Статья на тему логистика. Анализ текущего состояния информационной логистики в России

В любой группе обязательно найдутся люди, имеющие разные интересы, запросы, потребности. А значит, в любой группе людей всегда имеется почва для возникновения разногласий и конфликтов. Не является исключением и педагогический коллектив. Существуют разные определения конфликта. Чаще всего о конфликте говорят, когда происходит столкновение несовпадающих интересов, мнений, стремлений или точек зрения двух и более людей.

Поскольку конфликты нередко приводят к спорам, ссорам людей, иногда к разрушению взаимоотношений, возникает вопрос: а нельзя ли их как-то избежать? Увы, приходится признать, что даже среди двух общающихся людей не может быть абсолютного единодушия и точного совпадения взглядов по всем вопросам. Следовательно, возможно и возникновение конфликтных ситуаций. Впрочем, специалисты отмечают и положительные стороны конфликтов: столкновение желаний и мнений заставляет лучше изучить возникающие проблемы, стимулирует развитие творческих подходов к их решению.

А можно ли уменьшить разрушительную силу конфликтов или даже извлечь из них какую-то пользу? Оказывается, можно, если разобраться подробнее в их «устройстве» и особенностях «протекания».

Различные конфликтологические теории, представленные сегодня в научной литературе, пытаются, прежде всего, разобраться в причинах конфликтов. Попробуем разобраться и мы, воспользовавшись концепцией профессиональных позиций, разрабатываемой московскими и пермскими учеными (С. И. Краснов, Р. Г. Каменский, В. Р. Имакаев, С. В. Шубин).

Согласно предлагаемой концепции, каждый сотрудник любой организации занимает определенную позицию по отношению к той профессиональной деятельности, которую выполняет. Эта позиция определяется тем, имеются ли у него достаточные средства (инструментарий, знания, навыки, опыт) для выполнения своей деятельности, а также тем, соответствует ли эта деятельность его ценностным ориентациям, то есть, считает ли он свою профессиональную деятельность ценной, важной, хочет ли ею, в конечном итоге, заниматься.

Наличие/отсутствие средств и соответствие выполняемой деятельности ценностным ориентациям определяет четыре профессиональных позиции работников.

Позицию «ученика» демонстрируют работники, считающие свою профессиональную деятельность ценной и важной, интересующиеся и вдохновленные этой деятельностью, но имеющие недостаточно опыта и знаний, чтобы выполнять свою работу по-настоящему эффективно и качественно. Собственно, их позицию и называют условно «ученик», поскольку они постоянно стремятся узнать что-то новое, пополнить свои знания, получить необходимый опыт, читая специальную литературу, посещая курсы и тренинги. Часто эту позицию демонстрируют недавние выпускники вузов.

В любой организации найдутся сотрудники, которые саму свою работу считают наградой, занимаются ею с удовольствием, «вкладывают душу» и обычно успешно справляются со всеми возникающими профессиональными проблемами. Такую позицию авторы концепции предлагают называть «профессионал».

Есть работники, которые обладают необходимыми умениями и опытом для весьма качественного выполнения своей деятельности и которые могли бы работать лучше, чем это происходит сейчас. Но…, за такие деньги? В таких условиях?.. В общем, особого смысла напрягаться они не видят, хотя минимально необходимый за свою ставку объем работ с приемлемым качеством, как правило, выполняют. Их позицию предлагают называть «специалист».

И, наконец, в каждой организации есть сотрудники, в общем-то, случайно попавшие на эту работу. Не слишком она им нравится, да и результативность оставляет желать много лучшего. Впрочем, они адаптировались, имеют хорошие отношения со многими членами коллектива, поскольку с удовольствием по собственной инициативе организуют неформальное празднование дней рождения, других праздников, любят поговорить о трудностях своего, например, педагогического труда. Кроме того, они знают, что любые проверки оценивают обычно не качество реальной работы, а качество заполнения всевозможных отчетов и других бумаг, поэтому содержат свою документацию в исключительном порядке. Эту позицию с полным правом можно назвать «имитатор».

Исследователи указывают, что управление сотрудниками, занимающими ту или иную профессиональную позицию, требует своего — особенного подхода. Так «ученику» для успешной работы необходима инструкция, подробный пошаговый алгоритм действий. Тогда он гарантированно не «наломает дров». «Профессионалу» можно предоставить относительную свободу. Его имеет смысл обеспечивать всем необходимым для работы, а, кроме того, скорее всего, потребуется защищать, так как «специалисты» и «имитаторы» на его фоне смотрятся неважно, а потому стараются его «поприжать». «Специалистов» хорошо стимулирует к работе договор — от устных договоренностей до письменного трудового контракта с оговариванием всех условий их труда (объем, качество, деньги и др.). А вот на «имитаторов» действуют только прямое давление, угрозы наказания, обвинение и тому подобные приемы, которые носят общее название «манипулирование».

Оказывается, несоответствующий позиции управленческий подход как раз и является причиной большинства производственных конфликтов. Например, предоставление свободы «ученику» вызывает у него ощущение брошенности «на средину реки» и оставление без помощи, а, следовательно, и серьезную обиду на «равнодушного» руководителя. Договор — пугает, так как «ученик» часто не может его выполнить в силу недостаточной пока профессиональной компетентности. Ну, а жесткая требовательность, давление сделают из «ученика» «имитатора», поскольку реальные достижения в работе он продемонстрировать не может, а руководитель требует.

Инструкции, алгоритмы деятельности, предложенные «профессионалу», только вызовут у него раздражение — с работой он и без них справляется прекрасно. Договор — смутит, он воспримет его как проявление недоверия. А вот давление и угрозы наверняка заставят поискать другое место работы.

По тем же причинам, не приведут к желаемому успеху инструкции и алгоритмы, выданные «специалисту». Не подействует и предоставление относительной свободы, обеспечение — «специалист» ведь может работать, умеет, вот только не хочет, не видит смысла. Попытки заставить его работать лучше, «закручивая гайки», при помощи угроз, немедленно вызывают протест с его стороны и письменные жалобы в вышестоящие инстанции. Именно «специалисты» чаще всего пишут жалобы на руководителей, поскольку работать, как уже говорилось, умеют, могут это умение продемонстрировать, а, поэтому, не боятся проверок — знают, что пострадает, в первую очередь, руководитель.

«Имитатор» не воспользуется алгоритмами и инструкциями работы, поскольку эта деятельность ему не интересна. Не сработает и договор — «имитатор» не умеет толком работать и свои условия договора соблюдать наверняка не сможет. Обеспечение же и защиту воспримет с энтузиазмом, вот только на результатах (нулевых) работы это никак не скажется.

Таким образом, приведенная схема часто позволяет понять истоки производственных конфликтов и принять необходимые меры для их разрешения.

Не менее ценной для разрешения конфликтных ситуаций может стать более подробная информация об их «устройстве».

Как уже говорилось, любой конфликт представляет собой некоторую проблему, в связи с которой он случился. Кроме проблемы, есть еще целый набор эмоций, которые возникают у участников конфликта, сопровождают их спор и мешают конструктивно исправлять возникшую ситуацию. Часто именно эмоции приводят к разрушительным последствиям столкновения мнений. Следовательно, навыки решения проблем и управления эмоциями могут серьезно помочь и в разрешении конфликтов. Рассмотрим эти навыки подробнее.

Какие бывают проблемы? Существует множество разных их классификаций. Нам представляется удобным разделить их на: правовые, способы решения которых однозначно задаются юридическими нормами (например, нарушение сотрудником трудовой дисциплины); творческие, для решения которых необходимо использование специальных технологий, например, «мозгового штурма»; и, наконец, бытовые, повседневные проблемы, решение которых заранее никем не задано и зависит от множества уникальных особенностей данной конкретной ситуации.

Считается, что практически любую проблему можно решить, если воспользоваться следующим алгоритмом.

  1. Уяснение задачи и выбор цели (то есть фактически нужно ответить на два вопроса: что сейчас есть (происходит), но меня не удовлетворяет? как я хочу, чтобы было?).
  2. Перебор или изобретение вариантов дальнейших своих действий (можно просто дать волю фантазии и записать все, что приходит в голову).
  3. Анализ этих вариантов и выбор наилучшего.
  4. Реализация принятого решения.
  5. Анализ результатов и коррекция, исправление (если нужно) деятельности.

Используя приведенный алгоритм, мы можем решать возникающие проблемы и противоречия. Для преодоления возникающих эмоций также есть несколько соображений.

Важный навык, способствующий профилактике и конструктивному разрешению конфликтов, — умение вызывать симпатию. Что приятно большинству людей? Как правило, людям приятно, когда им делают комплименты, хвалят, льстят, говорят о том, что им нравится, что их интересует, не говорят о том, что им неприятно, делают подарки, угощают тем, что им нравится, подчеркивают их статус, внимательно выслушивают, просят совета, им улыбаются, помогают преодолевать трудности, соглашаются с их мнением и др. Очевидно, человек, демонстрирующий перечисленные варианты поведения, будет вызывать симпатию у собеседников. Симпатия, в свою очередь, не позволит вспыхнуть негативным эмоциям.

Отдельной причиной многих конфликтов является критика. Как поступить в ситуации, когда критикуют, не спровоцировав при этом конфликт? В. Г. Ромек в своей книге «Тренинг уверенности в межличностных взаимоотношениях» предлагает рассмотреть два варианта — когда критикуют справедливо и несправедливо.

Если вы считаете, что критика по отношению к вам несправедлива:

— не отвечайте хамством на хамство, внимательно выслушайте упрёки, претензии;

— переформулируйте обращенные к вам слова в нейтральные общезначимые утверждения, общие идеи, с которыми трудно не согласиться, например:

Критическое замечание. Возможный ответ .

Если вы считаете, что вас критикуют справедливо:

— дайте оппоненту высказаться, выслушайте его внимательно;

— перескажите слова, с которыми готовы согласиться;

— выделите реальные единичные претензии, расспросите о них;

— переформулируйте проблемы в задачи или правила на будущее;

— постарайтесь вызвать симпатию.

Например:

Вам : Безобразие! Вы никак не можете наладить дисциплину в вашем классе!

Вы : Действительно, сегодня на пятом уроке ребята вели себя шумно. Мы помешали вам работать?

Вам : Вот именно, у меня в соседней аудитории была самостоятельная работа. Дети постоянно отвлекались на ваш шум.

Вы : Что ж, я приношу вам свои извинения. Я более тщательно буду продумывать планы уроков, чтобы времени на шум не оставалось. Спасибо, что вы сказали мне об этом, мне это очень важно.

В педагогической и управленческой практике часто случаются ситуации, когда нужно предъявить требование или выступить с критикой. В таких случаях можно воспользоваться следующим алгоритмом.

Критика, требования (вы критикуете или требуете):

— перечислите конкретно, как обстоят дела, что именно происходит и вас не устраивает;

— выразите свои чувства по этому поводу;

— выразите свои пожелания по этому поводу (что делать);

— возможно, повторите несколько раз;

— если потребуется, скажите «иначе…».

Например:

Вы : Анна Николаевна, на педагогическом совете в начале этого учебного года мы приняли правила внутреннего распорядка, согласно которым учитель должен приходить в школу не позднее, чем за 20 минут до начала урока. Вы сегодня пришли перед самым звонком, то есть опоздали. Мне очень неприятно сейчас говорить об этом, я хочу, чтобы этого не повторялось».

Вам : Извините, я еду на работу издалека, а сегодня на дороге была ужасная пробка.

Вы : Понимаю, пробки у нас на дорогах, увы, не редкость. И все же на педагогическом совете в начале этого учебного года мы приняли правила внутреннего распорядка, согласно которым учитель должен приходить в школу не позднее, чем за 20 минут до начала урока. Вы сегодня опоздали. Мне это очень неприятно, я хочу, чтобы этого не повторялось.

Похожим образом строятся похвала и, если необходимо, выговор.

— дружеское прикосновение (если есть контакт с этим человеком);

— глядя в глаза;

— сказать, что сделано правильно;

— быть последовательным.

— описание того, что сделано неправильно;

— выражение своих чувств по этому поводу (огорчён, раздражён, встревожен, зол, обижен и др.);

— поддержка;

— быть последовательным (если выговор заслужен, то он высказывается, даже если в остальном всё хорошо).

Любой человек может переживать самые разные эмоции. Эмоции гнева, раздражения, злости — нормальные человеческие эмоции, которые испытывают все люди. Первый шаг к овладению эмоциями — признать, что вы их на самом деле испытываете. В числе способов совладания — физические упражнения, требующие затрат энергии, полное глубокое дыхание, методы релаксации, проигрывание предстоящих стрессовых ситуаций заранее в голове, отвлекающая деятельность.

Управлению своими эмоциями помогает и понимание того, что нельзя прямо вызвать в себе переживание, можно только создать ситуацию (реальную или воображаемую), которая вызовет это переживание.

Известный психолог Ф. Е. Василюк отмечает, что события, вызвавшие те или иные эмоциональные переживания, хранятся в нашей памяти, в мозге — нашем мощнейшем биокомпьютере. Но он полностью в нашей власти! Попробуем припомнить неприятного человека; подрисовать ему мысленно ослиные уши, козлиную бороду, кошачьи усы, штанишки Карлсона… Включить моторчик и пусть улетит. Какие теперь эмоции он вызывает? А ведь мы всего лишь изменили картинку в своей памяти!

Вообще, изменить можно: размеры, форму (сжать, растянуть, изогнуть); перекрасить в любой цвет (и объект, и фон), добавить детали или убрать их; неподвижное заставить двигаться (заставить плясать, ползать по-пластунски и т. д.); создать звуковые эффекты (разные голоса — мужской и женский, заставить декламировать, шептать, петь, свистеть и т. д.).

Итак, мы рассмотрели некоторые важные умения и навыки, позволяющие в некоторых ситуациях избегать конфликтов, а если конфликт все-таки возник, выйти из него с наименьшими потерями. Следование описанным выше простым и очевидным схемам поведения позволяет сделает нашу жизнь, с одной стороны, легче и понятнее, а с другой — насыщеннее и интереснее.

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Республики Хакасия

«Черногорский горно-строительный техникум»

Тема:

Педагог-психолог: Аникина Светлана Викторовна

Конфликт -- форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой -- в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.

Конфликтная ситуация -- такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта -- возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

Педагогический конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.

Конфликт, по Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирову – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.Опыт показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но тесно взаимосвязанными функциями, что порождает трудности в координации их действий и отношений, как в сфере деловых, так и в сфере личных контактов. К числу таких коллективов относится и педагогический коллектив.

В любом коллективе встречается благоприятный и неблагоприятный СПК.

Социально-психологический климат (СПК) – это преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой членов коллектива, проявляющийся во всех многообразных формах их жизнедеятельности.

Благоприятный социально-психологический климат в коллективе зависит от сотрудничества и взаимопомощи, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, личного настроения и мнения коллектива, характера межличностных отношений, самочувствия и оценки условия жизни работы в коллективе, взаимной доброжелательности, чуткости во взаимоотношениях, удовлетворенность членов коллектива межличностными отношениями, их терпимость по отношению друг к другу, защищенность личности в коллективе.и др.

Здоровый СПК усиливает интерес к работе, повышает жизненный тонус, вызывает у работников удовлетворенность трудом, радость от общения с коллегами и от достигнутых результатов.

СПК является не только фактором роста производительности труда, мобилизации внутренних резервов трудового коллектива, но и средством воспитания положительного отношения к труду, укрепления трудовой дисциплины и повышения творческой активности работников.

Благоприятный СПК способствует раскрытию творческого потенциала каждого члена коллектива, воспитанию и развитию положительных черт личности: уважения к человеку, чувства товарищества, дисциплинированности, ответственности, требовательности к себе и другим, принципиальности и других качеств.

Таким образом. СПК играет огромную роль в жизнедеятельности трудового коллектива.

В коллективе существуют несколько видов конфликтов в зависимости от характера:

1. Конструктивные конфликты связаны с разногласиями по принципиальным вопросам жизни коллектива, организации труда и управления производством. Они способствуют вскрытию и устранению имеющихся недостатков, служат источником развития коллектива.

2. Деструктивные конфликты выполняют отрицательную функцию. Они возникают из-за резкого расхождения взглядов, интересов и стремлений людей, являются результатом постановки эгоистических целей, нарушения социальных норм поведения со стороны отдельных работников, непонимания индивидуально-психологических особенностей человека, а иногда из-за психологической несовместимости совместно работающих людей, их тяжелого характера.

В основе любого конфликта могут лежать организационные или межличностные причины .

К организационным причинам относятся: игнорирование отдельными работниками требований организации (нарушения трудовой или технологической дисциплины, некачественное выполнение своих обязанностей и т.п.); низкое качество должностных инструкций, непродуманность их распределения, их плохое организационное обеспечение; неправильное нормирование и стимулирование труда.

Производственные конфликты возникают в коллективе в результате низкого уровня организации труда и управления. Причинами такого рода конфликтов могут быть: изношенная техника, морально устаревшее оборудование, плохие условия труда, неправильное управленческое решение, неинформированность персонала, административно-бюрократические методы руководства и др.

Межличностные конфликты возникают из-за антипатии, личной неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм поведения и т.п. Межличностные конфликты могут возникать из-за: непонимания друг друга и недостаточного общения; различия в планах, интересах и оценках; неверных суждений в отношении чьих-либо действий; отсутствия сочувствия нуждам и желаниям других людей; особенностей характера человека (например, мстительность, обидчивость, вспыльчивость и т.д.); недостойного поведения людей (нечестность, высокомерие, грубость). Кроме, того, межличностный конфликт может быть следствием организационного или производственного конфликта, когда принципиальные разногласия на деловой основе переходят во взаимную личную неприязнь или вражду. Причинами межличностных конфликтов являются также: недостаточность общей культуры, низкий уровень воспитания и культуры профессионального общения людей, неумение вести дискуссию, корректно спорить и убеждать, нежелание человека признать за работником право на собственную точку зрения, нежелание учитывать интересы, стремления всех людей, участвующих в коллективной деятельности.

- " подлинный " -- когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;

- " случайный или условный " -- когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

- " смещенный " -- когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;

- " неверно приписанный " -- когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;

- " скрытый " -- когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;

- " ложный " -- конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.

Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.

Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:

· кризис (в ходе обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности - в своем воображении, иногда на самом деле);

· недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);

· инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);

· напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);

· дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).

Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта.

Выделю существенные причины конфликтов.

недостаточно хорошее знание человека;

неправильное понимание его намерений;

неверное представление о том, что он на самом деле думает;

ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;

неточная оценка отношения данного человека к другому.

С психологической точки зрения, возникновение любой из этих причин, любого их сочетания приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика, при этом ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения.

Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества.

Недобросовестность,

Недисциплинированность.

Если нормы сотрудничества четко зафиксированы, то меньше условий для возникновения конфликта. Возможность возникновения конфликтов снижается, когда руководитель умеет правильно воспринимать критику, при простоте и скромности общения руководителя с подчиненными, умении убеждать людей, советоваться с подчиненными, прислушиваться к их мнению, при обоснованности требований, предъявляемых руководителем подчиненным, ясности и последовательности в руководстве, умении четко организовать трудовую деятельность подчиненных.

Контролировать эмоциональную сферу, в частности подавлять свое раздражение;

Спокойно выслушивать другого человека, охваченного гневом, раздражением или страхом, проявлять самообладание, постараться успокоить собеседника.

Если же этого достичь не удается, то лучше на время уйти от разговора и вернутся к обсуждению проблемы через несколько дней.

Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

Существуют конфликты не только в педагогическом коллективе, но и между учителем и учеником.

Обучение – сложный и многогранный процесс, течение которого невозможно без некоторых столкновений и противоречий между учителем и учеником.

К каждой личности необходим индивидуальный подход.

К основным причинам возникновения конфликта между учителем и учеником относят следующие:

Низкий уровень ответственности учителя при разрешении проблемной ситуации;

Разный статус и жизненный опыт участников конфликта;

Каждая сторона конфликта видит ситуацию по своему:

Ввиду возрастных особенностей.

Педагог М. Рыбакова в своей работе «Конфликт и взаимодействия в педагогической деятельности» описала ряд причин, по которым происходят конфликты между учителями и учениками:

В результате действий, связанных с проблемой успеваемости;

Специфика реагирования педагога на поведение подростков, не соответствующее учебным требованиям;

Особенности эмоционально-личностных отношений, сложившихся между учителем и учеником.

В педагогической науке принята следующая классификация конфликтов между учителем и учеником:

1 . Конфликт деятельности . В этом случае речь идет о столкновении на основании отказа со стороны ученика выполнять задание учителя. Также о подобном конфликте говорит небрежное, ненадлежащее выполнение задания учеником.

Причинами такого конфликта часто становятся:

Повышенная утомляемость;

Неспособность усвоить большой объем учебного материала;

Отсутствие объективной помощи со стороны учителя.

Подобного рода конфликты имеют место быть в ситуации, когда учитель только начинает работать с группой и межличностные отношения еще не вышли на более доверительный уровень.

Причинами конфликтов часто становится стремление учителя использовать отметку как средство наказания . При этом отмечается, что требования к ученикам довольно завышены.

В результате таких конфликтов, по настоящему способные и талантливые студенты вынуждены уходить в другие учебные заведения, а у остальных снижается интерес к учебе.

2. Конфликт поступков . Бывают ситуации, когда учитель обвиняет подростка в каком-то неправильном (по его мнению) действии или поступке, при этом, не разобравшись в мотивах и объективных причинах случившегося.

На основании необоснованных выводов учитель стремится скорректировать поведение ученика. Не вникнув в особенности ситуации, учитель ошибочно оценивает всю ситуацию в целом. Не все подростки способны промолчать, чаще всего конфликт поступков разворачивается в серьезное столкновение, окрашенное резко негативными эмоциями.

3. Конфликт отношений. Отличительная особенность подобных ситуаций – затяжной характер конфликта, возникающего в результате неграмотного разрешения со стороны педагога какой-либо проблемы. Конфликты отношений часто имеют личностную подоплеку. Результатом такого столкновения становится длительное рассогласованное взаимодействие между учителем и подростком, выраженное неприязненным отношением.

Конфликты между подростком и педагогом в ОУ

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Конфликты поступков в сякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Подобная схема учитывает потребности и возможности всех участников конфликта. Конечно, ситуацию столкновения лучше избежать, но если конфликт все же произошел, следование некоторым рекомендациям, позволит разрешить его конструктивно, без лишних эмоций и переживаний.

Недопустимо давление на ребенка, это только вызовет еще больший негатив;

Не следует требовать от студента публичных извинений и признания своих ошибок;

Важно дать подсказку к выстраиванию алгоритма правильных действий со стороны студента;

Разговор должен быть предметным, конкретным;

Возможно появится необходимость привлечения родителей с целью заинтересовать подростка другими сферами жизни;

Рекомендации родителю в конфликте, виновником которого является учитель : важно оценить ситуацию спокойно, реально и объективно; необходимо провести беседу с учителем и выяснить причину конфликта; скандальное поведение, ругань и хамство ни к чему не приведут; после определения причины попытаться найти общую цель и возможности выхода из конфликта, выстроить конструктивную модель поведения всех участников конфликта; не стоит торопиться менять учителя или школу; подобная стратегия может только навредить, ведь ребенку придется выстраивать отношения в новом коллективе, а ведь так важно сформировать социальные навыки, в том числе, и поведение в конфликтной ситуации. Бизнес не дает ожидаемых результатов из-за постоянных стычек персонала? Читай об управлении конфликтами и стрессами на предприятии. Какова польза конфликта в организации? Узнай в статье. О способах ухода от конфликтов читай далее.

Рекомендации родителю, если в конфликте виноват ребенок : провести спокойную беседу с ребенком на предмет выяснения проблемы; в процессе разговора не должно быть язвительных реплик, угроз и саркастических замечаний; ситуация требует объективного анализа, а не переживаний по поводу последствий; родители должны подсказать ребенку о необходимости извинения перед учителем (присутствие родителей при этом возможно только по просьбе ученика). Родителям стоит выстраивать гармоничные и доброжелательные отношения с учителем. В таком случае вероятность появления конфликтов сводится к минимуму, а если они и возникают, то быстро и конструктивно разрешаются.

В.М.Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:

· позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;

· позиция нейтралитета - педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;

· позиция избегания конфликта - педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;

· позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.

Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать и управлять конфликтом.

Однако педагогу достаточно часто не хватает культуры и техники взаимодействия с воспитанниками, что приводит к взаимному отчуждению. Человек с высокой техникой общения характеризуется стремлением не только верно разрешать конфликт, но и понять его причины. Для разрешения конфликтов среди подростков весьма уместен метод убеждения как путь примирения сторон. Он помогает показать подросткам нецелесообразность некоторых форм, которые они используют для разрешения конфликта (драки, присвоение кличек, запугивание и т.п.). В то же время педагоги, используя этот метод, допускают типичную ошибку, ориентируясь только на логику своих доказательств, не учитывая взглядов и мнений самого подростка. Ни логика, ни эмоциональность не достигают цели, если педагог игнорирует взгляды и опыт воспитанника.

По своей направленности конфликты делятся на следующие виды:

социально-педагогические - они проявляются как в отношениях между группами, так и с отдельными людьми. В основе этой группы лежат конфликты - нарушения в области взаимоотношений. Причины взаимоотношений могут быть следующими: психологическая несовместимость, т.е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающего у одной из сторон или одновременно у каждой из них неприятные эмоциональные состояния. Причинами может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих;

психолого-педагогические конфликты - в их основе лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений;

социальный конфликт - ситуативные конфликты от случая к случаю;

психологический конфликт - происходит вне общения с людьми, происходит внутри личности.

Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в своей основе одну из следующих психологических причин:

Особенности педагогических конфликтов

Среди них можно выделить следующие:

ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь ОУ -- модель общества, где обучающиеся усваивают нормы отношений между людьми;

участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель -- ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами подростка” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний подростка, а подростку -- справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

присутствие других сверстников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы подростка как формирующейся личности;

контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность у подросткам обосновать свои претензии, “выпустить пар”;

не приписывать подростку свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);

не оскорблять подростка (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);

стараться не выгонять подростка из кабинета;

по возможности не обращаться к администрации;

не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности,

давать оценку только его конкретным действиям;

дать себе и подростку право на ошибку, не забывая что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”, мы все люди;

независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с подростком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к подростку);

не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИЕСЯ ЧАСТО СТАЛКИВАЮТСЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ.ОДНАКО ПРИ ЭТОМ СЛЕДУЕТ СТРЕМИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ КОНФЛИКТ ПРОИСХОДИЛ В ДЕЛОВОЙ СФЕРЕ И НЕ ПЕРЕТЕКАЛ В ЛИЧНОСТНУЮ.

КОНФЛИКТУЙТЕ КУЛЬТУРНО И НЕ ПЕРЕХОДИТЕ НА ЛИЧНОСТИ.

НАПРИМЕР, ВЫРАЖАЯ ПОРИЦАНИЕ ПОДРОСТКУ, ОБСУЖДАЙТЕ ТОЛЬКО ЭТОТ ВОПРОС И НЕ ЗАТРАГИВАЙТЕ ЕГО ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ, ПОДРОСТОК ОБИДИТСЯ, ОЖЕСТОЧИТСЯ И ВАША ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА БУДЕТ ИМЕТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ВМЕСТО ПОЗИТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ, ПОДРОСТОК ПОДЧЕРКНУТО БУДЕТ НАРУШАТЬ ДИСЦИПЛИНУ И Т.П.

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ:

«ТЫ - ГРУБЫЙ, НЕВОСПИТАННЫЙ. ПО … ТЫ ПОЛУЧАЕШЬ ОДНИ ДВОЙКИ! ТЫ ЛЕНТЯЙ! НЕ МОЖЕШЬ ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ ВЫУЧИТЬ ЗАДАНИЕ! А ЕЩЕ РАЗГОВАРИВАЕШЬ, КОГДА НАДО СИДЕТЬ И СЛУШАТЬ!»».

НЕОБХОДИМО ГОВОРИТЬ ПРИМЕРНО СЛЕДУЮЩЕЕ:«ДАВАЙ ВМЕСТЕ ПОДУМАЕМ, ПОЧЕМУ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ С …? ТЕБЕ НЕИНТЕРЕСНО, ИЛИ ТЫ ЧТО-ТО НЕ ПОНИМАЕШЬ? ТЕБЕ НУЖНА ПОМОЩЬ?»

СБЛИЖЕНИЮ ПОЗИЦИЙ УЧИТЕЛЯ И ПОДРОСТКА, ВЗАИМОПОНИМАНИЮ ПОМОГУТ НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ:ПОСТАРАЙТЕСЬ НАЗЫВАТЬ ПОДРОСТКА ПО ИМЕНИ, ДАЖЕ ТОГДА, КОГДА ВЫ СЕРДИТЫ НА НЕГО.

ЭТО ПРИДАСТ ОБРАЩЕНИЮ К НЕМУ ЛАСКОВО-ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ОБЪЕДИНИТ С ПОДРОСТКОМ.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И УМЕНИЕ СЛУШАТЬ.

НЕ ТОЛЬКО СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ, НО И МИМИКА, ТОН, ИНТОНАЦИЯ РЕЧИ.

ПРИЕМ «ВОЗВРАТ ЭМОЦИЙ» - ОТКЛИК НА ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКА.

НАКАЗАНИЕ. ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ УЧИТЕЛЯ СЧИТАЮТ НАКАЗАНИЕ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ВОЗДЕЙСТВИЯ. ОНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ЭТИМ БУДЕТ ДОСТИГНУТО НЕПОВТОРЕНИЕ ПОСТУПКА, ЧТО ЭТО УСТРАШИТ ПОДРОСТКА.

НО ВЕСЬ ВОПРОС В ТОМ, КАКОЙ СЛЕД ПЕРЕЖИВАНИЙ ОСТАЕТСЯ В ДУШЕ ПОДРОСТКА ПОСЛЕ НАКАЗАНИЯ: РАСКАЯНИЕ? ЗЛОБА? СТЫД? СТРАХ? ОБИДА? ВИНА? АГРЕССИЯ?

А.С. МАКАРЕНКО ПИСАЛ: «КАК БЫ НИ СТРОГО БЫЛ НАКАЗАН ВОСПИТАННИК, НАЛОЖЕННОЕ НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО ВСЕГДА РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТ ДО КОНЦА, БЕЗ ВСЯКИХ ОСТАТКОВ. УЖЕ ЧЕРЕЗ ЧАС ПОСЛЕ НАЛОЖЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НУЖНО БЫТЬ С ВОСПИТАННИКОМ В НОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ».

«…НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО РАЗРЕШИТЬ И УНИЧТОЖИТЬ ОТДЕЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И НЕ СОЗДАВАТЬ НОВЫХ КОНФЛИКТОВ». ТАК КАК ИХ РАЗРЕШИТЬ БУДЕТ ТРУДНЕЕ - ВЕДЬ КОНФЛИКТЫ СТАНОВЯТСЯ ЗАТЯЖНЫМИ, ДЛИТЕЛЬНЫМИ, ШИРОКИМИ.

Специфика урегулирования педагогических конфликтов.

В социальной психологии и педагогике выделено пять типов отношений:

отношения диктата - строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-деловом общении;

отношения нейтралитета - свободное общение с учениками на интеллектуально - познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность;

отношения опеки - забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями;

отношения конфронтации - скрытая неприязнь к ученикам, постоянное недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон в общении;

отношения сотрудничества - соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении.

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ ПИСАЛ: «КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И РЕБЕНКОМ, МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И РОДИТЕЛЯМИ, ПЕДАГОГОМ И КОЛЛЕКТИВОМ – БОЛЬШАЯ БЕДА ОУ. ЧАЩЕ ВСЕГО КОНФЛИКТ ВОЗНИКАЕТ ТОГДА, КОГДА УЧИТЕЛЬ ДУМАЕТ О РЕБЕНКЕ НЕСПРАВЕДЛИВО. ДУМАЙТЕ О РЕБЕНКЕ СПРАВЕДЛИВО – И КОНФЛИКТОВ НЕ БУДЕТ. УМЕНИЕ ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА – ОДНА ИЗ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МУДРОСТИ УЧИТЕЛЯ. ПРЕДУПРЕЖДАЯ КОНФЛИКТ, ПЕДАГОГ НЕ ТОЛЬКО СОХРАНЯЕТ, НО И СОЗДАЕТ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СИЛУ КОЛЛЕКТИВА»

(СУХОМЛИНСКИЙ В.А. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КОЛЛЕКТИВА. – М., 1981.)

Существуют конфликты не только между учителем и учеником, но и ученик – ученик.

С. Шенкман предлагает следующие способы преодоления конфликтных ситуаций

    Не оставаться наедине со своими неприятностями. Надо рассказать о неприятностях человеку, которому вы доверяете. В трудную минуту особенно важно почувствовать участие, искреннюю заинтересованность в твоих делах другого человека.

    Уметь вовремя отвлечься от своих забот. Заняться каким-то требующим внимания делом, привычной работой.

    Не позволять себе раздражения, гневного состояния.

    Не упрямиться, не позволять себе быть капризным.

    Нельзя быть совершенством во всем всегда. Не ругать себя, если что-то не получается на высоком уровне.

    Не предъявлять чрезмерных требований окружающим, принимать людей такими, какие они есть.

В ссоре старайтесь говорить только о самом разногласии. Ни в чем не обвиняйте оппонента. Не говорите друг другу обидных слов. Это поможет вам сохранить конфликт на деловом уровне, не “спуститься” на личностный уровень конфликта.

Психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта:

Конкуренция – человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.

Избегание – когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.

Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.

Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

Компромисс – партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров.

Вот основные типы и причины конфликтов у подростка:

    внутриличностный конфликт – такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом.

    межличностный конфликт – когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются взгляды и цели таких людей

    конфликт между личностью и группой – может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе…несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы

    межгрупповой конфликт – возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп

Педагогический конфликт – отдельный частный вопрос в системе воспитательного процесса, вырванный из крепкой связи его с другими вопросами чисто теоретическим путем, как бы предполагающим возможность его существования и разрешения автономным путем. Возможно это лишь теоретически, на практике же конфликты и конфликтные ситуации следует и удается разрешать и урегулировать только во взаимосвязи со всем воспитательным процессом. Только "разумный" может предвидеть; только "моральный" может ориентироваться на интересы "Другого"; и лишь "творческий" созидает выход из создавшихся обстоятельств, поставивших людей на полюсные точки противоречия.

Проявить любовь . Все ученики должны быть любимы классным руководителем, даже если они мятежники, и это очень трудно. Несмотря на плохое поведение, можно пытаться оказывать внимание такому ученику. Очень важно уметь слушать. У подростков есть что сказать. Порой это неприятные слова. Но следует запастись огромным терпением. Надо дать понять подростку, что его не просто слушают, но и слышат.

В разговоре с мятежным учеником важно постараться дать ему понять, что преподавателю небезразличны его внутренние переживания, что он принимает искреннее участие в нем. Подростки должны знать, что классному руководителю небезразлично, что с ними происходит, что все его слова и действия продиктованы заботой об обучающихся.

В юношеском возрасте нуждаются в большем участии и заботе, чем в детстве, потому что в этом переходном периоде подростки чувствуют себя растерянными, слабыми и беспомощными. Им еще не хватает смелости и твердости в принятии решений, необходимы поддержка и помощь взрослых, в том числе и преподавателей.

Обучающихся надо хвалить. Мятежники не всегда во всем плохи. Наверняка найдется что-то, что они делает хорошо. Важно замечать это и говорить об этом. Кроме того, следует проявлять одобрение во всех хороших начинаниях. Надо уметь по-доброму говорить с подростками, когда они осознают, что поступили плохо.

Быть миротворцем. Учитель не просто должен утешать, успокаивать или говорить приятные слова. Чтобы устанавливать мир, надо иметь его в собственной душе. Невозмутимость преподавателя очень важна. Его спокойствие должно быть заразительным. Если в ответ на выходки подростков классный руководитель сам начинает раздражаться, сердиться, гневаться, он не сможет утихомирить бурю чувств в душах других. Между тем сохранение спокойствия в ответ на проявление ярости со стороны подростков поможет умерить их гнев.

Быть миротворцем - значит, не отвечать оскорбительными или гневными словами в ответ на оскорбления и ругань подростков, не поддаваться тем же эмоциям, что владеют их сердцами в моменты мятежа.

Если в группе поднялся мятеж, это еще не означает, что классный руководитель плохо справляется со своими обязанностями. Следует относиться к этому как к проблеме во взаимоотношениях. Таких проблем с подростками никто не может избежать, не важно, хороший преподаватель или плохой.

Замечая негативное в характере подростков и в их поведении, классный руководитель не должен отчаиваться и падать духом. Необходимо понимать, что такое состояние свойственно данному возрасту. Не надо смущаться, встречаясь лицом к лицу с раздражением или гневом подростков. Надо понимать, что это естественно для их эмоциональности.

Несмотря на советы и замечания, подростки будут продолжать делать ошибки и плохие поступки. У каждого из них будут свои слабости. Классный руководитель не в состоянии управлять решениями, которые они будут принимать. Поэтому он может быть расстроен, огорчен поведением своих обучающихся, но это не должно его удивлять, а тем более приводить в отчаяние.

Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, будущие педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.

В многочисленных публикациях о проблемах современного образования часто отмечается, что главная ее беда - это отсутствие у педагога интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, отсюда и конфликты между педагогами и учениками, ОУ и семьей. В этом прежде всего проявляется не столько нежелания учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешение многих конфликтов.

Учитель должен не только хорошо объяснять предмет, но и найти подход к каждому ученику.
В каких случаях уместно использование различных стратегий?

Стратегия поведения

Уместность применения

Неуместность применения

1 Соперничество

ЕСЛИ

    критическая ситуация

    Вы уверены в своей правоте, и правота значит для вас больше, чем развитие отношений

    Вы имеете заведомо более сильные позиции, чем Ваши оппоненты

    дело не очень серьезное и другим людям безразлично, чем оно кончится

ЕСЛИ

    попытки сотрудничества еще не были предприняты

    важно участие других и развитие отношений

    слишком часто применяется

    в результате этого оппоненты «потеряет лицо», утратят уважение к себе

2 Сотрудничество

ЕСЛИ

    сама проблема также важна, как и отношения

    важно участие и сотрудничество

    необходим творческий выход из положения

    есть время и энергия на обсуждения

    есть надежда удовлетворить все требования

ЕСЛИ

    недостаточно времени

    проблема маловажная

    ситуация перегружена «разбирательствами»

    стремления другой стороны неоправданны

3 Компромисс

ЕСЛИ

    участие других важно, но времени недостаточно

    хоть какое-то решение предпочтительней полного застоя

    попытки сотрудничества могут быть интерпретированы как соперничество, напор

ЕСЛИ

    творческий выход из положения совершенно необходим

    последствия компромисса для Вас неприемлемы

4 Уход от конфликта (уклонение)

ЕСЛИ

    проблема маловажная

    дальнейшее развитие отношений маловажно

    времени недостаточно и решения необязательны

    Вы не располагаете реальной властью, но все равно хотите предотвратить действия Вашего оппонента

ЕСЛИ

    и само депо, и развитие отношений для вас важны

    оно применяется по привычке по отношению к большинству проблем (ибо ведет к взрывам или замораживанию отношений)

    результатом может стать неприятный осадок как следствие отрицательных эмоций

    люди нуждаются в продуманно организованном столкновении лицом к лицу.

5.Уступка

(приспособление)

ЕСЛИ

    дело Вас практически не трогает

    Вы бессильны и не хотите предотвратить действия Вашею оппонента

ЕСЛИ

    в результате Вы затаите ненависть

    этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других (Результат - депрессия и потеря уважения к себе)

Рекомендации для учителя по предупреждению конфликтов

В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе. Необходимо помнить, что конфликт легче предупредить, чем устранить, а для этого необходимо соблюдать ряд простых истин:

1-воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

2-не делать поспешных выводов;

3-при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон;

4-научиться ставить себя на место другой стороны;

5-не давать конфликту разрастись;

6-уважительно относиться к подростку;

7-всегда искать компромисс;

8-преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация.

9-необходима разработка индивидуальной лексики приспособления к объекту воздействия, приемы их чередования, уместность использования.

10-главный способ бесконфликтного педагогического общения - формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства.

Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо:

учитывать интересы друг друга;

умение воспринимать критику своих коллег;

вежливое, тактичное отношение друг к другу, уважение к коллегам;

дисциплинированность в работе.

Рекомендации учителю для разрешения конфликта со студентом-провокатором:

- недопустимо давление на подростка, это только вызовет еще больший негатив;

- не следует требовать от подростка публичных извинений и признания своих ошибок;

- важно дать подсказку к выстраиванию алгоритма правильных действий со стороны подростка;

- необходимо выстроить диалог с подростком, тон разговора должен быть спокойный и доброжелательный;

разговор должен быть предметным, конкретным;

- возможно, появится необходимость привлечения родителей с целью заинтересовать подростка другими сферами жизни;

- хороший пример в этом случае – спортивная секция;

- важно уметь слушать и слышать подростка!

Библиографическийсписок

1. Банькина,С.В. Педагогическаяконфликтология: состояние, проблемыисследованияиперспективыразвития.-М.,2001.-с.373-394

2. Валяев,А.М.Формированиепрактическойготовностипедагогакуправлениюмежличностнымиконфликтамившколе.-М.,2007.- с.10

3. Кузьмина, Н.В.Психология-производствуивоспитанию.-Л.,1977.-с.212

4. Лукашонов,О.Н.,Щуркова,Н.Е. Конфликтологическийэтюддляучителя.-М.,1998.-с.13

5. Петровский,А.В.,Ярошевский,М. Краткийпсихологическийсловарь.-М.,1986.-с.153

6. Рыбакова, М.М. Конфликтивзаимодействиевпедагогическомпроцессе.- М.,1991.-с.43-51,100-104

Title: Road transport in Russia: problems and prospects Title Автомобильные перевозки в России: проблемы и перспективы

11.06.14 Першина Елена Геннадьевна, Плешкова Наталья Анатольевна, Масленников Павел Васильевич Pershin Elena G.
Pleshkova Natalia A.
Maslennikov Pavel

В статье рассматриваются основные проблемы рынка автомобильных перевозок в России и в Сибири. Дается оценка рынка автоперевозок и рассматриваются возможные пути решения данных проблем. This paper examines the main challenges the road transport market in Russia and Siberia. Assesses the road transportation market and examines possible solutions to these problems.

УДК 658.7: 623.437 Автомобильные перевозки в России: проблемы и перспективы Road transport in Russia: problems and prospects Першина Елена Геннадьевна к.т.н., доцент [email protected] Плешкова Наталья Анатольевна к.т.н., доцент [email protected] Масленников Павел Васильевич к.э.н., доцент [email protected] ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности» Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы рынка автомобильных перевозок в России и в Сибири. Дается оценка рынка автоперевозок и рассматриваются возможные пути решения данных проблем. Abstract: This paper examines the main challenges the road transport market in Russia and Siberia. Assesses the road transportation market and examine...

Ключевые слова Автомобильные перевозки, транспорт, грузы, региональный рынок, автотранспортные предприятия, экспедиционные компании. Keywords: Road transport, transportation, freight, regional market, road transport companies, expeditionary companies.

  • Анализ текущего состояния информационной логистики в России.

    Title: Analysis of the current state of information logistics Russia Title Анализ текущего состояния информационной логистики в России.

    20.03.14 Гришин Дмитрий Сергеевич Grishin Dmitry Sergeevich

    Статья содержит аналитический обзор текущего состояния информационной логистики, использование и внедрение информационных систем, использования комплексного инструментария информационной логистики поорганизации оптимального движения информациина субъектах хозяйствования Российской Федерации. В статье выявлены проблемы, а так же положительные тенденции. This article contains an analytical overview of the current state of information logistics, use and implementation of information systems, an integrated logistics information tools for organizing the optimal flow of information on the economic entities of the Russian Federation. In the article the problems, as well as positive trends.

    Анализ текущего состояния информационной логистики в России. Analysis of the current state of information logistics Russia. ГришинДмитрийСергеевич аспирант кафедры «макроэкономического планирования и прогнозирования» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ" Шифр специальности:08.00.05 89093091187 [email protected] Grishin Dmitry Sergeevich graduate student of "macroeconomic planning and forecasting " Private educational institution of higher education "University Management" TISBI " Specialty code: 08.00.05 89093091187 [email protected] Аннотация. Статья содержит аналитический обзор текущего состоя...

    Ключевые слова Keywords: informationlogistic,logistics, e-commerce,supply chain, information system, information technologies.

  • Безопасность и надежность как ключевые категории товародвижения в международной торговле

    Title: SECURITY AND RELIABILITY AS KEY CATEGORIES OF MERCHANDISING IN INTERNATIONAL TRADE Title Безопасность и надежность как ключевые категории товародвижения в международной торговле

    03.12.14 Суржиков Михаил Андреевич Michael Surzhikov

    Статья посвящена проблемам безопасности и надежности процессов товародвижения в международной торговле. Рассматриваются основные положения стандартов безопасности цепей поставок, а также проблемы связанные с надежностью процессов производства и товародвижения, оказывающие влияние на коммерческую составляющую, которая определяет конкурентоспособность продукции на рынке товаров и услуг. The article is devoted to the security and reliability of the processes of product movement in international trade. The main provisions of the supply chain security standards, as well as problems of production processes and product distribution reliability, affecting the commercial component, which determines the competitiveness of the products on the market for goods and services are considered.

    БЕЗОПАСНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВЫЕ КАТЕГОРИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ SECURITY AND RELIABILITY AS KEY CATEGORIES OF MERCHANDISING IN INTERNATIONAL TRADE Суржиков Михаил Андреевич Доктор экономических наук, доцент декан факультета менеджмента и предпринимательства Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) [email protected] [email protected] Аннотация Статья посвящена проблемам безопасности и надежности процессов товародвижения в международной торговле. Рассматриваются основные положения стандартов безопасности цепей поставок, а также проблемы связанные с надежностью процессов производства и товародвижения, оказывающие влияние на коммерческую составляющую, которая определяет конкурентоспособ...

    Ключевые слова международная торговля, товародвижение, надежность, безопасность, цепь поставок, конкурентоспособность, рынок. Keywords: international trade, merchandising, reliability, security, supply chain competitiveness, market.

  • Инновационные решения для оснащения складского объекта

    Title: Innovative solutions for equipping of a storage facility Title Инновационные решения для оснащения складского объекта

    16.03.19 Габудина Алена Алексеевна, Каменцева Анна Александровна, Коровин Евгений Александрович Gabudina Alena Alexeevna
    Kamentseva Anna Alexandrovna
    Korovin Evgeny Alexandrovich

    В статье рассмотрены инновационные решения для оснащения логистического склада на примере центра для складирования и снабжения промышленными товарами, расположенного в ХМАО. Предлагаемые решения основываются на передовых технологиях, применимых в том числе и в сложных климатических условиях. The article deals with innovative solutions for equipping a logistics warehouse on the example of the center for warehousing and supply of industrial goods, located in the Khanty-Mansiysk. The proposed solutions are based on advanced technologies applicable in difficult climatic conditions.

    Инновационные решения для оснащения складского объекта Innovative solutions for equipping of a storage facility ГабудинаАленаАлексеевна Gabudina Alena Alexeevna к.э.н., доцент кафедра «Управление строительством и ЖКХ» ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» г.Тюмень, e-mail: [email protected] КаменцеваАннаАлександровна Kamentseva Anna Alexandrovna Магистрант ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» г.Тюмень, e-mail: [email protected] Коровин Евгений Александрович KorovinEvgenyAlexandrovich ст.преподаватель кафедра «Управление строительством и ЖКХ» ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» г.Тюмень, e-mail: [email protected] Аннотация. В статье рассмотрены инновационные решения для оснащения логис...

    Ключевые слова складское оборудование, складская логистика, современный склад, логистический центр, складские технологии, инновационные технологии. Keywords: warehouse equipment, warehouse logistics, modern warehouse, logistics centre , warehouse technologies, innovative technologies.

  • Title: Institutions and institutional flows logistics system Title Институты и институциональные потоки логистической системы

    15.05.13 Магомедов Али Магомедович Magomedov A.M.

    В статье исследуется развитие логистики с позиций институционализма и влияние институциональной среды на логистизацию экономики. На примере эволюции логистических концепций и логистических систем дана характеристика институтов и институциональных изменений в логистике. Дается определение институциональному потоку, как одному из объектов логистических систем и обосновывается необходимость управления институциональными потоками. This article examines the development of logistics in terms of institutionalism and the impact of the institutional environment for the use of logistics in the economy. On the example of the evolution of logistics concepts and logistics systems the characteristic of institutions and institutional change in logistics. The definition of institutional flow as one aspect of the logistics and rationale for management of institutional flows.

    Институты и институциональные потоки логистической системы Магомедов Али Магомедович, к. э. н., профессор, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, кафедра «Экономика фирмы» E-mail: [email protected] Аннотация В статье исследуется развитие логистики с позиций институционализма и влияние институциональной среды на логистизацию экономики. На примере эволюции логистических концепций и логистических систем дана характеристика институтов и институциональных изменений в логистике. Дается определение институциональному потоку, как одному из объектов логистических систем и обосновывается необходимость управления институциональными потоками. Ключевые слова: институционализм, институциональная среда, логистика, институц...

    Ключевые слова институционализм, институциональная среда, логистика, институциональные потоки, логистическая концепция управления институциональными потоками. Keywords: institutionalism, institutional environment, logistics, institutional flows, logistics management concept institutional flows.

  • Использование логистики в строительстве в условиях кризиса

    Title: The use of logistics in building in the conditions of crisis Title Использование логистики в строительстве в условиях кризиса

    28.05.15 Борисова Людмила Александровна Borisova Lyudmila Alexandrovna

    В условиях кризиса многие компании ищут пути выхода из него с наименьшими для себя потерями. В качестве одного из направлений, способствующего «выживанию» предприятия в сложившихся условиях является использование логистики, имеющей свою специфику в условиях строительного производства. В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием системы логистического менеджмента в строительстве, его особенности и направления, адекватные современному строительному производству. A lot of companies search for the ways out from the crisis with the fewest losses in the condition of crisis. One of the directions encouraging “the survival” of an enterprise in the current situation is the use of logistics having its own specification in the condition of building production. The problems concerning the functioning of management logistics system in building, its peculiarities and directions adequate to modern building production have been considered in the paper.

    Использование логистики в строительстве в условиях кризиса The use of logistics in building in the conditions of crisis Борисова Людмила Александровна к.э.н., доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС ДГИНХ, г.Махачкала [email protected] Borisova Lyudmila Alexandrovna Ph.D., docent, senior research assistant, Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, DSINE, Makhachkala [email protected] Аннотация В условиях кризиса многие компании ищут пути выхода из него с наименьшими для себя потерями. В качестве одного из направлений, способствующего «выживанию» предприятия в сложившихся условиях является использование логистики, имеющей свою специфику в условиях строительного производства. В статье рассматриваютс...

    Ключевые слова логистика, логистический менеджмент, логистика в строительстве, строительное производство, аутсорсинг логистических функций, контрактный аутсорсинг Keywords: logistics, logistics management, logistics in building, building production, outsourcing of logistics functions, contract outsourcing

  • Исторические аспекты развития информационной логистики

    Title: Historical aspects of the logistics information Title Исторические аспекты развития информационной логистики

    07.03.14 Бикмуллин Альберт Лутфуллович, Гришин Дмитрий Сергеевич Dmitry Grishin
    Grishin D.S.

    Статья содержит анализ содержательного понятия информационная логистика, историко-эволюционный анализ прикладного научного направления информационная логистика, в статье рассматривается прогноз дальнейшего развития информационной логистики. The article analyzes the notion of meaningful information logistics, historical and evolutionary analysis of applied research direction information logistics. The article considers the outlook for further development of information logistics.

    Исторические аспекты развития информационной логистики Historical aspects of the logistics information Гришин Дмитрий Сергеевич аспирант кафедры «макроэкономического планирования и прогнозирования» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ" Шифр специальности:08.00.05 [email protected] Аннотация. Статья содержит анализ содержательного понятия информационная логистика, историко-эволюционныйанализ прикладного научного направления информационная логистика, в статье рассматривается прогноз дальнейшего развития информационной логистики. Abstract. The article analyzes the notion of meaningful information logistics, historical and evolutionary ...

    Ключевые слова информационная логистика, логистика, электронная коммерция,логистические цепи, информационные системы, информационные технологии. Keywords: information logistic, logistics, e-commerce,supply chain, information system, information technologies

  • К вопросу о диалектическом структурировании логистики

    Title: To the question about the dialectical structuring of logistics Title К вопросу о диалектическом структурировании логистики

    13.01.17 Храмцова Елена Романовна Khramtsova Elena R.

    В статье, на основе системного многоуровневого подхода, рассматриваются вопросы структурирования логистики как науки и практической деятельности. Обобщаются взгляды современных ученых на процесс структурирования. Выявляется неоднозначность научного восприятия системной целостности логистики, разноплановость трактовок ее структуры и составных элементов. Отдельное внимание уделяется исследованию мезоуровня логистики, его особенностей, структурных элементов. In article on the basis of a systematic multi-layered approach considers the structuring of logistics as a science and practical activities. Summarizes the views of modern scientists on the process of structuring. Revealed the ambiguity of the scientific perception of system integrity logistics, the diversity of interpretations of its structure and constituent elements. Special attention is paid to the study of meso-level logistics, its features, structural elements.

    К вопросу о диалектическом структурировании логистики To the question about the dialectical structuring of logistics Храмцова Елена Романовна Khramtsova Elena R. д.э.н., профессор кафедры коммерции, сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», Самара E-mail: [email protected] Аннотация В статье, на основе системного многоуровневого подхода, рассматриваются вопросы структурирования логистики как науки и практической деятельности. Обобщаются взгляды современных ученых на процесс структурирования. Выявляется неоднозначность научного восприятия системной целостности логистики, разноплановость трактовок ее структуры и составных элементов. Отдельное внимание уделяется исследованию мезоуровня логистик...

    Ключевые слова Структурирование, логистика, экономика, система, макрологистика, мезологистика, микрологистика, мезоэкономика, корпоративная логистика, региональная логистика Keywords: Structuring, logistics, economy, system, macrologistics, netlogistics, mikrologistika, meso-еconomics, corporate logistics, regional logistics.

  • К вопросу обоснования концептуального развития мезоуровневых маркетинго – логистических систем продвижения продукции

    Title: About the matter of concept development in the sphere of middle level marketing logistical systems according to production promotion. Title К вопросу обоснования концептуального развития мезоуровневых маркетинго – логистических систем продвижения продукции

    10.04.12 Федько Валерий Павлович, Костоглодов Дмитрий Дмитриевич, Федько Юлия Валерьевна Fedko V.P.
    Kostoglodov D.D.
    Fedko Yu. V.

    Статья посвящена исследованию мезоуровневых маркетинго - логистических систем в регионах с разработкой концептуальных подходов по их функционированию, с актуализацией как уровня логистической организации хозяйства в регионах, так и уровня развития маркетинга на основе сопряжения целей и задач развития маркетинго – логистической инфраструктуры. The given article deals with the research of middle level marketing logistical systems in some regions in the sphere of conceptual approaches according to their functioning. The author stresses the fact that it is necessary to connect together marketing and logistical processes in production promotion.

    К вопросу обоснования концептуального развития мезоуровневых маркетинго – логистических систем продвижения продукции About the matter of concept development in the sphere of middle level marketing logistical systems according to production promotion. Федько Валерий Павлович доктор экономический наук, профессор кафедры Маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). Костоглодов Дмитрий Дмитриевич доктор экономический наук, профессор, заведующий кафедры Маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). Федько Юлия Валерьевна ассистент кафедры Маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). Annotation Статья посвящена...

    Терентьев Антон Николаевич Terentyev A.N.

    Высокая конкуренция на рынке авиаперевозок как внутри так и за пределами России, волатильность цен на ГСМ, ужесточение экологических норм заставляют модернизировать авиастроение и парки воздушных судов. Однако в России эти экономические стимулы не проявляют себя должным образом. Отечественным авиакомпаниям требуется, в первую очередь, обновлять воздушные суда, строить технические базы и внедрять топливно-эффективные технологии. В связи с наличием кризисных явлений в отрасли происходит недооценка отечественных публичных авиакомпаний. Факторы, влияющие на стоимость имущественного комплекса авиакомпаний, которые проявляются в снижении капитализации, исследованы в данной статье. Intense competition in the airline industry both inside and outside Russia , the volatility of oil prices and stricter environmental regulations forced to upgrade aircraft industry and fleets . However, in Russia these economic incentives do not show up properly. Domestic airlines need , first of all , update aircraft technical base to build and deploy fuel-efficient technology. Due to the crisis in the industry underestimated the national public airlines. Factors affecting the value of the property complex of the airlines , which are manifested in the reduction of capitalization airlines examined in the article. .

    Капитализация российских авиакомпаний в условиях отраслевого кризиса Capitalization of Russian airline- ariline industry in crisis Терентьев Антон Николаевич Аспирант кафедры ФГОУВПО Финансовая академия при ПРФ Руководитель проектов ООО «Сбербанк Капитал» г. Москва, ул. Б.Полянка, д.40 стр.4 [email protected] Аннотация: Высокая конкуренция на рынке авиаперевозок как внутри так и за пределами России, волатильность цен на ГСМ, ужесточение экологических норм заставляют модернизировать авиастроение и парки воздушных судов. Однако в России эти экономические стимулы не проявляют себя должным образом. Отечественным авиакомпаниям требуется, в первую очередь, обновлять воздушные суда, строить технические базы и внедрять топли...

    Ключевые слова авиакомпания – авиаперевозки – капитализация – оценка – мультипликаторы – отраслевой кризис Keywords: airline – aviation operations – capitalization – valuation – multiples – sector crisis

  • Что такое Логистика? В настоящее время существует несколько десятков определений термина “ЛОГИСТИКА”. Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и другими потоками.
    Ряд определений рассматривает логистику как науку:
    “Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро- мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей”.
    Другая группа определений трактует логистику как хозяйственную деятельность:
    “Логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств”.
    В 1991г. Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) разработал новую формулировку термина:
    “Логистика – это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов”.
    Данное определение не охватывает абсолютно все специальные понятия, которые входят в функциональную область логистики, оно отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределения готового продукта.

    Логистика обладает рядом функций. На уровне организации бизнеса принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные. К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт.
    В качестве ключевых логистических функций выделяют следующие:

    Поддержание стандартов обслуживания потребителя.
    Управление закупками.
    Транспортировка.
    Управление запасами.
    Управление процедурами заказов.
    Управление производственными процедурами.
    Ценообразование.
    Физическое распределение.

    К вспомогательным (поддерживающим) логистическим функциям относят:

    Складирование.
    Грузопереработку.
    Защитную упаковку.
    Поддержку возврата товаров; обеспечение запасными частями и сервисом.
    Сбор возвратных отходов.
    Информационную поддержку.

    Логистические системы. Цепи поставок.

    Понятие логистической системы является одним из ключевых понятий логистики. Существует несколько определений логистической системы:
    Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
    Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.
    Логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.
    Микрологистические относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например, компании-производителю товара (ассортимента товаров) и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта, соответственно, различают внутренние (внутрипроизводственные) внешние и интегрированные микрологистические системы.
    Макрологистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам. По признаку административно-территориального деления страны различают: районные, межрайонные. городские, областные, региональные, межрегиональные. транснациональные, глобальные. По объектно-функциональному признаку – логистические системы группы предприятий; одной или нескольких отраслей; ведомственные, торговые, военные и т.п.
    Управление цепями поставок (SCM – Supply Chain Management)

    Наряду с понятием логистической системы используется термин логистическая цепь (цепь поставок). Естественно, в реальности организации не действуют изолированно друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материальные ресурсы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям.
    Большинство видов продукции в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей. Скажем, молоко в ходе этого процесса проходят через ферму, молоковоз, молокозавод, разливочное предприятие, оптовую компанию и магазин, прежде чем окажется на нашем столе. Путь зубной щетки начинается в нефтедобывающей компании, а затем проходит через трубопровод, нефтеочистительное предприятие, химический завод, компанию по производству пластмасс, производителя щеток, импортера, оптовую и розничную торговлю, прежде чем закончится в ванной комнате конечного потребителя.
    Для всех этих цепочек деятельности применяются самые разные названия. Когда акцент делается на операциях, говорят “процесс”, когда подчеркивается маркетинг, – “логистический канал”; когда на первое место ставят добавленную ценность, появляется термин “цепочка ценности” (value chain) когда анализируется удовлетворение потребительскою спроса, говорят о “цепочке спроса”, когда рассматривается движение материального потока, используют общий термин – “цепь поставок” (supply chain).
    Цепь поставок – множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических функций и (или) затрат.
    Цепь поставок описывает весь путь материалов, которые они проходят с самого начала до самого конца. На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, операции по доводке, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков, розничную торговлю и множество других операций и участников. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов.
    Структура цепи поставок
    Самый простой способ представить цель поставок – показать, как продукт перемещается через ряд компаний, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой-то компании, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту компанию, называются предыдущими, видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из компании, последующими.
    Предыдущие виды деятельности распределяются по уровням поставщиков. Так, поставщик, отправляющий материалы непосредственно в компанию для осуществления с ней дальнейших операций, называется поставщиком первого уровня; поставщика, отправляющего материалы поставщику первого уровня, называют поставщиком второго уровня; и так далее до первоначального источника материальных ресурсов. Потребители также занимают разные места в общей цепи. Тех из них, кто получает продукт непосредственно после операций, выполненных в компании, называют потребителями первого уровня; те, кто получает этот продукт от потребителей первого уровня, становятся потребителями второго уровня, и т.д. до конечных потребителей.
    Отдельные цепи поставок соединяются друг с другом, чтобы удовлетворить спросы самых разных типов потребителей. Например, производители автомобильных запчастей продают часть своей продукции сборочным заводам, часть – оптовикам для гаражей и авторемонтных предприятий, часть – розничным магазинам для индивидуальных потребителей, а какую-то часть – непосредственно потребителям, пользуясь для этого своими веб-сайтами. Видно, что общая цель поставок разделяется на отдельные ветви, когда один и тот же продукт следует до разных пользователей разными путями. Концепция SCM позволяет эффективно управлять ветвями цепи поставок, сокращая общий уровень затрат и повышая уровень логистического сервиса.

    Экономический эффект от использования логистики
    Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.
    Применение логистики в сферах производства и обращения позволяет:
    - снизить запасы на всем пути движения материального потока;
    - сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
    - снизить транспортные расходы;
    - снизить расходы на хранение или упразднить их;
    - сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

    Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30 – 50%).
    Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:
    ” в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров,
    ” большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий),
    ” в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 – 30% от общего объема издержек.
    Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.
    Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно изготовление продукта труда составляют в среднем от 2 до 5%.
    Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта. Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики – сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.
    Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.
    Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем, так называемых интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.
    Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название “семь правил логистики”:

    1. Продукт – нужный продукт.
    2. Качество – необходимого качества.
    3. Количество – в необходимом количестве.
    4. Время – должен быть доставлен в нужное время.
    5. Место – в нужное место.
    6. Затраты – с минимальными затратами.
    7. Потребитель – нужному потребителю.

    Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т. е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен определенному потребителю в нужное время в нужное место с минимальными затратами.