Краткосрочный экологический проект «Зимующие птицы — наши пернатые друзья» (1 неделя, средняя группа). Экологический проект «Птицы – наши друзья

Конкурсант:

Правдюкова Людмила Евгеньевна

воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 1"

г. Нефтеюганск

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2008 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями по проектной деятельности».

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, оформить стенгазеты, агитационные плакаты, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок.

Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями через проектную деятельность. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Форма работы: проектная деятельность.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Цели проекта:

1. Закрепить представления воспитанников о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать.

Задачи проекта:

1. Расширить представление воспитанников о зимующих птицах нашего региона.

2. Обобщить знания воспитанников полученные при наблюдении за повадками птиц.

3. Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.

4. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру.

5. Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.

6. Научить детей правильно их подкармливать.

7. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Ожидаемый результат:

Воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала. Знающий, каким кормом подкармливать птиц. Всю зиму регулярно подкармливающий птиц. Умеющий наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике, анализировать и делать выводы.

Родитель активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Экологический проект "Птицы на кормушке".

Название

Участники

Продуктивная деятельность.

реализации.

"Птицы на кормушке"

Групповой, долгосрочный.

Воспитатель, воспитанники группы, родители.

Рассматривание картинок с птицами.

Составление описательного рассказа о птицах.

Отгадывание загадок.

Художественная литература.

Выставка рисунков.

Изготовление кормушек.

Выставка кормушек (изготовленные совместно с родителями).

Изготовление дидактических игр: "Зимующие птицы", "Покормим птиц", "Четвертый лишний", "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу", " Узнай птиц по описанию". Под. игры: "Зимующие и перелетные птицы", "Найди птицу", "Птицы и автомобиль", "Птички и кошка".

Просмотр презентаций:

"Зимующие птицы", "Кормушки".

Консультации для родителей.

Фотовыставка "Птичья столовая".

октябрь - май

Пути реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

  1. 1. Подготовительный этап:

Создание необходимых условий для реализации проекта:

Обсуждение цели и задач с воспитанниками и родителями.

Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

Подбор познавательной, художественной литературы.

Отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц.

Проведение бесед по проекту.

Оформление консультаций "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц".

Просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Какие бывают кормушки".

Изготовление дидактических игр.

Оформление стенгазеты "Птицы зимой".

Выставка рисунков " Птичье кафе".

Совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.

2. Основной (практический) этап.

Оформление альбома про зимующих птиц.

Составление описательных рассказов о зимующих птицах.

Изучение корма для подкормки птиц.

Выставка кормушек.

Выбор места для кормушек.

Организация праздника "Синичкин день".

Наблюдение за зимующими птицами.

В течение всего проекта ежедневное кормление птиц.

Использование разных кормов.

Оформление агитационных плакатов "Покормите птиц зимой".

Оформление памяток - "Чем кормить птиц?".

Наблюдение за поведением птиц на кормушках.

Создание дневника наблюдений.

Ежедневное заполнение дневника наблюдений.

3. Заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта:

Сколько птичек мы спасли за зимний период времени?

Чем лучше кормить птиц?

Как часто необходимо кормить птиц?

Организация праздника "Вороний день" (награждение активных участников проекта).

Организация фотовыставки «Птичья столовая»

Презентация проекта (освещение опыта работы).

Участие в конкурсе "Эколог Югры - 2012"

Экологический проект «Птицы на кормушке».

На первом этапе, в ходе которого мы с детьми во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением при низкой температуре погоды, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями мы обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат.

Для того, чтобы реализовать проект родители вместе с воспитанниками изучили познавательную и художественную литературу о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила кругозор воспитанников. Так же воспитанники отгадывали загадки, читали стихи, рассказы про птиц.

В беседах воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах. Из полученных знаний и наблюдений определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред.

Для закрепления знаний и поддержки интереса у воспитанников, мы совместно с родителями оформили дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу". Играя в игры, мы систематизировали знания воспитанников о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.

Так же для родителей были оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц". Приложение №1.

Изучив познавательную литературу и просмотрев презентации про зимующих птиц нашего края и про то, какие можно сделать кормушки, воспитанники вместе с родителями зарисовали и оформили выставку рисунков "Птичье кафе", стенгазету "Птицы зимой" в газете разместили фотографии птиц, информацию о том, как трудно пережить птицам холодное время года и какую пользу приносят птицы людям.

На втором этапе (основном) совместно с родителями воспитанники оформили альбом, который состоит из двух разделов: 1 раздел - «Все о птицах», 2 раздел - «Кормушки и корм для птиц». В первом разделе был собран большой накопительный материал о зимующих птицах, о значении птиц в жизни человека. Подобрано художественное слово (стихи, загадки, приметы про птиц). Воспитанники совместно с родителями по схеме составляли описательные рассказы о зимующих птицах. В следующем разделе мы собирали материал о видах кормушек и способах их изготовление из разного материала. И о том, какой корм предпочитают наши птицы.

Родители совместно с воспитанниками дома сделали кормушки из разного материала: деревянные кормушки, бумажные (коробки из под сока), пластиковые (из бутылок).

После этого была организована выставка кормушек, где воспитанники с родителями демонстрировали свои кормушки, рассказывали, как и из какого материала, они их сделали. Мы обсуждали, какие кормушки нам прослужат дольше, как мы их будем крепить, чтобы не повредить деревья. Кормушки готовы, но прежде чем их развесить необходимо, выбрать место, где лучше разместить кормушки. Мы с воспитанниками во время прогулок наблюдали за прилетающими птицами, выбирали место, куда лучше повесить кормушки и решили несколько кормушек закрепить на деревьях нашего участка, остальные кормушки расположить около центрального входа детского сада.

12 ноября «Синичкин день» - это день вывешивания кормушек. Этот день считается в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. На празднике воспитанники вместе с родителями отгадывали загадки о птицах, пели песни, читали стихотворения о синице и осени, играли в тематические игры и делали «птичью» зарядку. Финальным аккордом торжества стала установка кормушек на территории детского сада. Перед тем, как повесить кормушки, воспитанники заботливо насыпали в нее корм. Теперь каждое утро по дороге в детский сад ребят встречает веселый птичий гомон. Кажется, что на территорию детского сада слетелись птахи со всего микрорайона. Однако наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека. Но мои воспитанники нашли выход: они наблюдают за пернатыми из окна группы и видят, как птицы радуются человеческой помощи. А дети рады тому, что их труд и труд родителей не прошел даром, теперь птицам будет легче пережить трудную для них пору.

Для того, чтобы развивать у воспитанников наблюдательность и в заключение проекта сделать выводы: сколько птичек мы спасли за зимней период времени и чем же лучше кормить птиц, мы вместе с родителями оформили дневники наблюдений. Все свои наблюдения воспитанники фиксируют в дневниках наблюдений. Приложение №2.

Мои воспитанники и родители заботятся о пернатых наших меньших, но возник вопрос: "А другие заботятся о птиц в зимний период времени?". Мы вместе с родителями и воспитанниками обсудили и решили выйти за пределы детского сада и привлечь жителей нашего города к подкормке птиц. Но прежде чем выйти, мы оформили агитационные плакаты "Покормите птиц зимой!" и памятки "Чем кормить птиц?" Агитационные плакаты развешивали в общественных местах, раздавали памятки, а так как в группу ходят дети не только с микрорайона, в котором находится детский сад, то родители и воспитанники с других микрорайонов решили развесить плакаты и раздать памятки у себя в микрорайонах. Что позволило охватить наибольшее количество жителей нашего города.

На третьем этапе - выявились активные участники, воспитанники с родителями не забывают про птиц, из дома приносят различный корм и кормят их с удовольствием. Так же дети развесили свои кормушки и возле дома, подкармливают птиц каждый день, наблюдают за их поведением и рассказывают остальным детям, какие птички прилетают на их домашние кормушки. Таких детей мы поощряем звездочками на экране успешности.

В ходе реализации проекта воспитанники уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. После изучения с воспитанниками теоретического материала, а также в ходе наблюдений, сделали вывод: птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают. Выяснили, что голуби и воробьи предпочитают крошки белого хлеба и батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего, сухофрукты наши птицы не едят.

Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке. Кормушки посетили 4 вида птиц. Это воробьи, синицы, голуби, сороки.

Воспитанники вместе с родителями изготовили своими руками разнообразные кормушки, используя различный материал, воспитанники научились вести дневник наблюдений за птицами и анализировать увиденное.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем продолжать подкармливать птиц.

Наши перспективы:

Оформление фотовыставки "Птичья столовая" (результаты работы - апрель).

Организация совместного с родителями праздника "Вороний день" (подведение итогов проекта, награждение активных участников)

Участие в конкурсе "Эколог Югры - 2012"

Презентация проекта на педагогическом совете (освещение опыта работы) Учреждения.

Приложение №1.

Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки.

"Кормушки для птиц".

Чем кормить птиц зимой?

Приложение №2.

из дневника наблюдений за птицами на кормушке.



Светлана Котлярова

Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но может быть и другой – насыщенной, неординарной, меняющейся. Вокруг можно найти интересные природные объекты для наблюдения – деревья, травы, птицы , насекомые, цветы. Мы выбрали птиц , и наш выбор не случаен. Ведь птицы – друзья нашего детства . Птицы – вестники радости . Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники , защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам , как часть чудесной природы нашей Родины. Я предлагаю экологический проект «Птицы – наши друзья » .

Цель проекта : Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах , особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках птиц , о роли человека в жизни птиц .

Воспитывать у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах : подкармливание их поздней осенью и зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей.

Формировать экологическое сознание детей .

Задачи проекта .

Расширить, обогатить знания детей о жизни птиц .

Активизировать мышление в процессе разрешения проблемных ситуаций, учить устанавливать причинно-следственные связи, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

Совершенствовать уровень накопленных навыков.

Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц .

Привлечь детей к совместной деятельности с детьми и педагогами.

Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам , желание узнавать новые факты из их жизни.

Формировать экологическое сознание детей .

Участники проекта . Воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Место проведения проекта МДОУ Д/с №6

1 этап – Выбор темы проекта , обсуждение ее с детьми и родителями

Учебные занятия – развитие речи, изо, ознакомление с окружающим, аппликация, ручной труд по теме проекта .

Чтение художественной литературы по теме проекта , просмотр иллюстраций, документальных фильмов из цикла «Живая природа» .

Наблюдения за птицами на прогулках , экскурсиях.

Оформление впечатлений от общения с птицами (рисунки, природный материал, устные рассказы) .

Выставка книг – подбор познавательного материала совместно с родителями.

2этап Сбор корма для птиц

Акция «Покормите птиц зимой »

Заполнение дневника наблюдений за птицами на территории ДОУ и около дома.

Выставки «Птицы вокруг нас » , «Зимующие птицы » .

Ход проекта

Работу по реализации проекта мы систематически проводим в течении года. Совместно с родителями подготовили выставку книг с целью формирования интереса к теме.

Родители не только приносят познавательную литературу, но и готовят с ребенком краткий пересказ прочитанного рассказа о птице , учат стихи, загадки.

Систематически проводим наблюдения за птицами . Наблюдения направлены на формирование у детей представлений о размерах птиц , их окраски, повадок. Наблюдаем за птицами во время прогулок , экскурсий по селу. В ходе экскурсий по селу наблюдаем за поведением птиц- ворон , воробьев, сорок, рассматриваем гнезда ворон на деревьях. Наблюдения и экскурсии сопровождаем практической деятельностью – сбор семян для подкормки птиц зимой , сбор природного материала для поделок птиц . Результаты наблюдений фиксируются в «Календаре наблюдений» .

В установленном в группе дидактическом «Чудо-дереве» систематически предлагаем детям материал по теме проекта . («Зимующие птицы » , «Перелетные птицы » , «Птицы Красной книги » , «Птичий зоопарк» , «Птицы – герои сказок » ).

Для обогащения знаний детей о птицах в группе созданы макеты - «Зимующие птицы » , «Макет пруда» ,

Работу по теме проекта ведем и во время учебных занятий. На занятиях по математике используем раздаточный материал по теме «Птицы » .

Представления о птицах закрепляем на занятиях по рисованию, лепке, ручному труду.

Для обогащения и закрепления знаний детей используем различные дидактические игры : «Сложи картинку» , «Дорисуй» , лото «Птицы » , «Зимующие-Перелетные» , «Птичий двор» .

Формировать у детей достоверные представления о птицах помогают просмотр видеофильмов и слушание аудиозаписей с голосами птиц .

Для развития мелкой моторики предлагаем детям трафареты и шаблоны с изображением птиц .

Разучиваем с детьми считалки, потешки, загадки о птицах , играем в подвижные игры, сюжет которых связан с темой «Птицы » .

В ходе экологической акции «Подкормите птиц зимой » родители совместно с детьми изготовили кормушки из фанеры, коробок, пакетов из-под молока, затем развесили их на участке и во дворах жилых домов.

Дети познакомлены с правилами подкормки птиц :

Подкармливать птиц каждый день .

Наполнять кормушки кормом утром.

Во время морозов корма насыпают больше.

Кормушку очищают от снега, сора.

Никогда не кормят птиц черным хлебом и солеными семечками.

птицами доставляют детям большое удовольствие и радость. Результаты отмечаем в календаре наблюдений.

Работу по реализации проекта продолжим , но уже сейчас отмечаем, что работа по теме проекта позволяет нам организовывать наблюдения за птицами в любое время года , устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе. Работе способствует большой выбор и доступность детской литературы о птицах , разнообразие видов птиц . Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах .

В ходе работы по проекту дети учатся :

Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы и умозаключения.

Понимать, как птицы приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.

Замечать экологические проблемы в природном окружении и оказывать посильную помощь.

Приобретают навыки исследовательской работы, осознавать неповторимость и своеобразие каждого живого существа.

Наши воспитанники получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц , вызвали интерес к нашим соседям по планете – птицам .

Экологическая акция

«Подкормите птиц зимой »

Проблема : Как помочь пернатым друзьям зимой ?

Цель акции : Привлечение взрослых и детей к помощи пернатым друзьям в зимнее время , обогатить и расширить знания и представления детей о птицах , особенностях образа их жизни, повадках птиц , о роли человека в жизни зимующих птиц .

Задачи акции :

Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : подкормка птиц зимой , изготовление кормушек.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время .

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях .

Участники акции : воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Место проведения акции :МБДОУ детский сад №6

Методическое обеспечение акции

Литература

В. Бианки «Лесные домишки» , «Синичкин календарь» , А. Горький «Воробьишка» , И. Поленов «Синичкины кладовки» , Г. Скребицкий «Берегите птиц » , Т. Шорыгина «Птицы . Какие они?» , Энциклопедия «Азбука природы» .

Фотоаппарат

Иллюстрации, фотографии

Документальные фильмы из цикла «Живая природа» .

Различные материалы для изодеятельности

Кормушки, корм для птиц .

Дидактические игры

Вхождение в проблему- обсуждение темы с детьми и родителями.

Чтение художественной литературы по теме.

Просмотр документальных фильмов из цикла «Живая природа» .

Наблюдения за птицами на прогулке , экскурсии по селу.

Конкурс «Птичья столовая» - изготовление кормушек совместно с родителями.

Сбор корма для птиц .

Ведение наблюдения за птицами на участке и отражение результатов – «Птичье дерево» ежедневно.

Оформление впечатлений от общения с птицами (поделки, рисунки, устные рассказы и сказки) .

Ежедневная подкормка птиц во время прогулки в детском саду и дома.

Продолжение работы по теме – чтение художественной литературы,

Благодарность участникам акции.

Итоги :

В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц , более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 20 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского сада и во дворах своих домов.

Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц , необходимостью подкормки птиц в зимнее время .

Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.

Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах .

Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц , вызвали интерес к птицам .

Список используемой литературы :

-Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособия для практических работников ДОУ. Авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003 год.

Приложение к проекту .










Проект на тему «Покормите птиц зимой»

Цель проекта:
Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
4. Научить детей правильно их подкармливать
Актуальность проекта:
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям

Познавательная
деятельность Трудовая
деятельность Природоохранная
деятельность Пропагандистская
деятельность Работа с
родителями Работа с другими
сотрудниками
Наблюдение «Какие птицы прилетают к кормушке?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

Обследовательская деятельность «Чьи следы птиц на участке»
Цель: расширить знания детей

Подвижные игры
«Перелёт птиц»;
«Птички в гнёздышках»;
«Совушка – сова»;
«Куры и ястреб»;
«Собачка и воробьи»
Цель: закрепить особенности повадки птиц

Чтение худ.литературы
А. Яшина «Покормите птиц зимой»; А.Александрова «Столовая для птиц»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»
Цель: Расширять знания детей о жизни птиц.

Рассматривание зимующих птиц в альбоме «Птицы» в книгах, в журналах.
Цель: познакомить и выяснить, каких птиц знают дети

Изобразительная деятельность:
Аппликация «Снегирь»;
Лепка «Зимующие птицы»
Рисование «Снегирь на ветке»
Цель: учить детей изображать снегиря

Рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов
Цель: обогащать знания детей о зимующих птицах

Отгадывания загадок про зимующих птиц.
Заучивание считалок, пальчиковых игр, пословиц о птицах.
Цель: расширять знания детей о зимующих птицах

Заучивание стихотворений о зимующих птиц
Авторов: Т.Зайцева; М.Пляцковский; Г.Ладонщикова; Л.Татьяничева; В.Берестов; Э.Мошковская.
Цель: вызвать интерес у детей к птицам, расширить знания детей, развить любознательность

Дидактические игры:
«Птицы»
«Какие птицы прилетают к кормушке»
«Четвертый лишний»
«Птичье лото»
«Кто чем питается»
«Узнай по описанию»
Цель: закреплять названия зимующих птиц, способы передвижения

Презентация
«Покормите птиц зимой»
Цель:
Формировать у детей представления о зимующих птицах, вызвать желание помогать им в трудную минуту

Беседа на тему:
«Птицы зимой»;
«Как живут наши пернатые друзья зимой»;
«Кто заботится о птицах»
Цель: систематизировать знания детей о птицах, которые живут у нас зимой, недолгое время, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди

Пригласить в ДОУ Орнитолога
Цель: расширить, обогатить знания детей о зимующих птицах, изучить маршруты их перелетах, образ жизни в различных климатических условиях

Коллективный труд (рядом): «Сбор семян для птиц»
Цель: закрепить умения правильно собирать семена

Ручной труд: «Изготовление пакетиков для хранения корма»
Цель: применять умения и навыки, полученные на занятиях по конструирования, использовать в изготовлении пакетиков, закрепить умения правильно хранить семена.


Ручной труд: «Изготовление кормушек»
Цель: формировать у детей умения и навыки в изготовлении кормушек.

Труд в природе: «Разложить на кустах окружающих деревьев со скворечником, строительный материал для гнезда.
Цель: приучать детей заботиться о птицах

Труд в природе : «Чистка кормушек от снега»
Цель: учить выполнению трудовых действий, воспитание трудолюбия.

Дежурство по: «Птичьей столовой»
Цель: приучать самостоятельно, заботиться о птицах

Поручение:
«Попросить у няни ломтики булочек»
Цель: запомнить, уметь общаться, выполнить правильно поручения

Труд в природе: «Заготовка корма для птиц»
Цель: дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

Поручение:
«Сходить к плотнику и попросить повесить кормушки»

Труд в природе: «Расчистка дорожек от снега к кормушке»
Дежурство:
« Следить, чтобы в кормушке не было снега»
Цель: приучать выполнять самостоятельно работу, приучать заботиться о птицах.

Поручение:
«Сделать дома кормушку с взрослым»
Цель: запомнить, уметь передать, выполнить

Поручение:
«Сходить к дворнику и попросить расчистить дорожки от снега к кормушке»
Цель: запомнить, уметь ориентироваться, уметь общаться
Использование ИКТ:
«Спасти птицу от гибели»
Цель: учить оказывать птице помощь (сломано крыло), наложение лангетки, воспитать гуманные чувства к птице

Рассматривание картин по наложению лангетки птице.
Цель: научить детей накладывать лангетку

Пригласить Ветеринара «Показ на муляже птице, накладывание лангетки»
Цель: Учить правильно, накладывать лангетку.

Рассказывание ветеринара и показывание на муляже птице: «Как перебинтовать лапку птице»
Цель: учить правильно, перебинтовывать лапку, воспитывать гуманные чувства к птице Оформление выставки детских рисунков «Помогите птицам перезимовать»
Цель: вызвать интерес к птицам и через художественно- эстетической деятельности развивать гуманные чувства к птицам

Проведение викторины «Зимующие птицы Ульяновской области»
Цель: развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, вызвать у детей интерес к птицам родного края

Изготовление кормушек и их развешивание
Цель: формировать у детей чувство переживание и сочувствие к зимующим птицам.


Цель: развивать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц


Цель: развивать интерес к птицам,
формирование гуманного отношения к птицам

Выпуск газеты: «Мимо не проходите!»
Цель: вызвать интерес, расширить знания о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц

Оформление фотовыставки «Перелётные и зимующие птицы»
Цель: показать красоту птиц и развить эмоциональное отношение человека направленное к птицам, выражающееся в сочувствии, сострадании, милосердии, помощи

Проведение КВН «Птичьи разговоры»
Цель: формировать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц

Папки- передвижки
«Птицы – наши друзья»
Цель: расширить знания о птицах

Показ открытого занятия: «Зимовье птиц»
Цель: расширить знания о птицах, формирование гуманного поведения.

Показ презентации на родительском
собрание:
«Берегите птиц зимой»
Цель: заинтересовать и привлечь родителей к проблемной ситуации

Статья в газету «Антошка»;
в Журнал «Симбик»
«Птицы – наши друзья»
Цель: привлечь, как можно больше народа к проблемной ситуации, формирование гуманного отношение к птицам.

Домашние задание родителям
Рекомендации на совместные прогулки
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
Совместно с ребенком сделать кормушку
Фото-видеосъемка птиц на кормушке
Развешивание кормушки

Консультация для родителей «Как научить ребенка заботиться о птицах»; «Покормите птиц зимой»

Подкормка птиц
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Читать рассказы и стихи про птиц
Загадывание и отгадывание загадок про птиц
Просмотр мультфильма «Серая шейка»

Совместное партнерство воспитателя с родителями
Посещение краеведческого музея
Посещение Эколого-биологического центра (на территории школы №86)
Проведение анкетирование
Проведение конкурса «Лучшая кормушка»
Конкурс фотовыставки «Перелётные и зимующие птицы»
Изготовление газеты: «Мимо не проходите!»
Проведение родительского собрания на тему: «Берегите птиц зимой», показ презентации.
Изготовление листовок: «Берегите птиц зимой»; «Зернами кормите»
Развешивание листовки
Оформление плаката: «Покормите птиц зимой»; «Перелётные и зимующие птицы»

Проведение Викторины
«Зимующие птицы Ульяновской области»
Проведение КВН
Проведение спортивного досуга «Птицы»
Организовать познавательный вечер с Орнитологом
Статья в газету «Антошка»
«Птицы – наши друзья»
Цель:
формировать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц, развивать интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое, делиться информацией, воспитание гуманных чувств и отношение к птицам

С воспитателем:
Оформление выставки книг «Звери, птицы зимой»

Выставка книг «Птицы - наши друзья»

Оформление книжного уголка «Пернатые друзья»
Цель: воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Оформление альбома «Перелётные и зимующие птицы»
Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно)

Проведения с детьми занятия «Домики для птиц»
Цель: учить детей заботливому отношению к птицам. Приучать их ответственно относиться к серьёзному и нужному делу-изготовлению гнездовий.

С музыкальным работником:
Прослушивание музыки: аудиозапись «Голоса птиц»

Музыкально-дидактическая игра: «Птицы и птенчики»,
муз. и слова Е.Тиличеевой

Проведение праздника: «День птиц»
Разучивание и прослушивание песенок о птицах.

Разучивание танца «Птицы»
Цель: развивать музыкальный слух, в соответствии с изменением динамики, темпа музыки выполнять определенные музыкально – ритмические движения, воспитывать интерес и любовь к музыкально-эстетическому творчеству.

С дворником:
Почистить дорожки к кормушкам
Цель: воспитывать положительное отношение к труду

С инструктором по физической культуре:
Проведение физкультурного досуга «Птицы»
Цель: воспитывать интерес к птицам

С плотником:
Развешивание кормушек
Цель: привлечь к проблемной ситуации.

С помощником воспитателя:
Приготовить ломтики булочек
Цель: развить понятие, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Тип проекта: информационно-практический.

Продолжительность проекта: октябрь - март.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель ДОУ.

Организатор проекта: Аксененко Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории.

Цель проекта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучение особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц нашего города;

2. Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы;

3. Воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения к природе;

4. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап:

На протяжении всего проекта ведется подбор детской и педагогической литературы, картин и иллюстраций, грамзаписей, видеоматериалов, дидактических игр, материалов для творческой деятельности детей.

Октябрь.

1. Занятие познавательного цикла по ознакомлению с птицами: "Как узнать птицу".

Цель: формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; развивать умение устанавливать причинно - следственные связи различного характера.

2. Экологическая беседа: "Птицы в лесу".

Цель: формировать у детей представление о жизни птиц в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитывать познавательный интерес.

Цель: воспитывать умение различать птичьи голоса, приобщать к миру дивного пения птиц.

4. Дидактические игры: "Что за птица?", "Подбери птичке перышко".

Цель: воспитывать умение определять птиц по внешнему виду.

5. Выезд в лес совместно с родителями с целью наблюдения за жизнью птиц в лесу.

6. Конкурс на лучшее сочинение детей и родителей: "Птицы нашего города".

7. Разрешение проблемных ситуаций:

"Что бы вы сделали, если бы увидели...

Выпавшего из гнезда птенца?

Мальчишку, разоряющего птичьи гнезда?

Мальчишку с рогаткой в руке?

Птичку севшую к вам на подоконник?

8. Разучивание поговорок: "всякая птица своим пером гордится", "У каждой пташки свои замашки".

9. Продуктивные виды деятельности: рисование "Перелетные птицы", лепка "Утка с утятами".

10. Выставка работ из природного материала: "Чудо-птица". Участники: дети, родители, педагоги.

Ноябрь.

1. Занятие: "Осенние заботы птиц".

Цель: уточнить знания об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой, воспитывать бережное отношение к птицам в осенний период.

2. Экологическая беседа: "Зимующие и перелетные птицы"

Цель: углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений); учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь, голубь) и перелетных (утка, грач, стриж, ласточка) на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Воспитывать желание заботится о птицах.

3. Дидактические игры: "Кто где зимует?", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

4. Экскурсия в сквер, с целью наблюдения за городскими птицами.

5. Анкетирование родителей по теме: "Что ты знаешь о птицах".

6. Консультация для родителей и педагогов "сохраним родную природу".

7. Решение проблемной ситуации: "о чем могут говорить птицы, живущие в разных условиях: одна в неволе, а другая в лесу? Одна живет на всем готовом, но в клетке, а другой приходится себе самой добывать корм, спасаться от врагов, зато она свободна".

8. Продуктивные виды деятельности: рисование "Где обедал воробей", аппликация "Сказочная птица",конструирование из при родного материала "Совушка-сова, большая голова".

9. Вечер загадок и отгадок.

  • "Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой". (дятел)
  • "Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья - белобока, а зовут ее..." (сорока)
  • "Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло - спать летит в дупло." (сова)
  • "На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его..." (скворец)
  • "Черный, проворный, кричит: "крак", червякам - враг. (грач)
  • "Сизокрылая птица, любит семечки и крошки, сидит тихонечко воркует возле дома и на окошке" (голубь)
  • "Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет крохи собирает. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет". (воробей)
  • "Спинкою зеленовата, крылышками желтовата черненькая шапочка и полоска шарфика" (синичка)

Декабрь.

1. Занятие "Тайны птичьего мира".

Цель: развивать а детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.

2. Экологическая беседа "Птицы водоемов"

Цель: формировать представление о том, что в водоеме живут птицы, образ жизни которых связан с водой, их приспособленность к условиям обитания. Формировать представление о жизненном круге утки.

3. Дидактические игры: "Назови водоплавающих птиц", "Что сначала, что потом?".

Цель: способствовать обобщению представлений о водоплавающих птицах.

4. Фотовыставка "Птицы нашего города". Совместная деятельность детей и родителей.

5. Экскурсия в Краеведческий музей.

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах нашего города.

6. Экологическая акция "Новая столовая". Совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время, развивать фантазию и творчество.

7. Анкетирование родителей "Как ты помогаешь птицам"

Цель:" Уточнить, какую помощь оказывают взрослые птицам2.

8. Знакомство с демонстрационной картиной "Как живут наши пернатые друзья зимой"

9. Разучивание пословиц: "Мала синичка, да коготок остер", "Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает", "Воробьи под кровлю, а совы на ловлю".

10. Чтение рассказа К.Д.Ушинского "Ласточка".

11. Продуктивная деятельность. Рисование "Снегири - как розовые яблоки", аппликация "Белая лебедушка", работы из природного материала (шишки, перья, скорлупа орехов)

12. Выставка детских работ "Птичий мир".

Январь

1. Занятие "Покормите птиц зимой".

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях.

2. Экологическая беседа "Учитесь жалеть и беречь".

Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.

3.Дидактические игры: "Кто где зимует", зоологическое лото"Птицы"

Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление.

4. Выездное занятие в городскую детско-юношескую библиотеку, с целью получения дополнительных знаний о птицах, подбор литературы о птицах.

5. Экологическая акция:"Покормите птиц зимой".

Цель: воспитывать сочувствие, желание помочь птицам.

6. Коллективное рисование. Плакат "Покормите птиц зимой"

7. Просмотр видеоматериалов о жизни птиц.

Февраль.

1. Занятие: "Птицы наши друзья".

Цель: способствовать пониманию значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, развитию эмоционально - положительного, экологически правильного отношения к птицам.

2.Экологическая беседа: "Добрые поступки"

Цель: воспитывать умение доказательно строить суждения, определять добрые поступки.

3.Дидактические игры:"Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".

Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.

4. Экологическая акция "Наша столовая"(подготовка кормушек и подкормка птиц)

"Что за стол среди берез под открытым небом,
угощает он в мороз птиц зерном и хлебом".

5. Фоторепортаж "Как мы помогаем птицам"

6. Разучивание стихотворения Э.Булгакова "Синички"

7. Чтение рассказа "Птичья столовая".

8. Знакомство с репродукцией картин И.Похитонова "Зимой", Л. Бродского "Зимнее утро".

9. Выставка детских работ. Девиз выставки "Приручите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну".

Март .

1. Занятие: "О чем поют птицы весной".

Цель: расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

2.Дидактические игры:"Чей это домик", "Кто чей?".

Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.

3. Экскурсия в художественный музей совместно с родителями.

Цель: воспитывать эстетические чувства, приобщать к прекрасному.

4. День экологических знаний.

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах.

5. Игры: "Хорошо - плохо" (много кормушек - хорошо или плохо? Много детей у кормушек - хорошо или плохо? Много корма в кормушках..."; "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?".

Цель: воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.

6.Акция "Домик для птички". Привлечь родителей.

Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботится, развивать творческие умения, фантазию в придумывании домика для пернатых.

7. Развлечение для детей, родителей и педагогов "Новоселье птиц".

Цель: закрепить знания детей о птицах.

Показатели сформированности экологической культуры ребенка.

68% детей показали высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.

Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций "хорошо - плохо;

С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.

Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

елена лобкарева
Нравственно-экологический проект для дошкольников «Берегите птиц»

Актуальность проекта

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей в дошкольном возрасте .

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания , формирования его действенно - гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно -экологическое воспитание стимулирует формирование направленности дошкольников на природоохранительную активность их экологической культуры.

Цели проекта

Развитие нравственных качеств детей через совместную познавательную, продуктивную и трудовую деятельность.

Формирование ответственности и бережного отношения к птицам .

Задачи проекта

Образовательные :

1. Познакомить детей с внешним видом птиц и их повадками , роли человека в жизни птиц .

2. Формировать экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведение.

Развивающие :

1. Развивать нравственные качества , желание заботиться о птицах , трудиться, творить.

2. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

3. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитывающие :

1. Воспитывать любовь к птицам .

2. Воспитывать бережное отношение к природе .

3. Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции.

4. Укреплять детско-родительские отношения.

Публикации по теме:

Проект для старшей группы «Берегите птиц» Цель: формирование экологического мышления и воспитание экологической культуры детей на. Задачи: 1. Расширять ба и ба обобщать ба знания.

Проект нравственно - патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы. Тема: «Берегите, люди ветеранов!» Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева.

Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Берегите природу. Красная книга». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Пояснительная записка Несмотря на то, что зима уже перевалила на вторую половину и день начал прибавляться, в лесу в это время особенно.

Актуальность проекта: Проблема экологического воспитания дошкольника очень актуальна в наше время. Именно с дошкольного возраста, когда.

Цель: 1. Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Экологический проект «Покормите птиц зимой» Экологический проект «Покормите птиц зимой» Проект составила: Воспитатель старшей группы Свирина Наталья Евгеньевна Тип проекта: познавательный.