Закон о применении ккт с года. Цены на ккм с передачей данных в налоговую

Те организации и ИП, кто при продаже товаров, работ, услуг использует наличный расчет, или расчет банковскими картами, для полноты учета выручки обязаны применять контрольно-кассовую технику. Однако, некоторым категориям, в том числе и «вмененщикам» было разрешено работать без ККТ (ст. 2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Прошлогодние изменения, внесенные 03.07.2016 в закон о ККМ № 54-ФЗ, значительно расширили круг лиц, обязанных применять новые кассовые аппараты, включив в него и работающих на ЕНВД . В этой статье мы рассмотрим, обязательно ли применение ККТ при ЕНВД в 2017 году, и что ждет «вмененщиков» в скором будущем.

Применение ККТ при ЕНВД

Методика расчета «вмененного» налога такова, что свою реальную выручку при определении налоговой базы, организации и предприниматели, работающие на режиме ЕНВД, не учитывают. Следовательно, применение ККМ для ЕНВД – дело добровольное, кассовый аппарат можно установить и применять по своему желанию для внутреннего контроля. При полном отсутствии расчетов наличными, «вмененщик» и вовсе не должен применять кассовую технику.

Переход всех без исключения налогоплательщиков на онлайн-кассы завершится 1 июля 2018 г., и именно с этого числа для «вмененщиков» станут обязательны к применению ККМ. В 2017 году для ЕНВД такой обязанности нет.

Однако, теперь плательщикам ЕНВД нужно учесть еще одно очень важное нововведение: с 31 марта 2017 г. ККТ обязаны применять все, кто продает пиво и прочий алкоголь в розницу (в т.ч. в сфере общепита), независимо от применяемого ими налогового режима (п. 10 ст. 16 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ). Это значит, что применение ККМ в 2017 году для ЕНВД в этом случае является обязательным уже с 31 марта 2017 г. Причем, кассовый аппарат должен отвечать новым требованиям закона № 54-ФЗ, поскольку старые ККМ (без выхода в интернет) с 01.02.2017 г. нельзя поставить на учет .

Может ли ООО на ЕНВД работать без ККМ

Не занимающееся продажей алкоголя ООО на ЕНВД может работать без ККМ в 2017 году, но при этом должно соблюдать определенные требования законодательства.

Так, при оказании услуг населению за наличный расчет и банковскими картами, ККМ можно не использовать только при условии, что физлицу-клиенту будет выдан бланк строгой отчетности (чек чекопечатающей машинки для ЕНВД, квитанция, транспортный билет, талон и т.п.). Чтобы иметь силу кассового чека, БСО должен соответствовать требованиям постановления Правительства от 06.05.2008 № 359 и иметь все необходимые реквизиты, в том числе:

  • наименование, номер и серия бланка,
  • название организации, или Ф.И.О. ИП, ИНН, место нахождения,
  • вид и стоимость услуги,
  • дата и сумма оплаты,
  • Ф.И.О. и должность ответственного лица, подпись и печать.

До 1 июля 2018 г. ООО на ЕНВД может работать без ККМ и выдавать подтверждающие документы (БСО) по требованию клиента при осуществлении всех видов «вмененной» деятельности, указанных в п. 2 ст. 356.26 НК РФ.

ККМ для ИП на ЕНВД

Предприниматели на «вмененке» точно также, как и ООО, не обязаны применять кассовые аппараты в своей деятельности до 01.07.2018 г. При этом:

  • ИП-«вмененщики» должны выдавать отпечатанные типографским способом БСО при оказании услуг населению;
  • ККМ для ИП на ЕНВД в 2017 году обязательны только для продавцов алкоголя. Они должны начать применение онлайн-касс с 31.03.2017г.

Штрафы

Новые штрафы за неприменение ККМ с 2017 года для ЕНВД-плательщиков уже действуют (ст. 14.5 КоАП РФ):

  • неприменение ККТ обернется для юрлиц уплатой 75-100% от суммы, не прошедшей через кассу (но не менее 30000 руб.), для ИП – 25-50% (но не менее 10000 руб.);
  • при повторном подобном нарушении в течение года, если через кассу в сумме не прошло от 1 млн руб., деятельность ИП и юрлиц приостанавливается на срок до 90 суток;
  • применение устаревшей ККТ после 01.02.2017 г. влечет предупреждение, либо штраф от 1500 до 3000 руб. для ИП и от 5000 до 10 000 руб. для юрлиц.

Итоги

Такие правила действуют для всех, кто применяет ЕНВД в 2017 году. Новшества закона № 54-ФЗ предусматривают постепенный всеобщий переход на онлайн-кассы, не избежать этого в ближайшем будущем и «вмененщикам». Введение ККМ с 2017 года для ЕНВД не предусматривается – их переход на новые кассовые аппараты отсрочен до 1 июля 2018 г. Исключение – торговцы алкоголем на «вмененке», которые применяют ККМ с 31.03.2017 г. Остальные налогоплательщики (на ОСНО, «упрощенке» и ЕСХН) должны начать работу с онлайн-кассами уже с 1 июля 2017 г.

54-ФЗ подразумевает переход большей части организаций и ИП на кассовую технику с отправкой фискальных данных онлайн. Теперь ККТ должна будет отправлять чеки в налоговую службу при помощи Оператора Фискальных Данных (ОФД) . Фискальный накопитель заменит ЭКЛЗ , а кассовая машина будет подключена к глобальной сети.

Вступили в силу новые требования к ККМ с 1 февраля 2017 года, изменения касаются порядка и способа передачи в ФНС информации о совершенных расчетах с применением новой ККТ.

Сроки перехода на новые ККМ

Новые требования 54 ФЗ о применении ККТ регламентируют переход организаций и ИП на модели контрольно-кассовых машин с фискальными накопителями данных.

Переход на ККТ, передающую сведения онлайн, будет происходить поэтапно. С 1го февраля 2017 года полностью утрачивается возможность регистрации касс старого образца, но до 1го июля 2017 г. фактическое применение устаревших ККМ еще возможно.

Индивидуальные предприниматели и организации не смогут использовать старые кассовые аппараты с 1 июля 2017 года.

С 1-го февраля 2017 г. получится зарегистрировать исключительно современную ККМ, которая обеспечивает онлайн-передачу данных в налоговую службу в соответствии с требованиями 54-ФЗ.

С 1го февраля 2017 г. возможно регистрировать только контрольно-кассовую машину с передачей данных налоговой службе онлайн. Исключение составляют индивидуальные предприниматели, работающие на ЕНВД и ПСН, для которых процесс обязательного использования ККМ по новым правилам начнется с 1 июля 2018 года.

Если организация или ИП находятся в отдалённой от сетей связи местности, то 2017 года ККТ не придется использовать по новым правилам. По требованию покупателя (клиента) необходимо производить выдачу документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона 54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ. В отдалённой от сетей связи местности кассовый аппарат будет работать в автономном режиме без передачи данных в ОФД. При совершении операций фискальный накопитель будет записывать все данные, но передача этих данных оператору производиться не будет. На данный момент перечень отдаленных областей и труднодоступных мест утвержден в следующих субъектах России:

Амурской области, Астраханской области, Забайкальскому краю, Кировской области, республике Коми, Курганской области, Липецкой области, Пермскому краю, Пензенской области, Ростовской области, Томской области, Ярославской области, Чувашской республике и Чукотскому автономному округу.

Требования к ККТ с 2017 года

Теперь, согласно требованиям 54 ФЗ, ККМ обязаны не только записывать информацию о расчётах и сохранять ее в фискальных накопителях, но и передавать данные о платеже по средствам сети интернет в налоговую службу. Информация будет передаваться в зашифрованном виде.

Покупать контрольно-кассовую машину нового образца нужно не всем, потому что некоторые кассовые машины поддаются модернизации. Для этого требуется установка фискального накопителя вместо ЭКЛЗ и доработка ПО. Специально для устаревших касс производители выпускают комплекты модернизации в соответствии с новыми требованиями законодательства.

Новые требования к чекам ККМ

Новые требования к ККТ с 2017 года согласно 54-ФЗ подразумевают печать следующих данных на фискальных чеках:

  • ставка НДС по каждому реализованному товару,
  • сумма НДС по ставкам,
  • цена за единицу товара или услуги,
  • № чека за последнюю смену,
  • внесенные средства,
  • данные организации (адрес, наименование, ИНН),
  • стоимость и количество товаров или услуг,
  • название товара или услуги,
  • № ККМ и ФН,
  • фискальный номер документа,
  • название оператора, передающего данные,
  • сайт оператора,
  • время и дата выдачи чека,
  • инициалы кассира,
  • тип операции,
  • вид расчётной операции.

Новые требования 54 ФЗ о применении ККТ в части ответственности за нарушения

Требования к ККМ в 2017 г. подразумевают ответственность за её неприменение. При 1-кратном неприменении – административный штраф. При повторном неприменении ККМ при выручке более одного миллиона руб. должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от 1 до 2-х лет. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласно требованиям 54-ФЗ может быть остановлена сроком до 90 дней.

Все Новое о ККМ с 2017 года вы сможете узнать на нашем сайте в разделе «Новости».

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ который вносит правки в закон №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники"

Теперь большинство бизнесменов должны перейти на онлайн-кассы, а вся контрольно-кассовая техника будет отправлять электронные версии чеков в ФНС через интернет. Электронную ленту нужно будет заменить на фискальный накопитель, подключить ККТ к сети и заключить договор с оператором фискальных данных для отправки чеков.

Онлайн кассы в 2017 году: основные положения

1. Изменилась схема работы с налоговыми органами, все данные с чеков будут отправлять в ФНС через интернет.

2. Упростилась регистрация кассового аппарата, не нужно ездить в налоговую, достаточно зайти на сайт nalog.ru и зарегистрировать ККТ через личный кабинет.

3. Предприниматели, которые на данный момент не используют ККТ, будут обязаны до 1 июля 2018 года приобрести онлайн-кассы и отправлять данные в налоговую службу.

4. Изменения коснулись также чеков и бланков строгой отчетности, теперь в них увеличится количество данных которые должны присутствовать.

5. Появились так называемые операторы фискальных данных, они будут осуществлять прием, хранение, обработку и передачу фискальных данных в Федеральную Налоговую Службу.

6. Кассовые аппараты технически станут немного другими, ЭКЛЗ заменит фискальный накопитель.

7. Не всех обяжут использовать онлайн-кассы, существует перечень видов деятельности которым новая ККТ не понадобится.

Применение ККТ в 2017 году - как это будет

Покупатель приходит в магазин за покупкой, кассир сканирует шрих-код на упаковке, фискальный накопитель, находящийся внутри ККМ сохраняет чек, подписывает его фискальным признаком, и отправляет данные по чеку ОФД. Оператор фискальных данных обрабатывает информацию, отправляет ответ обратно кассе, а данные по чеку в ФНС.
Далее покупатель получает чек, либо 2 чека по желанию (один бумажный и один электронный, на почту или телефон)

Поэтому в соответствии с законом 54-ФЗ, все точки продаж обязательно должны быть подключены к интернету.
Но стоит отметить, что скорость пробития чека не будет зависить от скорости интернета, данные будут передаваться параллельно и даже если сеть пропадёт, то информация по чеку в ОФД будет передана позже, как только связь восстановится.

Обязательные реквизиты чеков и БСО для онлайн-касс

Ввиду новых требований, которые касаются ККТ, появились новые требования, которые теперь предъявляются к чекам и БСО . В них в обязательном порядке должна быть следующая информация:

Информация о налоговой системе продавца
- адрес сайта оператора фискальных данных
- признак расчета (приход или расход)

- форма расчета (наличные или электронный платеж)
- сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС
- заводской номер фискального накопителя
- дата, время и место осуществления расчета
- наименование товаров
- номер телефона или email покупателя, если чек или БСО передаются в электронной форме

Регистрация ККМ в налоговой: как зарегистрировать кассовый аппарат по новому

Кассовый аппарат с передачей данных поставить на учет в налоговую будет гораздо проще и быстрее, чем обычный. Владелец должен будет лишь зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и оставить запрос на фискализацию кассы, далее подписать заявку своей электронной подписью и ожидать подтверждения.

После того как налоговая служба получит данную информацию, она отправит предпринимателю регистрационные данные, а в аппарат внесутся данные по фискализации. Теперь не нужно будет посещать ФНС лично с контрольно-кассовым аппаратом, а также заключать договор с ЦТО.

Стоимость онлайн-кассы

После того как закон официально вступил в силу, стало понятно, что применение онлайн ККТ для бизнеса станет обязательным. Давайте разберёмся, сколько стоит онлайн касса и из чего будет состоять стоимость самой бюджетной онлайн ККТ:

1. Фискальный регистратор - производители говорят, что стоимость фискальных регистраторов с фискальным накопителем не будет превышать стоимость обычных. Возьмем в расчёт минимальную цену 20 000 руб. Комплекты модернизации будут обходиться в среднем от 5 до 15 тысяч рублей.

2. Договор с Оператором Фискальных Данных обойдется в 3 000 рублей в год.

3. Услуги ЦТО официально больше не нужны, не будем их брать в расчёт.

4. Кассовое ПО - здесь стоимость может кардинально отличаться, но мы возьмем в среднем 7 000 руб. за одну онлайн-кассу.

Тем самым мы высчитали, что минимальная стоимость перехода на онлайн-кассы используя ПО и фискальный регистратор выйдет порядка 37 000 рублей (используя комплекты модернизации, можно сэкономить до 10 тысяч рублей). Но если рассмотреть традиционные POS-терминалы, то стоимость сразу возрастёт минимум в 2 раза.

Переход на онлайн-кассы с 2017 года: этапы и сроки

1. Для тех предпринимателей кому было разрешено не применять ККТ, предусмотрена отсрочка до 01.07.2018 года.
2. Также отсрочку до 1 июля 2018 года получили вендинговые компании.
3. Помимо этого в законе имеется список видов торговли, в которых разрешено не применять кассовую технику онлайн.
4. Все, кто не попал в 3 пункта описанные выше, обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. А с 1 февраля 2017 года уже невозможно зарегистрировать кассу старого образца.

Можно ли сейчас купить онлайн ККТ?

Новая контрольно-кассовая техника сейчас активно продается, но стоит заметить, что техника старого образца которая была зарегистрирована до 01.02.2017 сможет без проблем использоваться до 01.07.2017. Но будьте осторожны, не откладывайте покупку онлайн-кассы на последний срок, эксперты прогнозируют дефицит кассовой техники в 2017 году и купить онлайн ККМ быстро не получится.

ККМ с онлайн передачей данных: штрафы с 2017 года

За неприменение ККТ либо за неправильное применение контрольно-кассовой техники грозят штрафы:
1. ККТ не соответствует требованиям - 10 000 рублей.
2. Чек не отправлен покупателю - 10 000 рублей.
3. Торговля без ККТ - 30 000 рублей.

Описания изменений в порядке установки, регистрации и использования кассовой техники.

- Предпосылки введения онлайн-касс.


Цель внесения изменений в порядок работы с кассовой техникой – повысить контроль над соблюдением кассовой дисциплины . Анализ учета выручки будет автоматизирован, необходимости в постоянной проверке касс отпадет.

Новый закон повышает защиту прав потребителей . Новый порядок использования ККТ предусматривает возможность покупателями получить электронные чеки, которые будут доступны в любое время, что повышает защищенность потребителей при решении конфликтных ситуаций.


- Новые правила использования ККТ.


По новому порядку кассовые аппараты должны быть подключены к Интернету. Информация обо всех чеках будет отправляться на сервер ФНС по электронным каналам связи с использованием квалифицированной цифровой подписи.

Для фиксирования, хранения и трансляции информации обо всех совершенных в течение года платежах к кассовому аппарату будут подключаться специальные блоки - фискальные накопители (ФН) . Фактически фискальные накопители заменят ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная). После перехода на онлайн-кассы ежегодно менять ЭКЛЗ будет не нужно. Однако ФН также будет требовать замены для Организация на основной системе налогообложения замена потребуется через 13 месяцев, для юр. лиц и ИП, использующих спец. режимы – 1 раз в 3 года.

Информация о кассовых чеках передаваться на сервер ФНС будет через уполномоченные компании Операторов фискальных данных (ОФД) . Задача ОФД получить информацию о новом чеке, проверить его достоверность, защитить чек фискальным признаком и отправить информацию обратно на кассу и на сервер ФНС. Передача информации будет максимально автоматизирована и не потребует от кассиров дополнительных действий.

В случае если покупатель потребует, электронный чек должен быть направлен ему в электронном виде на указанный номер телефона или электронную почту.

После перехода на новый порядок использования ККТ снимается требования обязательного заключения договоров с Центрами технического обслуживания (ЦТО).

Кроме того, регистрацию онлайн-касс теперь можно будет проводить через Интернет без личного посещения ФНС.


- Кто подпадает под действие закона о новом порядке использования онлайн-ККТ.


Применять онлайн-кассы будут обязаны даже те предприниматели, которые в настоящее время освобождены от использования касс.

В новом законе четко прописано кто может не применять ККТ, перечень лиц закрытый, «произвольному расширению» не подлежит. От использования ККТ освобождены:

    кредитными организациями, применяющими банкоматы;

    продавцами газет и журналов;

    церковными организациями;

    кондукторами и водителями, реализующими проездные билеты;

    эмитентами ценных бумаг;

    продавцами на розничных рынках, ярмарках;

    торговцами мороженым и безалкогольными разливными напитками;

    носильщиками на вокзалах и в аэропортах;

    лицами, занятыми разносной торговлей.

Ключевые даты перехода на новый порядок использования ККТ.

с сентября 2016

Организации и предприниматели могут использовать онлайн-ККТ в добровольном порядке.

Регистрация ККТ выполняется в «старом» порядке. Добровольно можно работать по новому порядку использования ККТ.

Для регистрации новых касс предусмотрен только «новый» порядок. Для работы новых касс обязательно заключение договора с ОФД и передача фискальных данных в ФНС.Кассы зарегистрированные в ФНС до 1 февраля 2017 могут работать в прежнем режиме.

Необходимо перерегистрировать все кассы, зарегистрированные до 1 февраля 2017. После этого необходимо начать применять новый порядок работы ККТ.

Обязательное применения онлайн-ККТ, включая организации и ИП на ЕНВД и патентной системе, за исключением зафиксированного в законе перечня организаций.

Штрафы за нарушение порядка использования ККТ.

Новый закон серьезно увеличил штрафы за нарушение использования ККТ. Причем новые штрафы действуют с 15 июля 2016 года . Вместо фиксированной суммы штрафа, для некоторых нарушений наказание будет завесить от размера выручки полученной с нарушением закона.


За осуществления расчетов без применения онлайн-ККТ:

      Для физ. лиц – 50 % от суммы выручки, но не менее 10 000 рублей.

      Для юр. лиц - от 75% до 100% от суммы выручки, но не менее 30 000 рублей.

За повторные нарушения:

      Для физ. лиц – дисквалификация на срок до 2 лет.

За отказ предоставить электронный чек:

      Для физ. лиц – 2 000 рублей.

      Для юр. лиц - приостановка деятельности торговой точки до 4 месяцев.

Этапы перехода на онлайн-кассы и стоимость перехода на онлайн-ККТ.

Процесс перехода на использование онлайн-ККТ отличается в зависимости от того будет использоваться новый кассовый аппарат или организация хочет оставить уже имеющийся.

- Обновление существующей ККТ.

1. Приобрести комплект модернизации ККТ и обновление кассового ПО . Большинство производителей кассовых аппаратов заявляют, что для большинства выпущенных ранее моделей кассовых аппаратов будут разработаны комплекты модернизации ККТ , которые позволят не приобретать новые кассовые аппараты, а значит несколько сэкономить. Производители пока не объявили окончательные цены. Ожидается, что комплект модернизации ККТ обойдется в 8-10 тыс. рублей .

2. Снять с учета в ФНС существующую кассу .

3. Модернизировать ККТ и установить/обновить кассовое ПО . Для модернизации ККТ потребуется «перепрошить» кассовый аппарат. Также необходимо помнить, что помимо кассового аппарата может потребоваться обновить используемое программное обеспечение. Фирма 1С оперативно поддерживает изменение законодательства в своих программах, при наличии действующего договора 1С:ИТС обновление программы будет предоставлено без дополнительной оплаты.

4. Заключить договор с Оператором фискальных данных (ОФД). Можно предположить, что таковыми станут все основные спец. операторы по предоставлению отчетности в контролирующие органы. .

5. Приобрести и установить Фискальный накопитель (ФН). Предварительно озвучиваемая стоимость ФН для одной кассы составляет 6000 рублей.

Итого стоимость перехода на онлайн кассы в случае модернизации существующего кассового аппарата обойдется 17 000 – 19 000 без дополнительных стоимости услуг.

- Приобрести новый кассовый аппарат.

1. Приобрести новый кассовый аппарат . Ожидается, что будет широкий выбор кассовых аппаратов от разных производителей, поэтому стоимость онлайн-касс не будет выше существующих моделей. Ожидаемая стоимость новой кассы от 11 000 рублей.

Остальные этапы по порядку и стоимости совпадают с вариантом модернизации существующего ККТ.

2. Заключить договор с Оператором фискальных данных (ОФД) . Можно предположить, что таковыми станут все основные спец. операторы по предоставлению отчетности в контролирующие органы. Ожидаемая стоимость годового договора на один ККТ составит порядка 3000 рублей .

3.Приобрести и установить Фискальный накопитель (ФН). Предварительно озвучиваемая стоимость ФН для одной кассы составляет 6000 рублей .

4. Зарегистрировать модернизированный ККТ по новому порядку . Регистрацию можно выполнить через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Итого стоимость приобретения нового кассового аппарата без дополнительных услуг составляет ориентировочно от 20000 рублей.

Несмотря на единовременные затраты на покупку и регистрацию онлайн-касс, предполагается что переход на новый порядок использования ККТ позволит компаниям сэкономить в будущем:

    для организаций, которые ранее не должны были применять кассы, предполагается предоставление налогового вычета на сумму расходов понесенных на подключение ККТ в объеме до 18000 рублей.

    остальные организации смогут сэкономить на обслуживании кассовой техники. По сравнению с текущим порядком, экономия предполагается на обслуживании ЦТО и стоимости ЭКЛЗ.

Предложение по подключению онлайн-касс

    Компания 1С:Франчайзи Виктория осуществляет подключение организаций и ИП к новому порядку использования кассовой техники «под ключ».

    1С:Франчайзи Виктория:

      помогает выбрать оптимальный вариант использования касс;

      настраивает программное обеспечение для работы по новому порядку использования ККТ;

      помогает осуществить регистрацию кассовых аппаратов по «новому порядку».

Ответы на вопросы.

Что такое ОФД?

Оператор фискальных данных (ОФД) - специализированная организация уполномоченная ФНС производить сбор, проверку, передачу и хранение информации о производимых наличных расчетах.


Что такое ФН?

Фискальный накопитель (ФН) – специальный блок осуществляющий накопление и трансляцию информации о произведенных наличных платежах. Аналог ЭКЛЗ. Требует периодической замены Организация на основной системе налогообложения через 13 месяцев. Для юр. лиц и ИП, использующих спец. режимы – 1 раз в 3 года.


Что делать если пропал Интернет в магазине?

Информация о проведенных наличных расчетах должна быть передана ОФД в течение 30 календарных дней с момента формирования чека. В течение этого срока необходимо восстановить Интернет.


Что делать если в нашем населенном пункте нет Интернета?

Для магазинов, расположенных в труднодоступной и сельской местности, в которых нет Интернет предусмотрена возможность не передавать информацию ОФД, при условии предоставления покупателям расчетных документов. Перечень населенных пунктов для которых предусмотрена льгота можно уточнить в территориальных отделениях ФНС.


Можно ли отказать покупателю в предоставлении электронного чека?

По требованию покупателя, продавец обязан предоставить электронный чек. За отказ или невыполнение требования предусмотрены серьезные штрафы.

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).