Тверской вагоностроительный завод — главный в России по вагонам.

-
-
-
-
-

Классификация и спецификация вагонов пассажирского парка

Пассажирские вагоны предназначены для перевозки пассажиров, почты, багажа, грузобагажа, используются в качестве вагонов-ресторанов, вагонов-клубов, вагонов-лабораторий, вагонов-путеизмерителей и т.д.

В эксплуатации находятся следующие виды пассажирских вагонов:

  • с двух- и четырехместными купе,
  • с двухместными купе (СВ ),
  • с четырехместными купе,
  • (плацкартные ),
  • (общие ),
  • и другиe.

Все пассажирские вагоны строят с длиной 23,6 м; различаются они планировкой и внутренним оборудованием, а также конструкцией кузова и рамы.

Для всех пассажирских вагонов внутреннего сообщения приняты габариты 0-ВМ и 1-ВМ , а для пассажирских вагонов международного сообщения железных дорог всех стран Европы и Азии - габарит 03-ВМ , который также называется габаритом РИЦ (RIC - Regolamento Internationale Carrozze - Международный союз по пассажирским и багажным вагонам ). Членами Союза являются железные дороги Австрии, Болгарии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Финляндии, Франции, Чехии и Словакии, Швейцарии, Швеции, Югославии. Кроме того, в РИЦ входят железные дороги отделных государств Азии, Африки и Ближнего Востока.

На Российских железных дорог, направляющихся в КНР и КНДР, должен быть опускающийся фрикционный аппарат . На пунктах перестановки вагонов фрикционный аппарат опускают, снимают автосцепку СА-3 и устанавливают автосцепку со специальной головкой типа "". В этом случае условно допускается сцепление вагонов РЖД с вагонами железных дорог КНР или КНДР. Как правило, вагоны-рестораны РЖД за границу не направляют. Исключение составляют поезда, следующие в Финляндию и Монголию, где габарит и ширина колеи допускают их эксплуатацию.

Часть, эксплуатирующихся по настоящее время на железных дорогах России, были построены на вагоностроительных заводах и в Германии (ГДР) во времена существования Советского Союза. Срок эксплуатации этих вагонов подходит к концу и поэтому количество таких вагонов сокращается.

Пассажирские вагоны (купейные, плацкартные, мягкие и др.) (ТВЗ ) и (ЗАО "Вагонмаш" ) строятся по габариту 1-ВМ, производства ТВЗ - по габариту Тпр .

На железных дорогах России в поездах эксплуатируются. Вагоны Германии, Польши, Чехии и Словакии - это вагоны международного сообщения габарита РИЦ. Они оборудованы нагнетательной вентиляцией и, в отличие от вагонов РЖД, на них установлены специальные замки на входных дверях, а соответствуют правилам РИЦ.

Купейные соответствуют габариту 0-ВМ , построены в КНР и имеют соответствующее оборудование, герб КНР и свою нумерацию. Монголии - это купейные вагоны, построенные на заводах Германии, так же, как и аналогичные российские вагоны, и не отличаются от вагонов РЖД габарита 0-ВМ .

Кузова пассажирских вагонов, их оснащение

Кузова пассажирских вагонов представляют собой цельнометаллическую коробку , состоящую из рамы , пола , боковых и торцевых стен и крыши . Каждая из этих частей имеет каркас (стойки , обвязки , балки , дуги ), обшитый с внешней стороны листовой сталью. Кузов цельнометаллического вагона составляет единое целое с рамой (цельнонесущий кузов ).

По конструкции кузова цельнометаллические пассажирские вагоны делят на два основных типа: с рамой, имеющей сквозную хребтовую балку и не имеющей ее.

Внутренняя планировка пассажирских вагонов зависит от их назначения. В кузове расположено, оборудованное устройствами, которые обеспечивают нормальные условия и необходимый комфорт. Для обеспечения температурных условий в помещениях вагона ограждение кузова (стены, крыша, пол) имеет изоляцию .

К внутреннему оборудованию пассажирских вагонов относятся устройства, составляющие интерьер вагона и выполняющие его планировку в соответствии с назначением: перегородки между помещениями , облицовка стен, пола и потолка, места для лежания и (или) сидения пассажиров, размещения багажа, окна , двери и т.д. Каждый пассажирский вагон имеет систему электроснабжения , обеспечивающую питание электроэнергией всех его потребителей: устройства отопления , освещения , электробытовые приборы и др. К климатическим устройствам пассажирских вагонов относятся установки отопления , вентиляции и кондиционирования воздуха, необходимые для обеспечения в вагоне нормальных температурных условий и воздухообмена. В санитарно-техническое оборудование пассажирских вагонов входят и система водоснабжения .

Внутреннее оборудование располагают так, чтобы обеспечить достаточную ширину проходов, свободный доступ к диванам и полкам, а также удобство пассажирам, наилучшее использование площади пола и объема кузова.

По концам вагона расположены. Рабочий тамбур находится со стороны. Через него, как правило, осуществляется посадка и высадка пассажиров и из него есть доступ к вагона (в связи с чем конец вагона со стороны рабочего тамбура называют котловым ). В обоих тамбурах находятся краны экстренного торможения (), а в рабочих - .

Для обеспечения безопасного перехода пассажиров из одного вагона в другой, а также для амортизации резких ударов и толчков, возникающих при трогании поезда и торможении, пассажирские вагоны оборудуют с.

Между деталями автосцепного устройства имеются зазоры, составляющие в сумме 40-100 мм. Автосцепки и вагоны могут свободно перемещаться взаимно в пределах указанных зазоров, так как в это время поглощающие аппараты еще не работают. Буферные комплекты (2 ) обеспечивают постоянное натяжение сцепленных автосцепок, тем самым ликвидируя свободные зазоры и исключая их отрицательное влияние на плавность движения поезда. В настоящее время пассажирские вагоны оборудуют упругой переходной площадкой с суфле (3, 6, 7 ), выполненным из морозостойкой резины, которая обеспечивает хорошую плотность соединения и одновременно является звукоизоляционным материалом. Чтобы атмосферные осадки, пыль и грязь не попадали с крыши в пространство между стеной вагона и баллонами двух смежных вагонов, предусмотрено отводное устройство (8 ). Один конец перекрытия крепится к торцевой стене вагона, а другой свободно лежит на верхнем баллоне. Внизу перекрытием служит переходной фартук (5 ). В свободном состоянии резиновые суфле выходят на 65 мм за ось сцепления автосцепок. Благодаря этому после сцепления вагонов создается хорошее уплотнение по периметру, надежное при прохождении поезда и по кривым участкам пути.

Для каждого пассажирского вагона при постройке составляют технический паспорт (форма ВУ-4м ), в котором указывают место и время постройки, место приписки, тип вагона, тару, длину рамы, тип сцепки, базу вагона, типы тележек, тормозов и подшипников, число мест, сведения о системах отопления, водоснабжения и электрооборудования, о каждой колесной паре (тип, размеры основных элементов); здесь же помещают рисунок с планировкой вагона. В паспорт вписывают все изменения, произведенные при заводском ремонте вагона.

На дорогах СНГ установлены единые для всех пассажирских вагонов обязательные знаки и надписи , которые наносят при постройке и ремонте. На кузова наносят знак РЖД, идентификационный номер вагона, массу тары и обозначают место установки домкрата.

На кузова наносят надписи с обозначением пункта приписки вагона, места и времени выполнения заводского и деповского ремонтов , единой технической шестимесячной ревизии вагона .

Дополнительно на указываются страны курсирования, база вагона, классность, тип автотормоза, транзитность вагона, местонахождение водоналивных труб, тип тормозных колодок. Вагоны, габариты которых соответствуют габаритам европейских дорог с шириной колеи 1435 мм, должны иметь знак "МС ". На вагонах, соответствующих габариту 0-ВМ , ставится знак "МС-0 ", а на соответствующих габариту 1-ВМ - знак "МС-1 ". На продольной балке тележек указывают номер вагона, порядковый номер тележки и дорогу приписки тележки.

По надписям работники, связанные с эксплуатацией пассажирских вагонов, в том числе проводники, могут судить о техническом состоянии вагонов, определять сроки выполнения заводского и деповского ремонтов, единой шестимесячной ревизии, возможность включения вагона в поезд или необходимость отцепки для соответствующего ремонта.

Основные типы пассажирских вагонов

Ведущим производителем пассажирских вагонов в России в настоящее время является (ОАО "ТВЗ" ). Им разработаны и выпускаются различные типы пассажирских вагонов, соответствующие современным нормам безопасности и экологичности.

Кузова вагонов имеют унифицированную цельнонесущую конструкцию без хретовой балки. Обшивка кузова выполнена из плоскогофрированной, либо негофрированной нержавеющей стали (срок службы кузова - 40 лет). Окраска кузова выполнена в соответствии с корпоративными цветами ОАО "РЖД" . Вагоны изготавливаются по габариту 1-ВМ и имеют конструкционную скорость 160 км/ч . Длина вагонов по осям сцепления автосцепок составляет 25500 мм , база вагонов - 17000 мм , ширина - 3100 мм , высота - 4350 мм.

В вагонах устанавливаются двухосные моделей 68-4065 , 68-4066 , либо моделей 68-4095 , 68-4096 .

Вагоны имеют пассажирский салон , спланированный и оборудованный в соответствии с назначением вагона, а также рабочий и нерабочий. Двери рабочего тамбура - ; нерабочего тамбура - распашные , открываются вручную.

Со стороны рабочего тамбура расположены, кладовая для хранения постельных принадлежностей, системы приготовления и раздачи воды и котельное отделение . В коридоре со стороны нерабочего тамбура расположены два экологически чистых.

Отопление вагонов - комбинированное . Основная отопительная система - жидкостная , с нагревом теплоносителя в котле электронагревателями или твердым топливом. В межсезонный период предусмотрено отопление от салонных электрокалориферов .

Электроснабжение вагонов обеспечивается от поездной магистрали напряжением 3000 В (электроотопление), на стоянках - от трехфазной сети напряжением ~380/220 В , а также от подвагонного генератора напряжением =110 В и аккумуляторной батареи. Имеется статический преобразователь напряжения =110/~220 В , позволяющий получить переменный ток для питания люминесцентных светильников и розеток. Основное освещение всех помещений - люминесцентное , аварийное - лампами накаливания . Вагон оборудован, системой видео- и аудиотрансляции , системами пожарной сигнализации , контроля безопасности и связи , управления доступом и охраны , накопления и передачи диагностической информации .

Вентиляция вагона - принудительная приточная непрерывного действия с частичным удалением воздуха через дефлекторы, установленными на крыше по концам вагона. Вагон оборудован установкой кондиционирования воздуха .

(модель 61-4458 ) вместимостью 40 (1 класс), либо 68 (2 класс) пассажиров предназначен для выполнения массовых перевозок по магистральным путям колеи 1520 мм с длительностью пребывания в пути не более 8 часов (межобластное сообщение ).

(5 ) с улучшенным интерьером оборудован 14 двухместными и 12 одноместными с регулируемыми по наклону спинками. В спинки кресел вмонтированы откидные столики , ЖК-дисплеи системы видеотрансляции и аудиопанели .

со стандартным интерьером имеет 30 двухместных кресел с регулируемыми по наклону спинками и откидными столиками на задней стороне. Над установлены светильники направленного света , в откидные подлокотники вмонтированы аудиопанели с электронными регуляторами громкости и разъемами для подключения аудиогарнитур. В салоне установлены потолочные видеопанели .

Салон имеет с тонированными стеклами, разделяющие пассажирское помещение на две части. На выгородках размещены откидные столики . Над креслами вдоль стен установлены багажные полки , под ними имеются крючки для одежды .

(модель 61-4447 ) предназначен для перевозок пассажиров по путям колеи 1520 мм на дальние расстояния с длительностью пребывания в пути более 8 часов.

поделен на 9 отсеков, соединенных сквозным общим коридором. В каждом отсеке установлены 3 нижние и 3 откидные верхние полки. Всего в вагоне 54 спальных места, которые могут использоваться и как места для сидения (81 место). Внутри располагаются 2 нижние, 2 верхние откидные полки и подоконные откидные столики . Боковые нижние полки имеют раскладную конструкцию, позволяющую образовывать 2 места для сидения и столик между ними. Верхние полки имеют складные предохранительные поручни. Для подъема на верхние полки со стороны прохода предусмотрены ступеньки и поручни .

В дополнение к спальным полкам каждый отсек оборудован неоткидными верхними полками для багажа и постельных принадлежностей. Под нижними полками имеются рундуки для размещения багажа и ручной клади. На стенах отсеков установлены сетки-газетницы , крючки для одежды .

моделей 61-4440 и 61-4462 с числом мест 18 (1 класс ), либо 36 (2 класс ) предназначены для перевозок пассажиров по магистральным путям колеи 1520 мм на дальние расстояния с временем пребывания в пути более 8 часов. оборудован БСУ-3 и гофросуфле и предназначен для эксплуатации в поездах постоянной составности.

Пассажирское помещение купейного вагона 2 класса имеет 9 , оборудованных мягкими трансформируемыми диванами и откидными с предохранительными поручнями, откидным подоконным столиком , выдвижной лестницей для подъема на верхнее спальное место. Для размещения личных вещей имеются полки . Под каждым нижним спальным местом находится рундук для багажа . Купе оборудованы светильниками общего и местного освещения, панелями аудиосистемы , крючками для одежды . В каждом купе могут быть установлены.

Пассажирское помещение купейного вагона 1 класса имеет 9 , оборудованных мягкими диванами, откидным подоконным столиком, нишами для багажа и полкками для личных вещей.

От пассажирските купе отделены, которые запираются и отпираются при помощи магнитных карточек . Со стороны купе на дверях имеются зеркала .

Также выпускаются пассажирские вагоны с. Такие купе оборудованы диваном-трансформером , откидной вехней спальной полкой , креслом , откидным подоконным столиком , нишами для личных вещей , телевизором . Из купе имеется доступ в с душевой кабиной.

модели 61-4476 габарита РИЦ предназначен для эксплуатации на железных дорогах колеи 1520 и 1435 мм. Конструкционная скорость вагона для колеи 1520 мм - 160 км/ч , для колеи 1435 мм - 200 км/ч .

Пассажирский салон вагона имеет 32 спальных места и обеспечивает высокий уровень комфорта пассажиров за счет усовершенствованной планировки всех помещений вагона. В каждом из 8 установлены 2 дивана-трансформера , 2 откидные верхние спальные полки , подоконный откидной столик , под которым расположен.

моделей 61-4463 и имеют 6 четырехместных купе 2 класса, (7 ) с обслуживающего персонала, бытовое помещение для поездной бригады (6 ), (8 ), оборудованный специальными поручнями и кнопкой вызова обслуживающего персонала, обычный туалет (9 ), купе начальника поезда (4 ) с. Вагон оборудован системой спутниковой радиосвязи и комплектом спутникового телевидения Trackvision . Рабочий тамбур имеет для посадки/высадки инвалида-колясочника.

моделей 61-4460 и 61-4464 предназначены для обеспечения горячим питанием пассажиров поезда в пути следования. предназначен для эксплуатации в поездах постоянной составности.

Пассажирское помещение вагона расчитано на 35 пассажиров: 32 посадочных места в салоне и 3 места в баре. (6 ) имеет 16 двухместных диванов , развернутых друг к другу. Между диванами установлены 8 обеденных столов . В коридоре (12 ) со стороны нерабочего тамбура находится (11 ), возле которой установлены 3 . Интерьер вагона-ресторана может быть выполнен в раличной цветовой гамме и с различными декоративными элементами.

В вагонах имеется (10 ) с варочными электроплитами , духовыми шкафами и вытяжками , (8 ), кладовая (7 ) для хранения продуктов и полуфабрикатов, умывальник (3 ) для пассажиров, туалет (2 ) и котельное отделение (5 ).

Вагон оборудован звонковой (вызывной) сигнализацией для вызова обслуживающего персонала , поездной и вагонной магистралью системы громкоговорящей трансляции и поездной связи , системой видео- и аудиотрансляции .

Двухэтажные пассажирские вагоны производства ОАО "ТВЗ" строятся по габариту Тпр и имеют конструкционную скорость 160 км/ч. Кузова вагонов с гладкой обшивкой боковых стен изготавливаются из коррозионно-стойких сталей. Длина вагонов 26232 мм , база - 19000 мм , ширина - 3154 мм , высота - 5 250 мм .

модели 61-4465 рассчитан на проезд 64 пассажиров, которые размещаются в 16 (по 8 на первом и втором этажах). По сравнению с обычным одноэтажным вагоном пассажировместимость увеличена почти в 2 раза. Уровень пола вагона опущен ниже линии оси колесных пар. Высота потолков купе и уменьшена до 2100 мм (вместо стандартных 2500 мм). В купе отсутствуют верхние багажные полки. Для подъема на второй этаж служат, расположенные по обоим концам вагона. Вагон имеет один. На 1 этаже со стороны тамбура расположены и. Поскольку вагоны оборудованы герметичными межвагонными переходами Hubner , в них отстутсвует нерабочий тамбур. Вместо него предусмотрен, в котором расположены 3 экологически чистых. Вагон имеет электровоздушное отопление от электрокалориферов , а также оборудован системой кондиционирования воздуха .

В модели 61-4472 предусмотрено 50 пассажирских мест, 2 из которых предназначены для проезда и сопровождающего его лица. В этом же вагоне имеется начальника поезда, туалет для инвалида , туалет с душевой кабиной и бытовое помещение для поездной бригады.

модели 61-4473 имеет на 48 посадочных мест, расположенный на 2 этаже. На 1 этаже вагона расположен на 4 , кухня , кладовая , (лифт ) с переговорным устройством , 2 , служебное помещение.

модели 61-4492 выпускается в двух исполнениях - со на 102 посадочных места и с на 60 посадочных мест. В вагоне с улучшенным интерьером имеется и.

Почтовые, багажные и почтово-багажные вагоны до 2012 года выпускались Санкт-Петербургским заводом "Вагонмаш" (ранее - Лениградским вагонострительным заводом имени И.Е.Егорова ).

типа ПП имеет трактовую и транзитную кладовые , зал для сортировки писем , служебное отделение и все необходимое обустройство для работы и отдыха почтовой бригады в длительных поездках: купе для отдыха , кухня , туалет с душем , котельное отделение .

Трактовая кладовая оборудована полками для, выгружаемых на промежуточных станциях. Транзитная кладовая служит для размещения посылок, следующих до конечной станции.

Оборудование почтового вагона позволяет осуществлять в дороге обработку самых разных почтовых отправлений. В них имеются все необходимые приспособления для приёма, хранения и обработки мешков и контейнеров с письмами, бандеролями и посылками, пересылаемыми по железной дороге. В таком вагоне могут применяться особые почтовые штемпели, почтовые штампы и почтовые ярлыки, с помощью которых на корреспонденции ставятся пометки о доставке корреспонденции железнодорожным транспортом - с указанием почтового вагона и маршрута его следования.

модели 61-524 предназначен для транспортировки багажа в пассажирских или почтово-багажных поездах. В вагоне имеются багажная кладовая , служебное помещение , двухместное купе для отдыха багажных раздатчиков, туалет с душем , тамбуры и котельное отделение .

С 2015 года время Тверской вагоностроительный завод наладил выпуск багажного и почтово-багажного вагонов моделей, отвечающих современным требованиям и допускающих эксплуатацию в составе пассажирских и скорых поездов, следующих со скоростью до 160 км/ч, а также в составе специальных почтово-багажных поездов для ускоренной перевозки легковесных грузов.

модели 61-4505 оборудован помещением для хранения багажа и зоной для проезда персонала . В площадью 157 м 3 можно разместить до 25,2 тонн груза. Отсутствие на стенах и полу выступов позволяют сохранить упаковку багажа во время перекладки и транспортировки. оборудована отдельной наружной дверью для входа с платформы. Кроме в вагоне модели 61-4505 располагаются кухня , купе со спальными местами , экологически чистый и котельное отделение . Вагон оснащен системой комплексного мониторинга , которая может контролировать одновременно до 10 багажных вагонов, входящих в состав поезда. В случае несанкционированного доступа в любой из вагонов, в купе обслуживающего персонала поступает сигнал.

модели 61-4504 не имеет служебной зоны. Весь полезный объем вагона занят, что позволяет перевозить в нем до 199 м 3 багажа весом до 35 тонн.

Конструкции обоих вагонов предусматривают возможность работы в грузовом отсеке погрузчика с грузом общей массой до 5 т. Это позволяет исключить ручной труд, сократить время погрузки и разгрузки. Стены и крыша грузовых отсеков оборудованы термоизоляцией, что позволяет сохранять комфортную температуру внутри вагонов.

Отопление и водоснабжение пассажирских вагонов

Система отопления служит для поддержания нормального температурного режима внутри вагона независимо от изменения температуры наружного воздуха. Согласно техническим условиям на проектирование и постройку пассажирских вагонов температура воздуха в вагоне должна быть не менее +18 °С при наружной температуре -40 °С, а в предтамбурных коридорах и туалетах - не менее +16 °С ; в вагонах с электрическим отоплением автоматическое управление должно обеспечивать температуру в пределах +20 ± 2 °С . Кроме того, система отопления должна подогревать воздух, подаваемый вентиляционной установкой, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснабжения, а в вагонах последних лет постройки также обогрев головок водоналивных и сливных труб.

Приборы отопления любой системы должны быть безопасны в пожарном отношении, просты в обслуживании, надежны в работе и экономичны в эксплуатации. Температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 70 °С, с тем чтобы создавалась умеренная теплота и не было пригорания пыли. Воздух нагревается в вагоне при работе системы отопления в том случае, если имеется разность температур между нагревательными приборами и воздухом. Тогда тепло передается от приборов отопления, имеющих более высокую температуру, в воздух вагона, т.е. происходит теплообмен (конвекция ).

В зависимости от способа получения тепла для обогрева пассажирских вагонов применяют три системы отопления: угольно-водяную , комбинированную (электроугольную ) и электрическую .

В первых двух системах теплоносителем служит жидкость (вода), которая подогревается в котле углем (угольно-водяная система ), углем или электронагревательными элементами, опущенными в котел (комбинированная система ). При электрическом отоплении воздух в вагоне подогревается непосредственно электропечами .

Во всех вагонах с водяным отоплением помещения обогреваются с помощью обогревательных труб , в которых циркулирует горячая вода.

Устройство и действие системы водяного отопления с верхней разводкой труб основаны на физическом законе, согласно которому при нагревании воды в (2 ) объем ее частиц увеличивается, а плотность уменьшается, поэтому они, как более легкие, устремляются вверх. В то же время частицы воды, находящиеся в обогревательных трубах (4, 5, 6 ), охлаждаются, объем их уменьшается, а плотность увеличивается, вследствие чего они, как более тяжелые, опускаются вниз. Таким образом, благодаря различию плотности воды в котле и обогревательных трубах, происходит непрерывная циркуляция воды в системе отопления по замкнутому кольцу: котел - обогревательные трубы - котел . В системе имеется расширитель-калорифер (1 ), компенсирующий увеличивающийся объем воды вследствие ее расширения из-за нагрева и одновременно с этим обеспечивающий подогрев наружного воздуха, поступающего через систему вентиляции вагона в пассажирский салон.

На ряде купейных вагонов применяются. Циркуляция воды в системе обеспечивается специальным.

Электрическое отопление как основное применяется в межобластных общих вагонах, вагонах-ресторанах и двухэтажных вагонах. При электрической системе отопления вагон обогревается с помощью электрических печей , расположенных на полу в пассажирских помещениях, коридорах, служебном отделении и туалетах, а также с помощью электрокалориферов , устанавливаемых в системах вентиляции. Обогрев с использованием печей называют конвекционным , а с помощью калориферов - электровоздушным . В качестве дополнительного электрическое отопление применяется в вагонах с кондиционированием воздуха.

Нагревательные приборы электрического отопления получают питание от подвагонной высоковольтной магистрали , подключаемой через электровоз к контактной сети постоянного тока напряжением 3000 В или переменного однофазного тока напряжением 25000 В через понижающий трансформатор . Высокое напряжение от локомотива к вагонам и между вагонами передавется через специальные межвагонные перемычки - , подключаемые к.

Вагоны с комбинированной системой отопления можно эксплуатировать как на электрифицированных участках, так и на неэлектрифицированных. Отопительное оборудование вагонов унифицировано. Работы по внедрению электроотопления на неэлектрифицированных участках сдерживаются из-за отсутствия тепловозов с генератором отопления и необходимостью реконструкции устройств СЦБ на этих участках.

Режим работы системы отопления устанавливает проводник в зависимости от температуры наружного воздуха и внутри вагона, от населенности вагона и времени года.

пассажирских вагонов удовлетворяет потребности пассажиров в питьевой воде, обеспечивает нормальное функционирование санитарно-технического оборудования, а также пополнение водой системы отопления вагонов. Каждый вагон оборудован индивидуальной системой водоснабжения самотечного типа , состоящей из баков , разводящей и подводящей систем трубопроводов , устройств водораздачи .

Вместимость баков системы водоснабжения зависит от типа вагона и числа пассажирских мест. У пассажирских вагонов она определяется также назначением вагона (дальнего следования или межобластного сообщения).

Над туалетом, расположенным в некотловой части вагона, устанавливают большой бак емкостью 850 л, а над потолком туалета в котловом конце - малый бак емкостью 80 л. Общая вместимость системы водоснабжения в купейных и плацкартных вагонах составляет 1 м 3 (около 1000 л). Баки соединены трубопроводом , что позволяет пользоваться водой в обоих туалетных помещениях до полного опорожнения всех баков, а также заполнять систему водоснабжения через одно наливное устройство . При необходимости баки могут быть разобщены вентилями . Большие баки имеют две с наконечниками для налива воды снизу с обеих сторон вагона. Чтобы предотвратить замерзание наконечников водоналивных труб, их оборудуют устройствами для обогрева от системы отопления или электрическими нагревателями , подключенными к аккумуляторной батарее. Уровень воды в баках определяют по водомерному стеклу , установленному на малом баке. В купированных вагонах постройки ГДР в туалетном помещении некотлового конца вагона имеются водопробные краны , один из которых сигнализирует о наличии не менее 0,25 м 3 воды (минимально допустимый уровень).

В вагонах дальнего следования делают специальные бойлерные установки , от которых горячая вода поступает в санитарные узлы и служебное отделение. В период отопительного сезона подогрев воды осуществляется от котла отопления с помощью специального змеевика .

Для обеспечения пассажиров кипятком в вагонах около котельного отделения устанавливают с комбинированным (электрическим и угольным) отоплением. В них вода может подогреваться от встроенного в котел электрического нагревателя. Производительность кипятильника 1,1-1,4 л/мин кипяченой воды.

В котловом конце вагонов расположен бак для питьевой воды , куда ручным насосом накачивают из кипятильника кипяченую воду. Из этого бака вода поступает в бак охладительной установки , а затем к крану питьевой воды .

Электрооборудование пассажирских вагонов

Электрическое оборудование в пассажирских вагонах применяют для освещения, отопления, вентиляции помещения, подогрева подаваемого в вагон воздуха зимой и охлаждения его летом, охлаждения продуктов питания и питьевой воды, приготовления пищи и кипяченой воды, радиовещания и телефонной связи, облегчения труда поездной бригады, обеспечения безопасности движения поезда.

По назначению вагонное электрооборудование можно разделить на следующие основные группы:

  • источники электрической энергии (генераторы и аккумуляторные батареи);
  • преобразователи , изменяющие величину напряжения или тока, либо преобразующие один род тока в другой (постоянный в переменный и наоборот);
  • устройства для электрического освещения вагонов с лампами накаливания и люминесцентными лампами;
  • электрические приводы вентиляторов, насосов, компрессоров и др.;
  • электронагревательные приборы (электрические печи и калориферы);
  • аппаратура автоматического регулирования рабочих параметров источников электрической энергии (регуляторы напряжения, ограничители тока и др.);
  • пускорегулирующая аппаратура для включения и отключения потребителей электроэнергии, пуска электрических двигателей и др.;
  • >аппаратура автоматического контроля и регулирования работы потребителей;
  • радио- и телеаппаратура ;
  • устройства для защиты источников электроэнергии и потребителей от перегрузки и короткого замыкания;
  • сигнальные устройства ;
  • электроизмерительные приборы и индикаторы ;
  • вагонная электрическая сеть .

Все электрооборудование пассажирских вагонов разделяется на внутривагонное и подвагонное . Внутри вагона устанавливаются потребители электроэнергии, аппаратура управления, защиты, контроля и сигнализации, которыми пользуются обслуживающий персонал и пассажиры в пути следования (осветительные приборы , розетки , двигатель вентиляционного агрегата , нагревательные элементы кипятильника , электрических печей и калорифера , двигатели циркуляционных насосов , распределительный щит и пр.).

Под вагоном размещаются источники электрической энергии (,), коммутационная и защитная аппаратура, а также потребители, которые по своим габаритным размерам, условиям работы, уровню производимых шумов и требованиям безопасности не могут быть установлены внутри вагона (обогреватели наливных труб , (умформеры ), двигатели компрессоров и конденсатора установки охлаждения воздуха, высоковольтные контакторы и предохранители и т.п.). Кроме того, под вагоном монтируются низковольтная магистраль (50 В ), высоковольтная магистраль (3000 В ), магистраль электропневматического тормоза и их межвагонные соединения .

Электроэнергия от генератора или аккумулятора поступает по проводам сначала к, а затем от него к потребителям. На распределительном щите сосредоточена коммутационная и защитная аппаратура для управления потребителями, а также защиты сети от коротких замыканий и перегрузок. Щит устанавливается в служебном помещении проводника. На щите также монтируются электроизмерительные приборы и сигнальные лампы.

Электрооборудование должно надежно работать при изменениях температуры окружающей среды от +40 до -50 °С и относительной влажности до 90 %, а также обладать высокой механической прочностью и не выходить из строя при динамических перегрузках вследствие вибраций, соударений при маневрах и действиях инерционных сил, возникающих при торможениях.

Для защиты электрооборудования от повышенного напряжения, которое может возникнуть вследствие неисправности регулятора напряжения генератора, при обрыве цепи аккумуляторной батареи и других аварийных режимах устанавливают реле максимального напряжения, а для предотвращения чрезмерного разряда аккумуляторной батареи - реле пониженного напряжения. Защита генераторов от перегрузки обеспечивается соответствующими ограничителями тока, а двигателей - тепловыми реле.

Системы электроснабжения вагонов . Системой электроснабжения называют комплекс оборудования, предназначенный для выработки и распределения электрической энергии потребителям вагона. В зависимости от расположения источников электрической энергии и их использования системы электроснабжения делятся на автономные и централизованные .

Автономная система электроснабжения получила широкое распространение. В пассажирском вагоне имеются собственные источники электрической энергии (генератор и аккумуляторная батарея), обеспечивающие питание потребителей электроэнергией при движении и на стоянке. Основным источником электроэнергии служит генератор (15 ), который приводится во вращение от оси колесной пары вагона с помощью специального привода. Применяются генераторы постоянного и переменного тока. Для автономных систем с приводом генератора от оси колесной пары приняты два стандартных напряжения: 50 В - для вагонов без кондиционирования воздуха и 110 В для вагонов с кондиционером. На стоянках и при малых скоростях движения (менее 40 км/ч) питание потребителей осуществляется от аккумуляторной батареи (6 ).

Централизованная система электроснабжения в настоящее время имеет меньшее распространение. В этой системе потребители всех вагонов поезда получают питание от локомотива (14 ) или специального вагона-электростанции (13 ). Источниками электрической энергии служат дизель-генераторные агрегаты (12, 11 ) или специальные преобразователи (22 ), питающиеся от контактной сети через токоприемник электровоза. Электрическая энергия передается к потребителям по соответствующим высоковольтным магистралям . Централизованные системы с дизель-генераторами применяются в пассажирских поездах особого назначения (для перевозки высокопоставленных лиц, vip-персон, иностранных туристов, в). Системы централизованного электроснабжения от электровоза применяются в фирменных поездах фиксированной составности и в скоростных пассажирских поездах ("Невский экспресс", "Столичный экспресс" и др.). К централизованной системе электроснабжения, в частности, относятся системы электроотопления поезда , электропневматического и магниторельсового тормозов .

Карелин Денис Игоревич ® Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И.Бондаренко "2016

Цель работы: ознакомиться с общим устройством пассажирских вагонов, выпускаемых акционерным обществом «Тверской вагоностроительный завод» (АО ТВЗ)

    Общие сведения

      Классификация вагонов

Вагоном называется единица подвижного состава железных дорог, предназначенная для перевозки пассажиров или грузов. Вагоны бывают несамоходные, перемещаемые локомотивами, и самоходные (автовагоны) которые для передвижения имеют Двигатель, расположенный непосредственно на вагоне (автомотрисы, трансферкары. моторвагонные секции). В зависимости от назначения вагоны объединены в пассажирские и грузовые варки. Пассажирский парк составляют вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, а также вагоны-рестораны, почтовые, багажные и специального назначения (служебные, путеизмерительные, вагоны-лаборатории, вагоны-клубы и др.)

В зависимости от дальности перевозок вагоны отличается своим устройством. По назначению различают вагоны:

    дальнего следования - для перевозки пассажиров на больше расстояния; бывают купейными или некупейными; оборудованы жёсткими или мягкими диванами для лежания и поэтому называются жесткими или мягкими вагонами;

    межобластного сообщения – для перевозки пассажиров на расстояние до 1000 км. Эти вагоны имеют удобные кресла для сидения;

    пригородные - для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время; оборудованы диванами (жесткими или мягко-жесткими) для сидения;

    вагоны-рестораны предназначены для обеспечения питания пассажиров поезда в пути следования; почтовые- для перевозки писем, посылок и другого почтового груза; багажные - для багажа. Данная группа подвижного состава отличается от вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров» внутренним оборудованием и его планировкой.

1.2. Основные части вагона и их назначение

Каждый вагон имеет ходовые части, раму, кузов, ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование.

Ходовые части.

К ходовым частям вагона относятся тележки, состоящие из колесных пар, букс, рессорного подвешивания, рам и надрессорных балок.

Ходовые части направляют движение вагона по рельсовому пути и обеспечивают безопасное движение с необходимой плавностью хода вагона.

Рама вагона.

Рама вагона состоит из системы жестко соединенных между собой стальных продольных и поперечных балок. На раме укрепляются кузов, ударно-тяговые приборы, части автоматического и ручного тормоза, детали рессорного подвешивания. Таким образом, на раме монтируются все основные части вагона, и она обеспечивает необходимую связь междуними. Рамы существенно отличаются одна от другой в зависимости от конструкции и назначения вагона, но все они должны быть достаточно прочными, способными выдерживать нагрузку от кузова, воспринимать тяговые, ударные, тормозные усилия, давление ветра и другие нагрузки, возникающие при движении вагона. Во многих современных вагонах рама является одним из основных элементов кузова и вместе с ним представляет единую несущую конструкцию. У пассажирских и специальных вагонов снизу к раме прикрепляется различное вспомогательное оборудование для освещения, отопления и других целей. Рама кузова пассажирского вагона изготовлена из низколегированной стали 09Г2Д.

Кузовом вагона называется крытая или открытая часть вагона, расположенная над рамой и служащая помещением для грузов или пассажиров, У пассажирских вагонов кузов состоит из боковых и торцовых стен, пола и крыши. Для обшивки кузова используется сталь 10ХНДП

Внутренняя планировка пассажирских вагонов зависит от назначе­ния. Вагоны поездов дальнего следования призваны создавать наибольшие удобства для пассажиров для этого вагоны должны иметь: достаточный объём пассажирского помещения; удобные места для сидения и лежания; рациональное размещение и надлежащее оборудова­ние туалетных отделения; исправно действующие отопление, вентиля­цию и систему охлаждения; достаточное освещение ("естественное и искусственное); хорошую внутреннюю отделку.

Ударно-тяговые приборы.

Ударно-тяговые приборы служат для сцепления вагонов между собой и локомотивом, удержания их на определенном расстоянии друг от друга, а также для передачи силы тяги от локомотива к вагонам и смягчения ударов, возникающих при движении в поезде или при маневрах.

Развитие и усовершенствование различных конструкций сцепок привели к созданию автосцепного устройства, обеспечивающего сцепление вагонов автоматически при их нажатии или соударении. В настоящее время такое устройство является основным типом сцепного и тягового прибора; им оборудуются все строящиеся вагоны грузового и пассажирского парка. Каждый вагон имеет два комплекта автосцепного устройства, расположенных в концевых участках рамы. Автосцепное устройство одного конца вагона состоит из корпуса автосцепки и расположенного в нем механизма сцепления (замка, замкодержателя, предохранителя замка, подъёмника, валика подъёмника и болта с гайкой и двумя стопорными шайбами); расцепного привода; ударно-центрирующего прибора; упряжного устройства; поглощающего аппарата; опорных частей.

Основной частью автосцепного устройства является автосцепка СА-3 (советская автосцепка, третий вариант).

Тормозное оборудование.

Тормозом называется устройство на подвижном составе, с помощью которого создается искусственное сопротивление движению, необходимое для остановки поезда или регулирования его скорости.

Тормоза бывают ручные и автоматические. Вагоны грузового и пассажирского парков оборудованы автоматическими тормозными приборами, а часть вагонов - дополнительно и ручными тормозами.

    Новое поколение пассажирских вагонов АО ТВЗ

Современной тенденцией пассажирского вагоностроения является создание типового ряда вагонов различного класса на базе единого кузова, обеспечивающего возможность модульной сборки внутривагонного и подвагонного оборудования.

Изготавливаемые в России пассажирские вагоны локомотивной тяги различных типов и классов можно объединить в две группы, отличающиеся основными техническими показателями. К одной группе относятся вагоны с конструкционной скоростью 160км/ч, длиной по осям сцепления автосцепок 24,537м и кузовом традиционной конструкции с гофрированной обшивкой. За базовый вагон этой группы можно принять вагон модели 61-820 (61-820К с установкой кондиционирования воздуха).

Другую группу составляют пассажирские вагоны нового поколения с конструкционной скоростью 160/200 км/ч, длиной по осям сцепления автосцепок 25,5м и кузовом, у которого боковые стены имеют двухслойную несущую обшивку, гладкую на наружной поверхности. В качестве базового вагона может быть взят вагон модели 61-4170, опытный образец которого изготовлен Тверским вагоностроительным заводом в 1998 году.

В таблицах 1, 2 и 3 приведены основные технические показатели некоторых моделей.

Таблица 1

Таблица 2

Техническая характеристика вагонов с креслами для сидения акционерного общества «Тверской вагоностроительный завод»

Таблица 3

Техническая характеристика спальных вагонов дальнего следования акционерного общества «Тверской вагоностроительный завод»

Особенностью планировочных решений вагонов является постоянство планировки концевых частей и возможность гибко изменять планировку пассажирского салона.

На рис. 1 показаны основные размеры и планировка базового вагона модели 61-820. Этот вагон имеет два тамбура 1 и 11 шириной каждый 840мм, туалеты 2 и 9 на тормозном и нерабочем концах вагона, служебное отделение 3, купе проводников 4, котельное отделение 5, два окна - аварийных выхода 6, салон для пассажиров 7, коридоры 8 и 10 на тормозном и нерабочем концах вагона.

Планировка концевых частей базового вагона модели 61-4170 имеет существенные отличия (рис. 2). Ширина тамбуров 1 и 8 тормозного и нерабочего концов увеличена до 1100 мм каждый. Последнее позволило довести ширину просветов наружных дверей до 800 мм против 700 мм в вагоне мод. 61-820. Изменено расположение котельного отделения 2. Служебное отделение 3 имеет кресло для проводника. Два туалета 7 скомпо­нованы в одном блоке и размещены в нерабочем конце вагона. Коридоры 4 и 6 удобны для прохода. Салон для пассажиров 5 имеет увеличенную длину 17,36 м.

Основные размеры и планировка вагона модели 61-820

Основные размеры и планировка вагона модели 61-4170

    Порядок выполнения и оформления работы.

    1. Записать название и цель работы, заполнить табл. 4

Таблица 4

Параметры пассажирских вагонов

      Ответить на контрольные вопросы:

    дать определение понятия "вагон";

    какие вагоны относятся к пассажирским;

    перечислить основные части вагона, из назначение;

    привести схему планировки вагона с размерами.

      Записать вывод по выполненной работе.

Муниципальное бюджетное учреждение

Елнатская средняя школа

Творческий проект по технологии

« Вагоностроительный завод»

Работу выполнила: Углова Надежда Витальевна

Учитель начальных классов

Введение с. 3

  1. История железных дорог России с. 4 - 5
  2. Виды поездов и вагонов с.6 - 7
  3. Вагоностроение с. 8
  4. План работы: (презентация)

Ходовая часть вагона - тележка

Сборка вагона (пассажирский)

Сборка вагона – цистерны

Оформление вагонов

5. Защита проекта. Оценка

Приложение

Введение

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Сейчас, с введением новых образовательных стандартов все больше внимания уделяется деятельностной педагогике, фундамент для которой создал В.В.Давыдов. Ведущими принципами стали предметность и деятельность. В своей работе я часто использую метод решения «проектной задачи».Проектная задача – это система заданий (действий) , направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».после изучения темы на уроке технологии «Вагоностроение», учитель предлагает детям такую работу: «Дети нашего детского садика очень любят играть в «машинки». Но вот никогда они не видели вагонов и не играли с ними. Давайте ребятам сделаем модели вагонов и подарим им.». В учебнике «Технология»(автор.РоговцеваН.Н.) идет пошаговое описание и план работы.По этому плану мы и работали.

Работали в течении 2 недель (2 урока технологии)

Вот какой проект у нас получился в результате.

1. История железных дорог России

Железная дорога (устар. железянка) - это оборудованная рельсами полоса земли либо поверхности искусственного сооружения (тоннель, мост, эстакада), которая используется для движения рельсовых транспортных средств.

Железная дорога может состоять из одного пути или нескольких, оборудуется электрической, дизельной, турбинной, паровой или комбинированной тягой. Вид тяги зависит от вида локомотива.

Локомоти́в (от лат. «сдвигать с места») - транспортное средство, используемое для перемещения несамоходных вагонов. Из локомотивов и вагонов составляют поезд (состав).

По типу энергетической установки локомотивы подразделяют на:

∙ паровозы - с паровой машиной;

∙ тепловозы - с двигателем внутреннего сгорания, обычно дизельным;

∙ электровозы - с тяговыми электродвигателями, получающими энергию из контактной сети;

электротепловозы , тяговые электродвигатели которых могут получать энергию как из контактной сети, так и от собственного двигателя внутреннего сгорания.

Различают железные дороги общего пользования, промышленные железные дороги (подъездные пути предприятий и организаций) и городские железные дороги - метрополитен и трамвай.

Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в начале XIX века. В 1810 году на Колыванском заводе на Алтае Пётр Фролов проложил железную дорогу длинной в 2 км с конной тягой. В 1834 году на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построили железную дорогу с паровой тягой. По ней перевозили руду.

Первой пассажирской железной дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км, соединявшая с 1837 года Петербург с Царским Селом и Павловском.

В современной России железные дороги охватывают всю территорию страны, проходят через крупнейшие промышленные города. Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки грузов и пассажиров.

2. Виды поездов и вагонов

В состав поезда входят один или несколько локомотивов и вагоны.

Железнодорожный вагон - несамоходный рельсовый экипаж, предназначенный для перевозки грузов или пассажиров и оборудованный всеми необходимыми устройствами для их перевозки и для включения вагона в состав поезда. Строительством вагонов занимаются вагоностроительные предприятия.

Для Царскосельской железной дороги подвижной состав, в том числе и вагоны, были закуплены в Англии. Производство первых вагонов для железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом было налажено на Александровском заводе (Санкт-Петербург) в 1846 году.

Вагоны различаются по числу колёсных пар (осности) - выпускаются 4-, 6-, 8-, 12-, 16- и 20-осные; по устройству ходовых частей - тележечные и нетележечные.

В настоящее время железные дороги России располагают парком пассажирских и грузовых вагонов следующих типов:

цельнометаллический пассажирский (СВ - 18 мест, купейный - 36 мест, плацкартный - 54 места);

багажный - предназначен для перевозки крупногабаритного багажа;

платформа - предназначена для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий;

крытый - предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений;

полувагон - предназначен для перевозки грузов (руда, уголь, лесоматериалы), не требующих защиты от атмосферных осадков;

цистерна - предназначена для перевозки жидкостей: нефтепродуктов, сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока, а также муки и жидкого цемента;

хоппер - предназначен для перевозки массовых сыпучих грузов (угля, руды, цемента, зерна, балласта) и оборудованный механизмами саморазгрузки;

рефрижераторный - предназначен для перевозки скоропортящихся грузов;

вагоны для перевозки автомобилей;

вагон-самосвал (думпкар) - предназначен для перевозки и автоматизированной выгрузки грунта, песка, щебня и других подобных грузов.

Правила составления поезда

В пассажирские (кроме скоростных и скорых) и почтово-багажные поезда могут быть поставлены несколько грузовых вагонов:

в дальние - 1 вагон (либо одна двухвагонная секция для перевозки живой рыбы);

в местные и пригородные - 3 вагона;

в почтово-багажные - 6 вагонов.

Скорость пассажирских и почтово-багажных поездов, в которые включены вагоны других конструкций и типов, ограничены скоростями, установленными для этих вагонов.

Запрещается ставить в пассажирские и почтово-багажные поезда:

вагоны с опасными грузами;

вагоны с истекшими сроками периодического ремонта.

В составе пассажирского поезда может быть максимум 24 вагона. Это связано с длинной платформы, на которую выходят пассажиры. Состав грузового поезда зависит от тяговой силы локомотива и массы груза.

3. Вагоностроение

Вагоны строят на вагоностроительных заводах, самые крупные из которых на территории России находятся в Твери, Торжке, Брянске, Калининграде, Барнауле, Тихвине, Новокузнецке.

На одном заводе могут собирать разные вагоны, имеющие одинаковую конструкцию.

Основные элементы конструкции вагонов:

ходовые части - колёсные пары (А - грузового вагона, Б - пассажирского вагона);

рама кузова - является основанием кузова и соединяет ходовые части и тележку кузова;

кузов - его вид зависит от вида вагона.

Рама кузова опирается на две ходовые части (тележки), которые устанавливаются на одинаковом расстоянии от середины вагона.


Тверской вагоностроительный завод . Самое крупное предприятие России и СНГ по производству различных типов пассажирских вагонов и комплектующих к ним. Основной поставщик вагонов для ОАО «РЖД» (и его «дочки» - ОАО «ФПК»). Предприятие входит в состав «Трансмашхолдинга».Имеющиеся производственные площади и технологические мощности позволяют одновременно вести работы по изготовлению нескольких моделей пассажирских вагонов, а также различных типов грузовых вагонов и вагонов специального назначения (в один цех снимать не пустили, сказали, что там собирают что-то секретное).

1. Завод был основан в 1898 году французско-бельгийским акционерным обществом «Диль и Бакалан» под названием «Верхневолжский завод железнодорожных материалов». В 1915 году его переименовали в Тверской Русско-Балтийский вагонный завод, а после национализации (в 1918 году) - Тверской вагоностроительный завод. В период с 1931 по 1990-е годы назывался Калининским вагоностроительным заводом.
2. С первых лет ХХ века на заводе началась эпоха пассажирского вагоностроения. В Твери выпускаются четырехосные спальные вагоны для акционерной компании «Международное общество спальных вагонов и скоростных европейских поездов», а также пассажирские вагоны всех четырех классов, двухэтажные вагоны, служебные вагоны с салонами и спальными купе, пассажирские вагоны для стран с жарким климатом. На архивной фотографии двухэтажный вагон, созданный на ТВЗ в 1905 году
3. У завода огромная площадь в Твери, да и по сути это единственное крупное работающее предприятие в этом городе. На территории можно увидеть постройки различных эпох и видов. Например, на фотографии вы видите самую старую постройку - деревянный сруб водонапорной башни местной котельной. Стоит он аж с XIX века.
4. Но свою экскурсию мы начинаем с деревообрабатывающего цеха. Сейчас, в современном вагоне, дерева используется очень мало, а раньше почти весь вагон был деревянным . Дерево (вернее, это древесная плита), которое сейчас используется, пропитывается специальными составами от горения и гниения. Увы, к этому пришли не сразу и несколько крупных пожаров, а потом и испытаний показали, что старые вагоны сгорали буквально за несколько минут. Но так было. Сейчас же правила пожарной безопасности драконовские, и производитель обязан им следовать. Ну, и оборудование сегодня не то, что раньше, посмотреть хотя бы на этот станок с ЧПУ. Заменяет более 8 классических станков для деревообработки. Детали любой конфигурации обрабатывает за считанные минуты, точность высочайшая, что сказывается, соответственно, на точности и скорости сборки готовых вагонов.
5. Сейчас в этом цеху производится почти вся внутренняя начинка вагона. В качестве материала наряду с фанерной плитой и огнезащищенной древесиной выступает пластик, алюминиевый профиль и другие современные материалы. Но название сохранили историческим.
6. Например, если не ошибаюсь, это пластиковые облицовочные внутренние панели. Их установят внутри вагона на боковых стенах поверх стеклопакетов.
7. Рабочий приклеивает суперклеем на купейные двери резиновые уплотнители. Около половины 12-го утра, а он уже столько тюбиков клея израсходовал.
8. Завод провел и проводит модернизацию станочного парка. На предприятии можно найти огромное количество современных станков с ЧПУ. А эта картинка с пультом мне сразу напомнило вот это .
9. На станке пилят одновременно четыре металлических профиля, которые в дальнейшем станут частью внутреннего оборудования вагона.
10. А теперь пройдем и посмотрим, как делают металлические детали будущего вагона. Например, эта деталь была получена на прессе. Точность гибки четко контролируется угломером.
11. Это лист металла после плазменной резки. Таких установок на заводе три. Есть еще 14 лазерных комплексов - для раскроя листового металла. На переднем плане: здесь были вырезаны боковые части рам тележек. Дальше еще какая-то мелочевка. Остатки листа после раскроя будут отправлены на переплавку. И снова в работу. Вообще на заводе очень трепетно относятся к металлическим отходам, и все идет в работу снова.
12. Штамповочные станки. Часть мелкой фурнитуры и деталей, когда их применяемое количество велико, не выгодно делать с помощью новых технологий (дорого и менее производительно), поэтому используют такой станочный парк. А рядом стоит старый пресс очень лохматых годов. Но в абсолютно работоспособном состоянии. Его решили сохранить в производстве в качестве действующего памятника. Своего рода «играющий тренер».
13. Окраска деталей осуществляется порошковыми красками на автоматической линии, но с обязательным визуальным контролем и подкраской ручными распылителями сложных поверхностей.
14. По словам представителя завода, даже не в самые удачные года огромное значение уделялось охране труда и используемым в работе инструментам и материалам. Честно, сходу верилось слабо, но то, что я увидел в цехах, это подтверждает.
15. Теперь пора сделать рамы для подвагонных тележек. Сначала подготовленные листы металла стыкуют в специальных приспособлениях и прихватывают сваркой.
16. Далее в дело вступает автоматический робот-сварщик. Именно с этих станков много лет назад началась глобальная модернизация сварочного оборудования. Труднодоступные места провариваются вручную.
17. Почти законченная рама тележки. Так как качество тележки и колесных пар - это безопасность пассажиров, то требования к качеству - высочайшие. Мало того, на деталь наносится персональное клеймо всех, кто с ней работал. И кто проверял, и контролировал. Все эти данные потом хранятся все время эксплуатации тележки и колесных пар.
18. На переднем плане стопка рам тележек для вагона метрополитена 81-760/761 «Ока ». ТВЗ делает их для Метровагонмаша.
19. Очень умный станок финишной обработки рамы тележки. Специальными датчиками проверяются габаритные размеры и оси. От этих осей отсчитываются новые координаты и сверлятся отверстия, обрабатываются кромки. Т.е. если, например, кронштейн был приварен со смещением пару миллиметров, то станок это распознает и отверстие в кронштейне будет просверлено независимо от этого в нужном месте.
20. Теперь производство колесных пар. Сама ось вытачивается на месте, у железнодорожных колес, которые поступают на ТВЗ с разных заводов, в том числе и с Выксунского металлургического завода , растачивается посадочное отверстие (ступица колеса).
21. Насадка колеса на ось. Существует горячий и холодный метод насадки. Здесь применяется холодный. Внутренний диаметр отверстия в колесе чуть-чуть меньше наружного диаметра оси. И колесо прессом насаживается на ось с заданным усилием. Процесс фиксируется специальным контрольным прибором с графической записью диаграммы запрессовки.
22. Готовые колёсные пары отправляются на сборку тележек.
23. Готовая тележка новой конструкции пассажирского вагона с дисковыми тормозами.
24. А это старая, всем привычная конструкция тележки. Она сейчас производится на соседнем предприятии в Твери.
25. Пресс для горячей ковки. На нем с помощью специальных штампов получаются детали сложной формы из заготовок, предварительно разогретых в газовых печах докрасна.

26. А теперь пройдем в литейный цех. На этом невзрачном фото вы видите буквально технический переворот в литейном деле. Если вам надо отлить простую деталь без полостей внутри, то это все просто. А вот если деталь сложная и внутри находятся полости и каналы? Есть два варианта. В первом случае внутрь опоки помещается восковая внутренняя модель. Она придает внутреннюю структуру и при заливке металла расплавляется и вытекает. Но так можно сделать простые вещи. А если сложные? Тогда внутренние полости формируются с помощью песчаных моделей. Раньше их трамбовали вручную, и в день один человек мог сделать около десятка, так как работы очень кропотливая, требует высокой точности и все вручную. Сейчас песчаные модели делает машина. Результат ее работы - на фото. Раз в полторы минуты выскакивает две песчаные модели. А потом, после застывания детали, на вибростенде песок модели разрушается и высыпается из детали.


27. Нижняя часть опоки с установленной песчаной моделью.
28. Выдача чугуна.
29. Ковш достаточно маленький, так как требуется определенная температура металла для обеспечения качества отливки - большое количество металла не успеть разлить в опоки, время остывания ограничено
30. Успевают залить несколько опок и снова идут на выдачу чугуна.
31. Готовые детали литейного цеха и обработка поверхностей.
32. Теперь идем смотреть на сборку кузовов. Сначала на специальных стапелях сваривают раму вагона. Устанавливают подвагонное оборудование и прокладывают коммуникации.
33. Параллельно со сборкой рам кузовов на специальной линии изготавливаются боковины вагонов. Процесс сборки и сварки максимально автоматизирован, проводиться при минимальном участии человека.
34. Обшивка крыши сначала сваривается в плоском виде, потом переворачивается и на специальном стенде ей придается полукруглая форма. Привариваются дуги и крыша обретает форму и жесткость.
35. Наконец-то все части кузова (рама, боковины, торцевые стены и крыша) соединяются вместе в готовое изделие - основу будущего вагона.
36. Сначала идет прихватка всех входящих узлов и деталей.
37. Далее все горизонтальные наружные видовые швы провариваются автоматическими установками. А вот остальные - руками.
38. Все, вагон почти готов. По крайней мере его каркас. Как видите, здесь уже даже обогреватель (вернее, котел) установлен.
39. Вагон после нанесения теплоизоляционного покрытия и настила пола. .::кликабельно::.
41. Сборка производится на позициях - на каждой выполняются только определенные действия. Потом вагон передвигается на следующую позицию. Сюда они приходят уже покрашенными.
42. Вагон после установки почти всех внутренних систем. Теперь пора устанавливать перегородки и монтировать то, что в итоге будет видеть пассажир. .::кликабельно::.

43. Завод является основным поставщиком пассажирских вагонов для «дочки» РЖД - Федеральной пассажирской компании. Но номенклатура продукции предприятия очень обширна. .::кликабельно::.44. Новые вагоны с местами для сидения теперь включают и в поезда постоянного формирования, в том числе и фирменные.


45. Полный цикл производства вагона занимает около 70 дней. Для двухэтажного вагона эта цифра составляет около 100 дней. Это период от изготовления первой детали до готового вагона. В вагоносборочном цехе непосредственно на сборке готового изделия в среднем вагон проводит 12 дней.
46. Основную (левую) линию занимают серийные вагоны для РЖД. На средней в этот раз стояли штабные и вагоны-рестораны. А правую линию занимают другие проекты. На момент съемки это были спальные вагоны для международных сообщений (габарит RIC) - совместный проект ТВЗ и Siemens. .::кликабельно::.47. И вагоны для железных дорог Казахстана.
48. С 2008 года для нужд РЖД было поставлено 2800 различных вагонов. Эти новые вагоны в приоритетном порядке идут на формирование и обновление фирменных и скорых поездов. .::кликабельно::.49. Обычный купейный вагон я вам показывать не буду, и так фотографий уже много. Но наличие розетки в купе очень радует.
50. А это подъёмник для инвалидов штабном вагоне.
51. Специальное купе и туалет для них есть только в таком вагоне. Посмотрите, как сделано уширение прохода, чтобы коляска могла проехать.
52. Сейчас все кузова делаются из нержавейки. На выставочной площадке завода последний серийный вагон из обычной углеродистой стали. Изредка, при желании заказчика, завод выполняет заказы на вагоны по старой технологии. Но для заказчика это палка о двух концах. Разница в цене вагона при кузове из нержавеющей стали и обычной - меньше миллиона рублей. А срок службы вагона из нержавейки составляет 40 лет против 28. Кстати, узнал на заводе одну тайну, которая меня мучала давно. Видите на торце вагона надпись «пробег - 450». Это значит, что на поверхности автосцепки и буферов наплавлен дополнительный металлический слой повышенной прочности, что обеспечивает пробег вагонов без замены этих изнашиваемых частей не менее 450 тыс. км.
53. Двухэтажный вагон разработанный по инициативе РЖД. Про него уже столько написано, что не буду подробно останавливаться. На фото первый опытный образец, прототип, на котором завод проводил испытания и осваивал конструкцию и технологию этого инновационного продукта. К чести завода надо сказать, что этот прототип изготовлен всего за 8 месяцев от начала проектирования - от первой линии на чертеже. Мало конкурентов, даже на мировом рынке, способных в такие сжатые сроки поставить на производство абсолютно новое изделие.
54. Первый вагон метро, выпущенный на заводе. Сначала «Оку» собирали в Мытищах, потом часть заказа отдали в Тверь. Он был выполнен. Сейчас на ТВЗ делают только рамы тележек метро.
55. Спальные вагоны габарита RIC для международных сообщений - совместный проект ТВЗ и Siemens по заказу РЖД. Обратите внимание на широченные поверхности торцевых гармошек.
56. На этом вагоне остановимся подробнее. Купе - в целом всё знакомо.
57. А вот так открывается дверь из купе. Удивительно, что она зеркальная изнутри, но в открытом виде она перегораживает проход. Не совсем удачное, на мой взгляд, конструктивное решение, хотя конструкция разрабатывалась одним из грандов мирового вагоностроения - фирмой «Siemens».
58. В каждом вагоне есть душ.
59. И умывальник под столиком. А вот открывашки под ним нет. :)
60. Панорама завода. Автотранспортный цех и железнодорожные нитки с готовой продукцией. За кадром остались покрасочные цеха, климатическая станция для испытаний, центральная заводская лаборатория и много что еще. Но и так уже много фотографий. А до 2030 года РЖД закупит 16,5 тыс. вагонов на 774,5 млрд. рублей, из которых в ближайшие три года - 2 тысячи. .::кликабельно::.

Огромное спасибо пресс-службе Тверского вагоностроительного завода и всем его работникам за терпение и помощь в подготовке материала!

Тема урока: Вагоностроительный завод

Класс: 4 "А"

Цель: Сформировать представление о вагоностроении, видах и составе поездов ; ввести правила составления пассажирского и товарного поезда; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

    Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией ;

    Развивать чувство формы, цвета, ритма;

    Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в развитие своих творческих способностей.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

    Развивать основу мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонност и к инициативному самовыражению;

    Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

    Формирование уважительного отношения к иному мнению;

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    Развитие навыков, сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: картон, линейка, карандаш, ножницы, клей.

Материалы для учителя: картон, карандаш, ножницы, клей, презентация.

Технологическая карта урока

УУД

(формируемые на данном этапе урока)

1.

Этап мотивации (самоопределения)

1. Организует психологический настрой, проверяет готовность учащихся к уроку.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Здравствуйте, меня зовут Виктория Викторовна, и урок технологии сегодня проведу у вас я.

1. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Здравствуйте!

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

1. Объявляет тему урока

(Звук приближающего поезда)

Ребята, что вы слышите?

А для чего нам нужен железнодорожный транспорт?

О чём пойдёт речь на уроке?

Хорошо!

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Вагоны производят на вагоностроительных заводах. Самые крупные вагоностроительные заводы находятся в Твери, Торжке, Брянске, Калининграде, Барнауле, Тихвине, Новокузнецке.

Кто уже ездил на поездах?

Какие правила поведения в поезде вы знаете?

Тамбур - проходное пространство между дверями; место для курения

Молодцы!

1. Знакомятся с темой урока

Как приближается поезд.

Для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния.

О железнодорожном транспорте.

Дети дают свои ответы

Запрещается:

1. Находиться на верхней полке более одного человека;

2. Выходить в тамбур, а также из вагона на станциях;

3. Высовываться из окна и выбрасывать из него предметы, продукты питания, мусор;

4. Играть в подвижные игры.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

3.

Этап открытия нового знания

1. Проводит беседу с детьми по теме урока.

А теперь, давайте познакомимся с историей развития железной дороги.

Первую грузовую железную дорогу в России построили отец и сын Черепановы на Нижнетагильском металлургическом заводе в 1834 году. По ней перевозили руду. Первую пассажирскую железную дорогу, соединившую Санкт-Петербург с Царским Селом, открыли в 1837 году.

В зависимости от назначения вагоны бывают пассажирские (для проезда людей) и грузовые (для перевозки различных материалов и изделий). Пассажирские вагоны бывают сидячие и спальные; также есть вагоны-рестораны, почтово-багажные вагоны. Среди грузовых вагонов есть платформы, цистерны, крытые вагоны рефрижераторы, хопперы-дозаторы, специальные вагоны (для перевозки легковых автомобилей, леса, скота).

Ребята, давайте вспомним, кто же построил первую железную дорогу?

Какие бывают виды вагонов?

1. Ведут беседу с учителем по теме урока.

Слушают учителя

Отец и сын Черепановы

Пассажирские и грузовые

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы отправляемся домой.

Настроение у вас хорошее?

Да

5. Этап самостоятельной работы

Ребят, я предлагаю вам сделать вагон, а потом, мы их все соединим друг с другом и у нас получится один большой поезд.

Какие материалы и инструменты вам понадобятся при работе?

Давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами и клеем.

(Учащиеся сами называют правила ТБ)

Ребята, обратите внимание на алгоритм выполнения работы:

Первым делом, вы должны согнуть все стороны шаблона. Можно даже провести по стороне линейкой.

Затем, аккуратно мажем клеем все стороны и склеиваем детали вагона и боковых сторон, прижимая хорошенько их.

И в заключении, таким же способом приклеиваем крышу и колёса. Обратите внимание, что на каждом вагоне по 8 колёс.

Как только вы склеите все детали, вы можете украсить свой вагон. А именно, наклеив окна, двери, людей и т.д.

Но, ребят, не забываем о том, что в конце урока я буду оценивать ваши работы за аккуратность, креативность (как вы украсили свой вагон).

А сейчас приступаем к работе.

Следите за порядком на столе, экономьте бумагу, не забывайте технику безопасности.

1. Слушают учителя, повторяют ТБ.

2. Запоминают алгоритм выполнения работы.

3. Готовятся к выполнению работы.

Картон, карандаш, ножницы, клей, линейка.

    Работай ножницами только на своё рабочем месте.

    Ножницы клади кольцами к себе.

    Подавай ножницы кольцами вперёд.

    Не оставляй ножницы открытыми.

    Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу

    клеем пользуемся только по назначению;

    Когда клеем не работаем, он должен быть закрыт;

    После работы моем кисточку и руки.

(выполняют работу)

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее время;

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: формирование понятий данной темы: вставка, заливка, увеличение, уменьшение рисунка; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

2. Обобщение.

3. Уборка рабочего места.

Сегодня вы работали замечательно. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось создание одного большое поезда.

Что нового узнали?

Давайте посмотрим, насколько он вам запомнился. Если всё было понятно, то поднимите руки вверх домиком. Если были затруднения и ваше настроение от этого стало хуже, то задержите руки перед собой на уровне груди. Если же совсем было не интересно, то положите руки на парту.

Спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать.

1. Выставка работ и их обсуждение.

2. Обобщение.

3. Уборка рабочего места.

Дают ответы

(Прощаются с учителем)

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.