За высокий уровень профессионализма и. Характеристика основных уровней профессионализма (по А.К.Марковой): допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, псевдопрофессионализм, постпрофессионализм

На любой на работе, на любой должности ценится профессионализм. Но ведь он не возникает из ниоткуда, человек становится профессионалом постепенно, проходя через несколько этапов. Эти этапы называются уровни профессионализма .

Конечно, уровни профессионализма - понятие условное. Разные люди идут к вершинам профессионализма по-разному и достигают их в разное время . В профессиональной жизни случаются взлеты и падения, и иногда бывает так, что человек возвращается на уже пройденные уровни профессионализма вместо того, чтобы двигаться дальше.

Тем не менее, все-таки можно выделить определенные уровни профессионализма, через которые проходит каждый или почти каждый человек. Кто-то проходит через все уровни, кто-то - только через некоторые. Кто-то проходит через них быстро и достигает вершины, а кто-то на одном уровне задерживается годами. Условно выделяют следующие уровни профессионализма .

Допрофессионализм . Через этот уровень проходят все, потому что никто не рождается профессионалом. Даже если вы хорошо учились и имеете на руках красный диплом, практика будет отличаться от теории. Новички могут делать ошибки, продуктивность и результаты труда поначалу не радуют. И только от вас зависит, застрянете ли вы на этом этапе надолго или будете покорять новые уровни профессионализма. Некоторые пассивные люди задерживаются на нем чуть ли не годами.

Профессионализм . Этот уровень охватывают большую часть нашей жизни. К профессионализму человек приходит не сразу, поэтому нельзя четко сказать: вот вчера я был допрофессионалом, а сегодня стал профессионалом. Человек овладевает профессиональными качествами постепенно.

Сначала от трудится по инструкции, по шаблону, потом в его работе появляется место для творчества (естественно, в рамках, обусловленных спецификой деятельности). В идеале профессионал сам ставит себе цели в труде, сам мотивирует себя на работу, видя в ней смысл. Осознав себя в профессии, он не стоит на месте, а движется дальше.

Внутри этого уровня условно можно выделить меньшие уровни профессионализма. Первый - это адаптация к профессии . Человек усваивает специфику работы, нормы, техники и приемы - словом, «вливается» в профессию. Обычно этот этап длится 1-2 года.

Когда основы профессии освоены, наступает этап самоактуализации . Человек осознает возможности, которые предоставляет ему профессия, у него начинает формироваться и укрепляться собственный стиль работы. Работает он не только для того, чтобы заработать деньги, работа становится средством саморазвития и самореализации.

Третий «под-этап» - это этап свободного владения профессией . В идеале человек достигает гармонии в профессиональной деятельности и показывает высокий уровень мастерства. Многие так и остаются на этом этапе, а некоторые выходят на новый уровень - уровень суперпрофессионализма.

Суперпрофессионализм - это расцвет профессиональной деятельности, время достижений и творческих успехов. Обычно такой человек выходит за пределы профессии, и тут есть два основных варианта развития. Суперпрофессионал либо начинает обогащать профессию, делая личный вклад (предлагает новые пути решения проблем, внедряет различные инновации), либо начинает освоение новых профессий, обычно смежных. Во втором случае он становится профессионалом-универсалом.

С выходом на пенсию начинается этап послепрофессионализма . Иногда профессиональная деятельность на этом этапе оказывается в прошлом, человек полностью от нее отходит. Но некоторые люди на этом этапе становятся экспертами, консультантами, делясь с другими своим профессиональным опытом.

Иногда выделяют еще и такой уровень, как псевдопрофессионализм . Внешне человек кажется активным в профессиональной сфере, но на самом деле результат его работы стремится к нулю. По сути, о профессионализме говорить в этом случае не приходится - «имитацию бурной деятельности» вряд ли можно назвать поведением, свойственным настоящим профессионалам. Нередко такой псевдопрофессионализм свойственен « ».

Помните, только от вас зависит, достигнете ли вы высшего уровня профессионализма, став суперпрофессионалом, или так и «зависнете» где-то между допрофессионалом и профессионалом. Но если вы действительно любите свою профессию, бояться нечего : вам покорятся все уровни профессионализма!

  • Профессионализм открывает путь – к достижению успеха и жизненных благ.
  • Профессионализм даёт осознание – собственных возможностей.
  • Профессионализм даёт возможности – для самореализации, идущей во благо профессии.
  • Профессионализм даёт освобождение – от неуверенности в себе.
  • Профессионализм обеспечивает уважение – со стороны коллег.
  • Профессионализм даёт силы – для выполнения всех поставленных задач.

Проявления профессионализма в повседневной жизни

  • Управление. Чем более профессиональные менеджеры стоят во главе крупных структур (в том числе и во главе государств) – тем более успешно функционирует система, которую они возглавляют.
  • Профессиональная деятельность. Чем большего успеха достиг человек в избранной им специальности – тем более высокий профессионализм он демонстрирует.
  • Искусство. Удачные картины художников, стихи, которые «берут за душу», литературные произведения, заставляющие плакать и смеяться – все это ни что иное, как проявление профессионализма их создателей.
  • Спорт. Посмотреть на профессионалов в спорте ежедневно приходят миллионы болельщиков. Суммарная стоимость билетов на хоккейный матч с участием звёзд составляет 2 миллиона долларов США.

Как достичь профессионализма

  • Обучение. Профессионалу в любой области необходимы специальные знания, которые можно получить только в процессе обучения.
  • Опыт работы. Профессионалами не рождаются – в них вырастают. Желание отлично делать порученное дело, работоспособность, добросовестность и инициативность – ступени для приобретения профессионализма.
  • Общение. Общение с людьми более опытными, умудренными, внимательность к их советам и рекомендациям– помогает выработке профессионализма.
  • Повышение квалификации. Не стоит пренебрегать возможностью повысить свою квалификацию – пределов совершенству, в том числе и в профессиональной области, нет!

Золотая середина

Дилетантизм

Профессионализм

Перфекционизм

Крылатые выражения о профессионализме

Сотни воителей стоит один врачеватель искусный. - Гомер - Высокий профессионализм – обращенное в профессию творчество. - Лидия Гинзбург - Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями. - Али Апшерони - Любитель живет надеждами; профессионал работает. - Гарсон Кейнин - Дэвид Майстер / Истинный профессионализм Дэвид Майстер рассматривает профессионализм в контексте клиентоориентированного бизнеса – отношения к делу, сотрудникам и клиентам. Содержит эффективные методики повышения уровня профессионализма. Том Питерс / Человек-бренд Вершина личного профессионализма – это когда человек становится единственным в своем роде уникальным специалистом, востребованным и незаменимым. Как стать полноценным брендом, таким как бренды ведущих компаний, учит эта книга.

Педагогические способности – это индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям педагогической деятельности и обеспечивающие успешность ее выполнения. Они проявляются в особой чувствительности к объекту, средствам и способам педагогического воздействия, к собственному Я как факторам педагогической деятельности.

В структуре педагогических способностей Н.В.Кузьмина выделяет два комплекса компонентов: проективный и рефлексивный. К проективным способностям, представляющим собой отражение требований педагогических систем к деятельности учителя, относятся: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, рассмотренные выше. Рефлексивные способности являются условием создания нормальных взаимоотношений учителя с учащимися и состоят из следующих компонентов: 1) особой чувствительности к объекту – ученику как субъекту педагогической деятельности («чувство объекта»); 2) особой чувствительности к степени своего воздействия на другого человека («чувство меры»); 3) особой чувствительности к регулированию системы субъект-субъектных отношений («чувство сопричастности»).

В структуре педагогических способностей выделяются общие педагогические и специальные педагогические способности. Общие педагогические способности (особенности внимания и наблюдательности, качества ума, речи, воображения и эмоциональности) являются условием успешности всякой деятельности, предполагающей взаимодействия людей. Специальные педагогические способности являются обязательным условием высоких достижений в деятельности преподавателя любой педагогической системы.

В.А.Крутецким проводился структурный анализ педагогических способностей. Условно все педагогические способности он разделил на три группы: 1) личностные (представляют собой характерологические черты и качества личности); 2) дидактические (связаны с передачей информации детям); 3) организационно-коммуникативные (связаны с организаторской функцией и общением).

Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера и направленностью личности. Мы знаем, как прекрасно сочетались литературные и педагогические способности Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других одаренных педагогов. У А.С.Макаренко были не только литературно-художественные, но и драматические, и музыкальные способности. Он блестяще исполнял в ученическом театре роль Городничего в «Ревизоре», хорошо играл на скрипке, которая всегда висела на стене в кабинете. Многие свои рассказы воспитанникам он сопровождал игрой на скрипке. Всем известно, что А.С.Макаренко был не только педагогом-теоретиком и практиком, но и блестящим писателем, в нем соединялись два способа постижения мира: рационально-научный и ассоциативно-образный.



Овладение на­званными выше видами педагогической деятельности может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и до­бивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические от­крытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обога­щая педагогическую теорию.

В чем же состоит сущность этих характеристик деятельности учителей и каковы показатели их профессионального роста?

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень про­фессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осу­ществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость - это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточ­ной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю не­обходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правиль­но определять структуру, содержание и методику проведения от­дельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину уча­щихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной рабо­ты с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и на педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.

Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качест­венная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффектив­ность учебно-воспитательного процесса. Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем – совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, 1 как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными я данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. Однако несмотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.

«Я убежден, – писал он, – что научить воспитывать так же легко Д может быть, как научить математике, как научить читать, как учить быть хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил.

В чем заключалась такая учеба? Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации 1 его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспита­тель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком И не знает, в каких случаях как нужно говорить... Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не я может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение... Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

Мастерство включает в себя также те педагогические усовершен­ствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые вы­воды из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал. Учительница истории 10-й средней школы г. Гомеля К.Ф. Зотова обратила внимание на то, что при устном изложении нового материала в V-VIII классах большин­ство учащихся не усваивало его непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым мате­риалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их от­вечать на помещенные в нем вопросы. Применение этой методики оказалось весьма полезным: учащиеся стали усваивать новый мате­риал непосредственно на занятиях.

Существенной спецификой характеризуется педагогическое твор­чество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых по замыслу культурных и материальных ценностей», с самостоятель­ной созидательной деятельностью в различных областях произво­дительного труда, науки и культуры.

Педагогическое творчество также заключает в себе определен­ные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столь­ко с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспита­ния, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной ра­боты, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиаль­но нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество.

Аналогичным образом обстоит дело с педагогическим творчест­вом учителя. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализа­цией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Примером подобного творчества является введение липецкими учителями приемов комментированных уп­ражнений по математике, языкам и другим предметам. То, что, выполняя упражнение, школьник пользуется внутренней речью, проговаривая про себя каждое выполняемое действие, в педагогике и психологии было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда осмысленно выполняют упражнения. Учитывая это, ли­пецкие учителя начали использовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упражнения. Этот прием делает тренировочную работу более осмыслен­ной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился; в него были внесены только определенные усовершенствования.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. «Новаторство – новое в созидатель­ной деятельности людей; деятельность новаторов». Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, чело­век, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Например, как новатор проявил себя учитель Игорь Петрович Волков (г. Реутово Московской обл.), который разработал методику «творческих заданий» школьникам средних и старших классов. Сущность ее заключается в том, что учитель дает учащимся множество творческих заданий, которые включают в себя работу с бумагой, картоном, по дереву, металлу, пластмассе, создание рисунков и картин, пробу сил в литературе, скульптуре и т.д. Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе задание по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты. На каждого ученика заводится «Творческая книжка», в которой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склонностях и творческих задатках и осуществлять дальнейшую работу по их развитию. Эта методика действительно является нова­торской.

Новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В.Ф. Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращают­ся сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно из­меняет технологию обучения. Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педаго­гов-новаторов не так много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваи­вает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, нахо­дится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успе­хов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, про­двигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Литература

1. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.

2. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. – М. : Академия, 2001.

3. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.

4. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

5. Михалевская, Г.И. Основы профессиональной педагогической грамотности / Г.И. Михалевская. – СПб. : ЭГО, 2001.

6. Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.-сост. И.И. Цыркун [и др.]; под ред. Ж.Е. Завадской, Т.А. Шингерей. – Минск: БГПУ, 2005.

7. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие / И.С. Сергеев. – СПб. : Питер, 2004.


Макаренко А.С. Соч. – Т. V. – С. 179.

См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1985. – С. 687.

Следует различать психологический смысл понятий «профессионализм», «компетентность» и «квалификация». Присвоение квалификации специалисту требует от него не опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и уменийобразовательному стандарту. Квалификация — это степень и вид профессиональной обученности (подготовленности), позволяющие человеку выполнять работу на определенном рабочем месте. Человек приобретает квалификацию прежде, чем начнет складываться соответствующий профессиональный опыт.

Профессиональная компетентность специалиста обеспечивается тем, какие границы и уровни своей осведомленности он стремится установить. Со временем то, что составляло его компетентность, перемещается в сферу профессионального опыта.

Профессионализм — понятие более широкое, чем профкомпетентность. Быть профессионалом своего дела — это не только «знать», как делать, но и «уметь» эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата, иметь соответствующие навыки. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н. Леонтьева, «знает, как плавать» , но не умеет этого делать). Важны и результативность деятельности, и соотнесение ее с «ценой» деятельности, то есть, в общем случае, речь должна идти обэффективности профессиональной деятельности.

Профессионализм является интегральной характеристикой человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющейся в деятельности и в общении. Профессионализм человека — это нс только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда.

Профессионализм и профессиональная компетентность

В современном периоде жизни показатели позитивных отношений в семье и наличие удовлетворительных жилищных условий находятся в прямой корреляционной зависимости от успешности профессиональной деятельности. В свою очередь, важнейшим условием успешности в сложных видах трудовой (профессиональной) деятельности является наличие у человека необходимого уровня профессионализма.

Профессионализм есть свойство человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) выполнять деятельность на высоком уровне — систематически, эффективно и надежно, — в самых разнообразных условиях. Но понятие профессионализма не ограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала. Профессиональное мастерство связано с особой формой отношения человека к действительности (к людям, обществу, природе), с тем, что можно назвать профессиональным самосознанием.

Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в роли которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности.

К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. Отношения личности включают: отношение Человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда.

Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве «образца». При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение «образца» служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения «образца», осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества «образца». В проблеме идентификации, как подчеркивает Г.М. Андреева, важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя, либо стремится отождествлять.

Моделями (или образцами) для усвоения стандартов реализации соответствующих профессиональных ролей в нынешнее время в нашей стране нередко служат представители референтных групп, членом которых субъект идентификации может и не являться. В силу специфики российского вхождения в рынок зачастую такого рода модели носят полукриминальный, а то и выраженный криминальный характер (речь идет главным образом о моделях экономического поведения).

Для ситуации, когда большая часть населения занята производительным трудом, являющимся основным источником их существования, идеализацию в массовом сознании молодежи образа жизни тонкой прослойки представителей коммерческой и банковской элиты с последующей ориентацией на этот образ жизни трудно назвать адекватной. На примере вузов города мы видим, что конкурс на специальности, связанные с банковским делом, финансами, значительно превышает конкурсы на специальности, связанные с конкретным производством. Понятно стремление молодежи вырваться из привычной среды на уровень «достойной » жизни. Однако идентификация себя с представителями иных социальных (и профессиональных) групп во многих случаях стимулирует молодежь на выбор высшего образования как средства достижения желаемого образа жизни, без достаточной внутренней мотивации. Отсутствие же у человека направленности на определенный вид труда затрудняет формирование у него внутренних (психологических) средств деятельности. В дальнейшем это проявляется в ухудшении профессиональной и социальной адаптации человека.

Все мы живем в обществе, а общество — это, прежде всего, сообщество «делателей» чего-то полезного. И именно производительный труд выступает как основа жизни здорового общества. Труд, а не рынок, который есть только форма организации производства и обмена. С гуманистической точки зрения, экономическая свобода — это не анархия или вседозволенность, не уголовный «беспредел». Наоборот, это взаимная ответственность друг перед другом, это верность долгу, это терпимость, порядочность, нацеленность на сотрудничество. Вез соблюдения этих элементарных принципов невозможно обрести свободу — в творчестве, в самореализации себя как личности. Как невозможно стать профессионалом в высшем смысле этого слова, не имея профессионального мировоззрения, профессиональных идеалов, профессионального достоинства, уважения к своим коллегам.

Профессионализм выступает не только как психологический, но и как своеобразный культурный феномен. Поэтому особое социокультурное значение имеет система образования и подготовки кадров профессионалов. Именно эти кадры являются важнейшими компонентами современного общества и обеспечивают перспективу развития, социальное благополучие населения, общественную стабильность. Вступая в мир новой социально-экономической действительности, необходимо понимать, что рыночная экономика вовсе не обязана быть безнравственной! Как и профессионалы, реализующие себя в условиях рынка. И так называемый «рынок труда» — это, как подчеркивает Е.А. Климов, не рынок свободного манипулирования бездушными объектами. Каждый человек в ситуации выбора или смены профессии, когда он должен освоить новое непривычное дело, является сознательным субъектом выбора. Поэтому еще раз акцентируем внимание на том, что единственной гарантией выживания личности в условиях сложившейся социальной, экономической и технической реальности является активность самого человека.

Емельянов А.Л.

Минимальность напряжения
и максимальность повторяемости успеха –
основные показатели профессионализма.
О. С. Анисимов

Преобразование всех сфер жизни нашего общества, выдвинуло на первый план проблему эффективности деятельности менеджера и проблему управленческого профессионализма . Это, в свою очередь, поставило вопросы принципиального плана: что есть профессионализм управленца? Существуют ли инварианты профессионализма управленца? Какие уровни профессиональности можно выделить? Какие факторы обеспечивают переход с уровня на уровень?

Социально-значимая управленческая деятельность

Прежде чем вести разговор о профессионализме менеджера, кратко рассмотрим возникновение процесса управления и управленческой деятельности.

Исходным положением будет представление о ставшей социально-значимой деятельности. Социально-значимую деятельность определим как нормативно организованный цикл процессов человеческой активности направленный на удовлетворение какой-либо социально значимой потребности (заказа). Этот цикл состоит из следующих процессов:

  • фиксация возникновения социально-значимой потребности, как представления о том, чего не хватает обществу для обеспечения своего жизнесуществования;
  • создание деятельности по достижению продукта, который может удовлетворить данную потребность;
  • получение требуемого продукта;
  • фиксация удовлетворения потребности.

Таким образом в цикле социально-значимой деятельности можно зафиксировать три типовые деятельностные позиции: заказчик, управленец и исполнитель. Для каждой позиции характерен свой тип деятельности. Заказчик выражает содержание потребности и фиксирует ее удовлетворение. Управленец строит и перестраивает совместную деятельность в рамках понятого и принятого заказа на производство продукта определенного типа. Исполнитель входит в построенную управленцем деятельность и производит заказанный продукт, реализуя требования, предъявляемые к нему деятельностью и управленцем как носителем этих требований.

В основе социально-организованной деятельности лежит необходимость гарантировать получения заказанного продукта. Так, если социально-значимая потребность не будет удовлетворена и общество не получит необходимого для своего жизнесуществования, то наступит дестабилизация общественной жизни, что рано или поздно, в зависимости от объема неудовлетворенного спроса, приведет к его разрушению. Для преодоления этой угрозы общественная практика выработала особого рода представления, нормы деятельности , функция которых гарантировать получение заказанного продукта.

Норма есть представление о том, как должна быть устроена деятельность, она обладает предписывающим статусом. Норма имеет социальное, внеиндивидуальное происхождение, она является для человека категорическим императивом, требующим безусловной реализации. Существуют разные типы норм: цель, план, проект, программа, технология, метод и подход (2) . Механизмом, обеспечивающим реализацию нормативной функции, можно назвать механизм придания человеческой активности такой формы, описание которой содержится в норме деятельности*.

Рассмотрим специфику позиций исполнителя и управленца и их взаимоотношения. Ценностью для исполнителя является получение того результата, который зафиксирован в норме его деятельности . Ценностью для управленца является удовлетворение заказа , установление соответствия между заказом, который всегда более абстрактен чем продукт, могущий удовлетворить этот заказ, и результатом исполнительской деятельности. Любое несоответствие заказу обесценивает осуществленную деятельность. Тогда, исполнитель – деятель реализующий норму , управленец – деятель, создающий норму и развивающий ее.

Основные функции управленческой деятельности

Генетически исполнительская деятельность первична, управление явно не выделено из нее, хотя управленческая функция, безусловно, существует. В процессе любой деятельности естественным образом могут возникать затруднения, препятствующие ее функционированию. Снятие такого рода затруднений, обеспечение существования деятельности и есть начало становления управления. Генетически первичны функции управления, обеспечивающие функционирование деятельности. Сначала появляется функция контроля реализации нормы деятельности. Контроль мы понимаем как фиксацию соответствия или несоответствия реального состояние деятельности требуемому нормой. Затем, возникает коррекция – как приведение несоответствующего состояние деятельности к требуемому. При появлении требования воспроизводства деятельности возникает и функция снабжения как обеспечение деятельности исходными материалами, средствами, способами применения средств, деятелями с соответствующими способностями, нормами. В начале становления управленческая функция реализуется естественнообразно, как получается. По мере закрепления управленческой функции за отдельными представителями, возникновения у них ответственности за судьбу деятельности сами процессы управления начинают нормироваться и превращаться в управленческую деятельность.

Требование по изменению и развитию социально-организованной деятельности ведет к усложнению управленческой деятельности и оформлению еще трех управленческих функций, имеющих рефлексивную природу.

Рефлексия – это анализ осуществленной деятельности, направленный на выявление причин затруднений и изменение нормы деятельности так, чтобы в новой норме эти причины были бы устранены (7). Рефлексия при оценке деятельности и ее результата перестраивает деятельность, сохраняя необходимое и устраняя ненужное, добавляя требуемое (4,6). В рефлексии выделяются три основные функции (2): исследование или построение картины осуществленной деятельности, критика или поиск причин затруднений, и нормирование – создание нормы, которая обеспечивала бы функционирование деятельности без затруднений.

Таким образом управленческая деятельность представляет собой систему из шести деятельностей: контролирующей, коррекционной, снабженческой, исследовательской, критической и нормировочной.

Подводя некоторые итоги, можно заключить, что единица социально-организованной деятельности представляет собой систему трех деятельностей: заказной, исполнительской и управленческой . Заказ, как продукт заказной деятельности, поступает в управленческую деятельность, которая на основании этого заказа создает исполнительскую деятельность по достижению продукта, способного удовлетворить этот заказ. На фазе выполнения заказа управленческая деятельность обслуживает исполнительскую, снимая затруднения возникающие в ходе достижения продукта, связанные либо с нехваткой чего-либо (через снабженческую деятельность), либо с неправильностью в реализации нормы (через контрольную и коррекционную деятельности).

Системообразующий характер управленческой деятельности в социально-организованной деятельности позволяет утверждать: насколько эффективна в обществе управленческая деятельность, настолько благополучно общество. Такой статус управления заставляет предъявлять особые требования к уровню способностей деятелей, претендующих на управленческую позицию . Но характер предъявления этих требований в управлении особый, он связан со специфическими характеристиками управленческой деятельности.

Особенность управления заложена его основой. Управленческая деятельность связана с постоянным анализом происходящих событий, принятием решений, она мыслительна по своей природе . Поскольку содержание управленческой деятельности суть мышление , а это означает, что многие процессы скрыты от внешнего наблюдателя (проходят “в голове”), сами результаты этой деятельности заранее нельзя предугадать, и часто они неопределенны, жестко не фиксируемы, постольку возникает вопрос о соответствии человека управленческой позиции, и иерархия этих соответствий определяется далеко как неоднозначно.

Характер социально-значимой деятельности требует гарантированности успешной реализации управленческой функции. Управленец должен владеть средствами мыслительной работы (понятиями и категориями), уметь сопоставлять теоретические представления с наблюдениями за реальной практикой деятельности, выявлять расхождения, на основе выявленных расхождений принимать ответственные решения. Владеет ли реальный управленец этим? Каков уровень этого владения?

Эти вопросы выводят нас на необходимость определить, в чем состоит содержание профессионализма управленца и какие уровни профессионализма в управлении можно выделить? Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Профессионализм управленческой деятельности

Профессионализм часто понимается как качество деятеля, участвующего в профессиональной деятельности (3). Введем понятие профессиональной деятельности. Для этого сначала зададим некоторый видовой признак профессиональной деятельности (общий тип деятельности). Наиболее общими из таких типов деятельностей, на которые еще можно ввести различия профессионального и непрофессионального, нам представляются следующие: индивидуальная жизнедеятельность, индивидуально-трудовая деятельность, социально-организованная деятельность и социокультурная деятельность . В основу выделения этих типов в качестве критерия взята философская категориальная пара: естественное – искусственное (или “стихийное-организованное”). Тогда можно ввести на этой основе четыре типа:

  • естественное (е);
  • естественно-искусственное (еи);
  • искусственно-естественное (ие);
  • искусственное (и).

Тип (е) – чисто природное начало, самостийность, стихийность, неоформленность, содержательность.

Тип (еи) – при сохранении ведущим стихийного начала, оно адаптационно учитывает искусственное или обладает некоторой организованностью.

Тип (ие) – ведущим выступает искусственное начало, “натура” подчиняется форме, но еще не до конца. Определяющей становится логика искусственного.

Тип (и) – искусственное, полная вписанность естественно-природного начала в формное, искусственное стало как естественное , как само собой разумеющееся.

В нашем случае естественным выступает активность человека , как присущее ему природно обусловленное начало, искусственным норма , как созданная, сконструированная людьми в процессе коммуникации, как имеющая внеиндивидуальный характер. Чем более нормирована активность, тем более обискусствлена деятельность. Введем характеристики типов деятельности.

Индивидуальная деятельность (Е) носит естественный характер; жизнедеятельность – это активность человека направленная на удовлетворение индивидуальной потребности. Основанием ее является индивидуально-значимое потребностное состояние, критерием завершенности, правильности – субъективное ощущение удовлетворенности. Динамика смены жизнедеятельности задана сменой потребностного состояния, которая в свою очередь зависит от субъективных настроений, ощущений, чувств, оценок и т.п. Наиболее яркий пример индивидуальной жизнедеятельности – бытовая деятельность людей.

Индивидуально-трудовая деятельность (ЕИ) – естественно-искусственный тип деятельности. Ведущим процессом остается удовлетворение индивидуальной потребности, но уже с учетом индивидуальных потребностей других людей . “Работаю, когда удобно и как удобно, что могу и как могу, но все-таки это должно быть принято другим, потребителем”. Требования, предъявляемые другим не носят безусловного характера. Пример подобной деятельности – народные промыслы, потребительская кооперация и т.п.

Социально-организованная деятельность (ИЕ) – основанием деятельности является зафиксированная социально-значимая потребность . Для ее удовлетворения используются специально для этого выработанные, исторически сложившиеся способы деятельности. Это искусственно-естественный тип деятельности. Человек входя в него уже не свободен делать, что хочет и как хочет, он обязан делать то, что требуется и как это требуется. (Например, деятельность общественных организаций).

Социокультурная деятельность (И) – искусственный тип деятельности. Основанием для него выступает уже ценность . Такая деятельность осуществляется на основании способов созданных с привлечением интеллектуальных критериев (научнообоснованное разделение труда и т.п.). Эта деятельность характерна тем, что она обязана дать запрограммированный результат, так как его отсутствие приведет к дестабилизации или даже разрушению общественного организма. Пример деятельности такого типа: управление страной или регионом.

Для примера приведем описание типовых шагов управленца в социально-организованной и социокультурной деятельностях. В социально-организованном типе управленческой деятельности управленец совершает следующие шаги:

  1. Уяснение заказа
  2. Анализ возможностей выполнения заказа
  3. Принятие решения
  4. Составление плана действий
  5. Организация выполнения
  6. Контроль
  7. Коррекция
  8. Фиксация выполнения

В социокультурном типе управленческой деятельности управленец обязан проделать следующие действия (2):

  1. Понимание заказа
  2. Профессионализация понимания заказа на продукт
  3. Профессиональное деятельностное понимание заказа
  4. Фиксация имеющихся ресурсов
  5. Моделирование включения ресурсов в будущую деятельность
  6. Фиксация затруднений, возникающих в связи с получением конечного результата
  7. Анализ затруднений
  8. Депроблематизация, построение выхода из зафиксированных проблем
  9. Фиксация целостной программы деятельности
  10. Снабжение деятельности (в том числе привлечение и/или мотивация деятелей к решению задач)
  11. Контроль деятельности
  12. Критическая рефлексия несоответствия деятельности норме
  13. Корректировка программы по результатам критической рефлексии
  14. Фиксация выполнения заказа и расчет с заказчиком.

Особые комментарии различий не нужны, понятно что в случае социо-культурной управленческой деятельности надежность получения требуемого продукта более высокая, а затраты мыслительных ресурсов значительно выше.

Остается ответить на вопрос: К какому типу относится профессиональная деятельность? Учитывая требования, предъявляемые к профессиональной деятельности – продуктивности, эффективности, и т.п. – мы можем отнести профессиональную деятельность к социокультурному типу деятельности . Дополнительное содержание, которое вносится понятием профессиональности, связано с разделением труда . Профессиональная деятельность всегда направлена на достижение определенного типа результата, который имеет строго определенное место в системе общественного разделения труда.

Тогда профессионализм управленческой деятельности состоит в способности управленческой деятельности гарантировать получение требуемого продукта в определенных условиях. Чем шире спектр таких условий, тем выше профессиональность управленческой деятельности. Вершина профессионализма управленческой деятельности тогда состоит в ее способности обеспечить получение данного продукта в любых условиях .

Уровни профессионализма в управленческой

Профессиональная управленческая деятельность предъявляет к деятелю входящему в эту деятельность определенный набор требований . Если деятель соответствует этим требованиям, мы называем его профессиональным управленцем (3). Понятно, что степень соответствия деятеля, предъявленным ему требованиям, может быть разная. Тогда качественно определенные степени соответствия деятеля требованиям профессиональной деятельности будем называть уровнями профессионализма деятеля. Каждый уровень должен иметь такую степень качественной определенности, которая бы позволяла бы легко отличать один уровень от другого. Характеристики уровня должны быть универсальны для любой деятельности данного типа. Ведь если мы говорим об уровнях профессиональной управленческой деятельности, то данные характеристики уровня должны позволить выделить этот уровень в любой профессиональной управленческой деятельности, к какой бы сфере деятельности это не относилось.

В качестве основных уровней профессионализма выделяются два: уровень решения управленческих задач и уровень решения управленческих проблем , которые разбиваются на несколько подуровней (1). Переход с одного уровня на другой однозначно определяется степенью владения рефлексивной культурой, или системой норм, созданных на основе интеллектуальных ценностных критериев.

Задача и проблема в управлении

В чем же различия между деятельностной задачей и проблемой? Деятельностной задачей будем считать ситуацию наличия нормы и требований к ее реализации в конкретных условиях. Решение задачи в деятельности сводится к реализации нормы в конкретных условиях этой деятельности. Деятельностной проблемой будем считать отсутствие необходимой нормы при наличии требования получения необходимого продукта. Есть ситуация, есть деятельность, изменились условия деятельности – непонятно, что нужно делать. Таким образом, решение проблемы в деятельности состоит в нахождении такого решения (создание такой нормы деятельности), которое позволит получить продукт в изменившихся условиях. Другими словами решение проблемы в деятельности состоит в сведении ее к деятельностной задаче.

Итак, в профессиональной управленческой деятельности можно выделить два основных уровня: уровень управленческих задач (I) и уровень управленческих проблем (II). Введем качественные определенности этих уровней.

Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения, т.е. в случае возникновения затруднения в исполнительской деятельности управленец имеет представление о том, что и как нужно сделать, чтобы вывести деятельность из затрудне ния. Причем, если готового решения нет, но управленец знает, что нужно сделать чтобы его сформулировать, и может это сделать – это более сложный, но тоже задачный уровень.

Управленческая проблема будет состоять в отсутствии готового управленческого решения, в отсутствии представления о том, как надо выходить из сложившейся ситуации. Умение поставить, а затем и решить управленческую проблему характеризует управленца более высокого уровня профессионализма.

Очевидно, что уровень решения управленческих проблем базируется на способностях решать управленческие задачи. Определенный уровень профессиональной управленческой деятельности может быть охарактеризован как требованиями, предъявляемыми к самой управленческой деятельности (например, наличие средств управленческой деятельности этого уровня, наличие технологий принятия управленческих решений на этом уровне и т.п.), так и требованиями, которые предъявляются к профессионалу-управленцу этого уровня.

I. Уровень решения управленческих задач

Общая характеристика уровня: первый уровень профессионализма в управлении характеризуется умением управленца реализовывать имеющиеся управленческие решения. Этот уровень можно назвать исполнительским звеном в управлении.

Рост профессионализма управленца соответствует его переходу с одного подуровня на другой. Направление перехода задает требование обеспечить большую надежность и ответственность в непредсказуемых условиях. Каждый последующий подуровень, сохраняя возможности предыдущего, имеет свои отличительные черты.

Передвижение внутри каждого подуровня соответствует количественному и качественному усложнению рисунка действий управленца.

Успешная реализация конкретного управленческого решения

Управленческая деятельность позволяет выходить из определенного затруднения в исполнительской деятельности. Это самый простой уровень профессиональной управленческой деятельности говорит о том, что управленец знает, когда нужно ввести управленческое решение, знает содержание этого решения и может все это проделать.

Самый простой вариант: управленец имеет одну схему решения, и каждый раз когда возникает ситуация, в которой она действует, управленец ее реализует. Пример непрофессионализма этого подуровня: управленец имеет одну схему управленческого решения и применяет ее без разбора во всех подходящих и неподходящих ситуациях.

Успешная реализация типового управленческого решения

На этом подуровне управленец приобретает способность выходить из любого затруднения в исполнительской деятельности в пределах соответствующего типа затруднений и в рамках допустимого объема времени без сильного напряжения. Подуровень характерен тем, что управленец имеет набор типовых решений по данному типу затруднений, имеет представление об условиях, в которых каждое из них применимо, и в случае возникновения какого-либо затруднения из этого типа, он выбирает наиболее подходящее и его реализует.

Пример непрофессионализма этого подуровня: при изменении внешних условий не происходит смены решения, или происходит реализация правильно выбранного решения по схеме реализации другого решения.

Успешная реализация типового управленческого решения с самокоррекцией своих действий

Этот подуровень предполагает способность управленца выходить в рефлексию над своими действиями и в случае обнаружения несоответствия своих реальных действий требуемым вводить самокоррекцию, которая возвращает его к реализации требуемого решения. Управленец этого подуровня способен осуществлять контроль не только результата своих действий, но и самого процесса реализации решения. Вводится процессуальная характеристика его действий, она становиться замечаемой и фиксируемой.

Пример непрофессионализма этого подуровня: неоправданная смена решения по ходу его осуществления: сначала реализовывалось одно решение, возникли какие-то трудности, и это решение отбрасывается как негодное, и начинается реализация другого.

Успешная реализация типового управленческого решения с его тактической коррекцией

На этот подуровень управленец переходит, получая способность локально изменять решение, не разрушая его, выявляя те звенья в решении которые необходимо оставить, и звенья, которые необходимо изменить, что позволяет адаптировать решение к конкретной ситуации. Пример непрофессионализма этого подуровня: такое изменение звена принятого решения, которое противоречит всему решению, или такое изменение решения, которое делает вообще невозможным его реализацию, разрушает его. Этот подуровень, опыт пребывания на нем подготавливает управленца к переходу на более сложный уровень профессионализма – уровень решения проблем.

II. Уровень решения управленческих проблем

Общая характеристика уровня: этот уровень профессионализма в управлении, базируясь на способностях первого уровня, подразумевает умение управленца принимать новые, нетривиальные решения. В этом уровне можно выделить такие подуровни:

Участие в решении управленческих проблем, поставленных и снятых другими.

Управленец приобретает опыт управления существенно изменяющейся деятельности на основе опыта управления прежней, соучавствует в процессе изменения прежней деятельности. Пример непрофессионализма этого подуровня: управленец начинает управлять меняющейся деятельностью так, будто это функционирующая деятельность.

Самостоятельная постановка и снятие проблем.

Управленец приобретает способность к самостоятельной проблематизации и депроблематизации прежней деятельности. Любое, достаточно серьезное изменение в деятельности перестает быть трагедией.

Пример непрофессионализма этого подуровня: изменение деятельности без достаточных на то оснований, постоянное экспериментирование.

На этом подуровне управленец приобретает способность легко переходить с одного подуровня на другой с адекватным типом пребывания на каждом из подуровней. Он умеет решать и проблемы, и задачи; когда необходимо он реализует задачный тип существования в деятельности, если становится необходимым, то переходит к постановке и решению проблем. Приобретается некоторая завершенность, целостность пребывания в деятельности.

Перейдем к рассмотрению механизма, обеспечивающего переход с одного подуровня на другой.

Рефлексия и профессионализм управленца

Проведенные исследования реальной управленческой практики позволяют однозначно утверждать, что механизмом, ответственным за переход профессионала вообще и управленца, в частности, с одной ступени профессионализма на другую является рефлексия.

Рефлексия – это психический механизм обеспечивающий существование человеческой деятельности. Он не сводится к имеющимся у человека мышлению, сознанию, самосознанию, воли или личности, к другим психическим механизмам. Рефлексия интегрирует все психические функции для одной цели: обеспечить существование человеческой деятельности как источника существования самого человека. Рефлексия – это внутренняя часть деятельности, психологическая ее часть; ее предпосылки заложены природой в каждом человеке в виде физиологического механизма обратной связи – рефлексов (5). Но до становления полноценной рефлексии психика человека должна пройти определенный путь.

Запуск рефлексии осуществляется при возникновении затруднения в деятельности. Затруднение – незавершенность первоначально определенного действия, вызванное какими либо препятствиями. Где возникла приостановка, там появляется рефлексивная функция как необходимость снятия затруднения через посредство специальных аналитических процессов (7). Конечный результат рефлексии – измененный проект действия, в котором снято затруднение. В рефлексии выделяется три функции: исследование, критика и перепроектирование (перенормирование). Исследование - реконструкция ситуации затруднения, построение представления о том, что произошло. Критика – выявление причины затруднения и ее разворачивания во времени. Перепроектирование – деформация способа действия так, чтобы новое действие произошло без затруднений.

В рефлексии выделяется следующая последовательность процессов: осуществление деятельности, фиксация затруднения в деятельности, выход из деятельности в пространство рефлексии, реконструкция ситуации, определение причины затруднения, перепроектирование действия, выход из рефлексии в деятельность, осуществление деятельности. Рефлексия считается ставшей тогда, когда налажен непрерывный замкнутый цикл этой последовательности процессов.

Рефлектироваться может как деятельность вся целиком, так и какие-то ее отдельные стороны. Существует определенный цикл смены акцентов в рефлексии:

  • с результативности деятельности на процесс ее осуществления;
  • с процесса на организацию процесса;
  • с организации процесса на критериальность организации процесса.

Рефлексивные процессы могут проходить как бы в двух режимах: первый режим – консервирующий, обеспечивающий сохранение прежнего способа действия; второй режим – расконсервирующий, направленный на изменение прежнего способа действия (4).

При естественной рефлексии все акценты, как правило, перемешаны. Изменение акцентов не замечается, все рефлексивные процессы “склеены”. Целенаправленное рефлектирование невозможно. Роль культуры состоит в придании рефлексивным процессам целенаправленного, оформленного, организованного характера.

При искусственной рефлексии все ее акценты подконтрольны. Такая рефлексия протекает в строгом соответствии с системой норм осуществления рефлексивного процесса. Культурные нормы рефлексии создаются на основании ценностных и интеллектуальных критериев , они не должны вести к разрушению психики человека, обязаны быть “экологичными” относительно человека. В то же время они призваны оискусствлять психологические процессы. Совместить эти требования очень непросто.

Подведем итог. В профессиональной управленческой деятельности можно выделить два основных уровня. Первый уровень: уровень решения управленческих задач. В него входят подуровни:

  • Успешная реализация конкретного управленческого решения;
  • Успешная реализация типового управленческого решения;
  • Успешная реализация типового управленческого решения с самокоррекцией своих действий;
  • Успешная реализация типового управленческого решения с его тактической коррекцией.

Второй уровень: уровень решения управленческих проблем. В него входят подуровни:

  • Участие в решении управленческих проблем, поставленных и снятых другими;
  • Самостоятельная постановка и снятие проблем;
  • Полная рефлексивная самоорганизация.