Введение
Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления».
Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной. Основные из них состоят в следующем.
Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена.
Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин.
В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание. Тем не менее, анализ внешней картины управленческой деятельности хотя и является объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности - требование сочетания анализа ее внешнего - объективированного содержания - и ее внутреннего - имплицитного содержания. Данный принцип является основополагающим для психологии деятельности; поэтому он положен и в основу структуры данной работы .
Сущность управленческой деятельности
Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии, физиологии, психологии и др.
Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).
Деятельность предполагает два основных плана характеристики - внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда - совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда - совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нее. Условия труда - система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.
Основными структурными компонентами деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др. Основными средствами реализации деятельности являются действия и операции. Действие - это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Операции - автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие как способы выполнения и определяемые условиями деятельности. Наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов и средств реализации деятельности считается ее важнейшей психологической особенностью и обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Она, однако, может претерпевать довольно существенные изменения в связи с различиями в видах и формах самой деятельности, с различиями в условиях ее реализации и внешних требований к ней. В силу этого в психологии существуют многочисленные классификации видов деятельности, различающиеся по используемым в них основаниям.
Так, виды деятельности классифицируются по предметной сфере труда (на трудовые профессии и специальности); по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета (на «субъект-объектные» виды, где предметом деятельности является какой-либо материальный объект, и «субъект-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди); по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в экстремальных условиях); по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая) и др.
По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.
Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем - социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают, как минимум, две основные разновидности - «технологическую» и «человеческую», ее составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта - связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй - понятием экспрессивного контура. Эти контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности .
Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта - руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее - над ней - в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Но одновременно и сохранение иерархического начала («соблюдения дистанции») также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организаций. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации - иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость их оптимального согласования.
Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных - стрессовых ситуаций. К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе - и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто - и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны.
Наряду с особенностями, непосредственно присущими управленческой деятельности, выделяют и те ее черты, которые обусловлены организационным статусом руководителя. Они обозначаются понятием «особенности поста руководителя» и состоят в следующем: руководитель организации - это единственный человек в ней, имеющий двойную принадлежность. Например, директор предприятия, являясь его членом, одновременно входит в состав органа управления более высшего порядка (скажем, в совет директоров); руководитель организации - это единственный человек в ней, на которого возложена ответственность за ее функционирование в целом, а не за работу какой-либо ее части; пост руководителя предоставляет ему гораздо большие возможности, чем у всех других членов организации, для влияния на нее в целом.
Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомокомплекс особенностей может, однако, проявляться с разной степенью выраженности. Ключевым параметром, определяющим эти различия, является уровень руководства, иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки и наоборот. В связи с этим существует понятие континуума управленческой деятельности, образованного с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого - высшими уровнями руководства крупными (и крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами. В нем выделяются три основные категории управленческих должностей, содержание деятельности которых довольно существенно различается именно по степени выраженности основных признаков (особенностей) управленческой деятельности. Это - уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена.
Руководители низшего звена (синонимы: руководители первого, низового звена, операционные руководители, «младшие начальники») принадлежат к тому организационному уровню, который находится непосредственно над работниками (подчиненными, не управляющими). Типичный их пример - мастер, заведующий отделом.
Руководители среднего звена координируют и контролируют работу «младших начальников». Этот тип руководителей наиболее разнообразен и многочислен, что привело к его разделению на две подгруппы, два подуровня - на верхний и низший уровни среднего звена. Примеры руководителей среднего уровня - декан в вузе, директор филиала в фирме.
Руководители высшего звена - те, кто возглавляют крупные производственные, социальные и государственные организации, находятся на самом верху их иерархии, отвечают за их деятельность, за выработку стратегических решений и их политику в целом. Численность руководителей этого уровня гораздо меньше численности двух предыдущих. Однако этот уровень оказывает несопоставимо большее, чем они, влияние на организации. Как правило, его представители накладывают отпечаток своей личности на облик организации в целом. На любом из этих уровней и подуровней сохраняются все основные психологические признаки управленческой деятельности, т.е. ее качественная специфичность. Однако в пределах сохранения этого качества мера их выраженности претерпевает существенные различия. Сочетание сохранения качественного своеобразия с количественными различиями в мере выраженности признаков управленческой деятельности выступает еще одной, но уже - обобщающей ее характеристикой.
Тема 10. Организация труда и управленческой деятельности в государственных учреждениях
Основополагающая концепция
Организация управленческого труда как система организационно-техниче ских мер
Разделение труда в государственном органе
Основные направления совершенствования организации труда аппарата государственных учреждений
Организация управленческой деятельности в масштабе всей системы государственного управления
Организация труда в группах структурных подразделений
10.1. Основополагающая концепция
Рассмотрим базовые понятия темы и их соотношение.
Труд в толковом словаре В. И. Даля объясняется как «работа, занятие, упражнение, дело - все, что требует усилий, стараний, заботы; всякое напряжение телесных или умственных сил; все, что утомляет» 52 . Подобное толкование подкрепляется длинным рядом народных поговорок и пословиц.
Очевидно, что труд - это вечная среда человека, способ существования и удовлетворения естественных материальных потребностей («Богу молись, а сам трудись», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Труд кормит и одевает»).
Труд - это необходимо вечный ресурс развития человека («Труд человека кормит, а лень портит», «Терпенье и труд все перетрут»).
К таким же вечным, естественным свойствам труда относится его целесообразность, обращенность его ко благу собственно трудящегося человека и близких («Бесполезный труд не послуга», «Без труда нет добра», «Для родимого и труд не в труд»).
Труд извечно был мерой оценки человека, его общественного признания («О добре трудиться, есть чем похвалиться»). Для современного развитого человека труд - естественная потребность самоактуализации бытия, и это многими признается как критерий зрелости человека.
Итак, труд можно определить следующим образом: целесообразная, целенаправленная работа (занятие, дело), требующая напряжения физических и умственных сил и удовлетворяющая различного рода и уровня потребности и интересы человека.
Понятие «труд» часто объясняется через «деятельность» 1 . В связи эти м необходимо уточнить содержание дефиниции «деятельность» - однопорядковой, близкой, но не синонимичной «труду».
Современный философский словарь определяет деятельность как пенифическую форму активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное измене ние и преобразование 53 (выделено мною. - Н. Г.).
Деятельность предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта: человек противополагает себе объект деятельности ка к материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.
Понятие деятельности как мировоззренческого и миропреобразую-шего принципа утверждалось начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы (Кант, Фихте). В ранг всеобщего основания культуры впервые деятельность возвел Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («Не-Я») и ориентируется на этический идеал.
Если труд - движущая сила, ресурс развития каждого человека (и не только человека, но любого живого существа), то деятельность как форма активного созидающего взаимодействия личности с социаль ной средой является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества.
Существуют многообразные классификации деятельности - разделение ее на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную, т. е. направленную на получение уже известного результата известными же способами, и продуктивную или творческую, связанную с выработкой новых целей и соответствующих им средств, или с достижением известных целей с помощью новых средств.
Итак, деятельность - это труд человека, преобразующий природу, окружающий мир, это осознанно осуществляемые различного рода действия, направленные на производство материальных, духовных благ и удовлетворение личных и общественных потребностей.
Отмечая несовпадение терминов «труд» и «деятельность», подчеркнем все же их содержательную близость. Если субъектом труда предстает человек, его труд и деятельность имеют одни структурные составляющие - цель, мотивы, условия, способы, результат. И вполне допустимо использование терминов как в связке «трудовая деятельность», так и в качестве взаимозаменяющих слов. Можно, к примеру сказать: творческий труд отличается тем, что приводит к нестандартным оригинальным результатам деятельности в форме создания принципиально новых материальных и духовных ценностей. Важную ро ль в трудовой деятельности играют способности личности, ее воображе ние, знания, умения, интуиция, а также потребность в самоактуализа, ции.
Труд государственных служащих - это все работы (занятия, операции), выполняемые ими в учреждениях государственного управления по службе как обыденные, не отличающиеся наукоемкостью, созидательностью, однако необходимые и целесообразные, так и деятельн остные, создающие систему субъектно-объектных отношений и ориентированные на изменения, преобразования объекта управления.
Труд государственного (муниципального) служащего и управленческий труд - это не совпадающие понятия и явления.
Управленческий труд - это разновидность умственного труда, это труд, затраченный на выполнение организационных, координационных, регулирующих действий (функций управления).
В "деятельности управленческих работников, кроме собственно управленческого труда, присутствуют и другие разновидности умственного труда, не имеющие непосредственно управляющего воздействия: изучение и обработка информации, исполнительская, техническая работа и т. д.
Управленческий труд направлен на организацию и руководство различными процессами, отношениями и занимает, таким образом, только часть (у одних служащих большую, а у других - меньшую) рабочего времени.
Так, в трудовой деятельности высшего должностного лица (например, министра) и руководителя первичного звена собственно функции управления в общем объеме работ составляют у первого примерно 60-80%, у второго - 10-20%, а доля управленческого труда колеблется в пределах соответственно 40-60 и 5-10%. Нужно заметить, что данное теоретическое суждение о прямой зависимости доли управленческого труда от ранга профессионального работника, уровня органа, в котором он служит, девальвируется порочной практикой. Наблюдения показали, что иногда вышестоящие звенья выполняют функции подведомственных органов, а руководитель - работу подчиненных, в результате чего они не успевают в полном объеме осуществить свои управленческие функции, т.е. целеполагать, организовывать, направлять, регулировать, контролировать базовые (подведомственные) процессы и отношения. Кроме того, у должностных лиц одного уровня, имеющих одни и те же обязанности, объемы затрат управленческого труда также не совпадают, что, в свою очередь, обусловлено индивидуальными способностями профессиональных работников, различным уровнем и специализацией их знаний и компетентности, а также состоянием организации труда во взаимосвязанных управленческих звеньях. Все это, безусловно, является одной из важных причин недостаточности эффективности управления.
Заметим еще, что управленческая деятельность и функции управления в той или иной мере осуществляют и люди, не занятые непосредственно в сфере управления, на государственной и муниципальной службе: инженерно-технические работники на производстве, педагоги в учебных учреждениях, воспитатели в детских учреждениях, священнослужители в духовных учреждениях, сержантско-офицерский состав в армии и т. д. Следовательно, определенная доля их труда так же может быть отнесена к управленческому труду. А процесс демократизации нашего общества вовлекает в управление государством, публичными делами все больше граждан. Таким образом, не только штатные работники органов управления, не только государственные и муниципальные служащие осуществляют управленческую деятельность. , .
Итак, нужно осмыслить и различать понятия: управленческий труд и труд в управлении, равно как управленческую деятельность и деятельность в органах управления.
Управленческая деятельность в совокупности государственных органов носит общеполитический, государственный, директивный, широкомасштабный организационный характер и направлена на решение важных общегосударственных, социально-экономических задач, воздействует на все стороны регионального, отраслевого и межотраслевого управления. Вместе с тем применительно к каждому органу Управления целесообразно сформулировать его конкретную, юридически установленную деятельность через компетенцию.
Так, правительство осуществляет многогранную организаторскую Целесообразную деятельность по руководству органами исполнительной власти всех организационно-правовых форм и уровней, а также Целенаправленное воздействие непосредственно и через соответствующие государственно-административные органы на комплексное эко комическое и социально-культурное развитие регионов (территорий) с учетом их особенностей и условий.
Применительно к министерству управленческую деятельность можно охарактеризовать как сознательное и планомерно осуществляемое методическое руководство и обеспечение рационального функционирования органов государственно-административного управления соответствующей отрасли народного хозяйства (или социально-культурной жизни).
Управленческая деятельность территориального (федерально-окружного, регионального, местного) органа управления может быть определена как многогранное организаторское целесообразное обеспечение комплексного экономического и социально-культурного развития регионов (территории) с учетом региональных особенностей и условий.
Если управленческая деятельность - это определенный вид трудовой деятельности в управлении, то можно ли (и как?) провести анализ трудовой деятельности работников аппарата управления с целью обеспечить направленность управленческого труда на прямое назначение - организацию управления? Такой анализ могут провести даже молодые специалисты и тем более руководители государственного органа (подразделения).
Для этого нужно решить следующие задачи:
определить фактически выполняемые работниками управления организационно-управленческие функции и все их разновидности, рационально распределить время на выполнение функций и сопоставить с данными хронометрического замера затрат труда;
выявить долю исполнительских, оперативно-технических функций и сопоставить расчетно-аналитические затраты с фактическим временем выполнения данных функций;
выявить долю творческой деятельности при выполнении всех разновидностей управленческих функций, сопоставив ее с нормативами выполнения конкретных процедур;
дать качественную и количественную оценку труда различных категорий работников, определить их способности, склонность к организаторской или исполнительской работе, творчеству или строгому следованию процессуальным нормам. Аргументировать рекомендации по подбору, расстановке кадров и эффективной их мобилизации;
классифицировать трудовую деятельность по однотипным элементам трудозатрат, выявить основные управленческие операции, степень их важности, очередности в управленческо-технологическом процессе и обосновать установленные (предлагаемые) условно-нормативные объемы работ относительно различных категорий работников.
Итак, анализ должностных обязанностей, изучение характера фактически выполняемых работ, выявление в них доли собственно управленческого труда, установление оптимальных затрат труда (времени) г * е эти работы и их соблюдение - вот путь, на котором могут быть * ск рыты и решены вопросы научной организации труда государственных (муниципальных) служащих.
Чтобы управленческая деятельность носила позитивный и творческий характер, труд государственных (муниципальных) служащих должен быть соответствующим образом организован.
Вопросы организации управленческого труда всегда привлекали внимание исследователей. Однако следует заметить, что некоторые авторы дают определение организации труда односторонне, сводят его, в сущности, к распределению совокупного фонда затрат рабочего времени между функциями, операциями, различными мероприятиями. При этом не охватываются вниманием такие важные стороны управленческого труда в органах государственного управления, как целенаправленность, вопросы материального и морального стимулирования, организационной культуры.
Организация труда в государственном учреждении между тем предполагает приведение в действие всего механизма управляющего воздействия, основными компонентами которого являются:
целенаправленность (цели, задачи, содержание труда);
наличие Профессионального персонала;
разделение труда и кооперация, взаимодействие;
средства и предметы труда;
условия труда;
мотивация и стимулирование труда;
среда труда (организационная культура, стиль взаимоотношений, морально-психологический климат в коллективе).
Организация труда имеет своей направленностью рациональное соединение действий человека - государственного (муниципального) служащего с «вещами, средствами и предметами труда; экономное и целесообразное (эффективное, оптимальное) расходование человече ской энергии - живого труда, средств и предметов труда».
Задача процесса организации труда заключается не только в рациональном соединении всех его компонентов во внутренней деятельности управленческого органа, она подчинена главной цели - рациональному использованию управленческого труда для удовлетворения потребностей общества, его членов, т. е. для организации внешней деятельности органа по руководству объектами управления. Решение первой задачи фактически направлено на решение второй.
Таким образом, организация управленческого труда - это система организационно-технических, организационно-идеологических, организационно-психологических мер в конкретном государственном учреждении, направленных на организацию рационального функционирования и высокоэффективного использования труда государственных (муниципальных) служащих в целях наиболее полного и качественного выполнения задач, стоящих перед коллективом служащих, данньщ органом власти,
Организация управленческой деятельности. Это понятие отражает более емкое содержание, чем организация управленческого труд а Если трудовая деятельность государственного (муниципального) служащего предполагает его функционирование в узких рамках коллектива, то управленческая деятельность имеет широкие границы публичного функционирования и воздействия в рамках многих десятков, сотен коллективов, учреждений, сотен тысяч граждан, причем во взаимосвязи и взаимодействии со всеми внутренними и внешними объектами. Здесь имеет большую значимость аспект внешних связей.
Организация управленческой деятельности включает относительно постоянные и переменные элементы (составляющие). К первым относятся: орган, объекты управления, цели, задачи, юридически урегулированные в положении, регламентируемые должностными инструкциями компетенция, функции, полномочия. Ко вторым - сам технологический процесс деятельности, формы, методы, операции, приемы и т. д. Многие из переменных элементов почти каждый раз приходится приспосабливать к новому содержанию управленческого процесса, который характеризуется разнообразием решаемых вопросов, а также тем, что каждый последующий управленческий цикл освещается в другом временном периоде, в других условиях и т. д.
Если предположить, что в каждый последующий временной период совершенствуются средства, технология управленческого труда, улучшаются его условия, повышают свое мастерство кадры и т.д., то по логике каждый последующий процесс управленческой деятельности должен протекать эффективнее и качественнее предыдущего. Однако так бывает далеко не всегда, поскольку может измениться состав кадров служащих, а уровень их профессионализма может быть ниже уровня предыдущих, либо закупленная новая организационная техника еще не доведена до нужного уровня и т. д. Таким образом, каждый раз задача организации управленческой деятельности в основном остается прежней, но решается по-новому. Это необходимо учитывать и заблаговременно предвидеть, чтобы успешно организовать деятельность органов управления.
Организация управленческой деятельности есть процесс упорядочения, налаживания и координации отношений, обеспечения рационального функционирования системы управления во всех ее проявлениях и связях.
Таким образом, организация управленческой деятельности является сложным процессом, который охватывает многие стороны человеческой деятельности и направлен на совершенствование форм и методов ее осуществления. В общем виде организацию управленческой деяте льности можно определить как научно обоснованную, планомерно осуществляемую систему социально-экономических, организационно-правовых и технических мер, направленных на совершенствование форм, методов и стиля работы органов власти, управления по обеспечению высокого качества предоставляемых населению услуг, более полного удовлетворения потребностей нашего общества.
Чтобы обеспечить научную организацию управленческой деятельности каждого органа, необходимо ее исследовать в динамике, систематизировав как постоянные, так и переменные элементы, выявив более устойчивые формы и методы решения вопросов, и уже на этой основе аргументировать соответствующие рекомендации.
Конечно, различая понятия «организация управленческого труда» и «организация управленческой деятельности», вряд ли уместно их противопоставлять содержательно. Впредь мы можем употреблять их как однопорядковые, рассматривая управленческий труд как деятельность, обеспечивающую целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления.
Перед исследователем проблем теории и практики организации управленческой деятельности на современном этапе стоят такие вопросы: соответствуют ли качество и уровень организации управленческой деятельности современным требованиям, способствуют ли принимаемые им меры по совершенствовании управленческой деятельности? Эти вопросы сложны и ждут молодых исследователей -энтузиастов, кого волнует проблема эффективности государственного управления, перспективы нашей страны.
Некоторые направления решения будут рассмотрены ниже.
В современном мире управленческая деятельность играет важнейшую роль, так как от качества ее проведения зависит репутация успешность его взаимодействия с партнерами и прочими контрагентами. Она, хоть и косвенным образом, но все же влияет на производительность предприятий и организаций.
Сущность управленческой деятельности заключается в грамотной организации взаимодействия людей при коллективной работе с целью достижения основных задач производства. Главной ее особенностью считается тот факт, что воздействовать приходится на субъект, то есть, на людей, а психология человека достаточно тонкая наука, требующая наличия определенных навыков и знаний.
Управленческая деятельность предполагает создание такой атмосферы в коллективе и такого отношения к каждому сотруднику, которое бы стимулировало их на выполнение функций, необходимых руководству предприятия. Организованная должна учитывать внутренние и внешние условия. К первым относится потребность в решении сразу нескольких сложнейших задач, порой противоречащих ранее предписанным нормативам. А внешние предполагают наличие информационной ограниченности, высокой степени ответственности за характеризующие эффективность производственной деятельности, а также возможность непредвиденных ситуаций, связанных с изменениями в политическом или экономическом положении в стране.
Для того чтобы управленческая деятельность работала четко и слаженно, руководителю следует найти компромисс между позиционированием себя в качестве непререкаемого лидера и такого же члена общей команды, как и все остальные. Когда сотрудник низшего звена ощущает поддержку и понимание руководящего аппарата, когда в иерархических отношениях присутствует дружеская нотка, в коллективе чувствуется единство, это, естественным образом, положительно сказывается на производительности компании.
Главным звеном в системе управления считается именно руководитель, так как на него возлагается обязанность создать максимально позитивную и продуктивную атмосферу в коллективе. Он вправе выбрать конкретную модель поведения, среди которых можно выделить такие виды управленческой деятельности, как авторитарная, демократическая или либеральная позиция руководителя. При авторитарном подходе он считается бесспорным лидером, а его слово - законом, поэтому оспаривать его запрещено. Либерализм позволяет сотрудникам делать то, что они считают нужным в данной ситуации, без предварительного совета с начальником. Демократический строй является наиболее продуктивным, так как предполагает совместное принятие решений, а значит, они будут полностью удовлетворять обе стороны.
Управленческая деятельность, как и любая система, включает определенные составляющие:
Определение основных целей руководителем и грамотное их разъяснение персоналу, тщательная разработка плана действий на предстоящий период.
Реализация мероприятий по созданию эффективных мотивирующих рычагов влияния.
Четкая постановка ряда задач, которые необходимо реализовать сотрудникам, и раздача соответствующих распоряжений.
Делегирование и контроль над результатами их работы.
Рефлексия, то есть, наличие обратной связи.
Специалист, осуществляющий управленческую деятельность, должен обладать характером лидера, с сотрудниками быть уверенным, четко и ясно давать распоряжения. Настоящий руководитель должен быть посвящен в каждую стадию производственного процесса и разбираться в конкретной области, только грамотность позволит ему своевременно реагировать при возникновении непредвиденных ситуаций.
Очень важен момент общения с персоналом, не стоит приказывать сотруднику, лучше обратиться с просьбой. Чем больше времени вы проводите с каждым из своих подчиненных, тем продуктивнее будет ваше взаимодействие.
Контрольная работа
на тему: " Структура управленческой деятельности"
Введение
Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления».
Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной. Основные из них состоят в следующем.
Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена.
Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин.
В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание. Тем не менее, анализ внешней картины управленческой деятельности хотя и является объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности – требование сочетания анализа ее внешнего – объективированного содержания – и ее внутреннего – имплицитного содержания. Данный принцип является основополагающим для психологии деятельности; поэтому он положен и в основу структуры данной работы .
1. Сущность управленческой деятельности
Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии, физиологии, психологии и др.
Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).
Деятельность предполагает два основных плана характеристики – внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристикадеятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нее. Условия труда – система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.
Основными структурными компонентами деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др. Основными средствами реализации деятельности являются действия и операции. Действие – это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Операции – автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие как способы выполнения и определяемые условиями деятельности. Наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов и средств реализации деятельности считается ее важнейшей психологической особенностью и обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Она, однако, может претерпевать довольно существенные изменения в связи с различиями в видах и формах самой деятельности, с различиями в условиях ее реализации и внешних требований к ней. В силу этого в психологии существуют многочисленные классификации видов деятельности, различающиеся по используемым в них основаниям.
Так, виды деятельности классифицируются по предметной сфере труда (на трудовые профессии и специальности); по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета (на «субъект-объектные» виды, где предметом деятельности является какой-либо материальный объект, и «субъект-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди); по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в экстремальных условиях); по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая) и др.
По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.
Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем – социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают, как минимум, две основные разновидности – «технологическую» и «человеческую», ее составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта – связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй – понятием экспрессивного контура. Эти контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности .
Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта – руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее – над ней – в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Но одновременно и сохранение иерархического начала («соблюдения дистанции») также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организаций. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации – иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость их оптимального согласования.
Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных – стрессовых ситуаций. К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе – и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто – и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны.
Наряду с особенностями, непосредственно присущими управленческой деятельности, выделяют и те ее черты, которые обусловлены организационным статусом руководителя. Они обозначаются понятием «особенности поста руководителя» и состоят в следующем: руководитель организации – это единственный человек в ней, имеющий двойную принадлежность. Например, директор предприятия, являясь его членом, одновременно входит в состав органа управления более высшего порядка (скажем, в совет директоров); руководитель организации – это единственный человек в ней, на которого возложена ответственность за ее функционирование в целом, а не за работу какой-либо ее части; пост руководителя предоставляет ему гораздо большие возможности, чем у всех других членов организации, для влияния на нее в целом.
Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомокомплекс особенностей может, однако, проявляться с разной степенью выраженности. Ключевым параметром, определяющим эти различия, является уровень руководства, иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки и наоборот. В связи с этим существует понятие континуума управленческой деятельности, образованного с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого – высшими уровнями руководства крупными (и крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами. В нем выделяются три основные категории управленческих должностей, содержание деятельности которых довольно существенно различается именно по степени выраженности основных признаков (особенностей) управленческой деятельности. Это – уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена.
Руководители низшего звена (синонимы: руководители первого, низового звена, операционные руководители, «младшие начальники») принадлежат к тому организационному уровню, который находится непосредственно над работниками (подчиненными, не управляющими). Типичный их пример – мастер, заведующий отделом.
Руководители среднего звена координируют и контролируют работу «младших начальников». Этот тип руководителей наиболее разнообразен и многочислен, что привело к его разделению на две подгруппы, два подуровня – на верхний и низший уровни среднего звена. Примеры руководителей среднего уровня – декан в вузе, директор филиала в фирме.
Руководители высшего звена – те, кто возглавляют крупные производственные, социальные и государственные организации, находятся на самом верху их иерархии, отвечают за их деятельность, за выработку стратегических решений и их политику в целом. Численность руководителей этого уровня гораздо меньше численности двух предыдущих. Однако этот уровень оказывает несопоставимо большее, чем они, влияние на организации. Как правило, его представители накладывают отпечаток своей личности на облик организации в целом. На любом из этих уровней и подуровней сохраняются все основные психологические признаки управленческой деятельности, т.е. ее качественная специфичность. Однако в пределах сохранения этого качества мера их выраженности претерпевает существенные различия. Сочетание сохранения качественного своеобразия с количественными различиями в мере выраженности признаков управленческой деятельности выступает еще одной, но уже – обобщающей ее характеристикой.
2. Определение системы основных управленческих функций
Определение системы управленческих функций – одна из наиболее важных, но одновременно и сложных задач теории управления. Хотя положение о функциональной природе управленческой деятельности является общепризнанным, целостная и обобщающая система функций руководителя отсутствует, а ее создание сопряжено с рядом принципиальных трудностей. Во-первых, эти трудности обусловлены очень большим числом и чрезвычайным многообразием управленческих функций, что само по себе затрудняет их систематизацию. Во-вторых, не определен четко и сам их набор. Так, в одних случаях выделяются лишь наиболее важные функции – те, которые были определены уже в «административной школе»; в других случаях выделяются и иные, многочисленные функции (например, психотерапевтическая, арбитражная функции руководителя). В-третьих, управленческие функции обладают разной степенью обобщенности, а более общая может включать ряд более частных (например, функция кадрового обеспечения включает воспитательную). Неучет разной меры обобщенности ведет к тому, что в общем перечне рядополагаются функции заведомо разного уровня, что создает путаницу. В-четвертых, все функции тесно взаимосвязаны и как бы «взаимопроникают» друг в друга, а их четкое выделение, в силу этого, часто очень затруднительно. В-пятых, в деятельности руководителя объективно существуют и базовые («первичные») функции и функции, производные от них, являющиеся продуктом их совместной реализации («вторичные»). Например, в качестве такой – синтетической функции рассматривается функция организации, которая интегрирует в себе ряд иных функций (планирование, принятие решения, контроль, мотивирование). В-шестых, функции очень различны по их общей направленности, по их «предмету». Это связано с социотехническим характером любой организационной системы и наличием в ней качественно разных компонентов – людей и технологии, собственно производства. Наконец, в-седьмых, система функций (их состав и мера выраженности) зависят от содержания конкретной деятельности и, особенно, от иерархического положения руководителя в «континууме управления».
Все эти трудности преодолеваются, если в основу построения системы управленческих функций положить не какое-либо одно, а несколько оснований критериев. Эти критерии определяются самим содержанием деятельности руководителя. Они зафиксированы в понятии основных измерений управленческого труда. Во-первых, это измерение, связанное с организацией и регуляцией непосредственно деятельности управления (как его понимали уже представители «классической» школы – административное, деятельностное измерение). Во-вторых, это измерение, связанное с воздействием на важнейший и наиболее специфический компонент управленческой деятельности – на других людей, на персонал – кадровое измерение. В-третьих, это измерение, связанное с направленностью управленческой деятельности на организацию непосредственно самого технологического процесса (в широком смысле) – производственно-технологическое измерение.
Все три измерения – деятельностное, кадровое и производственно-технологическое (направленные соответственно «на администрирование», «на людей», «на дело») образуют три основных вектора управленческой деятельности и задают ее общее «пространство». Они являются основаниями для выделения трех главных категорий управленческих функций. Кроме того, учет взаимосвязи управленческих функций и их комплексного проявления в деятельности требует выделения не только основных – «первичных», но производных («вторичных») функций. Они являются формой интеграции функций всех трех указанных категорий. Сказанное можно проиллюстрировать следующей схемой.
Первая группа – деятельностно-административные функции : целеполагание, прогнозирование, планирование, «организация исполнения, мотивирование, принятие решения, коммуникация, контроль, коррекция.
Вторая группа – кадровые функции : управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая.
Третья группа – производственно-технологические функции : оперативного управления, материально-технического обеспечения, инновационная, маркетинговая.
Четвертая группа – производные (синтетические) функции : интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативная, стабилизационная.
В заключение необходимо сделать следующее уточнение. Любая из указанных функций в силу своей сложности включает два основных плана реализации. Первый – это индивидуальная деятельность руководителя по их осуществлению. Второй – общеорганизационный: любая из функций – именно в силу своей сложности может быть обеспечена не только деятельностью руководителя, но требует подключения многих иных структур управляемой организации. Например, функция планирования, оставаясь в конечном итоге прерогативой руководителя, на деле столь сложна, что к выработке планов привлекается множество других лиц, включенных в организацию. Более того, в ее составе предусмотрены, как правило, специализированные подразделения, направленные на реализацию этой функции. Именно поэтому рассмотрение каждой функции должно быть достаточно общим и включать как ее индивидуальный, так и общеорганизационный аспекты .
3. Сущность организации
Понятие организации имеет два основных значения. Во-первых, это процесс согласования множества индивидуальных деятельностей в плане достижения определенных общегрупповых целей; это – сама деятельность управления. Во-вторых, организация это одновременно и определенная структура, «каркас», состоящая из ряда основных компонентов и устойчивых, стабильных связей между ними. В этом плане она является и результатом управленческой деятельности, и одновременно основой ее осуществления.
В основе построения любой организации лежит сочетание двух основных принципов – иерархического (субординационного, «вертикального») и координационного (паритетного, «горизонтального»). По отношению к управленческой деятельности первый отражен в понятии «континуума руководства», представляющего всю управленческую вертикаль, начиная от ее низших уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем руководства. Содержание управленческой деятельности очень сильно изменяется «вдоль» этого континуума, зависит от конкретного иерархического уровня руководителя. Это относится и к приоритетам в задачах руководителя, и к степени выраженности тех или иных функций в его деятельности, и к формам взаимодействия с подразделениями организаций. В связи с этим существует принцип конкретности, согласно которому психологический анализ деятельности руководителя должен учитывать его расположение в этом континууме, специфику влияния уровня руководства на содержание его деятельности. Второй принцип – координационный – является воплощением другого важнейшего атрибута совместной деятельности – функционального разделения труда, функциональное разделение закрепляется в системе должностных обязанностей руководителя. Его учет также необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (того, что, как, почему и зачем он делает), а также его взаимодействий с другими подразделениями и их руководителями. Эта – «горизонтальная составляющая» – во многом определяет общее коммуникативное пространство организации. Без нее практически невозможно понять коммуникативную функцию руководителя как «связующего процесса» его деятельности. Она лежит и в основе большинства межличностных взаимодействий в организации (как формальных, так и неформальных).
Наконец, сам выбор той или иной структуры, а также ее содержание непосредственно является одной из основных задач деятельности руководителя. Он составляет основу специальной организационной функции. Как отмечается в этой связи: «Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам». Функция построения организации (включая выбор типа ее структуры) локализуется в общем процессе управления вслед за этапом стратегического планирования. Структура выбирается и (или) создается на основе результатов планирования. В связи с этим в теории управления А. Чандлером сформулирован тезис, ставший сегодня ее аксиомой, – «Стратегия определяет структуру».
На развитие теории организации в ее современном виде мощное влияние оказала сформулированная в начале нашего века немецким социологом М. Вебером концепция «идеальной бюрократии». Она не содержала еще описания конкретных типов организационных структур, а задавала определенную нормативную модель, идеал построения организаций, базирующийся на ряде основополагающих принципов:
– четкое разделение труда и появление вследствие этого высококвалифицированных специалистов в каждой области;
– иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
– наличие системы скоординированных, стандартизированных и формализованных правил и стандартов для выполнения членами организации своих должностных обязанностей;
– обезличенное выполнения обязанностей: организация – это система должностей, а не объединение людей;
– подбор исполнителей исключительно на основе квалификационных требований, вытекающих из должностных обязанностей.
Бюрократия как таковая – это, прежде всего, порядок. То, что это слово приобрело негативный оттенок, обусловлено не ее сущностью, а недостатками ее последовательной реализации. По Веберу, она наилучшим образом реализует и концепцию «социального равенства», поскольку уравнивает возможности людей в замещении тех или иных должностей (принцип обезличенности). Однако самое важное в концепции бюрократии – это все же принцип иерархичности, уровневого строения организаций. Вместе с тем, как и любой иной системе, ей присущи и определенные недостатки:
1. Гипертрофия значимости стандартных, раз и навсегда установленных норм, правил, процедур.
2. Тенденция решать возникающие проблемы не на основе их продуктивного анализа, а на основе прецедентов в прошлом.
3. Громоздкость и инерционность в принятии решений и согласовании планов.
4. Отсутствие гибкости реагирования на внешние и внутренние изменения.
5. Иммунитет к инновациям.
6. Слабая способность к саморазвитию и самосовершенствованию .
Заключение
Управленческая деятельность – неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип.
Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриваются сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. Тем более это относится к требованиям, предъявляемым к сфере его профессиональной компетентности. Где бы ни работал будущий специалист и чем бы он ни занимался, он всегда включается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место (нередко – руководящее). Условием его эффективной деятельности, а в конечном итоге – и жизненного успеха является знание организационных, управленческих закономерностей.
Таким образом, основными структурными компонентами управленческой деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др. .
Список использованных источников
1. Брэддик, У. Менеджмент в организации./У. Брэддик. М., 1997
2. Дизель, П., МакКинси, У., Ренан, Д. Поведение человека в организациях./ П. Дизель., У. МакКинси., Д. Ренан. М., 1993
3. Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу/ Е.С. Жариков. - М.: МЦФЭР, 2002. - стр. 318–325.
4. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие./ А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2005. – 584 с.
5. Лебедев, В.И. Психология и управление./В.И. Лебедев. – М., 1990
6. Мещерякова, Е.В. Психология управления: учебное пособие/ Е.В. Мещерякова. – Мн.: Выш. шк., 2005. - стр. 19–24.
7. Творогова, Н.Д. Психология управления. Лекции./Н.Д. Творогова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – (ХХI век).-стр. 346–347.
8. Кабаченко, Т.С. Психология управления: Учебное пособие/Т.С. Кобаченко – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 384 с.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Планирование - это начальное управленческое действие, в результате выполнения которого определяют: какие результаты предполагается получить в будущем (постановка целей) и какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены.
Организация обеспечивает выполнение плана, определив, кто и какие работы будет выполнять и с кем при этом необходимо взаимодействовать. Особенно эффективным этап организации может считаться тогда, когда было разработано и проведено профессиональное, профильное обучение персонала.
Руководство создает условия для того, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов от них ожидают, были заинтересованы в их получении, испытывали удовлетворение от продуктивной работы.
Контроль завершает управленческий цикл, соизмеряя фактические результаты работы с запланированными и получая информацию о том, достигает ли предприятие поставленных целей. Контроль позволяет выделить проблемы и предпринять корректирующие меры прежде, чем предприятию будет нанесен серьезный ущерб. Именно контроль делает управление чувствительным к изменениям. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым.
Причины возникновения управления
Менеджмент (управление) существовал в каких-то формах всегда там, где люди работали группами.
Три сферы применения:
– политическая - установление и поддержание порядка в группах;
– экономическая - изыскание, производство и распределение ресурсов;
– оборонительная - защита от врагов.
Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта.
Качества эффективного управляющего:
– знание теоретической части;
– обладание энергией, здоровой психикой;
– умение применять знания;
– желание эффективно управлять.
Менеджмент - управление в условиях рыночной экономики. Означает:
Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка;
Стремление к повышению эффективности производства;
Хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений;
Постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
Конечный результат деятельности выявляется на рынке в процессе обмена;
Необходимость использования современной техники при принятии решений.
Управление применимо к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к различным сферам деятельности (управление в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениями в государственных и общественных организациях). Менеджмент использует в качестве объекта управления хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и т.д.).
Сущность управления - установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.
Особенности управленческого труда:
1. Умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:
Организационно-административной и воспитательной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);
Аналитической и конструктивной (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);
Информационно-технической (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции).
2. Участие в создании материальных благ не прямо, а посредственно (косвенно через труд других лиц).
3. Предмет труда - информация.
4. Средства труда - организационная и вычислительная техника.
5. Результат труда - управленческие решения.
Система управления
Система управления - это совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия.
Элементы системы управления:
1. Цель - желаемый результат функционирования системы. Требования: реальная, возможная при данных условиях функционирования предприятия, достижимая, реализуемая. У любой организации должны существовать: стратегическая цель (долговременная), текущие цели - на 1 год и оперативные - до месяца.
2. Принципы управления - правила осуществления управленческой. Носят объективный характер, вытекают из законов и закономерностей управленческой деятельности.
3. Функции управления - специализированные виды управленческой деятельности. Обычно различают общие и конкретные .
Общие:
Планирование,
Организация,
Стимулирование (мотивация),
Учет (фиксация состояния управляемого объекта),
Анализ (выявление причин состояния управляемого объекта),
Контроль (выработка мер устранения отклонений от заданного режима).
Конкретные:
Управление предприятием (основной деятельностью, персоналом),
Управление вспомогательной деятельностью,
Управление финансами,
Управление МТС,
Маркетинг и др.
4. Методы управления - способы осуществления управленческой деятельности. Направлены на реализацию функций управления, вытекают из принципов фирмы
5. Персонал управления - работники, реализующие функции управления (руководители, специалисты, технический персонал)
6. Организационная структура системы управления - совокупность взаимосвязей между персоналом управления и организацией, обеспечивающая ее функционирование. Состоит из персонала управления (исполнителей функций), функциональных обязанностей исполнителей, взаимосвязей между исполнителями по поводу реализации функциональных обязанностей.
7. Техника управления - совокупность технических средств.
8. Технология управления - последовательность выполнения функций управления с использованием методов и технических средств.
9. Информация - совокупность сведений используемых при осуществлении управленческой деятельности (законы, устав)
Система управления должна соответствовать целям управления, каждый из элементов (1-9)должен соответствовать системе в целом, каждый из элементов должен соответствовать любому из элементов (1-9).
Организационные отношения в системе управления предприятием
Организационные отношения - это устойчивая зависимость между субъектами совместной деятельности.
Организационные связи - те коммуникации, которые существуют между работниками аппарата управления и не опосредованы устойчивой зависимостью между ними, а в основном только единством реализуемых ими целей. Основу процесса управления составляет взаимодействие между элементами управленческой структуры - подразделениями, должностями, отдельными лицами. По содержанию такое взаимодействие может быть информационным, административным или техническим. В рамках информационного взаимодействия - обмен сведениями, необходимыми для принятия решений. Административное - управленческие полномочия и ответственность, распоряжения, приказы, рекомендации, отчеты и процесс контроля. Техническое - реализуется через совместное участие в практической деятельности (обмен опытом, проведение совещаний).
Отношения внутри организации могут быть формальными и неформальными. Первые связывают должности или подразделения, вторые - частных лиц. По формальным каналам осуществляется передача только формальной информации, по неформальным, как официальной, так и личной.
Если отношения связывают элементы структуры, принадлежащие к ее различным уровням, то они являются вертикальными, а если к одному - горизонтальными. По вертикали сверху вниз передаются команды и инструкции, в обратном - отчеты о проделанной работе, советы или рекомендации. Горизонтальные каналы непосредственно связывают равные по положению или статусу элементы организации, обеспечивают наиболее эффективное решение общих проблем за счет оперативности, возможности действовать инициативно и самостоятельно.
Принципы управления предприятием
Роль принципов - конституционная основа. Различают общие и правила функционирования отдельных элементов. Общие принципы определяют как систему управления, так и присущи отдельным элементам.
1. Принцип научности управления.
Управленческая деятельность должна носить объективный характер;
Использование новейших методов и средств; управленческая деятельность под воздействием науки развивается совершенствуется;
2. Принцип экономичности. Основные затраты на управление - оплата труда персонала управления.
3. Принцип экономичности управленческой деятельности. Должна обеспечиваться высокая прибыльность функционирования предприятия. Затраты и результаты необходимо соотносить.
4. Принцип комплексности. Учет управленческой деятельностью всех факторов.
5. Принцип системности управления. Предполагает кроме комплексности учет влияния всех факторов друг на друга и на результат управленческой деятельности.
6. Принцип пластичности. Гибкость, легкая адаптируемость к изменяющимся внешнимусловиям.
7. Принцип самокорректировки. Система управления должна сама выявлять свои несовершенства и вырабатывать механизмы противостояния.
8. Принцип оперативности. Быстрая реакция на изменение ситуации.
9. Принцип здравого смысла.
Цели управления предприятием
Цели - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация в процессе бизнеса. Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самой фирмы) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.
Общие цели - вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека.
Конкретные цели - определяются сферой и характером бизнеса.
Стратегические - определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражается сущность менеджмента фирмы, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества.
Текущие - определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.
Стратегические цели выражают качественные параметры функционирования фирмы, текущие - количественные на определенный период. Организация всегда имеет хотя бы одну общую целью. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями В процессе планирования руководство организацией разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс не имеет односторонней направленности, так как в выработке тактических целей принимают участие все члены организации.
Функции управления предприятием: их виды и содержание
Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата.
Общие функции:
Целеполагание,
Планирование,
Организация,
Координирование (регулирование),
Стимулирование,
Контроль (учет, анализ деятельности).
1. Целеполагание - выработка основных, текущих и перспективных целей.
2. Планирование - выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности фирм, принятие конкретных, адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.
3. Организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.
4. Координирование - уточнение характера действия исполнителей.
5. Регулирование - выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации.
6. Стимулирование - разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высокорезультативному труду.
7. Контроль - наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений.
8. Учет деятельности - измерение, регистрация, группирование данных объекта.
9. Анализ деятельности - это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов.
Организационная структура управления предприятием
Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:
Звенья (отделы),
Уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть.
К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координирование деятельности нескольких подразделений.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.
Организационные структуры управления могут быть двухступенчатыми или многоступенчатыми.