е.И. Кукушкина, Л.Б. Логунова, «мировоззрение… питается всем содержанием знания» . Остальные структурные элементы мировоззрения: взгляды, убеждения образуются от знаний. Качество, тип мировоззрения зависят от кругозора, от уровня образованности человека. Знания как объективное понимание сущности предметов, явлений, процессов, лежат на основе научного мировоззрения. К сожалению, иногда люди за знания принимают ложь, мифы, которые порождают недостоверное, ненаучное мировоззрение. Сектантские, фашистские, расовые и др. мировоззрения как раз являются примером этого. Для возникновения научного мировоззрения нужны, разносторонние, обширные знания: биологические, философские, педагогические, астрономические, исторические, житейские и т.д. Этим объясняется деление содержания образования на общее, политехническое, специальное. Общее образование позволяет увидеть всеобщую связь природы, общества. Политехническое образование способствует познанию общих закономерностей производства, трудовой деятельности. Специальное образование осуществляется на основе двух предыдущих. Единство общеобразовательного, политехнического, специального способствует формированию мировоззрения. Если это условие нарушается, то мировоззрение человека, даже очень компетентного в своей области специалиста, будет иметь минусы. Этим, например, объясняется религиозность отдельных всемирно известных ученых: психологов, философов, медиков, биологов и т.д.

«Познавая, и зная, человек хочет, стремится, любит, сочувствует, ненавидит», - писал В. Сухомлинский . Здесь речь идет о движущих силах (желание, стремление), отношениях (любовь), эмоциях (сочувствует), чертах характера (ненавидит). Может появиться ошибочный вывод о том, что эти перечисленные входят в состав мировоззрения. Однако это не так. Движущие силы, отношения, эмоции, черты характера участвуют в формировании мировоззрения, но не входят в его состав. Они, наоборот, в большинстве случаях вызываются мировоззрением.

Как известно, усвоенные знания в голове обрабатываются и образуют взгляд - следующий строительный материал для мировоззрения. «Взгляды – это то, что принято, освоено, стало личным достоянием, определяющим отношение человека к действительности», - писала профессор Т.А. Ильина . Другой профессор Б.Т. Лихачев объясняет так: «Взгляды – это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теоретические концепции, предположения. Они объясняют явления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях» . К сожалению, в этих определениях нет ответа на рассматриваемый вопрос. В них речь идет об обыкновенных пока еще не обработанных психикой знаниях. Ведь любое знание, даже житейское, обыденное, в какой-то степени вызывает отношение. Взгляд – это целостное, полноценное субъективное мнение о достаточно обширном, объемном объекте исследования, основанное на обобщении разрозненных взаимосвязанных знаний о нем. «Взгляды B.И. Ленина на литературу», «Взгляды Г. Чернышевского на семейное воспитание» - вот некоторые примеры из учебников.

Взгляды выполняют определенные функции в мировоззрении. Они, являясь целостными образованиями, позволяют ощущать внутреннюю и внешнюю связь определенного класса (группы, вида) предметов, явлений, процессов. Взгляды по разным аспектам окружающей действительности, соединяясь, создают «картину мира». Они вызывают у человека определенные отношения.

Следующим структурным элементом мировоззрения является убеждение. Оно в науке объясняется по-разному. Б.Т. Лихачев определяет его как «качественно более высокое состояние взглядов» . Т.А. Ильина отождествляет его с отношением. «Под убеждением, - она говорит, - принято понимать твердые, основанные на определенных принципах жизненные позиции человека» .

На наш взгляд, убеждения – убедительные знания, т.е. человек глубоко верит в их истинности. Однако убеждения не всегда бывают истинными, соответствующими действительности. Человек может быть носителем ошибочных убеждений, основанных на недостоверных знаниях. Например, некоторые люди до сих пор считают, что солнце вращается вокруг земли. Это их убеждение. Другие убеждены в обратном. Для них земля вращается вокруг солнца.

Убеждения сильно влияют на характер мировоззрения, на его типы и виды. Мы отметили, что убеждения - это знания, в истинности которых человек верит. Однако сама вера не входит в состав мировоззрения, хотя многие ученые, к сожалению, так не считают. Вера – свойство убеждения - одного из структурных элементов мировоззрения.

К сожалению, наука не знает, из чего состоит мировоззрение. В определении его структуры учеными допускаются ошибки. «Мировоззрение всегда включает в себя содержание определенных типов общественных идеалов», - пишут Е.И. Кукушкина, Л.Б. Логунова . «Теоретическое мышление как элемент мировоззрения представляет собой развитую человеческую способность…», - пишет Б.Т. Лихачев . Некоторые ученые структурными элементами мировоззрения считают умения, навыки, отношения. «Рассмотренная структура мировоззрения личности позволяет определить его как систему предельно обобщенных научных знаний о действительности и месте человека в ней, умений этими знаниями пользоваться для познания и преобразования действительности, убежденности в истинности и эффективности знаний как инструмента деятельности, основных идеалов, принципов и готовности к реализации и защите убеждений и идеалов», - пишет И.Я. Лернер .

Однако идеалы, мышление, умения, навыки, отношения не являются составными элементами мировоззрения. Некоторые из них (идеалы, отношения) вызываются мировоззрением, некоторые (умения, навыки, мышление) не имеют прямого отношения к нему.

Какое мировоззрение мы должны формировать? К каким требованиям должно соответствовать мировоззрение?

Одним из основных требований является научность. Это означает, что оно должно основываться на достоверные знания, взгляды, убеждения. Только такое мировоззрение поможет человеку компетентно разбираться в природных, социальных проблемах, объективно оценивать жизненные ситуации, адекватно относиться ко всему. У такого человека будет иммунитет к отрицательным воздействиям.

Следующее требование к мировоззрению – его целостность. Между всеми его структурными элементами должна быть тесная, органическая связь. Внутри отдельных элементов также должно быть единство. «Мировоззрение - целостное психологическое образование», - писал Б.Т. Лихачев . Нарушение этого требования делает мировоззрение неполноценным, противоречивым. У такого человека, как правило, и поведение будет не идеальным.

Широта и глубина являются следующим требованием к мировоззрению. Высокий уровень образованности, универсальность знаний делает мировоззрение более действенным. Человек с таким мировоззрением легко находит ответы на жизненные вопросы. Проявляет творчество, сообразительность.

Еще одно требование к мировоззрению заключается в следующем: оно должно постоянно развиваться, обогащаться, совершенствоваться, обновляться, расширяться, углубляться. Только такой человек будет безболезненно адаптироваться в новые условия, всегда находиться на плаву, успешно решать повседневные задачи, профессиональные обязанности.

И, наконец, еще одно требование к мировоззрению – его практичность, действенность. «Мировоззрение только тогда полноценно, когда личность претворяет в жизнь свои идеалы, руководствуясь ими в обществе, семье, труде. Вот почему степень связи мировоззрения с поведением является одним из важнейших показателей качеств личности», - писал В.В. Богословский .

Ученые мировоззрение делят на виды. По их мнению, бывают научное, житейское, философское, экономическое, правовое, религиозное , мифологическое, космоцентристкое, теоцентристское, антроцентристское, социоцентристское мировоззрения . Выделяют также общественные и индивидуальные виды. «Необходимо различать общественное мировоззрение как систему научных понятий и представлений о мире и мировоззрение индивидуальное, отражающее индивидуальный опыт формирования каждым человеком своего собственного представления о развитии мира, являющееся результатом целенаправленного воспитания и воздействия окружающей человека социальной, домашней и воспитательной среды», - писала Т.А. Ильина .

Однако эти последние виды мировоззрения соответствуют а) неусвоенному; б) усвоенному мировоззрениям. Общественное мировоззрение – это мировоззрение, выработанное человечеством, обществом. Оно тем или иным индивидуумом еще не усвоено. Формированием у него этого мировоззрения занимаются школа, педагоги, родители, средства массовой информации – все общество. Оно «находится» в книгах, в художественных произведениях, радио-телепередачах, в головах учителей т.д. Такое мировоззрение является содержанием педагогического процесса. После усвоения его воспитанником оно превращается в «индивидуальное мировоззрение».

На наш взгляд, мировоззрение достаточно делить на а) научное; б) мифологическое. Остальные вышеназванные учеными «виды» мировоззрения скорее всего являются учениями. Мировоззрение не бывает узконаправленным: биологическим, философским, правовым и т.д. Мировоззрение, как было сказано выше, более общее, объемное психическое образование, складывающееся из обобщенных знаний, взглядов, убеждений по разным областям действительности.

Мировоззрение имеет большое значение в формировании личности, в ее жизнедеятельности. Оно, по мнению Л.Н. Боголюбова, является «ядром структуры личности, ее духовного мира, ее сознания и деятельности. Все другие элементы структуры личности зависят от мировоззрения» .

Мировоззрение вызывает отношение. Отношения человека к труду, к людям, к обществу, к природе, к семье во многом определяется мировоззрением. Неадекватное отношение к чему-либо в основном обуславливается изъянами в мировоззрении человека.

Мировоззрение сильно влияет на формирование характера. Это влияние может происходить: а) непосредственно; б) опосредованно. Непосредственным путем, например, формируется такие черты характера, как образованность, целостность, гармоничность, убежденность, начитанность, решительность, настойчивость, ответственность, активность, любознательность, твердость и др.

Мировоззрение вызывает черты характера косвенно. Как правило, мировоззрение причастно в возникновении не только характера, но отношений, движущих сил, идеалов, веры, эмоций. А они в свою очередь способствуют формированию некоторых черт характера. Это как раз называется опосредованным влиянием мировоззрения на характер. Таким путем, например, могут формироваться трудолюбие, патриотизм, аккуратность, бережливость, осторожность, непримиримость, самокритичность, принципиальность, доброта, гуманность, эмоциональность, нежность, храбрость, самоотверженность, скромность и др.

К сожалению, в жизни часто наблюдается несоответствие мировоззрения и характера. То есть человек, имея достаточно полноценное мировоззрение, не действует согласно ему. Например, он знает, что нельзя нарушать законы, правила, инструкции, но нарушает. Как это объяснить? Во-первых, не все черты характера формируется мировоззрением. Некоторые из них возникают благодаря умениям, привычкам, отношениям, чертам характера. Во-вторых, нарушена пропорция структурных элементов мировоззрения. Например, человек обладает многими, даже лишними знаниями, однако доля убеждений незначительна. Недостаточность убеждений не обеспечивает человека нужными движущими силами, силой волей и т.д. В результате этого мировоззрение становится малодействующим.

Мировоззрение определяет поведение человека, вызывая отношения, движущие силы, идеалы, установки, потребности, черты характера, эмоции. Однако при этом надо учесть, что мировоззрение - не единственный фактор в этом деле. Поведение человека обуславливается и способностями, сознанием, внешними факторами, реальными ситуациями (принуждение, безвыходное положение) и т.д. Иногда действия и поступки могут осуществляться в серьезной схватке с мировоззрением. О стойкости мировоззрения свидетельствует поведение Героя Советского Союза М. Джалиля. Он в условиях смертельной опасности, не предавал своих товарищей, родину, не стал изменником. О силе внешних факторов над мировоззрением свидетельствует превращение некоторых представителей правоохранительных органов в преступники. Соблазн денег заставил их изменять своему мировоззрению.

Мировоззрение ускоряет развитие личности. Это объясняется тем, что полноценное мировоззрение делает человека сознательным, самостоятельным. Вызванные им отношения, идеалы, движущие силы помогают человеку стать ищущим, превращают его из объекта педагогического процесса в субъект. Широкий кругозор позволяет ему правильно и эффективно мыслить, анализировать, реально оценивать ситуации, факты, события. Мировоззрение «вооружает… научной методологией и способами мышления, дает возможность объяснять мир с научных позиций, познавать его, опираясь на законы диалектики, участвовать в его преобразовании» .

Все это свидетельствует о роли мировоззрения в развитии личности. Конечно, речь идет о научном мировоззрении. Мифическое мировоззрение не основывается на объективные законы общества и природы, поэтому не способствует развитию личности, а, наоборот, может вызвать отклонения, болезни.

Формирование научного мировоззрения означает обеспечение целостности и единства приобретенных знаний, взглядов, убеждений, позволяющих объективно понимать и оценить реальную действительность, соответственно относиться к ней. Поэтому, говоря о формировании мировоззрения, мы должны думать о формировании знаний, взглядов, убеждений, об обеспечении их единства, целостности, развития.

О формировании знаний достаточно подробно было сказано выше в специальном параграфе (глава VIII, § 2). Поэтому ограничимся несколькими мыслями по этому вопросу. Достоверность знаний является одним из важных условий формирования научного мировоззрения. Достоверность – существенный признак знания. Если оно не объективно отражает реальность, то не может называться знанием. Это будет ложью, иллюзией. К сожалению, некоторыми людьми, даже учеными, они воспринимаются как знания, на основе чего у них формируется ненаучное мировоззрение. «Знание» Гитлера о том, что немецкая раса – самая лучшая, привело к уничтожению 6 миллионов евреев, 20 миллионов советских граждан, бесчисленных других народов.

В связи с этим возникает необходимость приобретения, обогащения психики достоверными знаниями. Иногда одно знание может изменить мировоззрение. Новые открытия в науке, например, о происхождении человека, коренным образом изменило мировоззрение целого человечества.

Следующим условием формирования научного мировоззрения является перевод разрозненных знаний во взгляд. В составе мировоззрения взглядов много. Взгляд на историю, на животный мир, на литературу и т.д. Для формирования взглядов знания должны быть достаточными. В противном случае взгляды будут неполноценными. Например, не зная некоторых тенденций развития башкирской литературы, невозможно иметь о ней правильный взгляд. Это не позволит человеку компетентно рассуждать о ней. Взгляд – это целостное представление, индивидуальное мнение о каком-то достаточно обширном объекте изучения. Во взгляде содержится и отношение человека к этому объекту. Возникает вопрос: как добиться единства разрозненных знаний для того, чтобы формировался взгляд? И как определить достаточность для этого знаний?

В первую очередь необходимо конструировать содержание педагогического процесса на основе следующих общих принципов: целостности, индивидуализации, поэтапности, развития, саморегулируемости; компонентных принципов: универсальности, достаточности, бесконечности содержания, первичности отношения. Руководство этими принципами во время организации педагогического процесса позволяет: а) осуществлять межпредметную связь; б) добиться усвоения каждого знания, необходимого для взгляда; в) вызывать любопытство, интерес к знаниям; г) самостоятельно и постоянно пополнять знания и т.д. В результате у человека возникнут знания, достаточные для того или иного взгляда. Большое значение имеет регулярное проведение занятий, систематизирующих знаний: консультаций, коллоквиумов, зачетов, экзаменов, конкурсов, КВН, олимпиад и т.д.

Еще одним условием формирования мировоззрения является превращение знаний, взглядов в убеждения. «Знания превращаются в мировоззрение тогда, когда они приобретают характер убеждения – полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, взглядов, принципов, идеалов», - пишет Л.Н. Боголюбов . Для этого знания должны изучаться на основе неопровержимой аргументации. Тогда они имеют внушительную силу и воспринимаются как истина, в правильности, которых человек не сомневается. Так возникают убеждения. Догматическое обучение затрудняет превращение знаний, взглядов в убеждения.

Превращению знаний и взглядов в убеждения способствует умение самого воспитанника доказывать истинность знаний. Поэтому актуальным становится формирование у него основ научного исследования. Отдельные элементы теории и практики исследовательской работы могут усваиваться уже в начальных классах. Например, умея наблюдать, сравнивать, дети могут самостоятельно получать знания и на практике убеждаться в их истинности.

Немаловажную роль в превращении знаний в убеждения играют эмоции. Доказанные знания, как правило, вызывают положительные эмоции. Однако и ложь, иллюзии также сопровождаются такими эмоциями. Это объясняется тем, что человек и в этом случае верит в их истинность. Поэтому необходимо формировать у воспитанника привычку доказывать, даже те знания, которые не вызывают особых сомнений. Появлению такой привычки способствуют такие черты характера, как критичность, подозрительность и т.д.

Имеются некоторые трудности в деле превращения знаний в убеждения. Одной из них является деление педагогического процесса на обучение и воспитание, согласно которому изучение знаний и формирование черт характера рассматриваются как отдельные процессы. Это снижает качество мировоззрения.