Социальные гарантии и их обеспечение. Стоит сказать - политика государства в сфере доходов

Государство для обеспечения защиты населения прежде всего должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации и функции предоставления социальной поддержки.

Социальная защита населения - одна из важнейших функций любого государства, осуществляемая всегда и при любых условиях, хотя реальные возможности государства для социальной зашиты своих граждан могут различаться в зависимости от характера общественно-политического устройства и от социально-экономического положения в стране.

Бесспорно, индустриально развитые страны с высоким объемом национального богатства имеют больше возможностей для этой цели, чем бедные страны.

Развитие общества как целостной системы не может ограничиться лишь экономическим ростом. Мировой опыт показывает, что недооценка социальных результатов проводимых крупномасштабных преобразований рано или поздно становится тормозом на пути достижения общественно-экономического прогресса.

Сфера социальной защиты населения относится к числу основных компонентов социальной и экономической политики государства. Согласно ст. 25 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пишу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

В законодательстве Российской Федерации понятие «социальная зашита» подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Регулирование социальной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.


Система социальной защиты населения - это комплекс мер, осуществляемых обществом и его различными структурами, как правило, в рамках закона с целью удовлетворения минимальных потребностей, необходимых для поддержания жизнедеятельности людей. Социальная защита как система состоит из элементов. На рис. 7.1 представлена система социальной защиты населения РФ.

Рис. 7.1. Система социальной защиты населения РФ.

Ориентирами для формирования законодательной базы в сфере социальной зашиты населения России являются разработанные международными специализированными организациями (МОТ, ВОЗ, МАСО) и принятые международным сообществом официальные документы, в число которых входят: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Всеобщая декларация прав человека; Конвенции и рекомендации МОТ , ВОЗ , МАСО.

Конституционное, трудовое и социальное право отражают законодательно закрепленные формы и степень социальной зашиты населения, иначе говоря, определяют национальную концепцию социальной защиты.

Система социальной защиты выполняет очень важные функции, связанные с преодолением бедности и повышением качества жизни населения. К ним могут быть отнесены: общественно-политическая, экономическая, социально-реабилитационная, профилактически-предупредительная.

Общественно-политическая функция предусматривает создание действенных институтов и механизмов социальной зашиты населения с целью реализации гарантированных Конституцией и законодательством социально-правовых норм защиты и обеспечения социальной стабильности в стране.

Экономическая функция предполагает возмещение утраченной заработной платы или дохода в случае временной или постоянной утраты трудоспособности (из-за болезни, несчастного случая, достижения преклонного возраста) либо потери кормильца (для членов семьи работника), а также компенсацию дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью.

Социалъно-реабшштащюнная функция призвана обеспечить проведение комплекса мер по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации работников с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности.

Профилактически-предупредительная функция заключается в осуществлении комплекса организационно-технических и медицинских мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и сохранение трудоспособности работников.

Формирование эффективной системы социальной защиты на федеральном, региональном и местном уровнях с четким установлением прав и ответственности каждого из этих уровней предполагает изыскание источников их ресурсного обеспечения.

В настоящее время финансирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации осуществляется из государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и включает расходы на социально-культурные мероприятия из государственных внебюджетных социальных фондов.

Социальные гарантии и минимальные социальные стандарты относятся к числу компонентов системы социальной защиты населения, которые включают: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет (рассматриваемый в качестве главного, исходного для других расчетов, элемента социального минимума), минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий, пособий и стипендий. Государством гарантируются также разного рода единовременные социальные выплаты, дотации и льготы, бесплатные или льготные услуги образования, здравоохранения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей социальной сферы.

В России социальные гарантии гражданам обеспечиваются в соответствии с Конституцией РФ. Государственные минимальные социальные гарантии - это установленные законом минимальные обязательства государства, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС).

Под государственными минимальными социальными стандартами принято понимать установленные законами Российской Федерации на определенный период времени научно обоснованные минимальные социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности различных социально-демографических групп населения в жизненных благах и услугах.

ГМСС — это социальные стандарты Федерального уровня. Кроме того, в субъектах РФ и муниципальных образованиях могут устанавливаться региональные и местные социальные стандарты, превышающие и дополняющие ГМСС при условии их обеспечения за счет собственных финансовых и других ресурсов.

ГМСС устанавливаются, во-первых, с целью реализации социальной политики государства, направленной на удовлетворение важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах, и, во-вторых, для обеспечения единого социального пространства Федерации и относительного выравнивания уровня жизни на территории ее субъектов.

В настоящее время при формировании бюджетов различных уровней используются социальные нормы и нормативы по развернутому кругу показателей. Значительная их часть определяет минимальные государственные гарантии в сфере труда, его оплаты, занятости и социального обеспечения. В то же время нередко эти нормы и нормативы пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов, что придает им рекомендательный характер, так как они, по существу, связаны с объемом текущих социальных расходов и денежных средств, выделяемых на цели социальной защиты населения. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право корректировать социальные нормы и нормативы исходя из региональных особенностей и своих финансовых возможностей.

При формировании системы ГМСС принципиальным является методологическое положение о недопустимости определения социальных норм и нормативов исходя из современных критических уровней финансирования социальной сферы и обеспечения финансовой поддержки малоимущих групп населения.

Целью государственных социальных гарантий, в частности в отношении трудоспособных работников, является их обеспечение в сфере занятости и оплаты труда, включая защиту прав наемного работника, предпринимателя и самозанятого. Это предполагает установление и соблюдение минимальных почасовых и месячных ставок оплаты труда и минимальных стандартов условий труда.

Для нетрудоспособного населения государственные минимальные социальные гарантии означают проведение на всей территории страны единой политики, обеспечивающей поддержание минимальных стандартов потребления.

Реализация такой политики осуществляется посредством использования трех основных форм:

1) денежные выплаты — пенсии, пособия, стипендии и т.п.;

2) льготы при уплате налогов; 3) бесплатные или льготные социальные услуги.

Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения .

. Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками в данном случае являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика института защиты — социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности.

. Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники — страховые взносы работодателей, работников, иногда государства, организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики: замещение утраченной заработной платы (это означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е. предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных.

. Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники — страховые взносы самих работников (иногда в их пользу - работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики — наличие страхового договора, самоответственность граждан.

. Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, пенсионные выплаты от фирмы). Финансовые источники - средства предприятий.

Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП, в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.

Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности.

В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из источников финансирования социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.

Характерной чертой социального страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного.

Существует два основных вида социального страхования:

Добровольное, осуществляемое частными компаниями;

Обязательное, проводимое государством.

Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий.

Страхование должно дополняться социальной помощью, которая предполагает финансирование из бюджета.

При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подхода:

Помощь всем получателям выплачивается в одинаковом размере;

Помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;

Размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взно-сов получателя;

Величина помощи зависит от потребностей получателя. Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее

простой в организационном отношении вариант. Однако он непригоден, если речь идет о возмещении утраченного заработка, так как размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может снизить мотивацию к труду.

При индивидуальной обеспеченности социальной помощью средства соцобеспечения эффективнее и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства.

Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи.

Основных критериев здесь два:

Социальные гарантии должны обеспечивать минимально достаточный уровень жизни;

Социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения.

Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.

В России пособие по безработице получают свыше 1 млн человек. Минимальная сумма пособия с 2006 г. составляет 720 руб., максимальная — 2880 руб.

Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому в социальной помощи необходимо выделять семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несут местные власти, так как они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Федеральной службой государственной статистики ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.

Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения России. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной зашиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Никонова Оксана Викторовна. Социальные гарантии в Российской Федерации: проблемы реализации: проблемы реализации: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2003 177 с. РГБ ОД, 61:03-8/3761-3

Введение

Глава 1. Система социальных гарантий: условия формирования 10

1.1. Необходимость социальных гарантий: объективные и субъективные факторы

1.2. Становление системы социальных гарантий в Российской Федерации 32

1.3. Опыт реализации социальных гарантий в странах с развитой рыночной экономикой, необходимость его применения в России

Глава 2. Проблемы реализации социальных гарантий 68

2.1. Право на труд и защиту от безработицы: особенности реализации

2.2. Степень реализации социальных гарантий в сфере пенсионного обеспечения 123

2.3. Девальвация социальных гарантий в сфере образования 107

2.4. Социальные гарантии в сфере здравоохранения: декларации и действительность

2.5. Государственное финансовое обеспечение реализации социальных гарантий: современное состояние, потенциальные возможности улучшения 141

Заключение 157

Список использованных источников и литературы 165

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В Российской Федерации к настоящему времени сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, экономика страны после длительного структурного кризиса вступила в полосу подъема. Растут объем производства, величина валового внутреннего продукта, ликвидирован бюджетный дефицит, увеличивается национальный доход - главный источник материального благосостояния граждан. Но в тоже время сохраняется сложное положение в социальной сфере общества. Уровень жизни большинства населения России по-прежнему крайне низок. Существует и продолжает углубляться имущественное неравенство, поляризация в доходах различных социальных групп населения, усиливается расслоение общества на богатых и бедных. Во всех цивилизованных индустриально развитых государствах мира названные явления практически элиминированы на основе существующих в каждом из них системы социальных гарантий. Аналогичная система существует и в Российской Федерации. В Конституции - Основном законе страны - зафиксированы основные права граждан: право на труд и защиту от безработицы, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, право на социальное обеспечение по возрасту и т.д. Однако провозглашенные в Конституции социальные гарантии на практике осуществляются далеко не в полном объеме или вообще не осуществляются. Идет процесс вымывания позитивного содержания социальных гарантий, процесс их девальвации, в силу чего они (социальные гарантии) утрачивают значение для граждан России. Поэтому сейчас главная проблема заключается в обеспечении (законодательном, финансовом, экономическом и т.д.) осуществления социальных гарантий, их претворения в жизнь, максимального повышения эффективности их функционирования и на этой основе - достижения высокого уровня социальной защищенности каждого гражданина России.

Таковы основные факторы, определившие выбор автором темы диссертационного исследования и ее актуальность.

Степень разработанности проблемы. В российской литературе есть ряд публикаций, посвященных анализу социальной политики государства и отдельным конкретным ее проявлениям, таким, например, как социальная защита населения по ее основным видам. Среди авторов следует назвать Б.В. Ракитского, СВ. Кадомцеву, Н.А. Волгина, И.Т. Назаренко, В.И. Жукова, Л.П. Храпылину, Ф.Э. Бурджалова, Е.И. Холостову, Е.Е, Мачульскую, В.Н. Бобкова, В.Д. Ройка, В.И. Плакся и др. (Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России.-М.,2002; Кадомцева СВ. Экономические основы системы социальной защиты.-М,1997; Социальная политика.-М.,2002; Назаренко И.Т. Фонды социальной защиты.-М.,1992; Социальная политика: парадигмы и приоритеты. -М.,2000; Храпылина Л.П. Стратегическое планирование как приоритетная социальная технология решения социальных проблем населения - М.,2001; Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком.-М.,1996; Холостова Е.И. Социальная политика.-М.,2001; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения.-М.,1998; Бобков В.Н. О задачах повышения уровня и качества жизни населения Рос-сии//Общество и экономика №2, 2000; Роик В.Д. Размышления по поводу бюджетных проектировок на 2003 г.//Человек и труд №12,2002; Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике.- М.,1996). Работы этих ученых, безусловно, важны и полезны. Они оказывают определенное позитивное воздействие на социальное развитие общества. Вместе с тем они не исчерпывают всей проблемы социальных гарантий, рассматриваемых с точки зрения их единства, взаимосвязи, взаимодействия и результативности их функционирования. В этом контексте настоящее исследование отвечает назревшей необходимости комплексного анализа социальных гарантий как системы, имеющей содержание, структуру, формы и способы

осуществления, что в значительной мере предопределяет его научную значимость.

Целью диссертационного исследования является проведение всестороннего анализа зафиксированных в Конституции Российской Федерации и действующих в современном российском обществе социальных гарантий, выявление проблем и механизмов их реализации для разработки предложений и практических рекомендаций по совершенствованию системы.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

Определить объективные и субъективные факторы необходимости социальных гарантий;

Рассмотреть исторические этапы развития социальных гарантий в странах Запада, выявить общие закономерности и особенности становления системы социальных гарантий в Российской Федерации;

Исследовать опыт реализации социальных гарантий в странах с развитой рыночной экономикой, обосновать необходимость его применения в России;

Рассмотреть основные проблемы реализации социальных гарантий в области трудовых отношений, пенсионного обеспечения, образования и здравоохранения, провести анализ экономических и социальных причин, препятствующих полной реализации социальных гарантий, наметить пути их преодоления;

Определить современное состояние государственного финансового обеспечения реализации социальных гарантий, выявить потенциальные возможности его улучшения;

Объект исследования - зафиксированная в Конституции РФ и реально функционирующая в современном российском обществе система социальных гарантий, ее основные структурные элементы, проблемы их реализации.

Предмет исследования - экономические и социальные отношения, возникающие в связи с реализацией социальных гарантий, существующих в российском обществе.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили отмеченные выше труды российских ученых по вопросам социальной политики и социальной защиты населения, а также опубликованные на русском языке работы ряда иностранных авторов по вопросам социальной политики. (Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс. - М., 1992.Т.1.; Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. - М.,1994; Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. - М., 1991).

В работе использованы документы международных организаций, статистические сборники, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в следующем. * Дано авторское определение понятия «социальная гарантия». По мнению диссертанта, социальная гарантия есть зафиксированное в Конституции правовое положение, в соответствии с которым гражданам предоставляются основополагающие права в социально-трудовой сфере -право на труд и защиту от безработицы, право на социальное обеспечение по возрасту, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных образовательных и медицинских учреждениях и др. Социальные гарантии выступают на практике как социальные обязательства государства перед обществом по реальному осуществлению прав граждан, изложенных в Конституции -Основном законе страны.

Систематизированы объективные и субъективные факторы, обусловливающие необходимость социальных гарантий в рамках социума, раскрыта структура системы социальных гарантий, определены этапы ее становления в исторической ретроспективе, охарактеризованы формы и виды, методы и механизм их реализации. Определены этапы, временные и пространственные границы процесса социального законодательства, в ходе которого создавались законодательные основы формирования и функционирования системы социальных гарантий. Этот процесс происходит в течение длительного периода, начиная с принятия первых социальных законов в 90-х годах 19 столетия в Германии, в частности, закона о государственном пенсионном обеспечении, принятый в 1890 году, и продолжающийся в наши дни (принятие в 2002 году ряда законов, открывающих новый этап в реформировании системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации).

На основе анализа рыночных отношений раскрыто негативное влияние рынка на процесс формирования системы социальных гарантий. Роль рынка связана, прежде всего, с распределением доходов в обществе. Рынок оказывает отрицательное воздействие на формирование доходов различных социальных групп населения. Длительный исторический опыт рыночного хозяйствования практически во всех странах мира свидетельствует о том, что рынок сам по себе не способен обеспечить справедливое распределение доходов и рост материального благосостояния лиц наемного труда. Распределительная функция рынка по своему содержанию и конечным результатам отрицательна по отношению к социальной справедливости. Более того, рынок сам является определяющим фактором дифференциации в доходах различных социальных групп, экономического и социального неравенства, расслоения общества на богатых и бедных, наличия в обществе обширных массивов бедности и нищеты. В диссертации показано, что бедность является фундаментальной составляющей любой экстремальной ситуации (болезнь, инвалидность, старость, безра-

ботица, и т.д.), требующей усиления социальной защиты соответствующих категорий населения.

Установлено, что процесс становления системы социальных гарантий в Российской Федерации имеет существенную, рельефно выраженную специфику, заметно отличающую его от аналогичного процесса в развитых странах Запада и Азиатско-Тихоокеанского региона. В России становление системы социальных гарантий напрямую связано с переходом экономики страны к рынку, непосредственно обусловлено негативными явлениями переходного периода, оказавшими и продолжающими оказывать сильное влияние на формирование и функционирование системы социальных гарантий и социальной защиты населения.

Определены потенциальные источники улучшения финансирования процесса реализации социальных гарантий. К их числу, по мнению диссертанта, относятся: изменение налоговой системы, возврат к прогрессивной шкале подоходного налогообложения; повышение собираемости налогов; пресечение утечки валютных средств из России за рубеж; целенаправленное использование доходов от приватизации в интересах финансирования социальной сферы; всемерное сокращение непроизводительных расходов, прежде всего на содержание разросшегося государственного аппарата; рациональное использование бюджетного профицита, направление значительной его доли на финансирование системы социальных выплат; отказ от экономически невыгодных для государства так называемых соглашений о разделе продукции; введение государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции. Реализация указанных мер, считает диссертант, приведет к аккумуляции в руках государства такой суммы денежных средств, которой будет достаточно для успешного выполнения им (государством) своих социальных обязательств перед народом России.

Доказано, что существующая в настоящее время в России система социальных гарантий, выполняя определенную положительную

роль, вместе с тем не свободна от ряда существенных недостатков. Зафиксированные в Конституции страны социальные гарантии во многом носят формальный, декларативный характер. Социальные гарантии либо вообще не исполняются, либо степень их реализации неудовлетворительна, что обусловливает низкий уровень социальной защищенности граждан Российской Федерации.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут служить базой для дальнейшего изучения теоретических и научно-практических проблем, связанных с улучшением реализации существующих в нашем государстве социальных гарантий.

Сформулированные в диссертации практические рекомендации могут быть реализованы в управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений труда и социальной защиты населения.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования изложены в публикациях автора, докладывались на международном симпозиуме «Реализация принципов ООН в отношении пожилых людей в Российской Федерации» в 2002 г. Москва, РАГС при Президенте РФ.

Результаты диссертационного исследования были использованы при разработке практических рекомендаций и предложений по проблемам реализации социальных гарантий в Российской Федерации, представленных кафедрой труда и социальной политики РАГС при Президенте РФ в Министерство труда и социального развития РФ и Совет Федерации РФ; применены в работе Департамента социальной политики Калужской области.

Необходимость социальных гарантий: объективные и субъективные факторы

Необходимость социальных гарантий и, соответственно, социальной защиты населения обусловлена развитием общества, действием имманентной ему сложной совокупности факторов объективного и субъективного порядка, формирующих социальную составляющую данного общества.

В методологическом плане исходным пунктом исследования проблемы социальных гарантий, объективных и субъективных причин их возникновения, форм проявления, этапов и направлений развития выступает социально-трудовая структура населения. В любом обществе, в любой исторически определенный период времени вся масса населения по своему социально-трудовому статусу подразделяется на три фундаментальные, основополагающие группы.

Первая из них - трудоспособная, экономически активная, производительная часть населения. Вторая - еще нетрудоспособные (дети несовершеннолетнего возраста). Третья - уже нетрудоспособные (пожилые). Вторая и третья группы, вместе взятые, составляют экономически не активную, непроизводительную часть населения. Уже само наличие в составе социума этих не производящих, а только потребляющих групп предопределяет необходимость государственных социальных гарантий, главное предназначение которых - обеспечение относительно нормальных условий жизни указанных групп.

Графически очерченная выше структура населения представлена на приводимой ниже схеме. Жизненный цикл, детерминированный законами природы, с объективной неизбежностью обусловливает две различные по содержанию тенденции движения структурных компонентов населения. Первая из них - движение по восходящей траектории. Суть этого движения - постепенный, по мере достижения совершеннолетия и формирования способности к труду, переход лиц, сосредоточенных в каждый данный момент в секторе А, в сектор В, из социальной группы «Еще нетрудоспособные» в группу «Трудоспособные», в состав экономически активного населения.

Благодаря этому движению осуществляется непрерывный приток все новых контингентов рабочей силы, впервые поступающих на рынок труда, в состав экономически активного населения, происходит его омоложение, реализуется процесс расширенного воспроизводства рабочей силы, занятой в производственной сфере. Эта тенденция позитивная, имеющая большое значение для существования и развития общества. В силу своей значимости она побуждает, или, можно сказать, принуждает государство как управляющий орган общества к проведению такой социально-экономической и демографической политики, приоритетной целью которой выступает обеспечение расширенного воспроизводства населения, создание максимально благоприятных экономических и материальных условий для подготовки контингента сектора А к производительному труду.

Следовательно, учреждение государственных социальных гарантий в данной сфере (сектор А - «Еще нетрудоспособные») выступает как объективная потребность общества, а ее осуществление предполагает проведение продуктивной экономической и социальной политики государства, направленной на их (социальных гарантий) реализацию.

Вторая тенденция - негативная. Движение идет по нисходящей траектории. Суть этого движения - выбытие индивидуумов из состава трудоспособного, экономически активного, производительного населения (сектор В) в сектор С, в рамках которого аккумулируется нетрудоспособная, непроизводительная часть населения, выработавшая, так сказать, свой отпущенный природой трудовой ресурс.

Перемещение из группы экономически активного населения (сектор В) в группу экономически неактивного, непроизводительного населения (сектор С) обусловлено комплексом причин, из числа которых причиной детерминантного характера выступает старость. По своей природе старость есть естественный, объективно обусловленный процесс износа человеческого организма, его старения (физического, физиологического, психологического и т.д.), его качественных изменений негативного, разрушительного порядка, утраты способности к труду, процесс угасания самой жизни человека. Неизбежность и неотвратимость старости столь же неизбежно и неотвратимо порождает проблему материального обеспечения лиц, достигших преклонного возраста, утративших способность к труду и в силу этого лишенных средств к существованию. Это проблема социальных гарантий, способных на деле обеспечить пожилым гражданам условия жизни, достойные человека.

Анализ проблемы необходимости социальных гарантий, касающихся контингента сектора С, предполагает выяснение ряда аспектов, имеющих методологическое значение. Речь идет о соотношении понятий «старость» и «нетрудоспособность», а также о внутренней противоречивости, двойственном характере понятия «старость», возникшего в связи с принятием пенсионного законодательства.

«Старость» и «нетрудоспособность» - понятия близкие, тесно связанные друг с другом, но не тождественные. В условиях социального (пенсионного) законодательства понятие «старость» приобретает определенную раздвоенность, двойственный характер. Оно включает в себя одновременно два понятия: а) старость в физиологическом смысле и б) старость в социальном плане. В социальном плане границы старости четко фиксируются в законодательном порядке на определенном уровне, например, на уровне 60 лет. Юридически она выступает под наименованием «пенсионный возраст». В этом (социальном) плане старость, по сути, принудительно (законом) вменяется гражданам данного государства и в силу этого она по своим возрастным параметрам едина для всех без исключения членов общества.

В плане физиологическом, как естественный процесс старения человеческого организма и, соответственно, процесс утраты способности к труду, старость по своим возрастным критериям различна для различных индивидуумов: у одних она достигает «апогея» в 65 лет (возможно и раньше), тогда как у других она наступает в 75-85, а то и в 90 лет, а в 60 лет (законом установленная старость) эти индивидуумы абсолютно трудоспособны.

Опыт реализации социальных гарантий в странах с развитой рыночной экономикой, необходимость его применения в России

Создание комплексной, хорошо организованной и эффективно функционирующей системы социальной защиты, посредством которой реализуются социальные гарантии в нашей стране, предполагает тщательное изучение опыта функционирования такой системы в развитых странах и его практическое использование в условиях перехода экономики России к рыночным отношениям. Опыт западных стран поможет нам решить сложную задачу: как соединить жесткие законы рынка с осуществлением принципа социальной справедливости, создать надежный механизм реализации социальных гарантий российских граждан.

В этой связи внимание привлекает так называемая скандинавская модель, наиболее полно воплощенная в Швеции. Такое внимание представляется вполне закономерным, поскольку в этой стране сделано многое для достижения социального благополучия ее граждан. Полученные при этом результаты не следует преувеличивать, объявляя, как подчас делается, Швецию страной построенного социализма: основы ее экономики, а значит, и всего социального устройства остаются капиталистическими. Но неправомерно и преуменьшать реально сделанное в этой стране для ослабления социальных конфликтов, устранения неравенства в уровне жизни граждан.

Внимание к шведскому опыту не должно переходить на его чуть ли не полное заимствование для воспроизведения на российской почве. Специфичность шведской модели несомненна и не нуждается в новых доказательствах. На этой почве может произрасти лишь российская модель, а попытки просто пересадить на нее любые модели, пусть и наилучшим образом зарекомендовавшие себя в иных условиях (будь то условия Швеции, Японии, Германии или любой другой страны), заведомо, на наш взгляд, не имеют шансов на успех. Важно рационально взглянуть на происходящее и подумать, что, в какой степени и каким именно образом мы можем, с необходимыми модификациями, использовать для полной реализации существующих в нашем государстве социальных гарантий.

Следует отметить, что королевство Швеция - пятое по величине государство в Европе (449 964 кв. км). Население составляет всего 8949700 человек, при этом около 83% проживает в крупных населенных пунктах. Страна разделена на 25 географических территорий, 24 административные губернии (лен) и 288 коммун. Естественный прирост населения составляет 2,4 человека на тысячу, средняя продолжительность жизни увеличилась с 40 лет в 1850 году до 75,5 лет (мужчины) и 80,8 лет (женщины) в 2000 году.1

Шведская версия социально-экономического развития основывается на сочетании частного предпринимательства и элементов общественного регулирования. Такое регулирование ориентировано на стремление к воплощению общесоциальных, общечеловеческих ценностей. Искать, находить и прокладывать в жизни пути к благополучию граждан - такова сердцевина «шведской модели».

Социальная политика Швеции основывается на трех основных принципах: 1) равенство, понимаемое как обеспечение равных возможностей достижения благосостояния; 2) предоставление социальных гарантий гражданам; 3) достижение полной занятости трудоспособного населения.

В Швеции практически самый высокий среди стран дальнего зарубежья уровень занятости - 1,6% безработных (и это при очень строгом подходе к определению статуса безработного: таковым признается любой, кто лишен работы в течение пяти дней и более).

1 Социальная политика Швеции. - М..2000.- с.43. С 80-х годов в Швеции действует концепция «активной политики в области рынка труда». Эта концепция радикально отличается от близких по названию программ, имеющихся в других государствах. Дело в том, что последние обычно концентрируют усилия на смягчении результатов безработицы (практически на проблемах выплаты связанных с ней пособий), в то время как шведская концепция взяла курс на ликвидацию этого социального бедствия. Широкая компьютеризация позволила сформировать, единый в масштабе страны, банк данных о наличии вакансий, об основных условиях предлагаемой работы. Важнейший элемент концепции, о которой идет речь, - профессиональное соответствие предложения труда спросу на него. Если же такое соответствие обеспечить не удается, выходом является переобучение работника, не находящего себе трудового применения или, так называемые, временные работы. Временная (максимум 6 месяцев) работа предоставляется государственным бюро по трудоустройству.

Страховые кассы охватывают 80% шведских трудящихся. Чтобы получать пособие по безработице, необходимо, во-первых, состоять членом кассы в течение не менее чем года, причем какую-то часть этого времени проработать (на практике этот срок различен). Во-вторых, рассчитывать на пособие можно лишь при постоянном поиске работы. Так, при первом отказе от нее пособие прерывается на 20 дней, а после третьего отказа вообще аннулируется. Безработные получают пособие, равное около 75% обычной заработной платы. Это пособие они получают через систему страхования по безработице, которая регулируется законом и означает компенсацию за утрату дохода из-за безработицы, "которая не вызвана собственными действиями".

Важный аспект социальной политики в любой стране - пенсионное обеспечение. На нем остановимся несколько подробнее. Шведская система пенсионного обеспечения строится, прежде всего, на первом из названных выше принципов социальной политики - принципе равенства.

Идеи солидарности, справедливости и равенства получили развитие в первой половине XX века. В период между 1950 и 1980 гг. в Швеции были осуществлены масштабные социальные программы, цель которых - создание сильного общества, способного защитить граждан от бедности и социальной несправедливости. Большую роль в становлении такого общества сыграли профсоюзные движения и другие организации, например пенсионные (добровольные объединения пенсионеров в общественные союзы по интересам). Одновременно развивалась экономика, значительно расширялся ее государственный сектор. Уже в 1913 году была осуществлена всеобщая пенсионная реформа, гарантировавшая всем работающим небольшую пенсию. В 1936 году последовала еще одна реформа. В 1948 году было отменено требование наличия дохода для начисления пенсии, по достижении 67-летнего возраста все стали получать так называемую народную пенсию.

Степень реализации социальных гарантий в сфере пенсионного обеспечения

За годы рыночно-демократических реформ граждане российского государства убедились в том, что главный порок социальной политики всех Правительств Российской Федерации - разрыв между словом и делом, между декларированными в Основном Законе страны положениями о правах и социальных гарантиях граждан, с одной стороны, и их осуществлением на практике, в повседневной деятельности высших исполнительных органов власти, с другой. В самой Конституции Российской Федерации не содержится положений относительно механизма осуществления социальных гарантий, не установлены правовые нормы и способы защиты социальных гарантий от злоупотреблений и нарушений со стороны должностных лиц (кроме ссылок на то, что обиженные граждане могут обращаться в суд), не определены меры и формы ответственности государственных чиновников любого ранга за нарушение социальных прав граждан, зафиксированных в Конституции РФ социальных гарантий.

Отсутствие в Конституции Российской Федерации правовых норм, которые обеспечивали бы неприкосновенность социальных гарантий и строгую ответственность (вплоть до уголовной) должностных лиц исполнительных органов власти за их несоблюдение открывает широкий простор для всевозможных злоупотреблений и нарушений в этой сфере. При этом нарушение конституционных гарантий российских граждан допускает, прежде всего, само правительство, или, конкретнее, отдельные его члены, по долгу службы призванные защищать и в полной мере осуществлять социальные гарантии. В стране сложилось такое положение, когда чуть ли не каждый министр по-своему понимает, по-своему трактует социальные гарантии и по своему усмотрению либо урезает их, либо тормозит их действие, либо вообще «отменяет» их практическое осуществление.

Наиболее наглядным в этом отношении примером может служить сфера здравоохранения. В статье 41 Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».1 Но вот, так сказать, поправка к этому конституционному положению. Г-н Стародубов в бытность свою министром здравоохранения на первой же встрече с журналистами заявил, что данную статью Конституции надо «скорректировать», надо ввести «легальную платность» медицинских услуг.2

Как видим, вместо того, чтобы пресечь нелегальную практику и восстановить в полном объеме право граждан на бесплатную медицинскую помощь, предусмотренную Конституцией страны, предлагается легализовать, т.е. узаконить эту незаконную практику, сделать все медицинские услуги платными для всего населения. А коль скоро такой «корректировкой» занимались, надо полагать, и другие министры, то, в конечном счете, данная статья Конституции оказалась настолько «откорректированной», что от социальной гарантии на бесплатную медицинскую помощь ничего не осталось. Медицинская помощь де-факто стала платной. Позитивное содержание гарантии превратилось, по сути, в свою противоположность.

Негативная трансформация социальных гарантий в сфере здравоохранения, утверждение платной медицины, или, по словам первого гаранта Конституции Б.Н. Ельцина, «медицины для богатых», в сочетании с явно недостаточным финансовым обеспечением данной сферы - все это крайне отрицательно сказывается на здоровье нации. Приведем в этой связи основные медико-демографические показатели состояния здоровья населения Российской Федерации в современный период.

Во-первых, происходит рост уровня социально-опасных и социально-значимых заболеваний (инфекционные болезни, туберкулез, алкоголизм, наркомания, психические расстройства, венерические болезни).

Наиболее значимой из них является туберкулез. С начала 90-х годов в стране наметилось ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу, заболеваемость выросла в 2,2 раза, уровень ее составил 74,4 на 100 тысяч жителей, что соответствует уровню конца 60-х годов.

Значительно ухудшилась эпидемиологическая обстановка по вирусу иммунодефицита человека. На первое января 2002 года в Российской Федерации зарегистрировано 177354 человек инфицированных вирусом иммунодефицита человека (в том числе2611 детей), из них больных СПИДом - 593 (детей - 156). ]

Рост вируса иммунодефицита человека, также как и заболеваемости вирусными гепатитами В и С, в значительной степени обусловлен распространением наркомании, ростом рискованного сексуального поведения среди молодежи, снижением ее нравственного уровня, а также недостаточной эффективностью информационного обеспечения и гигиенического воспитания населения.

Обращает на себя внимание также рост природно-очаговых инфекций, в том числе клещевого энцефалита, геморрагической лихорадки с почечным синдромом, что связано, в основном, с уменьшением профилактических и противоэпидемических мероприятий, снижением числа привитых.

Государственное финансовое обеспечение реализации социальных гарантий: современное состояние, потенциальные возможности улучшения

Основной причиной, препятствующей полной реализации системы социальных гарантий в Российской Федерации, выступает их недостаточное финансовое обеспечение. Доминирующим направлением финансирования системы социальных гарантий является прямое бюджетное финансирование.

В настоящее время, бюджетное финансирование базируется на формировании и использовании социальных стандартов, норм и нормативов как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях управления. Для повышения обоснованности нормативного финансирования отраслей социальной сферы значение имеет разработка минимальных социальных стандартов, являющихся основой разработки минимальных норм бюджетного финансирования - федерального компонента норматива финансирования социальной сферы и соответственно минимально необходимых бюджетов на разных уровнях управления.

Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС) России вводятся в практику федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в российской Федерации», «Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Социальная стандартизация стала сферой регламентации важнейших параметров социального развития со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в условиях перехода к рыночным отношениям.

Под государственным минимальным социальным стандартом понимается установленный законом Российской Федерации минимально-необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выражаемый в важнейших социальных нормах в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, а не только государственной.

Система ГМСС ограничивается обеспечением социальной защиты и общедоступных, прежде всего бесплатных, услуг за счет средств бюджетов всех уровней и государственных социальных внебюджетных фондов. Сфера социального нормирования шире. Она включает физическую культуру и спорт, санаторно-курортное обслуживание, организацию досуга детей и подростков, транспортные услуги для отдельных категорий граждан. Предоставление соответствующих услуг на бесплатной основе не гарантируется Конституцией РФ, они, как правило, являются платными, хотя частично и дотируются из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

К основным типам государственных минимальных социальных стандартов целесообразно отнести: прожиточный минимум; минимальные доходы в виде минимального размера оплаты труда и пенсий; минимальные размеры массовых социальных пособий и выплат; номенклатуру, перечни и наборы бесплатных и частично платных общедоступных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; перечни контин-гентов населения, имеющих право на оказание социальной помощи; стандарты необходимого уровня содержательного наполнения, требования и технологий предоставления социальных услуг; нормы обеспечения населения социальными услугами и соответствующими учреждениями;

Таким образом, государственные минимальные социальные стандарты составляют основу для финансового обеспечения социальных гарантий. Формирование системы минимальных социальных стандартов -процесс сложный и достаточно длительный. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения, не гарантируя при этом полной реализации существующих в нашем государстве системы социальных гарантий.

Роль бюджета как основного финансового плана государства, в настоящее время, как никогда велика. Ведь именно бюджет является главным и основным источником финансирования системы социальных гарантий.

Подводя основные итоги реализации бюджетно-финансовой политики в 2001 г., Заместитель Председателя Правительства - министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин сказал, что... «третий год подряд в стране сохраняется положительная динамика важнейших показателей. Прослеживаются позитивные изменения в ходе реализации реформ и проведения финансовой политики России»... «В конце 2001 г. суверенный рейтинг Российской Федерации был повышен практически до предкризисного уровня»... «Основными факторами роста доходов федерального бюджета являлись: продолжающийся экономический рост; реализация налоговой реформы, которая позволила расширить налоговую базу и улучшить администрирование; зачисление НДС в федеральный бюджет; унификация ставок импортного таможенного тарифа»... «В целом макроэкономическая ситуация характеризуется сбалансированностью и стабильностью.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Целью социальной политики является развитие образующих то или иное общество классов, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Формирование социальной политики происходит на основе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований. Осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.

Политика государства в сфере доходов

Различия в уровне на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, которые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на этот путь совсем недавно. Особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей которой является адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение этой задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

Определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения).

Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов являются: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

Регулирование доходов заключается в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

И наконец, важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.

— это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции :

  • алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
  • стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • льготы по приобретению лекарств;
  • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • выплаты пособия по бедности;
  • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • выплаты инвалидам;
  • льготы по налогообложению;
  • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • выплаты пособий на детей и матерям;
  • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • жилищные субсидии.

Задачи социальной политики охватывают стимулирование и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может этого делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.

Социальная политика будет составной частью общей стратегии государства, ᴏᴛʜᴏϲᴙщейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Целью социальной политики будет развитие образующих то или иное общество классов, социальных групп, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Формирование социальной политики происходит на базе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований.
Стоит отметить, что осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.

Стоит сказать - политика государства в сфере доходов

Различия в уровне доходов на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, кᴏᴛᴏᴩые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на ϶ᴛᴏт путь совсем недавно.
Стоит отметить, что особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей кᴏᴛᴏᴩой будет адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение ϶ᴛᴏй задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

Уровень жизни определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в данных благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения)

Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов будут: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Стоит заметить, что оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

Регулирование доходов состоит по сути в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С ϶ᴛᴏй целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

И наконец, важным направлением в социальной политике будет поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.

— ϶ᴛᴏ социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и ϲʙᴏбод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд будет главным источником средств существования, по϶ᴛᴏму система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, кᴏᴛᴏᴩая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час) Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции :

  • алиментарно-компенсационную, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
  • стимулирующую, кᴏᴛᴏᴩая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • льготы по приобретению лекарств;
  • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • выплаты пособия по бедности;
  • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • выплаты инвалидам;
  • льготы по налогообложению;
  • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • выплаты пособий на детей и матерям;
  • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • жилищные субсидии.

Основные задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального ϲʙᴏеобразия и самобытности.

Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может ϶ᴛᴏго делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.

В обществе рыночных отношений функцию социальной защиты населения берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции Российской Федерации и находят свое подтверждение в социальной политике.

Они определены в ст. 7 Конституции РФ.

Понятие «гарантия» (франц. - обеспечение) - обязательство, при невыполнении или ненадлежащем исполнении которого гарант несет ответственность в установленном законом порядке. В качестве государственных социальных гарантий выступают наиболее значимые права человека. Механизм гарантирования предусматривает специализированные юридические нормы, определяющие порядок действия гарантий; организационные структуры, управляющие системой ее реализации, финансово-экономические рычаги и источники обеспечения.

Таким образом, социальные гарантии - это материальные, политические, организационные и юридические условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться предоставленными им законами государства, гражданскими правами и свободами.

Минимальные гарантии - это гарантии, обеспечивающие удовлетворение жизненно важных потребностей человека на минимальном уровне. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты. Государственные минимальные социальные стандарты - это единые минимальные социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели.

Государственные минимальные стандарты направлены на решение задач:

совершенствование механизма реализации конституционных прав, гарантированных гражданам;

удовлетворение важнейших потребностей человека;

сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;

повышение обоснованности формирования бюджетов, прежде всего, на уровне субъектов РФ и местного самоуправления;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях финансовой политики государства.

Итак, минимальные социальные стандарты - это установленные нормативы и нормы, обеспечивающие определенный уровень удовлетворения важнейших потребностей населения. Минимальные социальные стандарты, имеющие приоритетное значение, устанавливаются в законодательном порядке.

Минимальные социальные стандарты находят выражение в системе минимально допустимых показателей, удовлетворяющих основные потребности населения в сферах:

труда (оплата и условия труда);

пенсионного обеспечения;

социального обслуживания;

обеспеченности жильем;

медицинского обслуживания;

образовательных услуг;

культуры;

окружающей среды.

Минимальные социальные стандарты разрабатываются на федеральном и региональном уровнях. В субъектах Российской Федерации минимальные социальные стандарты могут корректироваться только в сторону увеличения.

Минимальные стандарты охватывают все отрасли социальной сферы. Они рекомендованы для использования в работе по финансированию развития социальной сферы бюджетными средствами органами исполнительной власти на всех уровнях управления.

Таким образом, система социальной защиты должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий как механизм долговременного действия, предусмотренных законом обязательства государства, направленных на реализацию конституционных прав граждан.

Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.

Гарантированный минимум - это уровень потребления, утвержденный в соответствии с финансовыми возможностям гаранта (государство, региональные органы власти, предприятие и т.д.), обеспечивающий удовлетворение минимально необходимых потребностей человека.

К гарантированному минимуму относятся:

минимальная заработная плата;

минимальная пенсия (стипендия);

минимально гарантированный доход;

гарантированное предоставление медицинских услуг в рамках медицинского страхования и т.д.

Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются законодательными актами, в том числе гражданским, трудовым, семейным, жилищным Кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре», «О занятости населения в РФ» и др.

Одной из важных социальных гарантий со стороны государства выступает минимальная заработная плата.

Минимальная заработная плата - это законодательно установленный уровень оплаты труда, ниже которого работодатель не имеет права устанавливать ставки и оклады заработной платы. Она представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы.

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную заработную плату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

Величина минимальной заработной платы обычно определяется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать ему. Если такого соответствия нет, то это свидетельствует об отставании экономического развития страны или несовершенстве существующей системы распределения, так как минимальная заработная плата - одна из важнейших гарантий государства.

Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной оплаты труда должно происходить поэтапно по мере стабилизации экономики.

Повышение минимального размера оплаты труда положительно влияет на рост средней заработной платы и приводит к увеличению его тарифной части, а также к увеличению налоговых поступлений и платежей в государственные внебюджетные фонды.

Соответствие минимальной заработной платы потребительскому бюджету возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном уровне производства.

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. впервые в Российском законодательстве установил, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Конечно, для полной реализации этого положения потребуется время, поэтому в ст. 422 Трудового кодекса говорится об отдельном федеральном законе, который должен установить сроки, в течение которых МРОТ достигнет величины прожиточного минимума.

Трудовой кодекс установил ответственность работодателя за задержку заработной платы. Помимо уголовной и административной введена материальная ответственность: за каждый день задержки должны начисляться пени в пользу работника. Работник имеет право приостановить работу до выплаты задержанной суммы на пятнадцатый день задержки зарплаты, письменно известив об этом работодателя.

В трудовом кодексе сохранены разумные гарантии, предоставляемые работающим женщинам; в нем устранены положения, которые делали женщин менее конкурентоспособными на рынке труда. По- прежнему запрещено привлечение к ночной работе, сверхурочным, работе в выходные дни, направление в служебные командировки беременных женщин. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, предоставлено право самим решать вопрос относительно командировок. Они могут быть направлены, например, в служебные командировки, но только с их письменного согласия, при наличии медицинского заключения, что это не вредит их здоровью. Отпуск по уходу за ребенком до 3 лет теперь может взять любой член семьи, не только мать.

В полном объеме сохранены гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением (отпуска для сдачи экзаменов, оплата проезда раз в год до места учебы и обратно и др.), при условии, что образование данного уровня получается впервые и в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Однако следует отметить, что минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. Это очень важно и в плане социальной защиты, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус.

Неотъемлемой государственной гарантией является минимальная пенсия.

Минимальная пенсия - это законодательно установленная минимальная величина пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Для различных категорий получателей социальной пенсии установлен ее фиксированный размер. Минимальная пенсия при общем трудовом стаже, равном для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Она повышается на 1 % за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости, но не более чем на 20 %.

Одним из важных аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой про блемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой.

С 1 января 2005 г. в соответствии с так называемым «Законом о монетизации» (№ 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) несколько изменился порядок предоставления социальных гарантий и компенсаций по безработице. На основе главы VI (ст. 27, 28) Федерального закона РФ в редакции от 28 августа 2004 г. «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным: 1)

выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; 2)

время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнения государственных обязанностей.

Размеры минимальной и максимальной величин пособий ежегодно определяются Правительством РФ. Размер пособия по безработице устанавливается (за некоторым исключением) в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

Государство, как определено Законом о занятости, проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Безработным гражданам в соответствии с законодательством гарантируются:

а) социальная поддержка;

б) осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Государство также обеспечивает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствия с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, тер риториальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.

С 1993 г. в России внедряется система обязательного медицинского страхования на основе медицинского полиса. На основе этого финансового документа построена система обязательного медицинского страхования (ОМС). Базовая программа ОМС принята постановлением Правительства РФ 23 января 1992 г. № 4. Территориям РФ предоставлено право корректировать этот документ лишь в сторону улучшения.

Согласно Конституции РФ (ст. 43), каждому гражданину РФ «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Действуют гарантии социальной поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений и детских домов, детей из семей «группы риска» в период получения ими образования.

В Конституции РФ (ст. 40) отмечается, что малоимущим, иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.

Государство устанавливает минимальные стандарты обеспеченности жильем и стандарты качества жилья. Государство предоставляет жилье определенным категориям населения: малоимущим, инвалидам, выпускникам детских домов и интернатов и т.д. При этом размеры платы за жилье (социально-бытовые услуги, электроэнергия, телефон и др.) для этих категорий граждан снижаются. Существует определенная система субсидий, квартирных сертификатов (для военнослужащих и других) для приобретения жилья, различные налоговые льготы и т.д.

Определены задачи реформирования жилищного хозяйства на перспективу до 2010 г. в «Основных направлениях социально- экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», одобренных Правительством РФ в июне 2000

С 1 января 2005 г. вступил в действие новый Жилищный кодекс Российской Федерации, в котором (ст. 160) определено, что:

отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов;

компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательством.

Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ст. 159). Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ.

Государством определены социальные гарантии в сфере социального обслуживания населения, в том числе: социальный уход; социальная реабилитация; социальный приют.

Отдельные виды социальных услуг (например, социальный приют для детей без попечения родителей или людей, не имеющих крова, и др.) не могут осуществляться за счет оплаты самими потребителями. Особенности экономического устройства сферы социального обслуживания определены законодательством РФ.

Как правило, в государственных учреждениях социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату, лишь частично возмещающую расходы. Общим принципом является предоставление государством услуг для лиц с низкими доходами, детей-сирот, детей- инвалидов и бездомных.

Участие государства включает выполнение следующих трех функций: 1)

предоставление необходимых услуг; 2)

финансирование; 3)

регулирование, в том числе и деятельности частных производителей социальных услуг.

Таким образом, государство создает определенную систему государственных социальных гарантий, направленных на социальную защиту социально уязвимых категорий населения.

С системой государственных социальных гарантий тесно взаимосвязана система социальных льгот.

Льготы - это постоянное или временное предоставление гражданам определенных материальных выгод в денежной или натуральной форме. Система льгот - это преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, регионам и т.п. Льготы устанавливаются на федеральном или на местном уровнях. Источником льгот является федеральный государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

К числу льгот, учитываемых при проведении выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, относятся все виды натуральной помощи, предоставляемой домашним хозяйствам как работодателем, так и из бюджетов всех уровней. Оценка стоимости полученных льгот производится со слов опрошенных членов домашних хозяйств.

Льготы взаимосвязаны с дотациями. Дотация - это денежные средства, предоставляемые гражданам на безвозмездной основе для покрытия текущих расходов.

К льготам и дотациям на питание относится как выплата наличными деньгами или продуктовыми наборами, так и возможность предоставления продуктов питания по более низким ценам.

К льготам на оплату транспортных расходов относятся: пользование льготным проездом на всех видах транспорта, в том числе служебным автомобилем (такси для инвалидов) и т.д.

К льготам на оплату жилья и коммунальных услуг относятся предоставляемые гражданам в соответствии с действующим законодательством скидки по оплате, субсидии и др.

Предоставление федеральных льгот было осложнено, прежде всего, причинами финансового характера, а также из-за неотработан- ности механизмов их реализации. Особенно остро встали вопросы, связанные с реализацией Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и, в частности, предоставления ветеранам льгот по проезду на транспорте, медицинскому обслуживанию, лекарственному обеспечению, оплате жилья и коммунальных услуг, установке и оплате телефонов, выдаче кредитов и т.д.

В связи с этим возникла необходимость решения довольно сложной и актуальной задачи инвентаризации действующих федеральных гарантий, льгот и компенсаций, выявления устаревших норм с учетом развития законодательства и изменения социально-экономической ситуации.

Именно этим было обусловлено принятие Федерального закона от 24 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В соответствии с этим Законом в Российской Федерации с 1 января 2005 г. вступили в силу новые нормативные акты, согласно которым были внесены изменения в действующую систему социальных льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан нашей страны. Понятие «льгота» заменилось словами «меры социальной поддержки». Эти изменения коснулись значительной части населения Российской Федерации (только в Московской области более 2 млн человек, а в Москве около 3 млн). Все льготники были поделены на две категории: федеральные и региональные. Федеральные льготники имеют право на меры социальной поддержки:

в натуральном виде (оплата жилищно-коммунальных услуг, обеспечение бесплатной протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации);

в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ);

в виде набора социальных услуг, включающего:

а) бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача (фельдшера);

б) предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение;

в) бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а также в междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В 2005 г. ежемесячная денежная выплата производилась за вычетом стоимости набора социальных услуг в размере 450 рублей. С 2006 г. предусмотрен отказ от получения социальных услуг как полностью, так и частично. В таких случаях ежемесячная денежная выплата увеличивается на соответствующую сумму.

Ежемесячная денежная выплата является новой социальной выплатой в системе денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки. Она носит компенсационный характер в целях возмещения натуральных льгот.

Таким образом, с 2005 г. Законом установлено право на ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации в соответствии с принципами разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.

Раскройте сущность понятия «экономическая политика». 2.

Каково вмешательство государства в экономику рынка? 3.

Расскажите об экономической обусловленности создания государством системы социальной защиты населения. 4.

Проанализируйте экономические предпосылки развития социальной работы. 5.

Охарактеризуйте систему государственных экономических гарантий и льгот. 6.

В чем состоят сущность и значение минимальных социальных стандартов? 7.