Какие могут быть общественные организации. Некоммерческие организации: осведомленность и отношение

  • 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые

    формы.

    Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

    Различают следующие виды общественных объединений:

      Общественная организация;

      Общественный фонд;

      Общественное учреждение;

      Орган общественной самодеятельности;

      Политическая партия.

    Общественная организация

    Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.

    Суть членства заключается в документальном оформлении участия в организации (заявления, членские билеты и пр.), наличии определенных прав (избирать и быть избранными в руководящие органы), обязанностей (уплачивать взносы и т.п.) и ответственности за несоблюдение устава организации вплоть до исключения из ее рядов. Этим общественные организации и партии отличаются от других видов общественных объединений, основанных на участии.

    Участники - это физические и юридические лица (общественные объединения), выражающие поддержку целям объединения или его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.Общественное движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественное полезные цели.

    Общественный фонд

    Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

    Общественное учреждение

    Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг.

    Орган общественной самодеятельности

    Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

    Политическая партия

    Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    23. Политические партии: понятие, порядок создания, права и

    обязанности.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПС) РФ: ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

    Субъекты ПС – граждане, обладающие политическими правами, общественные объединения (прежде всего политические партии), государство.

    Конституционно закреплены такие принципы регулирования ПС, как идеологическое многообразие (ч. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ), политический плюрализм (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ), запрет на создание и деятельность опасных для общества и государства общественных объединений (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

    Более подробно правовой статус политических партий определяется ФЗ «О политических партиях».

    Отдельно среди общественных объединений выделяются политические партии, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Основные требования, предъявляемые к политической партии: региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; не менее 50 тыс. членов. Запрет на создание региональных партий и ограничение минимальной численности членов партии были признаны соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г.

    Деятельность политических партий строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

    Политическая партия создается свободно, подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (общественного объединения). Помимо устава политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, методы реализации целей и решения задач.

    Членами политической партии могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста.

    В случае успешного выступления политической партии на выборах (набрали не менее 3 % на выборах депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу, либо избрано не менее 12 депутатов по одномандатным округам в Государственную Думу, либо выдвинутый партией кандидат в Президенты РФ набрал не менее 3 % голосов) политическая партия имеет право на получение государственной финансовой поддержки (из федерального бюджета).

    Только политическая партия (из всех видов общественных объединений) вправе самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (эта норма вступила в силу с лета 2003 г.).

    Политическая партия может быть ликвидирована по решению высшего руководящего органа либо (в некоторых случаях) по решению Верховного Суда РФ.

    Не все коммерческие организации знают понятие членства (участия) в ней. Не может быть членства в общественном фонде, основанном одним лицом-учредите- лем, его нет в автономной некоммерческой организации, научно-исследовательском институте или в государственной корпорации. Однако в подавляющем большинстве некоммерческих организаций, особенно занимающихся общественной деятельностью и наиболее влиятельных в обществе, членство (участие) существует. Российское законодательство не очень строго различает понятия членства и участия. Нередко одно из этих слов в тексте ставится в скобках после другого, уравнивая их. Более определенно говорится о членстве в законодательстве об общественных объединениях: объединение в форме организации всегда основано на членстве. Для других организационно-правовые форм (общественные движения, общественный фонд) этот термин не используется. Более того, в отношении общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности прямо говорится, что они не основаны на членстве. Как говорилось, в таких структурах могут быть лишь совещательные органы, штат служащих, сотрудники учреждения. В тех некоммерческих организациях, где членство есть, учредители при решении вопросов на общих собраниях, съездах находятся, по существу, на правах членов (в отличие, например, от акционерные обществ, где степень влияния акционера зависит от количества принадлежащих ему голосующих акций). В некоммерческих организациях учредители имеют равные права с другими членами, т. е. каждый имеет один голос (иногда на съезде бывают делегаты-представители, которым поручено голосовать за часть или всю местную организацию, но лично они имеют один голос, если устав не предусматривает иного). В соответствии с российским законодательством членами некоммерческой организации (а также ее учредителями, участниками) могут быть граждане РФ, лица без гражданства, иностранцы, российские общественные и религиозные организации. Из анализа упомянутого Закона от 10 января 2006 г. (внесшего поправки в Закон о некоммерческих организациях) следует, что международные и иностранные некоммерческие неправительственные организации не вправе быть учредителями, членами, участниками российских (национальные) некоммерческих ор ганизаций. Они действуют в России через свои отделения, филиалы, представительства, которые могут быть юридическими лицами, но не членами (участниками) российских некоммерческих общественных организаций. Закон о некоммерческих организациях не содержит общего возрастного требования к их членам (участникам). Такие требования относятся лишь к отдельным видам некоммерческих организаций (например, к некоторым общественным объединениям, о чем сказано ниже). Отсутствие общего возрастного ценза понятно: он не может быть применен к некоторым видам некоммерческих организаций (например, к религиозным объединениям). Для членства в детских организациях установлен возраст с 8 лет, для молодежных - с 15 лет, членом политической партии можно стать с 18 лет. Нет также общего требования к дееспособности физического лица: членом некоммерческого партнерства может считаться малолетний, интересы которого представляют его опекуны или попечители. Нет запрета быть членами организации лицам, не имеющим постоянного места жительства. Запрещается ограничивать членство по признакам расы, пола, происхождения и т. д. Если создана, например, женская организация, то в нее должны приниматься и мужчины, разделяющие цели, зафиксированные в уставе данной организации. Вместе с тем социально-профессиональный признак может учитываться, например, при создании профсоюзов или объединения работодателей. Между некоммерческой организацией и ее членами (участниками), между самими членами (участниками) возникают членские отношения (отношения участия). Для учредителей такие отношения возникают как отношения согласия на начальных этапах создания организации, для членов - с момента принятия их в организацию (иногда просто записываются в члены, иногда установлен жесткий порядок принятия). Членские отношения в некоммерческой организации, ставшей юридическим лицом, частично урегулированы законодательством, которое устанавливает основы этих отношений (кто может и не может быть членом и т. д.), а детально - нормами устава конкретной некоммерческой организации. В первой части (основы) такие отношения являются правоотношениями, имеют государственный характер (закон - мера государственная), во второй - корпоративными отношениями, связанными с членством в конкретной организации. Болгарские авторы считают, что отношения между некоммерческой организацией и ее членами, последними между собой не являются отношениями власти и подчинения1. Такое общее утверждение вряд ли верно, на деле отношения членства (участия) имеют более сложный характер. Во-первых, нужно учитывать, что есть разные виды власти. Существует публичная власть и ее основная разновидность - государственная власть. В той части, где отношения членства регулируются законом, несомненно, имеют место государственно-властные отношения (например, запрет некоторым должностным лицам быть членами коммерческого объединения или политической партии). Часть отношений членства, регулируемых уставом организации, есть проявление корпоративной власти организации по отношению к ее членам (например, обязанность выполнять решения общего собрания, съезда, руководящих органов организации). За невыполнение устава некоммерческой организации, нарушение правил, установленных решениями организации, ее члены могут быть наказаны. Разумеется, такие взыскания имеют моральный характер (например, выговор или самое серьезное наказание - исключение из некоторых организаций). В некоммерческой организации может возникнуть конфликт интересов. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовые отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственный отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимые некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации. Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иные действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованные лиц и некоммерческой организации. В связи с этим Закон о некоммерческих организациях требует: заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации (п. 2 ст. 27). При этом имеется в виду имущество организации, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах некоммерческой организации, имеющая для нее ценность. В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или может быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов данного лица и некоммерческой организации в отношении сделки лицо обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки, а сама сделка должна быть одобрена органом управления или надзора. При нарушении этих требований сделка может быть признана судом недействитель ной, а заинтересованное лицо (лица) несет ответственность перед некоммерческой организацией в размере убытков, причиненных им этой организации. Прекращение членства (участия) в некоммерческой организации Закон о некоммерческих организациях не регулирует. Такие положения могут устанавливаться лить самими некоммерческими организациями, и если имеются, то содержатся в их уставах. На практике прекращение членства возможно в результате определенных событий (смерть члена некоммерческой организации или прекращение деятельности организации как юридического лица), выхода члена из данной некоммерческой организации, запрета для данного лица состоять в определенной организации, исключения из нее. В случаях смерти члена некоммерческой организации или ликвидации организации к наследникам в некоторых странах могут переходить имущественные права (если это допускается уставом и только в некоторых организациях), но в России, как говорилось, это по общему правилу не допускается. Не наследуются членские взносы. Предполагается, что они использованы на нужды организации. В любом случае не может наследоваться само членство в некоммерческой организации: оно имеет индивидуальный характер. Если ликвидируется сама некоммерческая организация, одновременно прекращаются все ее правоотношения, в том числе членство в ней. Выход из состава некоммерческой организации - это добровольное индивидуальное прекращение членства (возможен и коллективный выход группы людей, но в отношении каждого из них будет действовать индивидуальное прекращение членства). В тех некоммерческих организациях, где существует коллективное членство (членами являются другие организации, как, например, в Лейбористской партии в Великобритании), возможен выход той или иной организации-члена. Выход может быть оформлен путем подачи заявления членом организации, совершения им других действий. Выход из организации может иметь также фактический характер: член объедине ния лишь числится в нем, но никак не проявляет себя как член организации. Исключение - мера, используемая далеко не во всех некоммерческих организациях. Она имеет принудительный характер, применяется против воли лица, которое не желает прекращать членство. В некоторых случаях процедура исключения применяется и тогда, когда член организации сам заявляет о выходе из нее. Эта мера действует в качестве морального порицания такого поступка члена организации и, кроме того, иногда служит средством учета членства. Исключение применяется по решению общего собрания, реже - съезда, иногда исключение осуществляет орган управления некоммерческой организацией, ее руководство. Исключение из состава некоммерческой организации обычно применяется по трем основаниям: 1) противоречие действий, поведения члена организации ее уставу, решениям руководства; 2) систематическое невыполнение решений органа управления организацией; 3) систематическая неуплата членских взносов, предусмотренных уставом организации. Членство в общественном объединении порождает определенные права и обязанности членов, права и обязанности общественного объединения и его органов по отношению к его членам, влечет за собой возникновение определенных отношений между членами объединения, изменяет характер отношений людей, состоящих в одном и том же объединении, а также их отношения к другим объединениям, оценку членами объединения происходящих событий (такая оценка нередко дается с позиций, которые приняты в объединении), взгляды людей на внутреннюю и внешнюю политику государства, международные отношения. Полномочия (права и обязанности) члена некоммерческой организации могут быть юридическими (правовыми), корпоративными и этическими (моральными). Первые устанавливаются Законом о некоммерческих организациях, другими законами и выполняют основополагающую роль, вторые - уставом, учредительными документами и иными решениями конкретной некоммерческой организации. Положения законов могут быть частично инкорпорированы в устав некоммерческой организации, и полномочия становятся смешанными, юридически-корпоративными. Этические полномочия связаны с моральными установками тех или иных членов некоммерческой организации. Они могут быть и являются не совсем одинаковыми, но, поскольку членов организации объединяет общая (по характеру - общественная) цель, в моральные установках ее членов есть нечто общее. Терминология, которую мы употребили выше (юридические, корпоративные и этические полномочия), имеет в значительной мере условный характер. Права и обязанности, связанные с принуждением со стороны публичной власти, это юридические права и обязанности. Они, по существу, часто рассматриваются как подлинные права и обязанности. Однако корпоративные и этические права и обязанности тоже есть, существуют и соответствующие формы принуждения, хотя для них более целесообразно, с нашей точки зрения, подобрать иную терминологию. Пока что она не найдена. Членство в некоммерческой организации предусматривает наличие имущественных и неимущественных правоотношений. Среди неимущественные выделяются правоотношения организационного характера, связанные с тем, что организация должна выступать в отношениях с ее членами и вовне как единый организм. Различие между имущественными и неимущественными (личными) правами в связи с членством в некоммерческой организации состоит в том, что первые (если это предусмотрено уставом, другими документами) могут в определенных случаях частично переходить к наследникам, вторые - нет. Неимущественные права носят персональный характер и в случае смерти члена некоммерческой организации не переходят к другим лицам, а просто прекращаются. Неимущественными правами (в том числе правами организационного характера) членов некоммерческой организации являются право избирать и быть избранными в руководящие органы организации, участвовать в общих собраниях, вносить свои предложения и возражения, свободно голосовать при принятии решения общим собранием (съездом). Любой член организации вправе обращаться к органам управления организацией, ее должностным лицам с вопросами о сведениях, касающихся общих дел данной организации, о выполнении решений общего собрания, о расходовании общего имущества, о финансовых средствах, займах и ссудах, о членском составе организации, по вопросам нехозяйственной деятельности организации (пропаганды целей организации, привлечения новых членов, о формах работы с разными слоями населения, о международной деятельности организации и др.). Любой член организации может потребовать отмены решения общего собрания, органа организации, если такое решение противоречит закону или уставу организации. Член организации вправе выступить также против других решений общего собрания или руководящего органа организации (например, если считает, что такое решение нецелесообразно), но пока такие решения не отменены, он должен их выполнять. Названные права члена некоммерческой организации не зависят от его личной заинтересованности в том или ином решении, он может выступать с возражениями или требованиями отмены решений, исходя из общественного интереса; такие права опираются на право индивидуального и коллективного контроля каждого члена (в рамках устава) в отношении организации, в которой он состоит (подробнее о контроле - ниже). Имущественных прав у члена некоммерческой организации по отношению к ней, по существу, нет: он не может потребовать обратно членские взносы; имущество организации в случае ее ликвидации не делится между ее членами. Лишь отдельные формы некоммерческих организаций предусматривают наличие некоторых имущественных прав у их членов. Например, члены некоммерческого партнерства при выходе из него вправе получить часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, которые не возвращаются. Как и права, обязанности членов некоммерческой организации могут быть юридическими (правовыми), корпоративными и этическими. С точки зрения отношений субъекта и объекта обязанности члена некоммерческой организации делятся на три группы: 1) по отношению к организации; 2) по отношению к ее органам; 3) по отношению к другим членам организации. Корпоративные обязанности члена некоммерческой организации по отношению к организации могут иметь имущественный характер. Это уплата членских взносов, размер которых обычно одинаков для всех членов. Они уплачиваются в разные сроки в соответствии с уставами организаций (например, в политических партиях обычно ежемесячно, в союзе охотников и рыболовов - раз в год). Неравенство в размере членских взносов может быть в случае, если в некоммерческой организации есть индивидуальные и коллективные члены (например, в Лейбористской партии в Великобритании). Для индивидуальных членов сумма взносов иногда тоже неодинакова (она составляет одинаковый процент от заработной платы и других доходов, но доходы людей разные). В некоторых некоммерческих организациях вместо уплаты обязательных периодических членских взносов используется форма нерегулярных пожертвований на нужды организации (такие пожертвования могут делать и нечлены организации, если это не запрещено законом). К имущественным обязанностям членов по отношению к организации относится также забота о сохранении имущества организации, о его приумножении. В некоторых формах некоммерческих организаций (например, в общественных учреждениях) возможна частичная субсидиарная ответственность учредителя (учредителей) по обязательствам организации. Корпоративные обязанности члена некоммерческой организации по отношению к ней имеют также неимущественный характер: участие в работе организации, привлечение новых членов и др. Эти обязанности носят корпоративный характер. Есть и этические обязанности, например, поведение члена организации не должно компрометировать саму организацию. По отношению к органам и другим членам организации у того или иного члена организации обязанностей имущественного характера не имеется. В данном случае обязанности носят неимущественный характер. Это в основном корпоративные и этические обязанности: уважать мнение большинства, защищать права меньшинства, с уважением относиться к другим членам организации и т. д. По отношению к руководящим органам некоммерческой организации ее члены обязаны выполнять решения этих органов (резюмируется, что такие решения соответствуют закону и уставу организации). Если же решение руководящего органа носит преступный характер, его не следует выполнять, а необходимо обратиться в прокуратуру, другие органы государства или муниципального образования.

    Еще по теме § 5. Членство (участие) в некоммерческой общественной организации, права и обязанности членов:

    1. § 3. Права и обязанности некоммерческой общественной организации
    2. ЧЛЕНСТВО В КООПЕРАТИВЕ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КООПЕРАТИВА. ПРЕКРАЩЕНИЕ ЧЛЕНСТВА И ПЕРЕХОД ПАЯ
    3. ЧЛЕНСТВО В ПАРТНЕРСТВЕ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ПАРТНЕРСТВА
    4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ТОВАРИЩЕСТВА. ЧЛЕНСТВО В ТОВАРИЩЕСТВЕ
    5. Глава7 НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
    6. § 7. Самоуправление в некоммерческой общественной организации
    7. § 6. Деятельность некоммерческой общественной организации и ее имущество
    8. § 2. Создание, прекращение и ликвидация некоммерческой общественной организации
    9. § 4. Организационно-правовые формы некоммерческих общественных организаций
    10. § 8. Некоммерческие общественные организации и органы публичной власти
    11. 5.5. Права общественных и иных некоммерческих экологических объединений
    12. § 1. Понятие некоммерческой общественной организации как юридического лица
    13. ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА. УЧАСТИЕ В КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
    14. § 60. Сущность договора о сообществе. - Формы римского права и новых законодательств. - Полное и неполное общение. - Участие и соотношение членов.

    - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право -

    Как создать общественную организацию: разновидности и формы общественных объединений + из чего может состоять устав общественной организации + как ликвидировать общественную организацию.

    Законодательство РФ подтверждает наличие права у общества на создание организаций, тем не менее, для избегания беспорядков их деятельность контролируется.

    Каждая организация имеет такие отличительные черты от других видов общественности:

    1. Устав.
    2. Протоколы собраний.
    3. Руководящий орган.
    4. Наличие членства.

    Такой фактор, как наличие членства, отличает общественную организацию от общественного движения.

    Давайте подробнее разберёмся, как создать общественную организацию , что для этого необходимо и как не преступить при этом рамки закона.

    Что такое общественная организация и для чего она нужна?

    Общественной организацией принято считать объединение между определенными слоями населения , которые собрались на основе общих интересов, или преследуя и отстаивая определенные идеи.

    Но, несмотря на то, что это не правительственный союз, для совершения какой-либо серьезной деятельности данные о нем необходимо будет зарегистрировать. Деятельность подобных союзов можно классифицировать таким видом как некоммерческая.

    Обычно они создаются с той целью, чтобы реализовать проекты, которые могут быть связаны с творческой деятельностью, налаживанием культурной и социальной жизни общества, отстаиванием собственных интересов и т.п.

    Подобные объединения способствуют улучшению качества жизни, так как единомышленники имеют возможность не только собираться для обсуждения той или иной проблемы, а и успешно искать способы ее решения.

    В случае с официальным оформлением подобного союза появляется возможность донести свои идеи и требования до вышестоящих органов и повлиять на то, что происходит в пределах определенной территории.

    Согласно тематике, можно определить такие основные разновидности, наиболее актуальные на сегодняшний день:

    • Гуманитарная
    • — защита человеческих прав и оказание помощи;
    • Охрана окружающей среды — заострение внимания общественности на проблемах с экологией;
    • Защита животных — борьба с вымиранием редких видов в мире животных;
    • Молодежные — направление энергии подрастающего поколения в правильное русло.

    К наиболее популярным и известным мировым общественным организациям можно отнести такие как:

    • Красный Крест — оказывают помощь тем, кто оказался жертвами различных конфликтов (войны и т.д.), а также помогают устранить последствия стихийных бедствий.
    • Гринпис — позиционируют себя как защитники природы от результатов цивилизации и различных испытаний ядерного оружия.
    • Врачи мира — оказывают в странах «третьего мира», там, где нет возможности ее получить.
    • Скауты — пример молодежного собрания, члены которого имеют возможность получить знания о выживании в условиях дикой природы. Дает возможность детям безопасно контактировать с окружающей их средой.

    Наличие таких примеров поможет более ясно определить цель создания общественных организаций.

    Тематика и интересы любого зарегистрированного или незарегистрированного объединения, которое совершает какие-либо действия, никак не могут пересекаться с экстремистской и террористической деятельностью.

    5 этапов для создания общественной организации


    Официальным оформлением новых общественных и социальных образований в каждом городе занимается Министерство юстиции.

    Для создания понадобятся три или более физических лица. Интересен и тот факт, что в роли учредителя может выступать не только физическое, но и , причем, даже не одно.

    Процесс создания общественной организации можно разделить на 5 последовательных этапов:

    1. Консультация по всем юридическим и организационным вопросам с юристом.
    2. Подготовка и сбор документации.
    3. Оплата пошлины в размере около 4000 рублей.
    4. Ожидание подтверждения регистрации.
    5. Постановка на учет .

    Список необходимых документов:

    • заявление о регистрации;
    • информация о руководстве;
    • документы и сведенья обо всех учредителях;
    • протокол с собрания учредителей;
    • уставные документы;
    • квитанция про уплату налога (сбора) за регистрацию (примерно 4000 рублей).

    Все вышеперечисленные документы должны быть предоставлены в двух экземплярах.

    Помимо основного набора документов, необходимо будет также предоставить такие бумаги:

    • решение о создании организации;
    • решение про утверждение устава;
    • решение про выбор органов.

    Как было сказано выше, деятельность общественных организаций регулируется законом, а более подробно ознакомиться с нормами, которые ее регулируют можно при помощи таких документов:

    • Конституция;
    • Гражданский кодекс;
    • Закон «Об общественных объединениях».

    В случае создания любого общественного некоммерческого союза придется плотно поработать с данными законодательными актами.

    При этом желательно обратить внимание на такие моменты:

      Каждый человек, который достиг определенного возраста и имеет гражданство, или группа людей имеют полное законное право на объединение с той целью, чтобы защитить их общие убеждения и интересы.

      А также, свобода дальнейших действий подобной организации гарантируется, что указано статьей № 30 в Конституции Российской Федерации (www.constitution.ru )

    1. Не обязательно общественные организации должны быть официально зарегистрированы, а также нет необходимости предварительно получать разрешение на то, чтобы создать общественную организацию, у местных органов управления и регулировки деятельности, что сказано в 3 и 21 статьях Федерального Закона (ozpp.ru/zknd/obsh )
    2. Важно знать: в том случае, если выбранная правовая форма объединения не зарегистрирована официально, она лишена не только обязанностей, но и прав юридического лица.

      Тем не менее, при необходимости ее можно зарегистрировать в любой момент.

    1) Кто может создать общественную организацию?


    Если вернуться к тому, как все-таки зарегистрировать организацию, то возникает последовательный вопрос о том, кто может быть ее учредителем и кто может стать ее членом.

    Стать создателем или же членом общественной организации может:

    • совершеннолетний (не младше 18 лет);
    • гражданин РФ, а также иностранец, который законно проживает на территории России;
    • лица, которые не привлекались к ответственности за отмывание денежных средств и за спонсирование терроризма;
    • лица, которые находятся в тюремном заключении по решению суда.

    Учредители, которые участвуют в создании организации, являются ее членами.

    2) Из чего должен состоять Устав?

    Официальный уставной документ общественной организации, точно так, как и в случае с уставом предприятия, должен состоять из таких элементов:

    • полное название;
    • основная цель (цели, если их несколько), интересы и основной род деятельности;
    • органы управления и руководства;
    • определенные территории, в границах которых она действует;
    • условия, при которых можно получить или потерять членство;
    • срок, на который руководящие полномочия будут предоставляться, порядок получения и потери;
    • то, в каком порядке будут вноситься изменения или пополнения устава;
    • основной источник средств, предоставленного имущества и способ их контроля;
    • порядок того, как ликвидируется и реорганизуется.

    Зависимо от особенностей, тематики и цели, устав может также содержать дополнительные пункты.

    Некоторые молодежные объединения допускают детей от 14 лет, а детские от 8.

    После утверждения устав необходимо предоставить в трех экземплярах, два из которых прошивают, подписывают и нумеруют страницы.

    Вместе с уставом предоставляют протоколы того, как выбирался руководитель и создавалась организация.

    3) Возможности организации как юридического лица

    После регистрации, организация получает полноценные права, что подразумевает:

    • сбор и контроль денежных средств;
    • наличие счета в банке;
    • заключение договоров.

    Исходя из того, как расширяется сфера возможностей и деятельности при получении официального статуса, можно прийти к выводу, что данная процедура актуальна лишь в случае с денежными операциями.

    В любом другом случае — это не имеет такой важности или смысла.

    Создание незарегистрированного объединения

    В отличие от зарегистрированной организации, в случае с незарегистрированным союзом все намного проще.

    Создание заключается в таких основных этапах:

    1. Выбор правовой формы.
    2. Определяются основные идеи, цели, и задачи.
    3. Выбор органов управления.
    4. Утверждение объединения и устава.

    Как и почему можно ликвидировать общественную организацию?


    Как известно, любое объединение или предприятие, которое зарегистрировано в органах, может время от времени подвергаться проверкам.

    В том случае, если это общественная организация, есть необходимость ежегодно предоставлять отчет об основных этапах ее деятельности, согласно ее целям, а также обо всех денежных операциях, если цель подразумевает их наличие.

    Исходя из всего вышенаписанного, можно прийти к выводу, что при отсутствии своевременно предоставленного отчета об основных действиях организации, она будет изъята органом контроля.

    Если более конкретно, то согласно второй части 29 статьи Федерального закона, необходимо каждый год, а максимальный срок задержки — 3 года. В обратном случае организация будет ликвидирована и считаться как таковая, что полностью прекратила любую деятельность.

    Как создать общественную организацию?

    Прежде всего, вы должны разобраться, как её зарегистрировать:

    Вывод о создании общественной организации

    Полностью определить этапы создания и деятельности таких общественных союзов и список документации для того, чтобы ее зарегистрировать, возможно, лишь четко установив основную задачу, идею и тематику.

    С целью более подробного изучения правил и порядка создания общественного объединения, а возможно и его регистрации, стоит внимательно прочитать приказ «О правилах рассмотрения заявлений регистрации общественных объединений» (№ 19 — 01 — 122 — 97).

    Перед тем как создать общественную организацию , стоит определить, подходит ли выбранный правовой формат к тем идеям, которые ею преследуются.

    В любом из случаев можно не торопиться с регистрацией в момент создания, особенно в том случае, если в этом нет никакой необходимости.

    Поскольку данный вид деятельности считается совершенно некоммерческим, стоит понимать, что создание общественных объединений как прибыльного бизнеса не имеет никакого смысла, а в некоторых случаях даже карается законом.

    Полезная статья? Не пропустите новые!
    Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

    Общественное природоохранное движение зародилось в России больше столетия назад, но до сих пор для большинства граждан страны остается чем-то малопонятным и чуждым. Очень часто люди воспринимают общественные организации, в том числе природоохранные, как некое дополнение к государственным структурам, и ждут от общественных организаций примерно тех же действий и результатов, что и от государственных.

    Когда выясняется, что на самом деле общественные организации заняты чем-то совсем иным, это вызывает обиды и разочарования. Обиды и разочарования граждан, независимо от того, насколько они справедливы и обоснованы, не добавляют популярности общественному природоохранному движению и делают его более слабым. Для развития общественного природоохранного движения крайне важно, чтобы большинство людей правильно понимало цели и смысл существования этого движения, возлагало на него обоснованные и справедливые надежды и не возлагало необоснованных и несправедливых, и в конце концов не разочаровывалось в результатах действия неправительственных природоохранных организаций и активистов.

    Об общественных организациях

    Общественные организации в широком смысле этого слова - это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие объединения граждан, существующие в форме юридических лиц, деятельность которых направлена на защиту общих интересов членов организации и достижение уставных целей. Юридически точные определения общественных организаций и других общественных объединений приводятся в федеральном законе от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", но мы в данном случае будем использовать понятие "общественная организация" в собирательном, классическом смысле. В соответствии с законодательством, общественная организация должна состоять из членов (учредителей). У общественной организации могут быть штатные сотрудники, нанимаемые в соответствии с трудовым законодательством, и добровольцы (волонтеры), оказывающие помощь этой организации безвозмездно. Общественная организация может существовать за счет различных источников финансирования - в случае Гринпис таким источником являются взносы (пожертвования) частных лиц или гранты из фондов, полностью сформированных на пожертвования частных лиц. Кроме собственно общественных организаций, существует изрядное количество разнообразных "муляжей общественности" - организаций, создаваемых властью или бизнесом для разнообразных политических и коммерческих целей: получения формального "общественного одобрения" тех или иных действий, освоения бюджетных средств и т.д. "Муляжи общественности" мы сейчас рассматривать не будем, хотя на практике далекие от охраны природы люди часто путают собственно общественные организации с их муляжами.

    В развитии большинства крупных природоохранных общественных организаций в России, включая Гринпис и WWF, основную роль сыграли выходцы из Движения дружин по охране природы, сформировавшегося в СССР в 60-е годы прошлого века и достигшего пика своего развития в 80-е. Благодаря этому российское общественное природоохранное движение достаточно тесно связано с ВУЗами и научным сообществом, и обладает в основном весьма квалифицированными кадрами. В общественных природоохранных организациях, как правило, очень низкая, особенно по сравнению с государственным сектором, текучесть кадров. В этом есть как плюсы, так и минусы: с одной стороны, обеспечивается большой опыт и высокий профессиональный уровень сотрудников, с другой - накапливается усталость, иногда формируется узкопрофессиональный взгляд на окружающую действительность.

    В крупнейших российских неправительственных природоохранных организациях - WWF и Гринпис - количество штатных сотрудников составляет, соответственно, около ста пятидесяти и около шестидесяти человек. В лесном отделе Гринпис России работают в настоящее время десять человек (в пересчете на полную занятость - восемь). В подавляющем большинстве остальных неправительственных природоохранных организаций количество штатных сотрудников составляет несколько человек, из них вопросами, связанными с лесом, как правило, заняты один-два человека.

    Приведем некоторые примеры из жизни лесного отдела Гринпис России, показывающие, что могут и чего не могут общественные организации (хотя бы те, которые по своему устройству и образу деятельности близки к Гринпис), в чем они сильны, а в чем, наоборот, слабы, и в чем состоит смысл их существования.

    Чего не могут общественные организации

    У общественных организаций, в том числе природоохранных, нет абсолютно никаких властных полномочий. Соответственно, они сами по себе не могут заставить кого бы то ни было прекратить деятельность, наносящую ущерб природе, или, наоборот, заставить сделать что-либо на благо природы (в СССР и в 90-е годы общественники могли иметь отдельные инспекторские полномочия, но сейчас это законодательством не допускается). Общественные организации не могут создавать особо охраняемые природные территории, утверждать нормативно-правовые акты, назначать или увольнять чиновников, отвечающих за охрану природы или ее использование. Общественные организации не могут непосредственно влиять на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. В этом отношении у общественных организаций прав столько же, сколько у обычных граждан Российской Федерации (а кое в чем даже меньше, чем у граждан: например, право граждан на получение ответов на свои обращения во власть защищено специальным законом, а право общественных организаций - нет).

    Общественные организации, как правило, не могут оказать сколько-нибудь существенной помощи государственным органам и организациям в выполнении их рутинной работы просто в силу несопоставимости сил и ресурсов государства и общественных организаций. Например, в системе органов управления лесами России (федеральных и региональных) даже сейчас, после нескольких лет разрушительных реформ, работает около сорока тысяч человек. Очевидно, что если бы десять сотрудников лесного отдела Гринпис России взялись бы помогать государственным органам в выполнении их повседневной работы, эта помощь в масштабах страны была бы совсем неощутимой.

    Другой пример: борьбой с пожарами в России занимается федеральная противопожарная служба МЧС (220 тысяч штатных единиц), договорные подразделения противопожарной службы (36 тысяч единиц), подразделения пожарной охраны субъектов РФ и органов местного самоуправления, лесопожарные и лесохозяйственные организации, заповедники и национальные парки и другие государственные структуры - в общей сложности до полумиллиона человек. Если бы два штатных сотрудника Гринпис России, чья работа связана с пожарами на природных территориях, и несколько десятков прошедших специальное обучение добровольцев взялись бы просто помогать государственным органам в выполнении их повседневной работы по борьбе с пожарами, эффект от этого был бы весьма невелик.

    Третий пример: несмотря на разруху в лесном хозяйстве, площадь, на которой ежегодно проводится искусственное лесовосстановление и лесоразведение, составляет почти двести тысяч гектаров (правда, если вычесть все возможные приписки, реальная площадь, скорее всего, составит не более ста тысяч). В работе по посадке лесных культур в сезон участвует до нескольких десятков тысяч человек. Если бы два штатных сотрудника Гринпис, чья работа связана с лесоразведением, даже с участием всех возможных добровольцев, взялась бы просто помогать государственным и коммерческим организациям в посадке лесных культур, и эта помощь также оказалась бы в масштабах страны весьма небольшой.

    Таких примеров можно привести великое множество. Суть их в том, что даже наше полуживое и чрезвычайно неэффективное государство обладает несоизмеримо большими ресурсами, необходимыми для выполнения обычной повседневной работы, связанной с охраной окружающей среды, чем все вместе взятые общественные природоохранные организации. Если основная деятельность общественных природоохранных организаций будет направлена на оказание помощи государственным структурам в выполнении их повседневной работы, так или иначе связанной с охраной природы (или коммерческим организациям, выполняющим соответствующие государственные заказы) - вклад их в общее дело будет невелик, и даже почти незаметен. На ситуации с лесами и с охраной природы в целом такая деятельность общественных организаций, по крайней мере в современных условиях, практически никак не отразится.

    Очень многие граждане России обращаются в общественные организации, в том числе в Гринпис, с просьбами о помощи в защите их прав, нарушенных при использовании лесов и других природных территорий. Эти граждане обладают теми же или даже большими правами, что и общественные организации; более того, во многих случаях, если нарушены права конкретного человека или жителей конкретного населенного пункта, без инициативы со стороны этого человека или этих жителей сделать что-либо для защиты их прав законным образом невозможно. Многие люди ждут, что после их звонка в общественную организацию (например, Гринпис) волнующая их проблема сама собой каким-то волшебным образом решится - в таких ситуациях, как правило, сделать ничего просто невозможно. Но много и таких, и их с каждым годом становится все больше, кто готов сам защищать свои права, и кому нужна только квалифицированная помощь опытных людей. К сожалению, помочь всем общественные организации тоже не могут, поскольку каждый такой случай, как правило, растягивается надолго, требует детального разбирательства и обильного общения с чиновниками, а число граждан, ищущих в общественных организациях защитников их нарушенных экологических прав, исчисляется многими тысячами. В связи с этим оказать непосредственную помощь всем нуждающимся гражданам, чьи права на благоприятную окружающую среду были нарушены властью или бизнесом, общественные природоохранные организации тоже не могут - в большинстве случаев они могут лишь помочь советом, дать типовые, проверенные на собственном опыте, инструкции, как действовать в той или иной ситуации.

    Приведенные примеры показывают, что общественные природоохранные организации не могут эффективно подменять своей деятельностью повседневную работу государственных структур в области охраны природы, в том числе лесов, и оказания природоохранных услуг гражданам.

    Что могут общественные организации

    Общественные организации обладают рядом возможностей, которых нет ни у государственных структур и их работников, ни у бизнеса, ни у частных лиц. Главной из них является возможность говорить правду о ситуации в стране, в охране природы или в лесном хозяйстве, не очень сильно опасаясь за последствия. Формально говорить правду может кто угодно: согласно статье 29 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Но в реальности свобода слова и массовой информации в нашей стране очень сильно ограничена. Госслужащие связаны законодательством о государственной службе, работники государственных, муниципальных и коммерческих организаций - опасениями репрессий со стороны начальства, граждане-одиночки - опасениями за свою жизнь и жизнь своих близких. В итоге все знают, что со страной, охраной природы и лесным хозяйством происходит что-то не то, властями и бизнесом постоянно принимаются опасные решения или совершаются действия, грозящие стране и природе катастрофой - но очень многие в силу разных причин молчат.

    Общественные организации, особенно крупные, гораздо менее зависят от власти и бизнеса, чем госслужащие, бюджетники, работники коммерческих структур или отдельные граждане. Статус сотрудников известных общественных организаций, особенно международных, неплохо защищает от угроз и покушений: государственные и крупные коммерческие структуры опасаются репутационного ущерба, а мелкие жулики обычно и так опасаются связываться с активными общественными деятелями. Общественным организациям гораздо легче пробиться в СМИ, чем одиночкам, просто в силу налаженной системы работы с журналистами. Наконец, большинству работников общественных организаций особенно нечего терять: ни важной должности, которую страшно потерять, ни сколько-нибудь значимых материальных активов у них нет - одно только и остается, что право говорить правду, не оглядываясь на мнение многочисленного начальства.

    Иногда вовремя сказанной правдой, вовремя распространенной информацией можно добиться многого. Например, в 2004 году Минэкономразвития РФ разработало проект нового Лесного кодекса РФ, предусматривавшего возможность приватизации основной части лесов страны (примерно 90%), практически полную ликвидацию государственного лесного хозяйства, фактическую ликвидацию защитных лесов, и множество тому подобных сюрпризов. Разработчики кодекса не сочли нужным хотя бы просто проинформировать профессиональное сообщество о своем творении, намереваясь "протащить" его через все законотворческие инстанции в течение нескольких месяцев - до конца 2004 года. Гринпис, узнав об этом, в течение двух недель подготовил и издал брошюру с проектом кодекса и краткой пояснительной запиской к нему, и разослал эту брошюру в региональные органы власти, органы управления лесами, лесхозы, заповедники, национальные парки и другие лесные организации, а также многим известным ученым и общественным деятелям. Во многом именно благодаря этой брошюре информация о новом кодексе быстро распространилась по всей стране, стала достоянием широкой общественности (интернетом в 2004 году лесное хозяйство было охвачено в относительно малой степени). В дальнейшем информация о процессе разработки кодекса также распространялась в первую очередь именно общественными организациями, в том числе через Лесной форум Гринпис в сети Интернет, и через рассылку специальных печатных изданий. В итоге у правительства не получилось принять кодекс быстро - процесс растянулся почти на три года, от идеи массовой приватизации лесов власть была вынуждена отказаться, ограничения на изъятие и использование защитных лесов были сохранены, а лесному хозяйству все-таки удалось избежать абсолютного разгрома.

    Другой пример: лесные и торфяные пожары. Можно без преувеличения сказать, что до лета 2010 года ситуация с лесными и торфяными пожарами со всех сторон была окутана ложью и легендами: что пожары в лесах героически тушит МЧС, у которого созданы огромные группировки сил и вообще "все под контролем"; что денег, сил и средств для тушения лесных пожаров в стране достаточно, и т.д. Когда катастрофические пожары в Средней полосе только начинались (в первой половине мая 2010 года), власти эти пожары тщательно скрывали, то утверждая, что вообще ничего не горит, то - что горит лесная подстилка на мизерной площади, то - что горело, но все уже потушили. Гринпис и другие общественные организации пытались предупреждать власть, журналистов, общество о нарастающей катастрофе - но пока не начали гореть деревни и дым не дошел до Москвы и Кремля, большинство людей больше верило успокаивающим заявлением МЧС и других властей. Когда катастрофа случилась - тушили ее всем миром. В некоторых местах, особенно на особо охраняемых природных территориях, без помощи добровольцев и общественных организаций, в том числе Гринпис, с пожарами могли бы и не справиться - хотя в целом, конечно, роль государственных структур с сотнями тысяч сотрудников и привлеченных людей, и с огромным количеством специальной техники, была решающей. Но зато благодаря общественным организациям и добровольцам жители страны (массовые зрители, слушатели и читатели СМИ) узнали, что новый Лесной кодекс разрушил систему государственного управления лесами, что почти все пожары в лесах тушат лесники, а не МЧС, что пожарные, особенно в деревнях, пользуются допотопной техникой и не обеспечены даже самым необходимым инвентарем, и т.д. В итоге ситуация начала меняться, хотя бы в той степени, в которой она могла измениться в нашем полуживом государстве: была предпринята попытка исправления Лесного кодекса, было увеличено финансирование лесного хозяйства, были выделены субсидии регионам на покупку новой лесопожарной техники. Принципиально улучшить ситуацию не удалось, но если бы не пристальное внимание общественных организаций и добровольцев к теме лесных пожаров, пожарную катастрофу 2010 года почти наверняка в полной мере списали бы на оставшихся работников леса, и кончилось бы это, скорее всего, окончательным разгромом остатков лесного хозяйства.

    Третий пример: информация о состоянии лесов. Государственные структуры обладают огромным объемом самой разной информации о состоянии лесов - ее сбором по всей стране заняты десятки тысяч людей, причем далеко не только в органах управления лесами, но и во многих других государственных структурах. Однако, в силу разных причин эта информация не складывается в общедоступную, понятную и отражающую реальное положение дел картину. Более того - государство даже не считает нужным производить общедоступные обзорные продукты, характеризующие состояние лесов (последняя официальная карта лесов издавалась еще во времена СССР; последний государственный учет лесного фонда делался по состоянию на 1 января 2003 года; и то, и другое издавалось ничтожными тиражами и мало кому было доступно). Общественные организации, даже имея в своем распоряжении ограниченную информацию, могут выпускать общедоступные продукты, отражающие реальную ситуацию в лесах - пусть не очень детальную, зато понятную почти каждому. Таким наглядным продуктом, выпущенным Гринпис, является, например, карта "Леса России", которая изначально задумывалась лишь как учебное пособие для школ и школьных лесничеств, а фактически стала наиболее распространенной сейчас печатной картой лесов нашей страны. Эта карта, выпущенная в 2004 году, вызвала довольно мощную дискуссию, в том числе в Федеральном агентстве лесного хозяйства, о реальном состоянии лесов - отголоски этой дискуссии продолжаются и поныне. Постепенно эта дискуссия, подпитываемая все новыми информационными материалами, в том числе от общественных организаций, приводит к осознанию гражданами страны степени опустошения лесов - и, соответственно, необходимости срочных мер по восстановлению порядка в лесном хозяйстве.

    Четвертый пример: воздействие на лесной бизнес через потребителей его продукции. До конца 90-х годов прошлого века леса, сохранившиеся кое-где в практически диком, нетронутом состоянии редко воспринимались нашими властями или представителями лесного бизнеса как ценность - чаще всего на такие леса смотрели лишь как на природное месторождение дров. Попытки специалистов в области охраны природы убедить власть в ценности таких лесов и необходимости их сохранения крайне редко приводили к успеху; лесной же бизнес просто кивал на власть и продолжал рубки. Неправительственные организации, в том числе Гринпис, в тех странах, где идеи охраны природы в обществе сильны и популярны, обратились к потребителям лесной продукции нескольких крупных скандинавских компаний и их немецких партнеров с просьбой воздержаться от покупки той продукции, для производства которой уничтожались старые дикие леса. Это возымело действие: скандинавские компании начали отказываться от древесины из последних массивов диких лесов, за ними последовали некоторые российские лесозаготовители, и процесс исключения наиболее ценных массивов коренных таежных лесов, хотя бы пока в Европейской России, начал набирать обороты. Сейчас в большинстве регионов Европейского Севера России последние массивы коренных таежных лесов ("малонарушенные лесные территории") уже почти никем не воспринимаются как просто бросовые земли. Приемлемые решения по их сохранению пока далеко не везде найдены, рубки их, ко сожалению, продолжаются, но ситуация с ними уже далеко не столь безнадежна, какой она представлялась пятнадцать лет назад.

    Приведенные примеры показывают, что общественные природоохранные организации могут своей деятельностью привлекать внимание общества и власти к важным экологическим проблемам, вызывать беспокойство власти, добиваться действий по решению тех или иных проблем (или отказа от действий, создающих проблемы) - и тем самым способствовать более эффективной работе государства в сфере охраны природы.

    Заключение

    Общественные природоохранные организации в России пока обладают относительно скромными ресурсами, несопоставимо малыми по сравнению с ресурсами гигантских государственных структур. У общественных организаций нет власти и полномочий для того, чтобы кого-либо заставить соблюдать природоохранные нормы и требования, или принудить к совершению конкретных действий на благо природы. Но общественные организации могут вытаскивать на суд общества разнообразные природоохранные проблемы, говорить правду о происходящем, катализировать своей деятельностью те или иные изменения, необходимые для улучшения ситуации в области охраны природы.

    Деятельность общественных природоохранных организаций, связанная с охраной лесов, приносит, в числе прочего, результаты, ощутимые и понятные для большинства ныне живущих людей - например, высаженные участки леса, или потушенные пожары, или выигранные судебные дела против захватчиков лесных участков, или положительные действия конкретных чиновников, совершенные под давлением общественности. Таких ощутимых и сразу понятных результатов, к сожалению, не может быть много в масштабах страны просто в силу пока относительно малой популярности природоохранного движения, малого количества вовлеченных в него людей.

    Но было бы крайне опасно, в том числе с точки зрения дальнейшего развития природоохранного движения, если бы деятельность общественных природоохранных организаций оценивалась в первую очередь на основании измеримых, ощутимых и понятных прямо сейчас результатов - по количеству высаженных деревьев, потушенных пожаров, выигранных судов или принужденных к немедленным частным действиям чиновников. Как бы быстро ни развивалось общественное природоохранное движение, у него нет шансов в обозримом будущем сравниться по своим масштабам с государственными структурами, с потребностями страны в повседневной прикладной природоохранной деятельности - даже если считать такую цель развития общественных организаций правильной.

    В наших реальных условиях, когда государство хаотично и корыстно, а общество разрознено и дезориентировано, когда у страны нет не только ясных ориентиров в области охраны природы, но и ориентиров развития вообще - важнейшая задача природоохранного движения состоит в том, чтобы такие ориентиры появились. Это очень сложная задача, и вряд ли хоть кто-нибудь в мире точно знает, как она решается. Но есть действия, которые с большой вероятностью могут рано или поздно привести к ее решению: говорить людям правду, просвещать их, предоставлять им самую точную и объективную информацию о происходящем, показывать своим примером, как можно действовать в тех или иных сложных ситуациях. Результаты этого очень трудно измерить, и уж во всяком случае их невозможно ощутить в режиме реального времени. Но только просвещенное общество способно выработать правильную стратегию своего развития, в том числе в части, касающейся охраны природы. Главная задача общественных природоохранных организаций именно в том и состоит, чтобы у нас как можно быстрее появилось такое просвещенное общество.

    А.Ю.Ярошенко
    руководитель лесного отдела Гринпис России

    Созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».

    Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения , если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

    Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения , в котором членство не обязательно.

    Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

    В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

    Международная общественная организация - неправительственное/негосударственное объединение, членами которого (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей) являются субъекты из разных стран и зарегистрированная в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам (без какой-либо дискриминации по национальному признаку) создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. В Латвии, например, согласно закону об общественных организациях, половина членов правления организации должна состоять исключительно из граждан Латвийской Республики, что исключает возможность избрания интернационального состава правления и допускает функционирование общественных организаций лишь на национальной основе. Обойти такой националистический барьер позволяет регистрация организации в более демократической стране (например, в Австрии) и учреждение в Латвии представительства организации: поскольку МНПО находится вне юрисдикции Латвии, Латвийский суд уже не правомочен вынести решение о ликвидации организации - такое решение может быть вынесено лишь судом государства, в юрисдикции которого находится организация. Выбор такой формы деятельности - когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии .

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    • Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОК 028-99 (в ред изменения N 1/99))
    • Феррис Элизабет Религиозные и светские гуманитарные организации // Международный журнал Красного Креста, Том 87 № 858 июнь 2005 г. - С.100-119.
    • Деннис Дeйкзёл, Маркус Моке. Стратегия информационной деятельности международных гуманитарных организаций // Международный журнал Красного Креста, Том 87 № 860 декабрь 2005 г. - С.93-119.
    • Гуляихин В.Н.,Галкин А.П.,Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс . - 2012. - № 6. - С. 127-132.
    • Тишков В.А. Антропология НПО // «Неприкосновенный запас ». - 2005. - №1(39)

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Общественная организация" в других словарях:

      Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть… … Бухгалтерская энциклопедия

      Общественная организация - (англ. social organization) в РФ некоммерческая организация, основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и дости … Энциклопедия права

      Юридический словарь

      ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (см. ГРАЖДАНИН (издание)). Членами общественной организации в соответствии с ее… … Энциклопедический словарь

      Добровольное объединение граждан, возникшее по их инициативе для реализации их интересов. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

      ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Юридическая энциклопедия

      Общественная организация - добровольное объединение граждан, которое способствует развитию их организационной самодеятельности в различных отраслях общественной жизни, удовлетворению их интересов. Общественные организации создаются для участия в политической жизни, по… … Теория государства и права в схемах и определениях

      общественная организация - ▲ организация (сообщество) общественный функционер. актив наиболее деятельная часть организации. активист. общественность. общественник. клуб организация, объединяющая людей по интересам. автомотоклуб. яхт клуб. общество (спортивное общество).… … Идеографический словарь русского языка

      общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ФЗ Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г.). Членами О.о. в соответствии с ее уставом могут быть… … Большой юридический словарь

      Основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами О.о. в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и… … Энциклопедический словарь экономики и права