Трудовых и финансовых ресурсов важно. Трудовые, финансовые и материально-технические ресурсы

Внешняя среда организации.

Культура организации.

Организационная культура – это оказывающая влияние на отдельных сотрудников и целые группы система принятых в организации: ценностей, символов, убеждений, образцов, традиций и норм поведения членов организации.

Носителями организационной культуры являются люди. В организациях с устоявшейся организационной культурой она начинает существовать отдельно от людей и активно воздействовать на членов организации, меняя их поведение в соответствии с присущими ей нормами и ценностями.

Организационная культура оказывает огромное влияние:

Ø на производственные показатели и долгосрочную эффективность организации;

Ø отдельных работников, например на их моральные качества, преданность идеям организации;

Ø производительность труда;

Ø состояние физического здоровья и эмоциональную устойчивость наемных работников.

При создании или изменении существующей организационной культуры необходимо добиться полного понимания и усвоения ценностей работниками организации и обеспечить различное проявление организационных ценностей в рамках организации.

Внешняя среда - это комплекс факторов, не подвластных ее руководству и оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании. Все факторы внешней среды можно условно разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия .

Потребители - это один из основных для любого предприятия факторов, так как именно они определяют, какую продукцию производить и по какой цене ее можно продать.

В России своевременное обеспечение предприятий ресурсами является актуальной проблемой. Особенно остро стоят вопросы обеспечения предприятий финансами и качественными трудовыми ресурсами.

Конкуренты. Наряду с потребителями это важнейший фактор, определяющий стратегию, пели и задачи предприятия. Даже успешный сбыт продукции не может в ряде случаев спасти предприятие от краха из-за жесткой позиции конкурентов.

Законы и государственные органы . Формируют нормативную базу создания и функционирования предприятий, фискальную политику. Менеджерам необходимо различать и учитывать действие законов на уровне как федеральных, так и местных властей.

Профсоюзы . Профсоюзные организации могут оказывать радикальное влияние на деятельность не только отдельного предприятия, но и целой отрасли.

Среда косвенного воздействия .

Данная среда оказывает побочное воздействие на предприятие, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существенней, чем влияние среды прямого воздействия. Кроме того, влияние среды косвенного воздействия сложнее и многообразнее.



Состояние экономики. Включает уровень цен и тарифов, инфляции, платежеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты.

Научно-технический прогресс . Данный фактор характеризует уровень развития науки и техники. В развитых странах компании пользуются плодами научно-технического прогресса (спутниковая связь, компьютеры и т.д.).

Политика. Этот фактор оказывает существенное воздействие на бизнес, особенно в динамично развивающихся и нестабильных странах и регионах. В России фактор политической стабильности - важнейшее условие деятельности предпринимателей как отечественных, так и зарубежных.

Социальные факторы . Это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе по отношению к женщине, людям разного цвета кожи, молодежи, людям преклонного возраста.

Международные события . Международный бизнес намного сложнее, чем бизнес внутри страны. Здесь и система законодательства, и таможенная и налоговая политика, трудовые ресурсы, валюта и т. д. Формы реализации международного бизнеса могут быть самыми различными: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирование, прямые вложения финансовых средств в экономику страны.

1.2. Трудовые и материальные ресурсы организации

Основу материальных ресурсов организации составляют основные средства. Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

В соответствии с ПБУ 6/01, которое введено в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1) использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

2) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.

Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению основные средства организации подразделяются на производственные основные средства основной деятельности, производственные основные средства других отраслей, непроизводственные основные средства.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр. К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, запасе (резерве), стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:

принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

полученные организацией в аренду.

Основой трудовых ресурсов организации являются ее работники. Структура, штатный состав и штатная численность организации фиксируются в штатном расписании.

Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается оно приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом.

Если в организации есть сотрудники, работающие неполный день (например, сотрудник работает по совместительству или должность (профессия) предполагает сокращенный рабочий день), то в графе 4 "Количество штатных единиц" указывается соответственно 0,25; 0,5 и пр.

Для контроля за соблюдением работниками режима рабочего времени и начисления заработной платы (при повременной оплате труда) применяют "Табель учета использования рабочего времени и расчета оплаты труда" (. Эта форма применяется в случае, если учет рабочего времени ведут вручную. Если учет рабочего времени ведут с применением средств вычислительной техники, применяется табель учета использования рабочего времени по форме N Т-13.

В табеле отмечают фактически отработанные часы и дни, указывают время болезни и отпуска, а также причины неявок на работу по каждому работнику, состоящему в штате организации. Если работник трудится в организации по гражданско-правовому договору (например, по договору подряда или поручения), учет его рабочего времени не ведут.

Отметки в табеле о причинах неявок на работу или о работе в режиме неполного рабочего дня делают на основании соответствующих документов (например, на основании листка нетрудоспособности, справки о выполнении государственных обязанностей и т.д.).

Влияние на объем выпуска продукции факторов: 1) изменения стоимости основных фондов, 2) изменения структуры основных фондов, 3) изменения показателя эффективности использования фондов. Расчеты провести способом разниц в процентах. Таблица 1 Сведения по основным средствам организации (тыс.руб.) № пп Показатели План Факт 1 Выпуск продукции 30000 35000 2 ...


... : предприятие прибыльно, для повышения прибыльности необходимо изыскивать средства для расширения лизинговой деятельности. 3. Сравнительная оценка использования финансового лизинга и банковского кредита на примере деятельности ООО «АФТ-ЛИЗИНГ» Для потенциального лизингополучателя основной проблемой является выбор между различными вариантами формирования пассивов, для финансирования приобретаемых...



Распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления. Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: ...

У организации не образуется резервный капитал, либо средств капитала недостаточно) или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Глава 2. Бухгалтерский баланс и его роль в управлении финансовым положением в организации "Автотранспортник" § 2.1. Анализ деловой активности и эффективности управления организации "Автотранспортник" Главной целью функционирования организации " ...

4. Контроль за наличием и эффективностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов

Менеджеры любого предприятия при выработке стратегии и политики управления руководствуются данными учета издержек, отражающего использование предприятием всех видов ресурсов в процессе деятельности. В связи с этим затраты являются одним из основных объектов управленческого учета. Особое внимание системы управленческого учета направлено на отражение динамики поведения затрат различных ресурсов в зависимости от таких факторов, как увеличение или уменьшение объемов сбыта, изменение ассортимента продукции и др. Кроме того, большое внимание уделяется учету затрат по центрам ответственности.

В целях осуществления контроля за использованием всех видов ресурсов предприятия производится оперативный анализ деятельности каждого центра ответственности, на основе которого выявляются "узкие" места в производстве и реализации. Полученная информация предоставляется линейным менеджерам для принятия своевременных управленческих решений.

5. Выявление, анализ отклонений от установленных норм, стандартов и смет и корректировка управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции

В управленческом учете большое внимание уделяется учету отклонений фактических показателей работы от плановых или нормативных. При этом используется метод факторного анализа, т.е. разделение всех возникших отклонений по причинам, вызвавшим их появление.

Планы предприятия не всегда являются строго заданным эталоном деятельности. При отклонении фактических результатов от намеченных они могут уточняться либо пересматриваться, если предварительный анализ показывает недостижимость каких-то показателей. Данный способ управления называется управлением по отклонениям. После уточнения показателей принимаются меры корректирующего действия по приведению фактических результатов в соответствие с запланированными. Таким образом обеспечивается динамичность и гибкость управленческого процесса.

6. Измерение и оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и в разрезе структурных подразделений, выявление степени рентабельности отдельных видов продукции, секторов и сегментов рынка

Методы калькулирования себестоимости продукции и определения финансового результата зависят от вида и отраслевой принадлежности предприятия, технологии производства и других факторов. Известно, что финансовый результат деятельности предприятия складывается из различных составляющих: доходов от производства и реализации продукции, сдачи имущества в аренду, продажи неиспользуемых хозяйственных средств, процентов по вкладам в ценные бумаги других предприятий и организаций и т.д. Так, в случае когда предприятие выпускает несколько видов продукции, положительный результат от производства и продажи одной продукции может затушевываться убытком от другой. Это же касается и деятельности подразделений предприятия.

7. Формирование информации, служащей средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и структурными подразделениями предприятия

С помощью информации, формируемой в управленческом учете, а также разработки бюджетов и смет для разных уровней управления производится четкая координация действий менеджеров по систематизации задач, стоящих перед предприятием, и достижению конечных целей предпринимательства. Таким образом обеспечивается действие принципа линейного управления.

8. Выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия

Управленческий учет предприятия ориентирован в первую очередь на будущее. Его целью является формирование информации, которая позволила бы принимать управленческие решения, обеспечивающие не только получение высоких результатов в отчетном периоде, но и стабильное развитие предприятия в будущем. Таким образом, необходима разработка мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия как с точки зрения более рационального использования ресурсов, так и в части расширения рынков сбыта, освоения новых производств и т.д.

Одним из важнейших теоретических вопросов управленческого учета является определение его принципов. Известно, что принцип - это правило, принятое или объявленное как некое руководство к действию. По вопросу о принципах управленческого учета в отечественной литературе имеются различные точки зрения.

Так, отдельные экономисты (В. Керимов, Т. Карпова) считают, что к принципам управленческого учета относятся:

Непрерывность деятельности организации;

Использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения;

Оценка результатов деятельности подразделений предприятия;

Преемственность и многократное использование первичной промежуточной информации в целях управления;

Формирование показателей отчетности на различных уровнях управления;

Применение бюджетного метода управления затратами, доходами и коммерческой деятельностью;

Полнота и аналитичность, обеспечивающие информацию об объектах управленческого учета.

Непрерывность деятельности предприятия, которая выражается отсутствием намерений самоликвидироваться и сократить масштабы производства, означает, что предприятие будет развиваться в будущем.

Использование единых планово-учетных единиц измерения необходимо для оперативно-производственного планирования на разных его уровнях, для обеспечения взаимосвязи показателей управленческого учета производства и финансового учета затрат, а также выявления результатов хозяйствования отдельных структурных подразделений.

Оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия - один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета. При всем различии организационных форм на предприятиях управленческий учет должен быть связан с оперативно-производственным и технико-экономическим планированием. В совокупности с системой планирования и контроля управленческий учет представляет собой механизм хозяйствования цеха, участка, бригады. Оценка результатов деятельности предусматривает определение тенденций, и перспективы каждого подразделения в формировании прибыли предприятия от производства до реализации продукта.

Хозяйственный механизм предприятия должен быть приспособлен к нуждам оперативного управления подразделениями и внутри них.

Соблюдение принципа преемственности и многократного использования в процессе сбора, обработки первичных данных упрощает систему учета и делает ее экономичной. Сущность принципа заключается в разовой фиксации факта хозяйственной деятельности в первичных документах или производственных расчетах и многократном их использовании при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов. В системе управленческого учета формируются показатели внутренней отчетности по данным первичного учета.

Рассмотрение приведенных принципов позволяет отметить, что целевое назначение и порядок формирования управленческой информации весьма неопределенны, хотя чрезмерно детализированы.

Другой подход к определению принципов управленческого учета сформулирован В. Ивашкевичем. По его мнению, "основным принципом управленческого учета является его ориентация на удовлетворение информационных потребностей управления, решение задач внутрифирменного менеджмента различного уровня прав и ответственности".



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели :

  1. Познакомить с экономическими понятиями: трудовые и финансовые ресурсы, бюджет, дефицит, профицит; формировать умение решать экономические задачи.
  2. Развивать коммуникативные умения, формировать умение обобщать, оперировать понятиями, выделять главное, необходимое.
  3. Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности, к людям любой профессии; экономное отношение ко всем видам ресурсов, стремление к разумной экономии в семье и социуме.

Оборудование: словарь экономических терминов, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Cлайды 1, 2

– К нам в гости пришёл наш друг, Эконоша, и он тоже желает вам успехов. Слайд 3

II. Актуализация знаний.

– Но, к сожалению на прошлом занятии он с нами не был. Давайте напомним Эконоше, о чём мы на нём узнали? (О ресурсах.)

– Что такое ресурсы? (Ресурсы – это запасы, источники чего-нибудь.)

– О каких ресурсах мы говорили на прошлом занятии? (О природных и об экономических.)

– Посмотрите, правильно ли Эконоша распределил ресурсы на группы? Слайд 4

– Давайте ему поможем. Какие ошибки вы заметили?

– У вас на партах лежат карточки с видами ресурсов. Они перепутались. Попробуйте разложить их правильно.

– Проверим, как вы справились. Слайд 5

– Сделаем вывод. Закончите высказывания: Слайд 6

Экономические ресурсы – это ресурсы…

Природные ресурсы – это ресурсы…

Слайд 7

– Молодцы, ребята, Эконоша благодарит вас за помощь. И теперь ему интересно, а есть ли другие виды ресурсов, кроме природных и экономических? А вам интересно?

III. Введение в тему. Трудовые ресурсы.

– Тогда, сегодня на занятии вам предстоит узнать ещё о двух видах ресурсов. Слайд 8

Сейчас я вас всех приглашаю в гости к одной семье, где встретимся с бабушкой Марией Ивановной и её внуком. Давайте послушаем их диалог и из него узнаем ещё об одних ресурсах.

Сценка.

Внук: Бабуля! Мы выяснили, что экономические ресурсы создаются трудом людей. Ведь без человеческих рук из природных ресурсов, например из железной руды, даже обыкновенная лопата сама собой не сделается. Тогда получается, что и люди тоже какие-то ресурсы!
Бабушка: Молодец, внучёк! Очень правильно рассуждаешь. Запомни, все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностями к труду, называются трудовыми ресурсами.
Внук: Тогда получается, что и мы с тобой тоже трудовые ресурсы.

– О каком виде ресурсов вы узнали из рассуждений внука?

– Вы согласны с его предположением?

– Давайте послушаем ответ бабушки.

Бабушка: Нет, дружок, к трудовым ресурсам не относятся дети и подростки до 16 лет – им ещё надо получить образование и научиться хорошо трудиться. И я уже не отношусь к трудовым ресурсам, так как я пенсионерка. А пенсионерам работать трудно. Их обеспечивает государство.

– Кто же был прав?

– А кто же тогда в их семье может относиться к трудовым ресурсам? (Мама, папа.)

– Верно. Давайте прочитаем следующие высказывания. Слайд 9

  • Трудовые ресурсы – трудоспособное население: мужчины – до 60 лет, женщины – до 55лет.
  • Трудовые ресурсы – это люди, способные трудиться и обладающие знаниями, умениями, необходимыми для экономической деятельности.
  • Без трудовых ресурсов невозможно преобразовать природные ресурсы в экономические.
  • Без трудовых ресурсов невозможно существование экономики.

– Подумайте, меня можно отнести к трудовым ресурсам? Почему?

– А я могу выполнять любую работу? Лечить людей могу, строить дома, делать мебель?

– Почему не могу? (У вас нет специальных знаний.)

– Правильно. А что я могу делать хорошо во благо общества? (Учить детей.)

– Кто знает, как называется моя профессия? (Учитель.)

– Так что же такое профессия? Слайд 10

  • Профессия – это работа, требующая специальных знаний и подготовки.

– На земле существует огромное множество профессий. Давайте вспомним названия некоторых из них, а заодно и отдохнём. Поиграем в игру «Доскажи словечко и повторяй за мной». Слайд 11

IV. Физминутка.

Трактор водит … (тракторист).
Электричку … (машинист).
Стены выкрасил … (маляр).
Доску выстругал … (столяр).
В доме свет провёл … (монтёр).
В шахте трудится … (шахтёр).
В жаркой кузнице … (кузнец).
Кто всё знает, кто всё делал … (Молодец!).

Слайд 12

– Перечислить все профессии и специальности человека очень сложно. Ведь с каждым годом появляются всё новые и новые. Вопрос у меня к вам другой. Как вы думаете, для чего трудятся люди любой профессии? (Они трудятся для других людей.)

– Верно. Каждый день множество людей выполняют работу, в первую очередь, чтобы обеспечить потребности других людей.

V. Финансовые ресурсы.

– А для себя и своей семьи что человек получает за свой труд? (Деньги или финансы). Слайд 13

– Т.е. он обеспечивает себя и свою семью какими ресурсами? (Финансовыми.)

– Правильно. Человек обеспечивает себя финансовыми ресурсами. Слайд 14

А финансовые ресурсы для чего нужны человеку? (Чтобы купить, что ему нужно или хочется иметь.)

– А знаете, ребята, что первые деньги совсем не были похожи на те, к каким привыкли мы? Послушайте ваших одноклассников, которые об этом подготовились вам рассказать.

Слайд 15

1. В одних местах деньгами считался живой скот: овцы, коровы, быки. В других – птичьи перья, зерно, соль, сушёная рыба. В Сибири в ходу были «меховые деньги» – шкуры зверей.

Слайд 16

2. Люди перепробовали немало денег, пока не пришли к деньгам металлическим… Но и эти деньги мы бы с вами не узнали. Они были виде брусков, колец, прутиков, слитков. Изготавливали их из серебра, золота, меди, бронзы.

3. А как всё-таки слитки впоследствии превратились в монеты? Тут тоже прошло немало времени. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо обозначало количество чистого металла в слитке. Постепенно понадобилось сообщать на слитке место изготовления – город, государство. А далее появились изображения богов, князей, императоров, появились символы их власти – гербы. Слитки постепенно стали делать круглыми.

1. В таком виде мы бы, конечно, уже узнали древние деньги. Они, по существу, уже мало чем отличались от современных.

Слайд 17

2. А позднее появились и бумажные деньги. Впервые их пустили в обиход в Китае.

– Спасибо, ребята. Каждое государство теперь имеет свои деньги. Как называются денежные единицы в России? (Рубль, копейка.) Слайд 18

– В каждом государстве существует бюджет. Слайд 19

Давайте прочитаем, что такое бюджет.

  • Бюджет (пришло из англ.яз.) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определённый срок.

– Верно. Из определения ещё следует, что бюджет рассчитывается на определённый срок.

Например, бюджет государства рассчитывается на 3 года, бюджет учреждения – на 1 год, семейный бюджет, как правило, на месяц.

Давайте вернёмся в гости к нашей семье и поможем ей рассчитать семейный бюджет на месяц.

Игра «Бюджет семьи».

– Сначала спросим у Марии Ивановны сколько человек в их семье?

– Из чего складываются доходы вашей семьи? Слайд 20

– Ребята посчитайте доход семьи.

ДОХОДЫ СЕМЬИ

  • Зарплата папы – 10 000 руб.
  • Зарплата мамы – 7 000 руб.
  • Пенсия бабушки – 5 000 руб.

Итого: (22 000 руб.)

– Чему же равны доходы этой семьи?

Слайд 21

– А теперь давайте посчитаем расходы этой семьи в ноябре.

– Прочитайте, из чего они складываются?

РАСХОДЫ (НОЯБРЬ)

  • Питание – 8 000 руб.
  • Одежда(на зиму) – 10 000 руб.
  • Лекарства – 500 руб.
  • Разное – 1 500 руб.

Итого: (23 000 руб.)

– Разное: это, например, покупка игрушек, хозяйственных товаров, некоторых других нужных предметов.

Посчитайте расходы семьи.

– Чему оказались равны расходы семьи в ноябре.

Слайд 22

– Для сравнения посчитаем расходы семьи в декабре.

Прочитайте, из чего они состоят?

РАСХОДЫ (ДЕКАБРЬ)

  • Коммунальные услуги – 3 000 руб.
  • Питание – 8 000 руб.
  • Одежда – 3 000 руб.
  • Лекарства – 500 руб.
  • Разное – 1 500 руб.

Итого: (16 000 руб.)

– Чему равны расходы семьи в декабре?

– Давайте сверим доходы и расходы семьи. Что скажете о соотношении доходов и расходов в ноябре? Слайд 23 (Расходы больше, чем доходы.)

– Верно. Доходы больше, чем расходы или доходы превышают расходы.

– В этом случае,можно сказать, что в этой семье в прошлом месяце возник бюджетный дефицит. Слайд 24

  • Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

– Что скажете о соотношении доходов и расходов в декабре? (Доходы больше, чем расходы.)

– В том случае, когда доходы больше, чем расходы, можно сказать, что в этом месяце получился бюджетный профицит. Слайд 25

  • Бюджетный профицит – это превышение доходов бюджета над его расходами.

– Иными словами, в этой семье получилась экономия денежных средств. Как же нужно вести хозяйство: чтобы возникал бюджетный дефицит или экономия? (Экономия.)

– Как вы считаете, легко ли вести хозяйство так, чтобы получалась экономия?

Слайд 26

– Верно, ребята, родителям не просто вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Давайте подумаем, на чём можно посоветовать экономить не только этой семье, но и нам? (На электроэнергии, воде, газе, игрушках, без которых можно обойтись…)

– Правильно. Нужно экономить все ресурсы (природные, экономические),нужно учиться целой науке, которая как называется? (Экономика).

– Эконоша напоминает вам о том, что такое экономика:

  • Экономика – это наука о разумном ведении хозяйства.

– Чтобы разумно вести хозяйство нужно уметь решать экономические задачи. Эконоше в его школе по экономике задали решить задачу. Он не может справиться и просит помочь ему.

Решение экономической задачи.

Слайд 27

Семья Скруджа Макдака состоит из 4 членов (он сам и три его племянника Билли, Вилли и Дилли). Они живут в городе. У них есть дача. До дачи можно добраться автобусом или на автомобиле. Слайд 28
Билет на автобус стоит 25 монет.
Автомобиль потребляет до дачи 10 литров бензина.
Литр бензина стоит 6 монет.
Скрудж Макдак отправился один на дачу. Посоветуй Скруджу, какой транспорт наиболее выгодный?

– Что значит «наиболее выгодный»? (Значит, что меньше денег надо заплатить.)

– Как нам выбрать для Скруджа Макдака, который очень любит экономить, наиболее выгодный транспорт? Что для этого надо сделать? (Посчитать, сколько затратит на автомобиле, на автобусе и сравнить результаты.)

– Сколько затратит на автобусе? (25 монет)

– Сравнив результаты, какой выбор делаем? (Скруджу выгоднее ехать на автобусе.)

Слайд 29

– А какой транспорт надо выбрать Скруджу, если он захочет взять с собой племянников?

– Сколько затратит на автомобиле? (60 монет)

– Сколько затратит на автобусе? (100 монет)

– Какой выбор делаем? На чём выгоднее ехать семье Скруджа? (Семье Скруджа выгоднее ехать на автомобиле.)

– Давайте сформулируем общее правило, сколько пассажиров должно участвовать в поездке, чтобы было выгодно ехать автобусом. (2 пассажира. Если больше, то выгоднее ехать на автомобиле.)

Слайд 30

Количество пассажиров Стоимость поездки на автобусе Стоимость поездки на автомобиле Вывод
1 25 60 ?
2 50 60 ?
3 75 60 ?
4 100 60 ?

– Спасибо, ребята, Эконоша благодарит вас за помощь в решении экономической задачи.

Слайд 31

Итак, ребята, если в семье экономно расходовали финансовые ресурсы, значит их теперь можно будет сберечь. Есть много способов хранения денег. А какие вы знаете? (Дома, в сейфе, в банке, в долг).

– А какой вы знаете самый надёжный способ? (Положить в банк.) Слайд 32

– Кто из вас был когда-нибудь в банке?

Слайд 33

  • Банк – это учреждение, где хранят, обменивают, дают в долг деньги.

– Кто знает профессии людей, которые работают в банке? (Кассир, бухгалтер, операционист, управляющий, охранник).

– Все эти люди к каким ресурсам относятся? (К трудовым ресурсам.)

– А деньги, которые лежат в банке? (К финансовым ресурсам.)

– Положить деньги в банк – это не только самый надёжный способ, но и выгодный. Почему? (Клиенту в банке платят проценты.)

– Верно. Это выгодно, деньги не просто лежат, а приносят клиенту банка доход.

VI. Итог занятия.

– Итак, давайте подведём итог нашего разговора.

Слайд 34

– О каких же видах ресурсов мы сегодня узнали?

– Какие экономические термины теперь нам знакомы?

– Попробуйте некоторые из них узнать:

– Работа, требующая специальных знаний и подготовки.

– Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определённый срок.

Трудоспособное население – мужчины до 60 лет, женщины – до 55 лет.

– Превышение расходов бюджета над его доходами.

– Превышение доходов бюджета над его расходами.

– Учреждение, где хранят, обменивают, дают в долг деньги.

– Что научились решать?

– Спасибо, ребята, за вашу замечательную работу. Мне было с вами интересно и приятно.

Эконоше тоже понравилось, как вы трудились и он решил вам заплатить за вашу работу своими денежными единицами «экошами».

На них вы сможете купить конфеты в его магазине.

Для осуществления процесса производства предприятию не-обходимы различные ресурсы. Средства производства (здания, оборудование, транспортные средства) создают условия для про-изводственного процесса. Рабочая сила требуется предприятию для выполнения различного вида работ в производстве и управлении предприятием. Материальной основой для производства продукции служат предметы труда, из которых непосредственно вырабатываются готовые изделия. Предметы труда в производстве приобретают форму материальных ресурсов: сырье, материалы, топливо, энергия и т. д. Чтобы в производстве не было сбоев, поступление материальных ресурсов должно осуществляться непрерывно и планомерно. Поэтому всеми работами по обеспечению предприятия материальными ресурсами необходимо управлять. В целом данная сфера деятельности предприятия получила название «материально-техническое обеспечение производства».
Процесс материально-технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия или сразу на рабочие места материально-технических ресурсов, которые требуются в соответствии с бизнес-планом.
Основные цели материально-технического обеспечения про-изводства:
1. Своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов в нужном количестве и соответ-ствующего качества.
2. Улучшение использования ресурсов, в том числе за счет по-вышения производительности труда; фондоотдачи; сокращения длительности производственных циклов; обеспечения ритмичности процессов; сокращения оборачиваемости оборотных средств; полного использования вторичных ресурсов; повышения эффективности инвестиций и др.
3. Анализ организационно-технического уровня производства и качества оказания автотранспортных услуг у конкурентов и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности (с учетом анализа поставляемых материальных ресурсов) либо смене поставщика конкретного вида ресурса.
Для достижения перечисленных целей на предприятии необ-ходимо постоянно выполнять следующие работы:
1) проводить маркетинговые исследования рынка по конкретным видам ресурсов. Выбор поставщиков рекомендуется осуществлять исходя из следующих требований: наличие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в данной области; высокий организационно-технический уровень производства; надежность и прибыльность работы; обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров; приемлемая (оптимальная) их цена; простота схемы поставок и их стабильность;
2) нормировать потребности в конкретных видах ресурсов;
3) разрабатывать организационно-технические мероприятия по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;
4) осуществлять поиск каналов и форм Материально-техни-ческого обеспечения производства;
5) разрабатывать материальные балансы;
6) вести планирование материально-технического обеспечения производства ресурсами;
7) организовывать доставку, хранение и подготовку ресурсов к производству;
8) обеспечивать ресурсами рабочие места;
9) осуществлять учет использования ресурсов и контроль над этим процессом;
10) организовывать сбор и переработку отходов производства;
11) проводить анализ эффективности расходования ресурсов;
12) стимулировать улучшение использования ресурсов.
На предприятии данные задачи могут выполняться различными подразделениями и службами. Поскольку качество работы ав-томобиля на линии во многом определяет качество предоставляемых услуг, его обслуживание должны проводить высококвалифи-цированные специалисты.

Еще по теме Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли. Отраслевой рынок труда. Материально-технические ресурсы отрасли:

  1. Информационные ресурсы отраслей материального производства
  2. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами