Референтное мнение что. Самоопределение личности

Референтность – это способность группы косвенным образом воздействовать на возникновение и формирование мнений, идеалов, поведение человека. Этот фактор взаимодействия не имеет взаимосвязи с эмоциональными привязками и реакциями (суждения эмоционально значимого человека могут восприниматься менее весомо, чем мнение эмоционально нейтрально воспринимаемого человека). Ценности, присущие личности складываются не из идеалов группы, к которой принадлежность человека исключительно формальна, но формируются группированием людей, куда индивид стремится или чувствует внутреннюю причастность.

Для оказания референтного воздействия не обязательно непосредственно контактировать, быть формально значимым и даже реалистичным. В процессе взросления эталонные группирования личности сменяются, изменяется уровень их значимости, относительно смещения симпатий. В психологии появилась методика референтометрии, основными показателями которой являются значения симпатии и антипатии. Зрелой личностью считается человек, который овладел способностью меньше ориентироваться на социум, а больше на собственное мировоззрение и моральные устои.

Знание референтных отношений, как системы и понимание их функционирования облегчает построение групповых занятий психологической работы с целью коррекции, как внутригруппового пространства, так и отдельно взятых личностей. Используется референтность, помимо психологии, в лингвистике, биологии, социологии и пр.

Что такое референтность?

С появлением социального устройства общества, человек, рождаясь, уже принадлежит к различным группированиям. У родившегося младенца уже есть социальные группирования (родительская семья, национальное и духовное окружение), они все делятся по социальному, духовному и финансовому статусу. Дальше, когда человек развивается, количество групповых принадлежностей растет, и появляется осознанность, а не данность вступления в них.

Определение референтности ввел Г.Хайман, и понимал референтность, как вид взаимоотношений, при котором мнение, складывающееся у человека относительно характеристик себя и мира, ценностей и выстраиваемых целей, ощущение и определение жизненных устоев связаны с тем, к какой группе он самопричисляется, с кем себя соотносит. Объектом референтных взаимоотношений могут быть люди или отдельный человек, реально существующий или нет.

Сама референтность имеет возможность к проявлению при взаимодействии субъекта со значимыми объектами в групповой деятельности. Под объектами могут пониматься как участники деятельности, так и их эмоциональные реакции, качества характера, возникающие трудности. Данный вид взаимодействия опосредован, и происходит через обращение личности в ситуации ориентации своих оценок к значимой эталонной группе. По механизму действия отношения референтности делят на неинтернализованные (когда извне диктуется поведение) и интернализованные (обусловленность не внешними воздействиями, а сознательно переработанными факторами, которые уже стали внутренними человека).

В референтности отображается мера значимости объекта или группирования, и существует эта значимость исключительно в восприятии конкретного субъекта относительно объектов. Принадлежность к определенным группированиям людей изменяет личность, посредством нормам, свойственных этим объединениям.

Межгрупповая референтность имеет место, когда личность стремится к достижению, обращается к определенной внешней эталонной группе, которая определяет базовые ценности и общественно значимые нормы, соответствующие ее мировоззрению. Определяется межгрупповая референтность социальными установками группы, ее ценностями, векторами развития.

Референтность имеет широкое влияние на реакции и личность человека, которое исходит из требований социума подчиняться ее нормам, соответствовать поведением присущим стандартам. Более глубокое влияние это ценностно-ориентированное, когда человек вбирает в себя моральные и этические правила данного группирования, это внутренний процесс принятия, который невозможно насадить требованиями извне. И последний пласт влияния это информационный, так как информация, исходящая от положительно воспринимаемой референтной группы не проходит должного уровня критики и считается человеком априори как верная, заслуживающая доверия и реализации.

Принцип референтности

Уникальную важность для исследования личности имеет изучение не только ее отдельных характеристик, но также и межгрупповых тенденций и взаимоотношений, вносящих вклад в ход формирования человеческих реакций и взглядов.

Определение референтности используется в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах. Это принцип адекватности (соответствие метода исследования изучаемому явлению), параллельности (регистрация показателей параллельно изучаемому процессу), экстремальности (создание такой критической ситуации, когда максимально ярко проявляются изучаемые свойства), регистрации градиента (регистрация параметров в разноплановых ситуациях), последовательного объяснения (использование для объяснения только двух ближайших уровней обобщения), психологической целесообразности (не все процессы имеют психологическую природу) и принцип референтности.

Принцип референтности используется для упрощения и рационализации исследовательского процесса в ситуациях, когда в отдельно взятой локации, как в фокусе, отображается вся исследуемая система. В этом случае пропадает необходимость проведения огромного числа регистрационных данных, что ускоряет процесс исследования и повышает его точность и эффективность. Данный принцип применим и к другим научным областям, где действуют схожие законы отображения.

При изучении отношения человека к различным группированиям людей можно составить его личностный портрет, выявить мотивационную направленность, профессиональную ориентированность. Исследование системы данных отношений не только многоплановый метод психодиагностики, но также метод формирования и развития личности, ее ведущих ориентаций, мотивов.

Важен принцип референтности в вопросах педагогической деятельности. Выявление эталонных группирований ребенка, значимых идей и людей помогает сформировать необходимые качества личности. При правильном использовании этих данных и благодаря использованию принципа референтности, можно подтолкнуть человека к определенным суждениям и действиям. Какого они будут характера или направленности зависит от значимого группирования, так как ребенок не будет особо критически воспринимать информацию, подаваемую референтной группой или ее представителем.

Референтность группы

Служит для человека ориентиром и источником стилей поведения, экстерериоризированных или интереоризированных норм и порядков, которые используются им впоследствии для сравнения непосредственно характеристик себя, происходящих событий, поведения окружающих людей; может быть реальной или условной.

Различают нормативные (когда источник приходит как назидание) и сравнительные (когда источник является эталоном для оценки и сравнения себя и социума) референтные группы; положительные (чьи взгляды, устои и правила являются примером и ориентиром, куда индивид хочет примкнуть) и отрицательные (противоположность ценностей этой группы ценностям индивида, вызывающие неприятие). Выделяют информационные, ценностные, утилитарные и группы самоидентификации.

Информационная – группа, где личность доверяет исходящей информации, особо не подвергая ее критике и проверке параметров надежности и достоверности.

Ценностная – это группа, пропагандирующая ценности и идеи, которых придерживается человек (реальная или мнимая).

Утилитарная – группа, которая способна и имеет необходимые возможности и инструменты для награждения или наказания.

Группа самоидентификации – реальная группа принадлежности, которая вынуждает человека к следованию норм и стилям поведения ею одобряемых.

Референтные группы – эталонные группы, принадлежность к которым рассматривается и внутренне оценивается личностью, как благоприятное развитие событий. Под присутствием в эталонной группе подразумевается не столько фактическое состояние, сколько ощущение психологической близости его идеалов. Количество эталонных группирований у человека не ограничивается одной группой (первичные – семья, друзья, коллеги; вторичные – общественные и религиозные организации), но стремление состоять в них не всегда доступно реализации в силу жизненных обстоятельств, так выделяют реальные и воображаемые эталонные группирования.

Функции эталонных групп в отношении регулирования жизненных проявлений человека следующие: источник информации и опыта, эталон моральных и поведенческих норм, отражение и ее проявлений.

Сверхориентация человека на выбранную им группирование может приводить к нарушению психики и истощению физических сил организма. Происходит это, когда для исполнения действий и ролей принятой в этой группе у человека недостаточно способностей, образования, ресурса и пр.

При выборе человеком эталонных группирований могут возникать , которые обусловлены наличием противоречий. Возникновение таких конфликтов обусловлено ситуациями, при которых нормы реальной группы, где состоит человек и идеальной референтной группы не совпадают, или же при выборе человеком двух референтных группирований с противоположными идеями.

Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец.

См. также: Референтная группа, Референтность

  • - малая социальная группа, которая как бы “реферирует” ценности общества и по нормам которой живет и действует индивид. Термин “референтная группа” был введен американским психологом Г. Хайманом в 1942 ...
  • - ...

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

  • - - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Референтная группа - социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе...

    Психологический словарь

  • - Весь жизненный опыт человека. Кpоме того, наиболее полное пpедставление, из котоpого пpоисходят дpyгие пpедставления в какой-либо системе; напpимеp, Глyбинная Стpyктypа слyжит pефеpентной стpyктypой для Повеpхностной Стpyктypы...

    Словарь нейролингвистического программирования

  • - нлп Весь жизненный опыт человека. Кpоме того, наиболее полное пpедставление, из котоpого пpоисходят дpyгие пpедставления в какой-либо системе...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - , эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном...

    Философская энциклопедия

  • - см. ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ...

    Энциклопедия социологии

  • - Реальная или воображаемая совокупность людей, на нормы и ценности которой ориентируется субъект и членом которой он стремится стать...
  • Словарь социолингвистических терминов

  • - Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец...

    Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - в маркетинге это группа, оказывающая прямое или косвенное влияние на поведение человека...

    Большой экономический словарь

  • - "...: контингент референтных индивидуумов, значения аналитов в которой используются для сравнения со значениями, получаемыми у больного, страдающего определенным заболеванием...

    Официальная терминология

  • - Реальная или воображаемая совокупность людей, на нормы и ценности которой ориентируется субъект, стремясь стать членом данной группы...
  • - Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Референтная личность" в книгах

Референтная группа

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Референтная группа Референтная группа состоит из людей, с которыми человек себя идентифицирует. Это означает, что он принимает групповые нормы, а если возникают затруднения в отношении того, что сделать или сказать, он ссылается на эти нормы или на других членов группы,

Референтная группа

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Референтная группа Референтная группа – это группа людей, которую вы используете как ориентир для поведения в определенных ситуациях. Основными примерами референтных групп являются политические партии, религиозные сообщества, этнические организации, клубы по

«Человеческий фактор» в системе обучения Г. А. Китайгородской и в ИЛПТ: личность и коллектив, личность и психотерапевтическая группа

Из книги Психология речи и лингвопедагогическая психология автора Румянцева Ирина Михайловна

«Человеческий фактор» в системе обучения Г. А. Китайгородской и в ИЛПТ: личность и коллектив, личность и психотерапевтическая группа Основные теоретические положения метода Г. А. Китайгородской связаны с концепциями советской психологической школы – теорией

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ КОМПРАДОРСТВА: ЗАПАД КАК РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

Из книги Искушение глобализмом автора Панарин Александр Сергеевич

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ КОМПРАДОРСТВА: ЗАПАД КАК РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА Опыт уже показал, что глобальный мир - это не столько взаимозависимый мир, как уверяли нас новые либералы, сколько зависимый - управляемый из единого центра. В то же время глобализм

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект

автора Бердяев Николай

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. Я говорю «я» раньше, чем сознал себя личностью. «Я» первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. «Я»

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен

3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион)

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион) Проблема отношения личности и общества не есть только проблема социологии и социальной философии, это есть основная

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины"личность"и"безличие", которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При

Референтная группа

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Референтная группа В социальной психологии есть очень важное понятие так называемой референтной группы. Референтная группа - это эталонная группа, т. е. это такая группа, которая является эталоном для личности и в которую он стремится попасть. К примеру, для какого-либо

Невротическая личность и личность с расстройствами характера

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

Невротическая личность и личность с расстройствами характера Есть еще два важных противоположных типажа. Личность, которая испытывает слишком сильную неуверенность в своей способности совладать с ситуацией и чрезмерную тревогу при попытках обеспечить свои базовые

Из книги Мы родом из Страшного Детства, или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего автора Ковалев Сергей

Референтная категория суждений и планов, причинно-следственность, а также категории принуждения и подчинения А теперь вернемся к времени. Точнее, к тому, как вы его используете на следующей стадии реорганизации или планирования любого вашего действия, жизнедеятельности

Слишком большая референтная группа

автора Болдогоев Дмитрий

Слишком большая референтная группа Мы сами расширяем круг своих потенциальных обидчиков. Свобода выбирать, от кого зависеть, – одна из важнейших свобод человека. Есть еще один враг, который мешает, не позволяя нам быть самим собой, реализовать себя. Зачастую с его

Почему? Большая или неверная референтная группа

Из книги Личная эффективность на 100%: Сбросить балласт, найти себя, достичь цели автора Болдогоев Дмитрий

Почему? Большая или неверная референтная группа Одна весьма уважаемая компания обратилась в тренинговый центр по поводу того, что у ряда сотрудников, вернее, сотрудниц, есть проблемы со стрессоустойчивостью и коммуникацией. При проведении анонимной предварительной

4.2.2. Референтная группа и известные персоны

Из книги Брендинг в розничной торговле. Алгоритм построения «с нуля» автора Бадьин Андрей Валерьевич

4.2.2. Референтная группа и известные персоны Референтная группа в общем случае – это группа людей или отдельные личности, являющиеся авторитетными для представителей целевой аудитории. Референтная группа определяет нормы поведения и социальные установки членов целевой

«Ответственные за мобилизацию на предприятиях» в Нижегородской области получили «методические рекомендации», как мобилизовать на выборы президента РФ коллектив, членов семей работников и ветеранов. Копия методички есть в распоряжении «Козы».

Как сообщают источники «Козы», имена которых не подлежат разглашению, файл был отправлен в адрес предприятий с почтового ящика чиновника одного из региональных министерств, неофициально.

В методичке заявлена цель: «обеспечить практически 100% участие работников/сотрудников предприятия/организации, членов их семей, а также ветеранов в выборах 18 марта.

Заявлены принципы:

  • «Мягкость» мотивации к участию в выборах.
  • Исключение любых форм административного принуждения, сопряженного с угрозами наказания.
  • Многократность коммуникативных «касаний» работников предприятия.
  • Использование прямых обращений ТОП-руководителей (отрасль, ЛОМы).
  • Отсутствие агитации за кого-либо из кандидатов.
  • Счетность — работа по спискам сотрудников предприятия.

Дан «план действий» с четырьмя «касаниями». «Касание» первое. До 25 января «совместно с руководителем предприятия подобрать, обучить и закрепить внутренних референтных лиц среди структурных подразделений предприятия и ветеранской организации».

«Задача для каждого референтного лица - обеспечить участие всей своей группы (25-30 человек), а также членов их семей в голосовании 18 марта 2018 года», - поясняется в методичке.

К этому же сроку от предприятия требуется «предоставить ответственному от министерства информацию о мобилизационной структуре на предприятии: данные по референтным лицам и количество закрепленных за ними сотрудников». Отчет предоставлять по «форме2».

До 31 января «совместно с ответственным от министерства определить дату проведения мотивирующего собрания (собраний) руководителя предприятия с трудовым коллективам». Отчет предоставлять по «форме3».

«Касание» второе. С 1 по 15 февраля «организовать собрания с трудовым коллективом и ветеранами с мотивирующим содержанием».

«Собрания проводит руководитель предприятия/организации, на которые могут привлекаться другие руководители, лидеры общественного мнения. Если на предприятии предусмотрены какие-либо меры дополнительного стимулирования работников к приходу на избирательные участки, то эту информацию также необходимо донести до коллектива.

«Речевой модуль будет предоставлен ответственному от министерства», - содержится в методичке.

В этот период «референтным лицам в личных встречах и беседах мотивировать закрепленные группы (бригады, отделы) и ветеранов к участию в выборах», используя свои «возможности общения с людьми».

Также до 15 февраля необходимо составить ответственному от министерства «список сотрудников и ветеранов предприятия с привязкой к УИКам», выявив через референтных лиц тех из них, кто проживает не по прописке. Пометить их отдельно. Отчет предоставлять по «форме0»

«Важно: для предотвращения повторов и пересечений в список работников предприятия запрещается вносить членов семей, работающих на других предприятиях», - указывается в методичке.

До 16 февраля необходимо представить в министерство график проведенных собраний с указанием количества присутствовавших сотрудников и спикеров. Отчет предоставлять по «форме3».

Третье «касание». Время «прямого обращения к коллективу». С 28 февраля до 9 марта надо разместить (опубликовать) прямое обращение руководителя ТОП-уровня (представитель отрасли, лидер общественного мнения) к коллективу и ветеранам во внутренних СМИ и АПМ.

«Вручить персональные приглашения работникам и ветеранам, с указанием места нахождения и времени работы их избирательных участков. Образцы приглашений получить у ответственного от министерства. Если предприятие самостоятельно делает приглашения, образцы необходимо предоставить ответственному от министерства до 10 марта», - требуют от предприятия.

До 16 марта необходимо предоставить информацию о количестве сотрудников, получивших приглашения. Отчет предоставлять по «форме4».

«В случае, когда место фактического проживания работника не соответствует его регистрации, необходимо проконсультировать его о процедуре оформления им заявления и внесения в список по новому УИКу. В этом случае приглашение на выборы должно содержать адрес фактического проживания работника, а не адрес его регистрации», - отмечается в методичке.

Пятое «касание» коллектива запланировано на 15-17 марта. «Организовать и проконтролировать личные звонки-напоминания руководителя предприятия работникам и ветеранам (по списку). Приоритет следует отдавать личным звонкам руководителя. Но, в случае большого коллектива, эту работу можно распределить и между руководителями сруктурных подразделений, лидерами общественного мнения, профсоюзной и ветеранской организациями. Кроме того, могут использоваться заранее записанные голосовые сообщения или СМС-напоминания (с указанием адреса избирательного участка) по всей базе мобильных телефонов работников предприятия», - продолжает автор методички.

Как следует из методички, предусматривается отчет о посещении УИК каждого сотрудника. Принцип: «пришел - отзвонись».

В день голосования запланированы следующие мероприятия. Например, с 12:00 до 14:00 провести контроль явки работников на УИК - «обзвон по списку работников». В 14:00 «определить список тех, кто до 14:00 не пришел на избирательные участки». Затем сделать личные звонки-напоминания непришедшим. В 16:00 требуется передать предварительную информацию по явке «ответственному от министерства». И так далее.

Как уже заявили «Козе» в пресс-службе правительства Нижегородской области, данный документ правительством не разрабатывался и не рассылался.

«Вместе с тем правительство выступает за предоставление гражданам максимальных возможностей по реализации своих избирательных прав и за их полное информирование об актуальных положениях законодательства о выборах. В этих целях оно будет осуществлять взаимодействие с предприятиями и организациями Нижегородской области в официальном порядке и в рамках действующего законодательства», - добавили в пресс-службе.

От редакции: «Коза» содержится исключительно на средства читателей и доходы от рекламы. Поддержать наше СМИ любой посильной для вас суммой можно с помощью .

). Понятие «Р.» впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят. Оно получило широкое распространение, но толковалось разными исследователями по-разному. B ряде исследований в основу его трактовки был положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций (мнений, позиций, оценок). Отсюда Р. понималась как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей и в том числе выступающее фактором персонализации . В зависимости от ситуации Р. проявляет себя по-разному. Например, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом которой он является, либо группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и т. п.). Факт Р. индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры - референтометрии (см. ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Референтность

Отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. В психологии социальной было установлено, что человек в своей деятельности и поведении ориентируется не только на симпатии и антипатии к отдельным людям, но и на коллективные цели, мнения и ценности; соотносит свои цели, мнения и оценки с групповыми. Это явление и названо референтностью.

Это понятие впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят. Оно широкое распространено, однако трактуется по разному. В отечественной психологии в основу трактовки положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентации - мнений, позиций, оценок. Отсюда референтность понимается как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей, выступающее также фактором персонализации.

В зависимости от ситуации референтность проявляется по-разному. Так, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом коей он является, либо группа, с коей он себя соотносит, не будучи ее реальным участником. Функцию объекта референтного может выполнять и отдельный человек, даже не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и пр.).

Следует различать:

1 ) неинтернализованные отношения референтности, когда объект референтный существует реально как внешний объект, определяющий, «диктующий» индивиду нормы его поведения;

2 ) отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все отношения референтные сняты и переработаны его сознанием и выступают уже как его собственные субъективные факторы; однако и в такой ситуации отношения референтные наличествуют, хотя по форме сложнее.

Референтность как качество субъекта или группы всегда существует лишь в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах некоего лица. Специфика референтности в том, что направленность субъекта на некий значимый для него объект реализуется посредством обращения - реального или воображаемого - другому значимому лицу.

Итак, референтность имеет форму субъект-субъект-объектных отношений - таких, при коих отношение субъекта к значимому для него объекту опосредуется связью с другим субъектом.

Факт референтности индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры - референтометрии (см. ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Референтность

   РЕФЕРЕНТНОСТЬ (с. 513) (от лат. referens - сообщающий) - качество личности или группы, состоящее в их способности оказывать определяющее влияние на формирование мнений, суждений, оценок отдельного человека, а также его поведения. Референтными выступают те лица или социальные группы, на чьи оценки человек ориентируется при собственном восприятии событий и явлений, а также самого себя; чье мнение выступает для него значимым при планировании и осуществлении собственных действий. Референтность - важный фактор межличностных отношений, хотя она и не связана непосредственно с эмоциональными предпочтениями: человек может быть заинтересован в общении с некоторыми лицами, но их позиция может и не быть для него достаточно значимой. И наоборот, референтным может выступать лицо или круг лиц, общение с которыми не приносит человеку эмоционального удовлетворения, но чьи суждения, однако, воспринимаются им как значимые. Референтной может также выступать личность или группа, с которыми человек не связан узами непосредственного общения, но чью позицию он расценивает как эталонную.

Понятие «референтная группа» было введено в 30-х гг. XX в. американским психологом Г.Хайменом, который установил, что ценности личности определяются не столько стандартами тех групп, членом которых личность реально выступает, сколько стандартами групп, к которым она ощущает себя принадлежащей или стремится принадлежать.

В процессе становления личности референтность различных людей и социальных групп претерпевает изменения. Первоначально главными референтными лицами для ребенка выступают родители, на чьи оценки ему необходимо ориентироваться в освоении человеческого опыта и форм поведения. Впоследствии референтность родителей снижается, а в подростковом и юношеском возрасте иногда полностью утрачивается в силу обостренного стремления растущего человека к независимости. Однако такая независимость никогда не бывает абсолютной. В качестве референтной группы по мере взросления все большую роль обретает группа сверстников, в которую ребенок реально включен или в которую он стремится войти. По мере становления личности также происходит формирование способности к более независимым самостоятельным суждениям и оценкам. Зрелость личности отчасти и состоит в способности опираться на собственные нравственные позиции. При этом стандарты референтных лиц и групп служат для сопоставления и анализа, но не играют исключительной определяющей роли.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "референтность" в других словарях:

    РЕФЕРЕНТНОСТЬ - англ. reference; нем. Referentialitat. Форма особых межличностных отношений, опосредствованных содержанием групповой деятельности и выражающих основанную на потребности в соц. ориентации зависимость субъекта от др. индивидов. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

    Референтность - англ.Reference форма особых межличностных отношений: опосредованных содержанием групповой деятельности; и выражающих основанную на потребности в социальной ориентации зависимость субъекта от других индивидов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру … Словарь бизнес-терминов

    Референтность - – отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц, ориентация своей личности на него (на них). Ср. значимый другой. * * * [от лат. referens сообщающий] один из видов отношений межличностной значимости, которые… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Референтность - Оценка субъектом поведенческих норм другой личности или социальной группы, основанная на собственном восприятии и понимании этих норм данным индивидом. Положительная или отрицательная Р. поведения индивида, в том числе и речевого поведения, со… … Словарь социолингвистических терминов

    референтность Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Референтность - Оценка субъектом поведенческих норм другой личности или социальной группы, основанная на собственном восприятии и понимании указанных норм данным индивидом … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    РЕФЕРЕНТНОСТЬ - англ. reference; нем. Referentialitat. Форма особых межличностных отношений, опосредствованных содержанием групповой деятельности и выражающих основанную на потребности в соц. ориентации зависимость субъекта от др. индивидов … Толковый словарь по социологии

Социальные связи современного человека многочисленны и многообразны, но не каждый, с кем человек знаком, оказывает на него влияние своим мнением. Такая возможность есть лишь у тех, кого психологи называют референтными лицами – у тех, кто значим для данной личности.

Референтное лицо и группа

Для дошкольника референтными лицами являются родители, для младшего школьника – учителя, для подростка – сверстники. Круг референтных лиц взрослого человека более разнообразен, в него включаются коллеги, начальство и многие другие люди. В любой социальной группе, особенно неформальной, наибольшей референтностью для ее членов обладает лидер.

Не всякий знакомый является референтным лицом. С другой стороны, таковым становится не только тот, с кем человек знаком и общается непосредственно. Это может быть политический деятель, религиозный лидер, известный артист и даже давно умерший писатель или философ.

Наряду с референтными лицами существуют и референтные группы, являющиеся для личности эталоном поведения, оценок и других норм. При этом реальная принадлежность к референтной группе необязательна. Достаточно вспомнить героя комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве»: этот человек дворянином не является, что не мешает ему во всем ориентироваться на стиль жизни дворян.

Групповое влияние

Каким бы сильным ни было влияние референтной группы, воздействие группы, к которой человек реально принадлежит – пусть даже не по своей воле – тоже неизбежно.

Взаимоотношения личности с группой предстают в трех вариантах – конформизм, негативизм и нонконформизм.

Конформизм, или подчинение группе, может быть внутренним и внешним. В первом случае человек искренне разделяет и одобряет мнение, господствующее в группе, во втором – подчиняется большинству в силу необходимости, не соглашаясь с ним.

Негативизм – это противопоставление себя группе. При этом можно искренне считать себя независимой личностью, и внешне такое поведение выглядит независимым. Но в действительности негативизм – это тоже зависимость от группы, только «со знаком минус». Такой человек «принципиально» не станет читать книгу популярного писателя, которую «читают все», а если и прочитает – никогда не похвалит вслух, даже если ему понравится. Иными словами, он тоже оказывается несвободным от мнения группы.

Истинная независимость – это не негативизм, а нонконформизм: человек критически относится к мнению группы, принимая или не принимая его в зависимости от собственных установок.

Степень конформности поведения определяется многими факторами. В традиционном обществе, где велика роль авторитетов, была высока. В любом обществе подростки отличаются высокой конформностью по отношению к группе сверстников. Имеют значение и индивидуальные личностные черты, а также то, в какой степени человек отождествляет себя с той или иной группой. Чем выше сплоченность группы, тем сильнее выражена конформность поведения у ее членов.