Обед на вершине небоскреба. История великой фотографии

"Lunchtime atop a Skyscraper " (Обед на вершине небоскреба) - головокружительная фотография из серии "Construction Workers Lunching on a Crossbeam - 1932" фотографа Charles C. Ebbets

Серия про рабочих на стройке небоскреба Rockefeller Center в Нью Йорке.

По одним данным, это итальянские рабочие. По другим - индейцы. По крайней мере четвертый слева.


Такое чудо, как небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса. Сборка стального каркаса здания - самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость сборки каркаса определяет, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета.

Вот поэтому клепальщики - cамая важная профессия при строительстве небоскреба.

Клепальщики - это каста со своими законами: зарплата клепальщика за рабочий день 15$, больше любого квалифицированного рабочего на стройке; они не выходят на работу в дождь, ветер или туман, они не числятся в штате подрядчика. Они не одиночки, они работают бригадами из четырех человек, и стоит одному из бригады не выйти на работу, не выходит никто. Почему же в разгар Великой депрессии на это смотрят сквозь пальцы все, от инвестора до прораба?

На помосте из досок, или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки - 10сантиметровые в длину и 3 сантиметровые в диаметре стальные цилиндры. "Повар" "варит" заклепки - небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры. Заклепка прогрелась (не слишком сильно - провернется в отверстии и придется ее высверливать; и не слишком слабо - не расклепается), теперь нужно передать заклепку туда, где она будет скреплять балки. Какая балка когда будет крепиться известно лишь предварительно, да и передвигать горячую печь в течение рабочего дня нельзя. Поэтому часто место крепления находится от "повара" метрах в 30ти (тридцати), иногда выше, иногда ниже на 2-3 этажа.



Передать заклепку можно единственным способом - бросить.

"Повар" поворачивается к "вратарю" и молча, убедившись, что вратарь готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.

"Вратарь" стоит на узком помосте или просто на голой балке рядом с местом клепки. Его цель - поймать летящую железку обычной жестяной консервной банкой. Он не может двинуться с места, чтобы не упасть. Но поймать заклепку он обязан, иначе она маленькой бомбой рухнет на город.

Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6% от зарплаты, плотники - 4%. Ставка клепальщика - 25-30%%.

На здании Крайслера погиб один человек.
На Wall-Street-40 погибло четверо.
На Empire State - пятеро.

В 1884 году в Чикаго было начато строительство первого небоскреба. В нем было аж целых 10 этажей! Однако уже в начале следующего века 10-этажным домом было никого не удивить, а главное строительство небоскребов в Америке переместилось в Нью-Йорк.

Многие видели фотографию сидящих на балке строителей где-то высоко в небе над городом, она часто встречается на постерах и обложках. И конечно, с замиранием сердца задавались вопросом: как? Как они туда попали и как они могут не дрожать от страха, а преспокойно есть свой ланч? Итак, этот пост о том, как строились небоскребы в Нью-Йорке.

Lunchtime atop a Skyscraper («Обед на вершине небоскреба») - фотография из серии Construction Workers Lunching on a Crossbeam - 1932 фотографа Charles C. Ebbets.

Такое чудо, как небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса. Сборка стального каркаса здания - самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость сборки каркаса определяет, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета. Вот поэтому клепальщики - самая важная профессия при строительстве небоскреба.

Клепальщики - это каста со своими законами: зарплата клепальщика за рабочий день - 15 долларов, больше, чем у любого квалифицированного рабочего на стройке; они не выходят на работу в дождь, ветер или туман, они не числятся в штате подрядчика. Они не одиночки, они работают бригадами из четырех человек, и стоит одному из бригады не выйти на работу, не выходит никто. Почему же в разгар Великой депрессии на это смотрят сквозь пальцы все, от инвестора до прораба?

На помосте из досок или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки - 10-сантиметровые в длину и 3-сантиметровые в диаметре стальные цилиндры. «Повар» «варит» заклепки - небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры. Заклепка прогрелась (не слишком сильно - провернется в отверстии и придется ее высверливать - и не слишком слабо - не расклепается), теперь нужно передать заклепку туда, где она будет скреплять балки. Какая балка когда будет крепиться, известно лишь предварительно, да и передвигать горячую печь в течение рабочего дня нельзя. Поэтому часто место крепления находится от «повара» метрах в тридцати, иногда выше, иногда ниже на два-три этажа. Передать заклепку можно единственным способом - бросить.

«Повар» поворачивается к «вратарю» и молча, убедившись, что «вратарь» готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600-граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.

«Вратарь» стоит на узком помосте или просто на голой балке рядом с местом клепки. Его цель - поймать летящую железку обычной жестяной консервной банкой. Он не двигается с места, чтобы не упасть. Но поймать заклепку он обязан, иначе она маленькой бомбой рухнет на город.

«Стрелок» и «упор» ждут. «Вратарь», поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. «Упор» с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем и собственным весом удерживает шляпку заклепки. «Стрелок» 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны.

Лучшая бригада проделывает это фокус свыше 500 раз за день, средняя - около 250.

Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6% от зарплаты, плотники - 4%. Ставка клепальщика - 25-30%.

На здании Крайслера погиб один человек. На Wall-Street-40 погибло четверо. На Empire State - пятеро.

Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams. Хранить их при строительстве небоскреба негде - никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле.

Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном-единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например на одном из последних построенных этажей, может привести к большой путанице и срыве сроков строительства.

Именно поэтому, когда я писал, что работа клепальщиков самая важная и самая сложная, я не упоминал, что она к тому же самая опасная и тяжелая. Работа тяжелее и опасней, чем у них - работа крановой бригады. Заказ на бимсы был согласован с металлургами еще несколько недель назад, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту. Независимо от погоды, их необходимо разгрузить немедленно.

Деррик-кран - стрела на шарнире, находится на последнем построенном этаже, монтажники - этажом выше. Оператор лебедки может находиться на любом этаже уже построенного здания, ведь никто не собирается останавливать подъем и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей повыше для удобства монтажников. Поэтому, поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.

Единственный ориентир для управления - удар колокола, подаваемый подмастерьем по сигналу бригадира, находящегося вместе со всей бригадой десятками этажей выше. Удар - включает мотор лебедки, удар - выключает. Рядом работают несколько бригад клепальщиков со своими молотами (вы слышали когда-нибудь шум отбойного молотка?), другие крановщики поднимают по командам своих колоколов другие швеллеры. Ошибиться и не услышать удар нельзя - швеллер или протаранит стрелу крана, или сбросит с установленной вертикальной балки монтажников, готовящихся его закрепить.

Бригадир, управляя дерриком через двух операторов, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.

В на 6-й авеню есть памятник этим ребятам, установлен в 2001 году. Моделью стала самая известная фотка, она здесь в превью первая. Так вот, сделали памятник сначала точно так, как на фото, т.е. 11 чуваков сидят на балке. А потом самого крайнего справа убрали под корень. И только из-за того, что у него в руках бутылка виски! Я понимаю, если б это сделали у нас во времена Горбачева, но у них в 2001-м! Видимо, не хотели разрушать легенду про бравых парней. Теперь это десять вполне приличных ребят, сидящих на стальной балке. Нормально. Но как-то обидно.

Памятники отважным строителям

Легендарный «Обед на небоскрёбе» (Lunch Atop a Skyscraper) - фотография, на которой строители небоскреба без страховки обедают на 69 этаже строящегося здания, стала одним из символов эпохи. Снимок постановочный, но с настоящими рабочими.


Серия фотографий Construction Workers Lunching on a Crossbeam — 1932 (Рабочие обедают на балке — 1932) была сделана 20 сентября 1932 года и появилась в New York Herald Tribune 2 октября.

Историк из фотоагентства Corbis, обладающего правами на данные снимки, утверждает, фото были сделаны не ради истории и не ради стремления увековечить строителей, которые, рискуя собственными жизнями, возводили знаменитый небоскреб в Нью-Йорке. Это была рекламная кампания RCA Buildings, являющегося частью Rockefeller Center. Подтверждение версии - подписи к фотографиям о самом высоком здании в Нью-Йорке.

Автором фото сначала называли Люиса Хайна, который вёл фотолетопись строительства Эмпайр Стэйт Билдинга. В 2003 году автором снимка признали Чарльза Клайда Эббетса.
Фото: Charles Clyde Ebbets (1905-1978) - Архив Беттманна, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=2009393 , http://ebbetsphoto-graphics.com

Приблизительное место обеда рабочих. Hamilton M. Wright, 1932 г.

В 2001 году, через неделю после 11 сентября, американский скульптор итальянского происхождения Sergio Furnari создал скульптуру “Lunchtime on a Skyscraper—A Tribute to America"s Heroes". Это - воплощение в натуральную величину строителей небоскреба с легендарного фото.
Скульптура выставлялась как вдохновляющий символ для рабочих, разгребавших завалы на месте Всемирного торгового центра. Фото avatars.mds.yandex.net





С 2003 года скульптурная композиция мобильна и ее можно увидеть в разных частях Нью-Йорка на кузове специального грузовика. Фото ic.pics.livejournal.com, urbanlegends.hu, daytoninmanhattan.blogspot.ru

В 2011 году в Лондоне на крыше Heron Tower сделан ремейк знаменитого кадра.

Группа из 11 лондонских рабочих решила повторить легендарный кадр и отобедала на высоте 240 метров над землей. Бутылка виски, бывшая на оригинальном снимке в руках одного из высотников, была заменена банкой сидра. Участникам фотосессии пришлось одеть страховочные ремни, чтобы не лишиться работы. Всё, прошли времена героев-строителей без страховки.
Фото Michael Crompton , ribalych.ru

Еще одна современная версия «Обеда на небоскребе».

Австралийские рабочие перекусили на вершине недостроенного здания компании крупнейшей в мире горнодобывающей компании BHP в городе Перт. Фото dezinfo.net

Строители петербургского Лахта Центра на высоте только работают. На обед они спускаются вниз. Ведь в небоскребе уже работают скоростные лифты.

2 октября 1932 года впервые была опубликована знаменитая фотография «Обед на вершине небоскреба», ставшей настоящим символом индустриализации XX века. Однако, как оказалось, снимок, на котором 11 бесстрашных рабочих присели покурить и перекусить на высоте …2 октября 1932 года впервые была опубликована знаменитая фотография «Обед на вершине небоскреба», ставшей настоящим символом индустриализации XX века. Однако, как оказалось, снимок, на котором 11 бесстрашных рабочих присели покурить и перекусить на высоте почти 260 метров, до сих пор вызывает у историков много вопросов.Обед на вершине небоскреба

Так, изначально полагалось, что серия фотографий «Construction Workers Lunching on a Crossbeam - 1932 («Рабочие обедают на балке - 1932), самой известной из которых, безусловно, стала «Обед на вершине небоскреба» была сделана 20 сентября 1932 года и появилась в New York Herald Tribune 2 октября, с целью увековечить строителей, которые, рискуя собственными жизнями, возводили знаменитый Рокфеллеровский центр в Нью-Йорке.Строящийся Рокфеллер-центр. 1932 год

Однако историк из фото-агентства Corbis, обладающего правами на данные снимки, Кен Джонстон утверждает, что несмотря на то, что эти фото являются «частью американской истории», а «Обед…» продолжает оставаться самым продаваемым «историческим снимком» его агентства, сделаны они были вовсе не ради истории. По словам Джонстона, снимки были частью рекламной кампании Рокфеллеровского центра. Подтверждением этой версии служат подписи, сделанные к фотографиям, в которых утверждалось, что строящийся небоскреб станет самым высоким зданием в Нью-Йорке, пояснил историк The Independent.На многих репродукциях снимка указано, что его авторство неизвестно, либо авторство ошибочно приписывали Люису Хайну, который вёл фотолетопись строительства Эмпайр Стэйт Билдинга в 1931. Однако архив Беттманна, обладатель авторских прав на фотографию, по результатам многомесячной экспертизы, проведённой частной детективной фирмой, признал автором снимка Эббетса. Это произошло только в октябре 2003 года.В настоящее время личности большинства из людей установлены на основании данных от их детей или других родственников.«Volkswagen Crafter всего за € 15.200. К сожалению, слух уже распространился.»

В 2001 году спустя неделю после 11 сентября, американский скульптор итальянского происхождения Сержио Фурнари воспроизвёл фотографию в скульптуре, назвав её «Lunchtime on a Skyscraper - A Tribute to America’s Heroes.» Она выставлялась как вдохновляющий символ для рабочих разгребавших завалы на месте Всемирного торгового центра. Позднее в 2003 году он установил её на свой грузовик, тем самым превратив его в некое подобие мобильного музея. В январе 2007 года была украдена фигура рабочего, находившегося справа на фотографии, а спустя полгода она была найдена на заднем дворе церкви и отреставрирована.Обед на небоскребе - Дань героям Америки

В 2011 году в Лондоне на крыше Heron Tower был создан ремейк знаменитого кадра

Восьмая серия 14 сезона Симпсонов содержит пародию на фотографию


Если оказаться в нужное время в нужном месте, можно увидеть интересную достопримечательность не только Нью-Йорка, но и Америки в целом - скульптуру из 11 человек, сидящих на металлической балке. И хотя данному творению 15 лет (создана в 2001 г.), история её началась более 80 лет назад!

Вдохновила автора на создание этой скульптуры одна знаковая фотография, сделанная ещё в 1932г, 20 сентября, во время строительства одного из зданий Рокфеллер-центра (Rockfeller Center). Это одна из самых известных в мире фотографий - «Обед на небоскрёбе» («Lunch Atop a Skyscraper»), где изображены 11 мужчин, сидящих на металлической балке, обедающих и непринужденно болтающих на высоте около 256 метров!

Несмотря на то, что фото постановочное, все участники рельные и события происходили действительно при постройке небоскреба. Согласно официальной информации, это был 69-й этаж будущего здания! Но на лицах сидящих - ни страха, ни беспокойства!

И вот именно эта фотография вдохновила скульптора Серджио Фурнари (Sergio Furnari) на создание «обедающих рабочих».

Первоначальной его идеей было показать в своей скульптуре людей, благодаря которым и руками которых был построен Нью-Йорк, да и США в целом. Фурнари сам являясь американцем итальянского происхождения хотел посвятить скульптуру всем иммигрантам, которые помогали и создавали Америку такой, какая она есть сейчас.
Но незадолго до окончания работ в 2001 году произошли печально известные события 11 сентября. И Серджио Фурнари решил немного изменить концепцию и свою скульптуру назвал «Lunchtime on a Skyscraper — A Tribute to America’s Heroes».
Долгое время она стояла возле Граун Зеро (Ground Zero) - места, где ранее находились башни-близнецы Всемирного Торгового Центра. Она одновременно и вдохновляла рабочих, разбиравших завалы и восстанавливающих Нью-Йорк, и являлась символом этих отважных и сильных людей.

Позднее, в 2003 году, Фурнари установил скульптуру на свой грузовик, превратив его в своего рода «мобильный музей».

В 2007 году часть скульптуры - один из участников «обеда» - была похищена. Спустя какое-то время её таки нашли, отреставрировали и теперь она снова радует глаз. В ноябре 2015г. Фурнари отправился со своей скульптурой на грузовике в турне по городам Америки, чтобы как можно больше людей увидело его творение.

Хорошего Вам отдыха!