Виды слушания: активное, эмпатическое, пассивное. Виды слушания, ситуации и приемы

НАТА КАРЛИН

В нашем мире умению говорить правильно и красиво, уделяется масса внимания. Организованы курсы и тренинги, выпущено множество познавательных программ, которые способствуют развитию дара речи, учат правильным оборотам и умению высказывать свои мысли. Однако мы забываем о том, что в человеческом общении важно не только говорить, не менее значимо – слушать и слышать собеседника.

Умение слушать других считается одним из проявлений культуры, хорошего воспитания и самодостаточности. Человек, внимательно слушающий собеседника, заставляет испытывать его положительный эмоции, такие как:

  • Приятное волнение;
  • Ощущение собственной важности и нужности.

Слушая собеседника, вы даете ему почувствовать себя счастливым, таким образом, выражая свою поддержку, и его искусству оратора.

Человек, умеющий внимательно слушать, узнает много нового, обдумывает и составляет в голове правильный, логический ответ на свои вопросы. Эта способность помогает добиться в социуме уважения, а в карьерном росте значительных высот. Если вы научитесь «не отключать» свой мозг в тот момент, когда вам что-то рассказывают, не думать о посторонних вещах, вы поймете, что через человеческое общение познается мир с его плюсами и минусами.

Как развить в себе умение слушать и понимать людей?

Вы не перебиваете человека, смотрите ему в глаза и делаете вид, что слушаете. Однако вы ловите себя на мысли, что не понимаете, и не осознаете слов, сказанных им. Поэтому запомните правила, которые помогут вам развить в себе умение слушать и слышать собеседника:

Тренировка

Умение слушать начинается с введения мозга в состояние, близкое к ощущениям младенца. Он воспринимает окружающие звуки, оценивая их и деля на хорошие и плохие. Его внимание концентрируется на всех звуках, с целью извлечь из этого важную для себя информацию, и воспользоваться ей в будущем. Тренируйтесь оценивать слова, которые вы слышите от собеседника, выделяя самое важное и отметая ненужное.

Сознание

Старайтесь, чтобы все, что повествует вам человек, ведущий с вами беседу, доходило до вашего сознания. Слушайте активно, подключая к этому процессу не только физиологические способности организма к слуху, но и процесс восприятия и осмысления информации.

Выслушивайте до конца

Не старайтесь перебивать человека в тот момент, когда он говорит что-то не так. Расставляйте у себя в голове «галочки» на тех моментах, где вам требуется уточнение, опровержение или дополнительный вопрос. Не вступайте в полемику до тех пор, пока не дослушаете то, что вам хочет рассказать собеседник. Понимайте слова, которые он произносит, и подтекст, с которым говорит.

Лучше выслушать до конца и понять, чем перебить, устроить скандал и обидеть человека незаслуженно.

Сопереживание

Во время беседы с человеком, мысленно ставьте себя на его место. Постарайтесь «влезть в его шкуру» и пережить те ощущения, которые он испытывает. Прочувствовав человека, вы поймете истинный смысл его слов, точнее уловить ту цель, которую он преследует, беседуя с вами. Психологи шутят, что для того, чтобы слышать человека у нас есть одно ухо, а для того, чтобы понимать смысл его слов – другое.

Стиль общения у каждого человека особенный. Образованные и тактичные умеют формулировать фразы, выстраивать логичное повествование, и рассказывать так, что поневоле можно заслушаться. Но не все мы одинаковы, иногда приходится слушать того человека, который вам приятен, но даром общения наделен в меньшей мере. Тогда судите не то, как правильно говорит человек, а то, что он старается вам сказать. Избавляйтесь от сознания собственного превосходства над собеседником. Концентрируйтесь на содержании беседы.

Критика

Не думайте о других проблемах во время разговора, даже в том случае, если вы считаете тему разговора не интересной. Извлекайте рациональное зерно из каждой беседы. Случается так, что в обычной беседе, можно найти что-то важное и познавательное. Критически оценивайте то, что вам говорят, но ловите суть беседы и ищите центральные моменты.

«Галочки»

Как уже говорилось выше, ставьте «галочки» на тех моментах в общении, которые требуют развернутого ответа или дополнительной информации. Но не позволяйте вашим мыслям уйти от темы разговора. Не формулируйте ответную речь в момент, когда собеседник еще говорит. Концентрируясь на правильном ответе, вы упускаете кульминацию беседы, и дальнейшее развитие темы.

Оптимизм

Если вы вступаете с человеком в разговор с целью узнать интересное и полезное для себя, подразумевается, что вы полны оптимизма и желания слушать собеседника. Старайтесь найти ту ниточку, которая связывает вас с этим человеком в данный момент, и не упускать ее из виду на продолжении общения. Почувствовав внутреннюю взаимосвязь, вам станет приятным тот разговор, в который вы вступили.

Мысли

Выбрав тему беседы, не отступайте от нее, не отвлекайтесь на обдумывание мелочей, которые в данный момент вам не нужны. Ухватив нить нужной информации, мыслительный процесс сконцентрируется на основной теме беседы. Тогда вы легко сможете увязать все полученные от человека факты с той картиной, которую «рисует» вам мозг.

Напрягайте мозг

Если перед вами стоит цель – повысить мозговую активность, начинайте познание материала с азов. Только после этого приступайте к сложным задачам. Теперь, ища ответа у собеседника на сложный вопрос, вы сможете построить логическую цепочку из полученной информации, где каждое звено будет на своем месте.

Синестезия

Это сложное слово объединяет возможность человеческого мозга концентрировать и обрабатывать информацию, полученную из нескольких источников. Мы общаемся с миром посредством 5 каналов связи: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкусовых рецепторов. Подкрепляйте полученные в беседе данные другим каналом связи.

Воображение

Развитие умения слушать невозможно без работы воображения. Ученые выяснили, что слушаем мы левым полушарием мозга, однако в процессе осмысления полученной информации, в работе задействован весь мозг. Поэтому, слушая собеседника, рисуйте перед собой картины того, о чем он рассказывает. Пусть это касается лекции, которую читает преподаватель, «напишите» в голове формулу, которая изображена на доске. Вы сможете связать воедино слова, которые он произносит, значение символов и запомнить это уравнение.

Открытость

Не уходите от проблемы, которая вам неприятна в словах оратора. Несогласие вы выразите позже. А пока выслушивайте точку зрения человека, сравнивайте аргументы, ищите смысл между строк и расставляйте приоритеты. Уважайте чужую точку зрения, она имеет право на жизнь так же, как ваша собственная.

Скорость мыслительного процесса

Задействуйте . Пока оппонент говорит, вы можете оценить его слова, предвидеть дальнейшее развитие монолога, обобщить факты, взвесить все «за» и «против», и сформулировать ответ.

Рассеянность

Люди, страдающие отсутствием концентрации внимания, одни из самых плохих собеседников. Если вы чувствуете свой недостаток, не думайте о нем в процессе общения. Если вы не будете заострять внимание на том, что сейчас ваш мозг «отключится» от темы разговора, и вы этого боитесь, то этот факт не свершится. Этот недостаток поддается «лечению» – забудьте о нем, и предайтесь беседе с интересным человеком.

Перерыв

Скорее, это касается деловых переговоров. Нельзя же, попросить лектора прерваться на 5 минут для того, чтобы мозг отдохнул, и с новой силой взялся за усвоение информации. В деловой беседе такой ход возможен. Слушайте собеседника до тех пор, пока чувствуете, что в состоянии воспринимать информацию, исходящую от него. Как только вы начинаете отвлекаться от темы беседы, делайте перерыв. Десяти минут вполне достаточно.

Разговорное общение

Добивайтесь совершенства в умении правильно изъяснять свои мысли и грамотно формулировать фразы.

Учитесь у них быть интересным и строить правильный монолог. Совершенствуя это умение, вы сможете быть таким же интересным собеседником, которого с удовольствием станут слушать, не перебивая.

Поза

Удобное положение тела при общении гарантирует 50% успеха. Если вы сидите на твердой низкой табуретке, то через несколько минут ваши мышцы «воспротивятся» такому положению тела. Вы станете отвлекаться на свои ощущения дискомфорта, и беседа зайдет в тупик. Человек поймет, что вы его не слушаете, и просто прекратит повествование. Расположитесь с удобством (возможным в конкретной ситуации), и приготовьтесь к беседе.

Здоровье

Большое значение для способности восприятия информации, имеет физическое и духовное здоровье слушателя. Если вы находитесь в хорошей физической форме, спокойны и готовы к общению, то слушать вам будет не только интересно, но и приятно.

Тест «Какой я слушатель?»

Ответьте на все вопросы «да» или «нет». Каждый положительный ответ – 1 балл.

  1. Я улавливаю мысль, и дальше слушать мне не интересно.
  2. Жду окончания повествования.
  3. Сосредотачиваю внимание на теме разговора.
  4. Ищу подтекст.
  5. Перебиваю, но только для того, чтобы уточнить детали или поддакнуть.
  6. Завожу разговор на другую тему, если эта мне неинтересна.
  7. Подмечаю .
  8. Не считаю нужным .
  9. Извлекаю рациональное зерно из любой беседы.
  10. Выслушиваю до конца даже тогда, когда не согласен с оппонентом.
  11. Обдумываю ответ во время монолога партнера.
  12. Не вслушиваюсь в пространные повествования собеседника.
  13. Выделяю только нужное и важно для меня.
  14. Слушаю из вежливости.
  15. Отождествляю себя с оратором.
  16. Перебиваю в тот момент, когда не согласен с человеком.
  17. Чаще киваю головой в знак согласия.
  18. Четко и правдиво отвечаю на поставленный вопрос.
  19. Люди любят со мной разговаривать.
  20. После речи собеседника высказываю свою точку зрения.
  21. Не разговариваю с незнакомцами.
  22. Стараюсь не отводить взгляда от глаз собеседника.
  23. Принимаю точку зрения оппонента, но имею свою собственную.
  24. Делаю вид, что слушаю, пока скучаю.
  25. Обдумываю решение проблемы в тот момент, когда человек еще говорит.
  26. Понимаю, что смысл сказанного для каждого человека может быть свой.
  27. Поправляю ошибки собеседника (смысловые и фонетические).
  28. Не слушаю тех, кто недостоин моего внимания.
  29. Получаю удовольствие от разговора с людьми.
  30. Я больше слушаю, а меньше говорю.

Посчитайте количество баллов:

От 25 до 30 – отличный слушатель.

От 20 до 24 – хороший слушатель, но нужно совершенствовать это умение.

От 10 до 14 – плохой слушатель.

До 9 баллов – анализируйте свои ошибки, иначе люди откажутся общаться с вами.

1 марта 2014

Эффективное общение - это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чём говорит собеседник.

Слушать — это значит дать возможность человеку открыто делиться информацией, и важнейшее условие правильного понимания точки зрения собеседника, а в целом - залог успешной коммуникации.

Настоящее умение слушать предполагает от человека умение воздерживаться от выражения своих эмоций во время того, как говорящий излагает информацию, поддерживать собеседника ободряющими жестами, улыбкой, краткими репликами, ненавязчиво, но так, чтобы тот продолжал беседу.

Виды слушания

Направленное или критическое - слушающий сначала критически анализирует полученную информацию, а потом старается её понять.

Эмпатическое - слушающий больше «считывает» чувства,нежели слова. Такое слушание действительно может быть эффективным, если оно вызывает положительные эмоции, и наоборот, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней. Это полезно в ситуациях, когда партнер стремится выразить свою точку зрения, отношение к чему-либо, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает отрицательные эмоции; когда ему трудно выразить словами то, что его волнует или он застенчив, неуверен в себе.

Слушание бывает активным. Что такое активное слушание?

Активное или рефлексивное слушание характеризуется установлением обратной связи с говорящим посредством:

  • расспрашивания - прямого обращения к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов;
  • перефразирования - высказывания одной и той же мысли только другими словами, чтобы говорящий смог оценить, правильно ли его поняли;
  • отражения чувств, когда слушающий основное внимание уделяет не содержанию сообщения, а чувствам и эмоциям, которые выражает собеседник;
  • резюмирования - подведение итогов услышанного, что дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты.

В межличностном общении человек может:

  • Не слушать. Мы не обращаем внимание или игнорируем слова собеседника.
  • Притворяться, что слушает. Мы действуем и ведем себя так, будто слушаем, но на самом деле поглощены своими мыслями или проблемами.
  • Частично слушать. Возникает эффект разделенного внимания: мы фокусируемся только на части сообщения, остальное проходит мимо нашего сознания.
  • Сфокусировано слушать. Мы отдаемся полностью разговору.
  • Интерпретировано слушать. Мы не только слышим человека, но и предпринимаем сознательные усилия для того, чтобы понять его.
  • Интерактивно слушать. Мы задаем вопросы и проясняем ситуацию.
  • Увлеченно и активно слушать. Мы прислушиваемся ещё и к чувствам, эмоциям и ощущениям собеседника.

Развитие умения слушать

Чтобы уметь слушать многого не надо, просто надо молчать,… молчать и слушать собеседника. Но для эффективной коммуникации этого безусловно недостаточно.

Умение слушать предусматривает умение выслушать и понять партнера, умение быть непринуждённым, сконцентрированным и терпеливым.

А для развития умения слушать необходимо придерживаться простых, но важных правил эффективного общения. Если вы будете использовать эти правила в любой беседе, то в скором времени заметите явный прогресс в развитии умения слушать. Итак,

Умение слушать или правила внимательного собеседника

Не прерывайте и не перебивайте своего собеседника. Дайте возможность человеку закончить свою мысль. Тишина заставляет человека продолжать говорить. Но эта тишина должна быть заполнена вашими невербальными сигналами о том, что вы всё — таки слушаете, а не спите.

Не посматривайте на часы. Если хотите узнать, который час, сделайте это незаметно, иначе собеседник воспримет этот жест как отсутствие интереса к нему и к теме разговора.

Не заканчивайте предложение за своего собеседника. Терпеливо дождитесь, чтобы говорящий высказал свою мысль до конца, не перебивайте его, это может отбить у человека всякое желание продолжать общение с вами.

Задав вопрос, дождитесь ответа. Даже если возникшая после вопроса пауза затянулась, все — равно не соблазняйтесь ответить вместо собеседника. Паузы должны быть кратковременными.

Ваша поза не должна быть развязной или наоборот слишком «закрытой». Слишком закрытая поза вызывает недоверие к вам. Но и не разваливайтесь на стуле, сядьте прямо, можно слегка наклониться вперед. Это покажет вашу заинтересованность в беседе.

Умение слушать и слышать

Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Однако постарайтесь не переусердствовать. Отводите изредка свой взгляд, чтобы не напрягать собеседника.

Кивайте. Это очень эффективный способ показать человеку, что вы его слушаете и понимаете. Однако, кивая чересчур усердно, вы покажете собеседнику сигнал, что ваше терпение закончилось и ему пора заканчивать беседу.

Установите вербальную обратную связь. Реплики вроде «Да, да», «конечно», «это интересно…» и т.п. призваны подтвердить, что вы активно слушаете собеседника. А это очень важно для поддержания контакта.

Не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Если вам что-то не ясно, или вы не уверены, что правильно поняли собеседника, задайте уточняющие вопросы. Так вы произведете впечатление человека, который старается понять говорящего и не упустить важные моменты беседы. Существует множество уточняющих вопросов, к примеру: «Вы имеете в виду, что…», «Правильно ли я вас понял…», «Объясните, пожалуйста…», «Вы хотите сказать,что…» и др.

Не поддавайтесь соблазну опровергать новую для вас информацию. Некоторые люди очень любят поспорить. Если вы услышали от собеседника то, что не соответствует вашим убеждениям или отличается от ваших представлений, не накидывайтесь на него и не обороняйтесь, отстаивая свою точку зрения. Лучше просто спросить: «Откуда у вас такие сведения?», «Почему вы так считаете?», «Чем объясняется ваша позиция?»

Все ведущие специалисты в области психологии общения отмечают, что умение правильно слушать собеседника является важнейшим гарантом успешности Вашей деятельности. Слушание может быть продуктивным и непродуктивным. Непродуктивное слушание – неспособность сосредоточиться на словах и позиции партнера. Продуктивное слушание - дать высказаться и не дать понять, что Вам неинтересно. Продуктивное слушание бывает рефлексивным и нерефлексивным.

Затраты энергии на восприятие возрастают:

Слушать, чтобы понять содержание;

необходимо выделять ключевые моменты в речи.

Слушать, чтобы запоминать;

записывать, перефразировать, зарисовывать.

Слушать, чтобы оценивать и анализировать содержание;

фиксировать сходство и различие позиций сторон, отделять эмоции от фактов.

Слушать, чтобы поддержать другого.

СТИЛИ СЛУШАНИЯ.

Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать. Не перебивать. Не задавать вопросы. Коротко поощрять к продолжению. Подтверждать свое внимание вербально и невербально. Рекомендуется, когда собеседнику надо выговориться или когда Вам выгодно, чтобы он выговорился. Нерефлексивное слушание по принципу «Угу». То есть, когда Вы слушаете и используете следующие приемы: одобрение (“Да, да…Понятно.”), подчеркивание внимания (кивок).

Оценочная обратная связь. Реплики, демонстрирующие собственное отношение к сообщению и партнеру. (Согласен. Мне это нравится.)

Безоценочная обратная связь Выяснение. Перефразирование. Резюмирование.

Например: повторение (“Если я правильно понял, то”), сопереживание (“Вы очень беспокоитесь об этом?”), обобщение: (“Следовательно, мы действуем так”). Внимательно слушайте, о чем говорит Ваш партнер. Обычно люди так или иначе упоминают те темы и вопросы, в решении которых они заинтересованы, даже если хотят скрыть свои намеренья. Обратите внимание на то, что отрицает (мотивы, цели, качества) Ваш собеседник относительно себя. Как правило - это и характеризует его сознание, поведение и деятельность.

В литературе описаны различные виды слушания: направленное, критическое, эмпатическое, перефлексивное, активное, рефлексивное.

Направленное, критическое слушание. При таком виде слушания участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую заранее, приходя с установкой на критическое восприятие информации), т.е. определяет, насколько правдивой, достоверной или вероятной может быть информация, и только после этого понимает, согласен ли он с ней и хочет ли воспринять и ответить. Критический анализ требует оценки качества и правильности умозаключений собеседника, т.е. утверждений, которые основаны на изучении фактов, но не обязательно являются истинными. Факт - это проверяемое утверждение, а умозаключение - это вывод, из них проистекающий. Слушая критически, собеседник обычно:
выясняет , есть ли значимые факты, подкрепляющие сформулированный вывод, релевантны ли они;
оценивает , кажется ли связь между доказательствами и выводом логичной;
определяет , нет ли другой известной информации, снижающей качество выводов.

На практике такое слушание бывает полезно в конкретной ситуации, где принимаются решения, обсуждается новый опыт, проекты, высказываются точки зрения (совещание, собрание или дискуссия). В то же время критическое слушание неэффективно там, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания (урок, лекция, доклад). Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания. В результате все ценное как бы пролетает мимо, падает интерес к информации, время теряется, остается неудовлетворенность.

Эмпатическое слушание . Эмпатия (от англ. - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) - это способность человека эмоционально откликаться на переживания и чувства других людей. При эмпатическом слушании участник общения уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов, пониманию того, какое у собеседника отношение к тому, что он говорит. Существует три варианта проявления эмпатии - это эмпатическое реагирование, принятие другой точки зрения и симпатическое реагирование.

Эмпатическое реагирование имеет место тогда, когда человек, используя включенное наблюдение, переживает эмоциональные реакции, сходные с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого.

Принятие другой точки зрения - представление себя на месте другого, в его роли - как бы «умение ходить в чужих ботинках».

Симпатическое реагирование - это чувство заботы, соучастия, сострадания, направленное на другого человека из-за сложившихся у него обстоятельств или ситуации. Метод симпатического реагирования отличается от двух предыдущих в основном тем, что партнер не пытается сопереживать другому человеку. Понимание того, что испытывает на самом деле другой, вызывает у человека огорчение, беспокойство за этого человека, жалость к нему или другие чувства.

Правила эмпатического слушания:
1) важно освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на восприятие его чувств;
2) в своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить его переживание, чувство, продемонстрировать не только их правильное восприятие, но понимание и принятие;
3) отражение чувств партнера должно осуществляться без интерпретации его поступков и скрытых мотивов поведения, приведших к конкретным действиям, не стоит объяснять ему свое мнение о причинах возникновения у него этого чувства;
4) необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в переживаниях друг друга. Не следует торопиться с дополнительными соображениями, разъяснениями.

При эмпатическом слушании, как правило, не дают советов, не стремятся оценить собеседника, не морализуют, не критикуют, не поучают.

Увидеть мир с точки зрения другого - это весьма сложное умение, и оно развито у людей по-разному, более того, у некоторых эта способность недоразвита. Эмпатические навыки позволяют повысить эффективность взаимодействия, но они, так же как и сосредоточение, требуют от участника взаимодействия дополнительных усилий. В основе таких умений лежит уважение к собеседнику, начинающееся со взгляда на человека не только как на объект, но и как на личность со своими ценностями. Уважение позволяет сосредоточить время и силы на других, а не на себе самом.

В коммуникации эмпатическое слушание может быть как эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции (радость, надежды на лучшее, уверенность в себе, в завтрашнем дне, удовольствие, удовлетворение), так и неэффективным, если говорящий своими словами вызывает у слушателя отрицательные эмоции (страх, тревогу, печаль, огорчение, разочарование, безысходность, чувство тупика). Сознательно наблюдая за собеседником и задавая себе вопросы, вы сможете сосредоточить на вербальных и невербальных аспектах информации, через которые в большей степени выражается эмоциональное состояние человека.

Нерефлексивное слушание . Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь говорящего своими репликами и замечаниями, облегчает слушателю процесс самовыражения и помогает ему лучше понять смысл передаваемой информации, уловить, что стоит за словами. Важным сигналом такого слушания является невербальная реакция, т.е. контакт глаз, кивок или покачивание головой и т.п.

В коммуникации иногда приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, сильного эмоционального возбуждения (например, в условиях конфликта). Именно в этом случае срабатывают приемы нерефлексивного слушания. В такой ситуации собеседник как бы и не является в прямом смысле собеседником, он сейчас всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, «зациклен» на чем-то, не способен улавливать содержание разговора. Ему необходимо прежде всего успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого общение с ним можно продолжить.

В таких случаях важно просто слушать человека, давая ему понять, что он не один, что вы понимаете и готовы поддержать. Специалисты считают, что эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться; затем сила его чувств опять увеличивается, но, дойдя до высшей точки, она снова падает и т.д. Если не вмешиваться в этот процесс, т.е. не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится и сможет нормально общаться. При этом вообще молчать тоже не следует, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет усилено. Лучше всего действует реакция типа: «да-да», «ну конечно», «согласен», кивок головой и т.п. Иногда в таких случаях полезно осуществить «подстройку» к собеседнику, т.е. вести себя, как он: повторять его слова, эмоции, отражать его жесты, мимику. Но если сделать это естественно сложно, то лучше и не пытаться подстраиваться, так как собеседник, заметив неискренность, оценит действия партнера как издевательство над своими чувствами.

Нерефлексивное слушание во время общения позволяет собеседнику, имеющему проблемы (например: заикание, ограниченный словарь, застенчивость, неуверенность в себе и др.), сосредоточиться и высказаться. Оно эффективно также в общении с человеком, который озабочен проблемой, ему не терпится высказать свою точку зрения, отношение к чему-нибудь (например, он просит вас: «Выслушайте меня до конца, а потом скажите, что вы об этом думаете и посоветуйте, как мне быть в сложившейся ситуации»). Нерефлексивное слушание уместно также с теми собеседниками, кто испытывает отрицательные эмоции, чувствует накал страстей и словесно «разряжается».

Приемы слушания в такой момент обычно бывают следующие: позитивныереакции:
- поддакивание («так», «да-да», «ну», кивание головой); -«эхо-реакция» (повторение последнего слова собеседника);
- «зеркало» (повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов);
- «парафраз» (передача высказываний партнера другими словами);
- побуждение («Ну и...», «И что дальше?»);
- эмоции («ух», «ах», «здорово», «смех», «скорбная мина»); -уточняющие вопросы («Повтори, что ты сказал?»); негативные реакции:
- продолжение или перебивание говорящего (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);
- логические следствия из высказываний партнера, например предположение о причине события, оценки, советы;
- «хамоватая реакция» (высказывания типа: «глупости», «ерунда все это»);
- расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);
- пренебрежение к партнеру (слушатель не обращает на его слова внимания, игнорирует партнера и то, что тот хочет сказать).

Негативную реакцию при нерефлексивном слушании не следует использовать, не стоит также задавать уточняющих вопросов и говорить: «Успокойся, не волнуйся, все уладится», - это может вызвать взрыв негодования или расстройства у партнера, в этом состоянии собеседник не может понять адекватно эти слова, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Если эмоции партнера направлены непосредственно на вас, то главная задача - не заразиться ими, не впасть в то же состояние гнева, которое может привести к бурному конфликту или «выяснению отношений».

Активное рефлексивное слушание. Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным рефлексивным слушанием. Рефлексивное слушание предполагает анализ получаемой информации в процессе слушания и мгновенный отклик на нее с помощью вопросов или реплик. Рефлексия (от лат ге/1ех!о - отражение) - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании; склонность к самоанализу. Этот вид слушания в общении считается самым конструктивным. Здесь осуществляется такая организация взаимодействия, при которой партнеры лучше понимают друг друга: все более осмысленно высказываются, проверяют и уточняют свое понимание информации, степень взаимопонимания.

Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, путем задавания вопросов типа «Правильно я вас понял, что?..», парафразов «Таким образом, ты хочешь сказать...» или «Другими словами, ты имел в виду...».

Применение таких простых приемов общения позволяет достичь сразу две цели:
1) обеспечивается адекватная обратная связь, которая позволяет устранить преграды, искажения информации, продемонстрировать сопереживание, сочувствие, желание помочь, появляется уверенность в том, что передаваемая собеседником информация правильно понята;
2) косвенным образом происходит информирование собеседника о том, что перед ним равный ему партнер. Занятие равноправной партнерской позиции означает, что оба собеседника должны нести ответственность за каждое свое слово. Эта цель достигается, как правило, быстрее первой, особенно в тех случаях, когда вы имеете дело с авторитарным, жестким собеседником, привыкшим общаться с позиции «на пьедестале». Применение навыков активного слушания очень поможет тому, кому свойственна позиция «жертвы»: таким образом он не только сбивает авторитарного собеседника с привычной позиции, но и поднимает до уровня равного разговора с партнером, дает возможность сосредоточиться на существенных моментах беседы, а не на собственных переживаниях и опасениях.

В общении не только слова, но и жесты могут иметь несколько значений, и соответственно слушателями могут быть поняты по-разному. Бывают ситуации, когда говорящий, особенно взволнованный, путается в словах, дает слишком большую волю чувствам, которые выражаются в путаной жестикуляции, - все это может исказить смысл высказываний настолько, что сам говорящий перестает соображать, что он, собственно, хотел сообщить.

Некоторые люди, боясь высказаться прямо и открыто или быть неправильно понятыми, показаться смешными, глупыми или странными, столкнуться с осуждением, неодобрением, предпочитают маневрирование словами, нагромождают их для запутывания, скрывая истинные мотивы своей речи, и создают невероятные трудности слушателю. Многие предпочитают говорить о наиболее важной для них информации только тогда, когда уверены, что их услышат, попытаются понять и не осудят. Это особенно касается молодых людей, которые, когда-то открывшись кому-то, не встретили взаимопонимания и перестали верить взрослым, родителям и учителям.

Для того чтобы обеспечить понимание, слушающий с помощью средств должен дать знать передающему информацию (говорящему), что именно воспринято точно, а что искажено, чтобы тот мог скорректировать свое сообщение и сделать его еще более понятным. Именно такой обмен сигналами прямой и обратной связи и представляет собой процесс активного рефлексивного слушания.

Стиль слушания каждого человека зависит от многих факторов: от пола и возраста, статуса, индивидуальных особенностей (характера, темперамента, интересов и пр.), от конкретной ситуации.