Организация которая устанавливает степень утраты застрахованным. Определение степени утраты общей трудоспособности

Экспертные комиссии, состоящие из нескольких специали­стов (терапевт, хирург, травматолог, невропатолог, офтальмолог и др.) и врачей-экспертов Государственной службы медико-социальной экспертизы или судебно-медицинских экспертов, устанавливают размеры стойкой утраты трудоспособности на основании детального медицинского обследования потерпев­шего.

В комиссию Государственной службы медико-социальной экспертизы входят также представители органа социального обеспечения и профсоюзной организации.

Комиссии определяют стойкую утрату профессиональной и общей трудоспособности в процентах.

При определении процента утраты профессиональной трудо­способности, т.е. способности к труду в своей профессии, ко­миссии руководствуются «Положением о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 392. Однако следует учитывать, что разные профессии предъявляют различные требования к орга­низму, и одни и те же последствия увечья в разной степени на­рушают трудоспособность лиц различных профессий.

При определении утраты профессиональной трудоспособно­сти комиссия Государственной службы медико-социальной экс­пертизы должна исходить из возможности пострадавшего после увечья или иного повреждения здоровья продолжать свою про­фессиональную работу или работу, равную ей по квалификации.

При определении степени утраты профессиональной трудо­способности комиссия Государственной службы медико-со­циальной экспертизы в каждом конкретном случае учитывает выраженность нарушений функций организма, степень компен­сации утраченных функций, способность потерпевшего выпол­нять в той или иной степени работу по основной профессии, в том числе возможность выполнения работы в обычных или спе­циально созданных условиях, а также мероприятия по реабили­тации, включая профессиональное обучение и переобучение.

Устанавливается 100% утраты профессиональной трудоспо­собности в тех случаях, когда у потерпевшего наступила полная утрата трудоспособности вследствие резко выраженных наруше­ний функций организма при наличии абсолютных медицинских противопоказаний для выполнения любых видов профессио­нальной деятельности, даже в специально созданных условиях.

Устанавливается от 70 до 90% утраты профессиональной трудоспособности в тех случаях, когда потерпевший может вы­полнять работу лишь в специально созданных условиях вследст­вие выраженных нарушений функций организма.

Устанавливается утрата профессиональной трудоспособности в 60%, когда потерпевший утратил основную профессию и мо­жет выполнять легкие неквалифицированные виды труда.

В случае получения повторных трудовых увечий степень ут­раты профессиональной трудоспособности определяется по по­следствиям каждого из них раздельно.

Комиссия Государственной службы медико-социальной экс­пертизы выносит заключение о том, что потерпевший нуждается в обучении новой профессии, если он вследствие трудового уве­чья не может выполнять работу по прежней профессии.

Если увечье или иное повреждение здоровья вызвало утрату трудоспособности в размерах, дающих основания для установления одной из трех групп инвалидности, экспертная комиссия, кроме определения размеров стойкой утраты трудоспособности в про­центах, устанавливает группу инвалидности и дает трудовые ре­комендации пострадавшему, руководствуясь инструкциями и положениями по врачебно-трудовой экспертизе.

Комиссии устанавливают размер стойкой утраты только той трудоспособности, которая была вызвана и связана с работой по­страдавшего. Другие заболевания и дефекты, не связанные с кон­кретным происшествием на работе, во внимание не принимаются.

В некоторых случаях производится переосвидетельствование потерпевшего для выяснения возможности изменений размеров утраты трудоспособности. Повторная экспертиза проводится в срок от 6 месяцев до 2 лет. При этом учитываются характер по­следствий повреждения здоровья и возможность их ликвидации в результате лечения, а также определяются имеющиеся размеры утраты стойкой трудоспособности.

Если группа инвалидности на основании Инструкции уста­навливается бессрочно, то и размеры стойкой утраты общей и профессиональной трудоспособности могут также устанавли­ваться бессрочно. В этих случаях повторная экспертиза потер­певших может производиться или по их заявлению, или по за­явлению других заинтересованных лиц.

Судебно-медицинская экспертиза по определению размеров стой­кой утраты трудоспособности.

Экспертиза по определению размеров стойкой утраты трудо­способности производится в связи:

а) с травмами, полученными от различных видов транспорта;

б) с бытовыми травмами;

в) с исками по взысканию алиментов: к супругу при брако­разводных делах; к родителям - на содержание детей, которые по достижении совершеннолетия остались нетрудоспособными; к детям - от больных и нетрудоспособных родителей;

г) с причинением вреда здоровью на производстве при рас­смотрении таких дел в суде;

д) по другим поводам.

Комиссии бюро судебно-медицинской экспертизы, как и экс­пертные комиссии Государственной службы медико-социальной экспертизы, при определении размеров стойкой утраты трудо­способности руководствуются указанными выше нормативными документами.

В практике может возникнуть вопрос: как определить объем утраты трудоспособности при нескольких повреждениях, каждое из которых привело к стойкой утрате трудоспособности (например, повреждение глаза с неполной потерей зрения и травматическая ампутация кисти). В данном случае определение объема стойкой утраты трудоспособности производится для оценки степени тяже­сти телесного повреждения. Определяется объем утраты трудоспо­собности, вызванной только данным повреждением, имевшиеся ранее дефекты во внимание не принимаются, и стойкая утрата трудоспособности определяется так же, как и у здорового человека.

В связи с повреждением был ампутирован большой палец правой кис­ти. У потерпевшего ранее был ампутирован указательный палец той же кисти. В таком случае определяется только утрата трудоспособности, свя­занная с ампутацией большого пальца, равная 25%. Имевшийся дефект, отсутствие указательного пальца, во внимание не принимается, тогда как отсутствие большого и указательного пальцев правой руки соответствует 50% стойкой утраты трудоспособности.

Если несколько повреждений расположены на одном органе, то утрата трудоспособности определяется по каждому поврежде­нию, а затем складывается. Полученный в итоге процент утраты трудоспособности не может превышать максимального процента, предусмотренного в таблице для полной потери данного органа.

Потеря большого и указательного пальцев правой кисти составляет 50% утраты трудоспособности, а ограничение подвижности в плечевом сус­таве - 40%. В этом случае утрата трудоспособности должна быть опре­делена не в 90% (50 + 40), а в 75%, так как потеря всей правой руки оценивается как 75%.

При повреждении нескольких органов утрата трудоспособ­ности определяется по каждому дефекту в отдельности и полу­ченные результаты складываются. Однако сумма не может пре­вышать 100%.

Частичная потеря зрения на один глаз (30%) и одновременно трав­матическая ампутация правой кисти (75%) составляют 105%. Однако стойкая утрата трудоспособности обоих повреждений должна быть опре­делена в 100%.

В случае увечья или иного повреждения здоровья граждани­на, не достигшего 15-летнего возраста и не имеющего заработка организация или гражданин, ответственные за вред, обязаны возместить расходы, связанные с восстановлением здоровья потерпевшего. По достижении потерпевшим 15 лет организация или гражданин, ответственные за вред, обязаны возместить потерпевшему также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности исходя из размера среднего заработка не­квалифицированного рабочего в данной местности.

Контрольные вопросы

1. На основании какого документа проводится экспертиза ут­раты трудоспособности?

2. Какова методика определения размера стойкой утраты трудоспособности?

Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы пострадавших
от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания-2

Уважаемые коллеги!

В своём выступлении сегодня я постараюсь не загружать вас повторением наименований нормативных документов, которые, уверена, и так хорошо знаете, а осветить актуальные проблемы их применения в практике медико-социальной экспертизы.
Первое и основное, что вы должны знать и помнить, это то, что организация медико-социальной экспертизы пострадавших от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее я буду называть эту категорию граждан просто пострадавшие) отличается от организации освидетельствования лиц, претендующих на установление инвалидности. При сопоставлении Правил установления степени УПТ в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 (я буду называть его 789-е постановление) и Правил признания лица инвалидом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (95-ое постановление) мы видим ряд отличий и в общих положениях, и в порядке направления и проведения медико-социальной экспертизы, и в порядке обжалования экспертных решений.
О чём я говорю?
Пройду кратко прямо по пунктам.
1. если освидетельствование по 95-му постановлению проводится в бюро по месту жительства или пребывания гражданина, определению чего служит регистрационный учёт, то по 789-му постановлению – по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. Это даёт право оформления направлений на МСЭ ведомственным ЛПУ и МСЧ по месту прикрепления работников, зарегистрированных в иных населённых пунктах, что актуально для пострадавших.
2. если освидетельствование по 95-му постановлению проводится в бюро по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение либо органа социальной защиты населения, причём предусмотрена возможность отказа в направлении с выдачей соответствующей справки об отказе, на основании которой, при наличии заявления гражданина, мы проводим экспертизу, то в 789-м постановлении направление оформляется только учреждением здравоохранения. Причём ранее приведенные положения говорят о том, что это может быть только государственное или муниципальное учреждение.
3. освидетельствование пострадавшего в учреждении МСЭ проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика (ФСС РФ), по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя; при установлении же инвалидности обязательным заявление гражданина или его законного представителя является единственным и обязательным.
4. если освидетельствование для установления инвалидности может проводиться заочно по решению соответствующего бюро, то освидетельствование пострадавшего может проводиться только в бюро либо на дому или в стационаре по месту лечения при наличии заключения учреждения здравоохранения о невозможности явиться в бюро по состоянию здоровья, но не заочно.
5. Если в ходе освидетельствования специалисты бюро считают необходимым дообследовать пострадавшего, то они вправе направить гражданина на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, а так же запрашивать необходимые сведения, обследовать условия труда и социально-бытовые условия. При этом необходимо заручиться согласием пострадавшего, тогда как по Правилам признания лица инвалидом ПДО просто доводится до сведения гражданина в доступной форме.
6. Далее: если решение о признании лица инвалидом либо об отказе принимается специалистами на основе обсуждения результатов МСЭ и лишь объявляется в присутствии всех специалистов, то экспертное решение о степени УПТ принимается в присутствии пострадавшего, а потом объявляется и по нему даются разъяснения.
7. При установлении инвалидности гражданину выдаётся справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации; такая формулировка диктует обязательность разработки каждому признанному инвалидом ИПР, а при отказе в получении – приобщения её к акту. А вот при установлении степени УПТ Программа реабилитации пострадавшего оформляется при выявлении нуждаемости его в реабилитации по последствиям несчастного случая или профессионального заболевания, что подтверждается пунктом 24 789го постановления: справка учреждения МСЭ о результатах установления степени УПТ, а при необходимости и ПРП выдаются пострадавшему на руки под расписку.
8. Согласно 789-му постановлению программа реабилитации пострадавшего оформляется в месячный срок после принятия экспертного решения, тогда как срок разработки ИПР не регламентирован.
9. Очень важный момент, связанный с программами реабилитации. Если оценка эффективности реализации ИПР инвалида с установленным сроком инвалидности по действующей нормативной базе возможна практически только при переосвидетельствовании инвалида с целью установления инвалидности, то пунктом 30-м 789-го постановления предусмотрено освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий.
10. Выписка из акта освидетельствования и ПРП, в случае если освидетельствование было проведено по обращению пострадавшего, выдаются ему на руки, что категорически неприемлемо для выписки из акта при установлении инвалидности
11. Обжаловать решение бюро по инвалидности гражданин или его законный представитель может в главное только в течение месяца, в вот решение по степени УПТ в любой срок.
12. Кроме того, право обжалования дано не только пострадавшему, но и страхователю и страховщику. При этом, Правила не содержат положений, распространяющих его действие на правоотношения, возникшие до вступления в силу Правил. Т.о. страховщик и страхователь не могут обжаловать решения, принятые до вступление в силу Правил.
13. И наконец, федеральные государственные учреждения МСЭ не являются правопреемниками государственных учреждений МСЭ, в связи с чем не могут вносить изменения в принятые ими решения.

Теперь о документах, необходимых для проведения освидетельствования пострадавшего. Я уже сказала об обращении работодателя (страхователя), страховщика (ФСС РФ), определении суда (судьи) либо пострадавшего или его представителя, о направлении учреждения здравоохранения, но основной документ назван в Правилах установления степени УПТ: акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании.
До вступления в силу названного Федерального закона (6 января 2000 года) действовали «Правила возмещения работодателями вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утверждённые постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 № 4214-1, в соответствии с которыми доказательством ответственности работодателя за причинённый вред признавались медицинское заключение о профессиональном заболевании, акт о несчастном случае на производстве или другой документ о несчастном случае, связанном с исполнением трудовых обязанностей (статьи 5, 35).
До 1992 года действовали «Правила возмещения предприятиями, учреждениями и организациями ущерба, причинённого рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утверждённые постановлением Совета Министров СССР от 03.07.1984 № 690. В соответствии с данным нормативным правовым актом, а также ранее действовавшими Правилами, степень утраты профессиональной трудоспособности (а до 1984 года и общей) рабочим и служащим устанавливалась врачебно-трудовыми комиссиями (ВТЭК) при предоставлении акта о несчастном случае или другого документа о повреждении здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей (решение суда, заключение технического инспектора труда).
Заключение о степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, не являвшихся рабочими и служащими (например, членов колхозов) до 1992 года давали судебно-медицинские комиссии органов здравоохранения.
Для общего сведения скажу, что в целом степень УПТ, т.е. % устанавливались ВТЭК с 1961 года, когда были утверждены Правила возмещения ущерба лицам, получившим увечье на производстве.
Таким образом, в случае, когда в бюро обращается пострадавший, степень УПТ которому устанавливалась до 2000 года, документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессиональном заболевании, могут служить не только акты установленного образца.
Работодатель, в соответствии с пунктом 8 Правил, обязан представить в учреждение МСЭ заключение органа госэкспертизы труда о характере и условиях труда, в которых работал пострадавший до несчастного случая или профессионального заболевания. Однако, мы уже говорили о том, что отказ в предоставлении такого документа не может являться основанием для отказа в проведении освидетельствования пострадавшего. Об этом случае необходимо проинформировать об этом РО ФСС, проведение медико-социальной экспертизы пострадавшего осуществлять с участием представителя ФСС с правом совещательного голоса, и выносить экспертное решение на основании имеющихся данных о характере и условиях труда, выполнявшихся до наступления страхового случая, т.е. на основании данных производственной характеристики, трудовой книжки и др. документов. В акте МСЭ пострадавшего необходимо сделать соответствующую запись.
Бюро МСЭ обязано ознакомить пострадавшего в доступной форме с Правилами установления степени УПТ. Обращаю внимание, что в данном случае в акте освидетельствования делается отметка, что гражданин ознакомлен с Постановлением № 789. В случае если, согласно п. 3 789-го постановления, одновременно с установлением УПТ, при наличии оснований, гражданин признан инвалидом, то в э/деле делается отметка об ознакомлении с «Правилами признания лица инвалидом».
Обращаю Ваше внимание: освидетельствование для установления степени УПТ и для установления инвалидности – два самостоятельных вида экспертизы. Акт освидетельствования – учётно-отчётный документ, на основании которого формируется установленная статистическая отчётность, разделы в форме 7-Собес, отражающие результаты этой экспертизы – самостоятельные и разные, т.е. оформляется 2 экспертно- медицинских дела. Направление ЛПУ на медико-социальную экспертизу должно быть то же в 2 экземплярах. Одно - только по последствиям трудового увечья или профессионального заболевания. Другое – с учётом всех имеющихся заболеваний. Соответственно в них по-разному формируется анамнез, нуждаемость в мерах и средствах реабилитации, диагноз, цель направления на МСЭ, оценка проведенных реабилитационных мероприятий. В такой ситуации у вас не будет проблем с подбором рекомендаций гражданину, как пострадавшему, в ПРП и как инвалиду – в ИПР.
Теперь о самой актуальной проблеме: о ходе экспертного рассуждения при установлении степени УПТ. Вы уже поняли, что должны в совершенстве изучить и владеть положениями трёх основных нормативных актов: 125-ФЗ, 789-го постановления Правительства РФ и 56-го постановления Минтруда России.
Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определён порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) или в иных предусмотренных этим Федеральным законом случаях. Согласно абзацам 17 и 18 статьи 3 указанного Закона под профессиональной деятельностью понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а под степенью утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 11 названного Закона порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 утверждены «Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Правилами определены условия установления степени утраты профессиональной трудоспособности сучётом выраженности нарушения функций организма. Так, вследствие незначительного нарушения функций организма устанавливается от 10 до 30 процентов (пункт 17), вследствие умеренного нарушения функций от 40 до 60% (пункт 16), вследствие выраженного нарушения – от 70 до 90% (пункт 15), вследствие резко выраженного – 100% (пункт 14).
Пунктом 2 Правил определено, что степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Минтруда России по согласованию с Минздравом России.
Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 № 56 утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, данный документ принят компетентным федеральным органом исполнительной власти, его положения не противоречат ни Правилам, которые являются нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу, ни Федеральному закону, т.к. статья 3 Закона, о которой мы уже говорили, и на которую зачастую ссылаются пострадавшие, не устанавливает критерии, позволяющие определить степень УПТ, а определяет понятия «профессиональная трудоспособность» и «степень утраты профессиональной трудоспособности».
Зачастую, обращаясь в суд, истцы ошибочно полагают, что сама по себе утрата способности после производственной травмы трудиться на прежнем рабочем месте является безусловным основанием для признания пострадавшего во всех случаях полностью нетрудоспособным с установлением 100% УПТ. На неправомерность такой трактовки положений Закона в 09.02.2007 года указала судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ при рассмотрении надзорной жалобы гражданина, который, работая каменщиком, получил увечье, вследствие которого потерял способность работать в данной профессии. Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий бюро МСЭ об определении заявителю 40% УПТ суд, руководствуясь действующими нормативными правовыми актами по данному вопросу, пришёл к обоснованному выводу о том, что установление 40% УПТ является правильным. Суд учёл, что у истца отсутствуют признаки резко выраженного нарушения функций организма и абсолютные противопоказания для выполнения любых видов профессиональной деятельности и что он имеет возможность осуществлять трудовую деятельность по другим специальностям, приобретенным им до наступления несчастного случая.
Применяя в практике МСЭ названные нормативные документы следует учитывать изменения, внесённые в них в связи с соответствующими решениями Верховного суда.
Так, определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 08.04.2003 признан недействующим и не подлежащим применению п. 2 Правил, в части, ограничивающей возможность установления степени УПТ за период, предшествующий дню освидетельствования, т.е. за прошлое время. Однако порядок рассмотрения этого вопроса до настоящего времени не определен. Кроме того, при указанных обстоятельствах степень УПТ может быть установлена только заочно, но такой вид освидетельствования не предусмотрен Правилами установления степени УПТ. Таким образом, отказать в освидетельствовании с целью установления % за прошлое время мы не вправе, однако в случае, если ранее вопрос не рассматривался, экспертиза первичная и нет акта освидетельствования на тот период времени, установить степень мы не сможем.
Определением Кассационной коллегии Верховного суда от 08.04.2003 признан недействующим и неподлежащим применению пункт 28 Правил в части, ограничивающей право пострадавшего в случае пропуска срока очередного переосвидетельствования на установление степени УПТ за пропущенный период на основании его обращения. Т.е. ранее этот вопрос рассматривался только по обращению работодателя или страховщика, а теперь и по обращению пострадавшего. Однако, спешить с самим решением и выносить его без запроса ФСС не следует.
Ряд изменений внесен и во Временные критерии. В январе 2007 года внесены изменения в пункт 5. Напомню его полное содержание: При определении степени УПТ необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения проф. заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или проф. заболевания), и далее исключенная часть: или иной равноценной ей по квалификации и оплате, а так же возможность использования остаточной профессиональной трудоспособности на другой менее квалифицированной работе в обычных или спец. созданных производственных или иных условиях труда. Изменение пункта 5 не исключает документа в целом, в том числе изложенных в пунктах 1-4 общих принципов определения степени УПТ: Степень УПТ определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и проф. заболеванию, того же содержания и в том же объеме, либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или спец. созданных условиях труда.
Помимо 5-го пункта исключен ряд подпунктов 56-го постановления, в частности предполагавшие установление 90%, 60% УПТ если пострадавший утратил профессию, но может выполнять неквалифицированные виды труда. Верховный суд отметил, что установление степени УПТ в зависимости от возможности выполнения пострадавшим неквалифицированных видов труда противоречит нормам закона, который связывает установление УПТ с осуществлением деятельности определённой квалификации, объёма и качества, ибо в этом случае мы предполагаем вероятную возможность использования остаточной не профессиональной, а общей трудоспособности.
Каковы подходы к установлению степени УПТ при повторных страховых случаях?
1. при каждом последующем определении % следует исходить из ущерба, нанесённого остаточной трудоспособности. Пример: после первой травмы установлено 60% и остаточная трудоспособность позволяет продолжать работу более низкой квалификации; повторная травма привела к необходимости снижения объёма этой работы и позволяет установить 50%, т.е. 50% от оставшихся 40%, т.е. не более 20%.
2. при повторных случаях определяется степень УПТ в целом. Пример: после первой травмы установлено 60%, после второй – может работать в специально созданных условиях, и есть основания для установления 80%. Всего 80% - 60% равняется 20%.
3. Согласно пункту 18 Правил степень УПТ в целом не может превышать 100%.
Почему?
Человек представляет собой единое целое, и имеющаяся у него способность к трудовой деятельности, как состояние организма, при котором совокупность физических и духовных способностей позволяет осуществлять определённого объёма и качества производственную (профессиональную) деятельность, также соответствует единому целому, т.е. 100%. В связи с этим, степень УПТ при повторных несчастных случаях и профессиональных заболеваниях определяется раздельно, однако исходя из их совокупного влияния на имеющуюся у пострадавшего способность к профессиональной деятельности. Согласно пункту 14 Правил 100% мб определено если наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний к выполнению любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях. При наличии остаточной способности выполнять профессиональную деятельность устанавливается меньше, чем 100% УПТ. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что степень УПТ при повторных несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в сумме не должна превышать реально имеющуюся у пострадавшего утрату профессиональной трудоспособности, иначе это будет противоречить Правилам.
Самое слабое звено в экспертизе пострадавших, на мой взгляд, сегодня – экспертное решение при переосвидетельствовании.
Фактически это решение принимается по результатам реализации мероприятий ПРП. Причём, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона 125-ФЗ застрахованный обязан выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика.
А в соответствии с пунктом 19 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789, при повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учётом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.
В случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учётом возможности выполнять любую трудовую деятельность.
Таким образом, при потере профессии, т.е. при абсолютных медицинских или технических противопоказаниях к продолжению труда по прежней профессии, мы даём рекомендации по трудоустройству в соответствии с
установленными процентами, но параллельно в ПРП рекомендуем переобучение. При переосвидетельствовании необходимо требовать, чтобы в ПРП была отметка ФСС. Если пострадавший уклонился или отказался, мы можем рассматривать его способность трудиться не в профессии, предшествовавшей несчастному случаю, а в любой профессии. К сожалению, чаще всего бывает не так.
Сегодня в одном из судов рассматривается иск пострадавшего к нашему учреждению. Работая столяром 4 разряда, он получил увечье с ампутацией 4- пальцев правой руки на разных уровнях. В течение двух лет он продолжал работать в свое же профессии в полном объёме, однако ему устанавливали 40% УПТ. В последующие 5 лет также устанавливалось 40%, но работал гражданин уже почтальоном. В 2007 году при переосвидетельствовании установлено 30%. Что же мы видим в деле? За прошедшие годы разработана лишь одна ПРП в 2005 году, да и та рекомендует работу столяра. С одной стороны неясно, как устанавливали 40%, но с другой совершенно непонятно, в связи с чем изменены проценты в 2007 году. Никаких сведений о рекомендациях по реабилитации, об уклонении или отказе, никакого обоснования решения в акте нет. Такие решения трудно понять и сложно объяснить в ходе судебного заседания.
Экспертные решения следует обосновывать очень тщательно, особенно если речь идет об изменении % УПТ, со ссылкой на действующие нормативно-правовые акты.
Успехов Вам! И спасибо за внимание!

Освидетельствование застрахованного МСЭК производится по обращению субъ­ектов страхования (страхователя, страховщика, застрахованного) либо по определе­нию судьи (суда) при представлении акта.

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается:

    от 10 до 30 % для пострадавшего, который может продолжать профессиональную деятельность с умеренным (незначительным) снижением квалификации, уменьшением объема выполняемой работы, при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или выполнять профессиональную деятельность с большим напряжением. На­пример, 30%  если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на один разряд или выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на одну категорию тяжести или выполнять работу по профессии с незначительным снижением объема профессиональной деятельности на 1/3 часть прежней нагрузки;

    от 40 до 60 % для пострадавшего, который может продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации, уменьшением объема выполняемой работы или выполнять профессиональную деятельность более низкой квали­фикации. Например, 60 % - если пострадавший может выполнять работу по профессии или с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на 4 тарификационных разряда или выполнять легкие неквалифицированные виды труда, работу с использованием профессиональных знаний, умений и на­выков, или выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на 4 категории тяжести;

    от 70 до 90 % для пострадавшего, который может выполнять работу только в спе­циально созданных условиях. Например, 70%  если пострадавший может выполнять в специально созданных производственных условиях работу по профессии, предшествующей несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию;

    100 % для пострадавшего, который не может выполнять любые виды профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях.

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается согласно «Временным критериям определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утв. постановлением Минтруда РФ от 10.07.01 № 56.

Срок переосвидетельствования пострадавшего устанавливается через 6 месяцев, 1 или 2 года, а также бессрочно.

4.2 Примеры расчета единовременных страховых выплат

В соответствии с ФЗ №125 размер единовременных страховых выплат определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного минимального размера оплаты труда.

Однако с 2003 года Федеральными законами в бюджете ФСС РФ устанавливается фиксированная сумма (в 2004 г. – 30 тысяч рублей, в 2005 г. – 43,2 тысяч рублей, в 2006 г. – 46,9 тысяч рублей, в 2008 г. – 49,6 тысяч рублей, в 2009 г. – 56,2 тысяч рублей, 2010 г.  60,1 тыс. руб., в 2011 г.  64,2 тыс. руб.).

в 2012 году установлено, что максимальный размер единовременной страховой выплаты составляет 72 701 рубля 20 копеек, максимальный размер ежемесячной страховой выплаты – 55900 рублей.

Единовременные страховые выплаты назначаются и выплачиваются.

Установление процента потери общей трудоспособности - это один из видов судебно-медицинской экспертизы, предназначенный для оценки урона, нанесенного здоровью человека, в результате которого он теряет способность трудиться, обеспечивая себе средства для существования. К данному виду исследования прибегают в процессе судопроизводства по делам, связанным с опасными для жизни и здоровья человека ситуациями. Эта экспертиза является одной из самых востребованных, так как на ее результаты полагаются при вынесении приговоров виновной стороне и назначении компенсаций и денежных выплат.

Установление процента потери общей трудоспособности производится в следующих случаях:

  • Для оценки последствий автодорожных инцидентов и катастроф, а также других транспортных происшествий.
  • Для определения уровня ущерба, полученного в результате производственной травмы, а также в результате техногенных катастроф на производстве.
  • Для установления тяжести нанесенных увечий при нападении и покушении на убийство.
  • Для установления тяжести вреда, нанесенного здоровью человека по вине медицинского работника или других должностных лиц.

Нанесенный здоровью вред измеряется в процентах от условного показателя общей трудоспособности. Вообще, различают общую, профессиональную и специальную трудоспособность. Под общей трудоспособностью понимают выполнение простых операций, не требующих специальной квалификации, то есть таких операций, осуществлению которых может помешать перенесенная травма, имеющая последствия. Профессиональная работоспособность означает возможности данного человека осуществлять квалифицированную деятельность в какой-то профессии - например, работа экономистом. Специальная же работоспособность означает квалификацию человека для работы по определенной специальности. Например, профессия «экономист» включает в себя целый набор специальностей - экономические аналитики, специалисты в области банковского дела, финансисты, бухгалтеры и так далее.

Также различают временную и стойкую потерю трудоспособности. Временная потеря трудоспособности наступает в результате заболеваний и травм, поддающихся излечению - например, неосложненные переломы конечностей, травмы мягких тканей, легкие ранения и так далее. Стойкая потеря трудоспособности наступает в том случае, если нанесенные травмы и увечья (или их последствия) не подлежат полному излечению. Например, ампутации конечностей или снижение интеллекта и нарушения координации, возникшие в результате полученной черепно-мозговой травмы. Процент потери общей трудоспособности измеряется относительно стойких последствий полученных травм.

Для вычисления данного показателя судебно-медицинская экспертиза опирается на нормативный документ, а именно - таблицу процентов стойкой утраты общей трудоспособности. Данная таблица является приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития, который утверждает критерии установления размеров и тяжести вреда, нанесенного здоровью человека.

Согласно вышеуказанной таблице, специалист, осуществляющий установление процента потери общей трудоспособности, определяет вред, причиненный здоровью человека, и выявляет соответствующий процент потери. В таблицу занесены наиболее часто встречающиеся последствия травм, отравлений и иных воздействий извне, для которых указаны соответствующие значения потери трудоспособности, выраженные в процентах.

Функциональные расстройства органов человека классифицированы в таблице согласно системному принципу. В ней выделены следующие области, в которых могут наблюдаться последствия происшествия:

  • Центральная нервная система и периферическая нервная система.
  • Органы пищеварения.
  • Органы зрения.
  • Органы дыхания.
  • Органы слуха.
  • Сердечно-сосудистая система.
  • Мочеполовая система.
  • Мягкие ткани.
  • Опорно-двигательный аппарат.

Согласно примечаниям, указанным в таблице, в случае нарушения функции двух или более органов одной и той же системы, установление процента потери общей трудоспособности производится по одному из критериев, отображающему наиболее ярко выраженное повреждение. В случае повреждения нескольких систем организма, проценты утраты трудоспособности складываются, однако, суммарный показатель не должен превышать 100 процентов. В таблице проценты для каждого случая отображены с шагом в пять единиц. К наиболее тяжелым (от семидесяти до ста процентов) последствиям травм, отравлений и иных воздействий относятся следующие:

  • Паралич, выраженное слабоумие, эпилептические припадки, повторяющиеся не реже одного раза в неделю, афазия, апраксия, агнозия атаксия, резкие мозжечковые и вестибулярные расстройства - 100%.
  • Выраженное уменьшение силы и объема движений в конечностях, значительное нарушение способности к координации, сильное снижение интеллектуальных способностей - 75%.
  • Сильно выраженные расстройства движений и чувствительности в обеих ногах, значительное нарушение функций тазовых органов, выраженные пролежни и трофические язвы - 100%.
  • Трофические язвы, отсутствие чувствительности и движений в суставах ног - 70%.
  • Потеря обоих видящих глаз - 100%.
  • Отсутствие носа, влекущее за собой изменение лица пострадавшего - 70%
  • Застойные явления в легком (или в обоих частях легкого), цирроз печени, асцит, нарушение ритма дыхания, выпот в полости перикарда и/или плевры - 90%.
  • Непроходимость глотки в результате отравления едкими ядами, ранения или ожога - 90%.
  • Абсолютная неподвижность позвоночника, резкая деформация позвоночника - 70%.
  • Отсутствие верхней конечности - 80% (для правой руки) и 75% (для левой).
  • Отсутствие ноги или культя на уровне верхней трети бедра - 70%.
  • Отсутствие челюсти - 80%.
  • Полное отсутствие языка - 70%.
  • Резекция желудка для компенсации последствий травмы - 80%.
  • Отсутствие предплечья - 70% (65% для левой руки).

В таблице также отображены нарушения функционирования систем и органов организма, а также последствия травм, несущие незначительную утрату возможности осуществлять свою профессиональную деятельность. К наиболее легким функциональным расстройствам, обусловливающим низкий процент потери общей трудоспособности (от пяти до десяти процентов) относятся:

  • Рубцовый трихиаз, кератит, конъюнктивит, заворот века одного глаза, не вызывающие снижениязрения, - 5%.
  • То же самое для двух глаз - 10%.
  • Удаление глазного яблока, не обладавшего зрением, - 5%.
  • Снижение остроты зрения на одну десятую - 5%.
  • Наличие грубых рубцов на языке, являющихся результатом ранения, отморожения или ожога, затрудняющих прием пищи - 5%.
  • Рубцы на теле (в том числе на волосистой части головы), занимающие от 2% до 4% поверхности тела - 10%.
  • Отсутствие ногтевой фаланги - 10%.
  • Отсутствие большого пальца стопы - 10%.
  • Умеренное периферическое повреждение подъязычного, лицевого или тройничного нерва, вызвавшее нарушение их функции - 5%.
  • Нарушение рефлексов и/или чувствительности в результате повреждения поясничного и/или крестцового сплетения и его нервов (без двигательного расстройства, парезов, атрофии, контрактур) - 5%.
  • Неконцентрическое сужение зрения одного глаза - 5-10%.
  • Частичный птоз (опущение верхнего века) одного глаза - 10%.
  • Гнойное воспаление одного уха - 5%. Воспаление обоих ушей - 10%.

Стойкая утрата общей трудоспособности является одним из критериев при определении тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего. Однако, стойкая утрата трудоспособности лишает пострадавшего возможности зарабатывать - частично или полностью. Вследствие этого, определение процента утраты трудоспособности может быть поводом для назначения самостоятельной экспертизы.

Основанием для проведения экспертизы по установлению процента потери общей трудоспособности может также являться причинение вреда здоровью потерпевшего по вине медработника, а также иных должностных лиц, отвечающих за безопасность вверенных им людей.

Экспертиза по установлению процента потери общей трудоспособности производится только по определению суда. При осуществлении экспертных мероприятий специалист учитывает все материалы дела. Наличие любых хронических заболеваний не учитывается при установлении процента потери общей трудоспособности, наступившей в результате имевшего место происшествия, нападения несчастного случая или катастрофы.

Если травмы были нанесены несовершеннолетнему, не имеющему заработка на момент получения травмы, суд может взыскать с виновника только компенсацию расходов по уходу за пострадавшим, его лечению и протезированию (если таковое имело место), по предоставлению пострадавшему усиленного питания. Суд также может закрепить за потерпевшим права на компенсацию убытков, возникших по причине утраты трудоспособности по достижению истцом шестнадцатилетнего возраста.

При установлении процента потери общей трудоспособности для инвалидов, потеря оценивается как для практически здорового человека, независимо от группы инвалидности.

Какие документы следует предоставить эксперту для установления процента потери общей трудоспособности

  • Документ, удостоверяющий личность инициатора проведения экспертизы.
  • Определение суда.
  • Все имеющиеся медицинские документы, в том числе акт освидетельствования Медико-социальной экспертной комиссии.
  • Акт о несчастном случае на производстве или акт расследования несчастного случая. Для определения процента потери общей трудоспособности в результате автодорожного происшествия - справку из ГИБДД.
  • При необходимости - результаты других экспертиз.

Правовая база, регулирующая процесс установления процента потери общей трудоспособности

  1. Приказ № 194н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008г. «Об утверждении Медицинских критериев установления степени тяжести вреда, нанесенного здоровью человека».
  2. Приложение к данному приказу - «Таблица процентов стойкой утраты общей трудоспособности, возникшей в результате отравлений, травм и иных воздействий на организм человека».

Вопросы, на которые отвечает специалист в процессе установления процента потери общей трудоспособности

  1. Каков суммарный процент потери общей трудоспособности?
  2. Какой процент потери общей трудоспособности соответствует данному функциональному расстройству?
  3. Каков процент потери общей трудоспособности, вызванной данным конкретным происшествием?
  4. Каков наибольший процент потери трудоспособности среди функциональных расстройств органов одной системы организма?
  5. Работа каких функциональных систем была нарушена?
  6. Какие расстройства или повреждения были учтены при установлении процента потери общей трудоспособности?

Стоимость и сроки

  • Судебная экспертиза

    Судебная экспертиза проводится по определению суда. Для назначения экспертизы в нашу организацию необходимо подать ходатайство о назначении экспертизы и приложить к нему информационное письмо с указанием реквизитов организации, возможности выполнения экспертизы по поставленным вопросам, стоимость и срок проведения исследования, а также кандидатуры экспертов с указанием их образования и опыта работы. Данное письмо должно быть заверено печатью организации и подписью ее руководителя.

    Наши специалисты подготавливают информационное письмо в течение одного рабочего дня , после чего мы высылаем его скан-копию по электронной почте. Также, при необходимости, оригинал письма можно забрать в офисе нашей организации. Как правило, в суде не требуется оригинал информационного письма, достаточно представить его копию.

    Услуга по составлению информационного письма предоставляется бесплатно .

  • Внесудебное исследование

    Внесудебное исследование проводится на основании договора по 100%-ой предоплате. Договор может быть заключен как с юридическим, так и с физическим лицом. Для заключения договора не обязательно присутствовать в офисе нашей организации, в этом случае пересылка всех документов, в том числе экспертного заключения, будет осуществляться при помощи услуг почтовых операторов (Dimex, DHL, PonyExpress), что займет не более 2-4 рабочих дней.

  • Рецензирование экспертного заключения

    Рецензия необходима в тех случаях, когда требуется оспорить выводы проведенной экспертизы, чтобы затем провести повторное исследование. Условия заключения договора на рецензирования точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение письменной консультации эксперта (справки)

    Справка не является заключением, носит информационной характер и содержит ответы на вопросы, которые не требуют проведения полного исследования, но позволяют оценить целесообразность проведения полноценной экспертизы.

    Условия заключения договора на справку точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение предварительной консультации эксперта

    Наши специалисты готовы ответить на любые ваши вопросы, касающиеся проведения судебных и внесудебных экспертиз, оценить целесообразность проведения экспертизы, оказать помощь при постановке формулирование вопросов на исследование, сообщить возможность проведения того или иного анализа и многое другое.

    Консультация проводится на основании письменного запроса.

    Для этого необходимо заполнить форму онлайн-заявки (либо отправить нам запрос по e-mail), где следует максимально подробно описать обстоятельства дела, сформулировать цели, которые требуется достичь при помощи экспертизы, предварительные вопросы, по возможности приложить все возможные документы и описания объектов.

    Чем подробнее вы расскажете обстоятельства дела, тем продуктивнее будет помощь эксперта.

  • Дополнительные услуги

    Уменьшение срока производства экспертизы в два раза

    30% к стоимости

    Выезд эксперта в пределах города Москвы для осуществления осмотра объектов, отбора образцов для исследования, участия в судебном заседании или иных мероприятиях, требующих присутствия эксперта

    Выезд эксперта в пределах Московской области

    Выезд эксперта в другие регионы России

    Транспортные и командировочные расходы

    Подготовка дополнительного экземпляра экспертного заключения

    Юридическая консультация по вопросам, не связанным с проведением и назначением экспертиз

    от 5 000 руб.

    Составление искового заявления

Эксперты

Эксперт-стоматолог, стоматолог-терапевт высшей категории

Специалист в области терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии, стоматологии хирургической, организации здравоохранения и общественного здоровья, экспертизы качества медицинской помощи.

Эксперт акушер-гинеколог высшей квалификационной категории, к.м.н., доцент кафедры

Доцент «кафедры акушерства и гинекологии» ФГБОУ ДПО ИПК ФМБА России. Специалист в области акушерства и гинекологии, репродуктологии, организации здравоохранения. Автор более 15 научных публикаций. Активно занимается преподавательской деятельностью. Участник множества конференций и семинаров различного уровня в России, Швеции, Германии, Румынии, Турции.

Врач – стоматолог, эксперт

Специалист в области эстетической стоматологии и протезирования. Имеет авторские разработки по сохранению и восстановлению зубов, планированию комплексного междисциплинарного лечения. Принимает участие в международных конгрессах по эстетической стоматологии, протезированию и имплантологии. Стажировалась долгое время за рубежом у ведущих мировых докторов в области стоматологии. Ведет научную работу.

Медицинский эксперт, врач-хирург, юрист (медицинское право)

Специалист в области амбулаторной и госпитальной хирургии, медико-экономической экспертизы, страховой медицины и экспертизы качества медицинской помощи. Автор ряда научных и методических публикаций, в том числе в рецензируемых изданиях (список ВАК). Активно занимался преподавательской и исследовательской деятельностью на кафедре общей хирургии. Имеет опыт клинической практики в стационаре и поликлинике. Помимо высшего медицинского, имеет высшее юридическое образование. Располагает опытом комплексной экспертной оценки объема и качества медицинской помощи, урегулирования споров и конфликтов между пациентами, страховыми и медицинскими организациями. Постоянный участник различных конференций и семинаров как национального, так и международного уровня. В настоящее время осуществляет экспертную деятельность в сфере здравоохранения на постоянной основе

Если вы получили травму на производстве или профзаболевание - имеете право на пособие или компенсацию. Кто сколько получит или не получит вообще - решать будет учреждение медико-социальной экспертизы по новым правилам, которые недавно подписал премьер-министр Михаил Касьянов.

Кем лучше быть - больным или здоровым?

Условия ужесточаются

Один мой знакомый однажды решил прыгнуть с парашюта. В результате неудачно приземлился и сломал обе ноги. Когда в частной фирме, где он работал, узнали о случившемся, ему решили безвозмездно оплатить операцию. Через несколько месяцев он вышел из больницы и подал на руководство несчастной компании в суд, чтобы получить компенсацию за травму на производстве. Дело парашютист проиграл и к тому же был уволен с работы. История поучительная, но дело не в этом. Те правила, которые были раньше, сталкивали лоб в лоб работника и работодателя. Первый все время пытался любой синяк списать на производственную травму, а последний отказывался признавать людей без руки или ноги инвалидом. А все потому, что оплачивать лечение и компенсацию приходилось работодателю. Теперь эту функцию берет на себя Фонд социального страхования.

Еще один ключевой момент: в новых правилах более четко прописано, в каких случаях устанавливается утрата трудоспособности, а в каких нет. "Раньше было так, - рассказывает Елена Андреева, замначальника департамента трудовых отношений Минтруда, - человек, окончив техникум, получил, допустим, диплом слесаря-сантехника. Но последние 10 лет работал в фирме, сидя на домашнем телефоне. И тут он ломает ногу и требует компенсации, потому что по специальности он слесарь и работать не может. Но к нынешнему его занятию это никакого отношения не имеет: он вполне способен исполнять свои обязанности, сидя дома." Так вот теперь компенсация будет выплачиваться применительно к той работе, на которой сейчас находится пострадавший.

В обычных случаях (перелом, растяжение и т.д.) это 15% от зарплаты. Если человек вообще не может работать - он будет получать все 100%. Если травма настолько серьезная, что теперь работнику придется ограничить свою деятельность - реально получить от 40% до 90%. Сколько именно - будет устанавливать медико-социальная экспертиза.

Обжалуйте, если получится

По новым правилам выходит, что люди, ставшие инвалидами на рабочем месте, получать будут меньше. Раньше пострадавшему платили зарплату, пенсию и возмещение суммы вреда. Теперь это будет только пенсия и, если надо, оплата лечения.

В зависимости от того, насколько сильно вы пострадали, Министерство труда, Министерство здравоохранения и Фонд социального страхования будут решать, нужно вам лечение в санатории, операция, переобучение на новую специальность или нет. Если решит, что нужно - Фонд социального страхования оплатит.

Кроме того, в правила привнесли еще одно существенное изменение: теперь у пострадавшего и страховщика будут равные условия для обжалования своей позиции. То есть раньше работник мог требовать компенсации, а тот, кто ему должен ее выплатить, - нет. Теперь они могут подавать в суд друг на друга. Кстати, кроме суда вас выслушают еще в Главном бюро медико-социальной экспертизы и местном отделении соцзащиты. Бюро даже установило жесткий срок для принятия решения - месяц со дня поступления заявления.

И последнее, с чем многим из нас теперь придется мириться. Как известно, некоторым не хватает одной зарплаты и приходится подрабатывать в нескольких местах. Так вот, если человек получил травму, то он оформляет себе компенсацию на всех, допустим, трех работах. На одной получается 60%, на другой - 40%, на третьей еще 40%. В результате выходит, что, став инвалидом, он получает больше, чем когда был здоров. Теперь чиновники ввели ограничение: сколько бы работ у пострадавшего ни было, он должен в сумме получать не больше 100% компенсации.

Последние правила на этот счет были выпущены в 1994 году. Сколько времени продержится новый документ - неизвестно. Поживем - увидим.

ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуются - пострадавшие).

2. Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.

3. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

4. Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения).

В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.

5. Учреждение медико-социальной экспертизы обязано ознакомить пострадавшего в доступной для него форме с настоящими Правилами.

6. Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

II. Освидетельствование пострадавших

7. Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.

8. Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

9. Учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности. В направлении указываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей его организма и результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий.

В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности у пострадавшего учреждение здравоохранения может направить его в учреждение медико-социальной экспертизы для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

10. При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.

11. В случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.

12. На основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия.

13. Экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.

14. В случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100 процентов.

15. В случае если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов.

16. В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов.

17. В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.

18. Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100 процентов.

19. При повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учетом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.

В случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.

20. При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

21. Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

Программа реабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятия экспертного решения по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.

22. Данные освидетельствования пострадавшего и экспертное решение заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования пострадавшего, которые подписываются руководителем учреждения медико-социальной экспертизы, специалистами, проводившими освидетельствование, заверяются печатью этого учреждения и со всеми медицинскими документами хранятся 10 лет в указанном учреждении.

23. Результаты освидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение. Специалисты, принимавшие экспертное решение, дают разъяснения пострадавшему или его представителю.

24. Справка учреждения медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при необходимости и программа реабилитации выдаются пострадавшему на руки под расписку.

25. Выписка из акта освидетельствования с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в 3-дневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю) или страховщику, а также выдаются пострадавшему, если освидетельствование было проведено по его обращению.

III. Переосвидетельствование пострадавших

26. Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

27. Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один год или два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

28. В случае пропуска пострадавшим срока очередного переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается при наличии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда (судьи).

29. Переосвидетельствование пострадавшего ранее сроков, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производится в случае: изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов; выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.

30. Учреждение медико-социальной экспертизы проводит освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий для оценки их эффективности в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего.

IV. Обжалование решения учреждения медико-социальной экспертизы

31. Пострадавший, его представитель, работодатель (страхователь) или страховщик в случае несогласия с решением учреждения медико-социальной экспертизы может обжаловать его, представив письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование пострадавшего, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.

32. Главное бюро медико-социальной экспертизы в месячный срок со дня поступления заявления проводит переосвидетельствование пострадавшего и на основании полученных результатов выносит решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, который может поручить проведение переосвидетельствования пострадавшего другому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.

33. Решение учреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 октября 2000 г. N 789 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации утвердить:

критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

форму программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации давать необходимые разъяснения по вопросам, связанным с применением Правил, утвержденных настоящим постановлением.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 392 "Об утверждении Положения о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 101).

Председатель Правительства Российской Федерации М. КАСЬЯНОВ