Трубопроводная система заполярье нпс пурпе. Объект строительства: "Заполярье - НПС Пур-Пе", расширение ЛЭС — Реализованные проекты — ООО СпецСтройКомплектация

Инвестпроект по строительству нефтепровода Заполярье – Пурпе реализуется для транспортировки нефти с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, в том числе Ванкорского месторождения,на НПЗ России и на экспорт.
Реализация проекта осуществляется на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.04.2010 № 635-р последовательно в два этапа по мере развития и обустройства новых месторождений. Трасса проходит по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов Тюменской области.

Первый этап (магистральный нефтепровод «Пурпе-Самотлор» мощностью 25 млн. тонн нефти в год протяженностью 429 км) введен в эксплуатацию в 2011 году.
Второй этап (магистральный нефтепровод «Заполярье-Пурпе» мощностью 45 млн.тонн в год протяженностью 488 км) реализуется в несколько этапов с юга на север:
I очередь-участок от г.Тарко-Сале до пос.Пурпе;

II очередь-участок от пос. Новозаполярный до г.Тарко-Сале с завершением в 4 квартале 2015 года;

III очередь-участок от ГНПС «Заполярье» до пос. Новозаполярный с завершением в 4 квартале 2016 года.

Нефтепровод прокладывается в сложном ладшафте северных районов Ямало-Ненецкого АО: маршрут трассы по большей части проходит по болотистой местности (переходы болот составляют более 250 км), отмечаются участки сплошных и прерывистых вечномерзлых грунтов, магистраль пересечёт 21 автомобильную дорогу, 90 водных преград, в том числе такие крупные реки как Пур и Таз.

Именно поэтому объекты нефтепровода Пурпе – Самотлор сконцентрировали в себе все передовые достижения науки в области трубопроводного транспорта нефти. При строительстве использованы новейшие технологические и технические решения, современное оборудование, качественные комплектующие материалы и техника. Новая магистраль призвана обеспечить надежный, эффективный, экономически и экологически оправданный в условиях северных широт и многолетнемерзлых грунтов транспорт углеводородного сырья с минимальным влиянием на местную природную среду: реализуется эстакадное строительство, на оленьих тропах предусмотрены пропуски.


В настоящее время завершён первый участок трубы между г.Тарко-Сале и п. Пурпе, об этом на пресс-конференции заявил генеральный директор ОАО "Сибнефтепровод" Юрий Богатенков. Первые трубы новой нефтяной магистрали были сварены в марте 2012 года. К январю 2013 года строители "соединили" в единую плеть 46 километров, из них 36,6 километра для подземной и 9,3 километра для наземной прокладки. На сегодня уложено в траншею 28 километров трубы, на специальных опорах – 3,6 километра. Построен подводный переход магистрального нефтепровода через реку Пурпе традиционным траншейным методом, компания приступает к второй очереди строительства.

Следует отметить, что для транспортировки вязкую северную нефть необходимо подогревать до 60 градусов. На всем протяжении трассы для этих целей будут построены пункты подогрева нефти. В рамках первой очереди их два, всего планируется сооружение семи подобных пунктов.

На пути трубопровода пуровская тайга постепенно сменится тазовской тундрой.

Земляные работы на трассе.





Севернее посёлка Пурпе уже встречаются островки мёрзлого грунта, чтобы тёплая труба не растопила его реализуется технология эстакадной прокладки - трубопровод поднимают над землёй на специальных опорах. На 46-ти километровом участке между п.Пурпе и г.Тарко-Сале по этой технологии построено 3.6 км. трассы, в мире есть ещё два подобных нефтепровода, на Аляске и Ванкоре.





Протаскивание дюкера на подводном переходе через реку Пурпе

Нефтеперекачивающая станция "Пурпе" недалеко от одноимённого посёлка, находится в ведении Ноябрьского Управления Магистральных Нефтепроводов. Станция заработала в 2011 г. в рамках завершенного проекта "Пурпе - Самотлор", в рамках нового проекта здесь построен пункт подогрева нефти, расширен резервуарный парк.

P.S. 6 февраля ОАО «Сибнефтепровод» приступило к строительству нефтеперекачивающей станции №2 на нефтепроводе Заполярье - Пурпе. Станцию строит в районе Коротчаево подрядная организация ООО «Велесстрой». Подготовительные работы по расчистке площадки под будущие объекты были начаты еще в конце прошлого года. Сейчас же полным ходом идет сборка вахтового жилого поселка. На этот раз строители отказались от использования традиционных вахтовых вагончиков в пользу жилых мобильных зданий. Уже смонтированы административно-бытовой комплекс, столовая, два общежития для рабочих. Через несколько дней будут готовы прачечная и женское общежитие.
Сейчас на производственном объекте проходят статические испытания свай под резервуары. Всего планируется построить двенадцать резервуаров. Два из них - емкостью по пять тысяч кубометров - для сброса ударной волны. Согласно утвержденному графику, новая нефтеперекачивающая станция планируется к сдаче в эксплуатацию в октябре 2015 года.

Трубопроводная система "Заполярье-Пурпе"

Проектная мощность второго участка - нефтепровода "Заполярье–Пурпе" составляет 45 млн тонн в год. Общая протяженность нефтепровода составляет около 500 км. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы. Предполагается поэтапный ввод нефтепровода в эксплуатацию: 1 этап - в декабре 2013 г., 2 этап – в декабре 2014 г., 3 этап – в декабре 2015 г.

Главная нефтеперекачивающая станция №1 с ЛЭС

Главная нефтеперекачивающая станция – самая северная точка нефтепровода Заполярье-Пурпе. Летом сюда добраться можно только на вертолете, из-за исключительно подвижного грунта. Поэтому всю необходимую технику для строительства ВЕЛЕССТРОЙ завозил еще зимой. Погодные условия также не балуют строителей. Летом солнце сутками не заходит за горизонт, но средняя температура не поднимается выше 5-11 градусов. Зимой морозы до -45, а если и теплеет, то до -20 С. Основная задача перед генподрядчиком ООО «Велесстрой» - сооружение восьми вертикальных стальных резервуаров с понтонной крышей, емкостью 20 000 м3. Как и все объекты на ГНПС, резервуары устанавливаются на сваи. Под один резервуар требуется порядка пятисот свай. За сутки рабочие ВЕЛЕССТРОЙ успевают установить где-то 300. Ростверк фундамента резервуаров поднят над землей на 1.5 м, сваи уходят в глубину на 12 м, термостабилизаторы – на 15. На объекте ВЕЛЕССТРОЙ также провел работы по строительству и монтажу подпорной насосной станции, семи резервуаров для хранения топлива различной емкости, четырех резервуаров противопожарного запаса воды, пожарное депо, насосной станции пожаротушения, кабельной эстакады, операторной, дизельной электростанции, технологического трубопровода и другое.

Нефтеперекачивающая станция №2

НПС-2 находится южнее ГНПС-1, на 152-м километре трассы. По проекту, на данной НПСке ВЕЛЕССТРОЙ возводит 10 вертикальных стальных резервуаров с понтонной крышей. Как и на главной нефтеперекачивающей станции, на НПС-2 есть проблемы с мерзлотой. Во избежание растопления грунта под резервуарами, рядом с каждой сваей устанавливается термостабилизатор. На этом объекте ВЕЛЕССТРОЙ проводит работы по строительству десяти резервуаров для хранения топлива разной емкости, организует строительно-монтажные работы по сборке служебно-бытового корпуса, насосных пожаротушения и для приема воды, занимается устройством дорог.

Линейная часть 44 км

В рамках инвестиционного проекта «Заполярье – НПС Пурпе» ВЕЛЕССТРОЙ выполняет строительно-монтажные работы в т.ч.наземная и подземная прокладка трубопроводов, строительство вольтрассовой ВЛ 10кВ, строительство узлов запорной арматуры и вантузов объекта линейной части 3-й очереди трубопроводной системы на участке км 0 – км 44,56. Во время проведения инженерных изысканий было выявлено, что прокладывать трубы придется в крайне сложных геологических условиях, из-за так называемых нестабильных грунтов, например мелкольдистых. Они, то долгое время сохраняются в замерзшем состоянии, то при потеплении на несколько градусов превращаются в железообразную массу, теряя несущую способность. Чтобы гарантировать надежность нефтепровода, решили вести его над землей, поместив трубу с дополнительным теплоизолирующим слоем на свайные основания. Чтобы предотвратить потерю тепла при транспортировке нефти, все трубы оснащены специальной изоляцией.

Трубопроводная система НПС "Пурпе"- ЛПДС "Самотлор"

Трубопроводная система НПС "Пурпе"-ЛПДС "Самотлор" В 2010-2011 был реализован проект, результатом которого стало увеличение до 25 млн тонн в год поставок нефти из Ямало-Ненецкого автономного округа и северной части Красноярского края. Для этого по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского (Югры) автономных округов было проложено более 400 километров трубопроводов, реконструированы нефтеперерабатывающие станции “Пурпе” и “Самоотлор”, построены объекты энергетического и технологического сопровождения. Все эти работы велись в рамках строительства нефтепровода "Пурпе - Самотлор" - первой части глобального проекта создания магистрального нефтепровода "Заполярье - Пурпе - Самотлор". Второй участок - "Заполярье–Пурпе" - будет иметь протяженность около 500 километров и мощность около 45 млн тонн в год. Ввод в эксплуатацию планируется в конце 2015 года. Нефтепровод "Пурпе - Самотлор" позволил увеличить поставки нефти с Ванкорского месторождения в систему "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), а оттуда - на мировые рынки или нефтеперерабатывающие заводы России. Строительство в дальнейшем дополнительных промежуточных нефтеперерабатывающих станций поднимет мощность готового участка вдвое - до 50 млн тонн в год

Участие ООО «Велесстрой» в строительстве нефтепровода "Пурпе - Самотлор" В реализации проекта строительства нефтепровода "Пурпе-Самотлор", где треть всех территорий трассы составляли болота и заболоченные участки, могли участвовать только компании, имеющие опыт преодоления водных преград, работы со сложными грунтами, осушения болотистых местностей. ВЕЛЕССТРОЙ, умеющий применять передовые технологии и сложную строительную технику, организовать процессы в сложных природных условиях, успешно справился с поставленными задачами. В дополнение к обязательному соблюдению требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды, специалисты ООО “Велесстрой” на всех этапах - от проектирования до ввода в эксплуатацию - применяли повышенные нормы промышленной и экологической безопасности.

Промежуточная Нефтеперекачивающая станция №2 Вынгапур

Промежуточная нефтеперекачивающая станция «Вынгапур» - современнейший объект, оснащенный по последнему слову техники, построенный в тундре. ВЕЛЕССТРОЙ провел работу по строительству и монтажу магистральной насосной, что, конечно, является сердцем станции, операторной, в которой в реальном времени показаны все данные о давлении, температуре, вибрации в НПС и прочие показатели. Возвел закрытую стоянку техники, пожарное депо, котельную, столовую, помещение для закрытого распределительного устройства и многое другое. Что хочется отдельно отметить про НПС: во-первых, 90% оборудования в насосной станции – отечественные. А, во-вторых, при строительстве станции заказчик и ВЕЛЕССТРОЙ особое внимание уделяли экологической безопасности транспортировки нефти: насосы были оборудованы системой контроля утечек, а в помещении станции имеются датчики загазованности.

Нефтеперекачивающая станция Пурпе

Нефтеперекачивающая станция Пурпе - начальный пункт нефтепровода Пурпе-Самотлор. Находится станция в Пуровском районе Ямальского края. Выполняя функцию генерального подрядчика в 2010-2011 гг., ВЕЛЕССТРОЙ выполнил комплекс работ по строительству четырех резервуаров, объемом 20000 м3, здание магистральной насосной, насосную станцию пожаротушения, насосную водоснабжения, топливозаправочный пункт, строительство инженерных сетей и сетей связи, провел работы по монтажу технологического оборудования, электроснабжения.

Нефтеперекачивающая станция Пурпе - Расширение

Из-за невозможности расширения резервуарного парка на действующей НПС Пурпе, которую ООО «Велесстрой» строил несколько лет назад, компании пришлось сооружать новую нефтеперекачивающую станцию, которая находится в трех километрах от существующей. Сегодня ВЕЛЕССТРОЙ проводит строительно-монтажные работы, в т.ч. сооружение/демонтаж Временных зданий и сооружений; проведение работ по вскрытию пересечений коммуникаций и сетей сторонних организаций, их техническое освидетельствование с привлечением специализированной организации и прочее; выполнение пуско-наладочных работ; проведение работ по рекультивации нарушенных земель.


Газопровод Бованенково – Ухта-2 и два нефтепровода “Транснефти” Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет сегодня торжественно введены в строй на Ямале и в Красноярском крае. Команду на запуск по видеосвязи дал президент России Владимир Путин. Трубопроводы позволят обеспечить подачу газа в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) РФ, а также прием нефти с недавно эксплуатируемых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и Красноярского края.

Перед началом церемонии президент заявил, что три трубопровода существенно расширят возможности всей нефтегазовой отрасли. Кроме того, они будут содействовать дальнейшему развитию российских регионов. Разумеется, прежде всего, новые транспортные магистрали помогут обеспечить и нарастить поставки углеводородов на экспорт.

“Для всех очевидно, что потребность в энергетических ресурсах, безусловно, и в нашей стране в связи с ростом экономики, и в мире, будет только расти. В том числе будет расти и потребность в углеводородном сырье. Для того, чтобы быть готовыми к расширению рынка, нужно своевременно принимать решения инвестиционные, что мы и сделали вот по этим проектам, – подчеркнул Путин. – И при планировании дальнейшей работы нужно самым внимательным образом реагировать не только на то, что происходит на мировых энергетических рынках, но и смотреть на динамику развития собственной российской экономики. С тем, чтобы у нас никогда не возникало ограничений роста экономики в связи с каким-то дефицитом энергоресурсов и соответствующей инфраструктуры”.

Глава государства также похвалил строителей трубопроводов, отметив, что все три проекта были воплощены в жизнь “на высочайшем профессиональном уровне”. Путин заявил, что при строительстве, несмотря на сложные климатические условия, были выполнены все экологические требования. Кроме того, использовалась современная отечественная техника.

Бованенково – Ухта-2

Трубопровод Бованенково – Ухта-2, как и действующая магистраль Бованенково – Ухта, будет доставлять газ с крупнейшего на Ямале Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения в ЕСГ. Его длина – 1,2 тыс километров. В числе прочего, новый трубопровод поможет наполнить топливом обе нитки строящегося «Северного потока – 2».

Для этого требуется дополнить так называемый Северный газовый коридор газопроводом . К строительству этой ветки “Газпром” уже приступил в 2015 году.

Разведанные и предварительно оцененные запасы газа на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении составляют 4,9 трлн кубометров. Промышленная разработка этого промысла началась в 2012 году.

Заполярье – Пурпе

Торжественно запущенные сегодня нефтепроводы, в принципе, уже функционируют. Например, наполнять Заполярье – Пурпе сырьем «Транснефть» начала еще в апреле прошлого года, однако процесс этот длительный и продолжался в течение полугода. В начале декабря “Транснефть” приступила к прокачке нефти по этому трубопроводу без установки тарифа. Позднее тариф был утвержден в размере 399 рублей за тонну.

Заполярье – Пурпе – по оценке экспертов, самый северный магистральный нефтепровод мощностью 45 млн тонн в год и протяженностью 488 км. Его ресурсной базой являются Уренгойская группа месторождений «Газпрома»; Сузунское, Тагульское, Русское, Русско-Реченское месторождения «Роснефти»; Мессояхское и Восточно-Мессояхское месторождения, разрабатываемые «Роснефтью» и «Газпром нефтью»; а также Пякяхинское месторождение ЛУКОЙЛа. Трубопровод Заполярье – Пурпе связал эти промыслы с нефтепроводной системой Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

Основные объемы прокачки (до 78%) законтрактовала»Транснефть». Согласно предварительным договорам, компания-оператор собирается ежегодно осуществлять поставку до 10 млн тонн нефти «Роснефти», а также до 7,4 млн тонн нефти «Мессояханефтегаза», до 3,1 млн тонн ЛУКОЙЛа, до 3,1 млн тонн «Газпрома» и 1,3 млн тонн «СеверЭнергии».

Магистраль проходит по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам. Маршрут трассы по большей части проходит по болотистой местности, отмечаются участки сплошных и прерывистых вечномерзлых грунтов. Стоимость всего проекта, по оценке главы “Транснефти” Николая Токарева составляет более 200 млрд рублей.

“Создано 1,5 тыс рабочих мест. В бюджеты всех уровней будет отчисляться порядка 3 млрд рублей налогов”, – отметил Токарев на церемонии запуска трубопровода.

Куюмба – Тайшет

Нефтепровод Куюмба – Тайшет соединил Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское месторождения в Красноярском крае с нефтеперекачивающей станцией в Тайшете и затем с нефтепроводом ВСТО. В ноябре 2016-го «Роснефть» начала прокачку сырья с Юрубчено-Тохомского промысла в систему трубопровода. В 2018 году подключится и Куюмба.

Реализация проекта Куюмба – Тайшет включает в себя два этапа. Первый предусматривает строительство линейной части, двух нефтеперекачивающих станций (НПС) с суммарным объемом резервуарных емкостей 160 тыс кубометров, создание центральной ремонтной службы и базы производственного обеспечения в Богучанском районе Красноярского края, а также расширение головной НПС-1 “Тайшет”. Пропускная способность нефтепровода составит на этом этапе 8,6 млн тонн нефти в год.

Вторым этапом предусмотрено строительство еще двух нефтеперекачивающих станций (НПС-3 и НПС-4) на территории Красноярского края и Иркутской области. Объемы транспортировки сырья будут постепенно увеличиваться и должны достичь к 2023 году 9,9 млн тонн, а с 2024-го – 11 млн тонн в год. В дальнейшей перспективе пропускная способность нефтепровода Куюмба – Тайшет достигнет 15 млн тонн нефти в год.

Общая протяженность этой трубопроводной магистрали – около 700 километров. Ее строительство обошлось в 124,2 млрд рублей. :///


Заполярье - Пурпе - Самотлор
Расположение
Страна Россия
Общая информация
Тип нефтепровод
Владелец Транснефть
Строительство 2010
Начало эксплуатации 2017
Техническая информация
Длина 906
Диаметр 1020 мм
Перекачивающие станции 5

Реализация проекта

Строительство нефтепровода предполагалось осуществить в два этапа: на первом этапе - проектирование и строительство нефтепровода «Пурпе - Самотлор»; на втором этапе - проектирование и строительство нефтепровода «Заполярье - Пурпе».

Фактическое строительство нефтепровода началось ещё до подписания распоряжения Правительства. Так, официальный старт работам ещё 11 марта 2010 года дал заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Сечин . Тогда же прошла и сварка первого стыка трубопровода в районе Нижневартовска .

Строительство нефтепровода велось с опережением графика . И уже 25 октября 2011 года недалеко от Ноябрьска прошла церемония ввода в эксплуатацию участка Пурпе - Самотлор .

5 марта 2012 года началась реализация второго этапа строительства магистрального нефтепровода - был сварен первый стык системы Заполярье-Пурпе. Завершить весь проект планировалось в IV квартале 2016 года . Среди компаний, которые выразили заинтересованность в проекте, назывались «ЛУКОЙЛ », «Газпром нефть », «Газпром » и ТНК-BP .

31 августа 2016 года был начат приём нефти в трубопроводную систему Заполярье - Пурпе. Первая нефть поступила с Пякяхинского месторождения, разработку которого ведёт ПАО «ЛУКОЙЛ » .

18 января 2017 года Президент России Владимир Путин официально запустил вторую очередь нефтепровода Заполярье - Пурпе . Таким образом был дан старт эксплуатации всего магистрального нефтепровода Заполярье - Пурпе - Самотлор.

Стоимость и характеристики проекта

Протяжённость магистрального нефтепровода Пурпе - Самотлор составляет 429 километров, он имеет диаметр 1020 мм и мощность 25 млн тонн нефти в год (с возможностью расширения пропускной способности до 50 млн тонн нефти в год) . Работу нефтепровода обеспечивают три нефтеперекачивающие станции. Совокупные инвестиции на данном этапе составили 44,8 млрд рублей (или 55,9 млрд руб. в ценах 2010 г.) .

Магистральный нефтепровод Заполярье - Пурпе имеет мощность 45 млн тонн в год и протяжённость 488 км . Диаметр трубы 1020/820 мм. Работу нефтепровода обеспечивают две нефтеперекачивающие станции . Строительство участка Заполярье-Пурпе обошлось в 237,8 миллиардов рублей . Изначально предполагалось, что в финансировании данного проекта примут участие нефтяные компании ТНК-ВР , Газпром нефть , Северэнергия и Лукойл. Однако впоследствии схема финансирования была пересмотрена и большую часть затрат взяла на себя Транснефть . Компенсировать эти затраты предполагалось за счет тарифной политики на прокачку нефти по данным нефтепроводам, а также за счет обязательств нефтяных компаний по заполнению трубы .

Технологические решения

Почти 80 % маршрута нефтепровода Заполярье - Пурпе проложено над поверхностью земли - на специальных опорах, что исключает воздействие тепла, выделяемого от трубы, на вечномерзлые грунты. Строение самих опор также имеет свои особенности: часть из них имеют неподвижные основания, часть перемещается в одной плоскости, а некоторые - могут двигаться во всех плоскостях. Подобные технологические решения обусловлены особенностями изменения грунта и самого трубопровода в условиях сильных перепадов температур . Научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, связанными со строительством самого северного в России магистрального нефтепровода, занимался НИИ Транснефть .

В виду низких зимних температур и скорости ветра, которая нередко превышает 40 м/сек в местах пролегания нефтепровода, а также особенностей северной нефти, которую отличает высокая вязкость, были созданы специальные пункты подогрева нефти. Это позволяет облегчить транспорт нефти по трубопроводу и избежать её застывания .

В местах миграции северных оленей на участках нефтепровода Заполярье-Пурпе-Самотлор предусмотрены специальные оградительные конструкции, которые обеспечивают беспрепятственный проход оленей, предотвращают их травмирование, а также повреждение нефтепровода .

Инженерные и технологические решения, использованные при строительстве нефтепровода, защищены более чем 30 международными патентами .

Примечания

  1. Российская газета, № 6705 (0) (рус.) . rg.ru
  2. ТАСС, "Сергей Новицкий обсудил этапы строительства объектов инфраструктуры «Заполярье-Пурпе» (рус.) . tass.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  3. Правительства РФ от 22 апреля 2010 г. N 635-р (рус.) (недоступная ссылка - история ) . gov.garant.ru .
  4. Вести.ру, «Под Нижневартовском начали строительство нового нефтепровода» (рус.) . www.vesti.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  5. Тюмень Медиа, «Сварен первый стык нефтепровода Пурпе - Самотлор» (рус.) (недоступная ссылка - история ) . tyumedia.ru .
  6. Росбалт, «Нефтепровод Заполярье - Пурпе - Самотлор строится с опережением графика» (рус.) (недоступная ссылка) . www.rosbalt.ru . Архивировано 3 мая 2018 года.
  7. Накануне.ру, «Сергей Шматко и Сергей Сметанюк приняли участие в открытии трубопроводной системы Пурпе - Самотлор на Ямале» (рус.) . www.nakanune.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  8. Труд, Новая «труба» Заполярья (рус.) . www.trud.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  9. Деловая газета «Взгляд, «Началось строительство нефтепровода Заполярье - Пурпе» (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 21 сентября 2017. Архивировано 27 июля 2015 года.
  10. Интерфакс (рус.) . www.interfax-russia.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  11. РИА Новости, «Транснефть получила от 3 компаний заявки на заполнение Заполярья-Пурпе» (рус.) . ria.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  12. Ореанда, «По магистральному нефтепроводу Заполярье - Пурпе „прошла“ первая нефть» (рус.) . www.oreanda.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  13. Официальный портал Администрации Президента России (рус.) . www.kremlin.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  14. Распоряжение Правительства РФ от 22 апреля 2010 г. N 635-р (рус.) . gov.garant.ru . Дата обращения 1 января 2019.