Выполню художественное травление на ножах. Воронение ножа в лимонной кислоте

Согласитесь, изделия из металла (ножи, клинки, амулеты…) выглядят гораздо красивее, если они украшены узорами, орнаментами. Но как нанести узор на металлическую поверхность? Гравировка? Можно и этим методом, однако есть еще несколько. Один из них носит название - художественное электрохимическое травление металла .
В данной статье вы узнаете, как украсить лезвие ножа. Ниже описан весь процесс от рисования эскиза до процесса травления металла в домашних условиях.

Травление цветных металлов

Стоит отметить, что если ваш контейнер покрыт внутри, травление может испортить его, поэтому придерживайтесь простой нержавеющей стали. Если ваш контейнер не имеет прямых сторон, подобных этому, измерения не будут равномерно распределены. формы, убедитесь, что вы измеряете фактические жидкости перед добавлением каких-либо постоянных меток.

Травление изделия из металла

Устали от того же старого взгляда вашего любимого ножа? Не было бы неплохо добавить вспышку к вашему клинку? Конечно, вы могли бы выгравировать, но это действительно дорого. Вы также можете попробовать свои силы на гравюре, но один ложный ход превратит ваш любимый клинок в мусор. Кислотное травление дает вашему любимому лезвию или многофункциональному инструменту индивидуальный внешний вид без высокой цены и высокой вероятности завинчивания.

Разработка и нанесение рисунка

Эскиз

Сюжетный рисунок, растительный орнамент, логотип или просто фраза – это лишь малый перечень идей рисунка, который будет красиво запечатлен на клинке. Выберите, какой узор вы хотите видеть на клинке и начинайте создание эскиза. Можно нарисовать самостоятельно или попросить профессионалов.

Что вам нужно для начала работы: одна из самых приятных вещей о кислотном травлении - вам не нужно искать по всему Интернету специальные инструменты или материалы, чтобы выполнить свою работу. Стеклянная банка с крышкой. Строка или провод. Нож или мульти-инструмент, который вы собираетесь травить.

Разборка и подготовка. Первое, что вам нужно сделать, это снять ручки с ножа или полностью разобрать мультиинструмент, если это то, что вы будете травить. Вы собираетесь окунать этот нож или мультиинструмент в контейнер с кислотой и кислотой, так что это происходит, чтобы съесть материал, пойти фигурой. То, что вам также нужно сделать, это взять часть средства для снятия лака или вытирать части, которые вы будете травить.

После чего нужно перенести рисунок на клинок. Для этого помещаем клинок в сканер, переносим изображение в программу CorelDraw, где обрисовываем контуры клинка. Далее накладываем подходящий орнамент. Результат следует продублировать в зеркальном отображении и отправить в печать.

Гальваническое травление металла

Это поможет кислой травлению металла равномерно и в конечном итоге даст вам наилучшие результаты . Пришло время рисовать - на мгновение надавите на свое мужественность и используйте защиту, которую предлагает лак для ногтей. Первый шаг - убедиться, что вы нарисовали фактический край лезвия.

Теперь пришло время для вас глубоко выкопать и отпустить этот внутренний Пикассо в вас. Имейте в виду, что кислота изменит цвет обнаженного металла, поэтому везде, где вы наносите краску, останется первоначальный тон лезвия. Небеса - это предел в плане дизайна, который вы придумали для своего лезвия или мультиинструмента. Перед тем, как перейти к следующему этапу, подождите не менее 25 минут для сушки краски. Помните, где бы решение касалось металла, оно изменит цвет. При этом отрегулируйте, насколько глубоко вы вставляете лезвие внутрь и удерживая другой конец паракорд, закройте крышку.

Лакирование клинка и перенос рисунка

Клинок надо покрыть лаком заранее. Можно воспользоваться матовым лаком для пластмассовых моделей-копий. Лак нужно разбавить нитрорасстворителем, чтобы быстрее высох, и нанести аэрографом (можно и кисточкой). Лак используется потому, что в течение суток сохраняет пластичность и не крошится под скраббером.

Это должно закрепить лезвие в правильном положении . Теперь, как долго вы покидаете его, там обсуждается больше, чем у калибра, который обладает большей мощностью. Если у вас нет такого же терпения, как я, вы можете вытащить его через 20 минут. Это становится немного сложнее, если вы вытаскиваете его до 20 минут и обычно приводит к непоследовательной окраске. Вы уже вложили немного времени и денег в это стремление, и спешка не поможет окончательному результату, возьмите полные 25 минут. Удалить и собрать - Теперь, когда вы позволите кислоте выполнять свою работу, пришло время ее вынуть.

Вырезаем эскиз, чтобы было проще подогнать к клинку, «зачерняем» оборотную сторону карандашом, крепим на клинке малярной лентой. После прорисовываем тонкой ручкой орнамент. В итоге получается рисунок на лаке.

После этого вы захотите промыть его проточной водой. Затем идет отход или удаление лака для ногтей, нанесите обильное количество на тряпку и вытереть лак для ногтей. Идите вперед и соберите ручки вашего ножа или лабиринт деталей, которые являются вашим мультиинструментом. Что здорово в этом процессе, вы сделали это сами, и это одноразово.

Надеюсь, вы, ребята, возьмете эту информацию и перейдете к настройке. Итак, что вы будете делать, если у вас есть нож, который хорошо работает, но немного эстетически скучно? Вы можете уйти в отставку и купить новую, или вы могли бы потратить немного времени и научиться настраивать свой существующий нож.

Процарапывание рисунка

Рисунок по поверхности лака процарапываем с помощью скрабберов с различной заточкой. Важно, чтобы металл скраббера не был тверже металла клинка, а то будут царапины.

Особенности рисунка

В нашем примере травится «поле» (это самый сложный вариант, т.к. рисунок процарапать труднее), хотя возможен и более доступный вариант, когда травятся исключительно контуры рисунка.

Будьте осторожны, проветривайте рабочую зону и надевайте защитное снаряжение. Исследования и кислоты, которые вы будете использовать, и любые опасные взаимодействия, которые они могут иметь. Если вы не принимаете эти меры предосторожности и не навредите себе, не обвиняйте нас. Это не исчерпывающее руководство - мы поощряем проведение дополнительных исследований для обеспечения вашей собственной безопасности.

Кислотное травление использует химическую реакцию между раствором кислого травильного раствора и сталью вашего лезвия. Здесь много переменных, таких как тип используемой стали, тип применяемой кислоты и количество времени обработки лезвия. Растительные кислоты могут варьироваться от мощной соляной или серной кислоты до гораздо более слабых кислот - даже бытовой уксус, цитрусовые или горчица могут эффективно использоваться.

Травление металла

Можно воспользоваться переменным трансформатором, к примеру, от игрушечной железной дороги. Он будет адаптером для мини-дрели, которая для тонких работ незаменима. Предельный вольтаж – 12В, чего с лихвой хватает. Термоусадочный кембрик служит изоляцией.
Фланель: Медная/латунная пластинка – приблизительно 100\7 мм.

Раствор для травления

Однако для целей настоящего руководства мы обсудим один из наиболее распространенных растворов для кислотного травления в индустрии ножей: хлорид железа. Опять же, исследуйте свою кислоту и металл заблаговременно, чтобы избежать нежелательных реакций.

Часто слышится в контексте джинсовой ткани и джинсов, качели - это техника, которая работает точно так, как вы себе представляете, - предмет промывается в барабанном или вибрирующем контейнере водой, мылом и абразивным материалом. С тканью это создает более легкий, износостойкий вид. С металлом он может создавать что-либо от мелкозернистого матового покрытия до грубого поцарапанного вида.

Электрохимическое травление металла начинаем с того что кладем ткань на пластинку и все это замачиваем в соляном растворе (не стоит жалеть соли). После начинаем травить – быстрыми касаниями, не следует долго держать, т.к. лак может перегреться.

В гораздо меньших масштабах, вы можете использовать подобную технику в своем собственном гараже. Эти лезвия с нулевой толерант недавно были обмануты и вскоре будут заточены. Конечный результат каменной обработки сильно зависит от интенсивности ударной волны и используемой среды. Чрезвычайно мелкие среды, такие как фрагменты оболочки из песка или орехового ореха, получат ровную матовую отделку - это часто считается полировкой сваливания, а не истинной каменной кладкой.

Процесс травления для других материалов

Дробеструйный или пескоструйная обработка, который запускает эти абразивные материалы из сопла под давлением, также используются для достижения этой легкой отделки. Тем не менее, для этих методов потребуется установка воздушного компрессора и взрывных устройств, которые могут быть дорогими. Итак, мы сосредоточимся на более грубой стороне спектра, поскольку для новичков это проще и дешевле.

Результат

Описанный метод травление металла в домашних условиях хорош тем, что здесь проще проконтролировать процесс, в отличие от травления в сосуде «целиком». Нужно лишь пройтись по рисунку несколько раз (ранее советуем потренироваться на черновых заготовках, чтобы не испортить клинок). Когда у рисунка будет законченный вид, выключайте агрегат и протрите клинок растворителем. Собственно в этом и заключается метод художественного травления металла.

Действия при химической реакции

Тяжелые средства для обработки камней обычно состоят из буквальных камней или керамических изделий, которые производят более грубую потертую внешность. Увеличение интенсивности вибрации или резкости или добавление неравномерных натуральных камней может повысить шероховатость этой отделки.

Итак, что вам нужно для кислотного травления и обмазывания ножом? Другие металлические детали, например ручные шкалы, также могут быть подвергнуты обрушению. Эта ручка была оцарапана, а затем анодирована. Когда у вас есть эти материалы, методы довольно просты. Для того, чтобы получить нужный результат , потребуется тонкая настройка и экспериментирование, поэтому начните с недорогого ножа. Мы также подведем итоги ниже.


ПОИСК ПО САЙТУ

ГРАВИРОВКА МЕТАЛЛА

ПЕРЕВОД РИСУНКОВ ДЛЯ ГРАВИРОВАНИЯ НА МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ.

Советуем взять рисунок, который желательно перевести, и сделать с него обратный рисунок (через стекло). Затем покрыть металлическую поверхность слабым водным раствором гуммигута (желтая акварельная краска), положить обратный рисунок на высохшую поверхность и прогладить гладким предметом (агатом или просто ногтем большого пальца). Контур, сделанный свинцовым карандашом, отчетливо переносится, и рисунок может быть гравирован иглой и

Разберите свой нож и тщательно очистите и высушите часть, которую собираетесь травить. Даже один отпечаток пальца повлияет на ваше кислотное травление, поэтому будьте осторожны. Применяйте резистентное вещество, такое как лак для ногтей или вазелин, чтобы покрыть любые чувствительные области, а именно точку опоры, стопор и стопорную поверхность. Осторожно удалите нож с помощью проволоки и погрузите его в воду, перемешивая, чтобы промыть. Нанесите пищевую соду для нейтрализации кислоты. Убедитесь, что кислота была полностью нейтрализована и промотана, прежде чем прикасаться к любому предмету, с которым он контактировал. Очистите резистивное вещество от лезвия. Более длительное погружение будет затемняться и удалять больше металла. . Окрашивание можно использовать самостоятельно или применять после кислотного травления для более темного изношенного внешнего вида.

грабштихелем.

ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ТРАВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОВ.

Травлением называется способ воспроизведения с помощью химических средств рисунков, орнаментов, надписей и т.п. на поверхности металлических предметов.

Травление производится двумя способами: можно покрыть веществом, на которое действует протрава, все линии и поверхности рисунка; можно, наоборот, защитить от действия кислот все промежутки, оставляя линии и поверхности рисунка свободными. Если потом покрыть всю поверхность кислотой, то в первом случае рисунок получится слегка рельефным, во втором - рисунок выйдет углубленным.

Настройте свой вибрационный стакан и наполните его частично керамическими камнями или другими материалами. Запустите тумблер столько, сколько необходимо для достижения желаемого результата . Необязательно: вставьте деталь в запечатанный пластиковый кувшин с камнеобразующими средами, водой и мылом. Вручную встряхните или оберните полотенца и поместите в сушилку для одежды на «без нагрева». Это может привести к более грубой или более неровной отделке. Тщательно очистите свой нож, затем смажьте масло, соберите его и заострите - проверьте наши.

  • Добавьте немного воды и небольшое количество мыла для мытья смазки.
  • Вставьте свою металлическую деталь и включите стакан.
Неважно, если это топор, нож, копье, меч или лопата!

Как ни проста, на первый взгляд, операция травления, начинающие часто терпят неудачу, особенно при травлении тонких и сложных рисунков.

Прежде чем наносить предохраняющее покрытие, обрабатываемую поверхность следует тщательно очистить от тонкого налета ржавчины, жира и иной грязи. Приставший к поверхности жир можно удалить промыванием в спирте или бензине, прокаливанием или, наконец, провариванием в растворе соды или едкого натрия.

Просто нет большего чувства, чем настройка вашего клинка и создание его собственного. Возможности бесконечны, все - от добавления покрытия, удаления покрытия, травления, синего, струйной обработки, сгибания, форсирования патины, изменения материала ручек и т.д. Поскольку у него уже есть покрытие, а также окрашенный логотип, будет очень легко изучить травление, как удалить покрытие и нанести патину на сырую сталь.

Прежде всего, давайте соберем некоторые материалы. Пожалуйста, ознакомьтесь с инструкциями и предупреждениями на любом приобретенном вами продукте, чтобы настроить ваши лезвия. Теперь, когда у нас есть все наши материалы, первое, что мы собираемся сделать, это либо уныло, либо обломить его. Затем тщательно очистите лезвие.

Очищенный от грязи и жира предмет погружают в 10%-ный раствор серной кислоты и оставляют в ней до тех пор, пока не исчезнет темный налет ржавчины. После этого обрабатываемую поверхность можно отполировать, если форма предмета позволяет и назначение его не противоречит этой операции. Но подобная предварительная полировка не обязательна.

Первым шагом в процессе настройки будет травление. Затем начал работать внутри линий. Осторожно поцарапайте узор, который вы хотите вытравить в свой клинок. Не забывайте быть очень осторожным при почесывании рисунка, нет необходимости удалять металл, просто удалите краску. Вся краска в логотипе исчезла!

Теперь, когда ваш дизайн поцарапан в покрытии вашего лезвия, обязательно используйте разбавитель для краски, проволочную щетку или наждачную бумагу, чтобы выставить небольшую часть лезвия для электрического соединения. Мое предложение состоит в том, чтобы убедиться, что электрическое соединение находится как можно дальше от моего травления.

До вычищенной поверхности нельзя дотрагиваться голыми пальцами, так как на них всегда есть большее или меньшее количество жирового вещества, а на жир протрава не действует.

Когда протравливаемая поверхность вычищена настолько, что имеет свежий металлический блеск, приступают к нанесению предохранительного покрытия.

Хорошее покрытие можно приготовить следующим образом: расплавляют 1 часть асфальта и 2 части мастики, смесь перемешивают и добавляют к ней 2 части белого воска. По охлаждении этот состав формуют в шарики и конусы, которые завертывают сначала в тряпочку из тонкого плотного полотна, а сверху - в сухую тафту. Состав наносится на поверхность следующим образом: обрабатываемый предмет подогревают и, слабо надавливая на поверхность, водят по ней равномерно массой, завернутой в тафту; при этом состав тает и просачивается сквозь тряпку, покрывая тонким слоем натираемую поверхность. Когда это покрытие затвердеет, его покрывают тонким слоем свинцовых белил, мелко растертых и распущенных в растворе гуммиарабика. Затем при помощи синей бумаги на белую поверхность переводят требуемый рисунок или надпись. Все места, которые требуется вытравить, проскабливают до поверхности металла. Тонкой и острой гравировальной иголкой можно воспроизвести даже тончайшую тушевку рисунка.

Если хотят протравить простую фигуру или надпись, то предохранительное покрытие можно разбавить какой-нибудь жидкостью, например скипидаром, до консистенции густой масляной краски . По такому покрытию можно воспроизвести требуемый рисунок от руки иглой или даже стальным пером.

При нанесении предохранительного покрытия необходимо следить за тем, чтобы металлическая поверхность была совершенно суха, иначе покрытие местами плохо пристанет, а кислота может проникнуть тогда до металла и протравить места, которые должны остаться нетронутыми.

Протравой для медных, латунных, бронзовых и серебряных изделий служит следующая смесь: 3 части насыщенного водного раствора азотнокислой меди и 1 часть насыщенного уксусного раствора нашатыря.

Протравливаемый предмет опускают в глиняную глазированную кюветку (ванночку), в которую наливают соответствующий растворитель. Если обрабатываемая поверхность плоская, то можно установить ее в горизонтальном положении, вылепить по краям бортик из воска толщиной в палец и в полученную таким образом плоскую кюветку налить соответствующую кислоту. Когда травление считают оконченным, предмет прополаскивают в чистой воде , а предохранительное покрытие удаляют нагреванием или смывают его скипидаром.

Если в углублениях останется некоторое количество протравки, то со временем она разъест металлическую поверхность местами глубже, чем требуется. Во избежание этого промытый предмет кладут на несколько минут в известковую воду, которая нейтрализует остаток кислоты.

ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ТРАВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОВ.

Кроме вышеописанного травления металлов химическим путем, существует еще один способ травления с помощью гальванической батареи. Этот способ имеет много преимуществ перед химическим. Сама операция травления гальваническим способом происходит гораздо быстрее, а контуры вытравленного рисунка получаются более резкими и отчетливыми.

В cостав протравы не входят едкие кислоты, вследствие чего не образуется вредных для здоровья газов.

Если рассмотреть через лупу рисунок, вытравленный химическим способом , то окажется, что края отдельных углубленных линий неровны и что, чем глубже линия, тем она шире протравлена. При гальваническом способе травления края отдельных линий получаются совершенно гладкими, а стенки углублений вертикальными.

Описанный выше способ предварительной обработки предмета применяется и при гальваническом травлении. Обработанный предмет, служащий анодом, подвешивают в ванну, содержащую протраву, на проволоке, которая припаивается оловянным припоем к непокрытому месту; место спайки покрывается лаком. Другой конец проволоки соединен с пластинкой того же металла, служащей катодом. В качестве протравы для стали и железа употребляется железный купорос или раствор нашатыря; для меди, латуни и бронзы - раствор медного купороса ; для цинка - цинковый купорос или раствор окиси хлористого цинка.

Если разные части рисунка требуется протравить до различной глубины, то через некоторый промежуток времени предмет вынимают из ванны, споласкивают те места, которые не требуется вытравлять глубже, и наносят на них предохранительное покрытие, а затем снова подвешивают предмет в ванну и продолжают травление.

СОСТАВЫ ДЛЯ ТРАВЛЕНИЯ:

меди: 1 часть спирта, 1 часть хромовой кислоты, 10 частей воды.

алюминия: 1 часть спирта, 1,5 части уксусной кислоты , 1 часть хлористой сурьмы (сурьмяного масла), 10 частей воды.

свинца: 8 частей спирта, 5 частей двухлористого олова, 80 частей воды.

ШТЕМПЕЛЕВАНИЕ ЖЕЛЕЗА И СТАЛИ.

Для штемпелевания стальных изделий (инструментов и т.п.) пользуются обычно едкими кислотами, что, однако, представляет много неудобств, не говоря уже о том, что и сама метка получается не совсем изящной.

Следующий способ во всех отношениях заслуживает предпочтения. Прежде всего готовят раствор в 400 г воды поваренной соли (86 г), медного купороса (86 г), цинкового купороса (24 г) и обыкновенных квасцов (12 г). Затем берут кусок простого мыла, смачивают его водой и натирают им то место стального предмета, на котором хотят сделать метку.

При этом обращают внимание на то, чтобы натираемое место покрывалось ровным и не очень толстым слоем мыла; после этого каким-нибудь острым предметом - шилом, гвоздем или кончиком ножа - выскабливают на мыльном слое требуемую метку так, чтобы отчетливо обнажилась поверхность металла. Теперь остается только заполнить полученное в мыльном слое углубление несколькими каплями вышеуказанного раствора и оставить в таком виде предмет на несколько минут. Если затем смыть слой мыла водой и протереть насухо предмет, то на его стальной поверхности ясно выступит красивая метка цвета меди.

Для вытравливания надписей на железных или стальных изделиях применяют по большей части разведенную азотную кислоту (15-20%-ную); Для нанесения кислоты на металлический предмет служит резиновый штемпель, но только изготовленный из гораздо более твердой резины, чем обыкновенные штемпеля для красок, что достигается более продолжительным процессом вулканизации.

Для того чтобы получить отчетливое травление буквы, штемпеля должны быть возможно более ясными и тонкими. Вместо подушки применяют кусок стекла, на который кладут кусок полотна. На последний наливают столько кислоты, чтобы он целиком пропитался, и к нему плотно прижимают штемпель. После этого слегка прикладывают штемпель к металлу, подлежащему травлению, и оставляют предмет на продолжительное время, а затем протирают керосином, а для предупреждения образования ржавчины - костяным маслом.

ШТЕМПЕЛЕВАНИЕ ЛАТУНИ.

Для нанесения на гладкой латунной поверхности прочных надписей непригодны обычно применяемые краски для штемпелей. Для этой цели необходимы так называемые "протравы", которые предварительно наносят либо на стеклянную пластинку, либо прямо на чистую подушку для штемпелей. Собственно штемпелевание можно производить обыкновенными резиновыми штемпелями.

"Протравы" состоят из раствора хлористой соли какого-либо металла; например, смесь из равных частей хлористой меди и хлористого висмута дает хороший отпечаток. Для этой цели в фарфоровой ступке стирают вместе обе соли, причем разводят растворенной соляной кислотой и сохраняют в плотно закупоренной склянке

Можно также стереть вместе I часть сулемы с 2 частями хлористой сурьмы, добавив к смеси немного соляной кислоты, и в результате получится жидкость, пригодная для штемпелевания.

Лучшее травление получается, если изделие натирать мокрыми опилками лиственных пород. Лучше всего - дубовыми или осиновыми. Берёзовые опилки очень быстро растворяются в кислоте, по¬этому пользоваться ими нежелательно. Если объем работ велик (а химикаты дороги), то удобнее травить в жидкостях, для чего потребуются соответствующие ёмкости¹ .

Из кислот достаточно иметь соляную, азотную и уксусную. Также потребуется хлорное железо, уксуснокислое железо и азотнокислое серебро (ляпис). Хлорное железо продаётся в радиомагазинах и на радиорынках, а уксуснокислое можно получить самому, бросив горсть гвоздей в 80-процентную уксусную кислоту и выдержав до полного их растворения. Аналогично получается и ляпис - растворением серебряного полтинника 20-х годов в азотной кислоте.

Растворы органических кислот дают более яркие, контрастные рисунки, меньше разрушают металл, но они нестойкие, практически одноразовые, готовить их приходится всякий раз заново, и результат применения нестабилен, поскольку зависит от многих факторов. Например, в Индии готовят травильные растворы, настаивая травы с едким соком. Процесс длительный, но безопасный для металла и рук самого мастера² . Иногда можно получить чёткий рисунок, просто натирая нож лимоном.

¹/В качестве колб можно использовать 8 шт.-однолитровых пластиковых бутылей из-под молока, Если срезать горлышко, получается удобный сосуд, в который помещается нож 40x270 мм.

²/Излишне приводить здесь перечень мер предосторожности, которые совершенно необходимо соблюдать при работе с неорганическими кислотами ввиду их чрезвычайной агрессивности. Подобные сведения содержатся в любом справочнике по технике безопасности, да и просто вытекают из здравого смысла (Прим. ред.). Природные же составы практически безвредны.

Приготовление растворов

Все растворы следует обязательно готовить на дистиллированной воде (можно на дождевой - в ней иногда присутствует сернистая кислота, зато нет солей и оснований). Любой раствор удобнее готовить в количестве двух литров, и выставлять бутыли в два ряда: первый рабочий, второй - запасной, для долива убытка. Таким образом, этих двух литров может хватить на несколько лет при высокой повторяемости результатов.

Рабочая температура азотнокислых растворов - комнатная, а солянокислые желательно подогревать до 30°С, иначе рисунок не будет контрастным. Греть раствор следует, поместив бутылку в ёмкость с горячей водой.

  • Раствор №1. 3-5%-ный раствор соляной кислоты.
  • Раствор №2. 5%-ный раствор азотной кислоты.
  • Раствор №3. 2 л уксуса (6%) + 100 г хлорного железа + 100 мл концентрированной соляной кислоты. Сутки не укупоривать плотно, затем перемешать и разлить по бутылкам.
  • Раствор №4. 300-500 мл уксуснокислого железа, разбавить водой до 2 л и разлить по бутылкам.
  • Раствор №5. Так называемый раствор Делешана (самый дорогой): в 1 л водки добавить 100 мл концентрированной азотной кислоты и 20-30 г ляписа. Можно бросить пару полтинников до полного растворения, и неделю не укупоривать плотно, пока не завершится реакция. С готовым ляписом достаточно суток.
  • Раствор №6. Концентрированный раствор пищевой соды для нейтрализации кислот (в том числе - если кислота брызнула не туда, куда надо, особенно на открытые участки тела или в лицо). Удобнее всего держать его в трехлитровой банке.
Технология травления

Основной закон травления - получение прочной плёнки окислов с ярким рисунком на гладкой шлифованной поверхности. Эта плёнка и декоративная, и защитная. Совершенно недопустимо глубокое рельефное травление, которым сейчас грешат все.

Во-первых, глубокий рельеф выявляет структуру железных дендритов, не показывая, что перед нами - сталь или булат. Во-вторых, глубокое травление ухудшает рабочие качества клинка, увеличивая трения при резе. Кислота проникает очень глубоко по микроскопическим швам и разъедает дамаск, уменьшая прочность на излом.

Главное заблуждение травильщиков в том, что изделие не обяза­тельно выводить, шлифовать и полировать - все сделает травление! Отнюдь - каждая царапина, разъедаемая кислотой, превращается в рытвину и смазывает рисунок. Видя, что картинка нечёткая, травят ещё сильнее и получают рельеф - порочный круг замыкается. На самом же деле хорошее травление получается только при высоком классе предварительной выводки и полировки, а также при минимальном времени воздействия кислоты на металл, чтобы полировка не была нарушена, а лишь окрасилась, создавая ощущение прозрачности и глубины.

Иногда (редко) такое все же невозможно, и приходится травить рельеф. Обычно это бывает на сильно легированных сталях - однако и в этом случае травят минимальное время, а потом клинок подвергается полировке, чтобы зачернённые участки были утоплены не более чем на 0,1 мм, и не создавали бы при резе дополнительного трения.

Поэтому каждое изделие (если оно не на «потоке») приходится обрабатывать по-своему. Вначале полируется хвостовик, чтобы потренироваться на нем, а при получении хорошего результата настаёт очередь всего клинка. Далее показаны образцы травления, которые можно считать удачными. Применялись только перечисленные выше растворы, остальное - дело опыта!

Чёрный дамаск и булат
  1. 1 сек. в растворе №1(макнуть и дать стечь);
  2. 2 часа в растворе №6, промыть водой и высушить, не вытирая;
  3. обрызгать WD-40 и оставить на сутки, затем протереть мягкой тряпкой.

Чёрный булат
  1. 10 сек. в растворе №5, протереть. Повторить 3-4 раза, чередуя №2 и №5;
  2. 2 часа в растворе №6, промыть водой, встряхнуть, протереть, обрызгать WD-40, через сутки протереть насухо.
Чёрный дамаск и булат
  1. 5 сек. в растворе №2, протереть насухо опилками;
  2. 1 сек. в растворе №1 (макнуть и дать стечь);
  3. 30 сек. в растворе №3, промыть водой и стряхнуть, не вытирая;
  4. 2 часа в растворе №6, промыть водой, высушить, не вытирая (иначе будут полосы). Обрызгать WD-40,через сутки протереть на­сухо.

Дамаск и булат
  1. 5 сек. в растворе №2, протереть насухо;
  2. 1 сек. в растворе №4, промыть водой;
  3. 2 часа в растворе №6, промыть водой, высушить, не вытирая (иначе будут полосы).
  4. отполировать пищевой содой с WD-40;
  5. обрызгать WD-40 и оставитьна сутки, затем протереть мягкой тряпкой.
Легированный булат

(глубокое травление)

  1. 5 сек. в растворе №1, протереть насухо опил­ками;
  2. 1 мин. в растворе №5, протереть насухо;
  3. 1,5 мин. в растворе №3, протереть насухо;
  4. отполировать рельеф наждачкой №2000...5000;
  5. около часа натирать сухой питьевой содой на губке.

Красивый нож – это особая тема. Даже те, кто не увлекается холодным оружием, могут подолгу рассматривать эксклюзивные авторские образцы с причудливым переплетением узоров. Резная ручка – это очень красиво, но орнамент или сюжетная роспись на клинке вызывает невероятное восхищение. Наносят такие росписи с помощью техники травления металла.

Травлением называется процесс, при котором с поверхности клинка химическим способом удаляется часть металла. Производится это исключительно в художественных, декоративных целях, поэтому так и называется – художественное травление. Этот метод известен давно, вместе с чеканкой его применяли еще несколько веков назад для декора оружия, украшений и предметов быта. На Руси для травления применяли квасной уксус, а в восточных странах – соки растений и фруктов.

Суть метода

На участки лезвия, которые не должны быть затронуты, наносится специальное покрытие, стойкое к воздействию химии. Затем металл погружается в агрессивную жидкость (это может быть кислота, электролиты). Незащищенный слой металла «съедается», оставляя под защитным покрытием рисунок или надпись. Травление бывает многослойным – в этом случае его проводят в несколько этапов.

Можно проводить процесс двумя способами: протравливать «поле», защищая контуры рисунка, или травить только контуры орнамента.

Методы травления металла

Существует три основных технологических способа травления:

  • Жидкий (химический). Используются кислотные растворы.
  • Электрохимический. Через раствор электролита пропускают электрический ток. Катодом для стали может служить медная или латунная пластина.
  • Сухой (ионно-плазменный). Верхний слой «выпаривают» пучком ионизированной плазмы.

Последний метод применяется только на производстве, так как требует специального оборудования. Остальные вполне возможно осуществлять в домашних условиях.

Сначала разрабатывается эскиз (орнамент, сюжетный рисунок, надпись, логотип). Его можно подготовить в компьютерных программах обработки изображений. Если узор будет с обеих сторон ножа, распечатывается два варианта в зеркальном отражении. Затем рисунок переносится на лезвие, сначала тонкой ручкой, потом процарапывается скрабберами – специальными инструментами с разной заточкой.

Перед нанесением рисунка поверхность, которая должна остаться нетронутой, обезжиривается и лакируется. Для этого используют асфальтовый лак, стойкая разметочная краска или обычный лак для ногтей. Также следует защитить торцы изделия и его РК (режущую кромку).

Перед травлением нож следует разобрать, а если травится , тщательно защитить шарнир и фиксатор, иначе механизм испортится.

Можно погружать лезвие в кислотную ванну (не более чем на 10 минут) или производить целенаправленное травление ватной палочкой или тампоном. После этого тщательно промыть водой и проконтролировать результат, при необходимости повторить. После травления нож очищают от остатков лака, промывают и шлифуют.

В жидком травлении используют множество различных составов: раствор соли и медного купороса, смесь лимонной кислоты, соли и перекиси водорода, соляную, азотную, уксусную кислоты. Часто используют хлорное железо – его можно купить в магазине радиодеталей. Процентное соотношение веществ в составе смеси обычно устанавливают экспериментальным путем.

Отметим, что у метода травления есть и обратная сторона: иногда с помощью этой техники недобросовестные производители подделывают структуру дамасской и булатной стали. Поэтому рекомендуем быть очень внимательными при приобретении таких ножей и покупать их только в проверенных магазинах с репутацией.

Воронение - это процесс получения слоя оксида толщиной в несколько микрон. Так же его называют оксидированием, чернением или синением. Это темное, почти черное покрытие, но бывают и другие оттенки.
В основном, воронение применяется как декоративное покрытие, но изначально, в первую очередь, оно призвано защитить сталь от коррозии.

Я покажу вам способ как сделать простое воронение ножа у себя дома, с использованием всем доступных компонентов.
Что понадобиться?

  • - Кипяток 0,5 литра;
  • - Лимонная кислота 50 грамм (можно купить в любом продуктовом магазине).
Пропорции примерны, поэтому строго следовать им не обязательно. Все зависит от объема посуды, в которой вы будете травить свой клинок. Нужно знать, что увеличение концентрации лимонной кислоты ускоряет процесс оксидирования, но при очень больших концентрациях может привести к неравномерности покрытия.

Процесс воронения ножа

Берем стеклянную посуду, по размеру лезвия ножа, чтобы его можно было целиком погрузить в раствор.
Кипятим воду в чайнике. Затем берем и аккуратно наливаем кипяток в банку. Тут надо быть осторожным, так как банка может лопнуть. Чтобы этого не произошло можно для начала налить на дно чуть-чуть кипятка и дать банке прогреться, затем долить остальное количество.


Далее засыпаем в воду лимонную кислоту и тщательно размешать до полного растворения.
Перед тем как погрузить клинок в раствор, желательно его протереть спиртом, чтобы удалить все лишние жировые следы и грязь.
Погружаем лезвие ножа.


Через 1-2 минуты начнётся реакция, которая будет заметна по многочисленным пузырькам.


Воронение примерно займет у вас от 30 до 60 минут. Все опять же зависит от вашего требования к цвету покрытия и марки стали ножа.
В течении всего процесса воронения необходимо делать следующее:
  • - Каждые 10 минут доставать нож и протирать лезвие мягкой бумажной или тканевой салфеткой, удаляя черный налет с поверхности.
  • - Примерно каждые 1-2 минуты необходимо шевелить клинок в растворе, тем самым сбрасывать большие пузырьки газа с лезвия. Это обеспечит равномерность покрытия.


По истечении времени, если вас удовлетворяет цвет покрытия, необходимо в последний раз протереть лезвие подсолнечным маслом. Это остановит реакцию, сделает покрытие однородным и крепким.
На этом воронение лезвия ножа завершено.


В конце хочу добавить:
- Не вдыхайте поры газов при воронении, так как они вредны. И лучше пользуйтесь вентиляцией, если она у вас есть, или хотя бы откройте окно в помещении.
- Для стабильного процесса вода должна быть горячей. Воронение не идет в холодной воде. Кипяток не обязательно, но градусов 80 по Цельсию должно быть.


Если у вас получились небольшие разводы – не переживайте, они уйдут после первой или второй эксплуатации.
Такое покрытие довольно стойкое и будет держаться не один год.

Удаление части поверхностного слоя металлического изделия с помощью химической реакции называют травлением. Эта технология известна человеку уже несколько тысячелетий, наряду с чеканкой и чернением ее применяли для отделки металлических деталей оружия и домашней утвари, украшений и ритуальных предметов. В наши дни травление металлов применяется в художественных промыслах, для нанесения гальванических покрытий, для создания изображений и надписей на металлических изделиях.

Суть метода

Перед проведением травления на те участки поверхности металла, которые не должны быть вытравлены, наносится защитное покрытие, устойчивое к травящему веществу (протраве).

Далее деталь подвергают воздействию кислой среды или погружают в емкость с электролитической жидкостью. Чем дольше деталь подвергается обработке, тем больший слой металла разъедается агрессивной средой. Травление металла может осуществляться в несколько приемов, это так называемое многослойное протравливание.

Травление изображений на металле проводят как в промышленных, так и в домашних условиях.

Способы травления металла

Исходя из применяемых для разъедания слоя металла материалов, различают такие способы травления металлов, как:

  • Химический (жидкий). Применяются кислые растворы. Не требует сложного оборудования и дорогостоящих материалов. В ходе работы образуются вредные для здоровья испарения.
  • Электрохимический. Применяется раствор электролита и пропускаемый через него электрический ток. Характеризуется большей скоростью процесса, более точным исполнением деталей рисунка, экономным расходованием рабочей жидкости. Не образует вредных испарений
  • Ионно-плазменный (сухой). Поверхностный слой испаряется пучком ионизированной плазмы. Применяется при производстве микроэлектронных компонентов.

Ионно-плазменный метод требует высокоточного и дорогостоящего оборудования и применяется только в условиях промышленного производства. Жидкий метод, электрохимическое травление металла и даже электрохимическая гравировка доступны и в домашних условиях.

С помощью гальванического травления можно самостоятельно сделать печатную плату, практически не уступающую промышленной.

Гальваническое травление металла

Гальванический способ травления выгодно отличается от жидкого отсутствие необходимости использования кислот, дающих вредные испарения. В зависимости от материала заготовки используются разные электролитические растворы:

  • Сталь и железо — нашатырь и железный купорос
  • Медь и ее сплавы (бронза, латунь)- медный купорос
  • Цинк – цинковый купорос.

Для проведения процесса в домашних условиях потребуется:

  • Гальваническая ванна из непроводящего материала.
  • Блок питания на 5 вольт постоянного тока.
  • Металлический катод (из того же металла, что и заготовка.)
  • Проволочные подвесы для заготовки и катода. Заготовка не должна касаться стенок или дна ванны.
  • Две проводящие штанги, превосходящие по длине ванну.

Одну штангу присоединяют к отрицательному выводу блока питания и вешают на нее катод.

Другую штангу — к положительному выводу и подвешивают на нее изделие, которое будет служить анодом.

При подаче напряжения начинается процесс электролитического переноса металла с изделия на катод. Он будет происходить с участков поверхности, не покрытых защитным лаком.

Художественное травление металла

Художественное травление металла проводят как гальваническим, так и жидким методом.

Мастера народных промыслов и просто домашние умельцы получают с его помощью высокохудожественные изображения на холодном и огнестрельном оружии, всевозможной кованой и литой утвари. Для мастеров, делающих авторские охотничьи и бытовые ножи, травление стало практически обязательным элементом отделки. Особенно популярны охотничьи сцены, арабские, рунические или абстрактно — геометрические орнаменты. Многие мастера комбинируют травление металла с его воронением, придавая рисунку синеваты, черный или желтоватый оттенок.

Для переноса изображений используют как способ покрытия детали лаком, так и глянцевую бумагу. Применяют также еще один способ – оклеивание детали скотчем. Горячей иглой процарапывают линии рисунка, после чего пинцетом аккуратно удаляют скотч с участков, подлежащих протравливанию. Остатки клеевой массы нужно смыть растворителем.

Перед травлением деталь следует тщательно обезжирить.

Подготовка поверхности металла

Перед началом травления поверхность следует подготовить. Это позволит обеспечить:

  • Высокую скорость процесса
  • удаление металла ровным слоем.

В ходе обработки поверхности с нее удаляются все механические и химические загрязнения. Для нее применяют теплый мыльный раствор, подойдет и любое моющее средство. После высыхания поверхности ее надо протереть ветошью, пропитанной растворителем или обезжиривателем. Это позволит удалить остатки жидкости и масляные пленки.

Химическую обработку хорошо сочетать с механической:

  • полировка до зеркального состояния
  • шлифовка наждачкой. Применяется при недоступности полировки. Следует проследить, чтобы шкурка все время двигалась в одном направлении и следы от нее были строго параллельны

Механическая обработка значительно улучшит внешний вид изделия после травления.

Нанесение рисунка

Для этой операции применяется несколько способов. Все их объединяет общий принцип: защита части поверхности от разъедающего действия протравы, а различает вещество, используемое для нанесения рисунка.

Лак для ногтей

Популярный и доступный способ. Обладает некоторыми недостатками:

  • Высокая вязкость лака не дает возможности для прорисовки мелких деталей и тонких линий.
  • Требуется твердая рука и навык рисования.
  • Весьма сложно исправить ошибочно нанесенные детали.

Грунтовка или битумный лак

Используется грунтовка ГФ 021, ХВ 062 или битумный лак. Сначала веществом покрывается все протравливаемое изделие. Далее тонкой ручкой или маркером переносят контуры рисунка. Из тонкой проволоки или прутка из мягких сплавов следует изготовить иглу, заострив конец проволоки.

Те участки изображения, которые должны быть вытравлены, процарапываются до металла. Следует следить за тем, чтобы грунтовка не скалывалась.

Глянцевая бумага

Кроме глянцевой бумаги (ее можно купить в магазинах товаров для творчества, а можно просто вырезать лист из журнала), потребуется лазерный принтер, приложение для работы с изображениями и утюг. Изображение рисунка следует сделать зеркальным и распечатать в натуральную величину. Изображение прикладывают к поверхности и проглаживают несколько раз. После остывания заготовки бумагу смывают теплой водой, а тонер остается на поверхности детали. Тыльную и боковые поверхности, не подлежащие протравке, нужно защитить лаком или пластилином.

Основное достоинство метода — можно точно переносить мельчайшие детали изображения.

Основной недостаток — работать таким образом можно только с плоскими или цилиндрическими заготовками. Способ весьма популярен при изготовлении печатных плат.

Травление стали

Кроме художественного травления металла, позволяющего получать изысканные изображения на стальных поверхностях, травление стали используют и для удаления окалины и оксидных пленок. При этом следует особо тщательно соблюдать требования технологического процесса во всем, что связано с концентрацией протравочных растворов и времени выдержки детали в протраве или в электролитной ванне. Перетравливание в ходе такой операции крайне нежелательно.

При травлении стали применяют как жидкий, так и электрохимический метод. Протраву готовят на основе сильнодействующих кислот, таких, как соляная или серная. Особое внимание следует уделить тщательному обезжириванию поверхности. Пропущенное масляное или жировое пятно может привести заготовку в негодность. Для защиты частей заготовки, не подлежащих травлению, использую лаки, составляемые на основе канифоли, скипидара, гудрона.

Эти компоненты легко воспламеняемы, поэтому во время работы с лаком следует сбыть особо внимательным и осторожным. По окончании травления непротравленные участки заготовки очищают от защитного лака растворителем.

Протравы, используемые для стали

Большой популярностью среди домашних мастеров — травильщиков пользуется азотная кислота. Ее применяют как единственную основу для протравы, так и в смеси с виннокаменной или соляной. Раствор для травления металла на основе смеси азотной и соляной кислоты обладает очень высокой химической активностью, и обращаться с ним следует крайне осторожно.

Для обработки твердых и специальных сортов стали используют смеси азотной и уксусной кислоты. Обработку проводят в два этапа. Сначала готовят специальную предварительную протраву — глифоген, представляющий собой смесь воды, азотной кислоты и этилового спирта. В ней деталь выдерживают в течение нескольких минут. Далее заготовку промывают раствором винного спирта в дистиллированной воде и тщательно высушивают. После этого проводят основное протравливание.

Для травления чугунов применяют растворы серной кислоты средних концентраций.

Травление цветных металлов

Исходя их атомного веса и определяемых им физико-химических свойств вещества, для каждого металла и сплава подбирают свою, наилучшим образом воздействующую именно на него, протраву.

Как чистая медь, так и медные сплавы протравливают с применением серной, соляной, фосфорной, азотной кислоты. Для повышения скорости реакции в растворы добавляют соединения хрома или азота. На первой стадии травления с заготовки удаляют окалину и оксидную пленку, далее переходят собственно к травлению металла. При травлении меди в домашних условиях следует соблюдать осторожность.

Алюминий и сплавы на его основе выделяются среди других металлов тем, что для их травления применяют не кислотные, а щелочные растворы. Для молибдена также применяют щелочные растворы на основе едкого натра и перекиси водорода.

Титан стоит еще большим особняком — на первом этапе предварительного протравливания применяют щелочь, а на основном — уже кислоту. Для титана применяю самые сильные кислоты — плавиковую и концентрированные серную и азотную. Титановые заготовки протравливают с целью снятия поверхностного слоя окислов непосредственно перед тем, как нанести гальваническое покрытие.

Для протравливания таких металлов, как никель или вольфрам, используют водный раствор перекиси водорода и муравьиной кислоты.

Травление печатных плат

Заготовка для печатной платы представляет собой лист текстолита, с одной или с двух сторон покрытый слоем медной фольги. Целью травления печатных плат является создание проводящих дорожек из медной фольги в точном соответствии с чертежом. Дорожки покрывают защитным лаком, остальную часть фольги удаляют травлением.

В домашних условиях применяет несколько способов:

  1. Хлорным железом. Реагент приобретают в магазине химических товаров или делают самостоятельно. В соляной кислоте следует растворить железные опилки. Перед использованием раствор следует выдержать до полного растворения железа и тщательно перемешать.
  2. Азотной кислотой.
  3. Водным раствором серной кислоты, смешанной с таблетированной перекисью водорода.
  4. Медным купоросом с добавлением горячей воды и хлорида натрия. Этот вариант самый безопасный, но и самый продолжительный. На протяжении всего процесса температуру протравы следует поддерживать не менее 40 о С, иначе протравливание растянется на многие часы.
  5. Электролитическим методом. Следует взять диэлектрическую емкость (хорошо подходят кюветы для проявки фотографий), наполнить ее раствором поваренной соли, поместить туда плату и кусок медной фольги, которая будет служить катодом.

По окончании протравливания жидким методом плату следует тщательно промыть раствором соды, чтобы погасить остатки кислоты.

Процесс травления для других материалов

Кроме металлов, операции травления подвергают и другие материалы. Наиболее часто встречается протравливание стекла с декоративными целями. Травление осуществляют в парах плавиковой кислоты, единственной, способной растворить стекло. На этапах подготовки проводится предварительная кислотная полировка поверхности изделия, потом на нее переводится контур будущего изображения. Защитные покрытия для стекла делают из смеси воска, канифоли и парафинов. После нанесения защитного покрытия заготовку окунают в травильную емкость.

Применение плавиковой кислоты создает на поверхности красивую матовую структуру. Чтобы получить гладкую, прозрачную поверхность, в протравочную смесь добавляют концентрированную серную кислоту. Для получения рельефного, глубокого узора операцию повторяют.

Техника безопасности при травлении

В травлении металлов используются чрезвычайно активные в химическом отношении вещества-сильные кислоты, щелочи и их растворы. При неправильном обращении они могут причинить серьезный вред здоровью и нанести значительный материальный ущерб.

Поэтому при работе с ними нужно соблюдать особые меры предосторожности и строго выполнять правила техники безопасности при проведении работ:

  • Работы проводят только при наличии хорошей вентиляции, предпочтительно — вытяжного шкафа.
  • Обязательно использование средств индивидуальной защиты: резиновых перчаток и фартука, плотной производственной одежды, респиратора, защитного лицевого щитка.
  • Нельзя ставить банки с кислотами и щелочами на высоко расположенные полки и шкафы.
  • Во время разведения кислот КИСЛОТУ ЛЬЮТ в ВОДУ, и никогда — воду в кислоту.
  • При работе с кислотой иметь под рукой раствор соды, а при работе со щелочью — слабый уксусный раствор для промывания участков кожи, на которые случайно попали капли раствора.
  • При работе гальваническим методом перед началом работы тщательно осмотреть все используемое электрооборудование на предмет отсутствия механических повреждений и целостности изоляции.
  • Иметь под рукой исправный огнетушитель.

В случае попадания травильного раствора на кожу следует немедленно промыть пораженный участок соответствующим нейтрализующим раствором. Если брызги кислоты или щелочи попали на одежду — ее следует немедленно снять.

Если травильный раствор попал на слизистые оболочки — следует немедленно обратиться за медицинской помощью. Промедление в таких случаях может стоить здоровья или даже жизни.