Крылатые катера метеоры и ракеты. Пассажирские суда на подводных крыльях

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)

Комплекс П-750 / 3К25 "Метеорит-М", ракета 3М25 "Гром" - SS-NX-24 SCORPION
Комплекс "Метеорит-А", ракета 3М25А "Гром" / Х-80 / изделие 255 - AS-X-19 KOALA
Комплекс "Метеорит-Н", ракета 3М25Н "Гром"- SSC-X-5 SCORPION


Крылатая ракета большой дальности. Разрабатывалась в ОКБ-52 (НПО "Машиностроения", г.Реутов) генерального конструктора В.Н.Челомея. Предварительная проработка облика универсальной по носителям сверхзуковой крылатой ракеты проводилась в рамках НИР "Метеорит" с 1973 г. (). Постановление Совмина СССР о создании универсальной стратегической крылатой ракеты вышло 9 декабря 1976 г. Ракета проектировалась в трех вариантах базирования - морском (для ПЛАРК пр.949М), воздушном (для Ту-95 и, возможно, Ту-160) и наземном (вероятно, с самоходной ПУ). Эскизный проект комплекса морского базирования защищен в декабре 1978 г., авиационного базирования - в январе 1979 г. Разработка жидкостных двигателей стартово-разгонной ступени велась КБ Химавтоматики (КБХА) с 1977 г. по 1988 г. Производство ракет велось на заводе им.Хруничева. Предварительные испытания ракеты на раскрыв крыльев и запуск маршевого двигателя проходили в НПО машиностроения в Реутово.

Первый пуск морского варианта КР "Метеорит" с наземного стенда на полигоне Капустин Яр состоялся 20 мая 1980 г. Ракета не вышла из контейнера ПУ и частично его разрушила. Последующие 3 пуска были также неудачными. В пятом пуске 16 декабря 1981 г. ракета успешно стартовала и пролетела около 50 км. По неподтвержденным данным, кроме пусков с наземного стенда, велись испытания так же пусками с погружающегося стенда ПСК на Черном море (вероятно, полигон в Балаклаве). Всего со стендов в 1982-1987 г.г. проведено более 30 пусков ракет 3М25. Летные испытания ракеты с подводной лодки К-420 состояли из трех пусков - 27.12.1983 г., и по одному пуску в 1984 г. (06.11.1984 г.) и 1986 годах.

В ходе испытаний наибольшие проблемы вызвала доводка систем коррекции по радиоконтрастному РЛ-изображению местности, отказы системы плазмообразования комплекса защиты КР от РЛ-обнаружения и, собственно, сам процесс старта КР - т.к. не удалось реализовать сверхзвуковой запуск маршевого двигателя ракеты, как предполагалось ТЗ на создание ракеты.

После прекращения программы разработки ракеты (1993 г.) на заводе им.Хруничева осталось около 15 готовых экземпляров ракет 3М25.

Особая благодарность пользователю "Случайный" с форума за помощь в работе над материалом.


Морской вариант комплекса "Метеорит-М", ракета 3М25 "Гром" в стартовой конфигурации с блоками СРС (60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946 - 2006. М., 2006 г.)


В некоторых документальных ТВ-программах видеофрагмент с пуском ПКР " " или " " выдается за съемку первого пуска КР "Метеорит-М" 3М25 (кадр ТВ-программы "Смотр", телеканал НТВ, 10.11.2007 г.)


Испытательный старт ракеты 3М25 "Метеорит" - SS-NX-24 на полигоне Капустин Яр, 1980-е годы (фото из архива пользователя "Случайный", опубликовано 28.08.2011 г., ).


Испытательные пуски КР "Метеорит" (не готово):
№ пп Дата Вариант ракеты Пусковая установка Полигон Описание
01 20.05.1980 морской наземный стенд Капустин Яр
первый пуск ракеты , ракета не вышла из контейнера, загорелась и частично его разрушила
02 ... морской наземный стенд Капустин Яр неудачный старт
03 ... морской наземный стенд Капустин Яр неудачный старт
04 ... морской наземный стенд Капустин Яр неудачный старт
05 16.12.1981 морской наземный стенд Капустин Яр первый успешный старт , ракета пролетела около 50 км
...
1981-1987 г.г. ?? морской плавстенд ПСК Черное море
...
?? 26.08.1983 морской наземный стенд НС-2 или КС-2 Капустин Яр успешный старт, дальность 1910 км, высота полета 20000 м не достигнута
...
16 27.12.1983 морской ПЛАРК Белое море (по данным Широкорада - Берингово море - сомнительно)

Баренцево море по дрюданным

первый пуск с ПЛ , успешный старт, полет не штатный
январь 1984 г. авиационный Ту-95МА Ахтубинск, пуск по трассе полигона Капустин Яр
пуск не состоялся, дестабилизатор КР при сборке изделия устанавливался в положение "0", к моменту пуска необходимо было переместить его в крайнее положение - передней кромкой вниз. Пилоты носителя увидели перемещение дестабилизатора и отменили пуск (http://military.tomsk.ru/forum , 2011 г. ).
17 11.01.1984 авиационный Ту-95МА Первый пуск авиационного варианта , ракета пошла не тем курсом и ликвидирована на 61 сек полета. Планировался полет по трассе Грошево - Тургай - Макат - Сагиз - Эмба.
18 24.05.1984 авиационный Ту-95МА Ахтубинск, пуск по трассе полигона Капустин Яр Второй успешный старт, полет не штатный; ракета ликвидирована. Планировался полет по трассе Грошево - Тургай - Макат - Сагиз - Эмба.
19 1984 г. морской наземный стенд НС-2 или КС-2 Капустин Яр
20 1984 г. морской наземный стенд НС-2 или КС-2 Капустин Яр
21 1984 г. морской наземный стенд НС-2 или КС-2 Капустин Яр
22 06.11.1984 морской ПЛАРК Баренцево море успешный старт, полет не штатный, 6-й пуск "Метеорита" в 1984 г.
...
?? 1986 г. морской ПЛАРК Баренцево море успешный старт, полет не штатный
...
?? 1988 г. морской наземный стенд Капустин Яр , первые 4 пуска с наземного стенда
?? 1988 г. морской наземный стенд Капустин Яр государственные совместные испытания
?? 1988 г. морской наземный стенд Капустин Яр государственные совместные испытания
?? 1988 г. морской наземный стенд Капустин Яр государственные совместные испытания
?? 1988 г. ? морской ПЛАРК Баренцево море государственные совместные испытания
?? 1988 г. ? морской ПЛАРК Баренцево море государственные совместные испытания
?? 15.12.1989 морской ПЛАРК Баренцево море государственные совместные испытания, вероятно последний пуск с ПЛАРК
...
37 1991 всего проведено 37 пусков

Совместные государственные испытания носителя (ПЛАРК К-420) и КР "Метеорит-М" начаты в 1988 г. Проведено 4 пуска с наземного стенда и 3 пуска с ПЛ. Соотношение успешных и неудачных пусков не изменилось (примерно 50 на 50). Всего за время испытаний проведено 50 пусков с наземных и погружающихся стендов и с подводной лодки. В 1989 г. с учетом результатов испытаний разработка морского варианта комплекса прекращена (15.12.1989 г.). Оборудование комплекса снято с ПЛАРК и лодка в качестве торпедной ПЛА вступила в строй ВМФ в 1990 г.

Для испытаний ракет "Метеорит" изготовлено около 100 ракет 3М25 и 3М25А из которых в испытаниях израсходовано 70 шт.

Авиационный вариант ракет комплекса "Метеорит-А" не испытывался с наземных стендов. Все испытания авиационного варианта проходили пусками с самолета (около 20 пусков). Ракета в процессе испытаний носила наименование "изделие 255". Первый пуск осуществлен 11 января 1984 г. (неудачный пуск). Второй пуск - 24 мая 1984 г. (неудачный пуск). В ходе испытаний при пусках на полную дальность из-за нехватки длины трассы полигона Капустин Яр на траектории полета от Волги до Балхаша (трасса Грошево-Тургай-Терехта-Макат-Сагиз-Эмба) проводился маневр разворота на 180 град., что весьма необычно для КР с такой скоростью полета. Комплекс в ходе испытаний был практически доведен до требуемых показателей, но разработка авиационного варианта так же была прекращена в 1992 г.

Наземный вариант комплекса "Метеорит-Н" разрабатывался, но не строился и не испытывался (?). Вцелом, связка КР + СРС подобны морскому варианту комплекса. Разработка наземного варианта ракет возможно была прекращена по причине заключения Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД).

Пусковая установка :
Комплекс морского базирования:
- СМ-290 - наклонная ПУ встраиваемая в корпус ПЛ - на стадии эскизного проекта предполагалось использование единой ПУ и комплекта аппаратуры с КР "Гранит", но в процессе проработки проекта ПЛАРБ пр.949М ЦКБ МТ "Рубин" установлено, что использование унифицированной ПУ невозможно, так же как и использование единого комплекта аппаратуры.
Угол наклона ПУ - 45 град
Тип старта - "мокрый" (с затоплением ПУ перед стартом)


Комплекс авиационного базирования:
- пуск осуществлялся с пилона под крылом самолета-носителя .

Ракета 3М25 :
Система управления и наведение : система управления автономная инерциальная с коррекцией данным считывания радиолокационного радиоконтрастного изображения местности с использованием для обработки данных РЛС высокопроизводительной БЦВМ. Система корректировки РЛ-изображению местности кардинально отличается от систем типа "Терком", которые наводят ракету по цифровой матрице рельефа местности, получаемой с помощью радиовысотомера. В ВМФ СССР был создан вычислительный центр подготовки цифровых карт местности для прокладки маршрутов КР с подобной системой корректировки. В процессе испытаний доведение системы коррекции по РЛ-изображения вызвало много проблем.

К концу 1980-х решение было найдено в выделении и распознавании контуров контрастных изображений, но статистику по испытаниям на 3М25 не успели получить. Хотя решение было признано перспективным и планировалось к применению на МБР «Альбатрос» и УББ 15Ф178 ().

Ракета оснащена уникальным комплексом преодоления ПВО / комплексом радиоэлектронного противодействия. На ракете устанавливался комплекс защиты с системой плазмообразования. Плазмогенератор работал в переднюю сферу КР и маскировал воздухозаборник маршевого двигателя. В процессе испытаний нарушения в работе высоковольтной аппаратуры плазмогенератора приводили к аварийным пускам.

Кроме того в комплексе обороны использовалось буксируемые ложные цели (ист. - 60 лет в строю полигон Капустин Яр, подтверждено и дополнено). Комплекс РЭБ самостоятельно принимал решение о применении ложных целей.

Конструкция - аэродинамическая схема ракеты - "утка", ракета оборудована складывающимся треугольным крылом и нижним складным вертикальным оперением. воздухозаборник расположен под фюзеляжем.


Раскладывание крыла ракеты 3М25А комплекса "Метеорит-А" (кадр ТВ-программы "Смотр", телеканал НТВ, 10.11.2007 г.)


Двигатели :
- стартово-разгонная ступень (СРС) - морской и наземный варианты КР - крупногабаритная ступень устанавливаемая под КР с 2 х ЖРД РД-0242 разработки КБХА (г.Воронеж) тягой по 12000 кг с управляемыми поворотными соплами. Двигатели для СРС разработаны на базе двигателей 1-й ступени МБР 15А20 / УР-100К. Пневмогидравлическая система ступени аналогична ПГС БРПЛ Р-29 / 4К75. В морском варианте так же использовались два стартовых РДТТ для вывода ракеты на поверхность из-под воды. Всего КБХА произведено 48 летных испытаний (96 двигателей).
Схема двигателей - ЖРД с дожиганием окислительного газогенераторного газа
Время работы СРС - около 32 сек


- СРС авиационного варианта - на ранней стадии проектирования, когда предполагалось использование маршевого ПВРД ОКБ М.Бондарюка, предполагалось использование стартово-разгонного РДТТ. На окончательной стадии проекта на авиационном варианте КР разгонный РДТТ отсутствовал.

Маршевый ПВРД - на ранней стадии проектирования предполагалось использование маршевого ПВРД ОКБ М.Бондарюка.

Маршевый - короткоресурсный ТРД КР-23 разработки Уфимского моторостроительного объединения (НПП "Мотор"), главный конструктор С.А.Гаврилов, с 1983 г. - А.А.Рыжов. Техзаданием на создание ракеты предусматривался запуск ТРД на сверхзвуковой скорости, сообщаемой системе СРС, что так и не было реализовано в процессе испытаний. В некоторых источниках двигатель назван "КР-93". Серийное производство двигателя велось Тюнемским авиамоторным заводом.
Тяга двигателя (ист. - Форум сайта... ):
- 10000 кг (на земле)
- 8000 кг (на высоте 24000 м)


Короткоресурсный ТРД КР-23 в музее Тюменского авиамоторного завода, 11.10.2012 г. (фото - kodeam, http://kodeam.livejournal.com).


Согласно ТЗ на создание ракеты СРС должна была разгонять систему до сверхзвуковых скоростей с последующим пуском маршевого ТРД на этих скоростях. Но в процессе испытаний на скорости >1M пуск ТРД осуществить не удавалось. Поэтому в процессе испытаний перешли к схеме работы с отделением СРС при скорости системы менее 1М с запуском маршевого ТРД. С целью компенсации потери дальности при такой схеме работы СРС на маршевой ступени использован новый тип высокоэнергетического синтетического топлива, которое было существенно дороже штатного топлива. но обеспечивало заданную дальность полета.

Запуск маршевого двигателя - морской и авиационный вариант КР - в хвостовой части ракеты располагался сбрасываемый стабилизирующий хвостовой отсек, после сбрасывания отсека со стабилизатором включался РДТТ раскрутки (турбостартер) маршевого ТРД. Турбостартер представляет из себя дисковый РДТТ с тангенциальными соплами, насаженный на задний конец вала маршевой турбины. Раскрутив турбину, он вылетает через сопло назад, турбина выходит на чрезвычайный режим (форсаж) и работает в этом режиме в процессе разгона - в течение нескольких десятков секунд. После разгона, двигатель переходит на нормальный маршевый режим.

Раскадровка одного из пусков ракеты 3М25А "Метеорит-А" с носителя Ту-95МА. Первые три кадра - отделение от носителя, далее - свободный полет, отстрел стабилизатора с запуском РДТТ-турбостартера, работа турбостартера, запуск маршевого двигателя на форсаже (кадр ТВ-программы "Смотр", телеканал НТВ, 10.11.2007 г.)


ТТХ ракеты :
Данные проекта Морской вариант 3М25
Авиационный вариант 3М25А
Длина 12.5 м 12.8 м
Диаметр корпуса КР 900 мм 900 м
Размах крыла 5.1 м 5.1 м
Площадь крыла 22 кв.м 22 кв.м
Масса стартовая 12650 кг
Масса маршевой ступени (крылатой ракеты) 6380 кг 6300 кг
Дальность действия более 5000 км до 5000 км по проекту
Скорость маршевая 2.5-3 М
более 3500 км/ч
около 3000 км/ч по проекту
Высота полета более 20000 м 22000-24000 м по проекту

Масса БЧ - около 1000 кг

Продолжительность полета - более 1 часа

Тип БЧ : ядерная

Модификации :
- Комплекс П-750 "Метеорит-М", ракета 3М25 "Гром" - SS-NX-24 SCORPION - КРБД морского базирования для вооружения ПЛАРК.

Комплекс "Метеорит-А", ракета 3М25А "Гром" / изделие 255 - AS-X-19 KOALA - КРБД авиационного базирования для вооружения носителей .


Авиационный вариант комплекса "Метеорит-А", ракета 3М25А в маршевой (два верхних снимка) и в стартовой конфигурациях (кадр ТВ-программы "Смотр", телеканал НТВ, 10.11.2007 г.).


- Комплекс "Метеорит-Н", ракета 3М25Н "Гром"- SSC-X-5 SCORPION - КРБД наземного базирования, разработка не завершена.

Носители :
Морской вариант:
- ПЛАРК пр.949М
- согласно изначальному замыслу планировалось вооружить ПЛАРК пр.949М унифицированным по пусковым установкам и по комплексу оборудования с комплексом вооружения. В процессе проработки проекта ПЛАРБ пр.949М ЦКБ МТ "Рубин" установлено, что использование унифицированной ПУ невозможно, так же как и использование единого комплекта аппаратуры.

- ПЛАРК пр.675
- испытания комплекса на подводных лодках планировалось вести с переоборудованной ПЛАРК пр.675. Не реализовано.

- ПЛАРК YANKEE SIDECAR - ЦКБ МТ "Рубин" для проведения испытаний и в дальнейшем для использования в составе ВМФ предложил переоборудование ПЛАРБ пр.667А, выводимую из состава ВМФ по договору ОСВ-1, по проекту пр.667М. Переоборудование ПЛАРБ К-420 (заводской №432) производилось ПО "Севмаш". Технический проект переоборудования разработан ЦКБ МТ "Рубин" в первом квартале 1979 г. ПЛ поставлена в эллинг ПО "Севмаш" 18 июня 1980 г., спущена на воду после окончания переоборудования 15 октября 1982 г., швартовые и заводские испытания лодки без испытания ракетного комплекса проведены с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. На ПЛАРК установлены 12 наклонных ПУ (угол наклона 45 град, размещение по 6 шт побортно) ракет 3М25, ширина ракетного отсека увеличена до 15 м, длина корабля увеличилась на 20 м. Установлена аппаратура предстартовой подготовки и пуска ракет "Клевер", аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания "Коршун-44", пневмогидросистемы КСППО, перекомпоновам центральный пост корабля под установку системы управления комплексом ракетного оружия "Андромеда", установлен новый навигационный комплекс "Тобол-АТ", комплекс средств радиосвязи "Молния-ЛМ1", ГАК МГК-400 "Рубикон". Для удержания ПЛ в стартовом коридоре глубин установлена система стабилизации глубины погружения "Бор". Пуск мог производиться с глубины до 40 м при скорости ПЛ до 10 узлов. После завершения разработки комплекса (15.12.1989 г.) ПЛАРК К-420 в 1990 г. переоборудована в торпедную ПЛА и в декабре 1990 г. включена в состав Северного флота.

Авиационный вариант :
- - ракетоносец Ту-95МС №04 переоборудованный на Таганрогском авиазаводе для испытаний КР "Метеорит-А". На самолете установлена система управления ракетного комплекса "Лира", 2 пилона для ракет комплекса под крылом, остался свободным бомбоотсек в котором предполагалось разместить МКУ с 6 противорадиолокационными ракетами Х-15П.

Статус : СССР / Россия
- 2007 г. август - морской вариант КР "Метеорит" (с узлами крепления СРС) в "парадной" окраске и с надписью "Метеорит-А" демонстрировался на открытой экспозиции авиасалона МАКС-2007.

Источники :
60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946 - 2006. М., 2006 г.
Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение. №10 / 2006 г., №№ 6, 9 / 2007 г., № 6 / 2009 г.
Конструкторское Бюро Химавтоматики. Сайт http://www.kbkha.ru , 2010 г.
Настоящие сверхзвуковые. Сайт http://www.testpilots.ru/tp/hard.htm , 2010 г.
"Ракетная техника" - информационная система. Сайт http://rbase.new-factoria.ru , 2010 г.
"Смотр". ТВ-программа телеканала НТВ, 2007-2008 г.г.
Форум сайта , 2011-2012 г. г.
Широкорад А.Б., Огненный меч Российского флота. М., "Яуза", "Эксмо", 2004 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru , 2010 г.
Якубович Н. Боевые самолеты Туполева. М., Яуза, Эксмо. 2010 г.
Balancer.ru. Сайт

"Спутник", "Комета", "Метеор", - так назывались известные многим быстроходные суда на подводных крыльях, способные скорее "лететь", чем плыть по рекам и морям. Названия кораблей не лишены доли романтизма и вызова, присущего советским конструкторам и изобретателям. Настоящие ракеты на речных просторах! Быстрые, стремительные, обтекаемой формы, словно взлетаюшие в небо чайки или ласточки, эти изящные суда, как и многое другое, стали гордостью Советского Союза в 1960 - 1980 гг. Но потом....происходит резкий и продолжительный спад в индустрии и многих отраслях. Сегодня, в современной России эти прекрасные суда используюся все меньше и меньше. Помимо невероятно красивых снимков из золотого и славного прошлого, мы увидим несколько печальных фотографий заброшенных и разобранных "Метеоров". Все это далее в новом материале на нашем сайте. Начнем с Золотой Эры этих скоростных ракет. Белого цвета, довольно шумные, но мощные и быстрые, а некоторые способны развивать скорость в 150 км\ч и перевозить больше 300 пассажиров на борту. Возможно, самый красивый из всех судов данного типа это "Буревестник". Корпус в футуристическом стиле с двумя самолетными турбинными двигателями по бокам не может не восхищать.










Рулевая напоминает кабину автомобилей 1950 -х годов, обтекаемой формы с плавными линиями:




На этой редкой фотографии мы можем видеть Порт Одессы на Черном море, возвращаясь в 1984 год:







А здесь небольшие экспрессы в ожидании пассажиров:




"Метеор", вид с боку:




Сохранившаяся приборная панель:

В период с 1960 по 1980 год в Советском Союзе было построено множество таких судов - разнообразных модификаций, форм и размеров. Больше 3 000 единиц по примерным оценкам использовалось в России и Украине. Большинство из них было разработано и спроектировано Ростиславом Алексеевым - кораблестроителем, создателем судов на подводных крыльях а также экранопланов и экранолётов. В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии второй степени. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение.

Юбилейный портрет Р. Алексеева и его монумент в Нижнем Новгороде:





"Ракета" стала первым Советским пассажирским судном на подводных крыльях. («Ракета-1» была построена на заводе «Красное Сормово».) Производство продолжалось до середины 1970 годов. Было построено около 400 теплоходов. «Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты», от всех остальных речных судов на подводных крыльях, является наличие большой открытой площадки в кормовой части. Кстати, только через 4 года подобное судно сделали в США. До высоких скоростей (максимальная 120 км/час) "Ракеты” дошли благодаря гибриду корабля и самолета: на них ставили двигатели от бомбардировщиков. Это был уникальный агрегат, суперлегкий, полностью состоящий из алюминия. Правда, аппетит он имел немалый: расход топлива достигал 103 кг/ч на крейсерской скорости. Несмотря на это, сам Никита Сергеевич Хрущев поразился "Ракетой”, и произнес памятные слова: "Хватит нам по рекам на волах плавать! Современному миру - современную скорость!”.






Технические параметры "Ракет” были таковы: длина - 27 м, ширина - 5 м, осадка на плаву¬ - 1,8 м, осадка при ходе на крыльях - 1,1 м, средняя скорость - 60 км/ч, мощность - 850 л.с., количество пассажиров - 64 человек. Существовала и пожарная модификация "Ракета-П” с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию, которые не имели аналогичных технологий. Из широкого использования они вышли сразу после развала СССР. Основной причиной тому стала невероятная энергозатратность судна. Правда, некоторые "ракеты” и по сей день используются в рейсах, и как прогулочные корабли. Например, в Москве с 2007 года началось постепенное восстановление "Ракет”, а в навигацию 2009 года уже вышло четыре судна.




Эра « Метеоров »

«Метеоры» строились с 1961 по 1991 гг. В отличии от «Комет» использовались для речных круизов а по сравнению с «Ракетой» имели большую скорость и вместимость. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе демонтирована, заложены теплоходы нового проекта А45-1. Теплоход Метеор проекта 342Э - дюралевый, дизельный, однопалубный, двухвальный теплоход на подводных крыльях, предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озерам в районах с умеренным климатом. Система дистанционного управления и контроля обеспечивает управление теплоходом непосредственно из ходовой рубки. Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом,среднем и кормовом - на 26, 44 и 44 места соответственно. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового несущих крыльев и двух закрылков, закрепленных на бортовых и днищевых стойках носового крыла.

Ниже перед вами великолепная фотография теплохода и красивого пейзажа:





А это раннее фото «Метеора» на Волге. Начало 1970 – х.




Также «Метеоры» с успехом совершали речные круизы по Неве в Санкт-Петербурге:







«Комета» - морская версия «Метеора». Проект разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964-1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962-1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись лениградским заводом Звезда.




Одна из «Комет» совершает круиз к Валааму. (прим: группа островов в северной части Ладожского озера в 22 км от материка.):




«Комета» могла похвастаться скоростью 60-70 км\ч:




«Восход» - еще один тип судов, создавались для замены более старых судов на подводных крыльях - «Ракет» и «Метеоров». Головное судно серии было построено в 1973 году. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лениградским заводом Звезда и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя. Кроме СССР «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию.






Обновленный «Катран-М» и более крупный «Восток» (фирма Seatech):




Теплоход известный как «Комета - 44» 1979 года постройки, ныне используется в Турции под названием «Ege Princess»:







«Буревестник» - одно из самых красивых судов из всей серии! Настоящий шедевр инженерной мысли, фантастический облик и скорость. «Беревестник» словно прилетел из будущего. Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький.
















В 1993 году на металлолом был разобран последний уцелевший «Буревестник». Какой позор!







«Спутник» на фото ниже, использовал похожие двигатели (4х850 л.с) и мог взять на борт 300 пассажиров:






Теплоход «Чайка» имел несколько отличительный вид, был построен только один экземпляр: «Чайка» рассчитывалась на 30 человек, однако развивала скорость до 100 км\ч:


Менее известен и редко вспоминается «Тайфун»:

…и также не стоит забывать про «Ласточку»:

Нынешнее состояние уцелевших экземпляров постройки 1960-1980 гг, к сожалению, не очень хорошее. За редким исключением. Теплоходы можно видеть в совершенно разных местах: некоторые рушатся в самых плохих условиях, некоторые ждут переоборудования в плавучий ресторан или яхту, а иные и забыты вовсе.




Недалеко от Перми - ржавеющие суда-герои прошлого на фоне осени:






Это ресторан или…….несчастный «Спутник». Самара:




Бар в спальном районе небольшого городка на Украине:



Ниже другие жертвы времени, от судна-пристани до супер-яхты:





В Финляндии каким то образом можно найти сразу несколько прекрасно функционирующих судов. Ощущение, что попадаешь в прошлое:

И в завершении – отличный снимок скользящего в тихой воде «Метеора»:

В начале 70-х В.Н.Челомей возвращается к идее создания стратегической крылатой ракеты. Предварительная проработка облика универсальной по носителям сверхзуковой крылатой ракеты проводилась в рамках НИР "Метеорит" с 1973 г. В конце 50-х СССР и США уже отказались от этой затеи в пользу МБР, т.к. КР, летящая на большой высоте, не могла преодолеть ПВО противника.

После детального рассмотрения предложения в Институте вооружения и у Главнокомандующего ВМФ Горшкова было принято решение о разработке параллельно двух СКР: «Метеорит» для вооружения ПЛА в специальных пусковых установках и дозвуковой «Гранат» (разработчик КБ «Новатор», главный конструктор Л.В.Люльев), стартующей из торпедных аппаратов ПЛА. Необходимость создания РК «Метеорит» в Генштабе встретило возражение, однако настойчивость Главнокомандующего ВМФ и доказательность представленных материалов обеспечили поддержку министра обороны Устинова.
9 декабря 1976 г. вышло Постановление Совета Министров СССР (ПСМ) о разработке универсальной стратегической крылатой ракеты 3М-25 Метеорит в ЦКБМ.
Создавался принципиально новый класс морских стратегических вооружений - сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР с дальностью более 5000 км. Выбор дальности определялся стремлением избежать захода подводной лодки-носителя в зону активной противолодочной обороны США. Кроме того, требовалось поражать территорию противника на достаточно большую глубину.
Универсальная ракета должна была запускаться с наземных пусковых установок, атомных подводных лодок пр. 949М и стратегических бомбардировщиков Ту-95.

Стратегическая КР «Метеорит» должна была иметь маршевую скорость и высоту полета практически ту же, что и КР 50-х - «Навахо», «Буря», «Буран». Но в отличие от них инерциальная система управления была дополнена радиолокационной системой коррекции по считываемому рельефу местности. При создании ракеты было найдено много оригинальных технических решений, обеспечивающих длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью более 3500 км/ч. Ракета имела комплекс преодоления ПРО. Большие размеры определяли значительную ЭПР, но защитой КР должны были стать не только скорость и высота, но и специальная аппаратура, создававшая за самолетом-снарядом длинный шлейф ионизированного воздуха, препятствующий точному наведению зенитных ракет (плазменные стелс-технологии). Для этого использовался генератор пучка электронов.
Защита эскизного проекта комплекса морского базирования состоялась в декабре 1978 г., а авиационного базирования - в январе 1979 г. В качестве носителей предполагалось использовать подводные лодки пр.949, модернизируемые по пр. 949М. Однако проектные проработки, которые выполнило ЛПМБ «Рубин» совместно с ЦКБМ, показали, что для размещения ракет 3М-25 в пусковых контейнерах ракетного комплекса «Гранит» необходимо радикальное изменение конструкции ракеты ввиду ее большой длины, а для установки второго комплекта аппаратуры управления потребуется увеличить длину корабля на 5-7 м. Попытки создания унифицированной аппаратуры для обоих комплексов успехом не увенчались.

Конструктивно ракета была выполнена по схеме «утка». Маршевая ступень имела треугольное складывающееся крыло и складное вертикальное оперение. Оснащена турбореактивным двигателем КР-23 разработки КБ Уфимского моторостроительного объединения. Воздухозаборник маршевого двигателя помещен внизу фюзеляжа.
Стартовая-разгонная ступень морского и наземного вариантов ракеты «Метеорит» имела два жидкостных реактивных двигателя с суммарной тягой 24 т с управляемыми поворотными соплами и временем работы двигателей около 32 секунд. Разработка ЖРД РД-0242 велась КБ Химавтоматики (КБХА; г.Воронеж) с 1977 г. по 1988 г. на базе двигателей 1-й ступени МБР 15А20 / УР-100К. Производство ракет велось на заводе им.Хруничева. Предварительные испытания ракеты на раскрыв крыльев и запуск маршевого двигателя проходили в НПО машиностроения в Реутово. Воздушный вариант «Метеорит-А» имел твердотопливный ускоритель в хвостовой части.
Дальность стрельбы ракеты «Метеорит-А» составляла до 5000 км. Высота маршевого полета - 22-24 км при скорости около 3000 км/ч.
В ходе отработки РК «Метеорит» был решен ряд серьезных научно-технических проблем в ракетостроении: по конструкции планера ракеты, в средствах и способах снижения заметности ракеты в зоне системы ПВО противника, размещению на ракете радиолокатора для получения радиолокационной карты местности на участках коррекции, по обработке полученных снимков на борту ракеты с помощью высокопроизводительного вычислительного комплекса и доведению ракеты до цели с высокой точностью. ВМФ создал специальный вычислительный центр по подготовке на основе цифровых карт местности маршрута полета ракет «Метеорит» и «Гранат» и участков коррекции траектории их полета на территории противника.

Первый испытательный пуск «Метеорита» с наземного стенда на полигоне Капустин Яр состоялся 20 мая 1980 г. Ракета не вышла из контейнера и частично его разрушила. Последующие 3 пуска были также неудачными. Лишь 16 декабря 1981 г. (5-й пуск) ракета пролетела около 50 км.
Вот, что пишет о летных испытаниях крылатой ракеты средней дальности «Метеорит» Ю.Мозжорин - При первом же испытании, в момент отделения стартовых ускорителей, крылатая ракета перевернулась и упала. Все данные об аэродинамике ракеты выдавал ЦАГИ. Причина аварии - пренебрежение влиянием на поведение ракеты струй малых пороховых движков, отводящих от нее отработавшие ускорители. Струи движков искажали характер обтекания крыльев ракеты, вызывая сильный момент ее крена.
Корабельные испытания комплекса первоначально предполагалось проводить с одной из подводных лодок пр.675, но в дальнейшем, по предложению ЛПМБ «Рубин», приняли решение переоборудовать для этой цели один из РПК СН пр.667А, выводимых из состава стратегических сил по договору ОСВ-1, имея в виду не только проведение на этой ПЛ испытаний, но и последующую эксплуатацию лодки как боевой единицы. Для переоборудования выделили ПЛ К-420 (зав. №432), на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки и выполнен сопутствующий ремонт. Заводом-строителем назначили Севмашпредприятие.

Технический проект переоборудования АПЛ пр. 667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» (пр.667М) ЛПМБ «Рубин» разработало в 1 квартале 1979 г. Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами 3М-25, расположенных побортно наклонно (45 град) вне прочного корпуса - в междубортном пространстве под углом 45°. Для этого потребовалось сформировать новый средний блок корпуса взамен вырезанных ракетных отсеков базовой ПЛ, увеличить длину корабля примерно на 20 м и ширину до 15 м, что привело к изменению архитектурного облика ПЛ после переоборудования. В новых отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска «Клевер», аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) «Коршун-44», пневмогидросистемы КСППО, а также жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа.
Некоторую перекомпоновку произвели и в центральном посту в связи с установкой новой системы управления комплексом ракетного оружия «Андромеда», нового навигационного комплекса «Тобол-АТ», комплекса средств радиосвязи «Молния-ЛМ1» и гидроакустического комплекса «Рубикон». С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления «Бор». Пуск мог производиться с глубины до 40 м при скорости ПЛ до 10 узлов.

Компоновочная схема крылатой ракеты "Метеорит-М"

Компоновочная схема крылатой ракеты "Метеорит-А"

Работы по переоборудованию и ремонту ПЛ велись Севмашпредприятием исключительно быстрыми темпами. Так, 18 июня 1980 г. лодку поставили в эллинг, уже 15 октября 1982 г. полностью сформированную ПЛ спустили на воду, а с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. она прошла швартовные и заводские ходовые испытания. Государственные испытания проходили с 16 августа 1983 г. по 1 ноября 1983 г., но без комплекса ракетного оружия из-за его неготовности к летно-конструкторским испытаниям на корабле. По результатам госиспытаний был оформлен акт об окончании переоборудования лодки для проведения совместных испытаний комплекса.
Отработка ракет пусками с наземного стенда (полигон Капустин Яр) и плавстенда ПСК на Черном море происходила параллельно с переоборудованием корабля. Всего по программе летно-конструкторских испытаний со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков ракет 3М-25. Хотя уже 27 декабря 1983 г. в Баренцевом море были начаты летно-конструкторские испытания комплекса с ПЛ, они продолжались по 1986 г. включительно (1 пуск в 1984 г. и 1 пуск в 1986 г.).
Причин столь длительной отработки комплекса было несколько, но, пожалуй, главным являлось большое количество принципиально новых технических решений, принятых в проекте: «мокрый» подводный старт крылатой ракеты под стартово-разгонной ступенью, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и др. Все эти прогрессивные решения требовали тщательной экспериментальной отработки, что приводило к многократным повторным испытаниям и, соответственно, к многочисленным переносам сроков сдачи.

В результате совместные (государственные) испытания комплекса «Метеорит-М» начались только в 1988 г., сначала с наземного стенда (4 пуска), а затем с ПЛ (3 пуска). К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не был доведен до «ума». Это обстоятельство, а также необходимость постройки специализированных носителей, привели к тому, что по совместному решению промышленности и ВМФ работы по комплексу «Метеорит-М» в конце 1989 г. прекратили. Испытания на К-420 были завершены 15.12.1989 г. В 1990 г. оборудование комплекса с ПЛ сняли и К-420 в торпедном варианте в декабре того же года включили в состав Северного флота. В июле 1994 г. подводную лодку из боевого состава флота исключили, передали на долговременное хранение и поставили на прикол.
Всего с наземного стенда, ПСК и с подводной лодки было выполнено 50 пусков ракет.
Работы над авиационным вариантом велись достаточно долго. Всего из около 100 изготовленных летных экземпляров «Метеорита» в ЛКИ было использовано 70. Столь большая программа летных испытаний позволила практически довести ракету. Но в 1992 г. работы по «Метеориту» были прекращены.
Наземный стратегический комплекс «Метеорит-Н» (SSC-X-5) находился в разработке.
Разработанные для комплекса «Метеорит» стелс-технологии получили дальнейшее развитие.
В августе 2007 СКР «Метеорит» была продемонстрирована на авиасалоне МАКС. Морской вариант ракеты (с узлами крепления ускорителя) был окрашен в фирменные цвета НПОМ и назван... «Метеорит-А».

«Метеор-193» был построен на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького в 1984 году. Экспортный вариант, построенный для продажи в Бразилию. Был оснащён чехословакими авиационными креслами. Проработал в Казани до 1997 года, принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству, а позднее - компании «Татфлот», и в 2004 году был установлен в качестве памятника перед Казанским речным техникумом имени Михаила Девятаева в честь столетия этого учебного заведения.

Адрес и координаты объекта: Казань, ул. Несмелова, 7, Казанский речной техникум (ныне - Казанский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»). Памятник на Викимапии .

Фотографии памятника датированы августом 2011 года.

Вид с носа:

Вид на носовой салон:

Корма:

Носовое крыльевое устройство:

Кормовое крыльевое устройство:

Ходовая рубка:

История создания


Судно на подводных крыльях «Метеор» - второй крылатый пассажирский теплоход, разработанный конструктором Ростиславом Алексеевым в 1959 году. История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях». В те годы конструкция не привлекла внимание высшего руководства военно-морского флота, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», на котором во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву выделили небольшое помещение, обозначив его как «гидролаборатория», и разрешили три часа в день посвящать любимой теме. Начались разработка и испытания моделей катеров на подводных крыльях, поиски оптимальной конструкции. В 1945 году на катере А-5 собственной конструкции Алексеев своим ходом дошёл до Москвы, чем, наконец, привлёк внимание военных и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.

Ростислав Алексеев:


Параллельно этому конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьими инертностью, консерватизмом, скепсисом, выбивать финансирование... Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года, а спущен на воду теплоход был в 1957 году. С большим успехом прошла его демонстрация на Всемирном фестивале молодежи и студентов, затем в течение года шла опытная эксплуатация «Ракеты» на линии Горький–Казань, а с 1959 года судно пошло в серию. Свершилась революция в перевозках пассажиров по реке: крылатый теплоход был почти впятеро быстрее обычного водоизмещающего.

Первая «Ракета» на Волге, 1958 г. (фото из коллекции Денверского Университета):


Вслед за успешной «Ракетой» появился «Метеор» - судно крупнее, вдвое вместительнее и быстрее первенца, да ещё и способное справиться с большей по высоте волной. Оно брало на борт до 120 пассажиров и могло развить скорость до 100 км/ч (реальная эксплуатационная скорость была всё-таки ниже - 60–70 км/ч). Первый «Метеор» осенью 1959 года сходил в испытательный рейс из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности в качестве экспоната выставки речного флота.

Эскизы Р. Алексеева (из книги «От замысла к воплощению»):


Головное судно серии (фото из архива Е.К. Сидорова):

Два фрагмента советской кинохроники тех времён, в которых речь идёт о новом диковинном судне:


С 1961 года «Метеор» пошёл в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, в канун Дня Победы, ведомый легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода им. А.М. Горького, где строили эти суда. Приписан он был к Казанскому речному порту. Следующий «Метеор» ушёл в Москву, следующие - в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда серии распространились по рекам и водохранилищам всего Советского Союза.

«Метеор-47» на канале им. Москвы (фото из проспекта «Канал имени Москвы»):

«Метеор-59» на Волге (фото из архива В.И. Полякова).

Сухогруз «Партизанская слава» доставляет «Метеор-103» в Комсомольк-на-Амуре с Чёрного моря (фото из журнала «Морской флот»:

Всего с 1961 по 1991 год было построено почти 400 судов, и распространились они не только по всему СССР, но и по миру: «Метеоры» работали в Югославии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Нидерландах, Германии.

С приходом экономики Союза в упадок и наступлением эры рынка скоростные перевозки пассажиров по рекам стали массово сокращаться и закрываться: нерентабельно. Государственные субсидии сошли на нет, топливо, масло, запчасти стали дорогими, да и пассажиропоток оскудел: многие пассажиры обзавелись личным транспортом, опустели деревни, которые крылатые теплоходы связывали с городами, появились конкуренция со стороны автобусных маршрутов. В итоге за несколько лет многие суда на подводных крыльях порезали на металлолом. Некоторым советским «Метеорам» повезло больше, они не попали «под нож», а были проданы за рубеж, и теперь трудятся в Китае, Вьетнаме, Греции, Румынии.

Греческий «Falcon I»Греция - бывший украинский «Метеор-19»:

Вьетнамский «Greenlines 9», бывший украинский «Метеор-27»:

«Chang Xiang 1», Китай:

«Метеор-43» уехал в Румынию и переимновался в «Amiral-1»:

В России же сейчас работает лишь несколько десятков «Метеоров»: основная часть - на туристических маршрутах в Санкт-Петербурге и Карелии, несколько штук ещё возят пассажиров по Волге (в Казани, Ярославле и Рыбинске), десятка c полтора в сумме наберётся на северных реках.

«Метеор-282» на Оби (фото Анатолия К):

Ярославский «Метеор-159» прибывает в Тутаев (фото Дмитрия Макарова):

Казанский «Метеор-249» (фото Meteor216):

«Метеор-188» на Лене (фото Владимира Куницына):

«Метеор-242» в Кижских шхерах (фото Дмитрия Макарова):

«Метеор-189» на Малой Неве (фото Seven_balls):


Серийный выпуск «Метеоров» прекратился в 1991 году, но со стапелей Зеленодольского судостроительного завода сошло ещё несколько теплоходов. В частности, в 2001 и 2006 году были построены два «Метеора» для ОАО «Северречфлот» . Кроме того, в нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с немецкими двигателями Deutz и кондиционерами, и несколько таких судов было продано в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» была окончательно демонтирована, а им на смену пришли глиссирующие суда проекта проекта А145.

Китайский «Chang Jiang 1» проекта «Метеор-2000»:

А вот судьба красноярского «Метеора-235» сложилась необычно: с 1994 по 2005 годы он отслужил в Енисейском речном пароходстве, после чего был продан, а ещё через несколько лет, снова сменив хозяев, был модернизирован на Красноярском судоремонтном заводе по проекту 342Э/310, превратился в яхту-люкс и был перекрещён в «Верный»; по слухам, это был личный «Метеор» губернатора Красноярского края. Его легко узнать по футуристичному облику и сомнительной эстетической ценности внутренней отделке с обилием шкур «под леопарда».





Конструкция и технические характеристики


«Метеор-193» - судно проекта 342Э, разработанного ЦКБ по СПК (главный конструктор - Ростислав Алексеев) в 1959 году и выпущенное Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького. Тип -двухвинтовой пассажирский теплоход на подводных крыльях. Длина корпуса - 34,6 метра, ширина (по размаху конструкции подводных крыльев) - 9,5 метра. Осадка на плаву - 2,35 метра, при ходе на крыльях - около 1,2 метра. Водоизмещение с полным грузом - 53,4 тонны. Эксплуатационная скорость - 65 км/ч (рекорд - 108 км/ч). Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) - 600 км.

У «Метеора» - три пассажирских салона: в носовой, средней и кормовой частях судна. Общая пассажировместимость - 124 человека.

Носовой салон (фото Дмитрия Щукина):


Средний салон (фото Владимира Буракшаева):

Между средним и кормовым салоном есть небольшая полутокрытая (прогулочная) палуба.

Прогулочная палуба (фото Владимира Буракшаева):

Посты управления судном расположены в ходовой рубке, утопленной в полунадстройку в носовой части теплохода.

Ходовая рубка (фото Алексея Петрова):

В качестве главных двигателей установлены два V-образных 12-цилиндровых турбодизеля типа М-400 (версия авиационного дизеля М-40, конвертированная в судовой) мощностью по 1000 л.с. каждый. Они вращают два пятилопастных гребных винта диаметром 710 мм, которые и приводят теплоход в движение.

Машинное отделение (фото Алексея Петрова):

Под корпусом «Метеора» расположено крыльевое устройство - носовое и кормовое несущие крылья и два гидропланирующих подкрылка, закрепленных на стойках носового крыла. Подкрылки помогают судну при «выходе на крыло», а на ходу не дают ему вернуться в водоизмещающий режим, скользя по поверхности воды.

Принцип их действия крыльев «Метеора» - такой же, что и у крыла самолёта: подъемная сила возникает за счёт возникновения избыточного давления под профилем крыла и зоны разрежённости выше его. С ростом скорости разница давлений «выталкивает» судно вверх, корпус переходит из водоизмещающего положения в надводное, отчего существенно уменьшается площадь контакта с водой и её сопротивление, что позволяет развивать большую скорость.


В крыльевом устройстве «Метеора» используется эффект малопогруженного подводного крыла, известный также, как «эффект Алексеева». Алексеев в результате своих исследований получил такие гидродинамические характеристики подводного крыла, при которых оно, поднимаясь к поверхности воды, постепенно теряет подъемную силу из-за подтормаживания частиц жидкости в зоне, близкой к границе сред. Благодаря тому, что на определённой глубине подъёмная сила крыла приближается к нулю, оно не выскакивает из воды.

P.S. Если уважаемые участники обнаружат какие-то неточности, пожалуйста, сообщите об этом.