Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Выходом данного проекта стал подпроект "День открытых дверей".
Проблема проекта: Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь семье в воспитании ребенка.
Цель проекта: установление доверительных и партнёрских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- Повысить психолого – педагогическую культуру родителей.
- Сократить дистанцию между педагогами и родителями.
- Приобщение родителей к жизни детей в детском саду, к их интересам.
- Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».
Гипотеза: мы предполагаем, что день открытых дверей позволит нашему детскому саду стать более открытым для родителей и общественности. Установятся более доверительные отношения между родителями, детьми и педагогами.
Ожидаемый результат:
- Родители станут участниками педагогического процесса.
- Совместная работа с семьей будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых.
Перспектива проекта:
День открытых дверей станет действенной формой педагогической пропаганды, это способ познакомить родителей с условиями,содержанием, приемами образовательной работы.
Вид проекта: информационный
Сроки реализации: краткосрочный (1 день)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»
ПОДПРОЕКТ «ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ»
ТЕМА ДНЯ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Выполнили воспитатели Фадеева И.Е, Аксенова Е.А.
Городской округ город Выкса - 2014 г
Проблема проекта: Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь семье в воспитании ребенка.
Цель проекта : установление доверительных и партнёрских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Повысить психолого – педагогическую культуру родителей.
- Сократить дистанцию между педагогами и родителями.
- Приобщение родителей к жизни детей в детском саду, к их интересам.
- Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».
Гипотеза: мы предполагаем, что день открытых дверей позволит нашему детскому саду стать более открытым для родителей и общественности. Установятся более доверительные отношения между родителями, детьми и педагогами.
Ожидаемый результат:
- Родители станут участниками педагогического процесса.
- Совместная работа с семьей будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых.
Перспектива проекта:
День открытых дверей станет действенной формой педагогической пропаганды, это способ познакомить родителей с условиями,содержанием, приемами образовательной работы.
Вид проекта : информационный
Сроки реализации : краткосрочный (1 день)
Основной этап реализации проекта
Время проведения | Режимные моменты | Ответственные |
|
Утро Прогулка Вечер | Утренняя гимнастика (приложение №1) | Цель: повышение степени устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. | Воспитатель |
Дыхательная гимнастика (приложение №2) | Цель: формирование умения слушать свое дыхание, профилактика бронхолегочных заболеваний. | Воспитатель |
|
Утренний «Круг друзей» | Цель: настроить детей на предстоящую деятельность. | Воспитатель |
|
НОД по изобразительному творчеству (приложение №3) | Цель: закрепление знаний детей о народных промыслах, элементах дымковской росписи. | Специалист по ИЗО: Волкова Г.В. |
|
Динамическая пауза «Привезли мы глину с дальнего бугра…»(№4) | Цель: разучивание слов, развитие умения соотносить слова с действиями. Умение показывать мимикой и жестами. | Родитель: Снегирева |
|
НОД по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы» (использование ИКТ+ аппликация) (приложение №5) Артикуляционная гимнастика со свистульками Подвижные игры: «Жмурки»; «У медведя во бору»; р. н. игры (приложение №6) Коллективный труд в природе: уборка опавшей листвы на групповом участке Ознакомление с искусством: выставка декоративно-прикладного искусства. Беседа по теме «Народные промыслы» Пение песни «Гжель»; игра с пением рус. нар. песни «Каравай» «Сладкий вечер» (чаепитие из гжельской посуды) Подведение итогов дня ВЫХОД | Цель: : расширение представлений детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Цель: развитие речевого дыхания Цель: развитие у детей быстроты реакции, внимания, поддержание интереса к подвижным играм. Воспитание любви к родному краю, земле; чувства партнерства в играх. Цель: умение родителей создавать детям радостное настроение от выполненной работы. Воспитание экологической культуры. Цель: расширение представлений детей о многообразии видов народно-прикладного искусства. Закрепления умения выделять основные средства выразительности, используемые при изготовлении различных промыслов. Воспитание уважения к труду народных умельцев, гордость за мастерство русского народа. Цель: развитие у детей чувство ритма в танцевальной импровизации, приобщение к культуре русского народа. Цель: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и родителями; активизация в речи слов (кусковой сахар, щипцы); создание веселого радостного настроения. Цель: обсуждение с родителями и детьми понравившихся моментов. Отзывы и предложения. ОФОРМЛЕНИЕ ФОТООТЧЕТА | Воспитатель Родитель: Ильичева Т.И. Родитель: Крошкина Е.С. Воспитатель Родители: Гусев Родители: Снегирева Левина Дигилева Музыкальный руководитель: Маслихина Т.В. Родители: Зверева Галкина Воспитатели |
|
Воспитатель Родитель: Ильичева Т.И. |
|||
Муниципальное образовательное учреждение МБДОУ Д/С №9 «Теремок»
МО «Барышский район»
Проект
На тему: «Декоративно - прикладное искусство»
г.Барыш 2017г
Тип проекта: Информационно- практический.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта : Воспитатели, родители, дети старшей группы.
Цель : формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием « народное искусство».
Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
Расширять представление о многообразии окружающего мира.
Воспитывать чуткость к художественному слову.
Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.
Приобщать к декоративно- прикладному искусству.
Актуальность:
В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративно- прикладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к оно пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей.
Предполагаемый результат:
Заинтересованность детей и родителей народным декоративно- прикладным искусством.
Активное участие в осуществлении проекта.
Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной росписи и применении их в своем творчестве.
1 этап - Подготовительный:
Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и т.д.)
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.
Подбор художественной литературы по теме проекта.
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
2 этап - Практический:
Перспективное планирование работы с детьми:
2 – я половина января - Знакомство с городецкой росписью.
Познавательное развитие:
Беседа на тему «Городец»
Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала.
Презентация «Городецкая роспись»
Речевое развитие:
Чтение стихов: Л. Куликова «Городец», частушки о Городце.
Д/и « Составь узор», « Дорисуй узор», « Собери картинку (Городецкий конь)»
Художественно- эстетическое:
Рисование «Городецкая роспись» (11.01)
Рисование «Укрась доску» (20.01)
Февраль – «Золотая Хохлома»
Познавательное развитие:
Рассматривание альбома «Хохлома»
Презентация «Золотая Хохлома»
Речевое развитие:
Чтение: Н. Бедник «Хохлома»,
В. Набоков «Хохлома»,
П. Синявский «Хохломская роспись»,
Разучивание стихотворения Е.Н.Николаевой «Золотая Хохлома».
Социально- коммуникативное развитие:
Д/игра «Найди отличия»,
Д/игра «Дорисуй узор»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование по мотивам Хохломской росписи «Укрась ложку» (02.02)
Рисование «Золотая Хохлома» (15.02)
Март – Матрешка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка. Гжель.
Познавательное развитие:
Беседа «Что такое народная игрушка?»,
Рассматривание русской матрешки, рассказ о ее изготовление народными мастерами.
Беседа «в тереме расписном я живу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, бытом русского народа, его гостеприимством.)
Интегрированное занятие «Дымковские чудо- мастера» с применением ИКТ (презентация «Дымковская игрушка») (14.03)
ООД «В гостях у художника» (об искусстве Гжельских художников). (21.03)
Речевое развитие:
Чтение- Моисеева «Матрешки», М.Г.Смирнова «Дымка», «Красная девица», А.Дьякова «Веселая Дымка», В.В.Гаврилова «Индюк», «Водоноска», «Филимоновская игрушка».
Разучивание стихотворений Е.А.Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели».
Социально- коммуникативное развитие :
Д/игры «Составь узор», «Назови правильно», «Собери Гжельскую розу», «Угадай, какая роспись», «Укрась матрешку», «Магазин игрушек», «Сравни дымковскую и филимоновскую игрушки»
Художественно- эстетическое развитие:
Конструирование из бумаги дымковских игрушек и роспись их «Барышня», «Индюк».
Рисование «Гжельская ваза» (10.03)
Лепка «Петух» (дымковская игрушка) (27.03)
Лепка «Козлик» (филимоновская игрушка).(13.03)
Народные хороводные и подвижные игры:
«Каравай», «Заря- заряница», «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Капканы», «Карусель».
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Декоративно- прикладное искусство- как средство нравственно- патриотического воспитания»
Привлечение родителей к сбору материала для оформления мини- музея « Народные промыслы»
3 этап - заключительный:
Создание мини-музея «Народные промыслы».
Список использованной литературы
1. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» М. Изд. Скрипторий 2000. 2003 г.
2. Соломенникова О. А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством» 2 изд. М. Мозайка-Синтез. 2005 г.
3.Вершинина Н., Горбова О. «Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр».// Дошкольное воспитание. 2004 №6.
4.Гаранина Н.К. «Приобщение дошкольников к народной культуре»
5. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество», 2-е изд..- М. Просвещение, 2006.
6. Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании», -М.: Мозаика- Синтез, 2012.
7. Ляпина Л.А. «Народные игры в детском саду».- М.: ТЦ Сфера, 2009.
Ирина Кузьмина
Проект «Народное декоративно-прикладное искусство»
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется проект на тем : Народное декоративно-прикладное искусство .
Проблема :В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа , знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле, «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны» [Усова 2005].
Цель проекта Познакомить детей , родителей с народными художественными промыслами. Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре . Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства .
Задачи проекта :
Вызвать у детей интерес к народной культуре .
Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре .
Уточнить и расширить знания детей о росписи : хохломы, городца, дымки, матрешки, гжели.
Формировать навыки технического исполнения росписей.
Развивать творческое воображение.
Формировать активное гуманистическое отношение к окружающему миру.
Тип проекта : творческий, долгосрочный.
Сроки проведения : октябрь-март.
Вид проекта : семейный, групповой
Количество участников проекта : воспитатели, дети – 17чел., родители – 10 чел.
Возраст детей : 5-6 лет.
Актуальность реализации проекта .
Тема проекта актуальна , так как народное искусство играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Советские педагоги А. Г. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.
Ожидаемые результаты.
У детей сформируются :
Сформированная предметно- развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей
У родителей :
Повысится интерес к совместной деятельности
Гармонизируются детско-педагогические отношения
Повысится уровень культуры личности.
Продукт проектной деятельности : Развлечение «Город мастеров»
Этапы реализации
1 этап : Подготовительный. Цель : выявление знаний педагогов, родителей, детей о народном русском творчестве .
2 этап : Реализация проекта . Цель : Знакомство детей, родителей, педагогов с народными традициями , бытом, декоративно-прикладном искусством
Работа с детьми.:Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций. Чтение художественной и научной литературы о народном творчестве . Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике) .Разучивание стихов, песен. НОД : изо : «Украсим матрешек» «Рисование матрешек «весёлые матрёшки» «Роспись силуэтов» «Украсим силуэты» е «Украшение объемной посуды элементами хохломской росписи «Знакомство с искусством Гжельской росписи » «Ваза для весенних цветов» (гжель) «Рисуем Гжель» «Нарисуй какой хочешь узор» «Дымковские куклы» «Домашние животные» «Знакомство с городецкой росписью «Городецкая роспись» «Нарисуй какой хочешь узор «Украсим матрешкам фартук»
Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике
Рассматривание научной литературы.
СД : Развлечение «Город мастеров»
Организация игровой деятельности детей. Перечень игр и упражнений : Д/и «Собери целое Д/и «Обведи и раскрась Д/и «Найди пару Д/и «Продолжи рисунок Д/и Д/и
3 этап : Заключительный1. Обобщение опыта работы по проблеме 2. Оформление альбома детских работ 3. Выставка детских рисунков, работ из глины и пластилина. 4. Развлечение «Город мастеров»
Схема реализации проекта
Дни недели 1 неделя 2 неделя 2 неделя 4 неделя
понедельник Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров Беседа о Дымке Заучивание стихотворения «Дымка» Роспись различных силуэтов в свободной деятельности
вторник Беседа об истории дымковской игрушки Д/и «Собери целое» Д/и «Обведи и раскрась» Заучивание загадок о дымке
среда Д/и «Найди пару» Занятие : «Дымковские куклы» Занятие : «Домашние животные» Занятие : «Вылепи какую хочешь дымковскую игрушку»
четверг Занятие :»Знакомство с росписью дымковских игрушек» Загадывание загадок про дымку Беседа с детьми «Из чего делают дымковские игрушки» Выставка детских работ
пятница Чтение стихов о дымке Родительское собрание : «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» Рассматривание иллюстраций, дымковских изделий Оформление мини-музея «Народные промыслы »
Рассматривание иллюстраций и изделий Городецких мастеров Беседа о росписи Городца, названий росписи : купавки, розаны т. д. Чтение стихотворений о Городецких мастерах и их изделиях Чтение стихов о «Городце»
Беседа с детьми об истории Городца Д/и «Продолжи рисунок» Беседа с детьми «Из чего сделаны изделия Городецких мастеров» Д/и «Найди пару»
Занятие «Знакомство с городецкой росписью» Занятие «Городецкая роспись» Занятие «Городецкая роспись деревянной доски» Занятие «Нарисуй какой хочешь узор»
Д/и «Найди такой же узор» Заучивание стихов о Городце Д/и «Собери целое» Закрепляющая беседа об истории Городца
Чтение стихов о Городце Консультация для родителей :»Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Рассматривание изделий городецких мастеров Выставка детских работ
Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Рассматривание Семеновской матрешки
Беседа с детьми о матрешках, истории их возраждения Д/и «Обведи и раскрась» Чтение стихов, пение песен о матрешках.
Чтение стихов, слушание песен о матрешке Д/и «Кто быстрее соберет матрешку» Закрепляющая беседа об истории возникновения матрешек Заключительная беседа о матрёшках.
Занятие «Украсим матрешкам фартук» Занятие «Украсим матрешек» Занятие «Рисование матрешек» Занятие «весёлые матрёшки»
Д/и «Найди пару» Заучивание танца матрешек Д/и «Найди отличия» Д/и «Собери целое»
Беседа сдетьми о семеновских матрешках Чтение стихов о матрешках Консультация для родителей «Творчество и воображение» Выставка детских работ
Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Рассматривание иллюстраций и изделий хохломских мастеров (знакомство с народным промыслом «хохлома» ) Рассматривание хохломских изделий (какие элементы используют мастера в росписи, что предпочитают рисовать)
Д/и «Найди пару» Чтение стихов о хохломе
Занятие «Знакомство с Хохломской росписью» Занятие «Роспись силуэтов»
Чтение книги Н. Бедник «Хохлома» с. 16-21 (об истории хохломской росписи) Беседа с детьми «Из чего делают хохломские изделия и техника рисования»
Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью» Заучивание стихотворения о хохломе «Ох, Россия, ты Россия…»
Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Беседа о технологии и истории промысла (хохлома) Беседа о видах росписи Закрепляющая беседа о видах росписи Рассматривание иллюстраций и изделий Гжельских мастеров
Чтение стихов о хохломской росписи Изготовление посуды из теста Заучивание стихов о хохломе Чтение стихов о гжели
Занятие «Украсим силуэты» Занятие «Украсим посуду хохломской росписью» Занятие «Украшение объемной посуды элементами хохломской росписи» Занятие «Знакомство с искусством Гжельской росписи »
Д/и «Продолжи рисунок» Д/и «Найди пару» Д/и «Узнай элемент росписи» Д/и «Придумай свою роспись»
Рассматривание изделий хохломских мастеров и иллюстраций Заучивание стихов о хохломе Выставка работ Консультация для родителей «Ступени к творчеству»
Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Рассматривание изделий гжельских мастеров Чтение стихов, Разучивание песни «Русский сувенир» Рассматривание картин и изделий мастеров народных декоративных промыслов Беседа о народных промыслах
Беседа об истории возникновения Гжели Беседа о гжельской росписи Чтение стихов о народных промыслах Чтение стихов
Занятие «Ваза для весенних цветов» (гжель) Занятие «Рисуем Гжель» Занятие «Праздник волшебного рисунка» Занятие «Нарисуй какой хочешь узор»
Д/и «Обведи и раскрась» Д/и «Найди такую же роспись» Д/и «Угадай к какому промыслу относится» Д/и «Придумай свою роспись»
Чтение стихов о Гжели Беседа с родителями о помощи и участии проведения праздника Выставка детских работ Развлечение «Город мастеров»
Критерии анализа и оценки созданных детьми изображений используя методические рекомендации О. А. Соломенниковой. Критерии данной диагностики следующие [Соломенникова 2005]:
1. Цвет :
высокий уровень (В) – ребёнок знает цветовую гамму для дымковской росписи;
средний уровень (С) – знает цветовую гамму, но иногда забывает цвета;
низкий уровень (Н) – не знает цветовую гамму дымковской росписи.
2. Форма :
высокий уровень – рисует простые и сложные элементы дымковской росписи, узор передаёт точно;
средний уровень – рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;
низкий уровень – рисует только простые элементы, а сложные не удаются.
Простые элементы : точка-горошина, прямая линия, круг.
Сложные элементы : клеточки, дуга, волнистая линия.
3. Умение хорошо работать кончиком кисти :
высокий уровень – хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
средний уровень – умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
низкий уровень – не умеет работать кончиком кисти.
4. Композиция :
высокий уровень – ребёнок видит и украшает полностью всю фигуру, используя простые и сложные элементы дымковской росписи;
средний уровень – ребёнок видит часть плоскостного силуэта и украшает его;
низкий уровень – скученное изображение.
5. Характер линии :
высокий уровень – плавная без отрыва;
средний уровень – прерывистая;
низкий уровень – не получается.
6. Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного выбора :
высокий уровень – плоскостной силуэт, кисть, тычок;
средний уровень – плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок;
низкий уровень – простой лист, тычок.
7. Уровень самостоятельности выполнения работы :
высокий уровень – самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими элементами;
средний уровень – необходима частичная (небольшая) помощь педагога;
низкий уровень – не может выполнить работу.
8. Творчество :
высокий уровень – самостоятельно придумывает композицию, изображает элементы росписи;
средний уровень – составляет композицию, но для этого ребёнку надо иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога;
низкий уровень – рисует только то, что видит, нет творческой активности.
Детям было предложено изобразить красками дымковский узор на бумажном силуэте дымковской игрушки или на листе белой бумаги (по выбору ребёнка) . После этого работы анализировались и оценивались по вышеуказанным критериям.
Результаты промежуточной диагностики.
Диагностика показала, что цветовую гамму росписей на высоком уровне знают 38% старших дошкольников, на среднем уровне – 54%, на низком – 8%. Передача формы элементов росписи у 85% детей – на среднем уровне, у 15% – на низком. Умение работать кончиком кисти на среднем уровне проявилось у 85% дошкольников, на низком уровне – у 15%. Умение составлять композицию из элементов росписи у 47% детей находится – на высоком уровне, у 38% – на среднем, у 15% – на низком. Характер линии у 55% дошкольников имеет высокий уровень, у 15% – низкий. Использование материалов при создании изображения находится на высоком уровне у 54% детей, на среднем уровне – у 46%. Самостоятельность при выполнении работы у 85% дошкольников оказалась на среднем уровне, у 15% – на низком. Творческую активность на среднем уровне проявили 85% старших дошкольников, на низком уровне – 15%.
Результаты итоговой диагностики
Итоговая диагностика показала, что цветовую гамму росписей на высоком уровне знают 46% старших дошкольников, на среднем уровне – 54%. Передача формы элементов росписей у 38% детей проявляется на высоком уровне, у 50% детей – на среднем уровне, у 16% – на низком. Умение работать кончиком кисти на высоком уровне находится у 38% дошкольников, на среднем уровне – у 54%, на низком уровне – у 8%. Умение составлять композицию из элементов росписи у 69% детей находится – на высоком уровне, у 31% – на среднем. Характер линии у 31% дошкольников имеет высокий уровень, у 69% – средний. Использование материалов при создании изображения находится на высоком уровне у 77% детей, на среднем уровне – у 23%. Самостоятельность при выполнении работы у 23% дошкольников оказалась на высоком уровне, у 61% – на среднем, у 16% – на низком. Творческую активность на высоком уровне проявили 61% старших дошкольников, на среднем – 27%, на низком уровне – 12%.
Результаты сравнительного анализа результатов промежуточной и итоговой диагностики овладения изобразительными навыками в декоративной работе
Критерии Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Цветовая гамма 38% 54% 8% 46% 54% -
Передача формы, элементов - 85% 15% 38% 50% 12%
Умение работать кончиком кисти - 85% 15% 38% 54% 8%
Умение составлять композицию из элементов 47% 38% 15% 69% 31% -
Характер линии 55% 30% 15% 31% 69% -
Использование материалов при создании изображений 54% 46% - 77% 23% -
Самостоятельность при выполнении работы - 85% 15% 61% 27% 12%
Выводы. Таким образом, итоговая диагностика показала, что в процессе изучения народных промыслов дети улучшили свои результаты по большинству критериев анализа и оценки созданных изображений, по которым проводилась диагностика.
В результате проводимых занятий по декоративному рисованию , рассматривания иллюстраций, изделий народных мастеров , бесед, дидактических игр, чтения стихов и потешек о дымковской игрушке у старших дошкольников появился устойчивый интерес к народному декоративно-прикладному искусству ,дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги и бумажном силуэте, усвоили цвета каждой росписи, стали лучше владеть кистью, большинство детей стало безошибочно называть все элементы росписей.
И закончить хочется словами А. И. Деньшина, человека, который очень много сделал для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушел в забвение : «Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!»
Список литературы
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. «Конспекты занятий. -М.: Мозаика-Синтез, 2008.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» . М.: Карапуз 2009.
О. А. Соломенникова «Радость творчества» //Дошкольное воспитание. -2005. № 1. – с. 49-52.
Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду.» М.:ТЦ Сфера 2008
Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Авт. -сост. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева Изд. Учитель Волгоград 2010.
Создание произведений декоративно-прикладного творчества – очень трудоемкий и многоэтапный процесс. В отличие от живописцев, музыкантов, актеров, пользующихся готовым материалом, художник-прикладник, прежде чем создать изделие, должен подготовить материал, продумать технологию его обработки. Мастер должен помнить, что между замыслом и исполнением лежит длительный и сложный технологический процесс. Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении взаимосвязи предмета со средой и с человеком. Если рассматривать взаимосвязь среды и человека в широком смысле слова, то мы неизменно упираемся в определенную организационную структуру – клуб по интересам, дом детского творчества, индивидуальные творческие мастерские и т.д. Формы могут быть различны, но суть остается одна – для творчества необходима определенная атмосфера и определенная творческая среда. Все это, на наш взгляд, с успехом сочетается в системе дополнительного образования.
Дополнительное образование остается в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом влияет на развитие ребенка. Основы личностного развития: интеллектуального, эмоционального, коммуникативного закладываются в самом раннем детстве, это безусловный факт. Детство – это период, когда человек осознает себя и свое место в этом мире, учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
На сегодняшний день изменились требования к обучению, и в том числе в учреждениях дополнительного образования. Если раньше на первый план выходила задача обучения, то есть получения определенного набора знаний, умений и навыков, то сейчас этого недостаточно. Сегодня учреждение дополнительного образования – это открытая и творческая система, в которой на первый план выходит системно-деятельностная парадигма образования. Не вызывает сомнений огромное значение инновационной деятельности, в частности, применения метода проектов как составной части образовательно-воспитательного процесса. Сегодня проектирование, как социальное, так и творческое, является ключевым моментом в организации образовательного процесса. С введением ФГОС для дошкольного, начального и основного общего образования педагоги дополнительного образования могут применять на практике унифицированную систему оценки качества образования, основанную на освоении учащимися универсальных учебных действий. К числу планируемых результатов образовательной деятельности в соответствие с ФГОС отнесены:
– личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
– метапредметные результаты: освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
– предметные результаты.
Работая в системе дополнительного образования уже более 20 лет, я пришла к одному очень простому выводу – нельзя ограничивать полет детского творчества! Наоборот, надо помогать детям раскрыться, дать им возможность проявить свои не только явные, но и скрытые таланты и возможности! В моем творческом объединении «Дизайн-мастерская «Макраме» для детей есть все условия – замечательная мастерская в клубе «Калейдоскоп» Центра внешкольной работы «Галактика», дружный коллектив, свобода творчества. А разработка и реализация коллективных и индивидуальных творческих проектов, как показывает практика, это максимально эффективное средство для развития ребенка и сплочения коллектива. Мы занимаемся проектированием не только в рамках занятий, но и в рамках культурно-досуговой деятельности. Вот несколько иллюстраций нашей проектной деятельности только за последний год:
1. Сезонные творческие проекты по временам года: если зима, то это может быть новогодняя композиция, северный пейзаж, зимний лес. Если весна, то в проекте обязательно есть символы весны – подснежники, мимоза, одуванчики. Лето – разнообразие цветов, парки, фонтаны. Осень – осенние деревья, ежики с грибами и ягодами.
2. Космический проект – неоценима роль пап и дедушек, которые помогают своим детям изготавливать ракеты, летающие тарелки, инопланетян. Результатом космического проекта стали не только детские работы, но и новые знания, которые ребята черпали из различных источников информации.
3. Проект по сказкам Пушкина. Как и положено настоящим творцам, начинать работу нужно с коллективного обсуждения общего замысла, выбора интересного и забавного героя. Ребята составляли план проекта, предлагая свои идеи, готовили персонажей в разных техниках прикладного творчества. В результате каждый участник проекта, представляя изготовленного им персонажа, «озвучивал» его, читая стихи поэта. И, конечно же, детские изделия, объединённые в композицию «По сказкам Пушкина», были представлены на постоянно действующей выставке в холле клуба. Это вызвало немалый интерес и у детей и взрослых разных возрастов, а творческое объединение пополнилось новыми учащимися.
4. В проектах «Цветы» и «Украшения» в технике макраме и бисероплетения активными участниками стали не только дети, но и мамы, бабушки, старшие сёстры.
Во всех проектах очень удачно сочетаются разные виды техник. В процессе работы над проектом включается творческая мысль, предлагаются всевозможные идеи, востребована помощь родителей, используется разная литература, интернет и пр. Работы всем хватает. А как результат – обязательная выставка работ, участие в конкурсах, проведение презентаций и мастер-классов.
Накануне празднования 70-летия Великой Победы, готовились с детьми к выставкам. Мысли об историческом прошлом народа неизменно вызывают чувство национальной гордости, трогательно до слез было слушать рассказы о родственниках-фронтовиках, рассматривать фотографии из семейных архивов, делиться впечатлениями о множестве мероприятий, которые проходили в школах, клубах и даже во дворах, с настоящим оркестром и солдатской кухней. Продумывая проект, мы обсуждали, как можно выразить патриотизм, гордость за свою Родину, благодарность, используя свойство материала, будь то макраме или бисер, из которого выполнялись изделия. В результате появились композиции: «Вечный огонь», «Дерево памяти» с портретами ветеранов, «Салют Победы», панно с выплетенными буквами, цифрами, Георгиевские ленты. Все это готовилось задолго, с трепетом, переживаниями, чтобы все получилось аккуратно. И здесь цель одна: воспитание в подрастающем поколении чувства патриотизма, любви к Родине, национальной истории и культуре.
Каждый человек в душе творец. Всем знакомо ни с чем несравнимое состояние радости, когда частичка души медленно перетекает в создаваемую своими руками красоту. Недаром выполненные с любовью вещи несут в себе частичку своего создателя. А создание коллективной работы увеличивают эту радость. И пусть наши занятия с детьми останутся для них не только приятным воспоминанием детства, но и принесут конкретные плоды в их будущей взрослой жизни.
Декоративно - прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)- искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами и предназначенных не только для практического употребления, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д.
Вся жизнь первобытных племен и цивилизаций была связана с язычеством. Люди поклонялись разным божествам, предметам - траве, солнцу, птице, дереву. Чтобы «задобрить» одних богов и «отогнать» злых духов, древнейший человек, строя дом, обязательно дополнял его «оберегами» - рельефом, наличниками на окнах, животными и геометрическими знаками, имеющими символическое и знаковое значение. Одежда обязательно оберегала хозяина от нечисти полосой орнамента на рукавах, подоле и воротнике, ритуальный орнамент имела и вся посуда.
Но с древнейших времен свойственно человеку было и стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому изображения стали приобретать все более эстетический вид. Постепенно утратив свое первоначальное значение, они стали больше украшать вещь, чем нести какую- то магическую информацию. На ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой.
К декоративно-прикладному искусству относятся и художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно- декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т.п. Очень распространены промежуточные формы между ДПИ и станковым искусством - панно, гобелены, плафоны, декоративные статуи и пр., - которые составляют часть архитектурного целого, дополняют его, но могут рассматриваться и отдельно, как самостоятельные художественные произведения. Иногда в вазе или ином предмете на первое место встает уже не функциональность, а красота.
На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания. ДПИ - это один из древнейших видов искусства. В течение многих веков оно развивалось в народной среде в форме народных художественных ремесел.
Вышивка. Свои истоки берет в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. Вышивали на одежде льняной, хлопковой, шерстяной. В Китае и Японии вышивали цветными шелками, в Индии, Иране, Турции - золотом. Вышивали орнаменты, цветы, животных. Даже внутри одной страны существовали совершенно разные типы вышивок в зависимости от местности и проживающей там народности, как, например, вышивка красной нитью, цветная вышивка, вышивка крестом, гладью и т.п. Мотивы и цвет часто зависели от предназначения предмета, праздничного или бытового.
Аппликация. Разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломы нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки. Необычайно интересна аппликация в народном искусстве, особенно народов Севера. Аппликацией украшают панно, гобелены, занавеси. Часто аппликация выполняется просто как самостоятельная работа.
Витраж. Это сюжетная декоративная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками из наиболее мягкого материала - свинца. Таковы витражи многих соборов и храмов Европы и России. Также применялась и техника живописи по бесцветному или цветному стеклу силикатными красками, закрепляемыми затем легким обжигом. В 20в. стали выполнять витражи из прозрачных пластмасс.
Современный витраж используется не только в храмах, но и в жилых помещениях, театрах, гостиницах, магазинах, метрополитенах и т.д.
Роспись. Композиции, выполненные красками на поверхности тканей, деревянных, керамических, металлических и др. изделий. Росписи бывают сюжетные и орнаментальные. Они широко используются в народном искусстве и служат украшением сувенирных изделий или предметов быта.
Керамика. Изделия и материалы, выполненные из глины и различных смесей с ней. Название произошло от местности в Греции, бывшей с глубокой древности центром гончарного производства, т.е. по изготовлению глиняной посуды и утвари. Керамикой называют и облицовочную плитку, часто покрытую росписями. Основные виды керамики - глина, терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса.
Кружево . Ажурные изделия из ниток. По технике исполнения подразделяются на ручные (плетеные на точеных палочках - коклюшках, шитые иглой, вязанные крючком или спицами) и машинные.
Плетение из бересты, соломы, лозы, лыка, кожи, ниток и т.д. один из древнейших видов декоративно- прикладного искусства (известен со времен неолита). В основном плетением изготовляли посуду, мебель, кузова, игрушки, шкатулки.
Резьба. Способ художественной обработки материалов, при котором специальным режущим инструментом вырезаются скульптурные фигуры или на гладкой поверхности делается какое- либо изображение. На Руси наиболее была распространена резьба по дереву. Ею покрывались наличники домов, мебель, орудия труда. Существует резная скульптура из кости, камня, гипса и др. много резных изделий относятся к украшениям (камни, золото, бронза, медь и т.д.) и оружию (дерево, камень, металлы).