Круговые поляризаторы 140 мм и выше. Поляризационные фильтры: как они работают и для чего нужны

02.08.2014 50451 Справочная информация 0

Множество вопросов начинающие фотографы задают, когда встает вопрос о приобретении светофильтров для объектива.

"Светофильтры из всех фотопринадлежностей применяют чаще всего, и чаще всего применяют неправильно ".

Р. Хеймен (Rex Hayman), "Светофильтры".

Хотя этой цитате уже много лет, сегодня положение вещей изменилось мало - многие из фотографов и фотолюбителей применяют светофильтры достаточно часто лишь в качестве защитных, практически оставляя без внимания могучие возможности влияния на изображение, предоставляемые системой фильтров. С какой-то стороны их понять можно, ведь правильное и эффективное применение светофильтров - дело непростое. Эта статья, надеюсь, поможет Вам как перед покупкой светофильтров, так и во время их применения.

Светофильтры, по большому счету, могут быть изготовлены из любого оптически прозрачного материала, а специфические свойства фильтрам могут быть приданы либо окраской (поверхностной или в массе), либо нанесением специальных дифракционных покрытий, либо - специальной формой поверхности. На практике же изготовление светофильтров, применяемых для фотосъёмки, оказывается не таким простым делом, ведь такие светофильтры помещаются перед объективом, а значит - составляют с ним общую оптическую систему. Поэтому требования к светофильтрам приходится предъявлять столь же строгие, как и к фотографическим объективам.

Для изготовления светофильтров в основном применяются те же материалы, что и для изготовления объективов - высококачественное оптическое стекло или специальные оптические пластмассы. Часть светофильтров специального назначения (выпускаемых в небольших количествах) изготавливается на основе желатиновых плёнок.

Дорожащие своей репутацией производители, выпускающие большую гамму светофильтров разного назначения, применяют при изготовлении того или иного типа светофильтра ту технологию и те материалы, которые обеспечивают наилучшее параметры светофильтра.

Светофильтры, применяемые в фотосъёмке, имеют в большинстве своем либо круглую, либо прямоугольную форму.

Для установки на объектив фотоаппарата прямоугольных светофильтров применяются, как правило, особые системы крепления, включающие в себя специальный держатель ("компедиум"), в который можно установить до трех светофильтров одновременно, адаптерные кольца для монтажа компедиума с фильтрами на разных объективах, а также - специальные составные (модульные) бленды, защитные крышки и так далее. По такому принципу построена наиболее известная система эффектных светофильтров Cokin.

Круглые светофильтры укрепляются в металлической оправе, снабженной резьбой (или байонетным креплением) для установки на объектив фотоаппарата. Размер присоединительной резьбы для крепления к объективам светофильтров и других насадок, как правило, выбирается производителями объективов из стандартного ряда. Наиболее распространены резьбы диаметром 46, 49, 52, 55, 58, 62, 67, 72 и 77 мм (метрическая резьба с шагом 0.75 мм). Светофильтры большего и меньшего диаметра также выпускаются и применяются, но поскольку объективов, использующих такие резьбы, выпускается достаточно мало, в широкой продаже их встретить нелегко.

Производство и производители светофильтров

Производство светофильтров (как стеклянных, так и светофильтров из других материалов) - достаточно сложное и высокотехнологичное производство, ведь большинство требований качества, предъявляемые к светофильтрам, находятся на уровне требований к производству линз объективов. Обе поверхности светофильтра должны быть абсолютно плоскими и строго параллельными друг другу, окраска фильтра должна быть однородной, свойства фильтров от партии к партии не должны изменяться, оправа фильтра должна быть механически прочной, обеспечивать хорошее фиксирование светофильтра на объективе, и так далее. Несоблюдение таких строгих параметров качества при изготовлении светофильтров может приводить к значительному падению резкости изображения.

При этом, несмотря на высочайшие требования к качеству, светофильтры не должны быть излишне дорогими. Подобное сочетание высокого качества и не слишком высокой цены можно получить лишь при крупномасштабном производстве.

Поэтому с сфере производства светофильтров весьма развита международная кооперация - реальных производителей светофильтров гораздо меньше, чем марок, под которыми эти светофильтры продаются. Например HOYA, являясь одним из самых мощных производителей оптического стекла, производит законченные светофильтры не только под собственной маркой HOYA, но и под марками некоторых известных производителей фотоаппаратуры и фотографических аксессуаров.

Светофильтры, которые предлагают под своей маркой известные производители фотоаппаратуры (Canon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax, Mamiya, Hasselblad и другие) - это фильтры с гарантированно высоким качеством независимо от того, изготовлены ли они на собственном оптическом производстве, или произведены "на стороне", то есть в результате международной кооперации. Покупка рекомендованного производителем оптики фильтра - это гарантированно надежный вариант. Однако такие светофильтры стоят достаточно дорого, да и ассортимент их, как правило, включает только самые распространенные и необходимые типы фильтров.

Поэтому взоры покупателей достаточно часто, как и в случае со сменной оптикой, обращаются к "независимым" производителям. Фильтры таких производителей стоят дешевле и ассортимент имеют гораздо больший. Однако, покупая светофильтр от "независимого" производителя, нужно быть осмотрительным - по внешнему виду высококачественный светофильтр от фильтра посредственного качества отличить практически невозможно. Максимум, что можно определить внешним осмотром - это отсутствие грубых повреждений фильтра, а для определения качества просветления, качества окраски фильтра, плоскостности и параллельности его граней, отсутствия свилеватости и других дефектов стекла наше зрение, увы, слабо. Поэтому, покупая светофильтр, мы доверяем контроль качества светофильтра его производителю.

Ассортимент торговых марок, под которыми продаются светофильтры, весьма велик. Поэтому правильный выбор в этих условиях - дело непростое. Несколько облегчить этот процесс можно, условно разделив фирмы, продающие светофильтры под своими торговыми марками, на следующие группы:

1. торговые марки, которые вы впервые видите. Степень риска получить под таким названием светофильтр, не отличающиеся высоким качеством, скорее всего составляет цифру, весьма близкую к 100%. Подобная покупка, на наш взгляд, является заведомо напрасной тратой денег (если преследуется цель купить именно светофильтр достаточного оптического качества), и нам хочется лишний раз об этом напомнить;

2. торговые марки, представляющие широчайший спектр различных изделий для фотолюбителей - от фотоальбомов, резиновых бленд и крышек на объективы до светофильтров, вспышек, фотоаппаратов и объективов. Как правило, за этими торговыми марками не скрывается собственного производства светофильтров, и фильтры делаются по международной кооперации (OEM). В качестве примеров таких изделий можно привести достаточно распространенные у нас фильтры B+W (немецкий концерн Schneider-Kreuznach, выпускающий объективы), фильтры HOYA (японский концерн THK, изготавливающий объективы Tokina и телеконвертеры Kenko), эффектные фильтры Cokin (производитель и владелец торговой марки - Cromofilters S.A. Paris, изготавливаемые, как правило, из оптических сортов пластмасс, при высоком оптическом качестве и необычайно широком ассортименте имеют и весьма необычную форму - квадратную или прямоугольную), Marumi (японская компания, специализирующаяся на оптических фильтрах для фото, видео камер и фотографических принадлежностях) и другие;

3. торговые марки известных производителей, знаменитых в первую очередь выпуском высококачественных светофильтров - такие как Tiffen. Добавлять тут особо нечего.

Кратность светофильтров

Большинство из светофильтров задерживает часть проходящего через них света. Поэтому, чтобы экспозиция при использовании светофильтра оставалась нормальной, необходимо её увеличивать. Коэффициент необходимого увеличения экспозиции при применении светофильтра называется кратностью светофильтра, и является одной из основных характеристик светофильтра.

Кратность не для всех фильтров является величиной постоянной. Для цветных фильтров кратность может быть зависимой от характеристик света, при котором производится съёмка. Например, кратность применяемых в черно-белой фотографии желтого, оранжевого и красного светофильтров при дневном свете будет большей, чем при лампах накаливания. Поэтому кратность фильтра, указываемая в таблицах (или на оправе фильтров), обычно определяется как степень ослабления белого света (либо для того света, при котором этот фильтр должен применяться - например для фильтра 80В кратность указывается по отношению к свету галогенных ламп накаливания).

Системы замера экспозиции современных фотоаппаратов, работающих по системе TTL, достаточно точно учитывают ослабление света в результате действия светофильтров, поэтому вводить поправку в экспонометрическую систему обычно не нужно - она регистрируется автоматически. Исключение из этого правила - красные светофильтры, требующие (особенно при съёмке днем) увеличения экспозиции на 1/2 - 1 ступень в сравнении с измеренной по системе TTL из-за повышенной чувствительностью большинства экспонометрических систем к лучам красной части спектра. Также, TTL-экспонометр некоторых аппаратов может давать неправильные показания при использовании линейного поляризационного светофильтра. Об этом чуть позже.

Маркировка фильтра

Для систематизации и стандартизации светофильтров их маркируют. Единого стандарта для маркировки светофильтров пока не существует, многие производители создают даже свои системы маркировки светофильтров.

В настоящее время наиболее распотранены два стандарта маркировки светофильтров - маркировка по шкале Кодак Рэттен (Kodak Wratten), и маркировка по производимому фильтром эффекту (сдвигу цветовой температуры). Светофильтры Cokin и HOYA, как правило, промаркированы в соответствии со шкалой Kodak Wratten, другие производители используют маркировку, основанную на характеристике цветового сдвига светофильтра, иногда дублируя на оправе светофильтра его наименование по шкале Kodak Wratten (как, например, это сделано на фильтрах B+W).

Обычные фильтры

Фильтр, в любом случае, стоит дешевле и заменить его, а не линзу - гораздо проще. К тому же, царапины, пыль, грязь, влага и отпечатки любопытных или неаккуратных пальцев не смогут причинить вред ни самому объективу, ни качеству получаемого с его помощью изображения.

Сторонников и противников применения защитных светофильтров для постоянного ношения немало, и каждая точка зрения по-своему обоснована, поэтому однозначного мнения на этот вопрос нет. Безусловно, любая оптическая деталь (в данном случае - светофильтр), которая не была учтена при расчете оптической схемы объектива, сможет лишь ухудшить качество изображения, даваемого объективом. Однако ухудшение качества изображения, возникающее в результате повреждения поверхности передней линзы объектива, зачастую не только заметно гораздо больше, но и носит необратимый характер - переднюю линзу, в отличие от защитного светофильтра, нельзя ни снять, ни заменить. Так что в этом случае приходится выбирать из двух зол меньшее.

К группе защитных (или их еще называют - обычных) фильтров относятся любые, не привносящие радикальных изменений в рисунок и экспозиционные параметры съемки. Прежде всего - это ультрафиолетовые фильтры UV (они же - UV1х, Haze, Protect или N - Normal). Последние два названия часто используются для маркировки упрощённых защитных фильтров, с худшим (но достаточным) просветлением, более стойким к царапинам, и с более толстым стеклом. Наибольшая длина поглощаемого фильтром ультрафиолетового излучения иногда указывется в маркировке - фильтры с маркировкой "L35", "L37", "L39" или "L41" не пропускают к матрице ультрафиолетовое излучение с длиной волны 350, 370, 390 и 410 нм соответственно.

Sky-фильтры - то же ультрафиолет-ослабляющее оптическое стекло, но с более (Sky1b) или менее (Sky1a) насыщенным розоватым оттенком. Дополнительное оттенение стекла позволяет не только понизить уровень ультрафиолета, но и уменьшить воздействие тёмно-фиолетовых тонов спектра видимого света на изображение. Результат - эффективная борьба с дымкой, повышение контраста и цвето-насыщенности зелёных тонов (листва) и более точная цветопередача тонов кожи портретируемого человека. Не многие производители способны сделать фильтр Sky1b экспозиционно-нейтральным, в большинстве случаев требуется экспокоррекция, а эффект Sky1a зачастую оказывается недостаточно выражен.

Защитный фильтр "protect" или "neutral/clear" фактически не изменяет ни спектрального состава, ни интенсивности, ни других характеристик проходящего через него света. Производители, наоборот, прилагают все силы для того, чтобы защитный фильтр вносил как можно меньше таких изменений. Главное назначение такого фильтра - защищать переднюю линзу объектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды - например пыли, капель влаги, а также - от жирных отпечатков пальцев и предметов, способных повредить нежную поверхность просветляющего покрытия (а иногда - даже и стекла) передней линзы объектива.

Большое значение имеет и такой параметр светофильтра, как коэффициент светопропускания. У непросветленного светофильтра коэффициент отражения света на границе "стекло - воздух" составляет около 5%, соответственно для светофильтра типа UV или Skylight, имеющего две поверхности "стекло - воздух", коэффициент пропускания света составит чуть больше 90%. Это вроде бы и не страшно, однако порядка 1/3 от оставшихся 10% света всё-таки попадает на матрицу, но уже в рассеянном от многократного переотражения в промежутке между обеими поверхностями фильтра и передней линзой объектива виде, уменьшая контраст получаемого изображения и приводя к утрачиванию деталей в тенях изображения. Особенно заметно падение контраста от рассеяния света на фильтре при съёмках контрастных сюжетов, не говоря уже о съёмках против света.

Для уменьшения этого неприятного эффекта на поверхности фильтра напыляют в вакууме специальные просветляющие покрытия. Принцип действия просветляющего покрытия основан на интерференционных эффектах падающего и отраженного света в напыленной на границе раздела тонкой (1/4 длины волны) прозрачной плёнке. Уже однослойное просветление позволяет уменьшить коэффициент отражения с 5% до 1-2%, а многослойное просветление (в зависимости от количества слоев) уменьшает отражение до 0.5-0.2%, что позволяет довести коэффициент пропускания поверхности светофильтров до рекордных цифр - от 97% до 99.7%. На светофильтрах Marumi применяется 4 типа просветляющих покрытий: MC - аббревиатура многослойного просветляющего покрытия, препятствующего отражению светового потока от поверхности светофильтра и улучшающего общее светопропускание оптической системы. От линзы, защищённой многослойным просветлением, отражается менее 5% проходящего света; просветление Dynamic позволяет пропустить около 99% светопотока, но при этом ультрафиолет не проходит совсем. Порог пропускания - 370 или 400nm в зависимости от модели фильтра. Дополнительно, такое покрытие обладает большей механической прочностью; влагозащитное покрытие WPC (water proof coat) смачиваемо, поэтому капля влаги моментально стекает, попутно образуя на стекле статический заряд обратный заряду пыли - и поверхность самоочищается и специализированное покрытие DHG (digital high grade) - "цифровой высокого уровня", специализировано для цифровой фотоаппаратуры с дорогой специализированной оптикой, особенно - сменной. Защищая объектив от ультрафиолета, царапин, пыли влаги и грязи, фильтры DHG сокращают пропускание инфра-красного излучения, вредного для матрицы. Кроме того, матрице могут серьёзно повредить внутренние рефлексы - переотражения. Поэтому закраины стёкол в таких фильтрах дополнительно зачернены.

Нейтрально-серые фильтры

Нейтрально-серые фильтры (маркировка на оправе "ND" и указание кратности фильтра или его оптической плотности). Нейтральные фильтры не влияют на спектральный состав проходящего через них света, ослабляя лишь мощность светового потока. В практике фотографа нередко возникают ситуации, когда света много, и лишь применение нейтральных фильтров позволяет добиться желаемого художественного эффекта. К примеру, съемка текущей воды на коротких выдержках дает весьма неприятный эффект - "замороженная" короткой выдержкой вода скорее напоминает стекло, чем воду. Выдержек немногим длиннее 1/30с, когда вода уже становится похожа на воду. Ну а выдержек порядка 1 - 2 секунды и длиннее, при которых текущая вода становится похожа на переливающийся туман, без нейтрального фильтра уже не добиться никак - даже в лесу утром света уже много для таких снимков.

Другой пример применения нейтральных фильтров - съемка портрета при дневном освещении. В таких съёмках для лучшего выделения объекта съемки (чтобы лучше "оторвать" его от фона) используются светосильные объективы, которые при съёмке практически не диафрагмируют (используя диафрагмы порядка f/1.4 - f/2.8), что зачастую затруднительно без применения нейтральных фильтров. Наиболее часто в этих целях применяются нейтральные светофильтры, уменьшающие световой поток в 2, 4 и 8 раз.

Поляризационный фильтр

Использование поляризационного фильтра позволяет удалить "мягкие" отражения, засветки, неметаллические блики с поверхности снимаемого объекта и усилить его цветовой контраст. На цветных фотографиях цвет объекта становится ярким и насыщенным - например, белесо-синее небо становится насыщенно-синим. Такой фильтр обязателен в наборе принадлежностей для каждого фотографа.

Распространение света - это волновой процесс, подобный волнам на поверхности пруда от брошенного в воду камня. Только обычно колебания волны света происходят во всех направлениях (перпендикулярно направлению распространения волны). Однако можно искусственным образом сделать так, чтобы колебания эти происходили в одной плоскости. В этом случае такой свет будет называться линейно-поляризованным, и обладать некоторыми, отличными от естественного (неполяризованного) света, свойствами.

Кратность поляризационного фильтра составляет в среднем 3 - 4, то есть применение поляризационного фильтра требует увеличения экспозиции на 1.5 - 2 ступени (в 3 - 4 раза) в сравнении с экспозицией без фильтра. Несмотря на вносимый при вращении фильтра эффект, кратность фильтра, как правило, мало зависит от ориентации плоскости поляризации фильтра - ведь поляризационный фильтр используется для уменьшения ярких бликов, размеры которых чаще всего незначительны. Конечно, полную уверенность в точности экспонирования с фильтром можно получить при помощи замера света по системе TTL. Однако многие фотоаппараты, имеющие систему TTL-замера света, используют для разделения светового потока оптические элементы, сами по себе поляризующие свет. Например, в автофокусных фотоаппаратах таким элементом зачастую выступают полупрозрачные участки на зеркале, необходимые для работы датчиков системы автофокусировки (расположенных под зеркалом). В таком случае получается, что прошедший через поляризационный фильтр свет, будучи уже практически на 100% поляризованным, на пути к датчику экспозамера проходит через еще один поляризатор, который при несовпадении плоскостей поляризации дополнительно ослабляет световой поток, а значит - и вносит в экспонометрическую систему аппарата нежелательную "поправку", приводящую к занижению показаний экспонометра и переэкспонированию. Обойти такую неприятность можно, используя специально модифицированный поляризационный фильтр, называемый "циркулярным" (в отличие от обычного - "линейного" - поляризатора). В конструкцию циркулярного поляризационного фильтра кроме защитных стеклянных пластинок и пластинки поляроида, входит ещё и пластинка "1/4 длины волны", преобразующая линейно-поляризованный свет в циркулярно-поляризованный, который уже не ослабляется при дальнейшем прохождении через оптические элементы камеры, обладающие свойствами линейного поляризатора.

Скольких типов бывает поляризационный фильтр?

  1. только для MF камер (с ручной фокусировкой), с линейной поляризацией, PL;
  2. для камер с любым типом фокусировки - и MF, и AF, с круговой/циркулярной поляризацией: C - PL, MC - CPL, Wide C - PL, WaterProof Coat C-PL, DHG C - PL.

И еще несколько слов о поляризационных фильтрах.

В некоторых ситуациях они неэффективны… При съёмке "в поле" эффект поляризации максимален, если солнце находится сбоку от фотографа (90 градусов к оси объектива). Если солнце над головой, то эффект проявится только при съёмке в горизонтальном направлении. При закате и восходе - при съёмке в вертикальной оси: вверх или вниз. Если Вы хотите убрать отражения на поверхности воды или стекла, то наиболее эффективно вести съёмку под углом в 30 - 40 градусов к бликующей поверхности. Если на отражающую поверхность свет падает сбоку, под 90 градусов к оси объектива, то эффект поляризации может не проявиться.

Поляризационные плёнки и плёночные покрытия боятся воздействия тепла и ультрафиолета, ибо содержат в составе йод. Даже не смотря на то, что плёнки находятся между двух слоёв стекла, а покрытия наносятся на внутренние поверхности, убирайте фильтр в упаковку сразу после съёмки. В Вашем кофре поляризационный фильтр будет защищён от тепла и света и прослужит Вам долго.

Невозможно точно сказать, сколько лет прослужит поляризационный фильтр - это сильно зависит от условий хранения и использования. "Поляризатор" не является нейтрально-серым и подвержен обесцвечиванию со временем. Через 5 - 6 лет поляризационный фильтр необходимо менять.

Другие светофильтры

Помимо вышеуказанных светофильтров, существует достаточно большое количество и других, но в силу узконаправленности и малоприменяемости рассмотрим их кратко.

Цветные (окрашенные) светофильтры. В основном принцип действия большинства окрашенных светофильтров можно описать следующим эмпирическим правилом - объекты, имеющие цвет близкий к цвету фильтра, на монохромном снимке будут высветляться, а объекты, окрашенные в дополнительные к цвету фильтра цвета - будут изображены более темными тонами. Синее небо, например, за желтым светофильтром будет гораздо темнее, чем без применения фильтра, а если использовать фильтр красного цвета - то небо выйдет почти черным. В соответствии с этим правилом применение светофильтров становится не шаманством, а занятием осознанным, с достаточно понятным и предсказуемым эффектом. Единственное исключение из этого правила - это зелёная листва, которая несмотря на зелёный цвет, отражает лучи света не только зелёной части спектра, но и в инфракрасном диапазоне. Поэтому при применении красного светофильтра зелёная листва не только не чернеет, а даже наоборот - светлеет.

Фильтры правильной передачи тонов. Несмотря на достижения современной техники, пока не удается создать по традиционной технологии черно-белое изображение, по восприятию яркости цветов соответствующую особенностям зрения человека. Для приближения к восприятию глаза нужно увеличить чувствительность матрицы в желто-зелёной области и уменьшить (когда это необходимо) излишнюю чувствительность к синей части спектра. Сделать всё это можно, прибегнув к помощи зелёного или желто-зелёного фильтра, относящихся к категории "фильтров правильной передачи тонов".

Фильтры управления контрастом . Кроме фильтров правильной передачи тонов, в черно-белой фотографии часто применяются светофильтры ещё одной группы, называемые "фильтры управления контрастом". Как можно понять из названия этой группы фильтров, они предназначены для изменения контраста между отдельными объектами разных цветов, присутствующих в кадре. С какой-то стороны их действие кажется противоположным действию фильтров правильной передачи тонов - контрастные фильтры изменяют тональную передачу, делая её "неправильной". Однако, при соответствующем применении, эти фильтры не только усиливают выразительность фотографии, но и позволяют избежать главной неприятности, имеющей место из-за отсутствия информации о цвете - когда близкие яркости предметы контрастных цветов (например оранжевого и зеленого) на черно-белом снимке практически сливаются, передаваясь одинаковыми серыми тонами.

На использовании так называемых "растровых сеток" основана работа "звездных" фильтров - cross screen, star-six, star-eight, variocross. Будучи установленными на объективе, эти фильтры дополняют любой яркий точечный источник света, попавший в кадр, длинными линиями, которые подобно лучам проходят через его центр. Чтобы достичь такого эффекта, на поверхности фильтров этого типа вытравлены тонкие пересекающиеся линии, проходящие параллельно по всей его поверхности на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В зависимости от вытравленной на поверхности фильтра структуры, последний может давать разное количество лучей.

Две группы параллельных линий, расположенные под прямым углом между собой, дают эффект четырех крестообразно расходящихся лучей, идущих от каждого точечного источника света в кадре (фильтр cross screen). На поверхности фильтра Star Six вытравлено уже три группы параллельных линий, ориентированных под углом 120 градусов друг относительно друга. Соответственно, при использовании этого фильтра каждая светящаяся точка на фотографии будет иметь по шесть лучей. По аналогичной технологии, но уже с четырьмя группами линий, выполнен и "восьмилучевой" фильтр star eight, дающий эффект звездных вспышек с восемью лучами.

Несколько отличающимся эффектом обладает ещё один фильтр из этой серии - variocross. Он представляет собой конструкцию из двух стекол, на которых вытравлены параллельные линии. Каждое из этих стекол укреплено в своей оправе, которые могут быть развернуты относительно резьбовой оправы независимо друг от друга на произвольный угол. Соответственно, на снимке каждый точечный источник света получает четыре лучика, но в отличие от фильтра cross screen, угол между лучами можно изменять.

Фильтры, использующие эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие, по устройству подобны "звездным" фильтрам. Однако в отличие от "звездных" (растровых) фильтров, нанесенные на поверхность дифракционной решетки линии гораздо тоньше, и расположены настолько часто, что увидеть их невооруженным глазом практически невозможно - дифракционный фильтр выглядит как слегка мутноватое стекло. Пример фильтра, использующего эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие - это фильтр RAINBOW-SPOT. Этот фильтр разлагает на спектральные составляющие свет, идущий от ярких точечных источников, дополняя каждый источник света радужной линией. Насадку RAINBOW-SPOT можно с успехом применять и в портретной съёмке. В этом случае, ввиду отсутствия ярких точечных источников света, получается эффект другого рода - фильтр RAINBOW-SPOT делает изображение более мягким, сглаживая контрастные переходы на границе света и тени, придавая освещенным участкам своеобразные светящиеся ореольчики.

На поверхности "туманного" фильтра Fog Filter расположено в случайном порядке большое количество мельчайших белых полупрозрачных точек, частично рассеивающих падающий на них свет. Применение "туманного" фильтра позволяет достичь эффекта, напоминающего ранний утренний туман - впечатления белесой мглы, отсутствия деталей как в темных, так и в светлых местах снимка.

При правильно подобранном сюжете с помощью Fog Filter можно добиться даже совершенно необычного эффекта, получив близкое к силуэтному изображение. Эффект "туманного фильтра" практически не зависит ни от фокусного расстояния применяемого объектива, ни от степени его задиафрагмированности. Ввиду весьма специфического эффекта, Fog Filter достаточно редко используется в портретной фотографии, зато часто находит применение у фотографов-пейзажистов.

Среди эффектных фильтров , применяемых в портретной съёмке, достаточно много насадок, имеющих в центре плоскопараллельный неокрашенный участок или отверстие. Такие насадки оставляют центральную зону изображения практически без изменений, зато остальную (периферийную) часть кадра изменяют до неузнаваемости. К таким насадкам отнесены center-spot, soft-spot, color-spot и misty-spot. Эффект при применении таких насадок в значительной мере зависит от фокусного расстояния объектива, установленной диафрагмы и расстояния от объектива до поверхности насадки. Весьма удобны аналогичные насадки прямоугольной формы, предназначенные для использования в компедиумных (слотовых) системах фильтров - например в системе Cokin. В этом случае эффект можно изменять, перемещая фильтр как вдоль оси объектива (вставляя в разные ячейки компедиума), так и поперек оси (передвигая фильтр вдоль слота).

Насадка center-spot - это линза, аналогичная применяемой в макросъёмке, с плоскопараллельной площадкой или сквозным отверстием в центре. Изображая центр кадра резким, выводит края из резкости.

soft-spot - фильтры, аналогичные Fog Filter (sand screen) и Diffuser (soft screen), но имеющие отверстие в центре фильтра. Эффект насадок sand screen и soft screen аналогичен эффекту насадок Fog Filter и Diffuser соответственно, но с резко изображенной центральной зоной кадра.

color-spot - цветные фильтры с отверстием в середине. Окрашивают периферию кадра, оставляя центральную зону кадра окрашенной в естественный цвет.

misty-spot - бесцветные оптические насадки, дающие резкое изображение центральной части кадра, и своеобразно размытое и деформированное - по периферии кадра. HOYA выпускает в этой серии фильтры под названиями "Gradual", "Breeze", "Halo" и "Windmill". Каждый из этих фильтров имеет свой особый характер оптического эффекта - например "Gradual" дает эффект изменения фокусного расстояния объектива в процессе экспонирования, а "Windmill" - как бы скручивает по спирали окружающее объект съёмки пространство.

Фильтры специального назначения . Фильтр CENTER ND имеет разную оптическую плотность - в центре больше (2х), дальше от центра окраска менее плотная, а на краю фильтр уже прозрачен. Такой специфический эффект становится необходимым, например, при использовании широкоугольных объективов на профессиональных форматных камерах. Фильтр CENTER ND изготавливается по достаточно сложной технологии - он представляет собой склеенные сферическими поверхностями друг к другу плоско-выпуклую линзу из окрашенного стекла и плоско-вогнутую линзу из бесцветного стекла.

У двухцветных светофильтров (dual-color) каждая из двух половин фильтра окрашена в свой цвет. Чаще всего встречаются сочетания красного и синего (R/B), оранжевого и зеленого (O/G), желтого и пурпурного (Y/P) цветов. Для улучшения оптического качества (устранения неравномерности коэффициента преломления и устранения бликообразования на границе раздела) такие светофильтры изготавливают не из двух половинок окрашенных в массе стеклянных фильтров, а в виде "бутерброда" из двух тонких пластинок высококачественного оптического стекла, между которыми зажаты окрашенные в разные цвета желатиновые фолиевые фильтры.

Трехцветные светофильтры (TRICOLOR) изготавливаются по той же технологии, как и двухцветные (dual-color), но окрашенные в разные цвета желатиновые фолии располагаются либо тремя секторами (TRI - triangle), либо тремя параллельными линиями (PARA - parallel). Как правило, наиболее интересный эффект дает комбинация основных (зеленый-красный-синий), либо дополнительных (голубой-желтый-пурпурный) цветов.

При монтаже эффектных светофильтров типа TRICOLOR или dual-color в круглых резьбовых оправах, последние делают вращающимися для свободного управления эффектом. Применяют такие светофильтры в основном в цветной фотографии для получения особых художественных эффектов.

Полуфильтры (HALF COLOR) могут быть аналогичны по устройству фильтрам dual-color, но иметь окрашенной только одну половину фильтра, вторая же остается прозрачной. Стеклянные полуфильтры выпускаются обычно круглой формы, и монтируются (аналогично фильтрам dual-color) во вращающейся резьбовой оправе. Полуфильтры выпускаются достаточно широкой гаммы расцветок, позволяющих широко применять фильтры этого типа не только для спецэффектов при съёмке, но и использовать их для получения более правильной тональной передачи как в черно-белой, так и в цветной фотографии. Например, полуфильтры желтого, оранжевого и красного цветов можно использовать для коррекции тональной передачи неба на черно-белых снимках, а полуфильтры серого цвета (обычно выпускаемые нескольких градаций плотности). Также, специально для использования в пейзажной фотографии в целях притемнения неба, выпускается аналогичный по устройству нейтральный полуфильтр HALF NDx4, уменьшающий экспозицию одной половины кадра на 2 ступени (в 4 раза), не внося изменений в экспозицию остальной части кадра.

Светофильтры HALF COLOR, HALF NDx4, dual-color и TRICOLOR имеют общую особенность - эффект, получаемый с их помощью, в значительной мере варьируется в зависимости от фокусного расстояния и конструкции объектива, а также - диафрагмы, при которой ведется съёмка. Чем короче фокусное расстояние объектива, чем дальше от объектива (точнее - от передней фокальной плоскости объектива) находится светофильтр и чем сильнее задиафрагмирован объектив, тем более резкими и четкими выходят на снимке границы перехода между цветами. Соответственно, обратные действия - применение более длиннофокусной оптики и открывание диафрагмы приводят к большему размытию этой границы. Для регулировки этого эффекта в достаточно широких пределах можно использовать диафрагмирование объектива. Получающийся эффект хорошо виден в видоискателе фотоаппарата при закрытой до рабочего состояния диафрагме, поэтому его достаточно легко контролировать при помощи функции DOF-preview (depth of field preview - просмотр резко изображаемого пространства), которую имеет часть фотоаппаратов.

У градиентных (gradual color) светофильтров , подобно полуфильтрам (half color), окрашена лишь половина поверхности фильтра, однако граница раздела окрашенной и неокрашенной частей светофильтра не резкая, как у half color, а плавная - плотность окраски на протяжении 1/3 - 1/4 диаметра фильтра изменяется от полностью прозрачной до максимальной плотности.

Фильтры такого типа выпускаются как серого цвета (gradual gray), так и окрашенными в другие цвета - например в желтый (yellow), синий (blue), табачный (tobacco), розовый (pink) и так далее. Применяются эти светофильтры для того, чтобы окрасить (цветные фильтры) или уменьшить яркость (серые фильтры) одной части изображения, не оказывая влияния на остальное изображение. Для удобства использования круглых светофильтров gradual color их устанавливают во вращающихся оправах с резьбовым креплением. Еще больше возможностей дает применение светофильтров с градиентной окраской, изготовленных в виде прямоугольных пластин для использования в компедиуме (например - система фильтров Cokin) - в этом случае светофильтр можно не только поворачивать на любой угол, но и смещать границу раздела окрашенной и неокрашенной частей фильтра в определенных пределах.

Полулинза (split-field) представляет собой вращающуюся оправу, в которой укреплена половина от линзы, аналогичной используемой при макросъёмке. Данная насадка позволяет достичь нескольких достаточно необычных эффектов, управляя резкостью переднего и заднего плана одновременно, например - делая одновременно резкими цветы на переднем плане и красивый особняк на заднем плане.

Применение полулинзы может потребовать выбора фокусного расстояния и изменения диафрагмы объектива для выбора наилучшего эффекта - при изменении как диафрагмы, так и фокусного расстояния объектива значительно изменяются отношение расстояния наводки на резкость (отдельно для переднего и заднего плана), глубина резкости (соответственно - для каждого плана) и четкость линии, отделяющей передний план (снимаемый через линзу) от заднего плана, снимаемого без линзы.

Уход за светофильтрами

Со светофильтрами следует обращаться так же осторожно и аккуратно, как и с объективами - ведь от их состояния в итоге зависит и качество получаемого изображения. Брать светофильтры можно только за оправу (фильтры с резьбовым или байонетным креплением), или за кромки (желатиновые и прямоугольные пластмассовые фильтры). При установке фильтров в компедиум или вворачивании их в резьбу объектива не следует прилагать излишних усилий во избежание возможного перекоса оправы и, как следствие - возникновения внутренних напряжений в материале фильтра.

Желательно также содержать светофильтры в чистоте - отпечатки пальцев, пыль и другие загрязнения не только увеличивают светорассеяние (и, как следствие, приводят к падению контраста изображения), но и могут приводить к повреждению поверхности светофильтра. А ведь даже незначительные повреждения поверхности фильтра ухудшают его свойства. Для очистки поверхности стеклянных фильтров применяются те же средства и методы, что и для очистки других оптических поверхностей - сдувание пыли и других сухих загрязнений при помощи струи воздуха грушей (или, что лучше - воспользовавшись специальным баллончиком со сжатым воздухом). Более крупный "мусор" можно "вымести" мягкой (например из беличьего волоса) сухой чистой кисточкой. В случае загрязнения поверхности фильтра жировыми пятнами, высохшими каплями морской воды и слюны, её придется протирать, используя выпускаемые многими производителями специальные наборы для чистки фотографической оптики.

К чистке пластмассовых светофильтров следует подходить ещё более осторожно - поверхность пластмассовых фильтров гораздо более нежная, чем у стеклянных, соответственно - повредить её легче. К тому же, от частой протирки пластмассовые светофильтры электризуются, что вызывает более интенсивное притягивание пыли. Да и к чувствительность к растворителям у пластмассовых светофильтров гораздо больше, чем у стеклянных.

Хранение светофильтров

Хранить светофильтры лучше всего в пластмассовых футлярах, в которых они продаются. Пусть это и не всегда удобно (футляры фильтров в количестве больше полудюжины уже занимают значительный объём), но только такой способ хранения и транспортировки гарантирует защиту поверхности фильтров. При интенсивном использовании большого количества светофильтров иногда можно воспользоваться специальными "кошельками"-кляссерами для светофильтров, предварительно убедившись в безопасности этой процедуры для поверхности фильтров. Подобные "кошельки" для фильтров необходимо содержать в идеальной чистоте - даже мельчайшие пылинки могут причинить значительные повреждения поверхности фильтров.

Заключение

Мы постарались охватить большинство основных типов выпускаемых светофильтров (хотя на стопроцентный охват всего рынка насадок на объективы мы не претендуем). В любом случае общее количество представленных в обзоре типов светофильтров получилось весьма значительным. И, конечно, у читателя скорее всего возникнет вполне резонный вопрос: а нужно ли их покупать все сразу?

Безусловно, все сразу - не нужно. Тем более, что затраты на эти покупки выливаются в круглую сумму денег. Поэтому мы решили взять на себя смелость рекомендовать начинать покупку светофильтров с нескольких наименований, которые наверняка понадобятся.

Фильтры постоянного ношения для каждого объектива. В этом качестве наиболее универсальный вариант - это ультрафиолетовый фильтр (UV). На длиннофокусных объективах также можно применять в этом качестве фильтр SKYLIGHT - он, кроме защиты объектива, ещё и корректирует цветопередачу при портретных съёмках на солнце, практически не влияя на цветопередачу в остальных случаях.

Из универсальных светофильтров, используемых как в черно-белой, так и в цветной фотографии, также наиболее часто применяется поляризационный фильтр, причем мы рекомендуем остановиться на покупке циркулярного поляризатора с мультипросветлением обеих поверхностей.

Ну а дальнейшие покупки фильтров есть смысл производить с учетом индивидуальных потребностей, зависящих от стиля съёмки и применяемых объективов и освещения. Надеемся, что наш обзор дал вам необходимую для этого информацию.

Всего вам фотографического!

Так что же все таки это за зверь? Как и обещал здесь не будет теории и уроков по физике из раздела "Оптика".

Нынче невозможно представить фотосъемку пейзажей без поляризационных фильтров. Чтобы ваши пейзажи без дополнительно обработки смотрелись сочными и четкими нужно использовать поляризационный фильтр.

Поляризационный фильтр - это фильтр состоящий из 2-х колец в одном из них находится специально обработанное стекло (поляризатор), вращая кольцо с поляризационным стеклом, вы можете настроить степень поляризации. Данный фильтр позволяет при съемке убирать блики от стекла или воды, задерживая в себе отражённые лучи. Так же фильтр позволяет получать более насыщенные снимки, на которых будут более прорисованы облака, более сочнее будет смотреться растительность, здесь, все как с водой, в воздухе содержаться частицы воды, которые отражают свет, отсюда на снимках без фильтра тусклое, далеко не всегда синее небо, и “невнятные” облака.

Типы поляризационных фильтров.

Существует два вида PL-фильтров по способу поляризации: линейный (PL) и циркулярный (CPL). Для большинства камер с ручной фокусировкой предназначены фильтры линейной поляризации, для автофокусных камер - используйте циркулярный (CPL) - фильтры. По цене CPL-фильтры немного дороже линейных. Но Циркулярные ни в каком случае не помещают автофокусу и экспонометрии камеры выполнить свою работу. Созданные для широкоугольников Wide-CPL-фильтры в узкой оправе предотвращают появление виньетирование (затемнения по углам кадра). Некоторые PL-фильтры защищены водоотталкивающим покрытием, не влияющим на работу фокусировочной и экспозиционной автоматики.

Использование поляризационного фильтра.

Просто накрутите фильтр нужного диаметра на объектив вашей фото/видеокамеры. Вращая кристалл в фильтре, выберите нужную степень поляризации, что позволит при съемке убирать блики от стекла или воды, а так же получить более насыщеное небо и более белые и пушистые облака..... довольно слов, смотрим примеры.

Но и конечно же есть некоторые ограничения по использованию таких фильтров.

1) При вращении поляризационного фильтра нужно учесть, что ожидаемая зона максимального эффекта будет находиться примерно в 90 градусах от начального положения. Поворот же на 180 градусов приведет изображение к начальному состоянию.
Например, если солнце точно над Вами, поляризационный эффект будет наблюдаться в диапазоне (ориентируемся по стрелкам наручных часов) от 12 до 6 «часов», а наихудшим образом он будет проявляться с 3 до 9 «часов» по циферблату. Попробовав на практике вы сразу все поймете.

Распостранение света - это волновой процесс, подобный волнам на поверхности пруда от брошенного в воду камня. Только обычно колебания вектора напряженности волны света (свет представляет собой поперечную электромагнитную волну) не ограничены одной плоскостью, как в случае с поверхностью воды, а происходят во всех направлениях (перпендикулярно направлению распостранения волны). Однако можно искусственным образом сделать так, чтобы колебания эти происходили в одной плоскости. В этом случае такой свет будет называться линейно-поляризованным, и обладать некоторыми, отличными от естественного (неполяризованного) света, свойствами. По характеру воздействия на глаз или фотоплёнку линейно-поляризованный свет от неполяризованного ничем не отличается. Определить степень поляризованности света и направление его поляризации можно только одним способом - посмотрев на него через "анализатор" - среду, пропускающую только свет, поляризованный в одной плоскости и, соответственно, поглощающий свет, поляризованный в перпендикулярной плоскости. В качестве анализатора и выступает применяемый в фотографии поляризационный светофильтр, представляющий собой пластинку специального материала, поляризующего свет (например - кристаллов герапатита), укрепленную между двумя оптически плоскими стеклами. Весь этот "бутерброд" монтируется в специальной вращающейся оправе, на которой одной или двумя точками наносится метка, показывающая положение плоскости поляризации фильтра. Как и для чего можно применить эти замечательные свойства поляризационного фильтра? Поляризация света может происходить и в естественных условиях - при зеркальном отражении от любых неметаллических поверхностей. Естественный свет, будучи изначально неполяризованным (точнее - хаотически поляризованным, то есть состоящим из смеси волн с разным направлением поляризации), при зеркальном отражении от неметаллических поверхностей приобретает свойства линейно-поляризованного света. Физически это объясняется тем, что для света с разным направлением поляризации при зеркальном отражении от неметаллической поверхности создаются разные условия. Наиболее благоприятны условия отражения для света с поляризацией, параллельной плоскости падения - такой свет отражается без потерь. Свет с иной ориентацией плоскости поляризации в большей или меньшей степени гасится при отражении.

Съемка с поляризационным фильтром

(вверху - без фильтра, внизу - с фильтром)

Поэтому наиболее очевидное применение поляризатора - это устранение (или, по крайней мере - уменьшение интенсивности) бликов, образующихся на блестящих неметаллических поверхностях, например - стеклянных витринах и окнах, окрашенных или покрытых пластиком поверхностях, водной глади и так далее. Использовать поляризационный светофильтр достаточно просто - ведь производимый им эффект заметен на глаз и хорошо виден в видоискателе фотоаппарата. При этом единственное, что желательно знать из теории, это тот факт, что степень поляризации отраженного света варьируется при изменении угла падения (отражения) света. Угол, при котором поляризация отраженного света достигает максимума, зависит от материала отражающей поверхности, и составляет обычно 50-60 градусов от нормали отражающей поверхности (соответственно - 30-40 градусов от самой поверхности). Поэтому для того, чтобы при помощи поляризационного светофильтра полностью ликвидировать нежелательное отражение от блестящей поверхности, есть смысл выбрать направление съёмки таким образом, чтобы отражающая поверхность (блики с которой предполагается убирать) располагалась под оптимальным углом к фотоаппарату. Поляризационный фильтр также весьма эффективен и в случаях, когда поверхность объекта съёмки имеет смешанный зеркально-диффузный характер отражения. Весьма небольшого времени, проведенного с поляризационным светофильтром в руках, достаточно для того, чтобы найти вокруг себя уйму предметов, поверхность которых обладает таким типом отражения - при разной ориентации плоскости поляризации фильтра меняется оттенок цвета многих предметов, окраска их становится сочнее и насыщеннее. Главное тут - не переусердствовать, потому как совсем лишенные бликов предметы выглядят бесформенными. Да и цвет некоторых предметов может измениться достаточно значительно, выйдя за пределы приемлемого для восприятия.

Кроме такого очевидного примера использования поляризационного светофильтра есть ещё масса не столь очевидных, но не менее удачных и эффективных способов его применения - поляризованный свет присутствует вокруг нас в большом количестве. Голубое небо, например, обязано своим цветом рассеянию сине-фиолетовой части солнечного света на мельчайших капельках воды, составляющих атмосферную дымку. А поскольку отражение света от поверхности каждой капельки носит характер зеркального отражения от неметаллической поверхности, то свет, идущий от неба, оказывается линейно-поляризованным. Следовательно, выбрав соответствующее направление съёмки, можно при помощи поляризационного светофильтра сделать голубое небо значительно темнее, не оказывая влияния на воспроизведение остальных деталей пейзажа. Максимальный эффект применения фильтра достигается в том случае, когда солнце находится под углом около 90 градусов к направлению съёмки, а плоскость поляризации фильтра установлена в горизонтальное положение. Кстати, этот же принцип используется и в солнцезащитных очках, выпускаемых фирмой Polaroid corporation. Кратность поляризационного фильтра составляет в среднем 3 - 4, то есть применение поляризационного фильтра требует увеличения экспозиции на 1.5 - 2 ступени (в 3 - 4 раза) в сравнении с экспозицией без фильтра. Несмотря на вносимый при вращении фильтра эффект, кратность фильтра, как правило, мало зависит от ориентации плоскости поляризации фильтра - ведь поляризационный фильтр используется для уменьшения ярких бликов, размеры которых чаще всего незначительны. Конечно, полную уверенность в точности экспонирования с фильтром можно получить при помощи замера света по системе TTL (Throw The Lens - через объектив). Однако многие фотоаппараты, имеющие систему TTL-замера света, используют для разделения светового потока оптические элементы, сами по себе поляризующие свет. Например, в автофокусных фотоаппаратах таким элементом зачастую выступают полупрозрачные участки на зеркале, необходимые для работы датчиков системы автофокусировки (расположенных под зеркалом). В таком случае получается, что прошедший через поляризационный фильтр свет, будучи уже практически на 100% поляризованным, на пути к датчику экспозамера проходит через еще один поляризатор, который при несовпадении плоскостей поляризации дополнительно ослабляет световой поток, а значит - и вносит в экспонометрическую систему аппарата нежелательную "поправку", приводящую к занижению показаний экспонометра и переэкспонированию плёнки. Обойти такую неприятность можно, используя специально модифицированный поляризационный фильтр, называемый "циркулярным" (в отличие от обычного - "линейного" - поляризатора). В конструкцию циркулярного поляризационного фильтра кроме защитных стеклянных пластинок и пластинки поляроида, входит ещё и пластинка "1/4 длины волны", преобразующая линейно-поляризованный свет в циркулярно-поляризованный, который уже не ослабляется при дальнейшем прохождении через оптические элементы камеры, обладающие свойствами линейного поляризатора. Не оставим без внимания и то, что циркулярный поляризационный фильтр идентичен линейному (за единственным исключением, о котором речь будет ниже) как по выполняемым функциям, так и по методам обращения с ним. Отличить их можно лишь по соответствующей надписи, либо - по тому факту, что циркулярный поляризационный фильтр притемняет блики только будучи развернутым присоединительной резьбой к глазу (или объективу), а линейный поляризатор - одинаково работает в любом направлении. Для уменьшения количества применяемых одновременно светофильтров (от лишней пары границ воздух-стекло и лишней высоты оправы пользы ведь никакой), иногда выпускаются "гибриды", обладающие свойствами циркулярного поляризационного и, например, ультрафиолетового (UV) или конверсионного (85В) фильтров одновременно. Поляризационные светофильтры можно применять не только по одному, но и попарно, используя в качестве нейтрального фильтра с изменяемой плотностью. Вращая один фильтр относительно другого, можно изменять светопропускание такой пары в широких пределах - от минимума в 3 - 4 ступени (когда плоскости поляризации обоих фильтров совпадают) до практически непрозрачного состояния, когда плоскости поляризации фильтров перпендикулярны - при этом свет ослабляется более, чем на 12-15 ступеней (4000 - 30000 раз). Применяя такую комбинацию, нужно помнить, что внешний (первый по ходу света) поляризационный фильтр обязательно должен быть линейным, а ближний к камере (в случае автофокусного аппарата) - циркулярным. Некоторые производители выпускают уже готовые конструкции, построенные на использовании нескольких поляризационных фильтров одновременно. HOYA, например, выпускает насадку переменной оптической плотности POL-FADER (два поляризационных фильтра нейтральной окраски в одной оправе). Кроме этого, при использовании комбинации окрашенных в разные цвета поляризаторов с поляризаторами нейтральной окраски, появляется возможность создания фильтров с переменной плотностью окраски. Фильтр PL-COLOR, позволяющий выбрать насыщенность окраски фильтра от нейтральной до полностью насыщенной, состоит из поляризатора с нейтральной окраской и второго поляризатора, окрашенного в насыщенный синий, желтый, оранжевый или красный цвет. Комбинация из двух окрашенных в разные цвета поляризаторов и одного поляризатора нейтральной окраски выпускается под названием VARIO PL-COLOR, и дает возможность ещё больше разнообразить эффект, позволяя при вращении оправы фильтра легко изменять не только насыщенность окраски фильтра, но и его цвет.

В ней упоминались поляризационные светофильтры, но я их не описывал, обещая вернуться к ним позже.

Сейчас лето, а значит, самое время поговорить об этих интересных приспособлениях.
Несмотря на то, что информации о поляризационных светофильтрах много, я, глядя по сторонам на фотографирующих людей, крайне редко замечаю, как используют поляризационный фильтр.

Между тем, грамотное применение поляризационного светофильтра во многих случаях позволит улучшить фотографии, добавить в них изюма.

Снимки для коммерческого использования часто, если не в большинстве случаев делаются профессионалами через поляризационные светофильтры.

Немного теории.

Теорию понимать не обязательно. Я, например, очень поверхностно ее знаю. Если вам нужен просто результат, то теорию можно пропустить и заменить ее практикой, руководствуясь несколькими советами, которые привожу ниже.

Но все равно, немного теории.

Поляризация света – это выделение из естественного света лучей с определенной ориентацией плоскости колебания волны.

Свет солнца не имеет поляризации, т.е. световые волны колеблются сразу во всех плоскостях. Однако, солнечный свет, будучи отраженным от некоторых поверхностей, - приобретает поляризацию, т.е. волна отраженного света колеблется уже только в одной плоскости.
Отраженный свет - это световые блики на различных гладких поверхностях, отражение на воде, на стекле и т.д.

Рассеянный свет неба и воздушная дымка это тоже, во многом, следствие множественного отражения солнечных лучей от водяной или иной пыли в воздухе.

Итак, солнечный свет не поляризован, а его отражения – часто поляризованы.

Как работает поляризационный фильтр?

Человеческий глаз поляризованный и неполяризованный свет не различает. Свет и свет.

Поляризационный фильтр обладает уникальным свойством - способностью пропускать свет только поляризованный в одной конкретной плоскости. На картинке показан этот эффект.
Свет, прошедший через такой фильтр становится поляризованным.

С помощью поляризационного фильтра можно пропустить в объектив свет с колебаниями только в той или иной конкретной плоскости.

На практике в фотографии, эта способность фильтра используется как раз, чтобы отсечь некоторые волны, не пустить их в объектив.

Отражения являются поляризованным светом и потому их можно отсечь, повернув фильтр на определенный угол, который блокирует именно ту плоскость, в которой колеблется свет отражений.

При этом, солнечный свет через фильтр все равно пройдет, т.к. повторюсь, солнечный свет не поляризован в какой-то одной плоскости.

Конечно, солнечный свет пройдет через фильтр не весь. Та его часть, которая колеблется в той же плоскости, что и отсекаемый свет - также фильтр не преодолеет.

Поэтому, поляризационный фильтр всегда работает одновременно и как нейтральный, затемняя картинку на 2-3 ступени.

С теорией закончили.

В фотографии поляризационный фильтр, в частности, позволяет:

1. Убрать с неба белесую дымку и показать небо в насыщенном темно синем цвете. Облака при этом остаются ярко-белыми, контрастными и выразительными. Очень красиво.

2. Убрать из пейзажа воздушную дымку и показать пейзаж более яркими сочными цветами. Визуально увеличивается контраст и возникает ощущение возросшей резкости и четкости.

3. Убрать с поверхности воды (оконного стекла) отражения и показать то, что находится под водой (за стеклом).

Поляризационный фильтр визуально похож на нейтральный. Он навинчивается на объектив фотоаппарата спереди. Но есть отличие.

Оправа фильтра состоит из 2-х сцепленных колец, которые можно вращать относительно друг друга вокруг оптической оси.

После того, как фильтр прикручен к объективу, есть возможность произвольно поворачивать само стекло фильтра вокруг оптической оси. Так, собственно, фильтр и настраивается на отсечение конкретной плоскости колебания световых волн.
Действие поляризационного светофильтра зависит от двух факторов:
1) правильной ориентации фотоаппарата по отношению к окружающей действительности;
2) угла поворота фильтра в оправе.

Смотрим на объект съемки через видоискатель с разных направлений и вертим оправу фильтра. Влияние фильтра на картинку отлично видно визуально. Все основные закономерности сразу станут понятны.

При использовании поляризационного светофильтра нужно учитывать несколько моментов:

1. Существуют поляризационные светофильтры двух типов: Линейные и круговые (циркулярные).

Линейные появились существенно раньше и для целей фото их сейчас, скорее всего, не выпускают уже.

Поляризационные фильтры выпускались и в СССР. Например, на фото ПФ-49. ПФ, - это, конечно, «Поляризационный Фильтр», а число 49 - это диаметр резьбы. Все советские поляризационные фильтры - линейные.

Линейные фильтры не очень удобно использовать с современными фотоаппаратами. С т.з. устранения бликов, отражения, дымки и т.д. - фильтр будет работать как и должен. Но в современном аппарате, скорее всего, будут врать экспозамер и автофокус.
Линейный фильтр поляризует свет, а датчики аппарата чувствительны к поляризации.

Естественный вывод, - если вы используете на современном аппарате мануальные объективы и умеете вводить экспокоррекцию в аппарат, можете смело использовать линейный фильтр, например, советский на цифрозеркалке. Все получится как нужно.

На советском объективе вполне уместно будет смотреться советский же поляризационный фильтр.

Ассортимент этих фильтров показан на рисунке. Например, самый распространенный объектив серий Гелиос-44Х-Х имеет резьбу для фильтра M52×0,75.
Круговые фильтры - более современные. Выпускают их как раз для того, чтобы на современных аппаратах корректно работали экспозамер и автофокус.

Круговой фильтр имеет 2 слоя. Первый слой это обычный линейный фильтр. Он отсекает все волны, кроме выбранных и поляризует свет.

Второй слой позволяет линейную поляризацию превращать в круговую. Т.е. до автоматики аппарата доходит как-бы уже не поляризованный свет.
По конечному влиянию на изображение круговые фильтры от линейных не отличаются.

Чтобы уверено отличить линейный фильтр от кругового существует очень наглядный и простой тест, который я нашел на ресурсе «Про фото».

Даже если на фильтре нет никаких надписей, сделать это очень просто. Подходите к зеркалу, включаете свет, хотя, лучше в обратной последовательности, так дешевле. Смотрите в фильтр, как в монокль. Внешняя сторона со стороны глаза, внутренняя со стороны зеркала. Если фильтр в отражении непрозрачный, превратился в чёрный круг, значит это фильтр с круговой поляризацией. Если фильтр в отражении прозрачный, значит либо вы его повернули не той стороной, либо это линейный фильтр.

Даже если вы точно знаете, что ваш фильтр круговой, - попробуйте сделать, как написано. Завораживает.

Если покупаете новый фильтр, то его тип можно понять по маркировке.
У круговых поляризаторов в маркировке имеются слова CIRCULAR, CIR или просто буква C (например, CIR-PL или C-PL).
Наглядно увидеть работу фильтра, любого, и линейного и кругового можно очень простым способом. Свет, который дают компьютерные мониторы - поляризован. Если смотреть сквозь фильтр на изображение монитора и вращать фильтр вокруг оптической оси, то можно подобрать такой угол, при котором изображение монитора совершенно не видно. Фильтр кажется непрозрачным.



Так можно грубо проверить качество пленки в фильтре (и в поляризационных солнечных очках, кстати). Плохая пленка будет давать не равномерное полное затемнение, а пятна светлых и темных участков.




Тут я привожу несколько забавных снимков, на которых фильтр полностью затемняет изображение с монитора, но через него видно разные предметы, или мою руку.

2. Если вы собираетесь фотографировать синее небо, то учитывайте следующее:

Когда солнце находится вблизи горизонта (на восходе и закате), наиболее поляризованными являются участки синего неба над головой (в зените) и перпендикулярные к направлению солнечных лучей. При этом оптическая ось объектива должна располагаться по линии север - юг.

В полуденные часы, когда солнце в зените, небо поляризозано во всех направлениях под углом 45° к линии горизонта. Кверху поляризация неба уменьшается.

Наиболее поляризованными являются те участки неба, которые попадают в поле изображения при освещении объекта боковым солнечным светом, т. е. когда направление солнечных лучей и направление съемки (оптической оси объектива) образуют прямой угол.

В этом случае светофильтр в наибольшей степени притемняет небо. Поляризация участков неба но мере приближения к солнцу уменьшается.

Участки неба, лежащие в направлениях на солнце, над и под солнцем, а также в противоположном от солнца направлении, не поляризованы или почти не поляризованы. Эти участки попадают в поле изображения при съемке против солнца (контровое освещение) или когда солнце находится сзади фотоаппарата (переднее освещение).

В пасмурную погоду поляризационный фильтр никак с небом работать не будет.

Левые (первые в паре) снимки сделаны без фильтра, правые (вторые в паре) — с фильтром. Неравномерность окраски сделана намерено дл примера..




3. Если вы собираетесь снимать прозрачную воду:

Для устранения отражения на воде нужно поворачивать фильтр на иной угол, нежели тот, который затемняет небо. Это значит, что одновременно добиться эффекта прозрачности воды и синего неба – невозможно.

Вариант применения нескольких поляризационных фильтров за раз я не рассматриваю как совершенно экзотический.

На воде не должно быть крупных волн, т.к. волны отражают свет под разными углами, а значит устранить все отражения при одном положении фильтра - не удастся.

Лично мне эффект прозрачности воды нравиться больше всего.

4. Если вы используете широкоугольный объектив:
В пункте про небо есть рекомендации по направлениям съемки в зависимости от положения солнца. При съемке воды тоже есть похожая зависимость по углу наклона объектива к поверхности воды для максимизации эффекта. Там все менее критично, поэтому подробно не останавливаюсь.

А говорю это все тут потому, что когда вы снимаете широкоугольным объективом, то в кадр вам попадает очень обширная область пространства.

И если центр этой области даже на 100% соответствует рекомендациям по углу оптической оси к солнечным лучам при съемке неба или по углам к поверхности воды, периферийная область будет принимать свет совершенно из другой части пространства.

И в этой области углы будут не оптимальные.

Поэтому, небо у вас может потемнеть неоднородно. Одна сторона сильнее другой. Или в центре кадра будет более темный участок неба.

У меня на фото домов видно, что левая часть неба темнее, чем правая. Чтобы небо окрасилось равномерно, нужно было сместить кадр левее. Но там некрасивый дом. Вот и выбирай.

Аналогично с водой. Отражение исчезнет в центральной области, а к краям понемногу проявится.

Все это видно в видоискателе и нужно просто обращать на эту особенность внимание. В каких-то случаях можно отзумировать в сторону увеличения ФР. В каких-то - повернуть немного фильтр и снизить силу эффекта.

Ну, или вписать эту особенность в сюжет.

Еще про широкоугольные объективы.

Для широкоугольника нужен фильтр с узкой оправой. Иначе, оправа будет попадать в кадр и вызывать виньетирование.

Это, вроде как очевидно, но конструкция фильтра предполагает два подвижных кольца и сделать их совершенно тонкими не очень просто.

Подходящие фильтры маркируются «slim» и стоят немного дороже.

5. Поляризационный фильтр работает как нейтральный с солидной такой кратностью.

В яркие дни это дает ряд преимуществ, но вот если съемка в тени, то могут возникнуть сложности.

Фильтр снижает количество света, попадающее в объектив на 2-3 стопа. Я ранее снимал широкоугольником Tokina 17-35 f/4. Объектив не очень светосильный, но достаточно доступный по цене.

Так вот, при такой светосиле, да при надетом поляризационном фильтре камера в некоторых ситуациях затененных сцен просто не желала фокусироваться автоматически. Ручной фокус выручал, да и широкоугольник лоялен к промахам фокуса, но все-таки, имейте в виду.

Стоят такие фильтры не дорого. Не гонитесь за самым «крутым» и дорогим брендом. Разница в конечном результате неощутима.

Не заморачивайте с теорией. Просто попробуйте. Шедевры не гарантированы. Не всегда и не все можно снять с максимальным и идеальным эффектом. Но интересные фотографии гарантируются.

Удачных снимков!









Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях! Комментарии на сайте не требуют регистрации. Просто оставляйте поля пустыми.
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Поляризационные фильтры могут повысить цветонасыщенность и уменьшить отражения - и это единственный фильтр, который нельзя воспроизвести пост-обработкой. Это незаменимый инструмент, который должен иметься в сумке любого фотографа. Однако выработка интуиции относительно того, как поляризатор может повлиять на снимок, зачастую требует длительных экспериментов. Данная статья призвана ускорить этот процесс, продемонстрировав, как и почему поляризационные фильтры могут помочь (а иногда и навредить) в различных условиях.

Общие сведения

На примере выше поляризационный фильтр удаляет жёсткие прямые блики на поверхности воды.

Поляризаторы помещают перед передней линзой объектива , и принцип их действия состоит в фильтрации прямых отражений солнечного света под определёнными углами . Это полезно, поскольку прочий свет зачастую более рассеянный и богатый оттенками, но это требует также и увеличения длительности выдержки (поскольку часть света отбрасывается). Угол фильтрации контролируется вращением поляризационного фильтра, а сила эффекта зависит от положения линии зрения камеры относительно солнца.

Использование поляризаторов: положение солнца и вращение фильтра

Поляризационный фильтр максимально эффективен, когда линия зрения камеры (показана ниже красным) перпендикулярна солнечному свету:

Красные диски отображают направления максимальной эффективности фильтрации.
Зелёные линии отображают землю/горизонт.

Хорошим способом представить это является направить указательный палец на солнце, держа при этом большой под прямым углом к нему. Любое направление, в котором покажет ваш большой палец, пока вы вращаете руку, продолжая указывать на солнце, будет направлением максимального эффекта поляризатора.

Однако то, что фильтр имеет наибольший эффект в указанных навпралениях, необязательно означает, что именно в этом направлении эффект будет выглядеть максимально заметно. Вращение фильтра изменит угол (относительно солнца), при котором поляризация покажется максимальной . Наилучший способ ощутить работу фильтра - это вращать его, глядя при этом в видоискатель (или на дисплей) камеры, но вы можете также воспользоваться следующим объяснением специфики этого процесса.

Примечание касательно угла поворота фильтра . В пределе можно повернуть фильтр так, чтобы направление максимальной поляризации было перпендикулярно солнечному свету (как показано на примерах выше). В этом случае эффект поляризации будет выражен максимально. Стоит вам затем повернуть слегка фильтр (скажем, на 10-20°), и эффект поляризации станет менее выраженным. По мере дальнейшего падения угла по направлению к солнцу или от него эффект поляризации будет всё слабее, и наконец, когда фильтр повернётся на полные 90°, перестанет быть заметен. Последующее вращение приведёт к новому нарастанию эффекта поляризации и повторению цикла.

Замок Харст - Сан Симеон, Калифорния

Поскольку поляризационный эффект зависит от угла, при использовании широкоугольных объективов можно получить нежелательные результаты . Часть снимка может оказаться по направлению к солнцу, а часть под прямым углом к нему, и в этом случае на одной стороне снимка эффект поляризации будет заметен, а на другой нет.

На примере слева солнце было почти у линии горизонта, в результате чего полоса неба прямо над головой оказалась наиболее подвержена влиянию поляризатора (который сделал его темнее), в то время как верхний левый и нижний правый углы (ближе к горизонту) оказались практически не затронуты. Если бы для снимка был использован телеобъектив (в угол зрения которого поместилась бы лишь одна башня), небо выглядело бы намного более ровно.

Несмотря на то, что широкоугольные объективы очевидно неидеальны, вращение поляризационного фильтра порой может сделать эффект более реалистичным. Одним из способов является расположение наиболее выраженного эффекта поляризации ближе к краю или углу изображения. При этом изменение в поляризации станет выглядеть как более естественный градиент на небе (такой, как бывает в сумерках).

Цветонасыщенность

Одна из первых характеристик, которую вы наверняка заметите у поляризаторов, это насколько они повышают цветонасыщенность :

Государственный парк устья реки Колумбия - Орегон, США

Когда прямой отражённый свет отфильтрован, увеличивается количество рассеянного света от предмета - в результате чего создаётся более цветное изображение. Станет более яркой зелень листвы, голубизна неба, и цветы тоже станут ярче.

Однако цветонасыщенность не всегда прирастает одинаково. Всё это зависит от оптимального угла к направлению по солнцу,а также от отражающей способности предмета. В целом, предметы, сильнее отражающие свет, сильнее выиграют в цвете при использовании поляризатора. Кроме того, в ясный солнечный день влияние поляризаторов гораздо заметнее, чем при пасмурной или дождливой погоде.

На пример справа эффект на камне и листве едва заметен, зато небо становится заметно темнее. Позаботьтесь о том, чтобы не утрировать этот эффект; обычно тёмное полуденное небо или невероятно яркая листва могут заставить снимки выглядеть нереалистично.

Отражения, окна и прозрачность

Поляризационный фильтр может быть исключительно мощным инструментом по удалению отражений и выделению объектов, которые покрыты влагой, находятся под водой или за стеклом. В следующем примере поляризатор позволяет фотографу выбрать между отражением в воде и предметами под её поверхностью:

Обратите внимание, что поляризатор не смог полностью убрать отражения (хотя и справился очень неплохо). Достичь этого невозможно в принципе, однако к счастью поляризаторы способны сделать практически незаметными отражения, которые иначе были бы весьма интенсивны. К сожалению, исключением из правила являются металлические поверхности, которые к тому же зачастую создают самые яркие и наименее приемлемые отражения.

Поляризатор может также убрать нежелательные отражения при съёмке из окна или сквозь другой прозрачный барьер. Наведите курсор на пример слева, чтобы увидеть, как поляризатор удаляет отражения в окне. Это может быть очень полезно при съёмке из окна магазина, движущегося поезда или предмета в стеклянном чехле, например.

Однако поляризаторы могут также создавать ненатуральные разводы или волновой эффект на неровных, окрашенных или имеющих специальные покрытия окнах. Хорошим примером по теме является так называемая «бирефракция», которая появляется при съёмке с поляризатором из окна самолёта:

Контраст и блеск

Поскольку поляризаторы подавляют прямые отражения, зачастую это означает также потерю контрастности изображения. Это может упростить съёмку сцен с широким динамическим диапазоном , например при попытке найти баланс между ярким небом и сравнительно неяркой землёй (так что может даже оказаться ненужным градиентный нейтральный фильтр или расширенный динамический диапазон).

Однако снижение блеска и контраста не всегда желательно. В следующем примере художественный замысел состоял в (фигуральной) подсветке изгиба дороги, которая выделила её на контрасте с фоном. Использование поляризатора фактически помешало достижению цели:

въезд на Остров каньонов в национальном парке Скай - Юта, США

С другой стороны, в большинстве ситуаций удаление блеска желательно и обычно создаёт более приятный снимок. В этом же примере свет на камнях вдалеке справа не выглядит таким жёстким.

В иных ситуациях поляризаторы, наоборот, могут повысить контраст. В следующем примере поляризатор повысил контраст, отфильтровав свет, отражённый в дымке и морских испарениях. Этот эффект выглядит наиболее выраженно на холмах и кучевых облаках сразу за ними:

В целом, использование поляризатора для облаков и неба практически всегда повышает контраст, однако если предмет съёмки сам обладает высокой отражательной способностью, поляризатор практически наверняка понизит его контрастность.

Недостатки

Несмотря на то, что поляризационные фильтры очевидно весьма полезны, у них есть свои недостатки:

  • Из-за них экспозиция может потребовать на 2-3 ступени (в 4-8 раз) больше света, чем обычно.
  • Это одни из наиболее дорогих фильтров.
  • Они требуют определённого угла по отношению к солнцу для получения максимального эффекта.
  • Они могут увеличить время подбора композиции, поскольку требуют вращения.
  • С ними может быть сложно ориентироваться по видоискателю камеры.
  • Они потенциально могут снизить качество изображения (если фильтр не идеально чист).
  • Обычно их нельзя использовать для панорамных или широкоугольных снимков.

Эта панорама с поляризатором выглядела бы неравномерно, а радуга в некоторых позициях могла просто исчезнуть. Снимок сделан в национальном парке Арки, штат Юта.

Более того, порой отражения на фотографии нужны. Два наиболее ярких примера - это закаты и радуги*; стоит применить к любому из них поляризатор, и цветные отражения могут поблёкнуть или исчезнуть вовсе.

* Примечание: иногда поляризаторы могут повысить цветность и контрастность радуги, затенив фоновые облака, но только при правильном угле поворота. Кроме того, полный охват радуги обычно требует широкоугольного объектива, вследствие чего сцена в целом или радуга может получиться неравномерно.

  • Замена нейтрального фильтра . Поляризационный фильтр может порой быть использован, когда требуется увеличить длительность экспозиции. Поскольку поляризатор может уменьшить пропускаемый свет на 2-3 ступени (в 4-8 раз), этого зачастую бывает достаточно для снимков воды/водопадов.
  • Оценка с помощью поляризованных очков . Неокрашенные поляризованные очки могут помочь оценить, как будет выглядеть фотография. Не забудьте только снять их перед тем, как посмотреть в видоискатель камеры, поскольку удвоенный эффект может помешать вам что-либо увидеть.
  • Тонкие фильтры на широкоугольных объективах . Поляризатор может порой создать заметное затемнение краёв изображения («виньетирование»), будучи надет на широкоугольный объектив . Чтобы избежать этого, наверняка придётся потратиться на более дорогой «тонкий» вариант.
  • Круговые и линейные поляризаторы . Круговые поляризаторы были разработаны для того, чтобы системы экспозамера и автофокуса камеры продолжали функционировать при надетом фильтре. Линейные поляризаторы намного дешевле, но их невозможно использовать с большинством цифровых зеркальных камер (поскольку они используют TTL - экспозамер через объектив - и фазовый автофокус).

Об этой и других разновидностях фильтров также рассказывает статья:

  • Выбор фильтров: поляризующие, защитные, нейтральные и градиентные .
    Это обзорная статья о различных фильтрах, доступных фотографам.