Главный морской порт зарубежной европы. Транспорт зарубежной европы

Зарубежная Европа

Проверьте знание конкретного материала:
1. Какие из перечисленных стран Зарубежной Европы являются конституционными монархиями: Норвегия, Великобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, ФРГ? (Норвегия, Великобритания, Швеция, Испания)
2. Какие из перечисленных ниже стран используют дунайский водный путь для выхода к морю: Югославия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Венгрия, ФРГ? (Югославия, Хорватия, Румыния, Венгрия, ФРГ)
3. Какие из перечисленных ниже портов Зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барселона, Афины, Гданьск, Констанца? (Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель)
4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондонский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский? (Лондонский, Парижский, Южно-Германский)
Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:
1. Каковы характерные черты западноевропейского города? (в центре обычно находится главная – рыночная площадь с ратушей и собором, от которой радиально расходятся узкие улицы старого города с жилыми домами, магазинами, зданиями бывших цеховых гильдий. В старом городе обычно сохраняются архитектурно-исторические достопримечательности. В остальных частях преобладает современная застройка).
2. В чем заключаются специфические черты топливно-энергетического хозяйства стран Восточной Европы? (В Восточной Европе ориентация на уголь все еще сохраняется, причем не столько на каменный, сколько на бурый (Польша, Чехия). Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. Крупнейшие в Зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся в Польше (Белхатув) и Чехии (Северо-Чешский).
Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики, особенно в Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии – оказывает сооружение АЭС. На Дунае и его притоках сооружены ГЭС или целые их каскады. Например, самый большой из гидроузлов на Дунае в ущелье Железные ворота построен совместными усилиями Румынии и Югославии.
3. В чем основное различие между северной и южной частями Зарубежной Европы по набору полезных ископаемых?
Состав полезных ископаемых в северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона существенно отличается.
В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной герцинской складчатости, так и топливные, «привязанные» прежде всего к осадочному чехлу платформы и ее краевым прогибам. Пример: среди каменноугольных бассейнов особенно выделяются Рурский в ФРГ и Верхне-Силезский в Польше, среди нефтегазоносных – Североморский, среди железорудных – Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции.
В южной части преобладают рудные месторождения как магматического, так и осадочного (бокситы) происхождения, но запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше.
Таким тектоническим строением территории в значительной мере объясняется «некомплектность» набора полезных ископаемых в отдельных странах.
4. Каковы характерные черты транспортной системы Зарубежной Европы?
По дальности перевозок западноевропейский тип транспорта намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается.
Конфигурация сухопутной транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
С 80-х -90-х гг. особое внимание уделяется транспортной инфраструктуре, расширяется сеть автодорог, высокоскоростных железных дорог.
Велико транспортное значение Рейна и Дуная.
Многие мировые порты находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами.
Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию (Франция), либо многоцентровую (ФРГ).
Используйте карты для ответов на вопросы:
1. В каких странах Зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны? (Италия, ФРГ) (дополнение: Лихтенштейн –Вадуц -5000, Шаан -5513; Мальта – Валлетта -7199, Биркиркара -2500; Монако –Монако-Вилль -1034, Монте-Карло -1550; Сан-Марино – Сан-Марино-4352, Серравалле 8700; Черногория – Цетинье -15000, Подгорица -136000; Швейцария –Берн -127000, Цюрих -366150)
2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность населения? (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Италия, юг Англии, Чехия, Словакия)
3. Как можно попасть из Северного моря в Балтийское водным путем, не огибая полуостров Ютландия? (по Кильскому каналу, открыт в 1895 году, длина 98,7 км.)
4. Какие отрасли наиболее характерны для промышленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столичных городах; 2) в городах-портах; 3) в угольных бассейнах?
1) В столичных городах: новейшие отрасли промышленности, инфраструктура, наука, культура, сфера услуг.
2) В городах-портах: отрасли, работающие на привозном, заморском сырье; химическая промышленность, нефтехимия, судостроение.
3) В угольных бассейнах: старые отрасли: каменноугольная, металлургия.
5. Какие металлургические комбинаты работают на заморском сырье и топливе? (Таранто в Италии, Дуйсбург в Германии, Фос во Франции)
Объясните:
1. Когда и почему Зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?
В конце ХХ века для региона характерна сложная демографическая ситуация. Население Зарубежной Европы стало возрастать очень медленно, в некоторых странах происходит убыль населения – депопуляция. Меняется возрастной состав населения, растет доля пожилых людей. Все это привело к тому, что Зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции (примерно 20 млн. рабочих и членов их семей).
2. Почему во Франции и Великобритании наблюдается резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?
Париж и Лондон выросли прежде всего как административно-политические центры своих стран, которыми они служат более восьми веков.
3. Почему в структуре водопотребления Великобритании, ФРГ, Бельгии, Швеции 60-80% приходится на промышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Греции – на сельское хозяйство?
Великобритания, ФРГ, Бельгия, Швеция – промышленно развитые страны, условия для развития сельского хозяйства меньше, увлажнение достаточное. А Испания, Португалия, Греция – менее развитые страны, расположены в субтропическом поясе, где сельское хозяйство возможно лишь при искусственном орошении.
4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и добычу нефти в Северном море, хотя ее себестоимость во много раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Востока?
Если не добывать собственную нефть из Северного моря, западноевропейские страны могли быть полностью зависимы от поставок нефти из других стран. Со временем страны-поставщики могли диктовать свои условия.
5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыболовства, чем от сельского хозяйства?
Из-за природных условий. Берега Норвегии омывают Северное и Норвежское море, где недалеко проходит теплое течение Гольфстрим, и здесь запасов рыбных ресурсов много. А условий для развития сельского хозяйства мало: горный рельеф, суровый климат, малоплодородные почвы.
6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?
Так как на берегах Рейна расположены высокоразвитые государства Западной Европы Бельгия, Нидерланды, Германия, Чехия; каналами река Рейн соединена с другими реками, например, Дунаем, значит, по Рейну перевозятся грузы и для стран, расположенных на берегу Дуная.
7. Почему именно Европа была и остается главным районом международного туризма?
В Европе есть условия для развития горного туризма, речного туризма, морского туризма, пешего и автомобильного туризма. Кроме природных условий, много исторических и архитектурных достопримечательностей (даже старые камни Европы работают на развитие туризма); обслуживание туристов на очень высоком уровне.
8. Почему в депрессивных старопромышленных районах состояние окружающей среды, как правило, наиболее угрожающее?
Потому что здесь очень много промышленных предприятий, очень много городов и большая скученность населения. Развиты в основном старые отрасли промышленности.

Укажите:

  1. В каких из перечисленных ниже стран население говорит на языках германской группы индоевропейской семьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Великобритания? (Австрия, ФРГ, Великобритания)
  2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобритания, Франция, Швейцария? (ФРГ, Великобритания, Франция, Швейцария)
  3. Какие из приведенных ниже утверждений правильны для следующих стран?

Утверждения

Швейцария

Финляндия

  1. Однонациональная страна
  2. Страна со значительной долей национальных меньшинств
  3. Многонациональная страна
  4. Страна с унитарным административно-территориальным устройством
  5. Страна с федеративным административно-территориальным устройством

Польша – 1,4; Венгрия – 2,4; Франция – 2,4; ФРГ – 2,5; Швейцария – 3,5; Финляндия – 2,4; Италия – 2,4.

Можете ли вы:

2. По памяти определить страны, которые имеют сухопутные границы:

1) только с ФРГ (Дания)

2) только с Испанией (Португалия)

3) с ФРГ, Италией, Швейцарией, Словенией, Венгрией, Чехией, Словакией (Австрия)

3. Показать по карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Глазго, Роттердам, Марсель, Брюссель, Мюнхен, Неаполь, Краков, Загреб?

4. Назвать страну Зарубежной Европы, где практически нет сельского населения? (Ватикан, Монако, Сан-Марино)

5. Из приведенного ниже перечня:

А)исключить однонациональные страны: Бельгия, Испания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания; (Норвегия, Португалия)

Б) исключить страны, для которых не характерна особенно высокая концентрация промышленного производства в столичных районах: Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия, Италия, Франция, Дания? (Италия)

Из готовых ответов выберите правильный:

  1. Франция граничит с: а)тремя странами; б) пятью странами; в) шестью странами (в)
  2. Самая большая городская агломерация Зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Голландская. (Парижская)
  3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины. (Стокгольм, Копенгаген, Афины)
  4. Больше всего нефти в Зарубежной Европе добывается в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Румынии, Албании. (Норвегии)

Тестовый контроль знаний по теме «Зарубежная Европа»

Цель: проверить соответствие уровня знаний обучающихся программным требованиям и ФГОС

Класс – 12класс

Время проведения 40 минут

1.соседское положение

2.приморское положение

1.Швеция и Финляндия

2.Финляндия и Греция

3.Греция и Португалия

4.Португалия и Швеция

1.Швеция и Польша

2.Польша и Германия

3.Германия и Италия

4.Италия и Щвеция

1.Парижская и Рурская

2.Рурская и Мадридская

3.Мадридская и Лондонская

4.Лондонская и парижская

3.Установи соответствие

Страна Подотрасль с/х

1.Финляндия А.Рыболовство

2.Исландия Б.Молочное скотоводство

3.Польша В.Картофелеводство

4.Греция Г. Субтропическое садоводство

1.топливная промышленность

2.черная металлургия

3.машиностроение

4.легкая промышленность

5.Установи соответствие

Страна отрасль с/х

1.Германия А.животноводство

2.Италия Б.растениеводство

3.Испания

3.молоко, мясо, шерсть

1.Лондон

2.Гамбург

3.Роттердам

4.Вена

1.Дания и Нидерланды

2.Нидерланды и Португалия

3.Португалия и Греция

4.Греция и Дания

1.Австрия и Бельгия

2.Бельгия и Польша

3.Польша и Италия

4.Италия и австрия

1.Германия

2.Франция

3.Испания

4.Польша

1.цитрусовые, оливковое масло, вино

8.Главный морской порт германии это-:

1.Гамбург

2.Бремен

3.Роттердам

4.Дуйсбург

1.Гамбург

2.Берлин

3.Вольфсбург

4.Франкфурт – на - Майне

1.Миланская – Франция

2.Лионская – Италия

3.Верхнеселезская – Чехия

4.Рурская - Германия

1Австрия

2.Болгария

3.Дания

4.Исландия

5.Испандия

А. Гейзеров и рыболовства

Б. Игорных домов и океанариума

В. Банков и часов

Г. Корриды и апельсинов

Д. Цветов и бытовой техники

Е .Парфюмерии и высокой моды

Ж. Горных лыж и вальса

З.

И

К. Бумаги и Деда мороза

1.Монако

2. Нидерланды

3.Финляндия

4.Франция

5. Швейцария

Желаю удачи!!!

Варианты ответов

1.Найди ошибку в перечне главных черт ЭГП стран Европы

1.соседское положение

2.приморское положение

3. внутриконтинентальное положение

1.Найди ошибку в перечне главных черт характеризующих с/х Зарубежной Европы

2.Наибольшими лесными ресурсами в Зарубежной Европе обладают:

1.Швеция и Финляндия

2.Финляндия и Греция

3.Греция и Португалия

4.Португалия и Швеция

2.Крупными ресурсами каменного угля в зарубежной Европе обладают:

1.Швеция и Польша

2.Польша и Германия

3.Германия и Италия

4.Италия и Щвеция

3.Укажите самые крупные городские агломерации Зар. Европы

1.Парижская и Рурская

2.Рурская и Мадридская

3.Мадридская и Лондонская

4.Лондонская и Парижская

3.Установи соответствие

Страна Подотрасль с/х

1.Финляндия Б

2.Исландия А

3.Польша В

4.Греция Г

4.Укажите главную отрасль промышленности Зар. Европы

1.топливная промышленность

2.черная металлургия

3.машиностроение

4.легкая промышленность

4.Транспортная система Зарубежной Европы выделяется в мире:

1.самой большой дальностью перевозок

2.самой высокой густотой транспортной сети

3.преобладанием ж/д транспорта

4. отсутствием речного транспорта

5.Установи соответствие

Страна отрасль с/х

1.Германия А

2.Италия Б

3.Испания Б

5.Выберите с/х продукты, экспортируемые их Южной Европы:

1.цитрусовые, оливковое масло, вино

2.зерно, сах свекла, картофель

3.молоко, мясо, шерсть

4.мясные продукты, картофель, овощи

6.Самый крупный морской порт Зар. Европы

1.Лондон

2.Гамбург

3.Роттердам

4.Вена

6.Выбери пару стран зарубежной Европы входящих в один субрегион:

1.Дания и Нидерланды

2.Нидерланды и Португалия

3.Португалия и Греция

4.Греция и Дания

7.Выбери пару стран Зар. Европы, входящих в один субрегион

1.Австрия и Бельгия

2.Бельгия и Польша

3.Польша и Италия

4.Италия и австрия

1.Германия

2.Франция

3.Испания

4.Польша

8.Выбери с/х продукты, экспортируемые из Западной Европы:

1.цитрусовые, оливковое масло, вино

2.зерно, мясные продукты, молочные продукты

3.шерсть, сахар, рыбопродукты

4.мясные продукты, чай, фрукты

8.Главный морской порт Германии это-:

1.Гамбург

2.Бремен

3.Роттердам

4.Дуйсбург

9.Главный центр автомобилестроения Германии - это:

1.Гамбург

2.Берлин

3.Вольфсбург

4.Франкфурт – на - Майне

9.Выберите варианты, где верно указаны страны, в которых находятся данные агломерации:

1.Миланская – Франция

2.Лионская – Италия

3.Верхнеселезская – Чехия

4.Рурская - Германия

10.Определите о какой стране Западной Европы можно сказать, что «это страна - …..»

1.Австрия Ж

2.Болгария И

3.Дания З

4.Исландия А

5.Испания Г

А. Гейзеров и рыболовства

Б. Игорных домов и океанариума

В. Банков и часов

Г. Корриды и апельсинов

Д. Цветов и бытовой техники

Е .Парфюмерии и высокой моды

Ж. Горных лыж и вальса

З. Молочных продуктов и сказок Андерсена

И .Плантаций роз и черноморских пляжей

К. Бумаги и Деда мороза

1.Монако Б

2. Нидерланды Д

3.Финляндия К

4.Франция Е

5. Швейцария В

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).

Нарду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных (например, - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т) Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), (27), (26), Кипр (23), (22), (22), Япония (17), КНР (15). Однако мировое лидерство , и весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью и западноевропейских стран (в том числе , ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.
Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.

Крупнейшие морские порты мира

Порт

Страна

Грузооборот (млн.т)

Сингапур

Сингапур

325

Роттердам

320

Новый Орлеан

США

225

Шанхай

Китай

185

Сянган

Китай

175

Тиба

Япония

170

Хьюстон

США

160

Нагоя

Япония

155

Ульсан

Р.Корея

150

Антверпен

130

Лонг Бич

США

125

Инчхон

Р.Корея

120

Пусан

Р.Корея

115

Иокогама

Япония

115

Гаосюн

115

Лос-Анджелес

США

115

Гуанчжоу

Китай

100

Анализ перечня крупнейших портов мира показывает, что значительная часть из них (11 из 17 крупнейших) расположена в Азии. Это говорит о возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве.
Все основные морские порты подразделяются на два типа: универсальные и специализированные. Большая часть портов мира универсального типа. Но наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Специализированные порты распространены в основном в развивающихся странах. Они ориентированы на погрузку товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

В структуре мировых морских перевозок в последние десятилетия происходили изменения: до начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (нефть, нефтепродукты и газ). В связи с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля сухогрузов и генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) возрастает. Хотя необходимо отметить, что в целом объемы морских перевозок, в том числе и нефтепродуктов, растут.

Основные направления морских перевозок:

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан (1/2 всех морских перевозок), по побережью которого расположены крупнейшие морские порты зарубежной Европы и Америки (2/3 всех портов). В сформировались несколько направлений морского судоходства:

  1. Североатлантическое (крупнейшее в мире), связывающее Европу с Северной Америкой.
  2. Южноатлантическое связывающее Европу с Южной Америкой.
  3. Западноатлантическое, связывающее Европу с Африкой.

Второе место по объему морских перевозок занимает . Он пока сильно отстает от Атлантического, но имеет самые высокие темпы роста грузооборота. Потенциал этого океана очень большой. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых (Япония и страны НИС) имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Японии, стран Ю-В Азии Австралии, США и . Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США и Японией.

Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.
На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские проливы ( (через него проходит больше всего судов – 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Ормузский (100), Малаккский (80), Босфор (40), Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский, и др.), а также морские судоходные каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Основные направления мировых грузоперевозок:

Нефть и нефтепродукты:

  • из стран Ближнего Востока в , США и ;
  • из района Карибского моря в США и Западную Европу.
  • из Австралии, ЮАР, США в Западную Европу и Японию.

Железная руда:

  • из в Японию;
  • из Австралии в Западную Европу и Японию.

Зерновые культуры:

  • из США, Канады, Австралии и в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки.

Зарубежная Европа занимает видное место в мировом грузо– и пассажиро-обороте. Ее региональная транспортная система представляет собой сложное переплетение практически всех видов транспортных путей. К ее характерным чертам принято относить: сложность конфигурации, очень высокую густоту сети, большую долю смешанных перевозок, широкое развитие транзитного сообщения. До начала 1990-х гг., когда интеграционные процессы в западной и восточной частях Европы протекали в значительной мере изолированно друг от друга, развитие транспорта также привело к формированию двух почти самостоятельных концентров – западного (капиталистического) и восточного (социалистического), хотя, разумеется, связанных между собой. Но затем, когда возобладали идеи «европейского дома», стали получать развитие и объекты общеевропейской транспортной инфраструктуры. Именно такие объекты – автомобильные и железнодорожные магистрали, судоходные реки и каналы, трубопроводы, морские порты и международные аэропорты – составляют ныне костяк общеевропейской транспортной инфраструктуры, определяя ее конфигурацию. Именно к ним привлечено внимание не только отдельных стран, но и международных общеэкономических и транспортных организаций, в особенности в рамках ООН и Европейского союза. В результате в этой важной сфере хозяйства были разработаны и частично уже начали осуществляться многие крупномасштабные проекты. Интеграционные процессы оказали большое влияние на развитие железнодорожного транспорта Европы. До начала 1990-х гг. они сказывались преимущественно на Западной Европе, где на многих направлениях начали действовать международные железнодорожные экспрессы. С начала 1990-х гг. реконструкция железнодорожной сети идет по двум главным направлениям. Это, во-первых, уже охарактеризованное создание высокоскоростных магистралей на главных участках пассажирского движения. И это, во-вторых, объединение железных дорог Западной и Центрально-Восточной Европы. Можно добавить, что на обширной территории последнего субрегиона также исторически сложились довольно существенные различия между северной и южной группами стран. В Польше, Чехословакии и Венгрии железнодорожное строительство велось главным образом еще в XIX в., и для них характерна в целом большая густота сети железных дорог. В Балканских странах формирование такой сети началось позднее, и в результате густота ее оказалась меньшей. Западная Европа опережает Центрально-Восточную и по развитию автомобильного транспорта. В этом субрегионе при относительно небольших расстояниях и к тому же в условиях сначала ослабления, а затем и отмены в большинстве стран таможенных барьеров особенно выявились преимущества автомобильного транспорта, который по темпам роста опередил все остальные виды. Интеграционные процессы сказались и на системе внутренних водных путей Европы. Общая их протяженность составляет 100 тыс. км, в том числе судоходных рек – 85 тыс. и судоходных каналов – 15 тыс. км. Половина этих путей находится в пределах стран СНГ, другая половина – в пределах зарубежной Европы. Ее основными международными речными магистралями давно уже стали Рейн и Дунай. Отсюда со всей очевидностью вытекает целесообразность соединения двух этих рек между собой при помощи «связки» Рейн – Майн – Дунай.Новый, современный проект возник в Германии еще в 20-х гг. XX в. В качестве своего рода подготовительного этапа к такому строительству можно рассматривать работы по улучшению условий навигации на Рейне и в особенности на Майне. В результате к началу 90-х гг. XX в. на Майне было сооружено 34 гидроузла. Отныне обе главные речные магистрали зарубежной Европы – Рейн (грузооборот свыше 300 млн т в год) и Дунай (свыше 100млнт) – соединены между собой и образуют единый водный путь протяженностью 3,5 тыс. км от Роттердама до Сулины в устье Дуная. Однако при всем значении перечисленных проектов в последнее время особенно большое внимание привлекают проекты осуществления так называемых транспортных коридоров между Западом и Востоком Европы. Именно этим коридорам предстоит сыграть главную роль в процессах общеевропейской интеграции, в создании панъевропейской транспортной системы. (например, маршрут Хельсинки-таллин- Рига-Калининград-Гданьск+Рига- Каунас-Варшава). Обратим внимание также и на то, что Европа уже получила хорошую транспортную связь с Малой Азией благодаря двум современным автодорожным мостам через пролив Босфор, каждый из которых пропускает более 20 тыс. автомобилей в сутки. А в скором времени, возможно, она получит более удобную связь и с Африкой. Особенности географического положения и конфигурация территории зарубежной части Европы привели к тому, что на ее берегах возникли сотни больших, средних и малых портов. Морские порты зарубежной Европы давно уже стали средоточием таких функций морского хозяйства, как судоходство, судостроение, судоремонт, а также рыболовство. Наряду с этим в них развивалась и промышленность, но она не преобладала. Исторически в Западной Европе сформировались два главных морских и, соответственно, портовых фланга – северный и южный. К северному флангу относятся порты Балтийского, Северного морей, Ла-Манша, связи между которыми восходят еще ко времени Ганзейского союза. В большинстве своем они расположены в эстуариях и устьях рек и совмещают функции морских и речных портов, что обеспечивает хорошие связи. Например, свыше половины грузов, составляющих морской грузооборот Роттердама, транспортируется к нему по рекам и каналам. К южному флангу относятся порты Средиземноморья, также достигавшие большого расцвета еще в средние века. Для них расположение в устьях судоходных рек как раз совершенно не характерно. Марсель, Генуя, Барселона, Таранто, Триест, Пирей находятся на открытых участках берега или в небольших бухтах и располагают системой волноломов и других искусственных портовых сооружений. Их промышленные зоны имеют самую различную конфигурацию. Самый крупный портово-промышленный комплекс Средиземноморья и четвертый по грузообороту (95 млн т) во всей Европе сформировался на юге Франции, в районе Марселя. Зависимость всех стран Западной Европы от внешних экономических связей очень значительна. В экспорте всех стран (стоимость экспортируемой продукции достигает 2600 млрд. долларов США в год) преобладает готовая промышленная продукция. Основные статьи экспорта: - Австрия - машины, оборудование, лесоматериалы, бумага, графит, азотные удобрения, металлоизделия, пищевые продукты; - Бельгии - чугун, сталь, химические товары, продукция машиностроения, текстильные изделия, стекло, медикаменты, обработанные бриллианты (крупнейший центр торговли бриллиантами - Антверпен); - Великобритания - аэрокосмическое оборудование, химикаты, фармацевтические препараты, автомобили, научные и медицинские инструменты, оружие, капиталы и услуги (банковские, страховые операции, деловые, телекоммуникационные, научно-информационные и культурные услуги, аукционы, реклама);- Ирландия - важнейший экспортер мяса, масла, племенных лошадей, комплектующих для ЭВМ; - Нидерланды - промышленная продукция (электротехника), топливное сырье, продукция животноводства, овощи и цветы, обработанные бриллианты; - Франция - машины, оборудование, самолеты, химическая и фармацевтическая продукция, вина, сельскохозяйственная продукция; - ФРГ - капитал и услуги, оружие, автомобили, химическая продукция, текстиль, медикаменты, продовольствие и др. В импорте (стоимость импортируемой продукции составляет около 2420 млрд. долларов США ежегодно) важны промышленная и сельскохозяйственная сырье и полуфабрикаты, продовольствие (тропические культуры). Нидерланды, Швейцария и ФРГ - крупнейшие в Европе импортеры рабочей силы. Внешнеэкономические связи Украины со странами региона: значительные объемы украинских товаров поставляются в ФРГ, Великобританию, Францию, Нидерланды, Австрию, Швейцарию, а наибольшее количество импорта в Украину поступает из ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Бельгии.

На протяжении многих сотен лет Европа считалась лидером по количеству больших и маленьких морских портов. И это неудивительно, ведь ее омывают воды Атлантического и Северно-Ледовитого океанов, а также 9 морей. В настоящее время насчитывается около 900 морских портов Зарубежной Европы.

Классификация морских портов

Основным показателем работы любого морского порта является его грузооборот. В Европе существует немало портов, у которых грузооборот составляет 1 млн. тонн в год и более. Но наибольшее значение имеют те, чьи данные превышают 50-60 млн. тонн в год. Их называют мировыми портами Зарубежной Европы, поскольку они играют большую роль в мировом хозяйстве.

Все морские порты можно условно разделить на два типа:

  • Универсальные – те, что принимают и обрабатывают самые разные грузы. Таких портов больше всего в экономически развитых странах, и в приморских странах Европы практически все порты – универсальные.
  • Специализированные – те, что созданы специально для погрузки какого-то конкретного товара в больших количествах. Как правило, такие порты строят в развивающихся странах, чтобы экспортировать на мировые рынки различное сырье и топливо. Специализированные порты есть и в Европе: из Швеции и Финляндии поставляется качественный лес и лесоматериалы в больших объемах.

Рис. 1. Самый крупный порт в Европе – Роттердам.

Страны Европы имеют многовековую историю, и их часто посещают туристы, желающие приобщиться к уникальной культуре. Для этих целей организовывают морские круизы, позволяющие не только посетить крупные города, но и насладиться живописными морскими пейзажами. Благодаря крупнейшим круизным портам Европы такие путешествия становятся очень удобными и приятными.

Крупные порты Зарубежной Европы

Безусловным лидером в числе европейских морских портов является нидерландская рыбная бухта Роттердам. Это главный морской порт Европы, который входит в десятку крупнейших мировых портов.

Роттердам построен на побережье Северного моря в Нидерландах, и свою славу одного из самых загруженных портов в мире заслужил еще в 1962 году. С тех пор он только наращивал мощь, и в настоящее время его грузооборот составляет около 421 млн. тонн в год.

История этого порта уходит корнями в 14 век, когда он был только основан. Размеры его впечатляют: общая площадь порта составляет 105 кв. км, а в длину он занимает почти 40 км.

Рис. 2. Порт Роттердам.

Благодаря тому, что порт находится в устьях рек Маас и Рейн, его еще часто называют «воротами Европы», поскольку на его территории перерабатывают чуть меньше половины всех грузов, поступающих в эту часть региона. Роттердам обустроен специальными терминалами для приема самых различных грузов: горючих материалов, полезных ископаемых, зерна, контейнеров.

В списке крупных европейских портов есть еще два лидера:

  • Гамбург – обслуживает транзитные суда Чехии и Австрии.
  • Антверпен – обслуживает Бельгию, а также Германию, Люксембург и северные районы Франции.

Круизные порты Европы

Европейские круизные порты расположены на побережье Черного, Средиземного и Балтийского морей. По сути, такие порты являются ведущими мегаполисами, которые представляют большой интерес для туристов: Гамбург, Рим, Осло, Барселона, Лиссабон, Копенгаген, Амстердам.

Рис. 3. Круизный порт Амстердам.

Однако далеко не все европейские порты способны принять у себя габаритные мегалайнеры. Их список не так уж велик, и остается неизменным в течение многих лет. Другое дело – парусники и небольшие круизные суда: для них открыты практически все круизные порты Средиземноморья и Балтики.

Что мы узнали?

Самый крупный морской европейский порт – Роттердам, входящий в десятку мировых лидеров. Универсальные порты Европы способны обрабатывать различные грузы, обеспечивая экспорт и импорт товаров на мировой рынок. Также на морских побережьях расположены круизные порты с развитой инфраструктурой и транспортом.