Сатирические приемы в рассказе хамелеон. «Юмористические приемы в рассказе Чехова «Хамелеон

Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.

Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель Очумелов – выражение готовности пресмыкаться перед высшими, унижать низших, выслуживаться и вести себя подло. С помощью юмора и сатиры Чехов обличает мир пошлости. Юмор Чехова сатирически заострен, направлен против политической реакции и ее влияния на все живое. В «Хамелеоне» А. П. Чехов высмеивает полицейского надзирателя Очумелова, который готов унижаться перед начальством, теряя при этом свое достоинство. Автор очень остро видит фальшь, пошлость, умеет выставить их на всеобщее осмеяние.

Очумелов создает видимость добросовестной и успешной службы: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!» Поначалу он пытается разобраться в деле Хрюкина. Но как меняется тон надзирателя, когда он узнает о том, что возмутитель спокойствия – «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине» – принадлежит генералу Жигалову. «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать», – говорит он.

Чехов показывает, как унижен человек, ведь он лебезит не только перед другим человеком, но и перед собачонкой. Он пытается выставить свое поведение в лучшем свете, показать свои заслуги перед генералом. «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… Собака – нежная тварь!» – говорит Очумелов, пытаясь выслужиться перед генералом. И в то же время он сомневается, а вдруг он поступает неправильно, вдруг это не генеральская собака: «Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и все».

А. П. Чехов высмеивает тот факт, что для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. Еще бы, ведь именно от этого зависит его карьера.

Другой герой – Хрюкин, он тоже не вызывает ни жалости, ни сочувствия, лишь презрение. «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!» – вот характеристика этого человека.

В рассказе «Хамелеон» герои действуют сами, а значит, преобладает диалог как главное средство характеристики, вернее, самохарактеристики героев. Очумелов изъясняется грубо и косноязычно: «По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Он ко всем обращается на «ты», пытаясь таким образом показать свою власть и свое превосходство. Фразы его короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.

С целью создания комического эффекта в рассказе используются говорящие фамилии. Персонажи рассказа – очень разные люди, представляющие различные слои общества. Автор не может дать им развернутой характеристики, поэтому имя и фамилия должны полностью представлять тех, о ком идет речь. Очумелов и Елдырин именуются только по фамилиям. Этим подчеркивается, что они лица официальные. У генерала Жигалова также отсутствуют имя и отчество, но этим Чехов показывает то, что генерал находится выше на ступеньках служебной лестницы, чем Очумелов и Елдырин. Хрюкин – «золотых дел мастер», вздорный человек. Только в сатирическом произведении ювелир может иметь такую фамилию.

Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.

Тема: А.П.Чехов - мастер юмора и сатиры. Рассказ «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества.

Цели: расширение знаний о творчестве А.Чехова; углубить понятие о сатире, повторить способы создания комического в рассказе А.П.Чехова “Хамелеон”.

I . Оргмомент

Сообщение темы и цели урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с писателем, которого вы хорошо знаете - Антоном Павловичем Чеховым.

? У. - А.П.Чехов. Мы опять встречаемся с эти писателем. Может быть, вы вспомните, с какими произведениями Антона Павловича мы познакомились в 6 классе?

/ - В 6 классе мы читали юмористические рассказы А.П. Чехова "Лошадиная фамилия", "Пересолил".

Правильно. Молодцы.

Тема нашего урока : А.П.Чехов - мастер юмора и сатиры. Рассказ «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества. Цель нашего урока сегодня – доказать, что А.П. Чехов является мастером сатиры на основе анализа рассказа «Хамелеон».

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

? У. - Идеи для творчества гении черпают из жизни. Давайте проследим связь жизни писателя с его творчеством. Какие факты из биографии А. П. Чехова вы помните?

Ученик: (Проверка остаточных знаний ).

Писатель прожил недолгую жизнь, всего 44 года. Но, несмотря на столь краткий срок, жизнь его была насыщенной и очень плодотворной. Писатель шутливо говорил: «Кроме стихов и доносов, я все перепробовал».

А.П. Чехов родился в 1860 в г. Таганроге, в многодетной семье (6 детей).

? У. - Ребята, кто из вас знает на территории какой области находится город Таганрог?

/ - Ростовская область.

Его отцом был владелец бакалейной лавки, не отличавшийся особым рвением к своему ремеслу, зато интересовавшийся церковными пениями и общественными делами. Дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Они часто замещали отца в лавке, что, несомненно, сказывалось на их обучении. Писатель признавался: « В детстве у меня не было детства».

Итак, ребята, давайте попытаемся сделать первый вывод и запишем его в тетрадь. А.П. Чехов уже в раннем детстве погружается во взрослую жизнь: приучается к труду, узнает строгость запретов и силу наказания за их нарушение.

Сначала Чехов учился в греческой школе. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию, где его жизнь заметно преобразуется. Храня добрую память о дорогом времени, Чехов публикует свои первые рассказы под псевдонимом А. Чехонте. Его же писатель получил от учителя Закона Божьего, любившего видоизменять фамилии

? У. - Ребята, а что такое псевдоним?

/ - Вымышленное имя.

Когда Чехову исполнилось 16 лет, семья была вынуждена уехать из Таганрога в Москву – отец писателя разорился и бежал от кредиторов. А юный писатель, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге. И возвращается к семье в Москву лишь через три года, чтобы сразу поступить на медицинский факультет московского университета. И практически сразу стал помогать врачам больницы при приеме пациентов. После окончания университета продолжает свою медицинскую практику до конца жизни.

Итак, ребята, давайте попытаемся сделать следующий вывод и запишем его в тетрадь. Что вы считаете важным, что повлияло на творчество писателя? Уже в раннем возрасте А.П. Чехов сталкивается с несправедливостью, жестокостью, бессердечием. Оставшись один, без семьи, писатель полностью погружается в окружающее его общество и узнает его подлинные нравы. Его работа, медицинская практика, позволила постоянно совершенствовать свои знания об обществе.

? У. - Прежде чем обратиться к рассказу А.П. Чехова вспомним, что вы знаете о сатире и юморе.

/ - Юмор – смех добрый, веселый. Сатира – смех злой, гневный, зовет к протесту.

Юмор – вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления.

Сатира - разновидность литературы, высмеивающая пороки людей и общества. Характерной чертой сатиры является ее гневное отвержение пороков.

А теперь, обратимся к рассказу "Хамелеон".

Прослушивание записи рассказа «Хамелеон». Дети внимательно слушают и готовятся отвечать на вопросы учителя.

? У. - Какие образы вам запомнились больше всех?

/ - Образы Очумелова, Елдырина.

Один из приемов раскрытия образа героя в художественном произведении - его портрет. Давайте сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П.Чехов знакомит читателя со своим героем? (Чтение первого абзаца, читает сильный ученик )

? У. - На что в первую очередь мы обращаем внимание?

/ - Первое, на что обращаем внимание, это на его фамилию. Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Во-вторых, говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его внешности, фигуре, выражении глаз. И это неспроста: значит это самое главное в нем, не его душевные качества. Под стать ему и городовой: он рыжий с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

? У. - Как вы понимаете слово конфискованный?

/ - Конфискованный - отобранный.

? У. - Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

/ - Вседозволенность. Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

/ - Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

Работа с иллюстрацией "Очумелов шествует по городу".

? У. - Вот таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

/ - Да, Вполне.

? У. - Еще какими способами раскрывается образ героя?

/ - Его поступками.

? У. - Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

/ - 6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.

? У. - Как меняется тон его высказываний?

/ - 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.

Мы можем сделать второй вывод . А. П. Чехов показал мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

В начале нашего разговора мы упомянули о художественных деталях, которые помогли нам познакомиться с Очумеловым, это шинель и крыжовник.

? У. - Какие еще художественные детали вы заметили в тексте?

/ - В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Определите лексическое значение этих слов.

/ - Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

? У. - Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

/ - Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

Ну а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово "Хамелеон" нет в рассказе.

? У. - Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

/ - Да. Лексическое значение слова "Хамелеон" - ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды.

? У. - Достаточно ли знать только прямое значение слова?

/ - Нет, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон - это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.

? У. - Кого еще из героев рассказа можно назвать "хамелеоном"?

/ - В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.

? У. - Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

/ -Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!

Заключительный вывод. Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.

Ребята, мы проанализировали рассказ Чехова «Хамелеон». Теперь вы можете доказать, почему этот рассказ является сатирическим, а не юмористическим. Докажите.

/ -Автор не испытывает симпатии или добрых чувств к главному герою – Очумелову. Чехов показывает нам пороки общества – взятничество, чинопочитание, подхалимство. Они характерны для всех действующих лиц в рассказе, что говорит о глобальности этой проблемы для России XIX века.

IV. Итог урока.

Я надеюсь, что сегодняшний урок научил вас многому как читателей; познакомил с еще одним рассказом А.П.Чехова, с его мастерством в создании литературных характеров, познакомил с таки художественными средствами, как название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.

Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

- Так ты кусаться, окаянная? - слышит вдруг Очумелов. - Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

- Никак беспорядок, ваше благородие!.. - говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец (рис. 2).

Рис. 2. Очумелов и Хрюкин ()

На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... - начинает Хрюкин, кашляя в кулак. - Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому что я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

- Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

- Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы (рис. 3).

Рис. 3. Очумелов, Хрюкин и народ ()

- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... (рис. 4) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

Рис. 4. Елдырин снимает с Очумелова шинель ()

- Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

- Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...

- Не рассуждать!

- Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. - У генерала таких нет. У него все больше легавые...

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие...

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

- А может быть, и генеральская... - думает вслух городовой. - На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видел.

- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

- Повар генеральский идет, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша?

Рис. 5. Генеральский повар рассказывает, чья это собака ()

- Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало (рис. 5)!

- И спрашивать тут долго нечего, - говорит Очумелов. - Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и все.

- Это не наша, - продолжает Прохор. - Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

- Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? - спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. - Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

- В гости...

- Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным.

- Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади (рис. 6).

Рис. 6. Очумелов уходит с базарной площади ()

Прочитав название «Хамелеон», читатель может предположить, что речь идет о животном мире, о природе. - порода ящериц, быстро меняющих цвет в зависимости от окружающей среды (рис. 7).

Рис. 7. Хамелеон ()

Но в рассказе речь идет о людях, об их поведении, о моральных качествах. Хамелеоном можно назвать полицейского надзирателя Очумелова, который меняет свое отношение к окружающему в зависимости от ситуации. Главный герой рассказа, полицейский надзиратель Очумелов, пытается выяснить, почему это собралась толпа на базарной площади. Он серьезно берется за дело:

- По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. - Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

Ответ на вопрос, чья это собака, изменяется шесть раз. И столько же раз изменяет свое отношение к ситуации Очумелов. Меняются его поведение и его оценка событий. Проследим, как это происходит и почему.

- Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Чья собака?. Я покажу вам, как собак распускать! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать! Узнай, чья это собака, и составляй протокол!

- Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко!

- У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только...

- А может быть, и генеральская. На морде у ней не написано...

- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит...

Так вот, ответ кого-то из толпы, что собака принадлежит генералу Жигалову, сразу изменяет и вид Очумелова, и его взгляд на ситуацию и виновника произошедшего. Очумелов, будто ящерица хамелеон, меняет свою «расцветку» в зависимости от окружающей среды. Он несколько раз меняет свое решение в зависимости от того, кто хозяин собаки. Причина - незыблемая убежденность в превосходстве генеральского над всем остальным.

Рис. 8. А.П. Чехов ()

Очень важно, как Чехов (рис. 8) использует в рассказе художественную деталь .

Деталь - выразительная подробность в произведении, которая помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Особую значительность полицейскому надзирателю Очумелову придает шинель, которую он использует, будто хамелеон свою шкурку:

- Снимите с меня пальто... Ужас как жарко!

- Что-то ветром подуло... Знобит...

Другой интересной деталью становится палец Хрюкина, который он поднимает как знамя, выступая пострадавшим, и опускает, когда из пострадавшего переходит в разряд обвиняемых.

Сочетание важного вида полицейского надзирателя Очумелова и узелка в его руке создает комический эффект.

Поведение Очумелова - это подобострастие перед вышестоящими и хамство и вседозволенность по отношению к низшим. С одной стороны, в речи полицейского мы слышим слова официально-делового стиля: протокол, постановление . С другой - грубую брань: я покажу ему Кузькину мать . Прием сочетания в речи персонажей разностильной лексики не только создает комический эффект, но и помогает Чехову разоблачить героя, показать его истинное лицо. Комичны и реплики городового Елдырина:

- А может быть, она генеральская. На морде у ней не написано...

Вместе с Очумеловым переживает ряд превращений и Хрюкин. От потерпевшего до виновника событий и наоборот. Портрет золотых дел мастера Хрюкина создается несколькими штрихами: ситцевая крахмальная рубаха, расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски: вышеописанный человек .

Настроение толпы тоже меняется в зависимости от ситуации. Обыкновенный случай стал развлечением для сонной базарной площади, и толпа тоже хамелеонствует, тоже меняет свое поведение в зависимости от того, кому принадлежит собака.

Обратите внимание на говорящие фамилии героев рассказа. Очуметь - это утратить способность соображать, ясно мыслить. Хрюкин - свинья.

Можно сделать вывод, что Чехов в своем рассказе высмеивает беспринципных людей, которые меняют свою позицию в зависимости от ситуации. Хамелеонство, глупость, чинопочитание - это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Все жители города хамелеонствуют: толпа, полицейский надзиратель, золотых дел мастер Хрюкин, городовой.

Как вы думаете: рассказ Чехова сатирический или юмористический?

Юмор - изображение героев в смешном виде. Юмор - это смех веселый и доброжелательный.

Сатира (букв. смесь, всякая всячина) - беспощадное осмеяние, критика действительности, явления, человека.

Хамелеон - понятие нарицательное, определяющее целое социальное явление - хамелеонство . Персонажи рассказа комичны именно своей изменчивостью. Но Чехов нас заставляет не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется сатирическая направленность его ранних рассказов.

Список литературы

  1. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  2. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе.- 2009.
  3. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. - 2008.
  1. Chekhov.velchel.ru ().
  2. Chehov.niv.ru ().
  3. Lang-lit.ru ().

Домашнее задание

  1. Напишите краткий пересказ произведения А.П. Чехова «Хамелеон».
  2. Назовите имена главных героев рассказа и опишите их характер, ориентируясь на их «говорящие» фамилии.
  3. Дайте определение понятию хамелеонство . Приведите примеры проявления хамелеонства из рассказа.

Антон Чехов - писатель девятнадцатого века, поднимающий в своих великолепных произведениях проблемы современного мира. Повествователь исследует проблемные вопросы, обличает жизненные явления, показывая неустройство, несовершенство нынешнего общества, где нет духовного развития, и главное место занимает зло и власть. Пошлость в чеховских рассказах высмеивается автором. Этой теме посвящено знаменитое произведение «Хамелеон ». Легко и просто автор смеется над «хамелеонством», которое царит в обществе. Автор постоянно напоминает: приспособленчество стало нормой жизни для людей.

Основной чеховский образ - полицейский. Надзиратель полиции Очумелов целыми днями ходить по городу. В его обязанности входит наводить порядок. На деле оказывается, что понятие долга у него подменяется умением выслужиться, лебезить перед высшими чинами, подло, низко относиться к низшим сословиям, унижая их. Пошлый мир автор обличает, используя юмор и сатиру. Высмеивает Чехов основного персонажа, являющийся представителем власти. Чеховское действующий образ унижается перед начальством, теряя свое достоинство, его поведение пошлое, фальшивое.

Очумелов, как кажется, несет ответственно свою службу и является по первому зову. Сразу сообщает толпе, которая собралась на месте происшествия, что укуса бродячей собаки он просто так не оставит. Утверждает, что пора оштрафовать владельцев, распускающих питомцев, делая из них бродячих. Какое-то время ругается, пытаясь разобрать дело об укусах. Он полностью в это время на стороне Хрюкина, но эта солидарность с потерпевшим человеком длится недолго.

Вдруг кто-то из народа сообщает, что этот преступник принадлежит генералу. Очумелов, не ожидавший такой развязки, начинает рассматривать собаку. Перед ним малыш породы борзой, окрас которого белоснежный, есть одно пятнышко желтого цвета - на спине. Мордочка у преступника острая, но милая. И тут тон жандарм резко меняется. Очумелов прекрасно понимает, что генерал Жигалов просто так не оставит его решение, если будет не в его пользу. И он тут же начинает оправдывать пса. По рассуждениям представителя власти и закона, виноват сам Хрюкин. Дескать, сам гвоздем поранил свой палец, а потом решил все свалить на маленькую собачонку, которая ему даже до пальца не дотянется.

Антон Чехов показывает, как резко меняется человек, он сам себя унижает, ведь лебезит не только перед генералом, которого-то и рядом нет, но он унижается даже перед щенком. Он старается показать себя так, чтобы выглядеть хорошим и что службу свою знает и несет исправно, чтобы об этом рассказали генералу. Давая поручение, отвести ее хозяину, напоминает, что обязательно нужно сказать, что нашел и хорошо с ней обошелся Очумелов. При этом он дает наставление о том, что чтобы аккуратней ее выпускали на улицу, так как много необразованных людей из низшего сословия, которых он грубо называет «свиньи», будут на улице ей сигаретами прямо в мордочку тыкать.

А лучше вообще не выпускать ее на улицу, чтобы держать подальше от этих грубых людей. И тут Очумелов несколько раз проводит сравнение между собакой и человеком. По его мнению, собака - это дорогая и нежная тварь, а человек - это свинья. Очумелов пытается выслужиться перед генералом, но сомнения его не покидают. Он все-таки до конца не уверен, что собака принадлежит генералу, что его поступок правильный, поэтому он продолжает разговаривать вслух, обращаясь то ли к себе, то ли к толпе, которая собралась на центральной площади небольшого города.

И когда кто-то из собравшегося народа выкрикивает, что у генерала собака другой породы, то и Очумелов меняет свое мнение. Он начинает говорить о том, что от бродячих собак стоит избавляться. И после того, как на его размышления о том, что всех бездомных собак нужно уничтожат и истреблять, кто-то выкрикивает, то он задумывается. И тут опять голос из толпы меняет все его планы. Он сообщает, что животное принадлежит брату генерала, приехавшему вчера в гости. И Очумелов начинает выслуживаться перед генералом. Оказывается, что истина его мало интересует. А больше важно преклонение перед тем, у кого власти больше. И это высмеивает автор. Карьера для таких людей становится главенствующим в жизни, а все остальные нравственные ценности и качества отходят на второй план.

Есть в повествовании еще один персонаж - потерпевший Хрюкин. Такие люди у читателя не может вызвать сочувствия или жалости. Автор сам объясняет, что у него вздорный характер. К такому человеку, который может безобидной собаке тыкнуть «цигаркой в харю» ради веселья, может быть лишь только презрение.

В рассказе используется диалог, помогающий полно раскрыть характеры основных персонажей. Так, фразы и слова Очумелова грубы, он неправильно строит предложения и не может подобрать слова, чтобы выразить свои мысли, поэтому многие предложения в его речи неполные. Слова, которые он использует одинаковые, лексический состав героя скуден и беден. Он видит свое превосходство над толпой, поэтому ко всем обращается на «ты». Тон его речи повелительный, порой устрашающий.

Автор создает комический эффект своего рассказа с помощью фамилий, говорящих об их характере и поведении, помогающих создать впечатление о них, нарисовать образ. Все действующие лица относятся к разным сословным кругам. У полисмена нет имени, так как он представляет власть, то есть официальный представитель закона. Елдырин в этом похож на полицейского надзирателя. Жигалов тоже имеет только одну фамилию, но это указывает на его высокое сословие. Хрюкину автор тоже не дает имени, есть одна фамилия. Он описан А.Чеховым как мастер по золоту, но, как человек, он очень плох.

Все проблемы, которые величайший писатель ставит в своем сатирическом сюжете, актуальны и в наше сложное время. В этом сюжете видно, как автор относится к подлости, презирая ее, высмеивает тунеядство, грубость. Действительность раскрывает пороки человека, которые определяют российскую реальность.

Урок литературы по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»
Климова Ирина Юрьевна учитель русского языка и литературы
Тема урока: знакомство с творчеством Антона Павловича Чехова на примере рассказа «Хамелеон»
Цели урока: выявить особенности Чеховского юмора в рассказе «Хамелеон»
Оборудование: текст рассказа.
Ход урока
Организационный момент
Биографическая справка А.П. Чехова
Ярким примером творчества Чехова является рассказ «Хамелеон», написанный в 1884 году.
индивидуальное задание (этимология слова «хамелеон»)
Хамелеон

Ящерица замечательная тем, что может менять свою окраску;

Бранное слово для тех, кто меняет свои взгляды в угоду обстоятельствам.(Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 1907)

Работа с текстом

Что происходит в рассказе?
Надзиратель Очумелов видит такую сцену: человек хватает собаку, собирается на крики толпа. У золотых дел мастера Хрюкина поднята правая рука с окровавленным пальцем. Очумелов выясняет причину травмы.
- Какие детали в рассказе помогают понять характер главного героя?
Очумелов глядит в сторону и видит; Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборщику; врезываясь в толпу; говорит строго, кашляя и шевеля бровями; Сними-ка, Елдырин, с меня пальто; Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто; грозит Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади. (Описание поведения Очумелова, слова, обращённые к пострадавшему и к собаке).
- Над чем смеётся Чехов?
Честный хамелеон. По глупости ли, по неумению, не хватает ума прикинуться принципиальным. Не умеет прикрыть своё хамелеонство. Отсутствие порядочности и благородства.
В своем творчестве Чехов высмеивает какие-либо недостатки человека, а иногда просто показывает смешную ситуацию, которую можно избежать. Ярко используя сатиру и юмор, автор раскрывает истинный смысл рассказа. Иногда он юмористический, иногда сатирический, чтобы понять это, нужно точно знать, что есть сатира и юмор.
Сатира – бичующее обличение чего-либо, гневное осмеяние.
Юмор – дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.
- Определите «Хамелеон»- это сатирическое или юмористическое произведение?
В чеховском юморе – истинный смех сквозь слёзы. Большинство его рассказов имеют ярко выраженный сатирический характер. Не исключением является и рассказ «Хамелеон». Где при помощи сатиры автор показывает свое негативное отношение к чинопочитанию и выслуживанию.
Излюбленным художественным приемом Чехова является использование говорящих фамилий героев. Говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность. Так в рассказе «Хамелеон» можно видеть подобных героев:
- Очумелов – главный герой рассказа, фамилия которого отражает его характер в сюжете рассказа, он буквальным образом «очумел», то есть вышел из себя, потерял самообладание в результате непорядка на базарной площади.
- Хрюкин – золотых дел мастер, укушенный щенком за палец, как выясняется, за дело. Будучи человеком в возрасте, Хрюкин решил развлечься: «цигаркой в харю для смеха» ткнуть собаку, на что она его и укусила. Этот факт характеризует Хрюкина как вздорного человека и откровенную «свинью».
- Елдырин – рыжий городовой, с решетом полным конфискованного крыжовника. Солдат, услужливый, не рассуждающий, раболепствующий служитель закона. Чинопочитания для него все, он выполняет не думая.
Говорящие фамилии отражают не только характеры героев, но и отношение автора к своим персонажам. Они противны ему, он их презирает, жалеет, смеется над ними, но, ни в коем случае не сопереживает. Чехов описывает своих персонажей как пример, как назидание новым людям, в мире которых нет места для бездумного чинопочитания и сладкоголосой услужливости.
Итак, подведем итог, какой же он Чеховский юмор:
- Юмор Чехова сатиричен, автор высмеивает людей, события, явления жизни, через художественные приемы: преувеличения, олицетворение человеческих пороков, показывает всю низость человеческой натуры и жизненного уклада.
- Используя говорящие фамилии, Чехов зачастую проводит прямую параллель между человеком-носителем фамилии и явлением, которое она отражает. Этим Чехов показывает читателю, что персонаж - это не просто герой истории, а яркий образ жесткой сатиры, которого зачастую читатель жалеет и порицает, глядя на героя, как на своё кривое отражение.
- Сатира, именно сатира, жестокая и насмешливая, а не милый и беззаботный юмор, является стержнем рассказа Чехова. Сатира учит читателя, показывает истинный смысл произведения, которое нужно не просто читать, а осмысленно вглядываться в реальный мир, ища в нем двуличных хамелеонов, не способных на главное Чеховское качество - смеяться над собой.
Домашнее задание.
Написать эссе ««Хамелеоны» в нашей жизни»