Презентация к уроку по географии (5 класс) на тему: Составление простейших планов местности. Необходимые материалы и инструменты для составления схемы местности

Виды изображений земной поверхности

Перед принятием решения о строительстве новых заводов, школ, спортивных учреждений, о прокладке дорог, о размещении сельскохозяйственных земель необходимо иметь изображение данной местности.

Небольшую по площади местность можно нарисовать или сфотографировать, но многие объекты земной поверхности по таким изображениям будет тяжело определить.

Наиболее распространенными изображениями земной поверхности являются аэрофотоснимки, снимки из космоса, карты и планы местности.

План – чертеж уменьшенного изображения местности, выполненный в условных знаках в крупном масштабе (обычно 1: 5000 и крупнее). Обычно планы составляют на небольшой участок местности, размером в несколько квадратных километров, кривизна поверхности Земли при этом не учитывается. Первые в истории карты были планами. Планы используются в самых разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. При строительстве зданий, прокладке дорог и коммуникаций без них не обойтись.

Размещенные на поверхности объекты (леса, реки, поселки, поля и т.п.) будет видно лучше, если участок фотографировать сверху, например с самолета. Такое изображение местности называется аэрофотоснимок. На нем объекты похожи на их истинный вид на местности, видны их размеры и взаимное расположение. Между планом и аэрофотоснимком существует много различий. План местности – это чертеж на бумаге, изображающий небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде. От других изображений поверхности план отличается тем, что все объекты на ней показаны условными знаками. В целом удобнее и информативнее использовать план.

Рис. 2. Аэрофотоснимок и план местности ()

Направления на плане указывают стрелкой, острие которой всегда показывает на север. Обычно север на плане бывает наверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева. По плану можно определить взаимное положение предметов по сторонам горизонта, измерить расстояние между ними, пользуясь единым масштабом.

Рис. 4. План местности и условные знаки к нему

Условные знаки плана, во-первых, простые, во-вторых, непохожие друг на друга, в-третьих, напоминают самые предметы. При таких условиях они понятны всем, кто читает план. Так, реки и озера показаны голубым цветом воды, а леса – зеленым – цветом растительности. Для полей, огородов специального знака нет, поэтому такие участки оставляют на плане белыми. Знак лугов напоминает стебли травы. Пески изображены коричневыми точками. Небольшие ручьи, дороги, узкие улицы изображают условными знаками в виде линий. Такие условные знаки являются общепринятыми. Их используют на всех планах местности.

Группы условных знаков :

1. Площадные

Рис. 6. Площадные условные знаки ()

2. Внемасштабные

Рис. 7. Внемасштабные условные знаки ()

3. Линейные

Рис. 8. Линейные условные знаки ()

Планы местности активно используются в различных направлениях хозяйственной деятельности человека.

Домашнее задание

Параграф 4.

1. Что такое план местности?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

4. Ukrmap — Украинские учебники ().

Перед принятием решения о строительстве новых заводов, школ, спортивных учреждений, о прокладке дорог, о размещении сельскохозяйственных земель необходимо иметь изображение данной местности.

Небольшую по площади местность можно нарисовать или сфотографировать, но многие объекты земной поверхности по таким изображениям будет тяжело определить.

Наиболее распространенными изображениями земной поверхности являются аэрофотоснимки, снимки из космоса, карты и планы местности.

План - чертеж уменьшенного изображения местности, выполненный в условных знаках в крупном масштабе (обычно 1: 5000 и крупнее). Обычно планы составляют на небольшой участок местности, размером в несколько квадратных километров, кривизна поверхности Земли при этом не учитывается. Первые в истории карты были планами. Планы используются в самых разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. При строительстве зданий, прокладке дорог и коммуникаций без них не обойтись.

Размещенные на поверхности объекты (леса, реки, поселки, поля и т.п.) будет видно лучше, если участок фотографировать сверху, например с самолета. Такое изображение местности называется аэрофотоснимок. На нем объекты похожи на их истинный вид на местности, видны их размеры и взаимное расположение. Между планом и аэрофотоснимком существует много различий. План местности - это чертеж на бумаге, изображающий небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде. От других изображений поверхности план отличается тем, что все объекты на ней показаны условными знаками. В целом удобнее и информативнее использовать план.

Аэрофотоснимок и план местности:

Рис. 2. Аэрофотоснимок и план местности

Направления на плане указывают стрелкой, острие которой всегда показывает на север. Обычно север на плане бывает наверху, юг - внизу, восток - справа, запад - слева. По плану можно определить взаимное положение предметов по сторонам горизонта, измерить расстояние между ними, пользуясь единым масштабом.

Рис. 4. План местности и условные знаки к нему

Условные знаки плана, во-первых, простые, во-вторых, непохожие друг на друга, в-третьих, напоминают самые предметы. При таких условиях они понятны всем, кто читает план. Так, реки и озера показаны голубым цветом воды, а леса - зеленым - цветом растительности. Для полей, огородов специального знака нет, поэтому такие участки оставляют на плане белыми. Знак лугов напоминает стебли травы. Пески изображены коричневыми точками. Небольшие ручьи, дороги, узкие улицы изображают условными знаками в виде линий. Такие условные знаки являются общепринятыми. Их используют на всех планах местности.

Группы условных знаков :

1. Площадные

Урок по познанию мира "Рисунок и план местности"

ЦЕЛЬ УРОКА:

    познакомить с понятиями «рисунок», «план», «карта».

    создать условия для формирования навыка работы с планом;

    содействовать формированию интереса к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ: различные предметы, их рисунки и планы.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Учитель. В руках у меня конверт. В конверте задания на урок. Интересно, что в нем?

2. Актуализация знаний.

Учитель. На конверте надпись: «Вскрыть только после прохождения проверки домашнего задания».

Проверка домашнего здания.

Тест. Подчеркните правильный ответ.

1.Соедини линиями правильно

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА

Корпус. Шкала с делениями.Стрелка.

4)Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?

Север. Восток. Юг.

Проверка по ключу.

Ответы: 2. По компасу.

3. Стрелка

4. На Север

5. Восток.

Учитель. Вы правильно ответили на все вопросы и можно вскрывать конверт. (Из конверта учитель достаёт нарисованный план, смотреть Рисунок1 ).

Рисунок 1

Что это такое? Дети делают предположения. Если звучит слово “план”, учитель выставляет это слово на доске. ПЛАН.

Посмотрим, что еще здесь написано. «Помогите найти клад»! По силам ли нам рассказать, как дойти до клада? Дети высказывают свои мысли. Учитель подводит итог детским предположениям:

* мы не можем подробно рассказать, как дойти до клада;

* мы не можем сказать, какое расстояние придётся пройти;

* на плане написано слово “масштаб”, а мы такое слово не знаем.

Формулирование темы урока: должны узнать, что такое “план”, “масштаб”, научиться читать план.

3. Совместное открытие нового материала.

Введение понятия “рисунок”.Учитель. Посмотрите на предметы: стакан, спичечный коробок, литровая банка, песочные часы. Для каждого предмета найдите пару (учитель открывает на доске рисунки данных предметов, дети без труда к каждому предмету прикрепляют его рисунок)

Почему вы сделали это легко? Что же такое рисунок?

Рисунок – это изображение предмета таким, каким мы видим его перед собой. Записать в тетрадь.

Введение понятия “план”.

Учитель. Предлагаю более сложное задание: подберите к каждому предмету соответствующее изображение

Учитель открывает на доске план данных предметов. Сообща дети к каждому предмету подбирают его изображение сверху. Как вы догадались? Что же такое план?

План – вид предмета сверху. Записать в тетрадь.

- Зачем люди чертят планы?

Кому они нужны?

Прежде чем построить нашу школу, составляли план здания, каждого этажа в отдельности. По плану этажа можно мысленно “ходить”, ведь на нём видно всё: где двери и окна, где коридоры и лестницы.

Посмотрите на план нашего этажа, который я сняла в коридоре. Такие планы висят на каждом этаже и показывают направления эвакуации в случае пожара. У вас на партах лежит атлас для начальной школы, на 5 странице рассмотрите план местности.

План местности нужен строителям, агрономам, геологам, солдатам, туристам. Планы местности используют при строительстве фабрик и заводов, посёлков и дорог. В городах составляют планы линий электропередач, водопроводов и канализаций. К плану прилагаются условные знаки.

Физминутка

4.Работа с учебником.

Давайте рассмотрим условные знаки. С.37.

Как обозначаются дома? Река и мост? Дороги? Разнообразные растения?

Используя условные обозначения в учебнике, давайте попробуем отыскать клад. Я раздам вам такие же планы как на доске.

– Работать будем в парах.
– На что следует обратить внимание перед выполнением работы? Нужно учесть направление сторон света. (На плане обозначаются «Север» - С и «Юг» - Ю.

Теперь слушайте дорогу к кладу.
Из южных окон этого домика, виден фруктовый сад. (Найдите этот домик). Выйдя из дома, переходим через речку по ближайшему мосту. Потом пересекаем фруктовый сад, доходим до кустарников и движемся по берегу реки на север до моста. Дошли? Далее переходим мост, идем по лесной дороге до родника. Вдоль ручья доходим до болота. Здесь находится избушка на курьих ножках, а в ней клад.
– Кому удалось найти дом Бабы-Яги? Нарисуйте ее на плане. Клад – это конфеты, которые вы получите на перемене.

5. Постановка проблемы

– Мы говорили, что план – это изображение небольшого участка земной поверхности сверху.

Но как вы думаете, то расстояние, которое мы с вами прошли поместится на листочке?

Введение понятия “масштаб”.

Масштаб – это число, показывающее, во сколько раз расстояния или размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на плане. Записать в тетрадь.

– На плане изображена небольшая территория, используется крупный масштаб.
– Где же можно использовать умение читать план?

Покажем, чему научились на уроке.

6. Самостоятельное применение знаний

А). Что такое план?

Начертите план кубика. Что для этого надо сделать? (Приложить кубик к доске или к листку и обвести).

Б). Начертим план нашего стола. Как это сделать? (Мы не можем поднять стол и приложить его к доске, чтобы начертить вид сверху). Можно стол измерить и перенести эти размеры на доску.

(Дети измеряют длину и ширину стола. Учитель на доске записывает размеры). Но такой размер на доске поместится, а на ваших листках нет. Что будем делать дальше?

Надо уменьшит ь изображение.

Уменьшим размеры стола в 10раз. Длина – 11см, ширина – 7см. Начертите на своих листах план стола. Обязательно укажем масштаб: Масштаб: в 1см -10 см.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

7. Домашнее задание. Стр. в учебнике35 – 38 учить, работа в тетради стр.17.

Тест. Ф.И.______________________________________________________________________

1.Соедини линиями правильно

ГОРИЗОНТ где, кажется, что небо как бы сходится с землей

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТАприбор для точного определения сторон горизонта.

КОМПАС земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

2) По чему можно ориентироваться в любую погоду и в любое время суток?

По Солнцу. По компасу. По Полярной звезде.

3) Какая часть у компаса самая главная?

Корпус. Предохранитель. Шкала с делениями. Стрелка. Стержень.

4) Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?

На запад. На восток. На север. На юг.

5) Какая сторона горизонта расположена напротив запада?

Север. Восток. Юг.

Технологическая карта урока географии 6 класс

Урок №7. Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ПЛАНОВ МЕСТНОСТИ.

Практическая работа №3.Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений. Практикум

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о глазомерной съемке местности; создать условия для формирования умения составлять простейший план небольшого участка местности методом глазомерной маршрутной съемки

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Понятие о плане местности

План урока

    Способы глазомерной съемки местности.

    Знакомство с оборудованием для глазомерной съемки местности и способами его применения.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, практический.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Глазомерная съемка: полярная, маршрутная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся называть и показывать полярный и маршрутный методы глазомерной съемки.

Получат возможность научиться составлять простейший план небольшого участка местности методом маршрутной съемки

Познавательные : оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Коммуникативные : умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Регулятивные : владеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Организационная структура урока

Формы

контроля

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему урока, определяют цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа и индивидуальная работа

II. Актуализация знаний

Беседа, работа с рисунками на доске

1. Организует беседу по вопросам:

1) Сравните планы с аэрофотоснимками и рисунками одной местности, используя материал электронного приложения.

2) Во сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабах

1: 35000; в 1 см - 6 км?

3) Как определяется относительная высота? Что называют рельефом?

4) Что такое абсолютная высота? Для чего используют горизонтали?

2. Организует беседу по вопросам к рисунку на доске (Приложение 1)

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Организует работу с текстом учебника, с. 24-26, по составлению плана глазомерной съемки (Приложение 2)

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, систематизируют и обобщают знания

Индивидуальная и фронтальная работа с текстом учебника

Устные ответы, запись плана в тетрадь

Беседа по рисункам 14, 15, 16, 17, с. 24-26

Организует беседу с целью проверки усвоения нового материала:

Что общего и в чем различия у полярной и маршрутной съемок?

В каких случаях нужно использовать каждую из съемок?

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Практикум

Практикум «Составление плана местности методом маршрутной съемки»

Составляют план местности

Работа в группах

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

§ 7

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Приложение 1

Беседа

Вопросы к рисунку 1:

1) Покажите СП и ЮП, экватор, ось.

2) Как в каждом направлении вращается Земля?

Вопросы к рисунку 2:

1) Укажите стороны горизонта.

2) Определите азимут.

3) Назовите условные знаки.

Приложение 2

Составление плана-памятки глазомерной съёмки

Вы знаете, что такое масштаб и для чего он необходим, умеете определять стороны горизонта и азимут. Знаете, как изображаются предметы и рельеф на бумаге. Как использовать имеющиеся знания и умения для построения планов местности?

Для составления топографических планов необходимо знать, как выполняются съемки местности.

Задание . Используя текст учебника, с. 24-25, составьте план для всех типов глазомерной съемки (полярная, маршрутная). (Можно использовать следующий метод работы: ученики читают по очереди текст учебника, отмечают пункты плана устно.По завершении работы учитель предлагает сравнить составленный коллективно план с планом практикума на местности, с. 26 в учебнике; обращает внимание детей на самые важные пункты плана.)

Например:

План глазомерной съемки

Полярная

Маршрутная

5. Выбрать и отметить точку наблюдения на бумаге.

6. Нанести на бумагу линии направления на объекты.

7. Отметить расстояние.

8. Географические объекты обозначить условными знаками

1. Съемка проводится с использованием планшета, компаса, визирной линейки, циркуля-измерителя, карандаша.

2. Выберите масштаб, учитывая размер участка местности и величины листа.

3. Произведите ориентирование планшета, чтобы С (север) на компасе совпал с северным концом его магнитной стрелки, которая должна быть параллельна краю планшета.

4. При помощи визирной линейки измерьте направления и расстояния на окружности объекта.

5. Отметить точку отправления.

6. Разбить весь путь на участки, учитывая все повороты.

7. Каждый участок пути отметить на планшете, как при полярной съемке.

8. Все видимые объекты обозначить условными знаками



Знаете ли вы, что древнейшими картами были своеобразные топографические планы местности, нарисованные острой палочкой, перышком, углем, золой, кровью.

Позже они стали основой для составления карт. В этой статье мы разберем, местности.

Наука о составлении карт

Наука о составлении географических карт называется картографией. История этой интересной области знания насчитывает целые века. Карты наносились на самые разные поверхности:

  • на кости крупных животных, например, моржей или мамонтов;
  • папирусы;
  • пергаменты;
  • камни;
  • глиняные таблички;
  • блюда и вазы;
  • бумагу.

Сейчас каждый знает, что географическая карта — это изображение поверхности земли на плоскости в уменьшенном виде. Давайте рассмотрим ее подробнее.

Топографический план местности

Ранее упоминалось, что примитивные планы были прародителями современных карт. Составляющему любую из них придется ответить на ряд вопросов, прежде чем изобразить план местности:

  • Какой масштаб применить?
  • Каким методом съемки воспользоваться?
  • Как измерить азимут?
  • С помощью каких значков и картинок изобразить расположенные на участке объекты?

Ведь каждый такой план требует использования специальных условных знаков, принятых за основу во всем мире. Но сначала следует определиться с масштабом, а после необходимо выбрать место, с которого топографу будет отлично виден весь участок, план которого запланировано начертить. Кстати, при построении плана местности не учитывается кривизна поверхности земли.

А знаете ли вы, что для создания современных планов местности используется разнообразная специализированная техника: вертолеты, самолеты, дроны и спутники.

Полярная съемка местности

Для успешной работы в картографическом направлении советуем изучить не только, что такое план местности, но и освоить разные методы его съемки.

Например, при проведении полярной съемки сначала определяется север, после чего наносится точка, с которой собственно и проводится съемка (для этого определяется азимут и наносятся дополнительные оси). Затем рисуются базовые ориентиры (памятники, столбы углы и направляющие домов и т. д.), а потом уже измеряются остальные азимуты (углы между объектом и направлением на север) для каждого предмета, отображаемого на плане.

Под объектами подразумеваются все элементы местности, изображаемые на заборы, дороги, столбы, мосты, деревья, кусты, клумбы, спортивные площадки, реки, озера, холмы, остановки, стоянки.

Глазомерная и маршрутная съемка

Глазомерная съемка — самый доступный способ. Все измерения выполняются при помощи простых приспособлений.

К планшету прикрепляется чистый лист бумаги, а в верхнем углу фиксируют компас. Сверяясь с прибором, проводят стрелку с севера на юг. Потом определяют азимуты объектов, которые обозначаются условными знаками. На завершающем этапе удаляют все вспомогательные линии.

При маршрутном способе съемки весь путь с учетом всех поворотов разбивается на участки и выбираются точки остановок, с которых просматриваемая область наносится на планшет.

Условные знаки плана местности

Прочесть карту или план, ничего не упустив, не так-то просто. Чтобы наиболее полно понять, что такое план местности, следует изучить условные обозначения. И поверьте, это не сложнее, чем выучить дорожные знаки.

Как уже говорилось,— это специальные обозначения, которые применяются для изображения типичных объектов. Они одинаковы для любого региона, для любого уголка мира.

В топографии условные знаки принято подразделять на следующие виды:

  1. Площадные или масштабные. Они передают глобальные, значительные по площади объекты.
  2. Точечные или внемасштабные используются для нанесения церквей, колодцев, значимых памятников, мостов, заводов и месторождений полезных ископаемых.
  3. Линейные изображают автомобильные магистрали и железные дороги, просеки, грунтовые, проселочные, полевые и лесные дороги, ручьи, границы, линии электропередач, горизонтали.
  4. Пояснительные применяются для обозначения дополнительных характеристик, таких как длина, ширина, грузоподъемность, характер дорожного покрытия, толщина и высота деревьев, глубина и характер грунта.

Итак, мы узнали, что такое план местности, а для его самостоятельного построения необходимо усвоить следующие понятия: масштаб, азимут, способы съемки плана и методы измерения расстояний на местности (рулетка, мерная лента, полевой циркуль).