Зима зимующие птицы подготовительная группа. Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы нашего края»

Айна Исалиева

Тема : «Зимующие птицы »

Цель : всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе .

Задачи :

Область «Познание»

1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах ;

Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

2. Развивать умение сравнивать разных птиц , выделяя общее и различия.

Область «Коммуникация»

1. Развивать фонематический слух.

2. Совершенствование речи детей как средства общения

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы » .

4. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему .

5. Согласовывать им. сущ. с глаголами.

Область «Здоровье»

1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Развитие зрительного и слухового восприятия.

Образовательная область «Труд»

1. Расширение представления детей о труде взрослых.

2. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.

Область «Социализация»

1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

2. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Область «Художественное творчество»

Использование нетрадиционной техники рисования.

Область «Музыка»

Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Материал : халаты, деревья, иллюстрации птиц , мультимедия, листы с восковыми рисунками, гуашь, сигнальные карты

Заходим становимся полукругом.

Ведущий : Ребята, обратите внимание на наших гостей. Давайте поздороваемся и продолжим наше путешествие. - Здравствуйте--- А сейчас я загадаю вам загадку. Послушайте внимательно!

Есть у радости подруга,

В виде полукруга,

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть - тоска её боится.

Что это? (улыбка)

Подарим, друг другу улыбку и хорошее настроением. (Звуки голосов птиц и влетает сорока ) .

Сорока : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это? (Сорока)

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

(Здравствуй, Сорока)

Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, ничего не пойму.

Давайте поможем Сороке разобраться.

Оставайся сорока с нами, мы тебе всё объясним. Давайте все присядем на наши расписные пенечки.

И я тебе больше скажу, что ты правильно прилетела. Ты знаешь, кто занимается изучением птиц ?

Сорока : не знаю

Ребята, а вы знаете?

Орнитолог - это биолог, изучающий птиц . Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. И сегодня, я старший орнитолог, а дети младшие научные сотрудники. Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи

Виолетта кто мы сегодня?

Костя кто мы сегодня?

Ребята, а теперь назовите птиц , которые улетели.

(ласточки, журавли, утки, гуси, скворцы и т. д.)

Какие это птицы ?

(это перелетные птицы )

Почему их так называют?

(потому что они осенью от нас улетают в теплые края, а весной прилетают обратно)

А какие птицы остались ?

(Остались зимующие птицы .)

Назовите их.

(воробей, синица, ворона, голубь, снегирь, дятел и т. д.)

Не легкая жизнь у птиц , которые остаются зимовать в наших краях.

Потому что зима бывает какая? (суровая, вьюжная, морозная) .

Вот поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. - а сейчас посмотрите, как раскрыли клювы птицы и просят о помощи . Какие звуки они произносят (по артикуляции) . Какой звук у этой птицы ?

Я знаю, вы помогаете птицам зимой . - Что вы делаете (Делаем кормушки, развешиваем их на ветках деревьев и насыпаем в них корм.)

А теперь посмотрите на этих птиц . Мы сейчас поиграем в игру «четвертый лишний» . Я буду называть птиц , а вы скажите какая лишняя. Слушайте внимательно….(ворона -сорока-ласточка-голубь; синица –журавль –снегирь – дятел; воробей -сорока-сова-стриж). Молодцы! Видишь сорока как мы хорошо знаем птиц !

Физ. минутка.

Поглядите, боком, боком, /повороты

Ходит ворона мимо окон. /притопы

Скок – поскок, да скок – поскок,

Дайте булочки кусок.

Игра «Отгадайте загадки» .

Присаживаетесь на «пенечки» . И загадайте загадки о птицах , а сорока и дети будут их отгадывать. Кто хочет загадать загадку?

Он по-рабочему одет-

Удобно, просто, ловко,

На нем красный берет

И пестрая спецовка

(Дятел)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку- прыг

И чирикает : «Чик-чирик»

(Воробей)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прыгает она у дома,

А зовут ее? (ворона)

Ну и давайте последнюю загадку.

Эта птица зимующая . У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой . (сорока)

Видишь, мы и про тебя знаем загадку…

Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса ? каждая птица своим особым голосом. Давайте послушаем голоса птиц (ЗАПИСЬ) . Кто это? А это? Молодцы узнали…а теперь скажите

Воробей – что делает? - чирикает

Ворона – что делает? - каркает

Сорока – что делает? - стрекочет

Синица – что делает? - щебечет

Снегирь – что делает? - посвистывает

Дятел – что делает? - трещит

Сова – что делает? - ухает

Игра «Тело буква»

А теперь поиграем в такую игру я буду говорить разными голосами птиц , а вы телом покажите гласную букву звук, который вы услышите. Давайте встанем и немного разойдемся чтобы не мешать друг другу. (ду-ду-ду, кар-кар, чик-чирик, ух-ух,сво-сво) . Молодцы! Сорока тебе нравится у нас?

Сегодня я расскажу вам, какая птица , чем питается?

Корм для птиц буду изображать схемами.

Зернышки и крошки обозначу так :

- Сало, такой схемой :

Ягоды рябины, вот так :

Остатки пищи, таким символом :

Воробьи, голуби питаются зернышками и крошками.

У Синицы любимое лакомство несоленое сало.

Снегири, свиристели и клесты любят клевать ягоды рябины.

Вороны, галки и сороки питаются остатками пищи.

Теперь встаньте и подойдите к столам и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев -

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой наш

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

На столе у нас листочки на которых спрятан корм, если губку в краску обмакнем и по ним мы проведем он проявится. Нам необходимо взять губку обмакнуть в гуашь и слева на право провести по всему листу. Приступаем.

Серёжа, что у тебя получилось? И кого ты этим угостишь? (дети дают полный ответ) и т. д. Молодцы, накормили своих птичек.

Давайте и нашу сороку угостим кусочками яблока.

Сорока : Спасибо.

Пожалуйста.

Ребята возьмите сигнальные карточки и подойдите ко мне. Поиграем в игру «Верю - не верю» . Познакомим сороку с особенностями наших птиц . Если я говорю верный ответ вы поднимаете синий огонек, если не верный то красный огонек.

Клесты выводят птенцов зимой. У синицы желтая грудка. У воробья большой сильный клюв (не верим) . У сороки длинный хвост. У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим) . Ворона питается остатками пищи. Клесты любят семена шишек. Молодцы! Ни кто не ошибся.

Давайте присядем на наши пенечки.

«Паспорт зимующих птиц » . Мультимедия. Схема. картинки

Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц , они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц .

Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился . Что по нему мы можем узнать?

Какие птицы .

Как называются.

Части тела.

Составить рассказ 3 рассказа…

Не спеши сейчас разберемся.

Мультимедия

Ребята каких птиц вы видите ?

А что здесь делает журавль? Давайте отправим его в теплые края.

Сорока : Браво-браво. вот теперь у меня в лесу порядок.

Мы рады были тебе помочь, но к сожалению нам нужно идти дальше в город помогать птицам .

Ребята, что мы будем делать в городе? Ответы…



Конспект НОД для детей подготовительной группы «Дятел - президент зимующих птиц».

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область.
Описание: Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, это помогает им запомнить данную информацию, сравнивать, анализировать, делать обобщения и использовать их на практике.
Цель: вызвать интерес к жизни зимующих птиц.
Задачи:
1. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц, развивать память и внимание.
2. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ, используя условные обозначения.
3. Формировать представления детей о понятиях: слово - предмет, слово - признак, слово - действие.
4. Учить детей заботиться о птицах, получать от этого радость и удовольствие.
Оборудование: набор картин с изображением птиц, картинки «гнезда птиц», аудиозапись: любая спокойная музыка.

Ход занятия.

Воспитатель . Ребята, я хочу рассказать одну занимательную историю о том, как зимующие птицы нашего края выбирали себе президента. Но сначала скажите, каким должен быть президент? Назовите слова - признаки.
Дети. Он добрый, красивый, трудолюбивый, справедливый, бойкий, ловкий, веселый, дружелюбный…
Воспитатель. Президент птиц должен жить в лесу круглый год, чтобы представлять интересы птиц постоянно. И вот кандидатами на роль президента стали… кто?
Дети. Ворона, Воробей, Сорока, Дятел, Сова, Синица, Клест, Снегирь.








(Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц).
Воспитатель. Что можно сказать об этих птицах?
Дети. Эти птицы зимующие.
Воспитатель. Сову, Клеста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь почему?
Дети. Сова - хищная птица, недобрая. Она может обидеть других птиц, и днем она спит. Клест - живет далеко в дремучих сосновых лесах, и у него некрасивый клюв крючком.
Снегирь - кочующая птица, его не бывает в наших лесах летом, а это не подходит для президента.
Воспитатель. Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения, посмотрите, как это происходило, поучаствуйте в конкурсе.
Повторяйте за мной: «На одной ножке покручусь, и в зимующую птицу превращусь». (Дети выполняют задание)
Воспитатель включает музыку, дети начинают медленно двигаться по комнате, изображая птиц. Воспитатель периодически выключает музыку, дети - птицы принимают красивую позу. Когда снова звучит музыка, они двигаются на носочках, кружась, порхая, танцуя. По окончании музыки все садятся на свои места.
Воспитатель. Именно так все и было. Этот конкурс выиграли Сорока, Синица и Дятел. Ворону и Воробья птицы посчитали не очень красивыми, серый, черный и коричневый цвет были не модными в том сезоне.
(Воспитатель убирает картинки этих птиц).
Воспитатель. Остались только три птицы, которые продолжили участие в выборах. Решили птицы проверить, хорошие ли Сорока, Дятел и Синица строители.
(Воспитатель выставила картинки гнезда сороки, синицы, дупло дятла)
Дети рассматривают, делают вывод: Сорочье гнездо и дупло дятла лучше, в них птенцы не намокнут и не замерзнут. (Убирается картинка с синицей).
Воспитатель. Чтобы птицы - зрители не заскучали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им свои музыкальные способности.

Музыкальный аттракцион «Ча - ча - ча и Та -та - та»

Воспитатель. Сорока - стрекотуха предложила всем птицам повторить такой ритм: ча - ча - ча - ча - ча - ча (воспитатель произносит слова, на каждый слог хлопает, дети повторяют не нарушая ритм).
Воспитатель. А лесной барабанщик - Дятел выстучал целое послание. Послушайте и отстучите пальчиками: та - та - та - та - та (дети выстукивают ритмический рисунок).
Воспитатель. Птицы развеселились и в благодарность устроили им аплодисменты, стали хлопать крыльями по своим бокам, вертеть головами из стороны в сторону и улыбаться (дети выполняют)
Воспитатель. В заключении птицы попросили Сороку и Дятла рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу.
Как вы думаете, что они рассказали?
Дети. Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.
Воспитатель. Но тут птицы вспомнили, что сороки могут утащить яйцо из чужого гнезда. И это - нехорошо!
Дети . Дятел - очень полезная птица, его называют лесным доктором.
Воспитатель. Что было бы с лесом, если бы в нем не было дятлов? (Ответ)
Воспитатель. Вот так и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран Дятел. А теперь расскажите, какой он?
Дети. Большой, пестрый, красивый, зимующий, полезный, трудолюбивый, нарядный, элегантный.
Воспитатель. Как он выглядит?
Дети. У дятла модный наряд: сюртучок черный, а на крыльях - рукавичках белые крапинки, рубашечка белая с черными крапинами. На голове красный беретик.
Воспитатель . Чем питается дятел? Как он это делает?
Дети. Он уничтожает много насекомых - вредителей, которые прячутся под корой деревьев, а еще он питается семенами шишек. Найдет в лесу дерево с расщелиной и устроит там свою кузницу: засунет шишку в трещину и все семена выклюет.
Воспитатель. Какую пользу приносит дятел лесу?
Дети. Дятел уничтожает много вредителей и их личинок. Если много дятлов в лесу - значит, деревья будут крепкими и здоровыми. Когда дятел расклевывает шишки, некоторые семена падают на землю и из них вырастают новые деревца.
Воспитатель. Дорогие ребята! Зимующие птицы просили меня передать вам благодарность за доброту и ласку и за то, что кормушки зимой никогда не пустуют. Спасибо!

ГБОУ СОШ № 305 г. Москва

Дошкольное структурное подразделение с группами для детей с ОНР

Опыт работы воспитателя логопедической группы Дворницыной А.Б.

НОД в подготовительной к школе группе

«Птицы – наши друзья»

Программное содержание:

Развивать связную и диалогическую речь;

Развивать коммуникативную функцию речи;

Уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах активизировать словарь по данной теме;

Развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;

Развивать умение ориентироваться на листе;

Познакомить детей с правилами поведения в лесу,

Учить сопоставлять правила с символическими знаками;

Развивать чувство партнерства и сотрудничества;

Воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах;

Оборудование:

Мультимедийная система; заставка с изображением голубя, заставка с изображением зимующих и перелетных птиц, запрещающие знаки (экологические), 2 карточки с изображением ели и дуба, фишки по количеству игр и заданий, картинки с изображением птиц.

Предварительная работа:

чтение художественных текстов; К.Паустовский «Растрепанный воробей», Д. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Птичья столовая», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди, Гадкий утёнок», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», р. н. сказки: «Гуси- лебеди», «Иван царевич и серый волк».

Наблюдение за птицами в природе и на участке детского сада. Рассматривание птиц на иллюстрациях и сюжетных картинках, отгадывание загадок, беседы по теме. Игры: «Узнай по описанию» «Чей домик», «Зоологическое лото», «Птичья полька», «Совушка- сова».

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, к нам в детский сад прилетел почтовый голубь и принес письмо. Интересно о чем оно? Открывайте конверт, доставайте письмо и давайте его прочитаем.

(Воспитатель читает письмо):

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам лесник Иван Иванович. В нашем лесу случилась беда: радуга потеряла свои цвета и птицы перестали петь! И только вы можете вернуть цвета радуге и голоса птицам. Для этого вам нужно выполнить задания, которые находятся в конвертах. Пронумерованные конверты с заданиями я разместил на дереве».

(Воспитатель обращает внимание детей на дерево с конвертами.)

Воспитатель:

Ребята! Как Вы думаете, с которого по счету конверта нам нужно начинать выполнять задания? (ответы детей )

Возьмите конверт, откройте его и достаньте письмо.

(воспитатель читает письмо ):

«Ребята, разместите птиц по местам. Посмотрите, на мольбертах условные обозначения. Рассмотрите их, и скажите, что они означают».

(ответы детей )

Условные обозначения: перелетные птицы –

Зимующие птицы –

Воспитатель:

Ребята, возьмите по одной картинке, рассмотрите, какая на ней изображена птица, и поместите её на мольберт с тем условным обозначением, который её подходит.

(дети выполняют задание)

(после выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что они объединились в две команды)

Воспитатель:

Ребята, у нас стало две команды, придумайте названия своим командам и представьте их (дети договариваются ).

А теперь проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

(После выполнения задания на экране появляется радуга и у нее появляется первая красная дуга!)

Воспитатель:

Ребята, под каким номером будет следующий конверт?

(дети называют номер)

Воспитатель:

Снимайте и открывайте его. Здесь вопросы от Ивана Ивановича.

Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди.

  1. Птица, призванная лучшим певцом в мире?
  2. Птица, лучший почтальон?
  3. Птица, которая не растит своих птенцов?
  4. Какие птицы служили Бабе-Яге.
  5. Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко?
  6. С какой птицей дружит Винни-Пух
  7. Какая птица не летает?
  8. В какую птицу превратился гадкий утёнок?
  9. Какая птица славится своим необычным хвостом?
  10. Птицы, с которыми путешествовал Нильс.
  11. Птицы, которые взяли лягушку в теплые края.
  12. Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком

Воспитатель:

Ребята, вы правильно ответили на все вопросы, и у радуги появился еще один цвет (оранжевый ).

Подойдите к дереву снимайте и открывайте следующий конверт. Под каким он номером? (ответы детей) В нем тоже письмо с заданием от Ивана Ивановича и он предлагает нам игру «Угадай птицу».

Подойдите к столу, на котором лежат картинки. Каждая команда выберет по две картинки с изображением птиц. Первая команда расположит на мольберте одну картинку так, чтобы другая команда не видела ее и сообщит: «Мы загадали картинку, угадайте какую».

Другая команда должна отгадать эту птицу, называя повадки, внешний вид, место обитания и т.д.

(дети выполняют задание, команды работают по очереди )

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, и у радуги появился еще один цвет (желтый ).

Снимайте следующий конверт. Какой он по счету? (ответы детей), что же нам еще предлагает Иван Иванович?

(воспитатель читает письмо):

«Дети, я знаю, что вы любите играть. И предлагаю еще одну интересную игру. Она называется «Птичья полечка». Правила игры таковы: когда звучит музыка, вы танцуйте, но как только музыка прекратится, вы остановитесь, и выполняете движения: если услышите название зимующей птицы – вы присаживаетесь, а если перелетной – разведите руки в стороны. Будьте внимательны! правильное выполнение задания в этой игре, поможет вернуть еще один цвет радуге. Раз, два, три – музыка, звучи!»

(игра повторяется 3-4 раза)

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Вот еще одна дуга радуги заиграла своим цветом! (зеленый )

Нам надо снять следующий конверт под номером… ? Что же еще нам пишет Иван Иванович?!

(воспитатель читает письмо):

«Ребята, в нашем лесу много птиц, как-то они сели в ряд и затеяли спор, какая из них может быть лишней. Помогите им разрешить спор».

Воспитатель:

Ребята, рассмотрите птиц на картинках, расположенных на мольберте, назовите их. Скажите, какая птица может быть лишней, объясните, почему вы так считаете.

(на мольберте выставляются сначала картинки для первой команды, потом для второй, команды выполняют задание по очереди и объясняют свой выбор)

Воспитатель:

Молодцы ребята. В каждом ряду любая птица может быть по определенному признаку лишней, но все птицы важны и нужны!

Вот и радуга изменилась, и у нее появился еще один цвет (голубой ), а нам осталось открыть еще один конверт и он под номером…, снимайте его и давайте прочитаем, что нам еще предлагает выполнить Иван Иванович.

(дети снимают конверт, называют цифру, воспитатель читает письмо):

«Ребята, я предлагаю вам игру, выполнив задания которой вы поможете птицам найти свои дома. Игра называется «Найди дом для птицы», послушайте правила игры, которые вам прочитает воспитатель».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите в центре экрана птица, назовите ее. Вокруг нее картинки с разными гнездами. Рассмотрите их внимательно, найдите гнездо этой птицы и назовите, где оно расположено на экране. Для этого вам нужно пользоваться словами: в верхнем углу слева, справа в среднем ряду, в нижнем ряду посередине …

Воспитатель:

Вы отлично справились с этим заданием, и радуга получила еще один цвет (синий ).

Воспитатель:

А вот и последний конверт, под номером (7), снимайте и открывайте, а в нем какие-то интересные знаки. Рассмотрите знаки и расскажите, что они обозначают? (ответы детей).

Нельзя шуметь в лесу. - Нельзя разжигать огонь

Нельзя разбрасывать мусор - Нельзя разорять муравейники

Не разорять гнезда. - Не стрелять из рогатки

Воспитатель:

Молодцы! Как здорово вы все объяснили!

Так что же нам рассказали знаки? (ответы детей )

Вы справились с последним заданием лесника Ивана Ивановича, и посмотрите: радуга засияла всеми своими цветами! Назовите их. (ответы детей )

А сейчас, прислушайтесь, что мы слышим? (включается запись со звуком пения птиц) (Голоса птиц ).

(ребенок читает стихотворение о птицах )

Валерий Шульжик
«У КАЖДОЙ ПТИЦЫ МУЗЫКА СВОЯ...»

На экране появляется картинка с изображением Лесника,

Воспитатель:

Ребята, Лесник благодарит вас за помощь, посылает вам в подарок книгу «Энциклопедия о птицах».


Цели занятия:

1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».

2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.

5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Предварительная работа : рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, чтение стихов о птицах.

Оборудование : картинки птиц, снежинки, елка, семечки, ягоды, сало, шишки, шаблоны птиц для аппликации, клейстер, кисточки.

Ход.

1 На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам в открытую форточку. Какое чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице! Снежинка везде летает, много видела, много знает. Она познакомит нас с птицами, которые на зиму в тёплые края не улетают, их называют зимующими; расскажет про них. Прослушайте стихотворение и назовите из стихотворения «снежные» слова. Будьте внимательны!

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

Ребята, какие снежные слова вы запомнили?

Снег, снежные, снегурки, снеговик…

А кто запомнил, какая птица упоминалась в стихотворении?

Правильно, снегирь. Обращаю ваше внимание, ребята, что снегирь, птица кочующая, но зимует она у нас.

Молодцы, все снежные слова вспомнили.

2 -Ребята, посмотрите, у меня на доске картинки птиц, но произошла путаница, и зимующие птицы перемешались с перелетными, давайте с вами назовем зимующих птиц, и отметим их снежинкой.

Отмечаем птиц: клест, воробей, снегирь, сорока, ворона, кукушка, синица, дятел.

А почему мы не отметим снежинкой ласточку и журавля?

Правильно, потому что ласточка и журавель птицы перелетные. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

3 -Игра «Разрезные картинки»

Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

А сейчас давайте проведем физкультминутку.

4 Физкультминутка.

Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробом крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы прокормиться.

Мы кормушку смастерим

И насыплем корма им.

5 А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

6 Какой праздник мы с вами недавно отметили?

Правильно, новый год, а сегодня, я украсила елочку для птиц.

На елке висят гирлянда из сала, рябина, хлеб.

Какую птицу мы посадим к рябине?

Правильно снегиря.

А какую птичку мы посадим к хлебу?

Правильно, воробья, сороку.

А кто любит сало, какая птица?

Правильно, синица.

Ребята, а вот в эту кормушку, давайте насыплем семечки и повесим на участке.(Кормушка сделана из коробки).

7 А сейчас Кристина нам расскажет стихотворение З.Александровой

«Новая столовая»

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.

Молодец, ребята, каких птиц мы услышали?

Сорок, воробьев, ворон, синиц, снегирей. Всех вспомнили.

8 Отгадайте загадки

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - … (снегири)

Правильно, снегири.

Послушайте еще:

Прилетели, сели,
Песенку пропели,
Две подружки, две сестрички,
По прозванию - ... .(Синички).

Молодцы, отгадали загадки, а сейчас я вам предлагаю закончить птиц, и сделать им грудки, если красную, получится снегирь, а если желтую получится, кто? Правильно синичка.

А перед тем как начать работу, давайте разомнем наши пальчики.

9Пальчиковая гимнастика.

10 Напоминаю вам, что сначала мы режем нитку, затем аккуратно намазываем работу клеем, и потом приклеиваем нитки. Работаем аккуратно.

Во время выполнения работы звучит музыка голоса птиц.

По окончанию ребята вешают птиц на елку, защепляя прищепкой.

Посмотрите, какие красивые птицы у вас получились, молодцы.

Ребята, посмотрите, а птички для вас приготовили подарки. Достаю коробку под елкой и угощаю детей.

Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы» возраст: 6-7лет

Цель: продолжать формировать основы экологической культуры.
Программное содержание:
расширять представления о зимующих птицах
закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку
активизировать словарь детей
воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Беседа:
-Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и
затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?
-А ведь мы - то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?
-Хотите помочь сороке?
-Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?
Орнитолог - это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.
Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.
- Катя, кто мы сегодня?
- Дима, кто мы сегодня?
-Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
-Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).
-Вот мы с вами и в лесу.
–Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы. Но где - же они?
- А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором
«сидят» птицы).
-Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.
-Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
-По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья)
-Птички в этой стайке разные.
-Давайте познакомимся с ними поближе.
-Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…).
-Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
-Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
-Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
-Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
-Молодцы, ребята.
-Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.
-Почему?
-Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.
- Как назовем их, одним словом?
-Зимующие.
-Почему их так назвали?
-Потому что остаются зимовать.
- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах?
-Да.
-Как же птицы согреваются в морозы?
- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.
-Так, почему же все- таки многие птицы улетают в теплые края?
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
-Почему?
-Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
-Мы с вами тоже старались помочь птицам пережить трудную зиму.
-Давайте вспомним, как мы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.
-Мы сделали для птиц кормушки и каждый день их кормили.
Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться.
У каждой птицы свой любимый корм.
Давайте теперь поиграем и узнаем, запомнили ли вы кто из птиц, чем питается.
Чем питается?......
-Воробей - питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.
-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).
-Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.
- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.
-Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.
-Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим.
Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки
Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени
Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили
-Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
2. Основная часть.
-Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные.
-Загадки вы любите отгадывать?
Игра «Отгадайте загадки»
Отгадывание загадок.
- Присаживаетесь удобнее, я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдете на столе.
И зимой найдет приют
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(снегирь).
2. Окраской – серовата, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(ворона).
3. В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются
(синички).
Синица съедает корма в день столько, сколько (весит сама)..
4. Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый… (воробей)
Если воробьи нахохлились, притихли - будет снег.
6. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
(Сорока.)
Всех этих птиц мы видели у себя на кормушках или просто недалеко на площадке. Не правда ли?
А эта птичка к нам тоже не прилетала, но мы о ней тоже много знаем.
7. Вот птичка, так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Ни лебедь, ни утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка
Выводит птенцов
Только лютой зимой (Клест.)
Клёст выводит своих птенцов - в январские морозы.
А вот эта птица тоже не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло
Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.
Давайте вы все будете маленькими птичками кто-то один - совой.
Физкультминутка
Подвижная игра
«Сова» .
С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
-Ребята, наверняка вы все задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях?
-Ну, конечно, не всё.
Игра «Верю – не верю».
Если утверждение правильно, то вы отвечаете:
«Верю» , а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».
-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
-Синицы любят сало.
-Ворона-это маленькая птица.
Продолжаем играть. Игра «Четвертый лишний».
А теперь, чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете птиц, поиграем в игру «Четвертый лишний». Внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая птица здесь лишняя?
(Дети объясняют свой выбор).
Игра ‘’Поломанные слова’’
(нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы).
ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.
Составление рассказа «Зимующие птицы»
-Что - то наши птички загрустили на дереве.
- Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу. Давайте и мы сегодня вспомним все, что мы узнали о зимующих птицах. А потом запишем свои рассказы и тоже продолжим свою книгу.
Давайте, вспомним, что есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья). Что есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)
-Ребята, кто расскажет о синице…… (сове, воробье, снегире).
-А еще орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют.
-Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц и тоже поместим их в свою книгу.
-Но сначала пусть наши пальчики отдохнут.
Пальчиковая гимнастика.
Птичка прилетела,
Головкой повертела.
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула. Машем кистями рук.
Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.
На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.
Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного.
Машем кистями рук.
Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе
Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать.
(Дети садятся за подготовленный стол).
Обратите внимание на цвет оперенья.
Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц».
Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона).
Мы с вами подпишем названия птиц. - Этот книгу мы поместим в группе. Звучит музыка «пение птиц».
Итог.
-О каких птицах мы говорили?
-Почему им надо помогать?
Чтение детьми стихотворения А.Яшина. «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима…
Молодцы, а пока мы изучали и помогали зимующим птицам, наступила весна и в наши родные края скоро возвратятся пернатые друзья.
-Что начинают делать птицы весной?
-Птицы начинают вить гнезда
- А что же делают люди, ожидая птиц весной?
-Люди делают скворечники и развешивают их на деревьях. Прилетят наши пернатые друзья-скворцы и поселятся в скворечниках.
Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам.
Большое вам спасибо! Желаю всем добра!