Придет время и мы поменяемся местами. Любить нельзя ненавидеть (СИ)

(фр. Georges-Louis Leclerc de Buffon), также просто род. 7 сентября 1707, Монбар, Бургундия — † 16 апреля 1788, Париж) — французский натуралист, биолог, математик, геолог, писатель и переводчик XVIII века. Основной труд Бюффона — «Естественная история» в 36 томах. Высказал идею о единстве растительного и животного мира. Автор так называемой задачи Бюффона. Член Парижской академии наук.

Биография

Бюффон родился 7 сентября 1707 в бургундском городке Монбар как старший сын Бенжамен-Франсуа Леклерка, который был председателем Соляной палаты (фр. Président du grenier à sel) в Монбар. Мать Бюффона — Анн-Кристин Марлен — была образованной женщиной и происходила из очень богатой семьи. Сразу после рождения сына она получила большое наследство. В 1714 году умер ее дядя, Жорж Луи блазона, который был сборщиком налогов для герцога Савойского. После смерти вдовы блазона иметь Бюффона получила еще один большой наследству. Поэтому в 1718 году ее муж вложил деньги, приобретя неподалеку от Монбара усадьбу Бюффон. Вскоре он также купил должность парламентского советника в Дижоне, куда семья и переехала.

1723 молодой Бюффон вступил в иезуитский колледж Дижона (Collège des Godrans), и, подчинившись воле отца к 1726 изучал право. С 1728 Бюффон поступил в университет Анже, где изучал математику, медицину и ботанику. И через дуэль, обстоятельства которой остаются невыясненными, вынужден был в том же году бежать из Анже. Бюффон вернулся к Дижона, где подружился с юным английским герцогом Кингстоном.

В ноябре 1730 Бюффон с молодым герцогом Кингстоном отправился в образовательную путешествие по Франции и Италии. Также побывал в Англии, где занимался студиями математики, физики и ботаники и перевел «Метод флюксий» (Method of Fluxions) Ньютона и «статику растений» Галя. С 1732 Бюффон живет в Париже, где занимается наукой, преимущественно физикой и математикой. Именно в этот период он разрабатывает среди прочего так называемую задачу Бюффона. Бюффон научные переводы и несколько самостоятельных статей математического содержания сделали 1733 назначении его членом Академии наук. В 1739 году он был назначен интендантом Королевского ботанического сада в Париже, с тех пор его деятельность была посвящена преимущественно естественным наукам. Впоследствии Бюффон получил от короля графский титул. В 1753 году Бюффон стал членом Французской академии. В своей вступительной речи «О стиле» (Discours sur le style) Бюффон развил свою теорию стиля. Знаменитым стал афоризм Бюффона из этой речи: «Le style est l"homme même» (Стиль — это сам человек). Речь Бюффона еще считается лучшей за всю историю Академии, она выдержала около 60 изданий.

Бюффон умер в Париже 16 апреля 1788, после того как Людовик XV даровал ему графский титул, а Людовик XVI, еще при его жизни, почтил бюстом, установленным у входа в королевский кабинет естествознания с надписью: "Majestati naturae par ingenium".

Естественная история

Бюффон прежде всего известен как автор «Естественной истории» в 36 томах, появилась между 1749 и 1789 годами. После смерти Бюффона получилось еще 8 томов благодаря усилиям соратника Бюффона естествоиспытателя Бернара Жермена де Ласепед. Издание содержало целый корпус тогдашних знаний в области естественных наук. Внимание Бюффона к внутренней анатомии делает его одним из предвестников сравнительной анатомии. В работе Бюффона указывается на сходство человека и обезьяны, с чего выводится возможность их общего происхождения. В этой работе Бюффон описал большое количество видов животных и выдвинул положение о единстве растительного и животного мира.

В то время, как Карл Линней, который родился в том же году, что и Бюфон, имел целью создание формальной стороны науки, систематики и классификации, — Бюффон пытался противопоставить чисто методическом описания природы и внешнего вида животных их обычаи и образ жизни, чтобы таким образом пробудить интерес образованных людей к животному миру.

Естественная история должна была охватить все царства природы, однако в 36 томах речь идет только о четвероногих и птиц, а также о минералах. В издание вошли также такие работы, как «Теория Земли» и «Эпохи природы», наверное, наиболее выверенный текст Бюффона.

В первой геологичнийи работе «Теория Земли» (1749) выдвинул гипотезу образования земного шара как осколка, оторванного от Солнца вследствие падения на него кометы. Наша планета, будучи частью Солнца, постепенно остывает до самого центра. Бюффон преувеличивал значение геологической деятельности моря и недооценивал вулканические явления и тектонические движения в истории Земли. Ему принадлежит гипотеза развития земного шара и его поверхности. Часть труда Бюффона посвящена минералогии.

Важнейшим соавтором Бюффона в разделе о четвероногих был Луи Жан-Мари Добантон, который занимался анатомическими описаниями. Тома о птицах были написаны в соавторстве с Габриэлем Бексон и Шарлем-Никола-Сигисбером Соннино где Манонкуром.

Бюффон уделял большое внимание иллюстрациям, которые были выполнены для томов о четвероногих Жаком де СЭВом, а для томов о птицах — Франсуа-Никола Мартин. Издание имеет в целом более 2000 иллюстраций.

Естественная история с момента публикации имела большой успех, почти наравне с Энциклопедией Дидро и д"Аламбера. Два первых тома «Теория Земли» и «Естественная история человека» за шесть недель были трижды переизданы. Работа была переведена на английский, потом немецкий (1750-1754), нидерландской (1775), испанском (1785-1791). С 1799 появилось много сокращенных изданий, в 19 веке особенно много изданий вышло для детей.

Однако были и критики этой работы, среди которых можно назвать такие имена, как Жан д"Аламбер, Никола де Кондорсе, Жан-Франсуа Ла Арп, Рене-Антуан де Реомюр, Вольтер. Бюффон забросали слишком эмфатический и высокопарный стиль, который, по мнению критиков не шел к научной работе, а особенно чрезмерное антропоморфизм..

«Естественная история» делится на 36 томов:

  • три тома в 1749: «О способе изучения естественной истории» (De la manière d"étudier l"histoire naturelle), а также «Теория Земли» (Théorie de la Terre), «Общая история животных» (Histoire générale des animaux) и «Всеобщая история человека» (Histoire naturelle de l"homme)
  • 12 томов о четвероногих (1753-1767)
  • 9 томов о птицах (1770-1783)
  • 5 томов о минералах (1783-1788), последний том содержит Трактак о магнит (Traité de l"aimant), последний труд Бюффона;
  • 7 томов приложений (1774-1789), куда входят Эпохи природы (Époques de la nature ") (с 1778).

Произведения Бюффона часто переиздавались, обычно под названием «Естественная история» (фр. Histoire naturelle générale et particulière):

  • Первое издание в 36 томах, Париж, 1749-89;
  • Издание Ламуре и Демари, в 40 томах, 1824-32;
  • Издание Флуранса в 12 томах, Париж, 1 802.

Отношения с церковью

За свои теории об образовании Вселенной и эволюции Земли и эволюции жизни Бюффон чуть избежал репрессий со стороны Католической церкви. Бюффон делал вид, что не понимает упреков и уверял в своей несокрушимой вере, поэтому в конце в апреле 1781 Сорбонна прекратила свои преследования, удовлетворившись расплывчатой ​​обещанием Бюффона пересмотреть свои теории. Бюффон был очень осторожен в своих отношениях с церковью, поскольку знал, что может многое потерять, поэтому предпочитал уступкам, что вызвало недовольство в частности у Вольтера, который высоко ценил Бюффона, но и оставалось критическим к нему.

В конце Бюффон сохранил настороженное и недоверчивое отношение к церкви, но избегал прямых столкновений, считая, что открытая демонстрация взглядов была бы тактической ошибкой.

Значение работ Бюффона

С научной точки зрения произведения Бюффона имеют сегодня скорее историческое значение, в то же время они являются образцом высокого стиля. Не случайно его произведения появились в печати в самой престижной французской издательской серии Библиотека Плеяды, в которой обычно публикуют произведения классиков литературы.

Его философские попытки объяснения явлений природы еще при жизни испытывали острой критики, в частности из пера Кондильяком и Вольтера. Однако особое сочетание научности с поэтичностью и до сих пор привлекает читателей к Бюффонового доработку. Таковы, например, написанные в блестящем стиле «Теория Земли» и «Эпохи природы».

Наблюдение за жизнью животных редко непосредственно собирались самым Бюффоном, но именно он смог ввести эти факты в научный оборот и соединить в определенную систему. Научное значение имеют также систематические работы Добантон, коллеги Бюффона, который был его соавтором в "Естественной истории млекопитающих".

В противоположность Карлу Линнею, который защищал в своей классификации мысль о постоянстве видов, Бюффон высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т. Д.).

В области геологии Бюффон систематизировал известный в то время фактический материал и разработал ряд теоретических вопросов о развитии земного шара и его поверхности.

Важная заслуга Бюффона заключается в том, что он положил конец смешению положительной теологии с естествознанием. Благодаря трудам Бюффона свободные взгляды, несмотря на сильную оппозицию Галлера, Бонне и некоторых немецких ученых, пробили себе путь по всем направлениям, а его наблюдения дали толчок к более глубоким научных исследований.

Труда

  • Естественная история / Histoire naturelle, générale et particulière, avec la description du Cabinet du Roy, состоящая из следующих частей:
    • De la manière d"étudier l"histoire naturelle, suivi de la Théorie de la Terre 1749;
    • Histoire générale des animaux 1749;
    • Histoire naturelle de l"homme 1749;
    • Les quadrupèdes, 1753-1767;
    • Histoire naturelle des oiseaux, 1770-1783;
    • Histoire naturelle des minéraux, 1783-1788, contenant le Traité de l"aimant et de ses usages;
    • Les suppléments, 1774-1789, dont les Époques de la nature, à partir de 1778.
  • Речь о стиле / Discours sur le style, речь, произнесенная во Французской академии 25 августа 1753
  • Мемуары по математике и физике / Mémoires de mathématique et de physique, tirés des registres de l"Académie Royale des Sciences:
    • De la cause de l"excentricité des couches ligneuses qu"on apperçoit quand on coupe horizontalement le Tronc d"un Arbre; de l"inégalité d"épaisseur, & du différent nombre de ces couches, tant dans le bois formé que dans l"aubier, 1737
    • Des différents effets que produisent sur ​​les Végétaux, les grandes gelées d"Hiver & les petites gelées du Printemp, 1737.
    • Moyen facile d"augmenter la solidité, la force et la durée du bois, 1 738
    • Mémoire sur la conservation et le rétablissement des forests, 1 739.
    • 1 740
    • Expériences sur la force du bois, 1741.
    • Dissertation sur les couleurs accidentelles 1743
    • Mémoire sur la culture des forests, 1 745
    • Réflexions sur la loi de l"attraction, 1745
    • Addition au mémoire qui a pour titre: Réflexions sur la Loi de l"Attraction, 1 745.
    • Seconde Addition au Mémoire qui a pour titre: Réflexions sur la Loi de l"Attraction, 1745
    • Invention des miroirs ardens, pour brusler à une grande distance, 1747
    • Découverte de la liqueur séminale dans les femelles vivipares et du réservoir qui la contient, 1748
    • Nouvelle invention de miroirs ardens, 1748.
  • Переводы
    • Stephan Hales, La Statique des végétaux, 1 735
    • Isaac Newton, La Méthode des fluxions et des suites infinies, 1740

Библиография

  • Телевизионный фильм
    • Philippe Tourancheau, Buffon, le penseur de la nature, 2007.
  • Последние издания Бюффона
    • Полное собрание сочинений / Œuvres complètes:
      • Volume 1. Histoire naturelle, générale et particulière, avec la description du Cabinet du Roy. Tome I (1749). Texte établi, introduit et annoté par Stéphane Schmitt avec la collaboration de Cédric Crémière, Paris: Honoré Champion, 2007. 1376 p., Rel. ISBN 978-2-7453-1601-1 (сегодня обстоятельнее издание Бюфонна, в процессе издания, в 2011 году выходит пятый том)
      • Volume 2. Histoire naturelle, générale et particulière avec la participation du Cabinet du Roy. Tome II. Texte établi, introduit et annoté par Stéphane Schmitt, avec la collaboration de Cédric Crémière, Paris: Honoré Champion, 2008. ISBN 978-2-7453-1729-2
      • Volume 3. Histoire naturelle, générale et particulière, avec la description du Cabinet du Roy. Texte établi, introduit et annoté par Stéphane Schmitt avec la collaboration de Cédric Crémière. Tome III (1749), Paris: Honoré Champion, 2009. 1 vol., 776 p., Relié, 14 x 22 cm. ISBN 978-2-7453-1730-8
    • Œuvres préface de Michel Delon, choix des textes, introduction et notes de Stéphane Schmitt, éditions Gallimard, La Pléiade, в 2007 (Издание в серии Библиотека Плеяды, в комментариях особое внимание отводится литературным заслугам Бюффона)
    • Œuvres philosophiques texte établi et présenté par Jean Piveteau, PUF, 1954 (Комментируемое издания издательства Парижского университета)
    • Histoire naturelle textes choisis et commentés par Jean Varloot, Gallimard, Folio Classiques, 1984 (сокращенный вариант в карманном формате с комментарием)
  • Биографии
    • Pierre Gascar, Buffon, Paris, Gallimard, 1983, 267 p. (ISBN 2-07-070007-0)
    • Ouvrage collectif, Buffon: 1788-1988, introduction de Jean Dorst avec des textes de Paul-Marie Grinevald, Yves Laissus, ** Bernard Rignault, Serge Benoît, et al., Imprimerie nationale, Paris, 1988: 293 p. (ISBN 2-11-080933-7)
    • Jacques Roger, Buffon: un philosophe au Jardin du Roi, Paris, Fayard, 1989, 645 p. (ISBN 2-213-02265-8)
    • Yann Gaillard, Buffon, biographie imaginaire, Hermann, 1977;
    • Yves Laissus, Buffon, la nature en majesté, Découvertes Gallimard, 2007;
    • Des manuscrits de Buffon, avec des facsimile de Buffon et de ses collaborateurs de Pierre Flourens, Georges Louis Leclerc Buffon, Garnier, 1860;
    • Correspondance, publiée par son arrière petit-neveu Henri Nadault de Buffon, 1860;
    • Félix Vicq d"Azyr, Nicolas de Condorcet, Georges Cuvier ont écrit son Éloge; Flourens a donné L"Histoire de sa vie et de ses ouvrages;
    • Henri Nadault de Buffon, Buffon, sa famille et ses collaborateurs, 1 863;
  • Критическая литература
    • Michel Foucault, Les Mots et les choses, vol. I, II, IV, Paris, Gallimard, 1966, p. 54-55.

et I, V («Classer»), p. 137-176

    • Thierry Hoquet, Buffon illustré: les gravures de l"Histoire naturelle (1749-1767), Paris, Muséum national d"Histoire naturelle, 2007, 816 p. (ISBN 978-2-85653-601-8)
    • Les Époques de la nature, introduction et commentaires de Jacques Roger, éditions du Muséum National d"Histoire Naturelle (1984).

Жорж-Луи Лекле́рк, граф де Бюффо́н (фр. Georges-Louis Leclerc, Comte de Buffon) или просто Бюффон ; 7 сентября 1707, Монбар, Бургундия - 16 апреля 1788, Париж) - французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель XVIII века. Высказал идею о единстве растительного и животного мира.

Получил от своего отца, Бенжамена Леклерка, советника парламента в Дижоне, хорошее образование, объехал с молодым герцогом Кингстоном Францию и Италию, затем отправился в Англию, где перевёл «Метод флюксий» (лат. Method of Fluxions) Ньютона и «Статистику растений» Гейлса. Эти переводы и несколько самостоятельных статей математического содержания вызвали в 1733 году назначение его членом Академии наук.

В 1733 году морской министр граф Морепа поручил Академии провести исследование пригодности разных видов древесины в кораблестроении. По причине недостаточного финансирования, изначально номинированные члены комиссии отказались сотрудничать, но Бюффон, занимавшийся лесозаготовками в своём Монбаре, согласился. Он провёл множество экспериментов и представил наиболее полный отчёт. После этого министр Морепа предложил Бюффону должность главного интенданта всех своих лесных угодий, но тот отказался.

В 1739 году он был назначен интендантом Королевского ботанического сада в Париже, и с этого времени деятельность его была посвящена преимущественно естественным наукам.

Бюффон умер в Париже 16 апреля 1788 года, после того как Людовик XV возвёл его в графское достоинство, а Людовик XVI, ещё при его жизни, почтил бюстом, установленным у входа в королевский кабинет естествознания с надписью: «Majestati naturae par ingenium ».

В 1970 г. в честь Бюффона назван кратер на Луне.

Попытки систематизации

В то время, как родившийся в одном с ним году Линней поставил себе задачей создание формальной стороны науки, систематики и классификации, - Бюффон старался противопоставить строгому методическому ходу описания природы и наружного вида животных их нравы и образ жизни, и тем возбудить интерес образованных людей к животному миру. Соответственно с этим, план его состоял в том, чтобы собрать отдельные факты из всех отраслей естествоведения и воспользоваться ими для выяснения системы природы. Но для выполнения этого плана ему недоставало как основательного знания, так и терпения в трудоёмких исследованиях. Одарённый живым воображением и склонный разрешать сомнения блестящими гипотезами, он не мог приспособиться к строго научному методу Линнеевской школы. Важная заслуга Бюффона состоит в том, что он положил конец смешению позитивной теологии с естествоведением. Это стремление не осталось без влияния и вне Франции. С подачи Бюффона свободные воззрения, несмотря на сильную оппозицию Галлера, Бонне и некоторых немецких ученых, пробили себе путь по всем направлениям, и кроме того его наблюдения дали толчок более глубоким научным исследованиям.

Значение работ Бюффона

С научной точки зрения сочинения Бюффона имеют сегодня мало значения, между тем как они всё ещё представляют собой образец ораторского, иногда высокопарного стиля. Его философские попытки объяснения явлений природы нашли резкого противника уже в Кондильяке и могли привлечь к себе только как поэтическое представление природы; такова, например, написанная в самом блестящем стиле теория Земли («эпохи природы»). Наблюдения над жизнью животных редко собраны им самим, но остроумно обработаны, хотя и не с физиологической точки зрения. Научное значение имеют ещё систематические работы Добантона, товарища Бюффона, который принимал серьёзное участие в «Естественной истории млекопитающих » Бюффона.

В противоположность К. Линнею, отстаивавшему в своей классификации мысль о постоянстве видов, Бюффон высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т. д.). В области геологии Бюффон систематизировал известный в то время фактический материал и разработал ряд теоретических вопросов о развитии земного шара и его поверхности.

Библиография

Титульный лист Полного собрания сочинений, 1853 г.

Некоторая часть сочинений Бюффона посвящена наукам о Земле. В работе «Теория Земли» (1749) он выдвинул гипотезу образования земного шара как осколка, оторванного от Солнца падением на него кометы и постепенно остывавшего до самого центра. Бюффон преувеличивал значение геологической деятельности моря и недооценивал вулканические явления и тектонические движения в истории Земли. Ему принадлежит гипотеза развития земного шара и его поверхности.

Титульный лист русского перевода, 1801 г.

В «Естественной истории животных» были рассмотрены млекопитающие, птицы и большая часть рыб; она началась в 1749 году (3 тома) и закончилась в 1783 году (24-й том). Содержит также опыты по геогении, антропологии и т. д. В ней он описал множество животных и выдвинул положение о единстве растительного и животного мира. В этом труде он также утверждал, что человек произошёл от обезьяны. Это вызвало резкую реакцию негодования, а книга была публично сожжена палачом. Другие источники утверждают, что он в итоге отверг идею о происхождении человека от обезьяны, которая выдвигалась Джеймсом Бёрнеттом.

Сочинения Бюффона издавались часто, обыкновенно под заглавием «Естественная история» (Histoire naturelle générale et particulière ):

  • Лучшее издание в 36 томах, Париж, 1749-1788
  • Изд. Флуранса, в 12 томах, Париж, 1802
  • Изд. Ламуру и Демарэ, в 40 томах, 1824-1832
  • Изд. Клаве. Полное собрание сочинений, Париж, 1853-1854

Переводы и выдержки из них есть почти на всех европейских языках.

Статьи

Знаменитый французский натуралист составил несколько примечательных статей, относящихся к лесному хозяйству и исследованию технических свойств древесины. В III томе «Supplement à l’histoire naturelle » (Париж, MDCCLXXVI) помещены мемуары:

  • XI - «Expériences sur la force du bois », где изложены исследования автора над плотностью, твердостью и тяжестью древесины;
  • XII - состоит из двух частей:
    • в первой статья «Moyen facile d’augmenter la solidité, la force et la durée du bois » указывает простое средство для увеличения плотности, твердости и прочности древесины посредством снятия коры на растущих ещё деревьях, в другой же - «Expériences sur le dessèchement du bois a l’air et sur son imhibition dans l’eau » - описываются опыты Бюффона над высушиванием дерева в воздухе, произведенные им с 1733 по 1744 год, и над впитыванием воды древесиной;
    • во второй части, в двух статьях: «Sur la conservation et le rétablissement des forêts » и «Sur la culture et l’exploitation des forêts », рассматривается вопрос о сбережении, восстановлении и разведении лесов и пользования ими.

В «Recherches sur les bois » излагаются весьма интересные опыты взращивания погибистых деревьев на корабельные кницы двукратным обрезанием у этих деревьев вершин стволов и верхушек молодых ветвей.

Переводы на русский

  • Всеобщая и частная история естественная графа де Бюффона (10 частей). С.-Петербург, 1789-1808.
    • Граф де Бюффон Всеобщая и частная естественная история. Перевод акад. С. Румовский и И. Лепёхин. Ч. 1. Санктпетербург: Императорская Академия наук, 1801. (3 издание с прибавлениями. и правками). 380 с.
  • Пётр Бланшард Бюффон для юношества, или сокращенная история трех царств природы. (5 частей, Москва, 1814).

Прочие издания

Изданная Лелоном «Естественная история редких и забавных животных, открытых за время путешествий после смерти Бюффона» (Histoire naturelle des animaux rares et curieux découverts par les voyages depuis la mort de Buffon ) (Париж, 1829) и особенно выходившие в Париже с 1837 году, весьма важные многотомные «Дополнения к Бюффону» (Suites à Buffon ) имеют общего с сочинениями Бюффона только лишь имя и суть чисто систематических сочинений.

Правнук Бюффона, Анри де Бюффон, издал его переписку (Correspondance ) (2 т., Париж, 1860), а также сочинение: «Бюффон, семья, соратники и друзья» (Buffon, sa famille, ses collaborateurs et ses familiers) (Париж, 1863).

Литература

  • Маракуев В. Н. Знаменитые естествоиспытатели: Линней, Бюффон, Паллас и Кювье. - М., 1874.
  • Райнов Т. И. Русские академики второй половины XVIII в. и Бюффон (к 150-летию русского перевода Бюффона)// Вестник АН СССР. - 1939. - № 10. - С. 126-147.
  • Канаев И. И. Жорж Луи Леклер де Бюффон (1707-1788). - М.: Наука, 1966. - 266 с.
  • Разумовская М. В. Бюффон-писатель (французские естествоиспытатели XVIII в. и литература). - СПб., 1997. - 156 с. X.
  • Мари-Жан Эро де Сешель . Поездка в Монбар (Бюффон в последние годы жизни), 1785. / Перевод с франц. Н. М. Карамзина // Пантеон иностранной словесности. - М., 1798. Кн.1. - С. 51-128.

Настанет день, и мы поменяемся местами. ==========

Откуда столько силы ты берешь,­

Чтоб властвовать в бессилье надо мной?­

Я собственным глазам внушаю ложь,­

Клянусь им, что не светел свет дневной.­

Так бесконечно обаянье зла,­

Уверенность и власть греховных сил,­

Что я, прощая черные дела,­

Твой грех, как добродетель, полюбил.­

Все, что вражду питало бы в другом,­

Питает нежность у меня в груди.­

Люблю я то, что все клянут кругом,­

Но ты меня со всеми не суди.­

Особенной любви достоин тот,­

Кто недостойной душу отдает.­

Теперь ты - моя игрушка, - Королева отстранилась от кровоточащих губ охотника, словно хищник, что любуется падением своей жертвы. В сжатом кулаке приятной дрожью все еще отдавались нервные импульсы от только что вырванного сердца. Услада для ее темной души.

Пусть она упустила Белоснежку, но ничего. Королева еще доберётся до ненавистной падчерицы, а пока… Она собиралась использовать этого мужчину. Сделать из него постельного мальчика. Уж очень манило его невинное лицо и, скорее всего, такое же тело.

От сладких и пошлых мыслей Королева оскалилась, пугая охотника своей хищной улыбкой победительницы. Реджина ни капельки не стеснялась этой похоти. Скорее наоборот, всем своим видом доказывала обратное. Откровенный вырез ее вульгарного платья показывал сдавленную узким корсетом грудь, которая вздымалась при каждом вдохе ее обладательницы, кожаные лосины идеально смотрелись на упругой попе, тонкая талия, бархатная кожа, пухлые алые губы - мечта любого мужчины. Любого, но не его.

Поиграем? - прошипела она, проводя кончиком острого лезвия ногтя по щеке Грэма, оставляя красный след на бледной, как полотно коже.

Он нервно сглотнул, накапливая силы, чтобы отбиваться. Как всегда это делал. Как волк от охотника, который уже направил на него свое ружье, готовясь спустить курок и лишить жизни невинное животное. Но здесь все было гораздо хуже. Неизбежность. Эта сумасшедшая женщина держала его беззащитное от чар сердце в ящике. И у мужчины явно не было шансов выиграть поединок.

Проходили дни, недели. Ведьма безустанно искала падчерицу, которую спас мужчина. Каждое утро, просыпаясь в ее постели, он понимал, что все это - плата за доброту. Кто знал, что она будет такой? Когда Королева угрожала ему, Грэм, по правде, струсил. Он испугался этой властной женщины и испугался своей незавидной роли мужчины, который будет удовлетворять пошлые желания своей хозяйки. Хотя в ее темном ложе ему нравилось куда больше, чем в клетке, в которую его приводили каждое утро. Собачка. Личный пес ведьмы. И все же. Не было и дня, чтобы мужчина пожалел о своем решении.

Он просыпался, как только солнце начинало освещать темные и холодные стены ее комнаты. Охотник, привыкший вставать рано, он всегда был готов отправиться выслеживать добычу, которая могла спасти его тело от истощения. Теперь это уже неважно.

Солнечные зайчики резвились на камине, не подозревая, в чье логово они попали. Темный мрамор полов сверкал синевой и отчего-то напомнил охотнику ночное небо. Как давно он не бывал на улице. Мучительная пытка для такого, как он. Дитя леса, Грэм вырос под изумрудными ветвями сосен, он с детства привык к чувству свободы, которого его никто и никогда не лишал. Что же, теперь привыкай к новой реальности.

Мужчина рассматривал ее лицо. Какой бы стервой не была эта женщина у нее бесподобно получалось совмещать в себе такие разные стороны и состояния души. От сексуальности до невинности, от нежности до грубости. Разная. Такая… необычная. Он не переставал восхищаться ею. Конечно же, тайно, но, скорее всего, она и сама об этом догадывалась.

Реджина лежала лицом к нему, прикрыв голую грудь шелковым одеялом. Длинные черные ресницы подрагивали. Волосы цвета вороного крыла рассыпались по такого же цвета подушке, обжигая ноздри мужчины запахом яблок. Она редко выходила из замка, но почему-то этот душистый аромат всегда исходил от ее тела.

Ты снова пялишься на меня? - не открывая глаз, хриплым от долгого сна голосом проговорила она.

Ресницы, покоившиеся на щеках, взлетели вверх, даря мужчине взгляд огненно-карих глаз, в которых моментально загорелся этот похотливый и всепоглощающий огонь расправы. Она выгнулась, как кошка на солнце, и села. Простынь скатилась с обнаженного тела, оголяя шикарную грудь. Темные волны волос рассыпались по спине, придавая всему этому образу некую невинную сексуальность, которой так гордятся молодые девушки в пике своих лет. Она выглядела так молодо и соблазнительно прекрасно, как русалка, что голосом своим и откровенностью призывает корабли на погибель. Как цветок с шипами, который предлагает насладиться его красотой, а после больно ранит, если к нему прикоснуться.

Все это подходило ей. Но только безумные искорки в карих глазах давали понять, что перед ним сильная и независимая женщина, готовая пойти на все, чтобы получить то, что ей вздумается.

Она приоткрыла губы, отправляя немой посыл в сторону охотника, и его тело сразу откликнулось на него. Пухлые губы растянулись в довольной улыбке, наблюдая за возбудившимся телом мужчины, которое едва прикрывала черная ткань.

Королева, не стесняясь наготы, нависла над Грэмом, соблазняя его своей доступностью.

И долго еще ты собираешься играть в немого? - она наклонилась к его уху и, облизывая кончиком языка мочку, прорычала, - Я же слышу твои стоны.

Бессмысленно врать. Да, он получал неземное мужское наслаждение от ночей с этой дьяволицей. Столько страсти и азарта было в каждом ее движении. Столько фантастических ощущений, ранее незнакомых ему. Она так привязала его к себе, что вскоре мужчина совсем перестал бояться и даже сам шел навстречу этой игре. Но даже в постели она оставалась Королевой, не позволяя Грэму руководить их игрой.

Реджина освободила охотника от силков соблазнительных намеков и встала около большого зеркала. Взмах руки и Королева облачилась в обтягивающее синее платье, которое очерчивало идеальную фигуру Злой Повелительницы.

Охотник внимательно наблюдал за каждым действием. Она была ему интересна, не только как женщина. Он много размышлял о ее жизни, что заставляет людей стать такими, как она. Что творится в ее голове. Она для него большая загадка. Казалось, кому, как не охотнику, хорошо известно все о своей хозяйке, но нет. Она никогда не показывала настоящие эмоции. Ни в постели, ни в жизни. Даже в какой-то мере Грэм восхищался ей. Тем, как величественно эта женщина держала себя. Соорудила такую прочную стену, не позволяя никому и ничему посягнуть на ее владения, ее покой, ее душу и ее сердце.

Стук в дверь отвлек Грэма от раздумий о внутреннем мире Королевы.

Одевайся, - приказала она.

Изящным взмахом руки Реджина привела комнату в порядок. Мужчина же остался стоять в покоях, чувствуя себя вещью. Ненужной безделушкой, как и многое в жизни этой женщины.

В комнату вошла пара стражников в латных, душащих своей тяжестью доспехах. За ними проследовал крайне интересный персонаж, который вызвал в Грэме подозрения. Одетый в грязное тряпье человек явно не подходил роскошной и дорого обставленной комнате. Его дерзкий взгляд прошелся по Королеве, и Грэм почувствовал какую-то тягу внутри себя, но долго бороться с этим чувством ему не пришлось.

Уведите моего питомца, - охотник поймал на себе похотливый взгляд Королевы, который пробежался по его оголенному торсу.

Но Реджина не собиралась уделять много внимания Грэму. И ее сразу же заинтересовал этот человек, что осмелился прийти сюда. Прямо в логово Злой Королевы, замок которой обходили стороной путники, облетали птицы и не осмеливались посещать люди.

Семейная пирамида. Сражаться с житейскими бедствиями и побеждать благодаря крепкому семейному тылу. Он свято верил в это. Возьмите семью, подмешайте в нее веру в Бога, приправьте ароматом чувства Родины, добавьте десятичасовой рабочий день и получите то, что нужно - ячейку общества.

Я смотрел на своего отца: на его руки, лицо, брови и знал, что этот человек ни на что не способен. Моя мать была еще большим ничтожеством, можно сказать, ее вовсе не существовало. Я был проклят. Вглядываясь в своего родителя, я не видел ничего, кроме отвратительной беспомощности. Мало того, мне казалось, что он боится вывалиться из общей обоймы даже больше, чем все остальные. Что поделаешь, сказывалась древняя кровь крестьян и рабское воспитание. Род Чинаски-батраков разжижала лишь незначительная прослойка крестьян-служащих, которые губили свои жизни, надрывая пупок ради мелких, иллюзорных успехов. На всем генеалогическом дереве не нашлось человека, который бы заявил: «Не хочу дом, а хочу тысячу домов и сразу!»

Мой папаша определил меня в школу для богатых отпрысков в надежде, что, глядя на их спортивные авто кремового цвета, красивых чистеньких девочек в платьицах радужных расцветок, я постоянно буду помнить и знать, к чему мне стремиться - преодолеть эту извечную границу между бедностью и богатством. Вопреки его ожиданиям, я усвоил, что бедный обычно умирает бедным, что молодые богачи, соприкоснувшись со зловонием бедности, учатся относиться к нему с легкой насмешкой. Они должны выучиться смеяться, в противном случае нищета будет ужасать, мешая пищеварению. И они преуспевают в этой науке, также сказывается многовековой опыт предков. Я же уже никогда не смогу простить девчонкам той самоотверженной готовности, с какой они подсаживались в спортивные родстеры к вечно улыбающимся юношам. Они не виноваты, конечно, даже более того, вы начинаете думать, что возможно… Но нет, не может быть никаких «возможно». Богатство означает успех, а успех и есть подлинная реальность.

Какая женщина выбрала бы жизнь с посудомоем?

В средней школе я старался много не думать о том, как повернется моя жизнь в дальнейшем. Тогда казалось предпочтительнее отстраниться от этих дум…

Но вот, наконец, настал день выпускного бала. Он проходил в спортивном зале с живой музыкой, да - был приглашен настоящий оркестр. Не знаю, почему, но я все же пошел и прошагал две с половиной мили по ночному городу. Я стоял в темноте и смотрел на бал через окно, завешенное противомоскитной сеткой. Я был изумлен. Девчонки выглядели совершенно взрослыми, статными, женственными. На них были длинные вечерние платья, и все они казались красавицами. Я с трудом узнавал в них своих одноклассниц. Парни, облаченные в смокинги, не уступали девицам в лоске. Они уверенно и смело вели своих дам в танце, утопая лицами в их волосах. И музыка звучала громко, но стройно и чисто.

И тут я скользнул взглядом по своему отражению - изуродованное прыщами и шрамами лицо, в заношенной рубашке. Я походил на животное, которое вышло из лесной чащи на свет. Зачем я притащился? Я чувствовал себя совершенно паскудно, но продолжал таращиться. Танец закончился, музыка смолкла. Пары тихо переговаривались. Они были естественны, образованны и воспитанны. Когда же они успели научиться светской беседе и танцам? Я не владел ни языком, ни ногами. Мы были не на равных. Они - пригожие девицы и симпатяги парни. А для такого урода, как я, даже смотреть на одну из этих девиц было уже слишком, не говоря уж о том, чтобы приблизиться к ней. Да… Эти танцы были мне недоступны.

Но, кроме этого, я осознавал - все, что я сейчас вижу, не так просто и гладко, как кажется. За все приходится платить, и взлет может быть первым шагом к падению. Оркестр снова заиграл, и пары закружились в танце. Над их головами замигали разноцветные огни - желтые, зеленые, красные и снова желтые. Глядя на танцующих, я сказал себе: когда-нибудь начнется и твой танец. Настанет день, и мы поменяемся местами.

Но как далек был еще тот желанный день, и как близки были они. И я ненавидел их. Мне была ненавистна их красота, их безоблачная юность. Наблюдая за танцем этих свежих юнцов, обреченных на счастье, под волшебный аккомпанемент цветомузыки я презирал их за то, что они имели все, чем я был обделен, и снова и снова повторял про себя: «Однажды и я буду счастлив, как любой из вас, помяните мои слова».

Они танцевали, а я, невидимый, твердил свое.