В чём смысл жизни? В чем смысл жизни человека?! Смысл жизни и человеческое бытиё.

Смысл жизни

Смысл жизни - тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного «нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь.
Стремление к смыслу свойственно всем людям - это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять.

Жизнь без смысла

Когда в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия.
Он также становится легко управляемым - отсутствие смысла лишает прочных жизненных критериев и устремлений. В результате страдают его индивидуальность, его способности, таланты и потенциалы. Человек становится легкой добычей тех, кому подобная слабохарактерность нужна для достижения собственных корыстных целей и интересов. Его можно убедить в чем угодно, а любое чужое мнение, представление или мировоззрение он тут же воспринимает как свое собственное. Вместо того, чтобы самому распоряжаться своей судьбой, человек позволяет управлять собой другим людям и даже внешним обстоятельствам.
Жизнь без смысла часто является тревожным признаком того, что человек устраняется от ответственности за других людей. Появляется своего рода «слепота» и «глухота» по отношению к чужой боли, к чужим потребностям.Раз не видится другого смысла, все силы сосредоточиваются на единственном объекте, который становится центром жизни, - на себе самом. Это хорошая диагностика: видимо, человеку все еще не удалось ответить на вопрос, кому он нужен, какое применение могли бы иметь его силы и способности. А именно это всегда является основным источником растерянности, внутренних проблем и нестабильности.

Вопросы, вопросы

Так или иначе, жизнь человека должна иметь смысл. Но за этой, на первый взгляд простой, констатацией стоит очень много вопросов, еще не получивших однозначного ответа.
Человек должен дать своей жизни определенный смысл. Но может ли это быть любая цель и любое устремление, лишь бы была «соломинка», за которую можно было бы ухватиться? Можно ли любую цель, любую задачу назвать «смыслом жизни»? Бывает ли смысл жизни «хорошим» или «плохим»?
Смысл жизни - это нечто сугубо внутреннее, формирующееся благодаря опыту самого человека или это что-то приходящее «извне»?
Какое влияние на формирование смысла жизни может оказать та эпоха, мировоззрение или религия, которой человек принадлежит? Какую роль в этом играют его образованность, его таланты и способности? Можно ли сказать, что у каждого свой собственный смысл жизни и, сколько людей, столько же существует и «смыслов жизни»?
Или все же, говоря о смысле существования, мы обращаемся к чему-то более глубокому и более сокровенному, к чему-то выходящему за рамки жизни конкретного человека, его личных проблем, целей, наклонностей и потенциалов? Возможно, независимо от эпохи, от мировоззрения или религии существуют некие всеобщие «вечные ценности» и «вечные знания», объединяющие совершенно разных людей? Тогда можно ли сказать, что именно в стремлении к этим вечным ценностям, именно в попытках постичь их формируется смысл жизни каждого отдельного человека?
Вопросов гораздо больше, чем возможных ответов, что закономерно. И это даже не сами ответы, а намек на длинный и не имеющий конца путь поисков - поисков самого себя, своего места в мире, своей причастности ко всему, что происходит в Природе и Вселенной. Этот путь имеет свои этапы, свои трудности и испытания, на нем нет ни однозначных, ни готовых решений... Главное - не останавливаться, не переставать искать.

Ценный подарок

В философии понятие смысла рассматривается как суть, основная Идея, основной Закон, определяющий назначение любой вещи, события или явления. Истинную суть можно так и не увидеть, она не всегда доступна для восприятия. Тем не менее у людей всегда складывается определенное представление и мнение о том, что их окружает. Чаще всего смыслом принято считать именно то значение, которое предметам, событиям и явлениям придает сам человек - в зависимости от степени его собственного понимания и от того, какую важность имеет для него это событие или этот предмет.
Например, невзрачная на вид вещица одному человеку ни о чем не скажет, с ней не будет связано ничего, а для другого она наполнится особым смыслом, потому что напомнит о дорогом сердцу существе или о важном событии либо переживании. Классический пример тому традиция дарить друг другу подарки. Ведь подарок ценен не тем, сколько денег мы на него потратили или насколько модна эта вещь, а тем, что мы в него вложили. Именно наша любовь, потребность передать что-то от сердца к сердцу и вся остальная гамма чувств, пожеланий и размышлений «заряжают» подарок особой силой.
Точно так же ценность каждого нашего действия, каждого поступка, каждого принятого решения заключается не в них самих, а в том, что мы в них вкладываем, и только тогда они приобретают смысл. С одной стороны, этот особый смысл складывается из того, ради чего совершаются те или иные действия и поступки, принимаются те или иные решения. С другой стороны, он складывается из всей палитры чувств, состояний, преодолений и соответствующих осознаний, которые из этого рождаются.

Приносить благо

Вот, кажется, первый маленький ответ на вопрос, в чем может открыться смысл жизни.
Он открывается через значение, которое я придаю каждому своему действию, поступку или принятому решению. Это значение не умозрительное, его прежде всего создают стремления и потребности сердца. Богатства моего сердца огромны, и любое значение, которое может придать сердце моим мыслям, решениям и шагам, когда оно руководит ими, можно уже назвать смыслом.
Важно, чтобы это значение всегда было или чтобы, по крайней мере, подразумевалось, хотя бы подсознательно. Чем оно шире, тем богаче и многограннее смысл.
Одна притча рассказывает о путешественнике, встретившем рабочего с доверху нагруженной тяжелыми кирпичами тачкой. «Что ты делаешь?» - спросил его путешественник. «А ты разве не видишь? Везу кирпичи», - ответил тот. Пройдя какое-то расстояние, путешественник увидел другого рабочего, который катил такую же тачку, и повторил свой вопрос. В ответ он услышал: «Зарабатываю себе на хлеб». Через некоторое время путешественник повстречал еще одного рабочего с тачкой и снова поинтересовался, что тот делает. «Строю кафедральный собор», - был ответ.
Как видно из этой притчи, одни и те же действия могут иметь совершенно разный смысл - все зависит от того, какое значение человек придает им, от того, почему и ради чего их совершает.
Смысл жизни тем богаче и тем многограннее, чем больше смысл действий человека выходит за пределы его собственных мелких и корыстных интересов, за пределы повседневной борьбы за выживание, ради самоутверждения. Когда этот смысл чем-то соприкасается с «Вечным», тогда и смысл жизни становится иным, видится в служении высшему началу, высшему благу и всему живому, и уже не важна форма, в которой это служение проявляется. Это может быть религия, философия, наука, искусство или что-то другое, но сам факт, что ты живешь не ради себя, а ради того, чтобы «служить» и «приносить благо», раскрывает такие грани жизни, которые для большинства так и остаются загадкой.
Такое значение невозможно навязать извне. Это результат глубокого и искреннего внутреннего убеждения и, прежде всего, осознанного выбора своего жизненного пути и предназначения.

Система ценностей

Так человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свою картину мира. Часто эта картина заключает в себе нечто мифологическое, так как создается на основании взглядов на мир многих поколений, которые жили на определенном месте до и после нас. Как правило, в нее также входят «мифы», лозунги, стереотипы и предрассудки, созданные не в прошлом, а в настоящем времени, в ту эпоху, в которой живем мы сами. Очень часто человек строит свою систему ценностей на основании ценностей, которые проповедуются господствующей идеологией, политической системой или религией, и в подобном случае трудно говорить об осознанном смысле жизни. Если нет своего опыта, своего проживания, если чужое мировоззрение принимается как нечто само собою разумеющееся, если человек не задается никакими вопросами, - можно говорить об определенной доле духовной «слепоты», чреватой последствиями, с которыми выдающиеся личности и здравомыслящие люди сражались на протяжении многих веков: это догматизм и фанатизм, всегда ведущие к опровержению и разрушению тех самых ценностей, за которые фанатики с таким рвением сражаются.
История подтвердила один почти трагический факт: чем проще идея, предлагаемая как лозунг или символ идеологии, тем больше у нее шансов собрать армию приверженцев. Но, к сожалению, при упрощении идеи всегда приносится в жертву Истина и те люди, которые ее глубоко понимают и стараются донести до своих современников. История свидетельствует, что их палачами всегда были приверженцы той или иной идеологической или религиозной системы, выросшей на догматизме и фанатизме, или озверевшая толпа, руководимая ими. За что преследовали и казнили выдающихся личностей? Как правило, за то, что они не позволили ни запятнать, ни исказить Истину, в чем бы она ни проявлялась и какую бы грань смысла жизни ни раскрывала.

Ключи к познанию

Альтернативу «системе ценностей» и «картине мира», которые создаются на основании слепого принятия чужого мировоззрения, могла бы предложить Философия. Для нашей темы интересна та ее грань, которую тысячелетия назад выделил Пифагор, - Философия как любовь к Мудрости.
Философский поиск смысла жизни - это непрекращающаяся внутренняя работа, для которой вопросы важнее, чем ответы. С одной стороны, согласитесь, всегда интересно приобретать те или иные знания, даже когда они представляют собой набор фактов, воспринимающихся как «прописная истина» или как очередная теория, требующая обсуждения и подтверждения.
Но, с другой стороны, знание как накопление фактов рано или поздно доходит до своего предела, после которого человек должен признаться, что изучаемая им тема исчерпана либо что он мало чему научился, так как накопленные факты требуют бесконечного расширения, совершенствования или подтверждения. Так или иначе, любые факты - это ответы на вопросы, которые задал и «выстрадал» кто-то другой. Для человека, получившего их «бесплатно», эти факты так и будут теорией - до тех пор, пока не затронут ту или иную струну его души или пока хотя бы в чем-то не станут для него актуальными и не будут им прожиты.
Именно по этим соображениям Философия предлагает более глубокий и более мудрый подход: искать не только знание, а «ключи» к познанию, познавать не только накапливая факты, а в первую очередь ища смысл, принципы или законы, которые отражаются в этих фактах. Когда ты находишь «ключ», раскрывающий смысл любого факта или теории, это означает, что тот же принцип и закон ты можешь найти в других фактах из совершенно разных областей.
Более того, любой принцип или закономерность, которые ты открываешь, являются «ключами» именно потому, что ты их можешь узнать и применить к самому себе и к своей собственной жизни. Они могут объяснить причины и смысл многого, что происходит в тебе и вокруг тебя, они помогают понять, как действовать в той или иной ситуации, и многое другое.

Кто не жаждет, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. Конфуций


И самое главное - речь не идет о сухом теоретизировании. Когда посредством такого «ключика» открывается тот или иной смысл, это похоже на озарение, когда начинают вибрировать тонкие струны души и сердца. Сначала ты «проживаешь», а лишь потом понимаешь; сначала душа, сердце, интуиция, а лишь потом ум раскладывает по полочкам то, что на первых порах невозможно объяснить словами. Когда впоследствии этот смысл еще и подтверждается твоим собственным опытом, в самых разных формах и ситуациях, тогда уже можно говорить не о толике «знаний», которые ты получил, а о толике «внутреннего познания» или «Мудрости Души», которую ты в себе разбудил.
И еще одна констатация: всегда открывается лишь тот смысл, принцип или «ключик», который в данный момент почему-то для тебя особенно актуален и важен.
Поэтому Философия утверждает, что вопросы «почему?» и «ради чего?» гораздо важнее, чем полученные ответы. Они играют роль постоянного «внутреннего мотора», не было бы их, не работал бы тонкий механизм, вернее, «таинство», заложенное в нас Природой, - раскрывать смысл жизни в собственном сердце и раскрываться самому благодаря «смыслу», который твое сердце не только открыло, но и прожило. Смысл жизни и убеждения, к которым человек пришел сам, выносил в себе, тверже любого знания и любой теории, преподнесенной ему «на блюдечке».

Через века

Разные эпохи и культуры, разные религии и философские течения через века давали свою концепцию смысла жизни. В той или иной форме все пытались ответить на вопрос, ради чего стоит жить, что в жизни главное и как построить свою жизнь, чтобы это «главное» не упустить. В религиозных системах и во многих философских концепциях смысл жизни раскрывался в контексте Высшего Начала и его проявлений - Бога и богов, в контексте законов Вселенной и эволюции всего сущего, в контексте Высшего Блага для человека и исходящих из него добродетелей. Это порождало особую систему высших этико-моральных ценностей, высших законов или, для кого-то, «заповедей», которым должен следовать человек. Принимая разные формы, за каждой системой высших ценностей стояла одна и та же сокровенная задача, один и тот же сокровенный смысл жизни: стать ближе к Богу - для одних, или к богам - для других, или к Божественным Законам - для третьих, а для немногих - даже слиться с Богом или Божественным в единое целое.
Высшие ценности и пути, по которым можно приблизиться к Богу или Божественному, формулировались по-разному, но, как кажется, без существенных противоречий, так как они раскрывали разные грани одного и того же сокровенного смысла. Каждая религия или философская система ставила свои акценты, выделяла то, что считала важнее всего, - ведь путей, ведущих к Божественному, много. Это мог быть путь совершенствования через освобождение от власти материи и материального, от власти иллюзии или зла. Это мог быть путь осознания Вселенских Законов и Божественной Гармонии, путь усилий, цель которых - жить «в унисон» со Вселенной и Природой, не нарушать гармонии, развивать добродетели, благодаря которым эта гармония могла бы восстановиться в самом человеке и в его окружении. Это мог быть путь Любви и Жертвы, отречения от личных интересов и от личного блага. Это мог быть путь «спасения Души» через соблюдение божественных заповедей, через праведную и благочестивую жизнь в соответствии с принципами, переданными религией. Если рассматривать по отдельности и пытаться понять более глубоко любой из этих путей, то становится ясным, что каждый из них в той или иной мере содержит аспекты всех остальных.

Экзистенциальный недуг

Справедливости ради надо отметить, что не все философские течения и не все философы искали смысл жизни так высоко и так глубоко. К примеру, античные философы-гедонисты считали, что жить надо ради удовольствий, приверженцы эвдемонизма провозглашали смыслом жизни счастье, а утилитаристы даже в наши дни считают, что высшей ценностью жизни является непосредственно ощутимый конкретный результат и польза, которую можно извлечь из любой вещи.
На рубеже XIX–ХХ веков инициативу в изучении проблемы смысла жизни перехватили психологи, потеснив философов и теологов. «Планка» вновь сместилась: с высот Вселенских Законов и прикосновения к Вечному она спустилась к отдельной личности, к индивидуальности. Психологи, изучая данный вопрос, основываются на анализе того, как конкретный человек пытается найти смысл жизни, что происходит, если этот смысл найти не удается, и какие общие выводы, полезные для всех, можно извлечь из всего этого. В сферу интересов психологии попадает также вопрос о том, как и благодаря каким факторам происходит формирование смысла жизни и какое влияние оказывает на личность обретение или, напротив, утрата смысла жизни.
На основании многочисленных опросов разными психологами была сделана классификация «смыслов жизни» и жизненных приоритетов. Хотя ответы различались в зависимости от возраста и уровня образования, полученные результаты были в рамках ожидаемого: в качестве приоритетов лидируют здоровье, взаимоотношения, разные хобби и увлечения (в особенности у молодежи). Деньги и материальное благополучие, к счастью, не на первом месте, но, к сожалению, далеко не на последнем. Лишь у выдающихся людей на первом месте были выделены любимое дело и вера.
Многие ученые исследовали в наше время довольно распространенную проблему - жизнь без осознанного смысла. Оказывается, отсутствие смысла в жизни человека создает особые проблемные ситуации, а также существенно влияет на внутреннее ощущение и психический склад человека. Итальянский психолог Сальваторе Мадди предлагает назвать эту проблему «экзистенциальным недугом» или «экзистенциальным неврозом». Эту специфическую болезнь Мадди описывает как состояние, в котором в результате отсутствия смысла жизни появляются скука, общая незаинтересованность и явно выражена пассивность в ситуациях, когда нужно сформировать собственное мнение и взгляд на что-либо, сделать сознательный выбор, принять самостоятельное решение. Психолог даже выявил группу риска: это, как правило, люди-конформисты, лишенные индивидуальности, с мало развитой работой сознания. Им свойственно принимать тот смысл жизни, который внушается извне.
Мадди описал три формы «экзистенциального недуга». Крайний случай - когда для человека ничто не имеет смысла. Вторая форма - «нигилизм», стремление агрессивно дискредитировать все, что может претендовать на смысл. Третья форма - «фанатизм»; в его основе - потребность постоянно действовать, чтобы не осталось времени на размышления. Не рискуют заболеть «экзистенциальным недугом» те, кто имеет ярко выраженную индивидуальность. Это, как правило, люди, ясно понимающие, к чему стремятся и в чем их цели и задачи, имеющие широкий кругозор и многогранные интересы или желающие этого, склонные к работе над собой и к творчеству в любой форме, к размышлениям, особенно если к этому добавляется работа воображения и интуиции.

Виктор Франкл: исцеление смыслом

Подлинный прорыв в понимании смысла жизни произошел в 40–50 годы XX столетия. Он связан с именем австрийского психолога Виктора Эмиля Франкла (1905-1997), основателя особого направления в психологии - логотерапии (от греческого логос, «смысл»), учения о смысле, можно даже сказать: об «исцелении» благодаря смыслу.
Именно в этот период психологи и психиатры обратили внимание на то, что стали появляться специфические психологические недуги и расстройства, прогрессирующие с особой силой, все они были связаны с утратой смысла жизни и, соответственно, с утратой душевного равновесия: депрессия, алкоголизм, неврозы, наркомания. Интересно, что подобные расстройства с одинаковой силой поражали людей весьма успешных в карьере и в бизнесе, обладавших большим материальным состоянием. Американские психологи описали «воскресные неврозы», когда после недели напряженной работы успешный менеджер просыпался в выходной в своем благоустроенном доме и ощущал непонятную пустоту, которую не могли заполнить ни жена, ни дети, ни домашние заботы. Такое состояние, многократно повторяясь, в конце концов нередко развивалось в тяжелое психическое расстройство. Стало отчетливо заметно, что карьерный рост и благосостояние отнюдь не гарантируют душевного равновесия. «Мне 22 года, - писалФранклу один американский студент. - У меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю бо/льшими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, - какой во всем этом смысл?»
«Логотерапия» Франкла не просто теория и не просто одно из направлений психологии. Это не учение о каком-то абстрактном и теоретическом смысле, а прожитое и доказанное убеждение, что человеческая сила духа превыше всего. Она пробуждается тогда, когда человек знает, ради кого и ради чего живет, и когда за это сражается. Она дает возможность сохранить свою совесть, индивидуальность и достоинство в любых условиях, не сдаваться перед самыми страшными обстоятельствами и не ломаться под самыми сильными ударами, которые обрушиваются на тело и душу. Больше всего трогает то, что сам Франкл все это прожил и подтвердил собственным примером. Его логотерапия - это не только плоды исследования ученого, а «мудрость души» человека, который, испытав величайшие страдания, понял, что нет более великого смысла жизни, чем помогать людям его обрести. Вряд ли в минувшем столетии удастся найти хотя бы одну психологическую теорию личности, за которую ее создатель заплатил столь высокую цену.
Согласно Франклу, человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своего существования. Утрата смысла, нежелание или невозможность его найти лежит в основе многих психических расстройств и болезней, многих самоубийств и является одной из причин преступности, насилия, алкоголизма, наркомании.
Для Франкла стремление к поиску смысла и стремление осуществить его в жизни - это потребность, от рождения присущая каждому человеку. Она является основным двигателем развития личности, души, сердца и ума человека и направляет все его мечты, решения и поступки. Отсутствие смысла жизни ввергает человека в состояние, названное Франклом «экзистенциальным вакуумом». Именно экзистенциальный вакуум - причина, порождающая в широких масштабах специфические неврозы и расстройства, которые выражаются в пассивности, апатии, равнодушии, мыслях о самоубийстве.
Франкл предлагает особый подход к поиску смысла, основанный на философии человеческой ответственности: если ты знаешь, ради кого и ради чего живешь и сражаешься, тогда ты находишь силу преодолевать любые препятствия. Когда ищешь смысл и особенно когда его находишь, нужно пробудить и поддерживать в себе особое внутренне состояние. Психолог назвал его «трагическим оптимизмом». Оптимизмом - поскольку это вера в возможности человека, вера в лучшее в нем. Трагическим - поскольку надо отдавать себе отчет в том, что часто зло оказывается сильнее или даже предпочтительнее для человека.
Смысл нужно не просто искать, за него приходится бороться, и борьба эта нелегка. Смысл жизни человек не изобретает, а находит его в мире и в той реальности, в которой живет, и часто сама судьба указывает путь. Обрести его способен каждый, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений.
Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной. Это могут быть любимые и близкие существа, сильные переживания и осознания, пробуждение способностей и добродетелей, творчество в любой форме, осмысленный и вдохновенный труд, любимое дело и многое-многое другое.
Но каким бы ни был наш смысл жизни, самое главное - это позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, особенно когда находимся во власти обстоятельств, которые мы не в силах изменить. Человек не всегда может изменить обстоятельства, но он волен занять осмысленную и достойную позицию по отношению к самой тяжелой ситуации и открыть во всем, что проживает, глубокий жизненный смысл, великую пользу для собственной души. Страдания, если они выпадают на нашу долю и неотвратимы, лучше принять и использовать во благо, поскольку, как учит Франкл, «мы мужаем и растем в страданиях. Они делают нас богаче и сильнее». Интуитивно отыскивать глубокий смысл, кроющийся в важной или трудной ситуации, по Франклу, способна совесть. Совесть - это «смысловой орган», «высший судья», она помогает человеку найти смысл, даже противоречащий сложившимся ценностям, когда это требуется для сохранения своего достоинства и своих жизненных принципов. Человек свободен, если в своей жизни и в своих поступках руководствуется тем смыслом и теми ценностями, которые не поддаются давлению ни жизненных обстоятельств, ни окружения. Найти смысл - полдела; необходимо жить в соответствии с уникальным смыслом своей жизни. Человек несет за это ответственность.
Метод Виктора Франкла вместе со своим создателем прошел уникальную «проверку на прочность» в самых чудовищных условиях фашистских концентрационных лагерей. Франкл не только выжил сам, но и помог десяткам других заключенных уцелеть и сохранить человеческое достоинство.
Логотерапия, или «исцеление смыслом», cтала откликом на душевные и человеческие потребности эпохи, в которой было, как и в наше время, полно несчастных и растерянных людей. Потому она смогла помочь миллионам не только больных, но также и здоровых вернуть утраченное душевное равновесие.
Как бы то ни было, ответы на вопрос о смысле жизни может дать только сама жизнь. Опыт многих поколений показал: поиск смысла - это не вопрос построения теорий о собственной жизни или о жизни вообще.Смысл открывается постепенно, благодаря самому стремлению жить, благодаря стремлению постичь величайшее из всех искусств - искусство жить по-настоящему. Любые попытки сконструировать смысл жизни искусственным способом будут быстро опровергнуты самой жизньюѕ
К этому остается только добавить мудрые слова писателя Уильяма Джеймса: «Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться».

Несколько слов о Викторе Франкле

В молодости Виктор Франкл, практикуя в психиатрической клинике, несколько лет работал с людьми, которые пытались покончить с собой. После насильственного присоединения Австрии к фашистской Германии, ему, как и сотням тысяч австрийских евреев, грозила отправка в лагеря смерти. Но Франклу, уже известному психиатру и психологу, удалось получить визу на выезд в США.
После долгих колебаний он отказался от визы и решил остаться, чтобы поддержать престарелых родителей, которые не могли с ним уехать. Все они вместе попали в концлагерь. Но жертва Франкла не была напрасной - его отец и мать умерли хотя и в концлагере, но на руках у сына. Франкл провел в концлагерях четыре года, причем большую часть времени в одном из самых страшных - в Освенциме. Все эти годы он разделял чудовищные страдания с тысячами людей и, помогая многим, стал свидетелем того, как люди умирали и как боролись за жизнь. Он убедился: в чудовищных, нечеловеческих условиях долго держались отнюдь не самые крепкие физически. Держались те, кто не потерял надежды и старался выжить ради кого-то и ради чего-то: вернуться к любимому человеку или к любимому делу, найти и вырастить ребенка, веря, что он уцелел, вновь увидеть родных и близких... Сам факт, что у людей был смысл, оказался важнее и сильнее здоровья, физической силы или попытки выжить любой ценой. В концлагере Франкл был свидетелем удивительных примеров силы духа, силы любви и дружбы, способных творить чудеса, но также тысячу раз убеждался, как низко может пасть человеческое существо, когда звереет. У него тоже был смысл, было ради чего бороться за жизнь: в концлагере он хранил рукопись книги с первым вариантом учения о смысле и заботился сначала о том, чтобы она уцелела, а потом, когда это не удалось, надеялся восстановить утраченный текст. Кроме того, Франкл верил, что жена, которую он очень любил и с которой его разлучили в лагере, жива и что после освобождения они встретятся.
Франкл выжил благодаря силе своего духа и своих надежд, и, может быть, именно это заставило саму судьбу вмешаться и изменить ход событий, чтобы не случилось самое страшное: по счастливой случайности он не попал ни в одну из групп, отправленных на уничтожение. После освобождения он узнал, что одна из его надежд не оправдалась - его жена погибла в концлагере. Оставшись один, Франкл нашел для себя новый смысл жизни - помогать другим людям обрести смысл, ибо, как он писал, «каждому времени требуется своя психотерапия». Он много выступал, и постепенно его имя стало известно всему миру; его книги выходят миллионными тиражами на десятках языков. Встречи с ним искали президенты великих держав, философы, ученые и религиозные деятели.

на журнал "Человек без границ"

В чем смысл жизни? Один из вечных вопросов, терзающих человечество с того самого времени, как в наших мыслях освободилось местечко для чего-то еще, кроме «где добыть еду и как укрыться от непогоды», был задан на сайте Quora. Итак, в чем смысл жизни? Почему люди тяжело трудятся всю жизнь, зная о том, что ничто из того, что они когда-либо сделали или еще сделают, с ними не останется?

А вот и топ-3 самых популярных ответа.

"Нужно понять, что ты ничем не будешь владеть вечно"

Джос Буурман, автор самого популярного ответа, признается: "Много лет назад у моих друзей сломалась машина в самый неподходящий момент, поскольку жена друга была в то время беременна. У меня была машина, и я ее отдал друзьям, а сам пару месяцев ездил на работу общественным транспортом. За это время они смогли накопить денег, чтобы купить себе приличный автомобиль.

Через пару лет одна хрупкая барышня попросила у меня денег на операцию для своего больного отца. У меня были сомнения, однако я ей не отказал. На тот момент операция спасла ему жизнь. Я знаю это, так как встретил его в добром здравии меньше, чем через год. Еще я помню, как один из моих друзей покупал хлеб и одежду для бездомного.

Да, с нами может ничего и не остаться, но останется с другими. Немногие на нашей планете полностью одиноки. У большинства из нас есть семьи и друзья, дети и внуки. Никогда не знаешь, кому принесет пользу твой подарок.

В чем смысл жизни? А он в том, чтобы понять, что ты ничем не будешь владеть вечно, и щедро делиться с другими. Ты все равно это потеряешь, так почему бы не начать сегодня?"


/Такой вот классический ответ номер один на вопрос, на который не смогло найти ответа ни одно религиозное и философское течение во все времена. Почему классический? Потому что, в принципе, мы все согласны быть щедрыми и добрыми, помогать друг другу и делиться с теми, кто в этом нуждается. Вот и поддерживаем мнение этого пользователя хотя бы лайком, даруя ему первое место. Но в глубине души остается червячок сомнения, все вроде бы и правильно, но что-то не так? Или нет?/

"Идея ставить цели обречена на провал"

Пользователь, который предпочел остаться анонимным, пишет: "Прекрасный вопрос. Для начала попробую объяснить, почему идея ставить цели для достижения счастья обречена на провал. Например, если вы поставите перед собой цель "я буду счастлив, если закончу колледж с прекрасными оценками", то вы будете счастливы, но лишь очень короткий период времени. Потом вы начнете переживать по поводу работы или продолжения учебы, потом по поводу карьерного роста, брака, детей, пенсионных сбережений, здоровья и т.д.


Выход – просто плыть по течению?

Лучшее, что вы можете сделать, – наслаждаться насущным и не переживать о том, куда вы хотите прийти. Другими словами, ПРИСУТСТВУЙТЕ в каждом моменте своей жизни, здесь и сейчас . По дороге на работу, в школу или за город насладитесь прекрасным пейзажем, будь это закат солнца или причудливое сочетание облаков, да что угодно. Ведь немногие из нас вообще остановятся, чтобы насладиться моментом, не так ли?

Вы можете получать удовольствие от самых обыденных вещей, даже от мытья посуды. Попробуйте. В следующий раз, столкнувшись с рутиной, сконцентрируйте все свое внимание на задании, обратите внимание на наименьшие детали и увидите, насколько счастливым вы себя почувствуете.


/Назовите меня махровым и черствым скептиком, но сдается мне, автор сих строк наслаждается жизнью где-нибудь под пальмами на Гоа и процесс мытья посуды у него сведен к смахиванию остатков еды прямо на песок. Хотя мысль правильная – наслаждаться каждым моментом в жизни. Удивительно, что пользователи Quora отдали этому ответу второе место, ведь вопрос был не совсем об этом. Видимо, мало среди читающих было домохозяек, кому это мытье посуды уже в…./

Путь всегда заканчивается там, где он начался

Гайятри Калиямоорти делится своими мыслями: "Довелось мне как-то прочесть отрывок из трилогии о Шиве (прим. переводчика – имеется в виду серия книг индийского автора Амиша Трипати). Поделюсь им здесь. Это и может быть ответом на вопрос.

Давай я попробую выразиться иначе. Уверен, ты знаешь, как в Индии идут дожди, правильно?

Конечно. Один из ваших ученых объяснил мне. Кажется, солнце нагревает морские воды, заставляя их подниматься вверх в форме газа. Огромные массы этого водяного пара объединяются в облака, носимые над землей муссонными ветрами. Когда эти облака сталкиваются с горами, из них идет дождь.

Отлично. Но ты прошел лишь полпути. Что происходит после того, как прошел дождь?

Понимающая улыбка на лице Шивы показала, что он начал понимать.

Гопал продолжил: - Вода находит свой путь в ручьи, а потом в реки. И, в конце концов, река возвращается обратно в море. Часть дождя используется людьми, животными, растениями - всеми, кому нужно выжить. Но даже та вода, которую используем мы, в итоге возвращается в реки и моря.

Путь всегда заканчивается там, где он начался. Разве мы можем сказать, что путешествие воды было бессмысленным? Что бы произошло с нами, если бы вода решила, что для нее нет никакого смысла начинать путь, который закончится там же, где и начался?

Мы бы все погибли.»


А какие варианты ответа на вопрос о глобальном смысле жизни есть у вас? Поделитесь ими в комментариях к статье - нам очень интересно узнать ваше мнение!

Смысл жизни? В чем смысл жизни, как найти смысл жизни – этот вопрос приходит к человеку очень рано, и дальше до конца жизни человек может искать смысл своей жизни. счастливы те, кто смысл жизни находят. Трагично, когда уже на склоне лет человек оглядывается назад и понимает, что смысл его жизни был неправильным и посвятил он всю жизнь пустому. Но никогда не поздно смысл найти.

Отрывки из бесед со старцем Борисом Старком

Публикуем отрывки из бесед со старцем Борисом Старком.

Протоиерей Борис Старк родился в 1909 году. Сын адмирала Георгия Карловича Старка, командира Сибирского флота, он с детства, как и многие другие русские люди, оказался в годы Гражданской войны в изгнании. Технический институт в Париже, карьера инженера, позже – участие в Русском студенческом христианском движении, интерес к богословию – и, наконец, в 1937 году рукоположение митрополитом Евлогием (Георгиевским) в священный сан.

Отец Борис служил в Никольской церкви в Сент-Женевьев де Буа до 1952 года и вернулся на Родину. Кострома, секретарь епархиального управления в Херсоне, профессор в Одесской семинарии, благочинный Рыбинского благочиния Ярославской епархии, где он и скончался в 1996 году – таков путь отца Бориса.

В чем смысл жизни? Вечный вопрос

- Вечный вопрос: не как жить, а для чего? здесь, на земле?

Отец Борис: Семьдесят лет назад по французскому радио я услышал рассказ.

Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике. А вынужден был жить в чрезвычайно мещанских условиях. На работе - он знал заранее - все его сослуживцы ни за что не забудут надеть сатиновые нарукавники, чтобы не портить рукава пиджака, когда целый день сидишь и пишешь. Не за­будут подложить подушку на сиденье стула, чтобы не нажить себе геморрой. Он заранее знал, что они будут рассказывать о том, как провели воскресный день, какие у них были легкие победы, как они низкопробно веселились – кто напьется, кто с девочками… Он знал, что вечером придет домой, а дома жена откроет дверь и скажет: «Хорошо, что ты пришел. Снимай-ка туфли - у нас только что полы натерли. Снимай скорей рубашку - сейчас прачка придет, чтобы унести грязное бе­лье. И заодно посмотри - в духовке я поставила телятину. Ты знаешь, твоя теща не любит, когда телятина пригора­ет». Он - в ужасе: «Я больше не могу!!! Моя душа жаждет эмоций - духовных… культурных… а тут – пошлятина и ме­щанство и на работе, и дома». И он лезет в петлю.

Приходит на тот свет. Апостол Петр ему говорит: «Голубчик мой, я не могу тебя пустить в рай. Ты сам избрал свою судьбу». - «Апо­стол, все, что хочешь! Я готов. Я сознательно ушел, я просто не мог больше терпеть этой жизни. Если бы жизнь была другая, я никогда бы не дерзнул совершить такой грех. Но жизнь там была нестерпима для моей одаренной натуры». - «Как хочешь, Ты сам избрал свою судьбу».

Апостол ведет его, открывает какую-то дверь, пихает его туда и закрывает за ним… Человек входит. Навстречу - жена… «Сними ботинки, потому что полы только что натерли, сними рубашку - сейчас прачка придет, посмотри телятину…» Он в ужасе стучит в дверь. «Апостол!!! Что ты наделал?!! Я не хочу в рай! Я хочу в ад! А куда ты меня послал, я от этого ушел! Я не хочу домой! Я хочу в ад!» Апостол говорит: «Голубчик, ты не захотел с этим мириться, когда это было временно, а теперь - это уже навсегда».

Этот рассказ произвел на меня очень сильное впечатление. И с его помощью я четырех человек из петли вынул… В нужную минуту им рассказал его. Потом один из них приходит:

– Батюшка, спасибо вам большое. Вы меня не помните?

– Нет, не помню.

Как же?! Я был уже на грани, намыливал веревку, а вы мне рассказали ту поучительную историю, и я побоялся, что опять будут “мягкие туфли, и грязная рубашка, и телятина, которая подгорела в духовке”. Я навсегда этого не хочу.

Цель человека на земле – постараться жить так, чтобы не бояться перехода из временной в настоящую, вечную жизнь. На одной гробнице я прочел: «Прохожий, остановись, ты еще в гостях, а я уже дома». Вот и надо жить так, когда мы на­ходимся в гостях в земной жизни, чтобы не бояться перехода домой, то есть в отчий дом, на тот свет.

Memento mori

Memento mori - . И это нисколько не ужасно. Некоторые говорят: «Как же уныло помнить все время о смерти». Монахи, которые жи­вут, как преподобный Серафим или же , наоборот, страшные оптимисты. Они переполнены радостью именно потому, что не боятся смерти, для них не «мо­гила», не «конец», а только «начало».

Мой сын, с которым вы познакомились, прочитав книжку о нем , говорил: «Как я счастлив идти к Богу. Мне жалко вас бросить, но я знаю, что с вами мы еще увидимся, а Бога я увижу уже сейчас». Он жаж­дал смерти в десять лет, потому что прожил свою жизнь так, что смерть для него была не страшна.

Каждый человек, каждый христианин должен прожить так - и сам прожить, и другим помочь. Я еще раз напоминаю, преподобный Серафим говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи около тебя спасутся».

Смысл земной жизни в том и состоит, что человек го­товится всю свою жизнь, всю свою жизнь умирает. Афонцы говорят, что первый шаг, который еще ползком делает ново­рожденный младенец, - шаг в сторону могилы. И в этом нет уныния, страха, грусти, наоборот, - радость, потому что это убивает смерть. Есть только новое рождение. И каждый вечер, ложась спать, я повторяю слова молитвы: «Неужели, Господи, одр сей гроб мне будет? Или еще окаянную мою душу просветиши днем?»

Я не мрачный пессимист, я очень жизнерадостный человек, потому что я ползу и ползу в сторону могилы. Я искренно жалею, что Господь так долго не дает мне «визы» на тот свет. И хотя мне жалко оставлять своих детей, жену, пасомых, свое любимое дело - служение, хотя мне жалко с этим расставаться, я убежден, что там я по­лучу все это в десять раз больше. Мне никто не будет мешать… здесь меня все отвлекают какие-то житейские, бытовые мелочи, а там мне уже никто не будет мешать стремиться к общению с Богом, мешать моей любви к людям…

Публикуется по изданию: Вся моя жизнь-чудо… Воспоминания и проповеди. Прот. Борис Старк. Издание ПСТГУ.

Почему исчезает смысл жизни у человека и как его найти.

В чём смысл жизни в современном обществе

Одной из основных проблем в современном обществе, с которой чаще всего приходится сталкиваться психологам и психиатрам - так называемая фрустрация экзистенциальных потребностей. Проще говоря, современный человек довольно часто страдает глубоким чувством потери смысла жизни .

Согласно некоторым исследованиям, взрослые люди примерно через 15-20 лет после окончания высших учебных заведений, т.е. сделав карьеру и достигнув внешне благополучную и счастливую жизнь, часто жалуются на непреодолимое ощущение полной утраты смысла жизни .

«Горе людям, не знающим смысла своей жизни.»
Блез Паскаль

Это связано с тем, что современное общество не предоставляет человеку идеала, или высшей цели жизни, к которой человек может идти и стремиться всю жизнь, тем самым автоматически обеспечивая каждого смыслом жизни . Сейчас же чаще всего в качестве такого идеала современным обществом выставляется «золотой телец», или финансовое благополучие, достигнув которого как бы обещается обретение счастье и полноты жизни.

Тем не менее, вопрос о смысле жизни встает перед человеком вне зависимости от уровня благосостояния его жизни. Вопрос «в чём смысл жизни ?» задаётся многими и тогда, когда живется «хуже некуда», и в обществе полного изобилия. Причина этого в том, что смысл жизни связан с глубинной человеческой потребностью быть больше себя самого. Что это значит?

Смысл жизни и человеческое бытиё

«Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на что-то или на кого-то, но не на самого себя. Это может быть какое-то дело, которое очень важно осуществить, или другой человек, для которого важно что-то сделать хорошее.

Закономерность такова - чем больше человек посвящает себя чему-то или кому-то, тем в большей степени в его жизнь приходит смысл жизни и он начинает ощущать значимость собственного Я, находит своё предназначение.

«В чем смысл жизни?
Служить другим и делать добро».
Аристотель

Проще говоря, смысл жизни появляется у человека тогда, когда он в большей степени забывает про себя, посвятив своё существование какой-то идее. Именно поэтому в современном обществе, которое культивирует культуру потребления, т.е. первоочередность наслаждения самого себя, стремление к наслаждениям и развлечениям, проблема «смысла жизни» и сопутствующая ей депрессия с каждым годом становится всё больше и больше. Согласно прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире среди всех заболеваний!

Поэтому если вы потеряли смысл жизни и пытаетесь найти ответ на вопрос «в чём смысл жизни» , то подумайте о том, для кого вы жили в последнее время? Очень вероятно, что в большей степени вы жили просто для себя, для своего счастья. Это может быть явно и скрыто, когда заботишься о другом с целью получить счастье для себя.

«Жизнь человека имеет смысл до тех пор, пока он вносит смысл в жизни других людей с помощью любви, дружбы, сострадания и протеста против несправедливости.»
Симона де Бовуар

Но суть такова- когда живёшь для достижения своего личного счастья, то замыкаешься на самом себе, тебя интересует твой личный комфорт и твои личные переживания. А счастье и полнота жизни приходит извне, как благодарность других за помощь и взаимовыручку и осознания того, что твоя жизнь полезна для других . А для этого твоя помощь и забота должна быть бескорыстной, т.е. без ожиданий чего-либо взамен.

«Без пользы жить - безвременная смерть».
Гёте

– В чем смысл жизни?

За последний месяц этот вопрос мне задали раза три. Я его не люблю: для меня нынешнего он чрезвычайно абстрактен и не наполнен содержанием. Я не знаю ответа на него, и мне, честно говоря, этот ответ не интересен.

Но живое любопытство у меня вызывают люди, которые этот вопрос задают. Поэтому я, не отвечая, спрашиваю:

– А что побуждает вас задавать этот вопрос? И что именно вы имеете в виду: в чем смысл жизни для вас или смысл существования вообще?

Я хорошо помню, что побуждало меня. Мои поиски смысла жизни начались в подростковом возрасте. Очень хотелось ощущать себя не никчемным подростком, а человеком, предназначенным для чего-то большего. Смысл для меня равнялся предназначению, миссии. Я очень любил книги, в которых обычные люди обнаруживали в себе сверхспособности. Считал, что я родился в неподходящую эпоху и вообще мне лучше было бы жить в другом мире, который я придумывал сам. Там у меня была миссия, там я знал смысл своего существования… Но это был виртуальный мир.

Параллельно я искал смысл и в реальности. Не сказать, чтобы я ставил вопрос именно так: «В чем смысл жизни?» У меня просто было чувство неудовлетворенности собой и миром. И я искал ответы – в области бурно расцветавшей в постсоветской России религиозно-эзотерической мысли. Присматривался к кришнаитской литературе, даже купил здоровенный том «Источник вечного наслаждения» самого Абхай Чаранаравинды Бхактиведанты Свами Прабхупады. Но увы – в «Источнике вечного наслаждения» наслаждения я не нашел, это оказалось на редкость занудное чтение.

Потом был этап нигилизма. Любимой книгой стал Екклезиаст с его «И нет ничего нового под солнцем», «Все суета сует и томление духа». Я и сейчас люблю эту книгу Библии, но воспринимаю ее иначе.

По мере моей включенности во взрослую жизнь меня все чаще занимал не вопрос о том, в чем смысл жизни вообще, а проблемы конкретно моей деятельности. Ощущение бессмысленности нарастало во время поисков «своей работы»: старший преподаватель психологии в вузе – куча собеседований во все возможные и невозможные места, даже на должность продавца бытовой техники – директор магазина молодежной одежды... и снова старший преподаватель психологии в вузе. Позже я написал диссертацию на тему самоотчуждения личности, в том числе и об утрате смысла. Однако к этому времени вопрос «Зачем я это вообще делаю?» ушел в прошлое – появлялось все больше эмоционального удовлетворения от того, что я делаю.

И вот тут у меня стали спрашивать, в чем смысл жизни.

Чаще всего – в форме «Я не знаю, зачем живу» и «Моя жизнь не имеет смысла». Один раз прямо спросили: «Как мне найти смысл моей жизни? Я смотрю на людей, которые меня окружают, у них какая-то ничтожная жизнь, бессмысленная. Работа–дом–работа, унылый отдых, копошение на даче... Я не хочу так!»

Я не хочу уходить в философские дебри относительно того, что такое смысл и в чем он заключается. Хочется чего-то живого, уйти с абстракции на человеческий уровень.

Как отвечать, если у тебя спрашивают, в чем смысл жизни? Первый шаг – разобраться, что такое смысл. Разговаривая с людьми о том, как они это понимают, я получал ответы, указывающие, что:

а) Люди отождествляют цель и смысл («Зачем ты все это делаешь?»)

б) Люди отождествляют значение и смысл («Какой смысл имеет это слово?»)

в) Люди отождествляют свое понимание и смысл («Его речь – это бессмыслица какая-то»)

Все это – действительно грани смысла. Вещи, явления, происходящие в мире процессы и мои действия – все это обретает личностный смысл тогда, когда становится сопричастным моему жизненному миру, который соткан из моих потребностей, чувств и ценностей, причем ценностей – не абстрактных, а наполненных эмоциональным содержанием. Вот любопытное явление: себя самого бесполезно искать внутри себя, нужно разворачиваться к внешнему миру, но смысл тех или иных действий мы можем постичь только тогда, когда они окажутся созвучными нашему собственному внутреннему голосу.

Моя жизнь обретает смысл в тот момент, когда я становлюсь сопричастным тому, что я делаю. То есть тогда, когда мои действия связаны с моими потребностями, вызывают у меня эмоции, совпадают с моими личными ценностями. Рассогласование между тем, что для нас ценно, и тем, что мы делаем, порождает отчуждение. Отсюда простое следствие: бесполезно говорить о бессмысленности действий других людей, не зная их ценностей и того, какие эмоции у них вызывают эти действия.

Человек, спрашивающий, в чем смысл жизни, и говорящий о том, что в его жизни смысла нет, сообщает мне о том, что он утратил контакт с собственными потребностями и эмоциями, а если шире – с собственным жизненным миром.

Так что для меня смысл – это сопричастность. Смысл тех или иных вещей для меня заключается в моей связи с ними. И тогда старенький предмет, не имеющий объективно никакой ценности, обретает смысл, если он связан с памятью о дорогом человеке. У меня дома есть старые полки, которые вырезал из дерева еще мой отец. Они сделаны на совесть, но я оставляю их не только потому, что они держат книги. Смысл их заключается в том, что это – работа моего отца, часть его материального наследия и часть моей связи с ним. Это часть моего жизненного мира.

Для кого-то археология – вещь совсем бессмысленная. Однажды я участвовал в археологической экспедиции. Жители сел по берегам Амура иногда вообще не понимали этого слова, и мы тогда говорили, что мы геологи. «А, нефть ищете!» – и лица людей озарялись пониманием. Нефть включена в жизненные миры этих людей как значимое явление. А обломки горшков… А для меня это имеет смысл – он в эмоционально переживаемом ощущении связи с прошлыми поколениями, в ощущении себя как части исторического процесса, направленного в будущее. И мое хобби – археология – обретает смысл только в контексте этого ощущения.

Итак, в чем смысл жизни? Забавная деталь: люди, которые его нашли, часто даже не понимают, о чем идет речь. Если встал вопрос о смысле и бессмысленности, то, думаю, стоит обратиться к другому вопросу: почему то, что у тебя есть, никак не соотносится с твоими потребностями, эмоциями и ценностями? Утрата смысла – это нежелание вступать в эмоциональный контакт с тем, что у тебя есть или с тем, что тебя окружает. Как так произошло – это и есть вопрос, которым следует задаться психологу.

– ...В чем смысл жизни для меня?

– Как произошло, что ты не чувствуешь связи между тем, что ты делаешь, и тем, что значимо для тебя самого?

– А если для меня в жизни нет ничего значимого?

– Ну что ж, давай поговорим о том, как ты обесцениваешь окружающий мир...

И никаких разговоров о смысле жизни.