Соц институты таблица семья государство образование религия. Институционализация и изменения в социальных институтах

  • 9. Основные психологические школы в социологии
  • 10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
  • 11. Типы обществ с позиции социологической науки
  • 12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
  • 13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма
  • 14. Форма социального движения – революция
  • 15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
  • 16. Теории культурно-исторических типов общества
  • 17. Понятие социальной структуры общества
  • 18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества
  • 19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры
  • 20. Теория социальной стратификации
  • 21. Социальная общность и социальная группа
  • 22. Социальные связи и социальное взаимодействие
  • 24. Понятие социальной организации
  • 25. Понятие личности в социологии. Черты личности
  • 26. Социальный статус личности
  • 27. Социальные черты личности
  • 28. Социализация личности и ее формы
  • 29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества
  • 30. Социальная активность личности, их формы
  • 31. Теория социальной мобильности. Маргинализм
  • 32. Социальная сущность брака
  • 33. Социальная сущность и функции семьи
  • 34. Исторические типы семьи
  • 35. Основные типы современной семьи
  • 37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
  • 38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
  • 39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
  • 40. Понятие культуры, ее структура и содержание
  • 41. Основные элементы культуры
  • 42. Социальные функции культуры
  • 43. Формы культуры
  • 44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты
  • 47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
  • 48. Конфликт как социологическая категория
  • 49 Концепция социального конфликта.
  • 50. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов
  • 52. Девиантное поведение. Причины девиации по э.Дюркгейму
  • 53. Виды и формы девиантного поведения
  • 54. Основные теории и концепции девиации
  • 55. Социальная сущность общественной мысли
  • 56. Функции общественной мысли и пути ее изучения
  • 57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
  • 58. Политическая система общества и ее структура
  • 61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
  • 62. Программа социологического исследования, ее структура
  • 63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
  • 64. Основные методы сбора социологической информации
  • 66. Метод наблюдения и его основные виды
  • 67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
  • 68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
  • 23. Основные социальные институты и их функции

    Социальные институты являются основными структурными единицами общества. Они возникают, функционируют при существовании соответствующих общественных потребностей, обеспечивая их реализацию. При исчезновении таких потребностей социальный институт перестаёт функционировать и разрушается.

    Социальные институты обеспечивают интеграцию общества, социальных групп и индивидов. Отсюда можно определить социальный институт как некую совокупность индивидов, групп, материальных ресурсов, организационных структур, которые формируют социальные связи и отношения, обеспечивают их устойчивость и способствуют стабильному функционированию общества.

    Вместе с этим, к определению социального института можно подойти с позиции рассмотрения их как регуляторов социальной жизни, через социальные нормы и ценности. Следовательно, социальный институт можно определить как совокупность образцов поведения, статусов и социальных ролей, целью которого является удовлетворение потребностей общества и установление порядка и благополучия.

    Существуют и другие подходы в определении социального института, например, социальный институт может быть рассмотрен как социальная организация − организованная, скоординированная и упорядоченная деятельность людей при условии общего взаимодействия, жестко ориентированная на достижение цели.

    Все социальные институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. Виды социальных институтов и их состав весьма разнообразны. Типологизируют социальные институты по разным принципам: сферам жизни общества, функциональным качествам, времени существования, условиям и др.

    Р. Милс выделяет в обществе 5 основных социальных институтов :

      экономические − институты, организующие хозяйственную деятельность

      политические − институты власти

      институт семьи − институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей

      военные − институты, организующие законное наследие

      религиозные − институты, организующие коллективное почитание богов

    Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение − удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

      потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

      потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

      потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

      потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

      потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

    Вместе с этими социальными институтами можно выделить также коммуникационные социальные институты, институты социального контроля, образовательные социальные институты и другие.

    Функции социальных институтов :

      интеграционная,

      регулятивная,

      коммуникативная,

      функция социализации,

      воспроизводства,

      контрольная и защитная функции,

      также функция формирования и закрепления общественных отношений и др.

    Функции

    Типы институтов

    Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы)

    Брачно-семейные

    Культурные

    Образовательные

    Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов

    Экономические

    Контроль за поведением членов общества (в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов)

    Политические

    Правовые

    Культурные

    Регулирование использования власти и доступа к ней

    Политические

    Коммуникация между членами общества

    Культурные

    Образовательные

    Защита членов общества от физической опасности

    Правовые

    Медицинские

    Функции социальных институтов могут меняться во времени. Все социальные институты имеют общие черты и различия.

    Если деятельность социального института направлена на стабилизацию, интеграцию и процветание общества, то она функциональна, если же деятельность социального института приносит вред обществу, то оно может быть расценено как дисфункциональное.

    Интенсификация дисфункциональности социальных институтов может привести к деозорганизации общества вплоть до его разрушения.

    Крупные кризисные явления и потрясения в обществе (революции, войны, кризисы) могут привести к нарушениям деятельности социальных институтов.

    Явные функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, прежде всего следующие функции.

      Функция закрепления и воспроизводства общественных отшений . Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы - семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.

      Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

      Интегративная функция . Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований:

    1) консолидация или совмещение усилий;

    2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;

    3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые те с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

      Транслирующая функция . Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.

      Коммуникативная функция . Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

    Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

    Один из факторов, характеризующих общество в целом - совокупность социальных институтов. Их расположение словно на поверхности, что делает их особо удачными объектами для наблюдения и управления.

    В свою очередь, сложная организованная система со своими нормами и правилами и есть социальный институт. Признаки его различны, но классифицированы, и именно они подлежат рассмотрению в данной статье.

    Понятие социального института

    Социальный институт - это одна из форм организации Впервые это понятие было применено По мнению ученого, все многообразие социальных институтов создает так называемый каркас общества. Разделение на формы, говорил Спенсер, производится под влиянием дифференциации социума. Все общество он делил на три основных института, среди которых:

    • репродуктивный;
    • распределительный;
    • регулирующий.

    Мнение Е. Дюркгейма

    Е. Дюркгейм был убежден, что человек как личность может реализовать себя только при помощи социальных институтов. Они же призваны налаживать ответственность между межинституциональными формами и потребностями социума.

    Карл Маркс

    Автор знаменитого "Капитала" оценивал социальные институты с точки зрения производственных отношений. По его мнению, социальный институт, признаки которого присутствуют и при разделении труда, и в явлении частной собственности, сформировался именно под их влиянием.

    Терминология

    Термин "социальный институт" произошел от латинского слова "institution", что означает "организация" или "порядок". К этому определению, в принципе, сводятся все черты социального института.

    Дефиниция включает в себя форму закрепления и форму осуществления специализированной деятельности. Предназначение социальных институтов - обеспечить стабильность функционирования коммуникаций внутри общества.

    Приемлемо также такое краткое определение термина: организованная и согласованная форма общественных отношений, целенаправленная на удовлетворение потребностей, значимых для общества.

    Нетрудно заметить, что все из предоставленных дефиниций (включая указанные выше мнения ученых) основываются на "трех китах":

    • общество;
    • организация;
    • потребности.

    Но это еще не полноценные черты социального института, скорее, опорные моменты, которые следует учитывать.

    Условия институционализации

    Процесс институционализации - социального института. Оно происходит при следующих условиях:

    • социальная потребность как фактор, который будет удовлетворять будущий институт;
    • социальные связи, то есть взаимодействие людей и общностей, в результате которых формируются социальные институты;
    • целесообразная и правил;
    • материальные и организационные, трудовые и финансовые необходимые ресурсы.

    Этапы институционализации

    Процесс становления социального института проходит некоторые этапы:

    • возникновение и осознание потребности в институте;
    • выработка норм общественного поведения в рамках будущего института;
    • создание своей символики, то есть системы знаков, которая будет указывать на создаваемый социальный институт;
    • формирование, развитие и определение системы ролей и статусов;
    • создание материальной основы института;
    • интегрирование института в уже имеющуюся социальную систему.

    Структурные признаки социального института

    Признаки понятия "социальный институт" характеризуют его в современном обществе.

    Структурные признаки охватывают:

    • Сферу деятельности, а также социальных отношений.
    • Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
    • Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
    • Материальные средства для достижения целей института.
    • Идеологию, цели и задачи.

    Виды социальных институтов

    Классификация, которая систематизирует социальные институты (таблица приведена ниже), делит это понятие на четыре отдельных вида. К каждому из них относится еще как минимум четыре конкретных института.

    Какие существуют социальные институты? Таблица демонстрирует их виды и примеры.

    Духовные социальные институты в некоторых источниках называют институтами культуры, а сфера семьи, в свою очередь, иногда называется стратификацией и родством.

    Общие признаки социального института

    Общие, а одновременно с этим и основные, признаки социального института такие:

    • круг субъектов, которые в процессе своей деятельности вступают во взаимоотношения;
    • устойчивый характер этих взаимоотношений;
    • определенная (а это значит, в той или иной мере формализованная) организация;
    • поведенческие нормы и правила;
    • функции, которые обеспечивают интеграцию института в социальную систему.

    Следует понимать, что эти признаки неформальны, но логически вытекают из дефиниции и функционирования различных социальных институтов. При помощи них, кроме всего прочего, удобно анализировать институционализацию.

    Социальный институт: признаки на конкретных примерах

    Каждый конкретный социальный институт обладает своими особенностями - признаками. Они тесно перекликаются с ролями, например: основные роли семьи как социального института. Вот почему так показательно рассмотреть примеры и соответствующие ему признаки и роли.

    Семья как социальный институт

    Классический пример социального института - это, конечно, семья. Как видно из вышепредставленной таблицы, она относится к четвертому виду институтов, охватывающих одноименную же сферу. Следовательно, она является базой и конечной целью для брака, отцовства и материнства. К тому же семья же их и объединяет.

    Признаки этого социального института:

    • связи брачные или кровнородственные;
    • общий семейный бюджет;
    • совместное проживание на одной жилплощади.

    Основные роли сводятся к известному изречению о том, что она - "ячейка общества". По существу, все именно так. Семьи - частицы, из совокупности которых складывается социум. Кроме того что она является социальным институтом, семью также называют малой социальной группой. И не случайно, ведь с рождения человек развивается под ее влиянием и испытывает его на себе на протяжении всей жизни.

    Образование как социальный институт

    Образование есть социальная подсистема. Оно имеет свою специфическую структуру и признаки.

    Основные элементы образования:

    • социальные организации и социальные общности (учебно-воспитательные учреждение и разделение на группы педагогов и учащихся и т. д.);
    • социокультурная деятельность в виде учебного процесса.

    К признакам социального института относятся:

    1. Нормы и правила - в институте образования примерами можно считать: тягу к знаниям, посещаемость, уважение к преподавателям и одноклассникам/одногруппникам.
    2. Символика, то есть культурные признаки - гимны и гербы учебных заведений, животное-символ некоторых знаменитых колледжей, эмблемы.
    3. Утилитарные культурные черты, такие как учебные классы и кабиненты.
    4. Идеология - принцип равенства между учащимися, взаимоуважение, свобода слова и право голоса, а также право на собственное мнение.

    Признаки социальных институтов: примеры

    Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:

    • набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
    • устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
    • нормы (например, кодексы и Конституция государства);
    • символика (например, института брака или религиозной общины);
    • базовые ценности (то есть мораль).

    Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным институтам: семьи, школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.

    Общественное мнение как институт гражданского общества.

    Институционализация и развитие социальных институтов.

    Социальный институт. Функции и структурные элементы основных институтов общества.

    Часть № 2.

    1. Термин “институт” от латинского institutum означает установление или устройство. Используются в двух значениях:

    ü в узком техническом – название учебных и научных учреждений;

    ü в широком социальном – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и преобразующих их в систему ролей и статусов.

    В социологию этот термин пришел из права и обогатился новыми социологическими деталями.

    Одним из первых социальные институты стал изучать Т. Веблен. В своей работе “Теория праздного класса” (1899г.), он подчеркивает, что эволюция общества - это процесс естественного отбора социальных институтов.

    Известный социолог Н. Смелзер дает такое определение этому понятию:

    социальный институт – это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности.

    По мнению ученых, самый ранний социальный институт – семьи. Он возник вследствие формирования первых социальных норм, регулирующих сексуальные отношения внутри общины.

    Для возникновения и развития социального института необходимые условия:

    * в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность в становлении нового института;

    * должны быть в наличии операционные средства удовлетворения этой потребности;

    * институт для выполнения своей миссии должен быть наделен необходимыми ресурсами (финансовыми, трудовыми, организационными, материальными), которые общество должно стабильно пополнять;

    * для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

    Социальный институт – есть приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулирующее его жизнедеятельность.

    Каждый институт наделен множеством функций.

    Функция – т.е. польза, которую приносит обществу институт (достижение целей, решение задач, оказание услуг).

    Если институт помимо пользы наносит вред обществу – это дисфункция.

    Американский ученый Р. Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов.

    ü Явные функции закреплены в документах и официально заявлены для того или иного института.

    ü Латентные функции институтов осуществляются в реальности и не всегда совпадают с явными.



    К основным институтам общества принято относить семью, религию, экономическую, политическую и образовательную системы (табл. № 9).

    институтов общества.

    Таблица № 9.

    Институты Функции Основные роли Физические черты Символические черты
    семьи и брака репродуктивная, воспитательная отец, мать дом, обстановка кольца, обручение, контракт
    экономические добывание пищи, одежды, жилья работодатель, наемный, покупатель, продавец. фабрика, офис, магазин деньги, торговля, марка
    политические поддержание законов, правил и стандартов законодатель, субъект права общественные здания и места кодекс, флаг
    образование социальное приобщение к базисным ценностям и практикам учитель, ученик школа, институт, академия диплом, степень, аттестат
    религиозные углубление веры, соборные отношения пастор, прихожанин, монашка собор, костел, церковь крест, алтарь, библия, коран

    Предназначение социальных институтов – удовлетворять жизненные потребности людей. Внутри каждого института есть более мелкие образования. Это тоже институты, но их называют неглавными . К примеру, в семейно-брачных социологи находят институт отцовства, материнства, родовой мести.

    В отличие от основных институтов общества, неглавные (неосновные) институты выполняют специализированные задачи.

    Социальные институты служат индикатором социальной стабильности общества. В стабильном обществе функции социальных институтов четкие, понятные, неизменные. В нестабильном обществе функции многозначны и постоянно меняющиеся.

    2. Институты – постоянно развивающиеся системы, которые усложняются и модернизируются. Этому сопутствует процесс институционализации.

    Термин “институция ” в переводе означает установление, обычай, порядок. Отсюда и слово “институционализация”, обозначающее закрепление в виде закона или социальной нормы принятого порядка.

    Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

    Ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации определил Г. Ленский :

    ü потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

    ü потребность в производстве продуктов и услуг;

    ü потребность в распределении благ (привилегий);

    ü потребность в безопасности граждан, защите их жизни;

    ü потребность в поддержании системы нравственности;

    ü потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

    Институционализация может осуществляться двумя путями :

    ü возникновением новых социальных институтов ;

    ü изменением и совершенствованием уже имеющихся социальных институтов .

    Первый путь обычно связан с радикальными переменами в жизни страны, например, получение независимости, что предполагает создание собственной системы управления.

    Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования уже имеющихся социальных институтов.

    Большое внимание изучению вопросов институционализации уделял Т.Парсонс. Он выделял два источника изменения социальных институтов :

    ü внешние факторы (связаны с изменением ценностных ориентаций, способов духовного освоения социальной реальности);

    ü внутренние факторы (связанные с неэффективностью социальных институтов удовлетворять в полной мере социально-значимые потребности).

    Институционализация – это процесс, позволяющий сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить степень организованности и эффективности его жизнедеятельности.

    3. Общественное мнение – это отношение населения к тому или иному явлению или ситуации, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни.

    В социологическом знании понятие “общественное мнение” несет две основные смысловые нагрузки:

    ü социальный институт , специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества;

    ü суждения , разделяемые более или менее широким кругом людей, по поводу различных явлений общественной жизни.

    В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции :

    ü экспрессивную;

    ü консультативную;

    ü директивную.

    v Экспрессивная функция – связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым событиям в жизни общества, действиям государственных институтов, политических лидеров. Данная функция

    позволяет общественному мнению контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в нравственном и моральном аспектах.

    v Консультативная функция – выражается в советах относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем.

    v Директивная функция – проявляется, когда общественность выносит решение по различным вопросам социальной жизни. Эти решения носят императивный характер (например, волеизъявления народа при проведении референдума).

    Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания.

    Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих реальное общественное бытие.

    Как считают социологи,д ля функционирования и развития общественного мнения, необходимы следующие условия:

    ü общественная значимость , актуальность темы или проблемы . Как правило, общественное мнение формируется и получает развитие в отношении тех вопросов, которые имеют важное практическое значение для многих людей;

    ü дискуссионность обсуждаемых вопросов . Предметом рассмотрения общественности становятся проблемы, предполагающие различия в оценках и мнениях, и заключают в себе момент дискуссионности;

    ü необходимый уровень компетентности . Если люди не имеют элементарной осведомленности относительно содержания той или иной проблемы, то обсуждение вопроса может не состояться.

    Таким образом, общественным является не любое коллективное мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.

    Источниками формирования общественного мнения являются:

    ü непосредственное наблюдение за происходящим событием;

    ü СМИ, оказывающие воздействие на мнение и поведение людей.

    В условиях современной России общественное мнение как институт гражданского общества имеет важное значение. В настоящее время в нашей стране действуют около двадцати центров по изучению общественного мнения

    (ВЦИОМ, Центр Киссельнава, РОМИР и др.).

    Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

    Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные).Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

    Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и проч.

    Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

    Функции социальных институтов:

    воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

    социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

    производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля – органы власти);

    ФУНКЦИИ СОЦ. ИНСТ.

    СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ (ЗАБОТА, ВЫХАЖИВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ)

    ЭКОНОМ. (ДОБЫВАНИЕ ПИЩИ,ОДЕЖЫ,ЖИЛЬЯ)

    ПОЛИТ. (ПОДДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОВ,ПРАВИЛ И СТАНДАРТОВ)

    РЕЛИГИОЗНЫЕ (СОДЕЙСТВИЕ СОБОРНЫМ ОТНОШЕНИЯМ И УСТАНОВКАМ,УГЛУБЛЕНИЕ ВЕРЫ)

    ОБРАЗОВАНИЕ (СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛЮДЕЙ,ПРИОБЩЕНИЕ К БАЗИСНЫМ ЦЕННОСТЯМИ ПРАКТИКАМ)

    Они классифицируются по общественным сферам:

    экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

    политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

    институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

    институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

    институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

    18 Функциональное взаимодействие институтов современного российского общества.

    Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

    В качестве социетальнои системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т. е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий.

    Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений.Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и, соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в отдельности. Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социетальнои системы.

    Общество как суперсистема предстает совокупностью систем (социальная группа, социальный институт, личность), Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

    Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень - это социальные роли,задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый

    институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системно уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

    Функционирование общества - это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздан структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает се как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать - значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать ее (системы) или его (общества) - стабильность.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

    Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным, потребностям общества.

    В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

    Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

    Несмотря на то, что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.

    Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

    Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

    Общие для всех институтов признаки представлены в табл. 1. Они объединены в пять групп.

    Рассмотрим подробнее, некоторые институциональные признаки.

    Культурные символы . Все институты стремятся к приооретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема «альма-матер».

    Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

    Таблица 1. Признаки главных институтов общества

    Государство

    Образование

    1. Установки и образцы поведения

    Привязанность

    Лояльность

    Ответственность

    Уважение

    Послушание

    Лояльность

    Субординация

    Производительность

    Экономичность

    Производство

    Любовь к знаниям

    Посещаемость

    Почтительность

    Лояльность

    Поклонение

    2. Символические культурные признаки

    Обручальное кольцо

    Брачный ритуал

    Национальный гимн

    Фабричная марка

    Патентный знак

    Школьная эмблема

    Школьные песни

    3. Утилитарные культурные черты

    Квартира

    Общественные знания

    Общественные работы

    Бланки и формы

    Магазин, фабрика

    Оборудование

    Бланки и формы

    Библиотеки

    Стадионы

    Церковные здания

    Церковный реквизит

    Литература

    Семейные запреты и допущения

    Конституция

    Контракты

    Лицензии

    Правила учащихся

    Церковные запреты

    5. Идеология

    Романтическая любовь

    Совместимость

    Индивидуализм

    Государственное право

    Демократия

    национализм

    Монополия

    Свободная торговля

    Право на труд

    Академическая свобода

    Прогрессивное образование

    Равенство при обучении

    Православие

    Протестантизм

    Кодексы поведения (устные и письменные ). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс - лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли.

    Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

    Идеология . Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

    Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института. При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

    Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции , которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции , которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом.

    Явные функции социальных институтов:

    1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

    2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

    3. Интегративная функция . Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций.

    Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

    4. Транслирующая функция . Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как расширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

    5. Коммуникативная функция . Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.

    Вывод : Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

    Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества.

    Только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, У которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

    Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.