История здания гума на красной площади. Верхние торговые ряды (здание ГУМа)

Торговля на территории современного ГУМа ведется с XV в. Историческое название комплекса - Верхние торговые ряды. Изначально Никольская, Ильинка и Варварка делили всю торговлю напротив Кремля на Верхние, Средние и Нижние ряды. Каждый блок внутри делился на ряды, по характеру товаров: Колокольный, Кафтанный и пр. В XV–XVI вв. торговля шла в деревянных лавках, при Борисе Годунове в 1596–1598 гг. появились и каменные постройки, но, несмотря на частые пожары, замена дерева камнем шла очень медленно. В 1780-х гг. передняя часть Верхних рядов со стороны Красной площади получила второй этаж и арочный фасад с десятиколонным портиком. Проект полной перестройки комплекса был разработан , но до конца так и не реализован.

Пожаром 1812 г. ряды были полностью выжжены, но уже к 1815 г. по проекту построен новый комплекс, вновь классицистический: с портиком и куполом. Боковые части в форме буквы «Г», выходившие на Никольскую и Варварку, получили народное прозвание «глаголи». Здание украсили барельефы в виде женских фигур, несущих лавровые венки, а на главном портике со стороны площади разместился герб Москвы. Всего было 32 каменных корпуса. Но и этот комплекс обветшал: переходы, заваленные товаром, превратились в узкие трущобы, помещения плохо освещались и - во избежание пожаров - не отапливались. В 1887 г. комплекс был закрыт, прямо на Красной площади были поставлены временные лавки из 14 железных корпусов. Специально созданное «Акционерное общество Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве» провело конкурс, в котором победил проект . Работы велись в 1890–1893 гг. 2 декабря 1893 г. комплекс был торжественно открыт.

Хотя зодчий отошел от классицистического стиля в пользу псевдорусского, структура комплекса осталась прежней: линии, проходы и широкие окна витрин. Вытянутые «теремковые» крыши и шатры со шпилями над главным входом гармонируют с башнями Кремля. Благодаря инженерам и А.Ф. Лолейту пассажи («ряды») получили крыши с остеклением. В здании была своя электростанция, освещавшая и ряды, и Красную площадь, водопровод и артезианская скважина. Всего здесь было 1200 магазинов и три зала собраний. В 1897 г. в одном из них был создан кинотеатр.

После революции тут расположились квартиры известных деятелей правительства (напр., наркома продовольствия Цюрупы) и ряд контор. В 1930-х гг. существовали проекты сноса здания и строительства многоэтажного здания Наркомата тяжелой промышленности, но затем от них отказались. Торговля вернулась в 1952–1953 гг.: ряды были отреставрированы и получили новое название - Государственный универсальный магазин (ГУМ). Ныне ГУМ не имеет государственного статуса, но устоявшееся название было сохранено. Он стал неотъемлемым символом Красной площади. Судьба Верхних рядов осталась связанной с торговлей Средние же ряды, перешедшие в ведение военных, сейчас ожидают решения о своей участи, а Нижние ряды и вовсе были утрачены.

История ГУМа

Верхние торговые Ряды были открыты 2 декабря 1893 года. Это был исключительный для Москвы и для России проект — на тот момент это был самый крупный пассаж Европы.

Пассажи — крытые торговые улицы — придумали строить в начале XIX века в Париже после наполеоновских войн, под впечатлением от крытых базаров арабского Востока (старейший из них, Passage du Caire, построен в 1799 году). Но это были просто крытые торговые улицы, в универмаги они стали собираться только во второй половине века. Ближайшим аналогом ГУМ’а является галерея Виктора-Эммануила в Милане (1877), но наш московский пассаж в полтора раза больше, и в миланском пассаже не торгуют на верхних этажах — там нет знаменитых гумовских мостиков.

Верхние Торговые Ряды сознательно делались как символ Новой Москвы. Они строились на традиционном месте московского торга, тут были бесконечные лавки, «полулавки», «четвертьлавки», и хотя на Красную площадь ряды выходили гордым классицистическим фасадом Осипа Бове, внутри это живо напоминало Большой базар Стамбула или Дамаска.

Москва после реформ Александра II была местом гордого российского купечества, причудливо сочетавшего в себе в тот момент истовый консерватизм в духе «самодержавия, православия, народности» с открытостью к техническому прогрессу и новым идеям капитализма. Новые Ряды и должны были стать самым модным и технически продвинутым европейским универмагом, но в «русском стиле».


В феврале 1889 состоялся конкурс на проект Рядов, который выиграл Александр Померанцев, Роман Клейн, занявший второе место, потом построил Средние Торговые ряды. Сейчас это кажется фантастическим, но через 4 года — после сноса старых рядов, после археологических раскопок, находки из которых были переданы в Исторический музей — Ряды были открыты. С полной отделкой, со стеклянными небесами Владимира Шухова, с собственной электростанцией, артезианской скважиной, с оптовой торговлей в подвальных этажах, с отделениями телеграфа, банка, ресторанами, парикмахерскими, выставочными залами, ателье — единственное что без собственных дверей.

По первоначальному проекту Александра Померанцева Верхние Торговые Ряды представляли собой 16 больших отдельных зданий с застекленными улицами между ними. Это был целый город, идеальный город русского торгового капитализма: шелковые и парчовые ткани братьев Сапожниковых (6 гран-при на Всемирных выставках), часы Михаила Калашникова (у него купили себе Patek Philippe Лев Толстой и Петр Чайковский), кондитерская Абрикосовых (поставщики императорского двора с правом печатать государственный герб на своих коробках), парфюмерия Брокар (также поставщик императорского двора. А также официальный поставщик испанского королевского двора) и так далее. Вместе с тем на верхних этажах линий товары были гораздо дешевле, а огромный двухярусный подвал использовался для оптовой торговли (он освещался через стеклянные фонари в полу).

В 1917 году торговлю закрыли, товары реквизировали, здесь расположился Наркомпрод Александра Дмитриевича Цюрупы, осуществлявшего отсюда политику «продовольственной диктатуры». В Рядах расположился склад реквизированного продотрядами и столовая для совслужащих.

В 1922 году Владимир Ленин решил, что политика «военного коммунизма» не даст возможности коммунистам удержатся у власти, и объявил НЭП — «Новую экономическую политику». Но сначала он решил попробовать это в Верхних Торговых Рядах и 1 декабря 1921 года подписал «Положение о Государственном Универсальном Магазине (ГУМ)». Мы не чувствуем в этом слове особого привкуса, оно стало для нас привычным, а между тем это одно из немногих выживших в русском языке слов 20-х гг., нечто вроде РККА, Рабкрина, Потребкооперации. Все они умерли за ненадобностью — кроме ГУМ. Рекламой ГУМа, плакатами Владимира Маяковского и Александра Родченко, была заклеена вся Москва — ГУМ стал символом НЭПа.

Сталин закрыл ГУМ в 1930 году, сюда вселились министерства и ведомства, первая линия была полностью закрыта для входа, здесь находился кабинет Берии. Какая-то торговля продолжалась, у фонтана функционировал Торгсин и комиссионный магазин по продаже имущества врагов народа, на Никольскую выходил продуктовый магазин, но в целом ГУМ прекратил свое существование.

Сталин дважды — в 1935 и в 1947 годах — собирался сносить ГУМ, дважды выпускались правительственные постановления, но не дошли руки. Он умер 5 марта 1953 года. Над его гробом его преемник Георгий Маленков провозгласил, что товарищ Сталин завещал нам хранить мир между народами, выдвинул идею длительного сосуществования двух систем и снижения международной напряженности. Был вдвое уменьшен военный бюджет, началось усиленное развитие сельского хозяйства и легкой промышленности — все, что потом получило название «Нового курса» Никиты Хрущева. Но сначала они решили попробовать в ГУМе — он был реконструирован и открыт для публики 24 декабря 1953 года. 23 декабря был расстрелян Лаврентий Берия, газеты сообщили об этом в один день. ГУМ стал символом оттепели.

У ГУМа уникальная судьба — он открывался тогда, когда Россия поворачивалась в сторону людей, нормальной городской жизни, даже счастья. Мода в ГУМе, демонстрационный зал, пластинки в ГУМе, мороженое в ГУМе — все это стало московскими символами. И все это исчезало, когда мы поворачивали в другом направлении.

ГУМ сегодня

Сегодня ГУМ живет так, как он был когда-то задуман, — идеальный торговый город Москвы, будто бы проживший 120 лет своей жизни без потерь и катастроф. С 2007 года вновь радует посетителей фонтан в центре ГУМа — легендарное сооружение, запечатленное и в официальных хрониках ХХ века, и в миллионах частных фотографий (сегодня звук затвора фотоаппарата звучит здесь примерно один раз в три секунды).

Восстановлен легендарный кинозал, вошедший в историю отечественного кинематографа. На внешнем фасаде реализован уникальный проект иллюминации. С 2006 года на Красной площади открывается ГУМ-Каток, который сразу приобрел славу самой яркой ледовой площадки столицы. Мы возродили традиции зимних гуляний на Красной площади, которыми славилась Москва XIX века, но взяли и то светлое и счастливое, что было в XX.

В ГУМе вновь работает Гастроном № 1, который когда-то создавал Анастас Микоян как практическое приложение к своей «Книге о вкусной и здоровой пище». И дизайном, и одеждой продавцов, и даже наличием в ассортименте некоторых классических товаров советской эпохи (например, чай «Три слона») Гастроном № 1 возвращает нас в 1950-60-е годы, хотя это, конечно, игра. По сути своей это магазин, способный удовлетворить гастрономические капризы самого взыскательного сегодняшнего потребителя.

В той же советской стилистике выполнены кафе «Фестивальное» и Столовая № 57. Кафе названо в честь Фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году и собравшего 34 000 человек из 131 страны мира. Об этом событии напоминают рисунки, лозунги на нескольких языках, размещенные на стенах.

Столовая № 57 — это классическая линия самообслуживания, идею которой Микоян подсмотрел в Америке в 1936-м, а смог реализовать только в эпоху оттепели. Правда, еда другая: тут теперь хорошая русская и европейская кухня, а не «хамбургер», как это называл Микоян, то есть не «микояновская котлета», как ее называли советские люди.

ГУМ — не просто магазин, в котором можно купить практически все. Это целый торговый квартал, в котором есть и аптека, и филиал банка, и магазин цветов… Это памятник архитектуры. Это комфортная зона отдыха с ресторанами и кафе. Это художественная галерея и место проведения культурных мероприятий. Это неотъемлемая часть российской истории. Это символ Москвы, и это самое близкое место к Кремлю, где вы можете чувствовать себя в Европе.

Текст: Григорий Ревзин

Н екогда самый крупный пассаж Европы - Верхние торговые ряды, или современный ГУМ. Здание в неорусском стиле построено на исторически торговом месте в конце ХIХ века в рекордно короткие сроки - за три года. На разработку проекта архитекторам дали всего три месяца. Основное условие - сохранение архитектурной гармонии главной московской площади, ведь торговый пассаж оказался лицом к лицу с древним зданием Кремля. Предлагаем вспомнить 10 фактов о памятнике архитектуры с Натальей Летниковой .

Верхние торговые ряды . В центре столицы между Ильинкой и Никольской торговали и триста, и четыреста лет назад. Первые каменные торговые ряды построили еще при Борисе Годунове. Аккурат вдоль Ветошного переулка. При Екатерине II архитектор Джакомо Кваренги разработал проект Верхних торговых рядов в стиле классицизма . Завершал работу после пожара 1812 года Осип Бове. Едва прошло полвека - торговый комплекс потребовал реконструкции. Договориться лавочники с городскими властями так и не смогли. В итоге здание признали аварийным и объявили конкурс на постройку нового.

Всероссийский конкурс . Рациональность, экономичность, архитектурная гармония с историческим пейзажем. Проекты архитекторов, представленные на конкурс, должны были соответствовать как минимум трем требованиям. Свое видение нового здания на московской главной площади представили 23 зодчих из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Одессы и даже Берлина. Разместили проекты в трех залах Исторического музея . К слову, новая постройка должка была гармонировать и с ярким теремом из красного камня - Историческим музеем, выполненным в неорусском стиле.

«Московскому купечеству» . Академия художеств , Строительный отдел Губернского правления, Технический комитет, Архитектурное и Художественные общества. Проект выбирали общими усилиями - специальной комиссией. Первую премию в шесть тысяч рублей присудили работе под девизом «Московскому купечеству» - петербургского архитектора Александра Померанцева. Вторая премия досталась работе Романа Клейна - будущего автора Музея изящных искусств , третья - австрийцу Августу Веберу - одному из авторов здания Политехнического музея . Проект Померанцева утверждал лично Александр III .

От храмов - к торговому пассажу . Архитектор Александр Померанцев к моменту проведения конкурса успел лишь выполнить проект Храма-памятника Александру Невскому в Софии по заказу болгарского князя, построить деревянную церковь в Федоскино и гостиницу в Ростове-на-Дону. Впоследствии Померанцев занял пост главного архитектора Всероссийской выставки 1986 года в Нижнем Новгороде. Вместе с Виктором Васнецовым возводил второй по величине после храма Христа Спасителя - московский собор во имя Александра Невского, разрушенный в 1952 году.

«Город в городе» Александра Померанцева . Шестнадцать отдельных зданий с застекленными улицами между ними, аркадами-галереями. Большой центральный терем с парадным входом, воротами и башенками. Новое здание на Красной площади вышло торжественным и гармонично вписалось в исторический ландшафт. Верхние торговые ряды стали самым большим пассажем в Европе - по длине галерей и площади «стеклянного неба». Над входами в ГУМ размещались иконы с особо почитаемыми святыми: образами Николая Чудотворца , Спаса Нерукотворного, Ильи-Пророка , Сергия Радонежского.

Стеклянное небо «человека-фабрики» . Изобретатель и новатор Владимир Шухов , включенный в сотню выдающихся инженеров всех времен, и при строительстве крыши Верхних торговых рядов применил новаторский подход: арочные конструкции с тросовыми затяжками, что позволило уменьшить вес кровли. Восьмилепестковый купол Шухов спрятал за фасадом здания. Обилие стекла придает зданию ощущение легкости, хотя на строительство перекрытий ушло 800 тонн металла. Ажурный стальной каркас из металлических стержней стал настоящим произведением искусства.

Прогресс в древнерусском стиле . Самая высокотехнологичная московская постройка своего времени. Артезианская скважина, системы отопления и вентиляции, канализация, даже собственная снеготопка и мини железная дорога для перевозки товаров. Газовое освещение в городе и собственная электростанция в торговых рядах. От лавок - к салонам. Торговые ряды стали не только местом купли-продажи, но и прообразом бизнес-центра. На третьем этаже расположились представительства торговых компаний, а в подвале - магазины оптовой торговли.

Торговля в парижском духе . Фиксированную цену на товар в России впервые ввели именно в Верхних торговых рядах. Опыт владельца магазина «Le Bon Marche» Аристида Бусико, установившего ценники и придумавшего распродажи еще в середине ХIX века во Франции, прижился и в российской торговле. В московских Торговых рядах распродажи - «дешевки» пользовались у горожан большой популярностью. Ряды стали своеобразной выставкой достижений капиталистического хозяйства: часы Калашникова, кондитерская Абрикосовых, парфюмерия Брокара. Одним словом, дореволюционные бутики России.Маяковский . «В ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!» - призывал поэт. Но, уже став Главным универсальным магазином, Верхние торговые ряды не раз находились на грани сноса. В середине 30-х годов ХХ века на Красной площади хотели построить громаду Наркомата тяжелой промышленности - на месте ГУМа. Но план этот остался на бумаге, как и намерение в 1947 году на этом месте установить памятник в память о победе в Великой Отечественной войне . С 1953 года ГУМ вновь становится торговым пассажем и одним из символов города.

ГУМ, расположенный в самом центре Москвы, до 1953 года был известен как Верхние торговые ряды. Его здание - очень важный имеющий федеральное значение. ГУМ - один из самых больших универсальных магазинов в Европе. Он занимает значительную площадь - целый квартал столицы. Главный фасад здания выходит на Красную площадь.

Строительство современного ГУМа относится к 1890-93 гг. А.Н. Померанцев является архитектором этого здания, а В.Г. Шухов - его инженером.

Как появились Верхние торговые ряды в Москве

Год создания определить сейчас едва ли возможно. Судя по документам, относящимся к 17 веку, находившиеся на торговые ряды были центром оптовой и розничной торговли в столице. В те годы между Ильинкой и Никольской было длинное двухэтажное здание, известное как Верхние торговые ряды. Напротив него красовался памятник Минину и Пожарскому. Позади здания находилось множество мелких деревянных лавочек, которые часто горели во время московских пожаров. Пламя особенно часто вспыхивало зимой. Главной их причиной было использование приказчиками самодельных печей для обогрева в морозы. Интересно, что во время сильного пожара, произошедшего в 1812 году, квартал с лавками почему-то уцелел.

Новое здание

Новое здание для московских Верхних торговых рядов было построено в 1815 году. О. Бове стал его архитектором. Здание после постройки разделили на отдельные части, принадлежавшие частным владельцам. Когда настало время капитального ремонта, выяснилось, что получить согласие на него от всех владельцев невозможно. В результате отсутствия ремонта здание пришло в такую ветхость, что однажды женщина, примеряя платье в магазине, сломала ногу, провалившись сквозь пол, прогнивший со временем.

Создание акционерного общества

В конце 19 века, когда наша страна переживала мощный промышленный и экономический подъем, московский генерал-губернатор решил снести старое здание и построить новое. Однако владельцы опять не согласились с предложением, поскольку оно нарушало их имущественные права. Кроме того, для мелкого торговца даже самый непродолжительный простой грозил разорением. Владельцы здания решили создать особую комиссию, выдвинувшую невыполнимые условия городским властям. Московская Дума никак не могла на них согласиться, поэтому дело затягивалось. При поддержке московского генерал-губернатора в 1880 году владельцев здания обязали создать акционерное общество, получившее название "Верхние торговые ряды".

В Москве через шесть лет, в 1886 г., был образован комитет по созданию устава, призванного урегулировать процесс перестройки старого здания. Император лично утвердил этот устав, после чего началось разбирательство об имущественных правах на землю. В августе 1888 года было получено долгожданное согласие. Две трети владельцев вступили в Общество, затем было избрано правление. Размер акционерного капитала составил 9 408 400 руб. Акции, номинал которых составлял 100 рублей, были выпущены на всю эту сумму.

Проект А. Померанцева

15 ноября 1888 г. стартовал всероссийский конкурс. Со всей страны поступили проекты для нового здания Верхних торговых рядов. Старые лавки начали сносить в этот же день. Всего на суд комиссии было представлено 23 проекта, работу А. Померанцева признали лучшей. Предложение этого архитектора соответствовало главным требованиям конкурса. Экономичность и рациональность сочетали в себе выполненные по проекту Померанцева Верхние торговые ряды в Москве. Архитектурный стиль их сохранял преемственность. Здание напоминало старую застройку.

Архитектурный стиль можно определить как псевдорусский. Верхние торговые ряды в Москве, по замыслу А. Померанцева, включали в себя два здания. В настоящее время одно из них известно как ГУМ, другое же было возведено в бывших Теплых рядах. Оно тоже сохранилось до наших дней. по размеру несколько меньше, чем ГУМ. Оно выходит торцом на ул. Ильинку. Таким образом, отождествлять ГУМ и Верхние торговые ряды не совсем правильно.

Строительство нового комплекса и его открытие

Официальная торжественная церемония закладки новых Верхних рядов состоялась в мае 1890 г. На ней присутствовали важные персоны - представители самоуправления и городской администрации. Строительство здания было окончено в 1893 г. Верхние торговые ряды в Москве отныне представляли собой большой комплекс, состоящий из двух зданий, а также подземной торговой улицы, которая была оснащена центральным отоплением и электростанцией.

Дата открытия торговых рядов - 2 декабря 1893 г. По этому случаю жители города отслужили молебен, а затем Сергей Александрович, великий князь, вместе со своей супругой Елизаветой Петровной лично осмотрел сооружение. Верхние торговые ряды в Москве с того времени стали не просто торговым объектом. Под стеклянные крыши этого здания приходили на выходные целыми семьями полюбоваться одним из самых красивых и изящных зданий города Москвы. Фото, представленное выше, относится к 1893 году.

Новые Верхние торговые ряды

Вновь открытые Верхние торговые ряды (здание ГУМа) были трехэтажными, состоящими из 3-х продольных пассажей. Перекрытия пассажей - стальные арочные фермы с 16-метровыми остекленными пролетами. Внутри здания имелось три зала.

Как и раньше, торговая площадь была поделена между владельцами. Однако отныне это были салоны, а не лавки. Расположенные в новом здании торговые места сдавались наиболее известным фирмам. Неудивительно, ведь очень дорогой стала стоимость аренды в таком роскошном здании, как Верхние торговые ряды в Москве. Архитектура их привлекала внимание, да и внутреннее убранство было на высоте. Прекрасно отделанные, блистающие зеркалами, обставленные роскошной мебелью, они поражали воображение. Всего было 322 отдела на 3-х этажах здания. В них можно было купить любой вид продовольственных или промышленных товаров. Для оптовой торговли предназначались подвальные помещения здания.

В пассаже для привлечения большего количества покупателей продавцы начали предлагать дополнительные услуги. Например, в Верхних торговых рядах появилось отделение Международного Московского Банка. Также здесь начали работать ювелирная и граверная мастерские, парикмахерская, почтовое отделение, зубоврачебный кабинет. Открытие ресторана состоялось в 1895 г.

Важные нововведения

В былые времена в маленьких лавочках продавец объявлял покупателю стоимость того или иного товара. Обычно цена была завышена, поэтому покупатели торговались, чтобы ее сбить. Теперь же впервые начали использовать ценники, благодаря чему народ лишился традиционного развлечения. Интересно и то, что именно Верхние торговые ряды в Москве (архитектор - Померанцев) - универмаг, в котором впервые в России появилась Наконец-то на практике начало применяться правило, согласно которому покупатель всегда прав. В Верхних торговых рядах открылся гардероб, стала работать справочная. Начали устраиваться концерты и выставки, музыкальные вечера.

Верхние торговые ряды после Октябрьской революции

После произошедшей в 1917 году революции магазины, находящиеся в здании, были национализированы. Их закрывали, а затем вновь открывали по резолюции В. И. Ленина. Однако торговля в пассаже после национализации пошла на убыль. Она вовсе прекратилась после 1918 г. Здание Верхних торговых рядов в Москве (ГУМ) отныне начало использоваться различными учреждениями. В когда-то роскошные салоны завезли письменные столы, и чиновники заполнили эти помещения. Здание Верхних торговых рядов в Москве стало довольно неуютным местом. Сначала в нем отключили отопление, а потом расположенную в подвале электростанцию залило водой, в результате чего строение лишилось электричества.

Период НЭПа

В 1920-е годы на предприятиях, принадлежавших государству, начали вводить хозрасчет. С этого времени производители могли распоряжаться самостоятельно частью собственной продукции. Эти годы известны в истории как период новой экономической политики (НЭПа). Множество предприятий было отдано в аренду. Верхние торговые ряды разделили эту судьбу. В здании в 1921 году разместился Государственный универсальный магазин (сокращенно - ГУМ). Правда, в то время пассаж уже не был тем блестящим местом, каким его знали раньше. Да и продавали в ГУМе главным образом канцелярские товары.

Универмаг в 1930-е и 1940-е годы

Нужно сказать, что Верхние торговые ряды в качестве магазина просуществовали недолго. Уже в 1930-е гг. помещения опять начали приспосабливать под конторы, а также под предприятия, в числе которых была типография Совнаркома СССР, которая проработала до 1995 г. В соответствии с Генеральным планом реконструкции Москвы, принятым в 1935 г., Красную площадь предполагалось расширить. Для этого необходимо было снести ГУМ. Однако этот проект не был реализован. ГУМ выстоял и в годы Великой Отечественной войны. Именно отсюда Ю. Б. Левитан 9 мая 1945 г. передал россиянам радостную весть о капитуляции Германии.

В 1947 году над зданием нависла очередная угроза. На Красной площади в это время решили поставить памятник, посвященный победе в ВОВ. ГУМ, как считали инициаторы этого предприятия, мешает его осуществлению. Однако здание вновь уцелело по счастливому стечению обстоятельств. На Красной площади памятник так и не появился.

Возрождение ГУМа

В 1953 г. началось возрождение ГУМа. Это было время Именно тогда было решено освободить ГУМ от учреждений, занимавших его. Началась реконструкция здания. Торговое оборудование, техника, строительные материалы были отправлены из различных городов СССР. Часть магазинов открылась еще до того, как работы были завершены.

Возрожденный ГУМ стал крупнейшим магазином в СССР. Множество товаров было завезено к его открытию. У магазина выстраивались громадные очереди. Наряды милиции регулировали толпу. Всего в универмаге было 11 отделов, там продавали готовое платье, текстильные товары, трикотажно-бельевые товары, обувь, мебель и ковры, хозяйственные товары, игрушки и канцелярские товары, головные уборы и меха, культтовары. Общий ассортимент магазина составлял более 30 тысяч наименований.

Очередная реконструкция

ГУМ в середине 1960-х опять едва не снесли, однако зданию в очередной раз повезло. Универмаг не только сохранился, но и стал одним из крупнейших в мире после присоединения следующих магазинов: "Белграда", "Молодежного", "Праги", "Симферополя", "Хрусталя" и "Лейпцига". Очередная реконструкция ГУМа была завершена в 1985 г. В 1987 г. гастроном Елисеевский стал частью универмага.

Столетие со дня образования акционерного общества

В 1993 году отмечали столетие со дня образования акционерного общества "Верхние торговые ряды". Целую неделю продолжалось празднование по этому случаю. Многие деятели науки и культуры, а также деловые люди приняли участие в нем. В ГУМе в эти дни был открыт главный вход (со стороны Красной площади).

Универмаг сегодня

Сегодня универмаг является который соответствует самым современным требованиям. Недавно было проведено восстановление Демонстрационного зала. Ночная иллюминация украсила главный фасад ГУМа. С 2006 г. перед магазином зимой заливается каток. Практически каждый турист, приехавший в Москву, жаждет посетить Верхние торговые ряды (ГУМ). Стиль здания отражает русский дух, а внутри можно найти много интересного.

РЯДЫ,ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩИЕ

Центральная часть Верхних рядов

В будущем году исполнится сто лет зданию знаменитого московского , бывших Верхних торговых рядов. Верхними ониназывалисьпотому, что вниз по крутому спуску от Красной площади к Москве-реке стояли Средние и Нижние торговые ряды. Но с постройкой нового здания название приобрело и другой, несколько неожиданный смысл. Верхние ряды стали вершиной в развитии этого типа торговых помещений, самыми большими и совершенными в длинном ряду российскихторговых рядов. В преддверии знаменательного юбилея "Былое" публикует статью, посвященную истории Верхних торговых рядов в Москве, их творцам, перипетиям строительства и эксплуатации.

ЧАСТЬ 1.НЕУРЯДИЦЫ ЗАНАРЯДНЫМФАСАДОМ

Место, накоторомстоит хорошо известный всем москвичам Государственный универсальный магазин, издавна служило для торговых целей.Уже в XV веке сюда из Кремля были выселены многочисленные лавочки, и с тех пор торговля здесь никогда не прекращалась. Хотя, возможно, были на этом месте постройки и совсем другого назначения. При сооружении существующего ныне здания на восьмиметровой глубине обнаружились древние двухъярусные белокаменные подвалы, похожие скорее не на склады товаров, а на подземные тюрьмы. В XIX веке Верхние торговые ряды представляли собой настоящую диковину, подобную которой можно было встретить только вМоскве.

Нашидалекие предки очень не любили ломать однажды возведенные капитальные здания. Вот и первые каменные ряды, построенные еще в XVI веке, многократно горевшие иразрушавшиеся, такжемногократно восстанавливались,надстраивались и перестраивались. Врезультате всех этих работ к началу XIX века сложился причудливый конгломерат сооружений,в плане и объемах которого трудно было найти какую-нибудь логику. В 1812 году эта постройка сильно пострадала, но ее вновь восстановил знаменитый архитектор О.И. Бове.

Вид на старые Верхние торговые ряды. 1880-е годы

Он же спроектировал новый, классический фасад рядов, словно нарядной ширмой закрывший старые лавки со стороны Красной площади. Центральную часть здания акцентировал мощный восьмиколонный портик,вместе с куполом сената за Кремлевской стеной определявшийпоперечную ось площади. На фоне портика хорошо смотрелся установленный вскоре памятник Минину и Пожарскому.

Верхние торговые ряды. Фасад. Арх. О. Бове

Но внутренность рядов совсем не соответствовала их торжественному внешнему виду. За нарядным фасадом скрывались более или менее узкие линии и переходы, вдоль которых располагались сотни лавок илавочек. В докладах городской управы красноречиво описывалось состояниеинтерьеров рядов – накренившиеся стены, удерживаемые только распорками, лежавшие прямо в глине выщербленные кирпичи мощения, проложенные посередине проходов водосточные канавы, крутые подъемы и спуски, для преодоления которыx нужно было цеплятьсяза развешенные по стенам веревки.

Очень жаль,чтосегодня нельзя побродить по этому странному и запутанному лабиринту, в котором на каждом шагу подстерегалакакая-нибудь неожиданность.Сохранись каким-то чудом старые торговые ряды с фасадом Бове до наших дней, они заняли бы место среди наиболее выдающихся архитектурных памятников города.

Интерьер старых Верхних рядов

Но чуда не произошло – несмотря на все ремонты и поновления , древнеелоскутноесооружение ветшало и разваливалось прямо на глазах. Уже в середине века стало ясно, чтоочередной поправкой обойтись не удастся.

ЧАСТЬ 2. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

Еще в в 1869 году московский генерал-губернатор, пораженный убожеством Верхних торговых рядов, предписал московскому голове незамедлительно озаботиться их перестройкой. Поэтому очень кстати пришлось предложение известных предпринимателей А.А. Пороховщикова и Н.А. Азанчевского. Незадолго до этого они соорудили на Ильинке Теплые ряды, называвшиеся так потому, что все магазины и лавки в нихотапливались, что было новостью для Москвы, привыкшей к вечному холоду и сырости, царившим вовсех прочих торговых рядах. Сначала спрос на непривычно комфортабельные и дорогие помещения был невелик, но скоро новинку оценили, и через три года из трехсот магазинов Теплых рядов не осталось несданным ни одного. На волнеуспеха Пороховщиков и Азанчевский решили взять в свои руки и перестройку Верхних торговых рядов, скупив предварительно все мелкие лавочки у их владельцев.

Но лавочники почуяли угрозу. Они заламывали за свои тесные и ветхиеклетушки несусветные цены, а многие вообще не хотели и слышать о продаже. Вот тогда-то предприниматели и обратились в городскую думу со своим проектом перестройки рядов и просьбой – провести принудительное отчуждение всех помещений рядов.

Такой поворот дела не на шутку напугал лавковладельцев, и они срочно выступили с контрпредложением. Верхнерядские торговцы брались перестроить ряды на свои средства. Право было на ихстороне, и городской думе поневоле пришлось отклонить проект Пороховщикова – Азанчевского . Но лавочники только этогои ждали – вопрос о перестройке рядов незаметно исчез с повестки дня.

Когда же спустя семь лет снова зашла речь о Верхних рядах, торговцы снова сделали вид, что готовы взяться за это дело, но взамен потребовали прирезки семисот квадратных саженей (трех тысяч квадратных метров) от Красной площади.Городская дума, понятно, не согласилась, и дело опять заглохло.

Очередная кампания прошла в 1880 году, не дав, впрочем, никаких сдвигов. Городская дума постановила создать акционерное общество для перестройки рядов, а торговцы это постановление попросту проигнорировали.

Москва многим обязана городскому голове Н.А. Алексееву. Неоценимы его заслуги и в деле возведения Верхних рядов. В 1886 году с помощью энергичных мер ему удалось созвать общее собрание лавочников, на котором постановили в шестимесячный срок подготовитьпроект устава акционерногообщества.Естественно, срок выдержан не был,и дело грозило вновь надолго затянуться. Этому помешала городская управа во главе с неутомимым Алексеевым. Своей властью она закрыла Верхние торговые ряды, поставив торговцев перед свершившимся фактом. Им предстояло торговать во временных рядах, наскоро сооруженных на Красной площади, вплоть доокончания постройки нового здания. Хочешь не хочешь, а нужно было решаться.

ЧАСТЬ 3. УБЕЖДЕНИЕМ И ОТЧУЖДЕНИЕМ

10 мая 1888 года устав нового акционерного общества Верхних торговых рядов в Москве получил высочайшее утверждение. В основу этого документа легли следующие основные принципы:

Акционерами могли являться только владельцы лавок, и только в размере стоимости их владений;

Участие постороннего капитала не допускалось;

Весь земельный участок должен был стать собственностью общества, а не отдельных владельцев;

Стоимостьвладений должна была определяться их доходностью по оценкам городских властей.

Эти, казалось бы, простые и естественные положения были выработаны в результате долгих усилий и позволяли решить сложную, почти неразрешимую задачу. Ведь новое здание предстояло соорудить на участке, принадлежавшем чуть ли не тысяче собственников. Все клетушки,все закутки (всего их было около семисот) в старых рядах имели своих x озяев . При этом часть лавчонок в результате многократной передачи по наследству формально принадлежала нескольким лицам. Каждый из лавковладельцев считалсебя полным господином своего пусть убогого и тесного (иногда в несколько квадратных метров) помещенияи боялся утратитьсвои права в результате коренной реконструкции. Многим, особенно самым мелким торговцам, вовсе не хотелось пускаться в рискованные предприятия с перестройкой. Пугало их и то, что нашлось изрядное количество сторонних предпринимателей, желавших вложить средства в явно выгодное дело. Вторжениекрупного капитала грозило вообщелишить мелких торговцев их насиженного места.

Именно этими соображениями были обусловлены основные положения устава, одобренные большинством лавковладельцев . Но нашлось немало тех,кто наотрез отказался передавать свои владения обществу. Их упорствопришлось ломать с помощью городских властей. Было принято решение о принудительном отчуждении во владение города лавок сопротивлявшихся, а дальше уже городское правление передало свою добычу во владение общества, получив взамен все права акционера.

Но даже и с теми, которые добровольно отдавали свои лавки, возникали затруднения. Многие лавочники имели неполный комплект документов на владение, либо вовсе не имели никаких. Свои права они обосновывали ссылками на давность лет или на своих предков. Законное урегулирование таких проблем предусматривало долгие разбирательства.

Чтобы вывести дело изтупика,пришлось отойтиотбуквы закона. МинистрфинансовИ.А. Вышнеградский разрешилпроизводить передачу лавок без купчих крепостей, лишь по одним общим планам и описям, которые, к счастью, сохранились. Благодаря этой прерогативе, а также энергичным действиям исовета общества большинство юридически и финансовыx проблем удалось разрешить в течение 1888 года.

ЧАСТЬ 4. НЕУДАЧНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

Председателем правленияакционерногообщества Верхних торговых рядов и главой всего грандиозного предприятия стал московский купец и промышленник А.Г. Кольчугин. Хотя возведение рядов являлось для него чуть ли не второй профессией ( вскореон принял заведование постройкой и соседних Средних рядов), к рядовым личностям Александра Григорьевича никак не отнесешь, уже хотя бы потому, что его фамилия увековеченав названии города – редкость для России, где города наименовывались, в основном, в честь императоров и князей,в крайнем случае – их детей, а отнюдь не купцов. Кольчугин был основателем товарищества медно-латунных заводов, одно из предприятийкоторого открылось в западной части Владимирской губернии. Постепенно вокруг него сложилсяпоселок, уже всоветское время превратившийсяв красивый и уютный город Кольчугино.

Назначение человека, внесшего свою лепту в одну недоброкачественную постройку, главой возведения нового, гораздо более сложного объекта, вряд ли выглядело логичным. Это сразу же было замечено. ОбиженныйА.А. Пороховщиков (один из авторов непринятого проекта перестройки рядов 1869 года) в своем письме, опубликованном в"Московских ведомостях", не без ехидства упомянул о "строительных способностях" более удачливого конкурента, наглядным подтверждением которых послужил обвал на Кузнецком мосту. Но богатство, влияние, энергия Кольчугина пересилили. К тому же процесс об обвале закончился для него вполне благополучно – Александр Григорьевич был приговорен всего-навсего к выговору в присутствии суда.

Кольчугин был не единственным героем процесса об обвале, вошедшим в состав правления общества Верхних торговыхрядов. Его товарищем избрали еще одного подсудимого – купца П.В. Щапова, а непосредственный надзор за работами на строительной площадке осуществлял инженер М.А. Попов, в свое время навязанный в качестве помощника архитектору А.С. Каминскому. Кстати, суд признал Попова главнымвиновником катастрофы.

Фактически круководствупостройкой Верхних рядов пришла целая команда Кольчугина,сложившаяся еще на сооружении домаКупеческого общества. Вдобавок по иронии судьбы тот злополучный дом общей схемой планировки был очень похож на вновь закладываемые торговые ряды. Те же три этажа, те же три пассажа, насквозь прорезающих массив обоих зданий.

Тем самымстроительстводома Купеческого общества на Кузнецком мосту стало как бы генеральной репетицией грандиозного строительства на Красной площади. Репетиция закончилась провалом, вернее, обвалом, но главных действующих лиц это не смутило. Они переформировали свою команду, очистив ее от случайных людей (например, архитектора Каминского, имевшего прочные связи с конкурентом – А.А. Пороховщиковым ), и сразу же, без перерыва, приступили к основному делу.

ЧАСТЬ 5. "МОСКОВСКОМУ КУПЕЧЕСТВУ"

Проект новогозданиявыбирался порезультатамспециального конкурса, объявленного 15 ноября 1888 года. На разработку проектов конкурсантам отводилось всего три месяца – последним сроком представленияматериалов акционерное общество назначило 15 февраля следующего, 1889года.Зато победителямназначались поистине царские премии:1-я – 6 тысяч,вторая – 3 тысячи и 3-я – 2 тысячи рублей.

В составжюри делегировали своих лучших представителей самые авторитетные государственные учреждения и общественные организации, имевшиеотношение к архитектуре и строительству.Членами жюри стали: от Московской управы – Н.А. Алексеев, от Московского губернского правления – губернский инженер А.А. Мейнгард, от Техническо-строительного комитета МВД – академик архитектуры И.С. Китнер, от Академии художеств – член совета Академии А.О. Томишко ,отМосковского архитектурного общества – его председатель Н.В. Никитин, от Петербургского общества архитекторов – академик В.А. Шретер и от Московского художественногообщества– один из старейших московских архитекторов А.(Алексей) П. Попов.

Участники конкурса должны были работать в рамках единой программы, своего рода технического задания, определявшего требования акционеров к проекту. Выработка этой программыоказалась весьма сложной задачей. С одной стороны, нужно было четко сформулировать требования к функциональности и экономичности здания, рентабельности и удобствам его эксплуатации. С другой стороны, в силу своего положения на Красной площади в окружении признанныхшедевров русского зодчества новое здание должно было отвечать самым высоким требованиям в архитектурно-художественном плане и по своему идейному содержанию.

Оптимально совместить обе группы требований не удалось. В программе конкурса явный приоритет получили требования первой группы: они былиболеемногочисленны, болеечеткоопределены. Требования к идейно-художественной стороне проекта свелись к нескольким расплывчатым пожеланиям, чтобы новое здание стало "памятником, достойным своего исторического местоположения."

Всего на конкурс поступило 23 проекта из Москвы, Пятибрюха , Одессы, Берлина и других городов. Согласно правилам, проекты представлялись под девизами, а именаих авторов содержались в запечатанных конвертах. Жюри имело право вскрыть только конверты с девизами премированных проектов. Поэтому вряд лимыкогда-нибудь узнаем имена всех зодчих, представивших свои работынаэтот престижнейший конкурс. Зато широко известны имена призеров: первую премию завоевал петербургский академик архитектуры А.Н. Померанцев, вторым стал будущий академик Р.И. Клейн, третьим – популярный московский австриец А.Е. Вебер. На результатах сказался явный уклон конкурсной программы в сторону удовлетворения потребностям торговли, экономии и удобств эксплуатации. Лучшими были признаны наиболее утилитарные проекты. Характерен девиз проекта-победителя – "Московскому купечеству".

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект А.Е. Вебера

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект Р.И. Клейна

Мнение общественности о конкурсных проектах, в томчислеи премированных, отражено в газетах того времени: "Большинство проектов поражает отсутствием художественного творчества. Они бесцветны". Репортер "Московских ведомостей" высказался, пожалуй, слишком резко.Вполне достаточно было быотметить, что почти все проекты выглядели на одно лицо и различались лишь по тщательном рассмотрении. Не каждый старый москвич, много раз видавший фасад и в натуре, и на фотографиях, сможет с первого раза выделить работу Померанцева среди двух десятков аналогичных фасадов.

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект под девизом "По старой памяти"

Положение о конкурсе не обязывало акционеров принимать к исполнению проект, получивший первую премию; они были вправе выбирать из всех трех призеров, могли приобрести и другие приглянувшиеся им проекты, а затем поручить кому-либо из зодчих разработать на их основе оптимальный вариант здания. Поэтому правление общества сделало попытку добиться лучших результатов: призерам, а также нескольким участникам завершившегося конкурса (московским арxитекторам Б.В. Фрейденбергу , П.П. Зыкову, В.П. Загорскому, М.Н. и Д.Н. Чичаговым) поручили доработать иx проекты.

Кмаю 1889 года зодчие завершили работу, но никакиx существенныx изменений в решение жюри это не внесло. Выяснять и далее, был ли избранный проект А.Н. Померанцева на деле лучшим, а тем более пытатьсяв нем еще что-то улучшить было попросту некогда. Работы на строительной площадке уже разворачивались.

ЧАСТЬ 6. ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ?

Акционеры спешили: не очень-то удобно было торговать во временных железных бараках. Поэтому еще до объявлениярезультатов конкурса началсяснос старых рядов.

В товремя историография русского зодчества все еще пребывала в зачаточном состоянии, особого интереса к остаткам утилитарных, хотя и древних построек никто не проявлял, а архитектуру русского классицизма по традиции, шедшей еще со времен Гоголя, продолжали считать скучной, казарменной (насколько странно это звучит сегодня!). Ценности сооружений начала XIX века еще не осознавали и в пылу строительной горячки сносили и перестраивали их десятками. Не стали исключением и Верхние торговые ряды. Никаких препятствий к их сносу не усматривалось, протестов против"покушения на Красную площадь" не было слышно. Никто даже не вспомнил об авторстве Бове –он еще не считался, как сейчас, одним из лучших московских зодчих.

Одним словом, обстановкабылавполне деловая, обошлось без ненужных эмоций. Одно из самых больших и интересных зданий, украшавших наш город, исчезло бесследно.Даже оставшиеся от сноса строительные материалы продали, выручив за нихвесьма приличную сумму – 250 тысяч рублей.

Говорят, ломать – не строить.Но снос огромныx старыx рядов и расчистка площадкиоказались делом не многим более простым, чем сооружение новыx . Разборка старых построек в южной половине участка началасьв сентябре 1888 года, а на другой половине строения были сломаны лишь летом следующего года. Гораздобыстрее шли работы нулевого цикла:траншеи вырыли через несколько месяцев,к осени.Тогда же, осенью, заложили фундамент. Но официальная, торжественнаязакладка состоялась лишь 21 мая 1890 года (все даты по старому стилю). Таким образом, от начала сноса до закладки прошло более полутора лет.

Верхние торговые ряды. Строительство

Зато возведение стеншлоисключительно быстрыми темпами– бывали дни, когда укладывалось до 200 тысяч кирпичей.Нельзя при этом забывать, что кладка в те времена велась только в теплое время – примерно 6 месяцев в год,поэтому окончена она была к 1892 году. Но уже за несколько месяцев до этого открыласьчасть магазинов в наиболее готовой,южной части здания.

Много усилий былозатраченона отделку, монтажперекрытий пассажей и технического оборудования. Но и здесь четкая организация работ помогла выдержатьвесьмасжатыесроки.Освящениеи официальноеоткрытиеВерхних торговых рядов состоялось 2 декабря 1893 года.

ЧАСТЬ 7. СКАНДАЛ

Казалось бы, уроки неудачной репетиции не пропали даром. Здание Верхних рядов было построено на совесть. Современники единодушно отмечали прочность конструкций здания, высокое качество строительных материалов, тщательность исполнения работ. И все-таки без скандала, омрачившего впечатление от четкой организации дела изадержавшего работы, не обошлось.

Начался он совершенно неожиданно. Еще в 1888 году городская дума постановила, что фасад Верхних торговых рядов должен отстоять от памятника Минину и Пожарскому (он наx одился тогда в центре Краснойплощади) не ближе 10 саженей (около 22 метров). С той поры была проведена разбивка участка,возведены фундаменты и часть стен.Как вдруг в сентябре 1891 года городской землемер донес, что центральная часть фасада новостройки отстоит от пьедестала памятника на 10,8 саженей, а от окружавшей его решетки – всего на 9,6 саженей.

Почему решили измерять расстояние от решетки – неясно, но сообщение землемера вызвало быструю и бурную реакцию. Городская дума создала комиссию для расследования, но уже до этого управа остановила строительство. Завертелось кляузное и бестолковое дело.

Подняли необходимые документы, потребовали объяснений от членов Строительного совета при городской управе, послали запрос генерал-губернатору. В ходе расследования стали всплывать любопытныевещи. Оказалось, что в мае 1888 года самим царем была утверждена красная линия, то есть предельнаядля застройки границаКрасной площади, а спустя всего несколько месяцев Александр III утвердил проект Померанцева, согласно которому здание Верхних рядов в некоторых местах нарушало толькочтоутвержденную границу! А майскую красную линию никто не догадался отменить. Придальнейшем рассмотрении выяснилось, что эту пресловутую красную линию вообще было невозможно точно проложить на местности, так как утвержденный царем чертеж не содержал указания точныx величин углов и расстояний, необходимых для привязки к опорным пунктам.

А дальше дело запуталось совершенно: центральный выступ фасада здания,из-за которого все и началось, вовсе ненарушалкрасной линии и лишь незначительно выступал за проектные плановые очертания! Зато боковые ризалитыявнонарушали всевысочайшеутвержденные документы – они далеко "выехали" и за красную линию, и за проектное положение. Скандал разгорался и становился опасным для многих – ведь в том, что царь своей подписью придал силу закона двум противоречившим друг другу документам, виноват был, конечно, не он, а те, кто представлял их на утверждение.

И вдруг за несколько дней все утихло. Комиссия быстро состряпала многословныйи маловразумительный доклад, где говорилось, что нарушение линии зафиксировано только на плане, а не на местности (?), а там, где оно все же было (!), масштабы его были признаны слишком незначительными, чтобы поднимать шум.

Все же обычай требовал козлов отпущения, и таковые былибыстро найдены. Как и в деле об обвале на Кузнецком мосту ими стали архитекторы. Сам автор проекта, петербургский академик, известный самому Александру III, был слишком высокой персоной для московских купцов, зато у себя в Москве они нашли зодчих попроще . Первым стал участковый архитектор Городской части (то есть КремляиКитай-города) А.Д. Муравьев, которого вынудили уйти со своего поста. Вторая жертва была крупнее – член Строительного совета при городской управе В.Г. Залесский. Он оказался более твердым, сумел дождаться оправдательных выводовкомиссии и лишь после этого написал исполненное достоинства прошение об отставке.

Невиновность обоих зодчих в неурядице совершенно очевидна: им поручалсялишь контроль за соответствием возводимого здания проекту, в котором уже и было заложено нарушение ранее утвержденной красной линии. А после высочайшего утверждения проекталюбые его поправки вообще становились немыслимыми.

Весьма вероятно, что вся эта история была инспирирована враждебными Кольчугину влиятельными лицами, которые сами же и "нажали на тормоза", убоявшись размаха скандала. И всежевозникновению дела немало способствовал стиль работы кольчугинской команды, который уже ярко проявился в деле об обвале на Кузнецком мосту. Отчетливо видна приблизительность, с которой и сам Кольчугин, и его присные относилось к своим обязанностям. Попросту говоря, они частенько надеялись на авось. В первом случае не соблаговолили выполнять строительные правила, во втором – как следует подготовить важнейшие, представляемые самому царю документы.

Скандал с красной линией имел еще одно, совершенно неожиданное следствие. Благодаря ему вновь воскресло старое дело об обвале дома Купеческогообщества.Сработала простая логика:если за нарушение красной линии (действительное или мнимое) поплатились своими постами сразу два городских архитектора, то почему ни один из них не понес ответственности за десятки жертв катастрофы 1888 года? И спустя пять лет после катастрофы передсудомпредстали бывший начальник строительного отделенияуправыА.С. Потемкин и участковыйархитектор В.Н. Карнеев . Потемкина, как водится, оправдали, а Карнеева из уважения к преклонному возрасту и беспорочной службе приговорили к строгому выговору. Но престарелому академику архитектуры и выговора оказалось довольно – c ним случился удар. Так строительная деятельность Кольчугина всего за четырегода сломала карьеру или жизнь четырем московским зодчим – А.С. Каминскому, А.Д. Муравьеву, В.Г. Залесскому, В.Н. Карнееву .

ЧАСТЬ 8. СТРОИТЕЛИ

Автор проектаи руководитель строительства Верхних торговых рядов Александр Никанорович Померанцев родился в 1848 году вМоскве, учился в Училище живописи, ваяния и зодчества,затем поступил в Академию художеств, и дальнейшая его жизнь была связана восновном с Петербургом. С 1887 года он академик архитектуры, с 1892 – профессор, с 1899 – ректор высшего художественного училища при Академии.

Кроме того, он занимал посты члена Техническо-строительного комитета МВД и архитектора при Синоде. Среди его работ в Москве нужно назвать станционные здания Окружной железной дороги, собор Александра Невского, архитектурнуючастьпамятника Александру III у храма Христа Спасителя. В столице Болгарии Софии и столице Черногории Цетинье по проектамПомеранцева возвели большие православные соборы. Ряд крупных зданий построен зодчим в Нижнем Новгороде и в Ростове-на-Дону. Первой же значительной и самой известной его работой стали Верхние торговые ряды. Несколько строительных сезонов Померанцевпровел в Москве, лично наблюдая за строительством.

Но даже на стройках обычных доходных домов архитектор имелпомощников,а столь грандиозная стройка без них была бы попросту невозможна. В разработке детальных чертежей, расчете конструкций,непосредственном руководстве работами участвовали десятки инженеров, архитекторов,техников, студентов-практикантов Института гражданских инженеров. К сожалению, их имена не упоминались ни в газетныхотчетах, ни в одном из роскошных памятных или рекламных изданий.

Только архивные документы позволяют назвать хотябынесколько имен – это уже известный инженер М.А. Попов, руководивший сломкой старых рядов и возведением фундаментов новых,техник В.В. Козак,и вдальнейшем помогавший архитекторам на сооружении важных городских объектов. В тени оставалось даже имя автора ажурных стеклянных перекрытий пассажей. Сообщалось лишь, что изготовлены они на Петербургском металлическом заводе, а о том, что сконструировал их выдающийся русский инженер В.Г. Шухов, не было сказано ни слова.

Верхние торговые ряды. Покрытие галерей

Систему отопления половины зданиявыполнил В.Г. Залесский,тот самый,что пострадал в результате скандала с красной линией. Но теперь он выступал не в качестве чиновника управы илиархитектора, а как частный предприниматель, совладелец лучшей в Москве технической конторы по отоплению и вентиляции "В.Г. Залесский и В.М. Чаплин".

Несколько загадочную роль на стройке играл Р.И. Клейн, прославившийся впоследствии сооружением здания Музея изящных искусств. С одной стороны, в напечатанных работах об этом зодчем ничего не говорится о его участии в строительстве, с другой стороны, ряд фактов позволяет предполагать, что Клейн имел к сооружению Верхних торговых рядов самое непосредственное отношение. Так, на судебном процессе по делу об обрушении дома на Кузнецком мосту (вновь и вновь приходится возвращаться к этому делу – связь его со строительством Верхних рядов очень велика) прокурор спросил Клейна, выступавшего экспертом защиты, не был ли он занят на постройке Верхних торговых рядов. Этим вроде бы не относившимся к делу вопросом обвинитель хотел обнаружить зависимость эксперта от подсудимого Кольчугина, и, понятно, что лучшим ответом было бы короткое "нет", но Клейн от ответа уклонился.

О многом говорит и то, что через несколько лет после этого Р.И. Клейн без всякого конкурса был приглашен для разработки проекта Средних торговых рядов, строительную комиссию которых возглавлял, как уже отмечалось, все тот же Кольчугин. Официальное объяснение этого довольно странного факта (дескать, Клейн получил вторую премию на конкурсе Верхних торговых рядов) трудно признать убедительным, так как одним составленным проектом архитектор зарекомендовать себя не мог. Скорее всего, Роман Иванович успел хорошенько поработать а стройке в сотрудничестве с Кольчугиным.

ЧАСТЬ 9. ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ В ИТОГЕ

Здание Верхних торговых рядов состоит из двух корпусов: основного, выходящего на Красную площадь, и малого, отделенного от первого проездом Сапунова. Этот переулок был устроен во время строительства на месте находившегося здесь Ветошного ряда и поэтому назывался Ветошным. Зажатый между корпусами рядов, он фактически является одной из ихлиний, только под открытым небом. Можно только пожалеть, что акционерному обществу не удалось приобрести участки в северной части Ветошного проезда, поэтому малый корпус протянулся лишь на половину его длины.

Зато главный корпус занял целый квартал от Ильинки до Никольской, связав их тремя линиями-пассажами, покрытыми легкими стекляннымисводами,пролет которыхравен почти 15 метрам. Эти основные пассажи пересекаются тремя поперечными, короткими.

В соответствии со старой традицией была сделана попытка дать названия всем пассажам, подобно старым торговымрядам.Продольную линию, ближайшую к Красной площади, составили два ряда – Казанский (со стороны Никольской улицы) и Ильинский (со стороныИльинки).

Следующую,среднюю линию,так и назвали Средним рядом. Линия вдоль Ветошного проезда вновь состояла из двух рядов – Владимирского(со стороныНикольской) и Ивановского (со стороны Ильинки).Средний из поперечных пассажей стал именоваться Центральным рядом. Оригинальнее всего выглядели названия боковых поперечныx галерей:в соответствии сположениемфигур памятникаМининуи Пожарскому их назвали Мининским (вдоль Никольской) и Пожарским (вдоль Ильинки). Но эти, в сущности искусственные, названия не прижились. Галереи Верхних рядов, а впоследствии оказалосьпроще называть просто по номерам. Вдоль пассажей на уровне второго и третьего этажей проложены галереи-балконы, дающие доступ к помещениям этих этажей. В нескольких местах балконы соединены мостиками, поражающими своим почти невероятнымизяществом и невесомостью (толщина их арки в середине не более пяти сантиметров).

Верхние торговые ряды. Переходные мостики

Невидимый, подвальный этаж по планировкеподобен верхним ,он такжесостоит из трех продольных и трех поперечных пассажей.А под Ветошным рядом подвал двухэтажный, в самом нижнем уровне располагались котельная для отопления и электрическая станция.

Сегодня масштабы ГУМа не вызывают особого изумления, но сто лет назад здание поражало своими размерами. Недаром все описания Верхних торговых рядов изобилуют цифрами, призванными еще больше потрясти воображение читателя, еще не привыкшего к размаху нового московского купечества. Некоторые из этих данных стоитпривести. Общая площадь обоих корпусов – 5431,45 квадратных сажени, то есть около двух с половиной гектаров. Из них площадь основного корпуса–5164,2, малого – 267,25 квадратных сажени. Фасад по Красной площади протянулся на 116,5 сажени или на две с половиной сотни метров. Несмотря на то, что перегородки и своды выполнялись из железобетона, на сооружение основных стен, столбов, арок пошло 40 миллионов штук кирпича. Общая длина галерей-балконов второго этажа – около полутора километров. На остеклениеперекрытийпассажей потребовалось 20 тысяч стекол. В главном корпусе разместилось около 1000 магазинов, не считая антресольных помещений.

Верхние торговые ряды. План 1 этажа

Несколько хуже обстояло дело с художественной стороной постройки. Правда, самый влиятельный архитектурный журнал "Зодчий", неизменно критически оценивавший художественный уровень всех московских новостроек, вдруг изменил своим принципам и дал восторженную оценку зданию рядов. Но этот факт объясняется, вероятно, тем, что автором проекта был петербуржец. Фасад здания, несмотря на все усилия архитектора, получился довольно монотонным и мало запоминающимся. Силуэт здания скучен, вычурный и обильный декор на расстоянии почти не воспринимается. Но,быть может,это не так уж и плохо – здание Верхних торговых рядов стало нейтральным фоном для прославленных памятниковархитектуры Красной площади.

Верхние торговые ряды. Вид с Красной площади

ЧАСТЬ 10. ЗДАНИЕ-ДИНОЗАВР

Самым женеприятнымбыло совсем другое. Здание новых Верхних торговых рядов можно было уподобить последним гигантским динозаврам, достигшим совершенства в своей линии развития, но обреченным на вымирание. Тип большого торгового здания-пассажа, разделенного на мелкиепомещения лавочек, для конца XIX века был уже устаревшим. Концентрация торговли в руках крупных фирм, рост товарообмена, увеличение числа покупателей, ускорение темпа городской жизни требовали иных торговых зданий.

Верхние торговые ряды. Интерьер

Современный покупатель знает, что в его лабиринте нелегко найти нужный отдел, а чтобы добраться до него, нужно пройти не одну сотню метров по пассажам, запруженным людьми, большинство из которых не покупают, а только движутся к нужному магазину или к выходу. Небольшие размеры торговых помещений приводят к распыленности товаров, ограничивают возможностиоперативной реорганизации. Все эти недостатки Верхних рядов особенно отчетливо проявились спустя всего полтора десятка лет после их открытия, когда в Москве было построено новое здание магазина "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ). Этот первый универмаг Москвы обеспечивал своим покупателям немыслимые для торговых рядов удобства. Просторные, светлые общие залы облегчали покупателям ориентировку, а четкое зонирование торговли, сосредоточение отделов вокругцентрального ядра с лестницей позволяли быстро добраться к нужному прилавку.

Противоречивым былоиразмещение Верхних торговых рядов на Красной площади. Грандиозный масштаб и великолепие здания говорили об их явно не провинциальном характере. Вместе с тем сама постановка рядов на главной площади никак не вязалось с представлениемо столичном городе.Ведь ряды для розничной торговли на центральной площади – характерный признак большинства захолустных городов и городков того времени. Почему же городская управа, постоянно подчеркивавшая столичность Москвы (пусть вторая, но столица!), дала согласие на столь провинциальное по сути размещение Верхних торговых рядов? Объяснение этому факту можно найти в прессе того времени. Москва, признавая первенство Петербурга в деле государственного управления, боролась за роль торгово-промышленной столицы Российской империи. Символом этого и должно было стать поднявшееся в центре города самое большое торговоездание страны, при этом в перспективе планировалось его превращение в центр оптовой торговли. Розничную торговлю предусматривалось постепенно свернуть. Соответствующий пункт был включен уже в конкурсную программу.

Но это так и осталось благим пожеланием, и заложенное в размещение Верхних торговых рядов противоречие резко обострилось, когда Москва превратилась в первую и единственную столицу. Можно поэтому понять тех советских архитекторов, которые предлагали вообщеснести ГУМи построить на его месте то или иное общественное здание, более отвечающее центральному положению в столичном городе. И вовсе ни к чему выставлять их в роли каких-то вандалов, стремившихся сокрушать памятники. Ведь в 1930-х годах здание бывших Верхних рядов было всего чуть-чуть старше, чем сегодня первые пятиэтажки Новых Черемушек, о которых никто не говорит, как о памятниках архитектуры.

Исторически обоснованным следует признать последовавшее в 1930-х годах закрытие ГУМА и передачу здания под учреждения, а вот возобновление торговли в 1953 году было обусловлено, пожалуй, политической конъюнктурой.

Уже в течение многих десятилетий раздаются голоса, доказывающие неуместность такого объекта, как универсальный магазин, на главной площади страны. Возразить что-либо трудно. Тем не менее никаких измененийне произошло, и вряд ли их можноожидать в ближайшее время. Пожалуй,главная причина этого – вневозможностинайти достойное применениеграндиозному комплексу. Чаще всего предлагалось отдать здание целиком под музей. Но оно совершенно не приспособлено для хранения ценных экспонатов, в лабиринте тесных помещений трудно организовать показ. Неудобны бывшие торговые ряды и для размещения учреждений и контор, а кроме того, такое использование здания навсегда закроет доступв негодлябольшинства москвичейи гостей столицы.

В нынешних условиях самым выгоднымиспользованиемздания являетсясдачаего помещений в аренду для торговли малым организациям. Результаттакой операциибудеттем же, что и в предыдущем варианте. Ведь торговля импортным ширпотребом несулит таких выгод,как сдача престижных помещений в самом центре города в субаренду под конторы богатых компаний и предприятий.

Самые интересные предсказания дальнейшей судьбыВерхнихрядов содержались в принятой в 1987 году программе "Центр" (к сожалению, вряд ли она будет когда-либо осуществлена). Программойпредусматривалось сохранение торговых функций, но с изменением ассортимента товаров.Вряд ли имеет смысл торговать одеждой, обувью, хозяйственными товарами на Красной площади. Более приемлемы книги,антиквариат, сувениры (конечно, не арбатского уровня). Часть помещений должна была отойти под кафе и рестораны, а также под салоны-магазины.

Для выставок и музеев программа отводила только центральную часть здания. Здесь могли бы открыться совершенно новые музеи – музей Красной площади,или, например, Москвы рубежа веков. В этом случае просторные галереи очень подошли бы для размещениякрупных экспонатов – вагонов конки и трамвая, извозчичьих пролеток, фонарных столбов, тумб, а может быть, и макета старого московского переулка в натуральную величину. Но в любом случае главным экспонатом стало бы само здание.Экскурсионный маршрут,проложенный по его подвалам, галереям,магазинам, лестницам,мостикам,а может быть и крышам, просто обречен на успех.

Но несмотря на это, нельзя еще раз не пожалеть о горькой судьбе предшественника нынешнего – старых Верхних торговых рядов. Каким бы прекрасным помещением могло бы стать это диковинное здание для музея старой Москвы и старого московского купечества с егобогатством и убогостью, с широким размахом и варварской мелочностью, с капиталистической энергией и патриархальной ленью,с дорогими товарами, продаваемыми среди грязи и сырости.

Поэтому завершить долгий рассказ о судьбе Верхних торговых рядов хочется словами,которыми в наши дни часто оценивалисьмногие новостройки в московском центре– замысел неплох, но Москва бы только выиграла, если бы он был осуществлен в другом месте.