Заполните таблицу название страны отрасль международной специализации. Отрасли международной специализации в россии

Мировая экономика. Шпаргалки Смирнов Павел Юрьевич

7. Международная специализация

Наряду с тенденцией к развитию всемирного рынка на основе разделения труда продолжает действовать международная специализация , сущность которой состоит в том, что отдельные страны специализируются на выпуске каких-то конкретных товаров и услуг. Эта специализация объясняется традициями, спецификой производственного и экономического потенциала, наличием или отсутствием природных ресурсов.

Специализация позволяет отдельным странам не затрачивать огромные денежные ресурсы на создание новых отраслей для производства тех или иных товаров, а получать их путем внешней торговли. Это объясняется тем, что каждая страна обладает длительным профессиональным опытом в производстве определенных высококачественных товаров, что позволяет экспортировать их в другие страны.

Система международной специализации получила наибольшее развитие во второй половине ХХ века. Данному процессу способствовали, прежде всего, экономическое и политическое развитие отдельных стран, научно-техническая революция, дальнейшее развитие всемирного рынка, политика государственного регулирования экономики.

В результате развития международной специализации произошло разделение стран на три основные группы:

1. Страны, производящие продукцию обрабатывающей промышленности.

2. Страны, ориентированные на добычу полезных ископаемых.

3. Страны, специализирующиеся на производстве и продаже продукции сельского хозяйства.

В то же время существует и четвертая группа стран, которая одновременно производит продукцию обрабатывающей, добывающей промышленности и сельского хозяйства. К ним относятся ряд промышленно развитых стран, в первую очередь США и Канада.

Развитие и углубление международной специализации на базе разделения труда избавляет многие страны от необходимости развития всех отраслей производства и позволяет сконцентрировать усилия и специализироваться на производстве определенных видов продукции. Вместе с тем оно исключает возможность образования монокультурной структуры экономики, поскольку предполагает создание в каждой стране рационального хозяйственного комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих отраслей народного хозяйства.

Из книги Маркетинг. А теперь вопросы! автора Манн Игорь Борисович

90. Какая стратегия перспективнее: специализация или универсализация? Другими словами, лучше работать по схеме «мы хорошо делаем что-то одно» или «мы можем сделать для вас практически все»? Для компании или для маркетера? Для компании – это специализация, специализация и

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

3. Международная миграция капитала Международная миграция капитала как явление начало активно развиваться в период становления мирового хозяйства.Перемещение капитала за рубеж (вывоз капитала) – это процесс, в ходе которого происходит изъятие части капитала из

Из книги Международные экономические отношения автора Роньшина Наталия Ивановна

9. Международная торговля услугами Сегодня не только товары продаются на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:1) услуги, оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают

Из книги Sonin.ru - Уроки экономики автора Сонин Константин Исаакович

Глава 7 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ Говорят, знаменитый математик и физик Станислав Улам однажды попросил еще более знаменитого экономиста Пола Самуэльсона назвать хотя бы одну верную, но нетривиальную экономическую теорию. Подумав, Самуэльсон предложил теорию

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

41. Международная экономическая интеграция Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 4 Международная торговля Ответ Международная (внешняя) торговля является основной и наиболее древней формой международных экономических отношений и представляет собой обмен товарами и услугами между различными государствами, развивающийся на базе

Из книги Дефолт, которого могло не быть автора Гилман Мартин

Международная политика Последствия предшествовавших десятилетий, отмеченных воинственностью и недоверием, продолжали сказываться на отношениях между Россией и Западом. Западные политики стремились принять участие в российских делах, но с минимумом затрат. Это

Из книги Сборник рефератов по географии для 10 класса: Экономическая и социальная география мира автора Коллектив авторов

Реферат МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВ (РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ) План1. Введение.2. Разделение труда в эпоху зарождения цивилизаций.3. Роль Великих географических открытий в разделении труда.4. Экономическая сущность международного

Из книги Мировая экономика автора Шевчук Денис Александрович

Глава V МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА Принято считать, что системный подход становится достоянием науки о международных отношениях с середины пятидесятых годов. Его широкое распространение совпало с проникновением в социальные дисциплины достижений научно-технической

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЧР Международная политика в сфере ЧР касается степени конвергенции или дивергенции в практике ЧР, принятой в зарубежных филиалах или подразделениях. Здесь следует принимать во внимание отличия в трудовом законодательстве, характер рынка

Из книги Легко не будет [Как построить бизнес, когда вопросов больше, чем ответов] автора Хоровиц Бен

Специализация Первое, что следует внедрить при расширении масштабов компании, – специализация. В стартапах каждый начинает как мастер на все руки. Например, программисты пишут коды, разрабатывают архитектуру системы, тестируют продукты, потом внедряют их и помогают с

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Международная макроэкономика Макроэкономика на международной арене – то есть самый широкий охват – вот любимый предмет бизнес-школ. Благодаря глобализации международная экономика становится все более популярным элементом программы МВА. Приемные отделения лучших

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

23.3. Специализация участников транспортного процесса в международной торговле В настоящее время на рынке транспортных услуг отмечается следующая специализация участников транспортного процесса: экспедиторы, агенты, брокеры, операторы и перевозчики. Агенты работают на

Из книги Антикризис. Выжить и победить автора Катасонов Валентин Юрьевич

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления. В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью". Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот.

В географическом разделении труда можно различать два случая:

1. (абсолютный) - Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить

2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже.

В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.

В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство.

В процессе расширения арабского халифата арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов.

В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.

Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв..

В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе.

Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда.

Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки.

Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.

Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.

Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники. Географическое разделение труда если не создает, то, во всяком случае, усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники. С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара.

Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль. Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.

Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда. При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются.

Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним. Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.

Формирование МХ фактически охватывает всю историю человечества. Процесс его создания начался ещё на мануфактурной стадии развития капитализма (XVI - XVIII вв.). В результате Великих географических открытий международная торговля охватила районы не только Старого, но и Нового света, обмен продуктами между которыми привёл к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки; увеличилась протяжённость железных дорог.

В XVIII - XIX вв. произошла промышленная революция, шло образование крупной машинной индустрии в ряде стран Западной Европы и США. Окончательное формирование МХ можно отнести к периоду - с конца XIX по начало XX вв.

В настоящее время в мире преобладают 3 главных центра МХ: Европа (28 % ВВП - валовой внутренний продукт), США (26 % ВВП), Япония (10 % ВВП).

К сведению: ВВП - совокупная стоимость потребляемых населением товаров и услуг, созданных в стране, государственных закупок и капиталовложений.

Международное географическое разделение труда (МГРТ) выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Результатом международного географического разделения труда является отрасль международной специализации для данной страны.

К сведению: отрасль международной специализации - отрасль, которая в большей степени ориентирована на экспорт продукции и в первую очередь определяет “лицо” государства в МГРТ.

Для того, чтобы могла возникнуть подобная специализация, необходимо выполнение определённых условий:

1) страна, участвующая в МГРТ должна обладать какими-то преимуществами (например, богатством природных ресурсов), по крайней мере, перед частью государств, в производстве соответствующей продукции;

2) должны существовать страны, испытывающие потребность в этой продукции;

3) затраты на доставку продукции к месту продажи должны быть выгодны стране-производителю;

4) государство должно производить данной продукции больше, чем необходимо ей самой.

Примеры отраслей международной специализации:

· Япония - экспорт автомобилей, морских судов, продукции радиоэлектроники и роботостроения.

· Болгария - выпуск продукции агропромышленного комплекса и подъёмно-транспортного оборудования.

· Канада - производство зерна, продукции лесной промышленности.

· Замбия - экспорт медной руды и рафинированной меди и т.п.

Степень вовлечения любого государства в МГРТ зависит в первую очередь от уровня развития его производительных сил. Поэтому индустриально развитые страны занимают ведущие места в выпуске “облагороженной”, дорогостоящей продукции - машин и оборудования, товаров длительного пользования и т.д.

Что же касается развивающихся стран, то основные отрасли их международной специализации связаны с вывозом природных ресурсов и сельскохозяйственной продукции.

Наряду с тенденцией к всемирному хозяйству, всемирному рынку на базе разделения труда, продолжает действовать международная специализация, сущность которой состоит в том, что отдельные страны специализируются на выпуске каких-то конкретных товаров и услуг. Эта специализация объясняется традициями, спецификой производственного потенциала, экономическим потенциалом, наличием или отсутствием природных ресурсов.

Специализация позволяет отдельным странам не затрачивать огромные денежные ресурсы на создание некоторых производств для выпуска товаров, а получать их путем внешней торговли. Это связано с тем, что та или иная страна обладает длительным, профессиональным опытом в производстве тех или иных высококачественных товаров, что позволяет экспортировать их в другие страны, которые импортируют такие товары, поскольку они их не производят в силу определенных внутренних национальных особенностей экономик.

Система международной специализации, хотя и существовала в начале XX в., наибольшее развитие получила во второй половине его половине. Этому способствовало прежде всего экономическое и политическое развитие отдельных стран, научно-техническая революция, дальнейшее развитие всемирного рынка, политика государственного регулирования экономик.

В результате дальнейшего развития международной специализации произошло разделение стран как бы на три группы: 1) страны, производящие продукцию обрабатывающей промышленности на мировой рынок; 2) страны, дающие продукцию добывающей промышленности; 3) страны, специализирующиеся на производстве и продаже продукции сельского хозяйства. В то же время существует и четвертая группа стран, которая одновременно производит продукцию обрабатывающей, добывающей промышленности и сельского хозяйства. Это ряд западных промышленно развитых стран (США, Канада, Англия, ФРГ, Франция).

К первой группе стран следует отнести в основном такие промышленно развитые западные страны, как США, ФРГ, Англию, Францию, Канаду, Италию, Японию, которые поставляют на мировой рынок высокотехнологическое оборудование, автомобили, станки, химические товары, бытовую технику. Вместе с тем внутри этой группы также существует специализация по некоторым видам продукции. Например, производителями и поставщиками авиационной техники являются в основном США, Англия, Франция, ФРГ, Италия, производителями и поставщиками высококачественных автомобилей -- корпорации США, Англии, ФРГ, Франции, Японии, Италии, Швеции. В конкурентной борьбе в производстве бытовой техники приоритет в специализации имеют Япония, ФРГ, Голландия.

Ко второй группе относятся страны, обладающие мощными минеральными ресурсами и продающими их на мировом рынке. Это прежде всего нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки, осуществляющие продажу нефти и газа.в основном промышленно развитым странам. Кроме того, к этой группе следует отнести ряд стран Африки и Латинской Америки, а также такие промышленно развитые страны, как Швеция, Австралия, Канада, которые добывают и продают в большом количестве различные минеральные ресурсы (уголь, руды черных и цветных металлов, золото, серебро и т.д.).

К третьей группе относятся страны, специализация которых на всемирном рынке ограничивается исключительно сельскохозяйственной продукцией, либо из-за слабого экономического развития в основном вследствие колониального господства ряда западных стран в XVIII--XIX вв., либо в результате данной специализации. В первую очередь это касается стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Поставщиками сельскохозяйственной продукции на мировом рынке являются также большинство промышленно развитых капиталистических стран (США, Канада, практически все страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия).

Говоря о третьей группе стран -- поставщиков сельскохозяйственной продукции, следует отметить наличие среди них специализации на определенный вид продукции. Так, Бразилия является признанным поставщиком кофе, Аргентина -- мяса, Куба -- сахара, Индия и Шри-Ланка -- чая, ряд стран Латинской Америки и Африки -- бананов, арабские страны -- фиников и цитрусовых, хлопка.

Международная специализация производства обеспечивает относительно полное и экономичное использование производительных сил каждой развитой в экономическом отношении страны. Развитие и углубление международной специализации на базе разделения труда избавляет многие страны от экономически непредвиденной и в ряде случаев непосильной задачи развития всех отраслей производства и позволяет сконцентрировать усилия и специализироваться на производстве определенных видов продукции. Вместе с тем оно исключает возможность образования монокультурной структуры экономики, поскольку предполагает создание в каждой стране рационального хозяйственного комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих отраслей народного хозяйства. Однако такая формулировка приемлема в основном для экономически развитых стран и абсолютно не подходит многим развивающимся, чья экономика продолжает носить монокультурный характер, т.е. имеет однообразную экономическую направленность. Поэтому международная специализация при всей ее специфике должна быть направлена на многоотраслевую структуру народного хозяйства, в которой сочетается оптимальный вариант соотношения различных отраслей. Однако данная концепция в целом трудновыполнима. Даже в ряде промышленно развитых стран существует некоторая диспропорция в развитии различных сфер экономики. Диспропорциональность, причем значительная, существовала и в социалистических странах, о чем свидетельствует низкая доля продукции обрабатывающей промышленности в их экспорте на мировой рынок. Система замкнутого хозяйственного комплекса, или односторонняя, слишком узкая международная специализация экономики, наносит ущерб эффективности общественного производства и понижает темпы экономического развития как отдельных стран, так и всего мирового хозяйства.

Формирование международной специализации производства определяется рядом факторов, в частности:

В идеальном отношении, с точки зрения международной специализации, находятся те страны, которым присущи действия всех этих факторов, что позволяет им сбалансирование участвовать в разделении труда и мировом хозяйстве. Международная специализация не является застывшим процессом, она постоянно подвергается эволюционным изменениям.

Начиная с 70-х гг. международная специализация претерпела определенные изменения под воздействием развития транснациональных корпораций промышленно развитых капиталистических стран. Погоня за прибылью, низкие издержки производства, более дешевая рабочая сила обусловили развитие производств и услуг транснациональных корпораций в различных странах от промышленных до развивающихся. Создавая высокотехнологические производства и производя высококачественную конкурентную продукцию, поставляемую на различные национальные рынки, они по существу являются основными носителями международной специализации в рамках всемирного хозяйства и мирового рынка товаров и услуг. Достаточно отметить, что основными поставщиками легковых и грузовых автомобилей на мировой рынок являются транснациональные корпорации промышленно развитых стран (в США -- "Дженерал моторс", "Форд", "Крайслер"; в ФРГ -- "Даймлер бенц", "Фольксваген", "Опель", "Ауди"; во Франции -- "Рено", "Пежо--Ситроен"; в Англии -- "Бритиш моторе", "Роллс-Ройс"; в Японии -- "Мицубиси", "Ниссан", "Тайота"; в Италии -- "Фиат"; в Южной Корее -- "Дайво"). То же самое можно сказать о другой высококачественной продукции обрабатывающей промышленности, производимой транснациональными корпорациями. Например, в области электронной продукции превалируют корпорации США, Японии, ФРГ, Франции, Голландии, Италии, а в сфере производства бытовой техники -- ФРГ, Франция, Англия, Япония, Голландия.

Таким образом, за последние 20--30 лет транснациональные компании взяли на себя функцию международного разделения труда и международную специализацию. В настоящее время внешне международное разделение труда и международную специализацию осуществляют страны и государства, а по сути ее проводят транснациональные корпорации, которые, имея национальные штаб-квартиры и производство внутри своих стран, располагают также огромным производственным, бытовым, финансовым, техническим потенциалом в других странах.

Говоря о международной специализации и разделении труда, давая характеристику современным международным экономическим отношениям, следует подчеркнуть, что специализацию и разделение труда в последние 20--30 лет нельзя ограничить только сферой производства товаров и услуг. Она значительно шире и охватывает сферу рынка капитала, рынок ценные бумаг, предоставление различных услуг. При этом главную роль в усилении специализации и разделении труда сыграли транснациональные компании, которые на мировом рынке предъявляли спрос на ссудный капитал и различные услуги. Удовлетворять эти потребности стали транснациональные кредитно-финансовые институты (коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, частные пенсионные, инвестиционные компании). Данные учреждения обеспечивают основной оборот кредитных ресурсов, ценных бумаг, страхования и фрахта на мировом рынке.

Как известно, международное разделение труда оказывает большое влияние на развитие национальных экономик, т. е. здесь создаются отрасли международной специализации, которые, помимо удовлетворения потребностей своего населения, значительную часть производимой продукции отправляют на мировой рынок.

Международная специализация –это концентрация про­изводства однородной продукции в одной или нескольких странах для удовлетворения не только своих потребностей, но и потреб­ностей заинтересованных стран.

Международная специализация развивается по двум направлениям: производственному и территориальному .

В свою очередь, производственное направление подразделяется на:

o межотраслевую специализацию;

o внутриотраслевую специализацию;

o специализацию отдельных предприятий.

Территориальная международная специализация включает:

o специализацию отдельных стран;

o специализацию группы стран;

o специализацию регионов.

Основнымивидами международная специализацияявляются:

o предметная (производство готовых изделий) специализация;

o подетальная (производство деталей, узлов, агрегатов, частей и компонентов изделий) специализация;

o технологическая или стадийная специализация.

Отрасль международной специализации – это отрасль или группа отраслей, определяющие характер и уровень международной специализации страны и отвечающие следующим признакам :

Более высокий удельный вес такой отрасли в производстве данной страны по сравнению с мировым производством;

Более высокий уровень внутриотраслевой специализации.

Подетальная специализация – это специализация на производстве отдельных деталей, узлов, агрегатов с их последующей поставкой предприятию, производящему готовый продукт из этих частей.

Специализация предприятий разных стран на изготовление частичных продуктов связана с современной НТР. Усложнение технологической структуры производства привело к росту числа деталей и узлов, используемых в готовом изделии.

Например, в легковом автомобиле насчитывается до 20 тыс. деталей и узлов, в прокатных станах – около 100 тыс., в электровозах – до 250 тыс.

Примером такой специализации может служить производство шведского автомобиля «ВОЛЬВО». Российский потребитель приобретающий в Москве автомобиль этой марки, получает на самом деле лишь одну треть чисто шведской продукция. Более 60% комплектующих Швецией импортируется.

Технологическая специализация означает сосредоточение усилий стран на выполнение отдельных операций по изготовлению готового изделия, (т.е. осуществление отдельных технологических процессов, например, сборка, сварка, окраска, производство отливок, заготовок и т. п.).


Примером, международной технологической специализации может служить поставка из-за рубежа в Россию глинозема, и выплавка из него алюминия.

В историческом плане МСП смещается от межотраслевой к внутриотраслевой. Первоначально МСП основывалась на общем разделении труда и приводила к международному обмену продукции одной базисной отрасли материального производства (промышленности) на товары другой (сельского хозяйства). Такая форма МСП господствовала примерно до 70–80-х гг. XIX в.

К 30–40-м гг. XX в. произошел определенный сдвиг от межотраслевой специализации, базирующейся на общем разделении труда, к межотраслевой специализации на основе частного разделения труда. Такой вид МСП предполагал обмен продукции одной комплексной отрасли (например, машиностроения) на продукцию другой комплексной отрасли (например, химической промышленности).

С 50–60-х гг. получает распространение внутриотраслевая специализация в границах комплексных отраслей промышленности (машинострои­тельная, химическая, текстильная, пищевая и т.д.), а потом – и в рамках первичных отраслей (станкостроение, автомобилестроение, авиационная промышленность, химическое машиностроение и т.д.).

В 70–80-е гг. на первый план вышла внутриотраслевая МСП и вызванный ею международный обмен това­рами-аналогами с различными потребительскими свойствами (на­пример, легковыми и грузовыми автомобилями разного класса; уни­версальных ЭВМ на персональные компьютеры, кожаной обуви на изготовленную из заменителей и т.д.). Особенно широкое разви­тие получает подетально-поузловая и технологическая специали­зация: так, ныне доля деталей и узлов во внешней торговле развитых капиталистических стран продукцией машино­строения составляет более 40% (про­тив 20% в 1960 г.).

« Отрасли международной специализации России».

Урок изучения и закрепления нового материала.

Тема «Отрасли международной специализации России» является одной из главных в разделе «Россия в современном мире» и вытекает из темы «Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда», а в дальнейшем является основой для изучения темы «Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений», а также «География и структура международной торговли».

Темы все довольно сложные, даже для восприятия 11-классника. Изучение материала еще осложняется и тем, что данный раздел, на который по учебному плану отводится 10 часов, в учебно-методическом комплекте – отсутствует. Ни строчки ни в учебниках, ни в методичках. Следовательно, на таких уроках не обойтись без использования новых педагогических технологий и среди них особую роль занимает использование на уроках географии, особенно в старших классах, слайд-лекций.

В данном случае они эффективно заменяют отсутствующие комплекты учебно-методических материалов да и успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. Слайд-лекции позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации, излагаемой учителем с использованием наглядных эффектных образцов в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков, карт и т.д.

Во время такой лекции ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и слухом. Такое сочетание получаемой информации создает на уроке благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.

Весь урок ориентирован на достижение одной единственной цели: выявить международно-специализированные отрасли страны. Анализируя вопросы предыдущего урока, учащиеся сами определяют тему и выделяют цель данного урока. Формулируют и обосновывают вопросы, при помощи которых задачи урока становятся возможными для их решения, т.е. чтобы доказать, что нефть, газ и Эл.энергетика являются приоритетными направлениями нашей страны, ребята сформулировали и озвучили 4 вопроса (или 4 проблемы, как угодно), которые необходимо решить в данном случае: это

Где добывают ресурс

Сколько добывают

Кто экспортирует

- куда экспортируем?

Это говорит о том, что с предыдущих уроков они вынесли логическое завершение темы «Россия в мировом хозяйстве».

Во время проведения вот такой слайд-лекции учитель не устраняет ученика из учебного процесса. Интерактивный диалог между мною и учащимися, который велся на протяжении всего урока, дал возможность использовать фронтальную работу на уроке, что позволило работать сразу со всем классом, применяя разные формы изложения материала.

Главная трудность при использовании фронтальной работы состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся и обеспечить их устойчивое внимание. Так вот как раз возможности слайд-лекции помогает концентрировать внимание учащихся на основных моментах учебного материала. Смена слайдов, изображение иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, наконец яркость цветов, присутствующих в данной презентации по уроку, сделали его, на мой взгляд, интересным для ребят, наглядным и убедительным, опять – таки за счет использования современных мультимедийных технологий. И поэтому в течение всего урока интерес ребят к теме, к материалу не ослабел, в течение всего урока они были активны и позитивны. На мой взгляд, на лицо был познавательный интерес ребят, положительное восприятие и понимание материала. Некоторые из ребят принимали участие в подготовке данной лекции, получив опережающее задание. На уроке они имели возможность выступить со своим материалом.

По ходу лекции в течение всего урока ребята анализировали таблицы, схемы, диаграммы, осуществляли первичное обобщение и заполняли таблицу, которая отражает ход и вопросы урока и дает возможность не только структурировать, систематизировать, но и обобщить весь материал, изложенный на уроке. В конце таблицы по каждой отрасли учащиеся сделали обобщающий вывод. В дальнейшем таблица является основой для выполнения домашнего задания в виде практической работы. Учитывая, что предмет ведется 1 час в неделю, практическая будет выполняться к концу следующей недели и для ребят она станет хорошим помощником для восполнения информации.

Данная форма проведения урока дает возможности использования не только обучающего или развивающего характера, но и воспитательные возможности для формирования мировоззрения ученика. Мною на уроке было предложено два практических задания. По квитанциям на оплату газа и Эл.энергии ребята должны были рассчитать потребление газа и Эл.энергии из расчета на одного человека т.е. на себя и сколько они за это платят. А потом сделать вывод, умеют ли они экономить и ресурс и свои деньги? Кроме межпредметных связей с экономикой, математикой такие задания практической направленности обеспечивают связь обучения на уроке с жизнью и актуализируют личный опыт и знания учащихся. Связующим звеном воспитательного момента является изучение материала по республике Коми. Это ребятам ближе, роднее. Они живут здесь и как следствие с удовольствием работают над вопросами по Коми республике. На уроке таким примером послужило выступление ученика (для общего развития) с информацией Северо-Западного таможенного управления об экспорте товаров за 9 месяцев 2010 года из республики Коми. Свежая информация, она ребят заинтересовала, особенно то, что товары из Коми экспортируются в 89 государств мира, а ввозятся из 48.

Все этапы урока имели логический переход и логическое завершение. На заключительном этапе урока было установлено, что материал учащиеся усвоили: связь между фактами, содержанием понятий, первичным обобщением и систематизацией новых знаний привели к логическому обобщению всего изученного на уроке материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Отрасли международной специализации»

1) Какой раздел мы сейчас с вами изучаем?

Россия в современном мире.

2) О чем шла речь на предыдущих уроках?

О современном геополитическом положении.

Россия в мировом хозяйстве.

Россия в МГРТ (международном географическом разделении труда).

3) Кто первым в России ввел это понятие и дал четкое определение МГРТ?

Николай Николаевич Баранский.

4) Сначала дайте определение ГРТ.

- ……………………………………

5) Теперь, пожалуйста, определение МГРТ.

- ,,,,,,………..

6) Какие слова здесь являются ключевыми?

Специализация и обмен!

7 ) Что такое специализация, т.е. когда отрасль считается специализированной?

-…………………..

-………………….

-…………………..

8) Как вы думаете, у нас в России есть такие отрасли, которые считаются специализированными и производится обмен?

Конечно есть.

9) Раз есть, следовательно, как может звучать тема нашего сегодняшнего урока?

(Слайд 1)

– Отрасли международной специализации России.

10) И что мы можем сегодня выяснить на уроке?

Какие это отрасли.

(Слайд 2).

Совершенно верно. Мы должны с вами:

Цель: Выявить международно-специализированные отрасли страны.

10) Так вот для того, чтобы выявить эти отрасли, надо решить следующие задачи.

(Слайд 3).

- Вспомнить и дать определение отраслям специализации, определяющим «лицо» страны в МГРТ.

- Попытаться доказать, что ……………………2

- …………………………………………3

- Проанализировать экспорт Эл.энергии в разрезе стран 4

- Ну и конечно познакомиться со статьями экспорта из РК.

Запишите план урока себе в тетрадь.

1) Мы с вами говорили, что МГРТ во времени меняется, но неизменным его результатом является что?

Отрасль международной специализации.

(Слайд 4).

– Вспоминаем определение : читают по слайду.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: - Экспорт продукции.

По диаграмме анализируем структуру российского экспорта:

а) какие товары больше всего мы экспортируем, сырьевые или несырьевые?

Сырьевые – 93% , из них

б) львиная доля приходится на?

Нефть и газ – 65%

в) нефть и газ составляют основу какого межотраслевого комплекса?

ТЭК. Добывающая промышленность, плюс

г) Эл.энергетика входит в ТЭК?

ДА, конечно.

д) СЛЕДОВАТЕЛЬНО

(Слайд 5). Место России в МГРТ определяют три кита российской экономики:

ТЭК

Металлургия

ВПК

Мы сегодня подробно останавливаемся на ТЭК, т.е. отраслях? добывающей или? обрабатывающей промышленности, а металлургия и ВПК - отрасли обрабатывающей промышленности.

…………………………………………………………………………………………………………….

2Вопрос.

Но чтобы доказать, что нефть, газ, Эл. энергетика – являются приоритетными направлениями нашей страны, на какие вопросы мы должны ответить? (добывающая промышленность),значит

Где добывают

Сколько добывают

Кто экспортирует

Куда экспортирует (сказать про раздаточный материал в виде таблицы для заполнения по ходу урока)

а теперь смотрим, где добывают и сколько, кто и куда экспортирует.

(Слайд 6)

Вспоминаем, крупнейшие месторождения нефти в России находятся

В Западной Сибири

И в Урало-Поволжье, (обратить внимание на Сахалин -5 и Курмангазы – совместное с Казахстаном)

(Слайд 7). (Вывод делают ученики)

А теперь посмотрите на таблицу, в цифрах. Анализируем и делаем вывод:

По предполагаемым запасам крупнейшее - Самотлорское, по остаточным - Приобское.

Интенсивно идет добыча нефти?

Конечно.

Посмотрите на цифры Сахалин – 5 и Курмангазы – это проектные месторождения. Их предполагаемые запасы составляют 1500 млн. 1100 млн. т. нефти. По 2008 году мы видим, что добыча пока не производится.

У России большие надежды связаны с этими проектными месторождениями.

(Слайд 8) (По слайду работает ученик)

Добыли топливный ресурс, давайте посмотрим как он распределяется в РФ.

(переработка и экспорт, анализ схемы и вывод)

(Слайд 9)

Кто-же это все экспортирует? Крупнейшие экспортирующие нефтяные компании.

Анализ. Вывод:

(Слайд 10)

Анализируем структуру российского экспорта нефтепродуктов в страны СНГ и дальнего зарубежья.

(Анализ и вывод)

(Слайд 11)

Судя по диаграмме, объем экспорта нефтепродуктов из России - ? растёт, а объём выручки от экспорта в последние годы – падает. С чем это связано?

С мировым финансовым кризисом и снижением цен на нефть на мировом рынке.

А кто контролирует цены на нефть, ? (какая) международная организация?

ОПЕК.

Из всего выше сказанного, на ваш взгляд, действительно ли нефтяная промышленность является одним из главных направлений в экономике страны?

ДА!

(Слайд 12)

И добываем много и экспортируем еще больше, причем и в сыром виде и в переработанном, а как мы выглядим на фоне других стран по запасам нефти?

Конечно впереди планеты всей – это Страны Ближнего Востока и латиноамериканская страна – Венесуэла.

Нам нашей нефти по нынешним запасам и добыче хватит всего лишь на??? 20 лет.

И для того чтобы пополнить запасы нефти в стране и идет разработка таких проектных месторождений как САХАЛИН – 5 и КУРМАНГАЗЫ (совместное с Казахстаном).

ТАМ ГДЕ НЕФТЬ, ТАМ И ГАЗ,

3). Вопрос

(Слайд 13)

Обратить внимание: один из главных источников инвалютных поступлений.

(Слайд 14).

раз нефть сопровождается газом и наоборот, то районы месторождений нефти и газа- ? совпадают. Особенно в этом плане отличается? Западная Сибирь.

Перечисляем месторождения (по крупнейшим месторождениям краткая характеристика в виде сообщений 2-3 учеников)

(Слайд 15). (Анализируем слайд)

Главным экспортером среди газовых компаний, конечно, является? ГАЗПРОМ.

(Сравниваем: нефть – РОСНЕФТЬ -1 место

ГАЗПРОМнефть – 5 место

по газу с точность донаоборот:

Газ – ГАЗПРОМ – 1 место

РОСНЕФТЬ – 5 место.

(Слайд 16)

Ребята, не трудно догадаться, что именно ГАЗПРОМ является одним из…………………..

Анализируем динамику экспортных поставок ГАЗПРОМа. (Выводы по слайду делает ученик).

Вывод: В страны СНГ и Балтии Россия экспортирует газа меньше, чем в страны Дальнего Зарубежья, потому что они являются, наверное, более корректными и более ответственными партнерами, выполняющими свои обязательства. Стран СНГ – 11, дальнее зарубежье - более 50, и следовательно объемы потребления тоже разные. (Примерный вывод, сделанный учеником)

(Слайд 17)

Это такие страны как………………………………………….

Основным импортером является?

ГЕРМАНИЯ,

высокоразвитое европейское государство, имеющее Крупнейший каменноугольный? Рурский бассейн, но вот природный газ там практически отсутствует.

(Слайд 18)

Что касается стран Балтии и СНГ, то здесь основным импортером является? УКРАИНА.

При изучении геополитического положения России, О чем шла речь?

О ГАЗОМОМ конфликте между Россией и Украиной. Никак не могли договориться о стоимости газа за 1000 кубометров.

(Анализ таблицы стоимости газа) Требования специализации? выполняются?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Исходя из стоимости за 1000 кубометров и количества членов семьи, рассчитать, сколько приходится м3 на одного члена семьи и какую сумму он платит за это?

(ребята считают и делают выводы самостоятельно)

НЕФТЬ, ГАЗ – это сырье для получения электроэнергии.

ПЕЧОРСКАЯ ГРЭС: тепловая, газ – основное, запасное – мазут .

4 вопрос:

(Слайд 19). ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА , не сырьевой ресурс, но относится к базовым отраслям промышленности и является одной из главных в статье экспорта ТЭК России.

(читаем слайд)

(Слайд 20). Анализируем диаграмму.

Значительное увеличение экспорта электроэнергии наблюдалось

2003,

2005 годах. 2005-2006 более или менее стабильный экспорт, а вот с 2007 года - снижение экспортных поставок, которое наблюдается и сейчас.

С чем связано, ? с мировым финансовым кризисом. Научились считать деньги, научились экономить Эл.энергию. А мы научились с вами считать и экономить?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вы все получаете квитанции на оплату Эл.энергии. Проанализируйте, сколько стоит 1 кВтч, какое количество энергии потребляет ваша семья в целом, какую сумму вы за это платите и посмотрите из расчета на 1 человека., т.е. вас. (считают, анализируют, делают выводы)

Нам в Печоре продает Эл.энергию ОАО «Коми энергосбытовая компания».

(Слайд 21 – 22)

С крупнейшими компаниями-экспортерами эл.энергии и странами – импортерами нас

познакомит (сообщение ученика)

(Слайд 23).

Ребята, а что же экспортирует наша с вами родная РЕСП. КОМИ? Как вы думаете?

Естественно, имея на территории такие месторождения нефти и газа как

Возейское

Вуктыльское

Усинское и др.. мы экспортируем ………………..

Печорский к-угол . бассейн дает возможность продавать -----------

Сыктывкарский ЛПК …………………………

В республике, как и в России, то наблюдается спад экспортной продукции, то подъем.

Из таблицы видно, что доход от экспорта продукции за 9 месяцев 2008 года почти в два раза меньше за тот же период 2007 года. Однако с 2009 наблюдается подъем экспортной продукции из РК.

А самые свежие данные по экспорту нам озвучит (сообщение ученика)

(Слайд 24)

Все вопросы мы исчерпали, возвращаемся к началу урока и подводим итоги:

1. Мы дали определение отраслям специализации, которые являются «лицом» страны в МГРТ?

Отрасли, ориентированные на экспорт.

2. Доказали, что добыча и экспорт нефти являются…………………………,

3. А в газовой промышленности Россия – абсолютный монополист (запасы, добыча, экспорт)

4. Проанализировали экспорт Эл. энергии в разрезе стран?

5. Познакомились с экспортом продукции из РК?

А в итоге, мы выявили ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ.

Назовите мне их:

НЕФТЬ

ГАЗ

ЭЛ.ЭНЕРГИЯ

Вопросы есть, тогда, пож-та, обобщающие выводы:

(Слайд25)

1 ряд –

2 ряд –

3 ряд – а)

Б) (обобщение и выводы делают ученики по рядам)

(Слайд 26) Домашнее задание.

Выучить конспект. Применить таблицу для пр.раб (таблица заполнялась по ходу урока всеми учащимися)

Все ребята, которые готовили опережающее задание, получают 5. Остальные получат оценки по практической работе.

(Слайд 27) Всем спасибо за работу.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: