Правила продажи электроэнергии на розничном рынке. Условия платежей для энергосбытовой компании

ОТЧЕТ
По маркетинговому исследованию на тему:
Исследование рынка ресурсо - и энергосбережения города Москвы

3. Рынок поставщиков энергоресурсов в городе Москве.

Поставщиками энергоресурсов являются компании, осуществляющие поставку и реализацию энергоресурсов по свободным ценам потребителям, с целью извлечения прибыли. Поставщики покупают и продают права на получение энергоресурсов. Таким образом, право на энергоресурсы отрывается от его материального носителя, и фактически поставщик энергоресурсов ведет торговлю не энергоресурсами, а имущественными правами.
Если говорить о производстве и распределение электроэнергии, газа, воды такими предприятиями на территории города Москвы за последнее годы, то ситуация выглядит следующим образом (График № 3.1):

График № 3.1 Индекс производства по виду экономической деятельности « производство и распределение электроэнергии, газа, воды» в городе Москве (в процентах к предыдущему году)

Как видно из графика №3.1, индекс производства по виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа, воды» в городе Москве имеет тенденцию к снижению.
Структура поставок энергоресурсов в Москве представлена на схеме № 3.1

Схема № З.1 Структура поставок энергоресурсов в Москве.

Ссылаясь на данные Федеральной службы государственной статистики, число действующих организаций на московском рынке по производству и распределению электроэнергии, газа и воды в 2007 году составило 725 организаций, это на 67 % больше чем в 2005 году. Как видно из этих данных, рынок производства и распределения энергоресурсов в Москве с каждым годом демонополизируется. Также эти данные свидетельствуют о развитие рынка высвобожденной мощности, его механизм раскрыт в Главе № 1.
Не смотря на большое число действующих организаций на рынке производства и распределения электроэнергии, газа и воды, на сегодняшний день основными поставщиками энергоресурсов в своем сегменте остаются несколько крупных компаний (Таблица № З.1).

Таблица № 3.1 Основные поставщики энергоресурсов в городе Москве

Если говорить о рентабельности предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, то на 2008 год в Москве она составила 14,2%. По данному показателю Москва является лидером по сравнению с другими субъектами федерации. Если говорить о Российской Федерации в целом, то рентабельность составляет 4,9%, что в 2,9 меньше чем в Москве.
Более подробная информация об основных поставщиках энергоресурсов в городе Москве будет раскрыта в следующих разделах исследования.

Из всего вышесказанного, как в главе № 2 , так и в данной главе, можно сделать вывод, что в городе Москве потребность в энергоресурсах (спрос) с каждым годом увеличивается, а удовлетворить данную потребность становится сложней. Следовательно, можно констатировать, что спрос превышает предложение.

3.1 Поставщики тепловой и электрической энергии в городе Москве.

Основными генерирующими компаниями по поставки тепловой и электрической энергии города Москвы являются ОАО и ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (ОАО «МОЭК»). На их долю приходится около 95% выработки электроэнергии и около 79% тепловой энергии (Диаграмма № 3.1). Электро- и теплоснабжение города Москвы, в основном, осуществляется от 14 теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) ОАО «Мосэнерго», 42 районных тепловых станций (РТС), 31 квартальных тепловых станций (КТС), около 110 малых котельных (МК) ОАО «МОЭК» и около 800 ведомственных энергоисточников.

Диаграмма № 3.1 Доля выработки и тепловой и электроэнергии в Москве.

На территории города Москвы, кроме ОАО "Мосэнергосбыт", ОАО «Теплосбыт», ОАО «МОЭК», действуют более 25 энергоснабжающих и энергосбытовых компаний, отпускающих электроэнергию конечным потребителям. Основными конкурентами этих трех крупных компаний являются следующие энергосбытовые и энергоснабжающие компании:

1) ООО "Русэнергосбыт ". Доля ООО "Русэнергосбыт М" на рынке Московского региона - 3,3%. Стратегический сегмент деятельности - предприятия и объекты ОАО "Российские железные дороги". ООО "Русэнергосбыт" имеет статус гарантирующего поставщика в 19 регионах РФ в зонах ответственности ОАО "РЖД". Начиная с 2009 г. правительство Москвы выбрало ООО "Русэнергосбыт" в качестве контрагента для эксперимента по внедрению оплаты электроэнергии через Единый платежный документ (ЕПД) на территории Восточного и Юго-Восточного административных округов г. Москвы.

2) ОАО "ВСК - энерго". Доля ОАО "ВСК - энерго" на рынке Московского региона - 0,9%. Основной стратегический сегмент деятельности - объекты Министерства обороны Российской Федерации.

3) Компании созданные на основе муниципальных сетей , расположенных в Московской области, имеющие статус гарантирующего поставщика ("гарантирующий поставщик второго уровня"). Совокупная доля этих организаций на рынке Москвы и Москвоской области составляет 8%. С 2009 г. 6 гарантирующих поставщиков второго уровня получили статус субъектов оптового рынка. В их число вошли ЗАО "Балашихинская электросеть", МУП "Ивантеевские электросети", МУП "Объединенные "Истринские электросети", ЗАО "Королевская электросеть", ОАО "Красногорская электрическая сеть", ОАО "Электросеть" г. Мытищи.

Баланс мощность всех электростанций Москвы и Московской области, входящих в состав энергетических компаний составила в 2008 г. по электроэнергии 9,1 млн. кВт, по тепловой энергии 34,93 тыс. Гкал/ч. (График № 3.2), это 4% от всей производимой мощности Российской Федерации. Эти электростанции занимают шестое место по данному показателю, уступая только таким регионам как, Тюменская область, Красноярский край, Иркутская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область.
Производство электроэнергии на данных электростанциях составило на 2008 год 52,8 (миллиардов киловатт-часов), что составляет 5% от общего производства электроэнергии по России.

График № 3.2 Мощность всех московских электростанций (млн. кВт)

Как видно из графика №3.2, московские электростанции, начиная с 2005 года, увеличивают (наращивают) свои мощности.
Поставщики энергоресурсов осуществляют торговлю электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием следующих механизмов (взаимодействия «Поставщик-Потребитель»):

  • рынок регулируемых договоров - торговля электрической энергией (мощностью) по регулируемым ценам (тарифам утвержденным ФСТ по электростанциям) на основании договоров купли-продажи электрической энергии и мощности. В 2010 году ОАО «Мосэнерго» заключило 1 076 регулируемых договоров купли-продажи электрической энергии и мощности с 23 контрагентами.
  • рынок на сутки вперед - торговля электрической энергией по свободным ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки.
  • балансирующий рынок - торговля электрической энергией по свободным ценам, определяемым путем конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее, чем за час до поставки электрической энергии в целях формирования сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии.

Ценовая политика московских энергоснабжающих и энергосбытовых компаний строится на основе Законодательных актов Российской Федерации и города Москвы. Тарифы на электрическую и тепловую энергию являются объектом государственного регулирования. Основными законодательными актами в области регулирования тарифов на электрическую энергию являются Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ», приказ Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке». Тарифы на электроэнергию устанавливают энергетические комиссии. Такие комиссии существуют во всех регионах России. Они формируются местными органами власти (в Москве - Правительством Москвы, в Подмосковье - Правительством Московской области), которые и контролируют работу этих комиссий.

Процесс установления тарифов предельно прозрачный. Тариф для конечных потребителей складывается из тарифа на покупку (генерацию), услуги транспорта энергии, сбытовые и прочие услуги. Компании, осуществляющие производство, передачу, сбыт электроэнергии направляют в РЭК все необходимые материалы с соответствующими расчетами, содержащие информацию о производственных затратах, необходимой для развития прибыли и баланса электроэнергии. Поступившие документы изучаются членами РЭК на предмет обоснованности. Помимо сотрудников комиссии, оценкой требований энергетиков занимается специальный экспертный совет, в состав которого входят независимые ученые-экономисты. Учитывая рекомендации совета, РЭК выносит свое решение.

Таким образом, энергоснабжающие и энергосбытовые компании Москвы принимают минимальное участие в процессе формирования цен на электроэнергию. Изменение тарифа не зависит от работников этой области, а является результатом независимой оценки и тщательного анализа экономической обоснованности их потребностей.
В данной работе приведены тарифы на тепловую и электрическую энергии, как для физических лиц, так и для юридических лиц компаний ОАО "Мосэнергосбыт» (Таблица № 3.2)., ОАО «Теплосбыт» (Таблица № 3.3).

Таблица № 3.2 Тарифы на электрическую энергию для населения города Москвы с 01.01.2010 г. (коп/кВт.ч)

Тарифы на электроэнергию*

Городское население и потребители, приравненные к населению

Электрическая плита

Газовая плита

Однотарифный учет с применением одноставочного тарифа

Двухтарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток

день (с 7:00 до 23:00)

ночь (с 23:00 до 7:00)

Многотарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток

ночь (с 23:00 до 7:00)

пик (с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 21:00)

полупик (с 10:00 до 17:00 и с 21:00 до 23:00)

*Тарифы на электроэнергию установлены постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 21.12.2009 №106. Все цены указаны с учетом НДС.

Таблица № 3.3 Тарифы на тепловую энергию, реализуемую ОАО «Мосэнерго» потребителям города Москвы в 2010 году*(руб./Гкал)

*Тарифы установлены Постановлением РЭК г. Москвы от 18.12.2009 № 104
Тарифы для юридических лиц из-за большого объема информации вынесены в приложение № 6.

Кроме регулируемого ценообразования на энергоносители, на рынке существует и нерегулируемое ценообразование. Начиная с 2007 года, объемы электрической энергии (мощности), продаваемые на оптовом рынке по регулируемым ценам, планомерно уменьшаются.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2007 № 205 определены следующие доли продажи электроэнергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) (с учетом особенностей формирования объемов поставки электроэнергии и мощности населению) от объемов производства электрической энергии и мощности, определенных для участника оптового рынка в утвержденном балансе ФСТ России на 2007 год. На 2010 год эта доля составляет на I полугодие- 35 - 40 %, на II полугодие 15 - 20%. С 1 января 2011г.

Электрическая энергия и мощность в полном объеме будет поставляться по свободным (нерегулируемым) ценам. Таким образом, будет формироваться цивилизованный и конкурентоспособный рынок сбыта энергоресурсов, где появится возможность менять сбытовую компания как оператора мобильной связи, а механизм ценообразования станет доминировать над административными указаниями. К сожалению, такой механизм на практике привел к резкому повышению нерегулируемых цен на электроэнергию. Например, рост нерегулируемых цен 2010 году к 2009 году составил: ФГУПП ММПП «Салют»- 12,8%, ОАО «Московский шинный завод»-27,1%, ОАО БКК «Серебряный бор»-13,2%. По мнению операторов рынка, данное явление является временным, пока окончательно не сформируется конкурентоспособный рынок сбыта энергоресурсов, о чем свидетельствует зарубежный опыт внедрение нерегулируемых тарифов.

Энергосбережение при производстве и распределении энергоресурсов. В условиях ограничений поставок природного газа и сложной экологической ситуации в городе Москве решение проблем дефицита энергетических мощностей экстенсивным методом только путем ввода новых энергоисточников и сетей неприемлемо. Повышение энергоэффективности систем должно обеспечиваться посредством выполнения комплекса программных энергосберегающих мероприятий. Основной целью этих мероприятий должно стать сокращение потребления первичного топлива, электрической и тепловой энергии при производстве, транспортировке и распределении энергии при сохранении надежного и качественного энергоснабжения потребителей города, а также и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Основными техническими мероприятиями по повышению энергоэффективности при производстве, транспортировке и распределении энергии в городе Москве являются:

  • ввод в эксплуатацию новых энергоисточников на базе высокоэффективных паро-газовых технологий (электрический КПД не менее 51% при условии полной загрузки по тепловой мощности);
  • оптимизация режимов работы энергоисточников и распределения тепловых нагрузок на основании ежегодной корректировки схем энергоснабжения (годовой потенциал энергосбережения, реализуемый за счет перераспределения тепловых нагрузок между РТС ОАО «МОЭК» и ТЭЦ ОАО «Мосэнерго» в летний и переходный периоды, оценивается величиной 590 тыс. т у.т.);
  • снижение потребления энергоресурсов на собственные нужды при производстве электрической и тепловой энергии (экономия топлива за рассматриваемый период 2009-2013 г.г.г составит величину порядка 2075,6 т. у.т.);
  • использование незагруженных промышленных отборов турбин для выработки низкопотенциальной тепловой энергии;
  • снижение потерь при передаче и распределении тепловой и электрической энергии;
  • закрытие неэффективных, морально устаревших и физически изношенных ведомственных источников тепла;
  • разработка схем оптимизации загрузки энергоисточников, находящихся в собственности промышленных предприятий;
  • использование детандер - генераторов на избыточном давлении газа для выработки электрической энергии, холода;
  • внедрение повышенного температурного графика на ТЭЦ города Москвы в летний период для обеспечения работы абсорбционных машин в системах хладоснабжения с целью полезного использования теплоты;
  • глубокая утилизация тепла уходящих газов котельных установок с установкой систем автоматизации;
  • реконструкция водоподготовительных установок теплоисточников, модернизация теплообменных аппаратов;
  • реконструкция центральных тепловых пунктов, теплообменников. Например, современные пластинчатые теплообменники имеют эффективность теплообмена выше в 3-5 раз, чем традиционные;
  • установка частотных преобразователей на ЦТП и насосных станциях. В международной и российской практике энергосбережения использование ЧРП является одним из самых эффективных и быстро окупаемых проектов. Поэтому все вновь вводимые и реконструируемые ЦТП ОАО «МОЭК» в обязательном порядке оснащаются подобным оборудованием. Экономический эффект от применения ЧРП складывается из экономии электроэнергии, воды и тепловой энергии на подогрев холодной воды;
  • перевод ЦТП на ИТП с установкой счетчиком тепла, при этом, затраты могут снизиться ориентировочно на величину порядка 16% по отоплению и 67% по ГВС;
  • внедрение современных видов изоляций трубопроводов (ППУ, ППМ изоляции) например типа "Экофлекс". Тепловые потери такого трубопровода (например для "Экофлекс-Кватро" - 13,21 Вт/м против обычной стальной трубы с теплоизоляцией - 120 Вт/м) практически в 10 раз ниже, а надежность безаварийной работы в десятки раз выше.

3.2 Поставщики воды в городе Москве.

Основным и единственным поставщиком водных ресурсов на территории города Москвы является Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал» (МГУП "Мосводоканал"). МГУП "Мосводоканал" является крупнейшей в России водной компанией, оказывающая услуги по водоснабжению и водоотведению более чем 13 миллионам жителей. Ежесуточно московские станции водоподготовки подают потребителям около 4,5 млн. куб. метров питьевой воды. Объем оказанных услуг водоснабжения и водоотведения в 2008 году составил соответственно 1 537 млн. куб. м и 1 523 млн. куб.м.
Баланс производство- потребление водных ресурсов в Москве в 2009 году выглядит следующим образом (Таблица №3.4)

Таблица № 3.4 Баланс производство- потребление водных ресурсов в Москве (2009 год).


п/п

Наименование показателя

Единица
измерения

Значение

Объем поднятой воды

тыс. куб.м.

Объем покупной воды

тыс. куб.м.

Объем воды, пропущенной через очистные сооружения

тыс. куб.м.

Подано воды в сеть всего

тыс. куб. м

Отпущено воды потребителям (всего питьевого и технического качества)

тыс. куб. м

в т.ч. по приборам учета воды

Потери воды в сетях всего

В том числе расход воды на собственные нужды МГУП "Мосводоканал" всего

На технологические нужды

На хозяйственно-бытовые нужды

Принято сточных вод от потребителей оказываемых услуг

тыс. куб. м

Поступило сточных вод на очистные сооружения

тыс. куб. м

Протяженность водопроводных сетей (в однотрубном исчислении)

Количество артезианских скважин

Количество подкачивающих насосных станций

Основным потребителем водных ресурсов в Москве является население, на его долю приходится 71,3% воды. (Диаграмма №.3.2).

Диаграмма № 3.2 . Основные потребители воды в Москве.

Из-за столь значительного потребления водных ресурсов у населения, МГУП «Мосводоканал» сосредоточил свое внимания по экономии и рациональному использованию ресурсов именно в этом сегменте. Основные мероприятия по эффективному использованию водных ресурсов заключаются в следующем:

  • оснащение жилых зданий и зданий социально-бытового назначения общедомовыми приборами учета воды;
  • оснащение квартир индивидуальными приборами учета воды;
  • использование в жилых домах и квартирах москвичей водосберегающей арматуры (вентильные головки с керамическим запорным узлом для бытовых смесителей и комплект арматуры к смывным бачкам "Компакт").

В марте 2009 г. на заседании Правительства Москвы была одобрена концепция разработки городской программы "Чистая вода". В соответствии с данной концепцией в городе предусматривается проведение следующих мероприятий по водосбережению и рациональному водопользованию:

  • сокращение потерь в системе водопроводно-канализационного хозяйства;
  • организацию мониторинга всех водопотребителей в городе с точки зрения оценки состояния внутренних санитарно-технических систем зданий;
  • замену воды питьевого качества на техническую воду для ряда потребителей при соответствующем технико-экономическом и санитарно-гигиеническом обосновании;
  • совершенствование учета водопотребления;
  • завершение перехода на расчёты управляющих организаций с населением за фактическое потребление воды, исходя из показаний приборов учета;
  • проведение работ по нормализации и контролю за давлением;
  • совершенствование технологии обнаружения утечек воды;
  • сокращение нерационального водопользования на предприятиях города;
  • строительство систем оборотного водоснабжения;
  • установка антивандальной санитарно-технической арматуры в культурно-бытовом секторе и бюджетных организациях.

Если говорить о механизме ценообразовании на водные ресурсы города Москвы, то он идентичен механизму ценообразования на топливные и электрические ресурсы и представлен в пункте 5.1. Постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы № 71 от 23 ноября 2009 года «Об установлении тарифов на товары и услуги МГУП «Мосводоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения на 2010 год» с 1 января 2010 года утверждаются и вводятся в действие тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения (Таблица № 3.5).

Таблица № 3.5. Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в городе Москва в 2010 году

Холодное водоснабжение потребителей любой группы технической водой осуществляется по тарифу 5,70 руб./м3.

3.3. Поставщики газа в городе Москве.
Основными поставщиками газа на территории Москвы являются такие компании как ГУП «Мосгаз», ООО «Мособлгазпоставка», ОАО «Московская газовая компания», ООО «Московская региональная компания по реализации газа». Рассмотрим более подробно каждого участника данного рынка сбыта.

ГУП «Мосгаз» создано в соответствии с Приказом Департамента энергетики и энергоснабжения от 24 сентября 1992 года № 89 в порядке реорганизации (преобразования) ранее действовавшего Московского городского производственного объединения «Мосгаз». Учредителем Предприятия является город Москва в лице Департамента имущества города Москвы. Предприятие находится в ведомственном подчинении Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы. «МОСГАЗ»- это полностью самостоятельное предприятие, имеющее разветвленную территориальную и производственную структуру. Находящееся в его ведении газовое хозяйство Москвы по объемам потребления газа, протяженности газовых сетей и сооружений, технической оснащенности — крупнейшее среди подобных хозяйств России. Основные показатели ГУП «Мосгаз» - эксплуатация 7320 км сетей, транспортировка более 30 млрд. кубометров газа в год, газоснабжения более 500 промышленных предприятий,16 ТЭЦ, 70 районных и квартальных тепловых станций; 2 млн. квартир с населением более 5 млн. человек.

ООО «Мособлгазпоставка» является независимым поставщиком газа в Москве. Работа организации регламентируется Положением об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» и Положением об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации. В настоящее время компания прочно заняла свою нишу на газовом рынке города Москвы и получила заслуженное доверие потребителей. На сегодняшний день заключено более 1000 договоров, как с крупными предприятиями, так и с предприятиями среднего и мелкого бизнеса. Практически половина потребителей, осуществляющих покупку газа у ООО «Мособлгазпоставка», составляют промышленные предприятия с иностранным капиталом.

ОАО «Московская газовая компания» была создана в ноябре 2005 года Правительством Москвы и компанией «Роснефть». Компания была учреждена в целях повышения эффективности газового рынка Москвы, привлечения альтернативных поставщиков газа, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, в том числе путем участия в программах малой средней энергетики.

Московская газовая компания поставляет десяткам клиентам природный и сжиженный газ. Компания работает как с крупнейшими промышленными предприятиями («СИБУР», «Импекснефтехим», «СГ-Транс»), так и с небольшими частными компаниями, использующими газ в качестве отопления, топлива и преобразования электроэнергии (сеть ресторанов «Шеш-Беш», сеть аптек «36,6», Московский винодельческий завод, завод мороженого «Айс-Фили» и т.д.).

ООО «Московская региональная компания по реализации газа» (ООО «Мосрегионгаз») является крупнейшей компанией среди региональных газовых предприятий России: ежегодный объем поставок газа потребителям составляет более 40 млрд. м3. Более 9 тысяч договоров на поставку газа заключено с предприятиями электроэнергетики, цементной промышленности, агрохимии, машиностроения, металлургии, стройиндустрии, аграрно-промышленного комплекса, Минобороны, жилищно-коммунального хозяйства и предприятиями коммунально-бытового назначения. С начала 2007 года ООО "Мосрегионгаз" является поставщиком газа для ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МОЭК".
В данной работе для понимания ориентировочной цены на природный и сжиженный газ в Москве приведем тарифы ООО «Мосрегионгаз», так как они более полно отражают тарифы других поставщиков и колеблется в пределах 20%.

Размер оптовых цен на газ для потребителей Москвы представлены в таблицы № 3.6 (за исключением газа, реализуемого потребителям в отношении которого применяются принципы государственного регулирования, предусмотренные п15.1-15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 №1021).

Таблица № 3.6

Размер платы в Москве за снабженческо-сбытовые услуги (руб./1000 куб.м) по группам потребителей с объемом потребления газа (млн.куб.м./год)

ГП (гарантирующий поставщик электроэнергии) - это энергосбытовая компания, деятельность которой регулируется государством. Она обязана заключить договор на поставку энергии с любым обратившимся потребителем, находящимся в зоне ее обслуживания. Рассмотрим далее особенности деятельности .

Общие сведения

Зоны деятельности гарантированных поставщиков электроэнергии не пересекаются. Это означает, что компании не могут конкурировать. Все компании, входящие в , являются участниками и мощности). Основная часть электроэнергии приобретается именно на этом рынке. Однако часть объема поставщик может купить и в розницу. Присутствие на розничном рынке гарантирующих поставщиков электроэнергии - это необходимое условие обеспечения потребителей Стоит также сказать, что без ГП было бы сложно поддерживать баланс производства и потребления.

Контроль деятельности

Территория обслуживания конкретной сбытовой компании определяется согласно реестру гарантированных поставщиков электроэнергии . В эту информационную базу включаются организации по субъектам РФ. В реестре гарантирующих поставщиков электроэнергии указывается номер приказа и дата включения сбытовой компании в список. Деятельность организаций контролируется уполномоченной региональной структурой власти и ФАС РФ. В полномочия регуляторов включены:

  1. Контроль выполнения ГП условий ведения деятельности и установленных коэффициентов.
  2. Утверждение сбытовой надбавки и тарифного меню.

Направления деятельности

Компании, включенные в , закупают мощность и на рынке, заключают договора с сетевыми предприятиями в зоне своего обслуживания, соглашения на оплату потерь этих сетевых компаний. ГП занимаются реализацией энергии и мощности конечным потребителям по договорам снабжения, осуществляют расчеты, выписывают счета, взыскивают задолженность, принимают оплату за поставку. Гарантирующие поставщики электроэнергии - это компании, осуществляющие фактически функцию "единого окна" для потребителей. Многие ГП ведут дополнительную деятельность.

В частности, поставщики осуществляют:

  1. Продажу, установку и обслуживание учетных приборов.
  2. Реализацию электротехнической продукции.
  3. Прием платежей других предприятий (за сотовую связь, Интернет, коммунальные услуги).
  4. Энергоаудит.
  5. Выдачу техусловий.
  6. Обслуживание внутридомовых электросетей МКД.

Особенности работы

Законодательство закрепляет определенные обязанности гарантирующего поставщика электроэнергии . Как выше уже говорилось, сбытовая компания должна заключить договор с любым обратившимся потребителем, если энергопринимающие устройства последнего находятся в зоне обслуживания ГП. Установление данной обязанности направлено на исключение отказа всех поставщиков от заключения соглашения с потребителем. Кроме этого, при банкротстве независимой сбытовой компании ее клиенты автоматически переходят на обслуживание к гарантирующему поставщику. Неисполнение требований, предусмотренных законодательством и отраслевыми нормативными актами, влечет лишение компании статуса гарантирующего поставщика электроэнергии.

Цена энергии

Уполномоченные органы, контролирующие деятельность сбытовых компаний, устанавливают сбытовую надбавку гарантирующему поставщику электроэнергии. Это своего рода гарантия того, что расходы на обслуживание потребителей будут покрыты. ГП обеспечивают сбор средств для финансирования генерирующих предприятий и инфраструктурных компаний ОРЭМ, поэтому должны быть уверены, что затраты будут оплачены. Сбытовая надбавка, собственно, позволяет компенсировать расходы на обслуживание конечных потребителей. Цена электроэнергии ограничивается предельным уровнем нерегулируемой стоимости. Он предполагает трансляцию закупочной цены и стоимости передачи с установленной надбавкой. Здесь следует сказать еще об одном требовании, предъявляемом к гарантирующему поставщику электроэнергии, -это информирование потребителей об уровнях нерегулируемой стоимости по ценовым категориям. Их всего шесть.

Гарантирующие поставщики электроэнергии: список

Наиболее крупными и эффективными ГП в России считаются ОАО:

  • "Оборонэнергосбыт".
  • "Петербургская сбытовая компания".
  • "Иркутскэнерго".
  • "Татэнергосбыт".
  • "Новосибирскэнергосбыт".

В список крупных ГП включены также ПАО "Мосэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт".

Особенности приобретения статуса

В первый раз гарантирующими поставщиками назначают:

  1. Неразделенные региональные АО энергетики и электрификации (АО-энерго) или энергосбытовые организации, образованные в результате реорганизации АО-энерго.
  2. ОПП (оптовые потребители-перепродавцы) и сформированные на их базе сбытовые организации, если они снабжают электроэнергией бюджетозависимых потребителей и население в объеме не меньше 50 млн кВтч/год.
  3. Энергосбытовые предприятия, обслуживающие клиентов, присоединенных к электросетям ОАО "РЖД".
  4. Хозяйствующие субъекты, генерирующие или эксплуатирующие объекты, не связанные с ЕЭС РФ и изолированными энергосистемами.

Ранее предприятия, которые были назначены ГП, но не являлись участниками ОРЭМ, должны были приобрести статус субъекта рынка до 2008 г. После 2008 г. назначение ГП осуществляется по конкурсу. Такой порядок призван обеспечить конкуренцию, повышение качества поставок и сокращение затрат. Периодичность проведения конкурса - 3 года. В качестве основного критерия для определения победителя выступает валовая выручка. Именно она, с учетом индексации, принимается в расчет при установлении сбытовой надбавки. Если в очередном конкурсе победитель не выявлен, действующий ГП продолжает свою работу.

Передача функций сетевой компании

Она допускается на период до полугода. Временная передача функций ГП сетевой компании может обуславливаться:

  1. Лишением лицензии действующего поставщика на право реализации электроэнергии населению.
  2. Принятием мер в отношении ГП по лишению его права участвовать в торговле на ОРЭМ.
  3. Ликвидацией предприятия.
  4. Началом процедуры банкротства.
  5. Нарушением обязательств по оплате услуг и электроэнергии на розничном рынке.

Смена гарантирующего поставщика электроэнергии

Эта процедура проводится публично. Сведения о смене поставщика публикуется в местных печатных СМИ, размещается в пунктах по приему платежей, в Интернете (в том числе на порталах отраслевых ведомств, а также их региональных представительств). При изменении гарантирующего поставщика потребители-юрлица должны заключить договоры с новым ГП. Что касается граждан, то для них изменяются только реквизиты платежей. Сведения о них размещается во всех приемных пунктах, в том числе, в почтовых отделениях и в подразделениях Сбербанка.

Последствия для потребителя при переходе к другой снабжающей компании

В случае смены ГП потребителю-юрлицу необходимо в течение двух месяцев заключить новый договор. Гражданам достаточно оплатить поставку по новым реквизитам. Необходимо учесть, что оплата начинается с того момента, когда потребителю стало известно об изменении ГП. Если даже соглашение с новым поставщиком будет оформлен позже, в нем будет присутствовать условие о платежах за потребление с даты перехода на обслуживание к новому ГП. Переход от гарантирующего поставщика к сбытовой компании осуществляется по желанию потребителя. При этом следует учесть один нюанс. Если сбытовая компания не приобретает электроэнергию на розничном или оптовом рынке, то она может купить ее только у ГП.

Отношения гарантирующего поставщика с ТСЖ и управляющими компаниями

ГП, выступая в качестве субъекта розничного рынка, реализует УК и ТСЖ электроэнергию по договору снабжения, купли-продажи, согласно Правилам рынка. Покупка при этом измеряется по учетному прибору, находящемуся на границе сетей дома и обслуживающей компании. Отдельно учитывается потребление энергии на общедомовые нужды и поставки владельцам нежилых помещений. Оплата гражданами производится по тарифам, установленным для населения. Платежи по остальным объемам рассчитываются по ставкам, предусмотренным для соответствующих юрлиц.

Особенности договора

Соглашение о поставке (купле-продаже) мощности/электроэнергии заключается в письменной (простой) форме, если иное не установлено Правилами, утвержденными Постановлением правительства № 442. Гарантирующему поставщику необходимо разработать формы договоров в соответствии с категориями цен или потребителей, согласно которым производится дифференциация тарифов. В случае необходимости внести изменения в Правила, утвержденные Постановлением № 442, влекущие корректировки форм договоров, ГП обязан в течение месяца (с даты вступления соответствующих изменений в силу) внести корректировки в бланки соглашений. Разработанные/измененные формы документов поставщик должен разместить в центрах обслуживания и на официальном сайте, а также направить их в территориальное подразделение ФАС.

Ответственность гарантирующего поставщика электроэнергии

Она предусматривается в ГК и Правилах (ОПФРР), утвержденных правительственным Постановлением № 442. Ответственность поставщика обладает гражданско-правовым характером. Однако, учитывая специфику статуса ГП, компания может быть привлечена и к административной ответственности. Нормативными актами предусмотрено 2 основания, по которым к поставщику могут быть применены санкции. Ответственность может наступить за:

  1. Ненадежность снабжения электроэнергией и ненадлежащее ее качество.
  2. Необоснованное введение ограничений режима потребления.

По условиям договора, гарантирующий поставщик отвечает перед покупателем (потребителем) за ненадлежащее исполнение либо невыполнение обязательств по соглашению. Он несет ответственность не только за качество своей работы, но и за действия сетевой компании и прочих лиц, привлеченных к предоставлению услуг по передаче электроэнергии, являющихся неотъемлемым звеном процесса поставки.

Дополнительно

Гарантирующий поставщик может отказаться заключать договор энергоснабжения с потребителем, если у него нет возможности осуществить поставку в связи с отсутствием энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства. При этом должен отсутствовать договор о присоединении указанных приборов к электросетям в соответствии с ОПФРР. Об отказе поставщик обязан уведомить потребителя, обратившегося к нему. В извещении должны быть указаны причины принятого решения. Уведомление направляется в течение 5 дней с даты обращения клиента. Если заявка была направлена через то извещение направляется ей. Срок уведомления такой же - 5 дней. Исчисление периода осуществляется с даты поступления заявления на заключение договора в адрес ГП.

Участие в конкурсе

В заявке должны быть указаны:

  1. Наименование заявителя.
  2. Адрес.
  3. Номер записи о госрегистрации.

К заявке прилагаются:

  1. ОРЭМ с указанием направления деятельности, для ведения которой субъект торгует мощностью и электроэнергией на рынке. Документ выдается советом рынка.
  2. Бумаги, подтверждающие размер собственного капитала, или договор о предоставлении банковской гарантии с суммой покрытия, равной размеру капитала, необходимого для принятия заявки на конкурс.
  3. Анализ финансового состояния (расчет показателей) за отчетный период, предшествующий дате подачи заявки.
  4. Выписка из реестра данных о банкротстве. Этим документом заявитель подтверждает, что в течение года до подачи заявки в отношении него не проводились процедуры, связанные с признанием его неплатежеспособности.
  5. Налоговая, статистическая, бухгалтерская отчетность за прошлый год и период, предшествующий дате направления заявки на участие.
  6. Полный перечень аффилированных и взаимозависимых лиц.

Кроме того, заявитель должен предоставить информацию о лицах, входящих с заявителем в одну группу. Форма, по которой предоставляются эти сведения, утверждена ФАС. В документе указываются также признаки, по которым лица входят в соответствующую группу. Дополнительно предоставляется информация о бенефициарах, в чьих интересах номинальные держатели владеют более 5 % акций заявителя. В заявке указывается размер средств, которые субъект в случае объявления его победителем обязуется предложить в оферте, подлежащей направлению кредиторам заменяемого ГП. Эта сумма засчитывается в счет уступки требований по погашению (частичному или полному) задолженности, предусмотренной в абз. 12 п. 207 ОПФРР, в соответствии с требованиями, определенными в абз. 1 и 14 п. 207 Правил.

Поставщики электроэнергии по своей природе являются монополистами. В то же время закупка электроэнергии по логике 44-ФЗ должна быть конкурсной. Явное противоречие между сутью отношений и их юридическим оформлением требует от госзаказчика особого подхода.

Чем установлена обязательность контрактной системы

По смыслу ст.539 ГК РФ, договор энергоснабжения относится к разновидностям купли-продажи. По условиям сделки энергоснабжающее предприятие обязуется бесперебойно подавать абоненту электроэнергию через сеть.

При этом потребитель должен:

  • своевременно рассчитываться (предполагается обязательное авансирование);
  • соблюдать нормативно установленный и оговоренный сторонами режим потребления;
  • поддерживать в рабочем состоянии отрезок электросети, находящийся в его ведении;
  • обеспечить наличие и исправность оборудования, в том числе – измерительных приборов.

То есть, договор о поставке электроэнергии для нужд муниципального или госзаказчика может быть заключен исключительно в порядке и на условиях 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика

Отсутствие заявок при проведении открытого конкурса либо наличие единой заявки предполагает признание процедуры закупки несостоявшейся (п.13 ст.51 44-ФЗ).

Загвоздка в том, что абонент уже подключен к электросети определенного поставщика и, скорее всего, работает с ним годами. В такой ситуации трудно ожидать заинтересованности в заключение контракта от других участников энергетического рынка.

Оптимальный путь – обоснование закупки электроэнергии у единственного поставщика. Такая возможность в рамках 44-ФЗ оговорена статьей 39. Актуальны два исключения.

  1. Контракт на электроснабжение с гарантирующим поставщиком (п.4 ст.39).
  2. Ситуация, когда сумма контракта не превышает 100 тыс. руб. при условии, что годовой , проведенных в таком режиме, не превышает 2 млн руб. и 5% совокупного объема закупок за календарный год. К муниципальным заказчикам, находящимся в сельской местности, ограничения не применяются (п.29 ст.39).

Использование второго варианта часто невозможно. Для большинства муниципальных и госзаказчиков энергоснабжение – не самая проблемная часть закупок. Они обычно используют резерв внеконкурсных закупок для иных целей.

Как оформить обоснование

Обоснование закупки электроэнергии у единственного поставщика должно содержать следующие пункты:

  • цель и необходимость закупки товара/работы/услуги;
  • описание товара/работы/услуги, а также существенных условий договора и преимуществ контрагента;
  • объяснение причин, по которым невозможно использовать конкурентные способы определения поставщика;
  • вывод о необходимости закупки у конкретного единственного поставщика;
  • ссылки на нормы, которые установлены законами и подзаконными актами.

Заключение контракта с гарантирующим поставщиком

Таковым является предприятие, которое обязано заключить абонентский договор с любым обратившимся к нему потребителем, чьи электропринимающие устройства находятся в зоне его ответственности. Условия подключения являются техническими: состояние электросети, наличие измерительных приборов и подобное.

Статусом гарантирующего поставщика (ГП) организация может быть наделена принудительно в силу 35-ФЗ «Об электроэнергетике» либо добровольно. Перечень ГП по регионам утверждается и обнародуется Федеральной службой по тарифам в лице ее региональных структур. ФСТ РФ также является контролирующим органом в отношении ГП:

  • утверждает тарифы и сбытовую надбавку;
  • проверяет условия осуществления деятельности, в том числе касательно заключения договоров на поставку.

Госзаказчику необходимо опубликовать электроэнергии у гарантирующего поставщика. Процедура заключения контракта все же подразумевает некоторые попущения: отсутствует необходимость обосновывать целесообразность закупки вне конкурса и цену контракта.

Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 02.03.2019) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.03.2019)

  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии
    • III. Правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках
    • IV. Порядок осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность), в том числе при продаже по нерегулируемым ценам
    • V. Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и структура нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)
    • VI. Особенности функционирования розничных рынков в отдельных частях ценовых зон оптового рынка
    • VII. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии на территориях неценовых зон оптового рынка
    • VIII. Основные положения функционирования розничных рынков в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами
    • IX. Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках
    • X. Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках
    • XI. Порядок присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика, определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков
    • XII. Порядок определения регулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением населения и приравненных к нему категорий
    • XIII. Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения
    • Приложение N 1. Показатели финансового состояния гарантирующего поставщика
      • Таблица 1. Показатели финансового состояния гарантирующего поставщика
      • Таблица 2. Промежуточные показатели финансового состояния гарантирующего поставщика
    • Приложение N 2. Формы предоставления информации о потребителях электрической энергии (мощности)
      • Таблица 1. Информация о потребителях электрической энергии - физических лицах
      • Таблица 2. Информация о потребителях электрической энергии - юридических лицах
    • Приложение N 2(1). Форма публикации значений конечных регулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и составляющих конечных регулируемых цен на электрическую энергию (мощность)
      • I. Первая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период)
      • II. Вторая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода)
      • III. Третья ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении)
      • IV. Четвертая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении)
      • V. Пятая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении)
      • VI. Шестая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении)