СМИ: Российский самолет-"гриб" получит уникальную технологию. Видит даже за горизонтом

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)

А-100 "Премьер"

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) / многофункциональный авиационный комплекс разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Разработка проекта комплекса ведется ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО "Вега-М" в соответствии с Указом Президента России от 28 апреля 2004 г. По состоянию на 2010 г. рассматривалось два варианта самолетов-носителей оборудования комплекса - Ил-76 и Ан-124. По данным СМИ на 2011 г. головной исполнитель проекта комплекса - ОАО концерн ПВО "Алмаз-Антей" (НПО "Вега-М" по др.данным). По состоянию на 2011 г. выбор сделан в пользу модификации Ил-76 - перспективного транспортного самолета (Ил-76-МД-90А, первый полет ожидался в начале 2012 г. или в течение года, в 2013-2014 г.г. планируется завершить испытания). В 2011-2015 г.г. продолжается проектирование комплекса и самолета А-100. По планам до 2020 г. планируется построить 39 самолетов ДРЛОиУ А-100.

Рождение проекта А-100 : в 1999 г. под давлением США Израиль отказался от участия в проекте поставки в Китай самолетов ДРЛО А-50И - самолет А-50 с неподвижными РЛС с ФАР комплекса "Фалькон" (Израиль). В 2000 г. представители ВВС Индии ознакомились с проектом А-50И и началась подготовка контракта на поставку трех аналогичных самолетов А-50ЭИ. Судя по всему в 2000 г. группой специалистов во главе с заместителем генерального конструктора ТАНТК им.Бериева А.В.Явкиным и компанией "Афрус" (руководитель - Николай Индреевич Качалов, выполнение интерьера президентских Ил-96) подготовлено техническое предложение на создание аналогичного А-50ЭИ самолета для ВВС России с российским радиотехническим комплексом с тремя большими РЛС с ФАР под обтекателем классического типа - А-100Е - экспортный вариант для поставки в Китай. На базе этого самолета и за счет китайского финансирования планировалось создание и самолета для ВВС России - А-100. С техническим предложением обратились в НПО "Вега", которое отказалось от участия в проекте ссылаясь на отсутствие ресурсов, "хотя официально выступили с уверениями, что только РТК с традиционной вращающейся антенной является оптимальным решением". Такой тип РЛС не устраивал потенциального заказчика самолета А-100Е - Китай - и ставил под вопрос, соответственно, финансирование всей программы. Техническое предложение в итоге получило поддержку МНИИП им. Тихомирова (руководитель - Юрий Иванович Белый). После проработки технического предложения 2 ЦНИИ Министерства обороны России возникло предложение по созданию в интересах воздушно-космической обороны многофункционального авиационного комплекса разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Подготовлен проект ТТЗ комплекса. Вероятно, в 2002 г. материалы по проекту А-100Е и проект ТТЗ представлены Игорю Климову - помощнику председателя совета директоров конценра "Алмаз-Антей" В.П.Иванова (генерал-лейтенант ФСБ). Предложено головным предприятием по созданию А-100Е и в дальнейшем А-100 сделать концерн "Алмаз-Антей". Проект утвержден в аппарате президента и принят Генеральным штабом ВС России. После цепи событий по смене руководства и собственника ТАНТК им.Бериева (им стало объединение "Иркут", а так же после изменений в концерне ПВО "Алмаз-Антей" (гибель 06.06.2003 г. Игоря Климова, которого 26.06.2003 г. на собрании акуионеров планировалось утвердить на посту генерального директора концерна) в 2003 г. подписан контракт на создание самолета А-100 с Министерством обороны России. Головным исполнителем по комплексу назначен концерн "Вега", субподрядчик - МНИИП им. Тихомирова. Создание экспортного варианта А-100Е для Китая и применение электронного сканирования (РЛС с ФАР) не предполагается (по информации начала 2000-х годов, http://www.aviaport.ru/conferences/35523/166.html).

Разработка и испытания . В 08.06.2006 г. подписан контракт на создание самолета ДРЛОиУ №63017 по тактико-техническому заданию от 06.05.2006 г. с использованием в качестве самолета носителя комплекса А-100 самолета ДРЛО иУ А-50. В 2013 г. принято новое ТТЗ на ОКР "Премьер-476" выполняемую по Госконтракту №Н/4/2-13-ДОГОЗ от 09.12.2013 г. со сроком завершения в ноябре 2013 г.

Согласно планам 2010 г. первый полет самолет А-100 должен был совершить до 2015 г. или немного позже - в 2016 г. (согласно планам, озвученным в 2011 г.). 15.06.2012 г. руководством страны в СМИ заявлено о том, что программа создания А-100 должна быть ускорена и первый полет планируется до 2017 г. 14 августа 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что начать испытаня самолета планируется в 2017 г. и, что концерном "Вега" уже ведется создание опытного образца аппаратного комплекса самолета, уже выпущена рабочая и конструкторская документация самолета. В 2016 г. планируется начать испытания оборудования самолета ДРЛО. 21.11.2014 г. первый серийный Ил-76МД-90А передан на Таганрогский авиазавод для установки комплекса оборудования и испытаний первого экземпляра А-100, которые должны были начаться в 2015 г.


Выкатка первого летного Ил-476 серийный №01-02 из цеха авиазавода "Авиастар", г.Ульяновск, 15.12.2011 г. (http://www.uac-ta.ru).


Хронология объявления планов самолета ДРЛО А-100 "Премьер":
Дата заявления Дата первого полета Персоналии
2010 г. до 2015 г. СМИ
2011 г.
2016 г. СМИ
15.06.2012 г.
до 2017 г.
Руководство страны
14.08.2014 г.
2017 г.
СМИ
22.08.2016 г.
март 2017 г. (А-100ЛЛ)
СМИ
22.08.2016 г.
2018 г. (А-100)
СМИ

Конструкция - комплекс оборудования, включающий в свой состав антенну с обтекателем большого диаметра, устанавливается на самолет-носитель типа Ил-76МД-90А по классической для самолетов ДРЛО схеме.

Двигатели :
4 х ТВРД ПС-90А-76 я тягой по 14500 кг.

ТТХ самолета :
Вцелом аналогичны ТТХ самолета-носителя (Ил-76-МД-90А)

Оборудование :
Основной антенный комплекс с вращающейся антенной с двумя РЛС с ФАР с электронным сканированием по вертикали и механическим по горизонтали, а так же с цифровой обработкой сигнала (данные за 2014 г.), разработка ведется НПО "Вега-М", по состоянию на август 2011 г. в СМИ заявляется, что разработка антенного комплекса почти завершена. Но в 2013 г. в результате работы совместной комиссии специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ОАО «НТЦ «Завод «Ленинец» было выработано решение прекратить работы в ОАО «НТЦ «Завод «Ленинец» по АФТ-S и ППУ изделия А-100 и продолжить их уже с использованием современных технологий применения полупроводниковых приборов, используя наработки специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ФГУП «РНИИРС» (запланировано построение МБРЛС на основе использования твердотельной цифровой АФАР в S-диапазоне, ист. - Годовой отчет ОАО «Концерн «Вега» за 2013 год).

Скорость оборота 360 град - 5 сек
Дальность обнаружения целей ():
- самолетов - до 600 км (?)
- кораблей - до 400 км (?)

На самолете планируется использование цифрового навигационного комплекса и цифровой системы управления самолетом со "стеклянной" кабиной.

Модификации :
А-100ЛЛ - самолет-летающая лабюобратория на базе Ил-76МД для отладки комплекса оборудования до установки на первый экземпляр А-100 ().

А-100 - модификация для ВВС России.

А-100Е - экспортный вариант самолета с российским радиотехническим комплексом. Создание самолета для ВВС Китая планировалось на этапе проработки проекта до 2003 г. В кулуарах авиасалона МАКС-2015 велись переговоры о поставке Индии 3-4 самолетов А-100 ().

Статус : Россия

Источники :
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2011 г.
ВЭБ поддержит Бе-200. Сайт http://www.aviaport.ru/conferences/35523/166.html , 2009 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru , 2010-2012 г.г.
Новости ВПК. Сайт http://vpk.name , 2011 г.
Обзор отчета ОАК за 2011 г. Сайт http://bmpd.livejournal.com/261417.html , 2012 г.
Самолет радиолокационного дозора и наведения А-50. Сайт

А-100 сможет не только находить на большом расстоянии вражеские самолеты и объекты на поверхности, наводя на них истребители и другие средства поражения, но и затруднять работу вражеских штабов, радаров и узлов связи при помощи средств радиоэлектронной борьбы. В этом принципиальное отличие "Премьера" от американского самолета AWACS.

Станции РЭБ в первую очередь подавляли работу собственного радара, а станции разведки ставили ему помехи. Поэтому ВВС США пришлось отказаться от этих устройств, что не только снизило боевые возможности AWACS, но и сделало его более уязвимым, - рассказал изданию военный эксперт, бывший сотрудник 30-го ЦНИИ ВКС РФ Алексей Леонков.

Например, американские истребители пятого поколения F-22 Raptor не могут обойтись без AWACS - скрытности ради они атакуют с выключенным радаром, а цели для их ракет подсвечивает "летающий глаз", которому для этого надо приблизиться к театру военных действий как минимум на 400 километров. Лишенный средств электронной маскировки воздушный радар становится легкой добычей наземных комплексов ПВО - у С-400 как раз для таких случаев есть дальняя ракета.

Бортовой комплекс обороны А-100 не мешает работе радара, но при этом срывает захват и сопровождение "Премьера" в качестве цели. Оборудование самолета готово и испытано на земле. В воздух его поднимет не штатный носитель Ил-76МД-90А (известный также как Ил-476), а Ил-76МД, которому на время испытаний присвоен индекс А-100ПЛ (летающая лаборатория). Первый полет назначен на март 2017 года. Если испытания пройдут успешно, оборудование перенесут на Ил-476. "Оригинальный" А-100 должен взлететь в 2018 году.

Основой комплекса станет многопозиционный радар с двумя фазированными решетками, способная находить цели класса "истребитель" на расстоянии 600 километров, а объекты типа "корабль" - на удалении в 400 км.

А-100 достаточно закрытый проект, но можно предположить, что в его РЛС используется уникальная технология: в антенных решетках установлены компактные твердотельные СВЧ-элементы, каждый из которых является и приемников, и передатчиком, - рассказал Леонков. - Это не только повышает дальность обнаружения целей в воздухе и на поверхности, но и в разы повышает точность определения их координат. Грубо говоря, имеющиеся сейчас у России и США самолеты ДРЛО определяют координаты объекта только по осям X и Y, а высоту цели Z вычисляют, исходя из характеристик собственного полета. А-100 будет сразу определять координаты целей по всем трем осям. Это значит, что перехватчикам и зенитчикам не придется самим доразведывать цели, а достаточно будет запустить ракеты.

В создании "Премьера" участвуют десятки предприятий российского ОПК, в том числе авиастроительная и приборостроительная корпорации, холдинг "Технодинамика" и концерн ПВО "Алмаз-Антей". Официального подтверждения испытаниям А-100 "Премьер" пока нет.

Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного дозора и наведения А-100 "Премьер" превзойдет американские самолеты типа AWACS. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал авиаэксперт Дмитрий Дрозденко .

"Самолеты радиолокационного дозора и обнаружения – это глаза и уши российской армии в воздухе. Они обнаруживают угрозу со стороны потенциального противника и передают информацию об этом в наземные подразделения и силы противовоздушной обороны. Более того, это командные комплексы, где оперативно принимаются решения о мерах по возможному отражению угрозы. Пресловутые американские стелс-технологии, которые, как утверждают США и Британия, делают абсолютно невидимыми F-35, российский самолет сделает просто бесполезными.

На сегодняшний день эти функции в России успешно выполняют А-50 "Оплот" на базе все того же Ил-76. Это достаточно эффективная машина, однако она принималась на вооружение еще в 1989 году. Реалии требуют обновления парка этой авиатехники с применением новейших технологий", - отмечает специалист.

"Летающие лаборатории применяются для того, чтобы тестировать на испытательной машине различное новое оборудование – от двигателей до антенн. Это позволяет видеть, как ведут себя приборы и агрегаты в настоящей "боевой" обстановке, что намного важнее испытаний, проведенных на земле. Опытный образец же станет тестируемым самолетом со всеми заданными конструкторами характеристиками, если он пройдет испытания, машина будет принята на вооружение российской армии", - подчеркнул авиаэксперт.

В этой области Россия конкурирует только с США

А-100 "Премьер" - самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76. Антенный комплекс будет построен на базе антенны с активной фазированной решеткой. Как сообщал в марте заместитель министра обороны Юрий Борисов, испытания перспективного самолета начнутся в июле. По его словам, самолет превосходит зарубежных конкурентов по характеристикам.

Американская AWACS (англ. Airborne Warning and Control System), первоначально обозначавшая конкретную систему для самолётов Boeing E-3 Sentry, а сегодня объединяющая понятие авиационного комплекса радиообнаружения и наведения США – единственный конкурент российских А-50 в воздухе в мире.

"Все остальные мировые аналоги имеют значительно более слабые характеристики. Фактически А-100 сведет к нулю все попытки потенциального противника максимально близко и незаметно подобраться к российским границам. При этом таких машин для нужд столь огромной страны, как Россия, достаточно несколько штук – они не висят в воздухе постоянно, а поднимаются лишь в случае непосредственной угрозы.

Многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного дозора и наведения – это , способный корректировать действия наземных войск, авиации, средств ПВО и других подразделений. Их постоянная модернизация необходима в свете постоянного совершенствования технологий радиоэлектронной борьбы. По сути, здесь действует принцип: кто "видит" дальше, тот и победит", - заключает Дмитрий Дрозденко.

Новейший многофункциональный авиационный самолет-комплекс А-100, предназначенный для наведения и дозора, 18 ноября совершил свой первый полет. Об этом сообщает пресс-служба концерна «Вега», занимающегося разработкой А-100.

Во время первого полета были проверены аэродинамические характеристики самолета, работоспособность авионики и части целевой аппаратуры радиотехнического комплекса, сообщили в концерне.

А-100 может обнаруживать и вести наблюдение за целями как в воздухе, так и на земле или море.

Кроме того, новый самолет российской армии может участвовать в командовании истребительной и ударной авиацией, управляя звеньями при наведении на разные цели.

В начале октября заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что самолет А-100 должен первый раз взлететь до конца текущего года. В мае 2017 года министр обороны России Сергей Шойгу сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве, что новейший самолет А-100, разрабатываемый российскими специалистами, сможет обнаруживать новые классы целей, включая самолеты оперативно-тактической авиации нового поколения.

Новый радиолокационный авиакомплекс призван заменить самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и А-50У. На самолете установлена новая радиолокационная система «Премьер», обладающая вращающейся антенной РЛС с активным электронным сканированием по вертикали, а также механическим сканированием — по азимуту.

Антенна российской РЛС делает один оборот за пять секунд — это в два раза быстрее, чем система радиолокационного обнаружения «Шмель», установленная на самолет-предшественник А-50 (он совершает один оборот за 12 секунд).

Контракт на программу «Премьер-476» был заключен между «Вегой» и Минобороны в 2013 году и закончен в срок — в ноябре 2017 года. В разработке нового самолета принимали участие также и специалисты НТЦ «Завод «Ленинец» и ФГУП «РНИИРС».

Также одним из участников работ по созданию комплекса дальнего радиолокационного обнаружения является Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева.

Основой для создания нового комплекса А-100 стал самолет Ил-76 модификации 90-А.

На «Ил» установили новый обтекатель, систему антенн и радиотехническое оборудование специального назначения.

Ил-76МД-90А — новейшая серийная модификация тяжелого транспортного самолета Ил-76, его серийный выпуск начался на ульяновском заводе «Авиастар-СП» зимой 2013 года. Машина обладает большей грузоподъемностью в сравнении с предшественниками, оснащена малошумными двигателями ПС-90А-76 и новым бортовым радиоэлектронным комплексом, а также «стеклянной кабиной» (электронной панелью приборов в кабине летчиков).

26 октября 2016 года состоялся первый полет прототипа «летающего радара» А-100. В августе 2016 года источник в Минобороны сообщал, что бортовой радиотехнический комплекс самолета уже отработан на наземных стендах, а летные испытания комплекса на борту самолета Ил-76МД (летающей лаборатории А-100ЛЛ) должны начаться в марте 2017 года.

А-100 является лишь одной из множества других новинок, которые вот-вот поступят на вооружение Армии России. На авиасалоне МАКС-2017 представили одну из самых ожидаемых российских новинок — многоцелевой истребитель МиГ-35.

Себестоимость его обслуживания значительно ниже, чем у более ранних машин. При этом МиГ-35 превосходит их в скорости, маневренности, бортовом радиоэлектронном оборудовании. Кроме того, в новом истребителе реализованы технологии «стелс».

В частности, на МиГ-35 установлено радиопоглощающее покрытие фюзеляжа, делающее самолет малозаметным для радаров.

Российское Минобороны планирует начать закупку новых истребителей МиГ-35 в 2018 году, заявил журналистам заместитель главы ведомства Юрий Борисов.

«Надеюсь, что, начиная с 2018 года, мы будем осуществлять закупку этого легкого истребителя», — подчеркнул Борисов. Как отметил замминистра, как только российское военное ведомство начнет закупать истребитель, его экспортный потенциал увеличится.